Домашнее задание без угроз


Домашние задания — за и против

Вопрос отмены заданий на дом в России уже давно обсуждают родители, педагоги и психологи. Одни считают, что без заданий на дом жизнь ребёнка улучшится, и приводят в пример школы, где от них отказались. Другие уверены, что без внеклассных занятий невозможно достичь результатов. Рассмотрим обе позиции и попробуем найти компромисс.

Нормы домашних заданий

Министерство образования (сейчас — Министерство просвещения) установило правила, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания в день.

  • 1 класс — без домашних заданий.
  • 2-3 классы — не более 1,5 часов.
  • 4-5 классы — 2 часа.
  • 6-8 классы — 2,5 часа.
  • 9-11 — не более 3,5 часов.

Эти правила содержатся в санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и в письме Министерства образования РФ от 22 февраля 1999 г. №220/11-12.

Но школьные реалии таковы, что дети тратят на домашние задания гораздо больше предполагаемого времени. Фактически предписанные нормы соблюдаются только в первом классе, когда дети учатся без заданий на дом.

Основные причины перегрузок.

  • На дом задают всё, что не успели пройти на уроке. Часто это большой объём заданий, особенно если часть занятия ушла на дисциплинарные разбирательства или организационные вопросы.
  • Школьная программа требует от ребёнка слишком много. Чтобы уложиться в предписанные сроки и нормативы, учителя вынуждены задавать огромные домашние задания.
Причина многочасовых «посиделок» с уроками — большое количество изучаемых дисциплин и стремление каждого педагога дать по своему предмету максимум.

Нужны ли домашние задания

Мнения общественности и экспертов, быть или не быть домашней работе в жизни современного школьника, расходятся.

Консервативная позиция: без домашних заданий образование невозможно

Часть педагогического сообщества придерживается мнения, что школа без домашних заданий — это утопия. Домашку рассматривают как обязательную тренировку, которая гарантирует успешное освоение темы, а отмену домашнего задания — как послабление, которое может быть чревато плохими знаниями.

В пример приводят ситуацию во Франции, где три года назад экспериментально отменили задания на дом. Результат оказался печальным: уровень знаний резко упал. Если отменить домашние задания в России, академические результаты школьников также могут ухудшиться — считают некоторые эксперты.

Либеральная позиция: без заданий на дом только лучше

Большинство школьников домашку воспринимают как «никому не нужную обязаловку» и предмет бесконечной ругани с родителями.

Дома дети не должны опять перемещаться в школу — утверждают другие эксперты в сфере образования. Считается, что без домашних заданий у ребёнка возрастёт интерес к учёбе, появится время на хобби и семью, снизится уровень стресса и утомляемости.

По крайней мере, задания на дом не должны быть обязательными, проверяться и оцениваться. Не должно быть так, чтобы на ребёнка сваливали ту задачу, которая лежит на совместной деятельности преподавателей и учеников во время уроков. В идеале — добровольные домашние задания для поддержки интереса учеников.

Компромиссная позиция

Компромиссом в споре консерваторов и либералов может стать индивидуализация образования в целом и домашних заданий в частности. Необходимо, чтобы родители, педагоги, психологи и другие специалисты, работающие с ребёнком, определяли, нужна домашка или нет, в каком объёме и форме в каждом конкретном случае. Одни дети способны учиться без заданий на дом, другим обязательно нужна дополнительная самостоятельная работа.

Как снизить нагрузку уже сейчас

Согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения — средняя рабочая неделя взрослого человека длится 40 часов.

Желая снизить нагрузки и сохранить здоровье детей, всё больше родителей меняют форму обучения. Закон разрешает получать среднее образование без регулярного посещения школы — в форме семейного или заочного обучения. В этом случае семья может выбрать обучение без домашних заданий или обозначить желаемый уровень нагрузки.

Особенности домашних заданий в «Фоксфорде»

Организовать учебный процесс на семейном и домашнем обучении помогают онлайн-школы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, обучаются дети с 5 по 11 класс из разных уголков планеты. В программу входят курсы по всем базовым предметам школьной программы, но нагрузка на учеников при этом гораздо меньше.

В зависимости от класса, в расписании «Домашней школы Фоксфорда» от одного до четырёх базовых уроков.

Логика типичного школьника проста: если за задание нет оценки, то тратить время бессмысленно. В «Фоксфорде» практикуется иной подход. Наши домашние задания строятся на игровых принципах.

Как правило, домашки состоят из 5–10 тестовых заданий или одного творческого. Ученики за их выполнение получают очки опыта — XP (experience points). Подросткам они знакомы по компьютерным играм.

Благодаря системе ХР, делать домашку становится быстрее и веселее — материал лучше усваивается, повышается вовлечённость и мотивация. Дети охотнее берутся за задачки повышенной сложности, когда не боятся ошибиться и потерять заветные баллы.

Если ребёнок был внимателен на уроке, он легко и довольно быстро справляется с домашним заданием. А если попалась сложная задачка, которую никак не удаётся решить, можно попросить помощи у куратора. Он не скажет решение, но направит рассуждение ребёнка в нужное русло.

Домашнее задание в школе задавать нельзя отменить! Где поставим запятую?

Начало ноября для Липецка и всей страны ознаменовалось несколькими праздниками: День народного единства, День согласия и примирения и…школьные каникулы для детей, обучающихся по традиционной «четверной» системе. Походы в кино, парки города, милые семейные посиделки в кафе у многих оказались под угрозой из-за огромного школьного домашнего задания. Из разговора с подругой, у которой дочь учится в одной из липецких гимназий: «Какие планы на день? Двадцать пять заданий по математике, плюс презентация по истории и какие-то упражнения по-английскому и русскому языкам. Так что сидим сиднем…» Ради справедливости замечу, что это задание на все каникулы.

В конце октября текущего года губернатор Белгородской области Евгений Савченко вновь поднял актуальный для российских родителей и школьников вопрос. Он поручил региональному Департаменту образования пересмотреть систему школьного образования для того, чтобы полностью избавиться от домашних заданий. По словам Савченко, это «плохая привычка», которая «травмирует и ученика, и родителя». Интересно, что на эту мысль главу региона натолкнуло выступление комика Алексея Щербакова в рамках шоу «Stand Up» на ТНТ. Савченко назвал видео «своеобразным, но справедливым».

Так сколько можно? Сколько можно и нужно делать уроков? Например, в Америке действует правило «10 минут»: на столько каждый год увеличивается время, отведённое для домашних заданий. Первоклашки должны тратить на уроки не больше 10 минут в день, во втором классе  20 минут, а в 12-м, выпускном классе, американские школьники должны заниматься дома два часа в день, что на полтора часа меньше, чем у российских школьников.

В немецких и израильских школах совсем не задают. Также о полной отмене домашних заданий всерьез заговорили британские и французские родители. При этом большинство опрошенных российских родителей поддерживают их в этом.

В российских школах, при определении объема домашнего задания, педагоги должны следовать требованиям санитарных правил и норм. Согласно этим требованиям, у первоклашек домашних заданий быть не должно. Во втором и третьем классах на домашнюю работу отводится по полтора часа. Для учащихся шестых-восьмых классов рекомендовано два с половиной, а с девятого класса объём домашней работы достигает трёх с половиной часов. Однако, как показывает практика, санитарные нормы не выполняются, и дети все равно сильно перегружены школьными заданиями.

Каждая мама обязана знать:  Проблемы в общении с подругой

По мнению большинства экспертов Липецкого филиала Президентской академии, совсем отменить домашние задания нельзя. Без самостоятельного повторения школьник в большинстве случаев не усвоит пройденный материал. Однако от практики «выучить два параграфа», безусловно, следует отходить. Должен быть реализован вариативный подход: есть базовый набор задач, а для продвинутых учеников — более сложный набор упражнений; для отстающих учеников разработаны индивидуальные задания. В некоторых случаях целесообразно ограничить объем заданного (например, не задавать на выходные и уж тем более на каникулы). И, самое главное, надо сделать так, чтобы эти задания были интересными и полезными, ученик должен быть заинтересован в учебе и видеть практическую пользу в выполнении домашних заданий. Программа должна быть построена таким образом, чтобы у ребенка хватало времени и на творчество, и на общение с семьей и друзьями, и на прогулки, и на спорт.
Автор статьи Е.Клеймёнова, доцент кафедры ГиЕД, кандидат педагогических наук Липецкого филиала РАНХиГС

«БезОпасный Интернет», 5 класс

Технологическая карта урока «БезОпасный Интернет»

ФИО: Краснова Надежда Николаевна

Место работы: МБОУ «СОШ№3 с УИОП» г.Котовска Тамбовской области

Должность: учитель информатики

Класс: 5 класс

Тема: БезОпасный Интернет.

Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно- телекоммуникационной среде.

Задачи:

— изучение информированность пользователей о безопасной работе в сети Интернет;

— знакомство с правилами ответственной и безопасной работы в сети Интернет;

— формирование понятие о принципах безопасного поведения в сети Интернет;

— ориентироваться в информационном пространстве;

— способствовать ответственному использованию online-технологий;

— формирование информационной культуры обучающихся;

Учащиеся должны знать:

перечень информационных услуг сети Интернет;

правилами безопасной работы в сети Интернет;

опасности глобальной компьютерной сети.

Учащиеся должны уметь:

ответственно относиться к использованию on-line-технологий;

пользоваться информационными ресурсами;

Тип урока : урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Методы обучения: словесный (дискуссия, рассказ), видеометод, наглядный (демонстрация), практический; частично-поисковый, проблемный, метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией).

Формы обучения: групповая, коллективная.

Этапы урока:

1. Организационный момент.


2. Актуализация знаний.

3. Сообщение темы, целей занятия и постановка проблемы.

4. Открытие» детьми нового знания:

4.1 Возможности и разные стороны интернета (р абота в группах)

4.2 Физкультминутка « Собери рукопожатия».

4.3 Риски и угрозы интернета и меры предосторожности от них.

5. Закрепление изучение (выпуск памятки по правилам безОпасного Интернета).

6.Обобщение всего урока. Оценивание.

7. Домашнее задание

Ход занятия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценивание

1

Организационный момент. Рефлексия настроения.

Приветствие учителя, который психологически настраивает учащихся, мотивирует на плодотворную работу.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего настроения на начало урока.

Слушают заданные установки учителя. Фиксируют свое настроение на начало урока.

2

Слайд1. Двадцатый век принёс нам много великих открытий. Одно из самых популярных и используемых в современном мире – Интернет.

Слайд 2. — Ребята, что такое Интернет?

Вызывает ребят на диалог.

Ребята актуализируют личный опыт, высказываются о том, что такое Интернет.

3

Сообщение целей занятия.

Просмотр видеоролика «Безопасный Интернет (ссылка на первой картинке, слайд2.)

Слайд3. Тема нашего урока «БезОпасный Интернет»

— Какие стороны, положительные или отрицательные, Вы увидели в сюжете?

Учитель подводит детей к проблеме.

— Интернет, как и всё в жизни, имеет две стороны — чёрную и белую.

— Так, что же необходимо для того, чтобы нас сопровождала только белая сторон?

— Мы сегодня о пределим основные виды опасностей, подстерегающих Вас в сети Интернет и составим правила безопасного пользования Интернетом.

Называют тему урока

Дети высказывают предположения.

Называют цели урока

Нам нужно научиться дружить с Интернетом, обезопасить себя при работе с ним.

4

Открытие детьми нового знания

4.1 Возможности и разные стороны интернета (р абота в группах)

« Собери рукопожатия».

4.3 Риски и угрозы интернета и меры предосторожности от них.

Слайд4. – Попробуйте определить «Разные стороны» использования Интернета в своей жизни, жизни своих близких людей и свои мнения внесите в лист ответов.

Вызывает ребят на диалог и обращает внимание на то, что в большинстве Интернет используют для общения, игр и т.д

Слайд5. Участникам предлагается в течение 10 секунд пожать руки как можно большего числа других людей.

— Кому сколько человек удалось поприветствовать? У кого-то возник психологический дискомфорт? Если – да, то чем он был вызван?

Общаясь в Интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей в свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники. Как много информации про человека мы можем узнать

от Ника или рукопожатия? Однако, очень важно знать, что есть рядом люди, готовые выслушать, оказать поддержку, помочь в трудную минуту

— Интернет – это море информации – И это не всегда безопасный интернет. В Интернете много рисков и угроз.

— Какие риски и опасности, подстерегающие нас, можно встретить в Интернете? Слайд6.

— А можно ли себя обезопасить от рисков?

Слайд7. Учитель предлагает ответить на главный вопрос урока – «Как сделать работу в сети безопасной?»

Учитель объясняет какие риски и угрозы несёт нам Интернет и какие меры безопасности необходимо при этом соблюдать. Слайд8 – слайд20.

Организует беседу с учащимися.

Что значит безОпасный Интернет?

Заполняют лист «Разные стороны Интернета». Готовят краткое сообщение о том, в каких целях из личного опыта они используют Интернет.

Гдз по ОБЖ 9 класс Смирнов А.Т. ФГОС Параграф 3.1

Авторы: Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
Год: 2010, 2020
Описание: ГДЗ (готовые домашние задания) для учебника по ОБЖ 9 класс авторов Смирнов Хренников от gdzznaniya. Здесь вы найдёте готовые ответы на вопросы и задания, проверочные работы и параграфы. Этот решебник в первую очередь пригодится родителям для проверки домашних работ своих детей-школьников. Однако им бесплатно и онлайн могут пользоваться и сами подростки, если у них возникнут трудности с ответами на какие-либо вопросы и задания.

2. Какие существуют в настоящее время внешние угрозы национальной безопасности России?

К основным внешним угрозам относятся:

  • развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников;
  • территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
  • вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
  • наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
  • вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе РФ или на границах ее союзников;
  • действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
  • дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.

3. Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России?

К основным внутренним угрозам относятся:

  • попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России;
  • планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
  • создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
  • незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
  • широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации;
  • деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.


4. Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам национальной безопасности России?

К основным трансграничным угрозам относятся:

  • создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
  • деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;
  • трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих национальной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;
  • деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны;
  • угроза деятельности международных террористических организаций: в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения.
Каждая мама обязана знать:  Подскажите, что говорить дочке на вопрос где папа

Дети в Интернете: угрозы и способы защиты

Моя трехлетняя племяшка смело берет со стола телефон, проводит по нему пальчиком и изумленно застывает: у ее мамы iPhone, а тут – Samsung на Android. Она хитро улыбается и через пять минут уже рассматривает фотографии, а через десять – добирается до игр. Подходя к телевизору, тем же движением проводит по экрану пальчиком и озадаченно вздыхает: тут техника еще не дошла до маминого смартфона.

Иногда мне кажется, что эти дети скоро будут проводить пальцами по лицам друг друга – чтобы понять, в какую сторону смайлик, разговаривать смс-ками, стоя рядом друг с другом, и продолжать потомство на facebook.

Домашнее задание – на компьютере: найти в Википедии, вставить в Word и распечатать. Любой пятиклассник знает как, в отличие от его бабушки. А откуда знаем мы, куда этот пятиклассник «ходит», кроме Википедии? Почему мы так уверены, что на «Одноклассниках» сидят только «одноклассники»? И если не уверены, то как уберечь, как научить «не брать конфетку у чужого дяди» — не отвечать на сообщения от неизвестного пользователя, будь там хоть десять радостных смайлов и хоть сто общих «друзей»?

Статистика посещений Интернета детьми

Согласно исследованию McAfee, в 2011-ом году 70% подростков находили способы обходить «родительский контроль», так что их родители были не в курсе, чем именно занимались дети. Для сравнения, по данным исследования той же компании, в 2010 году своих родителей обманывали лишь 45% подростков в возрасте от 13 до 17 лет. Чем же занимаются эти милые дети в Интернете?

По данным исследований «Лаборатории Касперского» в 2013 году дети из России посещали следующие сайты:

Социальные сети (59,6%)

Интернет – магазины (9,1%)

Порнография, эротика (8,8%)

Нелегальное ПО (3,4%)

Остальное: игры, чаты и форумы, оружие, жестокость и насилие, нецензурная лексика, азартные игры, платежные системы, анонимные прокси-сервера, наркотики.

Эксперты «Лаборатории» отметили, что среди остальных стран Россия лидирует по количеству детей, посещающих социальные сети. Исследователи так же отмечают, что по сравнению с предыдущими годами сильно возросла популярность Интернет-магазинов, а такая категория как «Наркотики» успешно реализуется в «Соцсетях», которые являются универсальной платформой для общения на эту тему.

По данным той же компании, каждый третий родитель РФ интересуется тем, как именно дети проводят время в Сети, какие посещает сайты и с кем общается, и это при том, что на одну семью приходится в среднем 3,6 различных электронных устройств с доступом в сеть и возможностью хранения больших объемов информации.

Что же касается Европы, то по данным исследования, проведенного EU Kids Online II совместно с Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, большая половина детей выходит в Интернет под контролем взрослых: 60% европейских школьников пользуются интернетом в школе и столько же детей выходит в Интернет из дома, из общей комнаты, то есть под присмотром родителей.

В России по данным того же исследования 70% детей 9-10 лет и свыше 90% школьников старше 13 лет пользуются Интернетом без надзора старших. По данным «Лаборатории Касперского», дети изучают «запрещенные ресурсы» в часы, когда уроки уже закончились, а родители еще не пришли с работы, то есть с 15 до 17 часов.

Помимо всем известных положительных моментов, Интернет несет в себе опасность, которая может затронуть даже пользователей младшего дошкольного возраста. Неосторожный клик по яркой картинке на открытом родителем Youtube приводит к появлению на экране перед малышом клипа с сомнительным содержанием. Реклама на смартфоне или вдруг появившийся значок приложения с картинкой раздетой девушки – и ребенок уже задается вопросом, как это у него получилось.

Поиск игр в сети, желание посмотреть научный фильм или мультик (в котором вдруг звучат бранные слова вместо привычных диалогов) могут привести к попаданию младших детей на сайты с нелицеприятным контентом «18+», а то и откровенной порнографией. Для родителей детей младшего возраста проблема стоит не «как ограничить», а «как оградить», потому что в том нежном возрасте еще нет мыслей о чём-то скверном, и ребенок по незнанию, а то и благодаря навязчивой рекламе становится свидетелем нежелательной информации.

Известный антивирусный вендор Kaspersky Lab приводит полный список опасностей для детей в Интернете, а также угроз, которым эти дети могут подвергать родительский компьютер (а так же смартфон, планшет и другие устройства, подключенные к сети):

• «Попутные» заражения (т.е. вредоносные программы, загружаемые автоматически при просмотре зараженных сайтов).
• Заражение при использовании файлообменных (P2P) сетей, дающих другим пользователям доступ к вашему компьютеру.
• Нежелательная реклама, в том числе всплывающие окна и рекламные программы, которые часто устанавливаются автоматически вместе с бесплатным ПО, загружаемым из интернета.
• Получение ребенком информации сексуального характера (или иной неприемлемой информации).
• Загрузка ребенком из интернета пиратских материалов (например, музыкальных или видеофайлов).
• Ребенка могут обманным путем убедить предоставить личные данные (его собственные или ваши).
• Ребенок может стать жертвой запугивания через интернет (кибербуллинг).
• Ребенок может стать жертвой домогательств педофила (например, в онлайн-чатах).

К этому списку можно добавить следующее:

Социальные сети, в которых может произойти практически всё вышеперечисленное.

«Встречи в реале». По результатам исследования Detionline.com, половина российских подростков встречаются с незнакомцами из интернета в «реале», в то время как европейские подростки более осторожны и лишь 10% идут на личную встречу после знакомства в интернете.

Если опасность, подстерегающая ребенка в интернете, носит всё-таки виртуальный характер (за исключением «недетского видео», которое может травмировать психику), то встречи с незнакомцами имеют непредсказуемые и сразу же очень «реальные» последствия: «подружка» из аськи в жизни оказывается 50-летним мужчиной со скверными намерениями, а онлайн приятель вдруг предлагает попробовать наркотики. И все, что родителям известно о «новом знакомом» – это его ник и ненастоящее имя в скайпе.

Получение ребенком вредоносной информации – специально или случайно (например, всплывающая строка в поиске) – о наркотиках, суициде, причинении себе вреда (сюда же входят рекомендации по похудению) и сексуальных извращениях. Часто подростки даже не задумываются о том, чтобы попробовать нечто подобное, но попадая в новую компанию, стесняются отказать.

И последняя «угроза», с которой сталкиваются дети в Интернете и которая не представляет опасности для вашего компьютера, но опасна для вашего ребенка — это Интернет-зависимость. К сожалению, она не лечится антивирусами и «Родительским контролем», и посоветовать можно только одно надежное и проверенное средство – родительскую любовь и заранее выстроенные, хорошие отношения в семье.

По данным исследования «Института семейной безопасности в Интернете»об осведомленности, отношении и использовании функции «Родительского контроля», проблема безопасности в Интернете не является предметом повышенного внимания родителей.

Подавляющее большинство (86%) сообщили, что считают нахождение ребенка в интернете абсолютно (42%) и достаточно (44%) безопасным. И только 13% родителей признались, что сетевая активность детей очень (3%) и несколько (10%) небезопасна. Из опрошенных родителей 53% сообщили, что они использовали настройки или программное обеспечение для контроля или ограничения деятельности детей в Интернете.

По результатам исследования «Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования» (2013 г.) родители положительно относятся к Интернету, как к источнику интересной, развивающей информации (70 % опрошенных), как к возможности получать быстрый доступ к нужной информации (34 %), как к возможности использовать образовательные ресурсы (34 %), к разнообразию выбора (15 %) и возможностям для общения с друзьями (14 %).

Негативную сторону интернета для своего ребенка родители видят в том, что он затягивает и отвлекает детей от учебы (55 %), переполнен ложной и психологически вредной информацией (43 %), мешает живому общению (8,5 %). Родители на данный момент испытывают некоторое замешательство в том, чтобы однозначно ответить на вопрос «полезен ли Интернет детям».

Каждая мама обязана знать:  Как отговорить сына от скалолазания

При, казалось бы, высоком показателе осведомленности родителей об опасностях в Интернете, а так же о технических способах защиты детей, тем не менее, использует эти способы лишь половина родителей.

Из технических средств защиты детей в Интернете можно назвать следующие:

1. «Родительский контроль» от антивирусных вендоров

У всех антивирусных вендоров – лидирующих производителей антивирусных программ – есть пакет услуг «Родительский контроль».

«Родительский контроль» включает в себя стандартный набор функций, а именно:

  • Ограничение времени нахождения ребенка в сети;
  • Ограничение времени пользования компьютером;
  • Возможность создания графики с допустимыми часами работы в течение дня;
  • Блокировка сайтов с запрещенным контентом – создание «чёрных» списков на основе баз данных антивирусного производителя по категориям (наркотики, социальные сети и т.д.) и создание «белых списков» родителем;
  • Ограничение на запуск приложений (например, игр) и установку новых программ; — возможность следить за перепиской ребенка в соцсетях и чатах (ICQ, Skype) и контролировать пересылку личной информации (в основном, это платные пакеты услуг).

В первую пятерку заслуживающих доверия антивирусных вендоров входят:

  • McAfee
  • TrendMicro
  • Kaspersky Lab
  • Eset (Nod 32)
  • Symantec (Norton)

Каждая компания по-своему заботится о безопасности детей. Kasperskiy Lab предлагает список советов по защите ребенка от угроз в сети. McAfee проводит регулярные исследования среди американских подростков. Компания Trend Micro разработала отдельную программу, уделив безопасности детей особое внимание. Ежегодно TrendMicro проводит конкурс для подростков «What’s your Story?», в рамках которого детям предлагается снять небольшой видеоролик, нарисовать рисунок, написать рассказ, песню или стихотворение на тему «Как сделать пребывание в интернете безопасным». В 2011 г. на конкурс попало более 100 работ, которые были просмотрены более 150 000 раз. Видеоролик победителей можно посмотреть по этой ссылке.

Некоторые антивирусные компании ведут свои блоги по безопасности детей – например, блог Trend Micro и не самый приятный блог, содержание которого стоило бы пометить как «18+», интересное скорее подросткам, чем сознательным родителям.

Отличные советы для родителей опубликовала компания Microsoft в разделе «Семейная безопасность». Многие статьи переводные из американских источников, тем не менее, несут в себе полезную информацию. В США родители активнее сталкиваются с последствиями преследований в Интернете, и нас, скорее всего, в будущем ожидает похожий сценарий развития отношений наших детей и Интернета.

2. Отдельные программы «Родительского контроля»

В пример можно привести разработку российской компании Etensys программу KinderGate. Некоторые ресурсы сравниваютфункциональность этой недорогой программы с «Родительским контролем» известных вендоров. KinderGate неоднократно занимала первые места в списках рейтингов, так что если вы пользуетесь антивирусом без встроенного «Родительского контроля», то эта программа может стать для вас хорошим решением.

3. Операционные системы

В операционных системах Microsoft Windows и Apple iOS автоматически встроены функции «Родительского контроля». Изучив настройки, можно назначить ребенка отдельным пользователем со своим паролем и задать ему ограничения – например, по времени использования компьютера, блокировку новых программ, а так же возможность отслеживать действия ребенка в Интернете после приобретения им дополнительных приложений. Дополнительные функции Windows7 позволяют родителю настроить «Безопасный поиск», который задействует механизмы фильтрации поисковых систем в Интернете, таких как google.ru и yandex.ru.

4. «Родительский контроль» в Интернете

Крупные сервисы не менее озабочены проблемой, как обезопасить пребывание детей в Интернете. После очередных судебных разбирательств и изменений в системе защиты персональных данных, компания Google запустила проект «Good to know», с разделом «Семейная безопасность» и рекомендациями по безопасности детей-онлайн.

На YouTube, одном из сервисов Google, можно найти видео о правилах поведения на видеосервисе. Родитель имеет возможность настроить YouTube таким образом, чтобы сервис показывал только видеоматериалы, разрешенные к просмотру детей (правда, тогда придется каждый раз менять настройки для себя при желании посмотреть «недетское» видео). То же касается и поисковой системы Google (и остальных крупных поисковых систем).

5. «Родительский контроль» от провайдера

Провайдеры со своей стороны предоставляю схожие услуги. Например, МГТС предлагает родителям вводить ограничения по времени пребывания в Интернете ребенка в их отсутствие, предоставляет отчеты о просмотренных сайтах. Из минусов этой системы – возможность ребенком при наличии данных, например, номера договора, получить пароль для изменения настроек в личном кабинете. При входе в личный кабинет интересующийся родитель сразу же увидит произошедшие изменения и сможет самостоятельно принять меры.

Это особо острый вопрос, так как с одной стороны, соцсетей не так много и в любом «Родительском контроле» их можно включить в «чёрные списки» или исключить из «белых». Но если десятилетний ребенок примет запрет спокойно, то подросток открыто воспротивится решению родителей. Да и не стоит забывать, что в окружении ребенка всегда есть друзья, родители которых могут не ограничивать чадо в пользовании компьютером.

Владельцы соцсетей пытаются контролировать контент и общение посетителей. В 2012 году «Одноклассники» ввели функцию запрета получения сообщений детьми младше 14 от неизвестных людей, не принадлежащих к группе друзей или друзей родителей. Тогда же соцсеть запустила «Тревожную кнопку», благодаря которой можно пожаловаться на недопустимую информацию или сообщений от незнакомцев.

Американская соцсеть Facebook постоянно усовершенствует систему родительского контроля на станицах Facebook (описание программы можно посмотреть здесь). У родителя есть возможность «прикрепить» ребенка к себе и разрешать «дружбу», видеть, что делает ребенок, с кем он общается и о чем думает.

Как уже говорилось ранее, некоторые «Родительские контроли» позволяют читать личную переписку ребенка в соцсетях (правда, возникает морально-нравственный вопрос – до какого возраста ребенка родитель имеет на это право и вопрос воспитательный — согласен ли с этим подросток, способный самостоятельно отключить ненужные ему компоненты в системе «Родительского контроля»).

Детские порталы

Многие родители разрешают детям (обычно речь идет о детях младшего школьного возраста) посещать только определенные сайты, действуя по принципу создания «белых списков». В интернете уже давно появились сайты для детей младшего возраста – с песенками, мультфильмами, развивающими играми и раскрасками, а так же образовательные порталы для детей постарше. В связи с воплощением в жизнь идеи домашнего образования, таких ресурсов становится всё больше и больше. Появляются ресурсы для самостоятельного обучения, сайты, посвященные играм и творчеству – то есть не затягивающие в «Инетрнет-паутину», а лишь обогащающие реальную жизнь ребенка.

Некоторые организации, как, например, «Центр анализа интернет-ресурсов», считают необходимым создание отдельной социальной сети для школьников. Идея неплоха, но есть свои «но»: подростки уже познали «взрослые» социальные сети и переход в соцсеть, которая будет ограничиваться школой, а то и классом, и контролироваться классным руководителем, может быть принят в штыки. Во-вторых, обязанность контролировать школьников ляжет на плечи классных руководителей, итак постоянно занятых заполнением бумажек для отчетности вместо более плотного общения с детьми.

Многие преподаватели высших учебных заведений отмечают, что с появлением соцсетей стало гораздо удобнее информировать студентов о домашнем задании, переносе занятий и информационных ресурсах перед сдачей экзаменов. Но применимо ли это к школьникам, или мы всё-таки хотим больше и более «реального» общения для наших детей, в настоящем, не виртуальном мире?

Детские браузеры

Детские браузеры, например Гогуль, работают по принципу «белых списков». Правда, создавать списки будет не родитель, а разработчик в лице психологов и педагогов. В браузере «Гогуль» «безопасность ребёнка в Интернете обеспечивается за счёт наличия собственного каталога детских сайтов, проверенных педагогами и психологами и рекомендованных к просмотру». Браузер так же предоставляет родителям статистику посещений и помогает ограничить время пребывания ребенка в сети.

Как мы видим, сейчас существует множество способов контролировать детей. Каждый родитель способен выбрать лучший способ для себя и своей семьи в зависимости от провайдера и антивирусного ПО, которыми родители уже пользуются, и конечно, в зависимости от возраста, характера и условий жизни ребенка. Любознательные родители без труда смогут найти подробные инструкции по использованию функций «Родительского контроля» или выбрать подходящее для себя средство и способ защиты, тем более, что при необходимости любое техническое средство защиты можно изменить или дополнить. Остается вопрос мотивации «защищать» ребенка в сети. Но это уже совсем другая история.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация