Готов ли ребенок к школе


Содержание

Готов ли ребенок к школе? Как это определить?

Готов ли ребенок к школе? Как это определить?

Часто родители задают вопрос: как понять, готов ли мой ребенок к школе, справится ли он с ее требованиями и можно ли самим подготовить его в домашних условиях? И нужно ли это вообще делать?

Это очень важный вопрос, и желательно, чтобы ребенок был готов к обучению в школе, иначе он попадет в условия, где требования превышают его возможности и это может оказаться непосильной нагрузкой на его психику. И это частая причина серьезных сложностей в обучении и снижения интереса к учебе вообще. К тому же снижается вера в свои силы, и тогда возникают разные страхи, которые достаточно сильно тормозят детское развитие.

И поэтому мой ответ – да, ребенка нужно готовить к школе по разным направлениям и заранее. Не надейтесь на детский сад или специальные занятия, будьте чуткими родителями, вы во многом можете помочь своим детям.

Современная школа требует от поступающего в первый класс ребенка наличие определенного уровня развития мышления и речи, ориентировки в окружающем мире, произвольности поведения (умения делать волевое усилие), развития мелких движений кистей рук, а также желание идти в школу, определенной мотивации к обучению. Перечислю основные моменты, на которые желательно обратить внимание родителям будущих первоклассников.

  1. Очень важно желание учиться, и оно является врожденным, но часто исчезает из-за непосильных требований, критики или неправильного обучения. Поэтому можно заранее поиграть в школу, иногда ребенок может выступать в роли учителя, иногда – в роли ученика. Поддерживайте хорошее отношение к школе и учению. Приучайте ребенка к самостоятельности, пусть каждый день он выполняет простое задание, но полностью самостоятельно, без мамы. Хвалите малыша за конкретные хорошо выполненные действия, говоря: «это выглядит красиво и аккуратно, ты справился быстро, у тебя получились очень ровные линии, ты рассказал стихотворение четко и выразительно, как на сцене». Такая похвала помогает ребенку совершенствоваться и не вызывает зависимости от слова «Молодец». А если у ребенка что-то не получается, не ругайте его, какой он неумеха, а скажите: «ты же учишься, и завтра у тебя получится лучше, а я помогу». Но не делайте работу за него. Важно, чтобы ребенок сам видел цель, самостоятельно совершал действия и в итоге чувствовал удовлетворение от сделанного. Это и есть двигатель развития! И результат не должен быть идеальным, не формируйте из него перфекциониста, который боится ошибок. Ошибки есть у всех, их просто нужно уметь исправлять. Поэтому пусть результат будет приемлемым, но не всегда идеальным.
  2. Так же важно умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию. Легко ли вступает в контакт ваш малыш? Правильно ли воспринимает ситуации? Или он испытывает затруднения в общении, слишком стесняется, боится или наоборот ведет себя агрессивно? Учите ребенка общаться с детьми во дворе, посещайте кружки, ходите в гости, пусть ребенок набирает свой опыт общения и проживает разные ситуации, потому что в школе их будет множество и к этому нужно быть готовым.
  1. Произвольность поведения. Это умение делать что-то организованно по инструкции, потому что все школьное обучение построено по принципу, когда ученики выполняют требования учителя. А для этого должны быть развиты волевые процессы, как способность организовать себя, выполнить определенные действия или наоборот удержаться от чего-то другого, что, может быть, больше хочется в этот момент. А способность организовать себя – это, например, приготовить все, что необходимо для работы, положить это на рабочий стол, убрать при этом все лишнее и, собрав свое внимание, начать выполнять задания. После убрать за собой. Этому дети учатся на своих игрушках, когда убирают их после игры, умеют играть одни или в команде по правилам. Здесь для родителей большое поле деятельности, так как часто дети не умеют себя организовывать. Либо их не научили и все делали за них, либо родителям некогда, и ребенок предоставлен самому себе. Поэтому научите ребенка следить за своим пространством, своими вещами, научите выбирать, ставить цель и действовать. И обязательно доводить дело до конца и проверять, что получилось.
  1. Умение себя контролировать. Это когда результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, и он может сам сопоставить все полученные результаты со своей целью, то есть проверить себя и, если есть ошибки исправить их. Контроль бывает в самом начале: «так, мне нужно перерисовать этот домик к себе в тетрадь». Текущий контроль: «сейчас я рисую крышу, все довольно ровно получается» и контроль результата: «готово, проверим, все ли детали на месте».
  1. Не переучивайте детей-левшей с левой руки на правую. Не травмируйте ребенка! Выбор правой или левой руки – это не каприз ребенка, а так устроен его мозг. И ломка заложенных природой функций, ломает не только психику ребенка, но и задерживает у него многие процессы, например, речь, рисование. И как следствие – слезы при обучении письму правой рукой, беглому чтению и отказы от учебы.
  1. Подготовка ведущей руки. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент, шнурков. Сейчас почти вся одежда детей состоит из липучек, кнопок и молний, и нет возможности рукам тренироваться естественным образом. Поэтому желательно найти одежду с пуговицами. Полезно перекладывание мелких предметов (пуговиц, счетных палочек, бусинок) двумя пальцами — указательным и большим, а также мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; игры с прищепками позволяют развить силу указательного и большого пальцев (сделай солнышко, ромашку, ёжика); Просите ребенка отвинчивать и завинчивать маленькие гаечки, пробочки в пузырьках. Лепка из пластилина или глины оказывает превосходное воздействие и на пальчики ребенка и на его психологическое состояние.

Вспомните, как раньше перебирали гречку и попробуйте это сделать вместе с ребенком. Это не только развитие мелкой моторики пальцев рук, но и стимуляция мозговой деятельности. Дети получают огромное удовольствие от этого процесса, а также им нравится складывать из гречки буквы, цифры, смайлики или делать картинки.

Ребенок должен научиться рисовать простые предметы: деревья, солнце, траву, цветы, дома, человека и распределять их на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка заштриховывать цветными карандашами картинки и различные орнаменты. Ребенок должен овладеть разным направлением грифеля карандаша. Ему надо показать, что начинать лучше не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

  1. Четкое произношение звуков. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали с ребенком, произнося вместо твердых согласных – мягкие или вместо шипящих и Р – свистящие и Л, например, «ах, ты мой масенький, холёсенький, дай мне лючку…»

Если у ребенка 4-5 лет наблюдается плохое произношение многих звуков, обратитесь к логопеду, таккак неправильное произношение может сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже. Успех работы логопеда зависит от помощи со стороны родителей, выполняющих все домашние задания специалиста. Поэтому проявите активность и начните занятия с логопедом за год до поступления в школу. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.

  1. Развивайте зрительное и слуховое внимание и умение следовать инструкциям. В школе трудности с вниманием приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют, из-за чего им приходится получать замечания учителя, у ребенка пропадает желание учиться.

Приучайте ребенка прислушиваться к тихим звукам, например, гуляя в лесу или парке (давай послушаем, как падают листья, как поют птицы, как летит самолет, дует ветер, весной прорастает травка…). Поиграйте в игру, кто услышит больше звуков. Дома спрячьте громко тикающие часы, чтобы ребенок их нашел. Пусть ребенок отгадает, кто или что издает определенный звук.

Ребенок должен уметь прослеживать глазами за ярким предметом, особенно важно умение следить глазами в направлениях слева направо и сверху вниз – это предпосылки формирования навыка чтения. Зрительное внимание развивается у дошкольника в процессе занятий с картинным лото, когда надо заполнить маленькими карточками большую карту с рисунками на ту или иную тему.

Научите малыша выполнять многоступенчатые инструкции: «подойди к столу, положи альбом и принеси красную книгу и зеленый карандаш» (четыре пункта в одном предложении). Это подготовит ребенка к выполнению требований учителя на уроке. Но начинайте с двух-трех действий.

  1. Развивайте восприятие речевых звуков. Начинайте с гласных звуков: А, О, У, И. Затем гласные Ы, Э. Произносите или напевайте гласные, а ребенок пускай хлопает, когда услышит, например, А. После отработки гласных переходите к согласным, которые уже не поются, а произносятся коротко, отрывисто (не как в алфавите). Ребенок должен на слух выделять определенный звук из ряда звуков или слогов.
  1. Делите слова на слоги. Это можно сделать с помощью хлопков в ладоши. Проговаривайте слово и вместе с ребенком отхлопывайте его слоговую структуру. Начинайте с простых слов с открытыми слогами: ма-ма, во-да, лу-жа, лу-на, не-бо, ма-ши-на. Позже подключайте слова с закрытыми слогами и стечениями согласных звуков: пе-тух, ве-ник, бан-ка, вед-ро, ста-кан, фар-тук, те-ле-фон, ба-боч-ка, све-то-фор, пер-чат-ки, мост, хлеб, свеч-ка.
  1. Учите выделять звуки из слова. Какой звук слышишь в начале? Какой звук стоит в конце? Какой звук на третьем месте? Назови все звуки в слове по порядку. Сколько их получилось? Купите ребенку пластиковые или магнитные буквы, и пускай он складывает из них слова.
  1. Учите пересказывать сказки или рассказы. Ребенок должен научиться пересказывать содержание мультфильма с обязательным умением называть имена героев, не размахивая при этом руками. Если ребенку трудно начать, помогите ему с помощью вопросов. К 6 годам дети должны правильно строить предложения, уметь с выражением прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало, продолжение и конец рассказа. Обсуждайте с ребенком прочитанное произведение:
  • Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
  • Спросите, понравилось ли произведение. Чем?
  • Что нового, интересного он узнал?
  • Попросите ребенка рассказать вам о главном герое, главном событии рассказа, стихотворения.
  • Как описана природа?
  • Какие слова и выражения ему запомнились?
  • Чему научила его книга?
  • Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.
  • Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
  1. Учить ли ребенка читать? Да, желательно учить, так как большинство детей приходят в первый класс уже умея читать. На эту тему читайте мою статью «Нужно ли ребенка учить читать до школы»? А если есть вопросы, пишите мне на моем сайте, и я отвечу: http://izumrudnoeserdce.ru/dlya-vas/zanyatiya-s-detmi
Каждая мама обязана знать:  Мой сын начал биться головой об парту, кричит, дерется

Анна Колесникова, логопед, психолог, кандидат педагогических наук.

Как понять, что ребенок готов идти в школу, и что он должен уметь к первому классу

Если ребенку меньше семи полных лет, всегда остается вопрос: а не рано ли ему идти в первый класс?

Родители, озабоченные готовностью детей к школе, делятся на две группы. Одни под подготовкой к школе имеют в виду умение читать, считать, писать (говорить по-английски, решать дифференциальные уравнения) — то есть интеллектуальное развитие. Других волнует психологическая готовность и созревание головного мозга.

Есть еще две группы родителей. Одни считают, что ребенку в 8 лет в первом классе скучно, другие — что в 6,5 трудно.

Кто прав? Ответ простой. Правы родители — именно они несут ответственность за своих детей. Какое бы решение вы ни приняли, оно будет верным. Главное, принимать его осознанно.

Кратко о созревании мозга

Мотивацией для малышей является интерес. Произвольная мотивация (делаю, потому что надо) появляется с созреванием лобных долей головного мозга. Лобные доли созревают примерно в 6-8 лет. До появления произвольной мотивации ребенок к школе не готов — мозг еще не созрел. Но решать все равно родителям.

Есть и другие моменты, которые стоит учитывать при принятии решения, отдавать ли ребенка в школу в этом году.

Организационные вопросы

Дети, которые ходят в муниципальный или в частный сад с группами по возрастам, а не смешанными, как правило, идут в школу после выпуска из садика. Если вы считаете, что ребенок еще мал для школы, где он будет находиться еще один год? Дома с кем-то из родителей, бабушками-дедушками, няней? Это вариант. Вот только дети в садике в подготовительной группе действительно готовятся к школе, их морально настраивают на школу, на выпускных провожают детей именно в школу. Подумайте, как вы объясните ребенку, что он не идет в первый класс, когда все идут? Особенно если ему самому хочется?

Кто будет забирать ребенка

Когда вы подаете документы в школу (прием начинается в феврале), нужно планировать — кто и как будет отводить первоклашку на учебу и забирать. Занятия начинаются обычно в 8:00-8:30. В первой четверти в первых классах всего 3 урока, они заканчиваются около 11:00. Продленка платная, есть не везде, и детям часто тяжело там находиться. Этот вопрос бывает настолько сложен, что многим мамам выгоднее не работать в первый школьный год.

Дорога до школы

Прекрасная школа во дворе — редкое везение. Выбор обычно такой: обычная или плохая школа в двух шагах или хорошая в часе езды Подумайте, что для вас важнее — чтобы ребенок смог подольше спать утром или высокий академический уровень (подсказка: здоровье дороже).

Кружки и секции

Если до школы ребенок ходил на несколько дополнительных занятий, возможно, в первый школьный год придется оставить только самые любимые. Имеет смысл за несколько месяцев до 1 сентября решить вместе — от каких кружков он готов отказаться (подсказка: спорт повышает адаптационный ресурс).

В 6,5 или в 7,5?

Если у вас сын, наверняка вы думаете про армию. Желание отдать мальчика в школу пораньше, чтобы у него был запасной год, можно понять. Увы — если ребенок не готов, спешка может испортить отношение к учебе.

На что обратить внимание:

1.Умеет ли ребенок себя обслуживать

Ответ на этот вопрос важнее, чем знание букв и цифр. Сможет ли ребенок сам переобуться в сменку? Сможет ли сам сложить в мешочек уличные ботинки, упаковать в пакет теплые штаны, кофту, шапку, шарф, варежки и все это разместить в раздевалке? Сможет ли найти нужное в портфеле и сложить после уроков обратно? Сможет ли сам отыскать кабинет, если замешкался в столовой? Найти дорогу до кабинета, если прозвенел звонок, а он еще в раздевалке? Сможет ли переодеться перед физкультурой? Сам найти спортзал? Справится ли девочка со школьным унитазом: сможет ли мочиться, сидя на корточках, или вы разрешите ей садиться на общий унитаз? Не забудет ли мальчик застегнуть ширинку после туалета? Это важные моменты.

2.Умеет ли ребенок просить о помощи, если что-то случается

Понятно, в классе обращаться надо к учительнице, подняв руку. А если ребенок потерял ботинок в раздевалке? Он точно не растеряется? Не пойдет ли домой из школы по лужам в туфлях? Он сообразит, что делать, если потерял телефон или портфель? Если его в коридоре хватает за рукав чужая учительница и говорит: «Пойдем-ка со мной, ты без сменки» — он знает, как себя вести? Ребенок знает номера телефонов родителей наизусть?

Если вы решили, что ребенок пойдет в школу в этом году

Есть несколько навыков, с которыми у детей чаще всего бывают проблемы в первом классе. Их вы еще успеете развить в ребенке:

  • Умение концентрировать внимание на том, что говорит учитель.
  • Способность понять и запомнить задание, которое дает учитель.
  • Способность управлять своим телом: спокойно сидеть за партой и делать то, что нужно, в нужный момент (то есть открыть тетрадь, взять ручку и писать, например). Дети, плохо владеющие телом, тратят много сил на то, чтобы «держать» тело, писать, доставать из портфеля то, что нужно, и поэтому быстро устают и плохо усваивают материал.

Процесс обучения в школе построен так, что ребенку постоянно приходится следить за чужой мыслью и выполнять какие-то действия по заданию другого человека. На своих математических занятиях с детьми 6-7 лет я предлагаю детям игры, в которых надо внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова.

— Игровой педагог Женя Кац

Три игры на концентрацию внимания и на умение слушать и слышать взрослого от Жени Кац:

Кар, мяу, ква

Взрослый говорит «кар-кар» — и надо 2 раза помахать руками, как крыльями.

«Мяу, мяу, мяу, мяу» — надо 4 раза потереть носик «лапкой».

«Ква, ква, ква» — 3 раза подпрыгнуть.

А что надо сделать, когда взрослый говорит «кар, кар, кар, мяу, ква, ква»?

Шаг вперед, два шага назад

Развивать чувствование и понимание своего тела можно такими заданиями. Пройдите 12 шагов на пяточках, потом четыре шага на носочках. Подпрыгните два раза, потом пройдите пять шагов, потом подпрыгните ещё три раза. Пройдите четыре больших шага и шесть маленьких.

Стоп — один, стоп — три

Игра отлично тренирует способность «включать внимание» по команде взрослого и при этом слышать, что именно взрослый сказал, и выполнять нужное действие.

Дети бегают до тех пор, пока взрослый не скажет «стоп». «Стоп, три!» — встаем на три ноги. То есть на две ноги и одну руку, на две руки и одну ногу. «Стоп, один» — встаем на одну ногу. «Стоп, четыре» — на обе руки и обе ноги.

Самое главное. Хочет ли сам ребенок в школу?

Если мечтает и просится, то, отказывая ребенку, вы уничтожаете его мотивацию.

Если не хочет, попытайтесь разобраться, почему. Хочет еще ходить в детский сад или быть с мамой дома? Напуган старшими братьями и сестрами? Ему не нравится здание и двор школы рядом с домом? Просто боится нового? Разобрались? Тогда решайте — еще год с мамой или в садике, семейное обучение или работа с детским психологом.

Окончательное решение принимаете вы, несете ответственность тоже вы; но желания ребенка учитывать важно — ему еще учиться целых 9 или 11 лет.

После этой статьи вы поймёте, готов ли ребёнок к школе

14 марта в Москве прошло первое «Родительское собрание» с Туттой Ларсен. Известная телеведущая и мама троих детей пригласила на встречу психолога Екатерину Блюхтерову, чтобы поговорить о подготовке детей к школе.

«Летидор» побывал на родительском собрании и узнал, когда родителям стоит задумываться о подготовке к школе, нужно ли учить ребёнка основам грамоты и счёта, а также о том, какие навыки на самом деле понадобятся детям в первом классе. Публикуем самые интересные выдержки из лекции.

Насколько актуально начинать подготовку как можно раньше

Всё зависит от того, что родители вкладывают в понятие «подготовка к школе». Умение ребёнка читать, писать и считать — неважный аспект подготовки.

Когда я рассказываю родителям про подготовку к школе, имею в виду, насколько хорошо у него развиты бытовые навыки самообслуживания, умеет ли он быть ответственным и концентрироваться на деле. Вот на что надо обращать внимание.

Родителям важно, чтобы человек к школе мог усваивать, автоматизировать, накапливать и сохранять информацию. Насколько хорошо у него это получается, можно судить по созреванию коры головного мозга, установлению нейронных и межполушарных связей.

Екатерина Блюхтерова и Тутта Ларсен

Как понять, что механизм межполушарных связей функционирует так, как надо

Проведите для своего ребёнка небольшое тестирование. Возьмём такую ситуацию. Вы что-то объясняете ребёнку. Он в теме, вас слышит, понимает, на вопросы отвечает. Кажется, что всё замечательно. Проходит 3-4 дня, вы хотите сделать следующий шаг в этой теме. И тут понимаете, что перед вами чистый лист.

Пока вы рассказываете что-то ребёнку, он вас воспринимает и отлично взаимодействует с этой информацией. Как только проходит время, информация улетучивается. В этом и заключается отсутствие межполушарных связей.

Ребёнок не может автоматизировать информацию и двигаться дальше.

Как сделать, чтобы этот процесс наладился

Межполушарные связи формируются у человека к 6-7 годам. Есть дети, у которых в 3-4 года уже всё в порядке. Как правило, эти дети активно включены в семейный быт. До 3 лет ребёнок во всём подражает маме: где-то смотрит, как взрослые убираются, готовят, где-то помогает в этих делах.

Когда ребёнку исполняется 3 года, мама вполне может просить его о полноценной помощи (исходя из его возможностей). Порезать морковку для супа, протереть пыль на комоде. В это время он развивает важные качества. Например, концентрацию.

Показать, что тряпочки сами не стираются. Для того чтобы в кастрюле появился суп, его надо приготовить. Чтобы мокрые ботинки высохли, их надо поставить к батарее.

Каждая мама обязана знать:  Дневник главного редактора

Так мы учим ребёнка причинно-следственным связям, умению держать что-то в голове, инициировать ответственность за свои поступки.

Про самые важные навыки для школьника

Ответственность

Для подготовки к школе самая необходимая вещь — ответственность. Для того чтобы научить ребёнка быть ответственным, нужно позволить ему сталкиваться с последствиями его решений, действий, бездействий и так далее.

Проще всего сделать это опять же на бытовом уровне. Например, не положил вещи в стирку, закончилась чистая одежда — не пошел в субботу со всей семьёй в зоопарк. Или игрушки исчезли, потому что не убрал.

Дети обучаются ответственности, когда регулярно сталкиваются с такими ситуациями.

Самостоятельность

Также важно подготовить ребёнка в социальном плане. К школе он должен уметь строить отношения с детской группой, с незнакомыми взрослыми. Он должен знать, как затеять игру, как обратиться за помощью. Он должен быть в курсе своих особенностей (аллергия, например), иметь знание о себе, которым он может поделиться с другими.


Екатерина Блюхтерова и Тутта Ларсен

Навык торможения-растормаживания

День школьника происходит по звонку, поэтому ему просто необходимо потренировать навыки торможения-растормаживания.

Растормаживание — когда дети быстро переходят к активным действиям, торможение — быстро переходят к пассивным действиям.

Для того чтобы тренировать эти навыки, поиграйте в игры, где происходит резкая смена активной и пассивной деятельности: день-ночь; море волнуется раз; делаем 10 шагов очень быстро, потом — 10 очень медленно; говорим тихо, потом громко и другие.

Умение концентрироваться

Дети могут концентрироваться на уроке, не меняя положения тела, всего лишь 10-15 минут. Сейчас в школу приходит очень много детей-кинестетиков (лучше развита кинестетическая система восприятия).

Для того чтобы эти дети фокусировали своё внимание, им нужны тактильные стимулы от учителя: чтобы подошел, лично обратился, потрогал за плечо.

Чтобы у таких детей не возникало проблем с концентрацией, нужно потренировать их визуальные и аудиальные системы восприятия. Давайте им задания типа найти отличия на картинках, найти одинаковые карточки, играйте в лото.

Также можно непроизвольно тренировать визуальную систему восприятия. Например, идёте с ребёнком по улице — и вдруг задаёте ему вопрос: «Тетя прошла, какого цвета у неё была шапка?». Слуховую систему восприятия можно тренировать во время чтения. Например, одно слово в предложении произносите очень медленно, другие — быстро.

Екатерина Блюхтерова и Тутта Ларсен

Что ещё важно сделать перед школой

В 5-6 лет сводите ребёнка на диагностику к логопеду-дефектологу. Сейчас среди дошкольников распространено нарушение фонематического слуха. Как правило, оно не заметно родителям. Дети с таким нарушением начинают говорить рано, у них нет проблем с артикуляцией. Говорят большими предложениями.

Проблема в том, что в этом случае дети не слышат промежутки между словами.

Они не могут поделить слово на слоги, не понимают, что эта конструкция состоит из нескольких слов. Обычно ребёнок просто знает, что в этой конкретной ситуации нужно сказать вот это длинное предложение, а в другой — короткое.

Родителям сложно самостоятельно заметить нарушение, а вот логопед легко его диагностирует. Необходимо исправить его к школе, чтобы у ребёнка не было проблем с чтением и письмом.

Также родителям нужно принять тот факт: учить или не учить дошкольника грамоте — зависит от того, в какую школу вы собираетесь отдать ребёнка. Если вы знаете, что программа требует, чтобы дети уже умели читать и писать, вам никуда от этого не деться. Придётся научить.

А что на эту тему думает известный канадский психолог Гордон Ньюфелд — узнайте в этой статье.

Фото: предоставлены Pr-агентством «БОЛЬШЕ ЧЕМ АГЕНТСТВО».

Готов ли ребенок к школе

В этом году сын идет в школу, которая уже выбрана, как и первый его учитель. Но еще год назад было множество волнений и вопросов, связанных с подготовкой к поступлению в первый класс. Ведь хочется, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя среди одноклассников, школьная программа давалась ему не слишком тяжело, а первый учитель с пониманием относился к детским проблемам.

Огромным был и перечень вопросов, связанных и с подготовкой ребенка к школе. Во-первых, это уровень знаний, необходимый ему до поступления. Во-вторых, психологическая готовность к школе и связанный с этим вопрос: «Садиться за парту в 6 лет или подождать еще год?».

Думаю, что эта статья будет полезна родителям, которые задаются этими и многими другими вопросами, связанными с поступлением ребенка в первый класс.

Уровень знаний

Отдавая чадо в школу, родители, в первую очередь, обращают внимание на тот объем знаний, которым владеет малыш. И это отнюдь не случайно. В настоящее время от детей в первом классе буквально требуют умения читать, считать и писать.

Как правило, предъявляется следующий минимальный перечень того, что должен знать и уметь будущий школьник:

  1. Личные сведения:
    • Как его зовут (ФИО), пол, возраст.
    • Как зовут родителей (ФИО), их профессии.
    • Домашний адрес.
    • Телефон.
  2. Общие сведения:
    • Понятие «право», «лево», «верх», «низ» в пространстве и на листе бумаги.
    • Названия растений, животных, транспортных средств, посуды, мебели, профессий и тд. Умение классифицировать их, находить лишнее и назвать одним словом.
    • Времена года, суток, дней недели, явлений природы и тд.
    • Основные правила дорожного движения.
  3. Математические знания:
    • Свободный счет от 1 до 10 и обратно.
    • Умение сравнивать числа в пределах 10.
    • Знание сложения и вычитания в пределах 10.
    • Называть числа, стоящие перед заданным и после него.
    • Продолжать счет с любого числа в пределах 10.
    • Правильное использование знаков сравнения (больше, меньше, равно).
    • Знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
    • Умение классифицировать предметы по группам, исходя из общих признаков.
  4. Чтение и письмо:
    • Знание алфавита.
    • Умение различать гласные и согласные звуки.
    • Разделение слова на слоги.
    • Подбор слов на определенную букву.
    • Умение находить, где находится звук (в начале, середине или конце слова).
    • Навык захвата и правильного удержания ручки и карандаша.
    • Умение обводить картинку по контуру.
    • Возможность дорисовывать половинку картинки по образцу.
    • Умение рисовать прямые и волнистые линии, простейшие фигуры.
    • Навык аккуратной штриховки карандашом.
    • Владение ножницами и навыками аппликации.

Как видно из данного перечня, от первоклассника не требуется уметь писать и читать, как полагают многие родители. Это желательные навыки, но не обязательные. Но ребенку будет значительно проще в школе, если он научится читать хотя бы по слогам до поступления.

А вот с письмом не все просто. Хорошо, если ребенок умеет «рисовать» печатные буквы, а вот прописным его обучат в школе.

В зависимости от программы, требования к первокласснику могут несколько меняться. Именно поэтому родители предпочитают отдать малыша на подготовку к школе сразу к выбранному учителю. Педагог будет готовить детей к той программе, по которой он привык работать, и стараться дать им необходимый минимум для облегчения процесса обучения в первом классе.

Оценка уровня знаний

Особую озабоченность вызывает у родителей тестирование детей перед поступлением в первый класс, принятое во многих школах. В голову начинают лезть самые неприятные вопросы: «А что если он плохо подготовлен? Придется искать другую школу?». Вовсе нет.

Тестирование необходимо только для того, чтобы наилучшим образом сформировать классы по уровню подготовки учащихся. Ведь хорошо читающему ребенку будет скучно «учиться» читать по слогам, а малыш, который плохо считает, будет чувствовать себя неуютно среди одноклассников уже освоивших сложение десятичных чисел.

Отказать же в приеме ребенка в школу по месту жительства в результате тестирования не могут. Даже если избранное государственное учреждение находится в другом районе, вне зависимости от результатов диагностики, малыша примут при наличие свободных мест.

Также никто не может заставить родителей отдать ребенка в коррекционную школу или класс. Подобное предложение может поступить только в форме рекомендации (Конституция РФ, ст. 43; Федеральный закон об образовании в РФ, ст. 5).

Психологическая готовность к школе

В последнее время все больше детей идут в школу с 6 лет и 6 месяцев. Родители не хотят упускать лишний год обучения, особенно если речь идет о мальчике. А с учетом подготовки к школе дома ли или на курсах, малыш часто садится за парту уже в 5 лет.

Далеко не все дети готовы усваивать школьный материл в этом возрасте. Ребенок может прекрасно читать и считать, но быть совершенно не готовым к той психологической нагрузке, с которой ему придется столкнуться, попав в первый класс.

Лучше всего определить готовность ребенка к школе можно, если обратиться к специалисту. В психолого-медико-педагогическая центрах проводят бесплатную диагностику для всех желающих. На подобной комиссии с ребенком поговорит логопед, детский психолог, социальный педагог и другие.

В результате можно получить не только заключение о готовности ребенка поступать в первый класс, но и рекомендации, как облегчить этот процесс для малыша, и на что стоит обратить внимание в ходе подготовки к школе.

Если по какой-то причине родители не хотят посещать комиссию, оценить психологическую готовность ребенка к обучению они могут по перечисленным ниже критериям.

Умение концентрироваться

Поведение ребенка младшего возраста импульсивно. Родители знают, насколько легко переключить внимание малыша с одной вещи на другую. Чадо увлеченно строит дом и вдруг видит машинку — постройка не окончена, теперь у нас «гонки». Подобное поведение свойственно всем детям. Это им необходимо, чтобы узнать как можно больше об окружающем мире.

В школе малышу придется минимум 30 минут проводить за партой и концентрировать свое внимание на поставленной задаче. Далеко не все дети к 6 годам на это способны.

К школе у ребенка уже должно хорошо прослеживаться умение сосредотачивать свое внимание на одном предмете длительное время. Эту способность можно развивать, мотивируя малыша к учебным занятиям, но форсировать события не стоит, если ребенку дается это пока слишком сложно.

Пожалуй, последнее о чем задумываются родители при подготовке ребенка к школе — его умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А это может стать серьезной проблемой для малыша, особенно если ребенок идет в школу с 6 лет.

Нынешние дети все больше времени проводят дома. Почти нет шумных ватаг ребятишек, играющих в «казаки-разбойники» или «прятки», и чаду часто негде взять достаточно опыта, чтобы научиться действовать в коллективе. А ведь это не только общение, а еще и способность ориентироваться, адаптироваться к изменяющимся условиям, принимать самостоятельные решения, высказывать свое мнение перед группой.

Поэтому прежде чем принимать решение о поступлении в школу, стоит обратить внимание на то, как малыш общается со сверстниками во дворе, умеет ли договариваться, не стесняется ли что-то попросить. Важно чтобы ребенок не боялся обратиться и к учителю за разъяснением или с просьбой.

Детский сад готовит ребенка к школе, но если даже во время его посещения у малыша возникают проблемы с общением, стоит уделить еще год развитию коммуникативных навыков ребенка. Пусть лучше он походит в кружок по интересам или спортивную секцию.

Развитие речи

Немаловажно, чтобы перед школой у ребенка была грамотно поставлена речь, он мог легко выражать свои мысли, хорошо понимал просьбы, умел пересказать небольшой рассказ или события прошедшего дня, сделать вывод и найти причину. Кроме того малыш должен знать и уметь рассказать несколько стихотворений. Легко запоминать их. Этот навык тесно связан с уровнем развития памяти и мыслительных процессов.

Каждая мама обязана знать:  Дочь не выполняет свои обязанности

Помимо вышесказанного, следует оценивать словарный запас ребенка — он должен соответствовать норме будущего школьника, а не возрастной. В среднем первоклассник должен знать не менее 1500-2000 слов.

Правильная мотивация

Ребенок должен осознавать, что скоро станет школьником. Более того, эта мысль должна быть ему приятна. Оценить есть ли достаточная мотивация у ребенка, можно поговорив с ним о школе или поиграв в игру «Чем заняты дети на уроках?». Если малыша привлекает главным образом игровая, а не учебная деятельность, а общение со сверстниками для него важнее приобретения новых знаний — скорее всего, ребенок пока не готов поступить в первый класс.

Малыш готов к школе если:

  • Проявляет стойкий интерес к изучению чего-либо. Это может быть как решение задачки, так и желание разобраться в устройстве игрушечной машинки.
  • Ребенок осознает, что учеба в школе это важно и полезно, готов приложить усилия для изучения нового.
  • У малыша развито чувство ответственности за выполнение порученных заданий.
  • Он доводит начатое дело до логичного завершения и получает вывод. Это говорит о развитии произвольного внимания, а, следовательно, и готовности ребенка к обучению.

Здоровье ребенка

Часто малыш, поступив в первый класс, начинает болеть буквально от первого сквозняка. Это связано с увеличивающейся нагрузкой на организм. Важно, чтобы перед поступлением в 1 класс ребенок обладал хорошим иммунитетом и был физически развит.

Постоянно болеющему малышу будет сложно освоить школьную программу по причине частого отсутствия. Это чревато переживаниями при попытках наверстать упущенное, сложностью с включением в учебный процесс. Поэтому если ребенок в 6 лет болеет часто (более 5-6 раз в год) стоит уделить еще немного времени мерам по повышению иммунитета.

Кроме того, не рекомендуется отдавать рано в школу гиперактивных ребятишек, детишек имеющих хронические заболевания, с какими-либо особенностями развития. Как правило, таким малышам лучше совершенствовать свои знания дома до 7 полных лет без увеличения физической и психологической нагрузки.

Некоторые считают, что косвенным признаком физиологической готовности ребенка к школе является смена молочных зубов на коренные.

К школе готов!

Помимо вышеперечисленного, малыш при поступлении в школу должен обладать определенными навыками самообслуживания. Хорошо если он умеет самостоятельно планировать свое время, содержать вещи и рабочее место в порядке.

Родителям стоит заранее потренироваться с ребенком собирать рюкзак. Как можно больше рассказывать о школе, мотивируя чадо на обучение. Особое внимание стоит обратить на развитие мелкой моторики — лепить, рисовать, делать аппликации.

Старайтесь повысить и самооценку ребенка перед школой, ведь уровень знаний, которые он усвоит, напрямую зависят от нее. Часто дети плохо учатся от неуверенности в себе, потому что считают, что не поймут или сделают что-то не так.

Если включить в процесс подготовки не только интеллектуальные занятия, но и закаливания, зарядку, тренировку памяти, внимания и умения рассуждать, будет намного увереннее сказать: «Мой ребенок к школе готов!».

«Идем на взлет»: Как понять, что ребенок готов к школе

Спор о том, во сколько лет отдавать ребенка в школу, — вечная тема для учителей и родителей. Да и момент передачи ребенка «из теплых маминых рук» в руки первого учителя всегда проходит с сомнениями — а готов ли мой малыш к обучению в школе? Как ребенка подготовить к школе?

Важными рекомендациями делится Елена Мудрак, школьный психолог со стажем работы более десяти лет.

Подготовка к школе — это научиться смирно сидеть за столом или что-то еще?

Когда идти в школу? Каждый родитель с таким вопросом волнуется, насколько ребенку будет комфортно находиться в новой обстановке. Сможет найти друзей? А учительница не слишком строгая? Считает и читает не хуже других? Не станет ли изгоем? Это больные вопросы всех мам первоклассников.

Реальная готовность ребенка к школе состоит из двух основных пунктов:

  • готовность физическая,
  • готовность психологическая.

Физическая готовность к школе

С физической готовностью все более-менее ясно. К ней относятся:

  • выносливость — от нее напрямую зависит работоспособность, а, следовательно, и успеваемость школьника;
  • ловкость, скорость и сила — важные качества для групповых занятий, подвижных игр, досуга после уроков;
  • хорошее здоровье — ребенок без хронических заболеваний, травм, особенностей физического развития лучше адаптируется к школьным нагрузкам.

Трудности со здоровьем и физические отличия не приговор, а повод искать специальную школу и педагогов, которые работают по адаптированным программам в соответствии с ФГОС и программой инклюзивного образования. Под присмотром компетентных учителей ребенок раскроет свой потенциал.

Психологическая готовность

Психологическую готовность проверить и оценить сложнее. При этом она играет решающую роль в успеваемости и желании ребенка учиться.

К психологической готовности относятся мотивация, коммуникативная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

1 Мотивация: знать, что такое школа

Это основополагающая характеристика. Именно она является сильнейшим пусковым механизмом и стержнем для достижения результата.

Как проверить. Задайте ребенку вопросы:

  • Хочешь ли ты идти в школу?
  • Почему хочешь (почему не хочешь)?
  • Что тебя там ждет?

Чем ближе его ответы к реальности, тем выше мотивация.

Приведем пример. Если малыш хочет идти в школу, чтобы получить новый статус «школьник» (как у приятелей по двору) или постоять в нарядной форме на линейке — мотивация является внешней. Скорее всего у ребенка наступит разочарование. Постоять 30 минут на празднике и проучиться 9–11 лет — согласитесь, шокирующее несовпадения ожиданий.

Если ребенок отвечает, что хочет получить новые знания, узнать «обо всём на свете», радовать маму с папой хорошими оценками, это больше похоже на школьную реальность. Это уже внутренняя мотивация! И разочарований будет меньше. Не так важно, в сколько лет идут в школу дети, важно их отношение к процессу обучения.

У ребенка есть мотивация стать школьником, если он:

  • понимает правила поведения в школе, о которых вы рассказываете;
  • говорит о готовности выполнять домашние задания и не опаздывать на уроки,
  • позитивно и с энтузиазмом отзывается о новом статусе.

2 Коммуникация: уметь дружить

Коммуникативная готовность — это умение выстраивать дружеские отношения в коллективе. Из школьного детства все помнят, как в каждом классе над кем-нибудь да издевались, кто-нибудь обязательно (иногда даже временно) оказывался в изоляции, одиночестве. Родители боятся такой участи для ребенка.

После десяти лет работы в школе могу с уверенностью сказать, что не дружат только с двумя категориями детей: с любителями ябедничать, выкрикивать, бежать «впереди паровоза» и теми, кто сам сторонится общения. В остальных случаях дети находят друзей. Даже хвастунишки имеют минимум одного постоянного друга в классе.

Как проверить. Оцените себя, ведь ребенок копирует вас: умение поддерживать дружеские отношения, общаться, идти на уступки и отстаивать свое мнение. Вы может и удивитесь, но все самое «нужное» ребенок от вас уже перенял.

У ребенка много шансов выстроить доверительные отношения, если родители и близкие:

  • стараются разобраться в проблеме, ищут мирные решения;
  • принимают точку зрения другого;
  • не повышают голос.

Если родители переполнены эмоциями, уверены в существовании только двух мнений («мое и неправильное») и готовы часами жарко спорить, учителю придется потрудиться над стилем и манерой общения ребенка с одноклассниками.

3 Интеллект: уметь учиться

На интеллекте базируется успеваемость в обучении. Ниже семь основных характеристик.

1. Дифференцированное восприятие. Ребенок может копировать геометрические формы, буквы, сохраняя размерность; способен дорисовывать детали изображения по образцу или на основе образов (например, дорисовывает картинку, на которой изображено пальто без пуговиц); способен дорисовать симметричную половину какого-то предмета.

2. Развитое внимание. Ребенок способен работать не отвлекаясь в течение 10 минут, а также переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

3. Развитое наглядно-образное мышление. Ребенок собирает мозаику-картинку из 6–8 неодинаковых по размеру и форме частей; может складывать модели по схеме, ориентируется на плане комнаты.

4. Аналитическое мышление. Может перечислить различные свойства предметов, выделить из них существенные; умеет сравнивать предметы между собой; способен подбирать обобщающие понятия — мебель, молочные продукты, водный транспорт; может выложить серию из 6 последовательных картинок и составить по ней рассказ.

5. Развитое непосредственное запоминание. При трехкратном повторении 10 слов ребенок запоминает не меньше 7; может воспроизвести стихотворение из 4–8 строк после трех повторений; способен узнать не менее 6–7 простых картинок из показанных 9-ти.

6. Логическое запоминание. Ребенок запоминает 10 слов, нарисовав к ним картинки; может запоминать, группируя слова по смыслу.

7. Развитое воображение и творческое мышление. Ребенок может превратить геометрическую фигуру в предмет или животное, дорисовав линии в соответствии со своей фантазией.

Обобщим: хорошо развитая устная речь, стремление к чтению книг, запоминанию стихов, умение пересказывать смысл прочитанного, умение проводить логические связи между предметами, устанавливать причинно-следственные связи, отделение главного от второстепенного, любознательность — основные показатели интеллектуальной готовности.

4 Эмоции и воля: контролировать себя

Школьник с достаточной волевой готовностью умеет:

  • слушать и концентрировать внимание;
  • сдерживать свои эмоциональные порывы;
  • пользоваться школьными принадлежностями и поддерживать порядок на своем рабочем месте, в рюкзаке;
  • соблюдать принятые в классе нормы.

Как проверить. Случается, что на вопрос учителя ребенок отвечает не по существу, а выкрикивает с места что-то личное, чрезмерно волнующее его, навеянное вопросом или текстом упражнения. Получается как в стихотворении: «А у нас сегодня кошка родила вчера котят».

Чтобы проверить эмоционально-волевую готовность, проиграйте с ребенком ситуации, в которые ему предстоит попадать в школе, и понаблюдайте за его поведением. Дайте задание, в котором надо четко следовать руководству. Определите время выполнения отдельных действий.

Чтобы понять, готов ли ваш малыш к школе, можно также использовать несложные проверочные тесты. Один из самых популярных — тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым. В школе ее часто используют для установления контакта и первого знакомства с будущими первоклассниками.

Скачайте и распечатайте тесты «Степень психосоциальной зрелости» (С. А. Банков), «Лабиринт» и «Чего не хватает?».

Что делать, если ребенок не справился с заданиями? Готовимся к школе!

Отчаиваться не стоит. Если до школы есть возможность подождать год , вы вполне можете заниматься с ребенком дома. Подготовка ребенка к школе — посильная задача для родителей:

  • Составляйте рассказы по картинкам, выделяя главное в сюжете книги.
  • Старайтесь больше обращать внимание на то, что происходит вокруг во время прогулки.
  • Учите несложные стихи.
  • Просите развернутыми фразами повторить события за день или сюжет мультфильма, книги.
  • Приучите считать, играя (сколько птичек сидит, сколько машин у подъезда).

Также можно отдать ребенка на курсы подготовки, которые есть во многих школах. Подготовка к школе детей в ее же стенах — отличное решение. Так ребенок не только расширит свои умения, но и получит новые знания, научится дружить с будущими одноклассниками и привыкнет к требованиям учителя. Подготовка к 1 классу обязательно нужна детям, независимо от того, во сколько лет идут в школу.

Если ребенку уже исполнилось 7 лет , идите в школу. Не забывайте помогать ребенку, чтобы справляться с трудностями вместе (но не вместо!).

Дети быстро адаптируются к новым условиям, если им помогать и поддерживать. Установите контакт с учителем, планомерно и последовательно отрабатывайте необходимые навыки и следуйте рекомендациям педагогов. У вас получится!

Главное — прислушивайтесь к своему ребенку и доверяйте своему сердцу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация