Государственый садик или самостоятельное развитие ребенка


Содержание

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Информация, адреса, документы, отзывы .

Как правильно выбрать детский сад. Пошаговая инструкция.

Как разобраться в многообразии детских дошкольных образовательных учреждений? Какие программы образования используют и условия пребывания. Как правильно выбрать детский сад?

Часть I.

● Что нужно знать перед тем, как начать выбирать детский сад

В последние годы в системе дошкольного образования произошли большие изменения.

Если раньше абсолютно все учреждения считались яслями-садами и с детьми работали по одной общей «Программе воспитания и обучения в детском саду», то сейчас рассказы двух соседей по детской площадке о детском саде могут различаться, как небо и земля.

И для того, чтобы ваш ребенок оказался в числе тех, кто идет в детский сад, как на праздник, вы должны позаботиться о том, чтобы выбрать самое лучшее и самое подходящее именно для него.

Редко бывает так, что городская семья может позволить себе роскошь домашнего воспитания ребенка до школы.

Как правило, если не через полтора, то через три года после родов мама выходит на работу. Осталось принять решение – кто будет находиться с малышом во время ее отсутствия, станет дарить ему любовь, учить его и всесторонне развивать.

Вариантов обычно бывает три: бабушка, няня и детский сад, при этом к последней социальной услуге прибегает большинство родителей.

Классификация детских садов по направленности – какие они бывают

Детский сад – наиболее распространённый вид государственного дошкольного образовательного учреждения. В нем обеспечивается присмотр, уход и оздоровление, обучение и воспитание детей.

  • общеразвивающего вида;
  • центры развития детей;
  • сад компенсирующего вида;
  • детский сад комбинированного вида;
  • детский сад оздоровительного типа
  • детский сад присмотра и оздоровления;

По принадлежности и формам управления существуют четыре типа детских садов.

  • муниципальные,
  • ведомственные,
  • частные (коммерческие)
  • домашние (семейные).

В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже во многом психологическая атмосфера.

Муниципальные детские сады

Наиболее популярный вид детского сада.

Имеет небольшую месячную оплату и работает строго по разработанным образовательным методикам .

Очень многое в них зависит от заведующей или директора – при равных условиях некоторые детские сады известны во всей округе, и очередь туда родители стараются занять за несколько лет.

В государственном садике существуют «общеобразовательная программа», прогулки, физкультура, лепка, рисование и музыка и др.

Некоторые из них предоставляют платные дополнительные услуги, от которых вы имеете право отказаться, даже если все остальные родители в группе хотят ими пользоваться.

Плюсы муниципального детского сада:

  • маленькая стоимость. Она установлена законом и составляет 150 рублей в месяц. Существуют категории льготников, например, мамы-одиночки, многодетные мамы, вдовы и т.д.
  • близость к дому. Помимо того, что врачи не рекомендуют возить малыша в садик, если дорога занимает больше 20 минут, в близлежащем садике у ребенка появится возможность завести друзей, с которыми он сможет проводить свободное время и в выходные.

Минусы муниципального детского сада:

  • слишком большая наполненность групп. 25-30 человек для государственного детского сада – не редкость. В результате учить, допустим, чтению или письму все равно приходится дома, воспитательница не успевает объяснить непонятные моменты такому количеству подопечных.
  • низкое качество ухода и присмотра, единообразие в занятиях. Об индивидуальном подходе к каждому ребенку вопрос не ставится. Отчасти это также вызвано проблемой «перенаселенности».
  • отсутствие каких-либо деликатесов в питании. Если ребенок отказывается есть какие-либо блюда, ему придется оставаться голодным до следующей трапезы.

Ведомственные детские сады

— не контролируются напрямую Департаментом образования, их программы и порядки определяются предприятиями и организациями, в чьем ведомстве находится детский сад. Такие детские сады стоят дороже, но детям сотрудников предприятия предоставляются скидки. Ведомственных садов сейчас немного, и их количество сокращается.

Плюсы ведомственного детского сада:

  • сравнительно небольшое (по сравнению с муниципальным) количество детей в группе,
  • лучшие условия пребывания детей (опять же по сравнению с муниципальными садами),
  • продуманное меню.

Минусы ведомственного сада:

  • довольно высокая оплата (до нескольких тысяч),
  • иногда бывают сложности с зачислением детей «со стороны».

Частные детские сады

– идеальный вариант при отсутствии финансовых затруднений.

Они работают, как правило, до 20-00 или 21-00, или круглосуточно.

В частных детских садах очень интенсивная и насыщенная программа развития. Они, как правило, хорошо обеспечены играми и игрушками, наглядными пособиями, детей на прогулку могут вывозить в ближайшую лесопарковую зону.

Контроль над работой негосударственных ДОУ осуществляется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов.

Лице́нзия (от лат. liсentia «право») — разрешение на право, либо право на выполнение некоторых действий, которое может удостоверяться (подтверждаться) одноимённым документом.

Сертифика́ция (лат. certum — верно + лат. facere — делать) — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов.

Аттеста́ция — подтверждение квалификации, уровня знаний и умений человека — отзыв, характеристика. Полученный в результате аттестации документ называют аттестатом.

Плюсы частного детского сада:

  • маленькое количество детей в группе – около 10-12 человек, ребенок получает достаточно внимания
  • дети легче адаптируются к садику
  • разнообразное и вкусное питание, возможность угодить каждому малышу, индивидуальный подход к детям, который дает возможность максимально раскрыть свои способности. В каждой группе работают несколько воспитателей, за развитием детей наблюдают логопеды, психологи, педиатры, учителя-предметники.
  • родители имеют право влиять на учебный процесс – например, через попечительские советы. В частности, они могут инспектировать кухню, требовать отчета о финансовой деятельности, даже присутствовать на занятиях.
  • многие частные детские сады работают по системе «детский сад – школа».

Единственный минус частного детского сада – его стоимость.

Домашний детский сад (семейный детский сад)

– один из видов частного детского сада.

Обычно его содержит семейная пара в своей квартире, или основатели снимают помещение, в котором обустраивают спальню и игровую комнату.

Приглашают воспитательницу, няню и повара, для детишек постарше – преподавателей иностранного языка, музыки, рисования.

Плюсы домашнего детского сада

  • максимум заботы и внимания, отсутствие травматизма, условия, приближенные к домашним, к жизни большой семьи,
  • маленькое количество детей – 3-5 человек,
  • индивидуальный подход к питанию.

Минусы домашнего детского сада

  • очень высокая оплата,
  • возможные проблемы, связанные с недостатком оборудования или помещения.

Правила выбора садика такие же, как и в предыдущем случае.

По уровню образования дошкольные образовательные учреждение (ДОУ) делятся на категории:

Категория ДОУ присваиваются в соответствии с уровнем реализации образовательной программы дошкольного образования, то есть насколько данное ДОУ хорошо (разносторонне, качественно, результативно и т.п.) работает.

I категория — это Центр развития ребенка, то есть ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт (обязательный минимум) по всем направлениям его деятельности.

II категория — это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт по одному иоли нескольким направлениям его деятельности

III категория — это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Самая большая группа детских садов — это ДОУ II категории:

— общеразвивающего вида;
— компенсирующего вида (специальные, т. е. для детей с нарушениями речи, зрения, слуха. интeллектуального развития, с ДЦП);
— присмотра и оздоровления ( для детей с ослабленным здоровьем);
— комбинированного вида (имеются общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы)

В ДОУ разных категорий отличаются друг от друга платой за содержание ребенка, чем выше категория, тем, соответственно, выше и оплата.

За все хорошее надо платить. Это нормально, когда все является действительно хорошим.

Продолжение на 2-й странице.

Детский сад или развивающий центр? Что выбрать?

Задача каждого родителя – обеспечить ребенку достойное образование. Об этом необходимо начинать думать до того, как чадо отправится в первый класс. Ведь малыши начинают познавать законы мира уже с первого года жизни. Чтобы учеба впоследствии давалась детям легче, следует с ранних лет развивать в них способности и учить адаптироваться в коллективе. Родителям не всегда хватает на это времени и знаний. Поэтому они обращаются за помощью педагогов в специальные дошкольные учреждения.

Что такое развивающий центр?

Если раньше родители имели возможность отправить свое чадо только в ясли или в детский сад, то у современных мам и пап есть альтернатива. На сегодняшний день, как в больших, так и в маленьких городах работают специальные развивающие центры. Обучение здесь кардинально отличается от процесса овладения знаниями в стандартных дошкольных учреждениях. Малыши познают мир особым способом.

Педагоги детских развивающих центров используют в своей работе разные методики обучения. В их числе методики раннего развития Зайцева, Никитиных, Монтессори, Сесиль Лупан, Масару Ибуки и многих других. Опытные специалисты подбирают для ребенка самую эффективную систему, исходя из его индивидуальных особенностей.

Занятия проходят в непринужденной игровой форме. Таким образом у детей с малых лет формируется интерес к знаниям. Процесс обучения построен таким образом, чтобы дети чувствовали себя легко и не испытывали никаких проблем и неудобств.

Детские развивающие центры имеют огромное количество преимуществ перед дошкольными учреждениями стандартного типа. Тем не менее некоторые родители предпочитают по тем или иным причинам отдавать ребенка в детский сад. Как только малыш оказывается готовым к общению и обучению, перед родителями встает вопрос, что выбрать – детский сад стандартного типа или детский развивающий центр. Некоторые идут самым легким путем и оставляют чадо на домашнем воспитании. Однако психологи не поддерживают подобных решений.

Преимущества и недостатки детских садов

Прежде чем поступить в детский сад, необходимо пройти с ребенком медицинское обследование. В дошкольное учреждение принимают детей только при наличии справки определенного образца и прививочной карты. Вакцинация – обязательное условие приема в сад. Из-за этого возникают проблему у родителей, которые отказываются делать прививки ребенку. Этот вопрос приходится решать с администрацией учебного учреждения. Не всегда переговоры бывают результативными. В некоторых случаях непривитых детей наотрез отказываются принимать в сад.

В дошкольном учреждении дети проводят почти половину дня. Здесь они завтракают, обедают, спят, играют и учатся. В младших ясельных группах занятиям уделяется немного времени. Ребят постарше ждут в детском саду занятия по подготовке к школе. Обучение проводится по стандартной системе. Дети знакомятся в детском саду с азами чтения, математики, пения, рисования и трудовой деятельности.

Каждая мама обязана знать:  На что в школе могут собирать деньги с родителей и кто это решает

В группах насчитывается, зачастую, более 20 человек. У воспитателя не всегда хватает времени уделять внимание каждому. Стандартная система образования не позволяет организовать обучение, учитывая особенности и темперамент каждого воспитанника. Дети усваивают информацию с разной скоростью. Лучшей эффективности можно достичь только при индивидуальном подходе.

В дошкольном учреждении воспитанники обеспечены сбалансированным питанием, которое, так же, как и учебный план, утверждено вышестоящими органами. Не учитываются в детском саду не только психологические особенности, но и вкусовые пристрастия ребенка. Для малыша не будут готовить отдельно, если он, например, вегетарианец или склонен к аллергии. В этом случае ребенку мама готовит контейнеры с обедом и дает с собой. Очевидно, что это нельзя назвать полноценным питанием.

Детский сад часто выбирают в том случае, если обоим родителям приходится работать. В дошкольном учреждении чадо проводит весь рабочий день под присмотром опытного персонала. Что касается занятий, организовать их на должном уровне не всегда удается. Сотрудники детских садов много времени уделяют бумажной волоките и работают по правилам, утвержденным министерством образования, которые подходят далеко не всем малышам.

Преимущества и недостатки развивающих центров

Современные развивающие центры принимают малышей самого раннего возраста. Педагоги работают по разным методикам раннего развития. Из всего многообразия детских центров родители имеют возможность выбрать тот вариант, который их устроит. Кроме того, малыши, как правило, могут посетить пробное занятие бесплатно, чтобы было понятно, насколько они увлечены процессом. Ведь заинтересованность очень важна для эффективного обучения.

Занятия в специализированных центрах длятся не более четырех часов. Поэтому работающим родителям придется позаботиться, где будет их чадо все остальное время. Лучший вариант – нанять няню. Безусловно, это дорогая услуга. Но без помощи посторонних обойтись не получится. Легче справиться с этой проблемой тем, кому готовы прийти на помощь бабушки и дедушки. Но так бывает далеко не всегда.

В развивающих центрах акцент делается на обучение. Даже игры здесь предусмотрены не только в развлекательных целях, а как дополнительный метод дать детям определенные знания. Малыши в таких учреждениях не имеют много времени для общения. В то же время они полностью сконцентрированы на уроках и не отвлекаются на посторонние разговоры. А пообщаться со сверстниками ребята вполне могут на детских площадках во время прогулки.

Количество воспитанников в группах детских развивающих центрах насчитывает не более 15 человек. Педагог имеет возможность объяснить материал каждому в индивидуальном порядке. Это позволяет гарантировать, что малыши получат определенный багаж знаний.

Некоторые дети с трудом привыкают к коллективу. Им сложно расстаться с мамой и остаться наедине с незнакомыми людьми. Если при посещении детского сада малышей приходится ломать психологически, так как здесь присутствие родителей абсолютно не предусмотрено, то уроки в развивающем центре необязательно посещать самостоятельно. На занятиях при желании и возможности может присутствовать кто-то из близких.

Занятия в развивающих центрах позволяют ребенку дополнительно посещать кружки или секции по интересам. Детям до 2-3 лет в этом нет необходимости, а вот у дошкольников уже появляются хобби, будь то танцы или спортивные дисциплины. Ребята вполне могут совмещать обучающие занятия и любимое увлечение.

Стоит отметить, что уроки в развивающих центрах небесплатны. Их посещение обойдется дороже, чем детский сад. Однако преимущества, которыми обладает такое учебное заведение, неоспоримы. Главное – правильно выбрать детский развивающий центр, чтобы потом не жалеть потраченных денег.

Родителям следует познакомиться с преподавательским составом, пообщаться лично. Отдельное внимание необходимо уделить интерьеру помещения. В детских развивающих центрах светло и чисто. Здесь стараются создать уютную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя в стенах учебного заведения как дома. И, не важно, сколько часов в неделю малыши здесь проводят.

В любом случае в выборе развивающего центра необходимо наблюдать за реакцией ребенка. Он должен быть заинтересован. Не стоит забывать о личных предпочтениях и интересах чада. Спокойным усидчивым малышам подойдут секции с творческим уклоном, а маленьким непоседам – центры, где большее внимание уделяется движению.

Выбор дошкольного учебного заведения – достаточно серьезный шаг. Но в любом случае последнее слово будет за родителями. Им следует тщательно продумать доступные варианты и взвесить все за и против. Правильно сделанный выбор поможет ребенку научиться адаптироваться к окружающему обществу и приведет к успехам в будущем.

Частный детский сад или государственный

Своему малышу всегда хочется дать только самое лучшее. Качественная одежда, лучшие аксессуары, комфортные условия обитания. Однако по мере взросления малыша родители неизбежно становятся перед выбором: отдавать ребенка в сад или оставить на домашнем обучении? И если определять в детское дошкольное заведение, то что лучше выбрать – частный детский сад или государственный? Это – настоящая дилемма для тех, у кого возможности позволяют определить малыша в более комфортные условия, однако стоит ли это делать?

Частный детский сад или государственный

Возраст ребенка близится к двум годам, и вы оказываетесь перед непростым выбором: предпочесть частный или государственный детский сад? Как правило, в крупных развитых городах есть оба вида образовательного учреждения. Чтобы выбрать один из них, необходимо сравнить преимущества и недостатки ДУЗов.

  1. Государственный детский сад.

К недостаткам бюджетного учреждения относятся:

  • Дети выходят на прогулку только при хорошей погоде. Как правило, осенью и зимой большую часть времени малыши сидят в группах;
  • Воспитатели предпочитают выводить детей из яслей и младшей группы только тогда, когда в группе немного человек;
  • Развивающим занятиям в государственном саду отводится 1 час в день, и то они проходят не ежедневно;
  • Из-за того, что дети преимущественно находятся в помещении, комнаты редко проветривают, что благоприятно сказывается на распространении вирусов.

Однако не все так плохо. В посещении государственного детсада есть и свои плюсы:

  • Питание в бюджетных учреждениях диетическое. Малышам дают обычную молочную кашу, овощи, супы, паровые котлетки, овощные салаты, компоты и сдобные булочки. Здесь не найдешь заморские фрукты, сладости и шоколадные печенья, что является очень положительным критерием для детей-аллергиков;
  • Малыш общается в коллективе и учится ключевым навыкам. Ребенок вынужден налаживать контакт со сверстниками, делиться с ними игрушками, жить по общему режиму. Это очень важно для полноценного развития личности;
  • Стоимость государственного сада в разы ниже, чем стоимость частного. Даже малообеспеченные семьи имеют возможность оплачивать питание ребенка. Причем, согласно закону, родители платят лишь половину стоимости, а вторую — компенсирует государство.

  1. Частный детский сад.

Многие родители, живущие в крупных городах и имеющие материальную возможность, отдают малыша в частный детский сад. Главным и, пожалуй, единственным существенным минусом этого дошкольного учреждения является его стоимость. Она выше стоимости услуг государственного сада минимум в 8-10 раз.

Что же касается преимуществ, то их немало:

  • Воспитанники частных детсадов гуляют практически каждый день, по 2-3 раза. Исключением является только дождь и морозная погода;
  • Дети посещают всевозможные развивающие занятия, ходят на рисование, лепку, танцы, занимаются плаванием в бассейне;
  • Как правило, в группах детей меньше, чем в государственных садах. 10-15 человек – оптимальная группа для частного сада;
  • В саду работает психолог, детей ежедневно осматривает врач;
  • Питание в саду очень хорошее, однако детей часто балуют не самыми гипоаллергенными продуктами. Так что вопрос с питанием, скорее, спорный.

Итак, оценив все плюсы и минусы детских дошкольных учреждений бюджетного и коммерческого плана, можно сказать, что частный сад намного лучше обычного государственного. Здесь детьми занимаются, их холят и лелеют, однако плата за это, порой, неоправданная. Так что большинство родителей предпочитают отдавать свое любимое чадо в обычный детский сад, который и «к дому близко, и по карману не бьет». В любом случае, здесь конкретного совета быть не может – каждые родители самостоятельно решают судьбу своего крохи.

Как правильно выбрать хороший детский сад для ребенка: критерии для частных и государственных садиков

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи. После появления малыша на свет образ жизнь родителей кардинально меняется, и весь мир начинает крутиться вокруг одного крохи. Малыш растет, и наступает время, когда маме нужно снова выходить на работу, а ребенку – знакомиться с обществом и посещать детский сад.

Даже самые активные мамы после рождения ребенка порой уходят с работы и полностью посвящают себя семье. У многих женщин всегда на подхвате бабушки и другие добросердечные родственники, готовые посидеть с малышом. Если вы не относитесь ни к первой категории, ни ко второй, то уже через пару месяцев после выхода из роддома нужно позаботиться о заблаговременном устройстве ребенка в ДОУ. Чем раньше у вас получится заняться подбором дошкольного учреждения, тем больше шансов, что малыш будет посещать самый лучший садик.

Виды детских садиков

Государственные

К государственным ДОУ относятся:

  • муниципальные – бюджетные учреждения;
  • ведомственные – контролируются отдельными крупными предприятиями или ведомствами, например детские сады МинОбороны, или ДОУ ОАО “Стройматериалы” в Екатеринбурге.

Государственный муниципальный сад знаком большинству россиян с детства. Это, как правило, большое двухэтажное здание яркой раскраски с разделенной на участки территорией. Программа обучения малышей в муниципальном ДОУ соответствует образовательным стандартам. Ребенок будет обеспечен должным вниманием: будет накормлен, уложен на дневной сон и отведен на групповую прогулку один-два раза в день в зависимости от погоды.

В детском саду для ребенка созданы благоприятные условия для занятий физической культурой и музыкой. Для детей старшего возраста предусмотрена программа подготовки к школе.

Ведомственные ДОУ находятся под контролем крупного предприятия или целого ведомства. Подобные ДОУ открываются руководствами предприятий для детей сотрудников, всем остальным попасть в ведомственные ДОУ очень сложно. По сравнению с муниципальными ведомственные сады имеют целый ряд преимуществ:

  • в группах меньшее количество детей, а значит, каждый из малышей получает достаточное количество внимания воспитателей;
  • детский сад постоянно обновляет основные фонды – в группах современная мебель, качественные игрушки, хорошие детские площадки;
  • дополнительный контроль со стороны руководства ведомства.

Ведомственные садики имеют хорошую материальную базу

Негосударственные

К негосударственным дошкольным учреждениям относятся:

  • частные садики с одним или несколькими владельцами;
  • домашние садики – создаются на территории частного дома или квартиры.

Территория частных детских садов в несколько раз меньше, чем муниципальных, при этом набор детей ведется с младенческого возраста. В некоторые частные ДОУ принимают малышей в возрасте от 9 месяцев. Основное отличие негосударственного сада от муниципального – цена. Посещение негосударственного детского сада обходится родителям в несколько раз дороже. Цена может меняться в зависимости от возраста малыша и режима посещения: полный день или группа временного пребывания. Образовательная программа разрабатывается специалистами сада и может включать музыкальные занятия, ритмику и физическую культуру, дополнительные занятия с психологом и логопедом, другие. Питание детей сбалансированное, содержит фрукты и овощи по сезону. Для малышей-аллергиков разрабатывается отдельное диетическое меню.

Семейные садики открываются на базе квартиры или частного дома. Принимают к посещению 4-6 человек воспитанников. Штат домашнего сада невелик – до 5 человек: воспитатель, няня, повар, иногда педагог дополнительного образования. Преимущества семейного сада – мини-коллектив, домашняя и вкусная еда, интересные занятия. К минусам можно отнести отсутствие собственной площадки (не всегда), высокую стоимость посещения.

В семейном садике группы маленькие – внимания педагога хватает всем

Критерии выбора муниципального детского сада

Выбирать детский сад необходимо, руководствуясь следующими критериями:

  • Местоположение. Детский сад необходимо выбирать в районе проживания или в районе работы одного из родителей. Желательно, чтобы дошкольное учреждение находилось в пешей доступности. Если время на дорогу занимает более 25 минут пешком или на общественном транспорте, от такого ДОУ лучше отказаться. По утрам дети просыпаются неохотно – мысль о том, что предстоит еще долгая дорога в садик, будет провоцировать частые капризы.
  • Режим работы. Подавляющее большинство детских садов принимает детей с 7:00 до 19:00, но есть и такие группы, где детей разбирают уже к 17:00. Этот вопрос следует уточнить у воспитателя и согласовать время, в которое удобно приводить и забирать кроху. Некоторые негосударственные садики заканчивают работу в 21:00, семейные иногда работают круглосуточно.
  • Интерьер и экстерьер сада. На этот критерий стоит также обратить внимание. Если в группах стоит старая мебель, шкафы и кроватки, а на площадке мало горок и турников, это свидетельствует о недостаточном финансировании. В таких садиках нередким явлением бывают спонсорские родительские взносы: на замену окон, на жалюзи, на ремонт навесов и веранду. Хороший показатель – свежий ремонт и аккуратные площадки, исправные качели и новая мебель в группах.
  • Безопасность. Обратите внимание на то, сколько калиток ведет в группы, какие на них замки, есть ли в садике охранники и электронные домофоны.
Каждая мама обязана знать:  Неприятие ребенка в семье как психологический феномен

Если детский садик расположен далеко, родители будут часто сталкиваться с капризами и нежеланием детей его посещать

Как выбрать частный детский сад?

Негосударственный детский сад родители выбирают обычно по двум причинам:

  • семья располагает достаточными средствами для оплаты частных групп;
  • для ребенка нет мест в муниципальном ДОУ/не берут из-за раннего возраста.

Если вы решили отдать малыша в частный детский сад, и поблизости есть понравившееся учреждение, то перед внесением предоплаты стоит обязательно поговорить с руководством. Это позволит узнать:

  • есть ли у организации лицензии и сертификаты на осуществление образовательной деятельности;
  • какие права и обязанности берет на себя каждая из сторон: за что отвечает садик, какие услуги включены в ежемесячную оплату ДОУ;
  • каков штат воспитателей и обслуживающего персонала, есть ли у персонала санитарные книжки, есть ли в ДОУ медицинский работник;
  • сколько детей в группе;
  • кто составляет меню, предусмотрено ли питание для аллергиков.

В частном саду приветствуется проведение экскурсий для потенциальных воспитанников и их родителей. Посмотрите, как реагирует на садик ребенок, все ли ему нравится. Вы, в свою очередь, осмотрите кухню и столовую, спортзал на наличие инвентаря, игровую комнату и спальни, уточните распорядок дня.

Для начала ребенок может посетить садик в качестве гостя

По возможности пообщайтесь с воспитателями, ведь от их настроя и профессионализма зависит желание вашего ребенка посещать сад. Понаблюдайте, как воспитатель общается с малышами, не боятся ли его дети, идут ли на контакт.

Как выбрать семейный детский сад?

Домашние сады бывают нескольких направлений:

  • Общеразвивающий – в садике занимаются общим развитием малышей. В расписании дня есть занятия физкультурой и музыкой, дети учат небольшие стихи, участвуют в театральных постановках по возрасту.
  • Оздоравливающий детский сад – для малышей приобретаются путевки в детский бассейн на комплексные занятия или аквааэробику, медицинский персонал проводит профилактические оздоровительные мероприятия. Как правило, такие ДОУ работают по методике доктора Комаровского.
  • Компенсирующие – садики открываются для детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии. В крупных городах существуют специальные садики и группы для детей, страдающих синдромом Дауна или болеющих аутизмом.
  • Развивающий центр – в садах делается упор на раннее развитие детей. Малыши с трех лет учатся читать и писать, петь и танцевать. В центрах акцентируют внимание на изучении иностранных языков, освоении компьютерной грамотности.
  • Комбинированные ДОУ – могут сочетать в себе несколько направлений. Стоимость такого сада, как правило, гораздо выше обычного. Здесь малыш не будет обделен вниманием воспитателей и других специалистов.

Оздоравливающие сады часто предполагают посещение бассейна

Стоимость посещения детского сада

Стоимость посещения – важный критерий, на который обращает внимание большинство родителей при выборе ДОУ. В зависимости от региона, стоимость государственного ДОУ варьируется от 1000 рублей в месяц. Стоимость может меняться, если ребенок ходит на дополнительные кружки или занятия. Также в некоторых муниципальных ДОУ предлагают родителям ежемесячно перечислять в пользу учреждения небольшой спонсорский взнос – 100-200 рублей. В ведомственных ДОУ делают скидки и компенсации для детей своих сотрудников, поэтому стоимость посещения может варьироваться в пределах 3 000-4 000 рублей.

Частный детский сад стоит дороже. Месяц посещения негосударственного ДОУ обойдется родителям от 7 000 рублей в зависимости от региона и направленности учреждения. Семейные группы – самые дорогие дошкольные учреждения. Их посещение обойдется родителям малыша от 9 000 рублей в месяц.

Для получения компенсации необходимо предоставить в бухгалтерию садика следующие документы:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • квитанцию с отметкой банка об оплате;
  • реквизиты банковской карты одного из родителей;
  • заявление на получение компенсации.

Семьи с тремя детками могут получить значительную компенсацию стоимости посещения детского сада

Плюсы и минусы детского сада

Муниципальный сад: плюсы

Выбор ДОУ – это одно из самых важных решений для молодых родителей. Подыскивая сад, стоит взвесить все плюсы и минусы близлежащих ДОУ, чтобы остановиться на садике, в котором ребенку будет действительно комфортно:

  1. Неоспоримым преимуществом государственного детского сада является его стоимость. Небольшая цена посещения объясняется тем, что государство и муниципальный бюджет компенсируют часть затрат на оплату стоимости ДОУ.
  2. В России ежегодно открывается около 2 000 ДОУ. Это позволило практически полностью сократить очереди в ДОУ. Теперь родители могут подобрать для своего малыша садик в любом районе как возле дома, так и рядом с работой. Для получения путевки достаточно собрать пакет документов и оформить медицинскую справку.
  3. Работа педагогов и младшего персонала строго регламентируется образовательными стандартами. Программы обучения отработаны годами. Персонал имеет специальное образование, опыт работы и медицинские книжки.
  4. Большинство государственных ДОУ участвует в программе «Доступная среда», а значит, в группы принимают деток с незначительными отклонениями в развитии, но при условии, что малыши не проявляют агрессии.

Минусы муниципального сада

  1. Персонал детского сада, как правило, получает довольно низкую зарплату – этим объясняется текучесть кадров и «хроническая усталость» некоторых воспитателей. С другой стороны, заработная плата «детского персонала» напрямую зависит от количества проведенных занятий, открытых уроков и интересных праздников, поэтому доход воспитателей зависит от качественного выполнения своих трудовых обязанностей.
  2. Сокращение очередей в муниципальные ДОУ во многом произошло за счет укрупнения уже существующих групп. В городах-миллионниках численность детей в группах составляет до 45 человек.
  3. В ДОУ с низким финансированием не всегда есть необходимые квалифицированные специалисты: медицинский работник, как правило, работает на четверть ставки – 2-3 часа в день. В садиках часто нет логопеда, психолога.

Частный сад: плюсы

  1. Частный детский сад – коммерческое предприятие, открытое с целью получения прибыли. Главный принцип руководства – привлечь как можно больше клиентов в свой сад. Родителям помогают выбрать правильную группу, предлагают экскурсии, открытые уроки, дополнительные занятия для малышей.
  2. Негосударственные сады предлагают для родителей гибкий график посещения. Некоторые учреждения работают до 21:00. Руководство сада может разработать индивидуальный график посещения, в том числе и круглосуточное пребывание малыша в группе по необходимости.
  3. Укомплектованность. В штате частного детского сада обязательно есть медицинский работник, логопед, психолог, педагоги дополнительного образования: учитель иностранного языка, хореографии, плавания.

Частный сад: минусы

Основной и главный минус негосударственного детского сада – стоимость. Цена посещения ребенком частных групп в несколько раз превышает стоимость путевки в муниципальное ДОУ. Кроме того, государство не предоставляет частичной денежной компенсации для родителей, чьи дети посещают частные сады. Стоимость посещения пересчитывается, если ребенок в течение месяца отсутствовал по уважительной причине.

Детство строгого режима. Нужен ли ребенку садик?

В прошлый раз я рассказала о своем неудачном опыте устройства младшего сына в детский сад. Естественно, я задалась вопросом, а нужен ли ребенку садик вообще? Какие плюсы и минусы у садика в сравнении с домашним воспитанием?

Я изучила кучу информации на эту тему, даже до научных данных добралась! Анализ прочитанного, выводы и мои мысли и на тему: «что дает ребенку садик, и зачем он ему нужен» я и обобщила в этой статье. Устраивайтесь поудобнее, статья получилась большая.

Связь между матерью и ребенком — это плохо?

Ребенку нужен режим. Где-то я это слово уже слышала… Точно! — «колония строгого режима». Преступников наказывают режимом и верят, что он способствует их исправлению. Как правило, не способствует, но наш вопрос не в этом. Дети-то в чем провинились? И от чего их нужно исправлять? Похоже, я догадываюсь, от чего…

Когда мы устраивались в садик, то и врачи, и воспитатели мне говорили: «У вас с ребенком слишком сильная связь. Вы вредите этим ребенку. Пока вы это не переборете, ничего не получится». Видите, какая аномалия — связь ребенка с матерью, от этого непременно нужно исправляться! Да, трудно и больно — но что поделаешь…

Вот интересно, с каких это пор связь между матерью и ребенком стала вредной и ненормальной?! Что может быть естественней родительской и детской привязанности? Что может быть прекрасней любви матери и ребенка? И как же это раньше-то люди жили, выросшие в семьях без садиков?! Все были инафантилами? — Сдается мне, что как раз наоборот — это сейчас количество отклонений на душу населения зашкаливает.

Да, я знаю, что бывает такое отклонение у мамочек, как «гиперопека». Детки у них растут несамостоятельными и с проблемами. Но, во-первых, это точно не мой случай — я не имею привычки детей контролировать, и по самостоятельности они у меня вообще впереди планеты всей. :) А во-вторых, если отношения матери с ребенком и нуждаются в коррекции, то из этого не следует, что их нужно разрывать.

Да, ребенок растет и постепенно отдаляется от матери, — но всему свое время. Каждый этап взросления происходит естественно — и этот процесс не остановишь. Но зачем его форсировать? Давно ведь известно в педагогике, что развивать что-то не по возрасту возможно только за счет того, что по возрасту должно развиваться, и эти потери потом невосполнимы.

Начиталась я страшных историй и полезных советов про «адаптацию ребенка к садику». Резюмирую: «Поплачет, поистерит — и привыкнет». Представляете, что происходит в его маленькой душе, пока он вот так плачет?! Как ему приходится смиряться с тем, что мама его бросила и привыкать к месту лишения свободы, которое ему совсем не нравится? И не просто не нравится, а до слез, до истерики!

Привыкнет и понравится? Да, человек ко всему привыкает — он скотина живучая и адаптивная… Но какой ценой?! И в тюрьме люди смеются и находят что-то интересное. Но, все-таки, я не думаю, что кто-то считает, что тюрьма человеку непременно нужна, полезна и способствует развитию, как это считают о садике.

Ведь все эти мучения ребенка устраиваются это ради его же блага! В чем благо-то, может кто-нибудь объяснить? Ради чего лишать ребенка мамы и детства, и что он такого приобретает, что было бы важнее того, что по его личному мнению важнее всего? Посмотрим.

Для чего ребенку нужен садик, как считается

Садик нужен ребенку для социализации

Сдается мне, что социализация тут от слова социализм, а не социум. Научиться общаться с другими людьми и усвоить правила поведения в обществе (что и есть социализация) ребенок отлично может и дома. Он ведь там общается, причем с первого дня. Дружить со сверстниками — на площадке. С теми, кто ему нравится, и никак не 10 часов в день.

Каждая мама обязана знать:  Колыбельная

В советском государстве отнятие ребенка от матери как можно раньше было оправдано. Системе нужны были послушные винтики. Если ребенок будет расти в семье, где его любят и помогают развиваться так, как ему лучше, то он вырастет другим человеком. Человеком, способным на творчество и личностные отношения, самостоятельно мыслящим и имеющим достоинство — а такой человек никудышный объект идеологической обработки и плохой строитель коммунизма.

Ценности же коллективизма эффективнее впитывать в младенчестве и с одновременной травмой. Привыкнуть, что ты — «ноль без палочки», никому твои желания и мысли не интересны. Коллектив выше и важнее личности. Заменить воспитание дрессировкой. Будь добр слушаться, ходить строем и делать только то, что скажут, так, как скажут и тогда, когда скажут. Шаг вправо или влево считается побегом и карается расстрелом наказанием… Как там в садике наказывают?

Садик нужен ребенку для подготовки к школьной дисциплине

Так ведь в 7 лет, когда пора в школу, ребенок будет уже совсем другой! Он будет уже способен к самоконтролю и к выходу в мир — эта самая связь с семьей у него уже естественным образом ослабляется. Мой старший сын, не имевший понятия ни о какой дисциплине, в первом классе сам вставал по будильнику, собирался и шел в школу. В то время, как садиковских детей собирали родители — и не только в первом классе.

Дисциплина нужна самому ребенку

Зачем? Родителям она, да, удобна — но не ребенку. Вот возможность мир познавать так, как ему хочется, ему нужна. Еще семья нужна, любовь и ласка, мама нужна, которая ушибленную коленку поцелует… Кушать нужно, когда проголодался и спать, когда устал. А дрессировка дисциплина не нужна!

Потом, когда подрастет, будет нужна самодисциплина. Но человек, привыкший с детства, что его все время контролируют, что его жизнь уже расписана, и это расписание выполняется за него другими, не имеет никакой базы для формирования самодисциплины. Он таким образом учится не самоконтролю, а тому как выжить в условиях стороннего контроля, то есть как его обходить.

А когда он остается один на один с необходимости самодисциплины, он теряется и не знает что делать. Есть большая вероятность, что он так и будет оглядываться в поисках «прапорщика», даже взрослый. Встречали мужчин, которые (в поисках спутницы жизни) признавались, что им нужно, чтобы их «кто-то держал в руках»? Я встречала много…

Наша педиатрия уже дожила до того, что кормить грудью нужно ребенка по требованию. Раньше это делалось по часам. Во имя «блага ребенка» которому «нужен режим», орущего от голода малыша не кормили — пока время не подойдет. И на ручки не брали — «чтобы не привыкал».

Кормить по требованию — уже дожили. Кормить грудью не один год, а два и больше — дожили. Говорить о важности связи между матерью и новорожденным ребенком — тоже. А до того, чтобы признать естественной и полезной связь между матерью и ребенком после 3-х лет — почему-то, еще нет.

Пережитки советской системы так просто не проходят. Система умерла, но дело ее живет. И садики, которые дедушка Ленин называл «ростками коммунизма», продолжают растить винтики системы.

Мне кажется, что оторванный от семьи ребенок теряет что-то очень важное. Теряет теплые отношение и доверие, теряет заботу лично о нем. И эту потерю в таком возрасте уже ничем потом не компенсируешь. Он входит в мир не через ту дверь и жизнь его в этом мире получается не та, какой могла бы быть…

А потом мы удивляемся, почему же столько проблем у людей в отношениях? Откуда столько разводов и абортов, почему столько невротиков, алкоголиков и прочих? Почему даже «порядочные» люди не могут счастье свое построить и вынуждены обращаться в психологам?

В садике ребенок развивается

Почему-то считается, что групповые занятия в садике ребенка развивают. Мне кажется, что скорее наоборот. Развивает самостоятельное исследование мира и размышление над результатами этого исследования. Обучающий процесс в садике поставлен так же, как в школе — думать там не учат и не дают. И результаты должны быть соответствующие.

Я всегда считала, что ребенок, познающий мир естественным путем и сам размышляющий — и способности свои выявляет, и интеллект развивает достаточно, чтобы потом легко усваивать и обрабатывать любую информацию.

Это уже не говоря о том, что дети очень разные. Каждому на данный момент интересно и нужно для развития свое и в своем темпе. А это предполагает строго индивидуальный подход, который возможен только дома.

Научные данные о том, нужен ли ребенку садик

Поскольку я девушка дотошная, то я полезла искать научные подтверждения или опровержения своим ощущениям и выводам. И нашла! Оказывается, я угадала — все так и есть. Вот немного скучной науки. Кому интереснее читать мои собственные излияния, можете пропустить эту часть

  • в государственной школьной системе происходит горизонтальная социализация детей, носящая временный характер и основанная на конформизме по отношению к ближайшим сверстникам; родители, дающие детям домашнее образование, ставят целью их вертикальную социализацию, направленную на приобретение ответственности, умения служить обществу и зрелости… (то же относится и к садикам)
  • социальное развитие ребенка в большей степени зависит от контактов со взрослыми, и в меньшей, чем это ранее считалось, от контактов со сверстниками
  • Если ребенок проводит более 10 часов в неделю в детском саду, это приводит к повышенному риску нарушения его чувства безопасной привязанности к матери в сравнительно раннем возрасте, что ведет к существенным негативным последствиям для развития ребенка;
  • В частности, нарушение чувства безопасной привязанности в раннем возрасте серьезно повышает вероятность интернализованных поведенческих проблем как для мальчиков, так и для девочек, и экстернализации поведенческих проблем у мальчиков;
  • Дети, установившие и сохранившие чувство безопасной привязанности к матери в раннем возрасте с большей вероятностью в будущем осуществляют позитивное социальное взаимодействие, имеют позитивное эмоциональное состояние и социальное поведение, успешнее осуществляют взаимодействие с друзьями и сверстниками;
  • Увеличение количества часов, проведенных в детском учреждении, ведет к существенному повышению вероятности низкой социальной компетентности у детей, высокого уровня внешних поведенческих проблем, повышенной уровни конфликтности в отношениях «ребенок-взрослый» в раннем детстве и раннем школьном возрасте, увеличивается вероятность таких поведенческих проблем, как проблемы с послушанием и агрессией;
  • Чем больше часов ребенок проводит в детском учреждении в раннем возрасте, тем более плохие социальные и трудовые навыки он демонстрирует в возрасте 3 класса начальной школы, и тем больше поведенческих проблем – в возрасте 6 класса школы;
  • Чем больше часов ребенок в раннем возрасте провел не на попечении родственников (как в обычных детских садах, так и в детских садах семейного типа), тем больше риск демонстрации им в 15-летнем возрасте проблемного поведения, включая такие виды рискованного поведения как употребление алкоголя, табака, наркотиков, импульсивное вовлечение в иные рискованные виды деятельности.
  • Все это говорит о том, что по сей день сохраняют свою актуальность слова специалиста по психологии из Университета Тафтса профессора Дэвида Элкинда, который писал в 1987 году:
  • «Нет никаких реальных данных, подтверждающих, что ранняя формальная институционализация приводит к каким-либо долговременным или постоянным позитивным последствиям для ребенка. Наоборот, риски, связанные с мотивацией ребенка, его интеллектуальным ростом и самооценкой, могут привести к причинению серьезного ущерба развивающейся личности ребенка. Можно сделать разумный вывод, что раннее образование малолетних детей связано, скорее, с нуждами и приоритетами взрослых, чем с тем, что мы знаем о хорошей педагогике раннего возраста»

Это я стянула с сайта Аналитического Центра»«Семейная политика.РФ». А вот еще, с портала «Наш ребенок»:

Как раз постоянная организованная смена деятельности не дает ребенку сосредоточиться ни на чем. У него нет времени обработать информацию, его задача — ее просто пассивно усваивать. Ребенку нельзя думать, ему нужно только воспринимать.

Но процесс мышления у ребенка построен на активном восприятии. То есть когда органы чувств насыщены своей информацией (главным образом кинестетический канал, как мы помним), тогда запускается процесс мышления. При традиционном дошкольном обучении получается наоборот: ребенку уже сообщают готовый вывод, который нужно усвоить за счет механической памяти. А размышлять когда? Некогда, переходим к следующему занятию!

Выходит, что ребенок даже не успевает задаться вопросом, как тут же получает готовые ответы. К тому же, если постоянно перескакивать с одного на другое, некогда сосредоточиться на чем-то одном, поэтому у детей не могут сформироваться стойкие интересы и теряется любознательность. У воспитателей есть поурочный план — сегодня дети обязаны усвоить такие-то сведения и выполнить такие-то поделки. У них есть «расписание познания», как раз в том возрасте, когда это необходимо проходить в спонтанном режиме.

Дошкольный период — время спонтанных игр и творчества. Ребенок не может сконцентрироваться долго на какой-то информации, но это не значит, что он ее забыл и перестал об этом думать! Нужна свобода восприятия окружающего мира, когда ребенок по возможности сам находит объекты для изучения и перерабатывает информацию столько, сколько необходимо.

Кстати, там прекрасный цикл из 3 статей педагога-психолога, посвященный как раз тому нужен ли ребенку садик и домашнему воспитанию. Очень рекомендую!

Выводы: вреда от садика много, а пользы нет

Если обобщить вышеприведенные современные научные данные, то получается, что и социализированы домашние дети оказываются лучше, и развиты больше и проблем в отношениях у них меньше. При этом они еще и менее, чем детсадовские, подвержены влиянию дурной компании коллектива, а так же у них легче проходит подростковый возраст — без конфликтности и тяги к чему не стоит, типа алкоголя, сигарет, наркотиков…

На вопросы читателей о подростках я обычно отвечаю, что главное для успешного прохождения этого периода — заранее построить и сохранить отношения доверия с ребенком. Вот что, оказывается, нарушается в садике — эти самые отношения доверия! И потом, когда под влияние гормонов подавленные эмоции обостряются, подросток «мстит» родителям за то, что они предали его в раннем детстве…

Получается, что те, кто говорит о пользе садика для ребенка, просто неосознанно транслируют старую советскую мифологию?! Ну, или они «враги», засланные для уничтожения нации :)

А еще я поняла, почему некоторые люди не могут принять мои речи о личностном подходе в воспитании, отстаивают авторитаритаризм, не видят отношений без иерархии. Откуда у нас столько домашних тиранов и жертв, столько стереотипов и проблем с нравственными ценностями… Ростки коммунизма дают плоды!

Действительно, трудно говорить о уважении к личности с человеком, впитавшим с детства, что личность — ничто перед коллективом… О свободе — с тем, кто «отбывал» почти с пеленок. Не хочу никого обидеть. Мне грустно это. Я и не подозревала, что все так запущено, что корни того, с чем я спорю, берут начало не столько в семье, сколько в садике…

Таким образом, я для себя вопрос нужен ли ребенку садик? решила. Я предпочту сохранить «вредную» связь со своим ребенком и вырастить его в доверии. И ради его будущего блага, и ради себя — зачем мне подростковые проблемы? А вы как думаете? Может, вы покажете мне незамеченную пользу от садика? До встречи в комментариях и в следующих статьях !

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация