История и традиции праздника


Содержание

Пасха Христова: история и традиции праздника

Праздник праздников и Торжество торжеств, Светлое Христово Воскресенье — Святая Пасха Христова

Пасха в 2020 году — 19 апреля!

Воскресение Христово (Пасха) — это самый главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Исуса Христа из мертвых. От даты Пасхи зависит и Устав церковной службы (с этого дня начинается отсчет «столпов» осмогласия), и окончание самого длинного и строгого Великого поста (разговенье) и многие другие православные праздники. Даже для людей, далеких от религии, святая Пасха ассоциируется с ночной торжественной службой, крестным ходом и куличами, крашеными яйцами и колокольным звоном. А в чем же духовный смысл праздника Пасхи и каковы его традиции? — Об этом в статье ниже.

Содержание

Пасха Христова. Сколько дней празднуется?

Пасха — самый главный и торжественный христианский праздник. Он совершается каждый год в разное время и относится к подвижным праздникам. От дня Пасхи зависят и прочие подвижные праздники, такие как: Вербное воскресенье, Вознесение Господне, Праздник святой Троицы (Пятидесятница) и другие. Празднование Пасхи — самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». День Светлого Христова Воскресения для христиан — это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется «как един день». Церковная служба всю неделю почти полностью повторяет ночное пасхальное богослужение.

Событие праздника Пасхи: отрывок из Евангелия

Христианский праздник Пасхи — это торжественное воспоминание Воскресения Господа на третий день после Его страданий и смерти. Сам момент Воскресения не описан в Евангелии, ведь никто не видел, как это произошло. Снятие со Креста и погребение Господа было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днем покоя, женщины, сопровождавшие Господа и учеников из Галилеи, бывшие свидетелями Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы теперь называем воскресным. Они несли благовония, которые по обычаю того времени возливали на тело умершего человека.

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Исус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Исус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 1–10).

Празднование Пасхи в истории. Почему восресенье называется воскресеньем?

От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели — воскресенье. Каждое воскресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще называют «малой Пасхой». Воскресенье называется воскресеньем в честь воскресшего в третий день после распятия Исуса Христа. И хотя Воскресение Господне христиане вспоминают еженедельно, но особенно торжественно отмечается это событие один раз в году — на праздник Пасхи.

В первые века христианства существовало разделение на Пасху крестную и Пасху воскресную. Упоминания об этом содержатся в творениях ранних отцов Церкви: послании святителя Иринея Лионского (ок. 130–202) к римскому епископу Виктору, «Слове о Пасхе» святителя Мелитона Сардийского (нач. II в. — ок. 190), творениях святителя Климента Александрийского (ок. 150 — ок. 215) и Ипполита Папы Римского (ок. 170 — ок. 235). Пасха крестная — воспоминания страданий и смерти Спасителя отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи воскресной — радостного воспоминания Воскресения Христова.

В настоящее время нет деления на Пасху крестную и воскресную, хотя содержание сохранилось в богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно и сама Пасхальная ночная служба начинается скорбной полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы. В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей — шитой или писанной иконой, изображающей положение Господа во гроб.

Какого числа Пасха у православных?

Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие — в первое воскресенье после иудеев, поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес наутро после субботы. Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор» между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви. На Первом Вселенском Соборе, созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского, все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху всем в один день:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.

С того времени все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в правилах святых Апостолов, согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями.

Как рассчитать дату Пасхи?

Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный (равноденствие), но и лунный календарь (полнолуние). Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу. Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца (28 лет) и круг Луны (19 лет) — повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. Известно также несколько рукописей XVII–XVII вв. под названием «Великий миротворный круг». В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина».

Рука Дамаскина из рукописи Великий миротворный круг

Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи, любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения.

Православная пасхальная служба

Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника.

Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба, как и в древности, совершается ночью. Богослужение начинается за два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати», после каждения, Плащаница уносится в алтарь. У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие».

После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь (по солнцу, по часовой стрелке) с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. «Кто отвалит нам камень от гроба?» — недоумевают они.

Крестный ход на Пасху у старообрядцев

Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников. Священно- и церковнослужители поют трижды тропарь празднику:

Х rт0съ воскрeсе и3зъ мeртвыхъ смeртію на смeрть наступи2 и3 грHбнымъ жив0тъ даровA.

После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих. Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день», составленный св. Иоанном Дамаскиным. Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе». Народ отвечает: «Воистину воскресе». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. По окончании канона поется следующий утренний светилен:

П л0тію ўснyвъ ћкw мeртвъ, цRь и3 гDь, триднeвенъ воскRсе, и3 ґдaма воздви1гъ и3з8 тли2, и3 ўпраздни1въ смeрть. пaсха нетлёніz, ми1ру спасeніе.

(Перевод: Царь и Господь! Уснув плотью, как мертвец, Ты воскрес тридневный, воздвигнув от погибели Адама и уничтожив смерть; Ты — пасха безсмертия, спасение мира).

Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его». После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, т.е. «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» — «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия. Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Апостол читается из Деяний св. апостолов (Деян. 1, 1-8), Евангелие читается от Иоанна (1, 1-17), в котором говорится о воплощении Сына Божия Исуса Христа, называемого в Евангелии «Словом». В некоторых приходах староверов-поповцев есть интересный обычай — на пасхальной Литургии читать Евангелие одновременно несколькими священнослужителями и даже на нескольких языках (повторяя каждый стих Евангелия несколько раз). Так, в некоторых липованских приходах читают на церковно-славянском и румынском, в России — на церковно-славянском и греческом. Некоторые прихожане Покровского собора на Рогожском вспоминают, что владыка Геронтий (Лакомкин) на Пасху читал Евангелие по-гречески.

Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Благословением после литургии «брашен», т.е. сыра, мяса и яиц, дается верующим разрешение от поста.

Вечером совершается пасхальная вечерня. Особенность ее следующая. Настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Исуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых (Ин. XX, 19-23). Богослужение первого дня св. Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника Вознесения Господня, поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св. Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Св. Троицы.

Кондак празднику:

Ѓ ще и3 в0 гроб сни1де без8смeртне, но ѓдову разруши1въ си1лу, и3 воскрeсе ћкw побэди1тель хrтE б9е. женaмъ мmрwн0сицамъ рaдость провэщaвъ, и3 свои1мъ ґпcлwмъ ми1ръ даровA, и4же пaдшимъ подаS воскrніе.

(Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь». апостолам своим преподал мир, падшим подаешь воскресение).

В приходных и исходных поклонах вместо «Досто́йно есть» (вплоть до отдания Пасхи) читается ирмос девятой песни пасхального канона:

С вэти1сz свэти1сz н0выи їєrли1ме, слaва бо гDнz на тебЁ восіS. ликyй нн7э и3 весели1сz сіHне, тh же чcтаz красyйсz бцdе, њ востaніи ржcтвA твоегw2 (поклон земной).

(Перевод: Осветись, осветись (paдостью) новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою).

К сожалению, сегодня не всякий человек может попасть в старообрядческий храм на Пасхальную службу. Во многих регионах нет старообрядческих храмов, в других они настолько удалены, что добраться до них чрезвычайно сложно. Поэтому в разделе Библиотека размещено последование Пасхального Богослужения по двум Уставам. Пасхальное Богослужение по сокращенному Уставу включает в себя последовательно Светлую Утреню, Канон Пасхи, Пасхальные часы, Обедницу (гражданским шрифтом). Также предлагаем подробное последование службы на Святую Пасху мирским чином (на церковнославянском языке в формате pdf), которое широко используется в безпоповских общинах за отсутствием священства.

Библиотека Русской веры
Богослужение на святую Пасху →

Традиции празднования Пасхи у старообрядцев

У старообрядцев всех согласий — и поповцев, и безпоповцев традиции празднования Светлого Христова Воскресения во многом общие. Разговение на Святую Пасху староверы начинают за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих общинах есть и общая церковная трапеза, за которой собирается много верующих. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, крашеные яйца. Кроме особенных пасхальных блюд готовят множество традиционных лакомств русской кухни. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда.

Пасхальные праздничные блюда, которые готовят раз в году

На Пасху принято христосоваться — поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга. Подробнее о пасхальном целовании можно прочитать в комментарии о. Ивана Курбацкого «Как правильно христосоваться: целовать нужно друг друга один раз или трижды?»

Пасхальное целование на Руси

Окрашенное в красный цвет луковой шелухой яйцо раньше называли крашенка, расписное — писанка, а деревянные пасхальные яйца — яйчата. Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью Христовой.

Пасхальный кулич и яйца. Пасхальные яйца красного цвета как символ возрождения

Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, — это нововведение, которое во многих безпоповских общинах не приветствуется, как и термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями. Вся эта «полиграфия» обычно широко представлена на прилавках магазинов в предпасхальные недели, однако мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термонаклейки — после того, как ее счистят с пасхального яйца, она вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро.

Каждая мама обязана знать:  Подгузники для малыша

Термонаклейки на пасхальные яйца с изображением Христа, Богородицы. Такие наклейки у православных христиан НЕ приветствуются, потому как после того, как их счистят с пасхальных яиц, они вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро, что недопустимо

Внутри безпоповских согласий существует ряд отличий празднования Пасхи. Так, в некоторых безпоповских общинах Сибири куличи вообще не пекут и, соответственно, не освящают, считая это еврейским обычаем. В других общинах нет переодевания, смены темных одежд и платков на светлые, прихожане остаются в той же христианской одежде, что и пришли на богослужение. Общим в пасхальных традициях староверов всех согласий является, безусловно, отношение к работе во время Светлой седмицы. В канун праздника или воскресения христиане работают только до половины дня, предшествующего празднику, а во всю Пасхальную седмицу работать для староверов большой грех. Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа. В отличие от старообрядцев-поповцев, в некоторых безпоповских согласиях нет обычая обхода наставником домов прихожан с Христославлением, однако каждый прихожанин, по желанию, безусловно, может пригласить наставника для пения пасхальных стихер и праздничной трапезы.

Праздник Светлой Пасхи — самый любимый Праздник еще с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Особенно много радости он приносит детям, а каждый верующий старается подать пасхальное яйцо, кулич или сладости, в первую очередь именно ребенку.

Катание яиц — древнерусская пасхальная забава для малышей

На Светлой неделе в некоторых безпоповских общинах до сих пор сохранилась древняя забава для малышей, к которой с нескрываемой радостью присоединяются и взрослые — катание крашеных (неосвященных) яиц. Суть игры такова: каждый игрок катит своё яйцо по специальной деревянной дорожке — желобу, и если укатившееся яйцо попадет в чье-то другое яйцо, то игрок забирает его себе как приз. Недалеко от желоба обычно раскладывают еще и подарки-сувениры. В старину такие соревнования могли длиться по несколько часов! А «счастливчики» возвращались домой с богатым «урожаем» яиц.

Катание яиц на Пасху в Москвинской старообрядческой моленной (ДПЦЛ)

Для всех староверов, независимо от согласия, Пасха — это Праздник праздников и Торжество торжеств, это победа добра над злом, света над тьмой, это великое торжество, ангелов и архангелов вечный праздник, жизнь безсмертная для всего мира, нетленное небесное блаженство для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, пролитая Им на Честном Кресте кровь избавила человека от страшной власти греха и смерти. Да будет «Пасха нова святая, Пасха таинственная», прославляемая в праздничных песнопениях, продолжаться в наших сердцах во все дни нашей жизни!

Библиотека Русской веры
Поучение св. Иоанна Златоустаго на святую Пасху →

Воскресение Христово. Иконы

В старообрядческой иконографии нет отдельной иконы Воскресения Христова, потому что момент воскресения Исуса не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа. Знакомое нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в храмах РПЦ.

В православной иконографии на иконе Воскресения Христова, как правило, изображается момент схождения Спасителя в ад и изведения из ада душ ветхозаветных праведников. Также иногда изображается воскресший Христос в сиянии, ангел, благовествующий Женам-мироносицам, и другие сюжеты, связанные с Воскресением. Сюжет «Воскресение Христово — Сошествие во ад» является одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов.

Воскресение Христово — Сошествие во ад. Россия, XIX в.

Общая идея пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.

Сошествие во ад. Средиземноморье, сер. XVI в. Сошествие во ад. Андрей Рублев, 1408-1410 Дионисий. Икона «Сошествие во ад» (конец XV в., ГРМ). Воскресение со Страстями Господними. Великий Устюг, XVI в. Воскресение Христово и Сошествие во ад. Палехские письма, кон. ХVIII в. Воскресение и сошествие во ад cо Страстями и с праздниками. XIX век. Музей истории религии, Санкт-Петербург

Храмы Воскресения Христова

Самым известным храмом Воскресения Христова является Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).

Иерусалимский храм Воскресения Христова. 325-326 гг.

Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления Храма Гроба Господня, совершенного в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816—1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (РПЦ). Москва

Один из древнейших храмов в г. Коломне освящен в честь Воскресения Словущего. 18 января 1366 года в этом храме венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская. Храм неоднократно перестраивался. В 1990-х гг. он возвращен приходу Успенского собора РПЦ.

Храм Воскресения Словущего (РПЦ). Коломна

Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут храм во имя Николы «Мокрого», упомянутый в писцовых книгах 1577—1578 годах. В начале ХVIII века на его месте построен храм с главным престолом в честь Воскресения Словущего и придельным храмом во имя святителя Николы. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны администрация передала общине Русской Православной старообрядческой Церкви. Главный храмовой праздник теперь отмечается 19 декабря, в честь св. Николы «зимнего», а в народе этот храм до сих пор многие знают как храм Воскресения Христова.

Храм св. Николы РПсЦ в г. Коломне

Старообрядческие храмы Воскресения Христова

Знаменитая рогожская колокольня была освящена 18 августа 1913 года во имя Воскресения Христова, после того как на средства благотворителей этот храм был возведен в честь дарования старообрядцам свободы вероисповедания. После того, как во время гонений безбожников храм был осквернен, его нужно было переосвятить. В 1949 году он был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, поскольку старый антимис во имя Воскресения Христова исчез, однако на Рогожском хранился антимис, освященный во имя Успения Божией Матери. В таком положении храм пребывал до 31 января 2014 года. В конце 1990-х годов стали изучать предложения вернуть храму его историческое имя. После реконструкции и капитального ремонта храма в 2012 году его необходимо было переосвятить. Инициатива переосвятить храм с его историческим наименованием была поддержана предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием (Титовым) на Освященном соборе 2014 года. 1 февраля 2015 года в Рогожской слободе состоялось освящение храма-колокольни Рогожского кладбища во имя Воскресения Христова. Таким образом ему было возвращено историческое имя.

Храм-колокольня Воскресения Христова. РПсЦ

Древлеправославной Поморской Церкви принадлежит действующий храм Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (г. Москва). Это первая старообрядческая церковь поморской общины (2-й Московской общины поморского брачного согласия), возведённая после манифеста о веротерпимости 1905 года в Москве. История у этого храма очень многострадальная. Сейчас продолжается реставрация храма на средства членов общины, при этом проходят службы.

Храм Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (г. Москва). ДПЦ

Также в Литве в г. Висагинасе действует храм Воскресения Христова Древлеправославной Поморской Церкви.

Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)


В 2020 году православные празднуют Пасху 16 апреля, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 11–17 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2020 году православные празднут Пасху вместе с иудеями?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок», когда в 2020 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть?

Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе. Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе:

  • Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия);
  • не сопраздновать Пасху с иудеями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими (главными) правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку — 1 сутки за 300 лет. Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря. Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.

Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них — о несопраздновании с иудеями — изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней. Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями»? Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника?

На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2020 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения» не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее.

Новопасхалисты и их учение

В наше время, в 2010 году, несколько членов Русской Православной старообрядческой Церкви усомнились в святоотеческом толковании апостольского правила о Пасхе и решили пересмотреть этот вопрос. Собственно, пересмотром занимался один только А. Ю. Рябцев, а остальные ему просто поверили на слово. А.Ю. Рябцев, в частности, писал (мы цитируем его слова частично, опуская явные домыслы):

… Нередко наша Пасха совпадает с последними днями еврейской пасхи, которая празднуется семь дней, и первое главное правило вычисления Пасхи нарушается… В современной практике мы иногда попадаем на последние дни еврейской пасхи.

А.Ю. Рябцев предложил запретить совпадение Светлого воскресения со всеми 7-ю днями иудейского праздника Пасхи и праздновать Православную Пасху по новым, им самим предложенным правилам. Сторонников этого учения стали называть «новопасхалисты» или «новопасхальники». 1 мая 2011 года они впервые отметили Пасху по новым правилам в древнем пещерном храме на горе Тепе-Кермен в Крыму. После собора РПсЦ 2011 года, осудившего празднование Пасхи по новым вычислениям, новопасхалисты выделились в отдельную религиозную группу, существующую и поныне. В нее входит всего несколько человек. По-видимому, существует некая связь между этой группой и Г. Стерлиговым, также высказывавшим мысль об изменении дня празднования Православной Пасхи.

Хэллоуин: история и традиции праздника

История возникновения
Хэллоуин, как многие прочие современные европейские праздники, имеет истоки в дохристианской эпохе. Именно тогда народ кельтов был расселен множеством племен на территории нынешней Франции, Ирландии и Великобритании. У древних кельтов был свой язык, языческие верования и календарь, деливший год на две половины — лето и зиму. Темная часть года, зима, когда земледельческие работы были невозможны, начиналась с ноября, а 31-е октября было последним днем года уходящего. Это же число было и последним днем уборки урожая.
Празднование Нового года и завершения полевых работы длилось целую неделю. Серединой праздника была ночь на первое ноября. Это день кельты называли Самайном, что значило «конец лета» на местном языке. Помимо разделения собранного урожая, в этот день было принято особенно почитать умерших. Считалось, что в ночь между последним и первым днем года магическим образом открывается дверь в потусторонний мир, и души мертвых, привидения, выходят к людям.
Для того чтобы не стать случайной жертвой обитателей загробного царства, кельты облачались в звериные шкуры, ночью покидали свои темные жилища, возле которых для привидений оставляли вкусные дары, и собирались у огромных, двухрядных костров, разведенных друидами. Между этими кострами было принято проходить всем племенем, с детьми на руках, а также прыгать через костры размером поменьше. Считалось, что сила огня очищает людей и позволяет им войти в Новый год с чистой душой. На празднике также резали часть скотины, кости убитых животных бросали в Священный огонь, а по оставленному костром рисунку на костях предсказывали будущее.

В то же время сложилась традиция вырезать на собранных овощах лица, выражающие различные эмоции. Чаще всего резьбу делали на турнепсе, виде кормовой репы, выращиваемой для скота. Уходя с главной ночи празднования Самайна, каждый забирал с собой полую «голову» из репы, внутрь которой были положены раскаленные угли от Священного костра. Такой светильник отгонял злых духов, бродящих по улицам до самого утра. Именно он стал прообразом Светильника Джека.
Исконные традиции празднования кельтского Нового года передавались из поколения в поколение практически до начала нашей эры. Только после завоевания римлянами, кельты приняли христианство и были вынуждены позабыть о своих языческих обычаях. Но с приходом католицизма Самайн неожиданно получил новый виток развития — древние кельтские традиции его празднования нашли свое отражение в церковном празднике Дня Всех Святых, отмечаемого 1-го ноября. Канун этого дня, называемый в английском языке Hallows-Even — Хэллоус ивэн или «Вечер Святых», со временем приобрел сокращенное название, присущее современному празднику, Halloween (Хэллоуин). При этом зловещую репутацию черного языческого празднования, Хэллоуин получил только в Средние века, когда его описали подобным образом христианские монахи.
Символы праздника
Ночь перед праздником, День Всех Святых празднуется по измененным временам, но все же сохранившим основные черты, кельтским верованиям. На Хэллоуин празднующие облачаются в карнавальные костюмы, устраивают вечеринки и гулянья. Главными символами этого дня считается фонарь, вырезанный из крупной тыквы. Кельты делали такие светильники по случаю сбора урожая, а также чтобы заблудшие мертвые души поскорее отыскали с помощью фонаря путь в потусторонний мир. Традиционным овощем ранее выступала кормовая репа, но с приходом праздника на территорию США, более популярной стала тыква, как овощ, более распространенный и более дешевый в осеннее время года.

Среди костюмов, изготавливаемых для Хэллоуина, самыми популярными традиционно считаются пугающие персонажи: вампиры, оборотни, монстры, ведьмы, привидения и прочие мистические герои. Празднующие украшают свои дома на осенний мотив, светильники из тыквы выставляют на крыльцо и подоконники. Помимо овощных фонарей, популярными предметами для украшения являются садовые пугала, бумажные и пластиковые скелеты, паутина, свечи и композиции из сухих растений и листьев. По традиции основными цветами праздника стали все оттенки оранжевого и черного.
Светильник Джек
Большая спелая тыква, с вырезанной на ней весьма пугающей физиономией, которая подсвечивается зажженной изнутри свечой, стала главным символом Хэллоуина. Этот самодельный фонарь получил такое название, как Светильник Джека или Фонарь Джека. С историей возникновения этого самого яркого символа праздника связана древняя ирландская легенда.
Считается, что Джек был кузнецом, очень жадным и охочим до денег и выпивки. Жители его деревни настолько устали от назойливого собутыльника, что пропустить с ним стаканчик желающих попросту не осталось. Тогда Джек предложил распить бутылочку в местной забегаловке самому Люциферу. Дьявол согласился составить ему компанию. А когда настало время рассчитаться за выпивку, Джек предложил наивному Сатане обернуться монетой, на что тот также ответил согласием. Хитрый кузнец, недолго думая, тут же спрятал монету в карман, где уже ждал заранее приготовленный крестик. Люцифер попал в западню и не смог выбраться из ловушки, где был образ Спасителя. Джек сдался на уговоры Сатаны выпустить его взамен на обещание того всячески помогать кузнецу в делах.

Каждая мама обязана знать:  Дочка не исполняет мои просьбы

Дьявол попался в ловушку Джека и во второй раз, когда хитрый кузнец упросил его достать яблок с самой вершины дерева. Забравшийся на верхушку Люцифер попросту не смог с нее слезть, поскольку Джек изобразил на кроне яблони крест. В этот раз Сатане удалось спастись, пообещав Джеку не забирать его душу после смерти. Кузнец-выпивоха отпустил Люцифера и прожил беззаботную жизнь, а когда пришел час погибели, душу его отказались принимать и в Раю, и в Аду. Ненужный ни Дьяволу, ни Богу, кузнец принялся скитаться в поисках Чистилища. Путь свой он освещал вырезанным из полой репы фонарем, в котором тлели остатки углей.
Светильники из овощей, традиционно из репы, британцы оставляли на крыльце своих домов в праздник Дня Всех Святых, дабы отгонять недоброжелательно настроенных духов от своих жилищ. В Северной Америке эта традиция получила распространение лишь в девятнадцатом столетии, когда европейские эмигранты заселили страну. При этом непосредственным символом Хэллоуина, Светильник Джека стал лишь в самом конце 19 века.
Музыка Хэллоуина
Праздник Самайна древние кельты никакой музыкой не сопровождали, так что традиционного музыкального сопровождения этот день не имеет. Но Хэллоуин, как праздник, получивший самую большую популярность уже в двадцатом столетии, обрел собственные тематические песни и мелодии. Поскольку основным лейтмотивом празднования является мистика, тема потустороннего мира и его обитателей, то и музыка играется соответствующая. Так, гимном Хэллоуина считается песня «Чудовищное месиво» в исполнении Бобби Пикэтта. Звуковая дорожка из музыкального мультфильма «Кошмар накануне Рождества» также очень популярна и на вечеринках в честь Хэллоуина. Пропитано темой этого праздника и творчество группы Midnight Syndicate («Полночный Синдикат»), многие композиции которой наполнены мистической темой.
Миксы из пугающих звуков, к примеру, воя волков, зловещего скрипа, таинственных завываний и злобного смеха, часто используются в хэллоуинских аттракционах и забавах. На молодежных же вечеринках по случаю праздника используется популярная веселая и танцевальная музыка. В клубах — специально созданные диджеями ремиксы и треки.
Традиции праздника
Основными традициями праздника стало облачение в маскарадные костюмы, посещение специализированных аттракционов, игры, выпрашивание сладостей и вечеринки с праздничным столом.
Костюмы
Надевание карнавальных костюмов на этот праздник берет свое начало в традиции кельтских народов облачаться в звериные шкуры на Самайн, чтобы оградить себя от злых духов и привидений. В современной истории наряжаться в страшный образ на Хэллоуин стало принято только в конце девятнадцатого столетия. Впервые подобный случай был описан в Великобритании, 1895 год. Местные детишки, облачившись в маски и наряды сказочных героев, отправились по домам соседей собирать лакомства и мелкую монету. В остальных странах Европы, а также в Северной Америке, такой традиции не было вплоть до начала 20 века.
Сегодня карнавальные костюмы для празднования Хэллоуина начинают продавать еще летом. В США для этих целей существуют специализированные магазины и лавки. И если сто лет назад детский костюм включал в себя лишь уродливую маску с изображением изможденного, обезображенного лица, то сейчас любой фабричный костюм для Хэллоуина выглядит действительно празднично и ярко. Как правило, взрослые и дети облачаются в образ фантастических киногероев, сказочных персонажей, причем как злых и пугающих, к примеру, в зомби, так и в добрых.

С приходом 21 века, вечеринки по случаю Хэллоуина стали превращаться в настоящие костюмированные яркие шоу. Так, в 2014 году самыми популярными костюмами для праздника стали образы героев саги про Гарри Поттера. При этом люди используют не только маски и одежду персонажей, но и полностью воссоздают образ выбранного героя, используя грим и аксессуары.
Выпрашивание лакомства
Традиционное развлечение на Хэллоуин, как это ни странно, прежде всего напоминает Рождество. Так же, как и на Руси в Святки, дети, облаченные в костюмы, ходят по домам и надеются получить от соседей сладости или монетки. Но на Хэллоуин эта традиция имеет собственные характерные черты.
Дети одеваются в одежду и маски, изображающие монстров или прочих недобрых персонажей, ходят по домам в округе, выпрашивая различные сладости. При этом хозяевам они задают вопрос «Trick or treat?», что в переводе означает — «Кошелек или жизнь?». Этот вопрос содержит в себе шуточную угрозу причинить хозяевам какую-либо неприятность, если они не выдадут детям монетки, конфеты или прочие угощения.
Такая традиция в Западной Европе и Америке получила распространение с начала двадцатого века. При этом соседи, желающие видеть на пороге своего дома ряженных детей, украшают крыльцо символами Хэллоуина — Светильником Джека, свечами, искусственными скелетами и прочими пугающими штучками. А те, кто не желают участвовать во всеобщем веселье просто выставляют корзинку, доверху наполненную сладким угощением.

Несмотря на современное распространение, традиция выпрашивания съестного во время церковных праздников уходит корнями в Средневековье. В то время было привычным делом, что бедняки в этот праздник приходят петь молитвы и заунывные песни под окна горожан, в надежде получить продукты или деньги. С Хэллоуином эта традиция впервые совместилась в Великобритании в 1895 году, когда дети в одной из деревень облачились в костюмы и прошли по домам соседей, выпрашивая сладости.
Наибольшее распространение в современном мире традиция просить сладости у соседей получила в США, Великобритании, Северной Ирландии, странах Латинской, Центральной Америки и Западной Европы. При этом детали в различных регионах отличаются. К примеру, на Карибах дети вместо вопроса «Гадость или сладость?» задают вопрос «Где мой маленький череп?», а соседи выдают им конфеты, выполненные в форме сахарной или шоколадной человеческой головы.
Игры на Хэллоуин
Как любой праздник, имеющий древнюю подоплеку, Хэллоуин имеет ряд характерных игр, обрядов и гаданий. Самое большое распространение они получили в Ирландии и Шотландии. Так, девушки в шотландских деревушках гадают с помощью кожуры яблока. Для этого они срезают кожицу со спелого фрукта, при этом стараясь, чтобы кожура осталась как можно более длинной. Затем они бросают ее через левое плечо. По кожице упавшей на пол нужно увидеть первую букву имени жениха.
Еще одна игра-гадание была распространена в Англии. Незамужние барышни должны были войти в неосвещенный светом дом спиной вперед и водить перед зеркалом горящей свечой. Считалось, что так они смогут увидеть лик нареченного. Если же юной деве привидится череп, то это значит, что она останется незамужней вплоть до самой смерти.
Аттракционы Хэллоуина
Организация пугающих аттракционов и каруселей, получивших название «аттракционы призраков», является основной чертой празднования Хэллоуина и на Западе. Первое подобное развлечение было обустроено в 1915 году.
В США, где главным образом и получили распространение такие аттракционы, их проводят каждую осень. При этом техническое оснащение этих, своеобразных пугающих парков, беспрестанно растет. Густой туман, зловещие звуки и шорохи, таинственная музыка, скрипы и спецэффекты используются здесь с одной целью — напугать клиентов. Посещение «аттракционов призраков» нежелательно для беременных женщин, детей, людей особо впечатлительных или с неустойчивой психикой.

Помимо сезонных парков аттракционов, тематика Хэллоуина широко распространена в Диснейленде. Во всех парках корпорации Дисней отмечается этот праздник, обустраиваются тематические аттракционы, где декорации меняют каждый год.
Традиционный праздничный стол
На Хэллоуин, имеющий в своих истоках остыл к празднику сбора урожая, традиционно подаются сладости из фруктов, главным образом яблок. Яблочная карамель и сладкие яблоки в шоколаде, обсыпанные разноцветным конфетти, а также орехами, стали главными лакомствами праздника. Их можно как приготовить дома, так и купить на хэллоуинском базаре или в парке с пугающими аттракционами.
В начале двадцатого века в Великобритании существовала традиция делать конфеты из яблок и раздавать их детям, выпрашивающим сладости по соседям. Но она быстро ушла из обихода из-за случаев, когда злые горожане начиняли подобные конфеты иголками. Дабы не избежать появления травмоопасных ситуаций, власти запретили раздавать такие лакомства.
Сейчас в Северной Америке на Хэллоуин изготавливают специальные сладости, получившие название «кэнди-корн» и «кэнди-пампкин». Это конфетки в виде тыквы или початка кукурузы. С начала века рецептура практически не изменилась, как и ручной способ приготовления. Конфеты готовятся главным образом из сладкой патоки, желатина, сахара и натурального сока.

В Ирландии к Хэллоуину традиционно выпекают специальный хлеб, «бармбрэк». Это сладкая булка с изюмом, в которую прячут различные предметы — кольцо, монетку, горошину, деревяшку и обрывок материи. По доставшемуся предмету можно узнать свою судьбу, так кольцо обозначает скорую свадьбу, деревяшка — одиночество или развод, горошина — безбрачие, ткань — неудачу в денежных делах, а монета — богатство. Сейчас подобный хлеб, нарезаемый в виде тостов со сливочным маслом, можно найти во всем Соединенном Королевстве. В фабричных его вариантах предметы, обозначающие будущее, делают из пластика или съедобного материала.
Хэллоуин в России и мире
Изначально Хэллоуин праздновался лишь в странах, унаследовавших кельтскую культуру. Ирландия, Шотландия, Англия и Уэльс — регионы, где сформировался этот праздник. С конца девятнадцатого века эмигранты распространили традиции празднования Хэллоуина и на территории Соединенных Штатов, где он получил особое распространение и принял свой современный облик. В двадцатом веке, когда границы стали весьма призрачным понятием, этот веселый и яркий праздник стал постепенно распространяться по всему миру. Сегодня, помимо стран Америки и Европы, Хэллоуин популярен в азиатских странах.
В Россию праздник пришел в девяностых и до сих пор считается весьма экзотическим. Для Россиян Хэллоуин — это прежде всего возможность провести веселую карнавальную вечеринку, с возможностью облачиться в костюмы мистических персонажей.

История и традиции праздника Троицы. Народные гуляния на Троицу

В последние годы среди россиян заметно возрос интерес к православным праздникам. В такие дни принято ходить в церковь, накрывать праздничный стол для своих близких, а в некоторых случаях принимать участие в народных гуляниях, длящихся до самого вечера. Особенно почитается в народе православный праздник Троица. Этот день был одним из самых важных праздников в году еще у наших предков, которые называли его «Зелеными святками». В дальнейшем древние традиции наложились на православные, что еще более прочно закрепило их в памяти народа.

Традиции праздника Троицы корнями уходят глубоко в историю, сегодня мы расскажем о них и обо всем, что связано с этим важным для каждого православного днем. Удивительно, но многие россияне до сих пор с трудом представляют, откуда пришел к нам этот праздник, а также в чем заключается его главный смысл. Давайте разбираться вместе.

Троица: что за праздник и значение

День Святой Троицы все христиане в мире празднуют с большим размахом. Он относится к списку самых главных православных праздников, поэтому помимо особенных церковных служб проводятся и всевозможные народные гуляния, во время которых люди должны веселиться от всей души.

Часто этот день еще называют «Пятидесятницей». Примечательно, что современные церковные традиции очень тесно переплетаются с обычаями восточных славян, которые тоже широко отмечали этот день. Так что за праздник Троица? Значение его для каждого христианина трудно переоценить. Ведь именно в этот день на землю сошел Святой Дух и христиане получили доказательство триединства Бога. С этого мгновения они несли весть о Христе по планете, рассказывая всем и каждому о Спасителе человечества.

Православие

История праздника Троицы начинается в те времена, когда христианство еще только начинало зарождаться. Считается, что в один знаменательный день на апостолов снизошел Святой Дух, спустившийся с небес в виде языков пламени и наделивший апостолов невероятной силой. Она дала им возможность нести благую весть по всему миру и вести проповеди о Христе любому, кто готов слышать о Спасителе.

Считается, что именно этот день является днем основания Церкви на земле. К тому же праздник символизирует тот факт, что Бог един в трех лицах. Эта истина является одной из самых сложных для понимания в православии. Не каждый верующий может с первых дней осознать, что Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух существуют в единстве и творят добро на земле, озаряя всех живущих божественной благодатью.

Интересно, что основы того, как отмечают праздник Троицы, заложили сами апостолы. Они ежегодно устраивали пышные торжества по этому поводу и завещали всем своим последователям ни в коем случае не пропускать этот день.

Языческие корни праздника

Мы уже упоминали, что история праздника Троицы уходит вглубь веков, когда христианство еще не пришло на Русь. Первая неделя лета считалась периодом, когда живительные природные силы полностью побеждают тьму и зло. В это время окончательно устанавливалась жаркая погода, что знаменовало приход лучших месяцев в жизни славян, когда можно было забыть о долгой и холодной зиме, уносящей множество душ с собой.

Именно этот глубокий смысл породил ряд обычаев праздника Троицы, которые соблюдаются и до сих пор. Конечно, большинство наших соотечественников уже и не помнят, почему требуется делать так или иначе, но все же четко придерживаются установленных обычаев и ритуалов. О них мы тоже обязательно расскажем в следующих разделах статьи.

Дата праздника

Ежегодно все православные обсуждают, какого числа праздник Троицы будет отмечаться в этом году. Ведь, как и многие другие церковные праздники, он имеет плавающую дату. Она напрямую зависит от того, на какой день выпадает Пасха.

Дело в том, что Троица наступает на пятидесятый день после этого светлого и великого для всех христиан праздника. Непременным условием является день недели — это всегда воскресенье. Для того, чтобы лучше ориентироваться в датах православных праздников, многие приобретают церковный календарь, где указаны все важные для христиан дни.

Какого числа праздник Троицы праздновался в текущем году? Он выпал на четвертое июня, а в 2020 году мы станем отмечать его двадцать седьмого мая. Каждый раз этот день сопровождается обилием мероприятий, которые проводят городские власти. Ведь каждый градоначальник стремится сделать все, чтобы его жители по-настоящему отдохнули во время народных гуляний. Но не стоит забывать и о традициях праздника Троицы, которые необходимо соблюдать в обязательном порядке.

Когда праздник стали отмечать на Руси?

Примечательно, что лишь спустя триста лет после крещения Руси Троица стала великим праздником. Долгое время традиции праздника Троицы никак не закреплялись и не становились родными и привычными. Но благодаря усилиям Сергия Радонежского этот день постепенно стал одним из самых значимых в году.

С четырнадцатого века Троица отмечалась повсеместно, а еще спустя некоторое время народ совместил языческие и православные традиции, сформировав своеобразные ритуалы на Троицу, которые соблюдаются до сих пор. О них хочется поговорить более подробно.

Православные традиции

Богослужение на Троицу считается одним из самых торжественных. Праздник начинается в воскресенье и длится три дня. Самая красивая служба совершается именно в первый день, она состоит из литургии и вечерни, когда всячески прославляют схождение Святого Духа. Примечательно, что все служители церкви облачаются в зеленые одежды и читают молитвы, стоя на коленях. Обязательными считаются во время богослужения на Троицу традиционные молитвы за Церковь, спасение всех христиан и упокоение душ умерших. Они читаются все три дня.

Подчиняясь древней традиции праздника Троицы, храмы по всей стране украшаются ветками березы, а полы устилаются свежей травой. Все это символизирует силу Святого Духа, которая обновляет и дарит жизнь каждому христианину.

Обряды

Обычаи праздника Троицы сформировались еще в языческий период. Особенно любим он был у девушек, которые отмечали его не три дня, а пять. Первые торжества начинались за два дня до воскресенья и сопровождались массовыми гуляниями.

Сам праздник имел глубокое сакральное значение, славяне связывали его с культом природы и ее обновления. Также были приняты всевозможные девичьи ритуалы на Троицу. Не мог обойтись праздник без упоминания всех умерших, а особенно тех, кто погиб от утопления.

Во всех деревнях и селах Руси перед праздником девочки в возрасте от семи до двенадцати лет отправлялись шумной компанией в березовую рощу. Там они ломали ветви с молодыми листьями и украшали ими избы. Четверг перед Троицей принадлежал детям и молодежи. Их с самого раннего утра кормили традиционным блюдом, символизирующим солнечный свет и приход теплых дней, — яичницей. После сытного завтрака ватага ребятишек отправлялась в лес. Там они находили самую красивую березу и начинали ее украшать. Дерево обвивалось разноцветными лентами, из них плелись косы, а поверх закреплялись бусы и венки из цветов. Дети пели песни и водили хороводы, заканчивался день совместной трапезой. Обычно она состояла из того, что было взято из дома. Но каждая мать старалась дать своему чаду что-то вкусное и особенное, ведь принятие пищи под ритуальным деревом было очень важной частью праздника.

В субботу было принято вспоминать умерших родственников, а в воскресенье всей семьей необходимо было идти в храм, заранее украшенный к празднику зелеными ветвями. После окончания богослужения молодые люди вновь отправлялись в лес снимать с березы все украшения. Это действо также сопровождалось пением и танцами, после чего дети и подростки вновь приступали к приему пищи. В конце дня ритуальное дерево срубали и показывали всей деревне, иногда его сплавляли по реке. Считалось, что это будет способствовать быстрому росту посевов на полях.

Каждая мама обязана знать:  Максимально полезные книги для детей и родителей

Традиции

Православный праздник Троица имеет очень много традиций, пришедших из глубины веков. К примеру, после выхода из церкви народ собирал траву, попавшую под ноги, и листья с деревьев во дворе храма. Траву часто мешали с сеном, чтобы скот был здоров, либо заваривали в качестве целебного напитка для членов семьи. А вот из листьев и веток плели венки и фигурки. Их считали оберегами для дома и вешали в разных его частях.

Для украшения своего жилища и храмов традиционно используется береза. Часто ее сравнивают с рождественской елкой, без которой не мыслится праздник. Однако в разных частях России добавляются и ветви других деревьев. Это вполне допустимо, главное, чтобы они были в достаточном количестве. Ведь растительность символизирует жизнь, дарованную людям через их Творца.

Троица всегда считалась большим праздником, поэтому относились к нему хозяйки весьма серьезно и ответственно. Они наводили идеальный порядок в доме, украшали его и заводили тесто для различных вкусностей. Особо удачным считалось, если в вашем доме собралось множество гостей.

Молодежные народные гуляния на Троицу тоже имели свое назначение. Девушки специально шили новые наряды к этому дню и украшали себя венками из цветов и веток. Во время прогулок с подружками на них любовались парни, которые засылали сватов к приглянувшейся красавице. Считалось, что те, кто будут сосватаны в этот день, обязательно проживут долгую и счастливую жизнь.

Хозяйки пекли на Троицу для своих незамужних дочерей козули. Эти изделия из теста и яиц имели форму венка, и их обязательно необходимо было взять с собой в лес. Без них трудно было представить трапезу под березой.

Запреты

Современные люди довольно плохо представляют список запретов, характерный для праздника Троицы. Что можно и что нельзя делать в этот день, чтобы не спугнуть удачу? Эти секреты мы вам сейчас раскроем:

  • В народе существовал запрет на работу в самые главные три дня Троицы. Особенно воспрещались любые работы на земле, но вот приготовление пищи всячески поощрялось.
  • Ни в коем случае нельзя делать в этот праздничный день метлы из березовых веток.
  • В течение недели нельзя ремонтировать заборы, согласно поверью, это способствует рождению домашних животных с уродствами.
  • Строжайший запрет существовал на купания в озерах и реках. Считалось, что в дни Троицы на сушу выходят русалки и всякая водная нечисть. Она завлекает к себе молодых людей и забирает их навсегда. Поэтому они сторонились берега рек и озер, для защиты на них зажигались костры, а на головы парней надевались венки с веточками полыни.

Народные приметы

Славяне придумали массу примет, которым на Троицу придавалось большое значение. К примеру, сны в ночь на праздник считались вещими. Поэтому они были большой удачей для всей семьи. Многие хозяйки собирали в Троицу лечебные травы, в этот день они наполнялись силой и оказывались наиболее полезными.

Если вы хотите в этот праздник поставить себе оберег от несчастий и невзгод, то уделите внимание нищим. Пройдитесь и раздайте им мелочь, подобное действие станет лучшей защитой для вас и ваших близких.

Дождь на Троицу означает богатый урожай грибов, к тому же после праздника можно было уже не ждать похолодания и наслаждаться по-настоящему летним теплом.

Праздник в современном мире

Как отмечают праздник Троицы сегодня? Конечно же так, чтобы полностью погрузиться в эту невероятную атмосферу, которую трудно с чем-то перепутать и сравнить. Естественно, что в городах уже давно не соблюдают традиции и ритуалы, но вот в деревнях можно увидеть праздник во всей его красе. Жители отдаленных уголков России бережно хранят все обряды, характерные для Троицы, и передают их своим детям. Поэтому деревенский праздник всегда настолько отличается от того, что проводится в городе.

Однако и здесь народ отмечает Троицу с размахом. Естественно, что утро каждого христианина начинается с похода в церковь. В этот день сюда приходят все православные, ведь сама служба проходит в удивительно праздничной атмосфере.

А вот после похода в храм начинаются настоящие народные гуляния. Некоторые хозяйки предпочитают наготовить восхитительный стол и созвать в свой дом гостей. Обязательными блюдами считаются пироги с мясом, блины, яйца, выкрашенные в зеленый цвет, и вино. Чаще всего оно бывает красным, однако допускается и белый напиток.

Если вы не хотите весь день проводить дома, то отправляйтесь на улицы города. Там наверняка будет много интересного и веселого. Обычно в честь Троицы устраиваются народные гуляния с ярмарками и всевозможными увеселительными мероприятиями. Люди участвуют в конкурсах, покупают поделки и вкуснейшие пироги. Девушки и женщины наряжаются в самые красивые наряды, а мужчины состязаются в силе и ловкости. Праздник длится до самого вечера, но молодежь не расходится до рассвета. Ведь Троица считается праздником силы и молодости, а также любви. Конечно, если верить народным поверьям и традициям.

Удивительно, но праздник Троицы сумел сохраниться с языческих времен до наших дней. Он немного видоизменился, но по-прежнему будит в сердцах людей все самое хорошее и светлое.

Льняной Спас: история и традиции праздника

На исходе лета, 29 августа празднуют последний из трёх Спасов, Льняной. В народном календаре он ещё зовётся холщовым, полотняным, ореховым, хлебным. История праздника тесно связана не только с бытом славян, но и с религиозными традициями.

Почему праздник называют Льняным или Спасом на полотне

В эту пору заканчивалась жатва, созревали орехи, открывались ярмарки, на которых шёл торг продуктами и холстами, начиналось веселье.

В деревенском быту праздник отмечался торгом холстами и расшитым полотном

Последний летний Спас получил название полотняного или льняного — ведь издавна символом благополучия и здоровья у наших предков считалась льняная нить, а домотканое полотно — оберегом от зла.

Использование льна в обрядах направлено на получение материального благополучия, здоровья, счастья

Праздничное гулянье совпало с православным торжеством в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В результате народный праздник хлеба и даров земли прочно соединился с религиозным, и мы, как и наши предки, отмечаем льняной Спас в храме, освящая полотно и прикладываясь к иконам.

Третий Спас — одна из вех Успенского поста

Праздник наступает следом за Успением Богородицы, завершая пост. 29 августа в православии чествуется «Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944 г)».

Возникновение праздника связано с событием 10 века, когда драгоценная реликвия была передана в собор Святой Софии Константинополя

История «полотняного» праздника

С христианским праздником связана интересная легенда. В 1 веке н.э. Эдессой правил царь Авгарь. Узнав о чудесах, совершаемых Спасителем, правитель написал ему письмо с просьбой исцелить его от тяжкой болезни — проказы. Не слишком надеясь увидеть самого Христа, он дал поручение своему письмоносцу Ананию привезти хотя бы Его изображение. Иисус, встретив посланника и прочитав ещё невысказанную им просьбу, омыл лицо водой и отёр его полотенцем, на котором отпечатался Его лик. Получив Убрус (полотно с нерукотворным изображением лика Спасителя), Авгарь исцелился, после чего он и многие жители города обратились в христианство. Величайшая святыня была установлена над городскими воротами, и все должны были воздавать Нерукотворному Образу поклонение.


На иконе изображен момент получения царём Авгарем Нерукотворного Образа

Позднее эти земли стали принадлежать римлянам, а затем арабам-мусульманам. В 944 году драгоценная реликвия была выкуплена и в день празднования Успения Богоматери торжественно перенесена в Константинополь. А чествование Нерукотворного Образа стало совершаться церковью на следующий день, 29 августа (16.08 по старому стилю).

29 августа проходит православное престольное торжество в честь Спасителя

Традиции: что освящают в этот день

Обычаи, связанные с полотном, появились благодаря библейской истории происхождения праздника. В этот день посещают храм, после праздничного богослужения освящают самотканые холсты. На освящение приносят в церковь также орешки, пшеничные снопы и хлеб.

В этот день принято освящать символы праздника: полотно, хлеба

В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают».

У полотняного Спаса есть и другие народные названия, связанные с крестьянским бытом:

    Ореховый Спас — к этому времени созревала лещина и начинались её массовые сборы. В этот день плели банные ореховые веники, считая, что они помогут избавиться от любой хвори.

Хозяйки занимались также заготовкой лечебной настойки из перепонок орехов

На праздничный стол выставляли первый каравай из нового урожая, а оставшиеся кусочки, завернув в тряпичину, прятали за икону как оберег

Досевки — время посева озимых. Хозяюшки, проводив в поле мужчин, молились о добром урожае, а вечером угощали всех пирогами и гречневой кашей.

Видео: третий Спас

Праздник, завершающий лето, старались отметить щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас — зимой будет квас».

Обязательным у наших предков было посещение бани в праздник. Считалось, что водные процедуры способны защитить от зла и проклятий. В этот день нельзя лениться, принято работать в огороде и в поле. Сохранилась традиция очищать колодцы, источники с целебной водой.

До сих пор сохранилась традиция в последний Спас святить воду в колодце

Поверья: как день провести

С праздничным августовским днём связано немало поверий:

  • На Полотняный Спас обязательно покупали ткани для зимнего рукоделия, а приобретённые в этот день одежды изо льна, считалось, будут носкими.
  • На стол выставляли самые разные кушанья — Успенский пост уже закончился. По народному поверью, если попробовать каждое блюдо, любое желание обязательно исполнится, а деньги потекут рекой.

Чем богаче праздничный стол — тем прибыльнее будет год

Что обещают народные приметы

  • Изобилие орехов обещает на следующий год богатый урожай зерновых.

При обилие орехов в следующем году будет урожай на хлеб

Увидеть улетающий клин журавлей в конце августа — примета к ранним холодам

На празднике обязательно делали покупки

Видео: приметы и поверья третьего Спаса

Полотняный Спас — последний народный праздник, завершающий лето. По традиции 29 августа благодарят природу за щедрый урожай и начинают готовиться к зиме, потому и советуют: «Пришёл Спас — готовь рукавицы про запас».

История праздников

Праздничные мероприятия, приуроченные к тому или иному событию, в значительной мере украшают нашу жизнь, заполненную повседневными хлопотами, принося в нее яркий фейерверк положительных эмоций.

Однако прежде чем готовиться к очередному празднику, не лишним будет узнать историю его возникновения, ведь, как гласит народная мудрость — «настоящее приходит к нам из прошлого и начинает будущее».

Новый год

Традиция праздновать наступление нового года своими корнями уходит к третьему тысячелетию до нашей эры. Как утверждают историки, поначалу это был исключительно языческий праздник, символизирующий наступление весны и обновление природы, а отмечать его было принято 1 марта.

Так продолжалось до тех пор, пока Гай Юлий Цезарь — древнеримский император, не провел реформу календаря, после которой празднование нового года было перенесено на 1 января.

Рождество

Впервые праздновать Рождество Христово начали в IV веке. При этом чрезвычайно любопытным является тот факт, что дата этого праздника, установленная Римской церковью, никак не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа.

Бытует мнение, что 25 декабря было выбрано священниками по той причине, что этот день еще в древние, языческие времена считался днем рождения Всемогущего Солнца Непобедимого.

Старый новый год

Такой феноменальный праздник, как старый новый год – это, своего рода, подарок тем, кто в ночь с 31 декабря на 1 января не успел, как следует, «напраздноваться».

Его появление стало возможным благодаря расхождению двух календарей – Юлианского (устаревшего) и Григорианского, по которому в настоящее время живет почти весь мир.

День студента (17 ноября)

День студента, который отмечают 17 ноября, не имеет ничего общего с январским Татьяниным Днем, поскольку его появлению способствовали весьма трагические события, напрямую связанные с Великой Отечественной Войной.

В октябре 1939 года, на территории оккупированной Чехословакии прошла демонстрация, в которой приняли участие многие студенты различных пражских вузов.

Ее результатом стала смерть молодого Яна Оплетала, а также многочисленные аресты, последовавшие за ними репрессии и закрытие всех учебных заведений страны.

В 1942 году в Лондоне было проведено первое студенческое антинацистское совещание, по итогам которого учащиеся единогласно решили сделать 17 ноября днем памяти чешских студентов, погибших от рук фашистов.

День студента (Татьянин день)

Татьянин день, как праздник всех студентов, появился благодаря императрице Елизавете Петровне, которая 12 января 1755 года отдала распоряжение о создании первого Московского университета.

С того времени этот день, по Григорианскому календарю пришедшийся на 25 января, начали считать днем студентов, а покровительницей его стала святая Татьяна, которой эта дата принадлежала еще раньше.

День святого Валентина

День святого Валентина, также известный в народе, как день всех влюбленных начали отмечать в далеком 469 году по высочайшему указу папы римского Геласия l.

Согласно легенде, «виновником» возникновения этого праздника является христианский священнослужитель по имени Валентин, который не побоялся пойти против воли императора Клавдия ll, запретившего своим легионерам жениться.

Духовный пастырь, будучи неискоренимым романтиком, не только тайно венчал влюбленных, но и всячески способствовал новым знакомствам, помогая воинам обрести личное счастье.

К сожалению, уличенный в столь «преступном деянии», он был приговорен к смерти и публично казнен для устрашения тех, кто ошибочно предполагал, что можно безнаказанно нарушать волю императора.

23 февраля

История возникновения такого праздника, как 23 февраля датируется 1922 годом, когда был издан приказ, согласно которому этот день официально объявили Днем Красной Армии и Флота.

Позже, в 1949 году он был переименован в День Советской Армии и Военно-Морского Флота, ну а с 1995 года мы имеем возможность ежегодно отмечать уже День Защитника Отечества.

Масленица

Масленица досталась нам в наследство от предков, поклоняющихся языческим богам. В конце февраля – начале марта они неизменно устраивали проводы долгой и холодной Зимы, одновременно встречая горячее Солнце, своим теплом дающее жизнь всему живому.

Празднование сопровождалось маскарадными шествиями, походами в гости, ритуальными кострами и, конечно, поеданием огромного количества блинов.

8 марта

Во всем мире каждый год отмечается праздник 8 марта (Международный женский день). История возникновения этого праздника уходит в далекий 1910 год, когда эту идею выдвинула Клара Цеткина на конференции в Копенгагене.

Это и не удивительно, ведь раньше слабый пол трудился по 16 часов, в то время как мужчины всего работали по 10 часов.

1 апреля

История возникновения праздника 1 апреля крайне запутана.

На сегодняшний день существует четыре официальных версии того, как, где и когда он мог зародиться:

1. Праздник является видоизмененным вариантом праздника глупых, который был в почете на территории Древнего Рима.

2. Родиной 1 апреля может быть Восточная Индия, население которой 31 марта каждого года отмечает «День шуток».

3. К его созданию «приложил руку» неаполитанский король Монтерей, посчитавший за розыгрыш проделку своего повара, который, не сумев достать любимой рыбы его величества, попросту заменил ее на другую.

4. Первое апреля – это старый новый год по-французски, ведь когда-то во Франции новогодние празднества проходили в период с 25 марта по 1 апреля.

1 мая

Праздник 1 мая, повсеместно известный, как день солидарности трудящихся, был основан в 1889 году в память о забастовках американских рабочих, которые выступали против капиталистов, эксплуатирующих их труд.

Сейчас уже мало кто помнит, но в советское время он пользовался огромной популярностью: люди надевали лучшие одежды, брали в руки цветы, флаги, а также транспаранты и с удовольствием принимали участие в парадном шествии по городу.

Пасха

Традиция праздновать Пасху была заимствована христианами раннего периода у евреев, с древних времен отмечающих праздник Песах, посвященный их Исходу из Египта.

Однако в отличие от иудеев, православные в этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, и он символизирует для них долгожданную победу добра над злом, а также не позволяет забыть об искупительной жертве сына Божьего, который не пожалел своей жизни ради спасения человечества.

День Победы (9 мая)

Этот праздник был учрежден на территории Советского Союза в 1945 году, сразу же после победы над фашистской Германией.

Как это ни странно, но поначалу его отмечали более чем скромно и только с 1965 года, когда руководителем страны стал Леонид Ильич Брежнев, День Победы начали отмечать, что называется в народе, с размахом.

В настоящее время, 9 мая традиционно проводятся следующие мероприятия: встречи фронтовиков, парад, возложение венков к памятникам славы и воинской доблести, а также праздничный салют.

Хэллоуин

Основоположником Хэллоуина является кельтский фестиваль Самайн, символизирующий начало нового года и одновременно известный, как праздник мертвых.

Древние кельты, живущие на территории Ирландии, начали отмечать его более 1000 лет назад, при этом самые суеверные из них были уверены, что в ночь, когда проходит празднество, обязательно умирают люди, нарушившие взятые на себя гейсы (запреты).

Дабы умилостивить темные силы, они считали нужным проводить обряды очищения, прыгая через огонь или же проходя между двумя высокими кострами, расположенными в непосредственной близи друг от друга.

Несмотря на то, что каждый праздник имеет свою, далеко не всегда веселую историю, вряд ли кто-нибудь может оспорить тот факт, что отмечая их, мы становимся немного добрее и терпеливее, а также получаем прекрасную возможность лишний раз встретиться со своими родными и близкими!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация