Должен ли ребенок развиваться сам


Содержание

Ребенок играет сам — достижение мамы или талант ребенка

Привет всем! Вот и настало время поговорить о самом любимом занятии детей, об играх. Скажите, друзья, как бы вы охарактеризовали значение игр для годовалого малыша? Это жизнь крохи? Его основной способ учиться? То, что в будущем будет моделировать его поведение, а сейчас закладывает основание мышления? Или просто ничего не стоящая шалость? А если ребенку уже 3-4 лет?

Почему я спрашиваю? Да потому, что от вашего отношения к игре будет зависеть и та роль, которую вы на нее возложите. И вот тут… (на ушко) раскрою секрет! Чем больше вы знаете о возможностях игры, тем больше пользы она принесет вам и вашему крохе! А потому, предлагаю сегодня узнать, как научить ребёнка играть самостоятельно, и что для этого надо.

Давайте пообщаемся сегодня по системе: вопросы-ответы. Предлагаю самые простые и логично развивающие тему вопросы и тезисы. Но прошу, чтобы мы могли беседовать, и, чтобы разговор был максимально полезным, предлагайте по ходу общения свои вопросы и делитесь наблюдениями. Именно так мы с вами сможем понять потребности и возможности карапузов, выясним, с какого возраста и какие игры интересны настолько, что маленький увлечется ими и сможет научиться чему-то новому.

Должны ли дети играть самостоятельно?

Тем, у кого есть помощники: бабушки, не сильно загруженные заботливые мужья, няни и т.д., могут удивиться: «А в чем дело? Зачем такие сложности? Пусть детками занимаются взрослые. И есть с кем баловаться, и малышата под присмотром». И вот тут, дорогие мои, очень важно понять цель такой «автономии» и в год, и когда кроха постарше.

Почему даже при наличии целого штата дедушек и бабушек, нянь и гувернанток, мам и пап, нужна крепышу независимость. Давайте вместе подумаем, чем отличается самостоятельная деятельность карапуза от коллективной? Есть варианты ответов?

А вот, к какому выводу я пришла:

  1. Контроль. Подумайте, сейчас, когда ваш малютка играет, вам кажется, что без вас он не справится, потому что не умеет? А когда пойдет в школу? А поступит в универ? А женится? Смотрите, рано или поздно, но вам придется отпустить руку и снизить контроль. Когда? И как начать? Может быть, это стоит делать по чуть-чуть. И начинать такое постепенное «вхождение» в жизнь стоит с нежного возраста, пока ваш ребенок играет в игрушки?
  2. Польза. Больше всего на свете все родители желают счастья своему крохе. Но как вы видите его счастье? В том, что он не играет самостоятельно? В том, что он постоянно будет под присмотром и сам ничего не будет делать? Да, с ним ничего не случится плохого (берем общие параметры ситуации)! Но ведь, и хорошего не случится. Все, что он будет делать и чем заниматься, все будет взято из чужого сценария. Кто-то, как марионетку, его будет водить за ниточки, указывая что и когда делать. В этом вы видите счастье своего маленького?
  3. Становление характера. Выходят на прогулку мамочки, и о чем они говорят? О ДОСТИЖЕНИЯХ своих «Достижений»! О том, как маленькие их детки, забавляясь игрушками, что-то сами придумали, как-то вышли из проблемной для них ситуации и т.д. Почему это достойно того, чтобы о нем хвастаться? Потому что все мы понимаем, что в этом рост личности, развитие талантов и способностей!

Поверьте, вопрос не в избавлении от ребенка, а в том, чтобы развивать его. Но когда дети начинают играть самостоятельно, с какого возраста и в какие забавы?

Что можно сделать, чтобы активировать «автономный» процесс?

Пару слов о самом начале. Как заставить играть? Вот именно заставлять и не надо! Ваша цель заинтересовать! Вспомните рекламу на ТВ. Покажут вещь – да кому она нужна? А расскажут, да расхвалят… и уже думаем: и как я без нее?

Конечно, любой карапуз интуитивно поймет, что нужно делать. Но именно ваша роль «расхвалить», сделать забаву для крохи увлекательной. Вы можете сами начать, запустить процесс своим примером. А потом корректировать, подсказывать и направлять ход игры.

Какие забавы увлекательны для какого возраста?

Начнем с того, что игра должна РАЗВИВАТЬ. Если дать то, что уже знакомо, это не интересно. А значит, не увлечет кроху. Но и невыполнимые задачи тоже не принесут пользу. А потому, ищем ложку к обеду. И учитываем, что малышу понадобится какое-то время на освоение занятия.

До года и год

Прекрасный возраст, который можно охарактеризовать так: «все в рот». Главное, чтобы не проглотил. Разные предметы, по форме, текстуре и изготовленные из разного материала, будут в этом возрасте, как никогда интересны и важны.

2 года

В 2 года исследовательская работа продолжается. Вот только уже хочется понять принцип действия и как применить предмет: постучать им, засунуть куда-либо. И взрослые могут в начале показать, для чего тот или иной предмет и как им действовать.

3-4 года

Для 3 лет выбор огромный. Малышата развиваются эмоционально и в то же время у них появляется воображение, они могут уже наблюдать и повторять за другими все. А потому в 3,5 года карапузы начинают «взрослую» жизнь. Они, как и вы, готовят кушать, убирают, кормят кукол, заправляют и чинят авто, участвуют в гоночках. И это им интересно. С этим всем они отлично могут справиться сами, нужно только пробудить в них начальный интерес.

5 и 5 с +

В 5 лет многие дети уже требуют самостоятельности. Но, если такого не произошло, что поможет? В этом возрасте «домашние» игры эволюционируют, они обогащаются сюжетом. А потому можно начать придумывать историю, чтобы кроха подхватила. Этот возраст – возраст правил. Маленький ищет их везде: когда что-то конструирует из кубиков или, если придумывает «жизнь» для своих персонажей: куклы, машинки. Им интересно что-то делать самим: лепить и рисовать, складывать и искать варианты.

Как устроить игровую площадку для самостоятельной «деятельности» карапуза?

Один из важнейших моментов! Безопасность – самое важное! А потому, если нет специальных ковриков, домиков и других модных девайсов, сооружаем все импровизированно! В чем отличие от обычных игр? В том, чтобы вы были уверены, что и в год, и в 3 года, ваш кроха не выйдет за определенные рамки и не станет искать себе приключения на попу, пока вы вышли или отвернулись.

Почему не стоит расстраиваться, когда ребенок требует повышенное внимание?

Так. Ответили почти на все. Поняли и готовы действовать. Мы-то готовы… но карапуз не хочет, а, может быть, и сопротивляется. Что делать? Понять причину. А это может быть:

  • Болезнь,
  • Ему не интересно,
  • Возрастная особенность.

С первой понятно. Тут все мы такие. Но что, если нет интереса? К примеру: ребенок 7 месяцев, но он не хочет и не играет самостоятельно. Возможно, игра или игрушка непонятны маленькому? Он растерян и не знает, как быть? Предложите варианты, поищите подходы.

И еще, кроха может замкнуться в себе, например, в 4 года не играет без взрослых. Этому способствуют возраст или его мироощущение. Стоит ли перестать обучать малыша? А помогать развиваться в играх? Нет. А потому нужно действовать. Возможно, начать с того, чтобы оставить его один на один с его детскими занятиями всего на пару минут (не обязательно выходить из комнаты, просто не участвовать). А потом увеличить время.

Почему важно хвалить?

Как же всем нам нужно, чтобы наши дела заметили и оценили по достоинству. А малышатам это нужно? И еще как! А потому, хвалите! Всегда! За все! И щедро! И тогда вам не придется мучиться вопросом, как приучить детку быть самостоятельной! Карапуз этого и сам захочет и будет с радостными возгласами показывать свои достижения!

Ребята, вроде бы я все сказала. Если что забыла, напомните в комментариях, я буду за это вам очень благодарна! Пишите, не забывайте, что у меня всегда есть, что предложить вам новенького и интересненького. Подписывайтесь и приглашайте друзей!

Раннее развитие детей

Раннее развитие – модная история. Многие родители рассуждают так: мир меняется стремительно, значит, нужно и ребенку дать все знания и навыки как можно скорее, иначе он отстанет от более «современных» детей. Методики «Читать раньше, чем говорить», «Математика с пеленок» очень эффективно эксплуатируют представление о том, что возможности человека безграничны, если начать развивать их как можно раньше. Так ли это? Попробуем разобраться. Советы дает детский психолог Ирина Млодик.

Все чаще специалисты ведут разговоры, что мода на раннее развитие – это всего лишь бизнес и нужно оставить бедных детей в покое. Пусть играют до школы.

Минусы

На первом месте – достижения и результаты. Порой родителям очень сложно устоять перед искушением – сравнить своего ребенка с другими детьми. Ведь если соседская Маша уже Шекспира в подлиннике читает, то это толкает амбициозных пап и мам искать все новые и новые грани таланта своего ребенка. «Иногда родители считают, что ребенок должен развиваться семимильными шагами. Он должен знать шесть языков к пяти годам, к десяти — ряды Фурье. И желательно метить на Нобелевскую премию. Жалко, что сначала надо вырасти.

Ребенок с одной стороны развивается у него много навыков, он ходит по всем кружкам, поет, знает математику, но все детство остается за скобками: игра веселье, дружба, беспечность. Все это остается не прожитым», — резюмирует Млодик.

Различные занятия не оставляют времени для спонтанной игры.

«Малыши не тянутся к буквам и к книжкам, — напоминает психолог. — Они тянутся к кубикам, чтобы строить башенку, к дивану, на который нужно залезть, слезть. Они любят прятаться и бегать. Потому что именно так, играя, они должны развиваться в этом возрасте».

Родительские фантазии и нереалистичные ожидания не дают возможности увидеть «реального» ребенка. «Важно наблюдать за малышом, узнавать его. Часто родительский взгляд замылен. Бывает полезно расспросить о своем ребенке родственников, знакомых, педагогов, чтобы составить какую-то более полную картину о малыше», — советует Млодик.

Каждая мама обязана знать:  В каком возрасте отдавать ребенка в сад

Родители не используют врожденные устремления малыша, стараются навязать свое развитие. «В ребенке многое делает сама природа. Мы можем затормозить это развитие, мы можем помешать ему. От природы довольно много у ребенка силы, интереса, желания эту жизнь съесть, использовать. Но, конечно, мы можем сделать так, что у него пропадет интерес. Если росточек дергать, чтобы он рос побыстрее, то можно его покалечить. Нужно опираться на этот природный потенциал», — говорит специалист.

Всему свое время. Когда мы предлагаем ребенку опережающие задания, он может пропустить «нужное» ему развитие для данного возраста. «Теоретически и в годик можно начать учить буквы, давать логические задачки, если мама этого очень хочет. Но тогда некоторые функции мозга остаются неразвитыми. Что на самом деле нужно делать детям в этом возрасте? Ползать, двигаться, осваивать пространство, исследовать возможности своего тела: слез, залез, прополз, учиться прыгать, поворачиваться и т.д. В результате гиперраннего развития ребенка в 7-9 лет приводят к нейропсихологу, и он пытается доразвить нужные области с помощью специальных упражнений. Но это, конечно, не может сравниться с естественным процессом. И в этом смысле желание обогнать и перегнать всех детей на свете приводит к тому, что мы идем против природы ребенка и что-то нарушается».

Плюсы

Есть ли эффект от раннего развития детей, решил выяснить психолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Джон Процко. Оказалось, что дети, прошедшие программу раннего развития (до 3-летнего возраста), показывали более высокие интеллектуальные результаты, чем их «необученные» сверстники. Потом занятия прекратились, и к 5 годам показатели IQ у юных интеллектуалов упали. Это явление назвали «эффектом затухания». Но такой результат не говорит о том, что занятия не имеют смысла. Как раз наоборот, считает исследователь. Спад уровня интеллекта происходит именно из-за отсутствия тренинга. Ведь умственные способности детей имеют высокую пластичность. И соответственно, как только прекращается тренировка памяти, внимания и других функций, происходит их изменение, то есть интеллект приспосабливается к меньшим требованиям.

То, что отказываться от раннего развития, не стоит, показали исследования американских ученых. В течение одного года специалисты следили за успехами малышей (от 6 недель до 19 месяцев), которые занимались в центрах раннего развития с профессиональными педагогами. В конце эксперимента они показали лучшие результаты в сравнении с детьми, которые не ходили на такие занятия. Эксперты оценивали, как малыши играют с родителями, как они умеют общаться и вести себя в группе, насколько развиты эмоционально. По мнению исследователей, именно эти качества помогут малышам в будущем хорошо учиться в школе.

Что нужно развивать в первую очередь

Коммуникации

Авторы исследования университета Вашингтона решили выяснить, какие навыки нужно развивать у детей с ранних пор, чтобы они потом получали хорошие оценки. Результаты показали, что в первую очередь следует учить ребенка коммуникации. Большой словарный запас, умение грамотно формулировать свои мысли, вести беседу и диалог напрямую влияют на успеваемость и по математике, и чтению в будущем.

Математика

А занятия математикой можно уже начинать с 3-х лет, считают ученые из Бостонского колледжа. Их исследование показало, что дети, которые занимались счетом в этом возрасте, потом лучше других в 1 классе школы складывали и вычитали. Такие «уроки» должны быть совсем простыми. Мамы–участницы эксперимента во время игр со своими детьми просто что-то считали. Например, играя «в магазин», можно наглядно объяснить, что надо купить три яблока или две чашки. Понимание того, сколько всего предметов, сколько осталось, сколько стало — это и есть основа всей математики.

ВАЖНО!

В чем сходятся и сторонники, и противники раннего развития — малышу с самых первых дней совершенно необходимо сенсорное воспитание, то есть возможность развивать свои чувства. Он должен трогать разные по фактуре, температуре и размеру предметы, узнавать формы и цвета, играть с песком и водой и т. д. Именно это – необходимая база для более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.


Занятия должны быть в первую очередь увлекательной игрой, а не тренингом по расписанию. И не забывайте, что главная родительская методика – интуиция и любовь к ребенку.

Мнение: Зачем нужно раннее развитие ребенка? Оставьте ему детство

Какой родитель не хочет дать своему ребенку все самое лучшее и сразу? Кто не мечтает, чтобы именного его малыш вырос умным, успешным, всесторонне развитым человеком? А современная жизнь с ее повышенными требованиями и бешеными скоростями только подливает масла в огонь: если хочешь хоть чего-нибудь добиться, надо спешить, надо успеть. Вот и боятся родители отстать от этого темпа. Только появился человек на свет, как понеслось: “читать раньше, чем ходить”, три иностранных языка, кубики Зайцева, методы Монтессори, десять раз в день карточки с кружочками, пять раз – таблички со словами, ползания в треке, классическая музыка, занятия по развитию памяти, зрительного восприятия, тактильных ощущений. В школу раннего развития – с шестимесячного возраста, занятия танцами – с полутора лет, бассейн – вообще с рождения.

Игрушки покупаются только специальные, развивающие. Книжки исключительно нужные, полезные: словари, энциклопедии, учебники. На одном из форумов встретилось: “Что читать малышу? – Лучше читать классику или познавательную литературу, чем детские сказки. Я не против развития фантазии, но все дурацкие сказки намеренно вводят ребенка в заблуждение, а потом его оттуда вытаскивать. Наверное, лучше вообще ничего не читать, чем читать ребенку примитивные произведения – они его отупляют и упрощают. По своему опыту скажу, что родителям для развития детей лучше почитать Библию, чем про коня-горбунка, репку или Емелю”. И ведь кто-то послушает этот совет и навсегда лишит своего ребенка волшебства из детства.

Впрочем, часто понятие развитие просто подменяется банальной зубрежкой и натаскиванием. Весь огромный потенциал детской жажды познания сводится к сверхраннему обучению письму, счету и загрузкой ребенка энциклопедическими знаниями. И вместо того, чтобы учиться выстраивать взаимоотношения, фантазировать, любопытствовать – карточки, кубики, методики. Надо сказать, усилия не пропадают понапрасну. В два-три года ребенка можно научить читать, считать (впрочем, можно и зайца научить курить). И вот уже малыш по слогам читает перед взрослыми “Войну и мир”. Гости в шоке, соседки завидуют черной завистью, родители ликуют: “Мы растим гения!”. Правда в стороне остается цена рекордов. Ребенку так много всего предстоит познать в жизни, кроме буквы и цифр.

Вопреки моде, исследования говорят, что раннее обучение письму и чтению бесполезно, а иногда и просто вредно. Маленький ребенок живет правым полушарием, отвечающим за творческий потенциал и абстрактное мышление. Именно оно позволяет ему так быстро познавать мир во всех его красках и проявлениях. Мозг и тело в раннем возрасте открыто к ощущениям и впечатлениям, хочется все трогать рассматривать исследовать: “Листик – зеленый, снег – холодный, конфета – вкусная, а камень – нет». Активизация левого, логического полушария, отвечающего в том числе за процессы письма и счета, наступает гораздо позже. И попытки навязать ребенку информацию, к усвоению которой он еще ни физиологически, ни психологически не готов, могут стать причиной серьезной травмы.

К сожалению, родительские амбиции не имеют пределов, и на дошкольном возрасте эксперименты часто не заканчиваются. Среди моих знакомых были дети, которые окончили школу экстерном. Их родители заявляли, что им было слишком легко и просто учиться, вот неслись галопом через классы. Правда в этих рассказах забывали упомянуть о строгом расписании, индивидуальном плане и фактическом отсутствии свободного времени. Эти дети были умные, талантливые, но вместе с тем глубоко несчастные, какие-то потерянные в пространстве и времени. Они легко осваивали программу с одноклассниками, старшими их на пару лет, и при этом были абсолютно социально изолированы. Они – мамина радость, бабушкина гордость, могли решать дифференциальные уравнения, но совершенно не умели строить отношения с людьми. Да и пропасть между двенадцатилетними детьми и пятнадцатилетними подростками лежала огромная. Не знаю, что стало с ними в дальнейшем, но не думаю, что досрочное вступление во взрослую жизнь принесло им какое-то особенное счастье и успех.

Увлечение “ранним и всесторонним развитием личности” началось довольно давно. Уже выросло поколение “экспериментальных детей”, вроде семьи Никитиных. И среди тех, кто начал очень рано самостоятельно читать, окончил школу ребенком и подростком поступил в университет, не оказалось ни одного выдающего специалиста, ученого, художника, поэта или писателя. В своем большинстве они выросли совершенно обыкновенными людьми, но в отличие от менее загруженных сверстников, чаще имели психологические трудности, проблемы с алкоголем.

Зачем же на маленького человека взваливают такую ношу? Неужели мамины амбиции и самолюбие стоят самого прекрасного времени в жизни человека – детства. Впереди еще вся жизнь из сплошной суеты, расписаний и обязательств. А сейчас можно просто смотреть на мир, бездельничать, баловаться с друзьями, никуда не спешить и не быть никому ничего должным. Когда оно еще будет, такое время, как не в детстве?

С вопросом об их отношении к развитию и обучению детей мы обратились нашим читательницам, педагогам и просто мамам.

Татьяна, учитель русского языка и литературы, мама двоих детей:

— У меня двое детей. Младшему шесть лет, он в этом году должен пойти в школу, старшей девочке двенадцать. Со своими детьми я занималась с самого раннего детства по различным методикам. Для меня очень важно по максимуму заполнить их день, чтобы не было праздного шатания по улицам или “зависания” в интернете. Я убеждена, что ребенок не должен бездельничать, все проблемы в воспитании возникают именно от наличия свободного времени. Именно от безделья ребенок связывается с плохой компанией, пробует алкоголь и сигареты, становится аутсайдером по жизни. Это не значит, что мои дети целыми днями сидят за книжками. Еще есть занятия гимнастикой, плаванием, рисунком и музыкой, они развиваются не только интеллектуально, но и физически, и творчески. Сейчас я много читаю о домашнем обучении, подыскиваю школу, которая позволит реализовать намеченные планы. Надеюсь, что индивидуальное обучение позволит моим детям добиться результатов в учебе и поменьше отвлекаться на особ противоположного пола, особенно в переходном возрасте.

Наталья, учитель начальных классов, мама троих детей:

— За свои пятнадцать лет педагогической практики мне пришлось поработать с детьми очень разного уровня подготовки. В том числе было несколько человек, чьи родители увлекались идеями усиленного раннего развития. Отношение к этому вопросу у меня сформировалось очень неоднозначное. С одной стороны, это были прекрасно подготовленные детки, которые изучили письмо и счет годам к трем, задолго до школы. То есть и учить их особенно было нечему, большую часть программы они освоили еще в дошкольный период. С другой стороны, существующие пробелы в знаниях заполнялись нелегко, они привыкли учиться совершенно иным способом, чем это предусмотрено процессом в школе. В большинстве случаев в начале учебы они “выезжали” за счет навыков, полученных еще дома, и через несколько лет сравнивались по уровню успеваемости с остальными ребятами. Еще одним моим открытием стало, что те, кого учили читать новомодными способами и в очень раннем возрасте, в дальнейшем читать не любили. Наверное, потому, что интерес к чтению закладывается, когда мама читает ребенку интересные книжки, они вместе рассматривают картинки. Это стимулирует развитие образного мышления, учит ребенка чувствовать книжку, сопереживать героям, удивляться сюжету. При очень раннем обучении чтению ребенок может озвучивать текст с листа, но полноценно работать с книгой еще не умеет, а родители требуют самостоятельности. Своих детей я стараюсь развивать по мере возможности, но никогда не ставила перед ними высоких целей. Не вижу никакой особенной необходимости делать из ребенка гения, пусть просто будут счастливыми.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Каждая мама обязана знать:  Как помочь ребенку, сбежавшему из СРЦ

Нужно ли раннее развитие вашему малышу?

Ты – мама! Первый год пеленочно-памперсного безумия позади, а школа еще очень далеко. Казалось бы, самое время просто наслаждаться материнством и наблюдать, как малыш познает мир вокруг.

Но… соседка родила на месяц позже тебя, а ее чадо уже вовсю связно говорит! А твой-то еле лепечет… Того и гляди, они начнут буквы учить – не опоздать бы, к трем годам, говорят, уже можно весь алфавит знать! Нужно раннее развитие. Так ли это – расскажет сайт sympaty.net.

Для чего нужно ранее развитие?

Даже не будем задаваться вопросом, а нужно ли раннее развитие вообще – надеюсь, этот вопрос давно уже стал риторическим для современных родителей! Конечно же, развивать и обучать ребенка нужно с самого маленького возраста: важно совершенствовать и речевые навыки, и мелкую моторику, и мышление!

Однако, каждая мама без всяких умных книжек на собственном опыте знает, что такое совершенствование происходит ежедневно: в повседневном общении с малышом, в играх – практически любое действие что-то дает ребенку, как бы ни казалось со стороны, что малыш «ничего не делает».

Вся народная педагогика направлена на раннее развитие: тут традиции потешек, «ладушек», колыбельных, игр и т.д. В принципе, если ничего не предпринимать сверх этих простых и естественных для любой матери действий, ребенок вырастет абсолютно нормальным, без задержек в развитии и отклонений в воспитании – так и происходило тысячелетиями!

Но в последние десятилетия стали разрабатываться специальные педагогические методики, направленные на то, чтобы привить ребенку определенные знания и умения намного раньше, чем принято. Например, научить читать в 3 года, а считать в 4.

О некоторых из них (к примеру, о методике Монтессори), сайт «Красивая и Успешная» уже рассказывал. Не будем сейчас вдаваться в подробности, но общая идея всех методик в том, что ребенок может воспринять и запомнить очень многое и довольно сложное, если преподать информацию в форме игры или другой естественной для малыша этого возраста деятельности. Например, буквы изображены на кубиках, из которых ребенок строит башенки, и т.д.

Нужно ли такое раннее развитие и работает ли это? Теории гласят, что если все сделать правильно, результат будет у любого ребенка. На практике же и мамы, и воспитатели замечают, что с одними детьми все это довольно неплохо получается, а с другими результата нет или он несущественен.

Почему? Все дело в том, что разные дети по-разному воспринимают информацию и немного по-разному мыслят. Например, одному проще разобраться со зрительными образами (к примеру, складывать «квадраты Никитиных»), другой хорошо запоминает на слух, третьему обязательно нужно повертеть что-то осязаемое в ручках и т.д.

Опять же, одним детям вполне посильны сидячие спокойные занятия типа рисования, а другие непоседы – для них акцент должен делаться на подвижных играх.

И… нередко случается так.

Одного ребенка лет этак с двух водят на всевозможные занятия и старательно апробируют умные методики, но результат незначителен, ребенок развивается примерно наравне с «неразвитыми» сверстниками, родители ругают халтурщиков-воспитателей и «неправильные» методики. А с другим ребенком всего этого не проделывают, воспитывая традиционно.

В итоге первый начинает читать лет в пять – мама наконец-то горда и приписывает это чудо-методикам. А второй в этом же возрасте впервые садится за советский букварик с подслеповатой бабушкой и… через пару недель уже бодро разбирает буквы не хуже первого, «развитого» ровесника!

В чем дело? А так бывает – созревают какие-то «структуры» в мозгу, что-то «щелкает» — и малыш быстро и с лету осваивает то, что в другого с титаническими усилиями «впихивали» с двух-трех лет!

То есть зачастую нужно раннее развитие тогда, когда ребенок уже сам готов воспринять ту или иную информацию – главное, подобрать максимально подходящий именно твоему малышу метод ее подачи!

Какое раннее развитие нужно?

Очень часто раннее развитие нужно для удовлетворения материнского самолюбия: вот, смотрите, нам три с половиной, а мы буквы знаем, цвета различаем, солнышко ровным кругом рисуем — и малыш у меня самый умненький, и я идеальная мама!

Ровесники действительно не знают букв, цветов и рисуют загогулины.

Но дети идут в школу и… выясняется, что те, которые года в три благодаря методикам раннего развития казались вундеркиндами, сравнялись с «отстающими», и в школу идут на равных. Дальнейшая учеба и вовсе может никак не отразить «прорыва», случившегося в 3, 4 года…

Исходя из этого, нужно ли раннее развитие?

Отвечая на этот вопрос, нужно честно решить, зачем оно именно вашему ребенку? Именно поскорее выучиться читать-писать? Или, может, в общем развить мелкую моторику, потренировать память, логику, дать проявиться творческим способностям – и неважно, что ребенок не зачитает, а, к примеру, начнет изрисовывать обои фантастическими шедеврами?

Второй ответ кажется здесь, в статье, таким логичным и правильным, но ведь многие руководители детских студий и групп регулярно слышат от родителей именно это: «А он читать начнет?!».

Есть ли реальная польза от групп (школ, студий и т.п.) раннего развития?

Итак, вы решили, что малышу нужно раннее развитие. Методик множество, и как грибы появляются всевозможные студии, школы, группы, частные садики…

Начать куда-то водить малыша или заняться развивающими мероприятиями дома, по книжкам изучив методики?

Скажем сразу – второе вполне реально. Ничего сверхсложного, чего не может освоить мама, педагоги с детьми-дошкольниками не делают!

Более того, зачастую домашние занятия с мамой более эффективны, чем в группе с другими детишками и незнакомой тетей-воспитательницей! Мама более чутко улавливает реакцию ребенка – понятно ли ему, интересно ли, не устал ли он? А ребенок не отвлекается и не замыкается из-за незнакомой обстановки и чужих людей, как это и бывает с маленькими детьми.

Но и у группы есть плюсы.

Во-первых, коллектив ровесников. Навыки коммуникации – очень важная вещь для развития ребенка! Иногда именно то, что делается вместе, дружно (или наоборот, если присутствует соревновательный момент), стимулирует малыша к чему-то, что дома он не запомнил или не выполнил бы! Даже совсем маленькие детки часто стараются сделать лучше всех, показать, как вышло, и т.д.

Кроме того, иногда дети внимательнее относятся к тому, что говорит именно чужой человек, а не домашние.

И кроме того… ну давайте по-честному?

Зачастую мамы, считающие, что ребенку нужно раннее развитие именно в группе, просто устают постоянно заниматься маленькими ребенком самостоятельно.

Это не упрек – действительно, очень тяжело и физически и психологически постоянно находиться с шустрым карапузом, да не просто приглядывать и ухаживать, а воспитывать, развивать, заниматься… И возможность на часик-другой отвести ребенка в группу, где с ним интересно и небесполезно позанимаются другие люди, не так уж плоха!

От 0 до 4, или Как развивается здоровый ребенок

Развитие ребенка. Какие симптомы должны встревожить родителей.

Любовь Харитонова д.м.н., профессор кафедры педиатрии с инфекционными болезнями у детей факультета усовершенствования врачей РГМУ

Развитие как механизм


Нормальный, полноценный, с точки зрения врачей, ребенок должен не только вовремя набирать вес, расти, но и проявлять свои эмоции и выполнять определенные движения. Если все эти функции появляются вовремя, это означает, что головной мозг малыша и его двигательный аппарат развиваются правильно. Поэтому, обнаружив не соответствующее возрасту развитие моторики (двигательных функций) и психики, нужно обязательно выяснить, зависит ли эта задержка развития от врожденного дефекта центральной нервной системы или она вызвана тем, что с малышом мало занимаются родители.

Дело в том, что нервная система ребенка, так же как и иммунная, развивается по мере того, как он растет, поэтому то, насколько интеллектуально развитым будет ваш малыш, во многом зависит от условий, в которых он находится. Например, еще до рождения ребенок нуждается в общении, а с появлением на свет оно становится ему просто необходимо. Вот почему дети, которые по каким-либо причинам не могли быть рядом с родителями, по физическим и интеллектуальным параметрам уступают малышам, растущим в семьях, где им обеспечивают не только хороший уход (кормление, купание и т.д.), но и полноценное общение как с равноправными членами семьи.

Интеллектуальное развитие малыша, особенно совсем маленького, зависит и от режима воспитания и ухода, созданного родителями. Например, дети, которых постоянно держат завернутыми в одеяло (с ногами и руками), поздно начинают ползать и брать предметы руками. Существует и другая крайность: родителям кажется правильным торопить развитие малыша. Конечно, путем тренировки ребенка можно приучить, например, раньше сидеть или стоять. Однако эти ранние успехи не только ему не полезны, но даже вредны. Чтобы малыш вырос гармоничной личностью, надо просто соблюдать определенные правила воспитания, режим питания и сна. Обеспечьте его игрушками, постоянно разговаривайте с ним, следите, чтобы он вовремя приобретал необходимые его возрасту навыки, а в случае отставания незамедлительно обратитесь к врачу.

Понять, как развивается малыш, вам поможет наша схема. Изучая ее, не забывайте, что каждый ребенок растет не столько по «книжному», сколько по своему собственному «графику», и это нормально.

Он родился!

Новорожденный физически беспомощен, его движения неопределенны. К моменту рождения он обладает пищевым рефлексом, который проявляется в том, что ребенок ищет мамину грудь и сосет ее. Хорошо заметен оборонительный (защитный) и ориентировочный рефлексы. Защитный рефлекс проявляется миганием глаз, ориентировочный — движением глаз к источнику света. Однако малыш пока не в состоянии следить за предметами глазами. Если вы коснетесь внутренней стороны ладошек новорожденного пальцем, он схватится за него. В этом возрасте малыш, захватив большие пальцы рук папы или мамы, хорошо удерживается в висячем положении. Спит он в позе лягушки: лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками, и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны.

Что должно встревожить родителей? Малыш не сосет, не реагирует на свет, спит с вытянутыми вдоль туловища ручками и ножками.

1 месяц

В этом возрасте малыш замечает яркие предметы. Он вздрагивает или мигает, если слышит резкий звук, пытается прислушиваться к тому, что происходит вокруг. Появляются первые неопределенные звуки — гуление, первая улыбка. На несколько секунд, в основном лежа на животе, малыш может удерживать голову в вертикальном положении. Он потягивается, пытается отталкиваться ногами и ползти. Если вы будете поддерживать его под мышки, он сможет упереться ножками в опору (например, в пол). С момента рождения и до 2 месяцев малыш спит около 20 часов в сутки.

Каждая мама обязана знать:  Иллюстрированный справочник для родителей

Что должно встревожить родителей? Малыш не реагирует на резкие звуки, спит мало (бодрствует между двумя-тремя кормлениями) или наоборот много (когда его приходится будить, чтобы покормить), плохо ест (не доедает положенный объем пищи).

2 месяца

Малыш хорошо следит глазами за двигающимися предметами, поворачивает голову в сторону на человеческий голос, прекращает сосать, если вы показываете ему яркий предмет. Лежа на животе, он поднимает голову и приподнимает грудь, на 1-1,5 минуты удерживает голову. Если вы будете поддерживать его под мышки, он сможет стоять, правда, пока подгибая ножки. Исчезает способность удерживаться в висячем положении и стремление ползать. Он улыбается в ответ на улыбку и гулит уже более отчетливо. Ребенок пробует удерживать предметы всей рукой, и его движения уже не такие беспорядочные и неопределенные, как раньше.

Что должно встревожить родителей? Малыш не проявляет эмоций, безразличен к окружающему, не реагирует на улыбку близких, не удерживает предметы рукой и не съедает положенный объем пищи.

3 месяца

Находясь в вертикальном положении, малыш может сосредоточить взгляд и следить за предмете» 5-6 минут. Теперь он четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Ребенок уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Лежа на животе, он может подниматься, опираясь на локти и предплечье, пробует сидеть (если его поддерживают за попку), переворачиваться со спины на бок, держать голову. Движения его ручек становятся свободными и целесообразными: он подносит предметы ко рту, тянется к игрушкам, гремит погремушки, хлопает в ладошки и тянет их в рот. Теперь малыш узнает маму, начинает улыбаться родителям и знакомым людям. Он смеется, если доволен, и кричит, если что-то идет не так. Гулит малыш уже на все лады и с удовольствием слушает музыку.

Что должно встревожить родителей? К концу третьего месяца малыш не может удерживать полову сам, не следит за движущимися предметами, не улыбается и не меняет выражения лица, пугается при появлении чего-то необычного, не координирует движения.

Подведем итог Что необходимо малышу в возрасте до 3 месяцев? Внимание родителей и близких людей. Ему нравится, когда мама и папа берут его на руки, разговаривают и общаются с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки. Приучите малыша спать в собственной кроватке. В этом возрасте ребенку необходимы погремушки, они должны быть подвешены над кроваткой так, чтобы он мог сначала ударять по ним, а потом и хватать ручками.

4 месяца

Лежа на животе, малыш следит за движущимися предметами, ощупывает мамину грудь. Теперь, увидев незнакомое лицо, он может испугаться, или наоборот заинтересоваться. Приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони, переворачивается со спины на живот, хватает, гладит предметы. Он дольше гулит, и в его «песенках» появляются певучие и гортанные звуки. Свое неудовольствие малыш выражает хныканьем.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не переворачивается со спины на живот, не удерживает предметы и не реагирует на посторонних людей.

5 месяцев

Малыш по-разному реагирует на разных людей. Он уверенно хватает предметы руками и так же уверенно тянет их в рот. Теперь малыш хорошо сидит, держась за что-нибудь руками. Если вы возьмете его под мышки, он будет стоять почти прямо, не подгибая ножки.

Что должно встревожить родителей? Малыш плохо сидит или не делает попыток сесть, не узнает родителей.

6 месяцев

Малыш уже переворачивается с живота на спину и наоборот, со спины на живот. Теперь он сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках. Если вы подтянете его за руки, он поднимется на ножки, а если поддержите за грудь — сделает первые попытки переступить с одной ноги на другую. Малыш уже хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую игрушку, начинает искать исчезнувшие предметы. Он умеет смеяться, хныкать, плакать и реагировать на эмоции других людей. Малыш пытается произносить слоги, он назовет маму — «ма», а бабушку — «ба».

Что должно встревожить родителей? Малыш не может сидеть даже с поддержкой.

7 месяцев

Начало пути маленького исследователя малыш тянется к своему изображению в зеркале и удивляется ему. Теперь он сам поднимает и тянет в рот выпавшую бутылочку, становится на четвереньки, ползает, сидит, встает на колени, опираясь на перила кроватки. Если вы будете поддерживать его под мышки, он начнет шагать. Его движения становятся целеустремленными, например, он умеет перекладывать предмет из руки в руку, проситься на ручки, протягивать руки маме, папе. Малыш начинает повторять слоги: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».

Что должно встревожить родителей? Ребенок не переворачивается с живота на спину и обратно, ему трудно доносить предметы до рта. Опираясь на ноги, он не способен выдержать собственный вес. Малыш ничему не радуется, не обнимает маму и папу, не следит глазами за движущимися предметами, не проявляет интереса к игре в «ку-ку», не лепечет.

Подведем итог. Что необходимо малышу в возрасте 4-7 месяцев? Он нуждается в еще большем внимании близких. Малыш любит обнимать родителей, и в этом удовольствии ему нельзя отказывать, ведь именно так он пытается победить в себе чувство страха. Постарайтесь разобраться в его лепете, отвечайте словами и жестами. В этом возрасте малышу нужны жесткие игрушки, но ему по-прежнему полезны прежние «друзья»: погремушки, кольца.

8 месяцев

Малыш улыбается своему отражению, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового. Он сам садится и из этого положения может лечь. Теперь малыш умеет стоять, держась одной рукой, а если вы поддержите его за ручки, сделает попытку пройтись. Он учится играть в «ладушки», то есть старается хлопать в ладоши.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не сидит, не пытается встать или не может долго стоять. У него постоянно плохое настроение, ему не доставляют радости ни игрушки, ни присутствие родителей.

9 месяцев

Теперь малыш уже сам ищет спрятанный или упавший предмет. Он делает попытки стоять без опоры и ходить за стулом (берется руками за спинку стула и двигает его вперед). Если вы поддержите его за обе ручки, он сможет сесть и встать на колени. Малыш уже может собирать мелкие предметы, глазами следит за падением предметов. Во время еды пробует пользоваться. собственным пальцем. Ребенок начинает осваивать жесты, например, качает головой, пытаясь объяснить, чего он не хочет.

Что должно встревожить родителей? Малыш не может шагать, не умеет стоять без опоры и найти спрятанный предмет.

10 месяцев

Малыш стоит и поднимается без опоры и делает попытки передвигаться, держась за одну руку. Он учится подражать движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами. Малыш называет предметы отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами. Теперь он умеет выполнять простые требования и понимает запрещение.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не стоит, не пытается ходить, не произносит слоги.

11-12 месяцев

В конце 1-го года жизни (11-12 месяцев) малыш уже может наложить один предмет на другой, приседает без опоры, нагибается не приседая, чтобы поднять предмет, хорошо ходит, держась за одну руку (в 11 месяцев), делает первые шаги сам (в 12 месяцев). Он знает названия многих предметов, различает части тела, выполняет требования, произносит отдельные слова: мама, папа. С удовольствием имитирует действия других людей.

Что должно встревожить родителей? В возрасте 8-12 месяцев малыш не ползает, ползает с трудом или ползет в какую-нибудь одну сторону, не может стоять без поддержки. Он не пользуется жестами, например не машет ручкой на прощанье, не произносит простые слова. Не может изменить позу — переместиться из положения сидя на четвереньки, не способен брать игрушки из коробки.

Подведем итог. Что необходимо малышу в возрасте 8-12 месяцев? Малыш любит двигаться, играть с взрослыми, он требует к себе внимания, активно участвует во всех домашних делах. Ему необходимы игрушки (например, мячи и механические игрушки) и пространство для активной игры (комната, где бы малыш мог свободно передвигаться).

2-й год жизни

Малыш уверенно ходит, его словарный запас обогащается: теперь он произносит отдельные слова (к 15-18 месяцам), а затем предложения из двух, трех слов (к 18-24 месяцам). Он различает словесные обозначения близких: мама, папа, бабушка, дедушка. Начинает бегать, поднимается и спускается с лестницы. Теперь он сам может снять что-то из одежды, знает и показывает, где находятся нос, глаза. Малыш берет предметы большим и указательным пальцем, учится рисовать, рассматривает картинки, интересуется обществом сверстников, подчиняется требованиям взрослых.

Что должно встревожить родителей? В словарном запасе малыша нет ни одного связного слова, он не может выполнить простую просьбу, с трудом играет в «ладушки», к 18 месяцам так и не начал ходить. Свои потребности он выражает плачем, не беспокоится по поводу отсутствия мамы, папы.

Подведем итог. Что необходимо двухлетнему малышу? И снова главное для малыша — ваше внимание, поэтому проводите с ним больше времени. Подарите ему детский стол, стульчик, кубики, пирамиду, состоящую из 3-4 колец, стаканчики разной формы. Не забудьте про мягкие игрушки, предметы для игры в воде, «хозяйственные инструменты» (молоток, колышки, посуду). Обзаведитесь игрушками для прогулки: ведром, лопаткой, машинками.

2-3 года

Малыш ест ложкой, правда, владеет ей пока нетвердо. Он много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает на картинках предметы, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии. Его словарный запас достигает 250-300 слов. Малыш умеет жалеть, смущаться, гордиться собой.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не может передвигаться сам, снимать одежду, строить простые фразы, он путает названия частей тела, не проявляет интереса к другим детям.

Подведем итог. Что необходимо трехлетнему малышу? Ему важно чувствовать, что родители всегда готовы включиться в его деятельность, что для них он — самый интересный человек на свете. В этом возрасте ребенок остро чувствует любовь и нелюбовь своих близких и формирует свои привязанности, которые сохраняются на всю жизнь. Малыш должен иметь вещи, которые можно брать и носить: книжки, машинки, игрушки. Покажите ему, как пользоваться пастелью, большими мелками и бумагой. Держите под рукой книжку с картинками, где изображены простые действия, и просите малыша показать и назвать персонажей. Учите ребенка конструировать предметы, отвинчивать и завинчивать крышки.

3-4 года

Малыш начинает активно пользоваться многосложными фразами, становится любознательным. Он пытается рисовать человека и животных. Ребенок любит шумные подвижные игры, возню с детьми и взрослыми, игры с правилами, с удовольствием наряжается. С ним нужно много играть, позволять разговаривать по телефону, общаться с другими детьми дома и на прогулке. Рассматривайте вместе альбом с фотографиями и называйте знакомых людей, слушайте песенки и напевайте их. Читайте сказки, стихи и просите малыша пересказывать их содержание. Пришла пора обзавестись различными предметами для подвижных игр: матрасом, подушками, мячами, шведской стенкой.

Любовь Харитонова, врач-педиатр

Статья из майского номера журнала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация