Гиперактивный ребенок или кризис 3 лет

Ребенка как подменили. Истерики на ровном месте. Кризис 3 лет или.

Если ребенок вдруг стал совсем другим. Психология, неврология, инфекция?

Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей

На своих приемах в детской поликлинике психолог Екатерина Мурашова распутывает множество семейных историй. И некоторые из этих случаев описывает в книгах и своем блоге. Если ребенок вдруг стал устраивать истерики, капризничать, в голову приходят несколько причин: кризис 3 лет, отношения между родителями, что-то, произошедшее с ребенком в детском саду. Но иногда оказывается, что все гораздо сложнее.

— Он изменился. Как-то очень резко. Это все видят. И мне так страшно отчего-то.

Совсем молодая мама с гладко зачесанными русыми волосами. Боря, мальчик лет трех с половиной, играет на ковре с машинкой.

— Но чего же пугаться? — успокаивающе говорю я. — Маленькие дети быстро растут и так же быстро изменяются. Это закономерно.

— Понимаете, он всегда был такой спокойный, а тут вдруг стал капризничать на ровном месте, орать или, наоборот, дуться. И в садике тоже воспитатели заметили. Одна из них сказала сходить к врачу, а другая: «Ничего страшного, это кризис трех лет».

— Нет никакого кризиса трех лет, — сказала я. — Есть не установленные вовремя границы. Приведите пример, как выглядят его капризы?

— «Не хочу на лифте ехать, хочу пешком идти» (у нас третий этаж). — «Хорошо, пойдем». На втором этаже: «Хочу на лифте!» — «Хорошо, поедем». Приехали на свой этаж: «Я хотел кнопку нажать». — «Поздно, мы уже приехали». — «Поехали обратно!» — «Не идиотничай!» — «А-а-а! Ты плохая! Я вас всех убью и этот лифт сломаю!». Вот так примерно.

— Это они, границы, — сказала я. — Обычное дело. Ему надо знать, как устроен мир, в который он попал. Вы даете не слишком четкую обратную связь: сначала равнодушно «ведетесь» на его явно неудобные для вас требования, а потом сразу: «Не идиотничай». Сейчас ваш сын просто испытывает вас: докуда все-таки я могу их «сделать»?

— Да нет же, в том-то и дело! — воскликнула молодая мать, и мне показалось, что в ее глазах блеснули слезы. — Если бы он что-то требовал и капризничал только, когда не дают, это понятно. Но он же и просто так может «завестись». Вот прямо на ровном месте сказать: «Я вас никого не люблю!» — и уйти. Потом, через полчаса, будет ластиться, прощения просить.

А в воскресенье вообще сказал: «Я уйду жить к Максиму». Мы ему: «Кто такой Максим?» Ни родственников с таким именем нет, ни детей в детском саду. А он нам: «Вы его увидеть не можете, он только со мной разговаривает». Я свекрови рассказала, она говорит: это психическое, я точно знаю, с сыном знакомой так же было. У меня прямо сердце упало!

От истории с Максимом я тоже забеспокоилась.

— Когда же все это началось? И как — совсем резко, или поведение Бори менялось все-таки постепенно?

— Началось где-то недели две с половиной назад. И резко так: буквально вчера был нормальный, а сегодня уже всё.

— Что-то менялось, происходило в вашей жизни накануне? Переезды, болезни, травмы головы у ребенка, семейные скандалы, чей-то отъезд или приезд?

— Ничего, в том-то и дело! Нас и невропатолог спрашивал, и мы сами уж вспоминали-вспоминали. Все было как обычно.

— Ну тогда расскажите про «обычно». Из кого состоит ваша семья? Как устроен Борин день?

— Семья — это Боря, мы с мужем, свекровь, две кошки. Мы оба работаем, Боря в садике, уже второй год. Всегда ходил хорошо, не плакал, болел умеренно. Там, в садике, всегда помогал воспитательнице, ни с кем не дрался, играл и с девочками, и с мальчиками, очень любил все развивающие занятия, кроме танцев. А теперь даже лепить (самое любимое было дело!) недавно отказался, все занятие просидел один в углу, крутил какое-то колечко. Скажите, все плохо, да?

— Да погодите вы ярлыки-то вешать! — с досадой отмахнулась я. — Рассказывайте дальше. Что в семье? Какие у вас отношения со свекровью?

— Хорошие. Она мне, можно сказать, благодарна, что я ее сына «к рукам прибрала». Он был такой плейбой, после платного института, а теперь и дома с семьей часто бывает, и сыном гордится, много играет с ним. Я-то приезжая сама, у меня мама с папой и с братьями в Кирове.

— «Неравным браком» не пахнет?

— Нет, что вы! — улыбнулась женщина. — Наоборот, если мы с мужем ссоримся, свекровь всегда только на мою сторону встает. Говорит: боюсь, что ты моего балбеса бросишь, к своим в Киров уедешь, Борю заберешь, а мне тогда что? Хоть вешайся с тоски!

— Откровенно! — я улыбнулась в ответ. — Значит, никаких ссор, никакого напряга не было?

— Абсолютно никаких. Это теперь мы вместе со свекровью по стенкам от страха бегаем.

— А муж, отец Бори?

— Да он на работе все время, ничего не видит, говорит: «Ребенок как ребенок, вы всё выдумываете!»

— Но вы ведь не выдумываете?

— Нет! — с отчаянием воскликнула женщина. — Уже две недели это другой ребенок.

Я расспрашивала мать Бори еще и еще. Туда-сюда листала медицинскую карту ребенка. Никаких родовых травм, никакой неврологии на первом году жизни. Развитие по возрасту. Поговорила с самим Борей — на вопросы отвечает неохотно, но это явно потому, что увлечен игрой с новыми машинками. Ответы самые обычные. Набрала в игрушечную кастрюльку воды, предложила игру в «бензоколонку» — охотно согласился. Может быть, мать со свекровью все-таки все придумали, накручивая друг друга?

Вдруг Боря бросил все игрушки, подошел к матери и начал, тревожно оглядываясь, тянуть ее за руку: «Пошли, пошли отсюда!».

— Боря, что случилось? Мы не можем уйти, я разговариваю.

— Пошли! Уходи! Я уйду! — все повышая тон, заплакал Боря.

Мать вопросительно взглянула на меня.

— Не обращайте внимания, — велела я. — Посмотрим, что будет.

Боря с криком упал на ковер, потом, поскуливая, уполз под раковину и свернулся там в клубок.

— Все плохие, — мрачно заявил он оттуда, глядя в стенку.

— Вот видите, — трагическим шепотом сказала мать.

— Вижу. Но пока не понимаю. Может быть, что-то случилось в детском саду?

— Воспитательница говорит: ничего не было — ни ссор, ни драк, ни наказаний. Да его и наказывать-то не за что было — он всегда был тихий, спокойный, помощник. Но как проверишь?

Под раковиной нашлась еще одна, загнанная в дальний угол машинка.

— А где в ней бензин лить? — спокойно спросил меня вылезший Боря. — Вот здесь, в эту дырку?

«Все-таки неврология! — решила я. — Но откуда?»

— Есть одна возможность, — сказала я матери. — Это вообще не по моей части, но я знаю, что такое бывает. Скажите: перед тем как все это началось, Боря болел — гриппом, простудой, ОРВИ? Может быть, просто температура высокая была?

— Да нет, он все время в садик ходил.

— Да, было! — вспомнила мать. — У него сопли были, он куксился, и с субботы на воскресенье вроде температурка небольшая. Мы решили: заболевает, а в понедельник уже все было нормально.

— Вот! — сказала я. — За неимением лучшего берем эту гипотезу.

— Нейроинфекция. Вирус не особенно порезвился там, где ему обычно положено (Боря — здоровый мальчик с сильным иммунитетом), но прошел гематоэнцефалический барьер, — я ребром ладони показала, где этот барьер находится. — Отсюда все.

— Надо какие-то лекарства принимать?

— Не знаю точно, можно посоветоваться с врачом, но думаю, сейчас уже не надо. То, что мы наблюдаем, это уже последствия.

— А что же дальше?

— Если я права, само пройдет в течение месяца-полутора.

— Хоть бы вы были правы! — она сложила ладони, явно обращаясь к кому-то, чьи полномочия много шире моих.

Через пару месяцев Боря стал прежним тихим, дружелюбным мальчиком, любящим лепку и рисование. А я рассказала эту историю не просто так.

При внезапном и алогичном изменении в поведении и даже как будто в личности маленького ребенка (от 2 до 6 лет) этот вариант развития событий обязательно надо учитывать. Если предшествующее вирусное заболевание было соматически тяжелым (с высокой температурой, выраженной интоксикацией и т.д.), то хороший врач-терапевт обычно легко связывает с ним изменение поведения ребенка. А вот если недомогание было едва заметным, как в случае с Борей, и к врачу даже не обращались, — тогда распознать причину будет труднее.

Кризис 3 лет: симптомы и стратегия поведения родителей

Моему сыну сейчас три года. И я его не узнаю. В моей голове регулярно прокручиваются строчки из гениального «Мойдодыра»:

И помчалось кувырком?»

Но дело вовсе не в чистоте и опрятности сына, а в его поведении. До недавнего времени он был непоседливым, веселым, активным, добрым, милым и очень сговорчивым. Но теперь. Он стал непослушным, вредным, капризным. Он плачет до последней слезинки в его глазах и требует тоже до последнего. Особенно он любит это делать на улице, когда вокруг люди ходят. И мне со стыдом приходится брать его в охапку и бежать домой под многозначительными, иногда просто убивающими взглядами прохожих.

Среди моих клиентов было много мам, которых подобная ситуация пугала, выбивала из колеи, наводила на мысли: «Все ли в порядке с моим ребенком?». Как мама, я тоже переживаю, но как психолог знаю и могу с уверенностью утверждать: все, что сейчас происходит с моим сыном ХОРОШО и ПРАВИЛЬНО, ведь именно так у него происходит формирование воли (одной из важнейших психических функций у человека). И называется этот этап развития – кризис 3 лет.

Давайте разберемся, что происходит с ребенком в этот период и каковы стратегии поведения родителей.

Развитие человека от рождения до смерти не происходит линейно. В определенные возрастные периоды происходят своеобразные «скачки», которые переводят человека на качественно новый уровень в развитии. Появляются новые ведущие виды деятельности и новообразования.

Кризис 3 лет наравне с кризисами 0 и 13 лет называют кризисом эмансипации, или, проще говоря, отделения от родителей. Все 3 эмансипации разные, отделение от родителей происходит на разных уровнях. Первая — биологическая, ребенок появляется на свет и физически уже не является одним целым с мамой. Вторая – психологическая, это время рождения Я ребенка, его самосознания, третья – социальная.

Кризис 3 лет относится к числу острых. Родители его обязательно заметят, почувствуют, так как он будет проявлен ярко и бурно.

О ПРЕДКРИЗИСНОЙ СИМПТОМАТИКЕ

Ряд первых «звоночков» в поведении вашего ребенка подскажут вам о скором наступлении кризиса. Эти проявления связаны с познавательными функциями. К ним относится:

— Интерес к своему отражению в зеркале

— Девочки активно интересуются своим внешним видом, тем, как они выглядят в глазах окружающих

— Мальчики проявляют озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании и остро реагируют на неудачу.

Почему же проявляется такая разница между поведением мальчиков и девочек? Дело в том, что сложившимися традициями воспитания в социуме девочки ориентированы на привлекательность в общении, а мальчики на эффективность в деятельности. Симптомы с этим и связаны. Девочки наряжаются, красуются перед зеркалом, кривляются, изучают свою мимику. Мальчики усердно строят башни из кубиков, замки и дома из конструктора, но если башня случайно рушится, или ломается домик, они бурно реагируют: визжат, орут, плачут.

Через два – три месяца после появления такого поведения наступает собственно кризис.

Симптомы кризиса называют СЕМИЗВЕЗДИЕМ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ.

  • НЕГАТИВИЗМ – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. С содержанием ребенок может быть согласен. Например: мой сын только что отвергнув мое предложение пойти порисовать, идет и сам достает краски и бумагу. Ему важно негативно отреагировать на предложение исходящее от родителей, даже если ему идея порисовать нравится. Негативизм проявляется в стремлении сделать наоборот, даже вопреки своему желанию. Трудно не заметить, что в такой ситуации сложно и ребенку и родителям, но есть в этом и плюсы. Вот какие: у ребенка появляется свое мнение, он начинает ориентироваться на собственные решения, -он становится более самостоятельным и более «отдельным» от родителей.
  • УПРЯМСТВО – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому что ОН этого потребовал. И он связан своим собственным решением. Например, часто мой сын, требуя очередную машинку в магазине и получая ее, практически сразу теряет к ней интерес. Ему не нужна машинка, от так проявляет свое упрямство.

Есть ли в таком поведении положительный смысл? Да. Ребенок таким образом учится настаивать на своем первоначальном решении, быть верным ему, развивается такое качество как ВОЛЯ, без которого нам, взрослым людям, невозможно жить в обществе.

3. СТРОПТИВОСТЬ – данный симптом безличен, направлен не против лица, а против норм воспитания, против образа жизни, который сложился за 3 года. Строптивость выражается в пренебрежительном жесте и словах «Да ну», которыми ребенок отвечает на все предложения.

О положительном: у ребенка формируются собственные ценности. По этому симптому родители должны догадаться, что социальная ситуация развития, которая сложилась у ребенка должна быть изменена. Взрослые должны перестроиться, должны перестать выполнять за ребенком то, с чем он может справиться сам. Но это не так-то просто. Например, вы к врачу опаздываете, а он хочет сам одеться. А он не умеет еще сам молнию застегивать. Самое же время научиться!

4. СВОЕВОЛИЕ или «Я-сам»– стремление все делать самому. Положительная сторона симптома в том, что формируется самостоятельность, ребенок постепенно переходит на самообслуживание.

5. ПРОТЕСТ-БУНТ – эмоциональное состояние похожее на состояние войны с окружающим миром. У взрослых бывает так, что делаешь что-то долго и все не получается, а потом как разозлишься, и как сделаешь все просто превосходно. В этом эмоциональном состоянии очень много энергии. Протест-бунт дает ребенку энергию на свершения, для того, чтобы сделать все то, что ему предстоит, а именно, отделиться от родителей и начать многие вещи делать самому.

Каждая мама обязана знать:  Методики раннего развития система Бориса и Елены Никитиных

6. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ – ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Почему так происходит?

Дело в том, что для ребенка до 3 лет родители – это всесильные Боги. Во время кризиса очень важно этих Богов – папу и маму – с пьедестала свергнуть для того, чтобы ребенок мог постепенно овладевать сам своей собственной жизнью, стать автором своей жизни. В противном случае он вырастет подчиняемым, зависимым, инфантильным. Это не значит, что родителям надо плясать от радости и приветствовать это. Помимо того, что родители должны способствовать формированию воли, он еще должны социализировать своего ребенка. Показать, что можно иногда пользоваться механизмом обесценивания, но в самых крайних случаях.

7. ДЕСПОТИЗМ – выражается в том, что ребенок пытается заставить окружающих плясать под его дудку, подчинить себе все и вся.

Если ребенок в семье один и ему привыкли потакать, деспотизм проявляется особенно ярко. Если у ребенка есть младшие братья или сестры, этот симптом может проявляться как ревность. Может сопровождаться регрессом (просьбами дать соску, покормить из ложечки и т.д.). Например, мой сын, когда не хочет идти в детский сад, тоненьким голосочком пищит «Мама, я маленький, мне рано идти в сад, пожалей меня». Иногда я включаюсь и превращаю такое поведение в игру. Я предлагаю его запеленать, даю ему соску, качаю на ручках как младенца. Ему хватает минут 10, и он снова становится 3-летним, вполне самостоятельным ребенком и добровольно идет в детский сад.

Положительная сторона симптома – формирование воли. Ребенок приложит максимум усилий, чтобы мир подстроился под его интересы и желания, формируется умение стоять на своем, отстаивать свою позицию.

Кризис 3 лет не поддается коррекции, никаких способов договориться с ребенком в это время нет. Конечно, кризис можно подавить, ребенка можно подавить властью и силой. Но если родителям это удается, это крайне разрушительно для формирования воли. КРИЗИС ДОЛЖЕН ПРОТЕКАТЬ ОСТРО.

Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм – не очень жизнеутверждающе звучит, согласитесь! Это чрезвычайно непростой период, как для родителей, так и для самого ребенка. Как же родителям вести себя, чтобы ребенок вышел из кризиса с развитой волей, самостоятельностью, позицией Я – сам.

СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Для того, чтобы разобраться с оптимальной линией поведения родителей, давайте обратимся к структуре личности в транзактном анализе. Э. Берн считает, что каждый человек может взаимодействовать с другим исходя из трех позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок. К Родителю относится позиция – надо, нельзя. Например: «Ты должен сделать это», или «Я запрещаю тебе это сделать». К Взрослому относится позиция – могу. Например: «Я могу помочь тебе». К Ребенку относится позиция – хочу. Например: «Я не хочу идти в детский сад».

Давайте рассмотрим поведение взрослого с этих трех позиций. Мой сын регулярно оказывается свидетелем происходящего в квартире ремонта. Ему очень интересно изучать инструменты. Особенно ему нравится дрель. Позиция родителя в роли Родителя в момент, когда ребенок взял в руки этот инструмент, будет звучать так: «Положи дрель, я не разрешаю ее брать». Ребенок будет настаивать изо всех сил. Таким образом, происходит конфликт власти, кто сильнее, тот и прав. И если в это время власть родителя оказывается сильнее, тогда воля ребенка подавляется. Кроме того, ребенок не получает опыт взаимодействия с инструментом.

Если родитель принимает позицию Ребенка, это звучит так: «Ну бери бери, получай свой жизненный опыт». Такой путь опасен для жизни и здоровья ребенка. И, следовательно, не пригоден для применения.

Между двумя крайностями родителям важно найти нормальную, адекватную позицию, а именно:

— нужно находиться рядом с ребенком и обеспечивать безопасность пока он маленький,

— постепенно его нужно научить самому это делать. Мы не запрещаем, мы постепенно научаем его этим пользоваться. В случае с дрелью это может выглядеть так: «Давай вместе просверлим дыру в стене, я буду держать дрель, а ты мне поможешь».

Таким образом, позиция Взрослого заключается в том, чтобы ограничить все, что категорически нельзя. Здесь необходима твердость. Если ребенку что-то опасно, родители или находятся рядом, или категорически запрещают ему. А в границах, где ребенку безопасно, разрешается все.

В семейной психологии есть такое упражнение. Я даю его родителям как домашнее задание, если в семье не сформированы или нарушены правила, есть проблемы с поведением ребенка. Приведу адаптированный вариант к нашей теме. И так, родители садятся за стол переговоров и СОВМЕСТНО вырабатывают перечень правил по трем пунктам:

  • ребенку категорически запрещено,
  • ребенку можно делать совместно с родителем,
  • ребенку можно. Получается таблица из трех столбцов, которая после тщательно обдуманного заполнения вешается на холодильник, красиво украшается магнитами. Теперь родители могут пользоваться ею, дополнять и изменять с течением времени. В чем плюсы такой таблицы:

— уменьшается количество спорных ситуаций, когда родитель разрешает то, что запрещает другой,

-с таблицей могут ознакомится люди, которые принимают участие в воспитании ребенка или общаются с ним (бабушки, дедушки, няни и т.д.) и действовать слаженно с мнением родителей,

— ребенку можно в игровой форме предъявить «свод законов нашего королевства», и он будет способен проще их усвоить. Важно также объяснить ребенку, почему что-то запрещено.

— у ребенка сформируется баланс между Можно и Нельзя, он будет хорошо чувствовать эту грань.

Приведу пример из своей семьи. Моему ребенку категорически нельзя трогать розетки, подходить к работающему духовому шкафу, оставаться без присмотра в наполненной водой ванной, нельзя бить других людей, нельзя портить дорогое имущество и т.д.Моему сыну можно совместно с родителями готовить еду, играть со строительными инструментами, плавать и нырять в ванной, лазить по шведской стенке и т.д. Ребенку можно рисовать на стенах, кататься по дому на самокате и велосипеде, распоряжаться своими игрушками по своему усмотрению, ходить по дому босиком и т.д.

Важно отметить, что категорический запрет мы ставим в случае реальной опасности для ребенка, а игрушку сломать, обои разрисовать можно разрешить. Ребенок – высшая ценность. Родителям нужно правильно расставить приоритет. Развитие уникальности ребенка – вот высшая ценность. А грязная одежда или порванные обои, это все исправить можно.

Идеально выработанной родительской позиции быть не может. Родители сами не знают, где границы. Родителям вместе с ребенком нужно обучаться осознавать границы, вставать на место ребенка. Воспитание – это эксперимент по поиску оптимальных границ. Человек приобретает опыт по принципу маятника. Мы качнулись в одну сторону – столкнулись с одной границей, сразу же качнулись в другую сторону – опять граница. Прощупав границы, мы понимаем, где баланс.

В ситуации кульминации кризиса, если родитель видит, что ребенок делает опасную для жизни вещь, его нужно брать под мышку и уносить в безопасное место. Он может орать, брыкаться, плакать, упрямится, но родителям другого ничего не остается. Единственное, что можно сделать, это сделать это с любовью и симпатией, а не с гневом, злостью и ненавистью к ребенку.

Для иногородних возможна консультация по скайпу. Логин в scype: psynataliapoliakova

Кризис трех лет: симптомы и стратегия поведения родителей

Наталья Молодцова
Кризис трех лет: симптомы и стратегия поведения родителей

Переход от раннего детства к так называемому дошкольному детству получил название кризиса трех лет — это переломный момент в жизни малыша. Его называют трудным возрастом: относительно послушный, во всем полагающийся на взрослого и подражающий ему ребенок превращается в упрямого строптивца с непредсказуемым поведением и бурными реакциями. Сроки возникновения такого кризиса обычно приходятся на конец третьего — начало четвертого года жизни.

Кризис трех лет представляет собой взаимоотношений которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметное самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Кризисные периоды длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Происходят значительные сдвиги в развитии – ребенок резко меняется во многих своих чертах.

1. Кризис 3 лет: симптомы и стратегия поведения родителей

Развитие человека от рождения до смерти не происходит линейно. В определенные возрастные периоды происходят своеобразные «скачки», которые переводят человека на качественно новый уровень в развитии. Появляются новые ведущие виды деятельности и новообразования.

Кризис 3 лет наравне с кризисами 0 и 13 лет называют кризисом эмансипации, или, проще говоря, отделения от родителей. Все 3 эмансипации разные, отделение от родителей происходит на разных уровнях. Первая — биологическая, ребенок появляется на свет и физически уже не является одним целым с мамой. Вторая – психологическая, это время рождения Я ребенка, его самосознания, третья – социальная.

Кризис 3 лет относится к числу острых. Родители его обязательно заметят, почувствуют, так как он будет проявлен ярко и бурно.

О ПРЕДКРИЗИСНОЙ СИМПТОМАТИКЕ

Ряд первых «звоночков» в поведении вашего ребенка подскажут вам о скором наступлении кризиса. Эти проявления связаны с познавательными функциями. К ним относится:

— интерес к своему отражению в зеркале

— девочки активно интересуются своим внешним видом, тем, как они выглядят в глазах окружающих

— мальчики проявляют озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании и остро реагируют на неудачу.

Почему же проявляется такая разница между поведением мальчиков и девочек? Дело в том, что сложившимися традициями воспитания в социуме девочки ориентированы на привлекательность в общении, а мальчики на эффективность в деятельности. Симптомы с этим и связаны. Девочки наряжаются, красуются перед зеркалом, кривляются, изучают свою мимику. Мальчики усердно строят башни из кубиков, замки и дома из конструктора, но если башня случайно рушится, или ломается домик, они бурно реагируют: визжат, орут, плачут.

Через два – три месяца после появления такого поведения наступает собственно кризис.

Симптомы кризиса называют семизвездием кризиса 3 лет.

НЕГАТИВИЗМ – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. С содержанием ребенок может быть согласен. Например: ребенок только что отвергнув мое предложение пойти порисовать, идет и сам достает краски и бумагу. Ему важно негативно отреагировать на предложение исходящее от родителей, даже если ему идея порисовать нравится. Негативизм проявляется в стремлении сделать наоборот, даже вопреки своему желанию. Трудно не заметить, что в такой ситуации сложно и ребенку и родителям, но есть в этом и плюсы. Вот какие: у ребенка появляется свое мнение, он начинает ориентироваться на собственные решения, он становится более самостоятельным и более «отдельным» от родителей.

УПРЯМСТВО – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому что ОН этого потребовал. И он связан своим собственным решением. Например, часто ребенок, требуя очередную машинку в магазине и получая ее, практически сразу теряет к ней интерес. Ему не нужна машинка, от так проявляет свое упрямство.

Есть ли в таком поведении положительный смысл? Да. Ребенок таким образом учится настаивать на своем первоначальном решении, быть верным ему, развивается такое качество как воля, без которого нам, взрослым людям, невозможно жить в обществе.

СТРОПТИВОСТЬ – данный симптом безличен, направлен не против лица, а против норм воспитания, против образа жизни, который сложился за 3 года. Строптивость выражается в пренебрежительном жесте и словах «Да ну», которыми ребенок отвечает на все предложения.

О положительном: у ребенка формируются собственные ценности. По этому симптому родители должны догадаться, что социальная ситуация развития, которая сложилась у ребенка должна быть изменена. Взрослые должны перестроиться, должны перестать выполнять за ребенком то, с чем он может справиться сам. Но это не так-то просто. Например, вы к врачу опаздываете, а он хочет сам одеться. А он не умеет еще сам молнию застегивать. Самое же время научиться!

СВОЕВОЛИЕ или «Я-сам»– стремление все делать самому. Положительная сторона симптома в том, что формируется самостоятельность, ребенок постепенно переходит на самообслуживание.

ПРОТЕСТ-БУНТ – эмоциональное состояние похожее на состояние войны с окружающим миром. У взрослых бывает так, что делаешь что-то долго и все не получается, а потом как разозлишься, и как сделаешь все просто превосходно. В этом эмоциональном состоянии очень много энергии. Протест-бунт дает ребенку энергию на свершения, для того, чтобы сделать все то, что ему предстоит, а именно, отделиться от родителей и начать многие вещи делать самому.

ОБЕСЦЕНИВАНИЕ – ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Почему так происходит?

Дело в том, что для ребенка до 3 лет родители – это всесильные Боги. Во время кризисаочень важно этих Богов – папу и маму – с пьедестала свергнуть для того, чтобы ребенок мог постепенно овладевать сам своей собственной жизнью, стать автором своей жизни. В противном случае он вырастет подчиняемым, зависимым, инфантильным. Это не значит, что родителям надо плясать от радости и приветствовать это. Помимо того, что родители должны способствовать формированию воли, он еще должны социализировать своего ребенка. Показать, что можно иногда пользоваться механизмом обесценивания, но в самых крайних случаях.

ДЕСПОТИЗМ – выражается в том, что ребенок пытается заставить окружающих плясать под его дудку, подчинить себе все и вся.

Если ребенок в семье один и ему привыкли потакать, деспотизм проявляется особенно ярко. Если у ребенка есть младшие братья или сестры, этот симптом может проявляться как ревность. Может сопровождаться регрессом (просьбами дать соску, покормить из ложечки и т. д.). Например, ребенок, когда не хочет идти в детский сад, тоненьким голосочком пищит «Мама, я маленький, мне рано идти в сад, пожалей меня». Иногда необходимо ему подъиграть: его запеленать, дать ему соску, покачать на ручках как младенца. Ему хватает минут 10, и он снова становится 3-летним, вполне самостоятельным ребенком и добровольно идет в детский сад.

Положительная сторона симптома – формирование воли. Ребенок приложит максимум усилий, чтобы мир подстроился под его интересы и желания, формируется умение стоять на своем, отстаивать свою позицию.

Кризис 3 лет не поддается коррекции, никаких способов договориться с ребенком в это время нет. Конечно, кризис можно подавить, ребенка можно подавить властью и силой. Но если родителям это удается, это крайне разрушительно для формирования воли. Кризис должен протекать остро.

Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм – не очень жизнеутверждающе звучит, согласитесь! Это чрезвычайно непростой период, как для родителей, так и для самого ребенка. Как же родителям вести себя, чтобы ребенок вышел из кризиса с развитой волей, самостоятельностью, позицией Я – сам.

Каждая мама обязана знать:  Как часто болеет ваш ребенок

2. Стратегия поведения родителей.

Для того, чтобы разобраться с оптимальной линией поведения родителей, давайте обратимся к структуре личности в транзактном анализе. Э. Берн считает, что каждый человек может взаимодействовать с другим исходя из трех позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок. К Родителю относится позиция – надо, нельзя. Например: «Ты должен сделать это», или «Я запрещаю тебе это сделать». К Взрослому относится позиция – могу. Например: «Я могу помочь тебе». К Ребенку относится позиция – хочу. Например: «Я не хочу идти в детский сад».

Давайте рассмотрим поведение взрослого с этих трех позиций. Ребенок регулярно оказывается свидетелем происходящего в квартире ремонта. Ему очень интересно изучать инструменты. Особенно ему нравится дрель. Позиция родителя в роли Родителя в момент, когда ребенок взял в руки этот инструмент, будет звучать так: «Положи дрель, я не разрешаю ее брать». Ребенок будет настаивать изо всех сил. Таким образом, происходит конфликт власти, кто сильнее, тот и прав. И если в это время власть родителя оказывается сильнее, тогда воля ребенка подавляется. Кроме того, ребенок не получает опыт взаимодействия с инструментом.

Если родитель принимает позицию Ребенка, это звучит так: «Ну бери бери, получай свой жизненный опыт». Такой путь опасен для жизни и здоровья ребенка. И, следовательно, не пригоден для применения.

Между двумя крайностями родителям важно найти нормальную, адекватную позицию, а именно:

— нужно находиться рядом с ребенком и обеспечивать безопасность пока он маленький,

— постепенно его нужно научить самому это делать. Мы не запрещаем, мы постепенно научаем его этим пользоваться. В случае с дрелью это может выглядеть так: «Давай вместе просверлим дыру в стене, я буду держать дрель, а ты мне поможешь».

Таким образом, позиция Взрослого заключается в том, чтобы ограничить все, что категорически нельзя. Здесь необходима твердость. Если ребенку что-то опасно, родители или находятся рядом, или категорически запрещают ему. А в границах, где ребенку безопасно, разрешается все.

В семейной психологии есть такое упражнение. Его полезно знать, если в семье не сформированы или нарушены правила, есть проблемы с поведением ребенка. Приведу адаптированный вариант к нашей теме. И так, родители садятся за стол переговоров и совместно вырабатывают перечень правил по трем пунктам:

• — ребенку категорически запрещено,

• — ребенку можно делать совместно с родителем,

Получается таблица из трех столбцов, которая после тщательно обдуманного заполнения вешается на холодильник, красиво украшается магнитами. Теперь родители могут пользоваться ею, дополнять и изменять с течением времени. В чем плюсы такой таблицы:

— уменьшается количество спорных ситуаций, когда родитель разрешает то, что запрещает другой,

— с таблицей могут ознакомится люди, которые принимают участие в воспитании ребенка или общаются с ним (бабушки, дедушки, няни и т. д.) и действовать слаженно с мнением родителей,

— ребенку можно в игровой форме предъявить «свод законов нашего королевства», и он будет способен проще их усвоить. Важно также объяснить ребенку, почему что-то запрещено.

— у ребенка сформируется баланс между Можно и Нельзя, он будет хорошо чувствовать эту грань.

Приведу пример. Ребенку категорически нельзя трогать розетки, подходить к работающему духовому шкафу, оставаться без присмотра в наполненной водой ванной, нельзя бить других людей, нельзя портить дорогое имущество и т. д. Ребёнку можно совместно с родителями готовить еду, играть со строительными инструментами, плавать и нырять в ванной, лазить по шведской стенке и т. д. Ребенку можно рисовать на стенах, кататься по дому на самокате и велосипеде, распоряжаться своими игрушками по своему усмотрению, ходить по дому босиком и т. д.

Важно отметить, что категорический запрет мы ставим в случае реальной опасности для ребенка, а игрушку сломать, обои разрисовать можно разрешить. Ребенок – высшая ценность. Родителям нужно правильно расставить приоритет. Развитие уникальности ребенка – вот высшая ценность. А грязная одежда или порванные обои, это все исправить можно.

Идеально выработанной родительской позиции быть не может. Родители сами не знают, где границы. Родителям вместе с ребенком нужно обучаться осознавать границы, вставать на место ребенка. Воспитание – это эксперимент по поиску оптимальных границ. Человек приобретает опыт по принципу маятника. Мы качнулись в одну сторону – столкнулись с одной границей, сразу же качнулись в другую сторону – опять граница. Прощупав границы, мы понимаем, где баланс.

В ситуации кульминации кризиса, если родитель видит, что ребенок делает опасную для жизни вещь, его нужно брать под мышку и уносить в безопасное место. Он может орать, брыкаться, плакать, упрямится, но родителям другого ничего не остается. Единственное, что можно сделать, это сделать это с любовью и симпатией, а не с гневом, злостью и ненавистью к ребенку.

3. Последствия переживания кризиса трёх лет

Работая с детьми раннего возраста, я столкнулась с проблемой кризиса трех лет. В наше время, количество детей, испытывающих кризисы, неуклонно возрастает. Это связано с резкими изменениями условий жизни, нестабильностью общественных структур, экономические и национальные катаклизмы, болезни. В кризисный период трех лет необходима помощь, как от педагога, так и от родителей, чтобы ребенок легче пережил этот «тяжелый период».

Кризис возникает незаметно, трудно определить момент его наступления и окончания. Ребенок в очень короткий строк меняется весь в целом, основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционные течения событий, как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Эти поворотные пункты в детском развитии, принимают иногда форму острого кризиса.

Значительная часть детей, переживающих критические периоды развития, обнаруживают трудновоспитуемость. Дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, которая ещё совсем недавно обеспечивала нормальный ход и воспитания и обучения.

В критическом возрасте развития ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребёнка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами. Правда, все это встречается далеко не обязательно, у разных детей критические периоды проходят по — разному.

Самой важной в теоретическом отношении особенностью критического возраста является негативный характер развития.

Прогрессивное развитие личности ребёнка, непрерывное построение нового, которое так отчётливо выступало во всех стабильных возрастах, в периоды кризиса затухает, временно приостанавливается. Наступление этих возрастов не отмечается появлением новых интересов ребёнка, новых стремлений, новых видов деятельности, новых форм внутренней жизни. Ребёнок, вступающий в периоды кризиса, характеризуется обратными чертами; он теряет интересы, вчера ещё направляющие всю его деятельность, которая поглощала большую часть его времени и внимания, а теперь как бы замирает: прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевает. Это и имеют в виду в первую очередь, когда говорят о негативном характере критических возрастов. Развитие как бы меняет свое позитивное, созидательное значение, заставляя наблюдателя характеризовать подобные периоды преимущественно с отрицательной, негативной стороны.

Кризисы психического развития – традиционный предмет психологического анализа. Начиная, с П. П. Блонского, все исследователи, рано или поздно обращались к нему. Объясняется это тем, что кризисы являются столь наглядными симптомами развития, что невозможно избежать искушения применить некоторые общие представления о развитии к этому предмету. Из сказанного, можно сделать вывод об эволюционной роли кризиса и характере последующих изменений. Исходы кризиса различны: он может, как затормозить общий ход развития, так и привести к значительному росту, прогрессу развития. Кризис тесно связан с развитием личности (К. Н. Поливанова) тонко подмечает, что «прогрессивное развитие личности в периоды кризиса как бы затухает», тем самым, показывая внешне, поверхностный характер остановки, за ней скрываются глубинные процессы, без которых немыслимо продвижение.

Выделим общие черты кризиса трех лет:

1) кризис предшествует переходу на новую ступень развития

2) он является необходимым условием развития

3) содержание составляет «накопление противоречий в уже сложившейся актуальной, социальной ситуации развития» (Соколова, Николаева 1995)

4) общим итогом является возникновения ряда психологических новообразований, несвойственных предшествующим этапом развития (Соколова, Николаева 1995)

Неблагоприятные последствия кризиса являются повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды, ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса – это и прогрессивный, качественный эволюционный скачок и неблагоприятный для состояния здоровья ребёнка функциональный баланс. Функциональный баланс поддерживается бурным ростом тела ребёнка, увеличением его внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшается, дети подвержены заболеванием, особенно нервно – психическим.

В то время, как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.

Позитивное значение кризиса трёх лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребёнка.

Установлено, что если, кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребёнка в последующем возрасте. Благодаря изменениям социальных отношений ребёнка, его аффективной сферы, всего, что для него дорого, ценно, что затрагивает его самые сильные, глубокие переживания, ребёнок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов, и мы имеем очень часто дело с невротическими реакциями детей. Эти реакции носят болезненный характер. У невротических детей именно в кризисе трёх лет мы нередко видим появление невропатических реакций, например, энурез, ночные страхи, неспокойный сон, иногда резкое затруднение речи, заикание, гипобулические припадки (ребёнок трясётся, бросается на пол, стучит руками, ногами). Кризис, в сущности, протекает, прежде всего, как кризис социальных отношений ребёнка.

Итак, период «кризиса трех лет» — это время, когда ребенок из беспомощного, полностью зависимого от взрослого существа, постепенно превращается во все более самостоятельного человека. Он учится ходить, говорить, играть, стремиться исследовать окружающий мир, овладевает умениями, действовать с предметами. И всегда рядом с ним идет взрослый, обучая и воспитывая своего малыша.

Успешное прохождение этого периода очень важно, т. к. закладывается фундамент ваших отношений и в будущих кризисах (особенно подросткового возраста). Также в этом возрасте закладывается базовая характерологическая характеристика: Независимость, самостоятельность в случае успешного прохождения кризиса и стыд, и постоянные сомнения в противном случае.

Кризиса бояться не надо. Любой ребенок должен его пережить, т. к. происходит становление личности. Плохо, когда кризис «забивается» во внутрь ребенка, что может приводить к различным неврозам. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений. Кризис трехлетнего возраста никогда не проходит за пару дней, это тяжелый период и для родителей, и для самого малыша. Наберитесь терпения и анализируйте с ним каждый конфликт, объясняя при этом, где и в чем малыш был не прав.

Консультация для родителей «Кризис трех лет. Проявление кризиса» Консультация для родителей Кризис трех лет известен в отечественной возрастной психологии как кризис «я сам». К нему неоднократно обращались.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Кризис трех лет. (консультация для родителей) Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психичес- ком развитии ребенка.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Кризис трех лет Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные.

Консультация «Возраст упрямства, или Кризис трех лет» Консультация «Возраст упрямства или кризис трех лет» Ребенок: Мама, дай машинку! Мама дает со словами: — Возьми, сынок. Малыш раздраженно:.

Кризис 3 лет (консультация для родителей) Кризис 3 лет (консультация для родителей) Возрастные кризисы- закономерные и необходимые этапы развития ребенка. По истечении кризисного.

Консультация для родителей «Кризис 7 лет» Как преодолеть кризис семи лет? Ваш ребенок уже прошел через несколько кризисов: рождения, первого года, трех лет. Кризис семи лет обычно.

Кризис трех лет К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления.

Кризис трех лет-особенности, проявления, советы родителям Возрастные кризисы – это неизбежная стадия развития и взросления ребенка. Это своего рода переломные моменты, во время которых происходит.

Родительское собрание «Я сам, или Кризис трех лет» Родительскому собранию на тему: «Я сам или кризис трех лет» в младшей группе №1 Цель собрания: познакомить родителей с кризисом трех лет.

Выступление психолога на родительском собрании во второй младшей группе «Кризис трех лет» МБДОУ – детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова КРИЗИС 3 — х ЛЕТМатериал родительского собрания во 2-ой младшей группе педагога-психолога.

Кризис 3 лет у ребенка — причины, симптомы, как справиться

Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это очень важный период в развитии малыша.

Если ваш малыш уже переступил трехлетний рубеж и вы знаете не понаслышке, что такое частые истерики ребенка, которые порой бывают на грани припадков (попробуй не купи игрушку, падает на пол и вопит как «резаный») – тогда вам сюда!

Дело в том, что первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, а потому он не отпускает ее ни на шаг, тяжело переживая разлуку. Именно в этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации. Она накапливается, накапливается, накапливается…

Но время идет и малыш становится более развит и физически, и психически.

Ребенок, исследуя пространство, видит результаты своей деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир (если пнуть мячик, то он покатится, а если долго ныть, то дадут то, что просишь).

Малыш подражает взрослым, используя их лексику, «примеряет» на себя разные роли, начинает играть в ролевые игры. Проявляет интерес к сверстникам, начинает взаимодействовать с детьми, играет в совместные игры с ними. А кроме этого, его уверенность в себе достигает вселенского масштаба: «Ура! Я сам это умею! Я сам это могу! Я большой, как мама и папа!». Ребенок начинает осознавать себя отдельной независимой личностью и, не ведая опасности, не понимает, почему его постоянно одергивают, что-то запрещают, воспитывают, и решают все за него.

Иными словами, кризис у ребенка – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу».

То есть, с одной стороны, многие желания малыша не соответствуют его реальным возможностям, а с другой стороны, он сталкивается с постоянной опекой взрослых.

Вобщем же в психологии существует так называемое семизвездие признаков «кризиса 3-х лет» (своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания и деспотизм).

Что же происходит с маленьким ангелочком и как правильно себя вести его родителям, чтобы еще больше не усугубить ситуацию?

Позволяйте малышу совершать ошибки, ведь сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте. Однако в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны. Но запрещая, обязательно должно быть и объяснение запрету, не смотря на то, что вас понять малышу еще достаточно сложно. Со временем, он осознает значение ваших слов и начнет прислушиваться к вашим советам. Но, опять таки, если вы научитесь «не перегибать палку».

Чем больше у ребенка будет опыта самостоятельных поступков и принятия решений, чем большего успеха он добьется в своей жизни. Однако, к сожалению, без ошибок этого достигнуть просто невозможно.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Каждая мама обязана знать:  Ребёнок делает всё назло

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Возрастные рамки кризисного периода

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Негативизм

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

В случае негативизма малыши отказываются от собственных желаний, даже если они совпадают с требованиями или предложениями мамы или папы. То есть дети не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от близкого взрослого.

Рассмотрим отличия на конкретных примерах:

  • образец непослушания. Малыш заигрался на улице. Мама зовёт его кушать, но поскольку он ещё не нагулялся, то отказывается заходить в дом. То есть в основе его поведения лежит желание погулять, противоречащее маминому требованию вернуться домой;
  • образец негативизма. Малыша, играющего на улице, зовут на обед, однако он категорически против, хотя уже устал гулять и проголодался. То есть отказ обусловлен не недостатком игрового времени, а стремлением противостоять маме, хотя их желания в данном случае совпадают.

Таким образом, негативные реакции всегда адресные и направлены не на содержание просьбы (требования, пожелания), а на конкретного человека. Обычно «объектом» выступает именно мама.

Строптивость

Строптивое поведение несколько напоминает негативизм, однако отличается обезличенностью, то есть оно направлено не на определённого члена семьи, а на привычный жизненный уклад.

Можно сказать, что таким способом ребёнок протестует против всех предметов и порядков, которые его окружают.

Психология маленьких детей такова, что с большей степенью вероятности строптивость будет проявляться в тех семьях, где существуют разночтения по поводу воспитания и дисциплинарных мер между матерью и отцом, родителями и старшим поколением.

Строптивый ребёнок вообще не желает выполнять просьбы и разумные требования всех взрослых домочадцев, как будто он и не слышит обращённой к нему речи. Например, малыш продолжает играть в кубики, несмотря на просьбу мамы и папы сложить игрушки в корзину.

Если ребёнок не собирается выполнять вашу просьбу прямо сейчас, постарайтесь переключить его внимание на другое занятие. Спустя некоторое время он, например, самостоятельно уберёт игрушки или вымоет руки, а вам не придётся «стоять над душой».

Упрямство

Упрямое поведение не следует путать с настойчивостью. В первом случае ребёнок стоит на своём только потому, что прежде уже потребовал этого. Настойчивость же – проявление воли, позволяющее детям достигать желанной цели.

Рассмотрим разницу между этими качествами на конкретных примерах:

  • образец настойчивости. Малыш категорически отказывается идти за стол, пока не достроит башенку из кубиков, которая почему-то всё время рушится;
  • образец упрямства. Вы зовёте малыша завтракать, однако он отвечает отказом, потому что перед этим сказал, что не голоден (хотя на самом деле на данный момент проголодался).

Деспотизм

Ребёнок стремится всеми способами заставить родителей сделать то, что ему нужно, пусть даже это будет сиюминутное желание. То есть детский деспотизм можно назвать своеобразным стремлением к власти над матерью или отцом.

К примеру, малыш может хотеть, чтобы мать не отлучалась от него ни на минутку. Если же в семье несколько детей, то ребёнок начинает демонстрировать ревность по отношению к брату или сестрёнке – забирает игрушки, не желает вместе выходить на улицу, исподтишка щипается и т.д.

Обесценивание

В 3 годика дети нередко перестают ценить всё, что прежде представлялось им очень важным.

Причём относится это как к близким людям, так и к неодушевлённым предметам и правилам поведения.

Прежде, казалось бы, воспитанный ребёнок начинает бросать любимые машинки, отрывать куклам руки, вырывать страницы из книжек, больно дёргать кота за хвост.

В этом возрасте малыши нередко грубят тем близким людям, которые раньше пользовались авторитетом. К примеру, кроха может сказать бабушку, что стукнет её, а маму может назвать дурочкой.

К тому же у трёхлеток активно развивается словарь, поэтому в их лексиконе начинают появляться грубые и даже бранные словечки. Ими дети активно пользуются, чтобы получить яркую негативную реакцию от родителей.

Своеволие

Дети 3-летнего возраста стремятся к максимальной самостоятельности, неудивительно, что этот период ещё называется кризис идентичности «Я сам». Малыш пытается обойтись своими силами, вне зависимости от ситуации и собственных ограниченных возможностей.

Безусловно, это хорошо, если ребёнок, к примеру, сам старается шнуровать ботинки или надевать курточку. Но совсем другое дело, когда он отталкивает мамину руку при переходе через автомобильную дорогу или пытается включить электронные приборы без разрешения родителей.

Бунт (протест)

Протестное поведение – это реакция ребёнка на давление со стороны значимых взрослых, которые требуют завтракать в одно и то же время, не кричать на улице, не ломать игрушки и т.д.

Результатом родительского диктата становится бунт в виде отказа от привычных действий (малыш не хочет есть сам), истерики, вспышек гнева и прочих негативных проявлений.

Постоянные истерики не так просты, как может показаться на первый взгляд. Подобные реакции являются своего рода стрессом, которые приводят к сбоям в работе защитной системы организма. Если же накопившееся напряжение не выходит наружу, возникает аутоагрессия.

Кризис трёх лет: правила для родителей

Прежде всего, маме и папе необходимо понять, что подобные особенности поведения ребёнка – не дурная наследственность или врождённая вредность. Маленький человечек подрастает и стремится к большей независимости, значит, нужно выстраивать с ним совершенно другой формат отношений.

Правильное понимание значения кризиса трёх лет важно ещё и потому, что в этом возрасте малыш принимает своё «Я», у него формируется первоначальная самооценка, то есть зарождается детская личность.

Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:

  1. Дайте ребёнку большую самостоятельность.Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытьё посуды (пластиковой), уборку, раскладывание салфеток и пр. Исключение касается только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.
  2. Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.
  3. Снизьте количество запретов. Нет нужды окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его. Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно уступать.
  4. Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком платьишке она пойдёт в садик: зелёном или голубом.

Малыш в три года не всегда идёт наперекор родителям, особенно если его не заставляют, а просят. Мудрые родители не тащат сопротивляющегося ребёнка через дорогу, а просят его взять себя за ручку и перевести на другую сторону проезжей части.

Борьба с истериками

Третий год жизни ребёнка – время для появления либо усиления истерических реакций. Наращивает их интенсивность кризис трёх лет, поэтому советы родителям по борьбе и предупреждению истерик придутся как нельзя кстати.

  1. Чтобы предупредить эмоциональную вспышку, необходимо заранее договариваться с ребёнком. Например, до посещения магазина игрушек договоритесь, что именно будете приобретать. Конечно, это не поможет в 100% случаях, однако вероятность истерики существенно снизится.
  2. В разгар аффекта не следует что-либо объяснять ребёнку. Подождите, когда он придёт в себя, а уже затем обсудите, почему его поведение (но не он) кажется вам плохим и недостойным. Обязательно рассказывайте малышу о своих чувствах, пусть даже негативных.
  3. В случае публичной истерики необходимо лишить ребёнка «зрителей». Для этого нужно или отвести его в менее людное место, или попытаться отвлечь внимание пролетающей птичкой или пробегающей собачкой.

Ну а поскольку ведущий вид деятельности для трёхлеток игра, все ситуации, приводящий к истерикам, следует проигрывать. «Делайте покупки» вместе с куклами, «кормите» игрушек, разыграйте поход в поликлинику и т.д.

Всегда ли возникают подобные проблемы?

Психологами доказано, что кризис трёх лет – это обязательная и закономерная веха детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность – это необязательное условие развития ребёнка.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Гиперактивный ребенок 3.5. года. ПОСОВЕТУЙТЕ!! Мы в отчаянии!

Здраствуйте, скажите у кого есть «трудный» ребенок? Гиперактивный? Как справляетсь? Моя племянница 3.5. лет не способна усидеть на одном месте, постоянно в движении, непоседлива, вся крутится, на замечания не реагирует, плохо понимает слова «нельзя», «опасно», не способна дожидаться своей очереди например в игре.. с детьми ладит, но чаще она к ним требовательна и даже порой агрессивна.. спит плохо.. меня смущает, что она требует на ночь бутылочку с теплым молоком (недавно с большим трудом отучили.. но иногда она все равно берет бутылочку в рот или отнимает соску у своей сестрёнки 6-и месяцев и кладет себе в рот), может кинуть песком, махать палкой.. ходить — стучать ногами.. все разбрасывать.. а иногда она добрая и ласковая.. показывает новых куколок.. предлагает собрать вместе мозайку или просит почитать. но в большинстве непослушная и очень капризная.. Ребенок растет в очень хорошей семье.. очень желанный.. с рождения окружен вниманием, лаской и заботой.. Мать пытается работать с ребенком слой убеждения.. но очень плохо получается. понимает только когда появляется «крапива».. но это только на короткое время.. потом все начинается сначала.. И еще момент: когда она хочет какать, то полностью раздевается. Скажите, что это? Избалованностьи нужно применять розги? или у ребенка нарушена психика? Может быть проявление гиперактивности явление временное. Подскажите. Спасибо!!

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Елена Владимировна Акчалова

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Бойко Инесса Борисовна

Психолог, Онлайн консультант. Специалист с сайта b17.ru

Кузьмин Иван Иванович

Врач-психотерапевт, Супервизор. Специалист с сайта b17.ru

Светлана Казакова

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Антакова Любовь Николаевна

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Ольга Матвиенко

Психолог, Арт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Баранова Юлия Германовна

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Тропина Наталья Владимировна

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Виктория Киселёва

Психолог, Гештальт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Сокуренко Анна

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Почему бы вам не обратиться к специалистам? Внимание, ласка и забота это всё приветствуется, но дети к этому привыкают и становятся непослушными.. Думаю девочка и в жизни будет такая взбалмошная..

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация