Дочка не разговаривает с воспитателями


Содержание

Трое в одной лодке, или Родители и воспитатель на поле битвы

Как разрешить конфликт с воспитателем детского сада?

Ребенок и детский сад — тема непростая. Достаточно просто послушать разговоры на детской площадке , чтоб понять это. И проблемы поднимаются самые разные — от того, в какой садик лучше пойти, до конфликтов родителей с воспитателями. Причем последняя тема вызывает огромное число откликов «с обеих сторон». А ведь для ребенка на лет его жизни детский сад становится вторым домом, в котором он проводит большую часть дня. И если мы, родители, хотим, чтобы ребенку в детском саду было хорошо и комфортно, необходимо учится разрешать разногласия и возможные конфликты, ведь на кону — душевное благополучие наших детей.

Воспитатель — это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада. Родитель — это «заказчик», который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а зачастую и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем Комплектации групп, кстати, зависит от времени года, бывает, что и около 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.

Так почему же возникают конфликты между родителями и воспитателем? Противостояние родителей и воспитателей, как и любой конфликт, возникает из-за того, что кто-то из сторон (чаще — воспитатель) не оправдывает ожиданий и представлений другой стороны о том «как должно быть». Вам нагрубила продавщица в магазине, вы можете просто перестать ходить в этот магазин. Поменять же садик, в которой ходит ваш ребенок и в котором вас что-то не устраивает, намного сложнее. Так же как и воспитатель не может прекратить общение с кем-то из родителей только потому, что тот ведет себя некорректно. Поэтому конфликты в садике разрешать необходимо, причем налаживать взаимодействие должны обе стороны, не вставая в позицию виновного и обвиняемого, ведь конечная цель и у сотрудников детского сада, и у родителей одна — здоровье и развитие ребенка.

Непримиримые противоречия?

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства? Со стороны родителей это:

  • с ребенком мало занимаются в саду;
  • не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало (или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают группу, слишком легко (тепло) одевают;
  • не могут найти подход к ребенку;
  • используют непедагогичные методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
  • плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу сменили трусики, не переодели грязную футболку);
  • ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
  • ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне, что её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает, что воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);
  • часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
  • не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.

И хотя это список далеко неполный, по нему видно, что родители предъявляют огромное количество требований к детскому саду и воспитателю в первую очередь, и зачастую достаточно противоречивых. И это понятно. В каждой семье — своя воспитательная система, и что хорошо для одного ребенка категорически не принимается другими родителями. Одни требуют, чтобы ребенок возвращался с прогулки чистым, другие — возмущаются, что воспитатель не разрешает ребенку прыгать и залезать, куда ему хочется, кто-то просит, чтобы с детьми не гуляли, когда на улице прохладно, кто-то, наоборот, идет жаловаться заведующей, что детей держат в группе вместо прогулки. Бывает, родители приходят и просят быть с их ребенком построже, другие же готовы писать жалобы в управление образования, если узнают, что на ребенка повысили голос.

Конечно, и у воспитателей есть «свой список» претензий к родителям:

  • неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
  • забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
  • забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
  • приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
  • поздно забирают детей;
  • плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
  • предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Есть контакт!

Так что же делать нам, родителям, чтобы установить контакт с воспитателем? Ведь хорошее и уважительное отношение воспитателя к родителям — залог хорошего отношения к ребенку.

Приходя в детский сад, не стесняйтесь рассказать воспитателю как можно больше о своем ребенке. Так ему с самого начала будет гораздо проще найти к малышу подход. Расскажите о том, чем ребенок увлекается, какие игры у него любимые, отметьте об особенности его темперамента, характера. Скажите о том, какие блюда он предпочитает и какие продукты есть категорически отказывается. Как проще засыпает. Обязательно скажите, на что следует обратить особое внимание. Возможно, у крохи есть какие-то проблемы со здоровьем (аллергия, какое-либо хроническое заболевание).

Вместо того, чтобы высказывать недовольство тем, что в 20 градусов тепла не надеты колготы, можно сказать о том, что у ребенка проблемы с почками, и требуется более теплая одежда.

Не стесняйтесь рассказать о том, что ваш ребенок еще не умеет делать (проситься на горшок, кушать самостоятельно, застегивать пуговицы, завязывать шнурки). А так же об особенностях развития и характера, которые вас волнуют: например, ребенок очень агрессивен или слишком замкнут и стеснителен. Лучше, чтобы воспитатель сразу знал, чему в процессе работы с ребенком надо будет уделить больше внимания. Запомните: чем больше воспитатель знает о вашем ребенке, тем с большим пониманием он будет к нему относиться.

Лучше будет, если вы расскажете о методах воспитания, принятых в вашей семье. Заставляете ли вы ребенка есть или демократично подходите к этому вопросу? Какие методы наказания допускаются в вашей семье? Хорошо, если воспитатель сам заговорит об этом, но ведь далеко не каждый воспитатель решится расспрашивать родителей, хотя такая информация зачастую необходима для того, чтобы лучше понимать ребенка.

Если в вашей семье приняты строгие методы воспитания, в том числе — физические наказания, будьте готовы к тому, что с вашим ребенком возникнут проблемы. В арсенале у педагогов нет ремней, а самая строгая мера педагогического воздействия, допустимая в детском саду — посадить ребенка на стульчик, отстранив от игр и занятий, и дети, привыкшие к физическим наказаниям, могут просто её не воспринимать. Следовательно, и работа с таким ребенком может стать настоящей проверкой на прочность для воспитателя.

Будьте приветливы и вежливы с воспитателем. К сожалению, некоторые родители даже не считают должным поздороваться или попрощаться с воспитателем, приводя ребенка в детский сад.

Не забывайте сами спрашивать о том, как провел ребенок время в детском саду, что ел, с кем играл, как засыпал во время тихого часа. Если вы будете говорить об этом с воспитателем, он обязательно станет внимательнее присматриваться к вашему ребенку в течение дня, чтобы потом иметь возможность более подробно ответить на ваши вопросы. Также воспитатель будет спокойнее относиться к вашим просьбам и замечаниям, ведь вы в его глазах будете восприниматься как заботливый и неравнодушный родитель. Гораздо труднее налаживать контакты с теми родителями, которые вспоминают о существовании воспитателя только тогда, когда их что-то не устроило.

Подарки воспитателям. Нужно ли?

Некоторые родители уверены, что залог хорошего отношения воспитателя к ребенку — подарки. Так ли это на самом деле? В каждом случае — по-разному. Бывает, воспитатель сам дает понять, что не отказался бы от «помощи». Если ваш воспитатель такой — то, скорее всего, считая вас хорошим родителем и боясь потерять ваше «расположение», он действительно будет лучше приглядывать за вашим чадом. Но есть и такие воспитатели, для которых принять такой «подкуп» может показаться унизительным. И вряд ли подарок повлияет на отношение к вашему малышу. Скорее всего, такому воспитателю будет приятно, если вы поможете обогатить развивающую среду группы, принесете игрушки или пособия для занятий. Конечно, коробка конфет на Новый год или 8 Марта будет приятна каждому педагогу. В любом случае, на мой взгляд, подарки воспитателю стоит делать только в том случае, если у вас есть искреннее желание его отблагодарить. Человек всегда понимает, от души или «по обязанности» сделан подарок.

Конфликт. Способы решения

Однако бывает, возникают такие ситуации, когда конфликта избежать не удается. Что делать в случае, если у вас есть претензии к работе педагога? Как поговорить с ним об этом, исправить ситуацию, но при этом не ущемить интересы ребенка, не ухудшить отношение к нему со стороны воспитателей?

Для начала разберитесь с тем, что именно вызывает ваше недовольство, насколько обоснованы ваши претензии. Очень часто родители вменяют в вину педагогам то, что я бы назвала «рабочими моментами». Одеваясь на прогулку, ребенок надел сандалии не на ту ногу, а воспитатель не заметил. Запачкалась футболка на обеде. Чужие ботинки оказались на ногах вашего ребенка. Поверьте, это не повод для серьезных разбирательств. Дома еще раз покажите сыну или дочери, как правильно надевать сандалии, напоминайте, чтобы аккуратнее ел за столом. Или просто не давайте в садик ту одежду, которую жалко испачкать, принесите фартук. Сын гуляет на улице в чужих ботинках? И такое бывает. Переодели, посмеялись, пошли домой.

К «рабочим моментам» я бы отнесла и мелкие повреждения: царапины, синяки, особенно в летний период, когда дети много гуляют, играют на улице в подвижные игры. Неужели ваш ребенок ни разу при вас не разбил коленку, не поцарапался? В садике ваш непоседа не станет другим! И если вы систематически «наезжаете» за ссадины на воспитателей — скорее всего, они начнут его просто сажать рядом с собой на прогулке, запрещая бегать и играть с другими ребятами. То же относится и к укусам в ясельках и младшей группе. В этом возрасте дети еще плохо контролируют свою агрессивность, поэтому драки и укусы случаются постоянно. Если вас это очень беспокоит, можете попросить, чтобы воспитатель все время держал вашего кроху возле себя, исключая общение с «плохими» детками. Но что же тогда делать с пресловутыми «социализацией» и «обучением общению», из-за которых многие родители считают посещение детского сада необходимостью? К тому же в яслях и укусы, и царапины — явление постоянное: сегодня вашего малыша укусили, завтра он кого-то укусил. Конечно, это неприятно, но не значит, что из-за этого надо отстранять воспитателя от работы. Вы можете сами поговорить с родителями «агрессора»: скорее всего, их тоже волнует эта проблема.

Каждая мама обязана знать:  Дашковская Виктория Васильевна

Все по инструкции

Кроме царапин и укусов редко, но случаются и более серьезные проблемы — ребенок упал, получил перелом, ушиб, сильный порез и т.д. Во-первых, на это случай у каждого ребенка, посещающего детский сад, должна имеется страховка. Во-вторых, эти моменты предусмотрены и в должностной инструкции воспитателя. В каждом случае следует тщательно разобраться, после такого инцидента всегда проводиться проверка. Если вина воспитателя доказана (например, он оставил детей одних без присмотра), к воспитателю будут применены самые строгие меры вплоть до увольнения. Но иногда дети травмируются действительно случайно, и такое может случиться даже у самого внимательного педагога. Если воспитатель сразу известил о случившемся родителей, ребенку была оказана необходимая медицинская помощь, значит, он выполнил свои должностные обязанности в соответствии с инструкцией.

Вы считаете, что в детском саду мало занимаются с ребенком? Каждое дошкольное учреждение работает по той или иной образовательной программе, в соответствии с которой составляется «сетка» занятий на неделю. Время занятий зависит от возраста детей — в яслях обычно проводят 2 занятия по 10 минут, в подготовительной продолжительность занятий составляет уже 30 минут. Вы можете узнать у воспитателя или заведующей о расписании занятий. Если занятия не проводятся, вы можете сказать об этом заведующей, она, как и методист, должна следить за тем, чтобы занятия проводились. Однако не стоит возлагать очень большие надежды на сад в вопросах развития. Если дома вы не уделяете время играм, чтению книг с ребенком, не закрепляете то, что дети проходят в садике, считая, что ребенку хватит занятий в детском саду, не стоит рассчитывать на высокие результаты.

Сначала нужно разобраться

Вас раздражает то, что воспитатель часто жалуется на вашего ребенка, вы обвиняете её в некомпетентности? Воспитатели чаще всего жалуются на слишком активных, агрессивных, расторможенных детей. Да, вполне вероятно, что действительно у педагога мало опыта, она не знает, как найти подход к малышу, а может и не хочет находить? Помогите ей советом, ведь вы как никто знаете своего ребенка. Обратитесь к психологу, если он есть в садике, или в центр психологической поддержки семьи за консультацией. Но бывает и так, что жалобы воспитателя обоснованы. Возможно, вам стоит пересмотреть какие-то свои взгляды на воспитание? К примеру, многие родители — особенно папы, поощряют агрессивное поведение сына — пусть, мол, растет «настоящим мужиком». То, что потом полгруппы ходит в покусах и синяках, родителей мало волнует. Или ребенку действительно требуется индивидуальная работа с психологом, возможно, даже с более серьезным специалистом, требуется коррекция, которую воспитатель обычного детского сада не может обеспечить. В таком случае не стоит закрывать глаза на проблему, следует обязательно решать её.

У вас есть подозрения, что педагог использует средства морального и физического насилия над ребенком (шлепает, оскорбляет, унижает). Стоит ли в этом случае сразу бежать к воспитателю с угрозами «порвать его на части»? Для начала постарайтесь разобраться в ситуации сами. Попробуйте поиграть с ребенком в детский сад. Он — воспитатель, игрушка — ребенок. Обычно дети в таких играх показывают, что происходит на самом деле в детском саду. Если вы будете просто расспрашивать ребенка, он может очень многое нафантазировать. И еще — чем младше ребенок, тем больше его ответы зависят от того, как именно вы задаете свои вопросы. Если ваши подозрения после такой игры стали только сильнее, поговорите с воспитателем. Но мягко и без «наезда». Подчеркните, что ваш малыш боится, когда на него кричат, что вы противник физических наказаний. «Да, я знаю, что мой Ваня еще тот сорванец, но что делать — не шлепать же его за это. Иногда приходится трудно, но с ним всегда можно договориться».

Если ваши подозрения подтвердились, и к ребенку действительно были применены меры морального или физического насилия, первый шаг — обращение к заведующей детского сада. Очень часто этой меры бывает достаточно для исправления ситуации. Будет ли воспитатель после этого относиться хуже к вашему ребенку? Наверное, любви к нему это не прибавит, а ее, судя по всему, и не было, но зато вести себя с ним он станет гораздо корректнее.

Если вы считаете, что воспитателя надо наказать более строго или обращение к заведующей не помогло — идите в управление образования вашего города и пишите там заявление. После проверки к нему будут применены строгие меры вплоть до увольнения. Но где гарантия того, что пришедший на смену воспитатель окажется лучше?

Вы узнали, что воспитатель избил вашего ребенка, у вас есть этому фактическое подтверждение? Срочно пишите заявление в милицию, в управление образования. Такой воспитатель должен быть отстранен от работы с детьми.

К сожалению, в садиках действительно бывают случаи реального насилия, и хотя происходят они далеко не так часто, как думают многие родители, и разбираться с ними следует очень серьезно.

Не люб ты мне.

Бывает и такое, что вроде бы все нормально, но воспитатель вам просто не нравится. «Она какая-то безразличная», «ничего никогда толком не рассказывает», «вечно всем недовольна» — такие жалобы можно часто услышать от родителей. Конечно, все мы люди, и человек может просто вызывать у нас антипатию. Что делать в таком случае? Жаловаться заведующей вроде и не на что, но водить ребенка в садик к человеку, который тебя раздражает, неприятно. У вас есть два варианта — попробовать поменять садик или смириться. Что ж, после садика ребенок пойдет в школу, и где гарантия того, что там все учителя будут вам приятны? Тем более, в садик дети идут не только к воспитателю. Даже в яслях (что говорить о младшей, средней и старших группах) они идут к своим друзьям. Знаю случай, когда дети категорически отказывались переходить в другой садик от не очень доброго воспитателя, которого все боялись, потому что в эту группу ходили их друзья.

И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. За царапину они, по крайней мере, на словах, грозятся «порвать» или «встретить в темном переулке» эту «воспетку», «чужую тетку», которая никогда не полюбит ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.

«Случайно попала в родительский чат и пришла в ужас». Воспитатель детского сада о том, что ее тревожит

Ирина (имя изменено) работает в детском саду более 10 лет – с перерывами на декрет и воспитание ребенка. Каждый день она принимает у родителей «самое ценное, что у них есть», и получает за это около 400-450 рублей в месяц. Про зарплату мы спросили сами – кажется, этот вопрос волнует воспитателя в последнюю очередь. Но есть вещи, на которые не удается закрыть глаза при всем желании.

Источник фото: pixabay.com

1. Детей в группах слишком много

По словам Ирины, в профессию она пришла «по призванию», училась в педагогическом колледже с удовольствием. И до сих пор работать с детьми ей очень нравится, «это мое», говорит собеседница.

Но количество детей в группах в последние годы стало превышать все разумные пределы, и это мешает работать.

По списку берут 30-35 детей, из них ходит обычно около 25, это много. Особенно когда дети еще маленькие, когда идет адаптация, это очень сложно. Я не могу уделить внимание каждому ребенку. Но самое главное, в разы увеличивается риск травматизма. Воспитатель – это же человек, он не робот, не может уследить за таким количеством детей. Бывают непростые дети, которые во время прогулки убегают с площадки. Мне нужно бежать за ним, а другие дети в это время остаются без присмотра.

Максимальное количество для более-менее спокойной и эффективной работы – это 15 детей, говорит Ирина. От таких занятий она получает настоящее удовольствие, не происходит «эмоционального выгорания», о котором сегодня много говорят.

2. Родителям главное – устроить своего ребенка

Родителей сегодня волнуют второстепенные вещи, а переполненность садов остается проблемой воспитателей, считает Ирина. Мало кто обращает внимание на нормы по количеству детей в группах, важно «пристроить» собственного ребенка.

«Взяли ребенка – и хорошо», а как он там будет в переполненной группе, уже никого не волнует. У многих родителей очень наивное представление о детском садике. Они думают, что дети в детском саду целый день сидят на стульчиках, а воспитатели занимаются своими делами. А на самом деле картина такая: дети часто плачут, особенно в период адаптации, ты пытаешься их успокоить, кто-то надул в штаны, кто-то убегает из группы за мамой. Многие не понимают, насколько стрессовая обстановка бывает в саду, особенно когда детей так много.

Что же делать родителям, которым не все равно? Как минимум, не молчать, советует педагог.

Я слышала, что в одном из садов Минска родители написали письмо в Минобразования, чтобы как-то решили проблему, и им дали дополнительного воспитателя. Но это единичный случай. Садов мало, они не строятся, новые районы сдают без инфраструктуры. И об этом нужно говорить, объединяться, как-то проблему озвучивать. Ведь вы отдаете в сад самое дорогое, что у вас есть.

3. Слишком высокая нагрузка

Если воспитатель старается качественно делать свою работу, к концу дня он как «выжатый лимон». Приходится решать множество проблем одновременно.

Да, есть помощник воспитателя, который занимается уборкой, моет посуду и помогает собирать детей на улицу. Но по-хорошему группе нужно два воспитателя. Один занимался бы играми, бытовыми вопросами, социализацией детей. А занятия в идеале должен проводить педагог, который сделает это максимально профессионально и качественно.

А пока, рассуждает Ирина, воспитателю приходится быть универсальным специалистом. И многие в попытке сохранить себя и свою нервную систему, начинают «забивать» на какие-то вещи, к детям относятся равнодушно, занятия проводят «как придется».

Каждая мама обязана знать:  Боюсь, что сын будет страдать вдалеке от отца

Источник фото: pixabay.com

А есть ведь еще непрофильные обязанности! Зачастую воспитатели своими руками делают ремонт в группе. Прополка цветов, уборка территории – это обычные будни воспитателя, который в идеале должен заниматься только детьми.

4. Отчетность и планы

Большую часть рабочего времени у воспитателя «съедает» подготовка к занятиям. По словам Ирины, ей зачастую не хватает «тихого часа», чтобы подготовиться к той же математике или аппликации.

Часто родители думают, что воспитатели во время детского сна только и делают, что «гоняют чаи». Да, перерыв мы делаем – и это разрешено по закону. Но в основном тихий час проводим, заполняя планы и другие документы. Все нужно прописывать до мелочей: какие занятия проводишь, их цель, источник, откуда ты взяла идею. Естественно, половину того, что на бумаге, проводить просто физически не получается, потому что не хватает времени.

Еще одна проблема детских садов – «показушность», стремление выставить все в лучшем свете, признается Ирина. Приходится тратить время на подготовку различных выставок, оформление стендов, зачастую идти к родителям с протянутой рукой, чтобы купить нужные вещи, пособия и канцелярию.

5. Зарплата несопоставима с ответственностью

Это работа, которая не заканчивается никогда, говорит воспитатель. Если ты относишься к своему делу ответственно, в конце дня думаешь, как организовать завтрашний день. Тебе постоянно звонят родители – в любое время дня и даже по вечерам.

Но самое главное – ты отвечаешь за здоровье и жизнь детей, и оплата не соответствует уровню ответственности.

Я помню каждую шишку у ребенка, каждую царапину, потому что очень болезненно к этому отношусь. Был у меня случай, когда я даже готова была уже идти писать заявление на увольнение. Ребенок получил серьезную травму прямо у меня на глазах. Девочку отвезли в больницу, к счастью, все закончилось хорошо. Я, естественно, перед мамой извинилась, она никаких жалоб не писала. А если бы был другой родитель –могло бы дойти до прокуратуры. И любой, даже супервоспитатель, не застрахован от таких случаев.

За такую ответственную работу воспитатели сегодня получают в среднем от 350 до 500 рублей – зависит от стажа и категории. Это 7,2 часовой рабочий день 5 дней в неделю.

6. В профессии много случайных людей

Этот пункт связан с оплатой труда – немногие готовы пойти работать в сад за низкую зарплату.

Некоторые приходят просто «отсидеть время», кто-то случайно или чтобы внука или ребенка устроить в детский сад. Есть люди, которые не любят детей, грубо обращаются с ними. Престиж этой профессии должен быть гораздо выше.

По мнению Ирины, в идеале воспитателям сегодня нужно не только педагогическое образование, а специальное обучение, которое поможет работать с «проблемными» детьми. Все больше ребят приходят в сад с недоразвитием речи, с особенностями в поведении.


Бывают дети очень агрессивные, обижают других, щипают, толкают, кусают просто до крови. Ты не успеваешь на все реагировать, пытаешься занять его чем-то индивидуально, но это сложно. Поэтому я считаю, что в эту профессию нужно отбирать лучших, должен проводиться «психологический отбор». Это ведь человек, который влияет на будущее ребенка, на то, как он в дальнейшем будет развиваться, какие комплексы у него могут появиться. И случайных людей в саду, конечно же, быть не должно.

7. Родители настроены на негатив

Масла в огонь подливают родители, которые зачастую настроены на негатив. По словам Ирины, она уже давно научилась находить общий язык с родителями, и в ее случае конфликты — редкость. Но изначально многие папы и мамы почему-то на диалог не настроены.

«Вы нам должны то», «вы нам должны это» — это неправильный подход. Хотелось бы, чтобы родители были настроены на сотрудничество, проявляли понимание, интересовались ребенком, его поведением, социализацией, навыками, а не только тем, сколько котлет он сегодня съел. Хочется, чтобы родители были открыты к общению, не пытались видеть в воспитателе «монстра» и, по возможности, прислушивались к тому, что мы говорим.

Конечно, и воспитатели бывают разные, соглашается Ирина. Но в любом случае «надо сначала спокойно разговаривать, а не писать письма в Министерство образования».

Источник фото: pixabay.com

8. Родители пренебрегают правилами

Чаще всего, спорные моменты возникают, когда родители не соблюдают правила детского сада, рассказывает педагог.

Просишь родителей, чтобы они приводили детей до 8.30, потому что утром каждый день мы отмечаем количество детей в табеле, ставим их на питание, а некоторые приводят позже, не сообщив об этом заранее. В итоге возникают сложности в работе, воспитатели возмущаются, родители жалуются. Но ведь можно же позвонить, предупредить заранее, что опаздываете!

То же самое касается оплаты за питание в саду. Если родители не оплатили вовремя, то на детский сад приходят долги, за которые могут наказать и заведующую, и воспитателей.

Хотелось бы, чтобы родители к нам прислушивались и понимали, что раз отдали ребенка в детский сад, требования надо выполнять. А в обратном случае усложняется наша работа, возникают проблемы, которых можно избежать.

Также воспитатель обращает внимание родителей на то, как сильно дети ждут их по вечерам. Очень жалко смотреть на детей, которые в саду «от звонка до звонка, говорит Ирина. Ребенок устает от режима, требований, коллектива, поэтому очень часто к концу недели воспитатели наблюдают беспричинные истерики.

У нас рабочий день до 19.00. Никто на родителей косо не смотрит, если они приходят под конец – мы все равно должны быть на работе. Вот только дети страдают, ждут, по много раз выглядывают в окно, где же их мама или папа? Я понимаю, что ситуации бывают разные, но все-таки считаю, что детский сад хорош в разумных пределах.

9. Сборы денег на подарки

У Ирины особое отношение к подаркам на работе и сборам денег на них.

Я однажды случайно переписку родителей в чате на тему поздравления воспитателей к 8 Марта и пришла в ужас. Все эти обсуждения меня так покоробили! Начинаются конфликты, обсуждение каких-то качеств, переход на личности… Я считаю, что эти подарки того не стоят! Я сама себе могу купить ту же коробку конфет или крем для рук – даже на мою зарплату могу себе это позволить.

Для Ирины лучший подарок – это уважение, понимание и отзывчивость родителей.

А если у кого-то из родителей есть желание и возможность поздравить воспитателя с каким- то праздником лично, пусть это будет искренно и от души, говорит воспитатель.

И не важно, сколько этот подарок стоит – важно внимание и искренность. Порой простые, добрые слова, сказанные от сердца, дороже любого подарка. И уж точно отношение к ребенку никак не связано с наличием подарка на праздник!

Дочка мало разговаривает с другими людьми и детьми

Клинический психолог, семейный консультант, детский нейропсихолог.

Закончила Московский городской психолого-педагогический университет. Прошла профессиональную переподготовку в ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента Российской Федерации по программе «Клиническая психология»

Консультирует как возрастной психолог по вопросам протекания кризиса 7 лет, особенностей психического развития старших дошкольников и младших школьников, детско-родительских отношений, а также по вопросам готовности к школе и мотивации к учебной деятельности.

Консультирует взрослых по темам: партнёрские и супружеские отношения, чувство опустошенности, ненужности, сомнения в выбранной профессии, тревожные состояния, фобии, неврозы, истерики, неуверенность в себе, раздражительность.

Проводит коучинговые программы для женщин на предразводном этапе, в процессе или после развода.

Почему ребенок ни с кем не общается в детском саду?

Вопрос психологу:

Здравствуйте, уважаемые специалисты!
Моей дочери 3,8 года, и у нас проблемы с адаптацией и социализацией в детском саду. В садик дочка пошла 2 месяца назад. Фактически ходит всего 1 месяц — были болезни, сад закрывали на ремонт. Пошла в сад с большой неохотой изначально. Все время до садика с ней сидела я, совмещая воспитание дочери и фриланс. Намеренно в сад до трех лет ее не отдавала — хотела, чтобы подросла. Понятное дело, я не ожидала, что она побежит с огромным удовольствием из-под маминого крылышка в общество незнакомых ей людей. Но и того, что у нас есть сейчас, я тоже не ожидала. В общем, основные тревожащие меня моменты:
1. Ребенок ничего не рассказывает про сад. на любые вопросы, даже простейшие, отвечает фразой : «Давай только не про сад!», «Я не хочу говорить про сад». Из разговоров с другими мамами знаю, что дети довольны, что их не обижают, что воспитатели адекватные (не орут, не бьют, не наказывают). Сама же дочка никак в разговоре вообще не хочет упоминать садик. Списываю на адаптацию, но очень хочу помочь. не знаю как. совершенно не могу понять, с какой стороны к ней подойти.
2. Ребенок ни с кем не общается в саду. Разговариваю с воспитателем, спрашиваю, как и что там. Она говорит, что дочь либо одна сидит рисует, либо берет игрушки и сама занимается с ними. Она стала избегать детей вообще. Не могу сказать, что она была гиперобщительной прежде. Она скорее застенчивая, скромная, вечно держащаяся за мою юбку. Но дети постарше ей всегда были интересней ровесников и деток младшего возраста. Теперь же она старается вообще уйти туда, где нет детей. Меня это пугает. Просто пугает.
3. Ребенок в последнее время стал постоянно есть. У нее совершенно стандартная комплекция — рост 105, вес 16,5. и раньше за ней такого не замечалось. Теперь же она не реже, чем каждые 10 минут бегает на кухню или говорит, что хочет есть. При этом у нас 3 основных приема пищи и 2-3 промежуточных. Что это? Стресс заедает?
Уважаемые специалисты, я совершенно растеряна. Меня пугает ее состояние. может, у вас найдется для нашей семьи какой-то дельный совет? Как помочь ей?
Суважением,
Наталья

Ответ психолога theSolution:

Ваша дочка испытывает сильное чувство страха.

Это чувство страха приводит к тому, что у нее парализуется познавательная активность — именно поэтому она уединяется, не общается с другими детьми, предпочитает играть одна. Склонность к застенчивости и привычка «вечно держаться за вашу юбку» говорит о том, что она не чувствует себя в безопасности. Такое очень типично для невротических реакций.

Самое главное, что вам нужно понять про невротические реакции — это то, что человек (что ребенок, что взрослый) блокирует свою познавательную активность при малейшей, даже мнимой угрозе своей безопасности. Проще говоря, такой человек будет сидеть тихо и в одиночестве с большей вероятностью, чем пойдет на риск познания чего-то нового. И с этим необходимо считаться: повышенная потребность в безопасности, страх активности, страх новизны — это реальность. Проблема эта психологического характера, то есть имеет условно-рефлекторную природу.

Каждая мама обязана знать:  Как спросить номер у бывшего парня и друга если он меня ненавидит

Источники невротических реакций

Такое возможно если девочка видит пример похожего поведения в собственной семье.
Проанализируйте, пожалуйста, поведение всех членов семьи, участвующих в воспитании девочки. Кто привык ругать себя за ошибки и неудачи? Кто склонен реагировать страхом на все новое, склонен излишне печься о своей безопасности и блокировать познавательную активность в стрессовой ситуации? Кто чрезмерно обидчив и остро реагирует на критику, склонен к повышенному чувству вины и стыда, стремится ли стать «правильным, хорошим и идеальным»? Кто сравнивает вслух или мысленно себя с другими людьми? Чьи действия направлены на то, чтобы заслужить «одобрение безупречно хорошим поведением»? Кто ругает себя за ошибки и имеет слишком много «правильных» установок «как НАДО жить идеально»?

Если вы узнаете в этом свою собственную модель поведения, то может быть так, что девочка просто вас копирует. Наиболее оптимальным выходом — это разумеется, убрать невротические реакции в себе с помощью психотерапии. Тогда девочка скопирует более зрелые модели поведения. Таким образом, вам желательно будет заняться развитием собственной личности, с тем чтобы убрать в себе привычку к пугливости.

Что такое невроз?

Если вы читали статью система психопатологических симптомов и синдромов, то увидите, что неврозы относятся к третьему уровню пирамиды синдромов. Они возникают тогда, когда сила внешней стрессовой реакции значительно превышают психологическую силу личности. Причина невроза — не обязательно критика или плохое отношение родственников. Иногда возникновение невроза обусловлено многочисленными «НАДО», т.е. установками долженствования в семье, а также непомерными требованиями идеальности от себя.

Невротичный человек выглядит, как пугливый, испытывающий трудности с выражением искренних эмоций и принятием себя, неуверенный в себе и застенчивый в общении и жаждущий одобрения от других людей.

Некоторые специалисты называют неврозы — торможением личностного развития. Соответственно развитие личности с помощью психотерапии помогает преодолеть невроз. Поэтому любые навыки по управлению эмоциональным состоянием, увеличением чувства безопасности помогают справиться с неврозом и перейти к активной познавательной деятельности.

Как решить внутренний конфликт между чувством безопасности и познавательной активностью, любопытством?

Для того, чтобы девочка рассматривала поход в сад как познавательное и интересное занятие, у нее должна быть сформирована платформа для чувства безопасности. Желательно сделать так, чтобы у нее появилась возможность рассказывать о своих чувствах — потому что вербализованные чувства имеют свойства проходить. На данный момент, у девочки есть проблемы с вербализацией чувств. Ваша дочка, как вы верно заметили, предпочитает прибежать на кухню «за едой». Разумеется, чтобы снять дискомфорт от неосознаваемого чувства страха — а не потому, что ее плохо кормят. Если она начала заедать страх, это говорит о том, что психологическая нагрузка для нее слишком высока. Она не может адаптироваться, потому что мучается из-за сильного страха. Познавательную активность можно разблокировать тогда, когда будет удовлетворена потребность в безопасности, никак иначе. Только тогда она будет ходить в садик с радостью.

Что лучше делать, чтобы восстановить чувство безопасности у дочки

С этой целью можно выполнять несколько психологических упражнений.

Упражнение № 1

Есть такое упражнение «матка» из телесно-ориентированной терапии. Его может выполнять мама для своих детей, у которых заметны трудности с вербализацией своих чувств. Потому что достучаться к эмоциям ребенка через тело значительно проще, чем через слово.

Как делать психологическое упражнение?

Когда девочка укладывается спать, вы можете прилечь с ней рядом таким образом, чтобы она, повернувшись к вам спиной, чувствовала контакт с вашим телом. Дети, испытывающие чувство страха, могут сворачиваться в клубок или поджимать ноги под себя. Если вы вытянете руку так, чтобы голова ребенка упиралась в какую-либо ее часть (например, ваше предплечье), а свои ноги расположите так, чтобы они служили опорой ногам ребенка — получится поза «матки». На телесном уровне ребенок получает сигнал «безопасности». Обычно дети лежат в форме клубочка от десяти до пятнадцати минут. Когда чувство страха отступает, они начинают выпрямлять свое тело и просят маму отодвинуться. Важно не принуждать ребенка «полежать вместе», а делать это только по ее просьбе. Тогда у нее появится ощущение того, что она контролирует ситуацию, ее чувство страха уменьшится.

Упражнение № 2

Важно научить ребенка осознавать и расслаблять зажимы мышц спины (между лопаток), возникающие как следствие чувства страха. Можно научить ребенка основам раслабления мышц с помощью нервно-мышечной релаксации по Джекобсону. Здесь вам потребуется дополнительная консультация психолога с тем, чтобы вам объяснили, как правильно это делать.

Упражнение № 3.

Вашей дочке очень пригодится навык по самостоятельному снижению стресса с помощью длительного выдоха. Маленькому ребенку, разумеется, эти навыки лучше объяснять в форме игры в «сдувающийся шарик». Можно учить ребенка надувать щеки, говоря: «давай надуем шарик», а потому сдувать щеки, говоря: «давай медленно-медленно сдуем шарик». Если вы сама покажете, как это делать, то дочка скопирует этот навык . Обязательно научите девочку в состоянии стресса находить «точку безопасности» в самой себе: скрещивать руки на груди и медленно выдыхать воздух, чтобы успокоиться и расслабиться.

Нужно предпринять усилия, чтобы новая обстановка детского сада стала для девочки более знакомой и привычной.

В данный момент в восприятии вашей дочки есть две несвязанные ситуации — она дома в полной безопасности с любящей мамой и она вне дома: «слабая, уязвимая и беззащитная, испытывающая стресс и сильный страх».

Вы можете объяснить дочке, что воспитательница — это общая вторая «мама», которая заботится о детках, пока мама «зарабатывает деньги» на еду и одежду. Такое объяснение поможет девочке обращаться к воспитательнице за помощью, а не сторониться ее как «чужой тети».

Постепенная адаптация к детскому садику

Если привыкание к садику для вашей дочери — слишком сложная задача, имеет смысл растянуть этот процесс во времени.

Так несколько месяцев вы можете оставлять девочку лишь на несколько часов. Также, вы можете объяснить, что девочка может попросить воспитательницу вам позвонить, если ей станет страшно — и вы придете, ее заберете домой. Это не значит, что дочка начнет вами манипулировать — скорее всего, ей станет просто спокойнее.
Для того, чтобы снизить реакции страха у дочки перед детским садиком можно сделать следующее:

  • приглашать на совместную прогулку другую маму-родительницу с девочкой, которая посещает эту же группу, что и ваша дочь.
  • Затем через некоторое время приглашать знакомую девочку к вам домой в гости (например, посмотреть вместе мультик).
  • Очень полезно ходить ненадолго в гости (минут на десять — пятнадцать) к другой девочке.
  • Постепенно увеличить количество контактов. Например, начать близко общаться со многими мамами, которые водят детей в ту же группу. Лучше планировать общение так, чтобы дети имели возможность видеть друг друга вне садика, например на игровой площадке возле дома. Заодно, вы бы могли понаблюдать за тем, как играет ваша дочка со сверстниками. Бывает так, что маленькие дети не знают правил игр, не понимают того, зачем играть игрушками или не умеют решать конфликты. Иногда дети не знают о чем разговаривать друг с другом. Если вы увидите с этим проблемы, то важно уделить этому самое пристальное внимание.

как поговорить с воспитателем?

Девочки, хочу услышать ваше мнение и совет. Сразу скажу, что семейная обстановка у нас мирная, не ругаемся, не кричим друг на друга и уж тем более не деремся с мужем. А Матвей несмотря на свою активность ребенок спокойный и не драчун. Думаю бэбирушки, которые с нами лично знакомы не первый год это подтвердят.

В садик Матвея всегда отвожу я, а забирает либо муж, либо мама.

В понедельник муж забирал, дети гуляли на улице. Воспитательница сказала, что Матвей сегодня в группе толкнул Али. И спросила у Матвея: «Матвей, а папа маму бьет?«. Мне кажется задавать ребенку такие вопросы в принципе непедагогично. За то, что он толкнул Али, Матвея наказали (посадили на стул). Этот Али знатный хулиган, сама каждое утро слышу как ему делают замечание воспитатели и когда в раздевалку выходит показывает язык и дразнится.

Ну как бы ладно, дети есть дети, одни спокойные, другие не очень.

Вечером дома Матвей рисовал красками и я не обратила внимание на руку, думала испачкал и плохо отмылось. На следующий день стало видно, что это синяк, явные следы от пальцев взрослого. Разговаривали с ребенком, как наказывают, а что было, когда он Али толкнул? Матвей говорит, что он строил с Ваней гараж из конструктора, и тот подошел и ногами его разломал. За это Матвей его толкнул. Да, не буду отрицать, что мы учим ребенка давать сдачу если его обижают, тем более растим мальчика. Он априори должен уметь за себя постоять. После этого, воспитатель посадила Матвея на стул в наказание и он плакал. — Это все со слов ребенка, и я склонна ему верить. Долго пытались выяснить бьет ли их воспитатель или как-то еще ругает.

Сегодня Матвей был дома с бабушкой и она снова его расспрашивала. Матвей сказал, что Наталья Викторовна за руку его тащила на стул, когда он Али толкнул. Матвей очень хорошо умеет рассуждать и объясняться, речь поставлена очень четко, те понять что-то не так невозможно.

И вот завтра хочу поговорить с воспитателем на тему его синяка и вообще педагогического общения с детьми. Зимой был случай, и я теперь очень жалею, что тогда мы не стали жаловаться, а списали на то, что «мальчишки игрались». В городе был ледяной дождь и конечно образовалась наледь. На прогулке мальчик из нашей группы кинул в Матвея льдинку и теперь у моего сына шрам между бровей в 2см, возможно этот шрам останется на всю жизнь!

Ребенок с первого дня ходит в садик с удовольствием, болели мы за все время только 1 раз немного. Рассказывает каждый день обо всех событиях тоже с хорошим настроением и позитивом.

У нас 2 воспитательницы — Наталья Викторовна и Наталья Валентиновна. К Наталье Валентиновне претензий нет, в её смену никаких проблем замечено не было. А вот в смену Натальи Викторовны дети неопрятны, конкретно у моего ребенка постоянно обувь одета на разные ноги (воспитатель я считаю должны это контролировать и приучать к правильному обуванию). Утром она не встречает детей, либо сидит за столом что-то пишет и даже голову не поднимет узнать кто пришел, либо одной рукой кормит ребенка, а другой по телефону разговаривает (так было вчера в очередной раз). Мама моя когда забирала Матвея тоже видела несколько раз как Наталья Викторовна грубо хватает детей.

Вот собственно фото руки, сегодня уже не так хорошо видно, но все же рассмотреть следы пальцев можно.

Написала много, но надеюсь поймете.

Собственно вопрос в чем: как правильно и тактично поговорить с Натальей Викторовной. Не думаю, что стоит сразу бежать к заведующей. Но и молчать тоже не буду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация