или Сегодняшние киноэкранные герои подростков


Содержание

10 самых ожидаемых подростковых фильмов 2020 года

Год обещает быть богатым на крутое кино!

Текст: Елизавета Глаголева · 22 января 2020

Мы составили для тебя список самых-самых крутых премьер, чтобы ты точно ничего не пропустила. Эти фильмы вот-вот начнут собирать огромные кассы и наверняка покорят сердца миллионов девчонок и парней. Первая премьера уже через месяц!

Счастливого нового дня смерти (Happy Death Day 2U)

Смотрела первую часть? Жди вторую!

Жанр: ужасы, триллер, детектив

На этот раз, спустя два года после выхода первого фильма, Триш оказывается в другом временном пространстве и с другим убийцей. Он будет покушаться не только на ее жизнь, но и на жизни ее друзей. Девушка должна выжить и выяснить, кто скрывается за маской, пока не стало слишком поздно и злодей не убил всех.

Дата выхода: 28 февраля

Рожденный стать королем (The Kid Who Would Be King)

Обожаю истории и фильмы о рыцарях Круглого стола, а ты?

Жанр: фэнтези, приключения, семейное кино

Этот фильм – история о новом последователе короля Артура. Точнее – о застенчивом школьнике Алексе. Его жизнь круто изменится, когда он найдет знаменитый и всемогущий меч Экскалибур и возглавит новый Круглый стол. Не без помощи Мерлина герой нового фильма обнаружит у себя особую силу, которая поможет ему победить злобную Моргану.

Дата выхода: 15 марта

Шазам (Shazam!)

Убеждена, что в тебе есть супергеройская способность? Этот парень тоже!

Жанр: фантастика, фэнтези, боевик, приключения

Билли Бэтсон – обычный подросток, которого презирают в школе. Но в один прекрасный день он едет в метро и переносится в другое измерение. Там он получает возможность превращаться во взрослого супергероя, всего лишь крикнув: «Шазам!». И это неспроста! Теперь он должен понять, какие у него способности, и с их помощью защитить свой город.

Дата выхода: 4 апреля

В метре друг от друга (Five Feet Apart)

Если ты фанатка Коула Спроуса, этот фильм точно не должна пропустить!

Жанр: драма, мелодрама

Почти год назад мы тебе рассказывали о том, что Коулу дали роль в этом фильме.

У главных героев, Уилла и Стеллы, серьезная болезнь легких – муковисцидоз. Из-за него они не могут приближаться друг к другу ближе, чем на полтора метра. Но они влюблены и нарушают все правила, рискуя собственной жизнью.

Дата выхода: 18 апреля

После (After)

Мелодрама, которую ждут тысячи девчонок.

Жанр: драма, мелодрама

Фильм снят по первой части трилогии «После» Анны Тодд. Это история о паиньке Тессе и бабнике Хардине, которых рано или поздно сведет судьба. Фильм обещает быть атмосферным: общажная жизнь американских студентов, вечеринки и всем известные университетские братства.

Дата выхода: 9 мая

Покемон. Детектив Пикачу ( Pokémon Detective Pikachu)

Фанаты покемонов уже в нетерпении! Наконец мы увидим любимых героев на большом экране.

Жанр: мультфильм, фантастика, фэнтези, детектив, приключения, семейное кино

Отец главного героя Тима Гудмана, частный детектив, таинственно исчезает. И теперь Тим отправляется в Райм-Сити, чтобы расследовать дело об отце. На помощь к ниму приходит детектив Пикачу, который был партнером отца Тима, Гарри Гудмана. Им обоим предстоит запутанное расследование.

Дата выхода: 16 мая

Алладин (Aladdin)

В этом году нас ждет много диснеевских фильмов на новый лад. Это один из них!

Жанр: мюзикл, фэнтези, мелодрама, приключения, семейное кино

Это ремейк оригинального мультфильма Дисней об Алладине и принцессе Жасмин. Там же и Джинн с ковром-самолетом! Кстати, Джинна играет не кто иной, как сам Уилл Смит!

Дата выхода: 23 мая

Солнце тоже звезда (The Sun is Also a Star)

Еще один фильм с красавчиком из Ривердэйла!

Жанр: драма

Это история о двух влюбленных в Нью-Йорке. Даниэль пытается поступить в Йельский Университет, а Наташа борется с депортацией ее семьи. Поможет или помешает их внезапная любовь?

Публикация от The Sun Is Also A Star Movie (@thesunisalsoastar) 18 Июн 2020 в 4:27 PDT

Дата выхода: 13 июня

Король Лев (The Lion King)

Жанр: приключения, семейное кино, драма, мюзикл

А вот и еще один ремейк диснеевского анимационного фильма про обитателей африканской саванны. Создатели ооочень постарались сделать фильм максимально реалистичным и правдоподобным.

Дата выхода: 18 июля

Артемис Фаул (Artemis Fowl)

Дисней не перестает радовать нас в этом году!

Жанр: фантастика, приключения, семейное кино

Артемис – маленький криминальный гений. Он открывает для себя подземный мир фей и использует его для того, чтобы восстановить состояние своей семьи. Как именно? С помощью своих навыков и способностей он попытается ограбить фей.

Дата выхода: 8 августа

Интерактивная версия журнала ElleGirl

Журнал ElleGirl

Твой любимый журнал в удобном формате

Журнал для девочек ElleGirl.ru – твой проводник в мир моды, красоты и драйва. Если тебя интересует актуальный гардероб, модный макияж, новости кино, шоу-бизнеса, жизнь звезд, личные отношения и их перспективы – твой виртуальный журнал для девочек всегда под рукой. Один клик и ты узнаешь, как будут развиваться отношения героев сериала, как выглядят в реальной жизни любимые актеры, где их можно увидеть в ближайшее время, какие молодежные мероприятия ждут тебя, как к ним подготовиться и многое другое. Чтобы быть в курсе модных событий достаточно читать самый модный журнал для девочек — ElleGirl.ru.

© 2020 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.

Топ-10 приключенческих и экшен-фильмов, главные герои в которых дети и подростки

Прошло всего несколько месяцев с того момента, как была опубликована первая серия «Очень странные дела», а этот сериал уже успел завоевать бешеную популярность. Возможно, все это благодаря тому, что главные герои там дети. Их непосредственность и актерская игра всегда привлекали миллионы зрителей. Вспомните хотя бы первый фильм о «Гарри Поттере».

Специально для вас мы составили топ-10 приключенческих и экшен-фильмов, главные герои в которых дети и подростки. Надеемся, они вам понравятся.

Описание фильмов взято с сайта Кинопоиск.

10. Игрушечные солдатики (1991)

Когда учащиеся элитарного колледжа взяты в заложники южноамериканскими террористами, им ничего не остается, как вступить в смертельную схватку. Сержант армии встает во главе отряда студентов в их отчаянной попытке противостоять террору.

9. Взвод чудовищ (1987)

Юные друзья состоят членами клуба, посвященного монстрам. Им, можно сказать, крупно повезло, так как они столкнулись с монстрами в реальной жизни. В их город прибыл сам граф Дракула с чудовищем Франкенштейна, Мумией, Человеком-оборотнем и прочими милашками на поиски амулета, жизненно необходимого для его, графа, существования…

8. Приключения приходящей няни (1987)

Девушка по имени Крис Паркер даже не подозревала о том, что ей придется стать няней. Но пережив ссору со своим другом, Крис решила хоть как-то отвлечься и заодно заработать.

В первый же вечер, вооружившись журналами мод, записной книжкой и грудой косметики, она приготовилась поскучать. Но то, что произошло дальше с няней и ее тремя подопечными, не поддается описанию. Во всяком случае, скучно им не было.

7. Пипец (2010)

Главный герой — школьник Дэйв Лизевски, который, вырядившись в костюм супергероя, пытается бороться с преступниками, хотя не обладает для этого никакими способностями. Параллельно два персонажа — 11-летняя девочка, которая крошит гангстеров мечом, и сынок гангстера, ведущий собственное расследование, пытаются выяснить личность Дэйва…

6. Останься со мной (1986)

Действие фильма переносит зрителя в 50-е годы. Лето подходит к концу, но сезон развлечений омрачен таинственным исчезновением мальчика. Четверо друзей-подростков отправляются на его поиски. Дети взялись за трудное дело, ведь им так хочется поскорее стать старше…

5. Красный рассвет (1984)

Мирным утром из окна классной комнаты школьники вдруг видят, как на привычную футбольную площадку приземляется целая армия парашютистов. Началось военное вторжение на территорию США! Когда в их город врываются иностранные войска, восемь подростков убегают в горы.

Назвав свой отряд именем школьной футбольной команды, «Росомахи», они начинают настоящую партизанскую войну, чтобы защитить своих родителей, своих друзей, свою страну.

4. Чужие на районе (2011)

Инопланетное вторжение начинается… Но на этот раз пришельцев угораздило приземлиться не в том районе! Здесь всем заправляют реальные пацаны. Теперь они — последняя надежда человечества. Самые опасные существа во вселенной столкнутся с абсолютным злом. Кто кого?

3. Балбесы (1985)

Команда маленьких героев пускается в самое опасное в их жизни путешествие! Они ищут сокровища, которые спрятал 300 лет назад пират Одноглазый Уилли.

С помощью найденной на чердаке таинственной карты они спускаются в подземный мир глубоких пещер, опасных ловушек, чтобы найти пиратский галеон, полный золотых дублонов. Но самая большая опасность уже наступает им на пятки: это — банда злодеев… и загадочный монстр!

2. Инопланетянин (1982)

Инопланетянин, телом похожий на черепаху без панциря, а мордочкой одновременно на мопса и Альберта Эйнштейна, прилетел на землю с мирными намерениями — в составе научно-исследовательской группы. Специалисты из NASA заметили приближение летающей тарелки и посчитали, что просто обязаны отловить хотя бы одну из инопланетных тварей.

Несчастные существа были вынуждены ретироваться настолько спешно, что забыли захватить одного из коллег. Земной мальчик Эллиот, а также его брат и сестра, преодолевая отвращение к неприятно выглядящему созданию, спасают его.

1. Гарри Поттер и философский камень (2001)

Жизнь десятилетнего Гарри Поттера нельзя назвать сладкой: его родители умерли, едва ему исполнился год, а от дяди и тётки, взявших сироту на воспитание, достаются лишь тычки да подзатыльники. Но в одиннадцатый день рождения Гарри всё меняется. Странный гость, неожиданно появившийся на пороге, приносит письмо, из которого мальчик узнаёт, что на самом деле он волшебник и принят в Хогвартс — школу магии. А уже через пару недель Гарри будет мчаться в поезде Хогвартс-экспресс навстречу новой жизни, где его ждут невероятные приключения, верные друзья и самое главное — ключ к разгадке тайны смерти его родителей.

Образ героя современных подростков Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чернобровкина С. В.

Исследование направлено на изучение образа героя в картине мира современных подростков . Основной целью исследования стало выявление образа героя в современной подростковой субкультуре с учетом возраста и пола. Результаты показали, что образ героя подростков формируется исключительно в экранной плоскости отношений с миром . Образ героя не является полным. Подростки акцентируют внимание на поведенческих характеристиках героя. Более трети подростков указывают на отсутствие собственного героя. В картине мира подростков представлены: герой-персонаж (фильма, сериала) и герой-кумир (публичная личность). Мальчики-подростки считают значимым для себя образ героя боевиков, детективов, девочки выделяют образ волшебного героя

Каждая мама обязана знать:  Как сказать ребенку нельзя

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чернобровкина С. В.

The image of the hero of modern teenagers

The research aims to examine the image of the hero in the world view of modern teenagers. The main objective of the research was to identify the image of a hero in contemporary adolescent subculture, taking into account age and gender. Results showed that the image of the hero teenagers formed exclusively in the screen plane of relations with the world. The image of the hero is incomplete. Teens celebrate the behavioral characteristics of a hero. Over a third of young people note the absence of its own hero. The hero of teenage is movie hero and a public personality. The hero of teenage boys is an action hero. The hero of teenage girl is a magical hero

Текст научной работы на тему «Образ героя современных подростков»

С. В. Чернобровкина

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ОБРАЗ ГЕРОЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Исследование направлено на изучение образа героя в картине мира современных подростков. Основной целью исследования стало выявление образа героя в современной подростковой субкультуре с учетом возраста и пола. Результаты показали, что образ героя подростков формируется исключительно в экранной плоскости отношений с миром. Образ героя не является полным. Подростки акцентируют внимание на поведенческих характеристиках героя. Более трети подростков указывают на отсутствие собственного героя. В картине мира подростков представлены: герой-персонаж (фильма, сериала) и герой-кумир (публичная личность). Мальчики-подростки считают значимым для себя образ героя боевиков, детективов, девочки выделяют образ волшебного героя.

Ключевые слова: подростковая субкультура; картина мира современных подростков; плоскости отношений с миром; образ героя.

S. V. Chernobrovkina

Omsk F. M. Dostoevsky State University

THE IMAGE OF THE HERO OF MODERN TEENAGERS

The research aims to examine the image of the hero in the world view of modern teenagers. The main objective of the research was to identify the image of a hero in contemporary adolescent subculture, taking into account age and gender. Results showed that the image of the hero teenagers formed exclusively in the screen plane of relations with the world. The image of the hero is incomplete. Teens celebrate the behavioral characteristics of a hero. Over a third of young people note the absence of its own hero. The hero of teenage is movie hero and a public personality. The hero of teenage boys is an action hero. The hero of teenage girl is a magical hero.

Keywords: adolescent subculture; the world view of modern teenagers; planes of relations with the world; the image of hero.

В современной российской культуре, особенно в детской и подростковой субкультурах, отсутствует четкое и ясное представление о героизме, наблюдается снижение уровня требований к «герою», утилитарный подход и сближение понятий «герой» и «кумир».

В то же время образ «героя» способен оказать существенное влияние на массовое сознание, поскольку с его помощью задаются нравственные ориентиры, ценностные приоритеты, идеалы.

В связи с этим изучение социальных представлений о «герое» в современной подростковой субкультуре представляется нам крайне актуальным, в том числе в связи с необходимостью разработки проектов по трансформации сферы занятости подростков, при-

© Чернобровкина С. В., 2013

влечению их к различным видам деятельности, способным оказать положительное влияние на развитие личности, систему взаимоотношений.

Субкультура подростков формируется под непосредственным воздействием культуры взрослых и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Ряд авторов, в частности И. С. Кон, включают подростковую культуру в молодежную как одну из составляющих последней [2].

Формальная молодежная культура базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. При этом явление неформальной, нерегламентируемой молодежной субкультуры имеет крайне противоречивый характер.

В. В. Абраменкова выделяет следующие специфические черты российской молодежной субкультуры:

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.

Наряду с коммуникативной досуг выполняет в основном рекреативную функцию, в исследованиях отечественных социологов около одной трети подростков отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание». Познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются в минимальной степени.

2. Вестернизация / американизация культурных потребностей и интересов.

Ценности национальной российской культуры вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, американского образа жизни в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и в определённой степени образцами для подражания современных подростков становятся: для девушек — героини сериалов и романов о любви, для юношей — непобедимые супергерои триллеров и боевиков, компьютерных игр. Вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные/экранные образы возводятся на уровень нормативного группового и индивидуального поведения для молодых людей. Их проявления затем можно наблюдать в таких чертах подросткового поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Также наблюдается презрение к таким ценностям, как вежливость, кротость и уважение к окружающим, людям более старшего возраста.

3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными.

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристическом аспектах. Данная тенденция присутствует в культурной самореализации подростка, что обусловлено потоком рекламы, навязывающей ценности массовой культуры, способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, осуществляется значительно меньшим числом подростков.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами, давле-

нием референтной группы, которое приобретает порой достаточно жёсткий характер — несогласные с мнением группы попадают в ряды «отверженных» или пренебрегаемых людей. Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местом жительства и национальностью. В настоящее время особенно ярко проявляется культурный конформизм, неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде взрослого поколения до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции подростковой субкультуры являются так называемые команды с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов (например, скинхеды).

5. Внеинституциональная культурная самореализация.

Досуговая самореализация подростков осуществляется, как правило, вне учреждений культуры, а в различного рода «дворовых» группах или в виртуальном пространстве.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством подростков воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия.[1].

Помимо черт, перечисленных выше, в подростковой, молодёжной среде усугубляется межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятия — от разрушения внутрисемейных контактов до противопоставления «нас» всем предшествующим, «советским» поколениям. Определенная генерационная комплиментарность (противопоставление образа «мы» и «они») традици-онна, однако сегодня генерационная компли-ментарность молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех ценностей предыдущих поколений, включая историю собственного государства [3].

В. Т. Лисовский выделяет следующие факторы, влияющие на содержание и направленность современной подростковой субкультуры:

• кризис общества и его основных институтов;

• кризис института семьи и семейного воспитания, наблюдается подавление инди-

видуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека со стороны всех представителей «взрослого» мира;

• коммерциализация средств массовой информации, а в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определённый «образ» субкультуры, при этом основные агенты социализации — семья и система образования — отходят на второй план [3].

Таким образом, ценности современной подростковой субкультуры носят размытый, искаженный характер. Особое влияние на подростковую субкультуру оказывают СМИ, предлагаемые ими экранные образы, которые ориентируют на облегченное восприятие мира, жестокость, достижение цели любой ценой, в ущерб традиционным ценностям, которые подростками воспринимаются как архаизм.

Одним из значимых компонентов любой субкультуры, определяющих ее ценностный ряд, является образ героя, задающий нравственные ориентиры субкультуры и общества в целом.

Система многообразных отношений подростка порождает его картину мира — особую систему значений, представлений, отношений к окружающей среде, другим людям и себе самому, формирующуюся в подростковой субкультуре [1].

Вслед за современным исследователем В. В. Абраменковой мы рассматриваем подростковую картину мира как комплекс плоскостей отношений подростка с миром:

1. Горизонтальная плоскость — отношения осуществляются «на равных», к относительно равным субъектам.

2. Наклонная плоскость — отношения с теми и к тем, кого подросток причисляет к «взрослым».

3. Панорамная плоскость — плоскость отношений, которая представлена окружающей средой (культурно-исторические, региональные особенности и т. п.).

4. Экранная плоскость — отношения с информационной средой, представленной виртуальной плоскостью теле-, видео- и компьютерного экрана [1].


Изучение образа героя позволит выявить понимание данного феномена подростками, а также конкретные образы героев в различных сферах отношений с миром.

Выбор проблемы обусловлен ее малой изученностью при наличии очевидной ценности и практической значимости. Знание осо-

бенностей образа «героя» позволит прогнозировать направление нравственного развития подростков, способствовать формированию социально желательных качеств.

Термин «герой» пришел из греческого языка и переводится как «доблестный муж, предводитель». В античной мифологии герой

— это существо двойной природы: человеческой (смертной) и божественной. Большинство героев — воины, которые уничтожают древних чудовищ и воюют между собой. С развитием античной культуры герои, помимо традиционных воинских доблестей, стали наделяться особой мудростью, музыкальным даром или хитростью [4].

В современном обыденном понимании термин «герой» имеет преимущественно положительную эмоциональную окраску и несколько вариантов значений.

В словаре С. И. Ожегова предлагается следующее определение: Герой — 1. Человек, совершивший подвиги необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

2. Главное действующее лицо литературного произведения. 3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. 4. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том кто вызывает восхищение, подражание удивление) [5, с. 21].

Каждая мама обязана знать:  Привычка – вторая натура

В философско-этическом понимании герой — человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага.

В психологической науке тема героев широко не освещается, существуют немногочисленные исследования в этой области, в частности представителей аналитической психологии. Они рассматривают категорию «героя» как один из архетипов коллективного бессознательного. Так, К. Г. Юнг пишет, что фигура героя — это архетип, существующий с незапамятных времен. Миф о герое является наиболее распространенным и известным. В мифологических сюжетах герой всегда предстает могучим человеком или богочеловеком, побеждающим зло в любых его проявлениях в виде драконов, змей, чудовищ и спасающим людей от разрушений и гибели [8].

В психологическом смысле образ героя не рассматривается как идентичный самому эго, а описывается как символическое средство, которым эго отделяет себя от архетипов, порожденных родительскими образами в раннем детстве. К. Г. Юнг предположил, что каждое человеческое существо изначально имеет чувство целостности — могущественное

и завершенное ощущение Самости. И из Самости, охватывающей всю психику, возникает индивидуальное самосознание (Эго), формируясь по мере роста личности. Его выделение — болезненный процесс, который не может не ущемлять изначальное чувство целостности. Поэтому эго приходится постоянно восстанавливать свою связь с Самостью, чтобы психика оставалась здоровой [8].

Героический миф является первой стадией видоизменения психики. Дж. Л. Хендерсон, последователь К. Г. Юнга, предположил, что оно имеет четырехступенчатый цикл, в ходе которого эго старается достичь относительной самостоятельности от изначального состояния целостности. До тех пор пока не достигнута определенная степень самостоятельности, индивид не способен связать себя со своим взрослым окружением. Но героический миф не дает гарантий того, что этот выход на волю произойдет, а только показывает, какие условия необходимы, чтобы освобождение состоялось, так как без этого эго не сможет осознать себя [7].

Дж. Л. Хендерсон отмечает, что основное назначение героического мифа состоит в развитии индивидуального самосознания, т. е. в осознании своих сильных и слабых сторон с тем, чтобы подготовиться к преодолению нелегких жизненных коллизий. «Как только вы справляетесь с первым серьезным испытанием и вступаете в фазу зрелой жизни, героический миф теряет для вас свое значение. » [7, с. 30]. Необходимость в героических символах возникает, когда эго нуждается в укреплении, например, когда рассудочное мышление не справляется с какой-то задачей и ему требуется опора на источники силы, находящиеся в подсознательной части разума.

Символическая смерть героя знаменует достижение зрелости. В героических мифах, о которых идет речь, описывается полный жизненный цикл героя. Каждой из стадий этого цикла соответствуют отдельные виды героических историй. Каждая из них описывает определенный этап, достигнутый личностью в развитии своего самосознания, и трудности, с которыми индивид сталкивается на этом этапе. Другими словами, эволюция образа героя отражает каждую стадию развития человеческой личности [7].

Итак, образ героя является символическим средством персонификации эго, на при-

мере жизненного цикла героя развивающийся индивид находит возможные пути развития и поэтому постоянно обращается к этому образу. После достижения зрелости образ героя утрачивает свою актуальность.

Образ героя формируется преимущественно в детском и подростковом возрасте и представляет собой символическое объединение героических значимых для личности качеств.

Наше эмпирическое исследование было направлено на выявление образа героя в современной подростковой субкультуре.

В статье были использованы результаты эмпирических исследований, представленных в курсовых работах студентов факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского В. М. Муравской и О. В. Шамары. Курсовые работы выполнены под нашим руководством.

Объект исследования — картина мира как элемент современной подростковой субкультуры.

Предмет исследования: образ героя в картине мира современного подростка.

В данной статье отразим результаты исследования, связанного со следующими задачами:

1. Выявить представления подростков о герое.

2. Определить конкретные образы героев в различных плоскостях отношений подростка с миром с учетом гендерной и возрастной специфики.

3. Выявить факторную структуру различных типов героев в подростковом возрасте.

В качестве гипотез исследования были выдвинуты следующие предположения.

Теоретическая гипотеза — в картине мира современных подростков отсутствует целостное представление о герое; социальные представления подростков о герое, кумире и персонаже не дифференцированы.

1. Преобладающими представлениями о герое в подростковой субкультуре являются представления о герое-кумире и герое-персо-наже.

2. Образ героя в современной подростковой субкультуре формируется посредством воздействия экранной плоскости отношений с миром.

3. Образ героя в современной подростковой субкультуре имеет гендерную и возрастную специфику.

В исследовании приняли участие 90 подростков в возрасте от 10 до 15 лет. Для учета гендерной и возрастной специфики были сформированы четыре группы.

В первую группу вошли 23 девочки 1012 лет; во вторую группу — 23 мальчика 10-12 лет; в третью группу — 20 девочек 13-15 лет; в четвертую группу — 24 мальчика 13-15 лет.

В исследовании приняли участие ученики 5-8-х классов НОУ «Школа «Альфа и Омега», МОУ «117 гимназия» г. Омска.

Использовался следующий методический комплекс:

1. Авторская анкета.

Направлена на изучение общего представления о герое, а также конкретных образов героев, представленных в основных плоскостях отношений ребенка с миром (наклонной, горизонтальной, панорамной и экранной). Она включала 19 вопросов, которые были разделены на 6 смысловых блоков:

— Общее представление о герое, героях в нашем обществе, отношение к герою.

— Телевизионный герой (вопросы 2-5) -изучение экранной плоскости отношений.

— Компьютерный герой — изучение экранной плоскости отношений.

— Литературный герой — изучение панорамной плоскости отношений

— Герой в сфере дополнительного образования и досуговой деятельности- изучение наклонной, горизонтальной и панорамной плоскостей отношений;

— Герой в сфере межличностных отношений — изучение горизонтальной и наклонной плоскостей отношений.

2. Методика «Личностный дифференциал» (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева).

Статистическая обработка полученных эмпирических данных осуществлялась с по-

мощью методов первичной описательной статистики, а также факторного анализа (метод главных компонент).

Выявление социальных представлений подростков о «герое» осуществлялось на основе вопросов анкеты. Были получены следующие варианты ответов (рис. 1):

1. Герой — это «персонаж фильма, книги, участник какого-либо события».

Данное определение соответствует одному из определений Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова («.главное действующее лицо литературного произведения»

2. Герой — это «человек, совершивший подвиги» (участник ВОВ, человек, который прославил свою Родину).

Определение соответствует толкованию героя С. И. Ожеговым: «. человек, совершивший подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности» [5, с. 21].

3. Герой — это «знаменитость, публичный человек» (актер, музыкант, шоумен и т. п.).

В словаре С. И. Ожегова: «. тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том кто вызывает восхищение, подражание удивление)» [5, с. 21].

4. Герой — это «авторитетный человек из ближайшего окружения» (родственник, учитель). В данном случае в качестве героя выступает реальный человек, лично знакомый и являющийся значимым для подростка.

5. Затруднились ответить.

Большинство ответов подростков относится к трем вариантам. Во-первых, героем называют персонаж произведения (27 %). Во-вторых, героем представляется человек, совершивший подвиг (26 %). В-третьих, ряд подростков затрудняются ответить на этот вопрос (30 %). Незначительная часть ответов относится к двум вариантам: знаменитость (10 %) и близкий человек (7 %).

Р%1 Затруднились с ответом — 30 %

Человек, совершивший подвиг, — 26 % пп Знаменитость -10 %

Н Близкий человек — 7 %

Рис. 1. Социальные представления о герое у подростков

Важно отметить, что необходимость ответа на вопрос о герое вызвала у подростков затруднение, не случайно поэтому треть опрашиваемых так и не смогла сформулировать ответ. За границами ответов подростков остались размышления о преодолении героями трудностей, демонстрации особого, выдающегося поведения, создании нравственных ориентиров для остальных членов общества и др.

Социальные представления о герое в подростковой субкультуре доопределялись с помощью вопроса о качествах (характеристиках) героя.

Характеристики героя, которые наиболее часто указывались подростками, представлены на рис. 2.

Подростки в описании героя чаще всего используют глаголы (62 %) и ориентируются

на совершение каких-либо исключительных или полезных действий. То есть ведущим является поведенческий компонент, герой прежде всего действует либо на благо общества, либо для блага конкретных людей.

В описании героя встречается значительное количество прилагательных (26 %), что указывает на интерес к его личности. Вероятно, в связи с этой попыткой проникнуть во внутренний мир героя связан выбор людей из ближайшего социального окружения. Кроме того, 6 % рассматривают героя как объект для подражания.

Таким образом, в представлениях подростков герой — человек / персонаж, демонстрирующий особое, выдающееся поведение, являющийся объектом для подражания, обладающий такими качествами, как честность и ум.

□ Совершает хорошие поступки

Характеристика героя Рис. 2. Характеристики героя в представлениях подростков

Как видим, данные характеристики героя охватывают практически все значимые стороны представления о нем. При этом на данные качества указывает лишь около 30 % подростков. Большая часть названных подростками характеристик имеет единичный характер.

Следующей задачей нашего исследования было выявление личностно-значимых образов героев, выяснение, кого современные подростки считают своими героями.

На выбор подростку предлагались несколько плоскостей взаимодействия с миром: наклонная плоскость (отношения со взрослыми), горизонтальная плоскость (отношения

со сверстниками), панорамная плоскость (литература, культура, история), экранная плоскость (виртуальная плоскость телеэкрана и компьютера).

Результаты исследования показали, что все названные подростками герои как значимые для себя имеют отношение исключительно к экранной плоскости.

Важно отметить, что литературные предпочтения подростков выражены крайне слабо. Были названы произведения, имеющие телевизионные аналоги «Гарри Поттер», «Сумерки». Единичные упоминания касались произведений таких авторов, как Жюль Верн, Паоло Коэльо, Фенимор Купер. Затруднения

с выделением литературных героев объясняются, по нашему мнению, тем, что дети формируют представление о них посредством телевидения — сначала посмотрел фильм, а затем прочел книгу. Таким образом, представление о герое создается ребенком не посредством собственного воображения, а с опорой на предлагаемую телевидением интерпретацию.

Далее мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся характеристики экранных героев подростков, с учетом гендерной и возрастной специфики.

Наиболее предпочитаемым для девочек 10-12 лет является герой, обладающий волшебными способностями (Могучая Би, Tot-tally Spice, Кристина («Сумерки»), Геральт) (45 %). Затем следует герой развлекательного плана (32 %) — персонажи наиболее популярных телесериалов: Аллочка («Универ»), Даша («Папины дочки»), персонажи мультсериала Губка Боб и Зевс. 23 % девочек 10-12 лет затрудняются указать героя. В целом экранный герой, скорее, развлекательный, чем совершающий какие-либо значительные поступки.

Наиболее предпочитаемым для девочек 13-15 лет является герой-персонаж сериала или фильма (Фиби («Зачарованные»), Алиса, Гарри Поттер, Энекен Скайуокер и т. п.) (55 %).

На отсутствие экранного героя указывает значительное число девочек 13-15 лет (30 %). Также часть девочек указывают в качестве героя реального человека (15 %), как правило, публичного (актер, шоумен) (рис. 3).

Значимые различия двух групп девочек-подростков существуют в предпочтениях героев развлекательного плана (ф = 4 при р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I | мальчики 10-12 лет □ мальчики 13-15 лет

Антигерой Герой развлекательного плана

Каждая мама обязана знать:  Дочь общается в Интернете с незнакомцем

Рис. 4. Предпочитаемый герой у мальчиков-подростков

Мальчики 13-15 лет отмечают отсутствие героя — 50 %. Это, если учесть значимость экранной плоскости, указывает на недифференцированный образ «героя», противоречивое отношение к миру. Кроме того, мальчики в качестве экранного героя выбирают образ с явно асоциальными характеристиками (Гомер («Симпсоны»), Кении-убийца), а также героев, обладающих противоречивыми качествами: Кузя («Универ»), Гена Букин («Счастливы вместе») (рис. 4).

Значимые различия двух групп мальчи-ков-подростков существуют в предпочтениях супергероев (ф = 1,85 при р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее мы выделили факторную структуру образов героев, предпочитаемых мальчиками и девочками: супергерой и волшебный герой (см. табл. 1, 2).

Дисперсия образа героя-персонажа составляет 66,8 %.

Фактор 1 «Сильный» включает дескрипторы активного ряда: силу, энергичность, самостоятельность, т. е. качества, которые характеризуют героя как активного и деятельного.

Фактор 2 «Дружелюбный» включает определения, характеризующие героя как контактного, социально активного.

Фактор 3 «Решительный» включает определения, отражающие силу, деятельный характер героя, что соотносится с фактором 1.

Фактор 4 «Спокойно-справедливый» включает определения, характеризующие героя как уравновешенного, нормативного, приятного, обаятельного, что также перекликается с фактором 2 и характеризует нормативносоциальный характер образа героя.

Таким образом, подростки указывают на значимость фактора силы в образе супергероя как характеристики физического и энергетического превосходства. Данные качества, несомненно, особенно ярко подчеркиваются в образах, транслируемых телевидением, что и отразилось в ответах подростков.

Дисперсия образа волшебного героя составляет 81,6 %.

Факторное пространство образа волшебного героя включает, во-первых, факторы, связанные с открытостью миру («добрый», «общительный»), во-вторых, факторы, связанные с реализацией собственной позиции («самостоятельный», «энергичный»).

Таким образом, гендерная специфика образов супергероя и волшебного героя прослеживается достаточно отчетливо. Мальчики акцентируют внимание на силе, а девочки -на доброте и открытости.

Факторная структура образа супергероя

Фактор Дисперсия признака Дескрипторы Факторная нагрузка

Фильмы для подростков

Оценка 7 (imdb: 6.1 КП: 6 )
Жанр триллер, комедия, детектив
Страна США
В главных ролях Alex Antov, Элли Бамбер, Дори Бартон
Режиссёр Джей Лоуи

Примерный ученик Рейган Коллинз после уроков убивает родителей своих знакомых из школы за определенную плату, маскируя свои преступления под несчастные случаи. Когда подозрительными смертями заинтересовывается полицейский Клифф Докинз, процветающий бизнес Рейгана оказывается под угрозой.

Оценка 9.4 (imdb: 5.4 КП: 5.7 )
Жанр мелодрама, драма
Страна США
В главных ролях Сэльма Блэр, Inanna Sarkis, Хиро Файнс-Тиффин
Режиссёр Дженни Гейдж
Продолжительность 01:53
  • Отзывы
  • Видео обзоры

Случайная встреча перевернула их привычный мир. Она — прилежная студентка и образцовая дочь, а он — притягательный бунтарь с непростым прошлым. Живя в параллельных вселенных, они бы вряд ли даже взглянули друг на друга. Однако этому знакомству суждено разделить жизнь влюбленных на до и после.

Оценка 9.4 (imdb: 7.2 КП: 7.2 )
Жанр мелодрама, драма
Страна США
В главных ролях Хейли Лу Ричардсон, Коул Спроус, Мойзес Ариас
Режиссёр Джастин Бальдони
Продолжительность 01:56

Пространство, в котором они существуют, диктует жестокое условие — влюбленные должны находиться не ближе метра друг от друга, им недоступно даже прикосновение. Но истинная любовь не знает границ, и чем сильнее чувства, тем больше соблазн нарушить правила…

Оценка 6.8 (imdb: 5.5 КП: 6 )
Жанр комедия
Страна США
В главных ролях Кей Джей Апа, Майя Митчелл, Норман Джонсон мл.
Режиссёр Уильям Байндли
Продолжительность 02:20

Для своего последнего лета вместе собирается группа школьных друзей, которые скоро уезжают в колледж. Они стараются взять от этого лета всё и не упустить шанс признаться в своих чувствах.

Оценка 8 (imdb: 7.1 КП: 6.8 )
Жанр боевик, фэнтези, комедия, приключения
Страна США
В главных ролях Закари Левай, Эшер Энджел, Jack Grazer
Режиссёр Дэвид Ф. Сандберг
Продолжительность 02:12
  • Отзывы
  • Видео обзоры

В каждом из нас живет супергерой, нужна лишь толика магии, чтобы он проявил себя. Билли Бэтсон должен прокричать всего лишь одно слово — ШАЗАМ! — чтобы из сообразительного четырнадцатилетнего мальчишки превратиться во вполне себе взрослого супергероя Шазама, а все благодаря древнему волшебнику. В душе он остается ребенком, пусть и во взрослом могучем теле, поэтому поступает так, как поступил бы любой подросток, получивший сверхспособности, — оттягивается на полную катушку в этой подросшей версии себя самого! А умеет ли он летать? А есть ли у него рентгеновское зрение? Может ли он стрелять молниями из рук? А может ли пропустить контрольную по обществознанию? Шазам проверяет границы своих возможностей с бесшабашностью расшалившегося ребенка. Но ему придется быстро обрести контроль над своими способностями, чтобы сразиться со смертоносными силами зла доктора Таддеуса Сиваны.

5 причин смотреть супергеройское кино вместе с детьми

Ребёнок хочет не только костюм Железного человека, но и перчатку Таноса? Тащит вас в кино на «Человека-паука»? Мы поговорили с детьми и родителями, а также с психологом Еленой Савчук, чтобы понять, что же хорошего в фильмах о супергероях и почему может быть полезно смотреть их всей семьёй.

1. Объяснить, что скрывается за эффектной картинкой

В большинстве современных фильмов о супергероях прежде всего бросаются в глаза спецэффекты. Они могут впечатлить даже взрослых. А для большинства детей космос или масштабные битвы в последних частях «Мстителей» — это и есть настоящее искусство.

При этом нужно понимать, что слишком сильные стимулы (яркие цвета, сильные эмоции, стремительность развития сюжета, агрессивное поведение персонажей) могут перевозбудить нервную систему ребёнка. Поэтому с маленькими детьми такие фильмы лучше смотреть всем вместе и объяснять, что ещё скрывается за яркой картинкой.

На самом деле супергеройское кино может способствовать избавлению от внутреннего напряжения. Оно даёт возможность сопереживать героям, у которых тоже есть проблемы и трудности, и выдыхать. Такие фильмы помогают снизить уровень тревожности ребёнка. Наверное, поэтому их основной аудиторией остаются подростки (а мы помним, что этот возраст самый непростой, связанный с большими переменами во всех сферах жизни). Но нельзя забывать, что этот эффект, однако, краткосрочный.

Денис (14 лет): Первый фильм я посмотрел в 4 года. Мне в первую очередь понравилось, что там много боевых сцен.

Ярослав (10 лет): Я люблю фильмы Marvel, потому что там крутые битвы. Мой любимый герой — Чёрная пантера. Мне нравятся его гаджеты и приёмы.

2. Понять, чем увлечён ваш ребёнок

Вопреки кажущейся простоте, у фильмов о супергероях очень сложный запутанный сюжет, который не объяснишь в двух словах или на паре картинок комикса. Например, многие фильмы связаны между собой, поэтому нужно дождаться сцены после титров. Она создаёт интригу и намекает, что продолжение следует. Как в ваших любимых сериалах. А герои комиксов легко запоминаются, поэтому их любят дети и взрослые.

Наталья (45 лет): Сначала я относилась к таким фильмам с глубоким подозрением. Мне казалось, что они несерьёзные. Но когда мой сын Илья показал их мне, оказалось, что это целостное и даже симпатичное кино. «Тор» понравился мне больше других.

Илья (17 лет): Я люблю фильмы про супергероев за отсылки к комиксам. Когда увлекаешься этим, то можно увидеть то, чего не увидит другой зритель. Я ко многим героям отношусь с любовью, потому что все они разные и со своей историей. Но Человек-паук мне ближе всех.

3. Увидеть в супергероях ролевые модели

На первый взгляд, Капитан Америка, Чёрная Вдова, Бэтмен — далёкие от реальности герои. Но, разобравшись в истории, каждый находит для себя близкого персонажа с проблемами, которые зритель понимает.

В обычной жизни супергерой — чаще всего ничем не примечательный человек. Но в экстремальных ситуациях у него открываются необыкновенные способности, и он полностью преображается. Это делает идентификацию с ним очень лёгкой.

У такого героя всегда есть важная миссия, на пути к которой он встречает множество почти непреодолимых препятствий. Но в итоге они оказываются ему по плечу, а в конце случается непременный хеппи-энд: добро победило, зло наказано. Таким образом ребёнок избавляется от излишней тревоги, ведь главное — верить в себя и не сдаваться.

Ксюша (11 лет): Мой любимый супергерой — Грут, потому что он смешной и очень добрый.

Татьяна (44 года): Сначала мне больше всего нравился Тор, а сейчас — Доктор Стрэндж, ведь он всегда знает, что будет.

Ростислав (18 лет): Родители начали ходить со мной в кино, когда мне исполнилось три года. Моим любимым героем был и остаётся Человек-паук, потому что его переживания я мог сравнить со своими.

4. Рассказать о сложности мира

За сюжетом комиксов часто скрывается сильная идея. Посмотрите на историю Человека-паука. Обычный подросток Питер Паркер, когда ему было 15, получил способности из-за укуса паука, и ему нужно научиться справляться с ними. Быть Человеком-пауком, заслужить уважение Мстителей и стать одним из них — это же не так просто.

С другой стороны, в этих фильмах есть и некоторая опасность. Например, они довольно категоричны: в них всегда злое зло, неправое по всем фронтам, и однозначно прекрасное добро, чего в жизни, конечно, не бывает. Если разбирать те чувства, которые герои демонстрируют с экрана, то это сплошь крайности — ужас, ярость, страсть, абсолютная радость. Без полутонов. Это не развивает чувствительность, не способствует обогащению эмоционального интеллекта. Более того, в реальной жизни такой стиль общения присущ психопатическим личностям (аффекты, категоричность, обязательное наличие некоего внешнего врага).

Татьяна (44 года): Я впервые увидела супергеройские фильмы полтора года назад, когда дочь-подросток показала их мне. Мы привыкли к детским сказкам, а эта не такая. В этих фильмах были даже философские идеи, которые ребёнок, может быть, сразу и не поймёт. Добро, конечно, побеждает, но хорошо видно, какая цена у этой победы.

Илья (17 лет): Можно посмотреть фильмы самому, а потом показывать их детям как добрую сказку. Так мы с мамой впервые посмотрели «Гарри Поттера».

5. Наладить контакт

Такое кино будет безопасным для человека, у которого уже есть представление о нормах поведения. Положительный герой в комиксах на самом деле мало чем отличается от злодея. Двигаясь к цели, он преступает законы и нормы поведения, принятые в обществе, решает проблемы силой. Методы, которые использует главный герой, подсказывают, что добро должно быть с кулаками, поэтому, если что-то не нравится, лишний раз можно не разговаривать, а сразу переходить к активным действиям.

Если вы не уверены в том, что ребёнок воспримет происходящее на экране правильно, то лучше смотрите этот фильм вместе, обсуждайте происходящее на экране, спорьте, кто и почему поступил так, а не иначе. Ведь самое главное — понимать друг друга, как Питер Паркер и Тони Старк, как Чёрная Вдова и Соколиный Глаз.

Денис (14 лет): Стоит показывать эти фильмы родителям, чтобы они больше нас понимали.

Татьяна (44 года): В них есть, о чём поговорить с детьми. А семейный просмотр и совместное обсуждение сближают, помогают найти точки соприкосновения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация