Границы детского хочу


Содержание

Людмила Петрановская: Как выстроить границы со своими детьми и научиться их уважать

© Иллюстрация: Елизавета Стрельцова

Психолог и педагог Людмила Петрановская рассказала о том, как устанавливать границы с ребенком и для чего это делать: как не впадать в состояние конфронтации с детьми и уважать их личное пространство, чтобы обозначить свое. Мы приводим краткий конспект лекции.

Сначала нужно определиться с тем, что такое границы. К примеру, еще в Древней Греции каждый земледелец обозначал границу своего участка, устанавливая на ней фигурки божества границ, которые были очень почитаемы всеми жителями. Они защищали людей от тех, кто мог посягнуть на их собственность и вынудить к агрессии и конфликту. Сама идея границ – это идея, защищающая нас от излишней агрессии. Эмоция, которая эволюционно обслуживает защиту границ, это эмоция агрессии.

Когда заходит речь об установлении границ для детей, происходит множество подмен.

Подмена первая: мы имеем в виду то, что мы считаем правильным сейчас – то, что нам хочется или не хочется сейчас. Более того, одно и то же действие мы можем в каких-то ситуациях считать правильным, а в каких-то — нет.

Подмена вторая: любое нарушение во взрослом мире влечет наказание. Долгое время воспитание было авторитарным: дети знали, что любое нарушение каких-то правил и даже просто чем-то спровоцированное недовольство взрослого может обернуться наказанием. Сейчас родители не могут применять жесткие меры, по крайней мере, прилюдно. Да и сами мы не считаем это приемлемым, так как понимаем, что такие меры плохо отражаются на детях, их развитии и здоровье.

Однако социум ожидает, что ребенок будет вести себя хорошо (как и во времена авторитарного воспитания), но при этом родители не могут ничего сделать. В такой ситуации родитель чувствует вину, страх, беспомощность и из доминантной заботливой особи превращается в виноватое беспомощное существо, которое боится поведения своего ребенка.

У ребенка же начисто «сносит» все имевшиеся у него навыки самоконтроля, так как для него такое поведение взрослого — сигнал тревоги

А тревога сокращает способность контролировать себя и действовать разумно.

То есть, говоря о том, что надо ставить границы детям, мы иногда подразумеваем некую фантастическую конструкцию: когда ребенок делал бы то, что мы хотим, но при этом ощущал бы это как свою потребность или желание, соблюдал бы все наши запреты безукоризненно, безоговорочно и при этом не расстраивался.

Стоит всегда помнить, что вы с ребенком не равны.

А еще -невозможно быть по разные стороны границы со своим ребенком. Отсюда следует, что нельзя впадать в состояние конфронтации с собственным ребенком, у вас с ним никогда не будет таких границ, какие существуют между взрослыми. Кроме того, наша основная задача – это защита ребенка и забота о нем. И у нас с ним в каком-то смысле общая граница.

Здесь мы подошли к более здравому пониманию границ – это личные границы. Само простое объяснение личных границ – это то, что я могу назвать своим. К примеру, моя комната, мои вещи, мое время, мои качества и так далее.

Для того чтобы ребенок с возрастом научился уважать личные границы других людей, он должен уметь ставить себя на их место.

Это начинает происходить примерно к шести годам, когда у ребенка созревают доли мозга, отвечающие за контроль. Примерно тогда же полевое поведение (в детском возрасте — это совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды) сменяется волевым и появляется какой-то самоконтроль. Поэтому, когда мы устанавливаем правила или запреты, мы должны понимать, в состоянии ребенок их соблюдать или нет.

Если мы требуем от ребенка соблюдения личных границ других людей, мы должны быть уверены, что сами их соблюдаем.

Откуда ребенок узнает, что нельзя брать чужие вещи, если все, «кому не лень», берут его вещи? Откуда ребенок узнает, что нельзя заходить в чужую комнату, если мы сами нарушаем это правило по отношению к нему?

Если в семье родители не соблюдают личных границ, скандалят, оскорбляют друг друга, можем ли мы ожидать, что ребенок научится это делать?

Поэтому для начала нужно пересмотреть порядки в своей семье.

Кроме того, если вы позволяете себе нарушать личные границы ребенка, преуспев в физическом или эмоциональном давлении, то он будет терпеть, а потом начнет саботировать вас по сценарию «не услышал – не понял – не выполнил». А если при этом в семьях запрещено открыто выражать свое несогласие с необходимостью что-то сделать, а нежелание каких-либо действий неприемлемо, то ребенок уйдет в пассивную агрессию. Поэтому говорить с ребенком о личных границах, когда у вас, у взрослых, самих еще ничего не налажено, не стоит.

Вернувшись снова к эмоции, которая питает историю про границу — агрессии, хочу сказать, что тут все может быстро перерасти в конфронтацию, войну. У многих взрослых проблема защиты своих личных границ неразрывно связана с агрессией. В такой ситуации ребенок пугается и прекращает делать что-то, что вам не нравится. Но научится ли он в такой ситуации соблюдать границы?

Очень важно помнить, что идея границ служит для того, чтобы минимизировать конфликты.

Если вы устанавливаете границы между ребенком и взрослым, то делаете это не с позиции равных. Вы с ребенком не равны. Поэтому и правила устанавливать вам. Если вы доминантный заботливый взрослый, который устанавливает границы, то задумайтесь, справедливы ли они, не рано вы ими озаботились, готов ли ребенок их соблюдать. Вы – в роли мудрого правителя должны постоянно эти законы «подкручивать» и следить за их соблюдением.

Как сформировать границы в поведении у ребенка

Давайте посмотрим, что мы можем сделать, чтобы помочь ребенку сформировать границы в поведении.

Нам хочется, чтобы дети себя «хорошо вели»: выполняли наши требования, умели контролировать свои эмоции и поступки, были ответственными. Во многом такое поведение является результатом сформированных у ребенка границ.

Что такое граница ?

Вам, наверное, приходилось встречать два в большей или меньшей степени выраженных типа людей. Одни — способны поставить себе цели, найти силы и средства для их достижения и порадоваться полученным результатам. Они умеют переносить неудачи, оправляться от ударов и двигаться вперед. Они могут упорно трудиться, умеют общаться, принимать помощь, но при этом знают, что все в их руках. Иными словами, такие люди — настоящие хозяева своей жизни.

Люди другого типа вместо действия все время чего-то ждут: когда их, наконец, поймут окружающие, когда представится возможность, когда проблема решится «по справедливости». Еще они любят требовать немедленного удовлетворения своих желаний, не терпят, когда другие делают что-то им наперекор. Одним словом, это люди, не научившиеся считаться с действительностью и не способные строить жизнь по собственному желанию.

Психологи Г. Клауд и Дж. Таунсенд (книга «Дети: границы, границы… Как воспитать у ребенка чувство ответственности») объясняют, что такие отличия между людьми во многом обусловлены тем, насколько родителям в свое время удалось сформировать у них границы. Наличие границ предполагает, что человек способен отделять свое пространство от пространства других людей и защитить его; он знает, что находится в его сфере ответственности, а что за ее пределами; имеет реалистичные представления о пределах своих возможностей. Такой человек твердо усвоил, что свободен действовать по своему усмотрению, но неизбежно несет ответственность за последствия поступков. Ему известна черта, переступив которую, он рискует лишиться людей, которые ему дороги. Он способен разграничить сиюминутные «хотелки» и значимые цели и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Очевидно, что у каждого ребенка есть свои врожденные особенности, и все-таки во многом границы складываются именно как реакция на поведение родителей. Давайте посмотрим, что мы можем сделать, чтобы помочь ребенку сформировать такие границы.

Родительские границы

Самым простым и естественным средством формирования детских границ могут и должны служить наши собственные границы. Где-то до года границы между мамой и младенцем практически отсутствуют, это период слияния, время, когда мы удовлетворяем все потребности нашей ляльки. Но по мере роста, у ребенка должно формироваться понимание своей обособленности и вместе с этим осознания, что он не является центром всего мира. Потеря всемогущества болезненна для малыша, и все же искусственное продление такой иллюзии куда хуже. У мамы, имеющей собственные границы, этот процесс будет происходить естественным образом, без всякого надрыва. Она постепенно начнет возвращаться к своим интересам, профессиональной деятельности, общению с друзьями, ощущая значимость своих потребностей и осознавая свое право на их реализацию, даже если ей придется в чем-то ограничить любимое чадо.

Мама со сформированными границами не позволит ребенку кидаться игрушками, бить себя кулаками, обзываться. Она почувствует момент, когда дитятко начинает «садиться на шею» и вовремя это прекратит. Приведу пример из личного опыта. Когда моя двухлетняя детка научилась, сидя на высоком стульчике, членораздельно просить: «Хочу пить!», я очень радовалась и всякий раз соскакивала, чтобы налить водички. Поймав себя на том, что по-прежнему соскакиваю во время ужина, чтобы налить водички восьмилетней детке, я, наконец, задумалась, что делаю что-то не то. Собственная прочная граница позволила бы осознать это раньше и передать в сферу ответственности ребенка то, что там должно было находиться давно. Подумайте, понаблюдайте за другими детьми, возможно, и у вас в семье найдутся дела, которые пора полностью или частично переложить на детские плечи.

Каждая мама обязана знать:  Лучшие детские лагеря Подмосковья

Свои границы позволяют нам с одной стороны четко отстаивать свои права, и это рано или поздно заставляет ребенка понять, что нельзя шуметь, когда родители отдыхают, нельзя брать без спроса мамину косметику или папины инструменты, нельзя раскидывать свои вещи в общей гостиной и т.д. С другой стороны, наши границы позволяют нам максимально корректно и уважительно относиться к границам ребенка: его игрушкам, вкусам, свободному времени, личной переписке, мыслям и чувствам.

Наше зеркало

Соблюдение всеми членами семьи определенных границ автоматически учит ребенка следовать принятому образцу. Точно так же усваивается и пример родителей, не способных контролировать эмоции, свое время, свое пространство. И ежедневные проповеди о том, как правильно себя вести, не помогут. Если папа, задерживаясь на работе, предупреждает маму, то и подросток, засидевшийся на вечеринке, не будет считать звонок родителям непристойным поступком. Если мама иной раз отметит вслух, что сейчас хотела бы поваляться с книгой на диване, но сначала должна закончить работу по дому, то ребенок усвоит, что взрослым людям (а ведь он тоже стремится быть взрослым!) приходится делать и то, что нужно, а не только то, что хочется.

А теперь представим, что папа, возвращаясь с работы, позволяет себе срывать плохое настроение на маме. Мама это терпеливо сносит, не пытаясь возражать, зато потом методично жалуется на мужа всем подругам и родственницам. У ребенка закрепляется в голове сразу несколько выводов. Если ты зол, можно кричать на близких — тебе ничего не будет. Если на тебя кричит более сильный, это нужно терпеть. Твой комфорт зависит от того, какой человек оказался рядом: ты ничего не можешь с этим поделать, только жаловаться. Попробуйте потом научить этого малыша контролировать свои эмоции, злиться в приемлемой форме, адекватно реагировать в ситуации конфликта! Он уже все усвоил…

Многие границы должны быть общими для всех членов семьи. К примеру, никому не позволяется неуважительно разговаривать с другими, перебивать, разбрасывать свои вещи, нарушать обещания без уважительных причин. Мы же, взрослые, зачастую пытаемся играть «в одни ворота». Мы можем перебить ребенка, рассказывающего историю, потому что нам нужно сказать ему что-то очень важное. Но ведь его история для него важна не меньше! Мы можем позволить себе бросить блузку на стул, потому что устали на работе и срочно пора готовить ужин, но кричим на ребенка за то, что форма не висит в шкафу. Однако у него были не менее серьезные, на его взгляд, причины мешающие убрать одежду. Если маме можно, пообещав поиграть в настольную игру, вместо этого тут же переключиться на телефонный звонок и проболтать впустую сорок минут с подружкой, то почему сыну, увлеченному компьютерной игрой, в течение тех же сорока минут нельзя не реагировать на просьбу вынести мусор?

Мне кажется, в целом в ряде бытовых вопросов логично предоставить ребенку ту же степень свободы, что и себе. (Ну или подтягивать свою родительскую дисциплину до желаемой). Конечно, будут и отличия в некоторых правилах для родителей и детей, для разновозрастных братьев и сестер. И коснуться они тех сфер, за которые ребенок в силу возраста еще не может нести ответственность. Кому больше можно, с того и больше спрашивается. Всякие права увязываются с обязанностями и возможностью отвечать за результаты своих действий.

Устанавливать последствия

Все это хорошо, но как конкретно прекратить нежелательное поведение ребенка? Бывает, кажется, уже все перепробовал, а он по-прежнему не слушается, грубит, не убирает и т.д. Чаще всего проблема в том, что родители используют эмоциональное наказание: кричат, ворчат, стыдят, давят на чувство вины, однако не позволяют ребенку столкнуться с неприятными последствиями его поведения. На самом же деле реальные последствия не только воздействуют куда эффективнее и лучше запоминаются, но и психологически легче переносятся ребенком.

Представьте, что в выходные вы запланировали приятное семейное развлечение. В отличие от мамы Дениски Кораблева, которая велела съесть всю манную кашу, прежде чем идти в Кремль, вы назначили своему чаду убрать свою комнату перед выходом в ЦПКиО, намеченным на два. Заметив, что к 12 часам ребенок еще палец о палец не ударил, вы начинаете нервничать, напоминать о своей просьбе каждые 15 минут, в конце концов, в полвторого срываетесь на крик и беретесь активно разгребать игрушки, пока дитятко неспешно прогуливается рядом с совком. Заканчиваете вы всю процедуру в четвертом часу, настроение испорчено, времени на прогулку остается мало.

Вариант номер два. Вы ставите ребенка в известность, что если к определенному времени домашние дела не будут закончены, он не сможет пойти в парк. Конечно, задание должно быть посильным и выполнимым в отведенное время (только злая мачеха заставляла золушку сажать восемь розовых кустов).

Дальше может быть максимум одно напоминание. Уборка должна перестать быть вашей проблемой и превратиться в проблему чада. Усилием воли заставьте себя не нервничать, если ребенок ничего не делает. На самом деле в этот момент он проверяет, насколько тверды ваши границы, можно ли верить вашим обещаниям. Уступите — спасете конкретную прогулку, но ребенок так и не научится видеть связь между своим поведением и его результатам.

Будете следовать своему слову — преподнесете важный урок. При этом нужно сделать так, чтобы для самих родителей, братьев или сестер «нарушителя дисциплины» субботний вечер не стал потерянным. В первой половине дня вы, наверное, не бездельничали, и вполне заслужили отдых. Так что пока ребенок делает то, что должен был сделать до обеда, посмотрите интересный фильм, или отправьтесь на прогулку без него (если его уже можно оставлять дома).

Да, ребенок, может злиться или плакать, протестуя против установленных вами границ, но в глубине души он прекрасно понимает их справедливость и, как правило, не остается в обиде. Такие уроки запоминаются надолго, но не несут никакого вреда психике. Если, конечно, вы не станете поддразнивать дитятку, добавляя ненавистные всякому слова: «Я же говорила!» и «Раньше думать нужно было!» А наоборот выразите искреннее сожаление: «Мне жаль, что мы не сможем отдохнуть сегодня вместе. Надеюсь, у нас получится в следующие выходные».

Метод последствий работает в самых разных ситуациях и с детьми разных возрастов. Такие последствия должны быть адекватными поступку и наступать сразу или достаточно быстро, чтобы ребенок не забыл ситуацию. Если сын или дочка кричат на вас, можно попросить ее или его выйти в другую комнату, и объяснить, что вы начнете слушать, только когда с вами будут разговаривать в приемлемом тоне. Если ребенок не убирает игрушки или кидается ими в людей, то логично посадить эти игрушки под длительный «арест», в крайнем случае, даже выбросить. Нытье в магазине гарантирует отказ, вежливая просьба что-то купить будет рассмотрена. Израсходованные раньше срока карманные деньги не восполняются. Опоздавший с прогулки подросток сидит дома вместо следующей прогулки и т.д.


При таком подходе родители дают понять: «Мы не в силах запретить тебе что-либо. Ты можешь делать, что хочешь. Но ты должен понимать, что за каждым твоим поступком последует либо хороший, либо плохой результат. Выбирай сам!» Это позволяет ребенку познакомиться с действительностью, научиться видеть причинно-следственные связи и с детства осваиваться в роли хозяина своей жизни.

Конечно, любые последствия нежелательного поведения должны быть предварительно понятны и известны ребенку. Они должны наступать как закономерный и ожидаемый результат, а не как гром посреди ясного неба. В подобных правилах нет никакого проку, если они работают только после дождичка в четверг или если они выглядят в глазах ребенка несправедливыми порождениями родительского внезапного гнева. И тут последовательность родителя (опять же, его собственные границы) играет решающую роль.

Не сопровождайте установленные последствия обвинениями и душеспасительными речами; показывайте, что вам неприятно, но вы вынуждены идти на определенные санкции. Никогда не лишайте ребенка любви в качестве наказания. Он должен быть уверен, что родители неизменно любят его, несмотря на отдельные поступки, которые им не нравятся. И еще будьте внимательны к текущему состоянию ребенка. Если спокойный обычно малыш вдруг начинает странно себя вести, то, возможно, на то есть причина (не выспался, заболел, соскучился по маме и т.д.) и надо устранить ее, а не наказывать. Важно делать скидку на то, что в стрессовой ситуации (переезд, развод родителей, разлука с другом) ребенок может вести себя неадекватно, и это не повод тут же вводить санкции. Но нужно быть очень внимательным, чтобы не упустить момент, когда уважительные причины из экстраординарного обстоятельства превращаются в норму жизни.

Не быть буфером

Действительность хороша тем, что она помимо воли и желания родителей заставляет ребенка сталкиваться с естественными последствиями своих поступков. И если родители не пытаются всякий раз вмешиваться в нормальный ход вещей, ребенок сможет довольно быстро получить необходимый жизненный опыт.

С малышом, который заставляет всех во дворе играть по его правилам и чуть что — демонстративно обижается, скоро никто не захочет водиться. Если допоздна смотреть мультфильмы, утром будет очень тяжело вставать. Если школьник не сделает уроки или будет невнимательно собирать портфель, то получит плохую оценку. Все просто, но проблема в том, что многие родители стараются смягчить удары действительности даже там, где они не представляют никакой реальной угрозы. Вместо того, чтобы обратить внимание ребенка на то, что он тоже несет ответственность за полученный результат, любящие мамы часто начинают утешать, обвинять других, стараясь оказать максимум поддержки. И вместо нормального вопроса: «Как думаешь, почему Маша не хочет с тобой играть. Может быть, ей было неприятно, когда ты забрала у нее куклу и бегала с ней по всему двору?» возникает фраза: «Ну и ты с Машей не дружи, раз она не хочет!»

Конечно, наша задача заранее объяснять, чем чреваты те или иные поступки. Но если ребенок упорно не желает слушаться и принимать реальность, если ваши советы приводят к ежедневным ссорам, не проще ли, в конце концов, позволить ему «назло маме уши отморозить»? Погулял один раз без варежек, посмотрел, что такое цыпки на руках, и вот уже в следующий раз одевает их без всякого скандала и уговоров. Кот сгрыз или разбил неубранную на место вещь? В будущем хрупкие предметы будут лежать в ящике стола, если, конечно, мама с бабушкой не примутся кудахтать: «Какой нехороший котик! Вот мы ему! А ты не плачь, мы новую игрушку завтра купим!»

Каждая мама обязана знать:  Как рассказать ребенку о смерти отца

В следующий раз, собираясь устранить последствия неправильного поведения ребенка, задумайтесь, какой урок вы ему преподносите. Можно делать все, что хочешь, все равно потом кто-нибудь уладит проблемы? Это ли знание пригодится ему в жизни?

Не стать ограниченным

Кому-то может показаться, что формируя у ребенка границы, мы лишаем его свободы, детской беззаботности, заковываем в рамки. Но на самом деле все обстоит с точностью до наоборот. Мы даем ребенку инструменты, позволяющие успешно взаимодействовать с действительностью, с другими людьми. Мир становится более понятным и менее непредсказуемым и пугающим. Ребенок учится уважать себя, свои желания; знает, что он свободен в своем выборе и осознанно может искать пути к желаемому результату.

Для ребенка, не имеющего границ, все события в жизни зависят только от везения или невезения, от настроения папы или учительницы и прочих случайностей. Он никогда не может быть уверен, что получит то, что хочет. И поэтому вынужден периодически устраивать истерики, ибо в его мире по-другому ничего не решается. Ему кажется, что вправе требовать всего, но всё он никогда не получит, а значит неизбежно начнет глубоко обижаться на других людей и на «несправедливый» мир в целом. Став взрослым, он почти наверняка будет искать любые средства, чтобы пореже сталкиваться с реальностью — алкоголь, игры, бесконечные сериалы под нескончаемые тортики и т.д.

Чего мы хотим для своих детей: подменять реальность созданным нами защитным колпаком или открыть для растущего человека мир почти безграничных возможностей?

Совет дня: учите ребенка отстаивать границы личным примером

Ваш ребенок умеет отстаивать свои границы? К примеру, может заявить, что не хочет в игру, которую предлагает детвора? Или отстоять сам свою игрушку на детской площадке? Если возраст уже позволяет, а подобных полезных навыков нет, пора учить!

Умение защищать свои границы жизненно необходимо. Понимают это и взрослые, ведь в их детстве не учили подобному навыку. Об этом рассказывает психолог Ксения Васильева, которая составила подробный перечень действий, с помощью которых заботливые родители помогут детям отстаивать их границы.

Уважайте границы ребенка. Не заставляйте его делать что-либо силой. Не выкидывайте его вещи без его согласия. Не заставляйте делиться. Давайте понять, что его чувства важны, что прислушиваетесь к его мнению и цените его таким, какой он есть.

Если вышли из себя и явно нарушили все возможные границы, так и проговорите ребенку: «Я очень устала и сильно накричала на тебя. Я была неправа, нельзя так с тобой поступать. Мне очень жаль. Я постараюсь, чтобы такого больше не повторилось».

Не позволяйте детям нарушать границы друг друга. Учите спрашивать разрешение, прежде чем брать вещи друг друга. Стучаться друг к другу в комнату. Не позволяйте дразнить и обижать друг друга.

Помогайте детям осознавать их чувства. «Мне показалось, что тебе не понравилось, что Петя забрал у тебя самокат», «Ты рассердился, когда сестра сломала твою постройку».

Дайте ребенку решение. «В такой ситуации ты можешь сказать своему другу, что тебе это не нравится».

Учите ребенка звать на помощь взрослых, в тех ситуациях, с которыми сам он справится не в силах. Важно научить ребенка звать взрослых в сам момент конфликта, а не после. «Если сестра опять будет тебе мешать, позови меня», «Если Петя опять будет отбирать твой самокат, сразу зови воспитателя».

Не забывайте про свои границы. Давайте личный пример. «Мне неприятно, когда мне на лицо кладут ноги. Даже если это ноги любимого сына». Когда ребенок твердо знает, как можно с ним поступать, а как нельзя, от него исходит эта уверенность.

Подводя итог этой актуальной для родителей и детей теме, психолог также прокомментировала вопрос о том, учить ли детей отвечать на агрессию и давать сдачу.

Научите его отстаивать свои границы, тогда и сдача не понадобится, – уверена специалист.

А вы учите ребенка защищать свои границы? Поделитесь своим опытом.

Как помочь маленькому ребенку осознать свои телесные границы

Помогите ребенку выучить анатомически корректные названия интимных частей тела

Нет ничего стыдного в слове «пенис». Серьезно! Это название органа. Эвфемизмы и шифры делают его стыдным — все эти перчики, краники и слоники. У девочек тоже не персики, пирожки или пирожки с персиками. Наружные половые органы — это вульва. Ничего ужасного в том, чтобы назвать все своими именами, нет. Вы же говорите ребенку: «Вот глаза, вот уши, а вот твои пальчики». Да, мы тоже выросли в той среде, где назвать половые органы своими анатомическими «именами» в кругу семьи не было принято. Но ведь мы меняем родительство, в этой сфере тоже.

Как говорит специалист американского Национального ресурсного центра по вопросам сексуального насилия Лора Палумбо, использование корректных терминов помогает ребенку лучше понимать и принимать свое тело, укрепляет его связь с родителем, также отталкивает потенциальных злоумышленников, а в случае нарушения сексуальной неприкосновенности ребенка помогает лучше восстанавливать картину происшествия.

Учите его описывать чувства и ощущения

Часто дети оказываются попросту немыми, когда дело доходит до того, чтобы объяснить, какие эмоции они испытывают. А трудности в выражении чувств ни к чему хорошему не приводят. Именно поэтому современные эксперты по детской психологии так настоятельно советуют нам проговаривать с ребенком его эмоции и ощущения: тебе обидно, тебе не хочется надевать этот свитер, ты расстроился, ты сердишься. Зная, как называются ощущения (имейте в виду, что навязывать не нужно — проговариваем только то, что очевидно. То есть не «ты замерз, надевай пять шарфов и варежки», а «у тебя холодные руки. Тебе холодно? Хочешь варежки?»), легче понимать себя. И других! Это основа эмпатии.

Еще один важный навык — уметь градировать ощущения. То есть не делить их строго на «хорошо» и «плохо», а уметь понимать их оттенки. Не «нормально» или «терпимо» (это, в общем-то, все, что угодно, что влезает между «хорошо» и «плохо»), а уметь находить конкретные описания того, что происходит и какие моральные или физические ощущения вызывает.

Писательница и режиссер Сью Джей Джонсон на TED Talk рассказала об упражнении, которое практикует со своими детьми. Она говорит, что совершает какое-то действие и просит ребенка описать, какое именно ощущение, какой отклик оно вызывает: «Я царапаю свою дочь, а она отвечает: ‘Жестоко’. Потом обнимаю и прижимаю к себе: ‘Защищенно’».

С малышами можно учиться этому в игре или на простых бытовых ситуациях — они еще слишком малы, чтобы понимать, что вы решили их поцарапать в образовательных целях. Поэтому просто при случае спрашивайте (и помогайте находить слова), что думает ребенок о тех или иных ваших действиях. Собираясь на прогулку, вы можете помочь ему описать целую гамму разных ощущений — от уютно до жарко.

Всегда прислушивайтесь к его «Нет!», если речь идет о его телесном комфорте

Снова про слова. Когда ребенок говорит вам, что ему жарко стоять в коридоре в тех самых пяти шарфах и ждать, когда наконец можно будет выйти на улицу, не надо отвечать ему что-то вроде: «Не придумывай!». Когда он говорит, что не хочет доедать суп, не бросайте ему: «Я лучше знаю». Когда он говорит, что ему больно, не пытайтесь доказать ему обратное! И когда он просит вас прекратить его щекотать, крепко обнимать, целовать, щипать, тискать и так далее — прекратите. Потому что если вы игнорируете его просьбу перестать взаимодействовать с ним физически, вы передаете ему послание о том, что кто-то другой может запросто распоряжаться его телом, не обращая внимания на его протест.

Услышьте его «нет», чтобы он сам смог научиться это «нет» в себе ценить. Чтобы он не боялся обидеть вас или другого человека, который игнорирует его ощущения или делает что-то против его воли, ценой своего комфорта, своих телесных ощущений. Чем чаще и чутче мы реагируем на нежелание ребенка испытывать телесный дискомфорт, тем легче ему понимать свою неприкосновенность.

Не заставляйте его обниматься с родственниками

Теперь продолжим тему физического контакта, только рассмотрим ее с другой стороны. Всем нам знакома ситуация, когда взрослые пытаются выклянчить, выторговать или даже «купить» у ребенка объятие, поцелуй или другую интеракцию, требующую от него непосредственного физического соприкосновения с взрослым. Это неправильно! Мы должны учить ребенка тому, что все обнимашки и поцелуи с бабушками, дедушками и просто добрыми друзьями семьи — дело добровольное. Если малыш этого не хочет, занимайте его сторону (да, вам придется выслушать лекцию о том, как вы плохо его воспитываете, но вы взрослый человек, вам не привыкать), говорите ему, что он не обязан никого обнимать — даже в виде исключения, даже из принципа «старших нужно уважать», даже если ему угрожают тем, что «не будут с ним дружить». Главное, чтобы он дружил и был в согласии со своим согласием на вступление в какой-либо контакт со взрослыми.

Научите его принимать отказ

Как говорит предприниматель и отец Цзя Цзян в своей лекции на TEDx, как родители, мы стараемся сделать все возможное, чтобы ребенок был доволен собой, но на самом деле наша задача заключается не только в этом — помимо прочего, нам нужно расширить его представления о том, что нормально. В том числе научить его тому, что отказ и неполучение желаемого — нормальная часть жизненного процесса. Нам нужно постоянно работать над тем, чтобы ребенок понял: если кто-то отказал ему в чем-то, это не всегда значит, что человек отвергает его самого, это значит, что он отвергает те вещи, которые он предлагает. Это неплохо бы донести и до родственников, которые всерьез обижаются на отказ ребенка их обнимать, но это недостижимый идеал.

Продолжайте говорить

Если вы начали разговор с ребенком о том, как он устроен, что он может говорить «нет», что вы на его стороне и что у него не может быть секретов с другими взрослыми, а родители — люди, которые всегда его выслушают и никто не вправе внушать ему обратное, то его нужно продолжать на протяжении всех лет взросления. Углубляясь в тему, говоря все более откровенно, объясняя все более сложные вещи, касаясь все более интимных тем, сохраняя при этом доверие. Это трудное дело. Но нам нужно постараться вырастить людей, которые совершенно четко будут понимать, что «нет» значит «нет». И это работает в обе стороны: «нет» нужно уметь не только говорить, но и принимать.

Каждая мама обязана знать:  В гости с ночевкой

Запрет на выезд ребенка за границу: изменения с 12 июня 2020 года

Вступил в силу приказ МВД о новом порядке запрета на выезд детей за границу. В нем описано, кому, что и куда нужно подавать, чтобы ребенок не смог выехать за пределы России. В этом приказе не так много изменений по сравнению с процедурой, которая была раньше, но есть принципиальные поправки. Старые правила больше не работают.

Если собираетесь в отпуск с детьми или боитесь, что ребенка увезут без вашего разрешения, — вот подробный разбор, как все проверить и оформить. Когда запрет на выезд всплывает на паспортном контроле, шансов вернуть деньги за путевку почти нет.

Главное о запрете на выезд детей

Чтобы запретить ребенку выехать из страны, нужно оформить заявление о несогласии на выезд. Так может сделать только законный представитель, а не любой родственник.

Это заявление подается в МВД, а не в пограничную службу. Данные о ребенке внесут в общую в базу.


Если ребенку запрещен выезд — его не выпустят на границе.

Запрет может отозвать тот, кто его наложил. Если хотите добиться справедливости, нужно судиться с этим человеком, а не с МВД или пограничниками.

О запрете можно узнать заранее по запросу. Электронных сервисов для проверки нет.

Запрет на выезд важнее, чем согласие на выезд. Если мама отправила дочку с тетей за границу и дала согласие, а папа подал на запрет — дочку не выпустят.

С 18 лет дети сами ездят куда хотят.

О каком запрете речь?

Законный представитель ребенка может запретить ему выезд за границу. Такое право есть у родителей, опекунов и усыновителей. Развод или оформление брака при этом не имеет значения: если у взрослого есть родительские права, он может наложить запрет и ребенка не выпустят из страны.

Например, есть мальчик Ваня. Его родители в разводе и поссорились. Мама собралась с Ваней на отдых в Турцию, а папа написал бумагу, что он против и не разрешает везти Ваню за границу. Мама может поехать одна, а Ваня не пройдет пограничный контроль — в Турцию он не полетит, потому что папа против.

Запрет на выезд за границу оформляется отдельным документом на уровне ведомств. Если папа Вани просто скажет маме: «Я не хочу, чтобы сын летел за границу», его могут не послушать. Пограничникам нужен официальный запрет — устный или незарегистрированный не считается.

Раньше порядок запрета устанавливало правительство. Но то постановление больше не действует. Ориентируйтесь на приказ МВД.

Как оформить запрет на выезд?

Чтобы запретить ребенку выехать из страны, нужно оформить заявление о несогласии на выезд — официально документ называется так.

Раньше его подавали в погранслужбу ФСБ. С 12 июня заявление нужно подавать в подразделение по вопросам миграции МВД. Пограничники документы больше не принимают. За границей запрет нужно оформлять через консульство.

Заявление нужно подавать лично вместе с такими документами:

  • паспорт того, кто запрещает выезд ребенка;
  • свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенную копию;
  • подтверждение, что ребенок — гражданин РФ.

В заявлении можно указать данные второго родителя. Оригиналы документов проверят и вернут. Копии назад не отдадут.

Как будут проверять запрет при выезде ребенка?

Заявление от родителя, который против заграничной поездки ребенка, регистрируют и вносят в общую базу. Все данные передают в погранслужбу. При прохождении пограничного контроля будут видны все запреты: детям — от родителей, родителям — от приставов.

Если у ребенка запрет, ему не дадут вылететь за границу. Никакие уговоры, объяснения, просьбы на пограничников не подействуют. Даже если у вас на руках назначение врача и вы потратили все накопления на путевку, ребенок плачет и просится на море — не поможет. Не потому, что пограничники плохие люди, а потому, что такой порядок.

Как отменить запрет на выезд?

Запрет может отозвать тот, кто его наложил. Тогда второму родителю ничего делать не надо.

Если добровольно запрет не отзывают, есть только один вариант — идти в суд. При оформлении запрета сотрудники МВД предупреждают, что второму родителю придется оспаривать его в суде. То есть папа, который запрещает заграничные поездки своему сыну, совершенно точно понимает, что маме придется ходить по судам. Других вариантов оспорить запрет в законе нет.

Оспаривать запрет иногда приходится в нескольких инстанциях: один суд говорит, что отец злоупотребляет правом и пусть его дочь едет за границу. Верховный суд говорит, что пусть отец сам решает, куда поедет его дочь, — у него такие же права, как у матери.

Иск нужно подавать к тому, кто запретил выезд. Бесполезно подавать в суд на аэропорт или пограничников. Некоторые мамы так делают, но только зря тратят время. Это ненадлежащие ответчики: судиться нужно со вторым родителем, а не с ведомствами и организациями.

Вот несколько примеров из судебной практики.

Отец запретил ребенку выезд из-за спора с его мамой. Мама ругалась с пограничниками и аэропортом: «Да мы уже все решили, выпустите нас за границу». Пришлось идти в суд, но это не помогло: запрет не отменили.

Мама планировала отвезти ребенка в Индию — так советовал педиатр для оздоровления. А потом они собирались в Канаду, где у мамы вроде бы должна быть свадьба. Но отец запретил ребенку покидать Россию. Мама пошла в суд: благодаря справке мальчику разрешили поехать на полгода в Индию. А вот в Канаду не выпустили: не было точной даты свадьбы и слишком долгое отсутствие лишало отца права на воспитание.

Мама хотела часто ездить с сыном за границу, где уже жил ее старший ребенок. Но отец младшего сына запретил выезды, потому что ребенка неоднократно увозили на несколько месяцев и не давали с ним общаться. Оспорить запрет у мамы не получилось: вывозить ребенка без согласия его отца она не сможет. Хотя в браке они не состояли, отец в воспитании сына не участвует и о нем не заботится. Но раз вписан в свидетельство — имеет право запрещать.

Как узнать, что запрет на выезд вообще есть?

Нужно заранее сделать письменный запрос в подразделение по миграционному учету МВД. В запросе нужно указать данные ребенка, потому что выезд запрещают именно ему.

Такой запрос стоит сделать незадолго до поездки, чтобы не остаться без отпуска, потому что оформить запрет могут в любое время. Месяц назад его еще не было, а за неделю до вылета уже есть. Заявления регистрируют быстро — за несколько дней. Чтобы снять запрет через суд, придется потратить несколько месяцев.

Если в заявлении были указаны данные второго родителя, по новому порядку ему будут отправлять уведомления по почте: «Вашему ребенку запрещен выезд за границу». Но данные могли не указать, или письмо не дойдет, или его не получат. В общем, проверяйте сами.

Никаких электронных сервисов для проверки запрета пока не придумали.

Действует ли запрет, если есть согласие на выезд?

Даже если родитель когда-то дал нотариальное согласие на выезд, он может позже наложить запрет. И тогда согласие не сработает — ребенка не выпустят.

Если когда-то при разводе вы договаривались, что проблем с выездом не будет, и даже оформили все у нотариуса, это не значит, что в аэропорту не будет неприятного сюрприза. Запрет могут наложить спустя годы.

Если ребенку исполнилось 18 лет

Совершеннолетний ребенок сам решает, куда, с кем и зачем ему ехать. Он может не учитывать мнение родителей. Если папа против поездок 18-летнего сына за границу, он все равно не может ему запретить. А поданные ранее заявления уже не будут работать — можно даже не проверять.

Когда нужно получать согласие

Согласие и запрет — это два разных документа. Запрет оформляют через подразделение МВД, а согласие — у нотариуса. Согласие от одного из родителей понадобится, только если ребенок едет не со своим законным представителем — например, летит в Турцию с бабушкой или в Испанию с тренером. Тогда мама или папа должны оформить нотариальное согласие. Обоим родителям соглашаться не обязательно — достаточно документа от одного. При условии, что второй не запрещал.

Если ребенок уезжает за границу с кем-то из родителей, оформлять согласие от второго не нужно. Если нет запрета на выезд, можно спокойно ехать и не тратить деньги на лишние документы.

А вот если один родитель наложил запрет, а другой выдал бабушке согласие на выезд, ребенка все равно не выпустят.

Если о запрете стало известно в аэропорту

Выехать не получится. Ребенку могут предоставить место для отдыха, пока его не заберет кто-то из близких. Или придется остаться с ним и без отпуска.

Деньги за путевку вернуть не удастся. Спасет только страховка от невыезда, если она действует для таких случаев. Проверять запреты — обязанность родителей, а не турагентства. А вот отсудить убытки у того, кто запретил выезд, вполне реально. Но для этого нужно собрать доказательства. Есть пример, когда одной маме это удалось.

Мама купила себе и сыну путевки в Турцию. Но в аэропорту узнала, что бывший муж два года назад подал заявление о запрете на выезд. Путевка сгорела, ребенок сильно расстроился из-за сорванного отдыха. Мама подала на его отца в суд: потребовала всю стоимость путевки и моральный ущерб. А заодно попросила суд разрешить ребенку поехать в Турцию в следующем году. И выиграла: отец ребенка должен выплатить 85 тысяч рублей за путевку, еще 20 тысяч морального вреда и 30 тысяч за услуги юриста. А отдых в Турции им все-таки разрешили, несмотря на запрет папы.

Если не удается оспорить запрет на выезд или получить согласие

Придется путешествовать по России. Это запретить точно не смогут. Можно поехать с ребенком в Сочи, Карелию или на Байкал. Вот расклад по отдыху в России:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация