Гиперактивный ребенок и изменения в семье

Содержание

Правильное воспитание гиперактивного ребенка в семье

воспитание гиперактивного ребенка в семье

Проблема детской гиперактивности в последнее время набрала невероятных масштабов. Каждая десятая семья ежедневно борется с этой задачей. Почему гиперактивность называют именно «проблемой», а не просто чертой характера или темперамента? Как сделать, чтобы воспитание гиперактивного ребенка в семье приносило вам только радостные моменты?

Давайте рассмотрим все по порядку. Ваш семейный врач сообщил неутешительный вердикт: «гиперактивный ребенок».

Как распознать особенности развития гиперактивности у своего чада?

Признаки гиперактивного ребенка

Признаки гиперактивного ребенка

1. Непоседа. Крутится как волчонок. «Вечный моторчик». Так обычно говорят про детишек, которые не находят себе места. Дети с такой особенностью находятся в постоянном движении, всегда куда-то спешат. Зачастую они непослушны, и запреты родителей стимулируют их еще больше. Такой ребенок очень любопытен, ему все нужно увидеть и потрогать, но зачастую любопытство быстро угасает. Там, где они, там и шум, и все внимание обращено только на маленьких вьюнов.

2. Неусидчивость и рассеянность. Они приносят много проблем в садике и в школе. Внимание ребенка кратковременное, он постоянно отвлекается от одного предмета к другому. Часто не слушает родителей, меняется настроение, эмоции. Итог — плохое поведение и успеваемость в школе.

3. Агрессивность и упрямство. Такие дети очень вспыльчивы, на упреки и просьбы родителей реагируют бурным отказом.

4. Беспокойность и плохой сон. Как правило, дневной сон у детишек – это норма. Но для гиперактивных детей дневного сна не существует. Они не могут полностью расслабиться, снять бурное эмоциональное напряжение, поэтому спят неспокойно даже ночью.

Родителям такого малыша очень трудно с первых дней. Ведь нужно научиться справляться с ребенком, при этом оставаясь терпеливым и любящим родителем.

Почему возникает синдром гиперактивности?

Причины гиперактивности ребенка

Причины гиперактивности ребенка

Ученые продолжают спорить о данном феномене: что порождает гиперактивность — наследственность или социальная среда, в которой растет ребенок? И то, и другое в какой-то мере и есть основанием истины.

На сегодняшний день принято рассматривать следующие факторы:

1. Генетический фактор (наследственная предрасположенность);

2. Биологический фактор (травмы головного мозга во время беременности, токсикоз, патология родов или родовые травмы);
3. Социально–психологический (алкоголизм родителей, неблагополучие в семье, плохие условия проживания).

Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка?

Так же, как и обычного ребенка. Воспитание само по себе – структура сложная…..

Первое золотое правило — могущественное терпение

Понимаем, это может казаться невозможным, но нужно найти все силы и держать себя на плаву. Если вы хоть раз сорветесь, дадите волю эмоциям, вы только запустите маленькую бомбу. Крик и нотации — ваши враги.

Установив причину гиперактивности у вашего чада, подумайте о следующем шаге.

Посещение психолога/ невропатолога/массажиста
Специалист поможет вам найти истинную причину такого поведения, преодолеть трудности, назначит рекомендации и процедуры для расслабления — массаж, бассейн и прочее. Не стесняйтесь обращаться за помощью — пусть ваши близкие примут максимальное участие в этом процессе.

Атмосфера

Ссоры и конфликты в семье порождают у детей негативизм и агрессию.

И вообще, конфликты в окружении ребенка могут породить что угодно, но только не любовь! Поэтому попытайтесь создать в семье атмосферу любви и взаимопонимания.

Вокруг ребенка должно царить спокойствие и тишина. Перевозбуждение таких деток очень часто приводит к ухудшению поведения. Разговаривайте с малышом на одном тоне, не повышая его.

Старайтесь не переутомлять ребенка и не нагружать многими делами сразу (секции, кружки). Создайте оптимальный режим дня и строго следуйте ему.

Следите, чтобы ваши просьбы не имели сразу несколько указаний. Это сбивает ребенка.

Разговаривая с ребенком, смотрите ему в глаза. Этот контакт очень важен. Так рождается понимание того, что от них требуется.

Пусть ваш малыш проявляет свои возможности в том виде, в каком это лучше всего нравится ему. Пальчиковые игры, ролевые, сюжетные, кукольный театр — идей куча. Займите ребенка чем-то увлекающим, нежели весь день греметь и бегать. Часто гиперактивным детям в силу своей рассеянности трудно самостоятельно придумать себе игру.

Если есть возможность, выделите ребенку комнату для игры. Пусть это будет его территория.

Активность ребенка хорошо пригодится в занятиях хореографией, танцами, плаванием, каратэ, теннисом.

Также интересуйтесь спортивными играми.

Гиперактивный ребенок очень тонко чувствует, он особо реагирует на замечания и запреты. Нередко родители сами того не зная, ломают самооценку малыша. Он нуждается в любви, понимании, нежности. Ребенок, окруженный любимыми людьми, менее раздражительный и вспыльчивый.

С проблемой гиперактивности не нужно бороться. Нужно бороться с ее крайностями. А ведь этих крайностей можно избежать. Постарайтесь найти золотую средину — от излишней мягкости до жесткого контроля. Любите свое дитя за то, что он есть, за то, что он рядом, за то, что здоров! Детство такое мимолетное, и такое скоротечное. Не успеете оглянуться, и только с улыбкой будете вспоминать, казалось бы, такие «проклятые», но так счастливы дни.

Опыт семьи, где есть ребенок с СДВГ

Отрывок из книги «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей» В этом разделе публикуются статьи, которые могут быть полезны родителям Особых детей. Полезная информация

Подскажите, с чего начать
Кызя, в Израиле разведут на деньги совершенно ТОЧНО. .
Алинкина мама
Боюсь аутизма у сына
мой речь понимал и отвечал мне, но это только при большом же .
stalanor
Чем, а главное Как накормить ребёнка?
С аутизмом к большому сожалению часто рождаются и у проститу .
Alla11
Подскажите как узнать внешние ссылки на сайт!
Ты про Мегаиндекс что-то слышала? Так вот там можно найти вс .
FireGirl
Чёрный список медцентров и специалистов
Алинкина мама да уж. ни стыда, ни совести нет. И отве .
Carven
Оформление инвалидности
Согласна про смех. Но у моего он уже ближе к подростковом .
Нюша
Логопедический массаж.
Всем привет. Подскажите, как в домашних условиях делать лого .
Violetta4466
Работа репетитор ( учитель ) .
Репетиторская компания BUKI набирает на работу индивидуальны .
Кейтллинн
Помогите разобраться аутизм или нет?!
Sw20Mic02ct17, Света, по Вашему описанию, хороший реб .
Авика
Синдром Де Тони Дебре Фанкони
Здравствуйте, есть ли здесь родители или знакомые у кого дет .
Yanhik87
Помогите разобраться сыну 8 мес подозреваю аутизм
Имитация есть, с нами играет в стрелялки, моет пол, сам пьет .
Almaznay
Плесень в квартире, как с ней бороться?
AlenaK_78 пишет:[q]Ладно, в интернете посмотрела, убрать можно бел .
OlegGurin
Поведенческие проблемы в школе.
Нюша Да, «послушным» мне мой не нравился, пассивный, .
Mia
Про Светлану с Сашенькой
Света, выздоравливай. Держись, держись! .
сима
аплазия лучевой кости
Я всем желаю здоровья крепкого. Спасибо огромн .
Mila_Konova
Анекдоты
Молодёжь, спорящая о вкладе в мировую культуру какого-то арт .
OlegGurin
Кто что готовит
Оливье с авокадо и креветками [img]https://st.vkuso.ru/data .
OlegGurin
Типы поведения, темперамент и характер ребенка
У моего ребенка, скорее всего неуправляемый характер .
OlegGurin
Врождённый ложный сустав голени
В Санкт-Петербурге есть детский ортопедический институт им. .
janna83
Ганглиозид
Лекарство из Китая. Помогу приобрести. По всем вопросам обра .
екатеринаR
  • Регистрация
  • Участники
  • Поиск
  • Обновившиеся
  • Обратная связь

Последние
Логопедический массаж.
Чёрный список медцентров и специалистов
Подскажите как узнать внешние ссылки на сайт!
Синдром Де Тони Дебре Фанкони
Оборудование для реабилитации
Оформление инвалидности
Центр нейрореабилитации в Йошкар Оле
Боюсь аутизма у сына
Сервис антиплагиата, кто подскажет?
Аутичные черты
Подозрение на аутизм у ребёнка 10 месяцев
Поведенческие проблемы в школе.
Ганглиозид
Остеопат и аутизм
Чем, а главное Как накормить ребёнка?
Помогите разобраться аутизм или нет
Подскажите, с чего начать
Сыну 1 год, помогите
аплазия лучевой кости
Аутизм Аутоиммунные заболевания:
Дочке 2 годика. Аутизм ли?
Формирующийся аутизм?
Кто делает наших детей инвалидами?
Нам 3 месяца. Нет комплекса оживления
Аутизм?
Самые активные 25
Про Светлану с Сашенькой
История Артемки
Помогите разобраться сыну 8 мес подозреваю аутизм
Сыну 11 месяцев, подозреваю неладное
Оформление инвалидности
Подскажите, с чего начать
Аутичные черты
аплазия лучевой кости
Аутизм Аутоиммунные заболевания:
Плесень в квартире, как с ней бороться?
Чем, а главное Как накормить ребёнка?
Поведенческие проблемы в школе.
Подозреваю рас,нам 1годик и 6 месяцев.
Боюсь аутизма у сына
Помогите разобраться аутизм или нет?!
Остеопат и аутизм
Подозрение на аутизм у ребёнка 10 месяцев
Чёрный список медцентров и специалистов
Подскажите как узнать внешние ссылки на сайт!
Сервис антиплагиата, кто подскажет?
Логопедический массаж.
Оборудование для реабилитации
Центр нейрореабилитации в Йошкар Оле
Синдром Де Тони Дебре Фанкони

Форум ребёнок-инвалид » Полезная информация » Опыт семьи, где есть ребенок с СДВГ

Семья является основной средой жизни ребенка и определяющим фактором формирования его личности, а соответственно и его будущего. И это, без сомнения, особенно относится к ребенку с СДВГ — для него семейный опыт является действительно решающим. Исследования показали (см. Barkley, 1996. С. 130—168), что главными факторами, которые определяют прогноз, возможность полноценного развития ребенка с СДВГ, его самоактуализации, являются характеристики семьи ребенка. Именно от них зависит риск формирования у ребенка вторичных психосоциальных проблем. Как уже не раз отмечалось, СДВГ — это своего рода катализатор, который в одной среде способствует реакциям, приводящим к одним последствиям, а в другой — к другим. Социальная среда определяет характер и следствие этих реакций — будут ли они положительно или отрицательно влиять на судьбу ребенка и его семьи, и в какой мере. Именно поэтому внимание к характеристикам семьи, понимание ее опыта и тесное сотрудничество с родителями в рамках семейно-центрированного подход необходимы для обеспечения эффективной помощи.
Ребенок с СДВГ — это стресс и совершенно особый опыт для всей семьи. Это ребенок, который требует постоянного присмотра, часто попадает в переплеты все переворачивает, ломает, разбивает. Этот ребенок еще и неподатлив — вопреки множеству объяснений, разъяснений, нотаций, замечаний, он продолжает делать то, чего нельзя, — а то, что нужно, не делает (перечеркивая своим поведением все ожидания родителей и ближайшего окружения). А если учесть, что родителям никто не объяснял, что это особенный ребенок, который нуждается в особом подходе, то становится понятными фрустрации и разочарования, переживаемые семьей.
Но это еще не весь негативный опыт: следует добавить советы и комментарии близкого окружения и просто прохожих, соседей и т. д. «лучше воспитывать ребенка», «это вы его/ее так разбаловали, это ваша вина», замечания из школы, вызовы к директору, советы перевести в другую школу, постоянный стыд и страх («что еще натворит мой ребенок? »). Постоянные возмещения стоимости разбитых окон, сломанных игрушек и т. д. Извинения перед другими за поведение ребенка. Злость на других за недостаток толерантности и понимания, за отказ гулять вместе, за нежелание приглашать в гости вместе с ребенком. А коллективные петиции родителей одноклассников с требованием перевести этого ребенка в другой класс или школу.
Также стоит вспомнить супружеские конфликты с выяснениями, кто виноват и кто и как должен воспитывать. И отчаяние из-за проблем с успеваемостью, многочасовые общие «сидения» над домашним заданием. И конфликты с ребенком — нервные срывы с криками и побоями, а потом злость на себя и стыд за свое поведение. И ощущение потери контакта с ребенком, непонимание друг друга. Страх за будущее ребенка. Страх за будущее его братьев и сестер. Недостаток поддержки. Отчаяние, одиночество, безысходность. Как с болью высказалась одна мама: «Я теряю своего ребенка. »
Неудивительно, что исследования родителей детей с СДВГ показали высокий уровень стресса — один из самых высоких по сравнению с родителями детей с другими формами ограничений у ребенка (Mash, Johnston, 1983; Breen, Barkley, 1988). СДВГ является в действительности одним из наиболее стрессогенных для родителей расстройств. А последствия высокого уровня хронического стресса хорошо известны: это и снижение иммунитета, и развитие психосоматических заболеваний, и расстройства психического здоровья. Поэтому чрезвычайно важным компонентом программы помощи семье ребенка является обучение методам «совладания» со стрессом и непосредственное решение тех проблем, которые служат причиной стресса.
Особенностью опыта семьи в связи с существованием большого количества мифов и недоразумений вокруг СДВГ является стресс от непонимания того, что происходит с ребенком и как ему эффективно помочь. Многие семьи в Украине имеют опыт отрицательного взаимодействия со специалистами — разные, противоречивые и неразъясненные диагнозы, противоположные по смыслу советы, разнообразные методы лечения и реабилитации (и, к сожалению, подавляющее большинство из них — методы и средства, не имеющие никаких научных и клинических доказательств эффективности) ; финансовые затраты, связанные с этим; негативное восприятие ребенка специалистами, обвинение родителей в неумении контролировать ребенка, иногда настоящая война между родителями и учителями и т. п. Споры вокруг того, что происходит с ребенком и как ему помочь, часто присутствуют и в самой семье, где муж и жена по-разному воспринимают ситуацию и предлагают разные подходы к ее решению. Отсюда — непоследовательность в воспитании и, как следствие, углубление поведенческих проблем. Недостаток информации, понимания происходящего, отсутствие эффективного сотрудничества со специалистами является одним из самых существенных источников стресса для семьи, в которой растет ребенок с СДВГ. Это подтверждает важность информирования, образования родителей.
Понятно, что получение реальной информации о состоянии ребенка и о том, в чем заключаются его «невидимые ограничения», бывает эмоционально нелегким для родителей. Ведь вместе с ним приходит осознание ограничений ребенка, реальности пожизненного расстройства и потеря надежды на попытки вылечить СДВГ «одним курсом медикаментозной терапии». Эмоционально примириться с этой реальностью — задача не из легких. Возникают эмоциональные реакции, типичные для ситуаций, когда родители узнают о других формах расстройств развития ребенка, например, ДЦП, умственной отсталости: отрицание реальности диагноза и прогноза, поиск «чудодейственного» исцеления, злость, чувство вины, страх за будущее, отчаяние, подавленность. Можно сказать, что задача принятия реальности включает в себя задачу примирения с потерей того, что, возможно, ожидалось и хотелось от жизни — как для своего ребенка, так и для своей семьи. Это также примирение с тем, что в жизни будут специфические трудности и испытания, далеко не все из которых можно будет обойти или избежать. Примирение с реальностью, как и ее осознание, происходит не одномоментно, оно длится в течение жизни. Но, безусловно, без принятия диагноза невозможно работать с реальностью. Ведь только тогда, когда эмоционально мы можем «отпустить» то, что невозможно, мы можем «инвестировать» в развитие возможного, в помощь ребенку в развитии и самоактуализации. И потому в клинической работе с родителями нужно быть внимательным к их чувствам, к их эмоциональной реакции на осознание особых потребностей своего ребенка. Примирение нуждается во времени. При этом необходимо сопровождение, и поддержка на этом пути и помощь в том, чтобы увидеть положительное как в ребенке, так и в жизни, увидеть возможности развития, то, что можно изменить — и сосредоточить всю энергию на достижении возможных изменений.
К сожалению, не все родители находят силы, поддержку и необходимые знания, чтобы справиться с трудностями, связанными с воспитанием ребенка с СДВГ. Исследования показывают, что для части семей, которые не имеют необходимых собственных ресурсов и внешней помощи, этот опыт иногда приводит к негативным последствиям. У родителей детей с СДВГ по сравнению с родителями из «контрольной группы», чаще наблюдается заниженная самооценка — в частности, в сфере родительства, и это особенно касается матерей; также выявлены более высокие показатели депрессии (Lahey, Piacentini, McBurnett et al., 1988; Mash, Johnston, 1983). Развитие депрессии является прогностически неблагоприятным фактором, так как приводит к углублению нарушений в сфере родительства и в жизни семьи в целом, образуя замкнутый круг: нарастание поведенческих проблем у ребенка — самообвинение, низкая самооценка — развитие депрессии — углубление нарушений в контакте с ребенком — дальнейшее нарастание поведенческих трудностей. Поэтому выявление данных проблем и эффективное вмешательство становятся чрезвычайно важными. Необходимо учитывать, что преждевременные попытки научить родителей методам поведенческой терапии (который, как уже упоминалось выше, является одним из основных методов помощи детям с СДВГ) в случае невыявления депрессии, например, у матери, приводят к ухудшению ситуации: ведь в состоянии депрессии мать будет неспособна внедрять новые методы поведенческого влияния, и следовательно потерпит очередную неудачу и испытает еще большее разочарование и страх.
Более высокие показатели стресса, заниженной самооценки, самообвинений и депрессии у матерей по сравнению с отцами понятны в силу существующей гендерной роли женщины как в первую очередь ответственной за воспитание детей в отличие от мужчин, которые преимущественно беспокоятся о финансовом обеспечении семьи. Дисфункциональность и негативные последствия для обоих полов такого ригидного определения гендерной роли доказаны социологами и психологами, но общество еще далеко от осознания данного факта как проблемы, которая нуждается в решении на уровне общественного и индивидуального сознания. Вследствие таких представлений о роли мужчины и женщины в семье страдают как женщины (из-за отсутствия надлежащей поддержки со стороны мужчины, его более пассивной и отстраненной роли в воспитании детей), так и мужчины, (т. к. их отношения с детьми часто более отстраненные, прохладные, источником стресса для мужчин также становится чрезмерная самоидентификация с размером собственного заработка). Разумеется, данная картина наблюдается далеко не во всех семьях. Тем не менее, с клинической точки зрения чрезвычайно важно не только поддерживать матерей, но и активно привлекать отцов, давая им возможность осознать собственную значимость для детей, важность их присутствия в семье и ответственность за достижение перемен к лучшему. Прочные супружеские отношения, активное участие обоих родителей в воспитании детей — один из наиболее весомых факторов позитивного прогноза развития ребенка с СДВГ.
Другой проблемой семей является социальная изоляция. Это также вполне понятно и является следствием негативного опыта взаимодействия семьи с окружающей средой и отторжения семьи социальным окружением, самоизоляции семьи с целью избегания неприятных ситуаций. Отсутствие социальной поддержки как со стороны ближайших членов семьи, так и от друзей, соседей и т. п. является неблагоприятным фактором, ведь, как известно из исследований последствий хронического стресса, наличие социальной поддержки является важнейшим фактором, защищающим от негативного влияния стресса на физическое, психическое и социальное здоровье (Greenberg, 1999). Более того, отрицательное взаимодействие с социальным окружением может быть само по себе фактором стресса для семьи и ребенка. Следовательно, в процессе диагностики важно выявить характер взаимодействия семьи с социальным окружением, наличие социальной поддержки, и в «пакет» помощи следует включать группы взаимоподдержки «родители для родителей», программы волонтеров и т. п. Без сомнения, не менее важным является и общее просвещение общества относительно детей с СДВГ и их особых потребностей — что способствовало бы как усилению понимания, толерантности, так и ослаблению предубеждений и негативного отношения.
Более высокие показатели распространенности психической патологии у родителей детей с СДВГ, к сожалению, касаются не только депрессии. В связи с генетической природой этого расстройства у родителей также часто наблюдается СДВГ или, по крайней мере, резидуальные, «остаточные» симптомы. Если у ребенка СДВГ, то по статистике 20—35% родителей также имеют это расстройство (Bіederman Faraone, Mick et al., 1986). Иногда, когда родителям передается информация об СДВГ, они узнают в себе или в супруге его признаки. Это создает для них дополнительные трудности, в частности в воспитании ребенка: импульсивные реакции могут препятствовать внедрению последовательной дисциплины, вспышки неконтролируемой злости с физическим насилием не только моделируют в ребенке агрессивное поведение, но и вредят взаимоотношениям между родителями и ребенком. Поэтому выявление СДВГ у родителей, их просвещение относительно особенностей этого расстройства в зрелом возрасте и специфическая помощь, в частности, в сфере родительства, в контроле над «импульсивным воспитанием» чрезвычайно важны.
У родителей с СДВГ статистически повышены показатели и других расстройств, связанных с СДВГ: наблюдаются депрессия, биполярное расстройство, тревожные расстройства, расстройства личности (в частности антисоциальное), зависимость от алкоголя и наркотиков, проблемы с контролем агрессивного поведения, интеллектуальная недостаточность и прочие (Bіederman Faraone, Mick et al., 1986). Это же касается и социальных проблем, таких как безработица, низкий социально-экономический статус, трудности в межличностных отношениях.
Наличие у родителей проблем с психическим здоровьем нуждается в повышенном клиническом внимании и в силу того, что это является прогностически неблагоприятным фактором. Помощь ребенку с СДВГ возможна лишь в контексте семейно-центрированных услуг, где именно вся семья, а не только ребенок является фокусом терапевтических воздействий.
Другим распространенным явлением в семьях, где есть ребенок с СДВГ, бывает нарушение отношений между родителями и ребенком. В некоторых семьях оно может носить злокачественно-прогрессирующий характер. Barkley (1996. С. 132—146) описывает типичную спираль ухудшения отношений: сначала родители стараются игнорировать поведенческие проблемы, думая, что ребенок так ведет себя, чтобы привлечь внимание. Потом, в связи с тем, что проблемы усиливаются, родители начинают больше внимания уделять ребенку: объяснять, ругать, стыдить, делать замечания или же стараются воспитывать «методом пряника» — уговорить ребенка, «купить» и т. п. Но и эти методы не помогают или же дают лишь незначительный эффект. В отчаянии родители могут прибегнуть к крайним формам дисциплинирования: запугиванию («отдадим тебя в интернат, милиционеру» и т. п.), эмоциональному шантажу («не будем любить тебя, если ты будешь так себя вести»), физическому наказанию. Наконец начинают «сдавать нервы» и появляютя «взрывы» жестокого отношения к ребенку, физического воздействия, эмоциональных обид. У родителей может развиться негативное восприятие ребенка как злого, нехорошего, с «ужасным» характером. Такое восприятие может оправдывать жестокое или отчужденное отношение к ребенку, его отвержение. Может нарастать желание избегать ребенка, «освободить» себя от родительской роли. Конечно, не все родители доходят до этого. Есть множество семей, которые любят и понимают своего ребенка, ищут пути помощи — и собственными усилиями или с помощью специалистов достигают значительных успехов. Но есть и такие семьи, где спираль негативных взаимодействий лишь приводит к нарастанию поведенческих проблем ребенка, к ухудшению отношений. Наконец в части семей может развиться неверие в то, что ребенку можно помочь и что родители могут как-то повлиять на его поведение. Соответственно исчезают или же становятся непоследовательными попытки поддерживать дисциплину. В некоторых семьях имеет место прямое или косвенное отчуждение ребенка, эмоциональное и физическое воздействие: риск испытать такое отношение у детей с СДВГ в 2—4 раза выше, чем у ровесников из контрольной группы (см. Goldsteіn, Goldsteіn, 1998. С 110—112).
Таким образом, и в диагностическом процессе, и в подходах к помощи большое внимание должно уделяться характеру отношений между родителями и ребенком — качество этих отношений является определяющим в психологическом развитии ребенка, формировании его личности.
Описывая опыт семьи, нельзя обойти вниманием братьев и сестер ребенка с СДВГ. Вспоминаю одного мальчика, который признался, что, когда вырастет, мечтает переехать жить в Африку — «подальше от Андрея» (своего гиперактивного брата). Стресс негативных взаимодействий, как непосредственно с гиперактивным братом или сестрой, так и с родителями для братьев и сестер такого ребенка также высок. Нелегко и родителям, перегруженным проблемами гиперактивного ребенка, оставаться внимательными к потребностям других детей. А иногда и конфликты между братьями и сестрами для родителей становятся дополнительным источником стресса. Поэтому с клинической точки зрения важно сохранять системное восприятие семьи и быть чуткими к тому, как все члены семьи реагируют на присутствие ребенка с СДВГ, как это отражается на жизни каждого члена семьи, какие реакции порождает. Следует также помнить, что если в семье есть один ребенок с СДВГ, риск наличия расстройства у родных братьев и сестер довольно высок — от 25 до 35% (Bіederman Faraone, Mick et al., 1986) — поэтому при обследовании важно хотя бы скрининговыми вопросами исследовать характеристики всех детей.
В завершение хочется еще раз отметить силу двустороннего влияния — как ребенка с СДВГ на других членов семьи, — так и наоборот. Это влияние может иметь положительные, защитные, ресурсные компоненты и вместе с тем факторы стресса и травматизации. Как уже не раз отмечалось, СДВГ — это особенное расстройство, в котором главные этиологические факторы являются биологическими, а прогностические — социальными. Положительное влияние семьи на ребенка — тот главнейший фактор, который может предупредить возникновение вторичных проблем и содействовать полноценному развитию и самоактуализации ребенка. Однако влияние семьи может быть, и отрицательным и соответственно определять прогноз будущего ребенка. Выделено, по меньшей мере, несколько отрицательных прогностических семейных факторов: неадекватные методы поведенческого контроля и дисциплины со стороны родителей, наличие психических расстройств у родителей, дисфункциональные супружеские отношения, агрессивное/антисоциальное поведение родителей (Barkley, 1996. С 151). Помощь ребенку с СДВГ возможна лишь при условии помощи его семье в преодолении тех специфических трудностей, с которыми она сталкивается.
Эта глава была сфокусирована преимущественно на особых трудностях, с которыми сталкивается в своем опыте семья с гиперактивным ребенком. Тем не менее важно помнить, что опыт воспитания ребенка с особыми потребностями и, в частности, гиперактивного несет в себе и много положительных возможностей, о которых часто говорят сами родители. Статистически повышенные показатели специфических проблем в семьях детей с СДВГ не должны приводить к стереотипному восприятию этих семей как патологических или дисфункциональных. Как и каждая семья, семья ребенка с СДВГ может иметь как свои трудности, так и свои сильные стороны, и положительный опыт. Многие родители отмечают опыт личностного роста, открытие особого смысла жизни, любви, более глубокого единства и взаимной поддержки между членами семьи — как следствие столкновения с испытаниями и опытом их преодоления.

Выводы
 Главные прогностические факторы СДВГ, вопреки его биологической природе, социальны — в частности, прогноз дальнейшего развития ребенка в значительной мере определяется характеристиками семьи.
 Существует сильное двустороннее влияние как семьи на ребенка, так и ребенка на семью — это влияние имеет как отрицательные, так и положительные аспекты.
 Исследования показали повышенные показатели стресса у родителей детей с СДВГ, занижение самооценки, в частности в сфере родительства, и более высокую распространенность депрессии. Часты также супружеские конфликты и нарушения отношений между родителями и ребенком.
 Статистически повышен и риск определенных психических расстройств у родителей — наличия СДВГ, а также расстройств настроения, антисоциального поведения личностных расстройств, интеллектуальной недостаточности, зависимости от алкоголя и др. Это касается далеко не всех родителей и не должно быть основанием к предубежденному восприятию родителей.
 Для многих семей большой проблемой является социальная изоляция и отрицательное взаимодействие с социальным окружением.
 В особом внимании нуждается не только ребенок с СДВГ, но и его братья и сестры, которые сталкиваются со специфическими трудностями и часто имеют опыт негативного взаимодействия, а соответственно и риск нарушения отношений с братом или сестрой с СДВГ.
 Семейный контекст ребенка с СДВГ очень важен также и с точки зрения обеспечения эффективных клинических вмешательств: обследование ребенка необходимо всегда проводить в семейно-центрированном фокусе; семья должна быть активно вовлечена в процесс терапии ребенка, а часто и сама нуждается в специфической помощи.
 Важно не патологизировать семью и осознавать, что, как сам ребенок с СДВГ может иметь много положительных черт, так и опыт его воспитания для многих родителей может быть положительным, содействовать личностному развитию, единению и взаимной поддержке между членами семьи.

Сейчас просматривают эту тему:

а также: 1 гость, 0 скрытых пользователей.

Гиперактивный ребенок и изменения в семье

Гиперактивный ребёнок в семье

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растёт с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идёт полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:

— генетические (наследственная предрасположенность);

— биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

— социально – психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Как определить, является ли Ваш ребёнок гиперактивным

Прочитав начало статьи, не спешите ставить своему ребёнку диагноз! Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определённые симптомы и обратиться к врачу – невропатологу, психологу – за консультацией, а за тем вместе с ними помогать ребёнку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребёнок уже посещает школу и, начались проблемы с учёбой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребёнка, теряется интерес к учёбе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.

Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.

1. При невнимании:

— имеет незаконченные проекты;

— отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);

— слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует;

— с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;

— имеет трудности в организации (игры, учёбы, занятий);

— часто теряет вещи;

— избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;

— часто бывает забывчив.

— ёрзает, не может усидеть на месте;

— проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);

— мало спит, даже в младенчестве;

— находится в постоянном движении (с «мотором»);

— отвечает до того, как его спросят;

— не способен дождаться своей очереди;

— часто вмешивается, прерывает;

— резкие смены настроения;

— не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);

— не подчиняется правилам (поведения, игры);

— имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет)

Если в возрасте до 7 лет появляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.

Как помочь гиперактивному ребёнку

Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция). Если врач – невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д)

Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления. Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывает, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, капризам.

Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязательно дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много. Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту. Чаще хвалите за то, что получается.

Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза. Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребёнок ушёл в другой угол комнаты, значит, он уже устал.

Приобщайте ребёнка к спортивным и подвижным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту.

Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться лёгкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вздохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства у малыша.

Повремените с оформлением такого ребёнка в детский сад.

Гасите конфликт, в котором замешан Ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

Гиперактивный ребёнок – особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть!

Когда становиться совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.

Мердеева Ирина Феликсовна, воспитатель

«12» февраля 2020 г.

Адрес: Россия, 163035, Архангельская область, город Архангельск, улица Зеньковича, дом 36, 13.

Жизнь с СДВГ: вопросы воспитания
(Типичные ошибки родителей)

Воспитание гиперактивного ребенка — правильные установки для родителей

Ошибки, которые родители допускают при воспитании СДВГ-ребенка, можно условно разделить на два типа.

Первые — это так называемые «инструментальные» ошибки (режим дня, обучение приемам деятельности, частные вопросы. ). Эти ошибки могут допускать родители, которые в основном не испытывают больших трудностей во взаимоотношениях со своими детьми, но не обладают специальной информацией и недостаточно владеют навыками обращения с ними. Таким родителям очень пригодятся советы о том, как привить навыки самоорганизации, как научить ребенка планированию, как помочь ему делать уроки, как шаг за шагом добиться желаемого. Именно такие конкретные советы часто дают специалисты, и они в большом количестве размещены в том числе и на нашем сайте.

Вторые — это ошибки более глубокие, связанные с родительской позицией по отношению к ребенку; вызванные личностной деформацией родителей. Они самые трудные, поскольку в коррекции нуждаются и сами родители. Пока эти ошибки не будут исправлены, ошибки первого типа тоже нельзя исправить. Даже если родители попытаются применить специальные приемы, то очень скоро обнаружат, что эти приемы либо «не работают» так, как надо, либо родители долго не могут выдержать намеченную стратегию, снова срываясь на крик и раздражаясь, либо сам ребенок отказывается что бы то ни было делать.

Часто запрос родителей звучит примерно так: «Как избавиться от такого-то недостатка ребенка?» Запрос представляет собой просьбу справиться с конкретной проблемой, но оказывается, что в основном проблема заключается в восприятии ребенка родителями, а оно зависит от их позиции по отношению к ребенку. Невозможно исправить одно частное качество, в перестройке нуждается вся семья: образ жизни, взаимоотношения супругов, отношение к ребенку, взгляды родителей на жизнь. Дети очень точно отражают состояние семейной жизни родителей. Недостаток ребенка является лишь симптомом общего семейного неблагополучия.

Часто для того, чтобы «убитые» взаимоотношения сдвинулись с «мертвой точки», бывает достаточно, чтобы кто-то из родителей взял на себя труд по коррекции собственной позиции. Тогда изменения, которые произойдут в нем и в его отношении к ребенку, волей-неволей дадут толчок новым, позитивным настроениям, и тем самым будут способствовать позитивным изменениям в ребенке.

Механизм формирования патологических качеств у детей с СДВГ

Сказанное верно по отношению к любому, даже благополучному, ребенку. Но если в семьях, где дети в основном здоровы, с трудностями худо-бедно справляются, а недостатки детей меньше бросаются в глаза, то там, где растут дети с СДВГ, внутрисемейные конфликты обостряются до крайности. В наших семьях проблема взаимоотношений особенно остра, она выявляет наши собственные трудности. СДВГ без преувеличения можно назвать и проявителем личностных проблем родителей, и их катализатором. Поэтому речь пойдет о фундаментальных психологических установках.

Во время беременности мамы имеют в сознании определенный образ будущего ребенка. Они наделяют его желательными качествами, строят планы относительно его будущей жизни, мечтают о больших жизненных успехах еще не родившихся детей. Ребенок с СДВГ, как правило, уже в младенчестве начинает вести себя вразрез с ожиданиями мамы. Он возбудим, беспокоен, плохо спит, часто плачет, плохо привыкает к режиму и доставляет много хлопот измученным родителям. Кроме того, такие дети часто не вписываются в возрастные нормы нервно-психического развития, чем вообще повергают своих родителей в панику. Поэтому нередки случаи, когда наряду с тревогой мама начинает испытывать к малышу скрытую неприязнь, в которой боится признаться даже самой себе. Она обращается с ребенком чуть резче, чем мать его здорового сверстника, чаще выходит из себя, кричит. Уже к году такой ребенок получает опыт материнского неприятия, который не может не сказаться на его психическом состоянии. От того, что все идет «не так», мама начинает чувствовать себя виноватой и еще более неприязненно относиться к малышу, невольно ставшему причиной столь тягостных переживаний. Такое настроение мамы снова не лучшим образом сказывается на ребенке. Образуется замкнутый круг.

Такой круг не обязательно начинает «накручиваться» в младенчестве. Пугающая родителей особенность ребенка может выявиться в любом возрасте, и механизм непринятия запускается.

Любовь и принятие — условия полноценного нервно-психического развития

Психологи все время говорят о принятии. Что это такое? Это признание за ребенком права на индивидуальность и непохожесть ни на кого, в том числе и на родителей; это понимание, что ребенок имеет право быть самим собой, не обязан соответствовать ничьим ожиданиям, выполнять чью-либо задуманную программу. это утверждение неповторимого существования именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.

Принятие — важнейшее условие родительской любви. Когда ребенок принимаем, он ощущает родительскую любовь (в противном случае он в ней сомневается). Она не зависит от времени, проводимого с ребенком; от того, дома он или в саду, материальных условий, формальной заботливости. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование его психического мира.

Взаимоотношения, диалог, контакт

Чтобы ребенок чувствовал родительскую любовь, между детьми и родителями должен быть хороший эмоциональный контакт. Это искренняя заинтересованность в делах ребенка, даже самых мелких, пустяковых (с точки зрения родителей), любопытство, стремление понять, какие изменения происходят с ребенком. Такая заинтересованность не имеет отношения к формальной, видимой заботливости. Более того, видимая всем заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, не всегда содействуют достижению этой самой главной воспитательной задачи. Поэтому не так важно, чем именно заниматься с ребенком, но заботиться о поддержании контакта нужно всегда — в любом возрасте, вне зависимости от его индивидуальных особенностей, отношения к нему окружающих, его объективных успехов. Если родители хотят, чтобы ребенок стремился стать лучше, достиг чего-то, первое, о чем они должны заботиться, — сохранение хорошего контакта с ним. Сам по себе контакт не возникает, родители должны строить его.

Что нужно, чтобы построить и сохранить хороший эмоциональный контакт (взаимоотношения) с ребенком? Необходим некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Ребенок должен всегда понимать, что и зачем делает родитель, чем он руководствуется в общении с ним. Ребенок должен быть не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни. Он должен участвовать в ней на правах равного (тогда как обычная позиция родителей — «над» ребенком). Обычная родительская позиция такова: взрослый старше, опытнее, больше знает, обладает силой и независимостью. ребенок глуп, неопытен, беззащитен, зависим. Но родители должны думать не об этом. Важно уважение к потенциальным возможностям ребенка, утверждение ценности его сегодняшнего дня. понимание, что детство — полноценный этап жизни, что ребенок — не «недоделанный» взрослый. необходимо признавать его равным себе, но проходящим определенный жизненный этап.

Ошибки, вызванные недостатком принятия

Недостаток принятия проявляется в ошибочных действиях родителей, например, таких:

    Высказывание оценок: «Бестолочь!», «Сколько раз тебе объяснять!», «Любой дурак на твоем месте уже догадался бы». Это высказывание может быть даже справедливым, но это не имеет значения, поскольку взаимоотношениям оно наносит вред. Поэтому в таких реакциях надо себя (по крайней мере) тормозить. Осуждать конкретный поступок, не связывая его с личностью — это правило! (Правило «не относить к личности» относится, кстати, и к похвале). Личность никогда нельзя оценивать — ни положительно, ни отрицательно!

Частые одергивания, порицания. Нам неудобно, неловко за поведение ребенка, мы как бы оправдываемся. Особенно часты одергивания в случае так называемого подавляюще-обличительного воспитания, когда ребенок случайно или по незнанию сделает что-то не так — родители стремятся обвинить его, а не поддержать.

Постоянные указания на недостатки ребенка (якобы чтобы исправился). На самом деле, принятие — означает понимание, что ребенок развивается, постоянно совершенствуется. И справиться со своим недостатком он захочет сам при условии родительской поддержки и доверия. Нужно верить, что в ребенке много хорошего и сильного, и оно постепенно возьмет верх. То есть родителям необходимо не фиксировать недостатки, а подкреплять достоинства, давать силы для самостоятельной борьбы ребенка со своим недостатком.

Невнимание к положительным сторонам личности. Хорошее в ребенке — как будто «так и надо», мы его мало замечаем. А ведь это основа для исправления недостатков. Поэтому часто говорят: «Ребенка надо хвалить». Хвалить — значит, признавать достоинства, подчеркивать позитивное, делать на нем акцент. Даже самые, казалось бы, мелкие достоинства ребенка нужно постоянно «вытаскивать наружу» — иначе у ребенка сложится впечатление о полной собственной никчемности и о бесполезности каких бы то ни было усилий.

Игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей. Родители часто руководствуются своими представлениями о желательных для ребенка качествах и обращаются с ребенком так, будто он уже обладает ими, но не хочет «постараться» и «сделать как надо». Нужно постоянно задавать себе вопрос о границах возможностей ребенка. Эти границы (особенно для детей с СДВГ) могут быть значительно ниже, чем для других детей того же возраста. Тем не менее, нужно постоянно исследовать эти границы и понимать, что на нынешний момент это потолок возможностей ребенка. Требовать от него большего неразумно и жестоко.

Назидания, директивы. «Ты должен. » «Ты опять ничего не делаешь». Родители выдают некий циркуляр, но не обеспечивают поддержкой и деятельной помощью. В случае неудачи следует отповедь. Фактор долженствования обязывает, он способен стать мощной разрушительной силой. Дети активно противостоят такой позиции, пытаются протестовать. Когда ребенок не справляется с поручением (что часто воспринимается родителями как его активное нежелание, «лень»), необходимо делать это вместе с ним, при этом не прекращая доброжелательного общения, показывая, как это нужно делать, не связывая поручение с отрицательными эмоциями. Это касается, например, домашних дел: уборка должна быть совместной (мама может убирать свою территорию, ребенок — свою. Если же и это у него не получается, то лучше вместе убирать его комнату. ).

Невнимание к потребностям и переживаниям ребенка. На форуме часто звучат вопросы: «Как мне исправить в нем то-то?», и очень редко вопросы отражают стремление родителей помочь самому ребенку: «Ребенок переживает, хочет сделать, а не получается. » Очень трудно понять, чего хотят сами дети, стремятся ли они к тому же, чего хотят от них родители. А ведь для успеха в борьбе с «отрицательными» качествами детей их, детей, желание справиться с собой обязательно.

Причины непринятия (о чем сами родители должны задуматься)

    Общая неудовлетворенность жизнью, недовольство тем, «как все сложилось», браком, работой, тем, «что имею» — все плохо, да еще и ребенок «не такой».

Авторитарный характер матери, призванный компенсировать недостаточное влияние отца в воспитании (в основе — неудовлетворенность браком). Часто, например, мать возлагает некоторые надежды на ребенка вследствие того, что ее ожидания относительно брака не оправдались. Но ребенок с СДВГ не оправдывает ожидания матери.

Повышенная тревожность матери («Если ребенок не будет таким, каким я его себе представляю, будет плохо. СДВГ у ребенка опасен для его будущего. «), неуверенность в будущем, опасения — все это блокирует самостоятельность ребенка, отрицает хорошее в нем (этого хорошего, по мнению матери, недостаточно, и вообще оно не имеет значения). Гиперопека тоже может быть связана с повышенной тревожностью.

Личностная незрелость матери, условно говоря, неверное понимание жизненных ценностей и приоритетов. Обычно это выражается в установках: «отлично учиться в школе», «поступить в хороший институт», «сделать карьеру», «добиться положения», «иметь высокооплачиваемую работу» и пр. Но при этом упускается из виду, что человек может иметь все это, но не чувствовать себя счастливым — наша жизнь, к сожалению, подтверждает это на каждому шагу. Когда ребенок отлично учится в школе, но не понимает, зачем это надо, поступает в нелюбимый институт, его положение не приносит ему удовлетворения, а работу свою он терпеть не может, да и личная жизнь не складывается, становится понятно, что в жизни есть что-то еще, что не смогли донести до него родители. СДВГ может быть помехой в реализации установок на «обладание», но совершенно не мешает осуществиться установкам на «бытие» — то есть стремлению человека стать тем, кем он может стать, достичь своего собственного максимума.

Попытки родителей компенсировать неудавшуюся (по их мнению) собственную жизнь успехами ребенка. Когда родители не смогли добиться каких-то жизненных целей, они склонны возлагать на ребенка неоправданно высокие надежды. Понятно, что СДВГ является плохо преодолимым препятствием для реализации этой установки.

Мотивы воспитания

Ошибки, связанные с непринятием, зависят от того, какое место в структуре личности родителей занимают мотивы воспитания (то есть здесь мы касаемся самых основ личности — ее потребностно-мотивационной структуры).

    Потребность в эмоциональном контакте. Когда у матери нет близких, она боится одиночества и стремится «привязать» к себе ребенка, сделать зависимым от себя. Как следствие — тоже гиперопека. СДВГ в сознании матери выступает как повод («его нужно все время контролировать. «). Нужно честно ответить себе на вопрос: почему я боюсь отпускать его от себя? за кого я боюсь? Мама должна научиться отделять действительную потребность ребенка в заботе от своего желания постоянно удерживать его рядом с собой.

Потребность смысла жизни. У матери в жизни ничего нет, ее дни ничем не заполнены, поэтому она стремится заполнить их заботами о ребенке: постоянные занятия, разговоры о нем, внимание к каждой мелочи. Женщина решает вопросы собственной жизни. Болезнь ребенка такие заботы оправдывает, придает им благородный смысл. Как ни странно, но матери бывает «выгодно», чтобы ребенок не справлялся, болел, оставался зависимым (хорошая иллюстрация — повесть П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»: жизнь бабушки была пуста, поэтому болезни маленького внука оправдывали саму жизнь и наполняли ее смыслом).

Потребность достижения. Когда эта потребность родителей не получила должного удовлетворения, на ребенка накладываются обязательства осуществить их мечту. Фиксация на достижениях ребенка, стремление «развивать», желание, чтоб ребенок демонстрировал успехи, был лучше всех — могут служить примерами воспитательной установки, связанной с нереализованной потребностью в достижении. Если ребенок чего-то добьется, это, конечно, неплохо, но нужно всегда отдавать себе отчет, где на первом месте его благо, а где — собственные амбиции. Понятно, что СДВГ препятствует удовлетворению этой родительской потребности.

Воспитание понимается как задача формирования определенных качеств. У родителей существует представление о некотором сверхценном качестве (чаще это целый набор) — ум, эрудиция, спортивная подтянутость, исполнительность, целеустремленность. Родители навязывают ребенку именно эти качества, пытаются доказать, что без этих качеств невозможна полноценная жизнь, но тем самым они отрицают его самого — показывают, что такой, как есть, он их не устраивает. Дети с СДВГ редко обладают такими качествами, поэтому раздражают своих родителей.

Потребность в комфортном существовании, в избавлении от проблем. Ребенок должен вести себя так, чтобы родители могли «не напрягаться», «не париться», обеспечить им спокойную жизнь. СДВГ воспринимается как несовместимый с полноценной жизнью дефект, воздействие его хочется свести к нулю. СДВГ может мешать не столько ребенку, сколько родителям. А ребенку он мешает опосредованно: проблемы создает не сам СДВГ, а родительское отношение к нему. Это достаточно тяжело дифференцировать, поскольку дети всегда отражают родительское влияние (если родителям мешают особенности детей, то сами дети, скорее всего, будут считать так же). Но это необходимо разглядеть.

Потребность в принятии окружающими, в соответствии социальным нормам, гиперсоциальность установок. Не способный выполнить требование соответствия высоким социальным стандартам ребенок испытывает отторжение не только социума, но и родителей. Они не обеспечивают ему поддержки, не встают на его сторону, борются против него, поддерживают тех, кто ребенка осуждает.

Вывод: родители должны понять, какой позицией они руководствуются, и иметь мужество признать ее у себя, а потом суметь от нее отказаться. А это уже задача для собственного личностного роста. Если сами родители не справляются с этой задачей, им нужна квалифицированная помощь.

Следствия неадекватных родительских установок

Ими и оказываются симптомы СДВГ. Сам по себе СДВГ не вызывает грубых поведенческих нарушений, они развиваются на основе индивидуальных особенностей нервной системы (плюс свой вклад вносит родительское отношение к ребенку) как вторичные нарушения, то есть вызванные конкретными условиями жизни в обществе. На поверхность выходят расстройство сна и аппетита, страхи, девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм поведение), лень, зависимости, агрессивность, грубость, капризы, упрямство, вялость и апатия. Родители пытаются справиться с симптомами: водят по врачам, корректируют, наказывают, заставляют, но результатов почти нет. Ведь устранение симптомов не приводит к избавлению от причины — а причина кроется в отсутствии полноценного контакта и неадекватном понимании воспитательных задач.

«Идеальное воспитание»

Из сказанного легко сделать вывод, что идеального воспитания не бывает — оно зависит от особенностей и черт конкретного ребенка. Однако в «идеальных» семьях выполняются три основных условия: хороший эмоциональный контакт (близкие отношения между детьми и родителями); уверенность ребенка в родительской любви; четкие, определенные правила поведения, выполняемые и родителями, и детьми.

Родительская позиция «идеальных» родителей отличается:

    адекватностью (умением понимать индивидуальность ребенка, видеть его сильные и слабые стороны);

гибкостью (умением видеть, куда направляется развитие ребенка, способностью следовать за ним, следить за изменениями, корректировать стиль своего поведения);

прогностичностью (способностью не только видеть, как изменяется ребенок, но и своими действиями создавать основу для дальнейших позитивных изменений — расширять зону ответственности, предоставлять самостоятельность. ).

Было бы несправедливо упрекать родителей в нелюбви к своим детям. Но дело в том, что родители любят детей так, «как умеют», а ребенку часто нужна другая любовь, основное свойство которой — дружественный настрой по отношению к ребенку. Главная родительская задача состоит в том, чтобы не подгонять ребенка под свое мировоззрение (которое, в свою очередь, сложилось под влиянием прародительских ошибок и разных жизненных обстоятельств). Приоритетными должны быть особенности ребенка, а не собственные взгляды, требования общества, оценки окружающих, свое представление о должном. Это то, от чего родители должны освободиться вообще. Нельзя применять тот тип воспитания, который удобен родителю, — необходимо искать, как лучше ребенку, учиться видеть, что представляет собой душа ребенка сама по себе (ведь СДВГ — тоже данность, нужно научиться жить с ним. ).

Когда ребенок совершает попытки попробовать свои силы и найти сферу приложения своих способностей (а это может происходить уже до школы), родители должны принимать деятельное участие в организации его жизни в соответствии с этими способностями. Не ломать его планов, не пытаться реализовать свои замыслы, а суметь увидеть их и гибко корректировать — создавать условия, формировать среду, самим участвовать в развитии способностей ребенка.

И вот тогда уже корректировать СДВГ — если он мешает самому ребенку выполнить задуманное.

Чем опасна гиперактивность ребенка?

Медицинский эксперт статьи

Гиперактивность ребенка создает больше всего проблем в детском саду и затем – в школе. Ученые утверждают, что никакая другая особенность мозговой деятельности ребенка не доставляет и ему, и окружающим столько хлопот. Между тем, причины гиперактивности ребенка очень разнообразны: они касаются не только воспитания, но зависят еще и от питания, и от того, насколько хорошо протекала беременность мамы, и даже… от материального достатка в семье. Подробнее о гиперактивности ребенка и о том, что с этим делать.

Что такое гиперактивность?

Гиперакти́вность, как утверждают медики, это состояние, при котором человек излишне возбудим и активен. Если гиперактивность ребенка не дает возможность нормально сущестовать его окружению, речь идет о психологических отклонениях. Гиперактивность больше всего характерна для детей дошкольного возраста, потому что их нервная система еще очень неустойчива, ребенок в это время излишне раним и восприимчив.

Мальчики в 4 раза чаще страдают от гиперактивности, чем девочки. Этому есть объяснение: мальчики при рождении крупнее девочек, поэтому у них чаще случаются травмы и повреждения при рождении. К тому же, мозг мальчиков созревает позже, чем мозг девочек. Поэтому мальчики-школьники в дальнейшем больше склонны к гиперактивности, чем девочки, опережая в этом слабый пол. Всего среди школьников зарегистрировано до 10% гиперактивных детей – не так уж мало.

Первые симптомы гиперактивности можно определить уже в возрасте от двух лет. Это видно по поведению ребенка: он делает резкие движения, может много и часто говорить или говорить с заиканием, двигаться активнее, чем его сверстники. Ребнок с признаками гиперактивности может также страдать энурезом.

Синдром гиперактивности (есть и такой!) больше всего проявляется в возрасте 6 лет. Родители спохватываются не сразу и ведут ребенка к врачу намного позже: в 8-10 лет. Это объясняется тем, что в более младшем возрасте родители приписывают гиперактивность сына или дочки простому баловству или просто не обращают на него внимания. Синдром гиперактивности обычно снижает свое течение и остроту к 14 годам – в этом возрасте дети становятся более ответственными, больше начинают ценить собственное «Я».

Каждая мама обязана знать:  проект Будущее Земли зависит от тебя!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация
Опыт семьи, где есть ребенок с СДВГ