Имею право Права родителей школьника


Права и обязанности ребенка в школе

Любой гражданин России имеет права, которые должны неукоснительно соблюдаться. Дети не исключение, они находятся под защитой законодательства. Нормы о защите прав ребенка в школе отражены в различных правовых документах.

Какие права есть у ребенка в школе

Все дети имеют право на бесплатное образование. После получения начальной базы знаний, которая является обязательной для изучения, юноша или девушка может на конкурсной основе продолжить учебу в вузе.

В перечень прав школьников, касающихся непосредственно процесса обучения, входит:

  • возможность выбора школы и свободный перевод из одного учебного заведения в другое по волеизъявлению ученика и родителей;
  • различные формы получения образования: в учебном заведении или дома (например, семейное обучение или самообразование по индивидуальной программе);
  • безвозмездное пользование школьной библиотекой;
  • помощь педагогов в процессе обучения;
  • проведение уроков в комфортных условиях, обеспечивающих безопасность учащихся и педагогов;
  • добровольное посещение после плановых школьных уроков дополнительных занятий, приобретение полезных навыков и развитие своих способностей в кружках, секциях.

Другие права ребенка для школьников:

  • бесплатная квалифицированная медицинская помощь;
  • свобода выбора вероисповедания, право выражать личные убеждения;
  • материальная и физическая помощь школе исключительно на добровольных началах;
  • свобода посещения или игнорирования мероприятий, организованных школой, не входящих в план занятий;
  • информирование об оценках своих знаний;
  • возможность отказа от работы, вредной для здоровья, препятствующей обучению;
  • особые условия детям с ОВЗ;
  • тайна личной информации, в том числе письменных и телефонных переговоров;
  • гендерное равенство;
  • право пользования распоряжения личной собственностью.

Нарушение прав ребенка в школе

Наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе, способы их решения.

Педагог устроил публичное разбирательство с учеником. Публичные выяснения отношений учителя с учеником недопустимы. Статья 3 Конвенции о правах детей, которая обязывает наилучшим образом обеспечивать интересы подрастающего поколения. А линчевание в присутствии других детей противоречит праву учащихся на уважении их человеческого достоинства (пп. 9 п. 1 ст. 34 закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Учителю позволено обсудить проблему с учеником и с его разрешения вынести предмет спора на обсуждение с другими учащимися. Разговоры на повышенных тонах, чрезмерные наказания, шантаж и психологическое насилие могут вызвать нервный срыв у ребенка с неокрепшей психикой.

Пункт 3 статьи 43 Закона об образовании в России запрещает физическое или психическое насилие над учениками, несмотря на их плохое поведение. Серьезные физические последствия в результате действия учителя встречаются крайне редко, но если такое случилось, нужно зафиксировать этот факт. Ученики бывают сложными, лишают педагогов терпения – несмотря на это преподаватель не имеет права ударить ученика, дать ему подзатыльник или пощечину. Рукоприкладство в зависимости от вреда, причиненного здоровью воспитанника, карается дисциплинарным, административным и даже уголовным наказанием.

Работник школы отнял телефон или другой личный предмет у ученика. Использование телефона в учебном заведении не регламентировано ни одним правовым документом, следовательно, гаджетом можно пользоваться в школе. Поэтому учитель не имеет права забрать ни телефон, ни другой предмет собственности (даже сигареты).

Статья 209 часть 2 глава 13 Конституции РФ: Собственнику принадлежат все права владения и распоряжения своим имуществом. Но при этом моральные нормы поведения в обществе никто не отменял. Манипуляции с телефоном могут нарушить общественный порядок, мешать учебному процессу других учащихся. Учитель может сделать замечание, а ученик не должен игнорировать просьбу педагога, убрать гаджет во время урока.

Педагог не допустил школьника к занятиям или выгнал из аудитории. Не существует законных оснований у директора или педагога не пускать ученика в школу по причине опоздания, плохой прически, при отсутствии формы или справки о болезни. Иначе нарушаются права на получение обязательного образования. Нельзя выгнать с урока или не пустить на урок (это гарантируется статьей 43 Конституции РФ). В случае инцидента можно написать заявление директору о нарушении образовательного процесса.

Школа несет ответственность и за здоровье ребенка в учебные часы. Если школьник ведет себя безобразно, ломает мебель или угрожает здоровью окружающих, его нужно изолировать. Для этого учитель может вызвать охрану или представителей медицины и сдать ребенка «с рук на руки».

Вот, что говорит юрист:

Конфликты с другими учащимися. Не только работники школы могут нарушать права ребенка на физическую и психологическую неприкосновенность ребенка. Нередки случаи группового преследования школьника соучениками. Иногда инициатором таких конфликтов выступает учитель.

Частые причины травли сверстниками:

  • Национальные различия;
  • Нестандартное физическое развитие (трудно приходится детям с лишним весом);
  • Религиозные взгляды;
  • Проявление индивидуальных способностей.

Если мама и папа ребенка применяют физическое насилие против обидчика, это может закончиться возбуждением уголовного дела против родителей. Взрослые должны поговорить с несовершеннолетними обидчиками и учителем, выяснить причины неприятия, провести разъяснительную беседу. Если это не помогает, нужно обращаться к директору школы.

Администрация требует деньги на нужды школы. Всем знакома ситуация, когда руководство учебного заведения собирает у родителей деньги на различные нужды. Ремонт, новое оборудование, мебель – оплата всего этого ложится на плечи учащихся. Если родители отказываются сдавать деньги, страдают их дети, которые подвергаются преследованиям со стороны классного руководителя. Такие действия учителей противоречат закону о равном положении детей с различным материальным достатком и праву школьников на бесплатное образование, унижают честь и достоинство учеников. В этом случае родители могут обратиться с жалобой в орган управления образованием. Обычно такой меры бывает достаточно, до прокуратуры и суда дело не доходит.

Привлечение детей к уборке территории. В статье 34 (пункт 4) ФЗ об образовании говорится о запрете привлечения детей к труду, не предусмотренному учебной программой. Особое внимание уделяется согласию несовершеннолетних на участие в различных мероприятиях по уборке школы, обслуживании учеников или учителей в столовой. Причем одного согласия ребенка недостаточно, его родители также должны быть не против помощи школе трудом со стороны своего чада. В противном случае родители имеют возможность пожаловаться на руководство учебного заведения.

В России права и обязанности ребенка в школе тесно связаны. На заседании комитета Совета Федерации по науке и образованию 26 сентября 2020 министр О.Ю.Васильева выразила мнение о необходимости возврата в школу общественно-полезного труда. Она считает, что уборка учебных помещений, работа по облагораживанию пришкольной территории не угрожает жизни и здоровью школьников. Маленький человек должен обладать чувством ответственности за место, в котором проходит 11 лет его жизни. Министр предложила видоизменить соответствующий пункт закона об образовании.

Как защитить права ребенка в школе

Примеров нарушения прав детей в образовательном заведении можно привести множество. Если родители считают, что права их ребенка нарушены, то следует поговорить с педагогом. Если взаимопонимания не возникнет, то нужно обратиться к администрации за разъяснениями. Следующий шаг – жалоба директору учебного заведения, на которую должен быть получен письменный ответ с итогами разбирательства о предмете спора.

Если родители и администрация учебного заведения не нашли взаимопонимания, есть и вышестоящие инстанции, куда можно обратиться для защиты прав ребенка в школе.

Эти инстанции помогут принять меры. Нельзя оставлять факты ущемления прав ребенка в школе без разбирательства.

Кроме прав, есть еще и обязанности ребенка школьника:

  • Добросовестное отношение к учебе,
  • посещение обязательных уроков по расписанию;
  • бережное отношение к имуществу учебного заведения;
  • уважение чести и достоинства других учащихся и сотрудников школы;
  • выполнение требований работников учебного заведения о соблюдении внутреннего распорядка;
  • и так далее.

Для учебного заведения эти правила прописаны в Уставе, локальных актах школы, а на государственном уровне – в Законе об образовании РФ.

Права и обязанности родителей в школе

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, воспитанников разработаны на основе Закона об образовании, Типового положения об образовательном учреждении с учетом Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка, а также Устава школы. Перечень прав и обязанностей родителей (лиц, их заменяющих) составлен, исходя из стремления максимально полно учесть интересы всех сторон.

II. ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ

Родители (лица, их заменяющие) имеют право:

1. На выбор образовательных программ и образовательного учреждения, т.е.

  • на получение их детьми бесплатного общего и среднего образования;
  • на выбор (вместе с детьми) формы получения образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка:
    а) в образовательном учреждении;
    б) самообразования;
    в) экстерната;
    г) сочетания различных форм обучения.
  • на получение ребенком начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье. На любом этапе обучения (при положительной аттестации) ребенок имеет право на продолжение образования в школе;
  • на возможность выбора программ в рамках государственных общеобразовательных стандартов:
    а) по индивидуальным учебным планам;
    б) на ускоренный курс обучения;
    в) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторов, занятий с углубленным изучением предметов и других услуг за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
  • на выбор форм обучения детей, имеющих академическую задолженность и не освоивших программу учебного года (повторное обучение, перевод в класс компенсирующего обучения, если таковой имеется в школе, или обучение в форме семейного образования);
  • на перевод детей в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

2. На помощь в образовании и воспитании:

  • на внимание и поддержку со стороны учителей при разрешении тревожащих родителей проблем школьной и внешкольной жизни ребенка;
  • на получение профессиональной консультации педагогов и иных специалистов по проблемам обучения и воспитания ребенка;
  • на обеспечение детей учебниками и библиотечно-информационными ресурсами;
  • на материальную помощь, предусмотренную законодательством РФ и актами органов местного самоуправления;
  • на определение ребенка в группу продленного дня;
  • на организацию досуга своих детей в школе и во внешкольное время.

3. На информацию:

  • по всем вопросам, связанным с пребыванием ребенка в школе, ознакомление с Уставом школы, правилами приема учащихся, перевода и отчисления их из шко-лы, расписанием занятий и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся;
  • о квалификации педагога;
  • присутствие с согласия учителя и администрации школы на уроках и других занятиях с целью наблюдения за деятельностью своего ребенка и корректировки оптимальных условий для учебной работы дома.

4. На защиту прав личности, т.е.

  • на тактичное и благожелательное отношение к себе со стороны всех работников школы, нераспространение конфиденциальных сведений, уважение личного достоинства;
  • на обращение в апелляционную комиссию.
Каждая мама обязана знать:  Видео

5. На участие в управлении школой, т.е.

  • на участие в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы;
  • избирать и быть избранным в представительные органы;
  • на внесение предложений по всем направлениям деятельности школы с целью совершенствования школьной жизни, ее развития;
  • на участие в разрешении конфликтных ситуаций с их ребенком;
  • на обращение в любые органы (педсовет школы, районное управление образования и др.) в целях защиты прав и интересов своего ребенка;
  • на создание дополнительных источников финансирования и материальных средств (для осуществления уставной деятельности школы).

III. ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители (лица, их заменяющие) обязаны:

  • выполнять Устав школы в части, касающейся их прав и обязанностей;
  • защищать права и интересы своих несовершеннолетних детей, не применять мер наказания, унижающих личность ребенка;
  • воспитывать и создавать необходимые условия для получения детьми образования: направлять ребенка в школу в опрятном виде, с необходимыми принадлеж-ностями для учебного процесса в школе;
  • оказать ребенку посильную помощь в учебной деятельности дома, обеспечивать необходимые условия для выполнения домашних заданий, поддержать интересы, творческие инициативы, проявление самостоятельности (если они служат созданию добра);
  • обеспечивать систематический контроль за посещаемость уроков, внеклассных школьных занятий, за результатами учебной деятельности и выполнением домашних заданий;
  • содействовать выполнению Правил для учащихся школы;
  • не допускать пропусков занятий детьми без уважительной причины, следить за здоровьем детей, своевременно ставить в известность школу о болезни ребенка, подтверждать пропуски отдельных уроков и учебных дней медицинскими справками, обеспечивать прохождение программного материала детьми за период их отсутствия в школе;
  • обеспечивать безопасный путь ребенку в школу и из школы;
  • обращать внимание педагогов на острые проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, искать пути обоюдного их решения, представлять телефоны для опера-тивной связи во время пребывания ребенка в школе;
  • разумно организовывать режим и свободное время ребенка, в том числе в выходные, праздничные и каникулярные дни, следить за его времяпровождением;
  • возмещать материальный ущерб за неблаговидные дела и поступки своих детей;
  • нести ответственность за ликвидацию академической задолженности ребенка в течение лета в случае его условного перевода;
  • решать вопрос в месячный срок (совместно с органами местного самоуправления) о направлении исключенного из школы ребенка в другое образовательное учреж-дение или о его трудоустройстве;
  • уважать права, честь и достоинство педагогов, поддерживать их авторитет и воспитывать к ним уважительное отношение ребенка, если их деятельность соответствует нормам педагогической этики;
  • заботиться о престиже школы;
  • показывать своим детям положительный пример выполнения трудовых, гражданских и семейных обязанностей; ограждать их от вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания и т.д.), прививать здоровый образ жизни; нести равную ответственность в отношении своих детей в случаях, когда брак между родителями расторгнут;
  • поддерживать постоянную связь с педагогами, регулярно посещать родительские собрания;
  • добросовестно выполнять свои обязанности в любых выборных органах школьно-го самоуправления, в которые делегирован от имени родителей.
  • Популярные группы

    Какие права у родителей школьника

    Неужели у родителей есть не только обязанности, но и права? Какие именно права в школе есть у мам и пап? Что могут и должны, а что не могут и не должны делать учителя? Об этом мы и поговорим в выпуске.

    В начале следует напомнить, что родители не только «имеют преимущественное право на воспитание своих детей». Являясь представителями детей, родители обязаны защищать их права и законные интересы. Это сказано и в Конституции (ст. 43), и в Семейном Кодексе (ст. 63, 64).

    Действительно, кто же, если не Вы защитит ребенка? Надеюсь, делать этого Вам не придется, но, как говорится «знание — сила».

    Дабы не мудрствовать (не все же имеют юридическое образование), постараюсь не приводить конкретные выдержки из закона. Попробуем передать суть вопроса. А в случае необходимости, Вы всегда можете обратиться к источнику.

    Вместе с тем, следует сказать, что основным в сфере образования является ФЗ «Об образовании».

    1. При приеме в любое образовательное учреждение родителям обязаны предоставить для ознакомления устав образовательного учреждения, лицензию на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации.

    Родители имеют право также знакомиться со всеми программами, учебниками и методическими пособиями, по которым учат ребенка. Они также могут ознакомиться с учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, системой оценкой при аттестации, порядком ее проведения и т.д.

    В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об образовании», Устав школы является важнейшим нормативным актом, регулирующим всю школьную жизнь.

    Настоятельно рекомендую Вам внимательно с ним ознакомиться, так как устав — эффективное средство защиты Ваших прав и особенно прав ребенка.

    В п. 5 «Примерного положения о типовом Уставе общеобразовательного учреждения» сказано, что в Уставе школы должны быть отражены «…основные характеристики организации образовательного процесса». В том числе это… «.

    в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

    д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

    е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

    2. Если какая-то часть программы или программа в целом, по мнению родителей, наносит вред нравственному и духовному развитию ребенка, то они могут обратиться к администрации школы с просьбой заменить программу и учебник.

    К сожалению, закон не определяет, как именно должно проходить согласование по этому вопросу.

    3. Если ребенок и классный руководитель не нашли общего языка, нужно написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести ребенка в другой класс и обосновать ее. Администрация школы обязана перевести ребенка в другой класс, к другому учителю.

    1. Пока ребенок находится в школе, на уроке за его жизнь и здоровье отвечает учитель, на перемене — дежурный педагог. Общую ответственность несет директор школы.

    2. Если с ребенком в школе случилась серьезная неприятность — по Закону об Образовании только письменное заявление обязывает школу принять меры (обычный разговор с директором не влечет за собой обязательных действий со стороны школы).

    И вообще, если Вы хотите чего-то добиться, обращайтесь к администрации школы только в письменной форме.

    3. Обзывательства, оскорбления по национальному, социальному признакам, угрозы применения наказаний запрещаются Законом об Образовании и рассматриваются как психическое воздействие.

    В п. 49 «Примерного положения о типовом уставе…» сказано, что обучающиеся имеют право на «… уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений».

    Платные услуги в «бесплатной» школе

    1. Администрация школы не может заставить Вас платить! Вы в праве отказаться от «добровольного» взноса!

    Конечно, в соответствии с уставом школы есть перечень дополнительных платных услуг. В соответствии с уставом школы может быть принято решение собрать деньги на какие-то школьные нужды. Но Вы в праве не платить за охрану здания, уборку классов, дополнительные занятия, если это устное требование, а не подтвержденное отчетными документами — решением администрации школы или родительского комитета.

    Вместе с тем, охрана и ремонт помещений и тому подобное могут производиться за счет добровольных пожертвований. Но никто не в праве принуждать родителя «добровольно» расставаться со своими деньгами. Родительские взносы должны обсуждаться на общем родительском собрании.

    Понятно, что далеко не каждый родитель может определить, что входит в основную программу школы, а какие услуги школа имеет право оказывать за дополнительную плату. Для этого Государством разработан Государственный стандарт общего образования. Все занятия в рамках этого стандарта (в государственных и муниципальных школах) бесплатные. Текст Государственного стандарта можно без проблем найти в свободном доступе в Internet.

    2. Если Вам просто говорят «Нужно сдать деньги на то-то…», не оформляя получение денег законным путем, Вы всегда в праве отказаться делать это. Плата за дополнительные образовательные услуги (за рамками государственного стандарта) должна перечисляться на соответствующие счета общеобразовательного учреждения (Письмо Минобразования от 27.06.1995, №48-М).

    Администрация школы обязана по первому требованию родителей отчитаться, когда и на что были потрачены их деньги.

    Если Вы все-таки отдаете деньги лично в руки учителю, потом не удивляйтесь. Как говорилось в п.1., существует легальная форма по-настоящему добровольного спонсорского взноса. Однако, увы, грань между взносом и взяткой бывает очень тонкой.

    Сколько платить решает совет школы или попечительский совет. Однако еще раз напоминаю — вносить деньги, что называется «черным налом» категорически запрещено.

    При защите свободы убеждений школьника можно опираться на следующие документы:

    1. Конституция РФ (ст. 43 и 44);

    2. ФЗ «Об образовании» (ст. 1, 2, 13, 14, 15, 32, 35, 50, 51, 52 и 55);

    3. Семейный кодекс РФ (ст. 63 и 64);

    4. Примерное положение о типовом Уставе общеобразовательного

    6. Приказы Министерства образования от 5 марта 2004 г. №1089 (о федеральном компоненте госстандартов) и от 9 марта 2004 г. (о базисном учебном плане);

    7. Должностные инструкции учителя, классного руководителя, директора школы.

    Дорогие друзья, советую Вам ознакомиться со своими «родительскими» правами, не стесняться задавать вопросы и, конечно, смело отстаивать права ребенка в случае необходимости.

    МЧС России составило «Черные списки» общеобразовательных учреждений, в которых грубо нарушаются правила противопожарной безопасности по состоянию на 08.00 1.09.2008 г. По закону школам из «черного списка» дали месяц, чтобы они исправили все неполадки. Список школ можно найти на сайте МЧС России.

    Права родителей в школе

    Школа выполняет образовательную функцию, но это вовсе не означает, что с родителей снимается ответственность за эту сторону развития ребенка. Довольно часто со стороны взрослых звучали высказывания о том, что учителя обязаны отвечать за качество вложенных знаний и за их усвояемость. Между тем такая позиция однобока, так как здесь важно двустороннее сотрудничество образовательных учреждений и родителей для получения качественного результата. Поэтому на законодательном уровне были предприняты определенные меры.

    Законодательство

    Воспитание детей, защита их прав и интересов, всестороннее развитие несовершеннолетних полностью возлагается на взрослых людей, которые их опекают. Государство регламентирует данные нормы и следит за их исполнением. Невыполнение прописанных в законе условий считается нарушением прав несовершеннолетнего и может повлечь административную или даже уголовную ответственность. Для сохранения прав детей на государственном уровне был создан орган опеки и попечительства, который должен следить за действиями взрослых и при необходимости вмешиваться в семью с целью выправления сложившейся негативной ситуации.

    Права и обязанности взрослых по отношению к опекаемым несовершеннолетним прописаны в следующих законодательных актах:

    1. Статья 63 Семейного кодекса РФ.
    2. Статья 44 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.

    Говоря о правах детей и обязанностях взрослых, следует ориентироваться не только на российские законодательные нормы, но и на международные договора. Так, одним из важнейших документов считается Конвенция ООН, изданная в 1989 года, где в статье 18 речь идет о правах детей, обеспечить которые обязаны взрослые.

    Каждая мама обязана знать:  Как наладить ребенку контакт с другими детьми в школе

    Законные представители

    Ребенок в силу своего возраста, отсутствия необходимой базы знания и опыта не может самостоятельно принимать решения и четко понимать их последствия. Дети считаются недееспособными, то есть не несущими ответственность за свои действия, а потому не могут подписывать документы или изъявлять свою волю самостоятельно. Для этого им нужны опекуны.

    Законным представителем несовершеннолетнего считается лицо, которое защищает его интересы на официальном уровне. В их обязанности входит:

    1. Заботиться о физическом состоянии ребенка – кормить его, содержать в чистоте и тепле, одевать, оказывать своевременную медицинскую помощь.
    2. Социализировать несовершеннолетнего – обучать его полезным навыкам, давать общаться с иными родственниками и сверстниками.
    3. Заниматься его всесторонним образованием – отдавать в учебные заведения по возрасту, водить на кружки и секции.

    Представлять интересы ребенка на законном уровне могут:

    1. Биологические мать и отец.
    2. Усыновители.
    3. Опекуны и попечители.

    В каждом случае взрослые наделяются обязанностями в момент возникновения ответственности за несовершеннолетнего.

    Родители

    В стандартных ситуациях законными представителями несовершеннолетнего являются его родители. Мать и отец наделяются данными полномочиями сразу после рождения малыша. Их полномочия удостоверяются свидетельством о рождении, в котором они вписываются как родители новорожденного.

    Им не требуется каких-то дополнительных разрешений для того, чтобы представлять интересы своего ребенка во всех инстанциях. Они имеют право от имени несовершеннолетнего давать запросы и получать на них ответы, распоряжаться средствами, которые перечисляются на ребенка, с учетом их нужд и интересов.

    Мать и отец остаются в своем законном статусе навсегда, если иное не будет решено в судебном порядке. Но представлять интересы детей могут лишь до исполнения им совершеннолетия. Частичная дееспособность присваивается подросткам при достижении 14 лет, а уже в 18 они получают полный перечень прав, а вместе с ним и обязанностей. С этого же момента они несут ответственность также в полном размере.

    Опекуны

    Родители не всегда обеспечивают защиту своим детям. Несовершеннолетние могут стать сиротами или оказаться без попечения родителей по каким-либо иным причинам. Такие дети немедленно оформляются в специализированные учреждения – дома малютки, детский дом или иное.

    Но политика государства направлена на то, чтобы несовершеннолетние воспитывались в семьях, пусть и не своих. Поэтому опекунская служба всячески способствует тому, чтобы несовершеннолетним была подобрана приемная семья. При усыновлении взрослые получают статус официальных родителей, но чаще всего детей забирают под опеку, если несовершеннолетние в возрасте до 14 лет или под попечение, если они старше этого возраста, но еще не достигли 18 лет.

    Опекун имеет возможность представлять интересы ребенка только после того, как ему будет выдано официальное разрешение на проведение таких действий от органов опеки и попечительства.

    Права в сфере образования

    Права обязанности и ответственность родителей в сфере образования законодательно четко регламентируются. В частности, права довольно подробно описаны в статье 44 Федерального закона № 273-ФЗ. Они заключаются в следующих позициях:

    1. Самостоятельный выбор школы.
    2. Выбор формы обучения.
    3. Ознакамливаться со всей школьной документацией, которая регламентирует правоотношения в учреждении.
    4. Знать о том, какой политики в воспитании детей придерживается школьный коллектив.
    5. Быть своевременно оповещенным о медицинских и психологических обследованиях, проводимых в школе.
    6. Принимать непосредственное участие в управлении.

    Внутренняя документация образовательного учреждения может дополнять имеющиеся в ФЗ № 273 родительские полномочия, но не имеет права противоречить им.

    Выбор учебного заведения

    Получение среднего образования – это обязательная мера. Но то, где и каким образом оно будет приобретено, оставлено на усмотрение родителей или опекунов, которые имеют возможность выбирать, где именно будет обучаться их чадо. Ни одно учреждение не может отказать в приеме по причине отсутствия регистрации на данной территории.

    Говоря о среднем образовании, можно выбирать, куда будет происходить зачисление:

    Также можно выбирать:

    1. Какой иностранный язык изучать ребенку.
    2. Какие факультативы посещать.
    3. На какие дополнительные курсы ходить.

    И на этом альтернативность не заканчивается. Взрослые могут решать, будет ли их чадо посещать школу или учиться дома по специальным программам.

    Знакомство с документацией

    Подбор учебного заведения – это серьезный шаг. Ориентироваться следует не только на территориальное расположение школы, ее статус и наличие дополнительных бонусов в виде факультативов и кружков. Немаловажно вникнуть в то, какой политики придерживаются в данном заведении. Для этого необходимо изучить внутреннюю документацию, доступ к которой должен быть предоставлен беспрепятственно.

    Рекомендуется обязательно ознакомиться с:

    Своевременное изучение пунктов нормативных документов позволит впоследствии избегать ненужных конфликтов, или поможет отстоять свои интересы и права ребенка, опираясь на них.

    Получение информации

    Какими бы полномочиями ни были наделены педагоги и руководящий состав школы, родители имеют законные права получать своевременную и полную информацию обо всем, что касается их ребенка. Учителя обязаны оповещать представителей о:

    1. Методах обучения, применяемых в школе.
    2. Мерах, направленных на воспитание подрастающего поколения.
    3. Полученных оценках и замечаниях.
    4. Проведении психологических или медицинских осмотров. Взрослые могут соглашаться на них или запрещать вмешательство.
    5. Результатах проведенных обследований.

    Родители и опекуны могут при желании присутствовать на уроках, чтобы самостоятельно оценить ситуацию и выявить причины неуспеваемости или возникающих конфликтов. Хотя данная мера и разрешена, но для ее реализации придется договориться с преподавателем или директором заранее.

    Законные представители школьника могут даже влиять на выбор классного учителя или иного педагога. Чаще всего это обусловлено выбором преподавателя при поступлении в первый класс, но может быть реализовано и позже, если для этого есть серьезные основания.

    Участие в управлении

    Понятие «управление школой» для большинства родителей кажется непонятным, между тем оно подразумевает стандартное взаимодействие родителей и учителей. Обычно оно выражается в присутствии представителей на родительских собраниях. Именно на них обсуждаются нужды школы и класса, освещаются проблемы отдельных детей и их победы. На собраниях взрослые могут высказывать свои пожелания по поводу воспитательных мер, обучающего процесса, организации досуга и многого другого.

    Особо активные взрослые имеют право занимать более устойчивые позиции и являться представителями родительского комитета. Это позволяет более плотно взаимодействовать с учителями и руководящим составом учреждения, а также влиять на принятие каких-то решений, касающихся учебы.

    Обязанности

    Кроме прав, на представителей несовершеннолетних возлагаются еще и обязанности, которые они обязаны неукоснительно соблюдать. В их число входят следующие пункты:

    1. Позаботиться о получении ребенком среднего образования. Этот пункт включает в себя ряд условий. Взрослые должны обеспечить несовершеннолетнего одеждой и школьными принадлежностями для посещения школы. Дома для ребенка необходимо организовать специальное место, где он сможет делать домашние задания. Кроме этого, атмосфера в семье должна быть доброжелательной и спокойной, чтобы дети могли развиваться и обучаться.
    2. Неукоснительно соблюдать распорядок образовательного учреждения. Речь идет о времени посещения школы и режиме занятий. Именно родитель обеспечивает отсутствие опозданий и общее посещение уроков.
    3. Уважительно относиться к педагогам и другим ученикам и прививать ребенку такое же отношение к остальным.

    Ответственность

    Прописанные в Федеральном законе № 273 нормы должны соблюдаться всеми гражданами РФ, имеющими на попечении несовершеннолетних лиц. Их несоблюдение может повлечь неприятные последствия. Как правило, они проявляются в оповещении органов опеки и попечительства о невыполнении обязанностей. Это ведет к целой цепочке проверок, которые могут стать причиной того, что взрослых:

    1. Поставят на учет в органы опеки.
    2. Лишат родительских прав.

    Конечно, не всегда применяются столь кардинальные меры, иногда достаточно лишь провести беседу и разъяснить представителям, что они нарушают и как это исправить.

    Могут применяться также и административные меры в виде штрафных санкций. Иногда в крайних случаях опекунов или родителей могут привлечь даже к уголовной ответственности, но данная мера применяется лишь при наличии иных отягчающих обстоятельств.

    Права и обязанности родителей

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

    РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

    Статья 52 Закона Российской Федерации «Об образовании»

    1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

    2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

    3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

    4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее. Основное общее, среднее (полное) образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

    5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

    КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

    2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей .

    3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

    1. Каждый имеет право на образование.

    2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

    3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

    4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, заменяющие их, обеспечивают получение детьми основного общего образования .

    5. Российская федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования

    Конституция Российской Федерации, Москва, 2001, с.12, 14

    СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

    Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

    Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии своих детей.

    Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

    Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования

    Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения детьми основного общего образования.

    Статья 65. Осуществление родительских прав.

    При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

    Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном порядке.

    Статья 69. Лишение родительских прав.

    Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если:

    — уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

    — отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

    Каждая мама обязана знать:  Разные методы воспитания у родителей

    — злоупотребляют своими родительскими правами;

    — жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность,

    — являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

    — совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ,

    ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

    1.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ,

    ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

    1.1.Злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечет предупреждение или наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до одной третьей минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент совершения правонарушения, но не ниже 50 рублей (ч. 1 ст.164 КоАП).

    «Под невыполнением обязанностей по воспитанию и обучению детей следует понимать различные меры бездействия, в результате которого отсутствует должная забота о воспитании и образовании несовершеннолетних»(104, с. 492)

    «О злостности может свидетельствовать, в частности, повторность (неоднократность) нарушений несовершеннолетним правовых норм и нравственных норм поведения, характер этих нарушений; наличие ранее предупреждений родителей различными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел, администрацией школы др.) о неудовлетворительном поведении либо неуспеваемости ребенка и т.п.» (104, с. 492).

    Правом наложения административных взысканий, предусмотренных ч.1 ст. 164 КоАП, пользуются районные, городские комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 201 КоАП).

    — потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача

    — появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими спиртных напитков, что влечёт наложением штрафа на родителей или лиц их заменяющих в размере от одной третьей (но не менее рублей) до одной второй минимального размера оплаты труда установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения (ч. 4 ст. 162 КоАП);

    -доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения что наказывается штрафом в размере от одной второй минимального размера оплаты труда установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения (ст. 163 КоАП);

    — мелкое хулиганство или хулиганство совершенное подростком в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет (ч. 2 ст. 164 КоАП);

    -совершение несовершеннолетними детьми других правонарушений (ч. 1 ст.164 КоАП).

    Ответственность по перечисленным статьям, кроме ст.163 КоАП, наступает за необеспечение родителями надлежащего надзора за своими детьми.

    Правом наложения административных взысканий, предусмотренных ч. 4 ст. 162, ст. 163 и ч.1 ст.164 КоАП РСФСР, пользуются районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних (с. 201 КоАП), а предусмотренных ч. 2 ст. 164 КоАП – органы внутренних дел (милиция).

    2. Гражданско-правовая ответственность родителей (законных представителей) обучающихся.

    Как уже отмечалось, родители по закону имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ч. 3 ст. 63.1 СК). Обязанности по воспитанию налагаются также на опекунов и попечителей. Поэтому они несут полную и субсидиарную (дополнительную) гражданско-правовую (имущественную) ответственность за действие своих несовершеннолетних детей, причинившие вред имуществу юридических и (или) физических лиц или вред здоровью граждан, если причинение этого вреда связанно с виновным пренебрежением своими родительскими (опекунскими, попечительскими) обязанностями. В частности:

    1.1. за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажу, что вред возник не по их вине

    1.2. в случае, когда несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1074.2 ГК).

    3. Уголовная ответственность родителей (законных представителей) обучающихся.

    3.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (ст. 156 УК).

    3.2. Уголовная ответственность родителей и других лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, установлена также за:

    — вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (чч.2,3,4 ст. 150 УК);

    — вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, т.е. в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (чч.2 и 3 ст. 151 УК).

    Уголовный кодекс РФ

    Статья 156. НЕИСПОЛНЕНИЕОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другими работниками образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жёстким обращением с несовершеннолетним, —

    наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

    II. ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ

    Родители (лица, их заменяющие) имеют право:

    1. На выбор образовательных программ и образовательного учреждения, т.е.

    • на получение их детьми бесплатного общего и среднего образования;
    • на выбор (вместе с детьми) формы получения образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка:
    • а) в образовательном учреждении;
    • б) в форме семейного образования;
    • в) самообразования;
      г) экстерната;
      д) сочетания различных форм обучения.
    • на получение ребенком начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье. На любом этапе обучения (при положительной аттестации) ребенок имеет право на продолжение образования в школе;
    • на возможность выбора программ в рамках государственных общеобразовательных стандартов:
      а) по индивидуальным учебным планам;
      б) на ускоренный курс обучения;
      в) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторов, занятий с углубленным изучением предметов и других услуг за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
    • на выбор форм обучения детей, имеющих академическую задолженность и не освоивших программу учебного года (повторное обучение, перевод в класс компенсирующего обучения, если таковой имеется в школе, или обучение в форме семейного образования);
    • на перевод детей в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

    2. На помощь в образовании и воспитании:

    • на внимание и поддержку со стороны учителей при разрешении тревожащих родителей проблем школьной и внешкольной жизни ребенка;
    • на получение профессиональной консультации педагогов и иных специалистов по проблемам обучения и воспитания ребенка;
    • на обеспечение детей учебниками и библиотечно-информационными ресурсами;
    • на материальную помощь, предусмотренную законодательством РФ и актами органов местного самоуправления;
    • на определение ребенка в группу продленного дня;
    • на организацию досуга своих детей в школе и во внешкольное время.

    3. На информацию:

    • по всем вопросам, связанным с пребыванием ребенка в школе, ознакомление с Уставом школы, правилами приема учащихся, перевода и отчисления их из шко-лы, расписанием занятий и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся;
    • о квалификации педагога;
    • присутствие с согласия учителя и администрации школы на уроках и других занятиях с целью наблюдения за деятельностью своего ребенка и корректировки оптимальных условий для учебной работы дома.

    4. На защиту прав личности, т.е.

    • на тактичное и благожелательное отношение к себе со стороны всех работников школы, нераспространение конфиденциальных сведений, уважение личного достоинства;
    • на обращение в апелляционную комиссию.

    5. На участие в управлении школой, т.е.

    • на участие в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы;
    • избирать и быть избранным в представительные органы;
    • на внесение предложений по всем направлениям деятельности школы с целью совершенствования школьной жизни, ее развития;
    • на участие в разрешении конфликтных ситуаций с их ребенком;
    • на обращение в любые органы (педсовет школы, районное управление образования и др.) в целях защиты прав и интересов своего ребенка;
    • на создание дополнительных источников финансирования и материальных средств (для осуществления уставной деятельности школы).

    III. ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

    Родители (лица, их заменяющие) обязаны:

    • выполнять Устав школы в части, касающейся их прав и обязанностей;
    • защищать права и интересы своих несовершеннолетних детей, не применять мер наказания, унижающих личность ребенка;
    • воспитывать и создавать необходимые условия для получения детьми образования: направлять ребенка в школу в опрятном виде, с необходимыми принадлеж-ностями для учебного процесса в школе;
    • оказать ребенку посильную помощь в учебной деятельности дома, обеспечивать необходимые условия для выполнения домашних заданий, поддержать интересы, творческие инициативы, проявление самостоятельности (если они служат созданию добра);
    • обеспечивать систематический контроль за посещаемость уроков, внеклассных школьных занятий, за результатами учебной деятельности и выполнением домашних заданий;
    • содействовать выполнению Правил для учащихся школы;
    • не допускать пропусков занятий детьми без уважительной причины, следить за здоровьем детей, своевременно ставить в известность школу о болезни ребенка, подтверждать пропуски отдельных уроков и учебных дней медицинскими справками, обеспечивать прохождение программного материала детьми за период их отсутствия в школе;
    • обеспечивать безопасный путь ребенку в школу и из школы;
    • обращать внимание педагогов на острые проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, искать пути обоюдного их решения, представлять телефоны для опера-тивной связи во время пребывания ребенка в школе;
    • разумно организовывать режим и свободное время ребенка, в том числе в выходные, праздничные и каникулярные дни, следить за его времяпровождением;
    • возмещать материальный ущерб за неблаговидные дела и поступки своих детей;
    • нести ответственность за ликвидацию академической задолженности ребенка в течение лета в случае его условного перевода;
    • решать вопрос в месячный срок (совместно с органами местного самоуправления) о направлении исключенного из школы ребенка в другое образовательное учреж-дение или о его трудоустройстве;
    • уважать права, честь и достоинство педагогов, поддерживать их авторитет и воспитывать к ним уважительное отношение ребенка, если их деятельность соответствует нормам педагогической этики;
    • заботиться о престиже школы;
    • показывать своим детям положительный пример выполнения трудовых, гражданских и семейных обязанностей; ограждать их от вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания и т.д.), прививать здоровый образ жизни; нести равную ответственность в отношении своих детей в случаях, когда брак между родителями расторгнут;
    • поддерживать постоянную связь с педагогами, регулярно посещать родительские собрания;
    • добросовестно выполнять свои обязанности в любых выборных органах школьно-го самоуправления, в которые делегирован от имени родителей.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация