Имеет ли право ребенок-инвалид на щадящий режим обучения в коррекционной школе


Содержание

Обучение ребёнка-инвалида в коррекционной школе

В 2014 году в возрасте 12 лет мой сын по решению ПМПК начал обучение в школе 7 вида. Директор школы зачислила его сразу в пятый класс (надомное обучение). До поступления в эту школу он нигде не обучался. Сейчас мальчик в девятом классе, и, по утверждению директора, должен закончить обучение в школе. Сын проучился в школе всего пять лет. Диагноз у ребёнка – атипичный аутизм (8.4). На основании каких законодательных документов он может продолжить обучение в школе и до какого возраста? Имела ли право директор зачислять мальчика сразу в пятый класс? Спасибо за ответ.

Категория:

Комментарии

Отвечает юрист Анна Басова:

В соответствии с ФГОС основного общего образования, срок получения основного общего образования составляет пять лет, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.

Иными словами, обучение в средней школе по АООП в любом случае не может быть более чем 6 лет. По поводу правомерности зачисления ребенка сразу в 5 класс без обучения в начальной школе, а также продолжительности обучения в средней я бы рекомендовала ознакомиться с Вашей специальной индивидуальной программой развития (СИПР), составляемой образовательным учреждением на основании заключения ПМПК. Данная программа разрабатывается на основе варианта обучения 8.4 для детей с тяжелыми нарушениями аутического спектра и отражает особенности и сроки их образования .

В любом случае, если Ваша адаптированная программа рассчитана на 6 лет, директор не вправе уменьшать ее до 5 лет. Обучение осуществляется на основании ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также вышеупомянутого Государственного образовательного стандарта , утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897.

Спасибо за ответ. В заключении ПМПК было рекомендовано принять его в первый класс. Я с умела убедить директора школы в том, что мой сын имеет право продолжить обучение. В ответах юристов на вашем сайте я нашла нужную информацию, которая помогла составить мне «правильное» заявление. Мой сын будет учиться ещё два года.*

Обучение детей-инвалидов

Индивидуальная программа реабилитации для детей с ограниченными возможностями предусматривает получение среднего образования. Исходя из интеллектуальных возможностей ребенка, в программе может быть предусмотрено обучение в высшей школе. Больные дети имеют право на обучение. Это закреплено Конституцией РФ (ст. 43). Обучение детей-инвалидов производится в общеобразовательных школах, специальных коррекционных учебных заведениях, на дому: дистанционным методом или путем семейного воспитания. Инвалидам детства также предоставляется право обучаться в музыкальных и художественных школах на бесплатной основе.

Для получения специального образования инвалидам предоставляются льготы при поступлении в профессиональные училища, техникумы, высшие учебные заведения. Единственным, но значительным ограничением для обучения детей-инвалидов является состояние здоровья. Согласно заключению медицинской психиатрической и педагогической экспертизы инвалиды детства определяются в специализированные учебные заведения для обучения детей со следующими нарушениями:

При имеющихся нарушениях интеллектуального развития предусмотрено обучение детей-инвалидов в специальной школе-интернате по особой методике специально подготовленными преподавателями.

Так или иначе, ни один инвалид детства не может остаться без образования, независимо от характера заболевания.

Обучение детей-инвалидов в школе

Средние общеобразовательные учебные заведения не имеют права отказывать в приеме детям инвалидам, тем не менее школы не обязаны создавать специальные условия для учеников с ограниченными возможностями. Педагоги не разрабатывают специальных учебных программ, не привлекают к процессу обучения детей-инвалидов в школе специалистов: дефектологов, логопедов, массажистов и пр. Частные школы имеют право принимать инвалидов, но не обязаны это делать.

Дети-инвалиды, не страдающие задержкой умственного развития, как правило, не имеют проблем с усвоением школьного материала. На первый план для таких учеников выступает проблема общения со сверстниками. Детская психология значительно отличается от взрослой, ученики могут «организовать» инвалиду невыносимые условия не только в плане обучения, но и в жизнедеятельности. Тем временем руководство среднего общеобразовательного учебного заведения не имеет возможности создания благоприятных условий для детей с ограниченными физическими возможностями. В штате средней школы не предусмотрена работа психолога, прямой обязанностью которого является создание необходимого микроклимата в коллективе.

Подобные условия созданы в коррекционных школах, в которые ребенок направляется только с согласия родителей.

Обучение на дому детей-инвалидов

В тех случаях, когда родители не желают, чтобы их ребенок учился в коррекционной или общеобразовательной школе, предусмотрена возможность получения среднего образования на дому.

Для обучения на дому детей-инвалидов существует две формы преподавания:

Семейное обучение не предполагает участия в образовательном процессе учителей из общей школы. Образованием ребенка занимаются его родители: самостоятельно либо с привлечением преподавателей. В этом случае семье выплачивается денежная компенсация, включающая затраты на обучение и воспитание. Если же решением комиссии ребенок нуждается в учебе в коррекционной школе, размер компенсации увеличивается согласно существующим нормативам. Между родителями и школой заключается договор, который предусматривает проведение промежуточной аттестации знаний. В случае отрицательных результатов договор расторгается, а компенсация подлежит возврату.

Надомная форма обучения детей-инвалидов предусматривает выплаты на двухразовые горячие обеды, труд прикрепленных учителей школы оплачивает государство. Преподаватели также проводят занятия с ребенком на дому и проводят аттестацию, в ходе которой предусмотрены итоговые экзамены по определенным предметам.

Ребенок, обучаясь дома, получает полное образование, уровень которого не отличается от общего.

Дистанционное обучение детей-инвалидов

Для обучения инвалидов с детства существует несколько моделей дистанционного обучения:

  • В центре дистанционного обучения. Занятия проводят штатные педагоги;
  • Методическое сопровождение преподавания по месту жительства;
  • Разработка программы обучения детей-инвалидов несколькими образовательными учреждениями.

Учебно-методический комплекс дистанционных технологий составляется с учетом плана школы и программ предметов по отдельным дисциплинам. Вся информация находится в открытом доступе как для учеников и родителей, так и для преподавателей. С этой целью разработаны комплекты электронных ресурсов.

Дистанционное обучение детей-инвалидов предусматривает постоянную связь преподавателя с учеником, независимо от расстояния между ними. Использование нескольких средств общения способствует успеваемости. Ребенок-инвалид имеет возможность в любое время задать вопрос учителю и получить на него исчерпывающий ответ.

Важное достижение дистанционного обучения – возможность соединения нескольких детей-инвалидов для проведения уроков в режиме он-лайн. Ребенок с ограниченными возможностями не чувствует себя одиноким и приучается к работе в команде. Аттестации знаний, согласно индивидуальным программам обучения детей-инвалидов, проводятся с использованием электронного контроля знаний, что практически исключает субъективность оценок. Одновременно дети-инвалиды получают навыки работы с персональным компьютером, осваивают новые информационные технологии.

Аттестация знаний при обучении детей-инвалидов

Контрольная работа проводится согласно графику, утвержденному руководителем учебного центра. Режим очного взаимодействия обеспечивается с помощью специальных компьютерных программ. Ученик устанавливает камеру таким образом, чтобы преподаватель мог видеть рабочее место. Подобный режим полностью исключает использование подсказок как в устной, так и в письменной форме.

Каждая мама обязана знать:  Когда сказать ребенку, что он усыновленный

Обучающиеся с низким темпом работы выполняют контрольную работу в несколько этапов. Учителя не имеют права нагнетать обстановку, преувеличивая значимость прохождения аттестации.

Вступительные экзамены в среднетехнические и высшие учебные заведения для инвалидов проводятся на особых условиях. Абитуриентам предоставляется дополнительное время на подготовку в течение полутора часов независимо от формы сдачи экзамена: письменной или устной. Обучение детей-инвалидов в высших и среднетехнических учебных заведениях также проводится по индивидуальным программам с учетом рекомендаций врачей, психологов и социальных работников.

Инвалидность определяется не состоянием здоровья, а степенью ограничения к трудовой деятельности. Современные технологии позволяют детям инвалидам получить необходимое образование и стать полноценными членами общества.

Мой детский сад

Информационный портал для родителей и воспитателей

О получении образования в домашних условиях для детей-инвалидов

Домашнее обучение детей-инвалидов не многим отличается от обучения в школе. Как правило, в каждом учебном заведении есть Положение о данном способе преподавания. В таком формате ребята могут учиться дома по двум причинам: по медицинским показаниям или по желанию родителей. Поэтому образовательный процесс будет выбираться в зависимости от того, какая причина вызвала необходимость надомной учебы. Поговорим об образовательном процессе дома по медицинским показаниям и рассмотрим технологию оформления необходимых документов.

Формы преподавания дома

Существует 2 формы преподавания дома:

Семейная форма представляет собой образовательный процесс, в котором не участвуют педагоги из школ. Здесь в роли преподавателей выступают законные представители малыша. Или можно прибегнуть к репетиторам, учебным центрам.

Предпочесть или нет такую форму обучения — выбор родителей. Согласно п. 3 ст. 17 Федерального Закона №273-ФЗ, домашнее обучение в рамках самообразования или иного обособленного способа получения знаний дает право ребенку проходить промежуточные и государственные итоговые аттестации в обычных школах наравне с другими детьми.

Надомная форма предполагает получение знаний с помощью педагогов из школ, но в домашних условиях. Домашнее обучение детей-инвалидов — иногда самый оптимальный вариант в получении знаний. О нем мы и поговорим дальше.

Домашнее обучение детей-инвалидов: оформление и организация

Чтобы организовать надомное образование, нужно написать заявление на имя директора учебного заведения (ст. 19 Федерального Закона №181-ФЗ). В заявлении указывается причина – медицинское заключение, а также приводятся данные о ребенке. Чтобы получить медицинскую справку, родителям (или опекунам) необходимо обратиться в лечебное учреждение с заявлением на проведение комиссии. После передачи документов руководителем образовательного учреждения подписывается приказ, в котором расписан весь учебный процесс на дому. В нем отражается время, отведенное на изучение предмета, необходимая литература, преподавательский состав и место преподавания.

Родители (опекуны) должны иметь журнал успеваемости ученика и пройденных материалов, а в конце учебного года этот журнал вместе с подписями педагогов должен сдаваться в школу. Родителям нужно следить за успеваемостью чада и создавать идеальную атмосферу для учебы.

При надомной учебе дети имеют те же права, что и при обучении в школе. Как и другим детям, им предоставляется:

  • бесплатная учебная литература (любая из библиотеки учебного учреждения);
  • бесплатные консультации преподавателя для усвоения пройденного материала;
  • обязательная промежуточная и итоговая аттестация;
  • аттестат о получении среднего образования по окончанию выпускных классов;
  • бесплатное образование, а также возможность посещать некоторые предметы и мероприятия в школе.

В образовательную программу входит следующее:

  1. Индивидуальное расписание занятий. Домашнее обучение детей-инвалидов предполагает, что ребенок будет получать новые знания тогда, когда есть время у него и преподавателя. Расписание подстраивается для всеобщего блага.
  2. Составленный учебный план занятий на весь год.
  3. Календарный график на год.
  4. Индивидуальная программа изучения каждого предмета.

Программа изучения предметов составляется индивидуально для каждого ребенка с учетом его физических и умственных способностей. Также здесь будут учитываться санитарно-гигиенические требования и рекомендации смотрящего врача. Вся организация учебы согласовывается с законными представителями, и при выборе программы учитывается их мнение. Кроме того, существует Приказ №816 Министерства образования от 23.08.2020 о том, что школьник может выбрать дистанционную систему обучения.

Компенсация при получении образования дома

Родителям при семейной форме преподавания положена компенсация в денежном эквиваленте за то, что они воспитывают и обучают свое чадо. В соответствии с законом она будет выплачиваться с возраста 6 лет и 6 месяцев до совершеннолетия – дальше сам ребенок может получать пенсию по инвалидности. Размер выплаты ограничен установленным нормативом на обучение в государственном или муниципальном заведении.

Законные представители смогут получить компенсацию только после формирования приказа о надомном обучении ребенка-инвалида, действие которого ограничивается 1 учебным годом. И если ваши расходы связаны, например, с приглашением педагогов во внеурочное время, то государство уже отказывается оплачивать их.

Если по совету комиссии ребенку нужна коррекционная школа, то между опекунами и образовательным учреждением подписывается договор, благодаря которому компенсация увеличивается. Однако в случае не сдачи промежуточной аттестации комиссия может потребовать ее возврат.

Инвалидность человека определяется его способностью к трудовой деятельности, а не состоянием здоровья и самочувствием. В современном мире создано большое количество программ по обучению детей с ограниченными возможностями, и это позволяет им быть полноценными членами общества. Даже при надомном обучении маленький человечек получает абсолютно полное образование, уровень которого не отличается от общего. Пусть все дети будут здоровы!

Права детей-инвалидов

Права ребенка-инвалида включают в себя спектр вопросов из разных сфер жизни. Большинство таких свобод и прав для детей-инвалидов относятся к льготам, особенностям социальной жизнедеятельности и развития. Как и все остальные правовые установления, категория прав детей инвалидов подвергается постоянному изменению и дополнению со стороны законодательных и исполнительных органов правительства. Именно поэтому родителям и попечителям детей-инвалидов следует внимательно следить за всеми вышеуказанными изменениями и использовать их по назначению.

Кого относят к группе детей-инвалидов

Чтобы индивид считался ребенком инвалидом, должны быть соблюдены два условия. Первое из них — человек еще не достиг возраста, который в РФ считается совершеннолетием, в большинстве случаев — восемнадцать лет. Второе условие — несовершеннолетний ребенок-инвалид имеет психические, физические или физиологические отклонения в состоянии здоровья от общепринятой нормы. Таковым молодого человека может признать лишь специальная квалифицированная комиссия.

Согласно закону N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который был принят 24 ноября 1995 года, а также Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», в котором указываются условия для официального признания несовершеннолетнего человека инвалидом, ребенок признается инвалидом, если у него наблюдается стойкое нарушение здоровья, связанное с расстройством функциональности организма или его частей (систем, органов); ограничение полноты жизнедеятельности; невозможность полная либо частичная самостоятельного обслуживания, обучения, самоконтроля и тому подобное.

Законодательная база получения льгот, выплат, особых прав для детей инвалидов включает в себя также следующие документы:

  1. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
  2. Постановление Правительства РФ от 26.01.2020 N 88 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году»
  3. Письмо Министерства образования и науки № 07-832 «Организация обучения для детей-инвалидов на дому» от 10 декабря 2012 г
  4. Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации № НТ-1139/08 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»
  5. Семейный кодекс РФ в части прав детей и родителей.
  6. Российский закон об образовании (написан в соответствии с конвенцией ООН).
  7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  9. Трудовой кодекс РФ, его часть про права работающих женщин, на попечительстве которых содержатся дети, являющиеся инвалидами одной из групп.
Каждая мама обязана знать:  Ребенок бурно реагирует на неудачи

Категория инвалидности, одна из трех существующих на сегодня, присуждается ребенку-инвалиду на период в один, два или пять лет либо до момента достижения 18-летнего возраста. После достижения совершеннолетия человек проходит обязательное освидетельствование на комиссии.

Права детей инвалидов

Российское государство обязано обеспечивать социальную защиту для каждого ребенка, который был признан человеком с ограниченными возможностями (ребенком-инвалидом). Это обеспечивается путем создания специальных условий для развития индивидуальности, творческих, производственных и других способностей. В целях осуществления программ по помощи детям инвалидам специальными гос. органами предоставляются социальные льготы, гарантии, поддержка в реализации прав по охране здоровья, прав на труд, отдых, образование, подготовку для осуществления посильной профессиональной деятельности, а также прав социально-экономических и жилищных.

Защита прав детей-инвалидов должна контролироваться и обеспечиваться государством. Любые возможные препятствия на пути к желаемому личному развитию таких детей устраняются руководством страны. Социальные права детей-инвалидов гарантируются правительством Российской Федерации наряду с обеспечением равных по сравнению со здоровыми гражданами.


Льготы для детей инвалидов

Льготы, как определенные преимущества или освобождение от некой обязанности, предоставляются детям-инвалидам и их семьям в разных сферах социальной жизни. Такие особые условия либо преимущества в первую очередь относятся к медицинской сфере.

Льготы по медицинскому обслуживанию детей инвалидов

Согласно статье 13 № 181-ФЗ, квалифицированная медпомощь для описываемой категории граждан оказывается в рамках программ госгарантий, а также на общей бесплатной основе. Для детей-инвалидов и их семей предоставляются:

  • лекарственные бесплатные препараты, прописанные лечащим врачом;
  • путевка в санитарно-оздоровительное учреждение, профилакторий, пансионат;
  • оплата проезда в оба конца для родителя или опекуна, который является сопровождающим на санитарно-оздоровительный отдых.

Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 в пятом пункте рекомендует увеличить отчисления на товары медицинского назначения для детей инвалидов. Для таких детей, до шести лет государством оплачиваются все без исключения медсредства. Для детей инвалидов, возраст которых составляет уже более 6 лет, перечень возможных бесплатных медицинских средств сужается. В перечень входят средства реабилитации, назначенные врачом.

Кроме собственно средств на покупку необходимых лекарств, по тому же документу следует вводить по мере возможности новые льготы для улучшения качества жизни детей-инвалидов. Согласно приложенному перечню групп и категорий населения, имеющих право на бесплатные лекарства и медицинские товары, назначенные по медицинским показаниям.

Льготы по протезированию для детей инвалидов

По общероссийскому классификатору по соцзащите населения ребенок-инвалид частично или полностью освобождается от оплаты стоимости протезно-ортопедических изделий. То, какие права имеет ребенок-инвалид касательно проведения протезирования, зависит от степени функциональных повреждений, присужденной группы инвалидности, причин ее возникновения.

Например, дети с ограниченными возможностями, то есть дети инвалиды, которые находятся на содержании государства и проживают в специализированных домах-интернатах, профессиональных технических училищах-интернатах, могут рассчитывать на полную оплату протезов, необходимых им в силу своей физической неполноценности. При возникновении потребности отремонтировать поломанное или вышедшее из строя протезно-ортопедическое приспособление, данная услуга предоставляется указанным категориям лиц бесплатно.

Воспитание и обучение детей-инвалидов

Статья 19 закона № 181-ФЗ предполагает предоставление детям-инвалидам прав на бесплатное обучение в муниципальных и государственных образовательных учреждениях, в которые входят:

  1. Дошкольные организации — детские садики.
  2. Школьные организации, любая из трех ступеней обучения в общеобразовательной школе.
  3. Профессионально-технические учреждения получения образования.
  4. Высшие учебные заведения. Сюда входят колледжи, ВУЗы, институты и образовательные академии.

При возникновении необходимости обучение детей может проходить в специальных корректирующих учебных заведениях. Если это осуществить невозможно по причине отсутствия в той или иной местности спецзаведений, на помощь родителям «особого» ребенка придет выпущенный в 2012 году нормативно-правовой акт, который помогает реализовать дистанционное обучение в ЦДО (центр дистанционного обучения).

Вторым вариантом осуществления воспитательно-образовательной работы ребенка инвалида становится образование на дому по письменному обращению родителей. Также для разрешения потребуется участие медицинской организации. Третьим видом детского образования инвалидов является дом семейного образования. При выборе данного вида обучения родители либо опекуны берут на себя ответственность по воспитательно-образовательной работе детей, а также отвечают за качество подобной подготовки.

Права ребенка-инвалида в школе

Права ребенка инвалида в школе при обучении говорят о том, что дети, у которых были диагностированы проблемы развития, функциональные и другие нарушения, имеют право на реализацию своих стремлений и потребностей по получению среднего образования, реализация которого в указанном случае осуществляется на бесплатной основе.

Права ребенка-инвалида в школе включают в себя следующие особые условия социального обслуживания:

  • опекуны или родители ребенка-инвалида освобождаются от платы за обучение;
  • детям-инвалидам по необходимости предоставляют возможность обучаться в специальных коррекционных группах в школах или детских садах, получать при этом бесплатное питание, помощь социальных служб;
  • заявки на поступление ребенка инвалида в школьно-образовательное учреждение рассматриваются в первую очередь;
  • форма обучения детей-инвалидов с ОВЗ может быть домашней.

Последний вариант в списке, права детей с ограниченными возможностями на надомное индивидуальное обучение, предполагает денежную компенсацию от родителей детей-инвалидов за персональные образовательные уроки.

Как происходит сдача ЕГЭ ребенком-инвалидом

Каждый ребенок-инвалид на определенном этапе обучения в среднем образовательном учреждении проходит сдачу ЕГЭ. Согласно законодательству, в РФ для таких детей действует специальный щадящий режим, обеспечивающий комфортные условия для сдачи ЕГЭ.

На что имеет право ребенок-инвалид по 181-му федеральному закону? При прохождении, сдаче ЕГЭ с положительным результатом таким несовершеннолетним лицам предоставляется исключительное право быть зачисленными на обучение в первую очередь. Важным условием является отсутствие у ребенка-инвалида медицинского или иного запрета на обучение в училище выбранной сферы. Указанное относится к государственным, а также к муниципальным учреждениям образовательной сферы.

Формирование доступной среды жизнедеятельности детей-инвалидов

Четвертая глава закона, социально защищающего детей инвалидов, полностью посвящена обеспечению достаточной и комфортной жизнедеятельности детей-инвалидов в обществе. Такая среда, благоприятная для улучшения физического, психологического состояния указанного незащищенного слоя российских жителей, является заботой органов государства и попечителей.

Виды и размер денежных выплат и пособий для детей-инвалидов

По законодательному документу, который уже упоминался ранее, закону о соцзащите (статья № 28.1) инвалидам-детям полагаются выплаты на постоянной ежемесячной основе.

В указанном документе доводится до общего сведения родителей, опекунов тех категорий детей-инвалидов, что ежемесячная выплата их подопечным составляет:

  • дети-инвалиды 1-ой группы инвалидности — 2162 р.;
  • дети-инвалиды 2-ой группы — 1544 р.;
  • дети-инвалиды 3-ей гр. — 1236 р.

При этом также следует учитывать размер индексации, то есть величину изменений денежных выплат детям-инвалидам в зависимости от установленных коэффициентов и экономической ситуации в государстве.

Социальные пенсии детей-инвалидов

Положение социального закона, описанное в подпункте втором и четвертом указанной выше статьи из закона № ФЗ-181, описывает уровень индексации социальных пенсий для детей-инвалидов на первое февраля 2020 года. Выбор одного из вариантов выплат производится самим гражданином или его опекуном, родителем. По пункту №7 допускается наличие вычетов из выдаваемых ежемесячных пособий на частичное финансирование необходимых социальных услуг.

Размеры финансовой помощи детям-инвалидам от государства

Размеры выплат ЕДВ, ежемесячных денежных выплат для детей-инвалидов устанавливаются с учетом индексирования с помощью коэффициента k=1,054, то есть с учетом такой поправки выплаты будут составлять:

  1. 2162 * 1,054 = 2278,75 р.;
  2. 1544 * 1,054 = 1627,38 р.;
  3. 1236 * 1,054 = 1302,74 р.

Обеспечение детей-инвалидов специальными техническими средствами

Кроме денежных выплат и лекарств, особенно в периоды реабилитации, детям-инвалидам обязательно выделяется необходимое количество технических средств. К ним можно отнести специальную литературу, а также информацию на других звуковых или видеоносителях для родителей и опекунов, медицинские принадлежности, например, коляски инвалидные или кресла-качалки, специальные средства по чтению для глухонемых детей — таблички с точечно-рифленым шрифтом Брайля, воспринимаемого на ощупь и другое.

Льготы семье ребенка инвалида

Если неработающее физическое лицо ухаживает за ребенком-инвалидом, такому лицу по закону полагается получать денежные отчисления в размере 60% от минимальной, установленной в официальном законодательном порядке, заработной плате. Это возможно только при условии полной трудоспособности указанного опекуна (права родителей детей-инвалидов). Также такой родственник или опекун может ранее других категорий граждан выйти на пенсию: при пятнадцатилетнем рабочем стаже пенсионный возраст составляет 50 лет.

Каждая мама обязана знать:  Правомерны ли действия сотрудников полиции в отношении моей несовершеннолетней дочери

Льготы по проезду для детей-инвалидов

Транспортные льготы предоставляются как самому ребенку, имеющему особый статус, так и сопровождающему родителю, соцработнику либо опекуну. Основным правом у перечисленных категорий лиц является бесплатный проезд на городском транспорте. При этом требуется предъявление правильно оформленного действительного удостоверения ребенка-инвалида специального образца.

Льготный с 50% скидкой проезд по международным направлениям может быть предоставлен, но действует такая «половинная» скидка только один раз. Индивидуально для родителей ребенка-инвалида рассматривается возможность предоставления спецтранспорта.

Жилищные льготы детей-инвалидов

Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» устанавливает перечень тех категорий детей с инвалидностью, которые получают государственные жилищные льготы. В указанный объем льгот и мер по улучшению условий проживания включено право по получению дополнительной жилой площади. Ее размер рассчитывается так: государство дает по 10 квадратных метров для каждой семьи с ребенком-инвалидом, имеющим право на подобную льготу.

Также указанная часть ЖК регламентирует обязательство владельцев многоквартирных домов устанавливать удобные приспособления для доступа детей-инвалидов с сопровождающим к помещениям общественного использования и подъездов к ним и других общественных приспособлений для граждан с разными физическими возможностями.

Льготы по налогам детей-инвалидов

Права матери ребенка инвалида, а также других родителей и опекунов предполагают получение льгот налогообложения при наличии в семье у владельца бизнеса ребенка-инвалида. К ним относятся такие малолетние дети, которые имеют возраст до 18 лет, первую или вторую группу инвалидности и обучаются в спецзаведении. Льгота по налогам для детей-инвалидов действует после подачи заполненной налоговой декларации.

Также для детей-инвалидов действует скидка на подоходный налог. Она выражается в уменьшении дохода, который был получен за определенный, установленный заранее календарный период. Этот доход при подсчете размера налогов к выплате уменьшается на определенную сумму.

Специализированные учреждения для детей-инвалидов

Права детей с ОВЗ, детей-инвалидов, то есть с ограниченными возможностями здоровья, не позволяющими им обучаться в обычных учебных заведениях, предусматривают решение этой проблемы госорганами. Для вышеописанных социальных групп детей создаются специальные государственные учреждения, находящиеся под руководством органов здравоохранения РФ. К таким относятся в том числе организации лечебно-восстановительных занятий.

Совокупность всех социальных, трудовых, жилищных и налоговых прав детей, которые имеют ОВЗ (детей-инвалидов), а также их родителей, попечителей или опекунов, излагается в нескольких нормативно-правовых актах государства, письмах, постановлениях, кодексах, законах, приложениях и пояснениях правительства и иных, например, медицинских заключениях и решениях. Государство с каждым годом пытается найти оптимальный вариант по обеспечению детей-инвалидов техническими, денежными и иными средствами для нормальной жизнедеятельности.

Как нарушаются права детей при проведении ПМПК?

Много раз мне приходилось присутствовать при проведении ПМПК, и каждый раз я испытывала тяжёлые, гнетущие чувства… Члены комиссии всем своим видом будто бы осуждают матерей за то, что у них такие дети, что они хотят отправить своих детей для обучения в нормальные школы, выражают пессимизм относительно положительной динамики развития детей, совершенно не учитывая стрессовое состояние родителей этого ребёнка, как и его самого. Просто, видно, их детей не коснулась эта беда, ведь когда человек встречается с какой-то проблемой, он уже не может равнодушно к ней относиться.

ПМПК в школе. За дверями класса стоят дети с задержкой психического развития, оканчивающие свой первый учебный год в роли школьников, и ждут, когда их пригласят в класс для обследования члены психолого-медико-педагогической комиссии. В основном это мальчики. Они с тревогой в глазах прижимаются к своим матерям и говорят: «Мама, мне страшно…».

Это дети с заниженной самооценкой, для которых не впервой слышать критику в свой адрес, они уже привыкли считать себя не такими как все. В их глазах перед прохождением комиссии, я увидела страх оценки, нежелание вновь переживать боль от осознания того, что они в очередной раз не справились с какими-то заданиями, не оправдали чьих-то ожиданий, страх услышать о себе, что они являются умственно отсталыми, инвалидами. Поэтому эти дети не хотят проходить комиссию и переживают, стоя за дверью. Для них это новая травма.

Члены комиссии – это несколько женщин, очень суровых на вид. На их лицах можно прочитать торжество над детской беспомощностью, упоение своей властью влиять на детские судьбы, определять, перейдут ли они во второй класс или останутся на второй год, будут ли они учиться в классе массовой школы или будут отправлены на домашнее обучение, в специнтернат, а также формализованное отношение и безучастность. Когда я защищала диссертацию перед членами комиссии, то тоже испытывала волнение, а тут дети 7 лет… И ПМПК проводится по меньшей мере раз, а то и два за год! Можно представить степень их тревоги и растерянности!

И вот какие-то суровые посторонние тётки сажают ребёнка рядом с собой и начинают давать задания – делается это формально, без учёта индивидуальных особенностей ребёнка, без душевной теплоты, как говорится, лишь бы быстрее отработать своё время. Ребёнок начинает волноваться, нервничать, часто в таком состоянии мысли вылетают из головы, а его просят запомнить и назвать много каких-то дурацких фигур, которые и взрослый запомнит не с первого раза. Всё это «удовольствие» длится от силы минут 15, за которые женщины, видящие ребёнка впервые в жизни, выставляют ему диагноз (иной раз даже психиатр выставляет ребёнку более гуманный диагноз, чем члены ПМПК), определяя его дальнейшую судьбу. Не абсурдно ли это?

Неоднократно сталкивалась с тем, как специалисты ПМПК не то, что не оказывают родителям этих детей консультативную помощь на предмет их прав, но ещё и дезинформируют в интересах школьного руководства, которое хочет снять с себя ответственность за обучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы! Неоднократно приходилось слышать от членов ПМПК некорректные, грубые вопросы в присутствии ребёнка, такие как: «Почему Вы не ложитесь в стационар?» (притом, что никаких рекомендаций для помещения в стационар никто не давал)! Откуда эта жуткая самонадеянность и цинизм?

Весь процесс ПМПК на фоне этого выглядит чистой воды профанацией.

Отмечу, что если у ребёнка стоит диагноз «задержка психического развития», то по окончании школы, при условии осовения программы, он имеет право на получение аттестата. При таких диагнозах, как аутизм и умственная отставлость ребёнок может рассчитывать только на свидетельство об окончании школы, которое закрывает ему дорогу к получению даже средне-профессионального образования и, по сути, делает инвалидом.

Иной раз, по ошибке, в инвалиды могут записать обучаемого ребёнка с особенностями в развитии!

Призываю родителей всё взвесить, изучить информацию, прежде чем соглашаться с заключениями ПМПК.

Отмечу, что речь в моей статье не идёт о всех ПМПК, я говорю лишь о том, с чем столкнулась на собственном опыте в своём городе.

Лишний раз хочу сказать родителям:

судьбу своих детей определяете Вы, а не члены комиссии, поэтому будьте бдительны, читайте Закон об образовании, ФГОС, Положение об организации деятельности ПМПК, консультируйтесь на тему прав своих детей у уполномоченного по правам ребёнка Вашей области, не плывите по течению! Только тот, кто действует может реально на что-то повлиять.

Если речь не идёт о тяжёлых множественных нарушениях в развитии ребёнка, то заключение ПМПК всегда можно оспорить!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация