Главное в воспитании детей — руководствоваться сердцем


Содержание

Про детей. Как правильно воспитать ребенка

Воспитание детей — спорный и сложный вопрос, как в психологии, так и в педагогике. Замечаем много методов и вариантов воспитания, как внутри отдельной страны, так и в мировом масштабе.

Факторы в воспитании — возраст родителей и собственное воспитание и методы воспитания в детских садиках, школах, менталитет, количество уделяемого ребёнку времени, доверие родителей ребёнку и влияние окружения на ребёнка.

Про детей. Проблемы и успехи детей начинаются дома

От родителей будет зависеть будущее собственных детей, какими вырастут. Сильными и уверенными в себе личностями или смешаются с серой массой людей.

Главной проблемой в воспитании детей — постоянный недостаток времени у родителей. В семьях среднего достатка родители пытаются по максимуму выкладываться на работе, зарабатывать деньги и пребывают в постоянном страхе: «главное не увольнение».

После работы, родителям не до детей. Отдохнуть надо, решить проблемы по дому, подготовиться к следующему дню. Общение с детьми сводится к минимуму.

У родителей с высоким уровнем дохода также не хватает достаточного времени на детей. Такие заняты бизнесом и проблемами. Такие родители нанимают нянечек, воспитателей, домработниц и доверяют детей им. А что вкладывают в детей посторонние люди никто не знает. А детям нужен контакт с родителями, внимание и любовь.

В воспитании детей не требуется много количества времени, нужно просто разумно распорядиться этим. Родители — неудачники ищут оправдания и отговорки. Им не хватает времени на детей.

Воспитание детей сводится к постоянным нравоучениям и замечаниям, упрёкам и ворчанию, критике, наказаниям, угрозам и крикам. Дети выслушивают длинные речи, о том как жить. Но эти речи не нравятся детям и эти речи не доходит до сознания.

Дети к этому привыкают и потом просто не слышат и не реагируют на речи родителей. У ребёнка совершено нет желания участвовать в диалоге. Идёт игра в одни ворота.

У ребёнка вырабатывается комплекс неполноценности. Неспособных детей нет, есть только невнимательные и беспечные родители.

Каждый ребёнок это — индивидуальность и подход к нему соответствующий

Если пообщаться с ребёнком как со взрослым человеком, по душам, с любовью, с нежностью, то усвоит и поймёт намного больше информации. У него появится желание и интерес поддержать диалог и поучаствовать в нём, высказать мнения.

Это намного результативнее и безболезненно для обоих сторон. Внимательно прислушивайтесь к мыслям, мнениям ребёнка и мягко корректируйте, если надо.

При общении с ребёнком не забывайте чувство юмора — дивный, даже чудесный помощник. С помощью юмора преодолеите проблемы, препятствия и разочарования в общении с ребёнком.

Уважайте личность ребёнка, малыш тоже человек, просто ещё маленький. Дети чувствуют любовь к ним и будут стараться не огорчать и не расстраивать. Мнение сверстников отойдёт на второй план, когда почувствуют внимание к ним, советы.

Как много зависит от благоприятной и безопасной атмосферы в семье

Дети как губка, всё видят и впитывают это в сознание. Будьте для детей главным примером, чтобы было вместе что приятно вспомнить по истечению времени. Собственное поведение никак не должно идти вразрез тому, чему учите детей. Родители для них пример во всём.

От родителей требуется постоянные коррективы в жизни ребёнка, а не вождение за ручку. Постоянный контроль и вмешательства в действия ребёнка вселяет сомнения в способностях детей. А восстановить веру в себя потом ребёнку будет трудно.

Любовь к ребёнку стоит времени и терпения

Время вложенное в детей это — инвестиции, это спокойная и счастливая жизнь, потом гордость за детей. Больше доверяйте детям. Больше разговаривайте с ними, задавайте вопросы, чтобы лучше понять и узнать мысли и мечты детей.

Проявляйте больше интереса к школьной жизни ребёнка. Дети ощущают насколько важны для родителей, чувствуют заботу и любовь. Не жалейте на детей время.

Верьте в детей

Родитель мечтает, чтобы ребёнок рос здоровым и сильным, счастливым и благополучным, уверенным в себе. Родители пытаются передать детям навыки, знания и опыт.

Но не забывайте, что каждый человек приходит в жизнь с врождёнными способностями, с талантами.

Помогите ребёнку раскрыться, найти и реализовать себя. Объясните, как ставить и как достигать цель, несмотря не на что, не на трудности, не на препятствия. Прививайте детям самооценку.

Гордитесь успехам и достижениям ребёнка, присутствуйте на мероприятиях, где ребёнок раскрывает таланты. Присутствие родителей окрыляет, делает уверенными и дети стараются оправдать ожидания.

Обьясните ребёнку, что впереди ждут ошибки. А без них никак нельзя. Ошибки это учителя по жизни. У ребёнка не должно быть страха перед ошибками, иначе страх подавит ещё в зародыше потенциал ребёнка.

Обьясните что в жизни кроме побед есть и поражения, и это естественно и учите делать выводы из этого.
Не критикуйте ребёнка и не ругайте. Если решили покритиковать ребёнка, то критикуйте действия, а не его.

Например, скажите: «ты плохо поступил», а не «ты плохой». Не оскорбляйте ребёнка и физически не наказывайте.

Негативные слова типа: «балбес», «дурак», «идиот» и т. п. это — взрывчатки, которые родители собственными руками вкладывают в фундамент жизни собственных детей.

Учите с детства ребёнка самостоятельности, думать, рисковать, искать собственные решения, прививайте лидерские качества. Воспитывайте в ребенке упорство, настойчивость, терпение, твёрдость характера это — путь к успеху.

Приучайте детей к серьезности. Верьте в детей и успехи. Не забывайте детей хвалить, но не перехваливать. Воодушевляйте, укрепляйте веру ребёнка в том, что он уникален, силён и талантлив. Не сравнивайте ребёнка с кем либо.

Промахи родителей

Дети растут быстро. Но какими станут? Ошибки родителей в воспитании стоят детям сломанных судеб. Люди в старшем возрасте подводят итоги по воспитанию собственных детей.

Главное сожаление сводится к тому, что мало проводили времени с детьми, мало уделяли внимания, любви и ласки. И наступает разочарование, что получили не то, что хотели. А исправить положение уже просто невозможно.

Дети воспитанные без родительской любви и внимания часто с искалеченной судьбой. И такие «ядовитые» плоды сдаются в общество. Родители при воспитании детей совершают ошибки, которые впоследствии влияют на судьбу ребёнка.

Действия родителей, которые положительно скажутся на воспитании детей:

  1. Не давите авторитетом на ребёнка, не угрожайте и никаких рукоприкладств. Нельзя ломать волю ребёнка.
  2. Не оскорбляйте детей и не критикуйте, говорите спокойно и доброжелательно.
  3. Не настаивайте только на своём, родители тоже не правы.
    Будьте естественны в общении с детьми.
  4. Не используйте слова: «нельзя», «хватит», «прекрати», «не трогай». Доходчиво объясните ребёнку, что хотите от него.
  5. Неудачи и плохое поведение естественны, поэтому в спокойной тоне реагируйте на это.
    Умейте хвалить ребёнка и восхищаться успехам.
  6. Больше доверяйте ребёнку, представляйте больше свободы и самостоятельности.
  7. Не злоупотребляйте чрезмерной стимуляцией достижений ребёнка.
  8. Учите ребёнка защищать себя.
  9. Не убивайте инициативу ребёнка. Ребенок познаёт мир.
  10. Понимайте ребёнка, помогайте справляться с проблемами и трудностями.
  11. Уклоняйтесь от конфликтов. У ребёнка тоже иногда нет настроения.
  12. Родители делают ошибку, когда постоянно запрещают ребёнку сделать вещи самостоятельно. Это мешает ребёнку развиваться и стремиться к победам.

Как часто дети слышат: «не делай то, не делай это», «тебе ещё рано», «не трогай, испортишь», «ты делаешь не правильно», «ты не сможешь это сделать», «ты ничего не достигнешь», «делай что говорят», «тоже грамотей», «не умничай».

И что получится из этих детей…

Неудачники и середнячки. Где самостоятельность… Где умение рисковать… Где ошибки, на которых дети будут учиться…

Про детей. Ребёнок взрослеет

С возрастом у ребёнка меняется характер, интересы, поведение и др. Классно если эти перемены идут в правильную сторону. Ребёнок становится замкнутым, рассеянным, живёт в виртуальном мире, у него компьютерная зависимость (игры, общение, брожение по интернету). Дети становятся обидчивыми, ранимыми, равнодушными, агрессивными, грубыми. Это настораживает родителей.

Настройте ребенка на верную волну, направить в правильное русло. Изменения происходящие в ребёнке неожиданны для родителей и для него ребенка. Поймите ребёнка и не высказывайте недовольства. Нужна поддержка и понимание родных людей.

Строгие запреты в этот период будут увеличивать пропасть между родителем и подростком. Контроль и строгость поменяйте на доброжелательное общение. Если ребёнок доверяет родителям, тогда будет делиться проблемами. Будьте чуткими, мудрыми, терпеливыми и улавливайте изменения в поведении ребёнка.

Каждая мама обязана знать:  9-летняя дочь слишком много говорит о мальчиках

Ребёнок не будет рассказывать о сокровенном, боясь негативной реакции. У него будет недоверие к родителям. Подросток понимает, что мир не так безопасен и справедлив. Родители, в этот сложный период будьте для ребёнка и помощником и консультантом и надёжным другом.

Нужно поэтапно объяснять ребёнку, что он взрослеет, что уже доверяете и что нуждаетесь в его помощи. Готовьте ребёнка к взрослой жизни.

Не навязывайте ребёнку собственный образ жизни, идеалы и даже цели. Иначе будете тормозить развитие подростка, терять авторитет и доверие к себе. Научите ребенка намечать цели, достигать и видеть будущее. Участвуйте в построении образа мечты и поддерживайте на пути к цели.

Дайте ребёноку понять, что вы на его стороне.Задача малыша пробовать, стараться и действовать. Научите ребёнка писать в блокнот цели. Выполнил поставленную цель, ставь галочку или закрась цветным карандашом. Только не навязывайте цели.

Помогайте ребёнку развивать красноречие, развивайте навык общения с людьми, умение делать выбор, а не довольствоваться тем, что досталось. Приучайте к самостоятельности. Учите ребёнка справляться с трудностями, и конечно же ценить время в жизни. Пусть ребёнок изучает жизненный путь благополучных людей мира. Там найдут много полезного.

Задача умных родителей направить детей в правильное русло, помочь стать целостной, настойчивой личностью, которая умеет отстаивать мнение и вести за собой сначала сверстников, а потом и людей.

При общении с ребёнком затрагивайте жизненные стороны — семью, школу, учёбу, поведение и др. Ребёнку уже знать надо: значение денег в жизни людей. Почему есть бедные и благополучные, знать о манерах поведения и этикете, о вреде алкоголя, курения, наркотиков.

Главные принципы для родителей в воспитании детей

Если желаете счастливой жизни детям , родители придерживайтесь основами воспитания:

  • Дети чувствуют любовь родителей к ним. Отсутствие любви закладывает в детях комплекс неполноценности, низкую самооценку и неуверенность в себе.
  • Не кричите на ребёнка, не бейте или не говорите жёсткие и злые слова несмотря не на что.
  • Чаще хвалите ребёнка за добрые качества и достижения. Ребёнок ощущает ласку, любовь и тепло. Уважайте детей.
  • Каждый ребёнок это — индивидуальность, это личность, имеет мнение и право защищать его.
  • Не унижайте детей. Воспитывайте без наказаний.
  • Не срывайтесь на детях. Дети не виноваты в проблемах родителей.
  • Относитесь с пониманием к проблемам детей. Поддерживайте.
  • Станьте для ребёнка примером во всём.
  • Задача не запрещать и угрожать, а рассказывать детям о ошибках так, чтобы поняли.
  • Говорите детям только правду, не обманывайте.
  • Советуйтесь с детьми, развивайте самостоятельность.
  • Давайте детям разобраться в чём правы или не правы.
  • Ежедневно подводите итоги дня.
  • Не подсказывайте готовые решения, научите ребёнка думать, мыслить и понимать.
  • Ищите правильный подход к детям, руководствуясь сердцем.

Что самое главное в воспитании детей

На самом деле, здесь все просто. Чтобы сделать ребенка счастливым, не нужно углубляться в многочисленные трактаты. Просто воспитывать детей нужно не кнутом и пряником, как считают многие. Воспитывать надо любовью, уважением и собственным примером. Только в этом случае можно вырастить максимально здоровую, счастливую и самодостаточную личность.

Первая серьезная ошибка большинства родителей заключается в том, что поступки ребенка они не отделяют от его личности. Сделал что-то хорошее — ты замечательный, поступил не очень правильно — значит и сам ты так себе. Получается, что ребенок перестает чувствовать себя любимым, нужным и родным постоянно. Он как бы любимый от случая к случаю. Вроде бы, родители хотят донести до ребенка истину, но получается обратное.

У детей в такой ситуации меняется восприятие добра и зла. Ребенок старается только за похвалу, и боится сделать что-то не так, чтобы не оказаться плохим. Ребенка нужно принимать! Принимать любым. Он должен чувствовать, что нужен, что его любят не за что-то. Его любят за то, что он есть: он дорог, он важен, он самый хороший и родной. Это наиважнейшее условие роста и развития ребенка. Оно помогает ощущать себя уверено, развивает чувство собственного достоинства и позволяет правильно оценивать происходящее. И обсуждать нужно не детей, а их поступки. В противном случае, хрупкая детская психика не справится с эмоциями, и начнутся отклонения в поведении. Потом это может вылиться в закомплексованность, неуверенность и нервозность.

Второй промах родителей — это неуважение. С самого раннего возраста ребенок является личностью. Со своим мнением, своим суждением и своими потребностями. Некоторым родителям, порой, это сложно понять. С высоты своих лет и нажитого опыта они считают себя в праве вершить судьбу своего ребенка. Начинается все вполне безобидно — с выбора одежды, игрушек и еды. Понятно, что на некотором этапе роста ребенка это нормально. Но когда ребенок взрослеет, а такая система продолжается, на это нужно обратить внимание. Часто родители даже не слышат того, что хочет их ребенок. «Как он может знать, что для него лучше? Я больше прожил(а) на этом свете, мне виднее.» Никто и не спорит. Жизненный опыт — это неоценимо. Да и не нужно слепо следовать прихотям ребенка. Просто, направив его в правильное русло, надо дать ему свободу выбора. С этого и начинается уважение, принятие мнения своего ребенка. С этого и начинается умение вовремя принять решение и сделать свой выбор.

Чрезмерная опека и избавление от трудностей тоже недопустимы в процессе воспитания. Излишняя забота всегда оправдана родителями, ведь все желают своим детям только добра, только здоровья, только успехов. Проблема в том, что ни к чему неприспособленный человек никогда не будет ни здоровым, ни успешным. В дальнейшей жизни это аукнется беспомощностью и ленью. Человек, который привык к тому, что от всех проблем его всегда избавляли, никогда не сможет полноценно жить, работать и строить отношения с окружающими. Задача родителей сделать ребенка самостоятельным. Это и есть ключик к успеху в будущем. Да и в настоящем тоже. Здесь главное не кидаться из крайности в крайность. Все должно быть по силам. Ребенок, в каждом возрасте, может сделать что-то сам. Так вот, не надо лишать его такой возможности.

Говорить и спорить о правильном воспитании можно бесконечно долго. Сейчас существует масса разработок на эту тему. Но важно помнить одно — ребенка не нужно дрессировать. Любое действие порождает ответное. Поэтому детей нужно любить, проводить с ними свое время и общаться. И было бы совсем замечательно подкреплять свои слова наглядным примером.

7 важных принципов воспитания ребенка

Начиная с 1954 года Генеральная Ассамблея ООН ввела практику празднования Дня детей. В 1959 году , в этот же день , была принята декларация прав ребенка. Этот праздник очень важен для каждого родителя. В честь него мы решили подготовить 7 принципов воспитания детей.

Cosmo рекомендует

Рейтинг черной кожаной обуви: лучшие модели зимы-2020, которые подойдут ко всему

Блестящий выход: платья с пайетками, которые сделают тебя звездой корпоратива

Принцип эмоциональной ответственности

Родитель знает , что ему тоже бывает грустно. Иногда он злиться , кипит , чувствует себя беспомощным или чего-то биться. Но первый принцип воспитания гласит , что вне зависимости от нашего эмоционального состояния , нельзя выливать свой негатив на ребенка. Умение управлять гневом , раздражением или грустью — основные мамины качества , необходимое для воспитания здоровой личности. Нельзя мстить ребенку за проступок ( превращать наказание в форму проявления агрессии), кричать на него и поднимать руку. Зато с ним всегда можно договорится , исходя из принципа демократии.

Принцип демократии

Второй важнейший принцип воспитания призван напомнить нам , что ребенок — это маленький человек. Он имеет право на защиту , право на собственные мечты , право на свободу выбора , исходя из его детской жизни. С ранних лет ребенку следует усвоить , что во многих сферах жизни ответственность и право принимать решения лежит на нем самом: это может касаться , например , покупки вещей или расходованию карманных денег , выбора кружка , вуза , друзей , книг и так далее. Правильное воспитание всегда демократично: ты можешь действовать самостоятельно , но тебе , несмотря на возраст , придется нести за это ответственность.

Принцип доверия

Ребенок — это не только личность , но и член общества , а главное — семьи. Умение выстраивать с ребенком доверительное общение помогает создать у него чувство защищенности , а у нас — обратной связи , участия в его жизни. Гармоничное воспитание включает умение говорить открыто о своих чувствах вместо того , чтобы обвинять малыша во всех смертных грехах. Вместо « не ходи гулять с Павликом , он плохой», лучше воспользоваться фразой « я опасаюсь за вашу дружбу , она заставляет меня беспокоится». Чувство негодования родителей должно быть предельно понятно малышу , тогда он и сам сможет задуматься над правильностью своих поступков.

Принцип диалога

Ребенок в чем-то подневольный: он зависит от родителей во многих сферах жизни. А это приводит к тому , что многие родители злоупотребляют властью — например , занимаются насаждением своего мнения , прививают ребенку собственные амбиции и принципы или просто без объяснений запрещают малышу быть тем , кем он является.

Чтобы ребенок рос счастливым и уверенным в себе , следует воспользоваться принципом диалога: малыш тоже имеет право на свое мнение , и если понять его мечты и мотивы , вы сможете стать еще ближе друг другу.

Принцип положительного примера

Важнейшим компонентом правильного воспитания является умение направлять ребенка , избегая политики двойных стандартов. Малыш воспринимает нас как героев , образец для подражания , защитников и сильных личностей. Ему будет очень сложно принимать от нас запреты в тех сферах , где мы сами себе даем попустительства. Чтобы ребенок никогда не закурил , не стал ругаться матом или неконтролируемо пить спиртное , просто не делай таких вещей в его присутствии. Кстати , аргумент « это для взрослых» здесь не работает: малыш будет ждать своего взросления , чтобы получить « моральные права» на разрушительные привычки.

Каждая мама обязана знать:  Воспитание детей от 1 до 3 лет

Принцип удовлетворения потребностей

В первую очередь надо помнить о том , что мы — родители. Для ребенка мы обеспечиваем удовлетворение тех потребностей , которых он в силу возраста не может удовлетворить сам. Важно обеспечить ребенка надлежащими вещами , необходимыми ему для учебы , заботиться о его здоровье и давать достаточно информации о том , каков наш мир. Мы можем делиться своими знаниями для того , чтобы картина действительности у ребенка была максимально четкой и ясной.

Принцип безусловной любви

Воспитание бывает разным: кто-то проповедует западный либерализм , кому-то больше подходят традиционные способы общения с ребенком , кому-то нравятся современные альтернативные методики , а кто-то берет пример со своих родителей… Но в любом случае , ребенок должен чувствовать любовь. Ведь эта энергия нужна ему , как воздух и пища.

Если мы любим ребенка , мы всегда находим правильные слова , способы выйти на близкий контакт и можем сделать его детство по‑настоящему счастливым. Ведь второй попытки , увы , у нас не будет.

Нравственное воспитание наших детей

Эта статья была написана мной для журнала «Счастлива в семье» . Надеюсь, она будет интересна и вам.

«Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит, вырастить угрозу для общества»

Наверное, каждому родителю хочется воспитать своих детей хорошими людьми. Воспитание само по себе — есть процесс перевода общественных ценностей во внутренний план человека. Если спросить: «Какие качества вы хотели бы видеть в своем ребенке?» — скорее всего мы услышим: «Ответственность, доброжелательность, справедливость, трудолюбие, щедрость».

Нравственность — это совокупность качеств и ценностей, определяющих поведение отдельного человека и общества в целом. Именно уровень культуры людей, проживающих в данном обществе, определяет, насколько комфортно и безопасно в нем жить.

Казалось бы — такая важная тема для развития и благополучия социума. Но действительность такова, что в современном мире становление нравственности подрастающего поколения пущено на самотек. В психологии и педагогике эта проблема мало изучена, а в практике фактически не разработана. На государственном уровне нет программ, которые регулировали бы этот вопрос в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Не смотря на то, что существует огромное количество клубов развития для дошкольников и различных секций для более старшего возраста, вы вряд ли найдете в них кружок «Развитие нравственности». Возможно, потому, что эта тема не пользуется спросом. Для многих родителей гораздо более важным кажется научить ребенка английскому, танцам или подготовить к школе, нежели заложить этические принципы и способность справляться с жизненными трудностями, разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Мы живем в эпоху толерантности ко всему и даже гордимся этим. Современная действительность характеризуется ошеломляющими открытиями во многих областях науки и техники, однако в области нравственных истин на лицо деградация общества. Популярность «гражданского» брака, разводов, абортов, рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, признание однополых браков, жестокость и агрессия. Все это льется сплошным потоком с экранов телевизоров и мониторов, через СМИ и даже через современное искусство. Вседозволенность и беспринципность маскируется заманчивым словом свобода. А по-сути, это хаос, информационная помойка, в котором не за что зацепиться, не на что опереться.

Поэтому растет тревога родителей по мере взросления детей: «Как бы он не пошел по наклонной дорожке». Но кто из юношей слушает сейчас этих «предков»? Это совсем не модно. Единственный способ защитить детей от плохого — осознанно прививать им хорошее. И начинать нужно с самого раннего возраста.

Л. Толстой утверждал, что уже в 5 лет был на 80% тем, чем стал в зрелые года. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. Но без разумного управления этим процессом, он может делать ошибочные выводы. Понятие «хорошо» для него еще сильно расплывчато, ему проще оперировать понятиями «нравится» — «не нравится». Отнял игрушку у другого — хорошо — к моим сокровищам прибавилось. Я сильный — сильным быть хорошо — поэтому я буду проявлять эту силу так, как мне придет в голову. Такой вот детский эгоцентризм — что для меня хорошо, то и есть нравственно, а что для меня плохо — безнравственно. К сожалению, не все взрослые ушли от этой детской оценки своих поступков. От этого особенно важно целенаправленно воспитывать нравственные качества в ребенке.

Нравственное воспитание играет огромную роль в важнейших областях жизни человека. От вмешательства взрослых зачастую зависит, чему научится маленький человек в следующих сферах:

Отношение к себе.

Благоразумие или самолюбие, чувство собственного достоинства или гордыня, принятие себя или самоуничижение, целомудрие или половая распущенность?

Отношения с другими людьми.

Высокомерие или принятие, милосердие или жестокость, доброжелательность или грубость, человечность или вероломство, искренность или лицемерие, уважение к людям или высокомерие?

Отношение к деятельности.

Организованность или разгильдяйство, трудолюбие или леность, ответственность или безалаберность, самообладание и мужество или малодушие, доброе лидерство или пассивность и противодействие?

Отношение к собственности.

Бережливость или корыстолюбие, щедрость или жадность, зависть или бескорыстие?

У современных родителей, задумывающихся об этическом воспитании много вопросов. Вот некоторые из них:

· Как научить ребенка быть нравственным человеком и, при этом, уметь отстаивать свои границы, не давать себя в обиду, быть успешным?

· Я знаю, что не только я влияю на формирование характера моего ребенка. Можно ли оградить от негативного влияния окружения?

· С какого возраста начинать нравственное воспитание? И что является его результатом?

· На что мы можем опереться в формировании нравственных качеств, что является главным ориентиром?

Давайте попробуем разобраться.

Истоки нравственности нужно искать в теме того, зачем человек вообще приходит в этот мир, в чем его предназначение. Ответы на эти вопросы тесно связаны с понятием духовности, потому что материалистическая картина мира не имеет сколько-нибудь удовлетворяющих концепций на этот счет. Духовность — это способность различать и выбирать истинные ценности и следовать им. Истинными же являются ценности, которые позволяют приблизится Душе к Высшему Началу. Духовность — это наполнение смыслом, содержанием жизни ребенка, всего, что он делает. Именно на духовной основе нравственные качества обретают смысл и свое предназначение и перестают быть просто списком качеств, которые взрослые желают видеть в малыше. Ребенок понимает зачем нужно взращивать в себе добродетели и старается не только внешне вести себя хорошо, но и внутри быть таким. Обращение к более высоким ценностям формируют внутреннюю мотивацию на обучение хорошим манерам, например.

Формирование качеств характера проходит несколько этапов.

Первоначально нужны знания о том, что такое хорошо и что такое плохо, умение отличать их в различных ситуациях. Помимо этого, у ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, сформироваться личное эмоциональное отношение. Воспитание нравственности — это совершенно точно не требование — это воодушевление, привитие вкуса к нравственной жизни.

Знакомством с добром и злом пронизаны художественные произведения, театр, изобразительной искусство, музыка, кинематограф. Дети доверчиво и живо относятся к произведениям искусства, в силу своей эмоциональности и открытости всему новому. Природа, в своем многообразии и великолепии, со своей логикой и законами — также отличный учитель. Все эти способы доступны с тех самых пор, как ребенок начинает воспринимать сказки и истории, достаточно понимать человеческую речь. С этого времени и стоит начинать заботиться о нравственном воспитании.

Имеет смысл провести ценз мультфильмов, книг и других источников познания мира на предмет соответствия этики и морали. И постараться сделать так, чтобы ребенок не знакомился сразу со всем многообразием противоречивых ценностей, которыми напичканы современные произведения для детей. В этом смысле хороши советские мультфильмы по возрасту (не стоит начинать знакомство с советской мультипликацией с мультфильма «Ну погоди» или «Карлсон»), классические произведения и добрые сказки (братья Гримм, например, писали вовсе не для детей).

Для того, чтобы отбирать нравственные образчики, важно, чтобы родители сами обладали достаточным уровнем нравственности. В этом помогает изучение священых писаний в своей религиозной традиции, чтение трудов великих педагогов Сухомлинского, Я. Корчака, Ш. Амонашвили. Сейчас стали популярны лекции по мотивам ведических писаний, которые формулируют для светских людей нравственные законы в различных областях жизни.

Для детей могу порекомендовать программу Татьяны Смирновой «Воспитание искусством», которая проходит в Москве.

Следующий этап — это наглядность нравственных поступков, ведь воспитанность характеризуется поведением. Только опробовав на собственном опыте и получив позитивное подкрепление, достигнув цели или увидев одобрение в глазах значимых взрослых, ребенок сможет применять свои знания самостоятельно. И в ситуации выбора принимать решение в пользу нравственных поступков. Собственная игра, творчество, обучение или труд позволяют применить знания на практике. Обратная связь от взрослого в виде бесед по мотивам просмотренного, услышанного или прожитого. Разбор жизненных уроков, которые можно вынести из ситуаций, конфликтов, разочарований ребенка. Постепенное формирование умения видеть причины и следствия поступков, смотреть на происходящее системно, учитывая интересы всех участников событий.

Каждая мама обязана знать:  Очень разборчива в еде

Одним из главных и естественных путей бессознательного запечатлевания нравственных ориентиров, является подражание значимым взрослым. Как говорится, «не воспитывай ребенка, воспитывай себя, все равно он будет похож на тебя». Поэтому так важно родителям самим определиться со своими ценностями и нравственными ориентирами. Что в наше время размытых ценностей не так-то и просто. И здесь нам, взрослым, приходит на помощь развитие собственной духовности.

Умению быть нравственно чутким человеком помогает развитие эмоционального интеллекта. Именно он позволяет нам слышать и понимать себя и других. Сейчас уже доказано, что отдавая в дошкольном возрасте предпочтение развитию правого полушария, восприятию мира через образы, через чувства и творчество, а не через логику, мы получаем более гармоничную и цельную личность.

А закрепляются полученные качества посредством формирования правильных привычек. Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку — пожнешь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение.

Важным аспектом, помогающем закрепить правильные привычки, является поддержка окружения. Формирование мировоззрения складывается из совокупности мировоззрений окружающих людей, что подтверждается поговоркой: «Скажи мне кто твой друг и я скажу тебе, кто ты». Если родители сами идут по пути развития своей духовности и нравственности, ищут единомышленников на этом пути, то и ребенок естественным образом окажется в обществе, подтверждающем своим примером пример родителей. Воспитанные в такой атмосфере с детства, подростки уже не опустятся до асоциальных поступков, это будет за гранью их реальности.

И, в заключении темы, поговорим о том, что нравственность, это вовсе не слабость духа, а его сила. Это уважение к себе и уважение других. Это желание заботиться о благе для всех, а не только своем, способность находить решения, устраивающие и других людей тоже. Выстраивать качественное, душевное общение, выбирать достойного мужа/жену, правильно понимать свою роль будущего отца/матери. Это тяга к занятиям социально одобряемым, выбор будущей профессии таким образом, чтобы она приносила пользу людям. Это знание о том, как наилучшим образом, в соответствии со своими ценностями, поступить в различных жизненных ситуациях: работы и учебы, дружбы и отношений с близкими, старшими, младшими. Правила поведения в общественных местах, отношение к деятельности и труду, отношение к своей стране и миру в целом. Забота о своем здоровье и развитии, забота об окружающем мире. Желание реализовать свои ценности через собственное творчество и поделиться своими открытиями с окружающими.

Одна из главных задач воспитания — это формирование нравственных качеств будущего взрослого. И сейчас, в отсутствие специальных институтов, а, равно, и достаточно квалифицированных кадров, занимающихся этим формированием, вся надежда на семейное воспитание. Если родители увидят для себя ценность духовно-нравственного развития, то и дети естественным образом впитают эту мудрость, что называется с «молоком матери».

13 советов по воспитанию, результаты которого вас точно не обрадуют

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Полки книжных магазинов ломятся от литературы по воспитанию детей, профессия детского и семейного психолога давно уже не редкость. Тем не менее вопрос, как вырастить детей и не наделать при этом серьезных ошибок, актуален как никогда.

Мы в AdMe.ru решили разобраться, какие же именно ошибки подстерегают нас на пути родительства.

13. Всегда вставайте на сторону воспитателя или учителя

Насколько бы острой ни была ситуация, в которой виноват ребенок, не ругайте его вместе с воспитателем или учителем. В такой ситуации ему особенно важно почувствовать, что вы его любите, даже если ни капельки не одобряете его поступок.

Стоит выяснить, какие претензии предъявляются к ребенку, извиниться за его поведение. Серьезный разговор лучше отложить и обсудить все дома. В противном случае до ребенка вряд ли дойдет смысл ваших слов, а вот в ваших отношениях может появиться серьезная трещина.

12. Полностью посвящайте себя ребенку

С появлением ребенка в жизни родителей неминуемо уменьшается время, которое они могут уделять себе. Но забывать о себе все-таки нельзя. Всегда должны оставаться личные увлечения, время на уход за собой, для полноценного отдыха, общения с супругом.

Ведь если родители всю жизнь посвящают ребенку, он почти неминуемо вырастет эгоистом, ему сложно будет адаптироваться в мире. Кроме того, этим вы лишаете его поводов гордиться своими родителями, а для него немаловажны их достижения и то, как они выглядят.

11. Ничего не доверяйте ребенку

Гораздо проще и быстрее сделать все дела самому, не доверяя их ребенку. Но плюсы такого воспитания весьма сомнительны. Ведь у малыша просто не будет шансов научиться самостоятельности, стать уверенным в себе и своих силах. Родители должны давать выбор, а не решать все сами. Если ребенок привыкает, что все делают за него, в дальнейшей жизни ему становится крайне сложно принимать важные для себя решения.

10. Сравнивайте со всеми и как можно чаще

Всегда найдутся как те, кто будет в чем-то лучше вашего чада, так и те, кто будет ему в чем-то уступать. А ребенок в результате постоянных сравнений теряет уверенность в собственных силах или же начинает со всеми соревноваться, стремиться доказать, что он лучше всех. Но такая постоянная гонка никакого счастья ему не принесет.

Если и сравнивать детей, то с ними же, но в прошлом. Так им будет проще увидеть собственный прогресс, свои прошлые достижения — они смогут поверить, что научатся практически всему, чему захотят.

9. Обращайтесь к бабушкам и интернету, а не к специалистам

Часто молодым родителям не хватает опыта и уверенности в воспитании ребенка. И многие из них в поисках ответов на свои вопросы обращаются за помощью к интернет-форумам, литературе, авторы которой не являются специалистами в вопросах воспитания и ухода, «проверенным» рецептам бабушек. Но зачастую, следуя их советам, родители только еще больше усугубляют проблему.

Если ситуация действительно серьезная, стоит обратиться за помощью к специалистам, которые дадут грамотные рекомендации.

8. Заменяйте деньгами любовь, внимание и заботу

Ребенок, который привык к тому, что покупки — единственный способ выражения родительской любви, начинает требовать все больше и больше. Не лучшим образом это сказывается и на его характере — ребенок растет равнодушным, упрямым, расчетливым. Отношения с родителями становятся откровенно потребительскими. В будущем таким детям сложно построить счастливые личные отношения, от родителей они тоже отдаляются.

7. Нарушайте личное пространство ребенка

Когда родители держат жизнь ребенка под полным контролем, им кажется, что это лучшая гарантия его безопасности. Но бесцеремонные расспросы, вторжение в комнату ребенка, чтение его интернет-переписки только отдаляют родителей и детей, лишают их отношения доверия.

Ребенок может стать замкнутым, недоверчивым, испытывать сложности в общении со сверстниками, может попасть под влияние плохих компаний. Безусловно, родителям важно держать руку на пульсе, но делать это нужно корректно.

6. Верьте, что любое ваше действие роковым образом скажется на развитии ребенка

Нередко родители подходят к воспитанию детей чересчур ответственно. Выбор горшка или коляски для ребенка отнимет у них несколько недель, а нечаянно брошенное резкое слово вызывает затянувшееся чувство вины.

Но не стоит думать, что каждое наше неловкое движение наносит ребенку непоправимую травму. Ведь его благополучие в первую очередь складывается из спокойствия и счастья родителей. А это невозможно, пока родители не сосредоточатся на действительно важных вещах.

5. Придумывайте стандарты, которым ребенок должен соответствовать

Наверное, каждому родителю свойственно строить планы относительно развития своих детей, их воспитания. Но все же не стоит забывать, что каждый человек уникален, у каждого есть свои склонности и интересы. И какими бы ни были наши благие намерения, нужно давать детям право выбора.

Если постоянно навязывать ребенку планку, которой он должен соответствовать, — энтузиазма у него от этого точно не прибавится. А желание всю жизнь соответствовать родительским ожиданиям счастья уж точно не принесет.

4. Ограждайте от любых трудностей

Лучший способ не допускать ошибок — совсем ничего не делать. Звучит глупо. Но ведь именно к этому мы неосознанно подталкиваем своего ребенка каждый раз, когда ограждаем его от любых препятствий на пути. Совершая ошибки, дети учатся анализировать их, использовать этот опыт в будущем. Не стоит делать за них то, что они могут сами. Постоянно исключая риск из жизни ребенка, мы лишаем его возможности повзрослеть.

3. Проявляйте непоследовательность и несогласованность в воспитании

Когда требования к детям у родителей совершенно разные либо их стиль воспитания зависит от их настроения, это негативно влияет на ребенка. Когда один разрешает, а другой за это же ругает, ребенку сложно понять, что хорошо и плохо, что можно, а что нельзя. Это провоцирует тревожность и может привести к проблемам, ведь он не чувствует себя защищенным и часто находится в напряжении. Ребенку приходится выбирать мнение одного из родителей, в результате авторитет второго в его глазах падает.

2. Бурно выясняйте отношения при ребенке

Безусловно, родители должны решать проблемы в отношениях и выяснять недопонимания. Правда, не всегда бывает возможность сделать это в отсутствие детей. В такой ситуации стоит особо постараться держать эмоции под контролем, поскольку любая ссора родителей — это стресс для ребенка. В итоге у детей снижается способность концентрироваться, возрастают беспокойство и плаксивость, а порой появляется и агрессивность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация