Имеет ли право директор исключить ребенка из школы или отправить на домашнее обучение


Содержание

В российской школе весь класс перешел на домашнее обучение из-за одного ребенка

Родители одной из школ Магнитогорска рассказали в соцсетях о том, что весь второй класс, где учатся их дети, перевели на домашнее обучение из-за проблемного ребенка. По словам представителя родительского комитета, «ребенок не слушается учителей, сбегает с уроков, кидается в учеников портфелями, угрожает ножницами, кукарекает, носит в школу шприцы и угрожает детям. На замечания не реагирует». При этом мама мальчика родительские собрания игнорирует, не отвечает директору и бездействует. Родители опасаются за физическое и моральное здоровье детей, поэтому они решили перевести весь класс на домашнее обучение.

Прокуратура напомнила 4 обязательных условия для исключения из школы

(Конституция Статья Конституцией) Российской Федерации и Законом РФ «Об образовании» предусмотрено, что получение общего образования, включая среднее (полное), является обязательным. Данное требование сохраняется до достижения ребенком совершеннолетия.

При этом несовершеннолетний, не достигший возраста 15 лет, не может быть исключен или отчислен из образовательного учреждения.

После достижения 15 лет исключение ребенка из образовательного учреждения либо его оставление по собственной инициативе возможно при обязательном соблюдении ряда условий.

Несовершеннолетний может оставить школу (иное образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования) по своему желанию только при наличии согласия на это родителей, иных законных представителей. В этом случае для прекращения ребенком обучения необходимо также получение согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) и комитета образования.

Обязательным условием оставления ребенком общеобразовательного учреждения является продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения и трудоустройство. КДНиЗП совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего и комитетом образования обязаны в течение месяца с момента оставления ребенком общеобразовательного учреждения принять меры, обеспечивающие его трудоустройство и продолжение обучения по иной форме.

Исключение из общеобразовательного учреждения может быть осуществлено лишь после достижения ребенком возраста 15 лет.

Основанием для исключения могут являться допущенные обучающимся грубые нарушения Устава образовательного учреждения. Обязательными условиями для исключения являются следующие:

  • неоднократность нарушений устава образовательного учреждения;
  • их грубый характер;
  • применение к учащемуся мер воспитательного характера и последующее продолжение совершения им грубых нарушений Устава образовательного учреждения;
  • дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

Исключение из общеобразовательного учреждения допускается только при одновременном наличии всех вышеуказанных обстоятельств.

Решение об исключении должно приниматься с учетом мнения его родителей (законных представителей). Обязательно также получение согласия КДНиЗП.

Образовательное учреждение обязано незамедлительно проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и комитет образования.

КДНиЗП совместно с комитетом образования и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок должна принять меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

За незаконные отчисление или исключение из образовательной организации частью 1 статьи 5.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого составляет для должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей.

Родители, не принимающие меры по получению ребенком общего образования, могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.35 КоАП РФ.

Добавим, что по этой статье наказывается неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Правонарушение влечет предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей.

Как добиться перевода на домашнее обучение неадекватного ученика?

Может быть кто-то сталкивался лично или знает как правильно поступить (официально).
Ситуация следующая. Ребенок учится в 3 классе. В начале учебного года к ним в класс пришел ученик, которого оставили на повторный курс и практически сразу начал весьма себя чрезвычайно агрессивно. Постоянно избивал (именно избивал, ни о каких дружеских потасовках речь не шла) мальчиков, попадало и девочкам. Девочек мог «приложить» головой о стенку, ногами в живот, продолжает подобные действия до сих пор.
Так как ситуация не меняется совершенно, родители намерены изменить ее сами, а именно: добиться перевода на домашнее обучение данного ученика.
Знаю, что исключить из школы все равно не получится до 14 лет. Где-то в глубине души этого ребенка даже жаль, поскольку даже не специалисту понятно, что мальчик болен, при приступах агрессии он совершенно себя не контролирует, но родители ребенка данный факт замечать не хотят. Более того: на прошлой неделе пришла бабушка «нарушителя спокойствия» и фактически избила одного из учеников. Другие плакали, вмешался учитель, бабку удалили из класса. Ушла она со словами, обращенными в сторону своего внука: «Бей тут всех подряд».
Класс изначально был очень спокойный (за два года не произошло ни одной драки, ни одной серьезной потасовки, для нас это было даже удивительно), более того: поднять руку на девочку считалось табу. Сейчас все нервные, уровень агрессии повысился. Честно говоря, я устала быть в постоянном напряжении, ожидая: покалечат или не покалечат моего ребенка, так, как грань перейти очень легко, а «возмутитель спокойствия» в своем приступе агрессии совершенно себя не контролирует.
Достаточно ли будет коллективного заявления родителей, вправе ли учитель принудительно отправить неадекватного ученика на прием к психиатру, так как его родители этого делать не будут?
Может быть кто сталкивался или в силу своей работы знает, как правильно поступить? Буду очень признательна за совет. Плииз, без стеба и флуда. Спасибо за понимание.

Каждая мама обязана знать:  Воспитатели обвиняют сына в агрессии

Как перейти на семейное обучение: условия, законы, порядок действий

1 сентября 2020 года около 100 тыс. учеников в России не пошли в школы, так как их родители выбрали альтернативные формы образования. Количество таких детей растет примерно на 100% в год, говорится в исследовании образовательной конференции EdCrunch. Самая популярная альтернатива школе — семейная форма образования (хоумскулинг). Если вы тоже присматриваетесь к этому пути, полезным будет выяснить, как перевести ребенка на семейное обучение в 2020 году и какие законы регламентируют этот процесс.

Животрепещущим вопросам хоумскулинга посвящена новая книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет. Публикуем отрывок из книги.

Переходим на семейное образование

Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.

Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение

Это необходимо для того, чтобы прикрепиться к нему и спокойно проходить аттестации. Выбор учебного заведения остается за родителями, регистрация ребенка по месту жительства не играет никакой роли.

Родители сами решают, аттестат какой школы они хотят видеть на руках у ребенка — обычной или, например, с углубленным изучением каких-либо предметов. В любом случае экстерном придется отчитываться по той программе, по которой учатся ученики данной школы.

При этом ребенок, обучавшийся дома, получит аттестат, абсолютно идентичный тому, который будет у других выпускников этого учебного заведения, а форма обучения в нем не фигурирует.

Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению

Важно узнать, обозначена ли такая форма обучения, как семейная, в уставе школы. Кроме того, не забудьте уточнить, есть ли в школе подобные прецеденты. Конечно, быть первопроходцем всегда приятно и немного волнительно, но для вас и ребенка лучше, если администрация будет знать, с чем имеет дело, и грамотно решать любые сложные и спорные ситуации, которые могут возникнуть.

Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение

Ниже приведена примерная форма такого уведомления. Необходимо подготовить два экземпляра документа, с которыми вы придете в департамент на прием к специалисту. Один экземпляр завизировать и оставить себе, другой — отдать чиновникам.

Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования

К заявлению нужно приложить следующие документы: документ, удостоверяющий личность одного из родителей или подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, копию свидетельства о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4. Родителям, которые переводят детей на семейное обучение после очного, не нужно предоставлять администрации никаких дополнительных справок.

Каждая мама обязана знать:  Нашла у ребенка пакетик насвая

Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением

В договоре должны быть отражены сведения о возможных консультациях, порядке взаимодействия родителей, ученика и учебного заведения, а также информация о промежуточной аттестации ребенка.

Образец такого документа вы также сможете найти ниже.

Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия

При переводе ребенка на домашнее обучение родители полностью берут на себя обязанности по его подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам. В случае каких-то проблем остается возможность обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать методическую помощь. Если родители не смогут обеспечить усвоение ребенком школьной программы, школа вправе расторгнуть заключенный договор, и ученик вернется в класс.

Семейное обучение. Закон и порядок

В России семейное образование закреплено на законодательном уровне. Более того, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции дает родителям «домашних» детей простор для творчества и право на выбор во многих вопросах: форм и периодичности аттестаций, программ, учителей и так далее.

Тем не менее до полной доступности семейного образования еще очень далеко. Нередко приходится слышать, что администрации школ грозят родителям, которые хотят обучать детей самостоятельно, сообщить «куда следует». Но «куда следует» оказывается муниципальными властями, районными отделами образования и даже отделами по делам несовершеннолетних. Подобные жалобы, конечно, не имеют никакой юридической силы, однако способны попортить родителям немало нервов.

Для того чтобы избежать ненужных переживаний, родителям нужно знать нормативно-правовую базу семейного образования. Официальных документов, которые регламентировали бы этот вопрос, не так уж и много. Если быть точнее, их два: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года и Письмо Министерства образования РФ «Об организации получения образования в семейной форме».

В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации. Семейное образование предполагает прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей. Если аттестация не пройдена дважды, ребенок возвращается в школу.

Для детей, желающих числиться в школе, но учиться дома, существует такая форма обучения, как заочное.

Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в форме семейного образования и самообразования.

Таким образом, семейное образование является лишь формой получения образования, ни в чем не уступающей традиционному обучению в стенах школы.

Читаем закон далее. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Здесь важно обратить внимание на слово «право». Заметьте, не «обязанность». Иными словами, дети, получающие образование в форме семейного обучения, не обязаны проходить аттестацию раз в четверть или полгода (чего нельзя сказать об итоговых аттестациях в выпускных классах, без успешного прохождения которых ребенок не получит аттестат).

В этой же статье можно встретить и такую строчку:

«Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе. определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».

Что это значит? То, что по закону школа, лицей или гимназия не может заниматься самоуправством и предложить вам, к примеру, пройти аттестацию по какому-либо дополнительному предмету или спецкурсу, если они не прописаны во ФГОСах (тех самых образовательных стандартах).

Но это палка о двух концах: вы можете считать музыку или, к примеру, изобразительное искусство хоть трижды неважным и второстепенным предметом, но любая попытка «договориться» с учебным заведением и «обойти» аттестацию обречена на провал: администрация школы напомнит о том, что есть стандарты, по которым ребенок должен учиться независимо от выбранной формы получения знаний.

Идем дальше. Статья 34 закона «Об образовании» гласит:

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

Каждая мама обязана знать:  Подросток и его новая компания

На этом моменте прошу заострить внимание. Фактически эта статья развязывает руки родителям «домашних» детей. Ребенок, получающий образование за пределами школьных стен, может пройти аттестацию практически в любое время — хоть в первый раз после восьмого класса, даже если до этого не посещал школу.

Не менее важна и статья 63, пятый пункт которой звучит следующим образом:

«При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

То есть вопреки расхожему мнению муниципалитет не вправе решать, может или нет семья учить ребенка дома. Все, что чиновники должны сделать со своей стороны, — принять у вас уведомление о выборе формы обучения (в конце вы найдете форму заявления), завизировать ваш экземпляр и пожелать удачи в самостоятельном плавании.

В следующей, 64-й, статье говорится о том, что семьи, обучающие детей вне школ, имеют право на получение «методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы». Статья уточняет, что расходы на оказание такой помощи ложатся на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако судя по тому, что рассказывают родители хоумскулеров, такая помощь если и осуществляется, то крайне редко и урывками.

А теперь рассмотрим статьи Конституции, которые так или иначе касаются семейного образования. Самое главное здесь — это, пожалуй, первый пункт статьи 43, который гласит, что каждый имеет право на образование. Впрочем, сомнений здесь не возникает и пояснений не требуется, а потому идем дальше.

В пункте 4 той же статьи указано:

«Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

Здесь уже нужны некоторые пояснения. Первое. Нонскулинг в России официально запрещен. Второе (и это не менее важно!): именно родители отвечают за получение их ребенком образования.

Пятый пункт статьи 43 подтверждает возможность обучения детей дома:

«РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании. То есть переход на семейное образование не нуждается в оправданиях, а родители, выбравшие такую форму обучения своих детей, не обязаны объяснять свой выбор ни администрации учебного заведения, ни муниципальным властям. Кроме того, родителям вовсе не обязательно иметь специальное образование, для того чтобы получить разрешение на обучение своего ребенка дома (как видим, и само разрешение не нужно).

На домашнее обучение из за поведения?

Мы пошли в первый класс. С Лёшей всегда проблемы были в плане поведения на занятиях, в садике он не занимался практически. Его и не заставляли, потому что уговорить не могли, и он уходил и играл где нибудь тихо. Ходили мы и психологу и психиатру, неврологу. синдром гиперактивности и дефецит внимания стоит у нас. Делали ЭЭГ, сказали есть у нас нарушения в переднелобовой части мозга, которая отвечает за поведение человека. Он не может долго сидеть спокойно слушать, вечно что то говорит. В умственном плане у него всё хорошо, он не отстает и говорят что он сообразительный, но если с ним заниматься индивидуально будет больше пользы. В общем на уроках он разговаривает вечно, не может высидеть занятие. всех отвлекает, а если делают замечания он психует и порой соскакивает и пересаживается куда нибудь или встает за шкаф обижается. Не терпит поражений. Если его команда проиграла, всё это истерика, катастрофа. Зависть по отношению к чужой похвале. Сегодня разговаривала с учительницей, она просит нас перевестись на домашнее обучение. Я боюсь… Боюсь что все осудят, муж бывший будет пилить что я такая фиговая не воспитала, на Лёшу будут косо смотреть, что вроде здоровый пацан, а дома учиться. И сейчас моя напарница уходит в отпуск и буду я 2 месяца с 7 до 19 работать, он дома получается будет один. На кружки записать? Так там такая же проблема, не может он заниматься в обществе. Только если личное внимание ему уделяют. Не знаю я как быть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация