Есть ли способы или методика формирования позитивного мышления у детей


Содержание

Как развить позитивное мышление у ребенка

Каждый из нас, из родителей, хочет что бы его ребенок был хорошим человеком, здоровым и крепким, с позитивной жизненной позицией. В данной статье мы поговорим о том как развить позитивное мышление у ребенка, что нужно для этого и откуда вообще может взяться у малыша такой настрой для жизни в целом.

Доказанный факт: наши эмоции имеют непосредственное влияние на организм. Чувства любви, защищенности, радости, счастья, ликования — укрепляют защитные силы. А стресс, расстройство, печать, скука, страх и унижение — разрушают оборону.

То есть вместо витаминок ребенку достаточно маминого поцелуя, объятий, поощрения, ласкового слова. Не менее сильное средство — позитивный взгляд на вещи. Вообще-то, как вы сами смотрите на жизнь, так будет ее видеть и ваш малыш. Поэтому тренируйтесь на простом.

Допустим, начался дождь и улица за окном навевает печаль. Какая ваша реакция? Вы растворяетесь в грусти и отменяете прогулку или возьмете зонт и наденете на себя и кроху резиновые сапоги? Знаете, по лужам гулять очень весело!

Пример очень простой, но он очень наглядно показывает, что на одну и ту же ситуацию можно взглянуть по-разному. Здесь хотелось бы особо остановиться на тех словах, которыми вы обычно характеризуете себя, мужа и ребенка.

При очередном разговоре с подругой или мамой постарайтесь вычленить эти характеристики и вообще проанализируйте свой посыл миру и его восприятие. Вы устали, ничего не радует, денег не хватает, а малыш постоянно болеет?

Неудивительно, что ситуация никак не устраняется, ведь вы только усиливаете негативную энергетику вокруг себя. Хвалите себя, мужа, сыночка или доченьку!

А еще по-чаще благодарите их, отмечайте положительные стороны. Вы даже не представляете, какой эффект возымеют ваши слова. У позитивного отношения к жизни много преимуществ.

Первое мы отметили: улучшится качество жизни.

Второе — ребенок переймет эту чудесную черту характера и будет излучать позитив. Ну и третий бонус — к вам изменится отношение подруг и знакомых. Они начнут чаще приглашать в гости, охотнее общаться и даже поинтересуются вашим секретом счастья. Что ж, не скрывайте! Может и им поможет ваш секрет!

Именно свой собственный пример будет прекрасной основой и фундаментом для понимания как развить позитивное мышление у ребенка с самого раннего возраста, как выработать у него все таки более оптимистическую точку зрения в дальнейшей его жизни и таким образов внести свой вклад в его здоровье как физическое так и психическое.

Азбука оптимизма: как растить счастливых детей

Ольга Даниленко, кандидат психологических наук, доцент МГППУ, психолог ГБУ Центр помощи семье и детям в трудной жизненной ситуации «Семья», а также автор и ведущая курса «Уверенная мама» Академии Просвещение:

О пользе оптимизма написано много: и успешнее в делах оптимисты, и здоровье у них крепче, и живут они дольше. Причем, эти факты научно доказаны и обоснованы. Да и всем нам, положа руку на сердце, приятнее общаться с позитивными людьми. И образ идеального ребенка у нас ассоциируется с улыбкой и звонким смехом – «капитан очевидность» ведет именно этим курсом!

Вот только почему порой так раздражают советы: думай позитивно, настройся на лучшее, будь оптимистом? Мы постарались разобраться, почему так не просто многим дается оптимизм, реально ли развить у себя способности к позитивному мышлению и как это сделать, а главное, как подарить оптимизм своим детям.

Что мешает нам и нашим детям быть оптимистами

Давайте проанализируем для начала, что мешает нам быть оптимистами. Одним из препятствий на пути оптимистичного отношения к жизни является категоричность суждений: оптимизм и пессимизм рассматриваются противоположностями, как, например, белый и черный. Оптимист при этом представляется этаким некритично настроенным человеком с розовыми очками, отрицающим реальность, живущим в мире иллюзий, а пессимист, напротив, противопоставляется как человек реальности, осторожный, старающийся предусмотреть последствия событий.

Этот образ заставляет испытывать некоторое смущение, заявляя, что ты – оптимист! Кроме того, рекомендации по развитию позитивного мышления и оптимизма часто предлагают буквально притвориться, что у тебя все хорошо, в надежде на то, что подобная «установка» со временем изменит и саму реальность.

Сама мысль о том, что ребенок огорчится, вызывает усиление тревоги у взрослых, а ребенок чувствует эту тревогу и все чаще капризничает, родители раздражаются, и вот уже долгожданный оптимизм ускользает.

К тому же свойство психики человека таково, что негативной информации отдается предпочтение при анализе текущего потока событий. Это связано с задачей выживания и закреплено эволюционно.

Все родители в этом одинаковы — мы так хотим всего самого хорошего для наших любимых детей, что постоянно держим в фокусе внимания возможные угрозы и потенциальные опасности. Начиная обучать ребенка чему-либо, концентрируем внимание на каждом промахе – как же, мы обязаны добиться совершенства, кто еще вовремя укажет на это нашему ребенку, если не мы!

Многие родители, считая своих детей умными и способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи. Хорошо выполнить дело, с их точки зрения, норма, поэтому не заслуживает похвалы, а указание на недостатки и критика призвана побудить ребенка стараться больше. В наших школах работают такие же ответственные и тревожные учителя, они просто обязаны заметить и поправить каждую ошибку! И одноклассникам предлагают отмечать, в чем ошибся ребенок, отвечающий на уроке. Так формируется склонность фиксировать внимание на негативных фактах, ошибках, недостатках – уходит детская непосредственность, природный оптимизм.

Это приводит к тому, что ребенок начинает бояться неудачи, а если пытаться сделать что-то новое, всегда есть риск неудачи. Шаг за шагом формируется отказ от риска, поиска новых решений, ребенок перестает верить в свою способность учиться, верить в собственные силы.

Мы, взрослые, не задумываемся, что дети, в большинстве случаев, не видят нас в те моменты, когда мы проявляем профессионализм, уверенность, гибкость, например, на работе. Наши дети наблюдают за нами в домашней обстановке, в период «расслабления». Для многих взрослых кажется естественным обсуждать в присутствии детей проблемы, возникающие на работе, жаловаться родственникам и друзьям-подругам на подорожание, неразумную власть, на родственников и коллег и т. д. К сожалению, в настоящее время общий уровень напряжения в обществе существенно повышен.

Многие социальные установки дают подрастающим детям ориентиры, построенные на соперничестве, принижении личных способностей и достижений перед лицом связей и денег: «только те, у кого есть связи, могут добиться жизненного успеха, без денег ты никому не нужен, женщины любят только богатых и т.п.» Это формирует тревожную и неустойчивую картину будущего.

Оптимистами не рождаются, ими — становятся!

Чтобы успешно развивать способности к оптимистическому стилю мышления, надо уточнить само понятие оптимизма. Оптимист — это не тот, кто всегда ходит с улыбкой, не замечающий проблем, существующих в жизни, и не тот, кто за показной улыбкой скрывает мрачные мысли, Оптимизм — не столько генерация положительных мыслей, сколько та основа, на которой эти мысли базируются.

Оптимист целостно воспринимает действительность, его стиль мышления позволяет сохранять способность фиксировать позитивные стороны жизни, даже при наличии проблемной ситуации.

То есть, человек, мыслящий оптимистично, не слеп, он видит свои и чужие промахи, но при этом сохраняет веру в себя и веру в людей. Именно такой стиль мышления формирует настоящий, «фундаментальный» оптимизм.

Как воспитать оптимиста: советы и рекомендации

Дать другому можно только то, что имеешь. Чтобы подарить ребенку оптимизм важно развивать у себя способность к позитивному мышлению. Этому поможет использование некоторых особенностей нашего мозга.

Если провести аналогию с компьютером, то можно представить, что наш мозг, наш «бортовой компьютер» постоянно сортирует поступающую информацию по двум папкам: «Все хорошее» и «Все плохое». Чтобы сохранить объективность и эмоциональную устойчивость, важно наполнять обе папки, но принцип адресации информации у этих папок различен. В папку «Все плохое» информация поступает автоматически. А чтобы поместить информацию в папку «Все хорошее», нужно приложить усилия — «подписать файл и кликнуть мышью».

Однако, когда нам бывает несладко, мы можем реально опереться на те накопления, которые есть в папке «Все хорошее». А стало быть первая рекомендация по развитию оптимизма: сохраняйте память о хороших моментах, создавайте свой «позитивный банк» — поверьте, это настоящий «золотой запас», греющий сердце и дающий уверенность. Для этого можно вести специальные записи, отмечая хорошие моменты за прошедший день, создавать позитивные коллажи из фотографий, грамот и других свидетельств наших счастливых событий, и т.п.

Когда встречаете ребенка из школы, не спрашивайте сразу об отметках, а спросите, что было интересного, чему он сегодня улыбнулся или над чем они смеялись с ребятами, что узнал нового и интересного – ежедневно учите ребенка замечать позитивные проявления! Помогайте детям заметить даже самую маленькую победу, отмечать простые, но составляющие ткань повседневной жизни, позитивные переживания: вкусную еду, интересный фильм, удовольствие от игры с другом или домашним животным, приятно проведенный вечер в семейном кругу, и многое другое.

Вторая рекомендация – рассказывайте детям хорошее! Помните, что отрицательные эмоции перетягивают на себя внимание, искажают целостность восприятия картины жизни. Когда вы жалуетесь на своих родственников, мужа или соседей в присутствии детей, это формирует искаженное отношения ребенка к ним. Поэтому чаще рассказывайте детям хорошее о себе, как вам удалось что-то преодолеть, достичь, понять. Рассказывайте хорошее о своих родителях, друзьях, сослуживцах, вообще, о хороших людях. Важно не сочинять, то, чего нет, но и не упускать того, что есть! Это научит вашего ребенка видеть хорошее в себе и людях. Это поможет создать запасы позитивного отношения к жизни, к будущему, к вам!

Третья рекомендация: верьте в потенциал – свой, своего ребенка, других людей! Нейробиологи доказали, что мозг человека не видит принципиальной разницы между нашими мыслями и тем, что происходит в действительности. Ожидание неудачи заставляет нас чувствовать себя так, как будто уже состоялся провал, а, кроме того, программирует негативное развитие событий. Оптимистичный стиль мышления повышает шансы на успех, улучшает здоровье. Избегайте негативного мышления, накапливайте крылатые выражения, мотиваторы, позитивные высказывания – это поможет найти нужные слова ободрения и для себя, и для ребенка.

Четвертая рекомендация — старайтесь управлять своими чувствами. Помните, самое главное, что вы можете дать своему ребенку, это уверенность в вашей любви и веру в его потенциал. Испытывать гнев и обиду – это нормально, даже самый любящий родитель испытывает, порой, негативные эмоции по поводу поведения ребенка. Однако не надо выражение этих чувств смешивать с решением проблемы.

Не обсуждайте важные вопросы в раздраженном состоянии! Когда внутри кипит обида, можно прямо сказать сыну или дочери, что вы сейчас очень огорчены, рассердились и не можете пока спокойно говорить. Перенесите разговор на некоторое время, даже несколько минут могут дать возможность успокоиться и подойти к проблеме более рационально. Контролируйте себя так, как если бы вы общались с коллегой по работе. Это будет отличной моделью зрелого, взрослого подхода к решению проблем для вашего ребенка.

Пятая рекомендация: соблюдайте пропорцию! В отношениях между близкими людьми всегда возникают привычные стереотипы реагирования, при этом в отношениях с детьми, к сожалению, не только хорошие.

Часто наши дети так привыкают, что мы всегда в определенных ситуациях говорим одно и то же, например, приходя домой, и, видя беспорядок в прихожей, начинаем вечер с замечания. Сын или дочь начинают слышать это замечание, даже если мы его не сделаем!

Каждая мама обязана знать:  Как привлечь учащихся 6-7 классов к занятиям по кружку краеведения

Попробуйте как-нибудь вспомнить один день вашего взаимодействия с ребенком. Сколько раз вы похвалили его, а сколько раз сделали замечание? Нет ли перекоса в сторону негативных реакций, критики и осуждения?

И, наконец, еще одна важная рекомендация: подходите к формированию оптимизма творчески, создавайте в своей семье свои позитивные традиции! Культивируйте и взращивайте в вашей семье оптимизм, словно комнатные цветы на окне! Это даст вам возможность быть счастливыми вместе с детьми!

Работа над развитием мышления ребенка

Прежде чем поговорить о том, как происходит развитие мышления у детей, остановимся на том, что собой представляет процесс мышления в принципе, как он протекает и от чего зависит.

Мышление — процесс, в котором принимают участие сразу два полушария мозга. Решения, которые принимает человек, напрямую зависят от того, насколько комплексно он способен мыслить. Именно поэтому так важно уделять внимание развитию мышления в детском возрасте.

Многие родители уверены, что в раннем детстве развивать мышление у детей не имеет смысла, так как львиную долю решений в этом возрасте за малышей принимают они. Дети же большую часть времени посвящают играм и развитию творческих способностей во время занятий лепкой, рисованием, конструированием. Тем не менее в жизни каждого ребенка обязательно настанет момент, когда, уже будучи взрослым, он должен будет принять правильное решение — такое, от которого будет зависеть его дальнейшая жизнь.

Более того, в наше время практикуется тестирование наемных работников на уровень IQ, по результатам которого принимаются решения о приеме на работу в солидные компании.

Именно логическое и креативное мышление положены в основу практически каждого созданного человеком изобретения.

Мышление у ребенка

Появляясь на свет, дети не имеют мышления. Для этого у них пока просто не хватает опыта и недостаточно развита память. Примерно к концу года у крохи уже можно наблюдать первые проблески мышления.

Развитие мышления у детей возможно путем целенаправленного участия в процессе, по ходу которого ребенок научится говорить, понимать, действовать. О развитии можно говорить, когда содержание мысли малыша начнет расширяться, появятся новые формы мыслительной деятельности, усилятся познавательные интересы. Процесс развития мышления бесконечен и напрямую связан с деятельностью человека. Естественно, что на каждом этапе взросления он имеет свои нюансы.

Развитие мышления у малышей происходит в несколько этапов:

  • действенное мышление;
  • образное;
  • логическое.

Первый этап — действенное мышление. Характеризуется принятием ребенком самых простых решений. Малыш учится познавать мир через предметы. Он крутит, тянет, бросает игрушки, ищет и нажимает на них кнопочки, таким образом получая первый опыт.

Второй этап — образное мышление. Оно позволяет малышу создавать образы того, что он будет делать с помощью рук в ближайшее время, без их прямого задействования.

На третьем этапе начинает работать логическое мышление, в процессе которого помимо образов ребенок использует отвлеченные, абстрактные слова. Если задать малышу с хорошо развитым логическим мышлением вопросы о том, что такое вселенная или время, он без труда найдет содержательные ответы.

Этапы развития мышления у детей

В раннем детстве малыши имеют одну особенность: они стараются все попробовать на вкус, разобрать на части, и ими руководит исключительно действенное мышление, которое в некоторых случаях сохраняется даже после того, как они вырастут. Такие люди, будучи взрослыми, уже не ломают – они вырастают конструкторами, способными собрать и разобрать руками практически любой предмет.

Образное мышление развивается у малышей в младшем дошкольном возрасте. Обычно на процесс оказывают влияние рисование, игры с конструктором, когда нужно представить себе конечный результат в уме. Наиболее активным образное мышление у детей становится примерно к окончанию периода дошкольного возраста — к 6 годам. На основе развитого образного мышления начинает формироваться логическое.


В детском саду процесс развития мышления связан с воспитанием в детях способностей мыслить образами, запоминать, а затем стараться воспроизвести сцены из жизни. Когда дети поступают в школу, с ними также можно продолжать заниматься такими упражнениями.

При этом нужно понимать, что большая часть школьных программ построены с акцентом на развитие логики и аналитики, поэтому над развитием образного мышления у малышей нужно будет поработать родителям. Для этого можно совместно с ребенком придумывать и инсценировать интересные истории, вместе делать разного рода поделки, рисовать.

После 6 лет у малышей запускается процесс активного развития логического мышления. Ребенок уже способен анализировать, обобщать, делать заключения, выносить что-то основное из увиденного, услышанного или прочитанного. В школе же чаще всего уделяют внимание развитию стандартной логики, совершенно не понимая, что учат детей мыслить шаблонами. Любую инициативу, нестандартное решение учителя стараются пресекать, настаивая на том, чтобы дети решали задачи так, как указано в учебнике.

Что должны делать родители?

Самое главное, чтобы в процессе работы над развитием мышления ребенка родители не увязли в десятках одинаковых примеров, напрочь убивающих в детях креативность. Гораздо полезнее в таких случаях будет сыграть с ребенком в настольные игры, например в шашки или «Империю». В таких играх малыш получит возможность принимать действительно нестандартные решения, таким способом развивая логику и постепенно переводя мышление на новый уровень.

Есть ли способы, помогающие воспитать в ребенке креативность? Самое важное, что нужно усвоить, — развитие творческого мышления наиболее активно происходит в общении. В процессе общения с людьми, а также при чтении книги или даже просмотре аналитической передачи в сознании возникает сразу несколько мнений относительно одной и той же ситуации.

Что же касается личного мнения, то оно появляется у человека исключительно в процессе личного общения. Творческие личности выделяются среди основной массы прежде всего пониманием того, что на один вопрос может иметься сразу несколько правильных ответов. Чтобы донести это до ребенка, просто слов будет недостаточно. Малыш должен сам сделать такой вывод после многочисленных тренировок и упражнений для развития мышления.

В школьной программе не предусмотрено развитие у детей ассоциативного, творческого, гибкого мышления. Поэтому вся ответственность за это ложится на плечи родителей. На деле это оказывается совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд. С ребенком достаточно будет периодически конструировать, работать с картинками животных и геометрических фигур, складывать мозаику или просто время от времени фантазировать с малышом, например описывая все возможные функции того или иного предмета.

Особенности развития мышления в младшем возрасте

Как было отмечено выше, в каждом возрасте развитие мышления имеет свои особенности. В младшем возрасте этот процесс в основном связан с действиями ребенка, который пытается найти решения для определенных сиюминутных задач. Совсем маленькие дети учатся надевать кольца на пирамидку, строить башни из кубиков, открывать и закрывать шкатулки, залезать на диван и т.д. При выполнении всех этих действий ребенок уже мыслит, и процесс этот пока носит название наглядно-действенного мышления.

Как только малыш начнет усваивать речь, процесс развития наглядно-действенного мышления перейдет на новый этап. Понимая речь и применяя ее для общения, ребенок пробует мыслить обобщенно. И пусть первые попытки обобщить не всегда успешные, они необходимы для дальнейшего процесса развития. Малыш может сгруппировать совершенно непохожие предметы, если сможет уловить в них мимолетное внешнее сходство, и это нормально.

Например, в 1 год и 2 месяца для детей свойственно называть одним словом сразу несколько предметов, которые кажутся им похожими. Это может быть название «яблоко» для всего, что круглое, или «киса» для всего, что пушистое и мягкое. Чаще всего дети в этом возрасте обобщают по тем внешним признакам, которые первыми бросаются в глаза.

После двух лет у детей появляется желание выделить определенный признак или действие предмета. Они с легкостью подмечают, что «каша горячая» или что «киса спит». К началу третьего года малыши уже свободно могут выделять из целого ряда признаков самые устойчивые, а также представлять себе предмет по его зрительному, слуховому описанию.

Особенности развития мышления у дошкольников: преобладающие формы

В дошкольном возрасте в речи ребенка можно услышать интересные умозаключения типа: «Лена сидит, баба сидит, мама сидит, все сидят». Или же умозаключения могут быть другого рода: видя, как мама надевает шапку, ребенок может отметить: «Мама идет в магазин». То есть в дошкольном возрасте ребенок уже способен проводить простые причинно-следственные связи.

Интересно наблюдать и за тем, как в дошкольном возрасте дети применяют для одного слова два понятия, среди которых одно — это родовое, а второе — обозначение единичного предмета. Например, машинку малыш может называть «машина» и в то же время «Рой» по имени одного из мультяшных героев. Таким образом в сознании дошкольника формируются общие понятия.

Если в самом нежном возрасте речь ребенка непосредственно вплетена в действия, то со временем она будет их опережать. То есть прежде чем что-то делать, дошкольник опишет то, что собирается сделать. Это говорит о том, что представление о действии опережает само действие и выступает в роли его регулятора. Таким образом у детей постепенно развивается наглядно-образное мышление.

Следующим этапом развития мышления у дошкольника станут некоторые изменения соотношения между словом, действием и образами. Доминировать в процессе работы над задачами будет именно слово. Тем не менее до семи лет мышление ребенка продолжает оставаться конкретным.

Исследуя мышление дошкольников, специалисты предлагали детям решить задачи в трех вариантах: в действенном плане, образном и словесном. Решая первую задачу, дети нашли решение, используя рычаги и кнопки на столе; вторую — используя картинку; третью —словесное решение, о котором сообщали в устной форме. Результаты исследований в таблице ниже.

Возраст Справились с заданием, %
Наглядно-действенный план Наглядно-образный план Словесный план
3-4 года 55 17,5
4-5 лет 85 53,8
5-6 лет 87,5 56,4 15
6-7 лет 96,3 72 22

Из результатов в таблице видно, что лучше всего дети справились с задачами в наглядно-действенном плане. Наиболее сложными же оказались словесные задания. До пяти лет дети с ними не справились совсем, а более старшие решили лишь в некоторых случаях. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что наглядно-действенное мышление является преобладающим и основой для формирования словесного и наглядно-образного мышления.

Как меняется мышление дошкольника?

В дошкольном возрасте мышление ребенка имеет прежде всего ситуативный характер. Младшие дошкольники неспособны думать даже о том, что им сложно воспринимать, тогда как средние и старшие дошкольники способны выходить за пределы личного опыта, анализируя, рассказывая и рассуждая. Ближе к школьному возрасту ребенок активно пользуется фактами, предполагает и обобщает.

Процесс отвлечения в дошкольном возрасте возможен как при восприятии набора предметов, так и по ходу объяснений в словесной форме. На ребенка все еще давят образы определенных предметов и личный опыт. Он знает, что гвоздь утонет в реке, но пока не понимает, что это потому, что он сделан из железа, а железо тяжелее воды. Он подкрепляет свой вывод тем фактом, что когда-то видел, как гвоздь действительно тонул.

О том, как активно развивается мышление у дошкольников, можно судить и по тем вопросам, которые они задают взрослым по мере взросления. Самые первые вопросы связаны с предметами и игрушками. Ребенок обращается к взрослым за помощью в основном, когда игрушка поломалась, упала за диван и т.д. Со временем дошкольник начинает делать попытки приобщить родителей к играм, задавая наводящие вопросы о том, как построить мост, башню, где катить машину и так далее.

Спустя время появятся вопросы, говорящие о наступлении периода любознательности. Ребенку будет интересно узнать, почему идет дождь, почему ночью темно и как на спичке появляется огонь. Мыслительный процесс дошкольников в этот период направлен на обобщение и различение событий, предметов и явлений, с которыми им доводится сталкиваться.

С поступлением в первый класс деятельность детей изменяется. Школьникам нужно думать о новых явлениях и предметах, к их мыслительным процессам предъявляются определенные требования. Учитель следит за тем, чтобы дети научились не терять нить рассуждения, умели думать, выражать мысли в словах.

Несмотря на это, мышление школьников в младших классах все еще является конкретно-образным, хотя все более очевидными становятся элементы абстрактного мышления. Младшие школьники способны размышлять о том, что им досконально известно, на уровне обобщенных понятий, например о растениях, о школе, о людях.

Каждая мама обязана знать:  Развестись или спасти брак

Мышление в дошкольном возрасте развивается стремительно, но только в том случае, если взрослые будут работать с ребенком. С поступлением в школу для развития мышления используются ускоряющие этот процесс научно разработанные методы, применяемые под руководством и контролем учителя.

Особенности мышления учащихся средней школы

Детьми среднего школьного возраста считаются ученики от 11 до 15 лет. Их мышление построено в первую очередь на усвоенных в словесной форме знаниях. Изучая не всегда интересные для себя предметы — историю, физику, химию — дети понимают, что роль здесь играют не только факты, но и связи, а также закономерные отношения между ними.

У старшеклассников мышление более абстрактное, но вместе с тем активно развивается и образное мышление – под воздействием изучения произведений художественной литературы.

Кстати, по этому поводу было проведено своеобразное исследование. Школьникам предложили рассказать о том, как они понимают басню Крылова «Петух и жемчужное зерно».

Ученики первых и вторых классов не поняли сути басни. Им она представлялась в виде рассказа о том, как петух копает. Ученики третьего класса смогли сопоставить образ петуха с человеком, при этом они буквально воспринимали сюжет, подытоживая, что жемчуг несъедобный для человека, который любит ячменное зерно. Таким образом, третьеклассники выносят из басни неправильный вывод: все, что нужно человеку — это еда.

В 4-м классе школьники уже способны отметить для себя некоторые особенности образа героя и даже дают ему характеристику. Они уверены, что петух копает навоз потому, что уверен в своих знаниях, они считают персонажа гордым и напыщенным, из чего делают правильный вывод, выражая иронию по отношению к петуху.

Старшеклассники же способны продемонстрировать детальное восприятие образа, за счет чего они глубоко понимают мораль басни.

В процессе изучения основ наук школьники приобщаются к системе научных понятий, где каждое понятие является отражением одной из сторон действительности. Процесс формирования понятий продолжительный и во многом связан с возрастом школьника, с методиками, по которым он обучается, с умственной направленностью.

Как прогрессирует мышление среднего дошкольника

Процесс усвоения понятий разбит на несколько уровней. Развиваясь, ученики узнают о сущности явлений, предметов, учатся обобщать и проводить связи между отдельными понятиями.

Чтобы школьник формировался как целостная и гармоничная, всесторонне развитая личность, необходимо проследить за тем, чтобы он усвоил основные моральные понятия:

  • товарищества;
  • долга и чести;
  • скромности;
  • честности;
  • сочувствия и пр.

Школьник способен овладеть ими поэтапно. На начальном этапе ребенок обобщает случаи из своей или жизни знакомых, делая соответствующие выводы. На следующем этапе он пробует применить в жизни накопленный опыт, то сужая, то расширяя границы понятия.

На третьем уровне ученики пробуют давать развернутые определения понятиям, указывая на главные признаки и приводя примеры. На последнем уровне ребенок полностью овладевает понятием, применяя его в жизни и осознавая его место среди остальных моральных понятий.

В это же время происходит формирование умозаключений и суждений. Если младшие школьники обо всем судят категорично в утвердительной форме, то в третьем-четвертом классе суждения у детей скорее условные.

В пятом классе ученики рассуждают, используя доказательства, как косвенные, так и прямые, применяя личный опыт, пробуют обосновывать и доказывать. Старшеклассники же спокойно применяют все доступные им формы выражения мысли. Они сомневаются, допускают, предполагают и пр. Школьникам в старших классах уже просто пользоваться дедуктивными и индуктивными умозаключениями, ставить вопросы и обосновывать ответы на них.

Развитие умозаключений и понятий происходит параллельно с умением школьников овладевать искусством анализировать, обобщать, синтезировать и целым рядом других логических операций. То, насколько успешным будет результат, во многом зависит в данном возрасте от работы педагогов в школе.

Особенности развития мышления у детей с физическими нарушениями

Речь идет о детях с нарушениями слуха, зрения, речи и пр. Стоит отметить, что физические дефекты не могут не сказаться на формировании мышления ребенка. Малыш с плохим зрением и отсутствием слуха неспособен получить личный опыт в том же объеме, что и полностью здоровый ребенок. Именно поэтому отставание в развитии мыслительных процессов у детей с физическими нарушениями неизбежно, так как они не смогут копировать манеру поведения взрослых, получая необходимые жизненные навыки.

Нарушения зрения и слуха приведут к затруднениям в процессе развития речи и познавательной деятельности. Развитием возможностей детей с нарушениями слуха занимаются специалисты — сурдопсихологи. Они помогают наладить развитие мыслительных процессов у ребенка. Помощь тут просто необходима, ведь именно глухота является основным препятствием для познания мира и развития человека, так как лишает его главного — общения.

Сегодня слабослышащие дети имеют возможность учиться в специализированных учреждениях, где им оказывают коррекционную помощь.

Несколько иначе дело обстоит с детьми, у которых наблюдаются нарушения интеллекта, что проявляется низким уровнем умственных способностей и мышления в целом. Такие дети малоактивны, не стремятся овладеть предметной деятельностью, которая является основой формирования мыслительных процессов.

В три года такие дети не имеют представления об окружающем мире, у них отсутствует желание выделять себя и узнавать что-то новое. Малыши отстают в развитии во всех отношениях, начиная от речевого и заканчивая социальным.

К окончанию дошкольного возраста у таких детей отсутствует произвольное внимание, память, они неспособны запоминать. Основная форма их мышления — наглядно-действенная, которое тем не менее сильно отстает от уровня его развития у детей без нарушения интеллекта. Чтобы иметь возможность учиться в специализированных учреждениях, где будут работать над развитием их мыслительных процессов, такие дети должны пройти в дошкольном возрасте специальную подготовку.

Упражнения для развития мышления у детей

В заключение приведем несколько вариантов игр и упражнений, с помощью которых можно развивать мышление у детей в раннем возрасте:

  1. Простая и доступная игра «Найди лишнее». Ребенку можно предложить либо несколько предметов, объединенных одним признаком, среди которых будет лишний, либо карточки с картинками, среди которых он сможет выбрать лишнюю. По мере взросления малыша задания можно усложнять.
  2. Интересная игра для развития мыслительных процессов — это карточки с картинками, которые ребенок должен будет описать. Опять же, по мере взросления можно усложнять задание ребенку, предлагая ему описывать предмет с помощью ассоциаций, не называя его.
  3. В игру «Нравится — не нравится» можно играть, используя слова или карточки с картинками. В ходе игры взрослые предлагают ребенку выбрать карточку или предмет и рассказать, что ему в нем нравится, а что не нравится, и объяснить причины. Играя таким образом, ребенок научится давать оценку предметам и явлениям.
  4. Хорошая игра – «Назови одним словом». Ребенку предлагают несколько карточек с картинками или предметов, которые он должен назвать одним словом. Это могут быть животные, растения, насекомые, предметы одежды, посуда и пр.
  5. Любимая многими с детства игра «Холодно — горячо». Суть сводится к тому, что ребенок ищет спрятанные предметы, задавая наводящие вопросы, на которые родители должны отвечать «холодно», «тепло» или «горячо» в зависимости от того, насколько близок малыш к находке.

Полезными для развития мышления у детей будут игры с конструктором, как деревянным, так и металлическим или пластмассовым, а также лепка из теста, глины или пластилина, аппликации.

Можно предлагать ребенку рисовать, раскрашивать, играть в ролевые игры, собирать пазлы и головоломки, дополнять картинки по пунктиру или по цифрам, искать отличия в картинках и т.д. Не забывайте читать ребенку, общаться с ним. И не ограничивайте его общение со сверстниками, из которого он также будет черпать новые идеи, совершенствуя мышление.


Как видите, развивать мышление ребенка не так сложно и даже интересно, если делать это с удовольствием и в игровой форме. Просто помогите малышу увидеть мир во всех его красках.

Развитие мышления у детей: простые приемы и действенные методы

Когда и как начинать развитие мышления у детей?
Развитие мышления у детей – первостепенная задача ответственных родителей. Как научить ребенка думать? Кто-то считает, что эту задачу должна решать школа. А кто-то, наоборот, стремится напичкать малыша полезными знаниями как можно раньше. Данная статья поможет родителям понять особенности мышления детей разного возраста и грамотно направить развитие интеллектуальных способностей.
Способность думать – одно из важнейших качеств человека. Подтверждением тому служит существование множества синонимов понятия «мышление»: ум, разум, сообразительность, логика, смекалка, интеллект, догадливость. Народная мудрость выражается в многочисленных пословицах и поговорках о дураках и умниках. Согласно одной из них: чему Ваня не научился, того Иван не выучит. Это утверждение показывает феноменальную восприимчивость детского мозга.

Малыш обладает интеллектом с самого рождения. Развитие мышления у детей младенческого возраста называют сенсомоторной стадией. Карапуз познает мир при помощи простейших действий, таких как сосание, рассматривание и хватание. А это значит, что окружающую среду необходимо наполнить разнообразными стимулами: обои с рисунком, цветастые подушечки, изображения на потолке и подвижные мобили.
Пустое помещение с нейтральными стенами и белым потолком – значительно обедняет развитие интеллектуальных способностей ребенка. Уважаемые родители! При оформлении детской комнаты отдайте предпочтение картинам известных художников, а не мультяшным персонажам. Воспитывайте вкус ребенка к классической музыке. Младенцам очень нравятся концерты Вивальди и 5 симфония Бетховена.

Как можно чаще берите ребенка на руки, поглаживайте и обнимайте его. Это активизирует тактильные ощущения. Психологи рекомендуют использовать подобные способы общения не только мамам, но и папам. Разговаривайте с ребенком. Он пока не понимает смысла, но все слова прочно отпечатываются в его мозге. Не стоит сюсюкаться с карапузом. Детский лепет – это не признак умственной несостоятельности, а этап развития речевого аппарата.
Малышу полезно видеть родителей, наблюдать за их действиями. Никогда не ссорьтесь и не выясняйте отношения дома. Интеллект младенцев чувствителен к негативным эмоциям. Адекватные приемы развития мышления должны предотвратить появление несчастных детей. Стимулируйте безграничные потенциальные возможности ребенка естественными средствами, чтобы малышу было интересно и радостно жить. Любой ребенок вырастет сообразительным, если ему дать то, что нужно и сделать это вовремя.

Интеллектуальные способности ребенка раннего возраста
Первые три года жизни – важнейшее время, определяющее все последующее развитие интеллектуальных способностей ребенка. Именно в этот период наиболее активно зарождаются связи между клетками мозга. К 3 годам формируется 80% всех возможных соединений. Дальнейшее развитие мышления у детей будет опираться на эту базу. Родители, которые пропустили закладку надежного фундамента, будут пытаться научить детей хорошо работать на плохом компьютере.
В раннем детстве (от 1-3 лет) основное занятие ребенка – предметно-манипулятивная деятельность. Малыш уже не просто уверенно хватает различные предметы, но и совершает с ними разнообразные действия. Сначала бросает, потом постукивает одним кубиком о другой, пытается составить пирамидку, подбирает детали по форме и размеру. Так формируется наглядно-действенное мышление.

Особенности мышления детей на данном этапе связаны с тем, что карапуз познает мир методом проб и ошибок. Манипулируя предметами, ребенок сталкивается с первыми задачами, требующими размышления. Мяч закатился под диван, интересный предмет находится за дверкой шкафа, телевизор перестал показывать любимый мультик. Озадаченный малыш с энтузиазмом приступает к практическим пробам. Пытается достать мячик рукой, привлекает подручные средства.
Чересчур расторопные родители тут же спешат на помощь, лишая чадо удовольствия самостоятельного поиска. Дорогие мамы и папы! Не спешите решать малышовые проблемы. Не торопите и не подталкивайте малышей, которые испытывают свои возможности. Дайте карапузу время разобраться с принципом действия того или иного механизма, уловить связь или последовательность. Не мешайте будущему гению!

Приемы развития мышления детей раннего возраста:

— «Свобода самовыражения!» . Активные малыши рисуют на обоях, рвут книжки, пачкают одежду. Это первые акты детского самовыражения. Ребенку сложно понять, почему нельзя оставить отпечаток ладошки на стене. Излишние пристрастие мам к наведению чистоты вредит развитию творческого мышления. Вы можете вырастить очень чистоплотного и аккуратного человека, но он совершенно точно не предложит миру ни одной оригинальной идеи.

— «Подбрось идею!» . У малышей раннего возраста пока нет осознанного отношения к решению мыслительных задач. Они действуют интуитивно, руководствуясь случайными способами и подвернувшимися инструментами. Заметив, что дите никак не может добиться успеха, ненавязчиво обратите его внимание на более перспективный вариант. При этом избегайте прямых указаний, действуйте по принципу: «А что, если…».

Каждая мама обязана знать:  Ответственность за избиение

Особенности мышления детей дошкольного возраста
Многие родители надеются, что развитие мышления детей-дошкольников полностью обеспечивают познавательные занятия в детском саду. Действительно, малыши, посещающие детское дошкольное учреждение, демонстрируют обширные познания в области природных явлений, времени года, живой и неживой природы и т.д. Все это прекрасно, но не стоит забывать о том, что усвоение суммы знаний – это не мышление как таковое.
Думающий дошкольник не просто запоминает факты, а оперирует информацией: сравнивает предметы, находит общее и различное, устанавливает причины и следствия. В этом возрасте ребенок приобретает способность представить действие до его осуществления. Сначала проговорить, потом выполнить. Такое мышление является наглядно-образным. В детском саду этому не учат.

Методы развития мышления дошкольника:

— «Ассоциативные цепочки» . Ассоциации, связывающие предметы и явления по сходству, смежности и контрасту, составляют основу мышления. Развитие интеллектуальных способностей детей будет происходить быстрее, если научить их сравнивать, находить похожее в разном. Бросайте ребенку мячик и называйте любой предмет. Пусть дошкольник в свою очередь называет что-то похожее (по цвету, форме, размеру, весу).

— «Носки и лампочки» . Дети любят фантазировать. Для детского мышления нет ничего невозможного. Покажите дошкольнику два предмета, не связанных между собой. Например, носок и лампочка. Совместными усилиями опишите основные свойства каждого объекта. А затем пробуйте перенести свойства одного предмета на другой. размышляйте, что из этого может получиться.
Не правда ли, светящиеся носки было бы очень удобно находить под кроватью. А шерстяные лампочки никогда бы не разбивались. Такие приемы развития мышления способствуют формированию гибкости и оригинальности интеллекта, творческих способностей. Ребенок привыкает видеть необычное в обычном, сочетать несочетаемое, продуцировать нестандартные идеи.

Развитие мышления у младших школьников
Усилия воспитателей детского сада вполне могли оставить дошкольника равнодушным. Но уж школа то просто обязана повлиять на развитие интеллектуальных способностей детей. Уверенно владея речью, проникая в тайны родного языка, осваивая арифметические действия, младший школьник вступает в пору словесно-логического мышления. Уже совсем скоро он будет довольно свободно сравнивать, классифицировать, устанавливать закономерности, выявлять скрытые свойства и связи.
Родители, которые, не покладая рук, последовательно формировали особенности мышления детей от рождения до поступления в школу, могут передохнуть. Но не слишком долго. Интеллектуальные способности ребенка младшего школьного возраста без должной тренировки могут быстро зачахнуть. Перегрузив детский мозг новыми требованиями и обязанностями, можно напрочь отбить всякое желание думать.

Приемы развития мышления младшего школьника:
— «Кубик Блума» . Используется бумажный куб, на гранях которого написано: «опиши», «объясни как?», «объясни почему?», «оцени», «предложи», «придумай». Ребенок бросает кубик и в зависимости от выпавшей стороны описывает свойства, механизм действия, причины, плюсы и минусы, дает оценку, предлагает свое решение. Развитие интеллектуальных способностей детей при помощи данного метода можно проводить как в школе, так и дома.

— «Системный эффект» . Окружающий мир состоит не только из отдельных предметов. Если объединить несколько объектов — получится система, выполняющая определенные функции. Системами являются автомобиль, компьютер, телефон. И даже обычная швабра – тоже система, состоящая из множества ворсинок. Учите детей находить полезные системы в природе и в человеческой деятельности: семья, стая птиц, диван-кровать, железобетон.

Методы развития мышления подростка
Мозг подростка можно сравнить с довольно мощным процессором. На протяжении данного периода полным ходом идет развитие абстрактного теоретического мышления. Подростки обожают выдвигать гипотезы, обосновывать и опровергать, спорить и доказывать. Они могут абстрагироваться от конкретной ситуации, прорабатывают комбинации, меняют пропорции.
Подростки не доверяют взрослым и общаются преимущественно со сверстниками. Родителям вряд ли удастся оказать существенное влияние на особенности мышления детей на пороге взрослости. Ведущая роль здесь принадлежит старшему товарищу или авторитетному педагогу, который смог стать для подростка наставником. Довольно часто это бывает тренер спортивной секции или руководитель кружка.

Методы развития мышления подростка:
— «Умный вопрос» . Работа мысли — путь от вопроса до ответа. Для того, чтобы легко и быстро проанализировать какое-либо явление, приучите подростка находить ответы на 5 основных вопросов: «что?», «где?», «когда?», «зачем?» и «почему?». Интеллектуальные способности ребенка проявляются и в самом умении задавать вопросы. Учите подрастающее поколение правильно формулировать уточняющие, проблемные, рефлексивные, наводящие и другие типы вопросов.

— «Морфологический ящик» . Этот прием развития мышления помогает тщательно проанализировать сложные системы и не упустить ни одного варианта решения. Для начала необходимо выделить в изучаемом объекте или явлении все важные признаки (части, свойства, особенности) и записать на листе бумаги по горизонтали. По вертикали записываются все возможные варианты существования или исполнения (формы, размеры и т.д.).

Допустим, вы задумали составить портрет идеального человека. По горизонтали записываем: глаза, нос, уши и т.д. По вертикали: форма, цвет, размер и т.д. Последовательно заполнив все клетки образовавшейся таблицы, получим наиболее полное описание изучаемого явления. Морфологический ящик используется при решении большого круга мыслительных задач. Главное – четко сформулировать проблему и правильно определить графы таблицы.

Заключение: Развитие мышления у детей не преследует цели формирования гениев. Воспитывайте ребенка добрым, ответственным и улыбчивым. А гибкий ум и здоровое тело – это естественные состояния человеческого организма. Старайтесь их всячески поддерживать!

Как развить мышление? Ч.1. Как развить мышление у ребёнка

Мышление отражает способность человека познавать окружающий мир, мыслить, накапливать знания, открывать новые законы, решать возникающие проблемы и задачи, создавать и преобразовывать.

Фундамент мышления закладывается в раннем детстве, когда ребёнок осваивает вначале наглядно-действенное (оно является основным примерно до 5 лет), затем наглядно-образное (оно превалирует примерно до 6-6,5 лет) и словесно-логическое мышление (оно формируется примерно в 6 лет, преобладает с 7-8 лет и у большинства взрослых остаётся ведущим). Наглядно-действенное мышление позволяет ребёнку познавать мир через взаимодействие с предметами.

Наглядно-образное мышление дает возможность представлять предметы, даже если их нет в наличии, и оперирует этими образами и представлениями (помните, как Мальвина просила Буратино представить, что у него в кармане яблоко?). Больше о развитии наглядного мышления можно прочитать нашем блоге, в статье «Развитие наглядного мышления» .

Словесно-логическое мышление позволяет ребёнку обращаться со словами, которые обозначают явления или предметы. Оно вырастает из образного и помогает анализировать и синтезировать, рассуждать, делать выводы, классифицировать, умозаключать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.

Логическое мышление у малышей дошкольного возраста проходит некоторые этапы становления:

1. Овладение умением сравнивать, обобщать, разбивать на группы, классифицировать.

3. Умение работать по алгоритму и составлять алгоритмы.

5. Решение задач на сообразительность и зачатки использования научной информации.

6. Уточнение смысла, заложенного в сказках, пословицах, загадках.

7. Решение ребусов, кресс-кроccов.

Как развить мышление? Требования к игре

Прежде всего поговорим о том, как развить мышление у ребёнка. Очевидно, что для этого необходимо использовать основной вид его деятельности: конечно же, игру! Именно она позволит получить, закрепить и развить новые навыки, а вместе с ними – и мышление. Получается, что основная задача – сделать игру максимально полезный, интересной и одновременно эффективной. Отсюда – главные требования к игре:

— у неё должен быть продуманный сюжет;

— правила должны быть изложены понятно, чётко и просто, доступно для понимания;

— во главе угла должен стоять самостоятельный поиск ребёнком решений, а подсказки должны быть сведены к минимуму;

— необходима наглядность: в ней – половина успеха. Яркий демонстрационный материал будет легче восприниматься, расположит к себе, привлечёт внимание и пробудит интерес.

Очень полезны для развития мышления малышей задания, обучающие выделению общих признаков и классификации. Предложите ребёнку яркие, разноцветные кубики, детали конструктора (как вариант – пуговицы). Пусть ребёнок разделит их по размеру; по цвету; по форме. Для малышей постарше можно среди игрушек найти и выделить мебель; посуду; животных; средства передвижения.

Как развить логическое мышление у ребёнка?

Для этой цели с успехом можно использовать упражнения, в которых нужно восстановить пропущенную часть рассказа. Отсутствовать могут как начало, так и конец или даже середина повествования. Додумывая, предполагая, фантазируя, ребёнок развивает не только логику, но и речь, воображение, пополняет словарный запас, то есть развивает мышление комплексно.

Для того, чтобы выяснить, в какой степени у ребёнка-дошкольника (младшего школьника) развито абстрактно-логическое мышление, можно провести несложный тест, в последующем превращая его в игру.

1. Возьмите брусок пластилина, разделите его пополам и скатайте два одинаковых шарика. Пусть ребёнок убедится, что шарики одинаковы. Попросите ребёнка представить, что это – тесто, из которого вы с ним сейчас будете выпекать булочки. Спросите малыша: «Если сейчас каждый съест свою булочку, то каждый съест поровну или кто-то — больше? Я или ты?»

2. Возьмите один из шариков-«булочек» и распластайте, придав ему плоскую форму «печенья» (овальную, круглую или прямоугольную). Спросите ребёнка, одинаковое ли количество «теста» у «булочки» и у получившегося «печенья»? Или в «булочке» «теста» больше? Или в «печенье»? Скажите примерно так: «„Печенье“ такое тонкое. Не кажется ли тебе, что кто съест булочку, тот съест больше теста?» Спросите у ребёнка: «А если опять сделать «булочку» из «печенья», то есть шарик из плоского «печенья», то «теста» будет так же много, как и в шарике?» После этого скатайте шарик – станет видно, что количество «теста» одинаково.

3. Один из шариков пластилина разделите на мелкие кусочки. Пусть это будут «крошки». Их должно получиться около восьми штук, и пусть ребёнок сравнит их с шариком.

Ну, а теперь – выводы:

1. Если ребёнок рассуждал, что «булочка» – шарик пластилина – больше и толще, чем плоское «печенье» или что «печенье» больше, потому что оно длиннее и шире – значит, у него пока плохо развито абстрактно-логическое мышление. Это говорит о том, что он пока ещё не умеет отойти от измерения, на котором сосредоточился, и перейти к другому, связав их между собой.

2. Если ребёнок колеблется в своих рассуждениях, поддаётся на Ваши «запутывания» – это означает, что абстрактно-логическое мышление у него развито пока ещё недостаточно хорошо.

3. Если ребёнок, рассуждая, говорит о том, что оба кусочка одинаковы, ведь если сделать шарики, они будут одинаковы (или о том, что ведь ничего не убирали и не добавляли, значит, кусочки одинаковые, как и были) – значит, абстрактно-логическое мышление у него очень хорошо развито.

Игры с палочками (спичками), в которых нужно, используя определённое количество палочек, выложить определённую фигуру и (или), выбрав одну-две палочки, получить другую фигуру, развивают не только наглядно-действенное, но и логическое, и пространственное мышление. Например, из пяти палочек попросите сложить два одинаковых треугольника, из семи – три одинаковых треугольника или два квадрата.

Креативное мышление можно потренировать, предлагая малышу подумать, каким необычным способом можно применить тот или иной предмет, выбранный ведущим. Приветствуйте фантазию и оригинальность мышления ребёнка.

Как развить мышление у ребенка? Общие рекомендации:

Развивающие игры и задания способствуют развитию мышления у ребёнка, и чтобы повысить их эффективность, можно использовать специальные рекомендации:

1. Поощряйте даже маленький успех ребёнка: это станет мотивировать его и приблизит новые достижения.

2. Не торопите ребёнка, не спешите исправить его ошибку, дайте ему время подумать ещё и попробовать найти её самостоятельно. Все дети разные, и то, что одному даётся легко и быстро, для другого представляет сложности. На результатах могут сказаться особенности темперамента ребенка, обстановка, настроение, восприятие, внимательность, память, мотивированность, настрой и т.д.

3. Не торопитесь подсказывать правильный ответ. Если решение ребёнка неверно – похвалите его за старание найти правильное, подбодрите за то, что искал или нашёл оригинальный, необычный способ решения; покажите, что решить такую задачу поначалу непросто, и что в следующий раз у него обязательно получится лучше.

4. Старайтесь заниматься в одно и то же время. Пусть ребёнок ждёт его с нетерпением.

5. Постепенно наращивайте уровень сложности заданий, но именно постепенно: нагрузка не должна быть непосильной, и в то же время она должна чуть усложняться, а задания – становиться разнообразнее.

Мышление и память, восприятие и внимание можно тренировать на развивающих тренажёрах для мозга онлайн в виде увлекательных ежедневных игр, с наградами, соревнованиями, достижениями и их наглядными графиками.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация