Исследования по этапам развития ребенка от рождения до года, книги по воспитанию ребенка после года


Содержание

Коллектив авторов — Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов

Коллектив авторов — Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов краткое содержание

Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов читать онлайн бесплатно

Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Авторы-составители

Г. М. Лямина (Вместо предисловия);

А. В. Павлова (Начинаем жить вместе);

С. Н. Теплюк (Ребенок пришел в мир. От одного до трех месяцев. От трех до шести месяцев. Такой знакомый незнакомец. От шести до девяти месяцев. От девяти до двенадцати месяцев);

Л. Г. Голубева (Физическое развитие детей от рождения до года);

М. В. Лещенко (Рациональное питание ребенка);

Э.Л. Фрухш (От одного до трех месяцев. От трех до шести месяцев);

Ю.А. Разенкова (Игры-занятия с малышом в возрасте от одного до трех месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от трех до шести месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от шести до девяти месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от девяти до двенадцати месяцев);

И. А. Выродова (Игры-занятия с малышом в возрасте от одного до трех месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от трех до шести месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от шести до девяти месяцев. Музыка в развитии ребенка в возрасте от одного до шести месяцев. Музыка в развитии ребенка в возрасте от шести до двенадцати месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от девяти до двенадцати месяцев);

С.Ю. Мещерякова (Становление общения ребенка со взрослым. С чего начинается личность);

H.H. Авдеева (С чего начинается личность).

Последние десятилетия и за рубежом, и в нашей стране характеризуются интересом родителей, исследователей, педагогов и психологов к проблемам развития и воспитания детей раннего возраста, особенно первого года жизни. Этот период самоценен не только сам по себе. Он очень важен для дальнейшего развития ребенка и имеет ряд особенностей.

Одна из особенностей первого года жизни ребенка заключается в быстром темпе формирования основных «блоков» развития, ведущих умений, которые важны не только в данный период, но и в дальнейшем – в «зоне ближайшего развития».

Новорожденный ребенок беспомощен. Он не может даже подтянуться к источнику питания – к материнской груди. Но в течение года в развитии ребенка происходят разительные перемены. К году малыш уже ходит, произносит несколько слов, выполняет простые поручения. Он ориентируется в ближайшем окружении, отыскивает любимую игрушку, передвигается из своей комнаты в кухню, пытается самостоятельно выполнять отдельные действия (когда пьет кефир, сам держит чашку; стягивает шапку, носок). У него появляются первые игровые действия: куклу баюкает, мяч катает и т. д. Значительно совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. Уже к 4,5–5 месяцам при определенных условиях малыш может различать основные цвета и формы, эмоционально отзываться на музыку. С момента рождения находясь среди людей, он начинает различать их, по-разному относиться к людям: близким – радуется, чужих – настороженно рассматривает, прежде чем подпустить к себе.

К сожалению, понимание того, от чего зависит темп развития ребенка, неоднозначно. Отечественные ученые, стоявшие у истоков развития науки о ребенке раннего возраста (H. М. Щелованов, H. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская), сопоставляя неврологические данные с практикой воспитания, доказали: несмотря на морфологическую зрелость центров и проводящих путей головного мозга, младенец осваивает основные умения почти исключительно благодаря педагогическим воздействиям взрослых. При их отсутствии, недостаточности или односторонности наступает значительное отставание в развитии – так называемый госпитализм. Таким образом подчеркивается исключительная роль взрослого в развитии ребенка.

Не стоило бы возвращаться к этому, если бы не отдельные публикации в зарубежной прессе, перепечатанные в наших популярных журналах, повторяющие, правда, в «сглаженной» форме, точку зрения о ведущей роли зрелости центров головного мозга в развитии, нивелируя при этом педагогические воздействия взрослых. Так, в статье «Здравствуй, мир. Это я!» Пэт Уингерт и Энн Андервуд (спецвыпуск журнала «Итоги». Зима, 1998) пишут о том, что мышечные и нейронные связи, отвечающие за умение садиться, ползать, говорить, формируются у каждого ребенка в свой срок. Не стоит горевать, полагают они, если ваш малыш отстает от «фаворита». Авторы статьи ставят под сомнение правомерность понятий «раннее» или «позднее» развитие. Вместе с тем, проявляя осторожность, они признают, что нельзя игнорировать общие установки (тесты, показатели). Например, факт, когда 10-месячный ребенок не умеет самостоятельно садиться, должен вызвать тревогу.

В 50-60-е годы XX века доктор медицинских наук М. Ю. Кистяковская, отрицая зависимость развития движений младенца исключительно от морфологической зрелости мозга, вне влияния условий жизни и воспитания, вне влияния педагогических воздействий взрослого приводила пример разных путей освоения каждого из видов движений. Так, малыши, проведшие много времени в больнице или больные рахитом, ползают не на четвереньках, а сидя. Часто младенцы начинают ходить, минуя ползание. По последним данным Джона Хопкина (спецвыпуск журнала «Итоги». Зима, 1998), число таких детей доходит в настоящее время до 15 %, что вызывает настороженность ученых. Родители должны заботиться о правильном развитии младенца.

Молодые родители, пользующиеся зарубежными перепечатками в наших популярных журналах, к сожалению, перестают обращать внимание на темп развития своего малыша. Некоторую отрицательную роль здесь может играть сложившийся с годами у взрослых стереотип восприятия времени. Для них (в плане свершения событий) оно измеряется более продолжительным, чем месяц, периодом. Ну что, по их мнению, может произойти с малышом такое особенное, например, в период с 7 до 9 месяцев? А ведь происходит, и очень много существенного. Достаточно посмотреть показатели развития ребенка в 7, 8 и 9 месяцев, чтобы убедиться в быстром темпе его развития.

Невнимание к динамике развития подкрепляется, к сожалению, педагогическими рекомендациями отдельных, не всегда компетентных отечественных педагогов, которые ошибочно рассматривают формирование умений у младенца и организацию его воспитания крупными по продолжительности возрастными периодами: 6 месяцев – 1 год 6 месяцев; 1 год – 3 года. А ведь каждый месяц, каждый квартал жизни в первые годы приносит что-то новое. В этом особенность развития ребенка до одного года.

Вот простой пример.

Маша родилась в середине мая. Спустя 2–3 недели молодая семья выехала на дачу. Лето было сухое, теплое, и малышка большую часть дня проводила на воздухе спеленутая, лежа в коляске. Переодевая и купая дочку, мама с ней, конечно, разговаривала. Маша в ответ скупо улыбалась. Спустя два месяца в гости нагрянули подруги мамы – студентки педагогического института. Одна из них имела опыт работы в яслях. Маме здорово досталось. Ведь у Маши почти отсутствовал «комплекс оживления»: яркая улыбка, активные движения руками и ногами, гукание, а иногда и гуление. Подобная активность – основа успешного развития более сложных движений и подготовительных этапов речи, что было упущено неопытной мамой.

Шестимесячного внука впервые привезли в гости к дедушке с бабушкой. Раздев, его положили на широкую тахту. Он лежал, тяжело опираясь на предплечья. Подойдя, бабушка ласково его окликнула. Он даже не попытался повернуться в ее сторону. Ребенок явно запаздывал в развитии.

В этом возрасте малыш должен лежать на животе, опираясь на ладони вытянутых рук. Из этого положения легко присесть, поползти на четвереньках, подтянуться к барьеру кроватки.

«А как он играет?» – спросила бабушка, протягивая погремушку внуку, лежащему на спине. Игрушку, которую ему вложили в руку, малыш удержал. Но он не умел протягивать к ней руки, когда ее держали в положении над грудью и сбоку.

А ведь это умение он мог бы в дальнейшем использовать разнообразно и по назначению, самостоятельно занимаясь игрушкой, тренируя мышцы рук.

Родителям и всем имеющим отношение к уходу за младенцами нужно знать основные ориентировочные показатели развития по месяцам жизни. Если трудно их запомнить, можно почаще сверяться с книгами для родителей. Запомните: на первом году жизни ребенка опережение или отставание от показателя на десять дней в расчет не берутся.

В ориентировочных показателях указаны не только крупные, основные вехи типа ползает, сидит, ходит, но и промежуточные этапы каждого умения. Это позволяет предупредить отставание и обеспечить успех в «зоне ближайшего развития».

Все умения, и конечные, и поэтапные, тесно связаны между собой. В этом состоит еще одна закономерность развития. Проиллюстрирую это примером.

Развитие и обучение ребенка: лучшие книги для родителей. Обзор

Читают мамы, читают папы

Если собрать в одной книге все вопросы, которые мучают молодых родителей, получится том, не уступающий по толщине бумажному изданию Википедии. А в нем, как известно, пять тысяч страниц. И все они постоянно крутятся в головах несчастных мам и пап! Как не выбиться из сил, пытаясь разобраться со всеми проблемами сразу?

С рождением ребенка в дом приходит не только радость, но и множество забот. Наступает активный период для обоих родителей — им предстоит заботиться о новом человеке, посвящать ему время и силы, помогать открывать мир. Кажется, еще далеко начальная школа, и полный штормов и подводных камней подростковый период, но — как считают и мамы, и специалисты по детской психологии — как думать о будущем нужно начинать с первых месяцев жизни малыша. Цитируя автора одной из популярнейших методик раннего развития Масару Ибуку: после трех уже поздно!

С момента рождения надо постоянно пристально следить за здоровьем и поведением ребенка: правильное питание, сон, гимнастика. Порой ответ на какой-то вопрос требуется немедленно. Еще лет тридцать назад молодым родителям были доступны, пожалуй, только книги доктора Бенджамина Спока. Опыт педиатрии и психоанализа доктор Спок использовал для создания пособий для родителей, где вместе освещаются вопросы и детского здоровья, и питания, и общения. Книга «Ребенок и уход за ним» остается востребованной до сих пор, хотя многие советы за давностью лет (впервые она была издана в 1946 году) уже утратили актуальность. Но иметь ее на полке не помешает и в XXI веке.

Большинство современных авторов не отрицают опыт Спока, а скорее перерабатывают его под новые условия жизни. Как правило, они уделяют внимание вопросам как физиологии и роста, так и психологии и развития ребенка. Уильям и Марта Сирс — семейная пара, родители восьми детей — создали целую библиотеку книг для родителей, используя свой жизненный и врачебный опыт. В их книгах можно найти практические советы по уходу за детьми и по общению с ними для каждого этапа взросления ребенка.

Среди российских авторов наиболее полно пишет об уходе за детьми Евгений Комаровский. В книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» сочетаются советы по обустройству жизни ребенка, подробный рассказ о возможных болезнях и опасностях, а заодно рекомендации по укреплению нервной системы родителей. Кроме того, Комаровский — автор серии «Справочников здравомыслящих родителей», призванных помочь родителям в профилактике и лечении детских инфекций.

Но важно не только здоровье. В какой-то момент легко впасть в заблуждение, что силы родительской любви и внимания достаточно, чтобы вырастить идеального ребенка. Но любые крайности, как известно, опасны — а разработать гармоничный подход самому непросто. Крайностей же множество — позволять малышу до поры до времени делать все, что вздумается; напротив, с пеленок приучать к буквам и слогам, чтобы к пяти годам он самостоятельно читал Бажова и Линдгрен; с детства погружать его в мир спорта, воспитывая в здоровом теле здоровый дух. Не переусердствовать и органично привить ребенку необходимые навыки помогут разработанные педиатрами и психологами методики. В чем-то они пересекаются между собой, в чем-то — категорически не сходятся. В каждой из них во главе угла что-то свое: здоровье, чтение, мелкая моторика. Выбирая ту или иную методику, стоит помнить, что применять к ребенку жесткие требования, по меньшей мере, неправильно. У каждого малыша свой темп развития и познания мира. В любом случае придется запастись терпением, силой духа и подручными материалами.

Дети крайне восприимчивы к обучению, и при правильном подходе можно очень рано понять, к чему больше предрасположен ребенок — к физической активности, общению, творчеству. Для этого отлично подходит методика Марии Монтессори. Она предлагает создать для ребенка особую обучающую «среду» (разместить на большом пространстве различные предметы, материалы) — и позволить самостоятельно выбирать, что ему более интересно. Стоит обратить внимание, что этот метод больше подходит для занятий воспитателей с группами и предполагает в первую очередь развитие самостоятельности, логики, внимательности, а не, например, ранее обучение чтению и счету.

Методика Глена Домана («Гармоничное развитие ребенка»), напротив, ориентирована именно на занятия родителей со своим ребенком, причем именно у родителей здесь самая активная роль. Упражнения, разработанные Доманом, отлично тренируют память и дают ребенку огромную базу знаний за первые годы жизни. Доман предлагает использовать для обучения карточки с различными фактами из области географии, истории, биологии, а также с первых месяцев учить читать и считать.

К родителям обращена и книга «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан, одной из самых известных мам в мире. В основе ее методики лежит внимание к своему ребенку, постепенное раскрытие его индивидуального потенциала, а советы или упражнения варьируются в зависимости от того, к чему у ребенка возникает интерес. Лупан превращает обучение в игру: чтение — через пение букв на мотив детских песенок, счет — через шуточные загадки. Главное — не заставлять ребенка заниматься по строгому графику и не добиваться эффективности любой ценой.

Каждая мама обязана знать:  После ссоры с сыном папа уехал из семьи

Российскими педагогами разработаны целые комплексы игр, призванных развить творческие способности ребенка и его мышление. Например, головоломки Бориса и Елены Никитиных, тренирующие логику и образное мышление ребенка («Интеллектуальные игры» Б. Никитина), или кубики с цифрами и буквами Николая Зайцева, к которым прилагается подробное «руководство по эксплуатации»: можно распевать слоги или складывать слова, обращаться к таблицам слогов (есть и отдельные — по арифметике). Занимающиеся по этой методике дети к четырем годам самостоятельно читают, а к пяти умеют считать до ста.

Конечно же, интерес к книге невозможно привить только с помощью кубиков и таблиц. Детские издания — с красочными иллюстрациями, простыми и звучными стишками, а также «неубиваемые», то есть способные выдержать активный интерес малышей — неотъемлемый арсенал родителей, желающих развить в детях любовь к чтению. К счастью, существуют книжки, не только сочетающие понятные и яркие картинки с загадками и сказками, но и созданные из экологически чистых материалов. Превращение чтения в веселую игру с пазлами или картонными вставками, а то и в «литературное купание», сразу привлекает внимание к процессу.

Авторских методик обучения чтению множество. В книге «Учим ребенка читать» Валерия Марусяка предлагается череда игр и нескучных занятий, с помощью которых можно подвести ребенка к чтению постепенно, не отбивая охоту вообще держать в руках книгу. Речь идет в большей степени о детях постарше, лет четырех-шести, так что эта методика подходит родителям, считающим, что торопить события — вредно для ребенка. В приложении есть множество практических заготовок, а сами задания затрагивают все важные для ребенка стороны развития — и сенсорику, и моторику, и становление речи. Автор, профессиональный педагог, также приводит самые частые ошибки, которые делают неопытные родители, желающие отправить ребенка в школу уже читающим, и рассказывает, как их избежать.

Однако формирование мировоззрения и личностных качеств все равно определяется в большей степени не тем, как рано он научится читать и считать, а той средой, которая окружает ребенка. Чтобы не столкнуться с неприятными последствиями — эмоциональной нестабильностью или недоверием, родителям важно контролировать все стороны взаимодействия с детьми. Масару Ибука («После трех уже поздно»), основатель компании Sony и автор одной из самых популярных методик раннего развития, предлагает уникальную систему, затрагивающую разные аспекты жизни ребенка, от распорядка дня до пробуждения интереса к искусству. Он делает акцент не на навыках, а на воспитании чувств и нравственных качеств, и настаивает, что важно поощрять фантазию и поддерживать творческие начинания. Ибука подчеркивает, что для детей не существует «слишком сложных» вещей — если они что-то не готовы понять, они просто не обращают на это внимания.

Как объяснить малышу, что можно и что нельзя, не разбудив обиды и добившись своей цели? Как реагировать на слезы или замкнутость, как, наконец, рассказывать о том, что сами взрослые-то представляют себе с трудом?

Кроме неподъемных трудов о детской психологии есть множество книг, в которых родители могут найти ответ на главный вопрос: как понять своего ребенка? Среди них, например, «Маленькие дети и их матери» и «Разговор с родителями» английского психоаналитика Дональда Винникотта, доступно отражающие важность психологической привязанности детей и родителей и позволяющие избежать проблем в общении. «Книга для неидеальных родителей» практикующего психолога Ирины Млодик посвящена описанию возрастных особенностей детей и влияющих на их чувства и желания факторов. Поклонникам современной американской популярной психологии будет интересно познакомиться с методикой Джона Грэя в книге «Дети с небес», а приобщиться к практике можно, прочитав книгу Елены Николаевой «111 баек детских психологов».

Много полезных рекомендаций и советов можно найти в книге известного писателя, психотерапевта и психолога Владимира Леви «Нестандартный ребенок». Как избежать непослушания, как не избаловать ребенка и при этом не заставить его чувствовать себя ненужным и нелюбимым, как пережить переходный возраст — Леви делится с родителями профессиональными секретами, но при этом не призывает родителей следовать какой-то четкой схеме воспитания. Такой, разумеется, просто не существует.

Главное, с чем мамам и папам придется смириться, это что учиться придется не только ребенку. В книге «Воспитываем ребенка? Или себя?» практикующий психолог Светлана Иевлева предлагает родителям поразмышлять о том, из-за чего дети ведут себя так, а не иначе, и как выйти из затруднительного положения. Ведь именно от родителей в итоге зависит, как спустя много лет адаптируется ребенок к самостоятельной жизни. Она рассматривает все периоды взросления — от рождения до школьного возраста — и снабжает подробными комментариями бытовые ситуации, которые, оказывается, иногда играют большую роль, чем кажется на первый взгляд.

Детям свойственно ставить взрослых в тупик, и иногда их изобретательность поражает. Найти правильный и понятный ответ порой не так просто. Нужно взглянуть на мир глазами ребенка — и обнаружить другую, отличающуюся от взрослой логику и новые законы реальности. В этом могут помочь книги Адель Фабер и Элейн Мазлиш («Как говорить, чтобы дети слушали, и слушать, чтобы дети говорили», американского психолога и педагога Эды ле Шан («Когда ваш ребенок сводит вас с ума»), нашей соотечественницы Юлии Гиппенрейтер («Общаться с ребенком. Как?»). Бретт Дорис написала книгу «Жила-была девочка, похожая на тебя», в которой рассказывает, как помочь детям преодолевать страхи и тревоги, а в разрешении всевозможных конфликтов родителей проинструктируют Екатерина Мурашова («Ваш непонятный ребенок») и Елена Алексеева («Как понять ребенка»). Чувства детей, особенности поведения, всевозможные фобии — эти книги помогут найти с ребенком общий язык.

Литературы, призванной помочь родителям сориентироваться в детском мире, очень много. Если вы ждете прибавления в семье или вокруг уже ползает (а то и вовсю бегает) карапуз — готовьтесь освобождать место на полках!

Книги о воспитании детей

Очень полезная статья!

Искусство быть хорошим родителем: 12 важных книг

Лучшие книги по воспитанию детей, среди которых и проверенные годами бестселлеры, и свежие тексты

Воспитание ребенка – постоянная работа над собой и бесконечный поиск ответов на сложные вопросы. И нет гарантий, что удастся эти ответы найти. Что значит быть ответственным родителем и как им стать? Можно ли вырастить ребенка успешным и счастливым, не используя методик раннего развития? Как научиться понимать, слушать, слышать и принимать своего ребенка?

12 самых важных книг для думающих родителей и их детей — в галерее Forbes.

Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Свободные родители, свободные дети»

Издательство: «ЭКСМО»

Зачем читать: чтобы научиться «говорить так, чтобы дети слушали, и слушать так, чтобы дети говорили».

Когда читать: после того как ребенку исполнится 2 года и перечитывать каждые 1,5-2 года.

О чем эта книга: Адель Фабер и Элейн Мазлиш, пожалуй, одни из самых известных в мире специалистов по общению с детьми. Педагоги с большим стажем, многодетные мамы, авторы собственной методики, которая уже 40 лет успешно работает. Их главная книжка – бестселлер по воспитанию «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили», и, если срочно нужны конкретные советы, читать надо ее. Но начинать лучше со «Свободных родителей». Потому что это первая книга Фабер и Мазлиш, обычных мам непослушных детей. Записавшись на семинары популярного психолога, они начали поиски ответов на сложные вопросы взаимоотношений с детьми. И проходя этот путь вместе с ними, принимаешь базовые установки их методики.

Личный опыт: Для меня это лучшая книга по воспитанию, которую я время от времени благодарно перечитываю. Во-первых, Фабер и Мазлиш дают очень много конкретных рекомендаций с заданиями и контрольными вопросами. Заменить длинную тираду об уборке комнат отдельной фразой, а то и просто лаконичным: «Аня, игрушки!» — просто, а главное, действенно! А благодаря интонации звучать может и как напоминание, и как просьба, и как условие. Практические советы из книги помогают быстрее разобраться в причинах поведения ребенка, понять его чувства, привить самостоятельность и повысить самооценку. Во-вторых, авторы не рисуют модель идеальных родителей. Они отлично знают, что гнев или усталость неизбежны, и показывают, как выразить негативные эмоции, не обижая ребенка, и что сработает лучше банального наказания.

Памела Друкерман «Французские дети не плюются едой»

Издательство: «Синдбад»

Зачем читать: чтобы осознать, насколько ошибочны установки «все дети капризничают», «все дети плохо спят по ночам» и т.д. и получить настоящее удовольствие от первых лет жизни малыша.

Когда читать: лучше всего прочитать еще до рождения ребенка и возвращаться по мере необходимости.

О чем эта книга: Маленькие дети гораздо спокойнее и разумнее, чем многие привыкли о них думать. Младенцев можно научить спать всю ночь, тихо вести себя в кафе, с аппетитом есть в детском саду и так далее. Французские дети так себя и ведут. Переехавшая в Париж американская журналистка взялась разобраться, в чем секрет французских мам, и сделала это очень успешно. Я бы сказала, что главный принцип французского воспитания – здравый смысл и умение получать от жизни удовольствие. Плюс несколько тонкостей, вроде «метода паузы», обязательного «взрослого времени» и полной свободы в пределах строгих рамок.

Личный опыт: Многие принципы французского воспитания совпали с моими собственными, поэтому я больше не трачу время на споры о пользе режима и не объясняю, что с малышами можно действительно спокойно пообедать в кафе, а просто советую почитать Друкерман. Единственное, с чем я категорически не согласна, — с советом прекратить грудное вскармливание после трех месяцев.

Джон и Карен Миллер «Правила счастливых семей. Книга для ответственных родителей»

Издательство: «Манн, Иванов и Фербер»

Зачем читать: чтобы научиться задавать себе правильные вопросы и корректировать собственную стратегию воспитания.

Когда читать:когда угодно. Концепция Джона Миллера изначально разработана для бизнеса и эффективна во всех сферах жизни. Но особенно книга пригодится молодым супругам и родителям подростков.

О чем эта книга: Автор книги, бизнес-тренер Джон Миллер никогда не специализировался на психологии воспитания детей (просто успешно воспитал своих семерых). Он разработал авторскую методику по развитию персональной ответственности QBQ и основал успешную одноименную консалтинговую компанию. Суть метода QBQ («Question Behind Question») – «Вопрос за вопросом» — в умении вовремя задавать себе правильные вопросы. Они начинаются не со слов «почему», «когда» и «кто», а со слов «что» и «как». Не спрашивайте: «Когда уже сын станет со мной более откровенным», спросите: «Какмне построить более доверительные отношения». QBQ позволяет выработать личную ответственность за происходящее и принимать верные решения, именно поэтому метод работает не только в бизнесе, но и в семье. Когда это стало очевидно, Джон Миллер с женой написали эту книгу.

Личный опыт: «Воспитание ребенка начинается с воспитания себя». Для меня это один из главных принципов воспитания, с которым, если честно, сложнее всего смириться. И метод Миллеров – существенное подспорье. В небольшой по объему книге больше 30 важных тем — от доверия и стрессоустойчивости до поощрения финансовой самостоятельности и стремления зарабатывать. К каждой главе даны вопросы, которые должен задать себе ответственный родитель. Например, в главе «За нами наблюдают» ключевой вопрос звучит так: «Как мне показать детям пример подобного поведения?». А еще метод Миллеров позволяет не скатываться до «мышления жертвы» (Почему мне никто не помогает? Когда вы начнете меня слушаться?), то есть существенно экономит силы и нервные клетки.

Робин Берман «Баловать нельзя контролировать: Как воспитать счастливого ребенка»

Издательство: «Альпина паблишер»

Зачем читать: чтоб научиться лучше выражать свою любовь к детям и воспитать самостоятельных людей.

Когда читать:эту книгу называют «профилактикой родительских ошибок», поэтому лучше раньше, чем позже.

О чем эта книга: Раньше действенными инструментами воспитания были власть родителей, страх и чувство стыда. Сегодня маятник качнулся в другую сторону – детей запрещено ругать, они становятся центром вселенной и эмоционально подавляют родителей. Опытный психотерапевт и мама троих детей Робин Берман предлагает найти золотую середину. Фундамент счастливой жизни – детство с любящими родителями. В нем нет безграничной свободы, потому что ребенку не под силу ее вынести, в нем есть четкие границы, а слово «нет» означает именно «нет». Робин Берман шаг за шагом учит отказываться от привычек критиковать и ругать ребенка, воспитывать его с помощью стыда и страха. Единственно правильная стратегия воспитания — эмоциональная близость и умение выражать свою любовь так, чтобы дети чувствовали ее всю жизнь. Несколько глав посвящены также актуальным проблемам конкуренции (от спортивных успехов ребенка до учебы в престижной школе) и зависимости детей от мультимедийных устройств и интернета.

Личный опыт: Меня книга заставила критичнее оценить время, которое мы проводим с детьми. Например, отказаться от привычки кормить детей ужином пораньше, а самим ужинать потом, когда дети лягут спать. При этом в доме родителей ужин всегда был временем сбора и общения всей семьи, и я очень это ценю. Но своих детей, как оказалось, я, не задумываясь, этого удовольствия лишила. И отдельно хочу сказать о последней главе книги, где Робин собрала слова детей (от 4 до 92 лет) о родительской любви, поступках, традициях, ритуалах, вовремя сказанных словах. Это действует даже мощнее талантливо написанных «заметок психотерапевта».

Найджел Латта «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума»

Издательство: «Рипол классик»

Зачем читать: чтобы получить несколько простых инструментов для трудных ситуаций.

Когда читать: когда привычные метод воспитания дают сбой и вы готовы встать на уши, лишь бы достучаться до детей.

О чем эта книга: Новозеландский психолог Найджел Латта – отец двоих сыновей и признанный специалист по безнадежным случаям. И это объясняет особенности его книги. В ней есть 10 правил по сохранению родительского рассудка и множество ситуаций, в которых «все идет наперекосяк». Не стоит ждать от автора комплексной стратегии по воспитанию для вдумчивой сомневающейся мамы, ее здесь нет. Зато есть отличные советы для отцов, секреты эффективной похвалы и «руководство по сборке инструментов для починки семьи», способ виртуозно считать до трех и любопытный метод «лестницы неминуемой судьбы».

Личный опыт: Если я вдруг последую совету автора и начну выслеживать в супермаркете динозавров, моя пятилетняя дочь или спросит: «Мам, тебе плохо?», или сразу покрутит пальцем у виска. Но если в погоню за динозавром отправится муж, дети напросятся к нему в команду. Чувствуете разницу? В общем, большинство методов Латты отлично подходят для пап и сыновей. А среди универсальных правил для меня самое ценное такое: «Поощряйте хорошее, игнорируйте плохое». Если подпитывать что-то – оно будет расти. Если постоянно уделять внимание плохому поведению – вы вырастете чудовищ, предостерегает психолог.

Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Издательство: «Астрель»

Зачем читать: Прежде всего, чтобы научиться безусловно принимать своего ребенка, овладеть навыком активного слушания и суметь поправить отношения, если они зашли в тупик.

Когда читать: когда ребенку уже исполнилось 2-3 года и дальше.

О чем эта книга: Из российских психологов она первой заговорила с родителями о ценности семейного общения, о том, насколько важно для ребенка, чтобы его по-настоящему понимали, слышали и любили. И о том, насколько представления взрослых о воспитании порой расходятся с тем, что действительно формирует личность ребенка. «Общаться с ребенком. Как?» учит родителей выражать и свою любовь, и свое недовольство, дает психологические инструменты для конструктивного разрешения конфликтов. В десяти уроках с правилами, примерами и домашними заданиями, автор объясняет, насколько важен для ребенка полноценный диалог с родителями, и показывает, как к такому общению прийти.

Каждая мама обязана знать:  Джон ГОТТМАН Эмоциональный интеллект ребенка

Личный опыт: Как только особый язык «Я-сообщений» и принципы активного слушания становятся естественными и перестаешь осознавать их как что-то чужеродное, обнаруживаешь, что ребенок начал делиться сокровенным: страхами, чувствами, мечтами. Это работает.
Большой плюс книг Гиппенрейтер в том, что базовые принципы воспитания психолог адаптировала к нашей действительности. Они созвучны русской культуре, нормам и ценностям, принятым в нашем обществе, и ее формулы общения учитывают нюансы и оттенки русского языка.

Марк Вайсблут «Здоровый сон — счастливый ребенок»

Издательство: «Альпина нон-фикшн»

Зачем читать: чтобы обеспечить ребенку крепкий здоровый сон и хорошее самочувствие.

Когда читать: как только книга окажется у вас в руках.

О чем эта книга: Марк Вайсблут — доктор медицинских наук, профессор клинической педиатрии, педиатр с 35-летним опытом и отец 4 детей — изучал детский сон больше 30 лет. Он доказывает огромное значение сна для здоровья, развития нервной системы, умственного потенциала ребенка и выделяет пять важнейших элементов: общая продолжительность сна, обязательный дневной сон, непрерывность, режим, регулярность. Вайсблут прекрасно понимает, что сон зависит от темперамента ребенка, от его самочувствия, от поведения родителей. Он точно знает, что утомление, вызванное плохим качеством сна, становится причиной детских истерик, агрессивного поведения подростков и снижения успеваемости школьников, да и просто влияет на атмосферу в семье.
Методика Вайсблута сложилась из многолетней практики, и он дает рекомендации по возрасту: для новорожденных, малышей, школьников и даже подростков. Как приучить ребенка к правильному режиму сна, стоит ли брать младенца в родительскую постель, как отучить пятилетку засыпать по часу и только в присутствии мамы и так далее. Марк Вайсблут сравнивает разные стратегии засыпания и ритуалы отхода ко сну, строит графики и дает подробный план действий. А для тех, у кого нет времени для подробного изучения, потому что ребенок очень плохо спит и не оставляет ни одной свободной минуты, в книге есть «План действий для измученных родителей».

Личный опыт: Как ни странно, эта книга больше всего помогла качественно высыпаться мне самой. Она вышла не так давно, и к этому моменту у детей уже сформировался режим сна. А мне часто приходится работать допоздна, и я устаю так, что долго не могу заснуть. Советы доктора Вайсблута оказались очень кстати — они исходят из общих потребностей организма и помогают даже взрослым лучше программировать хороший сон и чувствовать себя отдохнувшим.

Сделать счастливыми наших детей. Дошкольники 3-6 лет. Начальная школа 6-10 лет. Подростки 11-16 лет.

Издательство: Clever

Зачем читать: чтобы освежить свои знания и уточнить важные моменты.

Когда читать: в книгу объединены советы по воспитанию детей от 3 до 16 лет.

О чем эта книга: Это справочник по воспитанию, который собран издательством Clever из лучших статей журнала Psychologies. При этом статьи доработаны, дописаны и прокомментированы ведущими отечественными экспертами — от Юлии Гиппенрейтер до Светланы Кривцовой и Николая Воронина. Жанр справочника вроде бы не предполагает развернутых ответов, но авторам удается тезисно сформулировать самые актуальные для каждого возраста темы и задать вектор поиска нужных ответов. Тем в книге много: от очевидных (вроде кризиса трех лет или переходного возраста) до редко обсуждаемых – как разгрузить детское время или как справиться с тем, что сын или дочь во всем напоминает родителя, ушедшего из семьи. Как реагировать, если ребенок ругается матом? Что ответить сыну-подростку на вопрос: «Можно, Таня останется у нас ночевать?» И возможно ли взять себя в руки, если дочь сделала на голове зеленый ирокез и проколола язык?

Личный опыт: Советов, касающихся современных технологий, в этой книге больше, чем в остальных – и этим она ценна особо. Авторы напоминают родителям золотое правило ученых: 3-6-9-12. До трех лет никакого телевизора, до 6 никаких приставок и планшетов, до 9 никакого интернета, до 12 пользоваться интернетом под контролем взрослых. Когда и как отпускать ребенка в виртуальный мир, что делать, если подросток смотрит порно, почему не стоит заставлять ребенка читать – на эти вопросы отвечают не просто психологи, а нейропсихологи, психиатры и психотерапевты. Они рассказывают, чем опасны безобидные с виду походы в кино, каким навыкам не позволяют развиваться видеоигры на планшетах и так далее. Зная все это, проще отвечать на просьбу ребенка включить телевизор и предложение взрослых купить, наконец, дочке планшет. «Нет». И «Нет».

Джулия Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях»

Издательство: «Манн, Иванов и Фербер»

Зачем читать: чтобы разбудить в себе и детях творческую энергию.

Когда читать: в любое время, хотя автор предлагает свою книгу тем, у кого есть дети в возрасте от 0 до 12 лет.

О чем эта книга: Когда 20 лет назад Джулия Кэмерон написала бестселлер «Путь художника» о том, как найти себя в творчестве, благодарные читатели стали просить ее написать что-то подобное и для детей. Однако Джулия была уверена: если родители творят сами – этого достаточно. В итоге эту книгу она написала только когда стала бабушкой и о советах по воспитанию творчества в детях попросила ее собственная дочь. В книге нет конкретных советов, какую кисточку для рисования купить. Она книга о воспитании и о той незримой работе, которую должен проделать любой родитель, чтобы воспитать в детях независимость, уверенность, свободолюбие, завоевать их доверие. Но в конце каждой небольшой главы Кэмерон дает творческие задания, упражнения для взрослых и детей.

Личный опыт: Мне очень нравится одно из первых упражнений «Готовим почву для вдохновения». Напишите список из 5 пунктов, перечислив то, что вы любите. Например: снег, вишневый пирог, попугаев, герберы, играть на барабане. А теперь напишите, каким образом можно поделиться этим с ребенком? Вырезать снежинки, печь бабушкин пирог, сделать барабан из большой консервной банки…Я боялась, что «Путь художника» не для меня, ведь я совершенно не умею рисовать и лепить. Но «художник» по Кэмерон – это свободный творческий человек, который стал родителем и учится любить так, как никогда раньше. То есть это и мой путь тоже.

Ричард Темплар «Правила родителей»

Издательство: «Альпина нон-фикшн»

Зачем читать: чтобы время от времени убеждаться, что у вас все получается хорошо.

Когда читать: когда появляются дети.

О чем эта книга: Это книга-памятка, в которой мастер дельных советов, психолог Ричард Темплар собрал 100 важных правил. 10 разделов по 10 тезисов: правила повседневной жизни, правила для взрослых, для братьев и сестер. Каждое правило Темплар поясняет текстом на 1,5-2 странички и короткой подсказкой. Например, правило №15: «Наслаждайтесь их обществом» сопровождается важной врезкой «Хитрость здесь в том, чтобы воспринимать удовольствие от общения как самоцель». Вроде бы ничего нового. Но зато становится гораздо веселее во время обязательной игры в футбол на прогулке в промозглую погоду.

Личный опыт: Больше всего в этой книге я ценю первый раздел «Как сохранить рассудок». Когда в доме появляется младенец и жизнь кардинально меняется, он особенно важен. Темплар пишет о простых вещах: «Желание сбежать – это нормально». Но когда это не просто сказано подружкой, а написано опытным психологом в книге – перестаешь корить себя за жгучее желание уехать на необитаемый остров. Расслабиться и отказаться от навязчивой идеи быть хорошими родителями время от времени необходимо даже самым ответственным взрослым. Именно поэтому первые 10 правил кажутся мне самыми важными. Ведь если им не следовать — остальные 90 уже не понадобятся.

Кэти Хирш-Пасек, Роберта Голинкофф «Эйнштейн учился без карточек»

Издательство: »ЭКСМО»

Зачем читать: чтобы не перегружать детей методиками раннего развития, но при этом многому научить и привить им любовь к знаниям.

Когда читать: с первого года жизни малыша и до тех пор, пока он не пошел в школу.

О чем эта книга: Серьезные ученые, которые изучают воздействие дошкольного обучения, младенческую речь, детскую психологию и развитие интеллекта, и одновременно опытные мамы бьют тревогу. Дети перегружены информацией. Индустрия «раннего развития» набрала такую скорость, что малышей предлагают сразу же подтягивать до уровня взрослого. У половины детей от 5 до 12 лет есть репетиторы. Причем не просто чтобы ребенок не отставал от уровня класса, а чтобы опережал его. Авторы книги провели множество научных исследований и развенчали множество мифов по раннему развитию, вроде «эффекта Моцарта» — благотворного влияния классической музыки на интеллект ребенка. Опираясь на факты, они утверждают: «для детского мозга больше не значит лучше». В книге подробно разбирается, как дети усваивают понятие количества, как учатся говорить и общаться, как формируется грамотность, развивается интеллект, в том числе эмоциональный и социальный. И как родители могут помочь детям на каждом из этих этапов. В «Эйнштейн учился без карточек» собраны четыре базовых принципа развития ребенка и 40 эффективных игровых упражнения для детей от 0 до 6 лет.

Личный опыт: Книга заставляет, во-первых, критичнее взглянуть на детское расписание, во-вторых, заново вспомнить о ценности и радости игры (а ведь в детстве казалось, что это невозможно забыть). Мне было важно прочесть, что всевозможные «Хватит бегать!» мало того что не учат взрослой сдержанности, но и негативно влияют на развитие интеллекта. Как маме годовалого ребенка, мне была очень полезна глава «Как «устройство» детей помогает им учиться». В ней много говорится о критических периодах развития — времени особой восприимчивости для формирования зрительных и речевых навыков. Скажем, «окно возможностей» для овладения иностранным языком не захлопнется, когда ребенку исполнится три года. После трех уже поздно – это всего лишь очередной миф.

Екатерина Мурашова «Экзамен для родителей»

Издательство: «Самокат»

Зачем читать: чтобы проверить себя и оценить свои сильные и слабые стороны.

Когда читать: когда накопите немного родительского опыта. Экзамены по книге можно сдавать с 2 до 16 детских лет и пересдавать, воспитывая внуков.

О чем эта книга: Это классические экзаменационные билеты разного уровня сложности (по 15 на каждый возраст) с описанием семейных ситуаций и вариантов поведения родителей. Первые пять попроще – с единственным правильным ответом, следующие пять сложнее – и правильных ответов здесь может быть больше одного, и еще пять описаний сложных психологических ситуаций, где правильных ответом может вовсе не быть. Спрашивают обо всем: дать или не дать вещь, которую требует ребенок; водить ли агрессивного мальчика на детскую площадку; как реагировать на вранье и прогулы в школе; как поступить, когда в жизни взрослого ребенка вдруг неожиданно объявился бросивший семью много лет назад отец и так далее. Ответы опытного психолога и экзаменатора Екатерины Мурашовой даются в конце книги вместе с объяснениями и рекомендациями. Есть и оценки. За каждый правильный ответ начисляются баллы, и после экзамена родители могут оценить знания, как свои, так и друг друга. Список литературы по билетам тоже присутствует. В общем, все как в школе. Только спрашивают здесь с родителей.

Личный опыт: Больше всего меня порадовали не типичные, но от этого как раз еще более сложные ситуации в экзаменационных билетах, не ответы и комментарии психолога, а рекомендованные для чтения с ребенком книги. Например, в случае, когда речь идет о запретах и разном отношении к ним взрослых (мама запрещает брать ее косметичку, зато бабушка на контрасте ту же предлагает свою), Екатерина Мурашова предлагает почитать детям замечательную Анне-Кат. Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» и другие истории. По-моему, отличное внеклассное чтение.

Бестселлеры для родителей: как развить личность ребенка?

Подарок от наших известных психологов: две книги — «Развитие личности ребенка от рождения до года» и «Развитие личности ребенка от года до трех»

Развитие личности ребенка от рождения до года

Издательство: Рама Паблишинг, 2010 г.

«Развитие личности ребенка» — это серия книг, посвященная этапам развития ребенка от рождения до шестнадцати лет. Раньше она выходила в издательстве «У-Фактория» и считалась довольно таки дефицитной. Ее искали все – и родители и студенты. В написании статей к книгам принимали участие солидные специалисты высокого уровня: психологи, педиатры, педагоги. Многие из них хорошо известны рядовому читателю, интересующемуся вопросами детского воспитания. Например, психолог из Санкт-Петербурга Марина Осорина («Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»); наш бывший земляк, а ныне московский психолог Илья Слободчиков; местные психологи: Елена Кочева, Валентина Ильина. И другие.

Книга о ребенке «от рождения до года» состоит из нескольких частей. Первая посвящена истокам: семья как она есть. Пока их только двое. Все знают, что любая семья проходит через этапы притирок друг к другу: от романтизма до зрелости, от розовых очков до золотого пенсне. Психологи рассказывают, как приходит осознавание своей родительской миссии, и чем чревато рождение ребенка в неподходящий «притирочный» период – например, когда романтическая пелена спадает, и начинается противостояние, которое либо приведет к компромиссу, либо прошла любовь.

У любого человека, каким бы рациональным и приземленным он ни был, обязательно есть то, что называется «идеальным представлением», «идеальным образом». Понятие «идеальное представление» означает желаемое с учетом всех запросов «по максимуму». В действительности так конечно не бывает. Однако хочется. В этом «хочется», собственно, и заключается смысл: идеальная семья – это та модель семьи, тот вариант, который хочется видеть. Итак, во-первых, чем «реальнее» позиция человека, чем лучше он представляет возможную действительность, тем меньше будет проблем. Не стоит, разумеется, думать, что начинать надо с критической оценки всего происходящего. Когда он и она начинают вести собственную, отдельную от всех других жизнь, появляется огромная масса мелочей (и не только), на которые раньше внимания не обращалось или обращалось, но вскользь. Как известно, мелочи имеют скверную тенденцию к накоплению, и, когда их становится слишком много, изначальное легкое раздражение перерастает в настоящее неприятие.

Во-вторых, семья – это всегда несвобода. Это больше обязанностей, чем прав, это больше отдача, чем получение, это в равной степени победы и поражения, это всегда изменение – постоянное, непрерывное.

Отечественные психологи пишут в специфической манере, их размышления «звучат» отстраненно. Словно полноводная река из мыслей, выводов, жизненных законов течет и затягивает читателя в мелкие водовороты. Нет проповеднического задора, авторы не пытаются понравиться, они приглашают к совместным раздумьям.

Текст перемежается примерами из жизни и цитатами из великих. По всему разделу красной нитью проходит тема ребенка: каково ему будет родиться в такой ситуации — или в другой. Хорошо ли ему будет, комфортно ли.

Каждая мама обязана знать:  Про лошадку – Александр Олешко и Детский музыкальный театр Домисолька  (автор музыки и слов – Е

Далее идут разделы о беременности, здесь уже медицинская точка зрения превалирует: проблемы с зачатием, вынашиванием, психоэмоциональное состояние будущей мамы и ребенка, роль отца. Пожалуй, самая интересная часть книги – это психическое развитие новорожденного. Мы все еще крайне мало об этом знаем. О том, как распознавать сигналы младенца, реагировать на плач, чувствовать характер эмоций, осуществлять уход за ребенком исходя из его темперамента. Развивать родительскую чуткость. Этот раздел мог бы стать отдельной книгой.

Если интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция, то страдание является столь же часто испытываемой отрицательной эмоцией. Первая причина возникновения страдания новорожденного – сам акт рождения. Известно, что новорожденные, помещенные в комнату с репродуктором, имитирующим биение сердца матери, быстрее прибавляют в весе и меньше кричат, чем в обычных палатах. Итак, отчуждение, будь оно психологическое или физическое, одна из основных общих причин страдания ребенка. Другой важной причиной страдания является неудача – реальная или воображаемая. Для младенца формами выражения страдания могут быть крик, плач, жалобные нотки в голосе, печальный вид и некоторые другие. С точки зрения последующего личностного развития ребенка важно знать о последствиях социализации страданий. Выделяют несколько типов социализации, к которым могут прибегать родители и взрослые.

Один из них – это социализация страдания через наказание. Этот тип имеет место, когда родители выражают свое негативное отношение к страданию ребенка или даже наказывают его за это. К чему это может привести? Ребенок попадает в тупиковую ситуацию, у него нет возможности выразить свое страдание, его заставляют прибегать к притворству, изоляционизму, что вызывает апатию и усталость. Если же родители сочетают наказание с помощью в преодолении страдания, то ребенок со временем может достичь уверенности в себе.

Это важно. Подавляя у ребенка искренние эмоции, мы учим его врать. Придумывать себе маски, от которых в первую очередь сами же родители впоследствии и пострадают, и будут жаловаться на них окружающим.

Далее книга рассказывает о делах приземленных: кормление ребенка до года, уход за ним, организация безопасного пространства, прогулки, игры. Как и во многих книгах подобного рода, здесь немало анахронизмов, куда же без них, но они не раздражают придирчивого читателя. И не такие уж они прискорбные. Небольшая статья отводится особым деткам, имеющим какие-либо диагнозы – и заканчивается сборник статьями Марины Осориной «Значение колыбельной песни в формировании модели мира у маленького ребенка» и «Освоение домашнего пространства».

Цена книги в магазинах:

Развитие личности ребенка от года до трех

Издательство: Рама Паблишинг, 2010 г.

Еще более фундаментальный труд. Количество авторов заметно увеличилось: психологам из Екатеринбурга помогают их коллеги из Германии, Англии, а также преподаватели из УрГПУ, медколледжа, УГТУ-УПИ. И снова на одном дыхании не прочтешь, здесь все серьезно.

«Раннее детство – открытие большого мира» — раздел об адаптации ребенка к окружающему пространству. О том, как меняется влияние взрослых людей и привычных вещей на ребенка по мере взросления, о возрастных кризисах. Специалисты дают советы – да-да, уже пошла практика. Как выводить ребенка из сложных ситуаций, кажущихся простыми (вроде конфликтов в песочнице), а также много полезной информации о защитных механизмах детской психики, часто принимаемых взрослыми в меру своей.. ну, не испорченности, а скажем мягче – зашоренности за злостные манипуляции.

«Познание и творчество» — конечно же, таланты. Поведение ребенка в игре, в рисовании и нехитрых играх, расшифровка знаков и тревожных «звоночков». Развитие талантов, общение, культурное воспитание, лидерские качества и другие психологические особенности в выражении себя.

«Право быть самим собой» — раздел о страхах, различных темпераментах и полярных чувствах от радости до гнева, от обиды до удовольствия. О том, как адекватно воспринять чувства ребенка, сопоставив их с темпераментом и.. возрастом. Все проблемы ведут к одной точке: родители забывают, что их ребенок еще совсем маленький, и непонимание начинается с шальной мысли «он ведь уже большой и должен…»

Возникновение страхов у мальчиков нередко бывает связано и со стремлением отца вырастить из него «настоящего мужчину». При этом почему-то подразумевается, что настоящий мужчина ничего не боится. Хотя на самом деле абсолютное отсутствие чувства страха наблюдается только у людей с психическими отклонениями. У всех остальных благодаря страху включается инстинкт самосохранения, и это способствует нормальному развитию. Более того, если бы люди не действовали вопреки страху, они бы никогда ничего не достигли. Поэтому отец, который ведет себя с сыном как командир, считая, что тот обязан выполнять все, что он скажет, как раз и вызывает у ребенка нездоровые страхи. Ведь сыну хочется, чтобы отец был им доволен. В результате он начинает бояться быть самим собой.

Здесь четко высвечивается еще одна проблема воспитания: как развить в ребенке личность цельную, но не «плохую», наделав при этом минимум необратимых ошибок.

«Здоровье ребенка в период раннего детства» — название раздела говорит само за себя. Аспекты физического и психического здоровья, питание, закаливание. Возможные отклонения в развитии, и как с ними жить – аутизм, гиперактивность, тревожность.

«Малыш и цивилизация» — как ни странно, раздел начинается со статьи об отлучении от груди. Вполне адекватной, разумной. Далее приучение к горшку, статьи об играх (как научить играть) и книгах (как развить интерес к чтению). Здесь тоже много специфики, классификаций – например, какие игрушки подходят в период болезни, какие считаются полезными, и как игрушки прививают гендерные стереотипы.

Текст насыщен примерами из жизни, играми, стихами и потешками, книга являет собой большой труд, изучить который было бы полезно всем родителям, которых не пугает сухость научного подхода.

Воспитание и развитие ребенка от рождения до года по месяцам

Когда семья вырастает на одного человека, всё в ней меняется. Время начинает течь по-иному и подчиняться новым требованиям. Первый год жизни ребёнка его родители привыкают к новому статусу, изучают вопросы, которые раньше их не волновали, находятся в постоянном самосовершенствовании.

Вопрос воспитания и развития ребенка до года выходит на первый план.

Новорожденный ребенок — новый член семьи. Пора приступать к воспитанию

Месяц первый

Заниматься ребёнком необходимо с первых же дней его жизни. До года закладывается фундамент его дальнейшего развития. Как бы ни казалось, что малыш ещё ничего не понимает и не воспринимает, это не так. Уже с первых дней кроха реагирует на звуки, различает тон разговора, мелодичность речи, отличает свет от темноты, по запаху чувствует присутствие мамы поблизости, чувствует прикосновения.

У ребёнка развиты безусловные врождённые рефлексы, например, он ищет мамину грудь и сосёт её, вздрагивает от резких звуков, шагает ножками, если держать его над поверхностью вертикально, хватается ручками, и еще около семидесяти различных рефлексов. Малыш не настолько не приспособлен, как кажется.

В данный период правильно будет развивать и воспитывать детей несложными методами. Развивать цветовое зрение, располагая яркие контрастные мобили, погремушки-гирлянды на расстоянии 30 см от глаз малыша. Учить фиксировать взгляд, двигая яркой погремушкой перед глазами малыша до расстояния около 20 см, а затем, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещая её в стороны, вверх и вниз. Развивать слух малыша, ласково с ним разговаривая, включая музыку, гремя мелодичными погремушками.

Необходимо носить ребёнка на руках, устраивать ему экскурсии по квартире, рассказывать обо всём вокруг.

Второй месяц

Ребёнку на протяжении всего первого года жизни важен физический контакт. Ощущение близости, защищённости. Нужно носить кроху на руках, делать ему массаж, как можно чаще улыбаться ему и стараться вызвать его улыбку.

На втором месяце жизни важно продолжать развивать у детей зрение и слух. Предметы для изучения располагают уже на расстоянии 30-50 см от глаз малыша. Звуки для изучения становятся разнообразнее.

В два месяца для ребенка самое важное — физический контакт с родителями

Важно развивать тактильную чувствительность, давая ребёнку материалы, игрушки различных фактур.

Для развития умения держать головку перед малышом, лежащим на ровной поверхности, перемещают какой-то яркий предмет, катают шарик. Малыш будет следить за ним, напрягать мышцы шеи.

Третий месяц

Ребёнок на третьем месяце умеет смеяться, гулить, проявлять эмоции. Ему важно внимание окружающих. Маме, папе, бабушкам нужно брать его на руки, разговаривать с ним, рассказывать о том, что вокруг происходит, читать книги.

В этом возрасте с ребёнком можно играть погремушками, воздушными шарами. Колокольчиками, бубенчиками… всем, до чего ребенок захочет дотянуться и ощутить неповторимость предмета. Необходимо помогать ребёнку познавать разнообразие окружающего мира.

Малыш в 3 месяца хорошо держит голову и реагирует на игрушки

В этом возрасте дети уж копируют мироощущение родителей. Если мама со страхом воспринимает что-либо, малыш тоже будет тревожен.

Чтобы воспитать малыша смелым и уверенным, необходимо проявлять больше позитивных эмоций, чаще улыбаться ребёнку.

Четвёртый месяц

В этот период малыш уже уверенно держит головку, активно жестикулирует руками и ногами, изучает их, переворачивается. Теперь ребёнок уже смотрит на предметы, а не просто видит их. Он различает голоса, звуки. Чувствует потребность в маме не только для изучения её самой, но и всего вокруг.

Нужно следить за режимом дня ребёнка, корректировать его по необходимости. В три-четыре месяца у ребёнка в среднем должно быть около 15 часов сна. 10 ночью и остальное распределено на три дневных сна.

Малыш в 4 месяца сам переворачивается и пробует двигаться

Если родители приняли решение, что малыш должен спать только в своей кровати, то уже в этом возрасте необходимо укладывать его на каждый сон только туда, воспитывать дисциплину не только у ребёнка, но и у себя.

Месяц пятый

Малыш уже не просто гулит и агукает, а произносит различимые звуки. Он может видя игрушку, дотянуться до неё. Может уверенно удерживать её. У ребёнка появляются любимые игрушки. Все вещи он пытается воспринимать тактильно и на вкус. Малыш уже хорошо окреп: приподнимается на руках, тянет ноги в рот, встаёт на четвереньки.

Малыш в 5 месяцев тянет ноги в рот и пробует вставать на четвереньки

Важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с малышом.

Носить на руках, разговаривать с ним, отвечать на его реплики, улыбаться ему. Воспитывать в ребёнке чувство ритма, пританцовывая под музыку с ним на руках, сопровождать счётом массаж и гимнастику.

Шестой месяц

Ребёнок в этом возрасте уже может держать игрушки в двух руках, перекладывать их, правильно выбирать требующуюся. У него получается бросать игрушки, а это для него сложнее, чем брать их. Сидит и пытается ползать.

Малыш в 6 месяцев уже хорошо сидит

Детей первого года нужно хвалить за достижения, словами и действиями. Гладить детей по голове, аплодировать им.

Ребёнку доставляет радость, что им довольны. Свои эмоции эмоции малыш проявляет, как умеет, так, чтобы выявит своё желание чего-то он может капризничать и плакать. Малыш не манипулирует родителями, а просто не умеет по-другому сообщать о своих потребностях или недовольстве. Чтобы в последствии не вырастить малыша капризным и эгоистичным, необходимо пытаться понять его потребности, и не ждать истерик и надрывного плача.

Месяц седьмой

У ребёнка формируется новый режим. Родители должны быть внимательны к крохе и помочь ему адаптироваться в этом. Малыш спит 13-14 часов в сутки. 10 часов ночью и два дневных сна по 1,5 или 2 часа. Нужно помогать ребёнку развивать речь, повторяя слова по несколько раз, показывая на предметы называть их.

Малыш в 7 месяцев уверенно ползает

Эмоциональная привязанность детей становится заметной. Малыш может расплакаться не только из чувства голода, но и от чувства тревоги, страха, незащищённости без мамы.

Ребёнок различает тон, с которым с ним разговаривают, необходимо использовать это для воспитания малыша, разговаривая с ним ласково или строго.

Восьмой месяц

Малыш уже умеет правильно сортировать игрушки по цветам или размерам. Умеет совершать с ними различные манипуляции: бросать, трясти, складывать, открывать. Кроха улыбается своему отражению. Умеет садиться и вставать у опоры.

Малыш в 8 месяцев понимает назначение предметов

Нужно продолжать помогать ребёнку развиваться. Следует описывать действия, которые происходят, предметы, которые в этом участвуют. Разговаривая, не стоит искажать слова по-детски, их нужно произносить правильно. Нужно выслушивать лепет ребёнка и отвечать ему, чтоб малыш понимал, как происходит общение.

Самое главное, стоит почаще говорить малышу о своей любви и о том, какое счастье, что он такой, какой он есть.

Девятый месяц

Малыш осознанно произносит первые слова, пытается делать первые шаги. Ему стали особенно интересны все мелочи, окружающие его. Он встаёт везде, где есть опора. Взрослым необходимо быть особенно внимательными к своему чаду и к тому, что вызывает его интерес.

Малыш в 9 месяцев понимает речь и передвигается с опорой

Нужно продолжать поддерживать в ребёнке интерес к развитию, к познанию до года и далее. Все игры и игрушки детей являются объектом познания. А вещи и предметы из обихода взрослых интересны вдвойне. Не запрещайте ребёнку их изучать, а объясняйте, как они устроены, как работают.

Десятый месяц

Ребёнок понимает многое о чём с ним говорят. С увлечённостью играет в игры «Ку-ку», «сорока-ворона», «ладушки». Радуется, когда его хвалят. У ребёнка уже довольно хорошо развита координация и он может добраться практически до всего, что его интересует, ползая, вставая, двигая какие-либо предметы. Мама для этого ребёнку уже не нужна.

Малыш в 10 месяцев самостоятельно находит себе игру

Нужно дать ему простор для движения и самореализации, воспитывая в малыше самостоятельность и уверенность в себе, при этом постоянно держа под контролем его передвижения.

Месяц одиннадцатый

Малыш понимает и выполняет простые просьбы: дай погремушку, принеси мяч, открой коробочку, сядь здесь… Нужно хвалить ребёнка за выполненные действия, всё время подбадривать его. Не стоит ругать, когда что-то не получается.

Малыш 11 месяцев начинает ходить

В этом возрасте необходимо уже создавать условия для общения ребёнка с другими детьми. Нужно учить его простейшим навыкам коммуникации, объяснять, что не стоит бояться посторонних.

Двенадцатый месяц. Ребёнку год!

Ребёнок одного года понимает «нельзя» и «можно», различает не только интонации, но и слова. Он умеет разговаривать на своём языке. Близкие умеют его понимать, посторонние нет. К посторонним дети одного года относятся настороженно. Игры ребёнка становятся совсем разнообразными и познавательными: он уже умеет собирать пирамидку, разбирать машинку, копаться в песке.

Для детей любого возраста главное — любовь родителей

С ребёнком по-прежнему необходимо много заниматься, вовлекая в его развитие и воспитание игры, например, пирамидки и кубики развивают моторику, матрёшки, сортёры и разнообразные коробочки воспитывают познавательные способности, машинки, каталки совершенствуют координацию движений.

Самое важное в воспитании и развитии малыша в возрасте до года – это постоянный физический контакт с ним.

Приучение к питанию, установление режима дня, ежедневные прогулки, игры – все небольшие шаги в воспитании детей первого года должны быть сделаны с большой любовью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация