Имеет ли учитель право по закону запретить детям иметь при себе гаджеты на уроках


Нужно ли запретить гаджеты в школах: за и против

Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов выступил с инициативой запретить школьникам пользоваться электронными устройствами с выходом в интернет в стенах учебного заведения. По его мнению, гаджеты мешают учебному процессу.

Министерство образования и науки РФ его предложение не поддержало, ведь интернет сейчас стал неотъемлемой частью школьного образования. Более того, ведомство развивает это направление. Например, с начала этого года стали доступны электронные учебники, пользоваться которыми может любой школьник со своего мобильного устройства.

В скандинавских странах и Великобритании детям разрешают пользоваться смартфонами лишь в крайних случаях. Впрочем, это ни в каких законах или указах не прописано, об официальном запрете там только задумываются. В некоторых штатах США применение гаджетов на уроках даже поощряется, в других — запрещено. Удивительно, но в самой высокотехнологичной стране мира — Японии — проносить включенную электронику на урок запрещено. Если учитель увидит, как школьник держит в руках смартфон или услышит сигнал, он отберет устройство, и вернуть его можно будет только с родителями. И домашнюю работу там делают исключительно в письменном виде.

Что думают по поводу инициативы запрета гаджетов в Коми?

Алексей Рогачев, учитель истории и обществоведения физико-математического лицея-интерната:

— Запрещать гаджеты нельзя, потому что они уже неотъемлемая часть современной жизни. Если проблема в том, что ученики пользуются интернетом на уроках, то можно поставить специальные глушилки. Если проблема в том, что ученики играют на уроках, то в данном случае нет разницы между гаджетами и старыми играми на листочках в морской бой, например. Дело в преподавателе и дисциплине. Плюсы вполне очевидны. Гаджеты можно использовать в учебе. Н апример, я иногда прошу детей уточнить информацию по уроку в интернете или посмотреть портрет царя или исторического деятеля, пока я показываю на компьютере карты.

Э то не проблема школы, а проблема родителей. М обильный интернет школа контролировать не может. Тем более, что подавляющее число телефонов — это смартфоны с возможностью выхода в интернет. Т огда надо лишать детей телефонов. А это уже другой вопрос, связанный с безопасностью. Ч то касается школьного интернета, он, конечно же, должен фильтроваться.

Любовь Филиппова, студентка Института гуманитарных наук СГУ:

— Считаю, что именно на уроках (во время учебного процесса) использовать гаджеты не нужно. В этом нет необходимости: на уроках есть тетрадь, учебники, дополнительные материалы. Но и отказываться от гаджетов не стоит: с их помощью зачастую легче подготовить домашнее задание (те же самые презентации), да и у детей явно растёт интерес к учебе. К примеру, мой младший брат не хотел писать домашнее сочинение, но когда появилась альтернатива — напечатать его, а не написать от руки — он с радостью выполнил задание. Да, детей привлекает все, что связано с гаджетами, и этот их интерес можно направить в правильное русло.

Мой ответ — да, дома детям стоит пользоваться гаджетами. Но нет, в школе этого делать не нужно, чтобы ребёнка не отвлекали посторонние развлечения и информация, которые есть а телефонах и планшетах.

Д умаю, что просто не нужно разрешать свободное использование гаджетов на уроках (захотел — достал). Все должно быть в рамках разумного. Зачитать доклад, показать презентацию — это да.

Я сейчас, например, учусь в вузе и понимаю, что без планшета на парах было бы тяжко. Все время нужно находить новую информацию, приносить какие-то материалы. Поэтому гаджеты всегда под рукой. Школа — немного другое, дети не всегда понимают, что использовать свои телефоны и планшеты нужно лишь в учебных целях. Поэтому и должны быть ограничения, контроль учителя.

Валентина Трошева, завуч школы №1:

— Гаджеты — это часть современного информационного пространства. Я считаю, что нельзя полностью их запрещать. Например, у нас в школе нет электронных учебников, и ученики прям о на уроке (если нет книги с текстом на литературе) быстро находят нужный текст. А вот на проверочных и контрольных я бы ограничила наличие гаджетов, это легко сделать: достаточно просто попросить учеников оставить эти предметы на учительском столе.

Ольга Медведева, педагог физико-математического лицея-интерната:

— Рассматривать сегодня, в век высоких информационных технологий, вопрос об использовании личных средств связи с выходом в интернет столь категорично — по типу «казнить нельзя помиловать» — нельзя.

Господин Астахов рассматривает гаджеты как средство доступа в интернет, а, следовательно, и все неприятные информационные материалы, которые оттуда идут.

Я бы рассматривала личные средства связи с одной стороны, как возможность родителям всегда иметь доступ к общению с ребенком (и совершено понятно по каким причинам). С другой стороны – возможность получать информацию без вреда для физического здоровья: уж лучше один планшет, чем пять-шесть «бумажных» учебников.

Сложнее всего, на мой взгляд, здесь другая сторона медали: вред «личных средств связи с доступом в интернет» для духовного развития, психологического здоровья, развития социальных навыков, коммуникабельности. Дети и подростки сидят в социальных сетях бесконечно, на уроках нередко можно видеть их «онлайн».

Если говорить о доступе к информации, то грустная ситуация складывается в связи с изучением произведений художественной литературы. Знакомиться с произведением по краткому изложению, в пересказе (часто именно это ищут в интернете к урокам литературы) — то же самое, что слушать музыку не в зрительном зале, а по телевизору, ну, или полистав нотную тетрадь. Читая произведение, ты наслаждаешься языком, словом, мыслью, образами. Работает воображение, сопереживаешь героям. Что дает, например, краткое изложение произведений Пришвина? «Сел мужик на пенек, увидел травку, птичку и небо…» Как-то так представляется. И где здесь любовь к природе, восхищение красотой, неповторимостью цветов и звуков, красок?! Любовь к Родине разве в кратком изложении формируют? Как душа ребенка будет развиваться? А уметь действовать быстро в какой-то непредвиденной ситуации? Ответы на все есть в интернете. Только они далеко не всегда правильные. Да и правильные если и есть, то когда их искать, если проблему решать надо срочно.

Каждая мама обязана знать:  Как исправить пагубное воспитание бабушки

О влиянии на зрение – отдельный разговор. А если экран дорогого гаджета разбит от неоднократного падения, то проблема многократно увеличивается.

Самый верный вариант в этом случае – в каждом конкретном учебном заведении самостоятельно решать этот вопрос. С родителями и детьми. Договариваясь.

Дмитрий Шатохин, депутат Государственного Совета РК:

— Я поддержал инициативу запретить гаджеты на совещании по увеличению уровня преступности в подростковой среде в нашем регионе за последние годы. Я считаю, причина тому, в том числе, — расслоение населения по имущественному принципу и потребительские ценности, которые сейчас прививаются в обществе. Отсюда ряд подростков, которые не могут купить себе планшеты и смартфоны, видя их у других, зарабатывают себе на этом фоне невроз. А что хуже — выливают свою злость на других в виде правонарушений либо просто отбирают эти гаджеты (количество грабежей в дневное время со стороны молодежи за год увеличилось вдвое). И ли пытаются заработать деньги незаконным путем для приобретения гаджетов. Поэтому пусть школа будет свободна от культа вещей, первые ласточки уже есть — это введение унифицированной школьной формы. Теперь нет расслоения, приходит ребенок в дорогой одежде или нет. Надо идти дальше и ввести запрет на внос гаджетов в школу. Это мнение не только мое как депутата, но и как папы. Вижу по своему сыну, какими ценностями наполнена сегодняшняя ALma Mater.

  • Печаль 3
  • Радость 2
  • Гнев 8
  • Удивление 5
  • Восторг 3

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

Мобильные телефоны в школе. Нужен ли запрет на использование?

Мобильные телефоны – одна из основных причин разногласий в современных школах. Ученики уверены, что посягают на их личное пространство и нарушают права, когда речь заходит о запрете использования. Педагоги же все больше жалуются на злоупотребление гаджетами. Проблема есть, а значит надо искать решение или хотя бы для начала наметить пути, которые помогли бы выявить оптимальный выход из сложившейся ситуации.

В чем именно заключается проблема?

Главной причиной раздора стало распространение мобильных телефонов, планшетов и других гаджетов. Если еще недавно немногие могли позволить себе эту роскошь, то сейчас заветные «игрушки» есть у всех школьников.

Одно дело, когда телефоны лежат в портфеле, не нарушают тишину и никого не отвлекают. Когда в поле зрения педагога попадает ученик, прячущий мобильный за стопкой учебников и уделяющий все внимание на уроке только ему, возникают соответствующие вопросы, а именно:

  1. Это учитель не способен удерживать внимание детей на уроке?
  2. Это ученики настолько увлечены гаджетами, что не способны переключаться даже на 45 минут на другой вид деятельности?

К сожалению, проблемой являются не только эти вопросы. Причиной громких заголовков СМИ все чаще становятся видео, которые ученики снимают на смартфоны даже во время уроков. Стоит учителю немного повысить голос, как это быстро становится достоянием общественности. С одной стороны, эти видео проливают свет на существующие недочеты в школьной системе. С другой, нередко оказываются вырванными из контекста.

Причины запрещать пользоваться сотовыми телефонами в школах

Причин внести запрет на использование мобильных телефонов в школах набирается не так уж и мало. В первую очередь гаджеты действительно становятся конкурентами учителю. Ребенок может сделать выбор как в пользу урока, так и в пользу любимой игры или переписки с друзьями. Во втором случае материал не будет усвоен, что принесет нежелательный результат в виде отрицательных оценок. Если, конечно, школьник не соберется с мыслями дома и не примется за изучение материала.

Камера на телефоне нередко используется не только на переменах, но и на уроках. Дети запросто фотографируют друг друга и педагогов. Конечно, это вызывает конфликтные ситуации, поскольку фотографируемый может почувствовать посягательство на личное пространство. А это, в свою очередь, разрушает благоприятную атмосферу в классе.

Кроме того, школьники нередко забывают, где оставили телефоны. В этой ситуации уже не до биологии или геометрии. Гаджет нужно найти, иначе можно и от родителей выговор получить, а ждать новое устройство очень долго.

Причины ограничить пользование мобильными телефонами в школе

Ограничение является более мягкой мерой, если сравнивать с запретом. И дети относятся более благосклонно, и учителя воспринимают положительно. Стоит сказать, что педагоги также могут отвечать на звонки и смс на уроках. Школьники такие детали подмечают, чувствуют себя ущемленными и негативно настраиваются против своих же учителей. Если запрет на использование и должен быть, то скорее всего для обеих сторон.

В жизни бывают непредвиденные обстоятельства, когда ребенку необходимо связаться с родителями и наоборот. В этом случае удобно иметь при себе сотовый телефон, в котором уже сформирована телефонная книга. Ребенку остается только выбрать нужный контакт и позвонить.


Кроме этого, ученикам бывает нужна поддержка или совет со стороны родителей. Единственным средством связи в стенах школы снова становится гаджет. Если ребенок позвонил родителям, получил поддержку, забыл о проблемной ситуации и полностью погрузился в учебный процесс, то телефон имеет место быть. Конечно, при условии, что на уроках всегда выключен звук, а сам гаджет находится в кармане сумки.

Имеет ли право администрация образовательного учреждения запретить пользоваться гаджетами в школе?

Ответ на этот вопрос будет положительным. В соответствии со статьей 43 Федерального Закона № 273, учащиеся обязаны выполнять требования устава образовательного учреждения и соблюдать правила внутреннего распорядка. Поэтому школьники не смогут использовать мобильные телефоны в школе, если в уставе прописан запрет. А если проигнорируют требование, то это будет являться нарушением. Проблемы мало кто любит, поэтому в этом случае родители становятся особенно заинтересованы, чтобы их дети не создавали лишнего повода для вызова в школу.

Каждая мама обязана знать:  Моя дочка иногда бьет меня

Запрет мобильных телефонов в школе возможен. Однако могут ли учителя просто забрать гаджет у ребенка, который не выпускает его из рук весь урок? Согласно Конституции РФ и статье 209 Гражданского Кодекса, учитель не вправе забирать и удерживать гаджеты и другие личные вещи учащихся. Однако если в уставе прописан запрет на использование телефонов, то положить на учительский стол либо свободную парту или убрать в портфель ребенок будет обязан по первому требованию.

Что даст ограничение или запрет на использование гаджетов в школах?

Конечно, когда речь идет о таком серьезном вопросе, хочется понимать, какой будет итог положительного решения на запрет. Результат будет следующим:

  • сокращение числа отвлекающих факторов на уроке;
  • уменьшение возможностей для списывания;
  • отсутствие стресса для ребенка, если телефон оказался потерян;
  • отсутствие конфликтов на почве воровства дорогого устройства;
  • создание приблизительного равенства между учащимися, когда более обеспеченные не имеют возможности вызывать зависть или обиду у менее состоятельных.

Таким образом, ограничение или запрет на использование гаджетов имеет существенные преимущества. Однако важно учитывать и те «но», которые имеются. Кроме того, возможно стоит рассмотреть и такой критерий профессионализма педагогов, как способность поддерживать дисциплину. Всегда больше порядка там, где люди знают свои права и обязанности. Если школьники помнят о своих правах, то об обязанностях забывают. Возможно, будет достаточно чаще напоминать, что в школе учатся. Но не исключено, что запрет будет более эффективной мерой.

Другие статьи на тему педагогики и образования:

Телефоны в школе запретят? Роспотребнадзор разработает предложение к 1 сентября

На заседании Совета при президенте России по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко рассказала, что считает смартфоны в классах излишеством:

— Вообще надо запретить (приносить телефоны — прим. ред.) в школу, наверное, потому что у нас нет условий для хранения. Если кто-то с дорогим телефоном будет ходить, оставлять, а потом этот телефон исчезнет, директора школ тоже не будут брать на себя такую ответственность, — сказала Матвиенко, отметив, что уже к 1 сентября надо решить данный вопрос.

Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова пообещала, что в течение месяца ее ведомство разработает предложения по запрету использования учениками телефонов в учебных заведениях.

Во многих школах, действительно, уже давно идет борьба против мобильных. Во-первых, некоторые дети отвлекаются на них прямо во время уроков. Играют, пишут смс , принимают звонки (!). Во-вторых, снимают самые разные безобразия и тут же выкладывают в интернет. Грязь и страшное нечто в тарелках столовых. Не совсем педагогические методы учителей и охранников. Разве это может понравиться администрации школы, предпочитающей не выносить сор из избы?

Хитами YouTube не раз становились школьные драки. Причем часто организуемые именно ради шокового видео.

Наконец, сообразительные детки гуглят подсказки прямо во время проверочных работ.

Поэтому в устав образовательных учреждений обычно включены собственные правила, насколько допустимо использование телефонов в стенах класса. Где-то требуют сдавать аппараты в специальную коробку при входе в класс. Но это не защищает от звонков, раздающихся в этом ящике прямо посреди уроков. Да и складывая телефоны, школьники могут разбить свой или чужой телефон — кто за это будет отвечать? Учитель? Но он здесь причем? У педагогов в началке вообще дилемма: дети постоянно находятся в одном помещении, значит, мобильники должны лежать в коробке весь день. Кто будет следить за ними на переменах?

Некоторые дети отвлекаются на телефоны не только на переменах, но и во время уроков Фото: Михаил ФРОЛОВ

Оставлять смартфоны в раздевалках? Это даже смешно. Там постоянно пропадают куртки и ботинки, а уж за сохранность того, что в карманах одежды, администрация тем более ответственности не несет! Проблему могли бы решить личные шкафчики, как в спортклубах, например. Собственно, они могли бы решить и много других проблем — хранения спортивной формы, второго комплекта учебников, чтоб не таскать по пять кило ежедневно. Но шкафчиков в подавляющем большинстве школ нет, и оборудовать ими гардеробы нереально, будем трезвыми. Поэтому да, запретить смартфоны напрашивающийся вывод.

Но против этого выступают родители. И у них (ну то есть у нас тоже — мы ведь и сами родители) есть свои аргументы. Самое главное: телефон позволяет контролировать местонахождение и безопасность ребенка. Тем более, он после уроков может не домой должен возвращаться, а отправляться на кружки и секции в другой части города. То есть уходить на большую часть дня. Криминальная ситуация сейчас не та, чтобы на это смотреть легкомысленно.

Кроме того, с помощью снятого на телефон видео можно вывести на чистую воду учителя-садиста, оскорбляющего или избивающего детей (и такие случаи бывали). Зафиксировать факт травли. В общем, видео бывает не только развлекательного содержания. И возможность его публикации здорово сдерживает тех, у кого тормоза вот-вот откажут.

Наконец, школа сейчас переходит на электронные дневники — и где еще ученику посмотреть задания, как не в смартфоне?

Что Роспотребнадзор разработает документы о запрете мобильных за месяц — и сомневаться не приходится. За последнее время у нас накопился большой опыт запрещения того и сего. Правда, чего потом удивляться, что родители видят в системе образования враждебную силу, от которой только и ждешь неприятностей…

Не звони мне, не звони. Нужно ли запрещать мобильники в школе

Путин обсудит вопрос о запрете гаджетов в школах с Васильевой

Владимир Путин заявил о своем намерении обсудить с министром просвещения Ольгой Васильевой вопрос запрета гаджетов в школах. «Не знаю, насколько идея эффективна, потому что она (министр. — «Газета.Ru») только поддерживает эту идею, значит, она еще не реализована», — отметил Путин в ходе общения с победителями международных олимпиад в образовательном центре «Сириус» в Сочи.

Таким образом российский лидер ответил на вопрос, считает ли он подобные меры действенными. Путин уточнил, что запрет еще не ввели, а «любая идея может быть признана эффективной или нет только после анализа практики применения». «Я так понимаю, такой практики пока не существует, поэтому трудно сказать», — подчеркнул президент.

Каждая мама обязана знать:  Единовременное пособие, если матери 40 лет

К тому же он признался, что пока непонятно, так ли на самом деле необходимо запрещать гаджеты в школах. «Все запретить невозможно. Нужно просто понять, как то или иное явление, те или иные достижения можно использовать для процесса обучения. Об этом нужно подумать, и с ходу я не стал бы комментировать и не стал бы дезавуировать эти идеи», — заявил Путин.

В завершение своего ответа президент пообещал, что обсудит этот вопрос с самой Васильевой.

Ранее на «Общероссийском родительском собрании» министр просвещения заявила об идее обязать школьников сдавать свои смартфоны перед началом урока.

Васильева напомнила о принятом недавно во Франции законе, в соответствии с которым ученикам начальной и средней школы запрещается использовать устройства во время обучения. Отмечается, что данный закон предусматривает полный запрет средств связи, за исключением случаев, когда смартфоны используются в образовательных целях. Эти нормы были введены в отношении не только учеников, но и учителей.

Запрет мобильных телефонов в школе был одним из предвыборных обещаний Эмманюэля Макрона, который стал президентом Франции в мае 2020 года. По мнению министра народного образования Жан-Мишеля Бланкера, «реализация этих инициатив благоприятно отразится на процессе обучения учеников, позволит сосредоточить их внимание на предметах и создаст благоприятную для получения знаний атмосферу».

Впрочем, далеко не все французы поддержали такую инициативу. Некоторые парламентарии, среди которых в том числе представители «республиканцев» и Соцпартии, неоднократно выступали против этого закона. Они считают его бесполезным и избыточным, поскольку во французском законодательстве уже есть аналогичные нормы.

При этом министр народного образования Франции полагает, что «новый текст создаст гораздо более прочную правовую основу и убережет школьников от зависимости от телефонов».

Васильева, которая в этом вопросе выступает в поддержку французских коллег, выразила желание, чтобы подобную норму ввели и в российских школах. Хотя, как она сама отмечает, некоторые образовательные учреждения в России уже приняли решение о запрете пользования гаджетами во время школьных занятий, поэтому жесткого запрета от властей не будет.

«Очень многие школы пошли по такому пути, у них есть ящички, есть контрольно-сигнальный телефон для связи с родителями. Возникает вопрос зачем, если все есть, есть полная оборудоемость в классе, это необходимо нам, чтобы ребенок работал. Здесь мое мнение такое: французы делали это долго, но правильно. У нас это школы делают, мы будем это поощрять, и рано или поздно мы дойдем до такого же, как и наши французские коллеги», — заявила министр.

Кстати, одной из причиной такой инициативы со стороны Васильевой, вероятно, является ее личное отношение к гаджетам. По ее мнению, компьютерная зависимость является общемировой проблемой, а постоянное использование гаджетов препятствует развитию.

«Способность в этих гаджетах жить, она мешает во многом и продвижению, в том числе, вперед… Эта компьютерная привязанность, она становится проблемой общемировой», — заявила министр телеканалу «Спас».

Тогда она вновь привела в пример меры, который принимаются для решения этой проблемы в европейских странах.

«Вы посмотрите, как довольно жестко многие европейские страны к этому подходят. Допустим, Франция говорит… о запрете мобильных телефонов в школах. На некоторых землях в Германии детям запрещено ими пользоваться до восьми лет, австрийская система, ну и так далее»,

В то же время власти уже не первый год намереваются покрыть все российские школы высокоскоростным интернетом. Как сообщила «Газете.Ru» сама Васильева, в настоящее время обычным интернетом покрыты 100% городских и 99% сельских школ. «Но сегодняшние реалии требуют высокоскоростного интернета, и мы будем проводить его совместно с Минкомсвязи», — подчеркнула она.

Качественное интернет-соединение нужно для обслуживания интерактивных досок, электронных дневников и журналов. Но опасение родителей вызывает то, что их дети, которые и так довольно много времени проводят в соцсетях, погрузятся в них еще больше, если в школах подключат Wi-Fi.

Может ли учитель отобрать у ученика смартфон во время урока?

В годы нашего детства школьные учителя беспрепятственно могли использовать любые меры воздействия на учеников и даже получить одобрение родителей, которые полагали, что раз их чадо наказали, значит, было за что. А вот современные педагоги подчас вынуждены терпеть неподобающее поведение детей на уроках, опасаясь реакции родителей и санкций со стороны руководства школы. Давайте разберемся, имеет ли учитель право повышать голос на своих подопечных, отбирать у них гаджеты на время занятий и выгонять особо разговорчивых из класса на самом деле.

Вон из класса!

Учитель не имеет права выгонять провинившегося ученика из класса, даже если он откровенно мешает учебному процессу. В этом случае максимум, что может сделать педагог, — это позвать на помощь директора или завуча, который в свою очередь свяжется с родителями или законными представителями нарушителя порядка.

Телефон на стол!

В соответствии с методическими рекомендациями, прописанными в федеральном законе № 351, принятом в ноябре 2020 года, педагог не может забрать у ученика мобильный телефон, планшет или любой другой гаджет, даже если тот пользуется им прямо на уроке. В такой ситуации единственно возможным путем решения является приглашение в класс руководства школы.

Крики и оскорбления

Педагог может повышать голос на нерадивых школьников — по крайней мере, никаких санкций за такую меру воздействия на учеников не предусмотрено. Во-первых, учитель может обладать громким голосом от природы, во-вторых, если он не переходил на личности, доказать факт нарушения прав ребенка будет трудно.

А вот оскорблять детей преподаватели не имеют никакого права — ни в присутствии всего класса, ни наедине. Если это случится, учителя будет ждать дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения из школы.

Ранее в Госдуме предложили ввести запрет на использование школьниками телефонов дороже 5 тысяч рублей. В свою очередь министр просвещения РФ Ольга Васильева намеревалась запретить детям приносить в школу любые гаждеты.

К слову, проведенный ВЦИОМ опрос показал, что идею главы Минпросвещения поддерживают 73% россиян.

По материалам дзен-канала «Налоговый эксперт».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация