Грубое обращение полицейских с 12 летним ребенком


Содержание

Как заставить подростка соблюдать ваши правила. Воспитание подростка

Татьяна Никитина, психолог:

Нужно ли наказывать

Считается, что самые действенные наказания всегда основываются на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения. Но времена, когда детей за проступки в конце недели били розгами или ставили коленями на горох, к счастью, остались в прошлом. Постепенно вслед за розгами исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что канут в лету и оскорбительные пощечины, и обидные затрещины, и унижающие слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях.

Однако семей, вырастивших ребенка, которому к подростковому возрасту уже никаких наказаний не требуется и достаточно только разговора по душам, все равно немного. Как немного и подростков, которые не врут (ну или почти), поддерживают в комнате порядок, пропускают школу только с согласия мамы-папы, приходят домой вовремя и не заставляют родителей сходить с ума, потому что «аппарат абонента выключен…». Как нужно реагировать, чтобы проступки подростков больше не повторялись?

Можно ли избежать наказаний? А если наказывать, то как избежать при этом обид, психологических травм, да и просто ухудшения отношений с подростком?

Есть семьи, где взрослые применяют тип воспитания, носящий в педагогике название «сотрудничество». Родители стремятся не опекать ребенка, а оказывать ему поддержку во всех сферах, особенно — в эмоциональной. Ребенку дается достаточно самостоятельности, но взрослый все время находится рядом, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, объяснить. Членов таких семей объединяют общие ценности, традиции, они испытывают эмоциональную потребность друг в друге. Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают подросткового возраста, то проблема наказаний, как правило, не стоит. Достаточно разговора, разъяснения и осознания своей вины. Но в большинстве семей, а особенно в тех, где применялись такие стили воспитания, как авторитаризм или гиперопека (или оба сразу), или ребенок рос в условиях противоречивых инструкций, получаемых от разных членов семьи, с осознанием вины и взаимопониманием между родителями и детьми есть проблемы. И поэтому добиться желаемого поведения родители могут только при помощи системы контроля и ограничений — иными словами, наказаний.

Безусловно, есть выбор. Не хотите наказывать — не наказывайте. Повторяйте по сто раз, делайте все за ребенка сами, надейтесь, что с возрастом это пройдет, до бесконечности объясняйте и говорите по душам. Действительно, вам что сложно убрать бардак в его комнате? Не первый же раз? Не чистит зубы? Не моет голову? Ничего, влюбится — эта проблема отпадет. Прогуливает школу? Его дело! Не можете же вы, в конце концов, бросить работу и сопровождать его повсюду? Пора уже самому брать на себя ответственность.

Такой стиль воспитания иногда называют «попустительским», но и он имеет право на существование.

Да, родители закрывают глаза на многие нежелательные моменты в поведении своих подросших детей. И надеются, что с возрастом все само собой изменится. Не всегда это заканчивается чем-то плохим

Приходит время, неорганизованные подростки вдруг меняются, перестают опаздывать, начинают проявлять внимание к домашним обязанностям. Обычно такие изменения происходят, когда подросток на самом деле сам берет на себя ответственность за свое поведение, и часто совпадают с появлением собственной (а не навязанной родителями) цели. Или подросток, «переболев» протестами, вдруг на той или иной почве сближается с родителями.

Но есть подростки, с которыми применять «попустительский» стиль воспитания опасно. Согласно классификации знаменитого психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с явно выраженными чертами неустойчивого, напряженно-аффективного и демонстративного характера. С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их невыполнение. А еще есть проступки, не отреагировать на которые невозможно даже самым продвинутым родителям (например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков).

Как наказывать

Универсального рецепта «правильного наказания», который бы подошел семье с любой системой ценностей и ребенку с любым типом характера, нет. То, что работает в одних случаях, оказывается бесполезным в других. Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте применения любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть подростку предельно ясной. Правила и санкции за их невыполнение должны быть прозрачны, однозначны и известны заранее. Поэтому если у вашего ребенка подростковый возраст проходит непросто, найти общий язык кажется невозможным, и вы все время натыкаетесь на протестное поведение, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил.

Внутрисемейные правила поведения — это своего рода правила дорожного движения. В ПДД четко расписано, что разрешено, что запрещено и как наказывается несоблюдение. Не будь ПДД — на дорогах бы царил хаос.

Хаос начинает царить и в некоторых семьях, где есть непростой подросток, противоречивые инструкции со стороны родителей, но нет свода ясных и однозначных правил поведения

Если в семье недостаточно уважения друг к другу, а ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить ребенка подчиняться правилам непросто. Нередко подросток просто обучается обходить систему правил, оставаться непойманным, увиливать и так далее. И все же смысл четко обозначить правила есть.

Реакция подростков на внутрисемейные правила во многом напоминает отношение водителей к ПДД. Есть водители, которые соблюдают ПДД и крайне редко их нарушают и, соответственно, редко бывают оштрафованы. Эти водители внутренне согласны с правилами и считают их достаточно справедливыми (или боятся санкций, что тоже не редкость). Другие водители не все правила считают справедливыми и не всегда готовы их соблюдать, но «принимают правила игры» — то есть они согласны понести наказание, если будут пойманы на нарушении. А еще есть водители, которые не хотят принимать правила игры, причисляют себя к избранной группе тех, кому можно то, что нельзя другим. Здесь в ход идут всевозможные ксивы, мигалки и другие атрибуты исключительности. Что-то похожее есть и в поведении некоторых подростков, которые способны на невероятные ухищрения, лишь бы вести себя так, как они сами считают нужным. Но даже для них наличие правил является некоторым сдерживающим фактором.

Как составить внутрисемейную систему правил

Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил.

Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.

Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:

Неправильно: «Не гулять поздно».

Правильно: Приходить домой не позднее 22.00.

Неправильно: «Всегда быть на связи».

Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».

Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.

Неправильно: «Не прогуливать школу».

Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».

Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. «Не пошла на физ-ру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин. Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.

Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует. Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после 22.00 — это еще и требование закона для детей до 16 лет.

Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право. Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.

Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах. Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше.

Назначьте санкции или наказания за нарушения правил. Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже). Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».

Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.

6. Правила для родителей

Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.

Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).

Почему правила — это не навсегда

Есть дети-аккуратисты, которые ненавидят беспорядок, поэтому сами без проблем поддерживают чистоту и порядок. А еще есть родители, которые приучили своих детей наводить порядок без напоминаний давным-давно, в доподростковом периоде. Эти родители отсутствие порядка считают недоработкой своих нерадивых «коллег»: мол, не надо было забивать на воспитание раньше, надо было работать над этим ежедневно. А теперь ребенок ни в чем не виноват. Именно это говорил мне мой друг Федор каждый раз, когда я жаловалась ему на бардак в комнатах своих детей и сетовала на то, что никак не могу их заставить поддерживать порядок. Федор хвастался порядком, который всегда был в комнатах его детей, когда те были подростками. И я испытывала вину за предыдущие упущения в воспитании, корила себя за слабость характера и непоследовательность в применении обещанных наказаний. Эх, вернуть бы то время, когда из-за чашечки кофе или приятной болтовни с подругой мне было лень проверить, что творится в комнате сына или дочки, а потом заставала их спящими посреди хаоса (и не будила, чтобы убрались). Да, мы с мужем сами виноваты.

И вот однажды мы приехали с Федором в квартиру его образцово-показательного сына, которую тот снимал во время стажировки после окончания университета. Сын знал о визите папы со вчерашнего вечера. Тем не менее представшая нашему взору картина впечатлила меня, видимо, на контрасте от ожиданий: разбросанная одежда, хаотично расставленные стопки книг, журналов и бумаг, пустые пивные бутылки повсюду, а местами и консервные банки вперемешку с червячками носков и даже пепельницы с окурками! Надо сказать, что сам Федор не маниакальный, но аккуратист, а порядку в его холостяцком шкафу позавидовала бы любая женщина! Встреча папы и сына была связана с передачей запасного ключа от машины и длилась 15-20 минут. Мы выпили кофе (для которого сын долго искал чашки). Отец не спросил, а сын и не думал извиняться за «некоторый беспорядок». Мне было странно, почему он хотя бы поверхностно не убрался перед приходом папы, с которым у него очень близкие и доверительные отношения.

Признаюсь, что в душе я в некотором смысле ликовала. Ведь Федор постоянно приводил мне в пример своих детей и свой педагогический дар. На мой вопрос «почему», Федор ответил: «Наверное, ему так нравится. Он уже большой, и это его дело». А я спрашивала саму себя: как добивался Федор порядка в комнатах своих детей? Или они просто очень уважали своих родителей, поэтому подчинялись их инструкциям? Какой-то однозначный вывод из этой истории я делать не стала. Но все же подумала о том, что семейные правила, даже в случае следования им детьми (как в описанном примере), — не всегда гарантия того, что поведение, которого хотят добиться родители, приживется и станет частью взрослой личности.

Кто поможет детям? Что делать, если на ваших глазах совершается правонарушение против ребенка

Сегодня на эти вопросы отвечают Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Наталья Уланова и консультант по правам ребенка Оксана Глухих

Пользователи сайта u-mama – люди неравнодушные. Именно поэтому они прислали немало вопросов на тему: «что делать, если на ваших глазах совершается правонарушение против ребенка».

Сегодня на эти вопросы отвечают Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Наталья Уланова и консультант по правам ребенка Оксана Глухих.

Отношения между родителями и детьми регулируются семейным и гражданским законодательством, а при неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего – уголовным или административным.

Если Вы стали свидетелем жестокого обращения с ребенком на улице, у соседей, в дошкольном или общеобразовательном учреждении, то следует обращаться:

1. В органы внутренних дел, подразделения по делам по несовершеннолетних.

2. В органы опеки и попечительства.

3. В прокуратуру.

Дополнительно сообщаю, что в соответствии с п. 7 «Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», утвержденной Приказом МВД России № 985-05г., поступающие сообщения о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел.

Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи.

В соответствии с п.9. вышеуказанной Инструкции находясь вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными Законом Российской Федерации «О милиции», при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.

Если вы стали свидетелем…

— Что делать, если чужого ребенка запугивает чужой взрослый: кричит, угрожает расправой? (не родственник, не родители).

— Что делать, когда правонарушитель — несовершеннолетний, например, если моего ребенка избил другой ребенок? Вызывать милицию на месте (приедут ли из-за такой ерунды), искать свидетелей (а если они были наедине?) и пр.

— В случае, если вы стали свидетелем запугивания ребенка посторонним взрослым, и хотите помочь, необходимо сообщить эту информацию родителям, поскольку именно родители, в соответствии с российским законодательством, являются законным представителем ребенка и обязаны защищать его права и законные интересы.

Каждая мама обязана знать:  Дочь стала ко мне привязанной и боится идти в сад

Ситуации бывают разные, возможно, будет достаточно сделанного замечания для решения конфликта. Однако может случиться и так, что положение будет достаточно сложным, атмосфера агрессивной, а вашей помощи будет явно недостаточно. В таком случае необходимо обратиться в правоохранительные органы.

— В случае конфликтной ситуации между несовершеннолетними – драки, как, например, в вашем случае – необходимо помнить о том, что, что бы ни произошло между детьми, взрослые (родители, в частности) никогда не должны пытаться самостоятельно наказать обидчика. Неприкосновенность личности ребенка защищена Конвенцией о правах ребенка, российским законодательством.

— В случае совершения правонарушения несовершеннолетним (нанесение побоев, оскорбления) должна быть установлена его вина. Для этого необходима работа правоохранительных органов – в данном случае подключаются инспекторы по делам несовершеннолетних. Только по итогам проведенной работы можно делать выводы о виновности или невиновности несовершеннолетнего.

В любом случае, если Вы действительно хотите разобраться в этой ситуации и не имеете возможность урегулировать конфликт самостоятельно, в милицию обратиться необходимо.

— Стала свидетелем такой ситуации. Мать лупила маленькую дочь ( 3 года 4 месяца) по лицу. Разбила губу до крови.

Если поступает вызов о подобном случае на пульт территориального ОВД, то почему не приезжает вместе с группой инспектор по делам несовершеннолетних для более объективной оценки ситуации, чем сотрудниками ППС? Ведь не от каждой подобной мамаши кто-то сможет с боем потребовать телефон отца или другого родственника. Именно в моем случае ребенок наотрез не шел к матери…

А куда вообще обращаться по таким вопросам, перечислите поимённо организации и телефоны .

— В случае, если вы стали свидетелем жестокого обращения с ребенком со стороны родителей, в случае, если семья вам незнакома и самостоятельно ребенку вы помочь не можете, остается только один выход – обратиться в правоохранительные органы. Присутствие инспектора по делам несовершеннолетних в таких ситуациях не является необходимым и обязательным условием, так как речь идет о нарушении, совершенном взрослым человеком.

По общему правилу, по вопросам жестокого обращения с детьми, вы можете обратиться к Уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области, в территориальное управление социальной защиты населения, в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних, в правоохранительные органы, в прокуратуру, также за помощью можно обратиться в общественные организации, созданные с целью помощи детям и семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Контакты:

* К Уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области возможно обратиться по вопросам нарушения прав детей со стороны государственных органов или органов местного самоуправления, а также их должностных лиц. Дети обращаются к нам по любым вопросам, связанным с их правами.

Адрес для писем: г. Екатеринбург, пл. Октябрьская, 1

Для личного приема: г. Екатеринбург, ул. Горького 21/23, прием проводится ежедневно

Телефон: (343) 217-89-62

Также обращение можно направить через сайты:

— Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка: http://www.rfdeti.ru/, либо перейдя на этом сайте в Ассоциацию Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ и найти Свердловскую область

— Уполномоченного по правам человека Свердловской области: ombudsman.midural.ru

— В ближайшее время планируется открытие собственного сайта Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области с адресом: http://www.detiurala.ru/

• Главное Управление Внутренних дел Свердловской области: 358-82-32 – для консультаций

• Прокуратура Свердловской области: 377-60-87, 377-02-41,

• Министерство социальной защиты населения Свердловской области: 257-37-10, 257-93-07,

• Территориальный центр социальной помощи семье и детям МУ: 335-19-27

• Территориальный центр социальной помощи семье и детям Екатеринбурга: 352-66-93

• Свердловская областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав: 371-77-30, kdn@midural.ru.

В нашей области работают 66 территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

— В Железнодорожном районе Екатеринбурга: 261-21-66

— В Орджоникидзевском: 334-23-15

— В Ленинском: 376-47-22

— В Октябрьском: 254-22-37

— В Кировском: 365-21-33

Семейным кодексом РФ предусмотрено право ребенка на защиту. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (п. 3 ст. 56 СК РФ).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд (п.2. ст. 56 СК РФ).

Если в ходе проверки фактов неисполнения обязанностей по воспитанию детей органами внутренних дел или прокуратурой будет установлено, что эти факты связаны с жестоким обращением, то родители (законные представители) будут привлечены к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ.

Верховный суд Российской Федерации постановил, что «жестокое обращение с детьми – есть физическое или психическое насилие над ними либо покушение на их половую неприкосновенность, а также применение недопустимых способов воспитания (грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, оскорбление или эксплуатация детей)».

Наличие в отношениях между родителями и ребенком всех перечисленных фактов, указывает на состав уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного ст. 156 УК РФ (неисполнение или ненадлежащее исполнение по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, если это деяние не связано с жестоким обращением с несовершеннолетним – наказывается штрафом в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 220 часов, либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо лишением свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового).

К родителям, не исполняющим обязанности по воспитанию и образованию детей, могут быть применены меры административного воздействия, а именно они могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ, а также поставлены на профилактический учет в органы внутренних дел. Рассматривает административные протоколы данной категории территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Статья 5.35 КоАП РФ — неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Кроме того, родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

— отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного, воспитательного учреждения, учреждений социальной защиты;

— злоупотребляют своими родительскими правами;

— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над детьми, покушаются на их половую неприкосновенность;

— совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Что касается возможного проявления еще большей жестокости со стороны родителей после постороннего вмешательства, то такие случаи встречаются крайне редко. Поскольку с момента выявления такой семьи, она находится под постоянным контролем со стороны органов опеки и попечительства, территориальных комиссий по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел, прокуратуры вплоть до изменения ситуации в семье и оздоровления обстановки в целом.

Начальник ООДПДН ГУВД по Свердловской области полковник милиции И.П.Калганова

— Что делать если мелкий ребёнок находится на улице один? Если его родители постоянно пьяны? Мать оскорбляет ребенка при всех? Если у соседей часто и подолгу громко плачет ребенок? Реагировать как-то или нет?

— Что делать, если нашел беспризорного ребенка на улице, и он не может или не хочет рассказывать кто он и откуда?

— Что я имею право сделать в конкретную минуту, если вижу, что младшего обижает старший ребенок или родственник?

В ситуациях, когда вы наблюдаете недолжное отношение к детям со стороны родителей или родственников (маленький ребенок находится на улице один, родители злоупотребляют спиртными напитками и бьют ребенка, оскорбляют его, ребенок в позднее время находится на улице в компании нетрезвых родителей, если у соседей часто и подолгу плачет ребенок), сообщите об этих фактах в территориальное управление социальной защиты населения.

Специалисты управления обязательно проверят указанные факты, выйдут на адрес проживания семьи, при необходимости запросят дополнительную информацию. На основании полученной информации управлением социальной защиты населения принимается решение о дальнейших действиях, в зависимости от ситуации – профилактическая работа, беседы с родителями, передача информации в комиссию по делам несовершеннолетних, в крайних случаях – изъятие ребенка и помещение его в учреждение социальной защиты населения (в такой ситуации дальнейшую судьбу ребенка решает суд).

— Если вы встретили ребенка и полагаете, что он находится без надзора взрослых, при этом ребенок ничего о себе не рассказывает, обратитесь в правоохранительные органы – у них имеется возможность узнать происхождение ребенка, причину его безнадзорности, определить ребенка в государственное учреждение либо вернуть родителям. Не нужно самостоятельно решать судьбу малыша – вы для него посторонний взрослый, а такие решения могут принимать только уполномоченные органы.

Не беспокойтесь о том, что, сообщив в правоохранительные органы информацию о безнадзорном ребенке и не имея возможности его удержать до приезда милиции, вы будете каким-либо образом наказаны. Этого не произойдет, если при звонке в правоохранительные органы вы объясните ситуацию.

Удерживать насильно при себе чужого ребенка вы не можете в любом случае!

— Можно ли обратить внимание каких-либо органов (каких?) анонимно на какую-либо ситуацию, нарушающую права ребенка?

— По общему правилу, в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (анонимное обращение), ответ на обращение не дается. Однако, если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией (статья 11 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Таким образом, Вы можете подать обращение в один из органов, защищающих права и законные интересы ребенка, такое обращение обязательно будет рассмотрено, необходимые меры будут приняты.

— Что конкретно делать, если известно о связи сексуального характера взрослого с несовершеннолетней/ним? Или связь точно не известна, но подозревается? Или если оба несовершеннолетние, но один из них не достиг даже 12 лет?

— Вопрос насилия в отношении детей, в том числе сексуального характера – очень деликатный. Для того, чтобы разобраться в том, действительно ли насилие имело место быть, необходимо обратиться к специалистам. Поэтому первоначально сообщите эту информацию родителям (законным представителям ребенка), если родителей нет или они на информацию не реагируют, обращайтесь в органы прокуратуры. При этом помните о том, что все ваши действия должны быть очень осторожными. Помните о репутации граждан, о том, что информация такого рода может очень навредить ребенку, поэтому с такой информацией необходимо обращаться очень осторожно – раскрывать ее только уполномоченным на проведение проверки лицам.

— В случае связи сексуального характера между несовершеннолетними, не достигшими 12-летнего возраста, законом ответственности в отношении детей не предусмотрено. Однако в данном случае встает очень серьезный вопрос морального характера. Возможно, таким детям необходима помощь со стороны психологов, социальных работников, поддержка родителей и близких. Обратитесь к родителям, однако учитывайте тот момент, что у детей не всегда существуют доверительные отношения с родителями. В качестве варианта можно обратиться в органы социальной защиты населения – специалисты, с учетом ситуации, смогут оказать необходимую помощь ребенку.

— А что делать, если детей наказывает учитель в классе. Заставляет их стоять порой целый урок с учебником в руках, если они не отвечают на ее вопрос или дают неверный ответ. Может не отпустить детей на перемену или заставить сидеть с поднятой рукой. Как быть родителям, как защитить от произвола учителей.

Как правильно поступить с точки зрения законодательства?

— Если детей оскорбляет или наказывает учитель в школе, в первую очередь необходимо обратиться к администрации учебного заведения – к директору школы. В соответствии с законодательством, руководство школы несет ответственность за жизнь и здоровье (физическое и моральное) ребенка во время нахождения ребенка на занятиях (внимательно изучите свой договор с учебным заведением, такой пункт там должен быть, ознакомьтесь с Уставом школы, если он соответствует законодательству, то Вы обязательно найдете в нем такую формулировку). В любом случае, даже если это не отражено в локальных актах учреждения и в вашем договоре, такая ответственность закреплена в законодательстве).

Если вы не можете решить конфликт на уровне администрации школы, обращайтесь в территориальное управление образования. Уровень выше – Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.

Обращаю ваше внимание на то, что обращаться необходимо в письменной форме, обращение должно быть составлено в двух экземплярах, на вашем экземпляре вам должны сделать отметку о получении обращения – тогда вы сможете доказать факт своего обращения по конкретному вопросу.

Если после обращения к руководству школы вы получили ответ, который Вас не удовлетворил, вы можете обратиться в органы прокуратуры. Убеждена в том, что родители имеют право и обязаны защищать интересы своего ребенка всеми законными способами, обращения к руководству образовательного учреждения и в компетентные органы закреплены законодательством.

— Что делать, если знаешь о правонарушениях в детских домах, но нет фактов это подтверждающих? К примеру, когда детям дают мед. препараты психотропные. Вызывать милицию?

— Если знаешь, что педагог в детском доме избивает детей систематически. Причем так, что синяков нет, а просто держит детей в страхе и напряжении постоянно. Какие меры можно принять? Нужны будут показания детей? Так они же ничего не скажут, испугаются еще больших проблем…

— По вопросу фактов нарушений в государственных и муниципальных детских учреждениях, в зависимости от ситуации, необходимо обращаться к руководству учреждения (в случае, если Вы предполагаете, что директору неизвестны эти факты), к учредителю учреждений либо в органы прокуратуры.

Ювенальная юстиция: страхи обоснованы?

— Как Вы считаете, не приведет ли «приход» в наше законодательство ЮЮ (точнее, ее усиление) к необоснованным жалобам?

— Интересна статистика — насколько часто жалобы про «орущего» соседского ребенка сигнализируют о ненадлежащем отношении к ребенку (а не просто ребенок капризничал и пр.)

— Ваше ЛИЧНОЕ мнение — в детском доме соблюдут права ребенка лучше, чем в неблагополучной семье?

Что касается ювенальной юстиции в России, думаю, проблема состоит в том, что у нас обсуждаются две крайности, которые плохи уже тем, что трактуют это понятие с позиции вседозволенности для детей и нарушения семейных устоев поколений. Думаю, речь не идет о копировании сложившейся системы на Западе. У людей в России иной менталитет, иное мышление, иные устои.

По вопросу необоснованных жалоб, в связи с наличием капризных детей у соседей, хочу сказать, что такой статистики мы не ведем. Каждое обращение по подозрению в жестокости по отношение к детям (да как любое иное в отношении детей) рассматривается в зависимости от сути заявления. Бывают обращения, когда старшее поколение в семье при несогласии с методами воспитания в молодой семье обращаются к нам с просьбой «повлиять» на «неправильных» родителей. Мы подключаем сотрудников органов опеки и попечительства, психологов, социальных работников. Чаще всего мир в большой семье налаживается, правда бывают и случаи судебных разбирательств. Мое мнение – проблемы отцов и детей, понимания поколений – это вечная проблема, поэтому молодым надо терпимее относиться к замечаниям и поучениям родственников. А судебными разбирательствами никогда не достигнуть согласия в семье.

Вы задаете вопрос о моем личном мнении по вопросу лучшего соблюдения прав ребенка в неблагополучной семье или в детском доме. Еще Л.Н.Толстой говорил, что “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по- своему”. Поэтому однозначно ответить не могу. Я всегда смотрю с позиции — как будет лучше ребенку. В моей практике были и случаи когда лучше в детском доме и когда лучше в неблагополучной семье.

— Я понимаю, что насилие над ребенком просто недопустимо в любом виде. Но ведь каждый родитель бывает в такой ситуации: тяну ребенка за руку, слегка подталкиваю в спину загоняя его домой. Со стороны можно подумать, что я издеваюсь над ребенком

— Думаю, курьезных случаев, как вы описали, у каждого родителя бывает много. Но, если ваш ребенок поступает так, как вы описываете ВСЕГДА, то, думаю, стоит задуматься над тем, как вы его воспитываете. У нас не принято иметь семейного психолога, но при регулярности описанных вами поступков ребенком, я бы обратилась к специалисту.

— Неужели, это действительно правда? «Ювенальная юстиция в действии»

На сегодняшний день изъять ребенка (детей) из среднестатистической семьи можно по следующим причинам:

Каждая мама обязана знать:  Как объяснить ребенку, почему отец уходит из семьи

– непосещение детской молочной кухни;

– ребенку не были своевременно сделаны прививки;

– жилье в аварийном состоянии;

– квартира требует ремонта;

– наличие в доме домашних животных;

– несвоевременное прохождение врачей в детской поликлинике;

– на полу разбросаны игрушки и мусор;

– отсутствие детских игрушек в достаточном количестве;

– ребенок играет с посторонними предметами вместо игрушек;

– ребенок выполняет домашнюю работу, как-то: моет посуду, подметает и моет полы, стирает и т.д.;

– ребенок находится на кухне вместе с матерью в процессе приготовления пищи;

– ребенок часто и громко кричит и плачет;

– в холодильнике присутствует не весь ассортимент необходимых ребенку продуктов или продукты просрочены;

– жалобы соседей (или домочадцев) на жестокое обращение с ребенком, в том числе анонимные.»

— На сегодняшний день изъять ребенка из семьи возможно, только когда есть угроза его жизни или здоровью:

Например, если непосещение детской молочной кухни приводит к тому, что ребенок недоедает и теряет в весе или по результатам анализов имеет угрожающие значения по важным показателям, соответственно имеется угроза здоровью или даже жизни. И так по каждой приведенной вами причине!

Мнение:

Пресс – секретарь Свердловского УВД Валерий Горелых

«Если вы стали свидетелем правонарушения против ребенка, нельзя оставаться равнодушным. Вы можете обратиться в милицию, когда вы видите, что ситуация реально представляет угрозу для жизни и здоровья ребенка. Здесь есть несколько вариантов, как сделать свое обращение более эффективным:

— Сделать замечание родителям ребенка, но быть готовыми к тому, что они дадут вам отпор.

— Обратиться к охранникам близлежащих магазинов, торговых центров и т.д. Как правило, они могут быстрее связаться с близлежащим РОВД.

— Обратиться в ближайшее отделение милиции.

— Набрать 02, но быть готовым, что вас переключат на ближайшее к вам РОВД, дозвониться до которого может быть сложно.

— Если вы готовы пройти ситуацию до конца, дождаться сотрудников органов правопорядка, объяснить ситуацию на месте, проехать в райотдел для заполнения протокола.

Бывают ситуации, когда необходимо проявить особую бдительность. Скажем, вы заметили, что взрослый тащит ребенка в машину или автобус, малыш не кричит, но плачет или упирается (так может выглядеть похищение ребенка). Здесь ваша задача – не задержать преступника, а собрать максимум информации, чтобы помочь правоохранительным органам (запомнить подробные приметы людей, номер машины, автобуса). Вы можете снять эту ситуацию на фото или видеокамеру. Затем обратиться в милицию. Я уверен, что в любом случае, который вызывает у вас подозрение, обращаться в милицию надо. По крайней мере, вы всегда можете себе сказать, что сделали все от себя зависящее, чтобы помочь человеку».

Вывод

Существуют органы и способы, которые могут вмешаться и повлиять на судьбу ребенка, однако, вы должны понимать, что обратив внимание на случаи нарушения прав детей, вы должны будете довести дело до конца: как минимум, дождаться приезда милиции, или написать обращение, или выступить свидетелем на суде.

Хамство подростка: принимаем меры

«Алеха сидит ссутулившись, исподлобья вопросительно косится на сестру. Вот он, этот самый трудный переходный возраст. Вчера ребятишки – веселые, ласковые щенки, сегодня ни с того ни с сего – замкнутость, сдержанность, секреты какие-то…».

С героем повести Марии Халфиной, характеризующим детей как «веселых и ласковых щенков», можно и поспорить, но в одном трудно не согласиться: подростковый возраст – это всегда «ни с того ни с сего». Мы читаем книги по педагогике и статьи в интернете, смотрим на ютубе интервью с детскими психологами, в конце концов, прекрасно помним свои собственные подростковые метания и переживания. Казалось бы, никаких сюрпризов, однако к переходному возрасту собственного ребенка трудно быть готовым. И если замкнутость, сдержанность, секреты, ранимость и перепады настроения подростка тревожат родителя, то агрессия просто выбивает из колеи. Любимый ребенок, воспитанный и вежливый, хамит. Что же делать?

Без крайностей

Начнем с того, чего делать категорически нельзя.

” Проигрышная стратегия номер один – прятать голову в песок.

Многие родители стараются «не замечать» дурного поведения подростка или предупредить вспышки раздражения, угождая ему во всем. Кажется, что ребенку так будет спокойнее, но на самом деле – ровно наоборот: в подростковом возрасте ему как никогда нужны уверенные в себе родители и четко очерченные рамки поведения.

Вторая крайность – желание подавить подростковый бунт и добиться от ребенка абсолютного послушания.

Если родители жестко и болезненно реагируют даже на незначительные проявления агрессии, у ребенка есть два выхода: или сражаться с собственными мамой и папой и дальше, доводя любой конфликт до абсурда, или подчиниться их воле, став удобным и не приносящим беспокойства подростком.

Обе крайности в конечном счете приведут к тому, что задача подросткового возраста окажется невыполненной. Ведь ребенок, споря и бунтуя, готовит себя к самостоятельной жизни. Чтобы определиться с собственными ценностями и установками, сначала нужно подвергнуть сомнению родительские.

Право на сепарацию

Резкое поведение, конфликты и провокации – норма для подросткового возраста. Об этом стоит помнить и самому не раздражаться лишний раз. Вспомните себя в 12, 13 или 15 лет: кажется, что ты наконец понял, как нужно жить, а родители и другие взрослые безнадежно отстали и бубнят какие-то ветхозаветные глупости.

Ребенок часто злится и выражает недовольство порядками в доме – это нормально. Фыркает и закатывает глаза в ответ на попытки его воспитывать – и это пройдет.

Возможно, его стремление к сепарации приведет к некоторому переделу территории: подросток не захочет, чтобы вы входили в его комнату без спросу, в его лексиконе появится фраза «это мое дело».

Где границы?

При этом важно дать ребенку понять, что ваше терпеливое отношение к его дерзостям не имеет ничего общего со вседозволенностью. Вы по-прежнему родитель, последнее слово за вами, и рамки допустимого тоже устанавливаете именно вы.

Демонстративное неуважение терпеть нельзя, в том числе:

брань и оскорбительные слова в адрес родителей;

выяснение отношений в общественных местах или в присутствии посторонних;

ситуации, в которых подросток срывает злость на младших детях или животных, а также хамит чужим людям.

Если что-то подобное происходит, не стоит кричать в ответ: этим вы лишь покажете ребенку, что не владеете ситуацией. Спокойно, но твердо скажите, что хамское поведение недопустимо. Ни в коем случае не обзывайте ребенка сами, уничижительные фразы вроде «ты хам», «где твоя голова», «совсем не соображаешь» будут больно бить по его самооценке. Критикуйте поступок и поведение подростка, но не его самого как личность, не подвергайте сомнению его умственные способности, не говорите обидных слов о внешности, речи, манере держаться.

За столом переговоров

Совладать с подростковым хамством можно только одним способом – поговорить с ребенком и постараться понять его. Зачастую дело не только в стремлении к самостоятельности. Ребенок может хамить, желая привлечь внимание к себе и своим проблемам: возможно, что-то не ладится в школе или мучают неразделенные чувства. Иногда подросток становится нарочито грубым, подражая кому-то из сверстников. Кроме того, на хамство часто толкает неуверенность в себе и своих силах.

Чтобы выяснить, что происходит, и найти компромисс, в разговоре с подростком лучше придерживаться следующих правил:

оставьте авторитарный тон и ссылки на собственное примерное поведение в юности и тем более на чьих-то хорошо воспитанных детей;

объясните ребенку, что для выражения злости существуют приемлемые и неприемлемые формы;

дайте понять, что нецензурная брань и хамство в доме под запретом для всех – таковы правила поведения взрослых людей;

постарайтесь выяснить, чего ребенок хочет: ему не хватает свободы, есть проблемы, требующие решения, и так далее; попробуйте прийти к четким договоренностям;

  • в завершение разговора обязательно скажите, что любите его и сопереживаете его проблемам: конфликты останутся в прошлом, а теплые отношения сохранятся навсегда.
  • Куда обратиться при оскорблении в школе: ученика учеником

    Несовершеннолетний не значит бесправный.

    Намереваясь оскорбить младшего по годам, сначала следует подумать: а стоит ли минутное ослабление контроля над своим поведением, наказания, которое ребенок вправе потребовать для Вас от представителей закона.

    Понятие. Какая статья предусмотрена?

    Честь, достоинство несовершеннолетнего гражданина охраняются теми же законами, что распространяются на лиц, достигших восемнадцатилетия.

    Оскорблением несовершеннолетнего считаются: насмешки, неэтичные замечания, обидные сравнения, нецензурные высказывания, неприличные жесты и предложения со стороны младших лиц, ровесников или совершеннолетних граждан, совершенные при личном общении пострадавшего и обвиняемой стороны, публично или с помощью возможностей интернета, либо мобильной связи.

    Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

    Минимальная сумма штрафа – 1000 рублей. Взыскание с гражданского лица не может превышать 3000 рублей.

    Оскорбление, нанесенное должностным лицом во время исполнения ним непосредственных профессиональных обязанностей, может стать причиной взыскания средств на сумму 10000-30000 рублей.

    Личное оскорбление – словесные обидные высказывания при личном общении или выражение неприязни с помощью неэтичной жестикуляции, насмешки по поводу внешнего вида, социального статуса.

    Оскорбление на национальной, религиозной почве — унижение достоинства в связи с религиозными взглядами, поведением согласно традиций религии, не нарушающим общественного порядка, не препятствующим привычному законному образу жизни прочих лиц.

    Оскорбление в социальной сети – размещение на страницах аккаунта пострадавшего, на страницах с общим доступом обидных высказываний, изображений с аморальным содержимым и пр.

    Оскорбление несовершеннолетнего по телефону – систематическое высказывание грубостей, неэтичных замечаний с помощью возможностей стационарной или мобильной связи.

    Оскорбление ребенка ребенком. Прилюдное или при общении в личном формате, унижение достоинства ребенка другим ребенком в виде насмешек, обзывания, высмеивания внешнего вида, увлечений и пр.

    Оскорбление ребенка другим ребенком

    Какое наказание предусмотрено?

    Поскольку несовершеннолетние считаются лицами, не имеющими своего дохода, то административное наказание в виде штрафной санкции — согласно статье за оскорбление ребенка 5.61 КоАП РФ, будут нести родители обвиняемого.

    Наказание для несовершеннолетнего, оскорбившего другого человека

    Размер взыскания определяется условиями, при которых было нанесено оскорбление, фактами, которые пострадавшая сторона смогла предъявить для подтверждения своих претензий обвиняемому.

    Процессом подачи иска с претензией в суд занимается представитель интересов пострадавшего несовершеннолетнего – родитель, опекун.

    Наказание за оскорбление ребенка ребенком

    К сожалению, факты оскорбления ребенка в школе, не являются редкостью, могут наблюдаться как со стороны учеников по отношению к другим учащимся, так и со стороны учителей к подопечным.

    Наиболее частые виды оскорблений:

    • Насмешки от учеников над внешним видом, физическими особенностями.
    • Высмеивание учителем внешнего вида, уровня успеваемости подопечного, отдельных учеников класса.
    • Обзывание учителем подопечного или нескольких.

    Оскорбление ребенка в школе

    Неважно, при каких обстоятельствах учитель оскорбил ученика. Педагог не имеет права унижать достоинство другого гражданина, в том числе и несовершеннолетнего. Тем более находящегося на попечении взрослого, пусть и не постоянно, а во время нахождения последнего в образовательном учреждении.

    Учитель ученика

    С помощью обращения в суд. Предварительно можно попытаться поговорить с учителем и выяснить причину неэтичного и непрофессионального поведения, попробовать примирить учителя и оскорбленного им ученика с помощью принесения извинений первого второму. В некоторых случаях может выясниться, что принесение извинений должно быть обоюдным.

    Если при отсутствии со стороны ученика/-ков провокационных поступков, поведение учителя не меняется, а обращение к руководству учебного учреждения не принесло изменений в формат общения педагога с учащимся, то родитель/опекун ребенка, подвергающегося оскорблениям, имеют право обратиться в суд с претензией.

    Следует помнить, что родитель/опекун ребенка имеет право обратиться в суд из-за оскорблений ученика учителем или другим ребенком, без предварительных разговоров с родителями обидчика, либо ним самим, руководителем (если оскорбитель – учитель).

    При обращении в суд, помимо искового заявления с претензией, податель бумаги должен приложить доказательства факта нанесения оскорбления. Это может быть видеозапись, зафиксированная камерой наблюдения, мобильным телефоном, свидетельские показания учеников, взрослых, скан страницы в социальной сети, подтвержденный нотариусом.

    В случае, если основным доказательством некорректного поведения учителя являются свидетельские показания, к исковому заявлению следует приложить данные о гражданах, предварительно согласившихся выступить во время судебного заседания (ФИО, контактные данные).

    Как наказать учителя за оскорбление ученика?

    Часто несовершеннолетние забывают, что у окружающих их людей есть такие же юридические права. Поэтому искренне удивляются, когда узнают, что их тоже, хоть и косвенно, можно привлечь к ответственности за оскорбительные слова, действия.

    Ученик учителя

    Нет. В случае обращения пострадавшего лица в суд и признания инстанцией факта правонарушения, административное наказание за противоправное поведение несовершеннолетнего будет возложено на его родителей/опекунов.

    Предусмотрено ли законом наказание несовершеннолетнему за оскорбление учителя?

    Нет. В случае обращения пострадавшего лица в суд и признания инстанцией факта правонарушения, административное наказание за противоправное поведение несовершеннолетнего будет возложено на его родителей/опекунов.

    Ученика учеником

    На деле же, в случае судебного разбирательства, заседатели могут обязать родителей несовершеннолетнего ученика-оскорбителя заплатить штраф родителям ученика-пострадавшего.

    Если обвиняемый — совершеннолетний ученик, то к нему применят наказания, исходящие из условий статьи 5.61 КоАП РФ за оскорбление детей.

    Оскорбление ребенка взрослым человеком

    Взаимная вежливость между несовершеннолетними и окружающими их людьми – лучший способ избежать судебных дрязг и непредвиденных расходов виде административного взыскания.

    Перед законом все равны, поэтому за грубое отношение к другому лицу, может поплатиться как взрослый, так и несовершеннолетний.

    Узнать больше о том, что влечет за собой оскорбление несовершеннолетних в школе Вы можете, посмотрев видео:

    Что делать, если подозреваешь соседей в жестоком обращении с ребенком?

    В России более двух миллионов детей до 14 лет ежегодно страдают от домашнего насилия со стороны близких родственников — мам, пап, бабушек, дедушек, братьев или сестер. Соседи, которые зачастую становятся невольными свидетелями происходящего, сталкиваются со множеством вопросов: стоит ли вмешиваться в дела семьи? Не окажется ли, что их участие только навредит? Не заберет ли тогда опека ребенка из семьи?

    «Такие дела» выяснили, как предлагают действовать в таких случаях благотворительные организации и сами органы опеки.

    Мальчик во дворе, Балашиха Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости

    Смерть от истощения и горы мусора

    С начала 2020 года произошло несколько резонансных случаев, когда погибли или пострадали маленькие дети, оставленные без присмотра на несколько дней.

    В конце января в Санкт-Петербурге от истощения умер годовалый мальчик. Его мать ушла из дома на несколько дней и намеренно оставила ребенка без еды и воды. Ранее ее лишили родительских прав на старшего сына 14 лет. Последний раз органы опеки проверяли семью в 2020 году. В Кирове 20 февраля в одной из квартир города нашли тело трехлетней девочки. Мать на неделю заперла ее дома одну без еды и перекрыла краны с водой. Соседи рассказали журналистам, что девочка не раз оставалась дома одна, но в полицию или в органы опеки они не обращались.

    10 марта в Москве сотрудники МВД и МЧС спасли пятилетнюю девочку из квартиры, заваленной мусором. Ее также оставила на несколько дней мать. Девочка была истощенной, в грязной одежде, не разговаривала, а в шею ей вросла пластиковая резинка. Спецслужбы вызвали соседи, которые услышали громкий плач ребенка. 8 апреля в Мытищах подмосковные органы опеки забрали у местной жительницы четверых детей — у троих из них не было свидетельств о рождении, потому что мать родила их прямо в квартире. Оказалось, что семья жила в антисанитарных условиях и питалась объедками с помойки, которые приносила бабушка. За помощью в органы опеки вновь обратились соседи, потому что давно не видели детей на улице.

    Каждая мама обязана знать:  Больше не хочу воспитывать своих детей и вообще жить

    Как заметить, что с ребенком плохо обращаются дома?

    Первое, что сразу должно привлечь внимание соседей к ребенку, — грязная и неопрятная одежда, припухшие, заспанные или заплаканные глаза и другие признаки запущенности, перечислила президент межрегиональной общественной организации по содействию семьям с детьми в трудной жизненной ситуации «Аистенок» Лариса Лазарева. У детей, страдающих от домашнего насилия, часто бывают дурные привычки, они реже смеются, хуже успевают в школе. Это могут заметить не только соседи по дому, но и учителя в школе.

    Но опять же, подчеркнула эксперт, плохой внешний вид ребенка — не повод приходить к однозначному выводу, что родители жестоко с ним обращаются. Возможно, семья просто попала в тяжелую жизненную ситуацию.

    «Для начала можно по-доброму расспросить самого ребенка, все ли хорошо дома. Нужно помнить, что совсем маленькие дети, бывает, фантазируют, поэтому важно не перегнуть палку, общаясь с ними», — отметила Лазарева. Она также добавила, что тревожным сигналом должны стать ожоги, синяки и следы побоев на теле ребенка. Но и здесь нужно разграничивать — синяки могут быть и от того, что ребенок занимается спортом, просто гиперактивен, часто падает и ударяется.

    В любом случае игнорировать свои подозрения нельзя, ведь исход ситуации во многом зависит от включенности окружающих. «Мы мало реагируем на окружающий нас мир. И в случаях, когда мы не обращаем внимания на проблемы и не хотим помочь — может, из страха быть свидетелями или из равнодушия — происходят всякого рода жестокости», — напомнила директор «Аистенка».

    Что делать, если появились подозрения в жестоком обращении с ребенком?

    Если человеку кажется, что соседи жестоко обращаются со своим ребенком или детьми, в первую очередь ему нужно попытаться лично узнать ситуацию семьи и предложить помощь, считает Лариса Лазарева. К примеру, продолжительный плач ребенка не всегда значит, что ему причиняют боль.

    «У нас был показательный случай. Ко мне за советом пришла наша специалист-психолог. Ребенок ее соседей снизу плакал по ночам три дня подряд, и она не знала, как поступить в такой ситуации. Я предложила сначала просто зайти к ним и узнать, может, нужна какая-то помощь. Оказалось, что мама ребенка попала в больницу, а папа и бабушка остались с грудничком на руках и переводили его с грудного вскармливания на смеси. У малыша просто болел животик, поэтому он и плакал, особенно ночью, — рассказала директор “Аистенка”. — В итоге наша сотрудница объяснила им, как лучше переходить с грудного вскармливания на смеси, дала другие небольшие советы, дала координаты организации, и все было решено».

    Выяснить ситуацию в семье и попытаться помочь самостоятельно предложила и президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. «Нужно понимать, что многие случаи, особенно те, которые обсуждаются в прессе, не имеют к жестокому обращению никакого отношения, — подчеркнула она. — Есть реальное насилие и угроза жизни и здоровью ребенка. А бывает, что семья находится в трудной жизненной ситуации и не может справиться, например, с вопросами ухода за квартирой и обеспечения порядка. Да, это доставляет неудобства соседям, но это никакое не жестокое обращение. К сожалению, на запахи или тараканов соседи обычно реагируют активнее, чем на реальное насилие в отношении ребенка».

    Если семья находится в сложной ситуации, можно установить с ней коммуникацию, предложить помощь или хотя бы узнать, нуждается ли она в ней, советует Альшанская. Например, предложить детские вещи, игрушки или же время от времени присматривать за ребенком, если мама воспитывает ребенка одна и ей сложно справится с ним самой.

    «Соседи могут содействовать через очень простые виды помощи, которые не унижают [человека]. Главное — предлагать эту помощь в каком-то необидном, уважительном виде. Но это оказывается самым сложным, потому что мы очень разобщены и в многоквартирных домах живем, как будто в лесу», — сказала Альшанская.

    «Такие дела» также обратились за комментарием об алгоритме действий в такой ситуаций в органы опеки. Начальник отдела опеки и попечительства администрации Пресненского района Москвы Светлана Комкова рекомендует соседям не выяснять обстоятельства самостоятельно, а сразу звонить в социальную службу.

    «Оценить самостоятельно, есть угроза для ребенка или нет, сразу сложно, нужно звонить в органы опеки, — считает Светлана Комкова. — А мы уже будем решать, есть проблема или нет. В случае, если жестокое обращение все-таки имеет место, мы сможем вовремя оказать помощь ребенку. Чем раньше мы начнем помогать, тем лучше. Мы обязаны приехать и проверить, даже если в семье все окажется благополучно, а дети просто громко топали наверху».

    Когда нужно звонить в полицию или органы опеки?

    Если жильцам дома известно, что ребенок подвергается физическому насилию в семье, продолжила президент «Аистенка» Лариса Лазарева, это повод обратиться в правоохранительные органы и органы опеки и попечительства по месту жительства. У некоторых ведомств для этого есть специальные каналы связи:

    • «Телефон доверия» МВД РФ 8(800)222-74-47;
    • Горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ 8(800)707-79-78;
    • «Единый социальный телефон» 8(800)3008-100;
    • В Москве работает единый номер «051» — телефон горячей линии, с которой обращения также переадресуются в органы опеки.

    «Бывает так, что соседи, особенно, если они имеют дело с дебоширами, боятся звонить в полицию под своими именами. Обратиться в органы можно анонимно. Я сама несколько раз делала такие звонки за других людей, которые не хотели раскрывать свои личности. На такие обращения тоже должны реагировать», — рассказала эксперт.

    Светлана Комкова подтвердила ТД, что социальные службы обязаны реагировать по первому звонку и рассматривать любые обращения, в том числе и анонимные. «И это не значит, что органы опеки придут и заберут ребенка из семьи, — заявила она. — Сейчас работа социальных служб по всей стране настроена на то, чтобы посмотреть, есть ли ресурсы в семье для исправления тяжелой ситуации. Да, бывает, что родители не пускают нас в квартиру и не хотят общаться. Но мы все равно продолжаем работать с этой семьей и объяснять взрослым, что им эта работа необходима».

    Начальница отдела опеки заметила, что в 80-90% случаев жестокое обращение родственников с детьми становится следствием употребления алкоголя или наркотиков. Но даже такие случаи, как отметила она, для них не повод сразу забирать ребенка. Сначала социальные службы пытаются найти более гуманные способы решить проблему, «но если для ребенка есть риск нахождения в этой семье, мы должны его минимизировать».

    Что делать, если жалоба осталась без внимания?

    Если же правоохранительные органы реагируют не сразу или реагируют, но не предпринимают никаких мер, не нужно стесняться вызывать их второй и третий раз и, если потребуется, писать жалобы. «Назойливое внимание соседей тоже может спасти ситуацию», — отметила Елена Альшанская.

    Директор «Аистенка» добавила, что в случае несвоевременного отклика органов опеки можно обратиться напрямую в министерство образования либо социальной политики своего региона, в котором есть ведущий отдел опеки и попечительства.

    Президент фонда «Волонтеры в помощь детям – сиротам» Елена Альшанская заметила: им поступали жалобы, что вмешательство органов опеки и полиции не всегда помогает. «И будем честными, на это есть основания. Уже были ситуации, когда никто не помогал или ситуация оборачивалась против соседей, обратившихся за помощью, или самих детей, — рассказала она. — Например, [сотрудники социальных служб] при детях, которые проговорились соседям о сексуальном насилии со стороны отчима, опрашивали родителей, а при родителях — детей. Понятно, что ребенок в такой ситуации будет все отрицать».

    Кроме того, случаются и ситуации, когда детей забирают из семьи не из-за того, как с ними обращаются родители, а из-за того, в каких условиях они живут. Как пояснила Елена Альшанская, жилищные условия могут не иметь никакого отношения к насилию, но так устроено законодательство: единственный документ, который обязаны заполнить органы опеки — акт обследования жилищно-бытовых условий. Это и приводит к странному перекосу от защиты детей от насилия к проверке условий проживания.

    Задача общества — менять текущую ситуацию: помогать семьям, защищать детей и вносить поправки в несовершенное законодательство, заключила эксперт.

    Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

    Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

    Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

    На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

    Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.

    Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

    По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru

    Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

    • ВКонтакте
    • Facebook
    • Twitter
    • Telegram
    • Instagram
    • Youtube
    • Flipboard
    • Дзен

    Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

    (Протокол № 3 от 01.12.2020 г.)

    1. Значение настоящей публичной оферты
      1. Настоящая публичная оферта («Оферта») является предложением Благотворительного фонда помощи гражданам «Нужна помощь» («Фонд»), реквизиты которого указаны в п. 5 Оферты, заключить с любым лицом, кто отзовется на Оферту («Донором»), договор пожертвования («Договор») на уставные цели Фонда, на условиях, предусмотренных ниже.
      2. Оферта является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
      3. Оферта вступает в силу со дня, следующего за днем размещения ее на Сайте Фонда в сети Интернет по адресу: nuzhnapomosh.ru.
      4. Оферта действует бессрочно. Фонд вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.
      5. В Оферту могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте Фонда.
      6. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительности всех остальных условий Оферты.
      7. Местом размещения Оферты считается город Москва, Российская Федерация.
    2. Существенные условия Договора
      1. Сумма пожертвования: сумма пожертвования определяется Донором, В случаях, предусмотренных п. 4.3 Оферты, устанавливается минимальный размер пожертвования.
      2. Назначение пожертвования: реализация уставных целей Фонда.
    3. Порядок заключения Договора
      1. Договор заключается путем акцепта Оферты Донором.
      2. Оферта может быть акцептована Донором любым из следующих способов:
        1. путем перечисления Донором денежных средств в пользу Фонда платежным поручением по реквизитам, указанным в п. 5 Оферты, с указанием «пожертвование на уставную деятельность» либо «пожертвование на реализацию Благотворительной программы «Нужна помощь.ру», в строке: «назначение платежа», а также с использованием платежных терминалов, пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Донору перечислить Фонду денежные средства;
        2. путем направления Донором короткого сообщения (SMS) cо следующими словами (регистр и транслитерация значения не имеют):
          — sos (сумма 25)
          — dzhaz (сумма 50) — для сбора пожертвований на фестивалях «Усадьба Джаз»
          — afisha (сумма 200) — для сбора на фестивалях
          — novaya (сумма 50) — для публикации в издании «Новая» [далее сумма платежа в рублях] на короткий номер 3443, используемый в целях сбора пожертвований на реализацию Благотворительной программы «Нужна помощь.ру»;
        3. путем помещения наличных денежных средств (банкнот или монет) в ящики (короба) для сбора пожертвований, установленные Фондом или третьими лицами от имени и в интересах Фонда в общественных и иных местах.
      3. Особенности порядка заключения Договора для реализации проекта «Пользуясь случаем» («Проект»), осуществляемого в рамках благотворительной программы Фонда, предусмотрены п. 4 Оферты.
      4. Совершение Донором любого из действий, предусмотренных пунктом 3.2 Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
      5. Датой акцепта Оферты и, соответственно, датой заключения Договора является дата поступления денежных средств от Донора на расчетный счет Фонда, а в случае, предусмотренном п. 3.2.3 — дата выемки уполномоченными представителями Фонда денежных средств из ящика (короба) для сбора пожертвований.
    4. Проект «Пользуясь случаем»
      1. Условия о порядке заключения Договора, предусмотренный п. 3 Оферты, применяются к Договору для реализации Проекта, если иное прямо не предусмотрено настоящим п. 4 Оферты.
      2. Оферта Проекта может быть акцептована Донором любым из следующих способов:
        1. путем перечисления Донором денежных средств в пользу Фонда платежным поручением по реквизитам, указанным в п. 5 Оферты, с указанием «пожертвование на проект [номер мероприятия]» либо «пожертвование на реализацию благотворительного проекта „Пользуясь случаем“ [номер мероприятия]», в строке: «назначение платежа», а также с использованием платежных терминалов, пластиковых карт, электронных платежных систем, мобильного платежа и других средств и систем, позволяющих Донору перечислить Фонду денежные средства;
        2. путем помещения наличных денежных средств (банкнот или монет) в ящики (короба) для сбора пожертвований, установленные Фондом или организаторами мероприятий, осуществляемых в рамках Проекта, от имени и в интересах Фонда с указанием «на реализацию благотворительного проекта «Пользуясь случаем» в общественных и иных местах.
      3. В случае проведения акции или мероприятия, вход на которое осуществляется по предварительно полученным Донором в соответствии с п. 4.5 Оферты билетам («Событие»), организатор События вправе установить минимальный размер пожертвования для участия в Событии.
      4. В случае проведения События при акцепте Оферты Проекта способами, предусмотренными п. п. 4.2.1 и 4.2.2 Донор, помимо прочего, указывает адрес электронной почты в строке «назначение платежа» или в тексте короткого сообщения соответственно.
      5. В случае проведения События после акцепта Оферты Проекта в порядке, предусмотренном п. п. 4.2 и 4.4 Оферты, на [предварительно] указанный Донором адрес электронной почты будет выслан электронный билет для участии в Событии.
    5. Прочие условия
      1. Совершая действия, предусмотренные данной Офертой, Донор подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящей Оферты, целями деятельности Фонда и Положением о благотворительной программе «Нужна помощь.ру», осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящей Оферты
      2. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    6. Реквизиты Фонда

      Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
      125009, г. Москва, Столешников пер., д.6, стр.3

      ИНН: 9710001171
      КПП: 771001001
      ОГРН: 1157700014053
      Номер счета получателя платежа: 40703810238000002575
      Номер корр. счета банка получателя платежа: 30101810400000000225
      Наименование банка получателя платежа: ОАО СБЕРБАНК РОССИИ г. Москва
      БИК: 044525225

      Регистрируясь на интернет-сайте благотворительного фонда «Нужна помощь», включающего в себя разделы «Журнал» (takiedela.ru), «Фонд» (nuzhnapomosh.ru), «События» (sluchaem.ru), («Сайт») и/или принимая условия публичной оферты, размещенной на Сайте, Вы даете согласие Благотворительному фонду помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» («Фонд») на обработку Ваших персональных данных: имени, фамилии, отчества, номера телефона, адреса электронной почты, даты или места рождения, фотографий, ссылок на персональный сайт, аккаунты в социальных сетях и др. («Персональные данные») на следующих условиях.

      Персональные данные обрабатываются Фондом для целей исполнения договора пожертвования, заключенного между Вами и Фондом, для целей направления Вам информационных сообщений в виде рассылки по электронной почте, СМС-сообщений. В том числе (но не ограничиваясь) Фонд может направлять Вам уведомления о пожертвованиях, новости и отчеты о работе Фонда. Также Персональные данные могут обрабатываться для целей корректной работы Личного кабинета пользователя Сайта по адресу my.nuzhnapomosh.ru.

      Персональные данные будут обрабатываться Фондом путем сбора Персональных данных, их записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения, использования, удаления и уничтожения (как с использованием средств автоматизации, так и без их использования).

      Передача Персональных данных третьим лицам может быть осуществлена исключительно по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

      Персональные данные будут обрабатываться Фондом до достижения цели обработки, указанной выше, а после будут обезличены или уничтожены, как того требует применимое законодательство Российской Федерации.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация