Имеет ли право ребенок-инвалид на дополнительные бесплатные занятия в школе


Содержание

garantr.ru

Мой детский сад

Здесь в роли преподавателей выступают законные представители малыша. Или можно прибегнуть к , учебным центрам.

Предпочесть или нет такую форму обучения — выбор родителей. Согласно п. 3 , домашнее обучение в рамках самообразования или иного обособленного способа получения знаний дает право ребенку проходить промежуточные и государственные итоговые аттестации в обычных школах наравне с другими детьми. Надомная форма предполагает получение знаний с помощью педагогов из школ, но в домашних условиях.

Домашнее обучение детей-инвалидов — иногда самый оптимальный вариант в получении знаний. О нем мы и поговорим дальше. Читайте также: Чтобы организовать надомное образование, нужно написать заявление на имя директора учебного заведения ().

В заявлении указывается причина – медицинское заключение, а также приводятся данные о ребенке. Чтобы получить медицинскую справку, родителям (или опекунам) необходимо обратиться в лечебное учреждение с заявлением на проведение комиссии.

Имеет ли право ребенок-инвалид на дополнительные бесплатные занятия в школе?

Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации».

Статьей 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

предусмотрена обязанность органов, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивать инвалидов и их родителей информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Права ребенка инвалида в РФ в 2020 году

Право ребенка инвалида на образование предполагает: 1.

первоочередное устройство в детских дошкольных учреждениях; 2.

освобождение их родителей или попечителей от платы за ДДУ; 3.

Финансирование данных образовательных учреждений выполняется по повышенным нормативам. Категории воспитанников и учащихся, которые направляются в данные образовательные учреждения, в том числе содержащихся на полном обеспечении государства, определяются Правительством России.

Какие права у ребенка инвалида в РФ

Она находится в государственном учреждении медицинской социальной экспертизы в населенном пункте проживания отпрыска. Документы на эту процедуру подают родители либо опекающие малыша лица. Условия, при которых малыш признается инвалидом:

  1. необходимость в реабилитации.
  2. отсутствие самостоятельного обслуживания: двигаться, учиться, работать;
  3. присутствие сбоя функции организма связанное с заболеванием либо травмами и дефектами;

Детям инвалидность утверждается на один, два, пять лет либо до восемнадцатилетнего возраста.

После чего, такой отпрыск обязан пройти процедуру переосвидетельствование повторно.

Несовершеннолетнее лицо официально признается инвалидом с дня регистрации соответствующего статуса и получения удостоверения.

Законодательством утверждены определенные права и льготы детей инвалидов.

Государство позаботилось об этой незащищенной категории лиц и предусмотрело ряд индивидуальных прав и льгот для них.

Обучение детей с инвалидностью в школе.

Что такое инклюзивное образование и как им воспользоваться?

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.Важно отметить, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, согласно п.

16 ст. 2, это не только люди, имеющие инвалидность.

Льготы для инвалида при поступлении в ВУЗ в 2020 году

Они созданы для подготовки поступающих в высшие учебные заведения на базе ЕГЭ. На них также распространяются льготные условия для поступающих впервые:

  1. Инвалиды 1 и 2 групп;
  2. Абитуриенты до 20 лет, на попечении которых один родитель инвалид 1 группы;
  3. Дети сироты, оставшиеся без родительской опеки. Читайте также статью: → «».
  4. Пострадавшие от Чернобыльской АЭС.
  5. Дети инвалиды;

Все вышеперечисленные виды кандидатов должны иметь на руках документы о полном среднем образовании.

Правом зачисления без вступительных испытаний наделены:

  1. Чемпионы и призеры Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр;
  2. Призеры и чемпионы всеукраинских олимпиад, сборных, ученических, принимавших участие в
  3. Победители и призеры школьных общероссийских и международных олимпиад;
  4. Призеры чемпионата Европы, мира, занявшие 1 место;

Обучение детей-инвалидов

Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

В Великобритании есть закон, согласно которому хирург может отказаться делать пациенту операцию, если он курит или имеет избыточный вес. Человек должен отказаться от вредных привычек, и тогда, возможно, ему не потребуется оперативное вмешательство. На лекарства от аллергии только в США тратится более 500 млн долларов в год.

Вы все еще верите в то, что способ окончательно победить аллергию будет найден?

Права ребенка инвалида в школе

Санкт-Петербург Если родитель инвалид 2 группы ребенок имеет право на первоочередную очередь в школу.

юрист Кугейко Анжела Сергеевна, г.

Санкт-Петербург ☼ Здравствуйте, Никаких очередей в школу в нашей стране не существует, ваш вопрос совершенно не понятен Желаю Вам удачи и всех благ!

адвокат Деревянко Станислав Юрьевич, г. Санкт-Петербург Доброго вам времени суток.

Как правило такие льготы устанавливаются внутренними правилами школы.

АЙГУЛЬ НАФИКОВА, г.

Альметьевск Учитель ущемляет в школе права ребенка инвалида.

юрист Голубцов Алексей Сергеевич, г.

Образование детей-инвалидов в России

Данный международный документ требует от участников договора:

  1. организации для них бесплатного и доступного обучения по месту проживания;
  2. принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.
  3. обеспечения удобной инфраструктуры в учреждениях образования;
  4. включения всех ребят с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;

Скачать для просмотра и печати:Образование для детей-инвалидов организуется в нескольких формах.

В частности, виды получения учебных услуг таковы:

  1. дистанционно;
  2. в домашних условиях, если малыш не в состоянии ходить в школу.
  3. путем посещения общеобразовательных учреждений, если таковое по силам ребенку;

Молодым гражданам Российской Федерации создаются условия для учебы в соответствии с возрастными параметрами.Они описаны

Права ребенка инвалида в школе: какие предусмотрены и как реализуются

В плане психологической помощи, школа должна предоставлять сеансы психолога, который поможет адаптироваться в коллективе, и проведет беседу с другими детьми класса.Стоит заметить, что часто дети в школе могут плохо контактировать, в силу того, что ребенок-инвалид не такой, как все.

Бесплатное питание в школе ребенку-инвалиду

Петрозаводск Имеет ли ребенок-инвалид на бесплатное питание в школе?

адвокат Аникина Наталья Геннадьевна, г.

Петрозаводск Да, Ваш ребенок имеет право на бесплатное питание в школе. Получать бесплатное питание в учебных учреждениях могут не только дети инвалиды, но также и представители иных льготных слоев общества, проходящие обучение в образовательном заведении. Кто может претендовать на данную льготу: нетрудоспособные дети инвалиды, проходящие дневную форму обучения; дети-инвалиды, которые проходят обучение вне стен школы, на дому; дети из малоимущих и многодетных семей; дети, в чьей семье был утрачен кормилец; дети-инвалидов, а также участников боевых действий; Все эти категории несовершеннолетних граждан, при прохождении обучения имеют право на получение бесплатного питания, которое финансируется за счет государства.

Каждая мама обязана знать:  Акция в поддержку Движения Россия – без жестокости к детям!

Обучение детей-инвалидов : компенсации, льготы и формы обучения

В Федеральном Законе от 24.11.1995 г.

№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» сказано, что при невозможности обучения и воспитания детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях государство берет на себя обязательство обеспечить их обучение и воспитание на дому. Из этого следует, что родители имеют право на получение компенсации с момента достижения их ребенком-инвалидом возраста, с которого закон позволяет принимать в общеобразовательное учреждение. Родителям детей-инвалидов право на получение компенсации на образование предоставляется с момента достижения их ребенком 6 лет 6 месяцев, поскольку в соответствии ст.19.

Льготы на питание в школе для детей с инвалидностью

Льготы на питание в школе предоставляются детям, которые принадлежат к льготной категории граждан. Эта субсидия возмещает как полную стоимость за школьные обеды, так и частичную оплату. На этот счет изменений в законе не происходило, порядок оформления остался прежним.

Согласно Закону №273 льготникам предоставляются бесплатные обеды в школах, а также пособие на компенсацию питания в учебном заведении. Обучающийся ребенок, из семьи льготников имеет право на бесплатное двухразовое питание (завтрак и обед) либо на покупку еды по сниженным тарифам. На основании регионального нормативного акта, список льготников может быть расширен.

Кому положена компенсация на питание в школе

Бесплатное питание либо по сниженным ценам предоставляется школьникам, чьи родители или опекуны (если ученик является приемным) по причине сложного материального положения, не могут вносить ежемесячную оплату за обеды.

К такой категории относят:

  • многодетные семьи;
  • малоимущие семьи;
  • сирот;
  • родителей с инвалидностью I или II групп;
  • детей-инвалидов;
  • матерей-одиночек;
  • проживающих в зоне Чернобыльской катастрофы, а также, если родители школьника там проживали;
  • переселенцев.

Бесплатное питание для многодетных семей

Согласно Закону №273 ст.34, детям из многодетных семей предоставляется привилегия в виде бесплатных обедов в школах либо частичная компенсация на оплату обедов.

Как оформить бесплатное питание многодетным

Нужно написать заявление директору школы о том, что у семьи есть право на эту субсидию.

Затем собрать пакет документов, его подтверждающий. Администрация учебного заведения предоставит субсидию на учебный год после проверки всех данных.

Администрация может потребовать предоставить дополнительные сведения. Чтобы узнать о них достаточно уточнить по месту обращения.

Малообеспеченным семьям

Согласно Закону №60 ст.27, дети из семей с небольшим достатком, проходящие обучение в школах, имеют право бесплатно питаться два раза в день.

Для этого необходимо подтвердить статус малоимущей семьи. Помимо стандартного пакета документов, понадобится справка о доходах.

В эту категорию льготников попадают граждане, чьих доходов не хватает до установленного в регионе прожиточного минимума.

Льготы сиротам

Дети, потерявшие родителей и находящиеся в детских домах имеют право на полное государственное обеспечение, в том числе и бесплатную еду в школе.

При потере кормильца

Субсидия предоставляется детям, потерявшим одного из родителей.

Оформить ее можно в органах социальной защиты населения. Обратиться за субсидией может родитель, который занимается воспитанием.

Родители-инвалиды

Дети, чьи родители имеют I или II группу инвалидности на государственном уровне положены бесплатные завтраки в общеобразовательных учреждениях. Полностью бесплатно питаться можно, если есть приказ на региональном уровне.

Питание в школе для детей-инвалидов

Питание детей инвалидов в школе финансируется полностью за государственный счет. Бесплатно питаться два раза в день, может учащийся, который не посещает дополнительные занятия, а также группу продленного дня. В случае посещения продленки, школьника кормят три раза в день.

Бесплатные завтраки и обеды предоставляются не только в школах, но и в средних специальных, а также высших учреждениях.

Как оформить?

Прежде всего необходимо оформить группу инвалидности. Присваивает ее специальная комиссия МСЭ. Затем подать необходимый пакет документов в орган социальной защиты населения.

Требуются стандартный пакет, а также заключение МСЭ.

ФСС выдает специальную справку о том, что школьник имеет право на предоставление дотации, далее следует обратиться в администрацию школы.

Матери-одиночке

Женщины, которые воспитывают детей сами, имеют ряд привилегий, в том числе для их детей предусмотрено двухразовое питание в школах.

Статус одиночки можно получить, если в свидетельстве о рождении в графе «Отец» — прочерк. В случае если отец малыша умер, женщина не считается одиночкой. Тогда предоставляются льготы, положенные при потере кормильца. Так же статус одиночки не присваивается в случае развода супругов.

Обратиться за дотацией нужно в администрацию школы, предоставив подтверждающие документы.

Льготы для чернобыльцев

В РФ предусмотрен целый перечень льгот для граждан, пострадавших в катастрофе на Чернобыльской АЭС, а также проживавших в местах аварии. Привилегии положены как самим гражданам, так и их детям, и даже внукам.

В первую очередь необходимо в ФСС получить справку, подтверждающую, что в период когда произошла авария, граждане проживали на территориях, пострадавших от радиации. Помимо справки потребуется предоставить стандартный пакет документов.

Возможно потребуется предоставить дополнительные сведения.


Как говорилось выше власти региона вправе устанавливать свой список льгот для граждан. Перечислены основные категории льготников, которым предоставляется привилегия на государственном уровне и финансируется из бюджета страны. Законодательством субъекта список льготников может быть расширен или предоставление льготы будет в большем объеме.

Так же в некоторых регионах страны положена частичная компенсация для всех учащихся. Если учебное заведение посещает один учащийся, возмещается 30% от стоимости обедов, если учащихся два и более из одной семьи, возмещают 50% от оплаты.

Для оформления льготы потребуется стандартный пакет документов и необходимые справки, которые подтверждают право на субсидии. По требованию школы могут понадобиться дополнительные документы. Узнать точный список можно на сайте администрации региона проживания либо в учебном учреждении.

Права ребенка инвалида в школе

Детская инвалидность в РФ явление, к сожалению не редкое. Экологическая и социальная обстановка ежегодно делает инвалидами немало детей. Но даже в том случае, если этому есть место быть, не стоит огорчаться, ведь жизнь на этом не заканчивается. Ребенок с инвалидностью имеет право на получение социальных выплат, бесплатное медицинское лечение и так далее.

Имеет ли право ребенок-инвалид на дополнительные бесплатные занятия в школе?

Консультации

Здравствуйте, я мама ребёнка-инвалида легкое ДЦП , который учится в обычной школе, даже с углублённым изучением английского языка. Я знаю, что школе выделяется на него денег в 3 раза больше, чем на остальных учеников, но никакого особого отношения, ни дополнительных занятий для него нет. Он нуждается в дополнительных занятиях по английскому и сейчас нам приходится оплачивать репетитора нам это тяжело, так как семья многодетная. Вопросы: имеет ли право ребёнок-инвалид на дополнительные бесплатные индивидуальные занятия в обычной школе?

Ребенок с определенными трудностями в развитии требует от родителей и близких особого внимания и поддержки. То, что для обычных детей не представляет проблемы, ребенок инвалид в школе или детском саду может не преодолеть. К сожалению, общество не всегда готово принять таких людей, поэтому вопрос социализации для них стоит очень остро. С года в нашей стране особенные дети имеют право посещать общеобразовательные учреждения наравне с остальными. Поэтому главная миссия семьи и педагогов — помочь им занять свое место в обществе и жить полноценной жизнью.

Права детей инвалидов в школе

Преимуществом такого вида обучения является возможность оградить ребенка от жестоких детей, которые могут причинять моральные травмы ребенку, и возможность получения образования под присмотром родителей. Так как многие дети, которые имеют ограниченные возможности, чаще проявляют свои таланты в художественных направлениях, государство дает им возможность бесплатно обучаться в школе искусств. Обучение проходит на одних условиях с другими детьми, как в плане требовательности, так и в плане всех удобств. В школе ребенок сдает контрольные на общих условиях При этом не разрешается списывать и использовать дополнительные материалы. Если ученик выполняет задания медленно, то контрольная может сдаваться в несколько этапов, при этом учитель не имеет право торопить ребенка. При поступлении ребенка в ВУЗ, ему дается на подготовку к экзамену 90 минут, форма экзамена не может быть разной, устной или письменной.

Какие права и обязанности предусмотрены для родителей детей-инвалидов?

Домашнее обучение детей-инвалидов не многим отличается от обучения в школе. Как правило, в каждом учебном заведении есть Положение о данном способе преподавания. В таком формате ребята могут учиться дома по двум причинам: по медицинским показаниям или по желанию родителей. Поэтому образовательный процесс будет выбираться в зависимости от того, какая причина вызвала необходимость надомной учебы.

Виртуальный класс. Учебные курсы. Уполномоченный по правам ребенка. Осторожней, дети, будьте в интернете.

Права детей-инвалидов и их семей и льготы предоставляемые таким семьям

Количество детей-инвалидов на сегодняшний день в России превышает количество шестисот тысяч человек. Большинство таких детей находится в семьях, которые имеют права на предоставление льгот различного характера, а также на обеспечение защиты их прав. Кроме существующих прав родителей по отношению к своему ребёнку, зафиксированных в Семейном Кодексе Российской Федерации, существует также и определенная группа прав для родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Каждая мама обязана знать:  Дочь целуется с мальчиклм

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Дети-инвалиды. Права и льготы для родителей — Анастасия Гилева, СЧАСТЬЕ ЖИТЬ

Никка, подскажите пожалуйста, есть ли ограничения в правах ребенка-инвалида на образование? Документы и куда жаловаться на нарушение? Мой сын с этого учебного года посещает школу. Там разные дети и с легкими нарушениями и с более тяжелыми. Нас приняли, с диагнозом F

Основные положения Закона «О детях-инвалидах», действующие в 2020 году

Тема : Льготы и права ребенка-инвалида в РФ. Основные понятия: ребенок — инвалид, льгота, право, социальная пенсия. Назовите проезд в общественном транспорте это льгота или право? Первоочередное зачисление в высшие и средние специальные учреждения? Уважаемые участники, для того чтобы наш круглый стол проходил наиболее эффективно, я предлагаю вам принять правила круглого стола:. Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды. Вопросы защиты прав инвалидов, прежде всего нашли отражение в следующих документах:. Эти три главных документа, где прописаны ваши права.

Что делать если ребенку инвалиду отказали в приеме в школу по месту жительства? Устроить в школу обычного ребенка иногда достаточно сложно. А что тогда можно говорить о детях инвалидах, которые хоть и могут посещать школу, но зачастую им приходится ходить не в ближайшую от дома, а в ту, где их соизволили принять. Да, наблюдается такая тенденция в учебных заведениях. Детей инвалидов не очень хотят видеть в своей школе ни руководители учебных заведений, ни педагоги.

Права и льготы, предоставляемые детям-инвалидам и их семьям

Архив номеров — Подписка Настороженное отношение педагогической общественности к доработке ФГОСов связано с тем, что предпринимаются попытки внести содержание общего образования в каркас законодательной формулировки, не предусматривающей его. Доктор педагогических наук Михаил Богуславский призывает признать, что это невозможно.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Светлана Мамаева: Коррекционные программы для детей-инвалидов и детей с ОВЗ — Вилла Папирусов

Льготы и права детей-инвалидов

Перейти к основному содержанию. Жизнь — довольно сложная вещь, в которой в равной степени есть как радостные моменты, так и не самые приятные. Черная полоса рано или поздно все равно приходит на смену белой, как бы мы этому не противились. Инвалидность — это явление, от которого никуда не деться, поэтому стоит заботиться о том, чтобы максимально облегчить жизнь тех людей, которых она коснулась.

Права инвалидов взрослых и других категорий граждан. Регистрировать автотранспорт для перевозки ребёнка-инвалида нельзя. И использовать знак «Инвалид» нельзя. Транспортным налогом не облагаются автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами Пункт 2 статьи главы 28 Налогового кодекса РФ.

Какие права детей инвалидов в РФ?

Здравствуйте! Подскажите ,пожалуйста, имеет ли право ребенок-инвалид (болен сахарным диабетом) на дополнительный выходной,то есть ,при необходимости, не посещать школу в какой-либо день недели, помимо воскресенья. Какие права у детей инвалидов в РФ? С уважением ,Ольга.

Ответы юристов ( 1 )

Дополнительные выходные дни
Государство предоставляет детям-инвалидам, а также их родителям различные виды социальной защиты.

В частности, согласно ст. 262 ТК РФ родителю (опекуну, попечителю) ребенка-инвалида работодатель предоставляет четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за таким ребенком. Выходные могут быть использованы одним из родителей (опекунов, попечителей) либо разделены ими между собой по их усмотрению.

Для получения выходных работнику следует обратиться к работодателю с заявлением.Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка.

Установлено несколько условий для предоставления названной гарантии.

1. Родитель осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается (п. 8 Постановления Минтруда России N 26, ФСС РФ N 34 от 04.04.2000 (ред. от 15.04.2002)).

В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т.п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя.

В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.

Если одним из работающих родителей дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

При каждом обращении с заявлением о предоставлении дополнительных выходных дней сотрудник также представляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично.

2. Для подтверждения права на дополнительные выходные дни работник ежегодно представляет работодателю справку органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.

3. Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц не предоставляются работающему родителю в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, оформляемых по личному заявлению.

При этом у другого работающего родителя сохраняется право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня.

4. Дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце работающим родителем (опекуном, попечителем) в связи с его болезнью, предоставляются ему в том же календарном месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления листка нетрудоспособности) (п. 9 Постановления Минтруда России N 26, ФСС РФ N 34 от 04.04.2000 (ред. от 15.04.2002)).

5. Дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами вправе получать и сотрудник, работающий на условиях совместительства (ст. 287 ТК РФ, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2011 по делу N А13-1168/2010).

Законом N 213-ФЗ (п. 17 ст. 37) определено, что с 1 января 2010 г. финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ.

Извините, не успела дописать.

По вопросу предоставления дополнительных выходных дней детям-инвалидам, действующее законодательство РФ специальных норм не содержит.

Статья 19. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Образование инвалидов
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

3) интеграцию в общество.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов.

Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому.

Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Каждая мама обязана знать:  Имеет ли право учитель читать переписку ученика всему классу

Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Еще есть ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 18 июля 1996 г. N 861

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ И В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Обучение детей с инвалидностью в школе. Что такое инклюзивное образование и как им воспользоваться?

Есть ли понятие инклюзивного образования в законе

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует ключевые аспекты реализации права детей с инвалидностью на образование, а также вопросы их приема и обучения.

Отдельно в п. 27 ст.2 оговаривается понятие инклюзивного образования – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Это означает, что дети с инвалидностью обучаются не в отдельной школе или даже классе, а вместе с другими детьми. По возможности они выполняют те же задания что и остальные, в том числе на уроках физкультуры и труда. Ребенок максимально включен в образовательное пространство, выполняя отдельные спецзадания по необходимости.

В пп. 1 п. 5 ст. 5 указано, что власти обязаны создавать необходимые условия для получения людям с инвалидностью качественного образования, в том числе инклюзивного.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Важно отметить, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, согласно п. 16 ст. 2, это не только люди, имеющие инвалидность.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обучение детей с инвалидностью может быть как инклюзивным, так и интегрированным или специальным (коррекционным).

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное), так и в отдельных классах, группах (интегрированное) или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (коррекционное).

Какие существуют особенности в образовании детей с инвалидностью

Организация обучения людей с инвалидностью описывается отдельно в статье 79.

Здесь закрепляется обязанность образовательных учреждений создавать специальные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные условия – это особые программы и методы обучения, учебники, технические средства, предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора при необходимости), проведение коррекционных занятий, а также обеспечение беспрепятственного доступа в здание, доступ к информации.

Им бесплатно предоставляются специальные учебники и любая необходимая литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Также оговаривается, что обучение людей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для людей с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Считается, что для детей с ОВЗ необходимо не приспосабливать общую образовательную программу, а разрабатывать специальную, соответствующую их возможностям. Например, в нее входит сокращенное время занятий, дополнительные уроки с психологом или дефектологом, сопровождение тьютора и т.д.

Кроме этого, государство обязано обеспечить подготовку учителей и преподавателей, которые обучены работе с людьми с ОВЗ.

Что нужно для поступления ребенка с инвалидностью в школу

• Во-первых, нужно проконсультироваться со специалистами по образованию, чтобы заранее определиться с формой обучения, возможностями ребенка и необходимы ли ему специальные условия. Только после этого рекомендуется обращаться непосредственно в психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

Можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций, в том числе коррекционных, негосударственных, а также Центров психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) и Центральных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Консультации государственных и муниципальный образовательных учреждений, а также ППМС и ПМПК – бесплатные.

• Затем нужно получить заключение медицинской организации (при необходимости). Это может быть заключение для обучения на дому при наличии заболевания из соответствующего перечня. Или по любым другим медицинским ограничениям, касающихся условий обучения.

• После этого определяемся с формой обучения: очная, очно-заочная, заочная (надомное и в медицинских организациях), семейная, самообразование.

• Определяем список конкретных образовательных учреждений. Можно сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях. А затем посетить их и пообщаться с администрацией и педагогами.

• После этого следует ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

• Определяем и оцениваем недостатки: шаговая, физическая и транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера.

• Вам нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы получить заключение. В нем будет содержаться информация о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и психическом развитии, отклонениях в поведении. Будет указано, есть ли необходимость в создании особенных условий для получения ребенком образования и т.д.

• Затем при необходимости завершаем оформление или переоформление индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) с учетом заключений ПМПК. Важно отметить, что рекомендации ПМПК как и ИПРА являются для ребенка и его законного представителя необязательными и от их исполнения можно отказаться как в части, так и в целом.

При этом для образовательных учреждений рекомендации ИПРА обязательны к исполнению. Их несоблюдение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, прокуратуре или суде.

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» – заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью.

• После этого можно писать заявление о принятии ребенка в школу, приложив копии необходимых документов. Примерная форма заявления и список документов размещается на информационном стенде или на официальном сайте учреждения.

Что делать, если ребенка-инвалида не хотят брать в общеобразовательную школу

Порядок приема граждан для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только если в ней уже нет свободных мест.

За исключением двух случаев. Во-первых, если школа предусматривает углубленное изучение отдельных предметов или профильное обучение, и потенциальный ученик не прошел индивидуальный отбор. Во-вторых, если в ней реализуется дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области физической культуры и спорта, или среднее профессиональное образование в области искусств.

Если мест в школе действительно не осталось и вам отказывают по этой причине, родители могут обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования (или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования). Это может быть районный отдел образования или департаменты или министерство образования конкретного субъекта РФ.

Если же вам отказывают по другой причине или вовсе без объяснения причины, необходимо обратиться в вышестоящий орган. Например, если в приеме ребенка отказывает директор детского сада, рекомендуется обращаться в управление или департамент образования. При отказе там – в Рособрнадзор.

В таком случае необходимо:

1. Потребовать отказ в письменной форме (при необходимости написать об этом дополнительное заявление)

2. Оспорить отказ в вышестоящей инстанции, направив письменное обращение/жалобу.

В органы прокуратуры имеет смысл обращать только в случаях явного нарушения законодательства. Например, если обращения в вышеуказанные органы не дало никаких результатов или нарушаются сроки рассмотрения обращений.

Помните, незаконные действия любой организации можно обжаловать в судебном порядке, в том числе решением прокуратуры. Примеры жалоб можно скачать здесь.

РООИ «Перспектива» занимается развитием инклюзивного образования и оказывает юридическую поддержку людям с инвалидностью

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация