Г.Б


Б-г — написание слова «Бог», принятное в иудаизме. Происходит от запрета написания имени Бога, принятого в этой религии. При этом данное правило должно соблюдаться в любом языке, в котором возможно написание имени через черточку: например, на английском языке следует писать «G-d».

В одной из проповедей Моисея, согласно иудаизму полученных от самого Бога, сказано: «Не произноси Имени Б-га Всесильного твоего попусту, ибо не пощадит Б-г того, кто произносит Имя Его попусту». Считается, то нельзя писать имя полностью, так как лист с именем может быть выброшен или уничтожен, и таким образом Богу будет нанесено оскорбление.

Также верующим иудеям запрещается и произношение полного имени Бога, за исключением произношения молитв и чтения текстов Торы.

Разрешается полностью произность имя Бога во время обучения детей молитвам.

Как-то холодным ноябрьским вечером один из моих друзей-евреев, по натуре скептик, очень далекий от веры и не соблюдающий никаких еврейских обрядов и к тому же, я должен добавить, превосходный человек, обладающий острым и пытливым умом, смущаясь, как бы невзначай, спросил меня:

— Послушай, тебе это, может быть, покажется странным, но не посоветуешь ли ты мне, что почитать о Хануке? Сыну моему неплохо бы узнать об иудаизме чуть-чуть больше, чем он знает. — Лукаво улыбнувшись, мой друг добавил: — Сам понимаешь, это не потому, что я вдруг поверил в Б-га, а просто для общего развития.

Очень и очень не часто случается, что литератор, будь он хоть плодовит-расплодовит, садится сочинять книгу, чтобы ответить на чей-то случайный вопрос; но в данном случае, боюсь, именно так и случилось, разумеется, книга эта давно уже созрела у меня в голове и просилась на бумагу; просьба моего друга лишь подтолкнула меня к решению этой задачи. Уже много лет мне хотелось написать о том, как я понимаю еврейскую веру.

Иудаизм всегда живо интересовал меня. Он — неотъемлемая часть моей жизни и жизни моей семьи. Мой старший сын, которому восемь лет, читает Танах на иврите, он знает все обычаи и законы еврейского народа. Так уж мы живем. Мне кажется, что, обладая некоторыми познаниями в иудаизме, я могу использовать свой скромный писательский дар для того, чтобы поделиться с читателем этими познаниями, не впадая в утомительные подробности и не докучая ему своими не всегда проверенными умозаключениями.

На свете очень много евреев, которые, хотя и не придерживаются религиозных догматов, хотели бы тем не менее побольше узнать о своей религии.

Среди неевреев также есть немало людей, которым было бы интересно почитать о том, что представляет собой вера евреев. Литературы на эту тему очень много, но все это очень трудная для понимания и очень «ученая» литература, и большая часть ее — не на английском языке, поэтому обыкновенный, неискушенный читатель в страхе и недоумении может отшатнуться от этого книжного изобилия, не зная, с чего начать. Этому-то читателю я и предлагаю свою книгу в качестве популярного начального пособия.

Разумеется, то, что одному человеку представляется минимальной популярной информацией, другому покажется океаном подробностей, в котором он может утонуть. Я старался придерживаться некоторой золотой середины. Если эту книгу доведется взять в руки серьезному ученому, то он, я надеюсь, не будет считать меня невеждой только потому, что очень о многом я в своей книге умолчал, и не подумает, что того, о чем я не пишу, я просто не знаю. Много времени при создании этой книги потратил я именно на то, чтобы сократить то, что я знаю. Я ставил перед собой задачу написать небольшую книгу о предмете, который охватывает чуть ли не всю человеческую историю, о котором написаны сотни книг, который связан с древнейшими проблемами человеческого существования и в то же время вызывает яростные споры в связи со злободневными событиями нашего времени. Такое начинание требовало самодисциплины и самоограничения.

Каждая мама обязана знать:  Дочь стала неуправляемой и непослушной

Какой смысл говорить о религии с человеком, который твердо убежден, что Б-га нет. Такого человека моя книга будет только раздражать, и ничего интересного она ему не скажет. Переубедить такого человека я не в силах, да и не собираюсь этого делать. Однако мне кажется, что агностицизм, если он превращается в догму, которая сама себе затыкает уши, сковывает человеческий разум ничуть не меньше, чем любое суеверие. Никто еще не привел исчерпывающих и неопровержимых доказательств существования Б-га. Наш мир был бы довольно курьезным творением, если бы Б-га можно было увидеть воочию так же, как в театре мы можем увидеть драматурга, который раскланивается перед публикой после премьеры своей пьесы. Сама вселенная, вся совокупность гармонично устроенных миров — вот что заставляет нас предполагать, что у всего этого великолепия должен быть создатель. Человеческая жизнь полна страданий и скорби, и она неизбежно заканчивается страшной смертью: по мнению атеистов, это опровергает мысль о существовании Б-га. По-моему, утверждать что-нибудь о Б-ге, то есть утверждать, что Он существует или что Он не существует, утверждать, что мы можем или не можем Его познать, — это значит блуждать в кромешной темноте.

Нередко утверждают, что вера в Б-га есть некое подобие костыля для людей слабых и полных страха. Столь же нелепо, на мой взгляд, полагать, что неверие в Б-га есть нечто вроде костыля для безнравственных и невежественных. Мне обычно стоит большого усилия не улыбаться, когда в моем присутствии человек, который в своем знакомстве с религией не пошел дальше, скажем, милой популярной книжки типа «Человек и его боги», с жаром начинает мне доказывать, что, дескать, хорошо, когда люди веруют в Б-га, если это приносит им утешение в жизни.

Вера — это не утешение для простых и немудреных людей (хотя она также и это к вящей ее славе); вера — это твердая интеллектуальная позиция, которой придерживались на протяжении многих веков лучшие умы человечества, каждый на свой лад. Мы живем в эпоху, когда атеизм уже сто лет как сделался модой. Эта мода порождает поток рационалистической литературы, который изливается на нас из клубов популярной книги, а также издательств, выпускающих книги в бумажных обложках. Однако уже одно то, что рационалистический взгляд на Б-га так популярен, могло вызвать у серьезного человека сомнение в истинности этого взгляда. Овцы остаются овцами: прыгают ли они через изгородь или сгрудились в загоне.

Серен Кьеркегор, который сто лет назад, казалось, пытался пробить кулаками каменную стену, поставлен теперь в авангард современной философской мысли. Глубоко религиозные книги Серена Кьеркегора, которые в его время никто не хотел читать, остались такими же, изменилось лишь направление, в котором движется авангард. Становится все более ясно, что, — если уж говорить о костылях, — Фрейд может быть костылем, Маркс может быть костылем, рационализм может быть костылем, а уж атеизм может быть просто парой железных протезов. Никто из нас не претендует на то, что у нас есть ответ на все вопросы. Однако в стране, где все дороги в рытвинах и ухабах, тот, кто твердо убежден, что он-то уж не хромает, в действительности и есть самый жалкий калека.

Каждая мама обязана знать:  Проблемы с дочерью мужа


Я хотел бы в меру своих способностей высказать свое понимание еврейского Б-га. Надеюсь, что картина, которую я здесь нарисую, представит читателю Б-га таким, каким Его видели древние евреи. Я знаю, что способен описать повседневную жизнь нашей религии, однако рука моя дрогнет, когда я дойду до богословия. Я пишу для тех людей, которые, по крайней мере, готовы задуматься о существовании Б-га, не сковывая себя заранее заданными догмами, и которые хотели бы кое-что узнать о том, как Б-га понимают евреи.

Точка зрения автора

Автор книги об еврейской религии просто обязан стать на какую-то одну сторону баррикады. Сам предмет таков, что делает невозможным холодное и беспристрастное рассмотрение всех существующих точек зрения. Писать что-то об еврейской религии — это уже означает занять ту или иную позицию.

В том, что еврейский народ сумел выжить, видна рука провидения — в этом я глубоко убежден. Верю я также и в то, что ключом к тому, что мы выжили, был Закон Моисея. Многие евреи, твердо осознающие свою принадлежность к еврейскому народу, все же не согласятся с моей точкой зрения. Если моя книга сумеет привлечь к себе внимание, то она, безусловно, станет предметом споров. Моя задача не в том, чтобы высказать истину в последней инстанции, а в том, чтобы пробудить интерес к иудаизму. Те, кто станут публично спорить с моими воззрениями, — как бы яростно они на меня ни нападали, — будут служить той же самой цели.

Почему «Б-г» через черточку?

Почему вы пишете не Бог, а Б-г, заранее благодарен за ответ? А. Хайфа, Израиль

Отвечает рав Овадья Климовский

Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего, а так же ко всему, что несет на себе какую-нибудь кдушу — «святость». Прямым нарушением запрета Торы является стирание одного из основных Имен, таких, как «Ша-дай», «Эло-им», и, конечно, Четырехбуквенного Имени.

Если написать Имя полностью, то возникает опасность, что где-нибудь по неосторожности его сотрут. Поэтому мы стараемся писать эти Имена через черточку, тогда они «ненастоящие», написаны не по правилам. Вышесказанное относится к Именам, написанным на Святом Языке. Если же мы пишем Имена на иностранных языках, с этим легче, т.к. нет запрета стирать их. Но есть авторитеты, которые велят и их писать через дефис (Ахиэзер 7,32), поскольку существует другая опасность — что они попадут в нечистые места, и это будет неуважительно по отношению к ним.

В наше время такое написание Имен становится привычкой, потому что очень легко тиражировать печатное слово в массовом порядке, и трудно уследить, чтобы со всеми брошюрами и листочками обращались бережно. А ведь кинуть листочек, на котором есть написанное Имя Всевышнего, в мусорку, это — неуважительное отношение (бизайон). Поэтому даже в электронном виде хорошо бы писать Имена через черточку, чтобы не отвыкать от этого, хотя это вообще не письмо, а виртуальное изображение.

Издавна принято бережно относиться не только к написанным Именам, но и к любым текстам молитв или Торы, даже комментариям к ней, это тоже — Тора. Поэтому такие тексты, когда их носители (сидуры, книги) приходят в негодность, отвозят на специальные склады, где они хранятся в почете. Маленький склад такого типа есть почти в любой синагоге. Эти склады называются «гниза». Потом то, что собралось на таких складах, отвозят в специальные места и с почетом хоронят содержимое гнизы в земле. Собственно, «лигноз» — переводится «скрыть навсегда». Благодаря древним гнизам, захоронения которых сохранились до наших дней, мы получили возможность познакомиться со многими уникальными рукописями, сохранившимся только там.

Каждая мама обязана знать:  Могу ли я стать для ребенка опекуном в 58 лет

Б-г видел, Б-г говорит

Дубликаты не найдены

Не Бог, а Б-г, Борис Гребенщиков


У всех так. Нет? В слове бог нет тире и там три буквы.

Нельзя писать Имена Б-га полностью, так как не исключено, что в конце концов этот лист будет выброшен, и тем самым Имени Б-га будет нанесено оскорбление.

То же самое относится, в принципе, и к речи: если человек не молится или не изучает Священное Писание, он должен заменять в речи Имена Всевышнего (еще одно исключение из этого правила — обучение малолетних детей благословениям: в этом случае разрешается полностью произносить Имя Всевышнего). Так, вместо одного из наиболее святых Имен, которое записывается так называемым Тетраграмматоном, произносят «а-Шем» («То самое Имя»).

— Религиозный сайт Мошиах.ру о напейсании через дефис и тетраграмматоне

б?гъ — это

Б?Г|Ъ (28), -А с. Бегство:

Данило же и Левъ. тосноущас? к нимъ кликоста великомъ. гл(с)мъ. б?гъ б?гъ ?Атв?земь. ЛИ ок. 1425, 278 об. (1256);

на б?гъ — в бегство, с целью бегства, чтобы убежать:

ихъ же ||=вид?вше, Римл?не по нiхъ погнаша, на б?гъ ?братишас?. (. . ) ГА XIII—XIV, 161в—г; сами б?си на б?гъ оустремишас? (. . ) Там же, 250в; Коли тои лихии Бекбула(т). поб?глъ тогда вси люди вс? рать. на б?гъ повернулис?. Гр 1393 (1, ю.-р.); слышавше же мадиамльт?не трублени? и св?ща вид?вше. оустремиша(с) на б?гъ Пал 1406, 175г; Данилъ. ?брати конь свои на б?гъ. оустр?млени?а ради противныхъ ЛИ ок. 1425, 253 (1224); преже бо инии Половци наворотил? на б?гъ. Данилъ же вид?въ. б?жащии конь свои стр?л?нъ. навороти(с) на б?гъ. Там же, 261 об. (1234); Всеволодъ не помо||же имъ. и навороти конь свои на б?гъ. Там же, 268—268 об. (1245); Данилови же хот?щоу гнати по нихъ. Василко же возбран?ше емоу. Ростиславоу же познавшоу. направи конь свои на б?гъ. Там же, 270 об. (1249); ?Атв?земь же видившимъ скорое пришествiе и не ст?рп?ша. и оувратиша(с) на б?гъ. Там же, 278 об. (1256);

съ б?гъмъ — бегом, поспешно:

и Половци не взе(м)ше в?сти ?(т) ?лговичь. сотснувшеси с б?го(м) возворотишас?. ЛЛ 1377, 98 об. (1127);

¦=б?гоу ?атис? — побежать, уйти:

н?ци же ?(т) подвижьныхъ о(т)ц?ь. вид?ще мирьска?а приход?ще б?гоу ?ашас? (. . ) ПНЧ XIV, 199б; ц(с)рь. ре(ч). ||. аще не оубо?астас? см?рти кака б?гу с? ?аста. (. . ) ЖВИ XIV—XV, 15—16; слышав же оуноша ? жен? и не год? ему бы(с). и ?ако же безумно н?кое и зло ?(т)ринувъ д?ло. б?гу с? ?атъ ?ц?а. (. . ) Там же, 64б; аз же ту ?(т)ринувъ б?гу с? ?ахъ. (. . ) Там же, 65а; в?сть же приимше Половци ?ашас? б?гоу. ?п?ть своею дорогою. ЛИ ок. 1425, 216 (1178);

¦=в?дати плещи на б?гъ см.

Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) / АН СССР. Институт русского языка. — М.: Русский язык.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация