Как научить ребенка самостоятельно одеваться


Содержание

Как научить ребенка самостоятельно одеваться. Советы психолога

Проблема, что ребенок не умеет самостоятельно одеваться, особенно остро встает в период появления следующего ребенка или когда чадо начинает посещать детский сад. Психологи советуют озаботиться данным вопросом несколько раньше, чем встанет необходимость подобной самостоятельности. Научить навыкам самообслуживания удобнее в домашних условиях. Не лучший вариант – перекладывать это на педагога в детском саду: у него просто нет времени на подобные вещи. Да и атмосфера дома более дружелюбная и бережная для крохи.

Когда учить

Когда маленький человек идет в детский сад, от него чаще всего уже требуют умения самостоятельно одеваться. Этот и другие уже сформированные навыки самообслуживания (ходить на горшок, держать ложку, пить из кружки) значительно облегчают его адаптацию к новому месту и коллективу. Если кроха ничего не умеет, то возникают сложности и для него самого, и для воспитателей, так как он будет часто обращаться за помощью взрослых. А в муниципальном садике, где численность групп достигает 20-25 человек, не всегда педагог успевает вовремя обратить на малыша внимание. В частном центре обычно проще: меньше коллектив под присмотром. Но все-таки лучше научить ребенка самостоятельно одеваться еще дома.

Конкретный возраст для подобного обучения назвать сложно. Примерно в 3 года это уже вполне достижимо. Но некоторые крохи могут уже в 1-1,5 года надевать отдельные вещи (варежки, например). Раздеваться обычно проще, поэтому возможно начать освоение навыков самообслуживания именно с того, что малыш будет стягивать с себя одежду после прогулки.

Появление в семье следующего малыша является стрессом для старшего, что зачастую провоцирует некоторую регрессию: он перестает делать то, что уже умел. К тому же из-за ревности он может обращаться за помощью чаще обычного. Поэтому научить самостоятельно одеваться в такой период будет достаточно сложно. К тому же ребенок, возможно, воспримет подобные родительские требования самостоятельности негативно («Мама отвернулась от меня, она не хочет больше заботиться и помогать мне»). При этом именно с рождением младенца для мамы становится сложно, например, одевать обоих детей самой. Навыки самообслуживания у старшего становятся особенно ценными. Поэтому научить ребенка самостоятельно одеваться в такой ситуации желательно еще во время беременности мамы.

Как учить

Психологи советуют соблюдать постепенность при освоении любого навыка. Никто моментально не начинает застегивать молнию или шнуровать ботинки. Терпение мамы – это основа. Чтобы научить ребенка самостоятельно одеваться, не надо сразу требовать полного подбора собственного гардероба. Для начала лучше выложить все вещи и выдавать по одной. Малыши с трудом запоминают, что надевать сначала, а что – потом. Некоторые психологи советуют нарисовать малышу схему с последовательностью действий. Но в жизни это не так выполнимо, как на бумаге. Ведь в каждом конкретном случае (зимой, весной, в жару или дождь) последовательность разная.

Более разумно – набраться терпения и продолжать повторять, что и как надевать, пока это не запомнится. Навык самообслуживания постепенно сформируется. Не помогайте прежде, чем ребенок попросит. Дайте ему самостоятельно, пусть и криво, натянуть одежду. А когда он скажет, что закончил, поправьте.

Удобная одежда

Для облегчения жизни маленького человека нужно покупать ему одежду, которая легко застегивается. Застежки молнии и липучки более приемлемы для того, чтобы научить ребенка самостоятельно одеваться. Конечно, шнурки и пуговки развивают мелкую моторику, но не сильно способствуют самостоятельности малыша. На первом месте должна быть простота и функциональность, а лишь затем красота.

Запас времени

Малышу, чтобы засунуть руки в кофту или ноги в сапоги, требуется очень много времени, гораздо больше, чем его маме. В ситуации, когда родители хотят научить ребенка самостоятельно одеваться, им придется начинать сборы заранее. Нехватка времени нервирует всех: и папу с мамой, которые понимают, что опаздывают, и малыша, не умеющего еще самостоятельно одеваться. К тому же при этом возрастает соблазн для мамы сделать все самой.

Психологи советуют не торопить малыша, не надо также много ему помогать. Навыки самообслуживания сформируются путем долгих тренировок. Научить ребенка самостоятельно одеваться не так уж сложно, труднее набраться терпения в этом процессе, чтобы не ругаться и не делать что-то за него.

Как научить ребенка самостоятельно одеваться

Самостоятельность и ответственность являются важными показателями развития ребенка. Однако эти качества не возникают у человека сами собой, а формируются в детском возрасте одновременно с навыками самообслуживания. Один из ключевых навыков, который помогает ребенку становиться самостоятельным — умение одеваться. Как его развить в малыше, расскажет «Я Родитель».

Нам в редакцию написала Анна — мать-одиночка, воспитывающая пятилетнего сына. Она успешная женщина, преуспевающий руководитель. Её жизнь рассчитана по минутам. Но есть одно время суток, которое ежедневно вызывает у неё стресс — утро. Анна постоянно опаздывает на работу, приходит взволнованная и «накрученная». Причина этого в том, что ее сын Артем очень долго собирается в детский сад. Потеря драгоценного времени сопровождается у Анны нервным напряжением, а ведь этой проблемы могло бы не быть, если бы ребенок в этом возрасте умел самостоятельно одеваться.

Почему нужно учить ребенка самостоятельно одеваться?

Ребенок всегда будет казаться родителям маленьким и неумелым. Стремясь оградить детей от трудностей, родители часто усложняют им дальнейшую жизнь. Отсутствие у ребенка таких простых навыков самообслуживания, как одевание, может в дальнейшем привести к негативным последствиям.

Во-первых, постоянно обслуживая ребенка, мы лишаем его способности ухаживать за собой без помощи взрослых.

Результатом отсутствия навыков самообслуживания может стать неряшливость и неопрятность. Внешний вид нужно не только создать, но поддерживать в течение дня.

Неумение это делать приведет к привычке быть неопрятным, отсутствию контроля над своим внешним видом, а несамостоятельный неряшливый ребенок часто становится предметом насмешек сверстников, что больно ранит неокрепшую психику.

Во-вторых, так как навыки самообслуживания относятся к трудовому воспитанию, игнорирование родителями этого направления развития ребенка приведет к формированию у него негативного отношения к труду, к лени.

В-третьих, одевание относится к повседневным навыкам, а их отсутствие может вызвать конфликт родителей и ребенка. Ежедневные конфликты портят характер, формируют у ребенка капризность, эгоцентризм, упрямство. К сожалению, эти черты не исчезнут в последствие сами по себе, с ними нужно будет бороться специальными методами, но лучше предотвратить их развитие в дошкольном возрасте.

В-четвертых, неспособность к самостоятельным действиям будет требовать постороннего вмешательства. Ребенок привыкает к тому, что кто-то (взрослый) должен помочь ему в манипуляциях с одеждой и обувью. Сочетание слов «должен помочь» говорит о формировании негативных качеств личности — неуважение к окружающим, потребительское отношение к жизни. Естественно, что все эти негативные проявления не возникнут в одночасье. Но «посеешь привычку — пожнешь характер», — говорили наши мудрые предки, и были, безусловно, правы. Именно с таких мелочей как нежелание самостоятельно одеваться, начинает формироваться потребительское отношение к окружающим близким. Сначала взрослый должен одеть ребенка, а потом его обязанности в глазах ребенка будут очень быстро расширяться.

Умение самостоятельно одеваться приводят к возможности контроля над своим внешним видов, приучает к опрятности, воспитывает эстетический вкус и уважение к труду и старшим.

С какого возраста нужно приучать детей к самостоятельному одеванию?

Ответ на этот вопрос можно найти в стандартах образования (ФГОС). На основании этого документа разрабатываются программы дошкольного образования, которые четко определяют, чему и как нужно учить ребенка. К сожалению, родители часто обращают внимание только на образовательный компонент, считая его основой интеллектуального развития ребенка и упуская из вида тот факт, что ребенок должен развиваться всесторонне и гармонично.

Мы проанализировали для вас Программу дошкольного образования «От рождения до школы» и выбрали навыки по самостоятельному одеванию детей.

Возраст ребенка Навыки самостоятельного одевания
(в данном возрасте ребенок должен уметь)
Наличие помощи взрослых
2 года Снимать и одевать в определенном порядке:
шапку;
обувь, расстегнутую взрослым;
колготки;
шорты (юбку, брюки) на резинке.
С помощью взрослых
3 года Одеваться и раздеваться в определенном порядке, включая расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек.
Аккуратно складывать и вешать на стульчик свою одежду.
Обращать внимание на свой внешний вид в течение дня: поправлять одежду.
С небольшой помощью взрослых
4 года Одеваться и раздеваться в определенной последовательности самостоятельно.
Аккуратно складывать и вешать одежду.
Уметь замечать неопрятность в одежде и устранять её.
Помощь только в завязывании шнурков.
5 лет Одеваться и раздеваться самостоятельно, включая манипуляции со шнурками.
Уметь ухаживать за одеждой при помощи взрослых.
Поддерживать порядок в шкафчике и на своих полках дома.
Без помощи взрослых, по небольшой словесной инструкции.
6 лет Быстро и самостоятельно одеваться и раздеваться.
Поддерживать порядок в шкафу, следить за внешним видом.
Без помощи взрослых.

Эта информация поможет родителям определить уровень сформированности навыков самообслуживания у своих детей.

Почему дети не умеют одеваться самостоятельно?

Сразу нужно сказать, что только взрослые виноваты в том, что дети не умеют самостоятельно одеваться. Правда, у самих взрослых на это есть целый ряд оправданий:

  • спешка: «мы не можем позволить себе размеренное обучение навыкам одевания по утрам, так как очень спешим»;
  • стремление к совершенству: многие родители считают, что они оденут ребенка быстрее и качественнее;
  • сохранение нормальных отношений: самостоятельное одевание часто приводят к капризам и истерикам, которые легче не допускать вовсе, чем остановить.

Психологи не принимают подобных оправданий, называя их одним словом – лень.

Родители, чьи дети не умеют одеваться, как правило, не утруждают себя:

  • ранними подъемами и четким соблюдением режима, поэтому возникает спешка по утрам;
  • занятиями с детьми по обучению их манипуляциям с пуговицами, шнурками, молниями, липучками, объяснению особенностей надевания различных видов одежды;
  • совместной с ребенком деятельности по уходу за одеждой.

Итак, стало ясно, кто виноват, теперь нужно разобраться в том, что делать.

Рекомендации по обучению ребенка самостоятельному одеванию

  1. Начинайте учить ребенка самостоятельно одеваться с раннего возраста.
  2. Поощряйте инициативу ребенка, хвалите за каждое проявление самостоятельности.
  3. Наберитесь терпения, не мешайте ребенку, выдержите темп одевания, не подгоняя его. При необходимости скорректируйте режим дня так, чтобы начинать утренние сборы заранее.
  4. Учите ребенка правильным действиям с одеждой.
  5. При нежелании самостоятельного одевания подтолкните ребенка совместной деятельностью — начните действие и предложите закончить самостоятельно.
  6. Не приобретайте для ребенка одежду со сложной конструкцией (молнии, шнурки, косые швы и т.д.). Покупайте малышу удобную и понятную одежду. Лучше всего, если она будет иметь подсказки (аппликации впереди, разноцветные пуговицы и застежки).
  7. Показывайте пример в одевании. Одевайтесь одновременно: вместе надели колготки, костюм, теплые вещи и т.д.
  8. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками, которые помогут освоить манипуляции с этими предметами. Полезно иметь дидактических кукол с вариантами одежды на разные сезоны. Это поможет детям усвоить порядок одевания.
  9. Подсказывайте ребенку особенности и порядок одевания.
  10. Придерживайтесь принципа единства требований. Дети должны одеваться самостоятельно везде и всегда независимо от времени суток и местонахождения (дома, детский сад, гости).
  11. Указывайте на неопрятность в одежде и поощряйте попытки контроля над собственным внешним видом.
  12. Не провоцируйте негативное отношение к одежде. Не наказывайте и не ругайте ребенка за отсутствие навыков, а при необходимости, помогите ему.
  13. Поощряйте проявление вкуса в одежде.
Каждая мама обязана знать:  Народное мнение Стоит ли отправлять ребенка в лагерь

То, каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться — это не только навык самообслуживания, но и важный шаг в будущее.

Как научить ребенка одеваться без посторонней помощи

Освоение навыков самообслуживания – важный этап развития ребенка. Важно не только то, что каждое новое умение открывает перед ним новые перспективы, но и то, что каждый освоенный навык существенно облегчает жизнь родителя. Вы можете спокойно отвести кроху в детский сад, не беспокоясь, что воспитатели вовремя не переоденут его, или, к примеру, легко собраться на прогулку с двумя малышами – одеть младенца, пока дошколенок собирается на улицу самостоятельно.

Словом, если ваш ребенок одевается сам – это меняет все!

Действительно ли ребенок должен одеваться самостоятельно

Как ни парадоксально, но зачастую препятствием в освоении новых навыков становятся сами родители. Возможно, вам кажется, что есть причины, по которым вы выполняете за ребенка работу, с которой он справился бы сам. Но ущерб, который при этом наносится ребенку, несопоставим с той скромной экономией времени и нервов, на которую вы рассчитываете.

Во-первых, ребенок, инициативу у которого постоянно перехватывает родитель, быстро теряет уверенность в своих силах и пасует перед любой новой задачей, что не позволяет ему развиваться согласно возрасту.

Во-вторых, малыш может счесть вообще любые усилия неуместными и обращаться к родителям за помощью даже в тех случаях, когда он точно в состоянии действовать самостоятельно.

В-третьих, ребенок, который не в состоянии одеться сам, не вырабатывает вовремя привычки следить за своим внешним видом и быстро ликвидировать возможные проблемы. В школе такие дети, конечно, уже могут справиться и с пуговицами, и со шнурками, но выглядят все равно неопрятно, неряшливо.

Наконец, если ежедневная процедура одевания в садик или на прогулку всегда требует вашего непосредственного участия, рано или поздно это начнет вас раздражать. Ведь логично ожидать от ребенка помощи (это значительно ускорило бы процесс), но даже если вы опаздываете, все равно придется проделывать все действия в одиночку.

Когда нужно учить детей одеваться самостоятельно

Во всех программах дошкольного образования (которые составляются с учетом ФГОС дошкольного образования, то есть, по сути, – едины для всей страны) учтены и бытовые навыки, которыми дети должны овладеть до школы. Сроки в различных программах различаются незначительно – вы легко можете оценить, насколько ваш ребенок отстает или опережает сверстников.

2 года

Малыш одевается и раздевается с помощью взрослых: родитель или воспитатель расстегивает и застегивает одежду и обувь, но натягивает и снимает ее ребенок сам, причем с учетом правильной последовательности (сперва трусики, потом колготки или штаны; сперва маечка, потом свитер).

3 года

Ребенок сам справляется с простыми застежками (крупными липучками, пуговицами, молниями). Он аккуратно складывает одежду на стульчик, а также поправляет одежду в течение дня (например, может заправить выбившуюся рубашку в брюки без напоминания воспитателя).

4 года

Ребенок раздевается и одевается полностью самостоятельно, помощь взрослых требуется только для завязывания шнурков и застежек на одежде, находящихся сзади или сбоку.

5 лет

В этом возрасте ребенок должен прочно завязывать шнурки, а также учится ухаживать за своей одеждой: развешивать на плечики и складывать в шкаф, поддерживать порядок в одежде. От взрослого требуется только небольшая словесная инструкция.

6 лет

Ребенок не только полностью самостоятельно одевается и раздевается, но полностью самостоятельно поддерживает порядок в своем шкафу; может отделить чистые и грязные вещи, а также нуждающиеся в ремонте, пользуется одежной щеткой, пришивает пуговицы с небольшой помощью родителей.

Почему мой ребенок в отстающих, и как это исправить

Если вашему ребенку уже скоро в школу, а он до сих пор не одевается, то виноваты в этом, скорее всего… вы сами! Вот типичные ситуации, которые складываются в семьях несамостоятельных детей.

«Мы опаздываем»

В некоторых семьях складывается ситуация, когда у родителей просто не хватает времени дождаться, пока ребенок сам оденется. «Быстрее, быстрее, опоздаем в садик!» — под таким девизом проходит каждое утро.

Уважаемые родители, пока вы не будете сами просыпаться (и ложиться спать!) по расписанию, соблюдать режим дня, действовать по расписанию, вы не прекратите опаздывать везде и всюду. Спешки по утрам можно избежать только одним способом – встать пораньше и подготовить все необходимое с вечера!

«Я сделаю лучше»

Некоторых родителей раздражает, что ребенок одевается не так аккуратно, как им хотелось бы. И рубашка заправлена неровно, и ботинки зашнурованы криво, и вообще, хочется, чтобы малыш

Исправить положение можно только регулярными упражнениями. Купите или смастерите для малыша игрушку-шнуровку, терпеливо и аккуратно поправляйте его, если пуговицы застегнуты в неверном порядке, объясняйте, как надеть ту или иную вещь без затруднений.

«Так намного спокойнее»

Наконец, есть мамы и папы, которых раздражает, что малыш капризничает и упрямится во время самостоятельного одевания. Проще быстро все сделать самим – даже если ребенок по-прежнему настроен поскандалить, этот этап хотя бы можно проскочить быстрее.

Дети капризничают во время одевания в двух случаях. Во-первых, если их непрерывно торопят и подгоняют (и тогда вам нужно взять на вооружение советы для опаздывающих родителей), а, во-вторых, если задача ребенку не под силу – и тогда дело можно исправить регулярными упражнениями. Пока же ребенок не освоился со шнурками и застежками, доверьте ему надевать нижнее белье, колготки, носки и рубашку, а верхнюю одежду помогите надевать (чтобы малыш не вспотел перед прогулкой) Постепенно предлагайте ему самому надеть новые предметы.

Советы по обучению ребенка одеванию

Учиться никогда не рано! Даже годовалый малыш может натянуть на себя панамку и носочки. Обязательно хвалите его за это.

Если вы замечаете, что ребенок проявляет инициативу во время одевания – обязательно хвалите его, даже если он сделал все неправильно.

” Наберитесь терпения. Отведите на одевание определенное время (допустим, 10 минут) и не перехватывайте инициативу в это время, только деликатно помогайте.

Не делайте исключений в ритуале одевания. Не нужно говорить «сегодня я одену тебя сама, потому что мы спешим», или «потому что я сделаю это аккуратнее». Так вы только убедите ребенка, что сам он неуклюж, делает все медленно и неаккуратно.

Лучше выполнить часть задачи, чем не браться за нее вообще. Если ребенок по каким-то причинам не хочет одеваться, наденьте на него часть вещей и предложите закончить начатое. Если же у него, напротив, слишком быстро иссякает энтузиазм, спокойно помогите закончить одевание.

Выбирайте для ребенка одежду, с которой он может справиться самостоятельно. Минимум простых крупных застежек может волшебно ускорить процесс!

Выбирайте для ребенка одежду, которая ему нравится. Ее он точно попытается надеть с удовольствием!

Надевайте верхнюю одежду вместе. Ребенок надел ботинки – и вы надели ботинки. Ребенок надел шапку – и вы надели шапку. Подражая вашим действиям, малыш быстрее освоит науку одевания.


Изучайте одевание в процессе игры. Одевая и раздевая кукол, ребенок запомнит порядок надевания одежды, а игрушки с пуговицами, молниями, липучками, шнуровками разовьют не только мелкую моторику, но и технику использования застежек.

Ваш малыш растет – пора, пора осваивать новые навыки! Ну в у нас есть для вас веселые стишки-одевалочки – может, они помогут делу!

Моей, дочке 5ть лет, шнурки завязывает, пуговицы и замки застегивает, одевается полностью сама. Колготки сама начала одевать примерно с 2х лет, кофты тоже, куртку лет с 3х, а вообще уже и не помню, может и раньше, замки наверное лет с 3х начала застегивать, к 4м пуговицы. Не помню, чтобы я ее учила одеваться, я больше стремилась к тому, чтобы она сама определяла, что ей надеть, а именно мы подходим к окну и смотрим как кто из людей одет и рассуждаем, что же такого одеть, чтобы не замерзнуть или чтобы жарко не было, нужна панамка или нет, нужна шапка или нет, сапоги резиновые надеть или кроссовки, короче было все и продолжается строиться на диалоге с ней, я ее постоянно побуждаю к рассуждениям. На сегодня, я вообще не спрашиваю кто, что оденет, она сама выбирает себе вещи, часто сама себе их гладит , я только напоминаю, что готовить одежду нужно заранее, вечером к примеру, если рано утром встать нужно.
Шнурки начались с шапочки, она сама проявила интерес к завязыванию сначала пояса на пальто, потом завязок на шапке, а потом и на шнурки перешла, как то все просто вышло у нее, несколько раз поковырялась и разобралась.

Научить никого ни чему нельзя, человек может только сам научиться, а мама может только ежедневно способствовать процессу взаимодействуя с ребенком. Бессмысленно ждать, что он сам догадается как надевать колготки или носки или сам догадается, что именно надеть, нет, дети учатся у взрослых, где-то взрослый может показать руками, где-то подсказать словами, где то просто не во время одевания поговорит с дитем о других детях, поинтересуется, а как они одеваются. Воспитание понятие расплывчатое, где-то нужна конкретика, а где то нужно закрыть рот и наблюдать за действиями ребенка и верить в его успех и пусть этот успех будет связан с правильным надеванием шапки, для взрослых это кажется ерундой, но для ребенка это значит превозмочь самого себя, сделать усилия, постараться и тд, а в таком деле обязательно нужна эмоциональная поддержка матери (отца, бабушки, дедушки) и ребенок чувствует злиться мать, когда он одевается или с интересом наблюдает за его развитием.

» «Так намного спокойнее»
Наконец, есть мамы и папы, которых раздражает, что малыш капризничает и упрямится во время самостоятельного одевания. Проще быстро все сделать самим – даже если ребенок по-прежнему настроен поскандалить, этот этап хотя бы можно проскочить быстрее. «

Вот у меня все пятеро в быту «отстающие», если по этой таблице — так и сильно. Самому заметить и заправить маечку в три года. Мои, пардон, способны только годам к семи.

Но если с первыми я очень старалась, грамотно приучала, еще бы — должны же! То к 4 ребенку абсолютно расслабилась и почти пустила все на самотек. Результат — ОДИНАКОВЫЙ. Дети дозревают тогда, когда именно эти дети дозревают. Как и с другими навыками, типа горшка. А тратить свои нервы и время, а главное — портить настроение ребенку постоянными требованиями — неохота.

Хотя соглашусь, что к моменту отдавания в детсад навыки одевания желательно иметь.

Еще замечу, что современные дети редко умеют завязывать шнурки и позднее начинают справляться с пуговицами — сейчас основная масса детской одежды без них, липучки, водолазки, кнопки.

шнурки в 5 лет? а корову доить не должен к 5 годам уметь? примерно такое же по смысловой нагрузке умение.

На самом деле статья-депрессяшка. Все эти сроки, когда ребенок что должен уметь, только вгоняют мам в тоску. Просто дайте ребенку одежду и отойдите. В какой-то момент сам научится. Главное, на сравнивать со статьями в интернете.

Каждая мама обязана знать:  Колыбельная медведицы

Освоение навыков самообслуживания – важный этап развития ребенка. Важно не только то, что каждое новое умение открывает перед ним новые перспективы, но и то, что каждый освоенный навык существенно облегчает жизнь родителя. Вы можете спокойно отвести кроху в детский сад, не беспокоясь, что воспитатели вовремя не переоденут его, или, к примеру, легко собраться на прогулку с двумя малышами – одеть младенца, пока дошколенок собирается на улицу самостоятельно.

Словом, если ваш ребенок одевается сам – это меняет все!

МАМА И МАЛЫШ

Блог молодой мамы

Как научить ребенка самостоятельно одеваться?

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/mshishova.ru/wp-content/uploads/2015/03/kak_nauchit_rebenka_odevatsya_samostoyatelno_1.jpg?fit=300%2C139″ data-large-file=»https://i2.wp.com/mshishova.ru/wp-content/uploads/2015/03/kak_nauchit_rebenka_odevatsya_samostoyatelno_1.jpg?fit=500%2C232″ /> Процесс обучения ребенка самостоятельности очень трудный, поэтому Вам нужно запастись терпением. Не нужно ругать малыша за то, что у него не получается что-то. Вам понадобится его подбадривать, помогать, подсказывать — напоминать снова правильный способ одевания. Зато через некоторое время малыш будет спокойно сам справляться с задачей одевания.

Когда нужно начинать учить?

В возрасте от двух до трех лет малыш стремится к самостоятельности, такой возраст называет «я сам». Поэтому начинать учить ребенка самостоятельно одеваться лучше в этот период. Услышав: «Я сам!» не нужно гасить инициативу, а помогать только когда об этом попросит сам ребенок.

С чего начать?

Детям легче научиться раздеваться, чем одеваться. В возрасте полутора лет они уже могут самостоятельно снять шапку, носки. Поэтому не стоит на этом останавливаться, так как процесс раздевания связан с процессом одевания. Пусть ребенок привыкает к самостоятельности. Помогайте ребенку если у него возникли трудности, но не делайте все за него. В начале обучения лучше предложить ребенку одеть и снять что-то легкое (носки, трусы, шапку), так как одежда, с которой будет сложно справиться, может отбить весь интерес..
Также лучше положить одежду малыша в доступное для него место, чтобы он мог ее брать и пробовать одеть на себя сам. И конечно если малыш не выспался, устал или болен, настаивать на самостоятельном одевании не стоит.

Что делать, если малыш не хочет учиться одеваться?

К трем годам ребенок перерастает стремление одеваться самостоятельно. Поэтому нужно запастись терпением, помогать ему и отводить на сборы побольше времени. Можно попробовать ребенку одевать наполовину колготки, штанишки, а потом предложить закончить ему самому. Или предоставить право выбора одежды, но не более двух предметов каждого вида одежды. Иначе ребенку будет сложно определиться с выбором. «Ты какую футболочку сегодня наденешь – желтую или красную? или «Ты что сначала оденешь – кофточку или юбочку?». Как только малыш получает право выбора, критическая ситуация исчезает.

Как научить ребенка одеваться в правильной последовательности?

Очень часто дети путают, что за чем нужно надевать. Они могут надеть куртку, а потом вспомнить что под курткой должна быть кофточка, или надеть ботинки, забыв перед этим надеть носки.

Чтобы ребенок не путался, можно сделать для него «шпаргалку в картинках». Это будет модель последовательности одевания.

Сделать такую «подсказку» очень просто, вот несколько вариантов:

1. На обычном листе А4 схематично нарисовать предметы одежды в нужной последовательности и соединить их стрелочками. Для каждого времени года можно нарисовать свою «подсказку».

2. Сфотографировать одежду малыша на белом фоне (например, лист ватмана). Потом в любой программе для обработки фотографий уменьшить размер фото и расставить в нужной последовательности. И распечатать готовую «подсказку» и повесить в удобное место.

3. Выбрать нужные раскраски одежды, их распечатать. Вместе с малышом их раскрасить, наклеить в нужной последовательности на картон. Раскраски одежды Вы можете скачать здесь.

Схема последовательности должна висеть на уровне глаз ребенка. На первых порах Вам с малышом придется часто обращаться к ней. Пусть ребенок сначала Вам подсказывает, а потом он сам сможет пользоваться этой схемой. Такая «подсказка» не только учить одеваться, но и развивает наглядно-образное мышление, учит их «читать» простейшие схемы.

Что делать, если ребенок надевает одежду задом наперед?

Для того, чтобы ребенок быстрее начал понимать как правильно одевать одежду, лучше покупать ему футболки, джемпера и штаны, на которых есть рисунок, аппликация или карманы спереди. Тогда будет достаточно пояснить малышу, что перед находится там, где картинка. И что нужно перед одеванием найти, где находится зайчик (или другая фигурка).

Также можно пометить меткой переднюю часть всех вещей ребенка. Метку можно нашить на трусики, брючки, юбочку, джинсы, шорты. Лучше чтобы метка была одна и та же (например, полоска тесьмы или яркий квадратик ткани).

Нашивают метку на перед одежды (на трусики, брючки, юбочку, шортики и т.д.). Меткой может быть цветной квадратик или другая очень маленькая пришивная аппликация. И малышу объясняют, что цветная картинка должна быть впереди. Этот вариант подходит для любой детской одежды и белья.

Или купите текстильный маркер (продается в магазинах для художников и в магазинах детских товаров и товаров для творчества). Нарисуйте впереди большой цветной кружок. Через 30 минут прогладьте утюгом место Вашего рисунка (внимательно прочитайте инструкцию, так как она может отличаться у разных производителей подобных маркеров, обязательно сначала протестируйте на ненужном лоскутке ткани. Если маркер качественный, то даже после стирки рисунок останется и будет ярким). Такой рисунок нельзя стирать при высокой температуре (поэтому для детского белья этот вариант не подходит), но можно стирать при температуре 40-50 градусов в стиральной машинке).

Как научить ребенка надевать одежду с узким воротом?

Чтобы ребенок научился справляться со свитером, футболкой, вещи должны быть свободными, с минимальным количеством кнопок, пуговиц. Важно, чтобы горловина была свободной и свободно проходила через голову. Иначе ребенок не только не справится с неудобной вещью, но и начнет злиться, а потом и вовсе откажется одеваться.

Но если в детском гардеробе есть одежда с узким воротом, попробуйте несколько простых шагов чтобы научить малыша с ним справляться.

1. Сделать из ворота «окошечко» (взять руками с двух сторон и растянуть в кружок). Посмотреть через это «окошечко» самой на потолок, на стены, дать малышу посмотреть в это «окошечко» на маму, улыбнуться друг другу. Дать малышу самому сделать такое «окошечко» (растянуть ручками ворот одежды) и поиграть с ним. В этой игре малыш научится очень нужному приему – собирать верх одежды и растягивать узкий ворот перед тем, как просунуть в ворот голову.

2. Затем на следующий день еще раз напомнить – показать малышу, как надо собрать верх футболки руками, чтобы легко в него просунуть голову («сделать окошечко») и быстро просунуть голову в окошечко. Сразу же покажите правильный способ одевания.

В первые разы при обучении одеванию одежды с воротом направляйте голову ребенка так, чтобы голова ребенка сразу же «входила» в узкий ворот подбородком, а не затылком (то есть сначала в ворот просовываем подбородок, а потом уже всю голову вслед за ним). Тогда лицо малыша всё время будет открыто, и он не будет бояться узкого ворота одежды.

После того как малыш научился просовывать голову в ворот, покажите как дальше одевать футболку или свитер – далее продеваем руки в рукава футболки, опускаем футболку вниз.

Как научить ребенка надевать брюки?

Объясняйте ребенку, что одевать брюки удобней сидя на стуле или на полу, вытягивая ноги перед собой, а вставать, только тогда, когда нога вылезет из штанин.. Потом малыш сможет надевать брюки и стоя – но это уже следующий этап.

Покажите ребенку, что у него есть две ножки. А в брюках есть два « окошка». Расскажите им о секрете: «Каждой ножке – своё окошко». Это двустишие очень хорошо запоминается детьми. Напоминайте им эту фразу перед одеванием брюк, и они без проблем научатся их одевать и никогда не засунут две ноги в одну брючину.

Есть еще одна проблема в одевании брюк – очень часто нога ребенка застревает в одном месте брюк и дальше никак «не идет». Особенно если брюки очень узкие – их неудобно одевать.

Что делать? Покажите малышу как нужно сесть. Как взять штанину (сложить ее в складки) и как продеть ногу в штанину. Покажите сами на примере своей одежды. В первых попытках одевания направьте руки ребенка если это понадобится (прием «рука в руке» — т.е. Вы держите детские ручки и их направляете).

Что делать, если ребенок постоянно путает левый и правый ботинок и надевает обувь не на ту ногу?

1. Показать ему, что ботиночки «дружат» и «смотрят друг на друга» (поставьте ботиночки правильно). Найдите у каждого ботинка «носок». Покажите, что носки «смотрят друг на друга». Потом покажите, как ботиночки «поссорились» (носки ботинок смотрят в разные стороны) и вместе с малышом поставьте их снова правильно – «подружите», пусть они «поглядят друг на друга».

2. Поиграйте в путаницу. Разложите обувь ребенка, других детей Вашей семьи вперемешку. Задача – подружить все туфельки (ботиночки, сапожки), то есть расставить их правильно в пары так, чтобы они «смотрели друг на друга». Сначала предложите 3-4 пары обуви для этой игры. Потом в следующей игре можно увеличить количество пар до 8. В первой игре Вы помогаете малышу при необходимости, подсказываете – «Посмотри, эти туфельки друг на друга смотрят или смотрят в разные стороны? Да, в разные стороны. А как их подружить?». Затем малыш выполняет игровое задание сам. Как только он будет легко справляться с этим заданием – можно приступать к шагу 3.

3. При надевании обуви малыш сидит на стульчике (детской банкетке, табуретке). Вместе с ним поставьте правильно ботиночки – так, чтобы они «смотрели друг на друга». Объясните, что у каждой ножки есть свой «домик». Поставьте ножки на домик сверху (ботинки стоят напротив ножек). Потом уже малыш обувается.

4. Можно взять большую наклейку, разрезать ее пополам и приклеить половинки на стельки обуви так, чтобы картинка складывалась тогда, когда левый и правый ботинок стоят вместе, как положено, то это поможет малышу быстрее ориентироваться в том, как правильно обуваться.

Как научить ребенка застегивать разные виды застежек на одежде и обуви?

Текстильные развивающие книжки со шнуровками, пуговицами и разными застежками не помогают научиться шнуровать не себе одежду и обувь, хотя и очень полезны для развития мелкой моторики. Почему? Потому что одно дело — застегивать в горизонтальном положении, а другое – вертикально на своем животе или груди.

Поэтому здесь нужно соблюдать последовательность:

Первый этап – развивающая книжка, коврик для малышей раннего возраста (до 3 лет) с кнопками, молниями, пуговицами, крючками и другими видами застежек (самый легкий вид задания на застегивание). Очень широко известен материал Марии Монтессори — рамки с разными видами застежек (большие пуговицы, маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнуровка с отверстиями, шнуровка с намоткой на крючок, крючки с петлями, застежки – липучки, застежки с пряжками. Или можно игрушку сделать своими руками. Нашейте на кусочек ткани несколько больших пуговиц, а в другой тряпочке проделайте петлю. Малыши с удовольствием играют и одновременно тренируются в полезном навыке. Либо нашейте пуговицы и липучки на мягкие игрушки и некоторые домашние вещи. Так, уши зайца можно сделать прижимающимися к голове – пристегивать их на пуговицы, а шторки в детской на ночь скреплять липучкой.
Очень важно, чтобы на этом этапе малыш научился пинцетному захватыванию мелких предметов (указательным и большим пальцем), так как именно такой захват очень нужен в одевании одежды.

Второй этап застегиваем одежду на куклах, мишках, зайках и других игрушках, учимся одевать их (2-3 года) . Очень хорошо, если у Вас дома есть игрушка с полным комплектом одежды. Тогда такая игрушка (например, мишка или кукла) может прийти к малышу и попросить его помочь одеться на прогулку. Ведь мишке так хочется погулять с Вашим малышом! Но без одежды ему будет холодно. Малыш «учит» мишку правильно одеваться, исправляет его ошибки (а мишка всегда путается), потом они идут вместе на прогулку.

Каждая мама обязана знать:  Как помочь ребенку пережить смерть отца

Третий этап (с 3-4 лет) – малыш учится застегивать одежду на себе.

Одеваемся играя

Одевание можно превратить в интересную игру. Пусть шапка будет короной, валенки – сапогами-скороходами, собачка молнии – кабиной лифта. Или когда ребенок одевает штаны, скажите ему, что его ноги это две машины, а штаны гараж, пусть машины заезжают в гараж.

Ниже представлены веселые игры для того, чтобы научить ребенка самостоятельно одеваться. А также, Вы можете использовать детские стихи для одевания и поучительную сказку «Сказка про то, как одежда обиделась».

Игры-одевалки

1. «Паровозики». Пусть штанина или рукав станут туннелем, а нога или рука малыша – паровозиком. Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели».

2. «Одень куклу (мягкую игрушку)» . Скажите малышу, что кукла собралась в гости и её нужно одеть.

3. «Показ мод». Девочки, да и мальчики тоже, с удовольствием играют в «показ мод» или «фотосессию» — это отличный повод для обучения самостоятельному одеванию.

4. «Ныряй!». Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку. Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале, потом ребенок будет сам «нырять” под край куртки, одновременно натягивая рукава.

5. «Каждая ножка с свое окошко» (надевание трусиков). Или «каждая ножка – в свой домик» (надевание колготок).

6. «Прятки». Играем в прятки: «Ку-ку, где Катя? Вот она Катя! Выглянула в окошко!». Можно поиграть в прятки несколько раз: то прячась за «окошечко», то выглядывая из него.

Бывают окна разные:

А у меня есть в комнате

7. «Кукушка» Малыш в этой игре играет роль кукушки. Он сначала держит ручками ворот одежды (Вы в этом время читаете стихи). А потом он быстро протягивает голову в ворот, и «вылезая из окошка» весело говорит: «Ку-ку! Ку-ку!»

Где ты спряталась кукушка?

На опушке?Или вон на том суку?

А в ответ: — Ку-ку! Ку-ку!

8. «Кто быстрее оденется». Дети очень любят подражать родителям, поэтому одевайтесь вместе с ним «кто быстрее».

Как быстро научить ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно: приемы обучения для деток 2-3 лет

Перед каждой мамой рано или поздно встает вопрос, как научить ребенка одеваться самому. Чаще всего это происходит, когда приходит пора отдавать малыша в детский сад. Отпуск по уходу за ребенком подходит к концу. Маме пора выходить на работу. Это значит, что каждое утро необходимо будить малыша и собирать его в сад, да еще успевать собраться самой. Если раньше мама могла тратить много времени на одевание ребенка, то теперь нет. Он должен научиться собираться в садик сам, причем быстро. В сад опаздывать нельзя, а тем более, на работу. Навык самостоятельного одевания прививают ребенку в возрасте 2 – 3 лет.

Каждый новый навык развивается у малыша не сразу, а постепенно. Не надо форсировать события. Доктор Мария Монтессори считает, что ребенку надо помочь самостоятельно получить новое умение. Так оно закрепится основательно и надолго. От взрослых требуется лишь доброжелательное поощрение и поддержка.

Понемногу осваивать самостоятельное одевание младенец начинает уже к 12 месяцам. Он стягивает с себя носочки и шерстяную шапочку. Похвалите его, в следующий раз сознательно подождите, пока он сам не снимет эти предметы одежды. В два года ребенок будет пытаться самостоятельно надеть носки и шапку. Пусть шапка наденется немного набекрень, ее всегда можно поправить. В этом возрасте человечек уже может сам снять с себя рейтузы, колготы и трусы. К 3 годам круг его навыков расширяется. Его удается научить:

  • надеть и снять трусы и теплые штаны на резинке;
  • надеть жилет без пуговиц, шапку, носки;
  • надеть обувь без шнурков и застежек;
  • снять с себя расстегнутую рубашку или кофточку;
  • застегнуть уже вдетую в основание молнию на одежде и расстегнуть ее.

Уже к году малыши начинают самостоятельно раздеваться или других раздевать

К 4 годам умения приумножаются. Ребенок может:

  • надеть на себя футболку и свитер;
  • надеть рейтузы или брюки;
  • застегнуть кнопки на одежде;
  • раздеться самостоятельно.

Все эти навыки ребенку лучше проявлять под надзором взрослого человека, чтобы он помог, если что-то наденется наизнанку или задом наперед. Дети более старшего возраста, незадолго до поступления в школу, могут одеться и раздеться уже без присмотра родителей. Родители добиваются этого путем постепенного приучения малыша к самостоятельности с раннего возраста.

От простого к сложному – самый правильный путь обучения

Во время одевания озвучивайте ваши действия. Приговаривайте: «одну ручку в рукав, другую ручку в другой рукав. Давай ножку, наденем на нее туфельку». Если вы все время будете пояснять свои действия, малыш будет лучше вас понимать. Во время следующего одевания он сам будет протягивать вам ручки и ножки. Примерно в 18 месяцев ребенок попробует сам снять с себя носки. Поднимаясь с горшка, он попробует натянуть самостоятельно штаны. Не торопитесь, дайте ему возможность проявить себя. Если действие получилось, похвалите его. Пусть штаны немного скособочены, это всегда можно исправить. Старайтесь не делать за ребенка то, что он может сделать сам, и не скупитесь на похвалы.

Веселые игры помогут быстрее научить ребенка одеваться, так как сделают процесс интересным и занимательным

Двухгодовалый малыш сам пытается надеть трусы, колготы, штаны. Старайтесь, чтобы одежда была достаточно свободной и удобной для одевания. Широкие штаны надеть легче, чем колготы. Можно немного помочь маленькому человечку. Чтобы побудить его к действию, можно натянуть на него колготы не до конца. Он постарается подтянуть их сам. Если вам удастся только направить малыша по правильному пути, а не выполнять за него действия по одеванию, он быстро научится одеваться сам.

Более сложный этап – надевание маек и свитеров. Если малышу будет тесно в одежде, он застрянет в ней при одевании и разозлится. Это отрицательно скажется на его энтузиазме, пропадет интерес к процессу. Покупайте человечку одежду на размер больше, чтобы он легко ее надевал. Горловина у маек и свитеров должна быть свободной. Не вводите в обиход водолазки и другую облегающую одежду.

Считаемся с мнением малыша

Нельзя забывать и о качестве одежды. Она должна быть не только свободной, но и удобной. Проверьте, чтобы свитер «не кусался». Шерсть должна быть натуральной, мягкой и приятной для тела. Майки лучше выбирать хлопчатобумажные. Надо считаться и со вкусом ребенка. Если ему категорически не нравится вещь, не стоит настаивать на ее использовании.

Всем детям, а особенно юным модницам, нравится самостоятельно выбирать одежду. Поощряйте это и подсказывайте, если что-то не так

Многие дети к трехлетнему возрасту способны сами одеться, начиная от нижнего белья и кончая верхней одеждой. Продумайте наряд малыша так, чтобы ему не пришлось потеть над сложными застежками. Если ребенок надел что-то задом наперед, перепутал ботинки, не ругайте его. Помогите что-то снять и переодеть. Застежки вы сможете застегнуть сами, когда остальное уже будет надето.

Хвалите своего ребенка, ваше хорошее настроение и доброжелательность помогут ему сохранить интерес к одеванию, а упреки зарубят инициативу на корню. Если вы не успеваете на работу, в следующий раз начните сборы на 30 минут раньше.

Приемы обучения

Взрослые не задумываются над процессом одевания, делая все механически. Малышу такая система не подходит. Чтобы приучить его правильно надевать на себя одежду, рассмотрите ее вместе с ним со всех сторон. Покажите ему, где у носка пятка, где у колгот швы, где у кофты перед и где зад, где изнанка, а где лицо. Покажите, как положить вещь перед собой, чтобы надеть ее правильно.

Объясните ребенку последовательность надевания одежды и способ надевания каждой конкретной вещи. Раньше вы не задумывались, как надеть свитер, сначала рукава, потом горловину или наоборот. Как надеть брюки, сначала сидя, а когда из штанин выглянут ступни, то стоя? Где у кофты перед, а где зад, и как это определить? Горловину надевают через лицо или через макушку? Теперь все это придется обосновать и объяснить.

Иногда не помешает применить немного хитрости. Если вы упустили момент для обучения, и ребенок привык, что его одевают родители, и не хочет одеваться сам, попробуйте превратить одевание в увлекательную игру:

  1. Пусть ножки будут паровозиками, а брючины – тоннелями, по которым надо проехать.
  2. Устройте соревнования на скорость одевания. В этих соревнованиях малыш должен победить.
  3. «Забудьте», как правильно одеваться. Надевайте колготы на голову, а носки на руки. Пусть ребенок вас поправляет.
  4. Поиграйте в ручки и ножки. Пусть они говорят: «мне холодно, где же согреться?» или «ой, как страшно, хочу в домик».

Если вы умело организуете мотивацию, ребенок с удовольствием начнет сам одеваться. Постарайтесь помочь своему малышу.

Подготовив для ребенка шпаргалку одежды, вы поможете ему выстроить правильную очередность одевания

Несколько советов родителям

Как показала практика, малышу гораздо легче самому раздеваться, чем одеваться. Начните с раздевания – пусть годовалый малыш сам снимает носочки и шапочку. Если у него что-то не получается, немного помогите, но не до конца, чтобы он завершил процесс сам. Пусть ребенок учится справляться с трудностями. Не забудьте его похвалить.

Человечек может заволноваться от большого количества одежды, которую надо надеть. Имеет смысл поделить одежду на 2 части – ту, что надевает малыш, и ту, которую на него надевает мама (рекомендуем прочитать: какая одежда покупается для детского сада?). По мере обучения перекладывайте из своей части одежды к малышу по 1 вещи. Делайте это до тех пор, пока ребенок не станет одеваться самостоятельно.

Для одевания утром перед детским садом приготовьте одежду для вашего дошкольника вечером. Разложите ее в том порядке, в котором она надевается на кресле или еще где-то, где она не будет никому мешать.

Чтобы малыш запомнил, где у вещи перед, приобретайте кофточки и брючки с карманами, с яркими принтами впереди. Если вещь одноцветная, сделайте на ней вышивку или аппликацию. Они не испортят одноцветную футболку, свитер или платье.

Маленькие хитрости

Идите на компромисс, когда ребенок готов закапризничать. Если он хочет надеть желтую кофту, а не синюю, не препятствуйте ему. Замена юбки на брюки или на сарафан могут предотвратить скандал. Когда ребенок не хочет сам одеваться, возможно, он не выспался или плохо себя чувствует. Договоритесь, что вы поможете ему – будете одевать правый рукав и правую брючину, а он – левую сторону.

Выбирайте одежду вместе с малышом. Ходите вместе в магазин за покупками. Перебирайте вдвоем содержимое шкафа. Спрашивайте человечка, в чем он хочет пойти в детский сад. Если его выбор неудачен, объясните, почему вы возражаете – одежда не подходит для такой погоды, цвета не сочетаются друг с другом.

Чаще хвалите ребенка. Сын сам надел штанишки – молодец. Дочка обулась самостоятельно – прекрасно. Ребенок надел задом наперед свитер – достижение. Позже можно его переодеть. Похвала поможет вашему малышу научиться самостоятельно одеваться гораздо лучше, чем упрек.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация