Гиперактивный ребенок в школе


Гиперактивный ребенок в школе

Ну вот и настал момент, когда перед вами и вашим ребенком уже больше не стоит выбор «идти или не идти?». Школа — это не детский садик, идти в нее придется, и именно с нее начинается настоящее приобщение ребенка к «взрослой» жизни, жизни со своими обязанностями, необходимостью делать то, что не нравится, жертвуя тем, что нравится и ну очень хочется сделать.
Если ваш ребенок хотя бы год ходил в детский сад, то многое не будет для него в новинку, если же нет, то тогда процесс адаптации к школе может занять чуть дольше времени.

Что можно и нужно учесть, отправляя малыша в первый класс, каким образом можно снизить стресс, возникающий при столкновении с новым, необычным, не всегда приятным и не всегда комфортным миром школы.

Воспитывается же и приобретается все это не путем постоянного использования различных способов «воспитательного воздействия», но только путем наблюдения ребенка за вами, путем, как это ни прискорбно, вашего личного примера. Отчасти вы заметили это, когда ребенок учился говорить, — он повторял абсолютно все ваши словечки и высказывания, даже те, которые вы не хотели бы, чтобы он повторял. То же самое касается и поступков, и выбора линии поведения в жизни.

И — на этом все. Школа может быть любой — самой простой муниципальной, находящейся во дворе дома, где вы живете, главное, она должна соответствовать данным требованиям.

Главным «убийцей» детского интереса к учебе является страх. Если по каким-то причинам посещение школы и пребывание в ней ассоциируется у него со страхом и вы вовремя не заметите и не решите данной проблемы, то не исключено, что на долгие годы школа станет самым нелюбимым местом в мире.

Кроме того, гиперактивный ребенок по определению не способен концентрировать на чем-то свое внимание дольше десяти-пятнадцати минут подряд. Нагрузка, превышающая данные нормы, является нефизиологичной и создает предпосылки для возможного возникновения трудностей не только психологического характера (вызванных стрессом на фоне постоянных перегрузок), но и характера физического (как известно, именно стресс и постоянные перегрузки являются причиной многих болезней).

Итак, основные требования к школе мы вам привели, все остальное вы можете решить сами, когда сядете «семейным советом» и определите, чего вы ждете от школы для своего малыша. Решая данный вопрос, не забудьте поинтересоваться и мнением самого ребенка, возможно, его отношение к данной теме весьма вас удивит.

Теперь немного о том, что же можно и нужно сделать для того, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в школе максимально комфортно.

Но все-таки это не была его основная деятельность. Он занимался всем этим как бы «факультативно» во время, остающееся свободным от игры.

Когда ребенок идет в школу, то ситуация меняется с точностью до наоборот. Теперь основной его «работой» становится учеба, а играть он может во время, остающееся свободным от учебы. Это очень сложно и трудно для ребенка. Ребенок консервативен по своей природе и крайне неодобрительно относится к любым глобальным переменам в своей жизни — инстинктивно он воспринимает их как угрозу своему знакомому и привычному миру. Особенно это касается ребенка гиперактивного — привычный и однообразный распорядок дня, скрупулезное следование действий друг за другом в течение всего дня — единственное спасение для его еще не совсем сформировавшейся и склонной к перевозбуждению психики.

Очень важно, особенно если вы не посещали детский садик, самой заниматься с ребенком и понемногу переходить к тому, чтобы ваши занятия напоминали уроки по своей структурной организации — было четкое начало и завершение урока, вырабатывались и закреплялись правила, свойственные школе, — не прерываться и не уходить без разрешения, учиться контролировать свое поведение, учиться сидеть смирно и не мешать соседу — в роли соседа можно использовать старших брата или сестру или просто друзей вашего ребенка.

Еще одной психологической проблемой, с которой сталкивается ребенок при поступлении в школу, является высокий уровень самостоятельности. Здесь уже нет ни родителей, ни даже воспитательницы с нянечкой, которые постоянно помогали ему справляться с простыми и повседневными делами — обслуживать самого себя, содержать в порядке рабочее место за своей партой, ходить в столовую и т. п. К этому ребенка тоже нужно заранее и постепенно приучать. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

Приучайте ребенка к жизни в коллективе, особенно если он не ходил в садик. Ему будет очень сложно привыкать одновременно к новому виду деятельности — к урокам и к необходимости проводить много времени и вместе что-то делать в большом коллективе. Развивайте у него одновременно и способность к продуктивному сотрудничеству, и способность постоять за себя, отстаивать свое мнение и отвоевывать свое место под солнцем.

Учеба — это не только эмоциональный стресс для ребенка, но и работа, требующая достаточно большой затраты физических сил. Как ни странно, но для того, чтобы сидеть на месте и делать уроки или слушать учителя, ребенку нужно гораздо больше физических сил, чем для того, чтобы целый день носиться по полям и весям.

Поэтому вы должны заблаговременно позаботиться о том, чтобы ваш ребенок был в хорошей физической форме и был способен выдержать физическое напряжение спокойного сидения в течение трех уроков и затем еще во время выполнения домашнего задания.

Если бы нас с вами сейчас заставили поступать в первый класс, то не исключено, что мы просто-напросто не сдали бы столь модный сейчас для дошколят экзамен или не прошли бы не менее модное собеседование. Требования, предъявляемые к уровню знаний первоклашек, столь высоки, что иногда задаешься вопросом — а для чего они идут в школу, если они уже и так знают все, что может реально пригодиться им в жизни?

Тем не менее все-таки нам придется соответствовать требованиям современной школы, и, даже если до этого вы считали, что не стоит омрачать ребенку детство лишними занятиями и ограничениями двигательной активности, все же непосредственно перед поступлением в школу придется всей семье вновь основательно засесть за учебник и пройти «школьную программу», необходимую для поступления в школу.

Требования, предъявляемые разными школами, настолько различны — в какой-то школе достаточно просто знать алфавит, иметь начальные навыки письма, уметь читать несложные тексты, а в какой-то необходимо владеть чуть ли не всеми арифметическими действиями, читать вслух с хорошей техникой чтения, быстро и без ошибок, уметь пересказывать тексты, писать небольшие сочинения и тому подобное. Поэтому в данном случае следует поступить точно так же, как вы когда-то поступили с детским садом, — когда вы определитесь со школой, необходимо пойти и узнать у учителей начальных классов либо у администрации школы, что должен знать ребенок, приходящий к ним в первый класс.

Вы можете сами придумывать картинки, использовать трафареты, кстати, обводить трафареты — это тоже хорошее упражнение для развития мелкой моторики рук. Данные упражнения легко превратить в игру, однако, выполняемые регулярно, они помогут вам избежать в дальнейшем проблем с каллиграфией. Очень важно «поставить» руку ребенка, развить ее, подготовить к такой сложной работе, как письмо.

Что же касается навыков выражения мысли, то, как правило, от дошкольника при поступлении в школу требуют, чтобы он умел внимательно слушать чтение книги или рассказ взрослого, понимал то, что ему читают или рассказывают, умел правильно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Как правило, в современной школе также требуют, чтобы ребенок умел читать как минимум по слогам.

Чтение книг, а не только просмотр мультфильмов, необходимо ребенку, так как именно во время чтения развивается способность ребенка к образному мышлению (мультик такой возможности не дает, он предлагает уже готовые зрительные образы), восприятию информации на слух, тренируется долговременная память, способность к анализу и творческой интерпретации услышанного.

Лучший способ привить любовь к чтению — это создать еще одну семейную традицию, традицию чтения сказок перед сном. Причем если перед дневным сном это придется делать маме, то чтение сказки папой перед ночным сном ребенка даст обоим замечательную возможность побыть немного вместе, установить тесный эмоциональный контакт. Чтение сказок папой формирует у ребенка уверенность в защите, добром отношении со стороны отца, учит его доверять папе, формирует отношения, которые потом будут длиться в течение всей жизни.

Рекомендации учителям

Гиперактивный ребенок — это аккумулятор неуправляемой энергии, которая, распространяясь в детском коллективе в геометрической прогрессии, может, если не принять вовремя нужных и безоговорочных мер, в считаные секунды превратить в хаос любое занятие и любой урок.

Работать в классе с гиперактивным ребенком может оказаться немножко проще, если попытаться соблюдать хотя бы некоторые из нижеприведенных правил.

И самое главное, работа с ребенком, страдающим СДВГ, будет эффективна только в том случае, если она комплексна и в ней принимают участие не только школа и учителя, но к ней обязательно привлекаются родители, лечащий врач ребенка, школьный психолог либо психолог, наблюдающий ребенка. Естественно, лечащий врач или психолог, наблюдающий ребенка, не будут делиться с учителем конфиденциальной медицинской информацией, но учитель обязательно должен проинформировать родителей о необходимости получения консультации у соответствующих специалистов и поинтересоваться рекомендациями, данными ими в отношении организации распорядка дня и учебной нагрузки.

Поэтому желательно, чтобы именно медицинский специалист объяснил им, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решить волевыми усилиями. Ребенок ведет себя таким образом не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии.

Задачей школьного психолога является проведение совместно с учителем и родителями психологической коррекции эмоциональной сферы и поведения ребенка. Он может заниматься с ребенком как индивидуально, так и в группе гиперактивных детей по специально разработанной программе. Кроме того, психолог ведет разъяснительную работу с педагогами, совместно с ними разрабатывает стратегию и тактику взаимодействия с каждым гиперактивным ребенком и составляет индивидуальную программу развития такого ребенка.

Гиперактивный ребенок в школе что делать. Советы от доктора

Приветствуем вас, дорогие читатели, на страницах нашего блога. Многие родители испытывают страх за своего малыша, отправляя его в первый класс. Комфортно ли ему будет в коллективе? Проявятся ли способности к каким-нибудь предметам? А если ребенок слишком активен, не помешает ли это в получении знаний? И вот над последним моментом особенно стоит задуматься. Как будет себя вести гиперактивный ребенок в школе? Что делать для того, чтоб адаптация его прошла «безболезненно» и результативно?

Каждая мама обязана знать:  Годовалый ребенок сильно капризничает

В этой статье вы получите ответы на свои вопросы. Вы познакомитесь с признаками этого состояния, его характеристикой и узнаете о том, как вести себя правильно, чтоб помочь малышу.

Ситуация

Мальчик Кирилл пошел в 1 класс. В своем семилетнем возрасте он хорошо читает, пишет и считает. Это любознательный, сообразительный и активный ребенок. Родители были уверены в том, что он сможет найти применение своим способностям и легко адаптируется в начальной школе. Но результат не оправдал ожидания.

В классе из 30 человек концентрация внимания на одном процессе дается ему с трудом. Его активность направлена не в то русло: он перебивает учителя, отвечает без спроса, вскакивает с места. Преподаватель вынужден посадить мальчика за последнюю парту. Расстояние мешает ребенку воспринимать речь взрослого. Он начинает заниматься своими делами: задирает одноклассников, кидается бумажками и вертится.

Кирилла отсадили подальше от ровесников, несколько изолировав его от остальных. Но активность ребенка никуда не исчезла, и он ищет выход для нее. Пока учитель занят у доски, мальчик прячется под партой, ползком пробирается к двери и выходит из класса на прогулку по школе. Учительский коллектив боролся с этим 6 месяцев, но справиться с проблемой не смог. Маме предъявили ультиматум: или она переводит Кирилла в другое общеобразовательное учреждение, или педагоги добьются его перевода в специализированную школу.

Это начало серьезной проблемы. Необходимо принять все меры, чтобы исправить ситуацию и помочь первокласснику.

Что такое гиперактивность

Это состояние характеризуется чрезмерной потребностью в движении. Гиперактивному ребенку свойственна повышенная активность, неусидчивость, трудность в концентрации внимания.

У таких детей нарушена работа процессов возбуждения и торможения. Первое у них преобладает над вторым. По нормам на работу этих процессов уходит одинаковое время. Гиперактивный ребенок возбуждается очень быстро, почти мгновенно, а его нервная активность снижается значительно медленней.

Возьмем, к примеру, всем известную ситуацию. В классе тишина, дети сосредоточенно выполняют задания учителя. Но тут за окном пролетает яркий воздушный шар. Какой будет реакция детей?

1.Большинство из них нестандартная ситуация отвлечет на короткое время. Они посмотрят на шар, скажут что-нибудь незначительное и спокойно примутся за работу, как только он скроется из поля зрения.

2.Кто-то из ребят оторвется от дела с трудом и не сразу. Взглянув на шар, они с энтузиазмом продолжат выполнение заданий.

3.В классе будет и тот, кто не усидит на месте, увидев шар. Такой ребенок бросится к окну и не покинет свой «пост», пока отвлекающий его предмет не исчезнет за горизонтом. Ему понадобится много времени, чтоб «успокоиться» и приняться за работу.

У первой группы детей на процесс возбуждения и торможения уходит одинаковое время. Ученики следующей группы с трудом отрываются от выполнения заданий. В этом случае процесс торможения превалирует над возбуждением. Последний случай выступает примером гиперактивного малыша.

Показатели и симптомы гиперактивности

Поставить диагноз «гиперактивность» могут специалисты с помощью тестов. Но родители редко обращаются за помощью к детскому врачу-невропатологу. Обычно ребенку самому приходится адаптироваться к окружающему миру, но это не всегда проходит положительно.

Заблуждения взрослых

1. Родители совершают ошибку, наказывая малыша за чрезмерную активность. Нередко можно услышать фразы « сиди спокойно», «хватит вертеться» и др., которые не принесут ожидаемых результатов. Ребенок в этом случае перестанет заниматься одним делом и переключит свое внимание на другое. Разве можно отругать голодного за его желание есть?2. Взрослые из лучших побуждений пытаются ограничить малыша в двигательной активности. Они считают, что он не должен перевозбуждаться. Вместо пеших прогулок родители возят его на машине, а учителя ограничивают его в перемещениях на переменах. Так поступать не нужно. Ребенку необходима реализация потребности в движении.

3. Негативной стороной является полная вседозволенность в активных действиях. Малыш должен научиться контролю над своим состоянием. Увеличение отрезков времени для работы над собой помогут ему в этом.

Взрослые заблуждаются, думая, что такого ребенка нужно дисциплинировать и наказывать, заставляя вести себя спокойней. Но чем сильней давление, тем больше растет напряжение у малыша и ослабевает способность концентрации.

Когда у взрослых нарушается эмоциональный фон из-за навалившихся проблем, мозг перестает активно работать. Что говорить о малыше, который сталкивается с подобным?

Рекомендации

Воспитание такого малыша — очень непростое дело. Ребенок осознает, что с ним трудно справляться. Он неусидчив, получает в школе плохие оценки и низкие баллы за поведение. Такому малышу необходима помощь и поддержка.

  1. Энергия ребенка должна иметь выход. В реализации этого помогут спортивные секции, танцевальные студии.
  2. В каждом дне должны быть моменты, связанные с двигательной активностью: зарядка по утрам и вечером, пешие прогулки, короткие игры на переменах. Например, в течение урока ребенок может помочь учителю в выдаче карточек и тетрадей.
  3. Перед тем как сесть за выполнение домашних упражнений после школы, ему необходимо подвигаться и поиграть
  4. Особое внимание нужно обратить на рацион. В него должны входить продукты, на переваривание которых потребуется энергия.
  5. Необходимо учить ребенка концентрировать внимание, с каждым разом усложняя задания.
  6. Его действия должны иметь конечный результат, будь то решение примера или работа над рисунком.
  7. Взрослые должны научить ребенка следить за своим внешним видом и порядком вокруг себя.

Если правильно организовать жизнь ученика и поддержать его в трудных моментах, то впоследствии он станет активной и энергичной личностью.

Особенности

Многие взрослые считают детей с таким диагнозом неполноценными. Но они ошибаются.

  1. Дети с повышенной активностью обладают отличным воображением. Если направить его энергию в правильное русло, в дальнейшем из него выйдет превосходный специалист с индивидуальным подходом к делу.
  2. У них очень гибкий ум. Это помогает им видеть сразу несколько решений одной задачи.
  3. Это яркая и незаурядная личность. Он любит общаться и быть в центре внимания.
  4. Энергичность и непредсказуемость помогает ему справляться с огромным количеством разных заданий.

Родителям стоит знать, что это отклонение не накладывает отпечаток на интеллект и одаренность. Этих способных малышей надо воспитывать, развивая их природные навыки. В основном это творческие личности, умеющие петь, танцевать, читать стихи, конструировать.

Последствия

Самостоятельно с этим синдромом ребенок не справится. Если это запустить, то в дальнейшем из малыша вырастет агрессивный по отношению к себе и другим человек. Даже обладая умственными способностями, он вряд ли хорошо окончит школу или поступит в высшее заведение. Трудности с трудоустройством могут привести к наркомании и алкоголизму.

Но если родители будут поддерживать малыша, давать советы, направляя его активность в нужное русло, из него вырастет прекрасная индивидуальная личность.

Надеемся, что наша статья помогла вам. Будем рады видеть вас и ваших друзей на страницах нашего блога и форума! До новых встреч!

Если у вас гиперактивный ребенок: как учиться в школе

Современные школьники меняются с каждым годом. По статистике, за последние три года количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) увеличилось вдвое. Конечно, им тяжело учиться в школе, еще тяжелее их учить в условиях современной системы образования, где необходимо сидеть за партой по 30-40 минут. А сидеть долго они как раз и не могут.

Когда заходишь в первый класс, кажется, что там треть неусидчивых детей: даже во время урока многие сидят не за партой, а под ней, вскакивают во время урока или бесконечно шевелят конечностями. Как определить, есть ли у вашего ребенка СДВГ, и что можно сделать, чтобы облегчить ему учебу, поговорим подробней.

Конечно, система школьного обучения сегодня далеко не совершенна. Она не учитывает индивидуальные особенности ребенка, его устройство мышления («левополушарные» дети очень отличаются от «правополушарных»), особенностей нервной системы, скорости восприятия и т.д. Система рассчитана не на каждого отдельного ребенка, а на массы, предпочтительнее серые, поэтому сложно учиться как детям, так и родителям, не говоря уже об учителе, который до конца так и не понимает, как их учить. Радует, что в последнее время внедряются новые технологии, но пока они апробируются и приживутся, пройдет не один десяток лет. А живем мы здесь и сейчас, поэтому необходимо запастись кое-какой информацией.

Симптомы СДВГ

Многие родители обеспокоены тем, что ребенок, особенно в начальной школе, не может высиживать по сорок минут урока, следовательно, быстро выматывается и устает. Возникает вопрос: может он гиперактивный? А может и нет. Сегодня родители грамотные, и аббревиатура «СДВГ» им известна, но что она включает в себя?

Перечень симптомов СДВГ предлагает Американская Психиатрическая Ассоциация DSM-IV.

Обнаруживаются уже в годовалом возрасте и проявляются до 8 лет.

Наблюдаются в нескольких сферах деятельности: в играх, труде, учебе, дома и в школе.

Не связаны с психотическими или тревожными расстройствами и психопатиями.

Вызывают очень сильный психологический дискомфорт в школе, тяжелую адаптацию.

Невнимательность или повышенная активность не соответствует возрастной норме.

Невнимательность (из перечисленных признаков как минимум 6 должны сохраняться на протяжении полугода):

Ребенок не может сосредоточиться на деталях, совершает много ошибок.

Не может долго удерживать внимание на одном объекте.

Не вслушивается в обращенную к нему речь, пропускает мимо ушей.

Не доводит до конца начатое дело.

Ребенок не может организовать ни себя, ни малую группу детей.

Негативно относится к заданиям, которые требуют дополнительных умственных усилий.

Часто теряет вещи, предметы, необходимые для выполнения какого-либо задания.

Часто отвлекается на посторонние звуки и другие раздражители.

Ребенок часто что-то забывает.

Гиперактивность и импульсивность (из перечисленных признаков как минимум 4 должны сохраняться на протяжении полугода):

1. Школьник часто суетится, не может сидеть спокойно на одном месте.
2. Часто вскакивает с места без разрешения.
3. Часто бесцельно бегает, прыгает, ерзает на месте, карабкается, шевелит руками, ногами, головой.
4. Ребенок не может играть в нешумные игры, не умеет отдыхать.
5. Выкрикивает при ответе, не дослушав вопрос.
6. Ученик не может дождаться своей очереди (например, в столовой), выскакивает вперед.

Виды СДВГ

В связи с вышеизложенным выделяется три типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

СДВГ с преобладанием невнимательности без гиперактивности.
СДВГ с преобладанием импульсивности и гиперактивности без дефицита внимания.
Смешанный тип.

Многие врачи разделяют синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. Девочки в основном страдают дефицитом внимания без гиперактивности, мальчики же наоборот или имеют смешанный тип. Часто СДВГ является вторичным проявлением после перенесения какой-либо инфекции. Причины данного синдрома чаще всего генетического характера или сочетанного с социальными неблагоприятностями. В любом случае СДВГ – пусть не органическое поражение мозга, но, тем не менее, минимальная мозговая дисфункция.

Как учить ребенка с СДВГ

Понятно, что при обучении ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью нужно отталкиваться от вида нарушения. Если нарушено внимание без гиперактивности, то нужно акцент делать на развитии внимания, и наоборот – развивать усидчивость при гиперакивности. Но есть и несколько универсальных советов.

Учитывая то, что школьник с данным нарушением будет претерпевать неудачи в процессе овладения письмом и математикой, необходимо его поддержать и как можно чаще хвалить. Но предварительно нужно, чтобы он признал эту проблему и сам захотел что-то изменить. Нужно вести активный диалог, который поможет ученику четко сформулировать мысль. Взрослые часто начинают задавать вопрос: «почему ты это сделал?», в то время как малыш порой и сам не понимает, почему. Чувство вызванного бессилия снижает его самоконтроль, поэтому важно отталкиваться от его желаний: «тебе же нравится получать пятерки, а двойки совсем не хочется?» Когда ребенок самоопределится, нужно поддержать его: «я знаю, что у тебя получится, ты сможешь». На этом этапе школьник еще не знает, как решить проблемы, но он их понял и готов совместно со взрослым изменить ситуацию. Важно также дать понять ребенку, что решать он их будет сам, а взрослый лишь поможет в этом.

Каждая мама обязана знать:  Как уменьшить негативное влияние матери

Сопровождением ребенка с СДВГ помимо родителей должен заниматься психолог, который поможет сконцентрировать внимание ребенка на проблеме и привить навыки саморегуляции. Родителям дома перед выполнением домашнего задания необходимо проделывать нехитрое упражнение.

Попросите ребенка успокоиться, закрыть глаза и вытянуть перед собой руки, затем расслабиться, сконцентрировать внимание на кистях рук и наблюдать за руками одну минуту. Затем попросите ребенка открыть глаза и рассказать, что он чувствовал во время упражнения, легко ли было держать вытянутые руки, какие ощущения и мысли возникали? Думал ли он только о руках или возникали какие-то другие мысли? Ребенок должен проговорить ситуацию, если у него возникали отвлеченные мысли. Попросить проделать упражнение еще раз. Когда вы поймете, что нет никаких других мыслей, кроме ощущения тяжести в руках, скажите ребенку, что он молодец и умеет думать только об одном.

«Давай сейчас сядем выполнять домашнее задание и не будем думать больше ни о чем кроме него». Практикуйте это упражнение каждый день, постепенно приучая ребенка делать его самостоятельно. Полезно спросить учащегося, нужно ли ему напоминать каждый день, чтобы он выполнял это упражнение? Обычно дети говорят «нет». Родители должны довериться ребенку, понимая, что отследить его обещание не смогут. Школьник должен сам научиться проверять свои силы.

Школьники с СДВГ очень долго выполняют домашнюю работу, постоянно отвлекаются, поэтому необходимо структурировать время и установить определенный режим, используя систему поощрений в виде дополнительных прогулок или просмотра мультфильмов. Перед выполнением задания важно в деталях обговорить с ребенком последовательность его выполнения и продолжительность перерывов для отдыха (не более 10 минут после часовой работы). Во время отдыха ученик не должен забивать голову просмотром телевизора или увлекаться компьютером. При выполнении каждого конкретного задания необходимо также обговорить, как ребенок будет его выполнять. Большие тексты лучше всего разбивать на части. После прочтения одной части можно встать и сделать 10 приседаний или упражнение на вытягивание рук. При списывании также можно установить границы задания. Например, сначала переписать в тетрадь кусочек текста, затем выделить в нем орфограммы, а только потом дописать остаток упражнения. По аналогии – работать над математикой. Осилив небольшой кусочек, ребенок почувствует успех, и тогда ему легче будет выполнять остатки заданий.

Важно, что ребенок может сам себе устанавливать границы в заданиях и время на их выполнение. Для этого можно поставить песочные или электронные часы. Постепенно научив управлять временем, нужно донести до ребенка, что спешить не надо, а надо выполнять работу аккуратно, внимательно. Концентрация внимания на отдельном отрезке задания и так позволит сэкономить ему время.

Родители должны быть готовы постепенно ослабить контроль за выполнением домашних заданий, чего, к сожалению, часто не делают тревожные мамы и папы. Доверяя ребенку самому управлять временем, вы тем самым уже даете ему понять, что он успешен и справится без посторонней помощи. Если же возникают трудности при выполнении какого-либо задания – проговаривайте с ребенком каждую деталь: что именно было непонятно, почему не понял, что упустил и т.д. Если процесс сбивается, начинайте все сначала: упражнение на концентрацию внимания на кистях вытянутых рук, структурирование времени, планирование выполнения задания, смена деятельности, десятиминутный отдых, похвала и поощрение. Когда ребенок почувствует свою успешность, он сам будет с удовольствием выполнять задание.

Если ребенок гиперактивен без дефицита внимания, при выполнении домашних заданий можно выполнять упражнения, требующие статической позы. Например, «морская фигура, замри». Если ребенок что-то не понял, необходимо ему повторить несколько раз. Дети с СДВГ любят повседневность, планомерность и повтор. И, конечно, обязательно систематическое посещение врача-невролога и медикаментозное поддержание нервной системы ребенка.

Советы учителям

Опытные педагоги, конечно, знают, как работать с подобными детьми. Но не лишним будет напомнить, что:

садить их нужно как можно ближе к доске и лучше рядом с такими же детьми по уровню зрелости, чтобы никто из них не ощущал свою неуспешность

вести урок необходимо при закрытых дверях, чтобы посторонний шум не отвлекал

в работе использовать групповые методы, работу в парах, чтобы дети с СДВГ вырабатывали самоконтроль

чаще смотреть в глаза, так как это позволяет ребенку сконцентрировать внимание на учителе и почувствовать его заинтересованность в его успехе

устраивать физминутки как можно чаще для переключения внимания

к ребенку нужно проявлять больше заботы и тепла, уделять внимание, так как эти детишки очень эмоциональны и отзывчивы на похвалу и поддержку

задания также рекомендуется разбивать на части

использовать как можно больше наглядного материала

использовать задания, где ребенок с СДВГ может поработать руками

10. не относиться к ребенку как к особенному, создавая ситуацию равенства и никого не выделяя.

11. если ребенок отвлекся – нужно дать ему конкретное задание, например, прочитать отрывок вслух

12. помогать ребенку находить в учебном материале ключевые слова, выделяя их фломастером

13. создать список правил, которые ребенок должен выполнять

14. записывать на доске указания, помогающие в выполнении задания

15. давать ребенку задания, где он может оказаться в центре внимания сверстников и в ситуации успеха

16. завести в классе календарь и отмечать в нем важные события, подталкивая ребенка к тому, чтобы он завел аналогичный собственный календарь и учился планировать

17. сотрудничество с родителями поможет решить многие проблемы.

Обычно к 13-14 годам нервная система школьника приходит в норму, и ребенок легче концентрирует внимание и успевает качественно сделать одновременно несколько дел. Но, тем не менее, не стоит забывать о постоянной поддержке, проявлении внимания и заинтересованности родителей в его успехе.

Может ли гиперактивный ребёнок учиться в обычной школе?

Может ли гиперактивный ребёнок учиться в обычной школе или существуют специализированные учебные заведения для такой шустрой ребятни? Справедливости ради надо отметить, что по умственным способностям эти ребята ничем не уступают своим сверстникам. Поэтому каких-то специальных школ для непосед не предусмотрено. И на вопрос может ли гиперактивный ребёнок учиться в нормальной школе, можно с уверенностью ответить, конечно!

Тем не менее, для такой малышни процесс обучения немного затруднён в силу психологических особенностей. Поэтому преподавателям и родителям рекомендовано исполнять предписания и рекомендации детского психотерапевта касательно некоторых нюансов обучения такого школьника. В этой статье мы попробуем объяснить кто такой гиперактивный ребёнок, а также дадим рекомендации родителям школьников-непосед.

Как проявляет себя СДВГ?

Гиперактивность можно смело обозначить приставкой «сверх». Такая детвора отличается повышенной потребностью в активном движении. Они сверхактивны, импульсивны, отличаются нестабильным настроением, громко разговаривают, неспособны концентрироваться на одном действии или предмете, имеют плохую память. Могут быть агрессивны и плаксивы если не получают желаемого. Все эти показатели — следствие неправильной работы отдельных участков мозга, отвечающих за поведенческие реакции.

Как определить учащегося с СДВГ?

Нередко взрослые путают банальную невоспитанность и избалованность с СДВГ. На самом деле, немного пристальней присмотревшись к учащимся, такого ученика определить, будет несложно:

  • Отвлечённость от занятий. Даже самой интересной деятельностью такого малого нельзя заставить сконцентрироваться. Он постоянно переключается, на что-либо другое.
  • Излишняя эмоциональность выражается буквально во всём. Может плакать без причины или громко смеяться, когда повода для веселья нет.
  • Громкая и быстрая речь. Даже после замечаний малый не убавляет громкости своего голоса.
  • Пишут такие непоседы, зачастую, совершая типичные ошибки; не дописывают окончаний, забывают писать с заглавной буквы, обходят стороной даже явные знаки препинания. Не способны исправить текст даже с помощью подсказок.
  • Отличаются суетливостью и массой совершенно лишних телодвижений. Неспособны усидеть на одном месте больше двух минут. Постоянно ёрзают и мнутся.
  • Обладают плохой памятью и забывчивостью. Забывают записывать домашнее задание, могут пойти домой без ранца или сменной обуви.
  • У них постоянно что-то падает, ломается, теряется.
  • Неспособны внятно что-либо объяснить или выстроить диалог.
  • Непоседу постоянно окружает беспорядок. Даже прейдя в учебное заведение опрятным, не способен сохранить соответствующий вид и 45 минут.

Рекомендации родителям школьников с СДВГ

  • Ни в коем случае нельзя наказывать егозу за излишнюю активность. Тем более что это не спасёт положения, а ещё больше усугубит его.
  • Не запрещайте крохе двигаться. Конечно, в рамках школьного заведения беганина и стояние на голове не очень приветствуются. А вот на улице пускай бегает, прыгает и резвиться. Ведь вашему «вулканчику» необходимо, куда девать свою неудержимую энергию и пускай это лучше происходит за стенами школы.
  • Непоседу желательно записать в какую-либо спортивную секцию или кружок. Это может быть футбол, плаванье, лёгкая атлетика и т. д. В общем, что угодно, лишь бы он расходовал не иссекаемые запасы энергии.
  • Нужно попросить учителей задействовать егозу в активных действиях. Это может быть раздача инструментов на уроке, помощь в вытирании доски и т. д.
  • Не заставляйте сразу же после прихода домой садиться за домашнее задание. Делайте минимум час активного перерыва между занятиями дома и в школе.
  • Рекомендовано ввести в рацион малого продукты, требующие большой затраты энергии на переваривание (разные виды орехов, мясные блюда и т. д.).
  • Придерживайтесь рекомендаций детского психотерапевта и неукоснительно соблюдайте все предписания.
  • Составьте режим дня и следите за его выполнением. Причём распорядка дня должен придерживаться каждый член семьи.

СДВГ — не приговор, а всего лишь проблема, которую можно легко решить, соблюдая все рекомендации и пожелания врачей и психологов.

Гиперактивный ребёнок школьник, что делать родителям советы психолога

Как-то ещё можно выносить проделки егозы, когда он ходит в детский сад. Но когда гиперактивный ребёнок школьник что делать родителям? Советы психологов помогут вам справиться с этим непростым периодом в жизни малыша. Эта статья расскажет, как ведёт себя гиперактивный ребёнок в школе, разъяснит, что делать родителям, поможет советами психолога.

Нужно сказать, что младшие классы для ребятни с синдромом дефицита внимания — самые непростые. Ведь появляются новые обязанности, которые нужно неукоснительно выполнять. Непоседам непросто усидеть долго на одном месте, внимательно слушать учителя, сосредотачиваться и придерживаться норм поведения. Нередко по этой причине возникают проблемы с успеваемостью. Но не надо впадать в панику и думать, что теперь светлое будущее вашему малому не светит. Существуют специальные программы и методики воспитания, разработанные психологами специально для такой детворы.

К сожалению, не во всех учебных заведениях педагоги знают как вести себя с трудными детками. А родные теряются в догадках как усмирить егозу дома и заставить выполнять домашнее задание. Но если в стенах школы преподаватель всегда может прибегнуть к помощи штатного психолога что же делать родным егозы? Понимающие мамы и папы знают, кто такой гиперактивный ребёнок и прислушиваются к рекомендациям психологов родителям трудных школьников.

Каждая мама обязана знать:  Отец не верит мне

Итак, самым главным пунктом программы является составления распорядка дня для крохи. Режим следует составлять таким образом, чтобы умственные нагрузки чередовались с физической активностью. А также в дневном распорядке должны быть прописаны специальные уроки, направленные на развитие усидчивости и внимательности. Конечно, задания можно корректировать в зависимости от индивидуальных качеств маленького человека. Но существуют рекомендации, выполнение которых обязательно для всех трудных школьников:

  1. Желательно отдать егозу в класс с минимальным количеством учащихся;
  2. Выполняя домашнюю работу, делайте активные пятиминутки каждые 20 мин;
  3. Помогая делать уроки, предоставляете обучающий материал в интересной и красочной форме;
  4. Выполняйте ежедневно упражнения на развитие внимательности, усидчивости и ответственности;
  5. Приучайте работать в коллективе.

Избавляемся от лишней энергии

Избавиться от излишней энергии помогут физические упражнения и спортивные игры. При этом психологи советуют отдавать предпочтение играм, в которых нужно применять лишь физические способности. Помните — такие малыши очень впечатлительные и, например, соревновательные виды игр могут вызвать в них повышенную тревожность и страх.

Запреты и ограничения

Нельзя запрещать что-либо перед этим, не обосновав, свой запрет фактами и примерами. Любое замечание должно иметь под собой почву и быть разъяснено спокойным и размеренным тембром голоса. Не стоит также вводить табу сразу на все проказы озорника. Вводите свои правила постепенно. Так, крохе будет проще понять, что от него хотят, и он будет планомерно привыкать к новым нормам поведения.

Когда вы начинаете замечать, что ваш «вулканчик» становиться неуправляемым, смените окружающую его обстановку, на более спокойную и тихую. На такую малышню очень успокоительно действует мамин голос, её объятия и поцелуи. Чадо нужно обнять, пожалеть, приласкать, успокоить тихим нежным голосом. В вечернее время можно принять расслабляющую ванну с успокоительными отварами. А также поможет массаж, чтение любимых сказок и книг.

Попробуйте настроиться с чадом на одну волну. Тогда вам будет намного проще понять, как себя вести, чтобы он начал вас слушать и выполнял ваши просьбы. Психику малого с СДВГ характеризует недостаток внимательности. Поэтому, общаясь с чадом, нужно говорить не спеша, чётко проговаривая каждое слово. Давая ребятёнку какое-либо задание, необходимо сформулировать просьбу в короткой и понятной форме. Слишком длинная формулировка запутает непоседу, и он через минуту попросту забудет о чём шла речь.

Учимся понимать время

Таким озорникам крайне важно научиться ориентироваться во временных рамках. Чтобы научить своё чадо чувствовать время ставьте перед ним задачи выполнять какое-либо поручение чётко по времени. Например, выполняем задачку 15 минут потом 5 минут прыгаем на месте. Или чистим зубы ровно 5 минут, кушаем 20 минут и так далее. Не забывайте напоминать чаду сколько осталось минут до окончания того или иного задания.

К наказаниям такая детвора относится крайне чувствительно. Даже незначительное замечание в их сторону они воспринимают как глубокое оскорбление. Укоры мамы и папы «не делай этого» или «так нельзя», скорее всего, не будут поняты, а, напротив — чадо станет ещё более неуправляемым.

А вот к похвале такая ребятня относиться очень даже хорошо. Если мама хочет, чтобы ребятёнок, например, убрался в комнате — нужно похвалить его, сказав какой он чистоплотный, хозяйственный и ответственный. После таких эпитетов чадо побежит убираться в комнате, доказывая всем, что мамины слова непустой звук и он на самом деле такой прекрасный и хозяйственный.

Диагноз СДВГ не должен становиться стеной перед светлым и счастливым будущим маленького человека. И родные как никто другой способны направить энергию крохи в правильное русло и помочь ему стать достойным и уважаемым представителем социума.

Гиперактивный ребенок в школе: советы родителям

Школа – враг гиперактивных детей, ведь там нужно быть внимательным и сосредоточенным. Без концентрации и умения доводить начатое до конца успеваемость гиперактивного ученика будет оставлять желать лучшего.

Гиперактивность – бич младшеклассников. Их ведущая деятельность меняется с игровой на учебную, из-за чего нагрузка на мозг многократно возрастает.

Систематичность, длительность, повторение – все то, без чего сложно представить себе обучение никак не стыкуется с гиперактивным ребенком. Что делать в таком случае родителям?

Признаки гиперактивности

Как понять, гиперактивен ли ваш ребенок? Ответьте «да» или «нет» на 10 вопросов нашего теста:

  1. Ребенок постоянно шевелит кистями и стопами?
  2. Не может спокойно посидеть на месте даже минуту?
  3. С трудом дожидается своей очереди в игре?
  4. Отвечает на вопросы быстро, не дослушав до конца?
  5. С трудом выполняет предложенные задания?
  6. С трудом переключает внимание с одного занятия на другое?
  7. Его игры или рисунки часто остаются незавершенными?
  8. Много болтает, мешает другим, вмешивается во все разговоры?
  9. Не умеет играть сам, тихо и спокойно?
  10. Часто совершает импульсивные действия, не задумываясь о последствиях?

Если у вас 8-10 ответов «да», ваш ребенок склонен к гиперактивному поведению.

И вы не одиноки. По данным статистики, среди детей в возрасте от 5 до 11 лет гиперактивных больше 25%, причем мальчики страдают в два раза чаще девочек.

Психолог Елена Фролова рассказывает: «Причин, почему на гиперактивность своих чад чаще жалуются родители мальчиков, чем девочек, несколько. Мозг плода мужского пола более раним к различным патологиям беременности и родов. У психики девочек лучше развиты компенсаторные функции, а также они более эмоциональны и послушны. Например, девочке легче устроить истерику, и она уже получает разрядку, а в этой ситуации мальчик – начинает много говорить, сходить с ума и бегать по потолку».

Какие проблемы в школе

Возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые — такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам.

Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они не слышат, часто что-то теряют, забывают.

Гиперактивным детям необходимо постоянно двигаться, а это идет в разрез со школьными правилами. Просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 35-40 минут для них – непосильная задача. 15, максимум 20 минут – и ребенок теряет нить, его внимание рассеивается, необходима смена деятельности.

Гиперактивный ребенок в школе, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места. Нередко из-за своей импульсивности и эмоциональности гиперактивные дети плохо адаптируются в коллективе, им сложно найти общий язык с одноклассниками.

У гиперактивного ребенка всегда много ошибок, а при выполнении письменных работ он очень устает. Читает он обычно хуже сверстников, внимание нарушено, советов взрослых не воспринимает.

Проблема и с подачей нового материала. В обычной школе чаще всего это проходит вербально – учитель рассказывает, дети слушают. Гиперактивному же ребенку для понимания необходимы визуальные образы и тактильные ощущения – увидеть и пощупать.

Как помочь гиперактивному ребенку

Запастись терпением. Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема, требующая внимания и длительной работы со стороны родителей, врачей, педагогов и психологов. Посещайте разных смециалистов, спрашивайте несколько мнений, ищите альтернативы, собирайте опыт.

Забыть слово «нет». Для гиперактивного ребенка нет ничего хуже, чем слово «нет». Нет, нельзя, не бегай, не прыгай, не ходи, не бери, не кричи – сколько еще ему предстоит выслушать? Не формулируйте приказы – озвучивайте предложения. И подключайте выдумку. Ваши новые фразы-выручалочки: «Давай будем ходить как кошечки», «Давай минутку послушаем, что нам говорит тишина», «Давай попробуем договориться с ручкой». Если запрет жизненно необходим, старайтесь подать его с позитивной стороны, не говорите «не ходи по лужам», предложите «выйди на асфальт».

Найти свою схему. В семье, где воспитывается гиперактивный ребенок, важно избегать крайностей. Не должно быть вседозволенности и равнодушия, но и требовать от такого ребенка беспрекословного подчинения, соблюдения правил и запугивать карающими санкциями – бессмысленно. Категоричность, упреки, одергивание не пойдут ему на пользу. Вырабатывайте свою тактику, схему, стратегию, ищите ее путем проб и ошибок.

Искать дзен. В школе и дома ребенку пригодится опыт овладения своими эмоциями. Учите маленького человека самоконтролю, шаг за шагом показывайте, как можно сгладить нахлынувшие чувства. Лучший пример — собственный, поэтому сдерживайте свои бурные аффекты, особенно в сторону ребенка. Вместе учитесь переключать внимание, менять направление деятельности и мысли, изучайте дыхательные практики, ходите на восточные единоборства.

Оказывать поддержку. Если бы вы знали, как много значат для гиперактивного ребенка слова «я тебя понимаю»! Ему просто необходима поддержка взрослых. Ему и так неуютно и беспокойно внутри себя, а тут еще вы со своими нотациями. Искренне пытайтесь понять ребенка, поддерживайте его попытки самоконтроля, хвалите за сдержанность и хорошее поведение.

Обнимать.. Никто так не нуждается в обнимашках, как гиперактивные дети. Они могут затихать в ваших руках, вырываться или елозить на коленях, но им просто необходимо ощущать физический контакт с близким человеком. Обнимите ребенка и спокойно поглаживайте его по спинке, словно успокаивая. Чем чаще вы будете проводить такое простое упражнение, тем лучше. Умеете делать массаж? Замечательно, приступайте, не раздумывая, только помните, ваша цель – расслабление ребенка.

Быть кратким. Гиперактивному ребенку задачи нужно обозначать четко, короткими предложениями, без длинных формулировок. В домашних заданиях выделяйте самые важные слова яркими фломастерами, одно слово ребенку будет легче запомнить.

Соблюдать очередность. Если вы скажете «допиши в тетради, помой руки и приходи ужинать», гиперактивному ребенку будет сложно сосредоточиться и удержать во внимании сразу три задачи. Поэтому ставьте задания по очереди. Выполнил одно – начинаем следующее.

Помнить о распорядке дня. Да, гиперактивному ребенку сложно придерживаться каких-то рамок. Но понимать, что после обеда ему нужно будет сделать уроки, а после уроков – собрать портфель – необходимо. Не нужно зацикливаться на минутах, важно соблюдать очередность действий. О том, что ребенку предстоит предупреждайте его заранее: «Мы сейчас досмотрим мультик и пойдем делать уроки». Следить за сроками – ваша задача, не перекладывайте ее на ребенка. В качестве помощника отлично работает календарь, на котором помимо расписания дня можно отмечать какие-то цели и планы на неделю, месяц, год.

Убрать отвлекалки. Ребенок делает уроки? Выключите радио, телевизор, уберите со стола все отвлекающие предметы. Гиперактивному ребенку чтобы сосредоточиться необходимо сделать над собой нечеловеческие усилия. Помогайте ему в этом – убирайте все, что может его отвлечь. Даже цвет стен, мебели, текстиля, одежды выбирайте успокаивающий, не раздражающий.

Гиперактивность чаще всего проходит к подростковому возрасту: признаки повышенной двигательной активности уменьшаются, изменения в психике сглаживаются.

Важно, чтобы к этому моменту ребенок пришел с верой в себя, положительными эмоциями и без груза комплекса неполноценности. А это – в ваших руках!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация