Где подробно узнать права и обязанности родителей и детей в школе На что имеют право собирать


Содержание

Где подробно узнать права и обязанности родителей и детей в школе? На что имеют право собирать деньги родительские комитеты и учителя?

Многих родителей интересует вопрос законности сборов денег на нужды школы. Зачастую денежные средства собираются на ремонт здания, проведение мероприятий и праздников, на подарки для учителей, учебные пособия, питание и даже оплату работы охранника или технички. Такие сборы прикрывают благотворительными пожертвованиями, которые законны.

Рассмотрим подробнее, законно ли собирать деньги на школу, и определим, как быть родителям при вымогательстве, угрозах, шантаже.

Содержание статьи:

Законы России о сборах денег с родителей в школах – за что родители должны и не должны платить в школах?

Отметим важные нюансы, чтобы разобраться, за что должны — и не должны — взимать плату с родителей в школе:

  1. Прежде всего, заметьте, что в обязанности школьного учреждения входит полное обеспечение оборудованием и учебными материалами всех учеников. Денежные средства на выполнение этой задачи выделяются из госбюджета, причем на федеральном и региональном уровнях. Поэтому собирать деньги на нужды школы противозаконно.
  2. Следующий момент касается ремонта здания, спортивных и игровых площадок, прилегающих к школе. О благоустройстве территории должны отвечать местные власти. Именно на них возлагается эта обязанность.
  3. Бесплатные и платные услуги должны быть перечислены и опубликованы на всеобщее обозрение. К платным могут быть отнесены дополнительные кружки и секции, которые будет посещать ученик после основных занятий.
  4. Дополнительные занятия по предметам — то есть, репетиторство — не входит в обязательные услуги школьных учреждений. Решать родителям — будет или нет их ребенок посещать репетитора.

Незаконность сборов денег в школе не является голословным фактом. Об этом указывается в законах, принятых на федеральном уровне.

Укажем законы, согласно которым ребенок имеет право на бесплатное образование:

  1. ФЗ-№273 «Об образовании в РФ», в частности статьи 4, 5, 35.
  2. Статья 43 Конституции РФ.

В соответствии с ними, вы должны понимать, что любой гражданин России имеет право на получение бесплатного школьного образования. Обучиться ребенок может в любой государственной школе, которая обеспечивается средствами на покупку необходимых учебных материалов, оборудования, или на ремонт здания.

Право отказа у родителей есть – они могут отказаться сдавать деньги на нужды школы, даже не объясняя причин . Не нужно бояться, что школа откажет ребенку в получении образования. У работников учреждения нет на то оснований.

Укажем еще один правовой акт:

  • Постановление Министерства образования под номером 126, принятое в конце декабря 2020 года.

В этом документе говорится о том, что родительским комитетам запрещено собирать денежные средства. Вопрос привлечения денег на деятельность образовательного учреждения не должен касаться родителей, и тем более — родительского комитета.

Несмотря на действующее законодательство, родителей продолжают привлекать к добровольным пожертвованиям. На практике дело обстоит так, что родители собирают средства и самостоятельно что-то на них приобретают, причем это не подарки учителям и детям, а парты, стулья и окна.

Мало кто восстает против нарушений прав детей и родителей. Денежные средства на школьные учреждения выделяются, но в малых количествах.

Куда идут деньги, собираемые родительским комитетом, – в фонд школы, комитет или благотворительную организацию?

Существует несколько схем сбора денег в школе, участники которых обогащаются в материальном плане. Расскажем о них, и определим, куда поступают деньги, которые собирает родительский комитет.

Схема 1. Сбор денег в родительский комитет класса и школы

Схема проста. В каждом классе выбираются определенные лица, которые будут заниматься сбором денег.

Безусловно, часть поступивших средств будет тратиться на нужды школы или класса, а часть будет потрачена на личные нужды участников родительского комитета.

Как правило, родители не требуют подтверждения расходов. Лучше будет, если представитель комитета сохранит квитанцию или чек на приобретение нужных вещей или предметов, доказывая расход полученных средств.

Схема удобна, ведь в ней не участвует учитель или директор. Они не вмешиваются в процесс сбора, но целенаправленно расходуют деньги.

Пример:

В классе срочно нужно сделать ремонт. Собираются средства. После деньги передаются учителю, он отдает их директору, который ими и распоряжается. При этом, заметьте, что деньги могут быть переданы работникам не в полном размере. Директор может провести ремонт за «копейки», причем из средств местного бюджета — а родительские деньги забрать себе.

Схема 2. Сбор денег в фонд школы

Создание школьного фонда – это личная идея для обворовывания родителей. Школьный фонд может быть создан в целях подчеркивания статуса учебного заведения и условной значимости.

На самом деле, школьный фонд нужен для отмывания денег.

Схема проста:

  1. Родители собирают денежные средства — неважно, действует ли при этом родительский комитет.
  2. Средства направляются директору и учителю. Они приобретают на них нужное оборудование или учебные материалы.
  3. Школьное учреждение оформляет заявку на приобретение того же оборудования и тех же учебных материалов к администрации — но не указывает, что они уже были куплены.
  4. Денежные средства в большем размере передаются на счет школы и обналичиваются.

В данной схеме мошенничества могут быть задействованы чиновники. Получается, что и родители, которые сдают деньги, также являются участниками сговора.

Схема 3. Сбор денег в школе на счет благотворительной организации

Родители могут отказаться направлять средства в фонд благотворительной организации. Любая благотворительная деятельность будет контролироваться законом и надзорными органами.

Помните, она никак не может быть связана со школьными нуждами, ремонтом школьного здания или зарплатой охранника или технички.

Поэтому сбор денег на благотворительность в школе также незаконен. Схему создают для «отмывания» денег.

Какие сборы денег в школе законны — как документально должна оформляться оплата родителями нужд школы?

В соответствии со статьей 101 ФЗ-№273, школьное учреждение может запрашивать средства у физических или юридических лиц.

При этом директор школы должен оформить с лицом, которое переводит деньги, договор об оказании платных образовательных услуг.

К таким услугам, на которые деньги в школе законно могут собирать, относят:

  1. Обучение по доппрограммам.
  2. Проведение курсов.
  3. Проведения занятий по программам с углубленным изучением предметов.
  4. Проведение секций, кружков, которые не являются основными и не входят в программу госстандартов.
  5. Приобретение учебно-методических материалов, которые необходимы для проведения дополнительных занятий, курсов и не предусмотрены по основным программам.
  6. Питание. Зачастую бесплатно кормят в школе детей из многодетных или малообеспеченных семей, сирот или детей, чьи родители являются инвалидами. Остальные учащиеся кушают платно.
  7. Проведение внешкольных мероприятий. Тут вопрос стоит остро. Родителей никто не будет заставлять и принуждать к сдаче денег, но в классе, вместе с классным руководителем будут рассматриваться вопросы внешкольных мероприятий. Например, могут быть организованы групповые экскурсии, поездки, походы. На них родители могут сдавать деньги. Сбор средств на такие цели не запрещен.

Ученик, обучающийся в государственном школьном учреждении, может не пользоваться платными услугами . В некоторых школах они являются необязательными.

Заметьте, что при поступлении ученика в учреждение родителям сообщают о возможных оплатах за спецдисциплины, предусмотренные учебным планом.

Родителей должны ознакомить с ним — и после этого оформить договор об оказании платных услуг.

Законом также не запрещены сборы денег на благотворительные цели. Таковыми является приобретение подарков педагогам.

Но родители могут сами собрать средства и купить подарок учителю. Решение должно быть добровольным.

Еще один момент – непредвиденные обстоятельства. Деньги могут собираться в поддержку какого-либо ученика или его семьи в случае непредвиденных ситуаций.

Например, у семьи случился пожар, либо требовались средства на лечение и операцию.

Родителей не обяжут собрать деньги, но предложат помочь.

На что школа не имеет права брать деньги с родителей – сборы на учебники, ремонт и т.д.

Участники родительского комитета, учителя или другие представители школьных учреждений могут собирать деньги, не имея на это никаких прав, на такие цели:

  1. Покупку учебных материалов, книг, тетрадей по основным предметам образовательных программ.
  2. Ремонт здания. Родители не должны заменять окна, двери, клеить обои или белить потолки.
  3. Приобретение мебели. Покупка парт, стульев, скамеек, другой мебели должна финансироваться из госбюджета.
  4. Благоустройство территории. Спортивная и игровая площадка должны быть оборудованы специальным инвентарем. Кроме того, родители не должны собирать деньги на покупку рассады, газона, саженцев или оборудования по уходу за растениями или территории. Например, грабли для уборки, цветы должны быть куплены не за родительские деньги.
  5. Покупку спортивного инвентаря или музыкальных инструментов.
  6. Оплату учителям за проведение дополнительных занятий и кружков, которые предусмотрены федеральными, образовательными стандартами.
  7. Приобретение оборудования для классов — например, компьютера, магнитных, меловых досок, стендов и других предметов.
  8. Оплату работы уборщицы. Средства должны быть выплачены школой.
  9. Оплату услуг охраны. Обеспечением безопасности учеников во время пребывания в школьном учреждении относится к компетенции образовательного учреждения. Зачастую школы прибегают к услугам охранных предприятий, но это не значит, что работу охранника должны оплачивать родители.

Любые сборы на указанные выше нужды незаконны !

Что делать, если в школе требуют деньги за учебники, ремонт, охрану и т.д. – инструкция

Рассмотрим поэтапно, что делать, если в госшколе родительский комитет, учитель, классный руководитель или директор обязывают детей или их родителей сдавать деньги на любые нужды.

Следуйте таким правилам:

  1. Постарайтесь объяснить другим родителям или лицу, который выдвигает требование, что вы не будете сдавать денежные средства. Можете сослаться на законы, которые мы указали выше, и смело заявить, что сборы являются незаконными.
  2. Обратитесь к родителям других детей и найдите тех, кто сможет вместе с вами отстаивать права на получение бесплатного образования.
  3. Напишите письменное заявление на имя директора школьного учреждения. В документе потребуйте, чтобы он предоставил основания для сбора денег. Лучше, чтобы заявление было оформлено от имени всех родителей класса.
  4. Получите письменный ответ от руководителя школы. Согласно статье 9 Закона федерального уровня под номером 59, утвержденного в 2006 году, руководитель учреждения должен ответить вам в письменной форме. В документе он должен изложить основания и причину для сбора денежных средств, а также прописать, в каком размере они требуются. Также в ответе должна стоять подпись директора и печать, иначе документ будет считаться липовым.
  5. Когда деньги просит классный руководитель, попросите его оформить просьбу на листе бумаги. Конечно же, ее никто не напишет, но на время отстанут от родителя и ребенка.
  6. Оформите видео или аудиозапись. Они будут подтверждать сбор денег в школе.
  7. Оформите претензию в любую надзорную инстанцию. Приложите к ней письменный ответ директора, видео или аудиозаписи.
  8. При запугиваниях, шантаже, вымогательстве отправляйтесь в правоохранительные органы.

Помните, что при сборе денег родитель является соучастником преступления. Когда заведут уголовное дело, будет уже неважно — пошли ли сданные средства на нужды детей.

Куда обращаться, если в школе вымогают деньги, шантажируют, угрожают и т.д.

Рассмотрим, в какие инстанции следует обращаться, и в каких ситуациях.

— Муниципальный отдел образования.
— Городской комитет по образованию.
— Управление образования администрации района.
— Департамент образования.
— Министерство образования.

Основанием для направления жалобы или претензии могут послужить сборы денег в школе. В документе следует изложить всю суть сложившейся ситуации, а также подкрепить информацию письменными ответами директора, классного руководителя или видео, аудиоматериалами.

При любых незаконных сборах можно позвонить в Министерство и уточнить, правы ли вы в данном вопросе.

Обращаться следует при конкретных фактах вымогательства, шантажа, а также наличиях угроз со стороны представителей школы, например, директора или охранника.

По любому такому вопросу могут возбудить уголовное дело. Если факт будет установлен, то правоохранительными органами будет проведено расследование.

Жалобу можно подать коллективную или индивидуальную.

— Территориальный отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП).

Будет рассматривать мошенническую схему, в которой могут быть задействованы не только представители школьного учреждения, но и должностные лица.

Сообщать о поборах следует при наличии зафиксированных фактов. Подтверждать слова следует документацией, чеками и квитанциями, подтверждающими расход родительских средств, а также видео, аудио записями.

При обращении в любую из инстанций, родителю должны ответить письменно.

Примерный срок рассмотрения заявления – месяц.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Обязаны ли вы сдавать деньги родительскому комитету

Содержание статьи

  • Обязаны ли вы сдавать деньги родительскому комитету
  • Как проводить родительское собрание в детском саду
  • Куда жаловаться о поборах в саду

Что представляет собой родительский комитет

Как правило, родительский комитет выбирается с самого начала учебного года и на весь промежуток времени (1 год). В его состав могут входить родители учащихся, выразившие собственное добровольное желание участвовать в жизни класса, или же родители, выбранные по всеобщему соглашению.

Председатель — немаловажная должность в такой структуре, он выбирается с учетом всех положительных качеств на первом собрании всего комитета. Родители, входящие в состав организации, вправе требовать от него подробной отчетности. Как и в любых других организациях, в комитете существуют свои порядки и обязанности, самыми главными из которых являются:
— оказание помощи в налаживании контакта между классным руководителем и коллективом родителей учащихся;
— способствование продвижению родителей вместе в детьми, в данной структуре;
— стимулирование как продвижения подрастающего поколения молодежи, так и их ответственности;
— выступление с предложениями об улучшении образовательно-воспитательного процесса, непосредственно в самом заведении.

Организация работ родительского комитета

Как показывает время, четкая, слаженная работа, к которой относятся со всей серьезностью вопроса, обычно приносит плоды. Помимо обязанности председателя, в комитете существует место и для казначея, обязанности которого заключаются в сборе денежных средств на нужды заведения. Казначей осуществляет свою работу, тем самым устраивая жизнь наилучшим образом для самих учащихся. Также он обязан отчитываться о всех операциях, занося их в смету расходов.

Как правило, заседания такого совета проходят в среднем 2-3 раза в четверть, по необходимости бывают и чаще. Документами, подтверждающими действия всех членов комитета, являются своеобразные определенные записи, в состав которых входят протоколы заседаний комитета родителей, план работы комитета и некоторые другие.

Родительским комитетом достаточно часто собираются денежные средства на различные мероприятия. Однако у некоторых людей возникает вопрос о том, обязательно ли они должны сдавать деньги в таком случае.

Люди, проживающие в России обязаны делать только то, что велит им закон. Обязанность сдачи денег родительскому комитету не прописана ни в одном документе, поэтому по всем положениям очевидно, что это дело зависит от добровольного желания каждого.

Если же вы решили отдать деньги родительскому комитету, вы должны помнить, что существуют только добровольные вложения личного капитала на развитие класса или другого учебного заведения. Помимо всего прочего, учебному заведению можно оказать и нематериальную помощь, например, помощь в организации работ (мытье полов, покраска стен, потолков); помощь учащихся (дежурство по школе, уборка территории).

12 важных прав на основе законов РФ, которые есть у родителей школьника (А они часто не знают об этом)

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Приводя своего ребенка в класс, родители готовы к тому, что со стороны школы будут выдвигаться требования и просьбы. И мы выполняем их — с удовольствием или внутренним сопротивлением. Покупать учебники в указанном месте, участвовать в уборках, сдавать деньги и многое другое. Но стоит знать, что многие действия — это добрая воля родителя, а не его обязанность.

Какие основные права есть у родителей в повседневной школьной жизни, мы в AdMe.ru решили разобрать подробнее, опираясь на федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации».

1. Выбрать школу и программу преподавания

Родитель имеет право выбрать государственную или частную школу для своего ребенка, но важно то, что делать это он может, опираясь не только на отзывы об учебном заведении, но и на конкретную программу обучения.

При этом у родителей есть право подробно ознакомиться с этой программой, а также с уставом школы и всеми дополнительными занятиями. Это позволяет избежать недоразумений в будущем, потому как программы с одинаковыми названиями в каждом учебном заведении могут иметь свои нюансы. Лучше, если вы узнаете об этом до записи ребенка в школу.

Если директор или завуч отказывается предоставлять информацию и документы, можно ссылаться на статью 29 «Закона об образовании в РФ».

2. Покупать форму и учебные пособия там, где считаете нужным

Если в школе предусмотрена специальная форма, то согласно закону руководство может регламентировать ее цвет, примерный фасон, состав и наличие дополнительных элементов (медалей, шевронов). Это выносится на обсуждение, в том числе с общешкольным советом родителей. Но навязывать родителям, в какой именно фирме покупать форму, школа не имеет права. В некоторых случаях форма может оплачиваться из государственного бюджета.

Централизованный заказ формы, особенно если это какие-либо типовые предметы одежды, например жилеты, может быть удобнее самостоятельного поиска. Но если родитель считает нужным сам купить одежду, то это его право. То же касается всех дополнительных приобретений для школы: формы для физкультуры, учебных пособий, письменных принадлежностей. Где покупать их — личное дело каждой семьи.

3. Присутствовать на уроках при необходимости

Желание присутствовать на конкретном уроке может возникнуть по разным причинам: ребенок не успевает по предмету, родитель видит, что возникли сложные отношения с учителем, или хочет быть уверен, что уроки соответствуют программе. Мотивы могут быть разные, но в большинстве случаев учителя воспринимают такое желание как вторжение на свою территорию.

Родитель имеет полное право присутствовать на уроке, но нужно учитывать правила, которые прописаны в школьных документах, режим работы и, конечно же, максимально корректно договариваться с учителем. Он должен быть обязательно предупрежден заранее, что на уроке будут присутствовать посторонние. Помните, что все устные ссылки администрации на правила школы должны быть подкреплены документацией, вы имеете право попросить ее показать.

4. Получить разъяснения, по каким критериям ребенку выставлена оценка

Обычно на родительских собраниях, особенно в начальных классах, родители могут ознакомиться с документом, где прописаны критерии оценивания: сколько допускается ошибок, помарок и неточностей.

Но если в ходе учебного процесса у родителя возникают сомнения в справедливости выставления оценок, то эту проблему можно обсудить с учителем. Если же и после этого разговора вы понимаете, что учитель необъективен, нужно обратиться к завучу. В средних и старших классах критерии оценивания более расплывчаты, могут возникать спорные ситуации, которые также решаются на уровне администрации школы, если взаимопонимание с учителем не найдено.

5. Самостоятельно выбрать программу коррекции для ребенка при проблемах с учебой

Неприятная ситуация, когда у ребенка возникают проблемы с учебой или поведением, может обернуться быстрым решением школьной администрации. Например, родитель ставится перед фактом: ребенок переводится в более слабый класс, остается на второй год или ему настоятельно рекомендуется перейти в другую школу.

Такие решения принимаются только с вашего согласия, и родитель имеет право переговорить со всеми учителями лично и сделать собственный вывод, насколько ребенок отстает от программы и как вы будете это корректировать. Также любые дополнительные выравнивающие занятия могут проводиться с ребенком только с вашего письменного согласия.

6. Выбрать учителя

При зачислении в школу родитель может высказать пожелание о выборе класса и учителя, особенно это актуально для начальной школы. Но окончательное решение остается за администрацией школы.

Если же речь идет о старшей школе и родитель по какой-то причине недоволен учителем-предметником, можно написать заявление на имя директора, изложив свои претензии. Но что-то изменить один родитель вряд ли сможет, такие претензии рассматриваются как частные случаи. Чтобы учителя заменили по объективным причинам, большая часть класса должна быть также недовольна методами преподавания.

По закону родители не могут выбирать учителя, но, с другой стороны, в рамках 44-й и 45-й статьи, в случае возникновения у родителей претензий к качеству преподавания, они должны защищать права своего ребенка и обращаться с заявлением к директору и в вышестоящие инстанции.

7. Перевести ребенка на домашнее обучение

Мнение о том, что семейное обучение доступно только детям с проблемами здоровья, ошибочно. Согласно законодательству, такая форма обучения предусмотрена для всех детей. Это решение родителя, но обучение не может происходить полностью вне школы. То есть ребенок прикреплен к конкретной школе, может получать от нее все учебные материалы и регулярно проходить аттестацию, чтобы подтвердить качественное проведение домашнего обучения.

Если что-то не в порядке, то администрация школы может рекомендовать возвращение на очную форму обучения или давать испытательный срок для вывода знаний ребенка на должный уровень. Ведь на домашнем обучении тоже можно остаться на второй год. Право ребенка на домашнее обучение не должно противоречить другому праву — на получение качественного образования, а не все родители могут справиться со всеми нюансами обучения на дому.

8. Защищать права своего ребенка

Крупные проблемы в школе — травмы, буллинг, оскорбления или драки — должны решаться с привлечением классного руководителя, а также администрации школы. Но важно помнить, что в неоднозначных ситуациях школа будет защищать свои интересы, поэтому все действия и обещания должны фиксироваться письменно. Устные заявления, разговоры с директором, согласно закону, не обязывают его принимать меры.

В случае травм или нанесения крупного материального ущерба, вреда родители имеют право подать иск к администрации школы о возмещении. Но в этом случае они должны быть готовы доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины.

9. Разрешить или запретить обследования ребенка и медицинские манипуляции

Ни одна запланированная медицинская манипуляция не может быть проведена без предварительного письменного согласия родителя. При желании родитель может присутствовать при их проведении: прививках, обследованиях, беседах с психологом. И все результаты должны быть доступны родителю.

Исключение составляет скорая медицинская помощь при несчастном случае в школе. Тогда руководство школы несет ответственность за ребенка и в ситуациях, угрожающих жизни, обязано вызвать помощь. Но в медицинской карте ребенка обязательно должны быть прописаны все нюансы здоровья, чтобы врач мог учесть их.

Все основные действия по охране здоровья учеников указаны в «Законе об образовании в РФ», но в каждой школе есть свой внутренний документ, который родители имеют право изучить.

10. Принять или отказаться от дополнительных занятий

Родители имеют право сами корректировать внешкольное время своего ребенка, и если в школе есть занятия, которые не входят в число обязательных, то ребенок не обязан их посещать.

Педагоги могут рекомендовать эти занятия, как платные, так и бесплатные, но навязывать их не имеют права. «Весь класс ходит» не аргумент. Если же родители согласны на внешкольные занятия, то факт их посещения ребенком должен быть подтвержден письменно.


11. Право не сообщать личные сведения о своей семье

По закону вся информация об ученике и сведения о родителях, которые отмечены в личном деле, являются конфиденциальными. Однако какие-либо сведения могут выявляться при помощи различного анкетирования, например при занятиях с психологом.

Стоит предупредить ребенка и самому обсудить это с педагогами, что на вопросы касательно отношений в семье, материального положения и других личных сведений он имеет право не отвечать.

12. Возможность не платить денежные взносы

Излюбленная тема родителей — сбор денег «на шторы». Этот момент довольно щекотливый. Многие родители недовольны положением вещей, когда за их счет делается, например, ремонт, но не решаются открыто отказываться от оплаты, чтобы не испортить отношения с учителем и родительским комитетом.

Все денежные отношения между школой и родителями, которые не касаются дополнительных занятий, по закону оформляются как добровольные взносы, и личное дело родителя — помогать или не помогать школе.

Пусть отношения со школой всегда остаются доброжелательными, но знать свои права и чувствовать себя уверенно никогда не помешает. А у вас были спорные вопросы в школе, когда приходилось прибегать к букве закона?

Права и обязанности родителей, учеников и учителя
материал на тему

Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу РФ, это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Скачать:

Вложение Размер
Права и обязанности родителей, учеников и учителя 28.96 КБ
Права и обязанности родителей, учеников и учителя 2 30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Савченко Мария Александровна

Права и обязанности родителей

Забота о детях – конституционная обязанность папы и мамы (ч. 2 ст. 38).

Родительские обязанности регламентированы главой 12 Семейного Кодекса РФ, каждая из статей которой разъясняет суть прав и обязанностей родителей разных категорий – семейных пар, одиночек, несовершеннолетних, усыновителей и т.д. в разных жизненных обстоятельствах.

Государство уделяет воспитанию молодого поколения колоссальное внимание , принимая федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, количество которых превысило 140 документов.

Несмотря на принимаемые меры, вопрос ответственности родителей, осознания ими важности семейных ценностей в воспитании детей остается по-прежнему злободневным .

Кроме выбора учебного заведения, формы обучения, национального и иностранного языка, родитель обязан интересоваться учебными планами и методами обучения .

Посещение различных медико-психологических обследований ребенка является правом родителей, так же, как и защита интересов своего несовершеннолетнего отпрыска. А вот соблюдение различных правил, режимов и порядков учебного заведения является обязанностью родителей .

Родители обязаны принимать активное участие в разрешении всех споров и конфликтов в образовательном заведении с участием своих детей , не пускать на самотек и не доводить ситуацию до вмешательства органов опеки, тем более правоохранительных органов.

Обязанность воспитывать ребенка (ст.63 СК РФ) – значит прививать ему хорошие манеры, всесторонне развивать, учить находиться в обществе и быть востребованным. Воспитание предполагается во всех ракурсах – духовном, физическом, психическом развитии личности отпрыска.

Воспитание ребенка – задача непростая , требующая затрат времени, труда, души, но без этого достичь желаемого результата просто не выйдет.

Содержание детей (ст.80 СК РФ) – обязанность, подразумевающая обеспечение не достигших совершеннолетия детей их родителями. Обеспечивать нужно ребятню не только питанием и одеждой, но и игрушками, лечением, отдыхом, образованием в соответствии с возрастными потребностями.

Львиная доля семей выполняет свои обязанности по отношению к детям в соответствие с собственными представлениями о воспитании, образовании детей. Именно поэтому, не все и не всегда выполняют всё надлежащим образом .

Обязанности считаются невыполненными или выполненными не в полной мере , если несовершеннолетние дети:

  • не систематически посещают школьные занятия;
  • сквернословят, не умеют себя вести;
  • воруют, попрошайничают , бродяжничают;
  • употребляют спиртные напитки, а то и наркотические средства , и др.

Ребятня, которой не уделяют время папа, мама или оба родителя, с которой не занимаются, сразу же находит, чем заполнить часы бездействия, а ее нерадивые «предки» могут быть подвержены наказаниям .

Если же неисполнение родительского долга отягощено жестокостью, то наказание уже более серьезное , это уголовное наказание (ст.156 УК РФ) в виде очень крупного штрафа, или отработкой обязательного срока до 440 часов, или до 3 лет принудительных работ.

При наличии совокупности оснований, проявляющихся в целом комплексе не исполненных долгов перед детками , осложненных преступным умышленным причинением вреда здоровью несовершеннолетнего малыша, его родителей лишают родительских прав (ст. 69 СК РФ).

Может быть принято решение об ограничении прав родителей (ст. 73 п. 2), когда жизни или воспитанию дитя действительно есть реальная угроза, исходящая от поведения мамы или папы .

  • обеспечить получение среднего образования (9 классов). Сюда входит: обеспечить одеждой (в том числе форменной школьной), место для приготовления уроков, благоприятная обстановка (в конфликтах и ссорах ребёнку сложнее хорошо учиться), обеспечение канцтоварами и другими нужными для учёбы вещами;
  • соблюдать внутренний распорядок школы (режим занятий), требования устава и другие документы, связанные со школой и родителями;
  • уважать честь и достоинство учащихся и работников школы.
    Все дети школы – такие же дети, как и ваш ребёнок. Представьте на месте других своего ребёнка, и вам вряд ли захочется, чтобы к нему было плохое отношение. Любые конфликты в школе следует решать только с классным руководителем и администрацией, но ни в коем случае не самому. Также и работники школы (учителя, техперсонал, работники столовой и т.д.) такие же люди, как и вы. Школа – это их работа и если возникают какие-то разногласия, стоит их решать в спокойном тоне. Им ведь потом с детьми взаимодействовать. Вам же не хочется, чтобы на вашего ребёнка сливали всю отрицательную энергию?

Что может родитель делать в школе?

  • Вы можете присутствовать на уроках вашего ребёнка , но только заранее попросив об этом учителя и назначив время.
    Очень полезно данное посещение уроков (почаще и в течение всего года) родителями трудных детей. Зачастую они не знают, какой их ребёнок вне дома. Дома он может быть душкой и лапочкой, а в школе тираном, непоседой, двоечником. Посмотрите на своего ребёнка, на других, поговорите с учителями. Вы намного лучше узнаете своего ребёнка, и это только сблизит вас. Почитайте совет одной мамы в конце этой статьи , которая посещала уроки своего ребёнка в течение года, я считаю его очень мудрым.
  • Узнать оценки своего ребёнка (но не других, так как это нарушает закон «О персональных данных».
  • Получить разъяснения о том, почему ребёнок получил ту или иную оценку, замечание.

Что школа не имеет права делать по отношению к родителю?

  • отказать в получении информации об его ребёнке;
  • не пускать родителей в школу (всякие отмазки, типа «у вас нет медосмотра» и пр. незаконны!);
  • оскорблять.
    К счастью, такие случаи в школе случаются нечасто. Школа всегда рада тому, что родители интересуются своим ребёнком. Ведь идеал воспитания и образования – когда школа и родители делают это вместе и не противоречат друг другу.

Читайте законы, устав школы. Посещайте родительские собрания и уроки. Не ругайте учителей при ребёнке. У него не будет неприязни к школе, а вы будете в курсе всех дел. Добрых вам благ, до новых встреч.

Ученик имеет права:

  • на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего, полного (общего) образования, начального профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, развития своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей;
  • на участие в управлении школой в соответствии с ее Уставом;
  • на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала школы;
  • на свободное выражение своих взглядов, мнений и убеждений (в корректной форме, не оскорбляя чужие мнения, взгляды);
  • на открытую оценку своих знаний, умений, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями;
  • на выражение своего мнения при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;
  • на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих его возрасту;
  • на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
  • на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
  • на создание различных общественных объединений, если они не противоречат Уставу школы;
  • на дополнительную бесплатную помощь учителей в приобретении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя;
  • на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время;
  • на перевод в другую школу;
  • на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • знать о поставленных ему оценках, как за устные, так и за письменные работы;
  • быть выслушанным;
  • создавать собственную организацию по защите прав учащегося в составе учеников, родителей, учителей;
  • задавать вопросы учителю во время уроков, если не понял материал во время объяснения в корректной форме;
  • в корректной форме отстаивать свои взгляды и убеждения при обсуждении различных спорных вопросов.
  • ученик приходит в школу за 15 – 20 минут до начала занятий чистый и опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает свое рабочее место до звонка, готовит все необходимые принадлежности;
  • запрещается употребление непристойных выражений и жестов;
  • нельзя без разрешения администрации или медицинской сестры (не предупредив классного руководителя и по согласию с родителями) уходить со школы и покидать ее территорию в урочное время;
  • в случае пропуска занятий до 2-х дней ученик должен предоставить классному руководителю записку от родителей (лиц их заменяющих) о причине отсутствия на занятиях. В случае пропуска 3-х и более дней, учащийся должен предоставить справку из медицинского учреждения;
    во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других от занятий разговорами и не относящихся к уроку делами;
  • если во время урока ученику необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения педагога (поднять руку);
  • нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (ножи, газовый баллончик и др.);
    ученик школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших;
  • вне школы учащиеся ведут себя так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать имя семьи и школы;
    ученики берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдая чистоту и порядок на территории школы;
  • ученикам следует во всех случаях соблюдать чужие права собственности. Школьные принадлежности, одежда и прочие вещи, находящиеся на территории школы, принадлежат их владельцам;
  • в школе и на ее территории запрещено курение и распитие спиртных напитков;
  • учащиеся обязаны соблюдать деловой этикет при общении в школе (не разрешается жевать резинку, пользоваться мобильным телефоном на уроке и т.д.);
  • ученик обязан выполнять домашнее задание в сроки, установленные школьной программой;
  • приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия,
  • инструменты и письменные принадлежности;
  • во время перемены учащиеся могут свободно перемещаться по школе, кроме тех мест, где им запрещено, находится в целях безопасности (чердак, подвал, кухня, физическая и химическая лаборатории);
  • во время перемен учащимся запрещается бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
  • во время перемен учащимся запрещается толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу;
  • категорически запрещено самовольно открывать окна, сидеть на подоконниках.

Рекомендации к внешнему виду учащихся:

  • в школу ученики должны приходить в опрятной одежде, предназначенной для занятий;
  • одежда должна соответствовать возрасту и социальному статусу, выражать уважение хозяина к самому себе и к обществу;
  • рекомендуется не применять излишнюю косметику и не носить много украшений на занятия;
  • спортивная одежда предназначена для уроков физической культуры, на других уроках она не уместна;
  • находится в школе в верхней одежде без особых причин не разрешается;
  • на торжественные общешкольные мероприятия учащиеся приходят в соответствующей форме;
  • на праздничные вечера, концерты учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ

Учитель имеет право:

  • на защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, родителей ученика или ученика;
    на свободу совести;
  • в деликатной форме высказывать претензии к ребенку, к родителям;
  • на защиту от вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя;
  • на защиту профессиональной чести и достоинства;
  • требовать от родителей создания нормальных условий для учебы ребенка: рабочее место, режим дня (в пределах норм установленных законом);
  • требовать от родителей посещения родительских собраний;
    ребовать от учащихся соблюдения Правил школьной жизни, уважения к традициям школы;
  • приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни, не нарушая их прав и свобод.
  • приходить вовремя на урок;
  • быть нравственным примером для своих учеников;
  • повышать свой профессиональный уровень;
  • уважать право ребенка на собственное мнение и убеждение;
  • поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое насилие, унижение и оскорбление личности учащегося;
  • предупреждать возможный травматизм;
  • нести ответственности за жизнь и здоровье учащихся на своем уроке;
  • своевременно выставлять оценки в журнал и дневник учащегося;
  • не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину;
  • отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии справки медицинской сестры или записки родителей;
  • во время учебных занятий при опросе по пройденной теме оценивать не личность и поведение ребенка, а его ответ. Учитель не имеет права ставить оценку в журнал за поведение на уроке или перемене;
  • сравнивать ученика с самим собой, а не с другими учениками;
  • найти положительные моменты даже в неудовлетворительной работе ученика.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители имеют право:

  • на выбор для своих детей форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования, экстерната или получения образования в негосударственных учебных заведениях;
  • на ознакомление с Уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
  • на участие в управлении общеобразовательным учреждением, в котором обучаются их дети (родительские комитеты классов, Совет школы, Попечительский совет);
  • на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
  • на перевод ребенка, получившего образование в семье, для продолжения образования в образовательное учреждение при положительной аттестации;
  • при возникновении спорных вопросов обсуждать их с учителем или администрацией школы;
  • оказывать материальную помощь образовательному учреждению в форме, предусмотренной Уставом, знакомиться с материалами об использовании средств;
  • проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку;
  • с согласия администрации познакомиться с учителем, с расписанием уроков до начала учебного года;
  • требовать соблюдение прав ребенка;
  • на полную информацию об учебном процессе;
  • на дополнительную встречу с учителем, если родитель считает, что на то есть основания;
  • высказывать обоснованную критику в адрес школы на родительских собраниях, а также при встрече с директором школы;
  • в случае конфликта между родителями и учителем, между родителем и учителем, между учителем и учащимися, а также в случае конфликта между самими учащимися на перевод ребенка с согласия администрации в другой класс.
  • обеспечить и защищать права и интересы своих детей не причиняя вреда их физическому и психическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей , исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление, эксплуатацию;
  • обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;
  • выполнять Устав образовательного учреждения;
  • не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей;
  • следить за внешним видом ребенка;
  • обеспечить ребенка всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия);
  • регулярно посещать родительские собрания, посещать школу по вызову классного руководителя или администрации;
  • отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает;
  • по возможности выделять материальные средства на посещение театров и музеев, если этого требует программа класса или школы;
  • соблюдать внутренний распорядок школы (не отвлекать учителя по вопросам во время урока);
  • контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса.

Предварительный просмотр:

Права и обязанности учеников, родителей и учителей

Ученик имеет право:

  1. Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.
  2. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям).
  3. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, определяются Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
  4. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей.
  5. Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
  6. Право быть выслушанным.
  7. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.
  8. Право на свободу мысли, совести и религии.
  9. Право на уважение человеческого достоинства.
  10. Право на помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы.
  11. Право на получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с Уставом школы.
  12. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
  13. Право на заблаговременное уведомление в проведении контрольных работ в соответствии с графиком.
  14. Право знать о количестве контрольных работ в течении дня и в неделю в соответствии с санитарными нормами.
  15. Право знать о поставленных ему оценках за устные ответы и письменные работы.
  16. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.
  17. Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
  18. Право на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
  19. Право на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
  20. Право принимать участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Совет школы).
  21. Право на участие в выступлениях школьной прессы, конференциях.
  22. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
  23. Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующие образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Общие правила поведения.

  1. Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
  2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; алкогольные напитки, сигареты, наркотические средства.
  3. В школе не разрешается жевать жевательную резинку.
  4. Не разрешается пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
  5. Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.
  6. Нельзя без разрешения классного руководителя и дежурного администратора, (медицинской сестры) уходить из школы в урочное время. Выйти из школы можно, предъявив записку от родителей дежурному администратору или классному руководителю, который записывает в тетрадь дежурства время выхода из школы учащегося.
  7. В случае пропуска занятий до 3 дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку из поликлиники или заявление от родителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. Более 3 дней учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.
  8. Курение на территории школы запрещено. При неоднократном нарушении данного пункта родители учащегося привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством.
  9. Учащийся школы должен уважать достоинство обучающихся и работников школы.
  10. Физическое насилие, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному признаку являются недопустимыми формами поведения.
  11. Учащийся, нарушивший данный пункт привлекается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законом.
  12. К ученику, не соблюдающему чистоту и порядок на территории и в здании школы, применяются меры дисциплинарного характера.
  13. Учащийся бережет имущество школы, аккуратно относится к своему и к чужому имуществу. В случае причинения ущерба имуществу школы (поломка или порча мебели, оборудования, посуды, стен и др.) родители (законные представители) обязаны возместить его.
  14. Учащийся обязан уважать право собственности. Школьные принадлежности, одежда и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
  15. К ученику, присвоившему или испортившему чужие вещи, принимаются дисциплинарные меры, вплоть до уголовного ответственности.
  16. Учащийся, нашедший потерянные или забытые вещи, сдает их дежурному администратору или дежурному учителю.
  17. Принимает участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.

Поведение на занятиях.

  1. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере и проведения контрольных работ и лабораторных работ).
  2. Учащийся обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные учителем.
  3. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
  1. Учащиеся со 2 по 11 классы обязаны вести дневник. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
  2. Учащийся обязан иметь на занятиях необходимые учебники, тетради, пособия инструменты и письменные принадлежности.
  3. На уроках запрещается отвлекаться самому и отвлекать других от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами
  4. Учащийся поднимает руку, если хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя.
  5. Ученик вправе задавать вопросы учителю во время урока, если не понял материал объяснения.
  6. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешение педагога.

Поведение учащихся в перерывах и после окончания занятий.

  1. Во время перемены учащийся обязан:
  • Навести чистоту и порядок на своем рабочем месте.
  • Находиться в рекреациях школы.
  1. Время перемены — личное время каждого учащегося. Ученик не должен нарушать правила поведения в школе:
  • Запрещается бегать по школе, толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.
  • Самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.
  • Ученик обязан подчиняться требованиям дежурного учителя по школе.
  1. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.
  2. На перемене каждый учащийся может обратиться к своему классному руководителю, дежурному учителю, дежурному администратору или уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса за помощью, если против него совершается противоправное действие.

Поведение учащихся в столовой.

  1. Во время приема пищи учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно:
  • Учащийся уважительно относится к работникам столовой.
  • Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.
  • В столовой не допускается громко разговаривать, бегать, играть.
  • Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.
  1. Не разрешается выносить из столовой напитки, бутерброды, и другие продукты питания.
  2. Учащийся имеет право принести в столовую принесенный из дома завтрак.
  3. Дежурные от классов заблаговременно ( за 10 мин. до конца урока) накрывают стол для приема пищи всему классу ( завтраки, обеды)
  4. Дежурный класс следит за чистотой и порядком в столовой, помогает накрывать столы для начальных классов.
  5. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.

Обязанности дежурного по классу.

Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.

  1. Помогают педагогу подготовить класс для урока, производят посильную уборку классного помещения.
  2. Во время перемены проветривают класс, помогают учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздают тетради по просьбе учителя.
  3. После окончания уроков готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, поливают цветы, подметают пол, выносят мусор).
  4. Дежурные 1-4 классов осуществляют посильную уборку (протирают парты, поливают цветы, выносят мусор).

Обязанности дежурного класса по школе.

Дежурный класс приходит в школу на утреннюю линейку в 8 часов 15 минут. Сдают дежурство дежурному администратору после уроков.

1. Дежурные по школе:

  • следят за чистотой и порядком в школе;
  • выполняют поручения дежурного учителя и администратора;
  • сообщают о нарушителях дисциплины дежурному учителю и администратору;

2. Дежурные по столовой:

  • следят за чистотой и порядком в столовой;
  • помогают накрывать столы для начальных классов;
  • не допускают выхода из столовой с бутербродами и напитками. Для принятия мер к нарушителям порядка обращаются за помощью к дежурному воспитателю или дежурному администратору;
  • после перемен убирают оставшуюся на столах посуду.

Рекомендации к внешнему виду учащихся.

  1. Учащиеся приходят в школу в опрятной одежде, предназначенной для занятий. Запрещается приходить в школу в топиках, мини-юбках, в одежде с декальтированным верхом, шортах.
  • недопустимо ношение одежды излишне открытой;
  • недопустимы яркие, вызывающие элементы одежды, бижутерии,
  • рекомендуется не применять излишнюю косметику, экстремальный цвет волос и не носить много украшений на занятиях,
  • рекомендуется маникюр — классический, светлых, не вызывающих тонов,
  • недопустимо ношение одежды, подчеркивающий принадлежность к какому-либо молодежному или общественному движению,
  1. В школе все учащиеся ходят в сменной обуви.
  2. Спортивная одежда предназначена только для уроков физической культуры.
  3. Находиться в школе в верхней одежде, без особых на то причин, не разрешается.
  4. На торжественные школьные мероприятия учащиеся приходят в парадной форме (мальчики — костюм, рубашка или водолазка; девочки белый верх, темный низ)
  5. На праздничные дискотеки, вечера учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.

Права и обязанности учителя и воспитателя
Учитель, воспитатель имеет право:

  1. На защиту профессиональной чести, человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, родителей учащегося или ученика.
  2. На свободу совести.
  3. Высказывать (устно или письменно) в корректной форме без нарушения правового пространства учителя или воспитателя критические замечания о деятельности любого работника школы или системы образования.
  4. Обращаться к администрации по интересующим его вопросам. Быть услышанным и получить ответ.
  5. Обращаться индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.
  6. Знакомиться с Уставом школы, нормативными и законодательными актами связанными с образовательным процессом.
  7. Знать о своих должностных обязанностях.
  8. Повышать квалификацию, самостоятельно определять формы и методы своей образовательной деятельности в рамках образовательной концепции школы. Использовать современные и традиционные методики обучения.
  9. Требовать у администрации школы создания условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями иными материалами.
  10. На материальное стимулирование в форме доплат, надбавок, премий.
  11. Участвовать в организации и управлении школы, выдвигать свою кандидатуру на любую должность.
  12. На творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.
  13. Быть информирован заранее о замене уроков. Учитель имеет право отказаться от замены уроков, изложив причину отказа.
  14. Отказаться от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.
  15. На отгулы за работу в выходные дни. Количество отгулов определяется директором школы совместно с профсоюзным комитетом, согласно Правила внутреннего трудового распорядка.
  16. Воспитатель группы продленного дня, работающий в соответствии с установленным графиком, имеет право поставить в известность администрацию о нарушении родителями договора, если родители не приходят за ребенком в положенное время.
  17. Учитель не имеет права не допускать учащегося на урок.
  18. Учитель физической культуры имеет право не допускать учеников к занятиям без спортивной формы (ученик, забывший форму и освобожденные от занятий, находятся в спортивном зале)
  19. В деликатной форме высказывать претензии и замечания к ученику.
  20. Требовать от родителей создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня).
  21. Требовать от родителей посещения родительских собраний, согласно конституционных обязанностей родителя.
  22. В случае необходимости, совместно с родительским комитетом и социальным педагогом, посещать ученика на дому с целью выявления условий проживания и обучения ребенка,
  23. На защиту от неоправданного вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя.
  24. Требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения к традициям учебного учреждения.
  25. Приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни.

Учитель, воспитатель обязан:

  1. Уважать человеческое достоинство всех участников образовательного процесса.
  2. Быть нравственным примером для своих учеников.
  3. Содержать в порядке своё рабочее место, следить за сохранностью школьного имущества, своевременно сообщать о поломках дежурному администратору или завхозу.
  4. Уважать право ребёнка на собственное мнение и убеждение.
  5. Поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое и психическое насилие, унижение и оскорбление личности учащегося.
  6. Не опаздывать на урок.
  7. Во время урока не отвлекаться.
  8. Еженедельно следить за ведением дневника. Один раз в две недели выставлять оценки в дневники учащихся.
  9. Оценивать не личность и поведение ребёнка, а его ответ.
  10. Учитель не имеет права ставить оценку в журнал за поведение учащегося на уроке или перемене.
  11. Не задавать домашнее задание на каникулярное время, кроме чтения художественной литературы.
  12. Не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.
  13. Не имеет право сравнивать ученика с другим учеником.
  14. Не отпускать ребёнка из школы во время занятий без записки от родителей или медицинской справки.
  15. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся на своём уроке и внеклассных мероприятиях.
  16. Нести наказание за нанесение ущерба здоровью ребенка, если это произошло по вине учителя.
  17. Предупреждать возможность травматизма учащихся на переменах.
  18. Осуществлять дежурство по школе в соответствии с графиком дежурства.
  19. Сдать в школьную библиотеку методическую и художественную литературу, уходя в очередной отпуск или увольняясь с данного места работы.
  20. Своевременно предупреждать родителей о родительских собраниях.
  21. Находится со своими учениками во время школьных мероприятий, слетах, туристических походах и т.д.
  22. Составлять график дежурства по классу и помогать дежурным.
  23. Организовывать и контролировать дежурство класса по школе.
  24. Проводить классные часы 1 раз в неделю.

Права и обязанности родителей.

Родители (или законные представители) имеют право:

  1. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений.
  2. На прием детей в образовательное учреждение в соответствии с Уставом школы.
  3. На ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. На полную информацию об учебном процессе.
  4. На участие в управлении образовательном учреждением, в котором обучаются их дети (Совет школы, Попечительский совет).
  5. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.
  6. На перевод ребенка, получившего образование в семье, для продолжения образования в образовательное учреждение при положительной аттестации.
  7. При возникновении спорных вопросов обсуждать их с учителями или администрацией школы и обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
  8. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
  9. Оказывать добровольную материальную помощь образовательному учреждению в форме, предусмотренной Уставом; знакомится с материалами об использовании выделенных средств.
  10. Родители, проживающие отдельно от ребенка, имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку.
  11. Требовать соблюдения прав ребенка.
  12. На дополнительную встречу с учителем (после уроков), если родитель считает, что на то есть основания.
  13. Высказывать обоснованную критику в адрес школы на родительских собраниях, и при встрече с директором школы.
  14. На своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с директором школы.
  15. В случае конфликта между родителем и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися на перевод ребенка с согласия администрации в другой класс.
  1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психическому здоровью, нравственному развитию.
  2. Воспитывать детей, исключая пренебрежительное; грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.
  3. Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.
  4. Выполнять Устав образовательного учреждения.
  5. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса.
  6. Нести ответственность за ликвидацию задолженности у ребенка во время учебного процесса.
  7. Регулярно посещать родительские собрания, приходить в школу по вызову классного руководителя, учителя или администрации.
  8. Не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей.
  9. Обеспечить в меру своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка.
  10. Обеспечить ребенка необходимыми канцелярскими и школьными принадлежности, спортивной формой, дополнительными учебными пособия.
  11. Отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.
  12. По возможности выделять из бюджета семьи материальные средства на посещение театров и музеев, если этого требует программа класса или школы.
  13. Родители обязаны следить за внешним видом ребенка.
  14. Участвовать в жизни класса и школы.

Родительский комитет в школе: права и обязанности

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.

Родительский комитет – выбор состава

Состав родительского комитета формируется из родителей учеников класса, исключительно на добровольной основе, как правило, в количестве 5 – 7 человек, и выбирается на собрании посредством общего голосования сроком на один год. Один из представителей родительского комитета так же путем общего голосования становится председателем и входит в состав родительского комитета на уровне школы.

Члены родительского комитета обязаны отчитываться перед остальными родителями на собраниях класса, и, если работа комитета их не устраивает, они вправе потребовать внеочередного отчета.

Участники родительского комитета в своем лице представляют остальных родителей класса на общешкольных конференциях, советах, встречах с администрацией.

Внутренние заседания комитета происходят не менее 3 – 4 раз в течение учебного года (четверть либо триместр), а принятые на них решения обязательно фиксируются в протоколах собрания и хранятся лично у председателя.

Обязанности родительского комитета в школе

  • помощь в общении с классным руководителем и остальными родителями класса;
  • вовлекать других родителей класса в деятельность, совместную с детьми;
  • выступать с активной инициативой и личными предложениями по оптимизации образовательно-воспитательного процесса;
  • придерживаться норм этикета во время общения с родителями, учениками и педагогом класса;
  • представлять на разных уровнях в сложных жизненных ситуациях интересы класса, быть посредниками между школой и семьей;
  • оказывать влияние на культуру общения родителей и ее формирование.

Распределение обязанностей внутри родительского комитета

  • председатель родительского комитета — представляет интересы от родительского комитета на уровне школы;
  • заместители — несут ответственность за определенные разделы работы;
  • казначей — отвечает за целесообразное распределение финансов, собранных на нужды класса.

На что же имеет право родительский комитет?

  • оказывать помощь школе и классному руководителю в приобретении пособий и учебников, необходимых для полноценного учебного процесса;
  • посещать внеклассные мероприятия и уроки (с разрешения учителя);
  • проводить совместную работу и оказывать помощь классному руководителю по взаимодействию с родителями, не занимающимися воспитанием своего ребенка, а так же принимать применительно к ним допустимые меры воздействия;
  • с проблемными учащимися совместно с педагогом проводить беседы;
  • в целях защиты прав и интересов детей и семьи поддерживать контакт с органами правопорядка и общественными организациями;
  • принимать активное непосредственное участие в организации, на уровне класса, образовательно-воспитательного процесса;
  • организовывать и принимать участие в посещении семей учеников совместно с классным руководителем;
  • высказывать субъективное мнение о мероприятиях, проводимых на уровне класса;
  • в случае возникающей необходимости содействовать в привлечении специалистов разного рода для решения создавшихся проблем в семьях учащихся класса;
  • решать хозяйственно – бытовые вопросы внутри класса.

Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в классной жизни стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Хорошей традицией многих школ является проведение своеобразных творческих отчетов о совместной деятельности родительского комитета и классного коллектива. Такие встречи проводятся в конце учебного года и являются своеобразным подведением итогов работы за год. Формы представления могут быть самыми разнообразными: фильм о жизни класса, КВН, фестиваль и т. д. Главное — родители и дети вместе, взрослые видят достижения детей за год, радуются успехам друг друга.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок и разведенные родители
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация