Гиперактивный сын


Содержание

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога и рекомендации родителям гиперактивных детей

Зачастую наиболее часто встречаемой причиной гиперактивности ребенка является нехватка внимания. Своей чрезмерной подвижностью и занятостью он пытается привлечь родителей, сверстников, учителя к себе. Иногда же такой причиной может стать особенность характера человека. Однако наибольшее влияние имеют многие другие факторы: в группе риска дети, которые появились на свет через кесарево сечение, искусственники и т. д. Поэтому достаточно важно разобраться в первопричине.

Судя по статистическим данным, гиперактивность встречается практически у каждого двадцатого ребенка, кстати, следует отметить, что у мальчиков в два-три раза чаще. Получается, в учебном классе можно встретить как минимум одного малыша с чрезмерной активностью. Советы родителям гиперактивного ребенка раздают все кому не лень, но на самом деле прислушиваться нужно лишь к специалистам.

Ученые доказали, что гиперактивность является диагнозом

На протяжении долгого времени данный диагноз считался лишь особенностью поведения ребенка, но совсем недавно было доказано, что это является психическим отклонением, которое нельзя исправить простыми педагогическими методиками. И если в семье есть гиперактивный ребенок, что делать родителям? Советы психолога помогут в этом разобраться.

Что интересно, в 1970 году были проведены исследования, которые показали: в основе данного заболевания лежат физиологические и генетические причины, и сам синдром относится не только к педагогике и психологии, но и связан с медициной.

Основные причины возникновения

  • Недостаток необходимых гормонов в организме ребенка.
  • Перенесенные заболевания и травмы.
  • Болезни матери во время беременности.
  • Любые болезни, которые перенес ребенок еще младенцем. Они могли повлиять на работу мозга.

И вне зависимости от того, что медицина достигла больших успехов в данном вопросе, и существуют фармакологические методы лечения и психолого-педагогические, все же детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, которую можно скорректировать в подростковом возрасте. Исходя из этого, постараемся сделать выводы и дать рекомендации: гиперактивные дети, что делать родителям?

Советы психолога смогут помочь адаптироваться малышу к социуму и в дальнейшем стать всесторонне развитой личностью.

Болезнь в зрелом возрасте

На самом деле многие взрослые люди страдают от данного заболевания, но чаще всего их попросту считают чересчур импульсивными, активными и взбалмошными. Данный синдром возникает в детстве, он еще не до конца исследован, поэтому не доказано, что оно остается и в более зрелом возрасте.

Как распознать гиперактивного ребенка

С первыми признаками родители могут столкнуться сразу: детки плохо спят, много плачут, в течение дня очень раздражительны, могут реагировать на любой шум и смену обстановки.

Гиперактивный ребенок в год уже начинает проявлять себя, например, в речевой задержке, неловких движениях из-за нарушенной моторики. Тем не менее он постоянно активен, пытается идти, двигаться, он суетлив и подвижен. Его настроение также постоянно меняется: в один момент ребенок веселый и радостный, а в следующую минуту он может резко закапризничать. Итак, перед вами гиперактивный ребенок (1 год). Что делать родителям? Таким детям придется уделять намного больше внимания, и для достижения результатов необходимо приложить усилия.

Критичный возраст

Когда дело доходит до подготовительных занятий, ребенку также сложно сосредоточиться на одном задании: он не может усидеть на месте, довести до конца хотя бы одно дело или же сделать упражнение внимательно и сосредоточенно. Малыш делает все спустя рукава, чтобы закончить работу и приступить к чему-то новому.

Разумные советы родителям гиперактивного ребенка может дать только специалист, также как и распознать гиперактивность. Но прежде чем обратиться к профессионалу, мать и отец должны понаблюдать за своим чадом, определить, насколько чрезмерная активность и импульсивность мешает ему в обучении и построении взаимоотношений со своими сверстниками. Какие ситуации настораживают?

Основные симптомы

  1. Невнимательность. Ребенку всегда сложно сосредоточиться на задании или игре. Родителям постоянно приходится напоминать о будничных делах, ведь ребенок попросту забывает о них, а еще постоянно ломает или теряет свои вещи. Кроме того, нарушено внимание: малыш никогда никого не слушает, даже когда речь обращена непосредственно к нему. Если он самостоятельно делает задание, то зачастую не может правильно организовать свою работу, постоянно отвлекаясь и не доводя задание до конца.
  2. Импульсивность. На уроках ребенок, не дождавшись своей очереди, выкрикивает с места. Ему сложно соблюдать установленные правила, он постоянно вмешивается в разговор и т. д.
  3. Гиперактивность. Ребенку сложно усидеть на месте, он постоянно ерзает на стуле, много болтает, постоянно бегает даже там, где нельзя этого делать. Малыш не может спокойно играть или отдыхать, он все время задает множество вопросов, но не может запомнить даже один ответ. Многие поступки и действия ребенка совершенно необдуманны, он часто ломает предметы, или же бьет посуду. Даже во время сна он не спокоен — постоянно просыпается, ворочается, иногда кричит во сне.

Гиперактивный и активный: различия

Нередко когда родители говорят о своем ребенке, что он гиперактивный, они вкладывают в это слово положительный смысл. Но большинство людей попросту путает два различных понятия – активный и гиперактивный. Действительно хорошо, когда ребенок любознательный, проявляет интерес к окружающему миру, тянется к новым знаниям. Но гиперактивность и синдром дефицита внимания, которые зачастую взаимосвязаны, относятся к неврологически-поведенческим расстройствам. Они наиболее болезненно дают о себе знать после пяти лет, что, несомненно, негативно сказывается на ребенке, мешая ему развиваться наравне с остальными детьми.

Активные дети могут быть подвижными дома, на спортивной площадке с друзьями, в садике, но придя в любое для них новое место, например, в гости или на прием к врачу, они сразу же успокаиваются и начинают вести себя как настоящие тихони. С гиперактивными же детьми все по-другому независимо от обстоятельств, места и людей, которые их окружают: они всегда ведут себя одинаково и просто не могут усидеть на месте.

Активного ребенка можно увлечь обычной игрой, например, шашками или собиранием пазла, у гиперактивного же не хватает усидчивости.

В любом случае все очень индивидуально, поэтому лишь исходя из наблюдений можно давать рекомендации родителям. Гиперактивных детей сложнее испугать, у них занижен болевой порог, они ничего не боятся, совершенно не думая о своей безопасности.

Из всего вышесказанного следует, что если малыш любит подвижные игры, ему нравится узнавать что-то новое, и это любопытство не мешает ему в учебе и в социальных взаимоотношениях, то не следует называть его гиперактивным. Ребенок просто нормально развивается для своего возраста. Если же малыш не может усидеть на месте, дослушать сказку до конца или же закончить задание, постоянно требует к себе внимания или же закатывает истерики, то это гиперактивный ребенок. Что делать родителям? Советы психолога смогут помочь в этом нелегком вопросе.

Обучение в школе

Если до начала занятий в школе родителей не особо волнует подобная черта характера, то с началом обучения видя множество проблем, с которыми сталкивается их чадо, они начинают сильно беспокоиться. Этим детям сложно понять, как можно себя вести, а как нет. Ребенок не знает, где находится допустимая грань, им сложно наладить взаимоотношения с другими детьми и учителем, да и просто спокойно усвоить урок. Поэтому в адаптационный период необходимы рекомендации родителям гиперактивных детей, так как этот возраст является наиболее критическим. Можно отвести ребенка к психологу. Если у вас гиперактивный ребенок, рекомендации специалистов нужно соблюдать буквально во всем.

Важно помнить, что гиперактивность и дефицит внимания зачастую идут в комплексе с другими серьезными проблемами.

Советы родителям гиперактивного ребенка

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, которым необходимо следовать, читайте ниже.

Важно внимательно подойти к технике безопасности, убрать все небезопасные и острые предметы, выходя из комнаты, отключать бытовые приборы, так как и обычные дети часто что-то ломают, или же падают и ударяются, а с гиперактивными это случается вдвое или же втрое чаще.

Если что-то важное должен усвоить гиперактивный ребенок, советы психолога родителям будут полезны. Необходимо убедиться, что он слушает. Недостаточно просто окликнуть его – нужно установить контакт, убрать из поля зрения игрушки, выключить телевизор или компьютер. И только убедившись, что чадо вас действительно слушает, можно с ним начинать беседу.

Необходимо установить в семье правила, которым ребенок бы неуклонно следовал. И очень важно, чтобы они всегда выполнялись каждый день без исключения, независимо от обстоятельств. О них важно постоянно напоминать ребенку, повторять, что какие-то задания нужно выполнять всегда, а что-то делать категорически запрещено.

Очень важным нюансом является режим. Малыша нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. К примеру, всегда вставать в одно время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку. Возможно, это и слишком строго, но наиболее действенно. Именно это правило поможет в дальнейшем ребенку адаптироваться к школе и усваивать новый материал.

Каждая мама обязана знать:  Как помочь взрослому сыну

Эти детки очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Необходимо хвалить их даже за малейшие достижения. Пусть чувствуют, что его родители гордятся им. Следует поддерживать чадо в нелегкие для него моменты, чаще говорит о любви к нему, обнимать.

Можно организовать систему поощрений, например, если всю неделю он вел себя хорошо, то на выходных он получает небольшой презент или же вылазку на природу, поход кино, музей. Пусть родители придумают совместные игры, которые увлекут малыша. Безусловно, времени, терпения и изобретательности понадобится немало, но результат не заставит себя ждать.

Важно в целом следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша, и особенно нельзя, чтобы он в них участвовал.

Если же ребенок плохо себя вел, то можно и наказать, но несильно, а от рукоприкладства вовсе лучше отказаться.

У гиперактивного ребенка никогда не иссякает энергия, поэтому постоянно необходимо создавать ему условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, ходить в спортивную секцию, играть. Но здесь также есть важный нюанс: ребенок должен быть уставшим, но не слишком переутомленным.

Запрещая что-то ребенку, крайне важно предоставить ему альтернативу, при этом спокойным тоном объяснив, почему его действия неправильны.

Нельзя вести свое чадо в места, где преобладает большие скопления людей: его психика и без того излишне чуткая и слабая, а толпа может привести к перевозбуждению нервной системы, поэтому следует избегать массовых мероприятий, супермаркетов в часы ажиотажа. А вот прогулки на свежем воздухе, вылазки на природу благотворно действуют на малыша. Играть такому ребенку лучше только с одним другом.

Неплохо будет, если родители заведут дневник наблюдений, в котором смогут отмечать все изменения и реакции на окружающий мир, происходящие с гиперактивным ребенком. После этот дневник можно показать педагогу (ему будет значительно легче составить общую картину).

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, перечисленные выше, помогут решить множество проблем.

Работа в школе

Изначально учитель должен знать о наличии гиперактивного ребенка у себя в классе, чтобы в дальнейшем правильно строить работу с ним, поэтому родители должны заранее предупредить педагога, а также поделиться всей имеющейся информацией.

В первую очередь ребенок должен сидеть как можно ближе к учителю – так последнему будет значительно проще проконтролировать дисциплину. Также важно, чтобы малыш имел возможность в любой момент задать все необходимые вопросы.

Все задания учитель должен записывать на доске и на определенный период времени давать лишь одно задание. Если же задание слишком велико, то его необходимо разбить на несколько частей, ограничить выполнение временем и постоянно контролировать их исполнение.

Гиперактивному ребенку трудно долго усидеть на одном месте и еще при этом запоминать изложенный материал. Поэтому необходимо обучать его последовательно, вовлечь его в урок, даже если малыш крутится, выкрикивает, ерзает на стуле. В следующий раз малыш пусть сосредоточится лишь на том, чтобы вести себя спокойно.

Ему просто необходимо двигаться, поэтому лучше уж сильно не следить за его поведением на уроках, дать ему побегать на школьной площадке или спортивном зале.

Также детки часто попадают в замкнутый круг: похвалы для них просто необходимы, но хорошо учиться стоит им невероятных усилий. Из-за того, что они невнимательны и не могут нормально сосредоточиться, они совершают множество ошибок и их работы неаккуратны. Поэтому изначально следует относиться к ним менее строго.

Во время занятия может несколько раз смениться деятельность, и если обычным детям это идет на пользу, то гиперактивному переключаться значительно сложнее. Поэтому их нужно предупреждать заранее, дать возможность подготовиться.

Гиперактивный сын

Здравствуйте!
Сыну 10. Гиперактивный. Мои нервы на исходе. Толку никакого. Все как в статье на этом сайте: про гиперактивных детей. Как быть, чего делать? Еще чуть-чуть и, по-моему, сойду с ума. Не помогают ни разговоры, ни наказания. Я вообще сомневаюсь, что смогу воспитать человека, а не агрессивного дворник. Так как при всем его уме, учится он не хочет и делать ничего не хочет. Мотивировать на учебу его у меня не получается. Работу бросить и заниматься только им я не могу, так как тогда нам не на что будет жить. Чувство постоянной тревоги и безысходности не покидают меня. Я сына люблю!
Что делать, не знаю. Помогите!

Добрый день!
Гиперактивному ребенку трудно совладать с собой, как бы он не хотел поступать иначе, у него плохо это получается, и наказаниями делу не поможешь, так как это не упущение в воспитании или характере, а дело в психофизиологическом процессе. На первый взгляд, может показаться, что проблема не преодолима, но на самом деле это не так. Избавить ребенка от гиперактивности навсегда невозможно, но можно научить его справляться с данным состоянием, в этом и помогает соблюдение определенных правил в отношении ребенка (психологический момент).
Как примерно это должно выглядеть? Например:

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели»: хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте даже незначительные успехи.
  2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения должны основываться на доверии, а не на страхе. Ребенок должен чувствовать вашу помощь и поддержку, совместно решайте возникшие трудности.
  3. Чаще говорите «да».
  4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно, не выполняйте их за ребенка.
  5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте вместе с ребенком его успехи дома, школе (когда станет актуально).
  6. Введите систему вознаграждений.
  7. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  8. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя.
  9. Не навязывайте ребенку систему жестких правил. Ваши указания не должны быть приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
  10. Вызывающее поведение ребенка – это его способ привлечения внимания. Проводите с ним больше времени: играйте, учите как правильно общаться, как вести себя в общественных местах, переходить дорогу и другим социальным навыкам.
  11. Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
  12. Дома следует создать спокойную обстановку.
  13. Оберегайте ребенка от переутомления, так как оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте подолгу сидеть у телевизора.
  14. Если ребенку трудно будет учиться или что-либо делать, не требуйте от него высоких оценок.
  15. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался – недостаток сна ведет к снижению уровня внимания и самоконтроля.
  16. Будьте спокойны сами при общении с ребенком.
  17. Давайте ребенку больше расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, прогулки, бег, спортивные занятия.
  18. Найдите с ребенком занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе, ведь ему важно ощущать себя умелым и ориентированным в какой-либо области.

Ели ничего из вышеперечисленного не дает положительных результатов, то ваш может помочь комплексная работа медиков (на уровне физиологии, так как самостоятельно ребенку трудно себя контролировать – на помощь приходят психоневролог или невропатолог).
У вас все получиться, желаю удачи!

Мой сын гиперактивный, что делать?

Мой сын с 1994 года. В школе вечно жаловались на поведение, вечно крутится, чем-то посторонним занимается. А на последнем собрании классная руководительница настояла обратиться к врачам. В диагностическом центре детский невролог поставил диагноз: гиперактивность, расторможенность, дефицит внимания. Что делать дальше? И вообще это лечится или только приглушается медикаментами?

Ли оксана, Россия кемерово, 34 года

Крисько Светлана

Детская и подростковая психология, арттерапия, семейная психотерапия, тренинги.

Ответ детского психолога:

Здравствуйте, Ли оксана.

Во-первых, это последствия вашей неспокойной беременности. Поэтому нервная система заложилась. У гиперактивных есть минусы, но есть и свои плюсы, которые помогут ему в выборе профессий, требующих его гиперактивности. А пока действительно все вокруг мучаются, особенно в школе. Мало что дает медикаментозное вмешательство. Зато очень эффективна саморегуляция. Найдите психолога, который поможет вашему сыну освоить методы аутогенной тренировки. Ему полезно заняться Йогой или даосскими практиками. Если он любит привлекать внимание, то отдайте его в такие кружки, где бы он это внимание получил (театральный, бальные танцы, спорт. )

С уважением, Крисько Светлана, Психологический Центр «Мой Тренинг».

Уточнить вопрос 0

Похожие вопросы

Ребенок 3 лет не уверен в общении с детьми

Здравствуйте! Моему сыну 3 года. Вести разговоры с ним пока сложно (на вопросы не отвечает, в основном повторяет то, →

Карина, Челябинск, 32 года

У ребенка 2.8 лет диагноз ЗРР

Добрый вечер! Ребенку 2.8 года, не умеет ничего и не хочет даже учиться, ни ложку держать, ни одеваться, ни →

Светлана, Москва, 30 лет

Насилие, перенесенное в детском возрасте

Здраствуйте. Когда мне было 6-7 лет, я воспитывался в детском доме, меня друг пригласил в гости к своим друзьям, →

Николай, Астрахань, 16 лет

Из-за страха матери ребенок теперь всего боится

Здравствуйте, Ирина Генриховна. Моему сыну 5 лет. 3 месяца назад он начал бояться (думаю, в этом помогла ему я), на →

Настя, Новокузнецк, 30 лет

Дочь 8 лет стала грустить из-за того, что часто остается одна

Здравствуйте! С недавнего времени дочка, 8 лет, стала плакать и грустить из-за того, что мы с моим мужем (отчим её) →

Галина, Тарко-Сале, 29 лет

Другие специалисты

  • SPA-консультант 39
  • Аллерголог 91
  • Антивозрастная медицина 30
  • Арт-психолог 882
  • Астролог 332
  • Выбор подарков 693
  • Гастроэнтеролог 15
  • Гинеколог 4182
  • Гламурная жизнь 232
  • Диетолог 445
  • Дизайн интерьера 33
  • Здоровая спина 671
  • Инструктор по сноубордингу 8
  • Карьера 301
  • Косметолог-дерматолог 1563
  • Красивый силуэт 11
  • Личные финансы 223
  • Любовь и секс 1255
  • Мастер маникюра 22
  • Мастер фэн-шуй 10382
  • Остеопат 6
  • Офтальмолог 196
  • Парикмахер-стилист 157
  • Пластический хирург 794
  • Права туриста 491
  • Психолог 9505
  • Психология денег 162
  • Риэлтор 173
  • Свадебный консультант 5
  • Сексолог 314
  • Семейный психолог 3154
  • Семейный юрист 608
  • Стилист 1832
  • Стоматолог 33
  • Таролог 1703
  • Трихолог 358
  • Туризм 25
  • Уролог 192
  • Фитнес-тренер 608
  • Флеболог 7125
  • Фотограф 51
  • Хорошая жена 43
  • Школа стиля 13
  • Эксперт по гриппу 19
  • Эксперт по ипотеке 33
  • Эндокринолог 319
  • Этикет 23
Каждая мама обязана знать:  Боюсь, что мое состояние отразится на ребенке

Подпишись на журнал Kleo.ru в социальных сетях:

Мы сделали все возможное,
чтобы вы получали самое интересное:

Партнерам

конкурсы

Для тебя

Все права на материалы, размещенные в женском интернет-журнале «Клео.ру», защищены законодательством об авторском праве и смежных правах. Материалы женского портала не могут быть использованы без активной ссылки на источник «Клео.ру». За содержание рекламных материалов на женском сайте редакция ответственности не несет. Пользователь сайта kleo.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству. Пользователь сайта kleo.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование владельцами сайта kleo.ru.

Свидетельство ЭЛ № ФС 77 — 74583 от 14.12.2020

7 признаков гиперактивности – как распознать проблему

Понятие детской гиперактивности до сих пор вызывает много споров и разногласий среди педиатров.

Тяжело определить, какой ребенок действительно имеет проблемы с поведением, которые могут негативно повлиять на его будущее, а какой просто обладает ярким темпераментом.

Нередко родители жалуются на своего ребенка, потому что не могут или не хотят найти к нему подход. Бывают и случаи, когда опасные симптомы остаются без внимания, и настоящая гиперактивность ребенка перерастает в более серьезные проблемы с его социальной адаптацией в детском саду, затем в школе и далее в общественной жизни.

В этой статье мы расскажем, как еще с младенчества распознать гиперактивного ребенка и как правильно найти к нему подход. Но для начала разберемся в основных понятиях.

Гиперактивность с медицинской точки зрения

Под данным термином понимается не только чрезмерная подвижность, невнимательность и капризность малыша, как думают многие матери. Это, главным образом, особое состояние нервной системы и коры головного мозга, когда его клетки слишком активно образуют нервные импульсы.

Эти процессы не дают малышу сидеть на месте, мешают сосредотачивать внимание, переключаться с истерик, успокаиваться, а также засыпать.

Истинную гиперактивность может увидеть или заподозрить только невропатолог, поэтому не пытайтесь самостоятельно ставить своему малышу такие диагнозы.

И еще немаловажно, что гиперакивным малыш может быть не только в таком сложном возрасте, как 3-4 года, но и с самого младенчества.

Чем раньше вы распознаете у ребенка такие особенности нервной системы и начнете предпринимать меры, тем меньше трудностей у вас возникнет в будущем.

7 признаков гиперактивного ребенка

Гиперактивность еще называют двигательной расторможенностью, но не стоит ее путать со здоровой активностью нормальных детей. Вполне здоровый малыш тоже может быть очень подвижным, громко кричать и разговаривать, выражая таким образом свои эмоции. Он даже может часто капризничать и настойчиво требовать своего.

Как же отличить индивидуальные особенности вашего ребенка от неврологической проблемы? Вот 7 признаков, которые должны вас насторожить в поведении грудного ребенка:

1 Гиперактивные малыши хорошо развиты физически, быстрее своих сверстников начинают переворачиваться, садиться, ползать и ходить. Благодаря этому они вызывают множество восхищения у своих родителей и родственников.

Но нередко такие неожиданные и быстрые скачки развития приводят к падениям с диванов и прочим неприятностям, к которым даже самые бдительные родители оказываются просто не готовы.

Они не знают, радоваться им или плакать, когда ребенок уже вовсю ползает и шкодит, а его ровесники тем временем мирно лежат в кроватке.

Тут все же могут быть два варианта: либо ваш ребенок просто очень быстро развивается, либо это один из признаков гиперактивности. Во втором случае проблема еще даст о себе знать в будущем и проявит себя другими признаками.

2 Дети часто капризничают тогда, когда их силы на исходе и им пора спать. Они как будто становятся еще более активными, у них повышается возбудимость, и только мамины руки или укачивание могут после долгих мучений помочь уложить его спать.

3 Малыши с признаками гиперактивности удивительно мало спят, даже в первые месяцы жизни. В то время, как их сверстники спят больше, чем бодрствуют, эти дети могут играть и периодами плакать около 4-5 часов подряд.

4 Ребенок долго не может уснуть, требует укачивания, а сон его очень чуткий. Малыш чувствителен к каждому шороху, может вдруг проснуться и тяжело засыпает снова.

5 Малыш очень бурно реагирует на смену обстановки, новые лица и громкие звуки. Все это может приводить его в настоящий восторг, и, вместе с тем, заставляет его еще больше капризничать и привлекать ваше внимание.

Чем больше людей в помещении с ребенком, тем более капризным он становится.

6 Дети не умеют подолгу сосредотачивать на чем-то свое внимание. Это видно даже в самом раннем возрасте: малыша легко завлечь новой игрушкой, но она быстро ему надоедает. Он словно еще быстрее начинает переключать свое внимание с одного предмета на другой.

7 Характерным признаком гиперактивных детей, в сумме со всеми перечисленными, является их привязанность к матери и одновременно боязнь чужих людей. Они трудно ладят с гостями, неохотно идут к ним на руки и как бы прячутся за мамой. Они также могут ревновать маму к чужим детям, отбирать у них игрушки и любой конфликт превращать в истерику.

Мы перечислили не безусловные признаки гиперактивных детей, а лишь те отличительные особенности, которые могут вас насторожить и заставить отправиться на прием к детскому неврологу.

Но для того, чтобы не ошибиться и зря не переживать, опишем поведение здорового нормального ребенка, который может обладать некоторыми из вышеперечисленных признаков вследствие своего врожденного темперамента.

1 Любят побегать или иным образом поактивничать, но после этого приходят полежать или спокойно посидеть, например, за просмотром мультиков. Таким образом, они способны самостоятельно успокаиваться. Но здесь мы говорим о детях постарше, ближе к годовалому возрасту.

2 У них практически нет проблем со сном, они быстро засыпают и спят положенное их возрасту время.

3 Ночной сон, как правило, долгий и спокойный. Если говорить о малышах 2-3 месяцев жизни, то они могут просыпаться на ночные кормления, но также легко засыпают и не плачут посреди ночи.

4 Детки быстро понимают, где опасность и могут испытывать чувство страха. Впоследствии они не стремятся снова залезть в опасное место.

5 Легко осваивают слово «нельзя», что позволяет вам быстро объясняться с ребенком в будущем.

6 Деток легко отвлечь от истерики новым предметом или рассказом, они способны переключаться и сразу перестают плакать.

7 Они практически не бывают агрессивны по отношению к вам или к другим детям. Дают играть своими игрушками, иногда после маминых уговоров.

8 Конечно же, характер родителей передается их ребенку. Возможно, что мама или папа активного ребенка обладают ярким темпераментом и были такими же непоседами в детстве. Но помните, что такие особенности могли передаться не только от родителей, но и от бабушки или дедушки, а также от других родственников, прабабушек и прадедушек.

Причины гиперактивности

Изменения клеток головного мозга, вызывающие гиперактивность, не остаются на всю жизнь, если родители выбирают правильную тактику поведения и воспитания своего малыша. Поэтому это состояние нельзя назвать болезнью и нельзя вылечить, а можно лишь способствовать скорейшему «перерастанию» детской гиперактивности.

А возникает данное состояние, как правило, в результате одной из следующих причин:

  • рождения малыша с помощью кесарева сечения,
  • сложных родов, с длительным безводным периодом, гипоксией ребенка, или с использованием щипцов,
  • рождения малыша раньше срока или с малым весом,
  • нервная система ребенка могла подвергнуться изменениям еще на стадии внутриутробного развития из-за вредных привычек, перенесенной болезни или других неблагоприятных факторов внешней среды.

Воспитание гиперактивного малыша

Воспитанию и режиму дня такого ребенка нужно уделять особое внимание, если вы не хотите, чтобы его состояние усугублялось. Оставление проблемы без внимания может повлечь немало проблем в будущем, когда ребенок вырастет и ему придется самостоятельно адаптироваться в обществе.

Так как нервная система малыша очень ранима, ее нельзя лишний раз подвергать испытаниям.

Это значит, что любой каприз и истерику нужно пресекать в самом начале, не пытаться наказывать ребенка качестве воспитательного момента. При этом старайтесь не потакать этим капризам и не идти на поводу у ребенка по каждому поводу, а незаметно отвлекать его и переключать внимание. Да, это может потребовать от родителей немало терпения и находчивости, но не даст слишком разбаловать маленького сорванца. Ведь он уже в самом раннем возрасте достаточно смышлен чтобы понять, как добиться своего. Объясняйте малышу значение слова «нельзя», мягко и настойчиво.

Во всех этих начинаниях вам потребуется обуздать свой собственный характер и исключить из общения с ребенком все негативные эмоции.

В течение дня старайтесь не подвергать малыша излишне ярким впечатлениям и исключать неожиданные ситуации.

Шумные компании, нежданные и многочисленные гости, скопления людей на улице не должны беспокоить вашего малыша и расшатывать его нервную систему.

А вот самым лучшим способом отдыха для него будет выезд на природу в узком кругу семьи, где он сможет выплеснуть свою энергию. После такого отдыха ваш малыш мирно и без труда уснет крепким сном.

В комнате, где ребенок проводит больше всего времени, не должен быть постоянно включен телевизор или радио. Лучше играть с ним в спокойные игры, связанные с тренировкой мелкой моторики рук. Комната малыша не должна пестреть яркими предметами, развешанными по всем углам и стенам. Лучше выбирать спокойные света, а лишние игрушки убирать подальше с глаз.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок очень стеснительный и замкнутый

У ребенка не должно быть беспорядка в комнате и множества разбросанных игрушек, рассеивающих его внимание. По мере того, как игрушки надоедают, можно прятать их и давать новые. А незадолго до сна все игры необходимо прекращать, можно искупать ребенка, затем спеть ему песенку.

Повторять выбранный вами и малышом ритуал нужно каждый день в одно и то же время. Вообще, неизменный режим дня – самый лучший помощник в воспитании гиперактивного ребенка.

Родителям гиперактивного малыша следует понять, что он ничем не отличается от своих сверстников, кроме своего характера. Малыш ничем не болен, а является личностью и требует к себе особенного подхода. Поняв необходимость принятия своего ребенка таким, какой он есть, вы уже наполовину исправите его гиперактивность.

Такой малыш нуждается в чуть большем проявлении любви и внимания, а также терпения, чем обычные дети. Вместе вы сможете быстро и легко пережить этот непростой период вашей жизни и в будущем увидите, какой прекрасный, здоровый и талантливый ребенок вырастет из вашего сорванца.

Признаки гиперактивности ребенка и ее причины, что это значит

Понятие «гиперактивный ребенок» появилось в 70-е годы и до сих пор вызывает жаркие споры у родителей, педагогов, врачей. Признаки и отличия от просто подвижного ребенка стоит рассмотреть ниже.

Что это такое

Состояние проявляется, когда малыш роняет, бросает окружающие его предметы, все трогает руками, но эти движения не осмыслены, не направлены на познание, понимание чего-либо. Он довольно любознателен, спрашивает, но сразу же забывает ответ, может и представлять, о чем шла речь, что это может значить, однако не концентрироваться на этом.

Пример поведения слишком активного малыша

Падает, ушибается, но может повторить это снова и снова и ничего не может сделать с этим. Не может сосредоточиться на каком-либо занятии, спит беспокойно, то есть отличия от нормальных детей ярко выражены.

Признаки и симптомы

Как диагностировать гиперактивность ребенка, симптомы, и что делать с этим, знает доктор. Специалисты выделяют определенные признаки гиперактивности, которые позволяют определить ее наличие у детей. Когда наблюдается гиперактивность, тогда малыши:

  • Любопытны, однако не понимают суть происходящего.
  • Любопытность не характерна для малыша, его не интересуют ответы на вопросы «почему?» и «зачем?».
  • Имеются определенные координационные аномалии в движении — неуклюжесть, неловкость, дети часто падают, что-то роняют, ломают, причем это их не расстраивает.
  • Не понимают сути определенного задания, им трудно осваивать все новое.

Малыш постоянно что-то роняет

Отличия гиперактивности от активности

Активный малыш в отличие от гиперактивного просто подвижен, может временами спокойно сидеть, увлеченно заниматься чем-либо, его активность целеустремлена. Он стремится все быстрее понять, усвоить, очень любопытен.

К сведению. Наблюдается адекватная реакция на замечания, свои ошибки малыши стараются не повторять.

Движения осмыслены, вещи малыш может поломать только нечаянно. Всего этого не наблюдается при гиперактивности.

В то же время гиперактивные детки считаются интеллектуально развитыми, хоть для них и характерно отсутствие сосредоточенности, конкретики в делах.

Явный пример непоседы

Причины появления

О причинах гиперактивности до сих пор идут жаркие дебаты. Некоторые специалисты считают, что таких детей вообще нет, другие же их считают реальностью и выдвигают различные мнения о причинах этого явления. Самыми распространенными из них являются:

  • наследственность (изменения в геноме);
  • биологические причины (проблемы при родоразрешении либо вынашивании);
  • социальные (наркомания родителей, неблагоприятные условия проживания);
  • влияние различных излучений, от радиации до сотовых телефонов.

Основная причина споров в том, что к подростковому возрасту большинство проявлений гиперактивности исчезает, могут остаться импульсивность, невнимательность. Поэтому некоторые считают причиной неправильное воспитание, проблемы, конфликты в семье.

К сведению. По статистике мальчики чаще становятся гиперактивными, чем девочки, это объясняется особенностями внутриутробного развития.

Сейчас СДВГ обнаруживается примерно у 10% дошколят. Выделяются следующие виды СДВГ (условно):

  • Только двигательный – ребенок расторможен, не сидит на одном месте, всегда движется (обычно проходит при достижении подросткового возраста).
  • Дефицит внимания – внешне не различим, отсутствует концентрация внимания.
  • Импульсивность – движения резкие, не координированы, малыш не контролирует и не регулирует поведение, некоторые задания выполняет успешно, некоторые нет.

Проблемы социального характера, ведущие к гиперактивности

Все эти виды вместе встречаются очень редко.

Способы лечения

Лечить или не лечить — как и в вопросах диагностики, здесь нет единого мнения. Некоторые считают, что СДВГ, это диагноз, который преодолевается ребенком только при помощи родителей и только воспитанием. Применение лекарственных препаратов тоже вызывает сильнейшую полемику.

Нужно ли лечение?

На этот вопрос в разных странах дается неоднозначный ответ. В Европе считают, что лечение необходимо, в некоторых странах процедуру может назначить педиатр. В России этот вопрос решается родителями. Большинство специалистов полагают, что необходима помощь хорошего психолога, а главную роль должно играть индивидуальное воспитание.

Считается, что бороться с СДВГ нельзя, нужно просто потерпеть до достижения ребенком определенного возраста, уделять ему больше внимания. Просто нужно помочь ребенку справиться с этим недугом. При этом все признают роль психолога в коррекции поведения детей.

Рекомендации от психолога

Если гиперактивный ребенок, что делать родителям — советы психолога помогут. Этой проблемой активно занимается украинский педиатр, кандидат медицинских наук, доктор Евгений Комаровский. Он не считает гиперактивность болезнью, отмечает, что «это не есть отклонение, это есть просто особенность психики ребенка». Исходя из этого, он сформулировал 10 правил взаимоотношений, ведущих к прогрессу в лечении и воспитании:

  • Установка связи – постоянное контактирование.
  • Установить правила поведения, выполнять эти обязанности всем (и взрослым, и ребенку).
  • Все опасное должно быть недоступно — бдительность превыше всего.
  • Режим – системность и регулярность во избежание хаоса.
  • Хвалить всегда, особенно за достижения.
  • Результат в приоритете – похвала при всех попытках, действиях и начинаниях, которые ведут к результату.
  • Силы в дело — стимулировать активность в виде выгула животного, уборки помещений (любые действия, задания и просьбы, исключающие нахождение в одиночестве, попытки начать баловаться без присмотра).
  • Приоритетно развитие дел, увлечений, хобби, получающихся лучше всего. Важно со стороны взрослых создание для этого условий, необходимо дать чувство заинтересованности других, важности создаваемого.
  • Походных дел мастер – воспитывать тягу к безопасности и собранности при любых условиях.
  • Стараться отдыхать при любой возможности. Взрослые тратят довольно много сил с гиперактивным ребенком, поэтому любая минутка должна использоваться для того, чтобы набраться сил, подготовиться к «новому бою».

Как успокоить непоседу

Есть множество способов успокоить ребенка. Все они направлены на переключение внимания непоседы.

К сведению. Когда малыш заигрался и не может остановиться – поймать, обнять и тихо предложить поиграть в другую игру.

Кроху до трехлетнего возраста можно попросить показать, как лает собака, мяукает кошка либо что-то подобное. Ребенка постарше можно попросить сосчитать пальцы, окна или еще что-то другое. Надо приучить ребенка (еще до года), что, когда расставлены руки, он должен бежать в объятия. Когда он прибежит, крепко обнять, подержать в объятиях несколько секунд. Постепенно это входит в привычку.

Помогает спокойное обнимание

Можно попросить ребенка выполнить задания, например, три раза оббежать стол, подпрыгнуть на месте пять раз, то есть активность нужно сочетать с необходимостью подсчета, это тоже отвлекает. Таких игр можно придумать очень много.

Важно! Гиперактивного ребенка можно отвлекать, но нельзя ругать, надо помнить – его активность непроизвольна.

Препараты и современная медицина

Врачи считают СДВГ невролого-поведенческим расстройством развития. Между тем специалисты Европы и США признали СДВГ заболеванием, проводится медикаментозное лечение, консультации, изданы памятки для родителей с перечислением симптомов.

В России считается, что этот синдром свойствен только детскому возрасту, поэтому принято обращаться к психологу, а медикаментозное лечение почти не применяется.

Медики могут рекомендовать успокоительные таблетки, иногда «Глицин» для улучшения памяти.

Сейчас появился препарат «Страттера», но он очень дорогой. Наиболее популярен в Европе метилфенидат («Риталин»), но в России запрещен как психостимулятор.

В России по мнению некоторых специалистов путают причину и следствие. Например, СДВГ считается следствием кесарева сечения. Похоже, в российской медицине нет четкого представления, почему возникает СДВГ, и только предстоит пройти тот путь, который прошли другие страны.

Обратите внимание! Некоторые родители пытаются любыми путями достать Риталин, но нужно помнить, что он имеет побочные эффекты, кроме того может возникнуть зависимость от препарата.

Как воспитывать

Гиперактивность порождает много проблем, которые особенно проявляются в дошкольном возрасте, с началом хождения в ДОУ на фоне других детей. Как быть с СДВГ?

Физкультура помогает слишком активным ребятам

Полезен распорядок, стоит применять физкультуру. Самое главное – принять ребенка, помогать ему во всем, учить ответственности за баловство. Нужно постараться создать семейный комфорт, уделять ребенку больше внимания, чем другим. Не стоит попрекать, наказывать. Полезно ограничить просмотр телевизора, использование гаджетов, посещение людных мест.

Дополнительная информация. Телевидение, компьютерные игры, скопления людей возбуждающе действуют, могут привести к панике, агрессивным действиям.

Обучение

Учеба вызывает увеличение интеллектуальной нагрузки на ребенка: требуется концентрация внимания, умение добиваться результата. Именно в этих условиях гиперактивность проявляется очень ярко.

При обучении педагог должен иметь представление об особенностях поведения таких детей. Необходима индивидуальная работа. Следует игнорировать некоторые поступки, минимизировать отвлекающие факторы, в случае затруднения быстро оказывать помощь.

Надо давать ребенку только посильные задания, которые нужно тщательно разъяснять отдельно. Нужно использовать возможности двигательной «разрядки» (физкультуры, ручного труда). Рекомендовано всегда работать в контакте с родителями ребенка, поощрять любые успехи.

Гиперактивный ребенок — это реальность, которую нужно учитывать и родителям, и воспитателям. Главный метод обращения с ними – принять такими, какие они есть, относиться к ним с любовью, учитывать особенности.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация