Гиперактивный ребенок

Содержание

Гиперактивный ребенок. Что делать?

«Гиперактивный ребенок». В последние годы данный термин достаточно привычен. Слишком подвижных детей становится все больше. Поэтому сегодня предлагаю разобраться, каковы поведенческие отличия гиперактивных детей от обычных? Как можно помочь семье, в которой есть «маленькая юла» или «сметающий все на своем пути»?

Гиперактивным детям трудно сидеть на месте, они суетливы, чересчур много двигаются, вертятся, иногда слишком говорливы, могут раздражать манерой своего поведения. Вызывают множество конфликтов и споров, плохо контролируют себя, неуклюжи, иногда агрессивны. Часто роняют и ломают вещи, проливают жидкости. Такому ребенку трудно концентрировать внимание, он легко отвлекается, задает кучу вопросов, но редко дожидается ответов. Молниеносно переключается с одной деятельности на другую. Создается впечатление, что ребенка невозможно ничем увлечь хотя бы на какой-то срок.

По данным некоторых ученых, истинный Синдром дефицита внимания (СДВГ) проявляется с раннего возраста. Этиология неизвестна. Предполагается вина генетики или изменения процессов работы мозга, недоразвитие нервной системы, или нарушение внутриутробных, родовых процессов. Возможно, именно на этого ребенка, оказала влияние экология. Никто не знает.

Таким детям иногда неплохо помогают лекарственные препараты. Но бывает, что их действия недостаточны, и тогда рекомендуется психотерапия, которая показана и детям без медицинского диагноза. Если родители пока не дошли до психолога или такового нет в их местности, то расскажу, как можно помочь детям и зачем это нужно.

Отмечу, что в трудности слишком подвижного ребенка вносят свой вклад взрослые, потому что с гиперактивными чадами и правда тяжело. Близкие становятся нетерпеливыми, недоверчивыми, иногда срываются. Если родные часто проявляют негативное отношение, то и маленький человек научается низко оценивать себя. Такой ребенок может иметь мало друзей, его унижают меткие прозвища и ярлыки сверстников. Угнетают трудности в учебе, хоть он может надеть на себя маску равнодушия.

Родителям гипрактивных детей важно понять, что тем необходимы перемены, новизна, богатство впечатлений. Скучная, надоевшая среда, где ничего не происходит будет провоцировать их на различные выходки. Ребенок станет искать способы, чтобы как-то стимулировать себя. Конечно же используя и различные варианты эксцентричного поведения.

Поэтому первая задача для родителей:

организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы его деятельность постоянно менялась, окружение было ярким, а впечатления разнообразными.

Может быть, вы научитесь показывать фокусы и заинтересуете ими ребенка, или составите карту мест, куда можно совершать небольшие вылазки, путешествия. Это вам кажется обычным старый овраг или не представляющий значимости подсохший пруд, или муравейник на холме. Для ребенка знакомство с перечисленным вызывает погружение в новый неизведанный мир.

Интересно было бы послушать ваши предложения о том, какие новинки вы привносите в жизнь ребенка, чтобы помочь ему не застрять в серых буднях.

Только не надо ждать, что он надолго застрянет в какой-то новой забаве, а вы пойдете заниматься своими делами. Такое вряд ли случится. Придуманная затея- всего лишь «одна из» в огромном списке остальных. Не стоит бояться избаловать ребенка, для него впечатления-это не излишество, а способ познания себя.

У детей с СДВГ очень слабо развито понятие границ дозволенного, им сложно следовать правилам.

«Дети испытывают тревогу в обстановке, которая не имеет ясной структуры и не задает четких границ допустимого, и, пытаясь избавиться от беспокойства, часто ведут себя вызывающе».(В. Оклендер)

Поэтому формулируем следующую задачу:

правил не должно быть чрезмерно много; они просты, понятны и не нарушаемы.

Когда слишком подвижным детям уделяют внимание, слушают (можно прочесть про «активное слушание» в интернете), задают вопросы, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности.

Вывод: слушайте и воспринимайте всерьез детей.

Всем детям, а особенно гиперактивным, помогают научиться концентрировать внимание и снимать напряжение занятия, стимулирующие тактильные ощущения. Задача:

несколько раз в неделю организовать занятия с глиной, песком, водой; рисование пальчиковыми красками. Во время работы здорово обращать внимание на то, что именно делает ребенок. Когда упоминаю воду, имею ввиду следующее. Берется емкость с водой, в которую можно погружать и вынимать игрушки (для каждодневного применения).

Для того, чтобы дети научились оставаться в процессе игры или какой-то другой деятельности достаточно длительное время, предлагаю использовать, например, следующее упражнение:

берется предмет не слишком знакомый ребенку. Допустим, свечка. Или вы купили растение с необычным покровом листьев. Или вспомнили об огромной ракушке на дальней полке вашего шкафа. Маленький человек берет в руки предмет. Ваши вопросы следующие:

«Посмотри на эту свечу. Как она выглядит? Ты чувствуешь воск на пальцах? Замечаешь ли ты, что часть свечи оранжевая?» Если ребенок переключается на какой-то шум или происходящее в соседней комнате, обращаем его внимание: «Ты услышал шум. Как думаешь, на что это похоже?»

Для осознания границ тела и его возможностей хороши следующие задания:

  • Покажи 5 способов падения на подушки
  • 5 вариантов раскачивания на качелях
  • Изобрази с помощью своего тела: танк, гусеницу, расческу, кольцо, мост (добавьте ваши варианты). Пантомима-в целом полезное занятие!

«Забавно изображать разные виды спорта и игры, животных и какие-то ситуации. На собственном опыте я убедилась, что подобные упражнения заставляют очень внимательно прислушиваться к своему телу, осознавать его в попытке передать то или иное сообщение без использования слов. Мы сражались, вообразив себя сырыми спагетти, а потом – вареными спагетти, или двумя столетними старцами, или королем и королевой». (В. Оклендер)

Для гиперактивных детей важно упражнять волю и суждения. Поэтому:

даем возможность выбора: какую одежду одеть в садик, что за цветную бумагу взять для поделки, какое блюдо выбрать на обед.

Если у ребенка много скрытых переживаний, то устоять на месте ему будет достаточно трудно. Вспомните себя. Если вас что-то волнует, вы расстроены, не понимаете, что происходит, легко ли вам сконцентрироваться на каком-то деле? Когда ситуация проясняется, например, человек разберется в произошедшем, поделится с кем-то, поплачет или выразит злость, становится лучше и можно приниматься за работу.

«Дети же не обладают когнитивными и эмоциональными навыками, чтобы выполнить подобный самоанализ. Тревога приводит к появлению у них страха перед возможностью углубиться в какое-нибудь занятие. Ребенку, неспособному (или не желающему) показать свои скрытые переживания, часто трудно устоять на месте, сосредоточиться и сфокусировать внимание. Они все время переходят от одной вещи к другой, но не могут полноценно сосредоточиться на чем-то одном. Дети, испытывающие страх, гнев, горе или беспокойство, часто демонстрируют все или многие симптомы СДВГ» (В. Оклендер)

В связи с выше сказанным выделим наиважнейшую задачу

-помочь ребенку выразить чувства, особенно, если в анамнезе малыша имеются травматические переживания. Это столкновение со смертью, ситуация развода, психическое и физическое насилие, угроза жизни и здоровья. Без профессиональных навыков помочь детям непросто. Поэтому обращаем внимание на необходимость психотерапевтических занятий для детей, учитывая, что наличие непростого психологического опыта затрагивает все сферы развития и может вызвать нарушения не только поведения, ухудшение учебного процесса, появление страхов, но и психосоматические проявления, такие как гиперактивность, энурез, бронхиальная астма.

Успехов вам в воспитании счастливых детей!

С уважением, семейный психолог, Елена Кислова.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям — советы психолога

Жизнь преподнесла подарок — вы стали родителем. Малыш подрастает, радует новыми достижениями, но часто без видимого повода капризничает, беспокойно спит. Он научился ходить, делает первые попытки собрать пирамидку или сложить кубики, вы вместе разглядываете красочные книги. Но замечаете, что ребёнок не ходит, а бегает, не видя препятствий на своём пути; не может дослушать сказку и сложить несложные пазлы. Это первые признаки того, что у вас подрастает гиперактивный ребенок, что делать родителям и, нужны ли советы психолога, разберёмся по порядку.

Как распознать гиперактивного ребенка?

Мамочки называют своих непосед гиперактивными детьми. На самом деле, происходит подмена понятий. Нормально развивающиеся детки должны быть подвижными, любознательными почемучками. А приставка «гипер» означает, что активность проявляется сверх нормы. Понаблюдайте за малышом, если вы обнаружите у ребёнка подобные признаки, обратитесь за консультацией к специалисту.

  1. Распознать малыша с гиперактивностью можно ещё в младенчестве. Вас должны насторожить следующие симптомы:
  • сильное напряжение мышц, сохраняющееся длительное время (с трудом удаётся разогнуть пальчики ребёночка);
  • повторяющиеся срыгивания, иногда рвота;
  • чрезмерная реакция на внешние раздражители (шум, свет);
  • сон гиперактивного малыша неглубокий, урывками, ребёнок вздрагивает, просыпается, часто плачет.
  1. По мере роста проявляются следующие признаки:
  • долго не засыпает;
  • не играет с одной игрушкой;
  • не сидит на месте;
  • не может сосредоточиться на одном виде деятельности;
  • рассеянное внимание;
  • стремление куда-нибудь бежать.

Гиперактивный малыш не в силах занять себя, ему трудно просмотреть даже непродолжительный мультфильм, собрать конструктор, послушать сказку.

  1. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте добавляются такие симптомы:
  • непроизвольное подёргивание ногами или руками;
  • покачивание головой;
  • раскачивание в положении стоя;
  • воспроизведение какого-нибудь повторяющегося звука.

Эти признаки особенно проявляются, когда ребенок отвечает урок или чем-то увлечённо занимается.

Добавляется раздражительность, вспыльчивость и быстрая смена настроения. Малыш быстро утомляется, не может сосредоточиться на выполнении задания. В ночное время не удаётся полноценно выспаться, так как сначала не может заснуть, а в течение ночи до нескольких раз просыпается. Ему трудно налаживать отношения со сверстниками, он не отдаёт отчёта своему поведению (может без спроса встать и пойти, выкрикивает с места, вмешивается в разговор).

  1. По мере взросления у гиперактивного малыша появляется понимание правил поведения, но гиперактивность проявляется и в подростковом возрасте:
  • трудно высидеть урок;
  • сложно сконцентрироваться на поставленной задаче;
  • потеря интереса к заданию;
  • быстрые, необдуманные ответы;
  • сложность в пересказывании текста;
  • неумение спланировать свой день;
  • конфликт с учителями и одноклассниками.

Это отражается на успеваемости и выливается в неудовлетворительное поведение. Что делать, если ребенок гиперактивный, обратимся к специалистам.

Лечение гиперактивного малыша — нужно ли?

При регулярном прохождении медосмотра, специалисты в поликлинике на ранней стадии могут определить признаки гиперактивности. Нельзя пренебрегать их рекомендациями, ссылаясь на характер ребёнка или наследственность (вылитый папа или мама). Нужно понимать, что чрезмерная активность имеет научное название, это диагноз, который, прежде всего, нужно установить или опровергнуть. Чем раньше вы это сделаете, тем проще будет поддаваться корректировке это отклонение.

Устанавливает диагноз детский невролог, на основании проведённого обследования, которое включает в себя:

  • сбор информации о ребёнке;
  • опрос мамочки о протекании беременности и родах;
  • выявление наследственности;
  • тестирование ребёнка (с возраста 5 лет);
  • проведение диагностики головного мозга (делается электроэнцефалограмма).

После комплексного обследования специалист выносит свой вердикт.

Если опасения подтвердились и вашему чаду ставят диагноз СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивность, первое, что вы должны сделать — успокоиться.

Гиперактивный ребенок: советы психолога и рекомендации родителям

После того как первые волнения от свалившейся на вас информации пройдут, начинаем действовать. Для достижения цели придётся аккумулировать все свои лучшие качества родителя. Что делать с гиперактивным ребенком, на помощь приходят советы психолога.

Сначала попытаемся понять, почему именно ваш ребёнок имеет такую особенность. Причин много, но большинство из них возникают во время зарождения и вынашивания плода.

  1. Употребление будущей мамочкой алкоголя, сильнодействующих веществ — наркотиков или медицинских препаратов, противопоказанных беременным.
  2. Перенесённые во время беременности различные инфекционные заболевания.
  3. Травмы, нанесённые плоду во время вынашивания или в момент рождения.
  4. Кислородное голодание плода.
  5. Скудное питание мамочки, во время вынашивания ребёночка.
  6. Проживание в экологически неблагоприятной зоне.
  7. Травмы головы, полученные в младенчестве.
  8. Несовместимый резус-фактор родителей.
  9. Нежелательная беременность (неудачная попытка её прервать).
  10. Сильные проявления токсикоза.
  11. Влияние на процесс родовой деятельности (вызов родов).
  12. Отклонение от срока родов (преждевременные или с большой задержкой).

Предупреждён, значит, вооружен. Зная об этих последствиях, каждая разумная женщина, предприняла бы попытки к тому, чтобы избежать или сгладить внешние факторы. Но сейчас стоит вопрос, что делать, когда диагноз поставлен.

Невропатолог даст свои рекомендации, которые нужно выполнять, в том числе и медикаментозное лечение, но этого недостаточно, подключаем психологическую помощь:

  1. Приводим себя в чувство, успокаиваемся, услышанный диагноз — это не приговор, всё поправимо и поддаётся корректировке.
  2. Предупреждаем взрослое окружение (в том числе педагогов) ребёнка о его особенностях (не все старшие понимают, что дитя не дурно воспитано, а это последствия перенесенного события).
  3. Налаживаем дружелюбные, благоприятные, тёплые взаимоотношения в семье (если вы ссоритесь с супругом, делайте это без присутствия дитя), кстати, это поможет наладить и ваши супружеские отношения.
  4. Хвалим малыша по поводу и просто так, он у вас самый лучший.
  5. Налаживаем тактильную связь (обнимаем, целуем, гладим по головке).
Каждая мама обязана знать:  Правомерно ли поступает опека

Особенности воспитания гиперактивного ребенка: советы родителям

Перечисленные особенности вашего чада, относятся к отрицательным качествам, но вы же знаете, что ребенок ваш не только сгусток негативной энергии. Гиперактивные детки имеют творческое мышление, они большие придумщики всего необычного, неординарно мыслящие, с лидерскими способностями. Направляя их энергию в нужное русло, своевременно корректируя поведение, такой ребёнок превратится в успешного, креативного, энергичного человека. Но это потом. А сейчас запасёмся терпением, впереди ждёт каждодневный труд, именуемый воспитательным процессом.

Начинать воспитание придётся с себя. Научитесь разговаривать спокойным тоном, планировать свой день с учётом распорядка сына или дочери, изучить, научиться применять психологические и педагогические методики. Дошкольные учреждения и школа будут оказывать влияние на воспитание вашего чада, но основная нагрузка ляжет на вас. Чтобы легче войти в этот процесс, обратитесь за консультацией к специалисту.

Для сверхактивных деток важно соблюдать режим дня. Насколько строго он будет его придерживаться, зависит от вашей дисциплинированности в этом вопросе. Общение должно происходить в теплой, дружелюбной обстановке. Это не значит, что малышу нужно во всём потакать. Но при запрете чего-нибудь не будьте категоричны, не используйте слова «нет» и «нельзя». Объясняйте свой отказ, но и не забывайте о поощрении.

Рекомендации родителям по коррекции поведения гиперактивного ребенка

Что делать, если у вас гиперактивный ребёнок:

  1. Гиперактивным детям не под силу длительный процесс, требующий от них запоминания большого количества информации. Поэтому разделяйте задание на небольшие блоки. Хвалите его после каждой, даже маленькой победы.
  2. У таких гиперактивных детей отсутствует восприятие времени. Планирование — это не их конёк. Их понимание — это здесь и сейчас. Чтобы это исправить, даются задания на время с использованием песочных часов, ребёнку постарше можно включать таймер.
  3. Побуждает к выполнению задания и вызывает заинтересованность поощрительная система в виде жетончиков. За каждое хорошо выполненное задание, гиперактивный малыш получает карточку (жетон, монетку, фишку), пусть он сам придумает, что это будет. Оговаривается количество карточек, которые нужно скопить (пять или десять) для того, чтобы обменять их на какой-то значимый подарок, материальный или же поход в цирк или аттракционы.
  4. Меньше бывайте в местах с большим скоплением людей. Замените походы в гипермаркеты прогулками в парке.
  5. Не допускайте переутомления гиперактивного малыша.
  6. Полезным выплеском энергии послужит занятие в спортивных секциях.
  7. Создайте дома уютный уголок, где гиперактивный малыш сможет побыть один.

Важно: не используйте в качестве поощрения сладости.

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком в разных ситуациях: важные советы

Не всё поддаётся контролю, вы не можете постоянно находиться рядом с ребёнком. Приступы гиперактивности могут проявиться у него, как говорится, в самый неподходящий момент. Помним, что вы должны быть сдержанными, не повышать голоса, ваша задача переключить внимание малыша.

  1. Увлеките его другим занятием.
  2. Задайте ему вопрос, как говорится, не по теме.
  3. Обсудите его поведение в шуточной форме, можете сравнить его с мультипликационным героем.
  4. Внимательно слушайте, что ребенок вам говорит, не пренебрегайте его страхами и капризами.
  5. Забудьте о приказном тоне, диалог должен строиться в виде просьбы.
  6. Если гиперактивный ребёнок с первого раза не выполняет вашу просьбу, повторяйте её до тех пор, пока не получите желаемый результат. Когда просите о чем-то, убедитесь, что он вас слышит.
  7. Оставьте его одного в своей комнате (если это безопасно).

Помните: как бы он себя ни вёл, он должен чувствовать вашу поддержку.

Как лечат гиперактивность у взрослых?

Если пустить процесс воспитания сверхактивного ребёнка на самотёк и не заниматься лечением, из него вырастает гиперактивный взрослый. Во взрослой жизни такой человек испытывает трудности в общении, часто меняет работу, быстрая утомляемость отражается на качестве работы. Он страдает от головных болей, мучается от бессонницы, у него проявляются разного рода тики. Про таких говорят, что они импульсивны, со сложным характером, не умеют дружить. На такой стадии коррективы вносит социум, в котором находится человек, а помочь с расстройствами можно медикаментозно и прибегнув к специалистам — психологам. Это можно сделать и в онлайн-режиме, обратившись за скайп-консультацией к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Информация для родителей

Возьмите за правило посещение специалистов, которые оценивали бы, правильность лечения и динамику происходящих изменений в поведении ребёнка. Это поможет своевременно скорректировать ваши действия.

Для детей с гиперактивностью следует подобрать особый рацион питания. Для всех полезно сбалансированное питание, а для сверхактивных деток нужно обогатить пищу продуктами, содержащими Омега-3 жиры, он должен получать комплекс витаминов и минералов, поэтому рацион должен быть разнообразным. И самое главное, учёные доказали прямую связь между потреблением сахара и возбудимостью детей. Сведите к минимуму потребление сладостей.

Делайте конфеты самостоятельно с использованием сухофруктов, орехов с добавлением меда. Можете привлекать к этому процессу ребёнка. Он с удовольствием съест конфету, приготовленную собственноручно. Пусть сахар ребёнок получает из фруктов, исключением являются заводские фруктовые соки. Сок можно приготовить самому, но ребёнку нужно разбавить его напополам с водой. Печенье заменяют крекерами, а если вы решили побаловать ребёнка мороженым, предпочтение отдайте ванильному.

В рационе не должно быть продуктов, способных вызвать аллергию, табу — газированные напитки.

Занятия и игры по коррекции гиперактивности

Специалисты разработали различные методики для работы с гиперактивными детьми. Они направлены на улучшение координации движения, развитие мелкой моторики и внимания. Гиперактивных деток обучают самомассажу, тактильному взаимодействию. В работе используют глину или другой пластичный материал, песок (можно заменить манной крупой) и воду.

Хорошим эффектом обладают занятия с группой гиперактивных деток, под наблюдением специалиста, но и дома вы сможете в игровой форме благотворно повлиять на вашего непоседу.

Задание на внимательность:

  1. Берётся любая игрушка, содержащая различные детали: машинка, кукла, красочная картинка. Минуту ребёнок её разглядывает, затем игрушку прячем, а он по памяти должен сделать описание.
  2. Возьмете несколько мелких игрушек (больше пяти), имеющих разнообразную форму. Малыш рассматривает их не больше минуты, отворачивается, вы прячете одну игрушку в тканевый мешочек. Ребенок вслепую ощупывает предмет, рассказывает, какой он на ощупь и пытается угадать, что это.
  3. Понадобятся три предмета разного цвета (мячики, кубики, карточки, всё что найдётся под рукой). Если показывают зелёный предмет, малыш может прыгать, бегать, громко разговаривать. Жёлтый — сесть и разговаривать только шёпотом. Красный — замереть и не проронить ни слова.
  4. Если ребёнок знает буквы, предложите такой вариант. Распечатайте 2 листа любого текста, шрифт сделайте покрупнее. Один лист возьмите себе, другой отдайте ребёнку. Задание — найти и выделить во всём тексте букву (пусть ребёнок решит, какую букву вы будете искать). Усложнить задание можно временными рамками. По истечении срока, обменяйтесь листами и, пусть каждый проверит другого на внимательность. Конечно, вы должны сделать пару пропусков, когда ребёнок их найдёт, почувствует себя триумфатором.

Полезными гиперактивным детям будут рисование по точкам, использование развивающих планшетов с плетением верёвочек, собирание пазлов. Важно следить за состоянием ребёнка и чередовать подвижные игры со статическими занятиями.

Посмотрите с гиперактивным малышом мультфильмы про осьминожек, обезьянок, нехочуху, непослушного медвежонка. Проанализируйте их вместе с малышом, расскажите, что из-за неправильного поведения получаются различные неприятности, которые могут навредить малышу и огорчить маму.

Читайте гиперактивному малышу побольше сказок, обязательно обсуждайте прочитанное, проговаривайте о хороших качествах героев и о тех, что нужно искоренять. Чем больше вы будете уделять времени своему чаду, тем меньше симптомов гиперактивности у него будет проявляться. Окружите его своей заботой и лаской, и недуг постепенно сойдет на «нет», а ваш ребёнок будет радовать своими достижениями.

Признаки гиперактивности ребенка и ее причины, что это значит

Понятие «гиперактивный ребенок» появилось в 70-е годы и до сих пор вызывает жаркие споры у родителей, педагогов, врачей. Признаки и отличия от просто подвижного ребенка стоит рассмотреть ниже.

Что это такое

Состояние проявляется, когда малыш роняет, бросает окружающие его предметы, все трогает руками, но эти движения не осмыслены, не направлены на познание, понимание чего-либо. Он довольно любознателен, спрашивает, но сразу же забывает ответ, может и представлять, о чем шла речь, что это может значить, однако не концентрироваться на этом.

Пример поведения слишком активного малыша

Падает, ушибается, но может повторить это снова и снова и ничего не может сделать с этим. Не может сосредоточиться на каком-либо занятии, спит беспокойно, то есть отличия от нормальных детей ярко выражены.

Признаки и симптомы

Как диагностировать гиперактивность ребенка, симптомы, и что делать с этим, знает доктор. Специалисты выделяют определенные признаки гиперактивности, которые позволяют определить ее наличие у детей. Когда наблюдается гиперактивность, тогда малыши:

  • Любопытны, однако не понимают суть происходящего.
  • Любопытность не характерна для малыша, его не интересуют ответы на вопросы «почему?» и «зачем?».
  • Имеются определенные координационные аномалии в движении — неуклюжесть, неловкость, дети часто падают, что-то роняют, ломают, причем это их не расстраивает.
  • Не понимают сути определенного задания, им трудно осваивать все новое.

Малыш постоянно что-то роняет

Отличия гиперактивности от активности

Активный малыш в отличие от гиперактивного просто подвижен, может временами спокойно сидеть, увлеченно заниматься чем-либо, его активность целеустремлена. Он стремится все быстрее понять, усвоить, очень любопытен.

К сведению. Наблюдается адекватная реакция на замечания, свои ошибки малыши стараются не повторять.

Движения осмыслены, вещи малыш может поломать только нечаянно. Всего этого не наблюдается при гиперактивности.

В то же время гиперактивные детки считаются интеллектуально развитыми, хоть для них и характерно отсутствие сосредоточенности, конкретики в делах.

Явный пример непоседы

Причины появления

О причинах гиперактивности до сих пор идут жаркие дебаты. Некоторые специалисты считают, что таких детей вообще нет, другие же их считают реальностью и выдвигают различные мнения о причинах этого явления. Самыми распространенными из них являются:

  • наследственность (изменения в геноме);
  • биологические причины (проблемы при родоразрешении либо вынашивании);
  • социальные (наркомания родителей, неблагоприятные условия проживания);
  • влияние различных излучений, от радиации до сотовых телефонов.

Основная причина споров в том, что к подростковому возрасту большинство проявлений гиперактивности исчезает, могут остаться импульсивность, невнимательность. Поэтому некоторые считают причиной неправильное воспитание, проблемы, конфликты в семье.

К сведению. По статистике мальчики чаще становятся гиперактивными, чем девочки, это объясняется особенностями внутриутробного развития.

Сейчас СДВГ обнаруживается примерно у 10% дошколят. Выделяются следующие виды СДВГ (условно):

  • Только двигательный – ребенок расторможен, не сидит на одном месте, всегда движется (обычно проходит при достижении подросткового возраста).
  • Дефицит внимания – внешне не различим, отсутствует концентрация внимания.
  • Импульсивность – движения резкие, не координированы, малыш не контролирует и не регулирует поведение, некоторые задания выполняет успешно, некоторые нет.

Проблемы социального характера, ведущие к гиперактивности

Все эти виды вместе встречаются очень редко.

Способы лечения

Лечить или не лечить — как и в вопросах диагностики, здесь нет единого мнения. Некоторые считают, что СДВГ, это диагноз, который преодолевается ребенком только при помощи родителей и только воспитанием. Применение лекарственных препаратов тоже вызывает сильнейшую полемику.

Нужно ли лечение?

На этот вопрос в разных странах дается неоднозначный ответ. В Европе считают, что лечение необходимо, в некоторых странах процедуру может назначить педиатр. В России этот вопрос решается родителями. Большинство специалистов полагают, что необходима помощь хорошего психолога, а главную роль должно играть индивидуальное воспитание.

Считается, что бороться с СДВГ нельзя, нужно просто потерпеть до достижения ребенком определенного возраста, уделять ему больше внимания. Просто нужно помочь ребенку справиться с этим недугом. При этом все признают роль психолога в коррекции поведения детей.

Рекомендации от психолога

Если гиперактивный ребенок, что делать родителям — советы психолога помогут. Этой проблемой активно занимается украинский педиатр, кандидат медицинских наук, доктор Евгений Комаровский. Он не считает гиперактивность болезнью, отмечает, что «это не есть отклонение, это есть просто особенность психики ребенка». Исходя из этого, он сформулировал 10 правил взаимоотношений, ведущих к прогрессу в лечении и воспитании:

  • Установка связи – постоянное контактирование.
  • Установить правила поведения, выполнять эти обязанности всем (и взрослым, и ребенку).
  • Все опасное должно быть недоступно — бдительность превыше всего.
  • Режим – системность и регулярность во избежание хаоса.
  • Хвалить всегда, особенно за достижения.
  • Результат в приоритете – похвала при всех попытках, действиях и начинаниях, которые ведут к результату.
  • Силы в дело — стимулировать активность в виде выгула животного, уборки помещений (любые действия, задания и просьбы, исключающие нахождение в одиночестве, попытки начать баловаться без присмотра).
  • Приоритетно развитие дел, увлечений, хобби, получающихся лучше всего. Важно со стороны взрослых создание для этого условий, необходимо дать чувство заинтересованности других, важности создаваемого.
  • Походных дел мастер – воспитывать тягу к безопасности и собранности при любых условиях.
  • Стараться отдыхать при любой возможности. Взрослые тратят довольно много сил с гиперактивным ребенком, поэтому любая минутка должна использоваться для того, чтобы набраться сил, подготовиться к «новому бою».
Каждая мама обязана знать:  Запрещаю дочери общаться с мальчиками

Как успокоить непоседу

Есть множество способов успокоить ребенка. Все они направлены на переключение внимания непоседы.

К сведению. Когда малыш заигрался и не может остановиться – поймать, обнять и тихо предложить поиграть в другую игру.

Кроху до трехлетнего возраста можно попросить показать, как лает собака, мяукает кошка либо что-то подобное. Ребенка постарше можно попросить сосчитать пальцы, окна или еще что-то другое. Надо приучить ребенка (еще до года), что, когда расставлены руки, он должен бежать в объятия. Когда он прибежит, крепко обнять, подержать в объятиях несколько секунд. Постепенно это входит в привычку.

Помогает спокойное обнимание

Можно попросить ребенка выполнить задания, например, три раза оббежать стол, подпрыгнуть на месте пять раз, то есть активность нужно сочетать с необходимостью подсчета, это тоже отвлекает. Таких игр можно придумать очень много.

Важно! Гиперактивного ребенка можно отвлекать, но нельзя ругать, надо помнить – его активность непроизвольна.

Препараты и современная медицина

Врачи считают СДВГ невролого-поведенческим расстройством развития. Между тем специалисты Европы и США признали СДВГ заболеванием, проводится медикаментозное лечение, консультации, изданы памятки для родителей с перечислением симптомов.

В России считается, что этот синдром свойствен только детскому возрасту, поэтому принято обращаться к психологу, а медикаментозное лечение почти не применяется.

Медики могут рекомендовать успокоительные таблетки, иногда «Глицин» для улучшения памяти.

Сейчас появился препарат «Страттера», но он очень дорогой. Наиболее популярен в Европе метилфенидат («Риталин»), но в России запрещен как психостимулятор.

В России по мнению некоторых специалистов путают причину и следствие. Например, СДВГ считается следствием кесарева сечения. Похоже, в российской медицине нет четкого представления, почему возникает СДВГ, и только предстоит пройти тот путь, который прошли другие страны.

Обратите внимание! Некоторые родители пытаются любыми путями достать Риталин, но нужно помнить, что он имеет побочные эффекты, кроме того может возникнуть зависимость от препарата.

Как воспитывать

Гиперактивность порождает много проблем, которые особенно проявляются в дошкольном возрасте, с началом хождения в ДОУ на фоне других детей. Как быть с СДВГ?

Физкультура помогает слишком активным ребятам

Полезен распорядок, стоит применять физкультуру. Самое главное – принять ребенка, помогать ему во всем, учить ответственности за баловство. Нужно постараться создать семейный комфорт, уделять ребенку больше внимания, чем другим. Не стоит попрекать, наказывать. Полезно ограничить просмотр телевизора, использование гаджетов, посещение людных мест.

Дополнительная информация. Телевидение, компьютерные игры, скопления людей возбуждающе действуют, могут привести к панике, агрессивным действиям.

Обучение

Учеба вызывает увеличение интеллектуальной нагрузки на ребенка: требуется концентрация внимания, умение добиваться результата. Именно в этих условиях гиперактивность проявляется очень ярко.

При обучении педагог должен иметь представление об особенностях поведения таких детей. Необходима индивидуальная работа. Следует игнорировать некоторые поступки, минимизировать отвлекающие факторы, в случае затруднения быстро оказывать помощь.

Надо давать ребенку только посильные задания, которые нужно тщательно разъяснять отдельно. Нужно использовать возможности двигательной «разрядки» (физкультуры, ручного труда). Рекомендовано всегда работать в контакте с родителями ребенка, поощрять любые успехи.

Гиперактивный ребенок — это реальность, которую нужно учитывать и родителям, и воспитателям. Главный метод обращения с ними – принять такими, какие они есть, относиться к ним с любовью, учитывать особенности.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ребенок активный и гиперактивный. В чем разница?

Ребенок живой, подвижный, активный — что в этом плохого?

Ребенок живой, подвижный, активный — что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере, компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультами телевизора и «видика» — вообще не бывает проблем. Врачи на задержку развития не указывают. И, тем не менее, вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.

Активный ребенок

Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, — это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом, — это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.

У всякого ребенка время от времени случаются минуты гнева. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается признаком гиперактивности. Быть может, это временно. Или просто так сложилась ситуация.

Вот здесь и кроется главное отличие ребенка живого, активного от гиперактивного.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных — бесполезно, их надо сперва подлечить.

Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами). Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Понятие «невнимательность» в данном случае складывается из следующих признаков:

  • Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).
  • Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
  • Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
  • Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно — построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).
  • Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
  • Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе — ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.
  • Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • Ребенок постоянно все забывает.

Для того чтобы поставить ребенку диагноз «невнимательность», у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.

Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:

  • Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
  • Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.
  • Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
  • Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.
  • Ребенок всегда нацелен на движение.
  • Часто бывает болтливым.

Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки:

  • Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
  • Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
  • Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.

Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребенка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо всех сил стараются освободиться от пеленок и плохо успокаиваются, если их пытаются туго запеленать или даже надеть стягивающую одежду. Они могут с раннего детства страдать частыми неоднократными, немотивированными рвотами. Не срыгиваниями, характерными в младенчестве, а именно рвотами, когда все, что съел, — тут же обратно фонтанчиком. Такие спазмы — признак расстройства нервной системы. (И здесь важно не спутать их с пилоростенозом — проблема желудка, неспособного принять много пищи. Она тоже выливается, но уже по совершенно другой причине. Конечно, здесь уже без помощи доктора не обойтись.)

Гиперактивные дети на протяжении всего первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т. д. Чуть постарше, в два-четыре года, у них появляется диспраксия, так называемая неуклюжесть, более отчетливо заметна неспособность сосредоточиться на каком-нибудь, даже интересном для него, предмете или явлении: бросает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультик.

Гиперактивность и детский сад

Но наиболее заметными гиперактивность и проблемы с вниманием становятся к моменту, когда ребенок попадает в детский сад, и принимают совсем угрожающий характер в начальной школе.

Почему именно в детском саду? Да потому, что именно там малыш впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в организованную ситуацию, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, и от каждого члена такого коллектива уже требуется достаточная степень самоконтроля. Там надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое, чего наш бедный ребенок не просто не умеет, он не может этого уметь. Он не виноват.

Но проблемы все-таки начинаются. И с каждым годом они становятся все более острыми. Воспитатели и учителя жалуются на непрекращающееся беспокойство, исходящее от ребенка. Уставшие родители замечают ко всему прочему, что он быстрее изнашивает одежду и обувь («на нем все горит»), вмешивается во все дела, свистит, болтает без умолку, задирает братьев и друзей и импульсивно дотрагивается рукой до любого, кто проходит рядом. И, тем не менее, даже врачи не всегда могут сразу ответить, действительно ли двигательная активность этого непоседы выше, чем у обычных детей, или она просто носит другой характер.

Однако замечено, что три четверти таких детей отличаются неповоротливостью, неуклюжестью (диспраксией). Они постоянно что-нибудь переворачивают или опрокидывают и очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и удручающе плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребенка как бы не «вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, «выключаются», «выпадают» из деятельности и из всей ситуации, то есть «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее «возвращаются».

Причины гиперактивности

Ученые Университета Джона Хопкинса (США) в 1999 году доказали, что размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников. Существуют и другие изменения в центральной нервной системе, которые приводят к асимметрии передачи сигналов и, соответственно, способствуют развитию патологического состояния. Это очень важно помнить тем родителям, которые считают, что их ребенок просто лентяй, и ранее они воспитывали его недостаточно жестко.

Одна из основных особенностей таких детей заключается в том, что они быстро переключают внимание с одного предмета на другой и с большим трудом могут сосредоточиться. Учителя жалуются, что они ничего не слушают на уроках. Плохо выполняют домашние задания, начинают отставать в учебе, несмотря на достаточно высокий интеллект.

Этому есть объяснение: центральная нервная система гиперактивного ребенка плохо справляется с новыми (увеличенными) нагрузками, как физическими, так и психическими. Многие подолгу отвлекаются на свои собственные мысли и не в состоянии воспринять даже короткий рассказ. Особенно трудно им дается чтение, но обычно такие же сложности возникают с арифметикой и письмом.

Вот почему такой школьник чувствует себя, мягко говоря, неуютно в коллективе. Ведь попав в разряд «неуспевающих», он начинает ощущать негативное отношение со стороны учителей и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным поведением. Несчастного ребенка часто ругают, над ним смеются, «не берут в игру». Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка — характерные эмоции при СДВГ — получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью.

Но случается и совсем противоположное — гиперактивный маленький человек становится лидером. И тогда коллектив, который он возглавляет, трясет и будоражит много лет. Очень важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они могут, не задумываясь, выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в глубину, не умея плавать, и т. п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более, что обычно у ребятишек с СДВГ снижена реакция на болевые стимулы, и большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьезные травмы. Часто у детей с СДВГ появляются подергивания и тики. Тик представляет собой внезапное, отрывистое, повторяющееся движение, охватывающее различные мышечные группы. Напоминает нормальное координированное движение, варьируется по интенсивности и отличается отсутствием ритмичности. Может временно подавляться усилием воли и благодаря однотипности рисунка относительно легко имитируется.

Каждая мама обязана знать:  Если экспертиза покажет, что ребенок не мой, могут ли лишить ли меня отцовства

Отличительная черта тиков — их непреодолимый характер. Любая попытка подавить усилием воли появление тика неизбежно ведет к нарастанию напряжения и тревоги, а насильственное совершение желаемой двигательной реакции всегда приносит моментальное облегчение.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причем не только ночью, но и днем.

Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и длятся где-то до 12 лет. Второй «всплеск» симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.

Гормональный «бум» отражается на особенностях поведения и отношения к учебе. Трудный подросток (а именно к этой категории относится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться и на расставание со школой.

Формы СДВГ

По международной классификации выделяют три формы СДВГ:

  • В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания; по распространенности это самая частая форма заболевания.
  • Во второй форме — преобладают нарушения внимания.
  • В третьей форме — преобладает гиперактивность.

Последняя форма встречается реже других. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это может быть связано с его индивидуальными особенностями, в частности, с темпераментом, поэтому не всегда можно говорить о патологии.

Заметим, что далеко не всегда и невнимательные дети попадают в число больных СДВГ. Американцы, например, четко различают состояния гиперактивности и неспособности концентрировать внимание (НКВ). Последнее вполне может проявиться само по себе неспособностью закончить начатое дело, быстрым переключением интересов и т. д. Кстати, довольно часто такие проявления мы наблюдаем и у взрослых людей. В медицине это называется «остаточное явление неспособности концентрировать внимание». И хотя природа этих двух синдромов практически одинакова — минимальное нарушение функции мозга, лечить детей можно более щадящими методами.

По статистике, синдром нарушения внимания с гиперактивностью большей частью встречается у светловолосых и голубоглазых детей и почти в пять раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Почему? Так, видимо, природа позаботилась, создав девочку более выносливой даже в утробе матери. Она не так восприимчива ко всяким вредным (патогенным) воздействиям, на ней меньше отражаются и неблагополучные роды. Кроме того, мозг у прекрасной половины человечества значительно отличается от мозга сильной половины. Большие полушария головного мозга у девочки менее специализированны, поэтому они лучше компенсируют любые поражения центральной нервной системы. Среди девочек реже встречается «вечный двигатель». Как правило, заболевание у них проявляется в виде нарушения внимания, поэтому они хуже учатся, чаще горюют и с трудом контактируют в коллективе.

Гиперактивный ребёнок: что делать при гиперактивности

Многие родители интересуются вопросом о том, как отличить синдром гиперактивности от обычного развития малыша. Ведь большинство детей активны, непоседливы и непостоянны. Как понять, в каком случае стоит тревожиться?

Обычно гиперактивный ребёнок проявляет себя с самого рождения: он боится громких звуков, обладает повышенной восприимчивостью к внешним раздражителям и трудно засыпает. Конечно, поставить диагноз СДВГ может только специалист.

Основные причины

Долгое время детская гиперактивность не считалась заболеванием, и её относили к особенностям поведения. Некоторое время назад учёные доказали, что это отклонение психики, и его невозможно исправить при помощи типовых педагогических методик. В 1970 году были проведены исследования, во время которых подтвердилось, что болезнь имеет физиологические причины и передаётся по наследству. Среди причин возникновения можно выделить следующие:

  • нехватка гормонов в детском организме;
  • перенесённые матерью болезни и травмы;
  • заболевания во время вынашивания малыша;
  • болезни ребёнка, перенесённые в младенческом возрасте и оказавшие влияние на функционирование его мозга;
  • попытки матери прервать беременность;
  • стрессовое состояние матери при беременности и во время родов;
  • курение и принятие алкоголя;
  • токсикозы;
  • преждевременные или затянувшиеся роды;
  • неправильное положение плода.

Во время исследования было выявлено, что психическое расстройство может иметь генетическую причину.

Помимо психогенетических причин, также может иметь место и психосоциальный фактор. Зачастую родители, обратившиеся к врачу, даже и в мыслях не допускают, что поведение их чада обусловлено их неправильным отношением. Среди психосоциальных причин стоит обозначить следующие:

  • нехватка материнской ласки, внимания и общения;
  • недостаток тёплого контакта в семье;
  • отсутствие внимания со стороны близких людей или педагогическая запущенность;
  • психологическое насилие;
  • психическая напряжённость в семье, когда родители постоянно скандалят, стремятся контролировать каждый шаг ребёнка, проявляют эмоциональную холодность и не заботятся;
  • аморальный образ жизни родителей;
  • жестокое обращение с малышом;
  • отсутствие одного из родителей в семье;
  • противоречивые взгляды на воспитание ребёнка со стороны матери и отца.

Как ни странно, такие дети вместе с диагнозом получают и некоторые бонусы для себя.

Это яркие и неординарные личности с нестандартным мышлением, безудержные фантазёры, которые во взрослом возрасте нередко становятся актёрами, шоуменами. У них бурное воображение, они умеют видеть в окружающем мире то, чего другие не замечают.

Симптомы расстройства

Отличить здорового и подвижного ребёнка от малыша с СДВГ способен только врач. Обычно при подозрениях на расстройство родители обращаются к неврологу. Для постановки диагноза симптомы должны проявляться, как минимум, в течение полугода и быть более выраженными, нежели в случае со здоровыми детьми. К симптомам СДВГ относятся:

  • Невнимательность. Детям с гиперактивностью трудно фокусировать внимание на чём-то одном. Они с лёгкостью переключаются, отвлекаются, не могут сконцентрироваться на деятельности. Занимаясь чем-то одним на протяжении длительного времени, они начинают скучать. Им сложно воспринимать информацию на слух, они не могут действовать в соответствии с инструкциями. Они нередко теряют свои вещи из-за рассеянности.
  • Малыш слишком активный, он не может усидеть на месте, всё время находясь в движении. Ему трудно даются спокойные игры и задания, требующие усидчивости и кропотливости.
  • Ребёнок очень импульсивен, он проявляет несдержанность, нетерпение. Нередко руководствуется не разумом, а эмоциональными порывами. Может вести себя дерзко со взрослыми, демонстрировать неуместное поведение в социуме, вести себя бестактно при общении. Ребёнок постоянно прыгает, бегает, создаётся ощущение, что внутри него есть моторчик.

В младенчестве симптоматика заболевания проявляется неярко, но всё-таки кое-что можно заметить. Детки до года испытывают трудности со сном, страдают от сбивающихся биоритмов. У них нередко повышенный мышечный тонус. Спешка во время кормления может провоцировать рвоту.

Младенцы с синдромом «протестуют», когда их пеленают, они часто проявляют упрямство и очень капризны. Инстинкт самосохранения у них выражен плохо. Как только они выучатся ходить, сразу начинают бегать сломя голову. Такие дети не чувствуют страха, не боятся упасть и ушибиться. В младшем дошкольном возрасте подобные проявления особенно заметны.

Родители ребёнка с СДВГ сталкиваются с огромными трудностями, воспитывать такого активного ребёнка непросто. Он малыш не слушается, его надо постоянно контролировать и всё время находиться рядом с непоседой.

Лечение СДВГ

При лечении гиперактивности используется комплексный подход с акцентом на психологическую коррекцию. В качестве дополнительных мер применяются некоторые медицинские процедуры, диеты, лекарственные препараты.

Большое значение имеет правильный подход в воспитании гиперактивных детей. Делать процедуры, стимулирующие мозг посредством слабых токовых импульсов, таким детям очень полезно. Приём медикаментов проводится исключительно под наблюдением врача, который и назначает лекарства.

В европейских странах при СДВГ прописывают препараты психостимулирующего действия, но они демонстрируют не только высокую эффективность, но и множество побочных действий, среди которых проблемы с пищеварением, плохой сон, головные боли, задержка роста. В России применяются по большей части ноотропные препараты, положительно воздействующие на мозговую деятельность. Используются также лекарства, замедляющие работу ЦНС.

Рациону ребёнка следует уделять особое внимание, нужна сбалансированная диета, позволяющая предотвратить нарушения метаболизма, которые, в свою очередь, могут привести к повышенной капризности и раздражительности. Молодой организм нуждается в белках, витаминно-минеральном комплексе.

Важно включить в рацион продукты, содержащие Омега3-жиры в большом количестве, они положительно влияют на работу ЦНС. Что касается сладостей и углеводов, такие продукты стоит ограничить. Лучше их заменить фруктами и ягодами. Из сладкого можно включить в детский рацион небольшое количество чёрного шоколада. Врачи также рекомендуют давать успокоительный мармелад «Зайчонок».

При СДВГ не обойтись без помощи психолога, специалист помогает гиперактивному малышу лучше разобраться в собственных действиях, рассказывает родителям, как им следует выстраивать отношения с ребёнком. Нужно сказать, что многие дети успешно «перерастают» это состояние при условии отсутствия осложнений и оказания своевременной помощи. Поэтому так важно при первых симптомах обратиться к доктору и начать лечение гиперактивного ребёнка. Делать это необходимо, чтобы повысить шансы чада на успех.

Советы родителям

Малышу с СДВГ необходимо много родительского внимания. Нужно стремиться всегда его выслушивать, не отказывать в помощи при выполнении заданий, всячески способствовать развитию его усидчивости. Ребёнок с гипердинамическим синдромом особенно нуждается в похвале, принятии, одобрении, поддержке.

Перед тем как наказать малыша, родители должны вспомнить о том, что у этого маленького человечка всё в порядке с интеллектом, но есть некоторые затруднения с контролем над моторной деятельностью. Он не намеренно себя так ведёт, просто ему трудно остановиться.

Нужно позаботиться об организации режима дня, стараться проводить больше времени на улице. Прекрасным решением станет отдать малыша на плавание, гимнастику, спортивные танцы, верховую езду. Дома можно сделать небольшой спортивный уголок, чтобы малыш имел возможность выплеснуть свою неумную энергию.

Выбирая детский садик, лучше отдать предпочтение тому, где имеется возможность играть, активно двигаться, делать задания и отвечать по желанию. Следует объяснить воспитателю особенности психики ребёнка. Если из-за поведения крохи начнут страдать другие дети, стоит забрать его из этого учреждения. Важно помнить при этом, что малыш не виноват. Ему надо объяснить, что его забрали, так как эта группа не подошла.

Отдавая ребёнка в школу, очень важно подобрать подходящее заведение. Следует проинформировать учителя о диагнозе и обсудить, как ему себя вести, чтобы не травмировать особенного малыша и облегчить его адаптацию в классе. Домашние задания должны быть короткими, но эффективными. Уроки нужно делать в одно и то же время. Чтобы узнать, какое время является самым подходящим, следует лишь понаблюдать за ребенком. Нельзя использовать наказания, которые лишают его возможности двигаться.

Психологи утверждают, что благоприятная обстановка в семье и правильно составленный режим дня способны помочь в лечении. Нужно создать спокойную обстановку, которая бы не раздражала малыша. Это позволит ему чувствовать себя более спокойно. Немаловажно сформировать у ребёнка рефлексы, благодаря которым он сможет придерживаться установленного распорядка. Допустим, приучить его ложиться спать лишь после того, как он услышит сказку на ночь.

Обратная сторона медали

Невзирая на негативные проявления детей с гипердинамическим синдромом, у них много и позитивных качеств, и необходимо делать упор именно на их развитии. Ребёнок, которому был поставлен диагноз СДВГ, мыслит креативно, имеет бурное воображение, это генератор гениальных идей. Такой малыш сложно удерживает внимание на одном виде деятельности, но зато имеет нестандартное мышление и своеобразный взгляд на мир.

Гиперактивный ребёнок — большой энтузиаст, это всегда интереснейшая личность, рядом с которой никогда не бывает скучно. Такие дети интересны в общении, активны, деятельны, энергичны, но порой их поведение нельзя предугадать. Если их правильно мотивировать, они будут показывать высокие результаты в учёбе, добиваясь больших успехов, нежели одноклассники. Они имеют широкий кругозор, интересуются множеством вещей, всегда найдут тему для разговора.

Ещё одна положительная черта этих непосед — высокая гибкость. Они способны адаптироваться к любой ситуации. При решении задач могут использовать нестандартные методы, до которых их одногодки едва ли додумаются. Интеллектуальные способности гиперактивных детей обычно на высоте, благодаря чему они способны быть очень эффективными. Нередко художественные способности находятся на таком же высоком уровне, что позволяет заниматься и творческой работой.

Таким образом, в воспитании ребёнка с гиперактивностью ключевым аспектом является родительская позиция. Его адаптация в социуме, прежде всего, будет зависеть от обстановки в семье, отношения матери и отца, которым следует уделять малышу больше внимания, хвалить его за успехи, давать больше тепла и заботы, всегда быть открытыми для общения.

Родители должны транслировать своему чаду любовь, теплоту и принятие, понимая его особенности. Тогда, возможно, малыш «перерастёт» своё заболевание. Как бы там ни было, чуткие и мудрые родители значительно повысят шансы ребёнка на нормальную адаптацию в социуме и успешную самореализацию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация