Как научить читать

Содержание

Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях в 7 лет (1 класс)? ��

Умение читать – это навык, который должны привить ребенку, прежде всего, его родители. Не стоит ожидать, пока сын или дочь пойдет в 1 класс, где ими будут заниматься педагоги, ведь, во-первых, детям очень нравится изучать что-то новое с родителями, а, во-вторых, мама и папа могут существенно помочь подготовится к переломному в жизни дошкольника моменту.

Понимая, как правильно и быстро научить ребенка в 7 лет читать, родители могут превратить подготовку ребенка к 1 классу в увлекательное занятие, а обучение чтению по слогам – в интересную игру. На самом деле, это не сложно, но, конечно, такие занятия требуют определенных временных и моральных затрат, но полученные результаты этого действительно стоят.

Когда и как нужно начинать учить ребенка читать для подготовки к 1 классу в 7 лет?

Как утверждают детские психологи, самым оптимальным для обучения ребенка чтению является возраст 4,5-6 лет. На практике же многие детки сами изъявляют желание учиться примерно с 5-летнего возраста. Существует ряд показателей, по которым можно судить, готовы ли ваша дочка или сын к таким занятиям.

Возрастные особенности и готовность к чтению в 7 лет

В семилетнем возрасте дети начинают активно интересоваться тем, что написано на окружающих их предметах.

Для начала необходимо понять, насколько ребенок готов к столь ответственному и непростому процессу. Это можно определить по:

  • отсутствию проблем с произношением слов;
  • достаточно хорошему владению устной речью;
  • развитости фонематического слуха, когда ребенок способен различать и повторять услышанные звуки;
  • отсутствию проблем со слухом;
  • свободной ориентации в окружающей среде.

Внимательные родители всегда отметят подобный прогресс в развитии сына или дочери, и помогут усовершенствовать эти навыки и умения.

Лучшие методики

Перед тем как обучать ребенка чтению, родителям самим необходимо получить представление о том, как это должно происходить. С этой целью были разработаны специальные методики, которые помогут без давления и спешки проводить столь ответственные задания с детьми 7 лет:

    Метод Домана. Этот способ еще называется «глобальным чтением». Он подразумевает обучение чтению целых слов посредством вовлечения в процесс механической памяти. Так, на столе необходимо разложить карточки с написанными на них простыми словами: «мама», «папа», «шкаф», «стул» и др. Видя их постоянно, малыш будет запоминать написание, что впоследствии поможет ему быстрее научиться читать.

Такие занятия можно проводить даже с младенцами 5-6 месяцев.

Выучивание отдельных слогов, можно использовать “Кассу слогов”. Такие тренировки лучше всего воспринимают детки 4,5 – 5 лет.

Это одна из самых распространенных методик, но с ней следует проявлять осторожность, поскольку в будущем ребенок может привыкнуть к «дроблению» слов.

Кубики Зайцева. Изучение слогов на красиво составленных схемах, таблицах и карточках поспособствует запоминанию слов, развитию речи и улучшению мышления, развитию фантазии.

Выбор методики лучше всего осуществлять совместно с детским психологом. Если такой возможности нет, то можно спросить совета у педиатра или будущего учителя ребенка.

Как пошагово научить ребенка 7 лет читать в домашних условиях

Данный процесс является трудоемким, сложным и весьма ответственным. Родители должны проявить настойчивость и упорство, иначе все их усилия будут напрасными, однако при этом атмосфера при обучении должна быть доброжелательной, чтобы не отбить у ребенка желания учиться.

С чего начинать обучение чтению по слогам?

Важно учитывать, что скорочтению семилетних деток учить не стоит. Эта методика еще слишком сложна для них, и подходит только для школьников 10-12 лет. До того как дети достигнут такого возраста, их лучше всего учить читать в темпе, соответствующем разговорному. Так они будут намного легче запоминать и усваивать новую информацию.

Если мама не знает, с чего начать обучение, то необходимо обратить внимание на специализированные книжные магазины с детскими пособиями. Сегодня брошюр, помогающих в данном процессе, существует огромное множество, поэтому выбрать будет из чего.

Наиболее эффективным сегодня считают букварь Жуковой, где тщательно подобрана очередность занятий и даны советы родителям для правильного обучения чтению по слогам.

Кубики и карточки очень хорошо подходят для дошколят, которые только начинают познавать азы чтения. А вот для деток семилетнего возраста нужно покупать азбуки, плакаты, паззлы.

Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать

Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:

Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».

Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.

За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.

Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.

Варианты упражнений для обучения чтению в домашних условиях

Есть несколько эффективных вариантов упражнений, которые помогут научить семилетних деток читать:

  1. Ребенок сидит на стуле, руки на коленях. При команде «бросок» он начинает читать, когда же звучит слово «засечка» – он останавливается. Отдых длится несколько секунд, после чего снова звучит команда «бросок», и учащийся должен отыскать строчку, где он закончил чтение, и продолжить процесс. Занятие можно продолжать не более 5 минут.
  2. Во время занятия «Буксир» необходимо менять темп чтения от медленного к более быстрому. Ребенок при этом не должен отставать в скорости прочтения текста. Затем следует перейти на чтение «про себя», что школьник тоже должен повторить.

Через некоторое время нужно снова начать произносить слова вслух.

  • Последнее занятие базируется на поиске в таблице со слогами второй части, которая будет формировать определенное слово.
  • Такие занятия лучше всего выполнять в группе детей. Но если уроки проводятся в семейном кругу, то участвовать должны оба родителя.

    Основные правила обучения чтению ребенка 1 класса

    Чтобы процесс обучения протекал как можно легче для младшего школьника, необходимо:

    1. Правильно подобрать обучающее пособие. Лучше всего отдать предпочтение названному выше букварю Н. С. Жуковой, где максимально подробно расписаны и учтены все особенности букв и слогов.
    2. Изучать гласные и согласные звуки в правильном порядке. Сначала необходимо выучить открытые, «твердые» гласные: А, О, Ы, У, Э. Затем можно переходить к изучению твердых звонких согласных букв: М и Л.

    Только после этого можно переходить к изучению шипящих звуков Ж, Ш, К, Д и пр.

  • После пройденного этапа необходимо проводить его повторение с целью закрепления результата.
  • Далее можно переходить к обучению чтению по слогам. Согласную букву необходимо протягивать как можно дольше, чтобы она мягко и плавно перетекала в гласную. Например, слог «ма» необходимо произносить следующим образом: «ммммм-аааа».
  • Первые изучаемые слоги должны быть несложными: ма, ла, ло и пр.
  • Когда ребенок научится читать простые слоги, можно учить его более сложным: АВ, ОМ, УС и пр. И только после прохождения этого этапа следует переходить к чтению целых слов.
  • Наиболее распространенные ошибки родителей

    Есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать при обучении ребенка чтению. Самыми распространенными ошибками родителей в данном случае являются:

    1. Произнесение не самих звуков, а алфавитных букв. Например, КА, ЭМ, ПЭ и т. д. Правильно будет говорить М, Л, Н и т. д. Если с самого начала совершать подобные ошибки, то можно добиться того, что ребенок не поймет специфики чтения по слогам, у него возникнут проблемы с их произношением и формированием. Например, он не сможет прочитать элементарное слово «мама», произнося «мэамэа».
    2. Многие родители подсознательно учат будущего школьника «вырывать из контекста» отдельные слова, словосочетания или фразы. Это в корне неправильно, поскольку дети при таком подходе в будущем будут испытывать трудности во время прочтения больших текстов или даже абзацев, состоящих из нескольких предложений.

    И, конечно же, одной из самых распространенных и, пожалуй, грубейших ошибок родителей является спешка. Не следует требовать от младшего школьника невозможного – научиться читать сразу, необходимо проявить терпение. Если ему сложно – объяснить все заново, максимально подробно и обстоятельно. Только тогда труды учащегося и обучающего будут вознаграждены по максимуму!

    Автор статьи: Глухарь Раиса

    • Училась в ДонНУ Филологический факультет г. Донецк. Сейчас в декрете. В копирайтинге недавно, но такая работа очень понравилась из-за того, что она помогает мне развиваться и расширять свой кругозор.
    • Авторы статей

    Как научить ребенка читать? Практические советы родителям дошкольника

    Малыш тянется к буквам уже в дошкольном возрасте, и первые уроки чтения ложатся на плечи родителей. ЛогикЛайк подскажет, с чего начать занятия и как грамотно подойти к обучению.

    С какого возраста учить ребенка читать?

    Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?

    Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.

    Ребенок точно готов учиться читать, если он:

    • умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
    • легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
    • различает понятия право-лево, верх-низ;
    • правильно выговаривает буквы;
    • проявляет интерес к буквам и чтению.

    Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.

    Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам?
    Время пришло. Не упускайте момент.

    Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

    Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

    Чтение по слогам (фонетический метод)

    Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

    Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

    • «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
    • «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

    Кубики Зайцева

    На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.

    Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.

    • «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
    • «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).

    Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

    Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.

    • «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
    • «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

    Методика Марии Монтессори

    Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.

    Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

    • «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
    • «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.

    Какую методику выбрать?

    Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

    Учимся читать играючи

    Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

    Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

    «Живые буквы»

    Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

    Упражнения в игровой форме

    Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

    Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.

    Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:

    Настольные игры

    Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».

    «Тайные письма»

    Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

    Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.

    Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

    Упор на запоминание букв, а не звуков

    Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.

    Изнуряющие занятия

    Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

    Психологическое давление

    «Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.

    Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

    Отсутствие у родителей привычки читать

    Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

    Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?

    Читайте книги вместе с ребенком

    Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.

    Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.

    25 советов родителям по обучению ребенка быстрому и правильному чтению

    Приветствую! У одной из моих хороших подруг Валерии есть мальчик Костя. Как и родители, он очень смышленный и любознательный.

    Сейчас Косте пять лет. В школу ему только через два года, но родители уже сейчас активно готовятся к образованию мальчика.

    На практике часто оказывается, что многие дети готовы и хотят учиться задолго до школы. Ваня с Верой (так зовут родителей Кости) купили ему на будущее красивый алфавит и повесили в его комнате.

    Мальчику стало интересно, и он довольно легко выучил буквы. Тогда Вера подумала о том, а почему бы не научить его читать, и обратилась ко мне за советом.

    Конечно же, я ей помогла. Действительно, не стоит ставить рамок в обучении. Если малыш проявляет любознательность и тягу к обучению до школы, как Костя, помогите ему в этом!

    А если нет, то можно дождаться и школьных лет.

    Мы с Верой решили обучить мальчика правильно читать, поэтому пересмотрели и обсудили много разного и сделали совместный сборник идей и советов для обучения чтению, с которыми вы можете ознакомиться ниже. Обратная связь приветствуется!

    Вступление

    Если раньше ребенка учили читать в школе, то нынешние правила стали более жесткими: первоклассник уже должен уметь читать! Большинство школ даже не примет ребенка в 1-й класс, если он «не обучен грамоте». Причем далеко не в каждом детском саду детей учат буквам, все зависит от программы, по которой работает дошкольное учреждение.

    Так что очень часто родителям приходится учить детей чтению самостоятельно. И тут же возникает множество вопросов: по какой методике учить чтению (их ведь так много), в каком возрасте начать обучение чтению и так далее, и так далее…

    Подходящий возраст для чтения

    В этом вопросе спешка не нужна. Конечно, можно понять родителей, которые гордятся 2-летним гением, свободно читающим Пушкина. Но способности строго индивидуальны. Не нужно «гнаться» за сыном или дочерью друзей, внимательно наблюдайте за своим малышом, чтобы понять, что ребенок готов учиться чтению.

    Как же это определить? Вот основные признаки, по которым можно понять, что пришла пора учиться читать:

    • ребенок говорит целыми предложениями и может составить полноценный, связный рассказ о каком-либо событии, пересказать содержание фильма или книги;
    • у ребенка развит фонематический слух, то есть он правильно слышит и распознает звуки. Как проверить фонематический слух? Например, предложите ребенку повторить за вами слоги (ка-га, за-са, та-да и пр.), затем усложните задачу и добавьте еще один-два слога (са-за-са, жа-за-жа, ца-ча-ца…). Следите, чтобы ребенок точно произносил звуки. Другое упражнение — подобрать картинки с изображением предметов, в названиях которых различается лишь один звук (шапка-лапка, миска-мишка, лак-рак и так далее), ребенок должен правильно произносить названия предметов на картинках;
    • малышу не требуется помощь врача-логопеда, он правильно произносит все звуки;
    • ребенок ориентируется в пространстве, не путает слова «лево» и «право», «низ» и «верх» и т.д.

    Если ребенок справляется со всеми заданиями и его уровень развития соответствует перечисленным критериям, можно смело начинать занятия. «Среднестатистический» ребенок способен научиться читать в пятилетнем возрасте.

    Какую методику обучения чтению выбрать?

    Перечислим основные современные методики:

    • чтение целыми словами — методика Глена Домана, основанная на зрительной памяти;
    • чтение слогами — методика Н. Зайцева: ребенок заучивает и читает слоги;
    • звуко-буквенный метод: ребенка учат слышать звуки в слове, а потом соотносить их с буквами;
    • чтение сложением букв — так учили большинство из нас, сначала учим названия букв, а потом складываем их вместе.

    Помните: «эм» и «а» — будет «ма»?

    Учиться читать, играя

    Есть и еще одна игровая методика обучения чтению.

    Первым делом учите с ребенком гласные буквы. В кириллице их всего 10, поэтому процесс будет недолгим. Сделайте буквы «говорящими»: подготовьте 10 одинаковых кружков бумаги диаметром 10 сантиметров и на каждом красным фломастером напишите одну из гласных букв. Развесьте кружочки по квартире и учите гласные вместе с ребенком, просите его произносить звук, когда проходите мимо кружочка. Меняйте кружочки местами, пока ребенок не запомнит каждую букву.

    Просите ребенка найти знакомые буквы в других местах: в книге, на экране телевизора или мониторе компьютера, на рекламных щитах и вывесках магазинов и так далее. Превратите поиск знакомых букв в веселую игру.

    Таким образом гласные буквы мы выучили, переходим к согласным. Начинать лучше по одной букве и заучивать короткие слова. Начнем с главного слова — «мама». Первой из согласных выучим букву «м». Придумайте, на что похожа буква, чтобы ребенок ее лучше запомнил (половинка бантика, качели и др.). Можно сделать для буквы такой же кружочек и составлять из буквы «м» и гласных маленькие слова (мы, ам, му и т.д.). Читайте сами и просите читать ребенка. Чем больше читаете, тем лучше усвоится материал.

    Постепенно вводите новые согласные, когда их станет 2 или 3, можно составлять более сложные слова (сом, сок, коса, ком и т.д.). На этом этапе стоит приобрести магнитную азбуку. Вы удивитесь, как быстро ребенок будет запоминать новые буквы.

    Другая часто встречающаяся проблема — нежелание ребенка учиться читать. Заставлять ни в коем случае нельзя, такое учение превращается не в удовольствие, а в мучение. Постарайтесь найти какие-то стимулы для ребенка, больше читайте ребенку вслух, останавливаясь на самом интересном месте, просите прочесть какие-то вывески или надписи, «забыв», что он не умеет читать и т.д.

    Третья проблема — неорганизованность самих родителей. Если вы все-таки решили начать занятия с ребенком, нельзя останавливаться на полпути. Нерегулярные занятия не дадут результата, поэтому в таком случае их лучше не начинать.

    7 правил эффективного обучения

    1 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Покупайте азбуку для ребёнка без картинок.

    Всегда выбирайте азбуку с большими буквами, желательно без картинок. Так ребенку будет легче сосредоточить свое внимание на буквах, а не красочных рисунках. Учить ребёнка чтению можно уже с 2-3 лет, но при этом стоит помнить, что в столь раннем возрасте детям трудно концентрироваться – долго удерживать внимание на одном и том же предмете.

    2 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Сначала учите главные буквы.

    Начинайте учить буквы с гласных: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. Гласные буквы легче даются детям. Их можно легко выучить, напевая. Чтобы ребёнок достаточно быстро и без особых усилий смог выучить гласные буквы, организуйте совместный урок семейного пения: вместе напевайте, как можете, А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а…, И-и-и-и-и-и-и-и-и…, Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-…, Я-я-я-я-я-я-я… Такой «урок чтения» будет очень смешным, а главное – запоминающимся и для вас, и для вашего малыша.

    Как только вы выучите основные гласные буквы, можете переходить к согласным. Нескольких выученных гласных и пару согласных уже достаточно для составления слогов.

    3 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Быстро учите буквы, и ещё быстрее – переходите к слогам.

    Не тяните со слогами! Легче всего научить ребенка читать по слогам, а не по буквам.

    Начинайте учить слоги из уже известных вам букв как можно скорее: знания нескольких гласных и пары согласных букв уже годятся для составления самых простых слов, вроде «мама», «папа», а ведь в любом деле самое сложное – это начать. Поэтому начинать надо с простого, чтобы потом перейти к сложному. После обучения чтению слогов переходите к составлению полноценных слов.

    4 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Когда называете малышу букву, говорите её произношение («М»), а не её название («Эм»).

    Называя букву, озвучивайте звук. При обучении малыша буквам следует произносить звуки, а не название букв. К примеру, говорите буква «С», а не «Эс» или «Се». Не усложняйте ребёнку задачу по обучению чтению, избавьте его от ненужных ему на данном этапе знаний: всё гениальное – просто! Меньше деталей, больше – по существу.

    5 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Занимайтесь с ребёнком часто, но понемногу.

    Детям до шести лет сложно удерживать свое внимание на одном и том же занятии. Не перегружайте ребенка, занимаясь с ним подолгу. Лучше заниматься с ребенком дважды в день по 15 минут, нежели один раз, но полчаса.

    Обучение чтению русских слов – это всё равно, что обучение чтению на иностранном языке: слишком много новой информации трудно воспринимается мозгом ребёнка. Поэтому целесообразно её разбить на много маленьких кусочков, каждый раз «проглатывая» по одному, чем пытаться за один раз втиснуть в головку малыша целый «пирог» непонятной информации.

    15 минут позанимались в игровой форме, желательно – с мотивацией за призы или в смешной, непринуждённой форме, а потом – отдых, переключение ребёнка на другие виды деятельности.

    6 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Уроки чтения предполагают и уроки рисования.

    Рисуйте буквы! Лучший способ запомнить букву – это нарисовать ее, а еще лучше – написать. Таким образом, вы сразу научите малыша читать, одновременно подготавливая руку к письму.

    Вообще здорово, если мама и/или папа ребёнка хотя бы немного разбирается в психологии и, в частности, знает, к какому психотипу относится его ребёнок – визуальному, аудиальному или сенсетивному/тактильному.

    Люди-визуалы лучше всего воспринимают и запоминают информацию, если максимально задействованы их глаза, органы зрения, т.е. для ребёнка-визуала самый лучший способ обучения чтению – это просмотр букв в детской азбуке и созерцание собственноручно написанных букв в тетрадке или на листе цветной бумаги.

    Ребёнок-аудиал лучше всего обучается, воспринимая информацию на слух. Т.е. такой ребёнок лучше всего запомнит букву, если вы произнесёте её ему четко вслух, и если он сам несколько раз вслух повторит её произношение и, желательно, сумеет провести ассоциацию этого звука с его написанием, изображением – буквой на письме.

    7 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Закрепляем теорию на практике, в обычной жизни

    Зачем нужны буквы? Ребёнку надо доходчиво, просто и понятно, объяснять, зачем же это мама с папой заставляют его учить все эти буквы. В чем смысл этой азбуки?

    В автобусе или гуляя по городу, показывайте ребенку различные вывески и названия зданий. Ребенок должен осознать, что изучение букв открывает перед ним новые интересные возможности. Пусть дитё ищёт в надписях на товарах и на остановках, в номерах автомобилей знакомые буквы и сообщает вам о своих находках!

    Обучение чтению тогда становится интересным для ребёнка, когда он осознает смысл сего процесса. Расскажите ребёнку, что овладев знанием мира букв, он сможет сам читать интересные детские сказки, а не ждать, когда мама освободится от готовки на кухне.

    Чтение для ребенка может оказаться увлекательным занятием. Вот только показать любовь к чтению – это, прежде всего, задача родителей. И хвалите малыша, даже за маленькие победы, ведь каждая выученная буква для него настоящий триумф! Не забывайте замечать и отмечать даже маленькие достижения своего ребёнка в процессе его обучения чтению, выстройте свою собственную стратегию, эффективную методику научения своего чада чтению, не экономьте времени на общение со своим ребёнком, и тогда богатый урожай воспитания не заставит себя долго ждать.

    Основы быстрого чтения

    Современные системы обучения детей диктуют свои правила. Если раньше первокласснику, пришедшему в школу первый раз, достаточно было опрятно выглядеть и иметь минимальные представления о правилах поведения в обществе, то сейчас требования к малышам ужесточились.

    Первоклассник не только должен уметь считать минимум до десяти, но и иметь неплохие навыки чтения. Несмотря на это, в начальных классах нередки случаи, когда техника чтения детей оставляет желать лучшего. Чаще всего проблемы касаются скорости чтения. Как же научить ребенка читать быстро? Как научить ребенка читать быстро?

    Различия детей

    Почему один ребенок читает медленно, а техника чтения другого выше всяких похвал? Причин медленного чтения может быть несколько:

    • недостаточное развитие памяти и внимания;
    • маленький словарный запас ребенка;
    • сниженный объем оперативного поля зрения (случаи, когда малыш в силу каких-то причин не может взглядом охватить слово целиком);
    • совершение глазами возвратных движений (когда ребенок прочитывает одно и то же слово по два раза);
    • недостаточное развитие артикуляционного аппарата;
    • необходимость прочтения слишком сложных текстов, не соответствующих возрасту ребенка.

    На что обратить внимание

    Чтобы научить ребенка читать быстро, необходимо усвоить один момент. Без постоянной практики это невозможно! Чтобы малыш не только начал быстро читать, но и лучше понимал смысл прочитанного, необходима ежедневная практика в чтении.

    Существует несколько базовых приемов для достижения желаемой скорости чтения:

    Вовлечение ребенка в процесс чтения

    Читая малышу книжку, периодически останавливайтесь и просите ребенка прочитать тот или иной эпизод самостоятельно. Лучше, если Вы остановитесь на самом интересном месте, сказав, что Вы устали и хотите, чтобы ребенок почитал Вам. После чтение того или иного эпизода попросите малыша кратко пересказать Вам прочитанный текст. Если в тексте есть непонятные слова, объясните их малышу. Постепенно Вы сможете научить ребенка читать быстро и хорошо понимать прочитанное.

    Многократное чтение одного и того же текста

    Предлагайте ребенку несколько раз прочитать самостоятельно один и тот же текст. Засекайте время и подсчитывайте количество прочитанных слов. Постепенно скорость чтения данного текста должна увеличиться, а впоследствии и скорость чтения других текстов тоже. В разных текстах всегда есть повторяющиеся слова. Но в этом упражнении есть одно «но»: не повторяйте процесс чтения одного и того же текста более 3 раз.

    Тренировка «чтения по догадке»

    «Чтение под догадке» — прием, которым пользуются при чтении взрослые. Его смысл заключается в том, чтобы читать только часть слова, восстанавливая вторую часть «по догадке» — в зависимости от контекста. За счет тренировки такого умения можно очень легко научить ребенка читать быстро.

    Для тренировки «чтения по догадке» существуют специальные тексты с повторяющимися словами, словами, имеющими только один вариант толкования или со словами, смысл которых легко восстанавливается из контекста. Такие тексты нужны для предупреждения разного рода ошибок и неправильного восстановления слов «по догадке» самим ребенком.

    Параллельное чтение

    Суть этого приема в следующем. Вы читаете текст вслух, а ребенок водит пальчиком по строчкам, читая вслед за Вами. Постепенно необходимо наращивать темп чтения — тем самым, Вы сможете научить ребенка читать быстро.

    Упражнение на поиск

    Введение чтения в повседневную жизньПредложите найти ребенку в тексте какое-либо слово (Вы заранее должны убедиться, что оно там присутствует). Малыш должен найти это слово как можно быстрее! Такое упражнение развивает словесную память малыша и учит его видеть целостный образ слова – и, как следствие, таким образом, можно научить ребенка читать быстро.

    Упражнения на чтение буквосочетаний и букв

    Если все Ваши попытки научить ребенка читать быстро упираются в трудности, которые он испытывает при чтении отдельных букв или словосочетаний – Вам необходимо предложить малышу специальные упражнения для ликвидации этих проблем. Такие упражнения можно найти в специальных пособиях или в Интернете.

    Суть их такова: чтение пар слов, отличающихся одной (проблемной) буквой, чтение слов с несколькими согласными подряд и т.д. Есть хорошее упражнение на чтение согласных: ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных подряд.

    Введение чтения в повседневную жизнь

    Обучение, оторванное от реальности, всегда утопично. Поэтому беглое чтение должно стать необходимо Вашему ребенку в повседневной жизни. Только так Вы сможете научить ребенка читать быстро!

    Пишите ему записки с заданиями на день, подписывайте открытки, составляйте списки дел на выходные. И потом обязательно проверяйте выполнение всех заданий.

    Просмотр диафильмов

    Сейчас диафильмы, которыми наслаждались мы и наши родители в детстве, успешно заменили мультфильмы и компьютерные игры. Между тем, только диафильмы способствуют совершенствованию техники чтения Вашего ребенка и развитию его речи.

    Медленная смена кадров в диафильме, недлинные подписи, написанные удобным для чтения шрифтом – все это поможет Вам научить ребенка читать быстро.

    Кстати, чтение подписей под диафильмами способствует развитию навыков чтения даже у тех детей, у которых нет особого желания читать.

    Чтение про себя

    Учите ребенка читать про себя. Так восприятие и понимание текста происходят намного быстрее. Это очевидно: при чтении вслух ребенок должен сначала прочесть текст, осознать его, а затем лишь воспроизвести его в речи.

    Развитие навыков различения гласных и согласных букв

    Напишите в ряд несколько гласных букв (до десяти) и вставьте между ними одну согласную. Пусть малыш определит, какая буква лишняя.

    Чтение с закладкой

    Чтобы научить ребенка читать быстро, необходимо, во-первых, исключить все отвлекающие факторы. Для этого практикуется чтение с закладкой или линейкой. Этими предметами прикрывается нижеследующий текст и как бы подчеркивается необходимая для прочтения строчка.Вовлечение ребенка в процесс чтения

    Тренировка внимания

    По команде «остановись» ребенок прерывает чтение и отрывает голову от книги, а по команде «начинай» он быстро ищет место на листе, где произошла остановка, и продолжает чтение.

    «Распутывание» предложений

    Создайте несколько «запутанных» предложений, в которых изменен порядок слов. Например, предложение «Сегодня утром мы в первый раз пойдем в школу» может стать предложением «Раз в школу в первый утром пойдем мы сегодня». Малыш должен «распутать» предложение и поставить все слова в правильном порядке.

    Не забывайте о систематичности занятий и позитивном настрое во время них. Почаще хвалите своего малыша, если он делает успехи, и подбадривайте, если у него что-то не получается. Только в этом случае Вы сможете успешно научить ребенка читать быстро!

    «Как помочь ребенку научиться читать?» (рекомендации для родителей)

    В последнее время очень актуальной проблемой становится нежелание детей читать. Причиной этого, скорее всего, является пассивность в привитии навыков чтения. На фоне информационного пространства телевидением, компьютерными играми. Мы всё меньше внимания уделяем чтению литературы. Отсюда возникают проблемы в школе: низкая техника чтения текстов, сложность понимания условий задач на математике, ошибки при выполнении письменных заданий.

    Есть дети, которые бегло и толково читают уже в пятилетнем возрасте, другим в шестом классе параграф по истории читает мама. Один выучивается читать сам, над другим трое умных учителей бьются, а он так и не может толком научиться читать в течение всего школьного обучения и неприятие печатного текста распространяется у него до взрослого возраста.

    Умение читать не зависит целиком от интеллекта ребёнка. На обучение чтению может оказывать влияние целый ряд факторов и причин трудностей в чтении может быть много. Например, неуверенность ребёнка, нарушения взаимодействия отдельных функций мозга, нарушение зрения или слуха, невнимание учителей к психологическим особенностям ребёнка, плохое семейное воспитание и т.п.

    Наша задача – диагностировать причину и устранить её, тогда процесс обучения чтению будет проходить успешно, и книга станет неотъемлемой частью жизни ребёнка.

    Также успех и неуспех в обучении чтению может зависеть от типа темперамента ребёнка, то есть от скорости и глубины реакции. В результате медлительного ребёнка (флегматика) часто незаслуженно учителя зачисляют в двоечники. Зато холерик материал усвоит быстрее (что в школе самое главное), но знания быстро улетучатся, память у него короткая, а с флегматиком они останутся на всю жизнь. Поэтому все психологические особенности ребёнка надо обязательно учитывать и подбирать соответствующие методы обучения чтению.

    Как можно помочь ребёнку научиться читать?

    • Нужно подбирать интересные тексты, чтобы их чтение не утомляло ребёнка, побуждало желание прочитать текст до конца.
    • Ежедневно выделите хотя бы полчаса в день для чтения вслух, старайтесь приучить ребёнка к тому, что нужно читать каждый день.
    • Не забывайте, что ведущий вид деятельности ребёнка – это игра, поэтом и при чтении создавайте игровые ситуации.

    Например, вы и ваш ребёнок тренируетесь в чтении текста на время («Кто быстрее прочитает?)». Для младших школьников будут интересны игры с применением карточек с напечатанными на них словами и карточек с изображающими их предметами («Прочитай и найди соответствующую картинку»). Проведите конкурс на лучшего чтеца (особенно хорошо, если в семье двое детей). Это лишь малый перечень игр, которые вы можете провести с детьми.

    Когда нужно начинать учить читать?

    Никогда не рано и никогда не поздно. Здесь важен не возраст, а готовность ребёнка к обучению чтению, и готовность сделать это грамотно. Возраст для обучения чтению у каждого ребёнка индивидуален. Готовить же к обучению чтению следует с самого рождения: тренировать слух, внимание, память, развивать речь. По мере того, как развивается речь и мышление ребёнка, путешествие по огромному миру книг будет продолжаться. Дети очень любопытный народ, они желают знать всё обо всём, мучая бесконечным вопросом «почему?».

    Выбирать книги надо в соответствии с возрастом ребёнка. До тех пор, пока он не научится читать бегло, приобретать надо только хорошо иллюстрированные книги, причём желательно, чтобы иллюстрация соответствовала тексту, приведённому на той же странице.

    Каждый день читайте ребёнку. Но это не значит, что вы должны гоняться за ним с книжкой. Наоборот, всячески провоцируйте его на то, чтобы он просил вас почитать.

    Обучение чтению

    Основные правила при обучении ребёнка чтению:

    • обучение чтению должно идти через развитие слухового и зрительного восприятия, развития внимания, памяти, мышления, через развитие речи;
    • для каждого ребёнка метод обучения должен быть индивидуальный (недопустимо всех и каждого обучать по таблицам и кубикам Зайцева, или по букварю Жукова);
    • темп обучения у каждого свой и он должен соответствовать темпераменту, возрасту и уровню интеллектуального развития в данный момент;
    • обучение чтению должно проходить в игровой форме;
    • результаты чтения сравниваются со стартовой точкой обучения, поощряются незначительные успехи.

    Настройте своего ребёнка на то, что читать он должен обязательно научиться. И что читать он учится не потому, что этого вы хотите, и не потому, что соседский Петька уже читает. Ваш ребёнок должен усвоить, что это нужно и интересно именно ему. Приобретённый навык нужно постоянно развивать.

    Отработка техники чтения

    Итак, наступает момент, и ребёнок начинает читать. Можно только строить версии того, как в голове ребёнка буквы объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, а предложения – в текст, который нужно ещё понять. Каждый ребёнок идёт к этому моменту своим, непостижимым для нас путём.

    Но для того, чтобы читать бегло и быстро, нужно, конечно же, тренировать технику чтения. Очень успешно можно использовать метод «Заплечного чтения». Поиграйте с ребёнком в диктора телевидения. Ситуация такая: ваш ребёнок – диктор телевидения, и через несколько минут ему предстоит прочитать выпуск последних новостей. Он садится за стол (хорошо бы, если на столе стоял импровизированный телевизионный экран) и берёт газету в руки.

    Звучит сигнал: «Прямой эфир!» – и «диктор» принимается за работу. Читать ему следует не торопясь, чётко проговаривая слова. Он может читать медленно, но вот уж что точно не предусматривает жанр работы диктором, так это запинаться, заикаться и надолго замолкать. И в этом непростом деле нашему диктору будете помогать вы – «заплечник».

    Вы становитесь за спиной сидящего за столом диктора и из-за его плеча следите за процессом чтения. Вам надо быть начеку. Только диктор замешкался, ещё не успел сделать ошибку – вы тут как тут. Громким голосом штопаете образовавшуюся в новостях брешь – до тех пор, пока диктор, не пришёл в себя и начал без спотыканий читать текст дальше.

    Газетный текст читать трудно. Ваш ребёнок хочет читать про животных? Отлично. Тогда он будет ведущим телевизионной передачи « В мире животных». Предложите вашему ребёнку поменяться ролями. Теперь его роль поработать заплечником. Ну а вы тоже можете представлять опасность для эфира, например, приступами кашля, который вы, конечно, подавляете, но читать в эти моменты не можете. Тут-то вас и выручает своим голосом бдительный заплечник.

    Есть ещё очень много методов тренировки чтения детей. Главное, чтобы это занятие не было скучным и навязывалось ребёнку. Придумывайте игровые ситуации, разыгрывайте литературные эпизоды по ролям, проводите театрализованные выступления, привлекайте к читательским тренингам других членов семьи. То, как будет читать ваш ребёнок, зависит только от вас.

    Как привить ребёнку любовь к чтению?

    Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

    Самое верное воспитание – это вести себя с ребёнком так, как вы требуете от него. И приобщение ребёнка к чтению начинается с приобщения к чтению родителей. Как часто вы читаете? Что любите читать? Как часто ребёнок видит вас читающим? Как часто дома вы разговариваете о книгах? Как часто вы покупаете книги?

    Возьмите в руки любимую старую книгу, с интересом расскажите сюжет и предложите почитать вместе или просто почитайте ребёнку вслух. Если вы начнёте читать с увлечением, то и процесс приобщения к книге станет приятным и интересным для вас обоих. Расскажите ему о своих любимых книгах, о книгах, которые вы читали в детстве.

    Во время уборки порекомендуйте своему ребёнку какую-нибудь небольшую книгу, рассказав о её особенностях. У ребёнка обязательно нужно вызвать интерес к книге, чтобы появилось желание взять её и прочитать. Для этого сначала нужно знать, чем он интересуется: музыкой, техникой, космосом, животными. Как родители, вы наверняка знаете , какие сферы интересов у вашего ребёнка, поэтому книгу вам будет подобрать не очень сложно.

    Но к выбору книги, которую вы рекомендуете, подход должен быть осторожным. Очень важно, чтобы книга не отпугнула его сложностью. Обратите внимание на размер шрифта, наличие картинок, стиль изложения. Пусть эта книга будет не большая, но с крупным шрифтом и красочно оформлена. Очень хорошо, если книга будет первой в какой-то серии, чтобы можно было дальше подкреплять интерес его продолжением.

    И пусть поход в книжный магазин и покупка станут для ребёнка праздником! Заранее оговорите, сколько книг купите, и о чём они будут.

    Ребёнок должен чувствовать радость от приобретения новых книг и гордость за себя, ведь он заслужил этот праздник.

    Попробуйте сами писать книги. Например, можно составить сборник о змее, о дружбе, о животных и т. п. Иллюстрации можно вырезать из старых журналов или нарисовать самостоятельно. Ещё интересней, если вы делаете самодельные книжечки вместе с ребёнком. Составьте книжку про вашего сына или дочку, детям нравится слушать истории про самих себя.

    Игровые моменты по привлечению ребёнка к чтению:

    • После прочтения ребёнком книги проведите небольшую викторину, за все правильные ответы положен приз – новая книга, которую ребёнок выберет сам.
    • Некоторые дети очень любят вести читательские дневники, в которых делают пометки, комментарии, и даже иллюстрации к главам книги.
    • Очень интересно устраивать «громкие читки», разбивая текст по ролям или абзацам.
    • Можно начать читать книгу вместе с ребёнком, затем остановиться на самом интересном месте и предложить дочитать самому.
    • Также можно дочитать книжку до середины, до самого кульминационного момента, а затем предложить придумать продолжение.
    • Если ребёнок любит комиксы, можно выбрать несколько картинок из какой-нибудь книги и предложить составить по ним рассказ. А затем сравнить, как это сделал автор.
    • Если вы видите, что ребёнок устаёт, начните «играть в книжки». Прочитав стишок про «Идёт бычок качается», попросите ребёнка показать, как он качается. А как Таня заплакала? А как Карабас-Барабас рассердился? Показал – садись рядом, будем читать дальше.
    • Ребёнку трудно, почти невозможно даже небольшой текст сразу прочесть гладко, соблюдая интонацию. Нои читать несколько раз одно и тоже ему скучно. Придумайте какой-нибудь мотив, чтобы ему захотелось потренироваться: «Прочитаем вечером папе», «Поиграем в школу. Ты будешь учителем и научишь меня читать». И хвалите его, хвалите!

    Не надо забывать, что процесс привлечения к чтению должен быть постоянным, планомерным и ненасильственным. Только тогда чтение перейдёт в привычку.

    Роль домашней библиотеки и семейных чтений

    Подбор книг для домашней библиотеки диктуется, конечно, интересами семьи. Как правило, любую библиотеку можно условно разделить на несколько основных частей: художественная литература, научно-популярная литература, специальная литература, связанная с профессиональной деятельностью семьи, детская литература.

    Также дома необходим некоторый справочный фонд. Минимальный набор такого рода книг, как энциклопедический словарь, толковый словарь русского языка, словарь иностранных слов, атлас мира. Для домашней библиотеки стоит также подбирать книги, которые хотите со временем оставить своим детям, и которые не потеряют своей художественной ценности.

    Если вы хотите, чтобы ваши дети легко ориентировались в большой домашней библиотеке. Введите обозначения на полках. Вместе с ребёнком вы можете сделать специальные разделители, обозначающие разделы фонда вашей библиотеки. Например, на полке вашего ребёнка вы можете сделать такие разделы: сказки, приключения, фантастика, стихи, рассказы о животных и т. п. Очень скоро вы заметите, что книги аккуратно ставятся на нужное место.

    Кроме того, заинтересовавшись одной книгой, ребёнок увидит и другие книги по этой теме – в этом тоже важная роль домашней библиотеки и тематической расстановки книг.

    Будет ли у ребёнка сформирован устойчивый интерес к чтению, по большому счёту зависит от родителей: от того, является ли семья читающей, является ли чтение одним из способов проведения семейного досуга, имеются ли традиции семейного чтения.

    Как правило, под семейным чтением подразумевают общее или только взрослыми для детей чтение вслух. Процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития и воспитания ребёнка момент совместного действия с родителями.

    Семейное чтение – важная часть домашнего уклада, если оно превращено в ритуал. Например, чтение вслух, когда все уже собрались после рабочего дня, после ужина или перед сном. Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Не стоит говорить: «Уберёшь игрушки – почитаю». Лучше сказать так: «Чем быстрее ты уберёшь игрушки, тем больше мы успеем почитать».

    Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребёнка или настроения взрослых в течение дня, иначе пропадёт интерес к чтению, так как процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит днём, то очень важно, чтобы это было не в суете, одновременно с домашними делами, а как специальное занятие. В это время ничего не должно отвлекать ребёнка: телевизор, музыка, телефонные звонки, хождение взрослых по комнате будут мешать ему.

    После чтения коротких сказок и рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на несколько дней.
    Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами.

    • Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребёнка нелёгкую работу и он ещё долго не сможет получать удовольствие от сюжета книги просто потому, что всё внимание сосредоточено на правильном прочтении слов.
    • Во-вторых, – и это главное – семейное чтение является важнейшим моментом общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития детей тактильные ощущения столь же важны, как и другие), и сопереживание, и обсуждение.

    Закончив чтение, предложите ребёнку самому подумать о том, что будет в книге дальше. На следующий день перед началом чтения попросите напомнить вам о том, что было раньше и какое развитие действий он себе представляет. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст, развивает его речь и воображение.

    Если вы развили в ребёнке потребность к чтению, то он будет с нетерпением ждать, когда ему почитают, и получит удовольствие от общения со взрослыми.

    Для того, чтобы вырастить настоящего книголюба, родителям нужно следовать некоторым правилам:

    • Родители – первые собеседники и первые учителя ребёнка.
    • Хорошая семейная традиция – читать детям перед сном или же придумайте свой ритуал о необходимости в общении с книгой.Приучайте своего ребёнка бережно обращаться с книгой.
    • Постарайтесь показать ребёнку преимущества чтения: возможность получать хорошие оценки по литературе, увлекательно провести время, не вставая с дивана и т. п.
    • Пробуждайте интерес к литературе силой собственного примера.
    • Не следует заставлять ребёнка читать. Создайте условия для того, чтобы он сам этого захотел. Найдите причину нежелания читать и устраните её.
    • Не сравнивайте его достижения в чтении с достижениями других детей.
    • Чтобы ребёнок полюбил чтение, он должен твёрдо усвоить, что чтение – не наказание, а поощрение. Если вы хоть раз скажете «Ты плохо читаешь. Не пойдёшь гулять, не будешь смотреть телевизор и т. п., пока не начнёшь хорошо читать», вы убедите своего ребёнка, что чтением наказывают. Но если он видит, что все члены семьи часто и с удовольствием читают, то поймёт, что читать самому интересно.
    • Помните, что ваш ребёнок ещё в самом начале пути в чудесный книжный мир и очень важно не упустить время, которое так благодатно для становления ЧИТАТЕЛЯ.

    Литература:

    • Л.Ф. Климанова «Читалочка». – Москва «Просвещение» 1994 г.
    • В. В.Мамаева «Как помочь ребёнку научиться читать». – ООО Издательство «Речь» 2006 г.
    • Под ред. Т. Г. Яничевой «Полезная книга для хороших родителей» – ООО Издательство «Речь» 2006 г.
    • Т. М. Грабенко «Зачем читать детям сказки?» – ООО Издательство «Речь» 2007 г.

    Логопед и учитель младших классов Анастасия Сперанская — о том, как научить ребёнка читать быстро и правильно

    Как научить ребёнка читать по слогам — один из главных вопросов, который волнует родителей дошкольников. «Летидор» попросил логопеда написать о наиболее эффективном и быстром способе, который подойдёт каждому.

    В системе дошкольного образования есть две основные системы, которые педагоги используют для обучения грамоте. Первая методика принадлежит Николаю Зайцеву, вторая — Гленну Доману. В этой статье я хочу поделиться удачными решениями из обеих методик и наработками из собственной практики, которые родители смогут использовать в домашних условиях.

    Выучите гласные буквы

    Начинать надо с самого простого — обучения гласным буквам. Учите их постепенно, по одной букве в неделю.

    Показывайте ребёнку карточку с буквой и говорите: «Это буква «а»». Подключайте ассоциации, играйте с интонациями. «А-а-а», — так мама укачивает малыша, «А-ааа!» — так кричит младенец. «Это буква «у»». «У-у-у», — так взлетает самолёт.

    Выучите несколько согласных букв

    Как только ребёнок выучит первые гласные, покажите ему самые простые согласные (вроде «м», «б», «п»). Вводите их так же, как гласные: постепенно.

    Начинайте с простых слогов

    Дождитесь, когда малыш запомнит одну-две согласные буквы, и можно приступать к чтению первых слогов.

    Показывайте вашему крохе «ма» и озвучиваете «ма». Не надо произносить лишних слов «это» или «вот», чтобы не запутать его. Разучивайте сочетания «м» со всеми гласными («ма», «мя», «му», «ми» и так далее). Как только освоили всё варианты с буквой «м», двигайтесь дальше.

    Ещё одна распространённая ошибка, которую допускают родители на первых этапах — разбивают слог на отдельные буквы. Например, видят слог «па» и озвучивают: «Это буквы «п» и «а», вместе они читаются «п-а»». Это грубая ошибка, которая приводит к тому, что ребёнок начинает читать побуквенно.

    Играйте в буквы

    Чтобы запоминать буквы было проще, включайте элементы обучения в игры и повседневные дела. Лепите буквы из пластилина (глины), выкладывайте спичками, стройте из кубиков или конструктора, рисуйте палочкой на песке и снегу, делайте аппликации из бумаги, показывайте с помощью пальцев.

    Не игнорируйте буквари

    Букварь — это книга, которая методически выверена и составлена опытными педагогами и логопедами. Не игнорируйте буквари! Информация в них подаётся согласно принципу «от простого к сложному». Именно из букваря следует брать первые тексты для чтения.

    Главное условие в обучении грамоте — терпение родителя. Не волнуйтесь. Даже если школа не за горами, время ещё есть. Занимайтесь с малышом регулярно по 10-15 минут каждый день, и результат не заставит себя ждать.

    Что еще стоит знать?

    Быстрое и правильное чтение – залог успешного обучения в школе. Ребенок, который читает медленно, не сможет хорошо подготовиться к уроку, а значит, рано или поздно начнет отставать в усвоении школьной программы по всем предметам.

    Родители детей, которые уже освоили элементарную технику чтения, часто интересуются, как научить ребенка читать быстро и хорошо. Между тем, научиться быстрому считыванию информации с листа бумаги намного сложнее, чем просто складывать буквы в слова и предложения. Во время чтения задействуются и слуховые и зрительные анализаторы, и память, и воображение, и мышление, и многое другое. Кроме того, скорость чтения должна быть сравнима со скоростью речи.

    В данной статье мы расскажем вам, почему некоторые дети читают в замедленном темпе, а также как можно научить ребенка читать быстро и правильно.

    Причины замедленного чтения у детей

    Основные причины, которые влекут за собой замедленное чтение у ребенка, могут быть следующими:

    • скудный словарный запас;
    • банальная невнимательность;
    • плохая память;
    • слабый артикуляционный аппарат;
    • недостаточный объем оперативного поля зрения. В этом случае ребенок охватывает взглядом не целое слово, а лишь первые 2-3 буквы;
    • привычка перечитывать каждое слово по несколько раз;
    • слишком сложная литература, не подходящая по возрасту.

    Упражнения для развития быстрого чтения

    Чтобы научить ребенка читать красиво, легко и быстро, необходимо делать такие упражнения, как:

    Как научить ребенка читать и когда начинать: простые способы

    Специалисты рассказали, стоит ли заниматься с малышом чтением «с пеленок»

    03.01.2020 в 19:00, просмотров: 22197

    Современные родители упорно стремятся сделать из своих детей вундеркиндов. Различные методики раннего развития популярны в наше время как никогда. В первую очередь продвинутые мамы и папы пытаются как можно раньше научить свое чадо читать, вот только далеко не у всех это успешно получается. Как выбрать лучшую методику для обучения в домашних условиях и стоит ли заставлять ребенка учить буквы уже в 3-4 года, нам рассказали педагоги и психологи.

    Одним из самых известных детей-рекордсменов по чтению считается мальчик Миша, родившийся в глухом поселке Винницкой области. Удивительно, что учить читать малыша никто из взрослых в раннем возрасте не пытался. Однако уже в год и три месяца Миша самостоятельно освоил алфавит, а в полтора года читал газеты. В 2 года чудо-ребенок научил читать свою неграмотную 85-летнюю прабабушку, которая приехала из другой деревни, чтобы помочь с воспитанием малыша.

    — Сейчас очень многие мамы помешаны на воспитании гениальных детей, — объясняет педагог Татьяна Мелехина. — Им не дают покоя лавры других ребят, которые в 3 года уже знают таблицу умножения и читают Чехова.

    Однако все дети разные, и далеко не каждый ребенок способен учиться чтению до 6-7 лет, всему свое время. Все-таки основная деятельность для дошкольников — игровая, именно она помогает им гармонично развиваться.

    Родители, которые пытаются насильно заставлять ребенка учить буквы в 3-4 года, только наносят ему вред, отвлекая от естественного процесса познания мира.

    В реальности будущие способности человека совершенно не зависят от возраста, в котором он научился читать, скорее они связаны с развитием фантазии и воображения малыша. В связи с этим вместо того, что пихать своему чаду кубики с буквами уже в манеже, лучше рассказывать ему сказки, вовлекать в интересные игры и вообще как можно больше разговаривать, чтобы сформировать правильную речь.

    Практика показывает, что дети, которые научились читать в первом классе, впоследствии работают с текстом ничуть не хуже, чем сверстники, освоившие книги значительно раньше.

    Детские психологи вообще считают, что раннее обучение чтению, если оно происходит не по желанию ребенка, мешает правильному развитию мозга. Именно поэтому подсовывать малышу азбуку раньше времени не только бессмысленно, но и вредно. — Дело в том, что до 7 лет у большинства детей отделы мозга, которые отвечают за распознавания букв, еще полностью не успевают созреть, — говорит психолог Марина Тимошина. — В случае, если родители насильно обучают ребенка, работа этих отделов мозга тормозит развитие других отделов, которые отвечают за социальные связи и образное мышление.

    В результате попытки сделать из ребенка гения, бегло читающего или отлично считающего в 3-4 года, в некоторых случаях могут привести к проблемам с общением и общему снижению интеллекта. Но тут, конечно не нужно путать одаренность ребенка и родительское стремления натаскать свое чадо на знания. Если ваш малыш сам тянется к книжкам и пытается учить буквы, не надо его останавливать, скорее всего стремление к раннему чтению его индивидуальная особенность.

    Многодетная мама Алена Меркулова из Москвы на собственном опыте поняла, что возраст, в котором ребенок научится читать очень индивидуален, и никогда не стоит бежать впереди паровоза.

    «Так получилось, что старшая дочка с самого начала у нас росла развитой не по годам и читать стала очень рано. При этом специально для этого мы ничего не делали. Единственное, я много читала ей в слух, когда она еще лежала в коляске.

    У Маши уже в 1,5 года обнаружилась потрясающая зрительная память, она приносила мне кубики с буквами и просила их называть. К трем годам дочка уже читала по слогам, а к 4 могла осилить самостоятельно уже книжки для 7-8 летних школьников.

    Когда стал подрастать второй сын, ситуация развивалась совершенно по другому сценарию. Даже в 4 года он ни в какую не хотел даже играть в кубики с буквами, не то что пытаться запомнить их. Но нам казалось, что он просто ленится, поэтому мы усердно пытались заставить ребенка учить алфавит. И в результате окончательно отбили у ребенка охоту к чтению.

    В конце концов освоить книги ему смогла помочь только учительница в 1 классе, с нами он заниматься ни в какую не хотел. Поэтому когда родилась третья дочка, мы не стали мучить ее ранними методиками развития и дали спокойно поиграть до школы. В шесть лет она сама проявила интерес к чтению и месяца за три освоила букварь по стандартной школьной методике.

    Самые популярные методики обучения чтению: за и против

    Школьная (звуковая) методика. Это традиционный способ, с помощью которого учат детей читать в школе. Он основывается на принципе алфавита. Сначала ребенок изучает звуки и буквы, а затем складывает из них слова и предложения.

    За: Родителям проще учить детей дома по этому методу, так как всем он хорошо знаком. Логопеды считают, что именно этот способ предпочтителен, так как он позволяет избавиться от дефектов речи, учит ребенка слушать и выделять звуки в словах и правильно произносить их.

    Против: данный метод не подходит для раннего обучения чтению, он рекомендован для детей с 5-6 лет и требует длительных временных затрат. Первое время дети, обученные читать таким способом, не понимают прочитанное, так как все внимание тратят на то, чтобы произнести отдельные слова.

    Методика Марии Монтессори. Система предполагает, что сначала малышей учат писать буквы с помощью специальных контурных рамок и вкладышей и лишь затем изучают их. Ребенок должен сначала назвать звук, а затем обвести пальцем контур буквы, вырезанной из специальной шероховатой бумаги.

    За: Метод способствует развитию мелкой моторики у ребенка, в нем нет скучных упражнений и заданий. Кроме того, упражнения и игры развивают у ребенка логику и обучают его сразу же читать не вслух, а про себя.

    Против: Данный способ практически не подходит для домашнего обучения, так как для него нужно большое количество дорогих материалов, карточек, книжек и пособий. Как правило, данная методика применяется в специальных детских садах, обучающихся по данной программе.

    Методика Зайцева (кубики). Способ основывается на обучение чтению с помощью складов, то есть пары согласной и гласной, или из согласной и твердого и мягкого знака, или одной буквы. Обучение интересно даже малышам, так как напоминает веселую игру в кубики.

    За: Метод подходит для раннего обучения чтению, можно обучать даже малышей годовалого возраста. Занятия кубиками не будут отнимать у родителей много времени, их можно выполнять между делом. Доказано, что кубики Зайцева воздействуют на разные органы чувств, в том числе развивают мелкую моторику, музыкальный слух, чувство ритма и звуковое восприятие.

    Против: В школе дети, обученные читать по данной системе, делают ошибки в звуковом разборе слова и не могут разобраться в его составе, а также «проглатывают» окончания. Кубики Зайцева стоят достаточно дорого, а изготовить их самостоятельно не каждому под силу.

    Методика Домана (карточки). Дети, которых учат читать по этой методике, не запоминают названий букв и звуков, они сразу учатся узнавать целые слова. Малышу регулярно показывается определенный набор карточек, в результате он быстро учится прочитывать слово целиком даже в раннем возрасте.

    За: Метод помогает в игровой форме обучать ребенка чтению с раннего возраста. Дети, которые освоили эту методику, как правило обладают отличной памятью и могут запоминать очень большое количество информации.

    Против: Такой способ занимает много времени у родителей, так необходимо регулярно распечатывать внушительный объем карточек. Впоследствии у ребенка могут возникнуть сложности со школьной программой, в том числе с правописанием и разбором слова.

    Из личного опыта

    Екатерина, журналист: «Мой сын научился читать в три года. Никакой особой специальной методики мы не использовали — читали ему книжки вслух, рассматривали картинки. Купили напольный пластиковый коврик — он состоит из «плиточек», в которые вставлены буквы, их можно вынимать и строить разные фигуры. Так мы научились буквам. Когда я читала сыну книги, просила сказать, какая тут буква, какая — там.

    Еще играли в такую игру: я рассказывала маленькую историю, а ключевые слова заменяла написанными словами, которые просила прочитать. Например: «Девочка вошла в комнату, и увидела, что на столе сидит огромный глазастый. » — на бумажке писала «КОТ».

    Однажды я купила книжку с героями любимых мультиков сына — много картинок и простые предложения. Тут и случился прорыв: ребенку очень хотелось узнать, что написано, и он сам прочитал все от корки до корки.

    Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Советы учителя начальных классов

    Обучение чтению родителями дома, когда они не знают методики обучения — все равно, что дать ребенку ложку, но не сказать, как ею пользоваться. В нашей статье мы рассмотрим, что нужно знать родителям и каких основных ошибок избегать, чтобы правильно научить ребенка читать самостоятельно.

    Проблемы при неправильном обучении чтению

    Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.

    Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.

    Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.

    Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.

    Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух. Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове. А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.

    Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».

    Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.

    Методические основы обучения чтению по слогам

    В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

    Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.

    Этап №1 Мотивация

    Занятие нужно начинать с игрового момента, который вызовет у ребенка интерес к тому, что будет происходить. Вы можете показать ему игрушку или кадр из мультфильма, дать послушать песенку и т.д. Ваше задание привлечь внимание малыша к конкретному предмету. Например:

    • угостить ребенка апельсином;
    • дать посмотреть мультфильм про ослика;
    • показать уточку и попускать ее плавать в миске.

    После подобного действия задайте малышу вопрос (что он съел, с чем играл и т.д.), а затем попросите еще раз повторить название предмета.

    Этап №2. Знакомство со звуком

    Далее нужно выделить в слове первый звук. Для этого проговорите слово и протяните первый звук, произнесите его громче и отчетливее других. Предложите ребенку повторить за вами. Он должен определить и назвать, какой первый звук в слове услышал.

    Теперь нужно поиграть с этим звуком:

    • произносить с разной силой голоса (тише — громче);
    • пропеть;
    • проговорить с разной интонацией.

    Важно обратить внимание на артикуляцию звука. Обязательно обговорите с ребенком, как получается произносить данный звук, в каком положении находятся губы, зубы и язык. Для этого предложите ему наблюдать за вами или смотреть в зеркало на себя. При изучении гласных звуков рекомендуется показать малышу соответствующие демонстрационные картинки.

    Игры на развитие фонетического слуха

    Когда выучите с ребенком уже несколько звуков обязательно играйте с ним в игру «Угадай звук» — по положению органов артикуляции он должен отгадать, какой звук вы собираетесь произнести.

    После таких игр предложите ребенку другие упражнения на развитие фонетического слуха:

    • Назвать слова, которые тоже начинаются с нужного звука.
    • «Поймай звук» — взрослый должен произносить разные слова, а малыш их повторяет и если услышит в нем указанный звук — хлопает в ладоши.
    • «Засели домик» — сделать картонный шаблон домика с 3-4 окошками и предложить ребенку расположить в них картинки с теми предметами, название которых начинается с нужного звука.
    • «Доскажи слово» — вы называете часть слова, а ребенок должен сказать его полностью, добавив звук в начале (в конце) слова.

    Внимание! Не нужно на одном занятии использовать больше 2 упражнений.

    Этап №3. Знакомство с буквой

    Теперь настал черед выучить букву. Для этого можно предложить ребенку найти среди кубиков или на азбуке нужную картинку (например, апельсин). Следует объяснить, что поскольку название этого предмета начинается со звука [а], то рядом с ним написали букву, которая этот звук обозначает.

    Примеры:

    Предложите малышу внимательно рассмотреть букву, определить из каких частей она состоит (палочек, овалов, крючков). Вместе с ним обсудите, на что похожа буква. Рекомендуется использовать специальные картинки, на которых буква изображена в виде реального предмета. Если получится, можно такие картинки создавать самостоятельно непосредственно во время занятия. Ребенку будет очень интересно наблюдать за превращением буквы.

    Также нужно попросить малыша написать букву. Это можно сделать разными способами:

    • нарисовать мелом на доске;
    • написать пальцем на песке;
    • слепить из пластилина;
    • выложить пуговицами;
    • скрутить из проволочки и т.д.

    Такие упражнения очень понравятся ребенку и позволят лучше запомнить букву.

    Этап №4. Составление слога

    Когда малыш выучит первые три гласных звука, каждый последующий звук (после ознакомления с буквой) сразу же включается в состав слогов. Главное объяснить это так, чтобы ребенок понял сам механизм слияния двух звуков в один единый слог. Взрослый должен показать две буквы и сказать, что сейчас он произнесет их вместе, без остановки и разделения.

    Для дополнительного эффекта можно добавить визуализацию:

    • поставить два кубика рядом;
    • написать буквы на деталях конструктора и соединить их вместе;
    • поселить буквы в один домик и т.д.

    Показав ребенку слог, взрослый должен четко и протяжно произнести его, а затем попросить малыша повторить. Далее следует на словах объяснить, что для того чтобы произнести слог «ма», нужно сначала сомкнуть губы для звука [м] и сразу же открыть рот и округлить губы для проговаривания звука [а]. Рекомендуется продемонстрировать этот процесс несколько раз, предлагая ребенку делать то же.

    Как показывает практика, такие подробные пояснения и тренировки понадобятся только для первых 1-2 недель занятий по слоговому чтению. Как только ребенок поймет и усвоит принцип соединения звуков в слоги, он будет с легкостью делать это в любых комбинациях.

    Кроме обучения чтению прямых слогов (согласный + гласный) нужно предлагать ему читать обратные (гласный + согласный) и сложные (2-3 согласных + гласный) слоги. Методика схожая: продемонстрировать образец, проанализировать артикуляцию и выполнить тренировочные упражнения.

    Читаем по слогам

    Представленная методика, как научить ребенка читать по слогам подходит для занятий дома с малышом с 5 лет. Через 2-3 недели занятий ребенок сможет самостоятельно, глядя на написанные буквы, называть слог. Не надо его торопить, однако, если он затрудняется произнести слог по истечению 30 – 60 сек, нужно ему подсказать, помочь составить слог. Делать это нужно в доброжелательной манере, без раздражения и упреков.

    Когда ребенок составит первые слоги «ма», «му», пора показать, что соединив некоторые слоги вместе, можно получить целое слово. Объяснять это лучше с использованием слоговых кубиков (можно купить специальный набор или сделать их самостоятельно) или деталей конструктора. Главное, показать, что для прочтения слова нужно называть слоги и затем их объединить. Обязательно спросите у ребенка, какое слово получилось и что оно обозначает.

    В дальнейшем, когда уже не нужно будет много времени тратить на объяснение всех описанных азов чтения по слогам, основная часть занятий должна быть посвящена тренировочным упражнениям. Учителя-практики утверждают, что нет иного способа научиться хорошо читать, кроме постоянного чтения. Чем чаще и больше ребенок будет читать, тем лучше это будет у него получаться. А поэтому у него нужно поддерживать постоянный интерес к занятиям по чтению. Для этого рекомендуется использовать разнообразные дидактические игры.

    Примеры:

    Дидактические игры обучения чтению

    Игра «Солнышко»

    На рисунке изображено солнышко с лучиками. В центре помещается изучаемая буква, а на концах лучиков остальные буквы. Переходя от центра по лучику нужно назвать слог, который получается. Можно двигаться и в обратном направлении.

    Схожая игра называется «Часики». В центре стрелки помещается основная буква, а по циферблату остальные. Перемещая стрелку, называем получившийся слог.

    Игра «Побежим по дорожке»

    Подобрать картинку с короткой извилистой дорожкой. На ней разместить кружочки с напечатанными слогами. Ребенок получает фишку и начинает ее передвигать вперед, называя по пути слоги. Можно устроить командную игру — кто пройдет быстрее и не ошибется.

    Игра с кубиками

    Для кубиков со слогами можно придумать множество заданий:

    • прочесть все слоги на кубике;
    • выбрать кубики, чтобы составить слово;
    • заменить (добавить) в составленном слове один слог, чтобы получилось новое слово;
    • подобрать к картинке слог, который первый в названии изображенного предмета.

    Можно даже просто давать ребенку коробку с такими кубиками, а способ игры с ними он может придумывать сам.

    Таблица слогов

    Сделайте интерактивную таблицу слогов. Она изготавливается по принципу таблицы Пифагора. Строчки в таблицу нужно добавлять по мере изучения новых букв. Задания для работы с таблицей могут быть следующие:

    • найти указанную букву и прочитать все слоги с ней;
    • найти в таблице названый слог;
    • показать в таблице названные слоги и составить из них слово;
    • нарисовать лучики между слогами, чтобы получилось слово.

    Позже нужно сделать еще одну таблицу, которая будет состоять из сложных слогов.

    В результате постоянных тренировочных упражнений умение называть слоги будет доведено до автоматизма, и от этого скорость чтения значительно увеличится. Однако родителям нужно помнить, что это не единственный критерий, который важен для хорошего чтения. Следует также уделять внимание развитию таких характеристик чтения, как осознанность и выразительность, то есть речь уже идет о технике чтения в комплексе.

    Об авторе: Гладко Марина, учитель начальных классов, стаж работы более 20 лет. Фото: Киященко Татьяна, Башкирцев Захар, Деревнин Вячеслав.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Есть мнение?
    Оставьте комментарий

    Понравился материал?
    Хотите прочитать позже?
    Сохраните на своей стене и
    поделитесь с друзьями

    Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

    Каждая мама обязана знать:  Как научиться сдерживать себя
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация