Имеет ли право классный руководитель посещать ребенка на дому

«Конкретных требований к благоустройству нет». Что проверяют учителя, когда ходят по домам учеников

6 сентября 2020 в 11:32
Наталья Поспелова специально для TUT.BY

К школе готовы? Услышав этот вопрос, родители, как правило, начинают вспоминать, достаточно ли тетрадей в клетку/линейку куплено, в исправном ли состоянии так и не востребованная в прошлом году готовальня, не перерос ли ребенок прошлогодний спортивный костюм, и во что выльется покупка новых кроссовок. Но готовы ли вы к тому, что ваша семья окажется в центре внимания, что вскоре после начала учебного года будет составлен ее социально-педагогический портрет, определен стиль семейного воспитания и пр. Как относиться к визитам учителя и следует ли предлагать тапочки педагогам, заскочившим в дом оформить акт обследования жилищно-бытовых условий ребенка, рассказывает Наталья Поспелова.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Наталья Поспелова — специалист по семейному неблагополучию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 28 лет работала в органах охраны детства Беларуси, из них 12 — в Национальном центре усыновления. Автор более 100 методических и публицистических работ по проблемам социального сиротства и семейного неблагополучия. Одна из основателей республиканского портала по поиску семей для детей-сирот www.dadomu.by и единственного в СНГ ежемесячного издания для замещающих родителей и специалистов органов опеки и попечительства — газеты «Домой!». Референт Белорусского общественного объединения замещающих семей «С надеждой». Профессиональная специализация: альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот; споры родителей о воспитании детей; сопровождение семей, желающих принять или уже принявших детей-сирот на воспитание.

E-mail автора nastapos@mail.ru

Первый учебный месяц года — хлопотное время и для учеников, и для родителей, и для педагогов. И не только потому, что за лето дети подзабыли учебные навыки и их внимание концентрируется с большим трудом. В сентябре проходит проверка факта обучения детей, проживающих в микрорайоне. Микрорайон — это жилые дома, расположенные на закрепленных за общеобразовательным учреждением территориях. По аналогичной модели в сельской местности за учреждениями образования закрепляются населенные пункты.

К середине августа информация о проживающих на территориях микрорайонов детях поступает в городские (от организаций жилищно-коммунальной сферы) и сельские школы (от сельских исполкомов).

На основе этих сведений на протяжении сентября педагоги проверят факт обучения детей, проживающих на территории микрорайона: установят данные детей, проживающих в микрорайоне, но обучающихся в другом учреждении образования (в том числе — за границей), и сверят факт обучения ребенка по представленным родителями документам, выявят и посетят семьи, в которых дети школьного возраста по каким-то причинам не приступили к обучению.

Это делается для того, чтобы каждый ребенок смог реализовать конституционное право на получение базового образования. Каждый год находятся дети, по тем или иным причинам не приступившие к обучению. Причины выясняют и устраняют, если семья не пустилась в бега (бывает и такое) — ребенок садится за парту.

Практика работы с семьей знает как архаичные методы — подворные обходы, когда по домовладениям ходила «комиссия в составе» — этакое эхо минувших времен, так и более мягкие интервенции — в виде обследования жилищно-бытовых условий жизни несовершеннолетних в семьях силами классного руководителя, укрепленного для массовости социальным педагогом или педагогом-организатором.

Сегодня только отчаянный педагог не предупредит семью о предстоящем посещении. Во-первых, могут и не пустить, более того — пожаловаться. Во-вторых, «незваный гость» и все такое. А в-третьих, можно ли выстраивать отношения с семьей с позиций подозрительности? Поэтому на родительском собрании классный руководитель обязательно сообщает о предстоящих посещениях, озвучивает примерную последовательность выходов в семью: в первой декаде месяца буду работать вот в этих домах на этой улице, а позже — вот в этих.

Родитель может извлечь из этой сезонной вылазки педагога в семью массу воспитательных бонусов. Можно подготовить ребенка к визиту учителя домой, потренировать, как поприветствовать гостя, что показать в своей комнате и как рассказать о семейном житье-бытье. Глупо, конечно, сообщать ребенку, что «вот придет твоя Марь-Иванна, и я расскажу, какой ты неряха и вечно разбрасываешь свои вещи!» Такие заявления ничего хорошего не принесут, а возможно, ребенок почувствует, что в его жизни есть кто-то еще более главный и требовательный, чем родители, и этого кого-то нужно бояться… Подрыв своими руками родительского авторитета и трещина в семейной автономии, размытость семейных границ, — вот что стоит за подобными заявлениями. Лучше показать ребенку пример гостеприимства и похвалить за умение вести «светскую беседу», не прячась за маминой спиной.

«Каждый случай уклонения семьи от контакта с учителем „на дому“ будет зафиксирован»

Иногда родители задаются вопросом: а обязаны ли мы пускать педагога в дом? А может, мы не хотим, и вообще: наш дом — наша крепость… Вполне допускаю, что на первые пару лет учебы на такой плюрализм педагоги закроют глаза, но не более. Если семья всячески поддерживает свою закрытость вплоть до того, что классный руководитель не может переступить порог дома, значит, семье есть что скрывать. Это мировая практика социально-педагогической работы с семьями. В разных странах мира взаимодействие с семьей осуществляется представителями разных сфер. Нам в наследство от советского уклада жизни досталась и до сих пор «юзается» модель, когда семья, воспитывающая детей, находится в первом круге внимания учреждений системы образования. В подавляющем большинстве стран мира педагоги выполняют исключительно образовательный, а не социальный функционал, в связи с чем в делах семьи компетентны ведомства социальной защиты или специально созданные ведомства по делам семьи и детей. Могу предположить, что в будущем мы уйдем от нашей модели, как не раз и не два доказавшей свою неэффективность. Так или иначе, но специалисты в разных странах мира крайне болезненно реагируют на факты уклонения семьи от контактов с представителями социальной инфраструктуры. Белорусские педагоги не исключение: каждый случай уклонения семьи от безобидного контакта с учителем «на дому» будет зафиксирован.

Нередко желание семьи уклониться от контактов с представителями учреждения образования «на своей территории» обосновано неудачным опытом взаимодействия с государством в целом и властью. Такие взрослые не верят в закон, в добрые намерения специалистов, видят в окружающих врагов… Паническая позиция родителей чревата для ребенка формированием недоверия к окружающим, что отрицательно сказывается на его вхождении в общество. И надо ли свой личный неудачный опыт передавать ребенку? Может, мир будет не таким враждебным к нему, как к его родителям когда-то. Надо попробовать разорвать шаблон.

У педагогов системы образования нет и никогда (надеюсь) не будет права беспрепятственного проникновения в жилища граждан. Но не надо выстраивать баррикады и заедаться с уставшей классной, которая поздним сентябрьским вечером постучится к вам в дверь. Сегодня общество не готово объявить семью неподконтрольной зоной, иначе еще больше возрастут риски использования детской беззащитности и незрелости. С другой стороны, поддерживать семейную автономию необходимо, т.к. семья — это индивидуальность и границы, делающие ее непохожей на иные семьи. Важно соблюдать баланс, не допуская опасных кренов.

Что интересует учителей, «заскочивших на минуточку»?

Разумеется, условия жизни ребенка, а не качество недавно сделанного ремонта. Законов, в которых были бы прописаны конкретные требования к комфорту, благоустройству и размещению ребенка в квартире, нет. Единственное, на что сразу болезненно реагируют педагоги, — явные признаки наличия опасности в жилище, к примеру, оголенная проводка и т.п. Хорошо, конечно, когда у ребенка в распоряжении комната, но если в силу стесненности жилища дитя располагает небольшим уголком, где находятся его личные книжки — игрушки — гаджеты, — тоже не проблема. Для педагогов, имею в виду.

Внимательный педагог отметит стиль общения родителей между собой и с ребенком, поинтересуется вариантами семейного досуга, традициями и правилами, усилиями родителей в его дополнительном развитии (кружки, секции, школы искусств и т.п.).

В общем, все довольно камерно, невзыскательно и непринужденно. И если нормативного педагога (предметника, назначенного классным руководителем) интересуют прозаические вещи — семейный уклад, стиль семейного воспитания, достаток и условия жизни ребенка в семье, то педагога социального волнуют более глобальные реалии: а настроена ли семья на контакт, спокойно ли относится к вмешательству, умеет ли поддерживать свои границы без фанатизма, вовлечены ли взрослые в жизнь своего ребенка или им «без разницы». Все это является платформой для дальнейшей работы школы с ребенком из этой семьи.

Попасть в СОП просто, а вот выйти из него — нелегко

Другое дело, если семья уже попала в «списки». Как это бывает? По-разному. Иногда с чьей-то помощью, иногда — по собственной инициативе. Например, если в семье нередки скандалы и выяснения отношений, слышны крики, плач, ор, и соседи вызывают милицию.

СОП — социально опасное положение, при котором нарушаются права ребенка на безопасность и защиту. Это если общими словами, а конкретно и законодательно прописаны критерии и показатели отнесения детей к категории находящихся в социально опасном положении. Правда, некоторые из показателей явно нуждаются в пересмотре. Например, ребенка могут признать находящимся в СОП только на том основании, что его родитель в анамнезе был лишен родительских прав в отношении других своих детей. Известно немало случаев, когда лишение родительских прав используется родителями в семейной войне друг против друга. И вот представьте: мама ребенка лишила бывшего мужа родительских прав (по формуле: раз ты мне больше не муж, то и не отец нашему ребенку). Такая порочная практика, к сожалению, не редкость. Прошло время, у мужчины другая семья, ребенок в этой семье. На основании факта наличия решения суда о лишении его родительских прав в отношении старших детей, — дети в нынешнем браке по умолчанию фиксируются как находящиеся в СОП, ведь (цитата из перечня критериев и показателей СОП несовершеннолетнего) «родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестер»… А папа, между прочим, бессменный Дед Мороз на утренниках и крыльцо школе за собственные средства отремонтировал. Однако из песни слова не выкинешь…

Каждая мама обязана знать:  Дочь общается все время через интернет с подружкой

И дело не в том, что твоего ребенка отнесли к какой-то там отдельной группе детей. За этим следует серьезная работа по выведению ребенка из этой категории. В приведенном примере годами мучаются как родители в такой семье, так и педагоги, изворачивающиеся в искусстве «написания» и «реализации» индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в СОП. И папа, 20 лет назад лишенный родительских прав, уже ничего не может сделать: или дети, в отношении которых он был лишен прав на воспитание, достигли совершеннолетия, или, сломанные науськиванием мамы, они стойко демонстрируют неприязнь к отцу, в силу чего у суда отсутствуют возможности удовлетворить заявление папы о восстановлении в родительских правах. Так и растут дети в новых браках с прежними грехами своих родителей в категории находящихся в СОП. Между тем, пристальное и предвзятое внимание к своей семье может вызывать у ребенка тревогу, неуверенность в своих родителях. Если родители не источники спокойствия и защиты, кому же тогда верить?

Бывает, в семьях происходят скандалы с соседями (особенно в условиях коммунальных квартир, квартир с подселением). Следствием вызова милиции на такие разборки практически всегда будет постановка детей в СОП. Причем эти последствия коснутся и тех, кто вызвал, и тех, на кого вызвали, не сомневайтесь! Изредка, но случаются гуманные порывы у педагогов, и тогда за подписью администрации школы в отдел внутренних дел идет ответная информация, что нет оснований для постановки детей в СОП, что, дескать, не выдержали у взрослых нервы и все такое. Но вообще-то взрослым следует предполагать возможные последствия своих разборок с апеллированием к органам внутренних дел для собственных детей. Попасть в СОП просто, а вот выйти из него — нелегко.

В начале нового учебного года хочу пожелать родителям, чтобы к ним в дом пришли корректные и профессиональные педагоги, взаимодействие с которыми будет на благо семьи и детей. И хотелось бы, чтобы родители в контактах с педагогами на своей территории были для своих детей примером вежливости и уважения, иначе рассуждения на тему «нынче педагоги не те, их никто не уважает» — всего лишь демагогия. Для уважения к педагогу много не надо. Можно просто начать с себя.

Имеет ли право классный руководитель посещать ребенка на дому?

Добавлено спустя 48 секунд:

volkcrist
Вы в какой школе учитесь? Вернуться к началу Хочунька
Студент

На сайте с 10.04.10
Сообщения: 1514
В дневниках: 2
Откуда: рабочая окраина
Карта № 020547

Добавлено: Вс Мар 16, 2014 22:57
Работаю в школе, являюсь классным руководителем.Никаких требований посещать квартиры учеников и в помине не было у нас. Да, совершали рейды, но только к тем, кто пропускал школу, плохо учился, а родителя не добиться ни на собрание, ни по приглашению. Или если есть опекаемый-то да, могут просить школу составить акт. А вот так, чтобы у всех смотреть, странно.Каким образом вам объяснила классный руководитель? Какова цель? кто обязал? есть ли приказ о рейдах?

Добавлено спустя 1 минуту 20 секунд:

Гроттер писал(а):
volkcrist
вы можете отказаться от этих визитов. По закону вы имеете право не пускать в свою квартиру никого. Даже полиция и приставы могут войти в квартиру только по решению/постановлению суда.

согласна, но такой отказ вызовет ещё больше подозрейний. типа если не пускают, значит есть что скрывать. а наше время надумать можно бог знает что. поэтому лучше по-хорошему всё выяснить.

Вернуться к началу Natalika
Академик

На сайте с 12.03.04
Сообщения: 6382
В дневниках: 8389
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Добавлено: Вс Мар 16, 2014 23:04 Заголовок сообщения: Re: Визиты учителя в квартиры учеников
volkcrist писал(а):
В советское время, конечно, тоже ходили по домам, но только к неблагополучным семьям.

В советское время по разным поводам ходили, и не только к неблагополучным, а ко всем Кроме того, отдельно ходили по всем домам участка школы — переписывали всех детей, для формирования статистики по возможным ученикам и будущим первоклассникам.

Сегодня:
1) требуйте у администрации школы документы, на основании которых проводятся визиты,
2) далее действуйте по своему усмотрению.

Особенности работы с семьями учащихся, находящихся в социально-опасном положении

Главная > Консультации > Омбудсмен > Особенности работы с семьями учащихся, находящихся в социально-опасном положении

Почти в каждой школе есть дети из неблагополучных семей. Такие дети могут длительное время пропускать школу, учиться неудовлетворительно, копить задолженности по предметам, систематически нарушать правила поведения. К школе и к учителям современные законы в сфере образования предъявляют требования обучения всех учащихся и получения ими основного общего образования. Многие учителя задаются вопросом, как обучать и влиять на учащихся, семьи которых находятся в социально-опасном положении? Как работать с такими семьями педагогу? Входит ли в обязанности классного руководителя посещение семьи неблагополучного ребенка? Очень часто школа является той отправной точкой, с которой начинается работа с социально-неблагополучной семьей. Именно классные руководители могут инициировать постановку семьи или учащегося на внутришкольный учет или проверку бытовых условий, в которых живет ребенок со стороны органов опеки и попечительства, написать характеристику на ребенку или семью, где есть серьезные проблемы с воспитанием и содержанием обучающегося.

В данной публикации нормативной составляющей будут следующие документы:

  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений».
  • Письмо Минобразования России от 21.03.2002 № 419/28–5 «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6–15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях».
  • Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 № 480/30–16 «О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях».

Для начала необходимо определить, какая семья является неблагополучной или социально-опасной. Согласно ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» это семья, находящаяся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или иные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

В школе практически сразу видно детей из сложных семей, где родители либо не выполняют свои родительские обязанности, либо выполняют их минимально. Такие дети выглядят неопрятно, родители не посещают родительские собрания, не интересуются жизнью ребенка, забирают его из школы в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, ребенок систематически пропускает учебные занятия, беседы с родителями не приводят к желаемому результату.

Обязана ли школа выявлять неблагополучные семьи и детей, которые живут в таких семьях?

На организацию, которая осуществляет образовательную деятельность (школа) возлагается обязанность (ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»):

  • выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам;
  • выявлять семьи, находящиеся в социально-опасном положении, оказывать им помощь в воспитании и обучении детей;
  • оказывать помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении, либо проблемы в обучении;
  • осуществлять систематический контроль за посещением занятий обучающимися;
  • вести индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации (Письмо «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6–15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях»).

Какие шаги должен предпринять классный руководитель, социальный педагог в работе с детьми, находящимися в социально-опасном положении.

Если родители не уделяют должного внимания ребенку в том, чтобы он получил основное общее образование, не контролируют посещаемость ребенком школы, не знают, где находится ребенок, жестоко относятся к нему, используют при воспитании методы психического насилия, то это может стать поводом к тому, чтобы классный руководитель поставил социального педагога или органы опеки в известность о том, что родители не исполняют свои обязанности по воспитанию ребенка.

Порядок действий педагога в работе с детьми, находящихся в социально-опасном положении:

  1. Выявление учащихся и семей, находящихся в социально опасном положении.
  2. Постановка семьи, имеющей ребенка, находящегося в социально опасном положении на ВШУ.

На внутришкольный учет могут поставить следующие семьи:

  • семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в школе;
  • семьи, состоящие на учете в ОВД, социальной защиты населения, районной комиссии по делам несовершеннолетних.
  1. Постановка семьи на внутришкольный учет осуществляется решением Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной (социальной) работе и классного руководителя (воспитателя, социального педагога).
  2. В представлении должны быть обоснованы причины постановки семьи на внутришкольный учет, акт обследования материально-жилищных условий.
  3. На каждую семью, состоящую на внутришкольном учете, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом) заводится карточка учета семьи, копия которой находится у заместителя директора по воспитательной (социальной) работе.
  4. Классный руководитель (воспитатель/социальный педагог) составляет план индивидуальной профилактической работы с семьей, ведет карту индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения семьи. Эта работа ведется с участием сотрудников органов внутренних дел, социальной защиты населения, опеки и попечительства.
  5. Заместитель директора по воспитательной (социальной) работе ежеквартально (до 5 числа первого месяца следующего квартала) осуществляет сверку данных об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в органах внутренних дел и социальной защиты населения, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  6. Снятие с внутришкольного учета обучающихся или семей осуществляется по решению Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной (социальной) работе, классного руководителя (воспитателя, социального педагога).

Такой порядок действия указан в нормативных актах субъектов РФ, которые закрепляют порядок ведения в государственных образовательных учреждения учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении. Например, в г. Москве это Приказ Департамента образования г. Москвы № 51 от 07.02.06 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждения г. Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении» .

Должен ли классный руководитель посещать семью обучающегося, находящуюся в социально-опасном положении?

Данный вопрос может быть нормативно урегулирован на уровне субъектов РФ. Это означает, что такая обязанность классного руководителя на федеральном уровне не прописана. В основном такую деятельность ведут органы по делам несовершеннолетних и защите их прав. В письме Минобразования РФ от 21.06.2001 № 480/30–16 «О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях» отмечается, что работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, определяется исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания.

Классный руководитель должен работать с семьей, обеспечивая связь школы и семьи, устанавливая контакты с родителями обучающихся, оказывая помощь родителям в вопросах воспитания, обучения. Осуществлять контакт с родителями можно, проводя беседы, организуя консультации с родителями обучающихся (Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений»).

Если положительной динамики после постановки семьи на ВШУ не наблюдается, то социальный педагог совместно с классным руководителем должны известить органы опеки и попечительства о том, что ребенок находится в социально-опасной семье.

Особенности обращения в органы опеки и попечительства

Орган опеки и попечительства выявляет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью, препятствующей получению образования и надлежащего воспитания.

Нередко встречаются случаи, когда родители уклоняются от воспитания детей, не забирают детей из образовательной организации, создают детям условия, которые несут угрозу жизни и здоровья ребенка. В этом случае ответственность за попечение ребенка возлагается на органы опеки (ст.121 СК РФ).

  1. Должностные лица общеобразовательных организаций обязаны сообщить о семьях, находящихся в социально-опасном положении в органы опеки и попечительства (ст.122 СК РФ).
  2. Руководители образовательных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей в течении 3 рабочих дней обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства (ст.122 СК РФ).
  3. Орган опеки обязан в течении 3 рабочих дней со дня получения сведений от руководителя образовательной организации провести обследование условий жизни ребенка, установить факт отсутствия попечения со стороны родителей (ст.122 СК РФ).

Случаев, когда дети становятся заложниками неблагоприятных семейных обстоятельств, достаточно много. Самое главное в этой ситуации вовремя обратить внимание на таких детей, выяснить условия их жизни и сделать все возможное для того, чтобы оказать помощь.

Что проверяют учителя, когда ходят по домам учеников

К школе готовы? – Услышав этот вопрос, родители, как правило, начинают вспоминать, достаточно ли тетрадей в клетку/линейку куплено, в исправном ли состоянии так и не востребованная в прошлом году готовальня, не перерос ли ребенок прошлогодний спортивный костюм, и во что выльется покупка новых кроссовок. Но готовы ли вы к тому, что ваша семья окажется в центре внимания, что вскоре после начала учебного года будет составлен ее социально-педагогический портрет, определен стиль семейного воспитания и пр. Как относиться к визитам учителя и следует ли предлагать тапочки педагогам, заскочившим в дом оформить акт обследования жилищно-бытовых условий ребенка.

Первый учебный месяц года — хлопотное время и для учеников, и для родителей, и для педагогов. И не только потому, что за лето дети подзабыли учебные навыки и их внимание концентрируется с большим трудом. В сентябре проходит проверка факта обучения детей, проживающих в микрорайоне. Микрорайон — это жилые дома, расположенные на закрепленных за общеобразовательным учреждением территориях. По аналогичной модели в сельской местности за учреждениями образования закрепляются населенные пункты.

К середине августа информация о проживающих на территориях микрорайонов детях поступает в городские (от организаций жилищно-коммунальной сферы) и сельские школы (от сельских исполкомов). На основе этих сведений на протяжении сентября педагоги проверят факт обучения детей, проживающих на территории микрорайона: установят данные детей, проживающих в микрорайоне, но обучающихся в другом учреждении образования (в том числе — за границей), и сверят факт обучения ребенка по представленным родителями документам, выявят и посетят семьи, в которых дети школьного возраста по каким-то причинам не приступили к обучению. Это делается для того, чтобы каждый ребенок смог реализовать конституционное право на получение базового образования. Каждый год находятся дети, по тем или иным причинам не приступившие к обучению(СОП). Причины выясняют и устраняют, если семья не пустилась в бега (бывает и такое) — ребенок садится за парту.

Практика работы с семьей знает как архаичные методы — подворные обходы, когда по домовладениям ходила «комиссия в составе» — этакое эхо минувших времен, так и более мягкие интервенции — в виде обследования жилищно-бытовых условий жизни несовершеннолетних в семьях силами классного руководителя, укрепленного для массовости социальным педагогом или педагогом-организатором.

Сегодня только отчаянный педагог не предупредит семью о предстоящем посещении. Во-первых, могут и не пустить, более того — пожаловаться. Во-вторых, «незваный гость» и все такое. Поэтому на родительском собрании классный руководитель, как правило, обязательно сообщает о предстоящих посещениях, озвучивает примерную последовательность выходов в семью: в первой декаде месяца буду работать вот в этих домах на этой улице, а позже — вот в этих. Необходимо подготовить как ребенка к визиту комисии домой, так и сам дом.

Иногда родители задаются вопросом: а обязаны ли мы пускать педагога в дом? А может, мы не хотим, и вообще: наш дом — наша крепость…

Если семья всячески поддерживает свою закрытость вплоть до того, что классный руководитель не может переступить порог дома, значит, семье есть что скрывать. Так или иначе, но специалисты крайне болезненно реагируют на факты уклонения семьи от контактов с представителями системы образования. Каждый случай уклонения семьи от безобидного контакта с учителем «на дому» будет “зафиксирован”. Нередко желание семьи уклониться от контактов с представителями учреждения образования «на своей территории» обосновано неудачным опытом взаимодействия с государством в целом и властью. Такие взрослые не верят в закон, в добрые намерения специалистов, видят в окружающих врагов.

Законов, в которых были бы прописаны конкретные требования к комфорту, благоустройству и размещению ребенка в квартире, нет. Но есть методички, образцы, приложения и дрeubt?xtv руководствуются специалисты системы образования. Единственное, на что сразу болезненно реагируют педагоги, — явные признаки наличия опасности в жилище, к примеру, оголенная проводка и т.п. Однако необходимо знать, что входит в обязанности специалистов системы образования (СОП) и чем они должны руководствоваться при осмотре жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего. Хорошо, конечно, когда у ребенка в распоряжении отдельная комната, но если в силу стесненности жилища ребенок располагает небольшим уголком, где находятся его личные книжки — игрушки — гаджеты, — это тоже не проблема. Внимательный педагог отметит стиль общения родителей между собой и с ребенком, поинтересуется вариантами семейного досуга, традициями и правилами, усилиями родителей в его дополнительном развитии (кружки, секции, школы искусств и т.п.) и отобразит данную информацию в протоколе осмотра.

В общем, все довольно камерно, невзыскательно и непринужденно. И если нормативного педагога (предметника, назначенного классным руководителем) интересуют прозаические вещи — семейный уклад, стиль семейного воспитания, достаток и условия жизни ребенка в семье, то педагога социального волнуют более глобальные реалии: а настроена ли семья на контакт, спокойно ли относится к вмешательству, умеет ли поддерживать свои границы без фанатизма, вовлечены ли взрослые в жизнь своего ребенка или им «без разницы». Все это является платформой для дальнейшей работы школы с ребенком из этой семьи.

Другое дело, если семья уже попала в «списки». Как это бывает? По-разному. Иногда с чьей-то помощью, иногда — по собственной инициативе. Например, если в семье нередки скандалы и выяснения отношений, слышны крики, плач, и соседи вызывают милицию.

СОП — социально опасное положение, при котором нарушаются права ребенка на безопасность и защиту. Это если общими словами, а конкретно и законодательно прописаны критерии и показатели отнесения детей к категории находящихся в социально опасном положении. Известно немало случаев, когда лишение родительских прав используется родителями в семейной войне друг против друга: мама ребенка лишила бывшего мужа родительских прав (по формуле: раз ты мне больше не муж, то и не отец нашему ребенку). Такая порочная практика, к сожалению, не редкость. Прошло время, у мужчины другая семья, ребенок в этой семье. На основании факта наличия решения суда о лишении его родительских прав в отношении старших детей, — дети в нынешнем браке по умолчанию фиксируются как находящиеся в СОП, ведь (цитата из перечня критериев и показателей СОП несовершеннолетнего) «родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестер»… А папа, между прочим, бессменный Дед Мороз на утренниках и крыльцо школе за собственные средства отремонтировал.

И дело не в том, что твоего ребенка отнесли к какой-то там отдельной группе детей. За этим следует серьезная работа(до 6-ти месяцев) по выведению ребенка из этой категории(СОП). И папа, 20 лет назад лишенный родительских прав, уже ничего не может сделать: или дети, в отношении которых он был лишен прав на воспитание, достигли совершеннолетия, или, сломанные науськиванием мамы, они стойко демонстрируют неприязнь к отцу, в силу чего у суда отсутствуют возможности удовлетворить заявление папы о восстановлении в родительских правах. Так и растут дети в новых браках с прежними грехами своих родителей в категории находящихся в СОП. Между тем, пристальное и предвзятое внимание к своей семье может вызывать у ребенка тревогу, неуверенность в своих родителях.

Бывает, в семьях происходят скандалы с соседями (особенно в условиях коммунальных квартир, квартир с подселением). Следствием вызова милиции на такие разборки практически всегда будет постановка детей в СОП. Причем эти последствия коснутся и тех, кто вызвал, и тех, на кого вызвали. Изредка, но случаются гуманные порывы у педагогов, и тогда за подписью администрации школы в отдел внутренних дел идет ответная информация, что нет оснований для постановки детей в СОП, что, дескать, не выдержали у взрослых нервы и все такое. Но вообще-то взрослым следует предполагать возможные последствия своих разборок с апеллированием к органам внутренних дел для собственных детей.

Для уважения к педагогу много не надо. Можно просто начать с себя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Откройте, это ваш классный руководитель!»

Много споров по поводу того, должен или нет классный руководитель посещать семьи учеников для анализа условий их жизни. Давайте взглянем на эту проблему с точки зрения права.

Для работы нам понадобятся:

— Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
— Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 №334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. №423» (вместе с «Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства», «Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2009 №15610) (далее — Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 №334);
— Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 №423 (ред. от 10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее – ПП РФ от 18.05.2009 №423);
— Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 №21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» (далее — Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 №21);
— Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 №480/30-16 «О Методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях» (далее — Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 №480/30-16);
— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 №8 (ред. от 03.03.2015) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (далее – ПП ВС РФ от 31.10.1995 №8);
— Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 01.08.2020 по делу №33-8973/2020;
— Определение Московского городского суда от 31.07.2020 № 4г-8583/2020;
— «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (далее – СК РФ).

Давайте попробуем разобраться со всем по порядку

Нашел интересное Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 № 480/30-16, в котором подробнейшим образом описывается, откуда возник институт классного руководства и какие основные задачи у классного руководителя. Нашел абзац, который можно притянуть к теме ликбеза: «…Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.

Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ, психологическом климате в семье, требованиях родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность…».

Данное письмо содержит условие о том, что классный руководитель должен проанализировать условия жизни ребенка. Но не сказано, каким образом. Это ведь может банальный опрос самого ребенка и\или его родителей, или классный руководитель должен в окно заглядывать к обучающимся? Едем дальше.

Рассмотрим, какие задачи перед классным руководителем ставит Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 №21. Данный Приказ ставит в обязанность классного руководства: «…обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей. Установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)…» и все. Приказ НЕ СТАВИТ в обязанность посещение семей обучающихся, он говорит о том, что классный руководитель должен выступать связующим звеном между образовательной организацией и родителями. Вряд ли для установления связи необходимо находиться в квартире родителей обучающегося.

Первым документом, в котором говорится об обследовании образовательными организациями жилых помещений несовершеннолетних, является Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 №334.

Так, согласно п.2 Приказа обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и далее перечислены конкретные случаи.

Согласно п.3 Приказа обследование проводится органом опеки и попечительства либо ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация), которой в установленном порядке ПЕРЕДАНО ПОЛНОМОЧИЕ органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Обращаю внимание, что образовательной организации должно быть передано полномочие органов опеки и попечительства в установленном порядке. Без такой передачи все акты осмотра жилого помещения со стороны образовательной организации не будут иметь никакой юридической силы.

В соответствии с п.4 Приказа ОСНОВАНИЕМ для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные ОБРАЩЕНИЯ юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 Приказа (он указан выше).
Таким образом, образовательная организация (при условии, что ей передали соответствующие полномочия органы опеки и попечительства) НЕ МОЖЕТ по своему усмотрению проверять условия жизни всех детей, для этого должны быть ОБРАЩЕНИЯ. И вот для проверки таких обращений можно организовать посещение ребенка по его месту жительства. Проверять условия жизни всех обучающихся правовых оснований НЕТ. Нет обращения – нет проверки.

Получается, что для составления акта обследования условий жизни несовершеннолетнего у образовательной организации должно быть переданное полномочие от органов опеки и попечительства, которое передается в порядке, определенном ПП РФ от 18.05.2009 №423.
Так, в п.2 Постановления Правительства РФ указано, что в случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:
а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.
Получается, что на территории субъекта РФ у органов опеки и попечительства должны быть вышеперечисленные проблемы, для того чтобы передать часть своих полномочий образовательным организациям.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ полномочия, предусмотренные пунктом 2 (указано выше), осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с ДОГОВОРОМ, заключенным с органом опеки и попечительства.

Если вышеназванные условия не соблюдены, то сотрудники образовательной организации не имеют правовых оснований посещать ребенка по месту его жительства. И не надо прикрывать это добровольностью, что родители сами впускают и т.д. Такие посещения происходят не в рамках должностных полномочий, а как обычный гражданин, т.е. вы будете тратить свое время, которое работодатель не обязан оплачивать.

Ваши действия

При распоряжении провести осмотр жилых помещений обучающихся требуйте в ответ, чтобы администрация предоставила заверенную копию договора о передаче полномочий от органов опеки и попечительства. Ведь без этого договора вы не имеете права посещать обучающихся.

При этом согласно п.1 ст.122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 СК РФ (дети, родители которых умерли, лишены дееспособности, лишены\ограничены в родительских правах и т.д.), обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Все, это максимум, что можно сделать. Далее начинают работать органы опеки и попечительства.

В соответствии со ст.25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Таким образом, при отсутствии правовых оснований (угрозы жизни и здоровья и т.д.) можно не впускать в жилое помещение сотрудников полиции, что уж говорить об учителях, которые посещают жилые помещения в роли обычных граждан.

Судебная практика

— ПП ВС РФ от 31.10.1995 №8: «…Эти же обстоятельства суды должны иметь в виду при рассмотрении материалов, подтверждающих необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25 Конституции Российской Федерации), если такие материалы представляются в суд органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность…». В данном постановлении достаточно большой перечень оснований, при наличии которых можно проникать в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц, но такого основания, как проверка условий жизни обучающегося, там нет;

— Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 01.08.2020 по делу №33-8973/2020: «…В соответствии со ст. 25 Конституции РФ, ч. 2 ст. 3 ЖК РФ, проникновение в жилое помещение без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается на основании судебного решения…».

— Определение Московского городского суда от 31.07.2020 №4г-8583/2020: «…Согласно ст.25 Конституции Российской Федерации, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения…».

Статья посвящена классическим педагогическим работникам, которые не выполняют дополнительные трудовые функции (классное руководство, социальный педагог и т.д.) и работают в обычных школах и СПО

9 октября в рамках 18 Всероссийского интернет-педсовета Сергей Максимов и Ольга Кочева, юристы проекта «Служба поддержки участников образовательного процесса», провели вебинар, на котором говорили о конфликтах между педагогами и родителями и способах их урегулирования. Самое важное — в нашем материале.

Каждая мама обязана знать:  5 бесплатных мастер-классов для детей на этих выходных
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация