Из-за конфликта в школе ребенок замкнулся на компьютерных играх


Содержание

Как вести себя родителям, если у ребенка в школе конфликт

Если вовремя не вмешаться, ребенок может замкнуться в себе, попасть в плохую компанию

Серьезную социальную адаптацию ребенок проходит в школе. Не всегда это бывает гладко. Личностью ребенок становится постепенно, он старается это показать окружающим и заявить о себе. Именно в такие моменты между подростками вспыхивают ссоры, которые переходят в затяжные конфликты с драками и постоянным выяснением отношений. Что делать, если ребенка обижают в школе?

Не прозевайте проблему

Родители находятся в постоянных заботах, в мыслях о том, как заработать деньги, и они могут оказаться просто не в курсе этой проблемы. Часто дети не рассказывают о конфликтах и молчат до последнего. Чтобы предотвратить такую ситуацию, нужно просто присмотреться к ребенку. Если он ходит подавленный и злой, под любым предлогом старается не идти в школу, приносит в дневнике двойки и тройки, а из дома пропадают ценные вещи – скорее всего, у подростка серьезный конфликт с одноклассниками.

Почему дети обижают своих сверстников?

Дети часто бывают жестокими, и им хватает незначительного повода, чтобы начать придираться к своему приятелю. Такими изгоями часто становятся из-за слишком хорошей успеваемости (отличников не любят), неуверенности в себе и неумения дать сдачи, физической слабости, проблем с внешностью – очков, полноты. Могут задирать из-за того, что ребенок носит недорогую, немодную одежду или ходит со старым телефоном.

Эти причины взрослому кажутся глупыми и смешными, но именно из-за них ребенку могут нанести психологическую травму, от которой он не сможет оправиться всю жизнь. Все мы «родом из детства», и именно детские обиды перерастают в огромные проблемы, которые спустя много лет приходится решать с помощью психологов и антидепрессантов.

Поведение родителей
  • Нужно найти к ребенку подход и попытаться наладить контакт, если этого не получилось сделать раньше. В таких случаях можно привлекать любого взрослого человека, которому ребенок доверяет. Если он не хочет говорить с мамой или папой, может быть, он расскажет все старшему брату, тете или бабушке?
  • Если контакт удалось установить, нужно узнать причину конфликта. Лучше спросить об этом ребенка напрямую. Если он откажется объяснять, то нужно сходить в школу, поговорить с классным руководителем, школьным психологом.
  • Нельзя искать в коридорах обидчиков своего чада и угрожать им или тягать за ухо. Все вопросы нужно решать с их родителями. Действенный способ – устроить родительское собрание, на котором будут присутствовать и дети. Возможно, в процессе разговора удастся установить причины конфликта и решить его.
  • Нужно быть всегда на стороне своего ребенка. Нельзя ругать его за то, что он не может наладить отношения, отстоять себя. Все мы разные, и не каждый может на словах доказать свою правоту. Если конфликты продолжаются, походы в школу для ребенка становятся мучительными морально и физически, пора подумать о смене класса или переводе в другое учебное заведение. Часто дети, попадая в новый коллектив, раскрываются и находят новых друзей.

Школьный конфликт – это более серьезная проблема, чем многим кажется. Нельзя от нее отмахиваться, думать, что ребенок перерастет или сам разберется. Если вовремя не вмешаться, он может замкнуться в себе, попасть в плохую компанию или совершить суицид. Немного искреннего внимания, ненавязчивого участия в его жизни, и тогда, может быть, удастся стать с ребенком лучшими друзьями – не об это ли мечтает каждый родитель?

Жизнь за игру: как избавить ребенка от компьютерной зависимости

Дести с зависимостью от компьютерных игр в России часто появляются во вполне благополучных семьях Убить маму или папу, запретивших играть за компьютером из-за двойки, полученной в школе? Это не казуистический сюжет из американского ужастика, а случай, произошедший совсем недавно в Челябинской области. К сожалению, не единичный в нашей стране.

Секирой по монстру, топором — по матери

Трагедия, разыгравшаяся в поселке Тургояк Челябинской области 4 октября, в очередной раз заставила задуматься, каким же образом виртуальная реальность ломает психику детей и подростков, толкая на непоправимые, страшные поступки. Напомним, девятиклассник из вполне благополучной и даже состоятельной семьи зарезал свою мать и поранил отца за то, что они попытались ограничить его увлечение компьютерными играми и заставить лучше учиться. До восьмого класса парень был круглым отличником, но в девятом съехал на тройки. Это и стало предметом для конфликта с родителями. После домашней резни школьник собирался покончить с собой, но был задержан полицией. В последние несколько лет наши СМИ неоднократно сообщали о происшествиях, камнем преткновения в которых становился компьютер. Так, в 2010 году в Туапсе (Краснодарский край) 14-летний подросток сначала убил кувалдой спящего отца, а затем разбудил мать и потребовал вернуть отобранную клавиатуру. После этого отправился доигрывать в любимый квест Gothic на компьютере. Спустя год еще один девятиклассник, но в Волгоградской области, убил мать за то, что та отказывалась немедленно оплатить ремонт вышедшего из строя компьютера. Ссылаясь на отсутствие денег, мама предложила сыну немного отдохнуть от игры, а заодно и подтянуть учебу, что вывело ребенка из себя. Несколько дней он уговаривал маму вернуть ему возможность играть в любимую «Золотую секиру», говорил, что не может без нее жить, но мама была непреклонна. Тогда, выбрав подходящий момент, парень взял топор и зарубил спящую мать.

Удовольствия много не бывает

Все это происходит во вполне благополучных семьях, а убийцы — не всегда двоечники с врожденным когнитивным расстройством. Психологи, с которыми мы обсудили это печальное явление, говорят, что на крайне отчаянный шаг подростков толкает иллюзия, будто, отлучая их от компьютера, родители лишают их жизнь всякого смысла. Под смыслом же подразумевается удовольствие, компенсирующее негативные эмоции. Сам по себе труд и радость от полученного результата этого труда еще не может быть стимулом для незрелой психики. Наградой за него должно быть какое-то удовольствие, причем не обязательно легкодоступное — а его, как известно, много не бывает. Если компьютерная игра — это единственно доступный для подростка источник удовольствия, то потеря доступа к нему сравнима чуть ли не с угрозой для самой жизни. Уход в зависимость — будь то алкоголь, наркотики или игромания — это результат утраты связей, дающих чувство защищенности, радость общения, доверие, общность интересов. А также нехватка навыков, позволяющих получать радость другими способами: в общении, путешествиях, творчестве, экстремальных видах спорта. Если до начала компьютерной эры молодежь манили дельтапланеризм, верховая езда, дайвинг, мотоспорт и много других увлекательных занятий, то теперь, в сравнении с цифровыми технологиями развлечений, доступными всем желающим не выходя из дома, это архаизм, еще и требующий затрат.

Уличные приключения сменились виртуальными

Психологи считают, что неблагополучную уличную среду — с асоциальным поведением, ранним употреблением алкоголя и наркотиков — современным детям и подросткам отчасти заменил виртуальный игровой мир. Это создает иллюзию прежде всего для родителей таких детей: ребенок дома, весь день сидит за компьютером, значит, волноваться не о чем. «В этом — сложность для родителей распознать тревожный сигнал, — комментирует в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей Ольга Румянцева, психолог и специалист благотворительного фонда «Культура детства». — Когда ребенок приходит домой пьяным, этого нельзя не заметить. Заинтересованный в судьбе ребенка родитель забьет тревогу. А тут никаких раздражителей для взрослых — сидит и сидит…». Последствия ухода в виртуальный мир сказываются в виде отставания в учебе, утрате социальных связей, которые в подростковом возрасте и так претерпевают высокое напряжение: меняются интересы, растет круг новых знакомых. Подросток сталкивается с первыми трудностями и неудачами, с отсутствием понимания друзей и близких, школьных учителей, вступает в первые конфликты, пытаясь отстоять свою правоту. Но ему не хватает еще навыков поведения, знаний, иногда — поддержки. В такие моменты так хочется плюнуть на все это и спрятаться «в домике» — в своем микромире с привычными удовольствиям, доступными с детства, например с любимой компьютерной игрой. Возможно, впрочем, это уже не та игра, в которую он играл в семь или десять лет. В ней уже не червячков ловят или города строят, в ней гремят танковые сражения, или всё еще круче — игроки «мочат» друг друга из гранатометов и лазерных пушек в мрачных лабиринтах мертвых городов… Зато игра дает шанс победить и десять жизней в придачу. За поражением всегда приходит победа. А еще здесь круглые сутки ждут его включения далекие сетевые «друзья», у которых тоже нет друзей в школе и во дворе, потому что без компьютера и сетевой стрелялки с ними просто нечего делать… В общем, в отличие от жизни реальной, здесь всегда все ясно, предсказуемо и рано или поздно все закончится хорошо, несмотря на энное количество «замоченных» партнеров по игре и собственных смертей.

Когда жизнь — это игра. Или шоколадка…

Склонность к убийству или суициду не связана с определенной формой зависимости или с сюжетом игры, в которую «рубится» игроман. «Известен случай, когда бабушка, зависимая от шоколада, убила двоих своих внуков за то, что они отыскивали ее заначки и делали невозможным своевременное получение порции вожделенного шоколада», — рассказала Румянцева. Зависимость имеет, в том числе, химическую основу, которая часто перевешивает самое крепкое воспитание. Игра или другой объект зависимости стимулирует выработку медиаторов удовольствия в мозгу, которые без этого занятия не вырабатываются. «Ребенок не в состоянии контролировать этот процесс или хотя бы осознавать его», — пояснила психолог. Игра, алкоголь, наркотик входят в гомеостаз, придавая собственному внутреннему миру мнимую устойчивость, которую он немедленно начинает терять в случае устранения этого фактора. Его замещение должно проводиться постепенно, исподволь, не вместо, а параллельно с ним, считают психологи. Мировосприятие зависимого человека становится другим — иллюзорным, в котором игра, шоколад, алкоголь или наркотик становятся основой жизни. Убить человека, пошатнувшего эту основу, кажется нормальным, отметила психолог, специалист благотворительного фонда «Культура детства» Татьяна Шульц. Даже в благополучной, но эмоционально бедной семье, где родители редко становились для ребенка источником положительных эмоций, любви и поддержки, может вырасти человек, склонный к зависимым формам поведения. Зависимость возникает тогда, когда человек в процессе взросления получает какую-то потребность, которую он не может удовлетворить. Это может быть результат психотравмы или неразрешенный кризис, расстройство адаптации в новой среде или в новом качестве. Тогда все нереализованные потребности сублимируются в занятии, дающим утешение — будь то игра, употребление алкоголя или наркотиков. Уход в виртуальный мир становится спасением от вызовов жестокой реальности. Но личность при этом разрушается: все социальные потребности человека сводятся к одной — к потребности в игре или иной мании, и человек полностью выключается из социума. Если из-под этой единственной, всеобъемлющей потребности удается «откопать» какую-то здоровую мотивирующую потребность, это дает шанс на выздоровление, считает Татьяна Шульц: «Шанс вырваться из зависимости, как правило, лежит на самом дне, когда зависимость приводит к тяжелым последствиям».

Каждая мама обязана знать:  Заикание у детей

Книга может заменить игру

К сожалению, работать с одним лишь девиантным ребенком смысла нет: его отклонения — результат замены позитивных, здоровых связей с внешним миром на деструктивные, вредные и опасные, но безальтернативные в его понимании. Поэтому работать психологам приходится с целой средой такого ребенка — родителями, друзьями, учителями. В конечном счете, речь идет о смене среды и интересов. Одним из ресурсов, как ни странно, может оказаться книга. Почему странно? Потому, что большинство игроманов отличает равнодушие к литературе. Для них не книга, но игра — учебник жизни. Если еще лет 20 назад, заспорив с кем-то, мы ссылались на произведения известных авторов, то нынешний игроман апеллирует к «похожим ситуациям в игре». Мем «учился ездить в GTA» для него не шутка. По наблюдениям Ольги Румянцевой, трудные дети, которые все-таки читают книги и черпают свои представления о жизни не только из личного опыта, обычно не доходят до «точки невозврата», их жизнь еще может сложиться благополучно. «Таких детей интересует не классика, а истории про таких же, как они сами, из которых можно что-то почерпнуть для собственной пользы, — рассказывает психолог. — Не всем детям родители читали книжки, сейчас это скорее редкость. И в семьях, в основном, к чтению относятся как к атрибуту приличной, образованной семьи, нежели как к источнику радости и удовольствия. Детям с детства вбивается в сознание установка, что они ДОЛЖНЫ читать». По наблюдениям психолога, интерес к классической литературе у детей отбивают ошибки преподавания. Детям не интересно, «что хотел сказать автор такой-то фразой». Им интересно высказать свое собственное мнение о героях, пофантазировать, как бы они поступили на их месте, или как автор, родившись в простой небогатой семье, стал известным на весь мир писателем или поэтом. «А вот в школе для трудновоспитуемых, когда мы привезли им книжки с историями про таких же, как они, ребят, попавших в уголовные истории, нам сказали, что это не интересно — они и так это все видели, знают на собственном опыте. Им бы что-нибудь про любовь, — улыбается Ольга. — А ребятам в колонии интересно читать о приключениях».

Удариться о дно, чтобы подняться наверх?

Может ли игроман «перерасти» свою зависимость от компьютерной игры с вступлением во взрослую жизнь — поступлением в институт, приходом любви, получением интересной, ответственной работы? Может, но как только он столкнется с первыми, на его взгляд, непреодолимыми трудностями, произойдет возврат к привычному и легкодоступному способу самоутешения. «Любой стресс может вызвать возврат к зависимости, — отмечает Татьяна Шульц. — В ситуации стресса это будет как возвращение в родной дом. Игра чем опасна — ее не надо искать, доставать, ты просто пришел домой, уткнулся в свой компьютер и все, «чик-трак, я в домике». Даже платить не надо, как за алкоголь или наркотик. В отличие от них, эта зависимость социально одобряемая. Человек, сидящий за компьютером в игре, просто выключен из реальной жизни. Он не шатается пьяным, не изменяет жене, он все время дома». До тех пор пока человек не начинает сам тяготиться своей зависимостью, бороться с ней бесполезно. Это все равно что предложить человеку отказаться от своего счастья. Но рано или поздно игроман начинает морально страдать, даже ненадолго выключаясь из сетевой игры, он начинает тревожиться: что там происходит без него? Побоку учеба, сон, прогулки. Проблемой становится любой отрыв от компьютера. Требуются деньги для усиления своего статуса в игре. А как их заработать, не выходя из игры? Нарастает психоз, когнитивный диссонанс. Игра, еще недавно бывшая источником удовольствия, превращается в источник тревоги. Но и бросить ее никак нельзя — без игры ведь как без «домика»… «Вот на этой стадии и происходят подобные убийства, — заключает Румянцева. — Потому что игроману становится реально плохо. Игра нужна уже не для кайфа, а для поддержания нормального, сносного психологического состояния. Запрещать и стыдить ребенка в этой стадии — значит, лишь усиливать его страдания еще больше, становиться для него источником страдания». «В 90% случаев аргументы родителей лишь загоняют ребенка вглубь его зависимости», — считает Татьяна Шульц. Первым шагом в борьбе с манией становится признание своего бессилия перед ней. С него начинается 12-шаговая программа духовного роста. Она широко практикуется на западе в форме групп анонимных алкоголиков (наркоманов, игроманов). Такие группы есть и в России, они создаются как на общественных началах, так и при медицинских и наркологических центрах. Суть в том, что зависимые люди объединяют свои усилия на пути к общей цели — избавиться от вредной зависимости. Для ребенка или подростка группой поддержки должны стать его родители (однако без помощи специалистов они скорее всего не смогут ничего сделать).

Бедные, но позитивные: какой пример заразителен

Главная задача родителей зависимого ребенка, да и любого ребенка вообще, — научить его чувствовать свои истинные потребности, нереализованность которых компенсируется уходом в игру. Но часто родители находятся в созависимых отношениях с ребенком — то есть в тех отношениях, которые лишь вгоняют ребенка в эту зависимость, считает Румянцева: «Они все время задаются вопросом: что еще я могу сделать, чтобы отучить ребенка от компьютера? Вместо того чтобы задаться вопросом про свои собственные потребности: «А чего бы мне самому хотелось в отношениях с ним? А от чего я сам получаю удовольствие?» И вот они берут этого ребенка и нехотя, лишь бы оторвать его от компьютера, идут с ним в парк, на аттракционы. Ни ему, ни им самим этого не надо! И как можно переключить ребенка на занятие, которое не интересно им самим? Другое дело, когда родители сами чем-то искренне интересуются, например велосипедными прогулками, — тогда у них есть шанс вовлечь в это занятие и своих детей». Ребенку нужны не хорошие, а счастливые родители, только тогда их жизнь может стать примером для ребенка, считает Шульц: «Важно не то, что имеют или чего добились родители, порядок в доме или всё вверх дном. Важно, как они себя при этом ощущают: легкость, радость, свобода, уверенность, оптимизм, близость в семье могут быть стимулом, чтобы жить, как они». Ребенку неважно, сколько зарабатывают его родители, какой марки у них автомобиль, есть ли золотые сережки у мамы, полная семья или нет. Для него, по мнению психологов, важно, счастливы ли они, или, по крайней мере, довольны ли своей жизнью. Иначе кто сможет научить его, как стать счастливым? Ребенок должен чувствовать, что за решением проблем можно обратиться к родителям, а не убежать от них в игру. Но какой смысл подходить со своими вопросами к замученной на двух работах унылой маме или к злому на весь мир папе, который и сам-то не вылазит из своего ноутбука до глубокой ночи?

Исповедь игромана

Максиму 17 лет. Он заканчивает обычную московскую школу и является типичным представителем компьютерозависимой молодежи. В день может потратить на игру до 10 часов, но не менее пяти. Он не собирается убивать родителей, а они, в свою очередь, не запрещают ему играть, потому что, мол, это бессмысленно: все равно за этим не уследить, находясь весь день на работе. Но однажды в разговоре с мамой он признался, что если не будет играть, то не сможет справиться с депрессией, в которую его вгоняет «школьный дебилизм» и необходимость готовиться к ЕГЭ. После беседы с психологами мы задали несколько вопросов и ему. — Максим, почему ты так много времени проводишь за игрой? Что так притягивает тебя к этому занятию? — Игры освобождают мозг от различной тяжелой информации, позволяют отвлечься от одних вещей, например от учебы, обязанностей по дому, и переключиться на другие, более приятные и интересные задачи. Они в какой-то степени тоже тренируют мозг, когда многое зависит от сложности и отведенного на решение времени. Почти всегда приходится принимать решение быстро: обстоятельства в игре меняются мгновенно. Это адреналин и чувство удовлетворения от успешного решения задачи. Сетевые игры хороши своей нелинейностью. Я никогда заранее наверняка не знаю, как тот или иной игрок будет себя вести. Все игроки разные, и всегда интересно, как будет действовать твой союзник или враг, и эта интрига меня привлекает. — В какие игры ты играешь и почему? — В Team Fortress-2 — это сетевая игра, играю ради расслабления, PayDay-2 — это кооперативная игра, играю только с друзьями, регулярно, но не часто. Brutal DooM — самый натуральный шутер с редкими элементами загадок, играю нечасто. Она позволяет вывести весь гнев из себя, выместить злость на виртуального врага-монстра. Там много крови, расчлененки в грубом виде, взрывов и качественной металлической музыки. В последнее время играю реже, так как поводов для гнева нет. Положительные эмоции дает трилогия Mass Effect — просто шедевральная игра! Красивая, с очень интересным сюжетом, развитие которого зависит от самого игрока. Аналогично — Fallout-3, серия GTA, начиная с третьей части и заканчивая пятой, — это открытый мир, возможность делать всякую фигню, которую не сделаешь в жизни, чтобы просто посмеяться. Эти игры очень красивые, доставляют большое эстетическое удовольствие. — Что тебя интересует кроме игр? — Меня интересует тема бизнеса и предпринимательства, движение цен на определенные товары. Еще оружие, космос, астрономия и наука в целом, программирование. Люблю читать статьи «Науки и техники» по подписке ВКонтакте. — А художественную литературу читаешь? — Нет, считаю это пустой тратой времени, не нахожу в ней ничего для себя нужного… — Что доставляет тебе удовольствие? — Еда, сон, общение с друзьями. Люблю ходить в тренажерный зал. Люблю состояние после хорошей тренировки. Музыку люблю (рок, металл). Иногда — наводить в своей комнате порядок: такой, как я хочу, что-то модернизировать в ней, в компьютере. — К курению, алкоголю, наркотикам как относишься? — Резко отрицательно. Никогда ничего этого не пробовал и не собираюсь. — Что ты чувствуешь, когда тебе запрещают играть за компьютером? — В разное время по-разному. В целом, я чувствую негодование. Такой запрет не позволяет мне просто спокойно от всего отдохнуть. Но зато открывает возможности заняться чем-то другим, порешать какие-то накопившиеся проблемы, отложенные дела. Нет, не уроки поделать. Это я буду откладывать до последнего…

Каждая мама обязана знать:  Осипчукова Елена Владимировна

Как «кошмарят» детей и подростков компьютерные игры? Родителям на заметку

По поводу игромании, зависимости от компьютерных игр родители начинают беспокоиться, когда детям уже по 10−16 лет. Да, когда уже у подростка явно видно патологическое (болезненное) пристрастие к играм, когда он практически постоянно заточен на игру все время, что, по сути, является настоящим помешательством, нездоровым состоянием психики.

Ярко выраженное возбуждение головного мозга на компьютерных игровых интересах начинает проявляться как доминанта. Навязчивые мысли об одной определённой компьютерной игре или однотипных сетевых играх преследуют подростка настолько, что он не может больше сосредоточиться ни на чем: ни на уроках, ни на каких-то других интересах и занятиях. Что называется, ребёнок с головой «ушёл» в игру, в «виртуал».

Такие дети становятся возбудимыми, непослушными, рассеянными, теряют контроль за временем, иногда замыкаются в себе. Любое отлучение их от игры может дать истерические реакции, вспышки агрессии и даже кажущийся ступор, когда ребёнок вне игры; и всё равно в игре в своём воображении и фантазиях. И даже ночью мозг ребёнка занят сновидениями об играх. Во снах эти дети и подростки продолжают свои игры, видя повторяющиеся или многосерийные кошмарные сны.

Многие родители, которые обращаются за помощью к психологу, отмечают, что сначала малыш в 3−4 года увлекался безобидными мультиками и играми. А потом, когда начинал интересоваться энциклопедиями из-за увлечения, например, динозаврами, родители радовались тому, что он так серьёзно занят этой темой. И уже гордились тем, что все вопросы, разговоры, фантазии, игры, игрушки, книги, рисунки посвящёны одной этой теме. Может, сделать малыша настоящим ученым-палеонтологом? Родители в таких случаях часто даже способствуют развитию этого интереса и любых фантазий на тему, не зная, чем это может обернуться.

Не правда ли, это так знакомо для многих?

А вот когда этим деткам, увлечённым с малых лет компьютерными динозаврами, исполняется 5−10 лет, взволнованные мамы приводят их к психологу с «непонятно» откуда взявшимися проблемами, часто являющимися проявлением скрытой депрессии. И вот её проявления:

  • грызение ногтей рук или даже ног;
  • ночной энурез, дневное каломазание;
  • навязчивые страхи, движения, тики, самоповреждения;
  • сноговорение, снохождение;
  • рисование только чёрными красками и только страшных картин.

Фото: Depositphotos

А те дети, которые пошли учиться, не желают делать уроки, получают не по интеллекту низкие оценки, игнорируют замечания и демонстрируют явное непослушание или агрессию.

Откуда всё это взялось и почему врачи и некоторые психологи говорят, что ребёнок здоров и сам «перерастёт» эти проблемы?

И сколько надо ждать, пока само всё пройдёт?

И почему прописанное неврологом лечение не помогает или помогает только во время приема таблеток?

И если причиной всех этих проблем является скрытая депрессия, то откуда она, если у ребёнка благополучная семья, не было особых психотравм и стрессов в его жизни?

Практика психотерапии детей и подростков с подобными жалобами, особенно в последнее время, часто показывает непосредственную связь перечисленных проблем детей и подростков с компьютерными играми. Играми, которые провоцируют серьёзные навязчивые страхи, тревожные состояния.

Они заставляют болезненно стремиться снова и снова играть, чтобы победить ужасных героев из компьютерных игр. Детям кажется, что если их победить в очередной раз, они избавятся от них навсегда. Они не понимают, что не смогут без помощи психолога выбраться из крепкого капкана ужасающих картин компьютерных игр, сделанных мастерами своего дела.

Ведь именно эти кошмарные погони, страшные убийства и кровавые сцены из этих проклятых игр потом снятся им по ночам, мучая, пугая, убивая их самих и их близких. Боясь этих кошмаров, дети прибегают по ночам к родителям, чтобы спастись от своих еженощных мучителей, «выходящих» из компьютера.

И нарастающая тревога после ночных кошмаров заставляет их всего бояться и днём. И как в таком тревожном состоянии, постоянном ожидании опасности и нападений, которые им чудятся и днем, дети и подростки могут о чем-то думать, кроме этих кошмаров? Разве им до учебы, домашних заданий, каких-то других развлечений и занятий, когда им начинает казаться, что эти страшные герои могут внезапно появиться за каждым углом? Фото: Depositphotos

Они начинают бояться оставаться дома, их пугает каждый звук в тишине. Бедные пленники этих «ужастиков» начинают рисовать свои страхи, сны и фантазии, где много крови, убитых, отрезанных голов, пустых глазниц, могил. И все это очень пугающе рисуется на белом фоне чёрным цветом.

Напуганные страшными персонами известных и распространенных компьютерных игр, такие подростки живут в своём виртуальном мире. Они боятся рассказать о них родителям. Вдруг их за это накажут? Некоторые дети признаются, что если они расскажут о своих страхах, то страшные герои из этих игр сами их накажут вместе с родителями. Так что они боятся не только за себя, но и за родителей. Настолько реален для детей и подростков с их магическим мышлением страх перед этими ужасными компьютерными персонажами.

Общаясь между собой, зависимые от компьютерных игр дети и подростки не сознаются в своих страхах, но каждый из них точно знает, что другой так же боится, как и он. Зато они спорят, кто страшнее: Джек-потрошитель, Фредди Крюгер, Бен Утопленник, Джек Хохотун, Джеф-убийца с кровавым разрезанным ртом или вампиры, маньяки с тесаками, молотками, бензопилами и капканами. Также они делятся, какие жуткие сны им снятся, и сравнивают, пугая друг друга, чей сон страшней.

Очень часто подростки отказываются при родителях рассказывать о своих навязчивых страхах и ночных кошмарах, связанных с компьютерными играми. А если соглашаются, то для родителей становится настоящим шоком услышать в кабинете психолога бросающие в жар и дрожь рассказы детей об их мучительных страхах днём, кошмарных снах ночью. Им становится понятно, почему их детки кричат и стонут по ночам, лунатят, боятся всего и часто затрагивают тему смерти. Фото: Depositphotos

Если зависимые от жестоких и страшных компьютерных игр дети не попадают к опытному психологу, то есть большая вероятность того, что они могут искать смерть как зацеперы или не смогут пересилить желание спрыгнуть с высоты многоэтажки.

Для компьютерных игроманов невыносимо жить в мире страхов в ожидании многократно пережитой во снах и играх ужасной смерти. Поэтому игровая зависимость часто переходит в наркотическую, что в большинстве случаев заканчивается для них ранней смертью. Вполне возможно, что именно зависимые от страшных и жестоких компьютерных игр могут, вроде бы ни с того ни с сего, расстреливать своих же одноклассников так же, как убивают топором родителей за то, что они не разрешают им играть.

Не исключаю, что и в ИГИЛ (запрещено в Российской Федерации) едут те, кто привык убивать в этих виртуальных играх и там почувствовал желание убивать или быть убитым. Как признался один подросток, он всегда выбирает себе роль маньяка — это не так страшно, как быть в роли убегающего.

Практика показывает, что психотерапия подростков с компьютерной зависимостью требует индивидуального подхода с учетом особенностей восприятия мира детей и подростков, родительских установок, семейных сценариев. И с этой проблемой можно справиться только после преодоления всех навязчивых страхов.

Чтобы у подростков не развивалась компьютерная зависимость, родителям важно помнить:

  • детям до 5 лет разрешать только проверенные родителями развивающие игры;
  • детей старше 5 лет также стараться контролировать в отношении содержания игр, проверять, нет ли устрашающих образов и чрезмерно жестоких сюжетов;
  • если у ребёнка есть склонность к страхам, он пуглив, чувствителен и импульсивен, ему можно разрешать игры, если после них не усиливаются страхи и импульсивность;
  • если ребенок до 5−6 лет чрезмерно увлечен только какой-то одной компьютерной игрой или героем (чаще всего это динозавры), то стоит насторожиться и постараться отвлечь его от этого образа, поскольку такой интерес часто бывает связан со страхами и желанием найти способы защиты от них;
  • компьютерные игры желательно разрешать играть по ежедневному расписанию, «разбавляя» их другими интересными и важными занятиями;
  • компьютерные игры по возможности должны быть не наградой, не «запретным плодом» и способом манипуляции, а обычной повседневной процедурой;
  • если ребёнок начал плохо засыпать, видеть кошмарные сны, разговаривать и ходить во сне, грызть ногти, бояться оставаться один в комнате, надо вместе с психологом убедиться, что эти проблемы не связаны с компьютерными играми;
  • в связи с тем, что к игровой зависимости склонны дети и подростки гиперопекаемые и гиперчувствительные, склонные к страхам, перенесшие серьёзные стрессы и психотравмы, эти проблемы надо стараться преодолеть с помощью детского психотерапевта.

Фото: Depositphotos

И чем раньше родители обращаются к специалисту с подозрением на возможность компьютерной зависимости у ребёнка, тем быстрее и легче преодолевается эта сложная проблема.

Каждая мама обязана знать:  Меня хотят поставить на школьный учет и не пускать в 10 класс имеют ли они права

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Что дают компьютерные игры? Удовольствие, самооценка, зависимость.

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

«У моего ребенка компьютерная зависимость», «У него просто истерики, как только мы просим закончить игру», «Его ничего не интересует, кроме игр, это нормально?» — все чаще приходится слышать психологам от родителей. Что находят дети в компьютерных играх? Можно ли вернуть их в реальный мир? Советует автор популярной книги.

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно его нужно давать ребенку. Первым делом книги, а потом уже компьютер. Компьютер же сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.

В воспитании «компьютерных» детей можно отметить три основных «горячих точки».

  1. Изначально у них неверно сформированы установки по отношению к компьютеру. Покупка новой «машины» пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает ее вес. При том, что компьютер и все, что с ним связано, — это всего лишь созданный руками человека прибор.
  2. Купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть. Я сторонник опосредования любой активности ребенка взрослым хотя бы на первом этапе. Это означает, что в любой новой ситуации родитель должен объяснить ребенку, как себя лучше вести (стать грамотным посредником). «Неужели мы должны не только зарабатывать и покупать эту дорогую игрушку, но еще и играть вместе с ребенком?» — спрашивают родители. Именно так.
  3. Никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде «субботних порок». Компьютер выключается, а ребенку напоминают, кто в доме хозяин.

Ситуация 1. Компьютер и дисциплина

Шестилетняя Оля может «работать» на компьютере прямо как ее папа-программист. Она на нем пишет буквы, рисует, играет. Но родители Оли все-таки за разумное ограничение «компьютерного» времени. Приехавшая погостить бабушка обнаружила, что девочка не рисует карандашами и красками, не лепит, не читает книжек. И у нее есть очевидные логопедические проблемы — Оля не выговаривает «Р» и «Ш».

Ребенок категорически отказался рисовать на бумаге, объяснив, что она это делает на компьютере. В конфликт вмешался папа: «Оля — современный ребенок, ей нужен компьютер!» И тогда бабушка решила навести порядок, ограничив время пребывания Оли перед дисплеем получасом. Ровно через 30 минут она громко требовала немедленно выключить компьютер, а не то: «Я тебя накажу! И папу твоего накажу, чтобы не защищал!» Для психолога в детском саду такая ситуация уже давно стала типичной.

Что мы говорим? Что они слышат?
«Ты сошел с ума с этим компьютером! Вырастешь дебилом!» «Мы можем тебя любить — только без компьютера! А с компьютером ты — наш позор!»
«Я накажу тебя, если ты без спроса включишь компьютер!» «Я уничтожу тебя и твой компьютер! Я добьюсь полной и безоговорочной победы над тобой! Будешь знать, кто здесь хозяин!»
«Хватит играть. Тебе бы все бездельничать!» «Твоя работа на компьютере — это баловство, и никому не интересно, что ты по этому поводу думаешь»

Комментарий психолога. Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Мы, к сожалению, привыкли измерять глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутки к нам в трудных обстоятельствах — готовы ли они разделить с нами беду? И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка.

Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника — очень веселый и добрый человек, Клоун или Волшебник. С таким можно обо всем поговорить и договориться. Он готов его слушать. Ему он верит.

Строгая бабушка Оли сразу показала себя «злым» персонажем. А кому нравится слушать злюку? Оля протестовала против несправедливости, в каком-то смысле боролась со злыми намерениями. Потому что «наказать ни за что» в представлении ребенка — это, конечно, злодеяние.

Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект «запретного плода». Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры: «Все дети твоего возраста играют по полчаса», «Маленькие играют только с родителями». Во-вторых, у игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: «Кроме компьютера, мы можем поиграть в Лего!», «А мне так нравится, как ты играешь на пианино. Так ни один компьютер не сможет!».

Ситуация 2. Компьютеры и потребность в любви

Когда родители развелись, Пете было 6 лет. Развод инициировала мама — сильная и не без амбиций женщина. Как бы извиняясь за причиненные страдания, мама купила ему компьютер, решив про себя: «Я выращу талантливого ребенка, и никто не скажет, что я — плохая мать!».

Петя принял подарок с радостью, тем более что мама сама поощряла игру на компьютере, тем самым как бы подтверждая, что любит сына. Пете тоже было легче играть и ни о чем не думать, чем пребывать в тревожном ожидании худших перемен. В выходные он не виделся с отцом, родители совсем не общались друг с другом, а в будни мама была занята. И компьютер стал чем-то вроде суррогатного родителя.

Женщина спохватилась, когда ребенок пошел в школу. К этому времени он потерял интерес к людям и занятиям в школе, что сказалось на успеваемости, сверстники показались ему скучными. Но Петя уже и не ждал ничего хорошего. Он привык к нехватке любви и научился спасаться, уходя в виртуал.

Что мы говорим? Что они слышат?
«Что ты путаешься под ногами? Тебе купили такой дорогой компьютер. Иди поиграй» «Мы готовы покупать тебе дорогие вещи, но не любить!»
«Я устала. Была такая трудная неделя. Иди поиграй!» «У меня уже нет сил тебя любить. Тебе остается играть в ожидании, пока я отдохну!»
«Ничего, что папа теперь живет отдельно. Зато у тебя есть компьютер!» «Удовольствие надо получать любой ценой!»

Комментарий психолога. К кому больше привязан ребенок — к маме или компьютеру? Этот вопрос иногда мучит родителей. Мы ревнуем ребенка к бездушной машине, однако не готовы проводить время с ним. Раньше родитель был источником счастья на фоне довольно однообразной реальности. Теперь родители могут выступать фоном для яркой, бесконечно разнообразной виртуальной реальности.

Эмпирические наблюдения показывают, что если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви, нежности, ласки, риск формирования всякого рода зависимостей, в том числе и компьютерной, существенно возрастает. Удовольствие, которое можно получать легко и просто, — всего лишь суррогат человеческой любви, которую ребенок не знает, как добывать. Дети застревают на этапе более простых операций, если им неизвестны или не по силам более сложные. А компьютер, несмотря на сложное внутреннее устройство, прост, поскольку им легко управлять. Чтобы конкурировать с ним, у родителя должен появиться «дружественный интерфейс».

Ссора из-за компьютерных игр

Вопрос психологам

Спрашивает: Крис

Категория вопроса: Зависимости

ТОП лучших советов психологов

Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ссора из-за компьютерных игр

Здравствуйте, Крис! давайте разберем, что происходит:

время когда меня нет дома не считается за то, что он играл. А начинать играть раньше и заканчивать раньше он не хочет, тк это не интересно и это не его вина, что я так поздно собралась в магазин.

Стоит ли мне ехать к родителям с утра или мне в очереднойраз извиняться перед ним за свое поведение?

в центер ЕГО жизни — даже НЕ ОН сам (его НЕТ как личности), а ЕГО ИГРА — дальше вокруг игры, распологает ОН, а потом уже ВЫ — и важно, чтобы именно в такой последовательности, уступать Вам первое мето в своей он не может и не хочет, ему нужно, чтобы ВЫ НЕ МЕШАЛИ ему играть — он НЕ строит с Вами отношения. А Вы ему показываете, что так относится к Вам нормально, что и ВЫ готовы подстраивать свою жизнь ПОД ЕГО игру — оставаться дома, чтобы посидеть рядом с ним, и чтобы он опять ушел играть.

Это серьезные вещи — это зависимость! и ОН САМ НЕ осознает наличие проблемы в его жизни, так как есть где жить, что есть, и есть женщина, которая принимает его таким, конечно, он ссорится с ним, НО все равно ЖИВЕТ — а значит это её устраивает!

и за что извиняться Вам. ЗА ЕГО выбор? ЗА ЕГО незрелость? ЗА ЕГО инфантильность? ЗА ЕГО безответственность. он пока не готов вообще к отношениям, не может расставить приоритеты -а может и расставил — ИГРА ДЛЯ НЕГО ЕГО ЖИЗНЬ! а для ВАС — в чем ВАША жизнь. сидеть около него. самой в совей жизни создавать зависимость. ведь посмотрите — ВАС ТОЖЕ УЖЕ НЕТ, ВЫ ОКТАЗЫВАЕТЕСЬ ОТ СВОЕЙ жизни!

зная мой характер, я долго не выдержу и попрошу его вернуться. Я знаю, что он меня любит, но он очень упертый и компьютерные игры вечная причина наших ссор.

а где ЛЮБОВЬ. тот кто незрел НЕ может ЛЮБИТЬ! Вы цепляетесь за ту иллюзию, которою придумываете себе сами — посмотрите, что ЕСТЬ в реальности. отношения? — ИХ НЕТ! любовь? ТОЛЬКО ЕСЛИ ВСЕ УСТРАИВАЕТ ЕГО! он принимает Ваши чувства? НЕТ — а зачем, если Вы сами себя не уважаете! выбирать Вам — посмотрите на то, что есть — какой он? что есть в отношениях? и что Вы боитесь потерять? ЕГО ЛИ как человека? или боитесь остаться ОДНОЙ? ВЫ ТЕРЯЕТЕ себя, сами становитесь ЗАВИСИМОЙ от того, как ОН строит свою жизнь — получается у НЕГО НЕТ своей жизни; а у ВАС — СВОЕЙ! Выбор за Вами, научиться сами себя уважать и ценить!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация