Интервью с известными людьми


Содержание

Интервью

Шоу RAV4STORY: в Москве состоялась масштабная презентация нового Toyota RAV4 13:00

«Алина выросла в красивую девушку»: Навка о разнице между Загитовой и Медведевой 15:05

«Девственник в деле»: Дмитрий Шепелев посмеялся над своей внешностью 14:50

«Купальника не было»: Рита Дакота искупалась в море в концертном топе и трусиках 14:30

Ксения Собчак заявила, что ей нравится «позориться без сисек» 14:10

Центр красоты и здоровья «Best» провел «Beauty day» в Москве 14:09

вДудь по-английски: 7 западных интервьюеров, с которых все берут пример

Людям всегда было интересно, чем живут известные люди. Именно поэтому интервью со знаменитостями всегда были популярны.

Почему-то в русскоговорящих странах шоу в формате интервью или «вечернего шоу» не пользовались популярностью вплоть до 2010-х годов. Вряд ли кто сейчас помнит шоу под названиями «Час совы», «Добрый вечер с Игорем Угольниковым» или «Однажды вечером».

Первым действительно популярным телевизионным шоу в таком формате стал «Вечерний Ургант», которое вышло в 2012. Тогда русскоговорящие люди распробовали жанр и полюбили его. Но по каким-то необъяснимым причинам в рунете не было аналогичных шоу. До 2020 года — тогда появился YouTube канал «вДудь».

Справка. вДудь — это интервью-шоу, в рамках которого Юрий Дудь, создатель и ведущий проекта, ведет беседу с известными людьми из сферы музыки, кино, политики, культуры и интернет-деятельности.

Шоу вДудь создавалось как хобби, но уже первый его выпуск за сутки собрал более 100 000 просмотров. По состоянию на октябрь 2020 канал имеет 4 миллиона подписчиков — и число стабильно растет.

Сегодня Юрий Дудь считается самым известным интервьюером рунета. Но сам формат таких шоу на американском телевидении был популярен задолго до Дудя и Урганта.

Сегодня мы вспомним топ-7 англоязычных мэтров современного интервью. А также мы расскажем, каким уровнем английского нужно обладать, чтобы смотреть каждого из них в оригинале. Итак, поехали.

James Lipton — Inside the Actors Studio

«В студии актерского мастерства» — это легендарное шоу Джеймса Липтона, которое стартовало в 1994 году и продолжается до сих пор. За всю историю проекта было снято 274 эпизода (октябрь, 2020), в каждом из которых Липтон проводил интервью с известной личностью.

Формат шоу интересен тем, что интервью проводится перед аудиторией студентов, которые также могут задавать вопросы, поэтому интервью получается живым и нестандартным.

За году существования шоу в нем «отметилось» большинство звезд всемирного масштаба. Среди них Джулия Робертс, Анджелина Джоли, Мэтт Деймон, Брэд Питт, Джим Кэрри, Аль Пачино и десятки других.

Липтон задает много вопросов интервьюируемому. Вот десятка самых любимых, которые он спрашивает практически у всех участников шоу:

  1. Какое ваше любимое слово?
  2. Какое ваше самое нелюбимое слово?
  3. Что вас вдохновляет?
  4. Что вас подавляет?
  5. Какой звук или шум вам нравится?
  6. Какой звук или шум вы ненавидите?
  7. Какое ваше любимое ругательство?
  8. Какую профессию вы бы хотели попробовать при возможности?
  9. Чем вы бы никогда не хотели заниматься?
  10. Если бог существует, чтобы бы вы хотели услышать от него перед воротами в рай?

Все интервью очень интересные, приправленные ядреной долей юмора. Но чтобы смотреть их в оригинале, нужно хорошо знать английский язык — уровень Upper-intermediate или выше.

Дикция самого Липтона почти всегда предельно понятная, но в выпусках вплоть до 2006 года не очень хороший звук, поэтому для понимания нужно прикладывать много усилий. А еще часто приглашенные гости не трудятся говорить внятно.

К примеру, отрывок из «В студии актерского мастерства» с Аль Пачино, 2006 год. Чтобы понять, что говорит Аль Пачино, даже с хорошим уровнем языка нужно постараться.

«Inside the actors studio» — отличное шоу с хорошим чувством юмора, и мы однозначно рекомендуем его для продвинутого уровня изучения английского.

Jimmy Fallon — The Tonight Show

«The Tonight Show» — это легендарное развлекательное шоу на телеканале NBC, которое идет аж с 1954 (!) года. И это делает его старейшим ток-шоу, выпуск которого продолжается и сегодня. За всю историю проекта снято более 12 000 эпизодов. И это в 6 раз круче, чем знаменитая «Санта Барбара».

Джимми Фэллон ведет ток-шоу с 2014 года. За это время он снялся в 944 эпизодах (на 12 октября, 2020).

Формат российского шоу «Вечерний Ургант» почти полностью скопирован с «Вечернего шоу» Фэллона. При этом Джимми Фэллон лично принимал участие в адаптации «The Tonight Show» под российскую аудиторию и давал советы для развития шоу.

«The Tonight Show» снимается в формате юмористического интервью. Ведущий и приглашенные гости много шутят и много смеются. Из-за этого неподготовленному зрителю, который учит английский язык как иностранный, сложно смотреть выпуски.

Очень часто герои ток-шоу откровенно ржут и пытаются при этом что-то говорить. Это чертовски мешает пониманию диалога. Но несмотря на это юмор зачетный, каждый выпуск шоу смотреть интересно.

Отрывок из «The Tonight Show» с участием Джона Сина, американского рестлера, 13-кратного чемпиона по версии WWE и 3-кратного чемпиона мира в тяжелом весе. Шоу проходит очень динамично, но из-за высокой скорости речи и эмоциональности героев не всегда можно разобрать, что они говорят. Но смотрится все равно весело.

Правда, есть огромный плюс — на официальном канале «The Tonight Show» все видео загружаются с субтитрами. Поэтому если у вас не хватает навыков, чтобы понять речь на слух, можете смело включать текстовую строку.

Мы рекомендуем смотреть «Вечернее шоу» с субтитрами для учеников уже с уровней Pre-intermediate и Intermediate. Они помогают почувствовать реальную английскую речь в неформальной обстановке. Несмотря на сложности в восприятии на слух, диалоги редко бывают сложными. Чаще всего это шуточные перепалки на разные темы.

Если же вы хотите смотреть без субтитров, то здесь нужен уровень языка Advanced.

Ellen DeGeneres — The Ellen DeGeneres Show

«The Ellen DeGeneres Show» или просто «Ellen» — это американское ток-шоу, которое ведет комедийная актриса Эллен Дедженерес. Впервые шоу появилось на экранах в 2004 году, и на сегодняшний день (2 октября) уже вышло 2465 эпизодов.

Формат юмористических ток-шоу действительно популярен в США и «Эллен» не исключение. Но прелесть этого шоу в том, что оно разделено на ряд небольших отдельных сцен с разными персонажами. Интервью с известной личностью — только одна из них.

«Эллен» настолько полюбилась американскому зрителю, что передача завоевала 11 премий Эмми.

Эллен Дедженерес обладает отличной дикцией и артикуляцией, ее язык достаточно простой, но она использует много фразеологизмов. Так что просмотр этого шоу является еще и замечательной тренировкой разговорных выражений и интересных фраз.

Небольшие сцены в рамках шоу помогают не распыляться на длинные интервью. На официальном YouTube канале TheEllenShow под каждым видео можно включить субтитры.

Отрывок «The Ellen DeGeneres Show» с певицей Леди Гагой, 2020 год. Разговор на личные темы прерывается шутками в тему, поэтому звучит очень естественно и не надоедает.

Это одно из наиболее простых в восприятии англоязычных шоу, поэтому специалисты EnglishDom рекомендуют его уже с уровня Intermediate. А с субтитрами его можно смотреть уже с уровня Pre-intermediate. Особенно его рекомендуем ученикам, которые хотят подтянуть фразеологизмы и фразовые глаголы.

Larry King — Larry King Live

Шоу Ларри Кинга — одно из наиболее известных ток-шоу в США, которое выходило на телеканале CNN с 1985 по 2010 год. За 25 лет трансляции шоу не меняло ни ведущего, ни времени выходя в эфир. Всего было снято 6120 выпусков передачи.

Шоу обрело колоссальную популярность не только в США, но и далеко за его пределами. В 2000 году в качестве гостя на шоу Ларри Кинга засветился даже Владимир Путин.

Ларри Кинг считается одним из наиболее авторитетных интервьюеров в мире. Он написал ряд книг по искусству интервью, поэтому его диалоги с известными личностями всегда интересные и нетривиальные.

Отрывок шоу Ларри Кинга с участием всемирно известного иллюзиониста Дэвида Копперфильда. Язык достаточно сложно воспринимать, потому что все говорят быстро и не артикулируют слова, часто проглатывая звуки. Но при этом такие интервью — это отличная тренировка восприятия на слух реального языка, таким каким он есть на самом деле.

В шоу Ларри Кинга обсуждали самые разнообразные темы: от науки до политики, поэтому его будет интересно смотреть людям, которые хотят расширить свой кругозор. Но оно все же достаточно сложное для восприятия, поэтому минимальный уровень языка для его понимания — Upper Intermediate.

Бонус. Если вам понравилось, как ведет интервью Ларри Кинг, у него есть более новое шоу под названием «Larry King Now». Формат по сути остался тем же, но дизайн стал более новым.

Вот один из моментов обновленного шоу Ларри Кинга:

Oprah Winfrey — The Oprah Winfrey Show

Шоу Опры Уинфри — одно из самых известных ток-шоу в мире, которое транслировалось в 145 странах. Шоу оказало огромное влияние на поп-культуру США, поэтому внесено в список «50 величайших шоу в американской истории по версии TV Guide».

История шоу Опры впечатляет — оно выходило в эфир с 1986 по 2011 год. Всего было выпущено 4561 эпизодов, в которых Опра взяла интервью у бесчисленного количества знаменитостей из самых разных сфер жизни.

Опра — отличный образчик американского английского. Ее стиль ведения интервью весьма специфический — она может переключаться между серьезными темами и шутками буквально мгновенно. Наверное, именно за это ее так любят зрители. Правда, у нее очень низкий тембр голоса, из-за чего бывает сложно воспринимать ее речь.

Отрывок The Oprah Winfrey Show с участием известной певицы Бейонсе. Некоторые фразы Опры сложно разобрать, к тому же все говорят очень бегло. Поэтому для просмотра шоу нужен высокий навык восприятия языка на слух.

Шоу Опры будет интересно смотреть всем, кто хотя бы немного следит за жизнью известных людей. Все интервью проходят в рамках дружественного разговора, без постановочной динамики.

Репетиторы EnglishDom рекомендуют The Oprah Winfrey Show всем ученикам, которые стремятся подтянуть американский английский. Правда, знание языка и умение распознавать речь на слух уже должны быть очень высокими. За просмотр лучше садиться с уровнем Upper-intermediate, а еще лучше — Advanced.

Howard Stern — The Howard Stern Show

В США Говарда Стерна называют «отцом всех медиа», но в русскоговорящем пространстве о нем мало кто слышал. Максимум, где его могли видеть — это в жюри шоу «America’s Got Talents».

А все потому, что он вел свои интервью не на телевидении, а на радио. Внезапно! Один из лучших интервьюеров мира был радиоведущим на волне Sirius XM Radio. Первые выпуски шоу вышли в 1986 году. Но шоу обрело настолько большую популярность, что с 1994 года эфиры в студии стали записывать и транслировать на американских телеканалах. А с в 2006 году у Шоу Говарда Стерна появился собственный канал на YouTube.

Каждая мама обязана знать:  Можно ли дарить деньги учителю на все праздники

Говард Стерн обожает провокации в интервью. Он задает неудобные вопросы, пытается подловить собеседника, провоцирует на эмоции. В результате диалоги получаются очень сочными и динамичными. Даже если слушать их без видеосопровождения.

У Говарда просто замечательная артикуляция речи, как и у любого опытного радиоведущего. Поэтому с распознаванием речи проблем практически нет. Но лексику ведущий использует разнообразную, поэтому нужно обладать неплохим словарным запасом. Для понимания нужен минимум уровень Intermediate.

Отрывок Шоу Говарда Стерна с участием Пола Маккартни. Речь Говарда становится немного непонятной только тогда, когда он выказывает эмоции. Но в целом все разборчиво и доходчиво.
Мы рекомендуем The Howard Stern Show ученикам, которые работают над восприятием устной речи. Очень часто отрывки из этого шоу мы используем в качестве примеров для обучения слухового восприятия именно на уровне Intermediate. Кроме того, их удобно прослушивать и в аудиоформате.

David Letterman — The Late Show

«Позднее шоу» с Дэвидом Леттерманом — это традиционное шоу американского телеканала CBS, первый выпуск которого увидел мир в 1993 году.

За годы трансляции шоу получило настолько огромную популярность, что заняло седьмое место в рейтинге «50 величайших шоу в американской истории по версии TV Guide».

Шоу Леттермана проводится в классическом формате позднего шоу, но в нем не так много юмора, как, например, у Джимми Фэллона. Дэвид говорил со звездами о новостях об их карьере, об интересных событиях из их жизни, о мыслях и стремлениях. В общем, как раз о том, что интересует многих поклонников звезд.

Дикция Дэвида Леттермана очень правильная и четкая, поэтому слушателю понятно большинство слова и фраз, которые он говорит. Лексика в принципе стандартная, но иногда проскакивают сложные философские темы, в которых непросто разобраться даже с идеальным знанием языка.

Интервью Дэвида Леттермана с Эммой Уотсон. Дэвид расспрашивает Эмму о ее новом проекте, которым тогда являлся фильм «Ной» на ветхозаветную тематику. Есть немного специфической лексики, но в целом все доступно.

Дэвид Леттерман ушел из программы в 2015 году, теперь «Позднее шоу» ведет Стивен Кольбер. Но записи с Леттерманом без проблем доступны в интернете.

В целом мы рекомендуем The Late Show всем ученикам с уровнем знаний Intermediate и Upper-Intermediate. Хотя отдельные интервью и темы могут казаться сложными, поэтому нужно выбирать оптимальный вариант.

Выводы

Ток-шоу — это уникальный формат программ, который нравится миллионам зрителей. Но мы не едиными Дудями и Ургантами живем. Ведь с помощью интересных интервью можно с успехом учить английский.

Семерка интервьюеров из этой статьи — далеко не единственные достойные представители своей профессии. На самом деле их куда больше. Поэтому можете выбирать программы и подкасты, которые нравятся вам по стилю и содержанию. Совершенствуйте свой английский с удовольствием.

EnglishDom.com — онлайн-платформа по изучению английского

Обучение на любой вкус в любое удобное время:

  • индивидуальные уроки по Skype;
  • онлайн-курсы для самостоятельного обучения;
  • максимум практики в разговорных клубах онлайн.

Не решаешься начать? С промокодом — проще.

Переходи по ссылке и получай 2 месяца премиум-подписки на онлайн-курсы бесплатно. А по промокоду goodhabr2 — 2 урока по скайп в подарок при первой оплате.

«Лучше идти навстречу»: о том, как сделать хорошее интервью

Время чтения: 20 минут Нет времени читать? Нет времени?

Считается, что интервью – это просто. Если повезло с собеседником и вы можете задавать правильные вопросы, получится очень круто – как у Дудя, Познера или, может быть, как у Джо Рогана c Илоном Маском . Или почти так.

Но если серьезно, интервью – один из самых интересных и сложных жанров, который поддается не всем. Я решил разобраться в том, как сделать достойный материал, если вы не профи в журналистике.

Чтобы вам было веселее, решил попросить экспертизу у Капитана Очевидность – сделать с ним что-то вроде интервью =) Думаю, он этого достоин. Хотя бы потому, что большинство умных и верных мыслей вполне очевидны.

Что делать до написания текста

Обычно, для выбора жанра есть два повода – задание редакции или потому что «так захотелось» автору. Оба по-своему хороши, если понимать, зачем это делается. Задайте себе вопросы:

  • Что нужно получить в итоге?
  • Почему именно с этим героем?
  • Интересен ли он аудитории и почему?
  • А самому автору?

Когда есть ответы, становится более понятно, что выйдет в результате: актуальная информация, нечто мотивирующее, развлекательное, важное и полезное для читателей или простой пиар.


Всегда ли полезно делать интервью?

Конечно, яркая личность или крутой эксперт, украсят любой крутой нормальный материал и помогут вытянуть почти безнадежный, если все сделать правильно. Обычные интервью, даже посредственные, нравятся читателям – в них есть что-то притягательное.

Но с пиаром не все так однозначно. Об этом я и спросил у Капитана:

– Интервью сейчас в моде. Буквально в каждом блоге – беседы с какими-то бизнесменами, коучами и гуру, комментарии от экспертов, которых никто не знает. Кто все эти люди и почему они должны быть мне и нужны или интересны?

– Точнее, полезны – а почему нет? И конечно их можно сделать интересными, но при условии, что там не будет прямой рекламы. Важно, чтобы в разговоре рассматривались какие-то конкретные вопросы и все было выстроено вокруг этой основной линии.

Предположим, есть очень актуальная тема «Как самостоятельно продвигаться на YouTube без бюджета» и нужно сделать по ней хороший материал. Берется интервью у малоизвестного человека, который всего этого уже достиг. Получается, что такой материал становится пиаром – о герое и его таланте сразу узнают тысячи читателей. Можно было бы оформить все как обычный гайд, но гораздо интереснее и убедительнее – в виде диалога с реальным человеком.

Так можно. А спрашивать у кого-то про жизнь и говорить с ним обо всем подряд – нет. Пиар интересен не сам по себе, а если при этом обсуждается какой-нибудь конкретный вопрос, волнующий всех.

Как найти хорошую тему

Какое-нибудь важное событие, явление, модная тенденция, яркая личность или необычная история – тема может быть любой. Вопрос в том, как ее придумать:

– Согласитесь, Кэп, что яркие события, всякие прорывы или революции бывают не каждый день. О чем говорить, где брать интересные темы?

– Как я уже сказал, главное в интервью – это идея, тема, некая общая линия. Практически любая. В жизни всегда есть масса интересных вещей, которые не рассматривали раньше или делали это иначе, под другим углом. Любую из них можно превратить в диалог – нужно только придумать, как и с кем именно это сделать.

Например, блоге «Текстерры» есть неплохой материал о девушке, которая похудела на 55 кг и добилась успеха на YouTube. Про диеты, фитнес или блогерство пишут все – таких историй множество и ничего нового тут нет. А хитрость в том, как автор собрала это вместе – нашла подходящего героя и выстроила весь разговор. Получилось так, что читатель может чему-то научиться.

Откуда берутся хорошие темы для интервью? Откуда и все остальные интересные темы – из жизни.

Как выбрать подходящего героя

Бывает, что беседа с простым человеком выходит гораздо интереснее, чем c какой-нибудь звездой. Вроде бы знаменитость, говорит небанальные вещи, шутит, все нормально и верно. Но как-то немного уныло.

Дело в том, что не всякий, кто способен интересно ответить – твой герой. Есть люди, разговор с которыми может не получиться даже у большого мастера – у Познера, например. Мэтр и сам признает, что программы со Жванецким, Иваном Ургантом и Земфирой вышли неудачными.

Вопрос нашему эксперту:

– C кем, на ваш взгляд, не получится сделать интересный материал?

– Сама личность не имеет здесь такой уж большой роли. Главное – это вопросы и то, как и вокруг чего построена беседа. Крутое и суперинтересное интервью можно взять, например, у повара в столовой, уборщицы в офисе, у президента, какого-нибудь менеджера среднего звена или у продавщицы в магазине. Поговорить можно с кем угодно – вопрос в том, как это развернуть и какую проблему поднять.

Например, тема помощи детям из неблагополучных семей, попавшим в трудные жизненные ситуации – остросоциальная и очень важная. Но совсем не обязательно брать для этого какого-нибудь инспектора по делам несовершеннолетних или даже министра. Так, журналист «Таких дел» Елизавета Сиомичева сделала материал о подростках, которые занимаются в единственном в мире «цирке для хулиганов». Это просто дети, совсем не звезды. Но читаешь и понимаешь, что должен помочь.

Получается, что важна проблема, история, ситуация и мысль. А отталкиваться от яркой личности можно только в случае, если она прямо сейчас – на волне хайпа. Если это всем интересно и просто что-то невероятное, а не дешевая реклама.

Людей, с которыми не получится сделать хорошее интервью, как и неинтересных тем, – не бывает. Бывают плохие авторы.

Как подготовиться к интервью

Что нужно знать заранее

Не только со звездой, но и с обычным человеком – героем интервью, лучше познакомиться заранее. Это нужно, чтобы понять, куда может зайти разговор, оценить вероятную реакцию на вопросы. И так будет комфортнее во время разговора, особенно перед камерой. Но это удается не всегда.

Следующий вопрос Кэпу:

– Что важно знать о собеседнике и где взять эту информацию?

– Когда интервью строится вокруг определенной темы, нужно постараться получить максимум информации о личном опыте собеседника и той стороне его жизни, которая относится к теме разговора.

Подойдет все, что можно найти – в прессе, публичных выступлениях и в других открытых источниках. Можно взять за основу прошлые интервью с этим человеком, если они были. Выйдет круто, если потом сослаться на эти факты. Например, как в разговоре журналиста «Текстерры» с медиа-директором «Яндекс.Дзена» Даниилом Трибуном. Важно, чтобы собеседник чувствовал интерес к своему опыту и осведомленность.

Сложнее, если разговор строится вокруг личности. Здесь нужно смотреть, чем больше всего известен человек. Хорошо бы узнать все, что его касается, поискать самые малоизвестные детали. Возможно, удастся найти какие-то личные моменты, чтобы придать беседе неожиданное направление.

Советую посмотреть, как это делает Юрий Дудь. Иногда кажется, что он знает и задает сложные вопросы даже о том, что собеседник предпочитает забыть.

На 1:22:04 вопрос о том, что каждый нормальный человек предпочел бы забыть

Если времени в обрез и вы не успеваете пообщаться заранее, чтобы разузнать интересное, посмотрите хотя бы на фотографии героя – это тоже важно. Но внешность обманчива.

Как подготовить вопросы

Идеально, когда происходит живой диалог журналиста и героя, а ответы не подготовлены заранее. Это очень круто, но и очень сложно – настоящий высший пилотаж.

Обычно, когда есть возможность, спикера все-таки знакомят с вопросами заранее, чтобы он мог их обдумать. А некоторые персонажи, особенно звезды со своей пресс-службой, без этого не начнут ничего обсуждать с журналистом. Импровизации тоже бывают, например, в прямом эфире, но чаще всего интервью проходят в рамках сценария.

Для аудитории это почти незаметно, если не слишком уж гладко и последовательно построен разговор. Но даже если кто-нибудь догадается, не стоит делать из этого трагедию. Потому что главная цель – все-таки получить информацию, узнать для себя что-нибудь интересное и важное, а не просто послушать экспромт. Для этого другие жанры, например, стендап.

– Бывает, что заметна натянутость – журналисту нужно выводить собеседника на ответы, выдавливать из него нужные слова. Почему это происходит и как задавать более естественные вопросы?

– Отвечу на этот вопрос банально. Одна из самых главных фишек того, кто берет интервью – заинтересоваться в том, у кого он его берет. Если тому, кто задает вопросы безразличен тот, у кого он спрашивает, – это обязательно будет отражаться в самих вопросах, в том, как они подобраны и как сформулированы. И конечно в ответах.

Если тебе заведомо не так важен ответ, это сразу накладывает определенный блок на собеседника. Поэтому, если скучно, лучше сделать материал с кем-нибудь другим, на какую-то другую тему. Иначе будет плохо.

Это не имеет ничего общего с личной симпатией. В профессиональной журналистике приходится брать интервью у разных людей. Это может быть какой-нибудь неприятный или безнравственный человек, даже преступник. Для материала не нужно, чтобы он тебе нравился, но интерес и объективность необходимы. В этом смысле журналист похож на врача.

Каждая мама обязана знать:  Урок во что поиграть летом

Нужно подумать, о чем лично тебе интересно поспрашивать собеседника. В основном, в контексте того издания и той темы, для которой все это делается. Может быть, даже затронуть что-то еще, вообще никак не относящееся – какие-нибудь «глупые» вопросы. Взять и задать их из интереса, посмотреть, что он ответит.

К примеру, Владимир Познер – мастер этого жанра, часто предлагает гостям своей программы ответить на опросник Марселя Пруста. Это помогает раскрыть вкусы, черты характера и убеждения собеседников. Кстати, похожий прием – блиц, использует и Дудь. В сущности, это вопросы о жизненных взглядах и предпочтениях, но сформулированные для молодежной аудитории – более яркие, динамичные и понятные.

Как договориться о встрече

Если герой интервью – простой человек, договориться не проблема. Достаточно просто позвонить, написать письмо или оставить сообщение в мессенджере. С артистами, блогерами и крутыми бизнесменами сложнее. Есть звезды, которые считают, что интервью с ними или комментарий – единственная цель журналиста и смысл всей его работы.

Популярные персоны, как правило, заняты каким-нибудь важным делом – завтракают, принимают ванну, тренируются, разговаривают по телефону или выгуливают собаку (и обязательно сообщают об этом). Главное здесь – терпение, настойчивость и выдержка.

После 5–6 неудачных попыток, имеет смысл сделать паузу на неделю. Обычно, встревоженный герой сам выходит на связь – остается только обсудить условия.

Об этом следующий вопрос:

– Бывает, что собеседник просит за свое участие денег, ссылку на сайт или что-то еще, например, дополнительный пиар. Как правильно торговаться?

– Здесь нет универсального ответа. Это такие рыночные отношения, которые сами выстраиваются. Они опираются на ценность размещения этого материала. Например, какой трафик ты получаешь, если это интервью размещается, по сравнению с обычными публикациями или какой будет общественный резонанс. Все это соотносится со стоимостью и принимается решение.

В принципе, никаких строгих правил здесь нет и у всех по-разному. Помните, Дудь с иронией напомнил Доренко, как тот спросил про оплату за свое участие? И получил ответ, что нужно делиться, если сам этим зарабатываешь.

Есть момент, который часто забывают. Смысл в том, что в интервью участвуют два человека. Они не только собеседники, а соавторы. Каждый имеет право на свой гонорар – в той или иной форме.

Как вести беседу

Интервью – это общение. Без опыта непросто даже по Skype, а разговаривать с незнакомым человеком перед камерой, в прямом эфире – намного сложнее. Тем более, если это должно быть интересно не только собеседникам, но и аудитории.

Как правильно начать разговор

Важный момент – первый вопрос и то, как представить героя. Это не просто подводка, как в статье, которую можно убрать без потери смысла. Начало разговора задает тональность, помогает собеседнику настроиться и выбрать верную интонацию.

Случается, герой интервью искренне считает, что журналист задает ему вопросы, потому что не имеет никакого представления о предмете. В этом нет ничего страшного – просто такая профессия. Иногда приходится делать вид, что не знаешь ответа. Главное, делать это искренне.

– Как более интересно представить собеседника, если это не звезда, а самый обыкновенный человек?

– В любом случае, не нужно ничего приукрашивать – это, по-моему, не очень этично. Вообще, в таких ситуациях рассказывать о герое особо не нужно – только самое основное. Но, конечно, это зависит от того, о чем дальше пойдет речь. Обычно для аудитории имеет значение конкретный опыт человека, что он сделал, достиг или пережил – в том вопросе, вокруг которого закручено интервью.

Вот, например, материал «Текстерры» с основателем фабрики и магазина дизайнерских носков. Я сомневаюсь, что это известная личность, даже в кругу модников и модниц. Но главная тема беседы – вовсе не носки, а опыт продвижения бизнеса в соцсетях. Поэтому, когда герой сразу представился и рассказал о своем бизнесе, задачах и достижениях, это вышло просто, понятно и вполне естественно.

Если собеседник – взрослый человек и может сам рассказать о себе, пусть расскажет. Это интересный и почти всегда беспроигрышный вариант.

Что делать, если что-то пошло не так

Бывает, что во время интервью собеседник теряется, неправильно понимает вопрос и обижается, теряет нить разговора, уходит в сторону от темы. Или просто устает. Люди вообще непредсказуемы, журналист должен быть готов к любому, чтобы быстро перестроиться.

Вопрос о непредвиденных ситуациях:

– Если что-то пошло не так: собеседник уходит от ответов, говорит поверхностно, часто повторяется или просто пиарит себя – сказать ему об этом прямо или оставить как есть?

– Все зависит от формата интервью. Если это видео, наверное, лучше прямо об этом сказать. То есть тактично остановить человека или задать какой-то вопрос прямо поперек. Лучше так, чем потом исправлять эти вещи монтажом. А в прямом эфире это невозможно.

Если материал берется, например, в Skype, а потом будет переводиться в текст – можно попробовать отредактировать. Но не нужно забывать, что не выйдет просто заменить одни слова на другие или вырвать из контекста. Собеседник, скорее всего, будет против. Так что лучше сразу его перенаправить, чтобы отвечал конкретно и более ответственно относился к происходящему. Не расслаблялся, иными словами.

Часто комментарии специалистов – как вот этот, например, берутся заочно. Если работа идет в текстовом формате, как правило, заранее накидывают список вопросов – примерно такой, как прислали мне по email. Здесь важно, чтобы всегда была обратная связь. Это нужно, чтобы быстро задать дополнительные вопросы, уточнить. В процессе журналист видит, что еще требуются узнать к тому, что уже есть. А что, может быть, полностью удалить.

Можно ли спорить со спикером

Сложнее, когда герой интервью приводит какой-нибудь спорный исторический или научный факт, например, из жизни великого Лао-Цзы, а потом 20 минут объясняет, как там все было на самом деле. И ничего, что в молодости журналист защитил кандидатскую по «Истории династии Юань» , а у спикера – справка вместо аттестата. Вроде бы, самое время вежливо возразить?

Или все-таки нет? Об этом следующий вопрос:

– Можно ли во время интервью спорить с собеседником?

– Да, если тактично, но это редко когда оправдано. Потому что интервьюера, по законам жанра, в диалоге должно быть как можно меньше. В идеале, он как прожектор, присутствует в композиции чтобы высвечивать того, с кем говорит и его позицию. И делает это с помощью вопросов, а не высказывая свое мнение прямо.

Так должно быть в идеале, но это не значит, что в материале совсем не должно быть личности журналиста. Главное, не казаться значимее своего героя и не пытаться его перекричать. Эти вещи мы видим и слышим постоянно – даже не буду приводить примеров. Все и так знают.

Есть и более тонкие моменты. Например, когда взгляды журналиста явно противоположны взглядам собеседника и он не хочет это скрывать. А это уже искусство риторики – построить диалог так, чтобы интервьюируемый стал менее симпатичен аудитории. Зачастую, для этого достаточно легкой иронии и, конечно, логики. Примеры таких конфликтных материалов – интервью Захара Прилепина или Никиты Михалкова . Легко найти на YouTube.

Если журналиста в интервью получается явно больше, чем его героя – лучше выбрать другой жанр. Например, написать свой очерк или свою статью.

Как редактировать и готовить материал к публикации

Материал – запись беседы, сначала нужно отредактировать. После этого можно размещать в блоге. Но здесь тоже есть свои тонкости.

Что удалять, а что не трогать

«Убирай все лишнее и не парься!» – рекомендует Ильяхов. Действительно, все что кажется нормальным на слух, но не очень хорошо в печатном тексте, лучше править без сожаления. Остальное тоже, но с осторожностью. Потому что интервью – это хоть и соавторство, но никто не дал права искажать смысл слов собеседника.

Об этом следующий вопрос эксперту:

– Что делать, если собеседник озвучил оскорбительные вещи или факты, которые могут привести к скандалу?

– Все зависит от целей. Бывает, что именно этого ждут на самом деле и даже заранее планируют. Так устроены, на мой взгляд, некоторые интервью с Жириновским (о женщинах, сексе, жителях Урала и многие другие). Похоже, что это не случайные моменты, высказанные на эмоциях, а вполне контролируемые вещи. Просто они нужны для поддержания имиджа.

Для редакции коммерческого блога – а мы говорим о нем, сложно принять решение о том, нужен ли скандал. Обычно лучше перестраховаться, но все зависит от того, на какие риски готова пойти редакция. Это политический момент.

Мое мнение, что агрессивный хайп, острый негатив и всякие попытки устроить скандал, лучше пресекать сразу. Многие пробовали с этим экспериментировать, но мало у кого вышел толк.

Как согласовывать редактуру

Когда правишь текст – убираешь оговорки, повторы или неточности речи, можно нечаянно исказить смысл сказанного. С видео еще сложнее – без монтажа не обойтись, а от качества зависит, как будет воспринимать визуальный образ героя. Фотографы, которые снимают знаменитостей, говорят: «Любой рейтинг можно разрушить одним ракурсом».

Как минимум, итогом неудачных правок может стать обида, а если не повезет – судебное разбирательство и потерянные деньги. Но в любом случае, это вопрос репутации. Не согласовать готовый материал могут себе позволить разве что на «Первом канале», да и то не факт.

Поэтому вопрос специалисту:


– Что делать, если собеседник просит удалить один или несколько ответов, потому что сомневается или передумал?

– Если просит, нужно удалять однозначно. Даже не уверен, что стоит задавать ему вопрос «А почему?» или как-то торговаться. Может быть у него есть такие причины, о которых он вообще не хочет говорить. Значит не стоит трогать эту тему. Можно просто предложить ему ответить на несколько других вопросов. Это может потребоваться, если от удаления как-то пострадают объем материала, смысл или содержание.

Что делать, если предлагают правки

Герой интервью (или его пресс-служба) могут попросить готовый текст или смонтированную видеозапись беседы – вроде бы на согласование, а попытаться вернуть совершенно другой материал, со своими правками или дополнениями. Иногда это происходит не сразу, а через пару недель – когда все обдумают. Или, что тоже не редкость, могут даже порекомендовать, как правильно все оформить, сверстать и в какой рубрике лучше разместить материал.

Вот что думает об этом Кэп:

– Что делать, если герой интервью предлагает согласовать свой новый вариант, потому что прошлый считает не очень удачным?

– На это нет однозначного ответа – все зависит от предварительной договоренности и политики издания. Например, если это оплаченный промоматериал для определенного человека, компании или рассказ о каком-то продукте, то придется принять все правки заказчика. Если комментарий эксперта, который нужен, в первую очередь, самому изданию, согласиться – просто более разумный вариант.

Лучше идти навстречу. В ситуациях, когда герой интервью просит добавить или изменить что-нибудь – по крайней мере, пытаться.

Конечно, сразу менять весь материал по каждой прихоти – не имеет смысла. Но если возможен конфликт, лучше его избежать. И не забывать, что право на свои слова – священное для каждого человека. Поэтому, если собеседник просит не размещать в материале то, что он сказал – не надо этого делать без явной необходимости. Хотя бы потому, что результатом могут стать репутационные потери, не говоря уж об этике.

Оказаться героем интервью может каждый – это просто стечение обстоятельств. А стать хорошим интернет-маркетологом, специалистом по веб-дизайну, SEO, UX или коммерческим автором – таким, чтобы твою экспертизу просили самые крутые блоги, можно на курсах TeachLine от «Текстерра».

6 интервью о науке и обществе

Подборка интересных разговоров с умными людьми на разные темы: генетика, физика, детская агрессия, ценности молодёжи, мемы и космические радиовсплески.

Мы собрали для вас несколько хороших больших интервью, которые были относительно недавно выпущены разными изданиями. Тексты в этом жанре часто зря выпадают из поля зрения — например, потому что имя героя ничего не говорит читателю или потому что времени на чтение на момент выхода интервью не было.

Темы мы подобрали разные — если вы читаете Newtonew, то наверняка хоть что-то из этого обязательно будет вам интересно. Если хотите посоветовать ещё какие-нибудь интересные интервью из недавних, оставляйте ссылки в комментариях.

Шухрат Миталипов — о генетических болезнях и возможности их лечения

Один из ведущих экспертов по генной инженерии в мире Шухрат Миталипов рассказал в этом интервью о последних достижениях науки в области клонирования и репрограммирования генов. Миталипов объясняет, что у человечества есть реальная перспектива вступить в мир без наследственных заболеваний. А кроме того, в интервью поднимается важный вопрос об этичности генетических экспериментов.

Каждая мама обязана знать:  Неправильная ориентация

Людмила Петрановская — о детской агрессии и насилии в школах

Разговор с педагогом Людмилой Петрановской, лауреатом президентской премии в области образования, о том, что делать со школьным буллингом и вспышками насилия среди несовершеннолетних. Петрановская объясняет, почему нельзя снизить уровень насилия в школах запретами и строгой дисциплиной и как взрослые своими действиями подпитывают детскую агрессию.

Екатерина Шульман — о современной молодёжи и дивном новом мире

Большое интервью с политологом Екатериной Шульман — лекарство от алармистских настроений по поводу того, что дети сейчас какие-то не те, что раньше, а мир катится неизвестно туда. Шульман объясняет, почему и дети совсем не безнадёжны, да и мир катится куда надо.

Максим Кронгауз — о том, что творится с современным русским языком

Разговор с лингвистом Максимом Кронгаузом о современной языковой ситуации: как язык обогащают мемы и как заинтересовать детей интернет-эпохи книгами, написанными на литературном языке фактически ушедшей эпохи.

Сергей Попов — о таинственных радиовсплесках в космосе

Астрофизик и популяризатор науки Сергей Попов в этом интервью объясняет, что известно о космическом явлении быстрых радиовсплесков и как оно было открыто. Существует несколько гипотез того, что это такое, даже версия про внеземные цивилизации есть. На сегодняшний день быстрые радиовсплески — одна из главных загадок для астрофизиков.

Андрей Ростовцев — о настоящем и будущем российской науки

Интервью с одним из ведущих российских физиков Андреем Ростовцевым затрагивает много интересных тем: он объясняет, почему фундаментальная наука может быть только интернациональной, а никак не российской; комментирует реформу Академии РАН и работу проекта «Диссернет»; поясняет разницу между работой учёного в России и за рубежом.

10 самых популярных интервью за 2020 год Материал редакции

Беседы с гендиректором «Дождя» Натальей Синдеевой, авторами Telegram-канала «Беспощадный пиарщик», бывшим управляющим директором «Альфа-банка» Алексеем Мареем и другими героями.

1. «Мы оказались в аду и за день потеряли 80% зрителей»

Генеральный директор телеканала «Дождь» Наталья Синдеева рассказала о том, как редакции удалось пережить кризис 2014 года. Тогда телеканал опубликовал скандальный опрос о блокаде Ленинграда, и кабельные операторы отказались транслировать его эфир.

Помощь «Дождю» предлагал опальный олигарх Михаил Ходорковский, но команда отказалась от его денег и сосредоточилась на монетизации с помощью подписок. Однако когда кризис закончился, у редакции возникли внутренние проблемы.

Мы справились со всеми проблемами, перестроили работу, переехали в новую студию в дизайн-заводе «Флакон». Когда мы все выдохнули и перестроили работу, случился внутренний кризис.

Так происходит, когда после войны люди возвращаются домой и не могут перестроиться, чтобы жить в мирное время. То же самое пережили мы: не надо обороняться, надо работать. В этот момент начинается тяжелый процесс рефлексии, потому что коллектив начинает расползаться. Кто-то не может себя найти, кто-то выжат, сгорел, ничего не может сделать.

Это был самый тяжелый момент: нужно было перестраивать работу редакции. И не все люди смогли устроиться в новой жизни. Началась стагнация, упали показатели, ситуация ухудшилась.

2. «Мы зарабатываем в социальных сетях около миллиона рублей в месяц»

Интервью основателя «Подслушано» — одного из крупнейших сообществ во «ВКонтакте», где люди анонимно делятся историями из жизни.

Оно принадлежит администратору по имени Владимир Огурцов (имя вымышлено), а также трем другим партнерам, один из которых — генеральный директор медиакомпании Tigermilk Media Арсений Ашомко.

Сообщество появилось в 2012 году. За пять лет авторы разработали собственное мобильное приложение, а совокупная аудитория проекта превысила 9 млн человек. В соцсетях команда зарабатывает более миллиона рублей в месяц.

Огурцов рассказал о внутренней кухне — сколько человек работает в команде, как редакторы отбирают секреты и почему он не против плагиата.

Я с этим ничего не могу поделать. Поэтому я просто отпустил эти мысли. Мне, наверное, это даже льстит. В 90-е на вещевых рынках продавали кроссовки Abibas и тому подобное, народ покупал и тем самым отчасти рекламировал всем известный бренд.

Так и у нас. Я смотрю на это позитивно. Если кто-то что-то наше копирует, значит, мы всё делаем правильно. И пусть они это делают. Если нам не во вред.

3. «То, что работает для малого бизнеса, не сработает для бизнеса с 30 млн клиентов»

В октябре 2020 года основатель сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров пожаловался в Twitter, что из-за падения покупательской способности через «год-два можно будет закрываться».

В интервью с vc.ru Гончаров признал, что перегнул палку: у его компании действительно есть проблемы, но они не так критичны. Трудности связаны с тем, что он не готов менять поставщиков и экономить на качестве продуктов, но поскольку для многих покупателей важнее цена — они предпочитают питаться в сетевых ресторанах фаст-фуда.

Если в России происходит какой-то провал, компанию начинают материть. Эту моду ввели Артемий Лебедев и Илья Варламов — не дали тебе карточку: напиши в техподдержку, зачем оскорблять? Мне за это обидно.

На западе тоже совершают ошибки. Не нужно думать, что у нас тут все какие-то горбатые, а там — правильные и исполнительные.

4. «Единственное, что не может делегировать руководитель — это вопросы стратегии»

Незадолго до ухода с поста управляющего директора «Альфа-банка», Алексей Марей рассказал vc.ru о секретах продуктивности, своих бизнес-правилах, а также об источниках вдохновения.

Когда моему старшему сыну было четыре-пять лет, его в детском саду прозвали «Мистер почему». Он изводил всех вопросами «Почему?».

В 2008 году я попал в бизнес-школу. И на первой лекции профессор, который вел наш класс, поинтересовался, у кого есть дети четырех-пяти лет. Поскольку люди все были примерно одного возраста, какое-то количество людей подняло руки.

Он спросил: «Не заколебались отвечать на вопрос «почему?»» Я был в восторге: «Кто-то меня понимает». И он сказал, что в бизнесе точно так же. Существует принцип «пять почему»: если задать человеку пять вопросов «почему», то в 95 случаях из сотни можно добраться до корня проблемы.

Поэтому никогда не стоит ограничиваться первым ответом. Этот тот пример, который показывает, чему тебя может научить ребенок — нужно быть просто готовым учиться.

5. Как переводят фильмы, игры и сериалы

Совладелец компании «РуФилмс» Алексей Козуляев рассказал о работе аудиовизуальных переводчиков: как готовится локализация контента, сколько времени и денег требуется для адаптации одного фильма или эпизода сериала, и какие распространенные ошибки совершают авторы.

Я всегда требую от переводчиков отходить от «культурного жлобства». Когда переводчик начинает «фигурять» фунтами, футами, дюймами и так далее, — это либо его неспособность перевести значения в международную систему единиц, либо пренебрежение к зрителю.

Из-за этого может потеряться смысл. О чем вам говорит фраза «роскошная квартира в 220 квадратных футов»?

Звучит как размер большой квартиры и все, правильно? А если перевести футы в метры, получится чуть больше 20 м², то есть слово «роскошный» в данном случае приобретает иронический оттенок.

Это же относится и к единицам измерения температуры. Дети которых привозят в приемный покой больницы с температурой в 104 градуса, меня всегда пугают. Равно как и 40-градусный пронизывающий до костей холодный ветер и красавцы мужчины ростом в шесть футов шесть дюймов.

Это очень важный элемент работы переводчика — он всегда должен понимать, для кого он переводит.

6. «Мы достигнем такого уровня, что MDK станет защитником авторов контента»

Незадолго до ICO развлекательной платформы MDK побеседовали с основателем сообщества Роберто Панчвидзе о его бизнесе. Предпринимателю принадлежит 22 сообщества и аккаунта во «ВКонтакте», Twitter и Telegram, а также собственное креативное агентство.

Панчвидзе рассказал историю появления своей «медиаимперии».

В 2011 году паблик для меня был больше как хобби: я успевал работать, учиться, еще что-то. Тогда мне требовалось сделать всего пять публикаций в день.

В 2012 году хобби начало приносить деньги. Но это было не главное — мне нравилось внимание. И как психологу — наблюдать за психологией масс. И это было для меня экспериментом. Наверное, я таким образом тешил самолюбие. Меня это потихоньку стало затягивать.

7. «Анонимный канал — это падре, который сидит за ширмой в кабинке»

Интервью с основателями популярного Telegram-канала о PR-специалистах, маркетинге и медиа «Беспощадный пиарщик».

Они рассказали о том, как появилась идея проекта, о преимуществах формата и планах по монетизации канала.

Все начиналось как прикол или эксперимент. Но потом мы «воздудились». Нас очень заинтересовал формат Telegram как нового типа СМИ с трансляцией прямо в мозг.

Кроме того, нам надоела та атмосфера лицемерия и гротескного самолюбования, которые царили в PR-отрасли еще в начале 2020 года. Сейчас этого явно меньше, и это наша заслуга. Да, этот тезис тоже самолюбование, но мы же плоть от плоти нашей отрасли.

Мы вообще изначально делали канал с мемами, но в какой-то момент к нам приросла миссия — люди стали обращать наше внимание на разные вопиющие случаи, рассказывать анекдоты и исповедоваться в почте.

Мы взяли на себя функцию Роспярнадзора.

И иногда даже собутыльника. Одного из наших читателей мы даже с девушкой пробовали мирить. Сожалеем, что не удалось.

8. Как работает аналитик крупного инвестфонда

Еще одно анонимное интервью. На этот раз — с сотрудником инвестиционного подразделения «одной из крупнейших российских олигархических групп».

Он рассказал о том, как начал карьеру, о специфике работы российских фондов и об уровне зарплат.

Сделки по продаже большинства компаний в России часто непрозрачны и порой лишь частично соответствуют правовым нормам. Также при управлении компаниями часто возникают спорные ситуации между собственниками, поэтому в крупных фондах обычно есть свои юристы. В судах участвуют юристы, но и сотрудникам инвестиционного подразделения тоже нужно разбираться в российском и английском праве.

Зарплата зависит от заработка на предыдущем месте работы, поэтому у людей на одинаковой должности она может отличаться в 1,5-2 раза. На старте это может быть 150-250 тысяч рублей в месяц, на более старших должностях — кратно выше. Бонусы в разных фондах разные и обычно зависят от принесенной тобой прибыли. Бонусы могут составлять до двух годовых зарплат, но чаще всего — от 30 до 100% от годовой зарплаты.

9. «Я до сих пор ничего не понимаю в транспортном бизнесе»

Интервью с петербургским предпринимателем Игорем Рудзием. Ему принадлежат компании «Грузовичкоф» и «Таксовичкоф», доля в сервисе доставки еды «Достаевский».

Он рассказал о конкуренции с Uber, планах выйти на московский рынок, запустить франшизную сеть и инвестировать в развитие беспилотного транспорта.

Пока что беспилотники не могут даже на 50% распознать дорожные знаки. Понятно, что статус такого автомобиля тоже не определен. Что это такое, какая будет ответственность, если он попадет в ДТП.

Как он будет ехать по дорогам, где нет разметки? У нас же не так все развито, как в Европе или в Соединенных Штатах, поэтому дороги оставляют желать лучшего во многих регионах. Так что, я думаю, юридический статус беспилотного автомобиля еще не скоро оформится в России.

Когда-нибудь, да, мы будем все ходить в серебристых костюмах и общаться без слов на уровне телепатии, в течение десяти лет у нас появятся всяческие встроенные технологии. Водителей тоже, конечно, заменят, но не скоро.

10. «Мы стали настолько большими, что нас могут купить не так много компаний»

Генеральный директор компании «Нетология-групп» и ведущий подкаста «Рунетология» Максим Спиридонов взял интервью у совладельца и руководителя кипрской хостинговой компании Servers.com Алексея Губарева.

В начале 2000-х годов он переехал с семьей на Кипр. В 2005 году предприниматель запустил компанию Servers.com и за 11 лет вышел на выручку в $50 млн в год. Сейчас в компании работает более 300 человек.

Он рассказал о том, как получил запоминающийся домен, почему отказался привлекать инвестиции и ответил на каверзные блиц-вопросы.

Когда ты разговариваешь с людьми из фонда, они всё время пытаются отжать капитализацию компании вниз, хотя ты вроде бы растёшь. Они говорят: «Хорошо, мы дадим вам $30 млн». В 2012 году нам действительно предлагали столько. Однако капитализацию компании опускали процентов на сорок ниже рыночной цены.

И мы сочли, что нам это невыгодно. У нас не было проблем с банковским финансированием.

Деньги нам требовались в основном на покупку других бизнесов или на большое строительство, например на создание того же дата-центра. И сделки с фондами как-то не складывались, а потом мы решили, что нет смысла тратить на это время. Будем развиваться сами, раз пока всё растет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация