Дочка не может определиться с будущей профессией


Содержание

Как помочь подростку выбрать профессию

В возрасте 14-15 лет дети начинают задумываться о своем месте в социуме. И выбор профессии для подростков становится главным вопросом. Но не всегда они психологически готовы к самоопределению. И тогда важную роль играют родители, которые могут направить стремления ребенка в правильное русло.

В подростковом возрасте человек выбирает свою будущую профессию

Важность выбора

Как показывают опросы, многие старшеклассники в 15-16 лет еще не знают, чем хотели бы заниматься в будущем. Только 15% из них видят себя в каком-то деле, еще 15% – совсем не задумываются, а 70% – не знают, на чем остановить свой выбор. Важно донести до подростка, что все во взрослом возрасте работают. И профессия определяет положение человека в обществе.

Много часов своей жизни люди проводят на работе. И она приносит не только доход. Прежде всего, работа должна развивать личные качества человека и не доставлять ему дискомфорта. Стоит помнить, что любое занятие имеет влияние на личность.

Надо дать понять сыну или дочери, что хобби и работа – это разные понятия. Выбрав профессию по увлечениям, можно совершить ошибку. Ведь не все любители животных будут готовы работать ветеринаром. Изучать медицинское дело не каждому под силу. Или любители рисовать не всегда справятся с работой модельера или дизайнера.

Хорошо, если можно посетить открытые лекции в учебном заведении, где ребенок планирует учиться. Стоит походить на курсы, связанные с этим делом. Тогда легче будет понять, можно ли свое увлечение связывать с будущей профессией. Ведь иногда хобби все-таки становится любимой работой.

Сложности выбора специализации

Зачастую ребенку определится с профессией нелегко. Это напрямую связано с одной из проблем современных подростков – несамостоятельностью. Она развивается ещё в младших классах, когда родители делают с ними уроки, водят их по репетиторам. Заканчивается это, обычно, в старших классах, когда подросток протестует против опеки родителей. Но самостоятельно решать свои проблемы он не может, т. к. не умеет. Необходимо с ранних лет учить детей самостоятельности. Начинать стоит с того, чтобы дать им самим трудиться над домашним заданием.

Основным затруднением является отсутствие профориентационных методик в школе. За границей же с раннего детства выделяют сильные стороны человека, проводя множество тестов. С их помощью определяют, в каком направлении стоит развивать дитя. У нас такого нет. Поэтому помочь с выбором профессии должна семья. Родители, наблюдая за детьми, определяют их навыки и склонности. Чтобы развить их, можно отдать дитя в соответствующий кружок или секцию.

В настоящее время исчезает много профессий, и на их место приходят новые. О них не всегда можно найти информацию. Поэтому ребенок с трудом представляет, что собой являет та или иная специализация. Это затрудняет его выбор.

В определении профессии большую роль играет мотивация школьника. Но она не всегда бывает правильной. Часто дети прислушиваются к мнению окружающих, которое может быть ошибочным. А такой мотив, как престижность будущей профессии, весьма относительное понятие.

Важно знать

Чтобы не совершить ошибку при выборе специализации, надо учитывать:

  • навыки;
  • любимое занятие;
  • сферу наибольшего интереса;
  • желания и тип темперамента.

После отделения всех хобби от желаемой специальности, стоит проанализировать черты характера подростка. Ведь спокойный человек не сможет работать в активных сферах, и наоборот: стеснительному будет трудно справляться в работе с постоянным общением.

К выбору специальности детей надо подготовить. Для этого выполняют следующие шаги.

Рейтинг специальностей

Чтобы реализовать себя в наиболее подходящей сфере, стоит рассмотреть список востребованных профессий. Особенно это поможет, если трудно сделать выбор между несколькими вариантами. Конечно, ребенок отдаст предпочтение специальности, которая занимает высокое место в рейтинге. Стоит предусмотреть область, в которую она перейдет, если с годами популярность её уменьшится.

ТОП-10 наиболее перспективных специальностей

Обзор профессий

О предполагаемой профессии стоит собрать как можно больше информации: специфика работы, где и как выучиться, уровень доходов, требуемые навыки и др. Информацию можно найти в научных статьях, интернете. Обзор специализаций даст достоверное представление о них. Поможет определить, подходит ли она подростку.

Статьи о выборе профессий

Можно найти массу материалов, которые касаются этой темы. Они достаточно полно раскрывают данный вопрос. Из работ психологов можно взять на заметку ценные советы.

Помощь профориентолога

Если самому трудно определиться, можно обратиться к человеку, который профессионально занимается этим делом. Существуют центры с платными или бесплатными услугами, в которых проводят профориентационные тесты. Их результаты дают подробную информацию о профессиях, которые подходят ребенку.

Интернет-тесты

Если в округе нет специалистов, можно попытаться выбрать профессию ребенку с помощью специальных сайтов. На них разработаны тесты двух видов:

  1. помогающие в выборе специальности;
  2. помогающие сориентироваться в выбранной специальности.

Первые анализируют человека. Его личные качества: черты характера, наклонности и т. д. Вторые исследуют, насколько выбранное дело подходит. Плюсом таких тестов является получение бесплатной информации.

Короткий тест на профориентацию

Советы родителям

Родители – самые близки люди, которые желают своему чаду только добра. Но иногда их советы могут оказаться не самыми дельными. Ведь часто взрослые пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты через детей. Чтобы не навредить, надо придерживаться некоторых правил.

  1. Как можно больше говорить и слушать. Стоит побуждать подростка к самоанализу. Много расспрашивать – что нравится, что любопытно, чему хотел бы научиться, что модно. Каковы его сильные стороны, слабые. Не надо навязывать свое мнение. Стоит прислушаться к его предпочтениям. Дискуссия поможет увидеть, насколько ребенок разбирается в выбранной профессии и готов ли трудиться для ее освоения.
  2. Обойтись без критики. Обсуждая выбор ребенка, надо узнать, почему он остановился именно на этой профессии, что его в ней привлекает. Не стоит сразу отбрасывать его вариант. Можно посмотреть на ситуацию со стороны или поставить себя на место ребенка. У него не хватает опыта, чтобы реально оценить свой выбор. Но часть ответственности нужно переложить на его плечи. Пусть делает выбор под вашим руководством.
  3. Учитывать реальные способности своего ребенка. Часто проблемы со здоровьем не дают освоить ту или иную профессию. Это могут быть различные заболевания от плоскостопия до инвалидности. Но даже дети с ограниченными возможностями могут осваивать определённые специальности. Их существует более 100 видов.
  4. Максимально подготовить ребенка. Первый трудовой опыт дети получают в семье в раннем возрасте. Они берут пример с родителей. Отношение к работе у них сформируется такое же. Если подросток имеет идеалы, умеет самостоятельно принимать решения, то ему будет намного проще сделать выбор. За развитие этих навыков у детей отвечают родители.

Заключение

В столь трудный период своей жизни ребенок должен чувствовать поддержку и понимание со стороны родителей и окружающих. Прислушиваясь к себе и анализируя свои силы, можно выбрать достойную профессию, которая будет приносить удовольствие.

Сервисы для соискателей

Продвижение резюме

Доверьте составление резюме профессионалам!

Узнайте какой вы специалист и добейтесь большего

Автоматическое поднятие резюме в результатах поиска

Отправьте свое резюме в ведущие кадровые агентства

Отправьте свое резюме в компанию мечты

Образование и консультации

Дело жизни: как помочь детям выбрать профессию

В 2020 году прошла Всероссийская профдиагностика — эксперты опросили больше 20 тысяч старшеклассников. Выяснилось, что только 32,1% школьников определились с вузом и профессией. Треть опрошенных — 34,6% — не выбрали ни то, ни другое. Остальные определились с чем-то одним: или образованием, или будущей профессией. У половины опрошенных нет любимого предмета, и большинство из них — те, кто пока не решил, кем им быть.

Человек учится делать выбор с самого рождения: младенец отказывается от неинтересной игрушки и тянется к той, которая больше привлекает. Если родители помогут ребенку сохранить это умение, научат делать выбор и справляться с его последствиями, то он подойдет к выбору дела своей жизни спокойно и уверенно. А главное — сделает этот выбор сам.

Мы спросили психологов, преподавателей и тренеров, как помочь ребенку сделать выбор и нужно ли это делать.

Профориентация — что это и зачем

Обязательного предмета «профессиональная ориентация» в школе нет. Подростки выбирают вуз и профессию исходя из собственных соображений и в лучшем случае — разговора со школьным психологом. Еще советы исходят от родителей, которые видят ситуацию по-своему и очень переживают за будущее своего ребенка.

«Пять лет назад профориентация предполагала внешнюю оценку человека, — рассказывает Тимур Жаббаров, сооснователь «Smart Course. Системы развития подростков». — В основном это были тесты, и в единичных случаях взрослый садился с ребенком и как коуч помогал ему разобраться. Тесты — полезный инструмент, но я убежден, что это должен быть второй шаг. Первый шаг — дать ребенку «компас», разобраться вместе, чего он хочет».

«Весь процесс профориентации — это постепенная передача ответственности за выбор профессии на самого ребенка, — уверен Кирилл Кузнецов, специалист научно-методического отдела ООО «Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»». — Но суть не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: «Все, эта профессия тебе подходит». Важно, что ребенок получает информацию о профессиях. Профориентация — это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени».

Дима Зицер, педагог, директор Института неформального образования, в принципе против такого термина: «Мы можем разложить термин «профориентация» — это значит сориентировать человека на какую-то профессию. Тут есть конфликт и нет выбора. В самом термине есть манипуляция. Я не должен никого ориентировать, человек должен выбирать сам».

Выбрать три кружка, чтобы два из них бросить: как помогать выбирать

Ребенок, которому разрешали выбирать, осознанно обратится за помощью, если она нужна. Главная задача взрослых в этом случае — дать информационную поддержку, показать, где искать, а не делать выбор за него, уверены эксперты.

«В начальной школе кружки можно менять легко, — считает Кирилл Кузнецов. — Давить на то, что раз поступил в музыкалку — заканчивай все 7 классов, я бы не стал. Я всегда говорю так: надо выбрать три кружка, чтобы два из них потом бросить».

«Любое насилие, требование делать что-то вопреки желанию и возможностям — это стресс для ребенка. Это разрушает психическое здоровье и нарушает социализацию, — уверена Марьяна Безруких, педагог, детский психолог, директор ФГНУ «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования. — Так, на первый взгляд безобидное «мало ли чего ты не хочешь, начал заниматься музыкой/теннисом/шахматами — должен продолжать» может стать непреодолимым препятствием в выборе будущей профессии».


В этом возрасте дополнительные занятия — еще не будущая профессия. Но к 16–18 годам они сформируют багаж знаний молодого человека, на основе которого он сделает осознанный выбор учебного заведения.

Каждая мама обязана знать:  Подростковый кризис

Родительская информационная поддержка не ограничивается кружками и секциями. Взрослые могут рассказать о своих профессиональных выборах, вспомнить жизненные истории друзей. Если ребенок тянется к какому-то делу, интересуется им — можно найти среди знакомых представителя этой профессии и дать пообщаться с ним.

Однако подростки не всегда готовы обсуждать выбор профессии с родителями. Все зависит от степени доверия, от принятого в семье и сложившегося характера общения. Обижаться или бояться этого не стоит: сегодня подростку несложно узнать обо всех тонкостях профессиональной деятельности, о востребованности специальности, оплате труда, о возможностях профессионального роста и карьеры.

Возраст и навыки: на что обратить внимание

У каждого возраста есть своя ведущая деятельность, свои достижения, которые должны случиться.

У дошкольников это два параллельных процесса. Первый — знакомство с миром людей и взаимоотношений, второй процесс — это развитие виртуальных функций, ведущей нервной деятельности: внимание, память, мышление. Дети учатся в ходе ролевой игры. Лечить куклу или катать мишку в игрушечном грузовике — это важный опыт копирования жизни взрослых.

В младшей школе хорошо выбрать первые дополнительные занятия. В это время интересы ребенка во многом определяют родители, поэтому он, скорее всего, прислушается к советам. Но успехи в шахматах или танцах не повод называть ребенка танцором или шахматистом. Занятия формируют у него базу навыков: ребенок учится учиться, разбирается, что же ему интересно.

Подростки и их родители, как правило, находятся в напряжении из-за предстоящих экзаменов. Школа нагнетает ситуацию, а подготовка к ЕГЭ превращается в священную цель всех предыдущих лет учебы. «Для вуза важно, что ребенок может выучить даже то, что ему неинтересно. ЕГЭ здесь работает как некий показатель готовности учиться. Лучше готовиться к экзамену с таким настроем», — говорит Кирилл Кузнецов.

К моменту выпуска из школы ребенок уже увидел и изучил много ролевых моделей. Кроме родителей, в его жизни мог появиться другой значимый взрослый — родственник, учитель или друг, — к советам которого он прислушивается. Общение с другими взрослыми, опыт друзей — все это влияет на будущий выбор.

Но выбор вуза — это не последний шаг на пути к делу жизни. Может случиться так, что специальность в дипломе не станет профессией, но студент научится добывать информацию, найдет единомышленников, заведет полезные контакты и получит важные навыки. Этот багаж добавляет уверенности в своих силах тем, кто решается сменить профиль после вуза. Выпускникам, которые идут трудиться по специальности, контакты и навыки помогут не растеряться на первом месте работы.

«Мы настаиваем, чтобы родители и подростки воспринимали вуз как некий набор навыков, которые можно сформировать за эти несколько лет как сетку контактов, — рассказал Тимур Жаббаров. — Надо учитывать, что в России по профессии работают меньше 40% населения, по разным оценкам. И в этом нет ничего страшного: они классными делами занимаются, просто по-разному относятся к школьному образованию и вузам. Кто-то говорит, что пять лет потерял, а кто-то отлично провел это время. Видел ли я порушенные судьбы, где человек прошел факультет лингвистики МГУ и не нашел себе места в жизни? Видел. Имеет ли это отношение к лингвистике, к МГУ и выбору вообще? Нет. Это имеет отношение к человеку, который почему-то решил, что будет проживать свою несчастливую жизнь так, а не по-другому. И есть много вариантов это поправить.

Раньше были какие-то всем известные дорожки, которые гарантировали успех: пойти в МИД, дойти до ЦК партии. Они были обозначены в пространстве. Родители подростков сейчас отказываются верить, что в современном мире таких дорожек нет. Гарантий нет. И они пытаются из своего прошлого опыта предположить, что будет актуально для ребенка лет через 15, и погрузить в эту картинку ребенка».

Когда профориентация не помогает?

Часто у самих родителей есть проблема в профессиональной сфере: не любят свою работу или сами ее не выбирали. В этом случае им трудно помочь ребенку, так как у них тоже нет подходящих инструментов.

«За 4 года работы мы поняли, что с подростком можно и нужно говорить про выбор. Но с кем еще важно работать — с родителями, с семьей, с контекстом, — рассказывает Тимур Жаббаров. — По нашей статистике, у абсолютного большинства ребят, у которых есть трудности с этим шагом и они замирают в страхе, интересная ситуация с работой у их родителей. Либо они ее не выбирали, либо работа не нравится, либо родители прямо сейчас находятся в стадии выбора и тоже не могут с ним справиться. По прогнозам аналитиков, самый большой спрос на профориентацию в ближайшие годы возникнет у людей от 40 лет».

Эксперты советуют начать с решения своих рабочих проблем. Личный пример убедит ребенка лучше, чем наставления о будущем от человека с профессиональными трудностями. Если в семье много и с удовольствием говорят о рабочих делах, если профессия вдохновляет родителей, ребенок сделает правильные выводы.

«Сам термин «профориентация» — это обман. Надо стараться не попадать в это поле, — советует Дима Зицер. — Понятно, почему любой родитель оказывается в этом — это многовекторное давление. Соседка сказала: «Ой, а мы уже знаем, куда он будет поступать» — в 14 лет. Учительница сказала: «Вам пора бы определяться с профессией». По телевизору сказали: «Вот, пора записываться на курсы перед университетом». Все — у меня как у родителя начинается припадок. В этот момент мой искренний совет — заниматься собой. Это очень спасает родителей. Когда мы занимаемся собой, а не ребенком, никто не сможет нам что-то навязать».

Если семья заинтересована во взрослении человека, его будут учить сомневаться и делать свой выбор, справляться с последствиями, искать свое дело и с удовольствием им заниматься.

Кратко о профориентации:

  • Профориентацию можно воспринимать по-разному, но человеку рано или поздно нужно будет определиться с делом жизни. Есть разные способы помочь ему это сделать: программы профориентации предлагают тесты, консультации психолога, смены в профлагерях и другие варианты.
  • Механизмы выбора кино на вечер и будущей профессии очень похожи. Они рано формируются — младенец уже умеет выбирать, что ему интересно. Задача взрослого — помочь сохранить это умение.
  • Дети боятся, что в них не верят. Взрослые могут снять напряжение, дать поддержку — это мотивирует детей.
  • Родителям лучше честно говорить с детьми о будущем: делиться сомнениями, анализировать успехи и неудачи, искать информацию о профессиях и образовании. Давление мешает.
  • Если у родителей проблемы с работой, важно заняться ими.
  • Совет психолога или консультация тренера — это просто новая информация для родителя, а не единственно верный способ действовать.

Тем взрослым, которым не меньше подростков хочется разобраться в себе и своих желаниях, мы предлагаем тест «Профориентация». Он не дает четких ответов, но помогает понять себя и наводит на мысли о том, какие способности и желания есть у человека сейчас и как реализовать их в профессиональной деятельности. Тест занимает чуть больше часа .

От врача до балерины: как помочь ребенку выбрать профессию

Выбор будущей профессии — это, пожалуй, самый ответственный шаг, который предстоит сделать вашему ребенку до того, как он вырастет. Ведь современная система образования устроена таким образом, что определиться он должен, еще будучи подростком. В таком возрасте трудно правильно понять свои способности и склонности. Поэтому родителям нужно помочь отпрыску. Рамблер/Cемья узнала, как это сделать.

Присмотритесь к ребенку

Занимаясь своими любимыми играми, посещая школьные кружки и выполняя домашние задания, ребенок, конечно, не задумывается о том, что все эти вещи имеют прямое отношение к тому, что могло бы стать для него подходящим занятием в жизни. Однако внимательным родителям нужно присматриваться к своему малышу, отмечая, какие именно сферы привлекают его больше всего. Склонность к исследованиям, творческий тип мышления или аналитический склад ума — эти характеристики чаще всего проявляются задолго до того, как перед вашим сыном или дочерью встанет вопрос выбора будущей профессии.

Елена Челокиди, профессиональный коуч, АСС ICF, Президент ICF Russia Chapter, подчеркивает: «Каждый ребенок индивидуален, и определенные способности можно выявить по косвенным признакам в довольно раннем возрасте — например, музыкальные способности. Если присматриваться к детям уже в возрасте от одного года, можно понять, к какой сфере деятельности ребенок тяготеет в большей степени. Для этого дайте ему попробовать себя в различных видах деятельности: рисовании, конструировании, лепке и т.п.».

Заметив у малыша те или иные склонности, попытайтесь удостовериться в том, что вы правильно их распознали. Если вы оказались правы, вы быстро поймете это: гордый своими успехами и достижениями, которые не замедлят появиться при истинной заинтересованности, малыш будет ежедневно демонстрировать вам созданные его руками изделия или приобретенные навыки.

Иногда случается так, что родителям приходится проявить чуткость и деликатность в том, чтобы направить активность ребенка в нужное русло. Крайне важно, чтобы они могли трезво оценить возможности отпрыска: так, если у него есть некоторые проблемы со слухом, не стоит отдавать его в вокальную студию, даже если он проявляет явный интерес к пению. Да, возможно, в какой-то момент ситуация будет довольно неприятной, но это поможет избежать еще больших разочарований в будущем. А чтобы отвлечь малыша от его переживаний, предложите ему другое занятие, которое будет компромиссным вариантом, учитывающим склонности и возможности ребенка: к примеру, любителю пения может понравиться театральный кружок, где он тоже будет в центре внимания.

Страсти по будущему. Или как помочь ребенку выбрать профессию

Источник: Работа & зарплата

Жизнь не становится проще. Никаких гарантий никто никому ни в чем не дает. Взрослые люди это окончательно поняли и с тревогой смотрят на своих детей: как ты будешь выживать, не свалишься ли на обочину жизни?

Чего хотят родители для детей? Хотят, чтобы они выросли жизнеспособными. Некоторые — чтобы их дети устроились в жизни лучше всех. То есть опять-таки, были жизнеспособны. И вот уже мамы ведут ко мне профориентироваться десятилетних детей. Но сами же сомневаются: не рано ли?

Не рано. Поговорить можно и нужно. Чтобы уяснить, к чему склоняется это тоненькое деревце-отрок, не пытаются ли взрослые склонить его в противоестественную для него сторону, не слишком ли часто они его поливают и «унавоживают» своей заботой, достаточно ли воздуха и солнечного света расцветающей душе.

МЫ ЛУЧШЕ ЗНАЕМ, ЧТО ТЕБЕ НАДО

Частенько родители сами выбирают профессию своим отпрыскам и, бывает, совершенно не прислушиваются к мнению самих детей. Как они размышляют? Ребенок пока не понимает по малости лет, как важно иметь стабильный кусок хлеба с маслом и, по возможности, икрой. Для этого самое правильное будет получить такое образование, которое даст работу в офисе, с документами. А что? Стабильный оклад и над тобой не каплет. «Решено! — говорят они. Будешь адвокатом». Хорошо, если ребенок внутренне не отторгает такой выбор родителя. А если он совершенно не склонен к подобной работе? В результате дочь, которую насильно затолкнули в профессию, вырастает в вялого юриста, не способного читать юридические документы и не умеющего решать профессиональные задачи даже самого начального уровня. Часто ко мне на прием приходят женщины — бухгалтеры. Они приходят тогда, когда им становится уже совсем невмоготу: одеваться как бухгалтер, разговаривать как бухгалтер, смотреть в монитор с цифрами и сидеть на месте восемь часов подряд. На вопрос, как выбирали профессию, отвечают: «Мама сказала, что это женская профессия и дает гарантированный заработок».

Каждая мама обязана знать:  Ребенок не хочет какать на горшок и плохо говорит

Выбирая профессию, думать только о зарплате, — это рационально. Но не разумно. Жизнь показывает, что профессию лучше выбирать не головой. А всем существом. И это правильно. Потому что современный человек ходит на работу не только за деньги. Он хочет наслаждаться работой. В чем нет услады — в том и толку нет (В. Шекспир).

СКАЖИ, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ

Бывает и так. Приходят на консультацию отец с сыном. Папа готов профинансировать любой проект, лишь бы ребенок хоть что-то захотел. А ребенок не хочет ничего хотеть. Он не слышит отцовских слов. Почему же не слышит он отцовских слов? Потому что отец говорит на одном языке, а у сына он другой. Отец — технарь, владелец бизнеса, директор компании — ежедневно в борьбе. Он и выражается в категориях борьбы: «Ты должен войти в средний слой общества. Без высшего образования ты будешь работать только руками, тебя будут окружать люди неинтеллигентные. Ты должен воспитать в себе ответственность, волю. Поезд твоего поколения идет быстро. Люди в этом поезде счастливы, они живут. Они не потеряли время. А ты остался стоять на платформе». Вот такой взгляд отца, жаждущего вывести сына в люди. Кто знает, а может, «оставшись на перроне», парень хорошенько рассмотрел вокзал и его окрестности — и это легло в копилку опыта? Потом он это передаст в своем творчестве, в тексте, например. Главное же — не спать, а видеть и переживать. Сын — явно гуманитарий, он прекрасно, точно, образно говорит по-русски, умея выразить любую мысль, любое переживание (редкость нынче большая!). Парень отдает себе отчет в том, что не желает думать о технике и иметь дело с железом. И его поведение говорит об этом совершенно определенно. Он играет на гитаре в музыкальной группе, бросив технический вуз через три месяца после начала обучения. Отец: «Ну, что это такое? Если играешь — играй хорошо! Ты должен репетировать пять часов в день. Или не играй вовсе». Говорю: «Как вы отнесетесь к тому, что сын ваш никогда не будет начальником?» Отец: «Пусть, пусть, не будет. Лишь бы стал профессионалом».

Прав отец? Прав! Однако он не находит пути к сердцу сына. Он не может донести до сына своей тревоги. Сыну кажется, что отец в его голову забивает гвозди (говорит напористо, сильно, быстро, используя абстрактные слова: долг, ответственность). И сын «включает глушитель». Сын не слышит. Но ведь и отец не слышит речей сына. Отец не замечает, например, что у сына хорошая речь.

Этот юноша оказывает отцу мягкое сопротивление. Он ни разу не сказал: «Пап, мам, я не хочу учиться в этом институте». Он это явно не сказал. Он это показал — тем, что ушел из института. Поставил родителей перед фактом. Сыну восемнадцать. Придется идти в армию, но он не боится: «Надо так надо». Отец в недоумении: «Ну, почему он мне не говорит о своих намерениях?!» Я скажу так. Ребенок должен иметь опыт сопротивления родителям, опыт спора с родителями. И хорошо, если родители дают сыновьям и дочерям такую возможность — иметь свое мнение, отличное от их, родительского. И хорошо, если дети не очень боятся его высказать. Отец недоумевает: «Да мы же его не убьем, если он скажет свое мнение!» Но сын думает по-своему: «Убить не убьете, но вы же так вкладываетесь! Я боюсь вас огорчить, но и сделать по-вашему все равно не могу». При этом сын ведет себя расслабленно и не по-взрослому. Пока у него есть такая возможность — продолжать быть во всех смыслах иждивенцем. Тревогой и помощью родители создают мягкую прослойку между реальностью и сыном. Стукнуться об экономическую реальность (она-то и отрезвляет, делает взрослым) сыну никак не удается: он живет с родителями. А родители боятся: столкновение с реальностью может быть гибельным для сына. Отец буквально излучает тревогу и оказывает всевозможную помощь.

Как тревога этих родителей работает в душе этого сына? Сын понимает ситуацию так: «Немного назойливо, но зато безопасно. Все равно за меня все сделают, потому что тревожатся. Но браться за дело все равно надо». Ну так путь берётся! Родители, позвольте ему сделать свой выбор!

СМОТРИТЕ В ОБА

Ребенок, хоть и ваш родной сын, несет гены других ваших родственников, он воспитывается уже не в той среде, в которой воспитывались вы. Он — человек другой эпохи. Это жизненный факт. Чтобы мягче пережить период выбора профессии, надо начать наблюдать за сыном или дочкой с самого рождения. Мой совет: наблюдайте за каждым проявлением своего ребенка. Если он что-то любит делать, и постоянно это делает, думает об этом, значит, эти действия доставляют ему удовольствие. Эти действия могут стать частью будущего любимого дела. Скажем, если ваш сын или дочка любят «совать нос в чужие дела», то следует подумать, например, о профессии журналиста, психолога, адвоката. Вы можете возразить мне: «А как же талант, грамотность? Разве журналисту не нужно уметь писать? Разве не нужно иметь пятерки по русскому языку?» Отвечаю: не обязательно. Главное — иметь что сказать. Главное — смелость и удовольствие от общения с разными людьми. А по-русски, конечно, журналисту надо писать грамотно. Но этому можно научиться за полгода — год даже и после школы. Было бы зачем.

Бывает и так. Начинающий журналист приносит свой первый материал, и редактор переписывает все-все в этом материале, каждое слово. А через несколько лет этот парень уже пишет так, что его материалы становятся классикой, по ним учатся следующие поколения журналистов. В профессии журналиста главное — люди и события, осмысление событий, а текст — на втором месте. Ничего недоступного нет, если дело нравится. Надо понимать, что молодому человеку, выбирая профессию, нельзя сразу же атаковать себя возражениями: «трудно поступить», «далеко ездить», «не знаю такого-то предмета». Профессия — на долгие годы, может, на всю жизнь. Надо ли отступать от нее из-за трудностей? Наклонности ребенка проявляются в игре. С очень раннего возраста. Вот идет ребенок, едва ковыляет — это его первое лето в жизни. Он впервые увидел других детей. Если малыш подходит к ним, заглядывает им в глаза, трогает руки, личико, — значит, он человек ориентирован. Если он ориентирован на людей, это не означает, что ему будут не интересны растения, книги и машины, но про его интерес к человеку уже в этом малом возрасте можно сказать утвердительно. Если ваш четырехлетний сын соорудил из ведер, веревок, дверных ручек нечто, это нечто приходит в движение при открывании дверей и он назвал сооружение системой, — замрите и не дышите — вы видите перед собой инженера-конструктора.

Уважайте любое повторяющееся действие вашего ребенка. Именно языком этих действий говорит его Призвание.

Любая профессия сложена, как мозаика, из разных умений и действий. Например, профессия врача предполагает сострадание, умение поговорить с человеком, владение медицинскими техническими средствами, понимание человека как системы. Но привлекательной профессия врача может стать для ребенка просто из-за какого-либо симпатичного примера или по иной таинственной причине. Не все человек в силах осознавать.

НЕ ЛЕНЬ, А НЕОХОТА.

Человек — это сплетение энергетических рек. Если одна из этих рек перекрыта (взрослыми — больше никем), энергия не движется дальше. Что в таком состоянии чувствует человек? Он чувствует вялость. Ему лень. Но, дорогие родители, не существует в психологии такого понятия, как ЛЕНЬ. Лень — это отсутствие интереса к предмету (а значит, и таланта). Вот что такое лень. Если что-либо делать лень, значит, человек в этом не видит смысла для самого себя. У него на интересный, казалось бы, предмет не поднимаются руки и закрываются глаза. Значит, ваш ребенок талантлив в другом.

А что, если ребенок проявляет интерес к профессии, которая кажется вам недостойной, не интересной? В этом случае надо обязательно советоваться с консультантом по профессии. Чем он поможет вам в этом случае? Психолог-консультант знает рынок труда, он разбирается в профессиях и знает, какие требования предъявляет та или иная специальность к человеку. Он также может сказать вам, как будет выглядеть рынок труда через десять или двадцать лет (конечно, если жизнь в стране обойдется без катастроф). Психолог-консультант определит склонности вашего ребенка и расскажет вам об этом. Вместе с консультантом вы и ваш ребенок примете решение о дальнейших действиях: где лучше учиться, на чем следует сосредоточиться, какие шаги нужно сделать, чтобы получить желаемое.

ИТАК, ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

    Родители, имейте в виду, что влачить мешок с нелюбимым делом — очень тяжело. Даже если этому делу отданы годы, деньги, надежды родителей. Профессию надо выбирать не только головой, а всем существом. Дайте возможность сыну или дочери возражать вам по существу. Не стоит смеяться над выбором вашего ребенка. Искренний этот выбор дает силы к достижению, а значит, принесет ему счастье, деньги и славу. Энергия достижения иссякает, если идея достижения принадлежит другому человеку. В чем нет услады — в том и толку нет. Профессия должна доставлять удовольствие телу, глазам, ушам, пальцам, должен нравиться запах работы. Ведите наблюдения: за что хвалят ребенка в школе, в детском саду, за что его ругают (то, за что его ругают, это тоже может быть частью дарования), что у него получается легче всего, чем ему хочется все время заниматься, о чем он любит говорить, о чем спрашивает часто. Советуйтесь с профессионалом.

Как выбрать профессию: советы и рекомендации для школьников и взрослых

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.


Выбор профессии – дело трудное, но важное. От этого зависит:

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Каждая мама обязана знать:  Мне нужна поддержка, чтобы пережить расставание

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно без специального образования. Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Рекомендации по выбору профессии

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь мотивация способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, личный помощник руководителя) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Тест по соционике

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста, испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда сменить работу действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам сменил работу и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со списком интернет-профессий и выберите себе занятие по вкусу. А курс “Старт во фрилансе” поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация