Имеет ли право учитель читать переписку ученика всему классу

Содержание

Права и обязанности учителей, учеников и родителей

Информация с сайта учителя Анохиной В.М.

Какие права должна предоставлять ученикам школа?

Все взаимоотношения учащегося и школы строятся на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» и Устава школы. В соответствии с этими нормативными актами, Конституцией Российской Федерации, другими законами, — нормами международного права каждый учащийся обладает правами на: — уважение своего человеческого достоинства; — получение бесплатного среднего образования; — участие в управлении школой; — выражение своего мнения; — получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; — свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; — выбор вместе с родителями формы получения образования; — перевод в другое образовательное учреждение.

Каковы права и обязанности классного руководителя по отношению к учащимся класса?

Классный руководитель — не опекун, не нянька, не затейник. Он — представитель школы в ее взаимоотношениях с твоими родителями. Классный руководитель сообщает им обо всех событиях, происходящих в школе и классе. Именно классный руководитель информирует родителей о твоих успехах в учебе, пропущенных уроках, поведении, взаимоотношениях с товарищами и еще о многом другом, что связано с твоей жизнью в школе. Классный руководитель организует учебную деятельность класса, отвечает за заполнение классного журнала, он имеет право проводить классные и родительские собрания, приглашать на беседу родителей, вести записи в твоем дневнике и даже приходить к тебе домой для бесед с тобой и твоими родителями.

Может ли учитель вмешиваться в личную жизнь ученика?

Нет. У каждого гражданина России, в том числе и ученика школы, есть право на неприкосновенность личной жизни. Это одно из самых основных прав человека, оно зафиксировано в статье 23 Конституции Российской Федерации. Но что считать личной жизнью ученика? Это вопрос посложнее. Некоторые думают, что это не только жизнь вне стен школы, но и отношение к учебе, выполнению домашних заданий, поведение на уроках и т. д., забывая при этом, что существуют конституционная обязанность учиться, требования Закона «Об образовании» и Устава школы, которые необходимо выполнять. Ни в одном законе нет указания на то, что считать личной жизнью человека. Закон лишь устанавливает пределы неприкосновенности личной жизни, называя недопустимым разглашение личной и семейной тайны, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров. Принято относить к личной жизни человека его семейные отношения, дружеские связи, симпатии и антипатии, привязанности, увлечения. В эти сферы жизни ученика учитель вторгаться не должен. А вот поделиться своими наблюдениями и сомнениями с родителями — его право и обязанность, так как в школе именно учитель отвечает за жизнь, здоровье и воспитание ученика.

Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами?

Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями ради удовлетворения собственного любопытства учитель не должен. Однако существуют законы, например, Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.). Тут уж обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребенка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом.

Может ли учитель читать отобранные у детей записки?

Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому не только учитель, но и другие люди, например, одноклассники, не имеют права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание. Но, чтобы записка попала в руки тому, кому она адресована, вероятно, не следует злоупотреблять терпением учителя и пытаться передавать ее на уроке или бросать через весь класс. Ведь это — прямое нарушение дисциплины.

Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса?

Учитель не имеет права распространять (в том числе и обсуждать) сведения об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, привязанностях и увлечениях, его имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учебой и поведением в школе.

Имеет ли право классный руководитель заставлять учеников ходить с классом в театр?

Классный руководитель не имеет права принуждать учеников к посещению театра, музея, зоопарка и других подобных учреждений. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что учащиеся гражданских (не военных) образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и расписанием занятий. Учебным планом в данном случае называется официальный документ, утвержденный администрацией школы, в котором содержатся перечень всех предметов, преподаваемых в школе, и количество отведенных на эти предметы часов учебного времени.

Может ли классный руководитель обязать ученика быть ответственным за что-либо в классе, например, ношение классного журнала, против его воли?

То, что выходит за рамки образовательной программы школы, в том числе и привлечение учащихся к труду, без согласия учеников и их родителей не разрешается. Отвечать за дежурство, носить классный журнал, организовывать внеучебные мероприятия учащиеся могут только при их согласии и при согласии их родителей.

Обязан ли учащийся заниматься уборкой территории школы?

В Уставе школы в разделе Обязанности учащихся есть пункт об обязательности участия в самообслуживающем труде, к которому относятся и разовые «генеральные» уборки школы и её территории.

Если ученик испортил добрые отношения с учителем, могут ли его отчислить из класса (школы)?

Испорченные с учителем отношения — это не повод для отчисления ученика из класса и, тем более, школы. Перевод учащегося из одного класса параллели в другой производится только с согласия родителей или по их просьбе. Не следует забывать также и о твоем праве на выражение собственного мнения. Напомню тебе, что мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязательно должно быть учтено при решении вопроса, затрагивающего его интересы. А исключить из школы можно только за совершение противоправных действий, грубых и неоднократных нарушений Устава школы и только того, кому уже исполнилось четырнадцать лет.

Имеет ли право ученик на перевод из класса в класс?

Да. Такой перевод осуществляется по письменному заявлению родителей ученика.

Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу?

Вопрос о переводе из класса в класс или из группы в группу (по иностранному языку) решается только директором школы с согласия или по заявлению родителей учащегося.

Имеет ли право школа вводить платные образовательные услуги?

Право организовывать платные дополнительные образовательные услуги школе предоставлено Законом Российской Федерации «Об образовании». Это могут быть различные кружки, спортивные секции, студии, курсы, занятия в которых не предусмотрены школьной программой. Ты имеешь право воспользоваться этими услугами. Именно право, а не обязанность. Все, чему ты обязан научиться в школе в соответствии со школьной программой, преподается бесплатно. Организация платных образовательных услуг должна быть надлежащим образом оформлена. Наша школа может оказывать платные образовательные услуги, так как имеет на это разрешение (лицензию). С родителями подписывается договор на оказание этих услуг. Само собой разумеется, что в любое время такой договор по желанию родителей может быть расторгнут.

Обязаны ли родители оплачивать платные уроки, если ученик не посещал их из-за болезни?

Согласно Закону «О защите прав потребителей» оплата производится только за выполненную услугу (в том числе и дополнительную образовательную, оказываемую школой).

Имеет ли право школа проводить экзамены в невыпускных классах?

Право устанавливать порядок проведения промежуточной аттестации учащихся (например, вводить экзамены) принадлежит школе по её Уставу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с неуспевающими учащимися или теми, кто пропускал уроки по болезни?

Заниматься дополнительно с неуспевающими или теми, кто пропустил уроки по болезни, — право, а не обязанность учителя. Эта работа учителю не оплачивается.

Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку?

Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период пребывания их в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя. Этот вопрос решается директором школы по заявлению родителей.

Может ли ученик посещать уроки другого учителя по предмету?

Теоретически может. Но вот как сделать это практически, не пропуская уроков по расписанию в своем классе, посещение которых обязательно? Кроме того, необходимо получить согласие на это у самого учителя и директора школы.

Каждая мама обязана знать:  Мой ребёнок имеет много страхов

Имеет ли ученик право сдать экзамен экстерном за текущий год? Может ли он при этом сам выбрать экзаменатора?

Да. Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе и ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам с последующей сдачей экзаменов в образовательном учреждении. Порядок проведения промежуточных экзаменов определяется Уставом школы. Для проведения итоговой аттестации руководитель образовательного учреждения издает приказ о создании экзаменационной комиссии, в состав которой входят председатель, учитель по данному предмету, ассистент.

Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках?

Любая оценка — показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за отсутствие на уроке учитель не имеет права. Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» может быть выставлена за фактически невыполненную работу.

Существует ли оценка по поведению?

Официальной оценки по поведению в настоящее время нет.

Должен ли учитель сообщать родителям о проступках ученика, допущенных им в школе?

Родители ученика на основании закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими людьми. Из этого, как ты догадался, следует, что сообщать о проступках детей родителям учителя обязаны.

Учителя о проверках учеников в «Вконтакте»: «Одному мониторить все страницы нереально. А кто за это будет платить?»

В распоряжение портала TUT.BY попал документ, согласно которому учреждениям образования рекомендуется назначить ответственных за ежедневный просмотр страниц учеников в социальной сети «Вконтакте». В самом Управлении образования Минской области нас тогда заверили, что письмо всего лишь неправильно истолковали «на местах». Но еще один документ, который прислал в редакцию другой читатель, а также опрос школ по всей Минской области показал: письмо относительно социальных сетей все-таки было. Но не все педагоги разделяют такой интерес к жизни детей в интернете.

«Прочитал новость про ежедневный мониторинг страниц учеников в сети «ВКонтакте» и захотелось прислать оригинальное письмо из Управления. Как его можно интерпретировать? Хотелось бы увидеть продолжение этой интересной темы», — написал в редакцию портала наш пользователь под ником NaitGreen.

Мы решили узнать, как на местах отнеслись к такому письму, и обзвонили разные школы Минской области — гимназии и средние школы в городах, а также сельские, где учатся несколько десятков детей. Тем более, что по документу райисполкомы должны были отчитаться о принятых мерах до 16 декабря. Чтобы услышать откровенные и честные комментарии, мы пообещали не указывать полные названия учреждений в своем материале.

Также мы получили комментарий в Управлении образования, где нам еще раз постарались объяснить, кто именно будет проверять странички учеников в интернете.

«Мне что, дома больше заняться нечем и сидеть «Вконтакте»?»

Представитель одной из средних школ города Молодечно рассуждает, что выполнить такую работу в границах обычной школы (а речь идет про сотни учащихся) почти невозможно:

«Да, нам надо было ответить, назначить ответственных, и ответственным назначили меня. Но я считаю, что это лишь «отписка». Это невозможно, да и у нас много таких вопросов, на которые мы отвечаем «отписками.» Я не представляю, как на практике это делать. Во-первых, в школах отключены социальные сети. Из дома сидеть и контролировать это? Мне что, дома больше заняться нечем и сидеть «Вконтакте»? Ну, написали, а дальше, мне кажется, это заглохнет (смеется собеседник. — TUT.BY) и ничего не будет. Слава богу, никаких проблем с социальными сетями и учениками у нас раньше не возникало».

В одной из школ в Логойске спокойно сообщили, что ответственного за этот вопрос все-таки назначили, но, скорее всего, в реальности этим никто заниматься не будет. Тут же всплыл вопрос и об оплате мониторинга социальных сетей.

«Мы получали такое письмо, но спокойно к этому отнеслись. Самое главное — правильно воспринимать эту информацию. Ну, назначили ответственного. Но ведь это письмо, а не приказ. И поэтому каждый руководитель на месте сам должен принимать решение. Дети считают, что это личная жизнь. Но раз они выставляют эту жизнь на всеобщее обозрение (а мы теперь считаем, что интернет — это уже почти общественное место), то все равносильно тому, как если бы наш ученик шел по улице и ругался нецензурными словами. Все зависит от ситуации. Не каждый человек лично может сказать ту гадость, которую напишет на странице. Но если ученики не хотят, чтобы на их страничку залазили, то всегда можно сделать страницу закрытой, то есть недоступной другим пользователям. Но одного человека заставить мониторить практически все страницы, во-первых, нереально, а во-вторых, кто за это будет платить?»

«Мы теперь грамотные люди в плане нормативной базы, и если это не утверждено законодательно, то мы такие распоряжения не исполняем»

Директор одной из средних школ Борисова рассказал, что документ они не получали, но наслышаны об этом. Педагог не отказался высказать свою точку зрения по этой теме:

«Может, и не стоит в некоторые вещи лезть просто потому, что это указание сверху. Основная проблема в интернете — это нецензурная лексика. Я, например, практикую на своих уроках такой прием: копирую некоторые комментарии – плохие и хорошие — из социальных сетей, распечатываю и спрашиваю детей их точку зрения. Иногда они задумываются. Когда я готовила такую «подборочку», то вместо плохих слов ставила значки – те же звездочки. В итоге из одного высказывания ребенка на 4 строчки после «звездочек» осталось 4 слова. Хотя по работе со старшеклассниками замечаю, что как та Эллочка Людоедочка, они больше употребляют короткие сленговые слова, чем нецензурную брань. Собираю комментарии из разных соцсетей – «Одноклассники», «Вконтакте». Сама я там не зарегистрирована и скажу так, что нам, директорам, не очень это рекомендуют делать».

В Воложине нашему вопросу удивились. В двух школах нам сообщили, что такого документа на руки не получали. Хотя хорошо наслышаны о нем:

«Вы знаете, сначала я узнала про это из вашей статьи, — рассказывает представитель одной из городских средних школ. — Мы на школу такое письмо не получали, но стали интересоваться, как только пошли разговоры. Мое личное мнение однозначно: контролировать социальные сети мы не должны и вмешиваться в это тоже нам не нужно. Конечно, в школах мы должны проводить воспитательную работу, чтобы не использовали нецензурную брань и воспитывать культуру речи и в конце концов политическую культуру. Но что касается личных страниц, блогов – этим у нас никто даже не собирается заниматься. Мы теперь очень грамотные люди в плане нормативной базы, и если это не утверждено законодательно, то мы такие распоряжения не исполняем. И локально на местах ничего никто не будет делать, если не будет на это законного решения. Но я надеюсь, что такого не будет и в помине!«

А вот в учительской одной из сельских школ Несвижского района рассказали, что наблюдают за страничками учеников уже давно:

«Класныя кіраўнікі гэтым займаліся, менавіта сацыяльнымі сеткамі. Ды яшчэ з мінулага года, таму што вучні пачалі больш заходзіць на той жа сайт “Вконтакте”. Калі нешта такое недазволенае знаходзім, то гутарым з вучнямі. Не называем канкрэтна асобу, але кажам, каб не было нейкіх матных словаў. Іх староначкі пасля гэтага сталі досыць прыстойныя! Я сама зарэгістраваная ў сацыяльных сетках – і ў «Одноклассниках», і «Вконтакте». У сябрах там ёсць мае вучні. Бывае, што трэба перадаць нейкую неабходную інфармацыю, напісаў – і няма праблем. І лягчэй нейкія зносіны ажыццяўляць».

Фото интимного характера и «нижнее белье»

«Получали такой документ. Недавно у нас было по этому поводу совещание, потом беседовали с ребятами насчет социальных сетей, что допустимо, а что нет. Чтобы не думали, что только они видят эту информацию. Возможно, этим у нас будет заниматься учитель информатики. Пока еще не решили. Дети абсолютно нормально к этому отнеслись, правда, младшие 5-6-е классы спрашивали, мол, это что, теперь нужно удалить всю переписку? Мы объяснили, что она должна быть просто цензурной. Речь ведь идет о ненормативной лексике, какие-то фотографии, может быть, личного характера. Например, фото, которые выкладывают на всеобщее обозрение… интимного характера, скажем так».

Буквально вчера один из сотрудников школы в Смолевичском районе написал нам на почту такое сообщение: «По этому факту один человек из администрации школы записал себя ответственным за мониторинг Сети и, усмехаясь, сказал, что даже профиля «Вконтакте» у него нет».

Директор в одной из школ Смолевичей рассказал, что у них также назначен ответственный человек за мониторинг страничек учеников.

— Человек будет отслеживать информацию на страничках детей, которые у него уже есть «в друзьях». Каждый вечер он просматривает те страницы, к которым имеет доступ – в «Одноклассниках» и «Вконтакте». Занимаемся мы этим уже с мая этого года. У нас больше вопросов к фотографиям, которые выкладывают на странички наши ученики. На переменах что-то снимут или про учителей напишут. Но что-то криминальное не встречается. Бывало, что чуть-чуть припугивали статьями, уголовной ответственностью. Дети сами к таким проверкам не очень хорошо относятся. Говорят, что это личная информация.

— Не влияет ли это на отношения с учениками? – не можем не задать вопрос.

— Нет. Только вопросы со стороны некоторых проблемных детей, в основном у мальчиков.

В одной из сельских школ Смолевичского района нам признались, что и без мониторинга работы у учителей хоть отбавляй:

«Наш сотрудник будет выходить в социальные сети и просматривать эту информацию. И потом будем проводить уже персональную работу с учениками, если какая-то информация будет вызывать определенную тревогу. Но если говорить откровенно, то у школы и так хватает вопросов – море! Как вы представляете, если учителей и в этом направлении будут нагружать? И отвлекать, чтобы копаться, по сути, в грязном белье? А другое дело, что наши ученики постарше уже понимают, что это их личная жизнь, и они считают, что это выходит за рамки их прав».

В солигорской школе сообщили, что читали о таком письме в интернете, но на руки такого документа не получали, чему очень даже рады.

Каждая мама обязана знать:  Дочка срывает занятия в саду

А вот в Вилейской средней школе подсказали, что пока будут исполнять это решение только относительно уроков по информатике — будет отслеживаться история посещений на компьютерах.

«С одной стороны, это вмешательство в личную жизнь. С другой стороны, проверкой страничек ведь должны заниматься родители, а не школа! Мы лишь можем учить, чтобы такого не было».

Миноблисполком: «Этим учителя не занимались и не будут заниматься»

Было бы нелогичным с нашей стороны не обратиться еще раз в Управление образования Миноблисполкома, письмо которого получили в районных администрациях (а далее — школы и гимназии). В одном из отделов Управления, который занимается этим вопросом и чьи контакты были указаны в первоначальном документе, пояснили, что данное решение никоим образом не касается лично учителей:

— Учителя должны заниматься своим непосредственным делом — учить детей. А никакие социальные сети проверять не будут. Вы согласны, что если дети выкладывают в интернет какие-то фото, то они должны быть приличного содержания? Чтобы не было оскорбительных и нецензурных выражений. Ну, и материалов порнографического характера в конце концов. Однозначно можем заявить, что мониторингом социальных сетей учителя не занимались и не будут заниматься. И никто заставлять не будет. Это письмо разослали на отделы образования по райисполкомам. В первом письме речь вообще ведь не шла про педагогов, и непонятно, откуда такой ажиотаж и почему информация пошла на школы. У нас есть специальные люди, которые занимаются такими вещами. Вопрос информатизации ведь не сегодня возник.

На вопрос о том, какие «принятые меры» ждут в Управлении из районов, сообщили, что пока точно не могут ответить на этот вопрос и оценят это по информации, которую им «напишут в ответ». Возможно, отметили в Управлении, заниматься мониторингом социальных сетей в некоторых районах откажутся, а если так — «не будут, так не будут, заставлять никого не собираемся».

Портал TUT.BY благодарит всех педагогов, которые не отказались поговорить с журналистами и высказали свою точку зрения по этой теме.

РАССКАЖИТЕ НАМ

Друзья, если вы или ваши знакомые стали очевидцами интересного события, – не проходите мимо! Присылайте свои сообщения через форму обратной связи – ждем с нетерпением!

Права учителя и ученика. ТОП-10 важных правил школьной жизни

Школа живет по четким правилам — они прописаны в Законе об образовании, местных законах и школьных Уставах.

Кто прав — учитель или ученик? Куда обращаться родителю школьника? В нашей статье мы разбираемся в самых важных ситуациях и конфликтах в школе, которые вызывают больше всего вопросов у родителей и учеников.

Школа живет по четким правилам — они прописаны в Законе об образовании, местных законах и школьных Уставах. Но в некоторых моментах учителям предоставлена свобода действий.

1. Кто может работать учителем

Работать в школе учителем может не только человек с высшим педагогическим образованием. Важно, чтобы у учителя было высшее образование по специальности, связанной с предметом. Например, для физики — физико-технический факультет Университета, для музыки — Консерватория, для МХК — факультет искусствоведения и культурологии.

Любой кандидат в учителя проходит аттестационную комиссию. Комиссия состоит из завучей и учителей, они проводят собеседование, уточняют квалификацию и опыт работы будущего учителя и назначают ему испытательный срок.

Учителем может стать человек с судимостью — но только за мелкие преступления и правонарушения. Если совершено преступление против жизни, здоровья, чести, половой неприкосновенности или общественной нравственности — дорога в школу закрыта. Человек с нетрадиционной ориентацией также имеет право преподавать, но школы, как правило, избегают таких педагогов, хотя эта практика не опирается на закон.

2. Какую ответственность несут учитель и ученик за оскорбление

Ученики по закону имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от оскорбления личности и всех форм физического и психического насилия. Учителя должны соблюдать правовые и нравственные нормы: нельзя ни наедине, ни при всем классе оскорблять ученика, пугать его, заставлять словами или силой выполнить какое-то действие.

За подобный проступок к учителю можно применить дисциплинарные меры, в том числе увольнение. За оскорбления в неприличной форме учитель может получить штраф по ст. 5.61. КоАП РФ.

Также учителя не должны читать личные записки учеников и разглашать их содержание, ведь по Конституции ребенок тоже имеет право на личную тайну. Если вас это коснулось — обратитесь к администрации школы с заявлением.

В то же время педагог имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование любого случая. Если учителя оскорбляет ученик — ребенка могут привлечь к дисциплинарной ответственности: это замечание, выговор или исключение из школы (для детей с 15 лет). Ученика 14-16 лет могут привлечь и к гражданско-правовой ответственности как за причинение морального вреда по ст. 1074 ГК РФ, если учитель подаст иск.

3. Как выставляются отметки и что делать, если отметка кажется несправедливой

В школах должны быть прописаны правила по выставлению отметок: критерии и порядок оценивания за устные ответы, письменные работы, четверть, год. Закон передает вопрос оценивания полностью в ведение школ и только для 9 и 11 класса вводит обязательный порядок:

— итоговые отметки за 9 класс по предметам ОГЭ — это среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления (до 4,4 — округляем до 4, от 4,5 — округляем до 5);

— итоговые отметки за 11 класс — это среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления.

Если ученику и родителям кажется, что учитель несправедливо ставит отметки, снижает оценку за поведение, за отсутствие книг и тетрадей или пропуски занятий, если учитель не выставляет отметки в дневник и не знакомит с результатами контрольных работ, — сперва нужно поговорить с учителем.

Если разъяснения учителя вас не устроят, обратитесь к администрации школы. Придется ознакомиться с локальными актами, где прописаны критерии выставления отметок, и понять, правомерно ли действовал учитель. Если действия учителя кажутся вам несправедливыми — напишите заявление или жалобу на имя директора с просьбой о пересмотре отметки, приведите ваши аргументы. Еще родители могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть создана в школе), в органы управления образованием и даже в суд.

Школьная форма: правила, требования и наши права

4. Могут ли ребенка не пустить на урок (выгнать с урока), если он нарушил дисциплину

В школьном уставе прописаны требования к школьной форме и внешнему виду учеников, правила поведения на уроке. Но даже если ученик нарушает эти правила: приходит на занятия не в школьной форме, с синими волосами, в туфлях на каблуках, в макияже, опаздывает, плохо ведет себя на уроке, — его все равно не могут выгнать из класса. Такое действие будет грубым нарушением права ребенка на образование, и если будет доказана вина педагога, то его привлекут к дисциплинарной или даже уголовной ответственности (в зависимости от тяжести нарушения).

В каком-то смысле учителя лишены рычагов влияния: они могут сделать замечание, запись в дневнике, могут приглашать родителей для беседы, приглашать завуча в класс для решения сложной ситуации. Школа может собирать педсовет с участием родителей по поводу поведения ученика, подключать школьного психолога или даже детскую комнату милиции. Крайняя мера — исключение из школы.

5. Может ли учитель отнять мобильный телефон у ребенка

Телефон — имущество ученика, и учитель не имеет права отбирать телефон даже временно. Если ребенок пользуется телефоном на уроке, отвлекается и мешает другим детям, учитель может сделать замечание, запись в дневник, провести профилактическую беседу после урока, пригласить родителей в школу.

В некоторых школьных Уставах есть Положения о мобильных устройствах, например, запрет на пользование телефоном в учебное время. Родители знакомятся с Уставом и автоматически соглашаются с этим правилом. За нарушение Устава школа тоже может сделать не так много: сделать ученику замечание или выговор, пригласить родителей на беседу.

6. Могут ли родители посещать уроки

Закон не отвечает прямо на этот вопрос. Но он говорит, что родители (законные представители) имеют право знакомиться с содержанием образования, методами обучения и образовательными технологиями. При этом они не имеют права оценивать работу учителя (а посещение уроков — это часть внутришкольного контроля). Да и учителю гарантировано право свободы преподавания и выбора учебных форм.

Поэтому, если у вас есть сомнения и претензии к учителю и вы хотите побывать на его уроках, вопрос нужно решать через учителя и администрацию. В школе должно быть Положение о присутствии родителей на уроках: школа разрабатывает это правило самостоятельно. Поговорите с учителем, обратитесь к завучу или директору и получите разрешение на посещение урока. Конечно, при посещении урока нужно соблюдать правила школьного распорядка, не нарушать ход урока и не отвлекать учителя и детей.

7. Должна ли школа заниматься с детьми дополнительно

Закон предусматривает для длительно болеющих детей обучение на дому или при больницах. Поэтому школьники, которые пропустили уроки по непродолжительной болезни, проходят материал самостоятельно. То же касается “отстающих” детей с трудностями в обучении. Но если у школы есть средства для оплаты дополнительных занятий с детьми — она может их организовать. Также школа может предложить ребенку индивидуальный учебный план. Чтобы решить вопрос — обращайтесь к директору.

Если ученик не справляется с программой, у него к концу года есть академическая задолженность, то школа может предложить семье оставить ребенка на повторное обучение, перевести на обучение по индивидуальному плану или по адаптированным программам. Окончательное решение принимают родители. Если вы не хотите оставлять ребенка на второй год, то академическую задолженность придется погасить не позже, чем через год после ее появления.

8. Когда в школе нужна справка от врача

Медсправки требуются после лечения ребенка в больнице или санатории, для организации обучения на дому, при пропуске занятий из-за болезни, при освобождении от физкультуры по состоянию здоровья, для освобождения от прививок. Если ученик не принес медсправку, в школьном журнале делается отметка об отсутствии по неуважительной причине. Подробности определяются школьным Уставом.

С медсправками связан еще один вопрос: должен ли ученик, освобожденный от физкультуры, сидеть в спортзале во время урока. Ответ таков: ученик освобожден от занятий физкультурой, а не от присутствия на уроке. Учитель физкультуры во время урока отвечает за жизнь и здоровье ученика, поэтому просто так отпустить ученика с урока он не может. Родители могут решить этот вопрос в индивидуальном порядке, обратившись к директору школы.

9. Может ли ученик посещать уроки не со своим классом

Иногда ученику важно бывать на уроках с другим классом или у другого учителя (например, для углубленных занятий или, наоборот, чтобы наверстать пропущенный материал). Это возможно. Требуется согласие самого учителя и директора школы. Но уроки в своем классе пропускать нельзя.

Если весь класс хотел бы заниматься у другого учителя или сменить классного руководителя — ученики и родители имеют право обращаться к директору о замене учителя. Это право должно быть закреплено в Уставе школы.

Как общаться со школьными учителями?

10. Куда жаловаться на нарушение прав школьника

Закон разрешает (и даже рекомендует) нам жаловаться на нарушение порядка и прав ребенка в школе. Куда же писать жалобы и заявления родителям?

— в школьную комиссию по урегулированию споров;

— в вышестоящие органы управления школой;

— в прокуратуру и суд.

Заявление о нарушении прав пишется в двух экземплярах: в месте подачи остается один экземпляр, а второй забираете вы с отметкой о приеме. Если директор бездействует, не рассматривает жалобу родителей и не дает на нее письменный ответ, — это поведение можно обжаловать в суде.

Кто предупрежден — тот вооружен, и мы в этой статье постарались привести вас в боеготовность. Но все же, пусть новый учебный год принесет вам только интересные и приятные вопросы и ответы, а ваши отношения со школой будут теплыми и радостными!

Имеет ли права учитель взламывать в соцсетях страницы своих учеников?

А что, учитель в этом плане от кого-то может отличаться?

Конечно не имеет.

На это нет ни у кого права. Он нарушает все правила и законы, вторгаясь в личную жизнь.

А потом, что он ищет в личной жизни каждого ученика? Чем его прельщает взлом чужих ящиков? Любопытство и длинный нос? Более чем.

Лучше пусть взламывает ящики индивидуального подхода к каждому ребенку, подбирает к ним ключики, пароли, а не по интернету шастает в поисках чего-нибудь эдакого.

Сама я учитель, а до такого бы даже и не додумалась.

Имеет ли право учитель собирать телефоны учеников перед уроком?

Смартфоны на уроке — враги или помощники?

А вот министр образования России Ольга Васильева высказывается против мобильных телефонов. «Что касается запрета айфонов как помощи на уроках учеников — я думаю, что здесь вопрос очень сложный. На мой взгляд, у нас есть планшеты во многих школах, те, которые являются рабочими и которых достаточно, чтобы посмотреть рабочий материал», — прокомментировала «мобильную» ситуацию в школах Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания в прошлом году.

Тогда же министр отметила, что запрещать или разрешать использовать мобильные телефоны в школе — собственная прерогатива каждого учебного заведения. В пример Васильева привела использование во многих общеобразовательных учреждениях специальных коробок для сбора телефонов. На входе в класс стоит «красивый ящичек», куда школьники сдают свои гаджеты, которые они забирают оттуда лишь после занятий.

Действительно, практика изъятия на время урока гаджетов у школьников имеет успех у многих преподавателей. Но правомерен ли такой «отъём у населения» имущества и чем подобные действия могут грозить учителю? Разбираемся в ситуации при помощи «буквы закона».

Юридическая сторона вопроса

Имущество

В нашем анализе будем руководствоваться Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.

Итак, семья приобрела своему ребёнку мобильное устройство, которое он стал носить с собой в школу. Следовательно, был совершён акт дарения, а ребёнок стал собственником гаджета.

В школе преподаватель требует ребёнка сдать смартфон на временное хранение, так как наличие гаджета у школьника будет отвлекать ребёнка от процесса обучения. В конце урока учитель обязуется вернуть телефон владельцу.

Дети, которые проходят обучение в школах, дееспособны, следовательно, могут приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять свои гражданские обязанности. Объем прав и обязанностей регулируется Гражданским кодексом РФ. Статьи 21, 26 и 28 определяют понятие дееспособности, а также перечисляют варианты возможных сделок в зависимости от возраста несовершеннолетнего («Дееспособность гражданина»; «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»; «Дееспособность малолетних»).

Школьник, став собственником смартфона, обрёл права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Ребёнок вправе распоряжаться личным имуществом, как ему вздумается, совершая любые действия, естественно, при этом не нарушая закон, права и охраняемые законом интересы других лиц. Такие действия регулируются Гражданским кодексом РФ, описываются в статье 209 (ст. 209) «Содержание права собственности». Таким образом, всю ответственность за свои действия с личным имуществом, в данном случае — с телефоном, ребёнок несёт самостоятельно (ст. 210 «Бремя содержания имущества» и ст. 211 «Риск случайной гибели имущества»).

Хранение

Итак, с актом дарения и получением ребёнка телефона в собственность разобрались, теперь рассмотрим момент «честного отъёма» сотового телефона у ученика и пребывание гаджета в коробке (или ящике, или любом другом месте, куда поместит его ученик или учитель).

В подобной ситуации из всех вышеперечисленных действий логически «вытекает» лишь один вид сделки — хранение. Согласно договору хранения «одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности» (ГК РФ ст. 886 «Договор хранения»). Несмотря на то что договор хранения предполагает простую письменную форму, отсутствие оной «не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем» (ГК РФ ст. 887 п. 3 «Форма договора хранения»).

Согласно п. 1 ст. 900 ГК РФ («Обязанность хранителя возвратить вещь») «хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением». В данном случае под «хранителем» понимаем преподавателя, забирающего сотовый телефон, а под «поклажедателем» — школьника.

Кстати, стоит отметить, что преподаватель не имеет права требовать у своих учеников сдавать телефоны перед уроком. Личное имущество должно сдаваться добровольно, иначе педагог нарушает положения ст. 209 ГК РФ («Содержание права собственности») и п.1 ст. 35 гл. 2 Конституции РФ («Право частной собственности охраняется законом»).

В чём же подвох?

Все «роли» распределены, действия расписаны, казалось бы, где может притаиться опасность? Однако вероятность того, что «что-то может пойти не так», вполне велика.

Представьте ситуацию, в которой ученик решает проучить или отомстить преподавателю. Причин может быть масса — некорректное замечание педагога, неудовлетворительная отметка, наказание за провинность и т.д. Или, возможно, что гаджет ребёнка уже сломан, он боится реакции родителей и ищет, на кого бы «повесить» вину. Так или иначе, но ученик вполне может отдать преподавателю на хранение уже сломанный аппарат.

Согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ («Основания ответственности хранителя») «хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401» Гражданского кодекса. П.2 ст.401 ГК РФ (Основания ответственности за нарушение обязательства) гласит, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство». В описанной ситуации именно педагог становится «лицом, нарушившим обязательство», поэтому ему самостоятельно придётся доказывать, что он не причинял вред гаджету.

Также важно обратить внимание на то, что хоть это и был акт хранения, но протекал он на безвозмездной основе. А для такого варианта тоже существуют свои правила. Согласно п.2 ст. 902 ГК РФ («Размер ответственности хранителя»):

«При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:

1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость».

В помощь учителю

Помочь доказать свою невиновность смогут видеокамеры, если таковые есть в кабинете. Но, во-первых, не все классные комнаты в российских школах (да что там «не все», если брать показатели по стране, то можно сказать «почти нигде») оснащены видеокамерами, а во-вторых, на видео должно быть чётко видно, что преподаватель никак не мог сломать телефон. К примеру, если учитель и коробка будут не под тем углом к камере, даже при наличии видео невозможно будет доказать невиновность преподавателя.

Поддержать своего учителя могут остальные ученики в классе, давая показания о том, что учитель не ломал гаджет. Но ведь школьник может получить свой телефон обратно последним, когда все ученики уже покинут класс. Тогда учитель остаётся без свидетелей и без записи с камеры.

В целом, учитель вполне может справиться с доказательством своей невиновности. Но легко представить, скольких сил и нервов ему это будет стоить. Поэтому, в данной ситуации, стоит предусматривать ВСЕ варианты развития событий и лучше лишний раз себя обезопасить, не беря на хранение имущество учеников. По возможности стоит объяснить школьникам важность самостоятельного отказа от использования мобильных телефонов во время урока (то есть ученики сами не будут доставать сотовые), либо построить урок так, что эксплуатация гаджетов станет частью обучения.

Также, как вариант, администрация может принять в пределах своей компетенции локальный акт, описывающий порядок сдачи гаджетов на хранение. Таким образом, ответственность за сохранность имущества будет нести не один учитель, а вся администрация общеобразовательного учреждения.

Естественно, никто не говорит о том, что ученики только и ждут того момента, как «подставить» своего учителя. Нет, подобных ситуаций на практике происходит не так много, но они есть. Поэтому для преподавателя разумнее учесть все «опасные» моменты ситуации и обезопасить себя заранее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация