Есть ли необходимость в раннем развитии


Мнение: Зачем нужно раннее развитие ребенка? Оставьте ему детство

Какой родитель не хочет дать своему ребенку все самое лучшее и сразу? Кто не мечтает, чтобы именного его малыш вырос умным, успешным, всесторонне развитым человеком? А современная жизнь с ее повышенными требованиями и бешеными скоростями только подливает масла в огонь: если хочешь хоть чего-нибудь добиться, надо спешить, надо успеть. Вот и боятся родители отстать от этого темпа. Только появился человек на свет, как понеслось: “читать раньше, чем ходить”, три иностранных языка, кубики Зайцева, методы Монтессори, десять раз в день карточки с кружочками, пять раз – таблички со словами, ползания в треке, классическая музыка, занятия по развитию памяти, зрительного восприятия, тактильных ощущений. В школу раннего развития – с шестимесячного возраста, занятия танцами – с полутора лет, бассейн – вообще с рождения.

Игрушки покупаются только специальные, развивающие. Книжки исключительно нужные, полезные: словари, энциклопедии, учебники. На одном из форумов встретилось: “Что читать малышу? – Лучше читать классику или познавательную литературу, чем детские сказки. Я не против развития фантазии, но все дурацкие сказки намеренно вводят ребенка в заблуждение, а потом его оттуда вытаскивать. Наверное, лучше вообще ничего не читать, чем читать ребенку примитивные произведения – они его отупляют и упрощают. По своему опыту скажу, что родителям для развития детей лучше почитать Библию, чем про коня-горбунка, репку или Емелю”. И ведь кто-то послушает этот совет и навсегда лишит своего ребенка волшебства из детства.

Впрочем, часто понятие развитие просто подменяется банальной зубрежкой и натаскиванием. Весь огромный потенциал детской жажды познания сводится к сверхраннему обучению письму, счету и загрузкой ребенка энциклопедическими знаниями. И вместо того, чтобы учиться выстраивать взаимоотношения, фантазировать, любопытствовать – карточки, кубики, методики. Надо сказать, усилия не пропадают понапрасну. В два-три года ребенка можно научить читать, считать (впрочем, можно и зайца научить курить). И вот уже малыш по слогам читает перед взрослыми “Войну и мир”. Гости в шоке, соседки завидуют черной завистью, родители ликуют: “Мы растим гения!”. Правда в стороне остается цена рекордов. Ребенку так много всего предстоит познать в жизни, кроме буквы и цифр.

Вопреки моде, исследования говорят, что раннее обучение письму и чтению бесполезно, а иногда и просто вредно. Маленький ребенок живет правым полушарием, отвечающим за творческий потенциал и абстрактное мышление. Именно оно позволяет ему так быстро познавать мир во всех его красках и проявлениях. Мозг и тело в раннем возрасте открыто к ощущениям и впечатлениям, хочется все трогать рассматривать исследовать: “Листик – зеленый, снег – холодный, конфета – вкусная, а камень – нет». Активизация левого, логического полушария, отвечающего в том числе за процессы письма и счета, наступает гораздо позже. И попытки навязать ребенку информацию, к усвоению которой он еще ни физиологически, ни психологически не готов, могут стать причиной серьезной травмы.

К сожалению, родительские амбиции не имеют пределов, и на дошкольном возрасте эксперименты часто не заканчиваются. Среди моих знакомых были дети, которые окончили школу экстерном. Их родители заявляли, что им было слишком легко и просто учиться, вот неслись галопом через классы. Правда в этих рассказах забывали упомянуть о строгом расписании, индивидуальном плане и фактическом отсутствии свободного времени. Эти дети были умные, талантливые, но вместе с тем глубоко несчастные, какие-то потерянные в пространстве и времени. Они легко осваивали программу с одноклассниками, старшими их на пару лет, и при этом были абсолютно социально изолированы. Они – мамина радость, бабушкина гордость, могли решать дифференциальные уравнения, но совершенно не умели строить отношения с людьми. Да и пропасть между двенадцатилетними детьми и пятнадцатилетними подростками лежала огромная. Не знаю, что стало с ними в дальнейшем, но не думаю, что досрочное вступление во взрослую жизнь принесло им какое-то особенное счастье и успех.

Увлечение “ранним и всесторонним развитием личности” началось довольно давно. Уже выросло поколение “экспериментальных детей”, вроде семьи Никитиных. И среди тех, кто начал очень рано самостоятельно читать, окончил школу ребенком и подростком поступил в университет, не оказалось ни одного выдающего специалиста, ученого, художника, поэта или писателя. В своем большинстве они выросли совершенно обыкновенными людьми, но в отличие от менее загруженных сверстников, чаще имели психологические трудности, проблемы с алкоголем.

Зачем же на маленького человека взваливают такую ношу? Неужели мамины амбиции и самолюбие стоят самого прекрасного времени в жизни человека – детства. Впереди еще вся жизнь из сплошной суеты, расписаний и обязательств. А сейчас можно просто смотреть на мир, бездельничать, баловаться с друзьями, никуда не спешить и не быть никому ничего должным. Когда оно еще будет, такое время, как не в детстве?

С вопросом об их отношении к развитию и обучению детей мы обратились нашим читательницам, педагогам и просто мамам.

Татьяна, учитель русского языка и литературы, мама двоих детей:

— У меня двое детей. Младшему шесть лет, он в этом году должен пойти в школу, старшей девочке двенадцать. Со своими детьми я занималась с самого раннего детства по различным методикам. Для меня очень важно по максимуму заполнить их день, чтобы не было праздного шатания по улицам или “зависания” в интернете. Я убеждена, что ребенок не должен бездельничать, все проблемы в воспитании возникают именно от наличия свободного времени. Именно от безделья ребенок связывается с плохой компанией, пробует алкоголь и сигареты, становится аутсайдером по жизни. Это не значит, что мои дети целыми днями сидят за книжками. Еще есть занятия гимнастикой, плаванием, рисунком и музыкой, они развиваются не только интеллектуально, но и физически, и творчески. Сейчас я много читаю о домашнем обучении, подыскиваю школу, которая позволит реализовать намеченные планы. Надеюсь, что индивидуальное обучение позволит моим детям добиться результатов в учебе и поменьше отвлекаться на особ противоположного пола, особенно в переходном возрасте.

Наталья, учитель начальных классов, мама троих детей:

— За свои пятнадцать лет педагогической практики мне пришлось поработать с детьми очень разного уровня подготовки. В том числе было несколько человек, чьи родители увлекались идеями усиленного раннего развития. Отношение к этому вопросу у меня сформировалось очень неоднозначное. С одной стороны, это были прекрасно подготовленные детки, которые изучили письмо и счет годам к трем, задолго до школы. То есть и учить их особенно было нечему, большую часть программы они освоили еще в дошкольный период. С другой стороны, существующие пробелы в знаниях заполнялись нелегко, они привыкли учиться совершенно иным способом, чем это предусмотрено процессом в школе. В большинстве случаев в начале учебы они “выезжали” за счет навыков, полученных еще дома, и через несколько лет сравнивались по уровню успеваемости с остальными ребятами. Еще одним моим открытием стало, что те, кого учили читать новомодными способами и в очень раннем возрасте, в дальнейшем читать не любили. Наверное, потому, что интерес к чтению закладывается, когда мама читает ребенку интересные книжки, они вместе рассматривают картинки. Это стимулирует развитие образного мышления, учит ребенка чувствовать книжку, сопереживать героям, удивляться сюжету. При очень раннем обучении чтению ребенок может озвучивать текст с листа, но полноценно работать с книгой еще не умеет, а родители требуют самостоятельности. Своих детей я стараюсь развивать по мере возможности, но никогда не ставила перед ними высоких целей. Не вижу никакой особенной необходимости делать из ребенка гения, пусть просто будут счастливыми.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Важность раннего развития малышей

С рождением ребенка молодые родители начинают строить планы на его будущее. Они мечтают вырастить малыша умным, целеустремленным, самостоятельным человеком. Многие мамы и папы едва не с первых дней ребенка задумываются о том, как нужно его развивать и обучать. Другие взрослые, наоборот, пускают на самотек обучение и развитие своего малыша, считая, что это забота педагогов в детском саду и школе.

Несмотря на различные мнения, специалисты утверждают, что мозг человека больше всего впитывает информацию именно в возрасте от рождения до шести лет.

Раннее развитие не заключается только в обучении чтению и письму. Оно предполагает обучения ребенка тем навыкам и знаниям, которые в последующем станут ему необходимыми.

На сегодняшний день существует большое количество детских центров для малышей. Каждый из них работает по определенным методикам. Наибольшей популярностью пользуются такие: методики Монтессори и Домана, Вальдорфская педагогика, игры Никитиных и приемы Зайцева. Каждая из предложенных методик имеет свои плюсы и недостатки. Отличным вариантом станет сочетание всех приемов между собой. Тогда положительный эффект каждого метода только усилится.

Каждая мама обязана знать:  Дочка переворачивает все дома вверх дном

Студии для маленьких детей предполагают групповые, индивидуальные занятия или занятия по типу «мама + ребенок». Зная особенности своего крохи, родители могут сами решить, какой вид обучения будет наиболее приемлем для их ребенка.

Как правило, в школах раннего развития групповые занятия разделяют малышей на возрастные группы: от рождения до полугода, от 5 до 10 месяцев, от 10 месяцев до 1,5 лет, от 1 года до 3 лет. Исключением являются Вальдорфские детские сады. Там занимаются малыши от трех до шести лет. Группы детей смешанные.

Прежде чем сделать выбор в пользу того или иного центра раннего развития, необходимо помнить о том, что он должен находиться недалеко от дома. Иначе маленький ребенок устанет за дорогу. Важно так подбирать время занятий, чтобы малыш не хотел спать и не был голоден. Наиболее активными дети бывают в утреннее время. Поэтому занятия лучше проводить именно в этот период. Для малышей до двух лет длительность занятий не следует превышать 40 минут. Посещать такое заведение малышам рекомендуется не более двух раз в неделю. Родители должны следить за тем, чтобы педагог использовал различные физкультминутки, пальчиковые гимнастики.

Заведения для развития малышей имеют ряд преимуществ. В таких центрах используется развивающий материал, предназначенный для детей определенного возраста. Его приобрести могут не все родители, поскольку он является дорогостоящим. Студии раннего развития воспитывают в ребенке самостоятельность, учат общению с ровесниками. Малыши преодолевают первые конфликты и ссоры, учатся логически мыслить, развивают память, внимание, творческие способности.

Несмотря на множество плюсов таких заведений, они имеют и некоторые недостатки. Как правило, развивающие учреждения достаточно дорогостоящие. Не всегда такие центры можно найти недалеко от дома. Поездка может стать для ребенка достаточно утомительной. Из-за того, что малыши имеют слабый иммунитет, они подвергаются частым заболеваниям, общаясь с другими детками.

Родители должны помнить о том, что ответственность за развитие и воспитание малышей полностью лежит на их плечах. Недостаточно записать ребенка в развивающий кружок или студию. Эти занятия не способны заменить малышу общение с папой и мамой. Для маленького ребенка большую пользу может принести чтение мамой сказок, совместная игра с папой и прогулка с бабушкой, нежели занятия в развивающих центрах, не подкрепленных родительским вниманием.

Раннее развитие: что оно дает современным детям

Развивающие игры и будущие способности ребенка

Подход к обучению детей, который принято называть ранним развитием — знакомство с окружающим миром, буквами, цифрами с помощью специальных пособий и развивающих игр — в последние годы часто подвергается критике. О том, что такое раннее развитие сегодня и что оно дает современным детям, рассказывает Алексей Маниченко, генеральный директор компании «Skylark-Умница» (Великобритания-Россия), разработчик комплектов для раннего развития, отец 2 детей.

— Видите ли вы какие-то проблемы с развитием современных детей — позже начинают ходить, говорить, позже привыкают к горшку, чем, например, их родители?

— Нормы в развитии детей — понятие очень условное и относительное. Нормы замеряются в конкретной стране или конкретным учёным, в какой-то конкретный период. Так, в мировой научной среде принято считать доказанным фактом, что большинство детей начинает говорить в возрасте от 10 месяцев до 3 лет, и это — норма.

Да, международные научные консультанты, с которыми мы сотрудничаем, говорят, что за последние десятилетия нормы действительно сдвигаются, но не в сторону более позднего развития, а наоборот. Имея больше информации, более разнообразное питание, более широкий выбор игр и игрушек, дети и развиваются быстрее, чем их предки. Эволюция.

А что касается практических навыков, таких, как привыкание к горшку, то это вопрос уклада жизни семьи в данное время. К чему родителям надо приучить ребёнка, к тому он и будет приучен. «Проблемы с развитием» здесь, на мой взгляд, ни при чем. Это всего лишь вопрос воспитания. А к воспитанию, кстати, многие родители подходят сейчас намного грамотнее, чем было возможно десятки лет назад.

К счастью, мир меняется, у современных детей есть больше возможностей развиваться в своём темпе — в том числе, не совпадать с прописанными кем-то «нормами». И я считаю, что это большое достижение нашего времени.


— Что сильнее влияет на способности ребенка — врожденные качества или то, как с ним занимаются?

— За последние 10-15 лет мировая наука пришла к выводу, что ответа на этот вопрос не существует. Ни врождённые качества, ни среда, окружающая ребёнка, не действуют на развитие ребёнка по отдельности. Всегда всё переплетается. Малыш с хорошей наследственностью, растущий в благоприятной среде, имеет наивысшие шансы быть прекрасно развитым. Если же одного из этих слагаемых не будет — или с генами что-то не так, или с воспитанием-образованием — то результаты чаще всего будут ниже.

Многие врождённые способности могут проявиться только при наличии благоприятных для этого обстоятельств. Например, если ребёнок родился с задатками великого художника, но в детстве ни разу не был в музее, не видел картин и не держал в руке кисточки или карандаша (знаю, что всё это маловероятно, но всё же) — мир никогда может не узнать в нём художника. Или ребёнок с потенциалом великого математика не попал к талантливому педагогу, способному подпитывать растущий талант задачками соответствующего уровня, — и наш математик вырастет не таким выдающимся, как мог бы. Без компьютера не вырастить программиста, без автомобиля — пилота «Формулы 1».

— Раннее развитие часто критикуют за обилие занятий с книжками и карточками в то время, когда ребенку нужно в первую очередь развивать крупную и мелкую моторику и эмоциональный интеллект. Что можно ответить сомневающимся в необходимости раннего обучения чтению, счету и т.п.?

— Вокруг раннего развития существует много мифов. Справедливости ради отмечу, что всё, связанное с воспитанием детей, часто делят на чёрное и белое. И, к сожалению, некоторым родителям тревога «а правильно ли я всё делаю» заглушает рациональное мышление.

Вспомните школьные годы. Кому было неинтересно учиться — отличникам, которые щёлкали задания как орешки, или двоечникам, которые не успевали за программой? Кто прогуливал уроки и не стремился к новым знаниям? Опыт показывает, что с развитым ребенком интересно всем — и учителю, и одноклассникам. Часто такой ребенок — не просто отличник, но и образец для подражания, и лидер.

Многочисленные исследования показывают, что грамотное раннее развитие существенно повышает достижения человека в жизни, делает саму его жизнь богаче, благополучнее. Доказана связь между уровнем образования человека и его здоровьем — более образованные имеют меньше проблем со здоровьем и живут, в среднем, существенно дольше. Этот эффект выявлен в самых разных странах, какими бы ни были климат и система здравоохранения.

Естественно, раннее развитие никак не исключает физическую активность, общение со сверстниками, хобби. Более того, оно их поощряет, стимулирует. Те же карточки — это инструмент для занятий, думаю, ни одной маме и в голову не придёт ограничить мир своего ребёнка только ими. Игры с карточками, по сути, не сильно отличаются от игр с пирамидкой или кубиками, но тут, благодаря разнообразию того, что можно поместить на карточки, в десятки раз больше форм занятий, творческих идей и просто веселья.

Вообще в раннем развитии есть только один секрет успеха — надо заниматься в удовольствие. Воспользоваться готовым комплектом или делать материалы самостоятельно — выбор каждой мамы. Мы в «Skylark-Умница» стремимся сделать обучение интереснее для детей и удобнее для родителей, поэтому и предлагаем готовые программы, разработанные специалистами. У наших клиентов остаётся больше времени на самое главное — общение с ребёнком.

Один из главных принципов раннего развития — следовать за ребенком, а не за программой. Внимание переключилось — значит пора заканчивать. Многие по старинке думают, что задача раннего развития, как и образования вообще — дать малышам как можно больше информации, знаний, фактов. Как будто они все запомнят и при необходимости тут же применят. Все изучали электричество в школе, но многие ли из нас в состоянии розетку починить? Важнее дать детям не знания, а любовь к ним и умение учиться.

Раннее развитие в том смысле, как его понимаем мы, — это совершенно естественное явление. Из ребёнка невозможно «сделать» вундеркинда, с помощью игр в раннем возрасте можно только раскрыть то, что заложено природой. Раскрыть так, как оно само никогда не раскроется! А незамеченные таланты, к сожалению, угасают. Поэтому чем больше возможностей получит ребёнок в детстве, тем больше способностей он проявит, тем интереснее ему будет учиться, тем больших высот сможет достичь. Я говорю про самореализацию, про осознанный выбор своего пути в жизни. Не этого ли мы все желаем своим детям?

Каждая мама обязана знать:  Долгая адаптация сына

Раннее развитие ребенка: за и против

Знаете, какая вакансия сейчас является одной из самых популярных в сфере психологии? Специалист по раннему развитию. Это, правда, очень популярно в наши дни. Присмотритесь, сколько вокруг открывается центров раннего развития детей, сколько внимания уделяется этой теме, когда заходишь на странички частных детских садов.

Что, вообще, можно понимать под термином «раннее развитие»? Сразу хочется оговорится: в большинстве случаев речь идет о раннем интеллектуальном развитии. Предполагается, что в результате развивающей деятельности педагога, психолога часть высших психических функций (мышление, речь, память, внимание и др.) достигнут более высокого уровня развития в более ранние, более короткие сроки, чем обычно. Для каждой функции свои сроки развития. Проще говоря, интеллектуальное развитие ребенка будет опережать средневозрастные нормы. Стоит отметить так же, что ранним развитием сейчас занимаются с детьми от 1,5 лет, а в некоторых центрах даже от 8 месяцев.

Замечательно, казалось бы. Нет, правда, что плохого в том, что ребенок раньше начнет, например, мыслить абстрактно? (Хотя, в детском саду все же вероятность такого поворота событий невелика – представляете, насколько нужно ускорить процесс, чтобы выполнить норму развития в дошкольном возрасте, которая в обычных условиях достигается к подростковому возрасту?) Одно сплошное удобство! С ребенком можно разговаривать, как со взрослым, да такие дети (раньше было модно слово «вундеркинд») и напоминают часто маленьких взрослых, маленьких профессоров.

Но возникает вопрос: ЗАЧЕМ? Какова цель раннего развития?

Одна из основных психологических проблем вундеркиндов – нарциссическая травма и неадекватная самооценка. Почему? Потому что рано или поздно результаты раннего развития сводятся к нулю. Дети вырастают. Те, кто не был вундеркиндом в свои 1,5-3-6 лет, но развивался нормально, и те, кто опережал в развитии, в итоге приходят к общему знаменателю. Но в детстве самооценка ребенка – это интроект (то, что было усвоено извне) внешних оценок, которые он чаще всего получает от окружающих его взрослых. Итак, с самого раннего детства ребенок привыкает быть самым умным, самым лучшим, самым-самым. А в подростковом возрасте (а, зачастую, раньше) его «уникальность» вдруг куда-то испаряется и он становится «заурядным». Просто потому, что он умеет все то, что и все остальные.

Еще один момент: наш интеллект – сложная система. Его задача – помочь нам справляться со сложными жизненными ситуациями. Адаптироваться. Для адаптации в обществе человеку необходимы такие составляющие интеллекта, как социальный, эмоциональный интеллект. Умение решать задачи из высшей математики, кажется, все же пока не гарантирует нам гармоничных отношений с окружающими. Для этого необходимо уметь распознавать чувства и эмоции, свои и чужие, предвидеть последствия своих действий для отношений с другими людьми. Однобокость в развитии ментальных функций, ума в ущерб социальным и эмоциональным качествам опасна. Зрелость интеллектуальная вовсе не означает зрелости социальной и эмоциональной.

Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Именно в этой деятельности ребенок учится общаться, у него развивается речь и воображение, он учится предвидеть последствия своих действий для других людей, тренируется быть в разных социальных и профессиональных ролях. Игра на ранних этапах представляет собой предметную деятельность – дети осваивают посредством игры свойства предметов, свойства окружающего мира. На более поздних этапах (старший дошкольный возраст) игра в большей мере предстает как коммуникативная деятельность. Здесь дети осваивают правила и нормы поведения, взаимодействия с другими, социальные роли, развивается воображение и др. Если же мы говорим о более ранних возрастных этапах, то здесь ведущими видами деятельности являются непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослым (от 0 до 1 года) и предметная деятельность — усвоение способов деятельности с предметами, знакомство со свойствами окружающего мира (1-3 года).

А вы знаете, сколько у ребенка в детском саду зачастую остается времени на игру (при учете, что почти весь день заполнен развивающими занятиями и буквально расписан поминутно)? На ту самую, настоящую игру, которая является ведущим видом деятельности и реализуется во взаимодействии со СВЕРСТНИКАМИ? Не с педагогами, а со СВЕРСТНИКАМИ? На ту самую заветную социализацию? Сколько времени остается у дошкольника для того, чтобы самостоятельно отыграть определенные навыки, определенные роли? Поиграть с теми предметами, которые им интересны, а не с теми, которые им предложил кто-то взрослый? Обсудить/обыграть ту тему/ситуацию, которая им интересна, а не ту, которую создает для них кто-то взрослый? Очень мало.

Итак, я, все же, снова задам этот вопрос: ЗАЧЕМ? Какова цель раннего развития? Зачем родители стремятся отправить детей в центры раннего развития? Почему родители так пекутся о том, чтобы как можно больше всяких разных развивающих занятий было у ребенка в детском саду? История о том, что это – подготовка к взрослой жизни, меня как психолога не удовлетворяет. Раннее интеллектуальное развитие ребенка не гарантирует успеха в будущей взрослой жизни. Ребенку предстоит обучение в школе как минимум 11 лет. В ВУЗе – еще 4-6. Почему ему необходимо учиться еще и в детском саду?

Несколько лет назад моя знакомая поразила мое воображение, сообщив, что в детском саду, куда она водит дочь, детям задают домашнее задание. И она выполняет его вместе с дочерью. К 7 годам, когда у ребенка в норме должна быть сформирована готовность к школе, подразумевающая в качестве одного из критериев ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ, ее дочь сообщила, что она и другие детки из группы в школу не хотят – там скучно, там опять надо будет учиться.

Я не знаю, появились ли у вас идеи на счет того, зачем это родителям, но вот что мне довелось наблюдать:

    Мода. Социальное сравнение. Да, зачастую причиной такой заинтересованности в раннем развитии детей является банальное желание быть лучше других родителей, ну, или, по крайней мере, не хуже. Мерилом «лучшести» или «хорошести» родителя выступает уровень интеллектуального развития или умелости ребенка. «Ах, у Петровых Петя уже в 3 года знает интегралы! А наш оболтус в 4 года 2+2 сложить не может!» «У Ивановых Ирочка в 2 года уже то-то и то-то, а наша Маша…». Ребенок здесь не выступает как индивидуальность, со своими темпами развития, своими особенностями. Он – нарциссическое продолжение родителя. И он не имеет права внешне быть хуже других.Социально-психологическая незрелость родителей. Дети-«взрослые» нужны взрослым «детям». Ребенок очень многому учится в семье. Поэтому роль родителя требует быть «старшим», быть авторитетом, брать ответственность за свои поступки и поведение младших, воспитывать. Социальная незрелость – это не та «детскость», когда родители могут играть и веселиться наравне и вместе со своими детьми. Эта детскость заканчивается, когда ситуация требует ответственного поведения. Здесь речь о той «детскости» взрослых, которые не готовы взять ответственность за детей и позволить им быть незрелыми, позволить им быть детьми. Детям нужно уделять время. Поэтому родители могут тяготиться обществом ребенка, а центры раннего развития и детские сады – это те организации, на которые можно переложить ответственность за воспитание и развитие ребенка. Это не значит, что все родители, которые отдают ребенка в детский сад – незрелые личности. Боже упаси выставлять подобные диагнозы! Да и детским садам в этом смысле порой можно поклониться – они нередко, действительно, делают для деток очень много, иногда гораздо больше, чем то, на что способны родители.Психологическая усталость родителей. Да, заниматься детьми, в том числе и собственными – большой труд. При этом заниматься собственными детьми – труд неоплачиваемый, обесцениваемый обществом, это работа, которая никогда не заканчивается. В ней нет ни выходных, ни отпуска, есть постоянная круглосуточная «вахта». Поэтому отдать ребенка в детский сад, да еще и с кучей развивающих занятий – возможность отдохнуть от такого труда. Многие мамы, выходя после «отпуска» по уходу за ребенком на работу испытывают безмерное облегчение, потому что на самом деле отдыхают на работе! В данном случае речь не идет, как выше, о незрелости родителей. Однако не стоит путать потребность в собственном отдыхе и смене деятельности, в собственном развитии, собственной социализации, собственном общении, сепарации от ребенка с необходимостью в раннем развитии для ребенка. Потребность в отдыхе – насущная потребность. Ее неудовлетворение вполне реально ведет к истощению, к эмоциональному выгоранию, если хотите. Да, сейчас выгорание стали изучать не только среди работников сферы «человек-человек», но и среди мам в отпуске по уходу за ребенком. Но это вовсе не означает, что в связи с этим ребенок должен оказаться в «развивашке» или в детском саду с бесконечным количеством «развивающих» занятий. Псевдозабота, выросшая из чувства собственной обделенности. Аргументация простая: «Я дам своему ребенку все самое лучшее, все то, чего я сам был лишен в детстве! Он получит самое лучшее образование с самого раннего возраста!» Почему же тогда «псевдозабота»? Потому что, опять же, она «растет» не из внимательного вчувствования, не из понимания особенностей и потребностей самого ребенка, а из чувства собственной обделенности и неполноценности родителя. Родитель удовлетворяет свою потребность в «нормальности» за счет ребенка.Желание контролировать ребенка. В этом желании, кажется, нет ничего преступного. Наоборот, это социально приемлемое и одобряемое поведение родителя – контролировать ребенка. Однако и здесь не обходится без подводных камней. В этой ситуации ребенок может рассматриваться как объект, который постоянно необходимо контролировать. Развивающие занятия предполагают, что во время занятия ребенок находится под неусыпным контролем педагога в деятельности, педагогом же организованной, результатом которой является нечто заранее предсказуемое, запланированное. В данном случае ребенок рассматривается как источник хаоса, не способный ни на какую самоорганизацию, с которым нельзя договориться, которому нельзя доверять. Я не говорю о том, что трехлетним детям можно позволить делать все, что им заблагорассудится. Это может быть просто опасно. Однако дети вполне могут играть в присутствии взрослых в СВОИ игры, а постепенное расширение зоны их активности и сферы их ответственности создает условия для формирования здорового ядра личности и таких свойств, как активность, инициативность, творческость, гибкость, уверенность в себе. Желая постоянно контролировать ребенка, взрослый зачастую решает проблему своего внутреннего психологического хаоса, своего собственного недоверия к себе.
Каждая мама обязана знать:  Как обойти вопросы, при этом не сочиняя никаких историй

Этот перечень психологических проблем взрослых можно было бы продолжать и дальше. Однако, очевидно, что общим для всех этих случаев является то, что родитель не может позволить ребенку проявиться. Интересно! Казалось бы, речь идет о такой замечательной тенденции в обществе – моде на раннее интеллектуальное развитие детей! Но и здесь – подвох и подводные камни. Е.О. Смирнова, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития отмечает, что дети не доигравшие, дети, не научившиеся играть, лишенные игры в дошкольном возрасте, вырастают в «недозрелых» взрослых. «Kidult» («кидалт») – слово, употребляемое для таких «не выросших» взрослых-детей. И для них характерно то, что большую часть свободного времени они «играют». То есть в прямом смысле слова тратят большую часть свободного времени и средств на взрослые «игрушки» и развлечения. Это взрослые, застрявшие в детстве. И не стоит ждать, что они быстро дозреют и примутся выполнять свои социально-психологические роли и функции.

Все вышесказанное вовсе не означает, что раннее интеллектуальное развитие детей – абсолютное зло. Однако, прежде, чем отправить своего ребенка в центр раннего развития или супер развивающий садик, хорошо заглянуть чуть глубже в себя и найти истинную мотивацию, которая подталкивает к этому шагу. А также внимательно взглянуть на сам садик, их методики. Если это не связано с модой, чувством вины, комплексом неполноценности, желанием быть не хуже других, усталостью, страхом перед собственным хаосом и желанием постоянного контроля, если есть уверенность, что развитие будет не просто ранним интеллектуальным, а полноценным и гармоничным, если развивающими являются не просто отдельные занятия, а ВСЯ СРЕДА детского сада (о характеристиках развивающей среды мы поговорим в дальнейших наших публикациях), само его пространство и режим, если ребенку будет выделен большой промежуток времени для игры со сверстниками и для простого эмоционально теплого общения со взрослым, если эта РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА будет создаваться и поддерживаться родителями и дома, если при всем при этом будут учтены индивидуальные особенности малышей, то идея раннего интеллектуального развития вовсе не предстает уже чем-то бессмысленным, а обретает вполне высокую ценность, адекватную однако степени своей важности и значимости в вопросе общего всестороннего гармоничного развития ребенка.

Мифы о раннем развитии детей

Раннее развитие не имеет прямого отношения к обучению в «школьном» понимании этого слова. Раннее развитие — это создание благоприятных условий для развития его потенциала: правильному питанию, сенсорному и двигательному развитию, формированию физического и психического здоровья ребёнка. Раннее развитие вовсе не предполагает преждевременного привития ребёнку навыков, которыми он ещё не в состоянии овладеть по физиологическим причинам.

  1. Раннее развитие — западная концепция, не применимая в условиях России.
  • Реальность.

Новации в области раннего развития являются результатом опыта и исследований педагогов со всех концов света: из Италии, Германии, Франции, Японии, США, России и многих других стран. Раннее развитие уже много лет существует в Кении и Перу, а латиноамериканцы вообще считают раннее развитие своим собственным изобретением и вкладом в мировую систему образования.

  1. В раннем развитии нет необходимости. Традиционное развитие тоже даёт хорошие результаты.
  • Реальность.

Конечно, многие гении раскрыли свои способности, развиваясь в традиционном ключе. Но задумайтесь, сколько талантов осталось нераскрытыми? Ребёнок должен проявлять свои способности не вопреки условиям, в которых он развивается, а благодаря им. Пожалуй, ничего страшного не произойдёт, если вы пустите на самотёк развитие ребёнка. Но ведь вы наверняка любите своего малыша и хотите помочь ему. Чем ответственнее вы подойдёте к раннему развитию ребёнка, тем больше шансов вырастить способную, успешную личность. Разумеется, вам самим придётся многому научиться, чтобы стимулировать раннее развитие малыша. Но, став родителями, люди в любом случае многому учатся. А считающие, что искусству быть родителем обучаться не нужно, в воспитании собственных детей чаще всего допускают те же ошибки, что их родители допустили по отношению к ним самим. Они переносят порочные модели поведения на своих детей. В результате не происходит положительного сдвига в сфере развития и обучения, которого настоятельно требует современный мир.

  1. Раннее развитие — это слишком дорого.
  • Реальность.

Разумеется, игры, игрушки и пособия, направленные на раннее развитие стоят денег. Но ведь и обычные развлекательные игрушки достаются небесплатно. А какие игры выбрать для своего ребёнка — решать вам. Даже если вы совсем ограничены в средствах, это не значит, что раннее развитие не доступно для вашего ребёнка. Ведь раннее развитие — это не только специальные игрушки и посещение особых развивающих занятий. Раннее развитие — это, прежде всего, ваше общение с малышом, совместные игры и прогулки, ваши рассказы об окружающем мире.

  1. Раннее развитие лишает ребёнка счастливого, беззаботного детства.
  • Реальность.

Маленькие дети больше всего на свете любят учиться. Дети учатся всегда, каждую минуту своего дня. Придя в этот мир, маленький человек с интересом знакомится со всем, что его окружает. Поэтому раннее развитие необходимо, оно удовлетворит потребность ребёнка в получении знаний. Ни одна методика раннего развития не призывает принуждать ребёнка к занятиям. Если у ребёнка нет настроения, он устал или плохо себя чувствует — отложите занятие. Не хочет выполнять конкретное упражнение — перейдите к другому.

  1. В силу раннего развития ребёнок будет опережать школьную программу, и ему будет скучно на уроках.
  • Реальность.

Раннее развитие направлено не на опережение общеобразовательной программы, а на формирование у ребёнка желания получать знания и навыки, необходимые для последующего успешного обучения. Наверняка на школьных уроках ребёнок откроет для себя что-то новое. Если же дети скучают на уроках, это вопрос компетентности педагога, а не последствия раннего развития.

  1. Раннее развитие вызовет у ребёнка негативное отношение к образованию в целом. Малышу надоест учиться.
  • Реальность.

Всё как раз наоборот. Дети, которых развивали с младенчества, очень любознательны, легко обучаются, у них нет проблем с восприятием и запоминанием материала. Выработанная в раннем детстве тяга к знаниям остаётся на всю жизнь. Отбить охоту получать новые знания можно, заставляя ребёнка заниматься тем, что ему не по душе, или заниматься сверх меры. В вашей власти превратить занятия как в каторгу, так и в увлекательную игру. Повторим, ни одна методика раннего развития не предполагает принуждения.

  1. Нужно выбрать одну методику раннего развития и строго следовать ей.
  • Реальность.

Раннее развитие можно стимулировать самыми разными способами. Единого рецепта нет, есть только рекомендации общего характера. Каждый ребёнок развивается индивидуально. По вопросу выбора методики раннего развития можно проконсультироваться со специалистом в данной области. Вы можете выбрать элементы различных методик, сочетая их в воспитании малыша.

  1. Раннее развитие возможно только при домашнем воспитании.
  • Реальность.

Большинство экспертов отмечают, что дети, посещающие специальные занятия для дошкольников, развиваются в среднем в 1,5 раза быстрее и эффективнее, чем дети, выросшие и воспитанные в домашней обстановке. Семья оказывает наиболее сильное влияние на жизнь ребёнка, но хорошие развивающие занятия могут существенно дополнить его воспитание и продвинуть в развитии. Опытные профессионалы в области раннего развития способны оказать малышу специальную помощь, которая невозможна в семье. Но раннее развитие не возможно без участия родителей, потому что это, как «образ жизни» или как способ жизни с ребёнком.

  1. Раннее развитие должно проводиться в строго определённом направлении.
  • Реальность.

Многие родители, мечтающие вырастить, например, великого математика, стараются направлять развитие ребёнка в одно русло. Но ведь полноценная личность должна быть многогранной. Раннее развитие базируется на стимулировании познавательных способностей ребёнка, предпосылками к которому являются предпочтения самого ребёнка, которые не стоит приносить в жертву родительским амбициям. Раннее развитие предполагает всестороннее знакомство ребёнка с окружающим миром.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация