Как помочь медлительному ребенку


Содержание

Как помочь медлительному ребёнку.
статья на тему

Медлительные дети — медлительны в действиях, реакциях на слова взрослых.Правила игры с медлительными детьми. Игры с медлительными детьми.

Скачать:

Вложение Размер
kak_pomoch_medlit.reb_.docx 269.29 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь медлительному ребенку

Медлительные дети и в самом деле очень осложняют жизнь семьи и детского коллектива – они медлительны в действиях, реакциях на слова взрослых, их нужно постоянно торопить, подгонять, а при этом они затормаживаются еще больше, т.к. для них это стрессовая ситуация.

Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов (медлительных), накладывают отпечаток и на их характер: очень часто они становятся необщительными, замыкаются в себе. Они больше подвержены развитию неврозов.

Все эти факты говорят о том, что медлительные дети нуждаются в помощи психолога.

Вот несколько рекомендаций:

1. Не забудьте, что окрики, выговоры, наказания за то, что ребенок «не хочет пошевелиться», «копается назло» и даже просто постоянные напоминания «Побыстрее, побыстрее!», «Ты можешь поживее?» приводят только к дальнейшему углублению торможения. Ребенок «копается» не назло вам, а просто потому, что иначе он не может. Поэтому нужно стараться разговаривать с ним спокойно, без попреков и понуканий. Рассчитайте время утром так, чтобы дать ребенку возможность встать, умыться, позавтракать без конфликта.

2. Медлительные дети очень склонны к стереотипным действиям, т.е. к поступкам по определенному шаблону. Например, предпочитают ходить одной и той же дорогой, играть в привычные игры. Если они решают какую-то логическую задачу, то стараются сделать это известным им уже способом, даже когда он не очень подходит. Тренируйте свойства подвижности нервных процессов у детей, их логическое мышление, развивайте творчество. Играйте в логические игры Никитина.

Установите для ребенка четкий режим дня: какие действия и в какой последовательности совершать перед едой, перед сном и т.д. Если ребенок в одно время ложится спать, ест, гуляет, если каждая процедура имеет определенный порядок (хотя бы здесь нет никаких неожиданностей), то ему легче справиться со встающими перед ним задачами.

3. Медлительный ребенок не успевает усваивать большую часть видимого и слышимого в быстром темпе (количество информации увеличивается – возрастает нагрузка на свойство подвижности, что ведет к углублению торможения у него). Если повторять то же еще раз или говорить медленнее, такой ребенок прекрасно бы справлялся с заданиями, но это не всегда возможно в группе. Следовательно, медлительному ребенку нужно больше внимания, больше повторений одного и того же, чтобы он догнал по показателям детей с подвижными нервными процессами. Медлительные дети не уступают подвижным в уровне общего психического развития, но им труднее – они быстрее устают. У них ниже скорость и точность работы, хуже внутренне торможение. Чтобы помочь ребенку, родители должны быть знакомы с тем, чем занимается ребенок в группе и хотя бы коротко рассказать ему заранее, о чем там будет идти речь или же потом дома, вечером. Если этого не делать, то у ребенка будут накапливаться пробелы в знаниях. Любую тренировку (более быстрое выполнение задания, ограничение во времени и т.д.) проводить на положительном эмоциональном фоне, т.е. с веселым настроением, которое легче всего создается в игре. Поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций.

4. Медлительный ребенок, поставленный в условия чрезмерной опеки, оказывается в дальнейшем в тяжелом положении, т.к. при этом свойство подвижности, и без того недостаточное, ослабляется еще больше. Взрослые должны помнить, что нервная система ребенка с недостаточной подвижностью нервных процессов нуждается в постоянной тренировке, в противном случае будут ограничены возможности приспособления его к социальной среде, возникнут трудности в обучении.

Правила игры с медлительными детьми

Правило 1. Родителям необходимо подумать, как организовать медлительного ребенка и дать разумные нагрузки на его свойство подвижности, выделить время для специальных занятий-игр. При ежедневных занятиях достаточно 10-15 минут в день. Место для игры значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!

Правило 2. Игры должны быть повторяющиеся, чтобы ребенок имел возможность видеть, чему он научился, и понимать, что он еще только учится. Периодически участвуя в одних и тех же играх, ребенок осознает свои растущие способности. Достигая успеха, он начинает любить себя «нового» и стремится к самосовершенствованию, чтобы занять более высокие позиции в глазах взрослых, но, в первую очередь, конечно, у сверстников.

Правило 3. В игре обязательно должен быть элемент соперничества. Ребенок должен научиться бороться. Кроме того, дети, которые соревновались между собой в игре, после нее ведут себя гораздо дружелюбнее, т.к. имеют возможность сбросить накопившуюся агрессию. В играх с родителями малыш не должен все время выигрывать. Ребенку нужно и проигрывать, но, учитывая специфику детского возраста, не часто. Важно правильно научить его относиться к проигрышу, понимать, почему он проиграл.

Игры с использованием максимально быстрых движений

За одну минуту нужно поставить наибольшее количество точек на листке бумаги. Кто больше поставит – тот победил.

Берется длинная веревка, середина ее помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу начинают крутиться, накручивая на себя веревку, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.

Ребенку предлагается каждой ногой поочередно шлепнуть себя по ягодицам. Время выполнения задания 30 секунд. Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.

Игры со сменой темпа движений

Взрослый отчетливо пропевает какую-либо мелодию. Ребенок на листе бумаги начинает чертить линию. Как только взрослый замолкает, линия прерывается и возобновляется, когда голос зазвучит вновь. Величина разрыва линии зависит от длительности паузы. Потом можно поменяться ролями с ребенком – он поет, а вы чертите. Пение можно заменить игрой на музыкальных инструментах.

Взрослый имитирует звуки мотоцикла: момент запуска, ускорение, замедление, поворот ручки «газа». И одновременно вместе с ребенком кружится на воображаемых мотоциклах.

Игры для развития психомоторики и развития внутреннего торможения

«Смотай клубок» (игра для развития психомоторики)

Это упражнение развивает координацию движений и моторику рук, что очень пригодится при письме. У каждого участника должно быть 4-5 цветных шерстяных ниток, каждая длиной 2 м. Задача: смотать плотный клубочек одной рукой (сначала правой – ведущей, а затем левой). Контрольное время: для ведущей руки – 20 сек, для другой – 25 сек. Через некоторое время у ребенка станет получаться лучше. Тогда возьмите более тонкие и длинные нити. Что делать с клубочками? Можно, например, на листе бумаги нарисовать котенка и корзинку. В корзинку «положить» клубочки, а самый красивый из них приклеить к лапкам котенка.

«Игрушка» (игра для развития внутреннего торможения)

Очень эффективная игра для развития внутреннего торможения. Взрослый готовит заранее игрушку, накрытую салфеткой. Ребенок должен закрыть глаза, и пока взрослый не досчитает до пяти, не открывать их. Тогда малыш сможет увидеть сюрприз, который находится под салфеткой. Сначала ребенок не сможет выдержать до счета «пять», но постепенно у него это получится. Впоследствии вы будете должны этот промежуток времени до счета «десять».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила игры с медлительными детьми;Игры с использованием максимально быстрых движений;Игры со сменой темпа движений.

Как можно помочь медлительным детям работать быстрее, успевать за сверстниками и не чувствовать себя обделенными.

проблемы медлительного ребенка.

Взрослые должны строго соблюдать требования: не спешить, не торопить ребенка, не нервничать при этом самим, не дергать, не подстегивать и не подгонять его. Помните :любая спешка приведет к е.

Консултиация для родителей детей старшего дошкольного возраста.

Очень медлительный ребенок. Что делать?

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Здравствуйте.вы прямо как моего описАли -только у нас с психованием еще все это было. почерк корявый-рисовать не можем -органическое поражение ЦНС у нас было, сказали эта проблема оттуда. несобранность, забывчивость и медлительность — синдром дефицита внимания, только у нас как СДВГ ставили, плюсом с гиперактивностью. интеллект тоже сохранен, более того, энциклопедист был чуть не с садика. еще атрофические изменения белого вещества головного мозга у нас. в принципе я вам просто перечислила наши диагнозы при сходном поведении.

уроки помогала делать ему всегда, пока не научился сам. в принципе до 5-го класса вместе делали. наверное отдыхать в любом случае ребенку надо, мы не очень гнались за хорошими оценками -хоть как то программу освоить бы. все это время проходили курсы реабилитации на Печерке,лечились только там по сути.

Вам наверное надо посидеть с ним весь процесс выполнения дз и понаблюдать — на что отвлекается может быть, может просто тяжело сосредотачиваться на предмете длит. время(у нас лимит 15 минут был -а потом мячты и разговоры)), либо долго решение обдумывает. на простые какие-то вопросы быстро реагирует? и еще многое от характера\наследственности тут может быть — у меня племянники спокойные как удавы, аж завидно. а дело в родителях -они тоже удавы.

диагностировали нас кучей -МРТ, энцефалограмма. я уже даже не помню если честно, все смешалось за эти годы. а попасть на печерку нетрудно- к неврологу идете, диктуете куда -«Центр восстановительного лечения для детей», и диагнозы пускай рисует все туда вам.все-таки это ненормально ведь. сами участковые неврологи и не предложат никогда ничего, наши вон слыхом не слыхивали про этот центр.

ребенком конечно надо вам занимаься, ведь он получается неприспособлен к обычному ритму жизни ¶

Как помочь медлительному ребенку?

Часто ли вам приходится говорить своему ребенку такие слова: «Ну что ты все время копаешься? Вечно спишь на ходу! Сколько можно одеваться? Еле-еле душа в теле!» Если да, то эта статья специально для вас.

Скорее всего, вы эмоциональный, активный человек, а ваш ребенок в противовес вам медлительный, инертный. Терпение и ожидание не приносят изменений в его поведение. Просьбы, наказания и упреки делают только хуже.

С утра, собирая ребенка в детский сад, вы начинаете нервничать: жует свой завтрак еле-еле, одевается так же, приходится постоянно торопить. В саду такая же картина.

Первые полгода в первом классе более или менее удачные, затем начинаются бесконечные двойки: чтение, письмо, математика даются с трудом, домашнее задание приходится делать по 5 часов, на уроке ребенок ничего не успевает. Учителя считают его неспособным и плохо соображающим, или же способным, но ленивым. В общем вроде тихий и спокойный ребенок, а проблем выше крыши…

Безусловно, быстрый темп нашей жизни не может не отложиться пагубно на психике. Постоянно торопящие, ругающие взрослые вызывают у ребенка невроз, который со временем появляется частыми головными болями, нарушается сон, повышается утомляемость, интерес к учебе теряется.

Проблема медлительного ребенка не в том, что он ленивый, вредный или ни на что не способный, просто у него свой индивидуальный темп деятельности, который формируется в соответствии с особенностями нервной системы человека.

Великий русский ученый выделил четыре типа нервной системы, которые перекликаются с четырьмя типами темперамента, установленными Гиппократом еще в IV веке до н.э.:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы — сангвиник;
2. Сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик;
3. Сильный, неуравновешенный, подвижный тип — холерик;
4. Слабый, неуравновешенный, инертный — меланхолик.

Соответственно, медлительный ребенок — скорее всего меланхолик или флегматик. Необходимо отметить, что чистые виды темпераментов в природе встречаются довольно редко, чаще всего это сочетания, и можно говорить скорее о преобладании того или иного типа в человеке.

Несправедливо говорить о том, что какой-то из типов лучше другого. Каждый из них лучше всего подходит для определенной деятельности и совершенно не подходит для другой, поэтому хороших или плохих типов темперамента нет. Обладая такими знаниями, мы можем помочь своему медлительному ребенку быстрее адаптироваться в окружающем его мире.

Итак, как же помочь своему ребенку успевать? Прежде всего, не торопить его, не подгонять и не ругать за медлительность, забыть о работе «на время». Дайте ему выработать свой, определенный темп, в котором он будет уверенно работать.

Полезными будут упражнения с чередованием скоростей: хлопать в ладоши (сначала быстро, потом медленно, потом снова быстро), чередовать бега и ходьбы или других физических упражнений, с изменением скорости, стучать по столу пальцами После того, как ребенок научится изменять свой темп, можно будет постепенно увеличивать скорость.

Чередуйте задания, которые даются ребенку с трудом, с теми, которые получаются хорошо. Это поможет не зациклиться на неудачах и сохранить уверенность в своих силах. Обязательно делайте перерыв каждые 30 минут, старайтесь, чтобы все домашние задания были выполнены в светлое время суток, приучите ребенка к физическим упражнениям и регулярно ходите на прогулки.

Понимание особенностей темперамента, выполнение рекомендаций, а также внимательность и чуткость к состоянию своего ребенка позволит ему облегчить адаптацию в обществе, и со временем он уже не так сильно будет отличаться от своих сверстников.

Безусловно, это долгая и кропотливая работа, но невыполнение ее может пагубно сказаться на здоровье малыша, и последствия будут еще более катастрофичными.

Как помочь медлительному ребёнку? Медленный ребенок: как его “ускорить”, не травмируя детскую психику

Доктор медицинских наук М. М. Кольцова утверждает, что в среднем 23% детей медленнее своих сверстников. 4-6% из них растут в неблагоприятной обстановке.

Профессор психологии Университета штата Огайо Роджер Рэтклифф десять лет проводил исследования когнитивных процессов. Он утверждает, что медленные дети – это нормально. Но когда медлительность игнорируется родителями, это приводит к отставании в учебе и неврозам.

Педагог-психолог высшей категории с 25-летним стажем Гузяль Ахмедова называет следующие особенности медлительных детей:

  • Скорость действийу них в 1,5-2 раза ниже. Это было установлено в ходе эксперимента с переодеванием и мытьем рук детей в саду.

Длительный латентный период. Так называется промежуток времени от нервного импульса в мозг о старте действия и до самого действия. У медленных детей он в среднем в 3 раза больше, чем у обычных.

  • Трудное переключение между задачами. Взрослым часто кажется, что ребенку наплевать на задание. Но в действительности ему тяжело переключаться между ними.
  • Подверженность стереотипам. Такие дети не принимают нового. Потому стараются использовать уже знакомые шаблоны мышления.
  • Инертность речи. Растягивания слов, паузы между словами – признаки низкой подвижности нервных процессов.

В первую очередь, родителям следует принять своего ребенка таким, каков он есть. Почему возникает такая проблема и о методах ее решения мы поговорим далее.

Причины детской медлительности

Некоторых родителей раздражает пассивность ребенка. Они не понимают, что малыш не виноват в том, что его нервные процессы протекают медленнее. Обзывания и подзатыльники усиливают напряжение и ослабляют концентрацию.

Одни дети страдают медлительностью из-за органических изменений в структуре мозга, другие – из-за особенностей нервной системы, а третьи – от банальной болезни.

Но иногда виноваты сами родители – особенности воспитания и плохая атмосфера в семье могли привести к медлительности.

Есть и другие причины:

Причина

Описание

По своей природе флегматик имеет особенные черты: неспешен, не приемлет новое, необщителен. Такие «копуши» тяжело находят друзей, зато они всегда преданны и редко идут на конфликт. Боязнь ошибки Это следствие плохой атмосферы в семье. Никому не хочется получить очередной подзатыльник. Чтобы не ошибиться, ребенок вынужден тщательно взвешивать свои решения. Это повышает напряжение и может осложниться . Длительная болезнь Во время заболеваний организм тратит все силы на борьбы с патологиями. Поэтому реакции замедляются. Когда кризис здоровья пройден, а иммунитет повышается, скорость деятельности ребенка восстанавливается. Патологии мозга Тяжелая беременность, сложные роды или родовая травма могут впоследствии «наградить» новорожденного заторможенностью. Недоношенные дети также зачастую медлительны. В этом случае следует обратиться к невропатологу или психоневрологу. Стрессовые ситуации Переезд, новая школа – тоже стресс для ребенка. Что уж говорить о и домашних конфликтах. Все это сказывается на нервной системе ребенка и на успеваемости. Протест Родителям медлительного ребенка стоит изменить систему воспитания. Когда она авторитарна, ребенок своей неспешностью протестует против тотального контроля. Домашняя атмосфера Авторитарность, напряжение и ссоры родителей ни к чему хорошему не приведут. Все причины тесно связаны. Потому усиление любой из них повлечет за собой усиление других. С этой причиной не надо бороться и переучивать ребенка на правшу – лучше адаптировать его под условия.

Вовремя обращайте внимание на излишнюю мечтательность детей и их уход в себя. Это может быть следствием тяжелых психических расстройств.

Как нужно воспитывать ребенка

Из-за раздражительности взрослых, дети неохотно принимают других в свои игры, мало общаются, могут замкнуться в себе. Чтобы этого не произошло, педагоги советуют родителям следующее:

  • Никаких упреков . Ровный и доброжелательный тон беседы с ребенком успокоит его. Это гораздо эффективнее, чем «словесные уколы» и толкания.
  • Без спешки . Подгонять медлительного ребенка бесполезно. Зачатую это только умедляет его деятельность из-за боязни сделать что-то не так.
  • Без сравнений . Не стоит сравнивать ребенка с его быстрыми сверстниками. Результатом сравнения будут три вещи: низкая самооценка, неврозы.
  • . Семейные ссоры ребенок часто принимает на себя. Он подсознательно считает себя виноватым. Чувство вины только усиливает его врожденную особенность.
  • Без лени . Исследования советских ученых НИИ физиологии детей и подростков показали, что систематическая тренировка повышает скорость работы детей. Наиболее удачный для этого возраст – 4-6 лет. Не нужно забывать о простейших приемах: прогулка перед сном, развитие толерантности к ребенку, совместные игры.

Игры для развития малыша

Подойдут любые игры со сменой темпа движений.

«Обгони меня»

Чередование ходьбы и бега. Изменять темп можно по словесному сигналу или с помощью музыки. Важно подстроиться под темп ребенка и иногда давать ему выигрывать.

«Ладошки»

Задача – менять темп хлопанья в ладоши. Сигналы подавать голосом или музыкой.

«Пальчики»

Сгибать и разгибать пальцы с разной скоростью. Можно подключить гимнастику с «запретными движениями» или с «заменой». Первый вариант предусматривает повторение упражнений разминки, кроме обусловленных «запретных». Это тренирует внимание ребенка. Второй вариант тренирует реакцию детей. К примеру, если ведущий согнул пальцы – участники их разгибают, и наоборот.

Медлительный ребенок часто встает перед дилеммой: писать красиво, но медленно либо быстро, но неаккуратно. Не успевая выполнять все задания, ребенок начинает писать с ошибками. Еще большие трудности возникают, когда проверяют письмо и чтение на скорость.

Торопить — нет смысла

Темп работы не зависит от желания ребенка. Поэтому торопить его нет совершенно никакого смысла. Окрики и наказания за то, что ребенок «копается назло», и даже просто постоянные напоминания приводят к обратному эффекту. Да, ребенок может начать суетиться, пытаться ускорить движения. Но реально работать быстрее не станет, результат останется прежним, а то и ухудшится.

У медлительных детей от сигнала «делай» до реального начала действий проходит времени в два-три раза больше, чем у других. В этот момент ребенку нужно сосредоточиться, а окрики этому мешают, и в итоге этот подготовительный этап еще больше увеличивается.

Используем игру

Вместо поторапливания можно использовать игровые приемы. Причем мальчики обычно лучше реагируют на соревновательные игры («Давай, кто быстрее обует ботинки!»). Девочки же охотнее откликаются на просьбы о помощи («Если ты быстро разденешься и помоешь руки, то успеешь помочь мне испечь блины»).

Так или иначе, важно найти для ребенка дополнительный стимул делать быстрее то, что он делает. Только после этого не нужно ругать за неаккуратность выполнения — невозможно убить двух зайцев одним выстрелом, баланс скорости и качества выполнения придет постепенно.

Условия и режим

Утром при сборах в школу важно рассчитывать время так, чтобы дать ребенку возможность встать, умыться и позавтракать спокойно, в его собственном темпе. Для этого, возможно, придется раньше ложиться спать и раньше вставать.

Для медлительного ребенка очень важны привычные условия работы. Если у него есть собственный письменный стол, если он приступает к домашним заданиям всегда в одно и то же время, его психике проще быстрее включиться в работу.

Медлительному ребенку трудно переключаться с одного вида работы на другой. Не нужно озадачивать его неожиданными вопросами, пока он занят предыдущим заданием.

Домашние задания

При выполнении домашних заданий с медлительными детьми не рекомендуется делать перерывы по время занятий по одному из предметов, поскольку заново включиться в работу ребенку будет сложно. Лучшая схема такова: позанимались математикой — отдохнули — начали заниматься письмом.

Важно понимать, что часть классной работы придется делать с ребенком дома, поскольку часто медлительные дети пропускают часть материала из-за быстрого темпа его подачи.

При этом рекомендуется даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя. Допустим, если на ближайшем уроке дети будут изучать виды животных, можно посмотреть научно-популярный фильм о животных планеты, чтобы ребенок уже частично включился в контекст темы.

Правильные тренировки

Тренировать скорость выполнения заданий можно. Однако специалисты рекомендуют делать это еще до школы, самый оптимальный период — от 4 до 6 лет.

Для этого лучше всего использовать игры со сменой скорости движений. Например:

  • ходьба — бег — ходьба медленная;
  • хлопки ладонями медленно — быстро — медленно;
  • прыжки через скакалку со сменой темпа.

Самое важное в этих играх не как таковое развитие скорости, а чтобы ребенок научился чувствовать свою скорость и произвольно управлять ей.

Когда это будет удаваться, можно также использовать игры с максимально быстрыми движениями. Например:

  • за одну минуту поставить как можно больше точек на листе бумаги;
  • пока идет время в песочных часах, назвать как можно больше имен на определенную букву.

В подобных упражнениях важно, чтобы ребенок имел возможность оценить собственные результаты в динамике. Для этого нужно повторять любимые игры день ото дня и замечать даже незначительный рост достижений.

Медлительный ребенок в школе вовсе не обязательно будет среди отстающих. Недостаточную скорость работы он компенсирует основательностью и качеством. На начальных этапах адаптации самое главное, чтобы ребенок не начал комплексовать из-за своих особенностей. А это — в руках родителей.

Таких детей сверстники дразнят «тормозами», а взрослые в сердцах называют копушами, мямлями или сонными тетерями. Все действия они совершают словно в замедленной съемке, а иногда и вовсе застывают, как бы засыпая на ходу. Специалисты пользуются термином «медлительные дети», психоневрологи иногда в этом случае говорят о гиподинамическом синдроме. К чему нужно быть готовыми родителям, и как помочь своему медлительному ребенку справиться со множеством проблем?

Тучи начинают сгущаться в школе

В первые годы своей жизни медлительный ребенок практически не вызывает своим поведением тревоги у взрослых. Наоборот, он очень «удобен»: много спит, не капризничает, не носится как угорелый. Вот разве что в песочнице всегда пасует перед более шустрыми сверстниками. Да в детском саду воспитательница ворчит: «Все уже давно гуляют, а этот только первый ботинок зашнуровывает». Но пока это лишь мелкие неудобства.

Отдавая медлительного ребенка в школу, родители зачастую не подозревают, что отныне требования к нему резко изменятся, и то, что раньше было незначительной особенностью, может послужить причиной серьезных неприятностей. Первые несколько месяцев могут пройти без особых нареканий — ребенок тихий, не конфликтный, а невысокие учебные успехи списываются на трудности адаптации.

Второе полугодие может стать временем неприятных открытий. Весь класс так или иначе приспособился к единому ритму, и только один копуша катастрофически его разрушает — ему постоянно требуются или дополнительное время, или индивидуальные задания. Неописуемый кошмар в его тетрадях — тоже из-за выпадения из общего ритма. Самая трудная для первоклассника работа — освоение письма. Учительница просит найти в прописи определенную точку, и: «Пишем овал, ведем черточку вниз, закругляем петельку…». Все успевают, а медлительный ребенок безнадежно отстает уже в первые секунды. Голос учительницы ему теперь не помогает, как остальным, а мешает, сбивает, ведь она руководит уже написанием третьей буквы, а он в одиночку сражается еще с первой.

Чтение тоже становится испытанием. Во многих школах и по сей день учитель должен предъявить в качестве результата своей работы быстро читающих детей. Вот и торопит ребенка: «Читай быстрей! Что ты застрял на одном слове?», а тот начинает суетиться, вытягивать голову, читать громче… но никак не быстрее.

Когда такого ребенка вызывают к доске, он теряется, сбивается и замолкает, даже если хорошо знает материал. Контрольные работы, как и всякие тестовые задания, вызывающие повышенную нервозность, тоже дают плачевный результат. Над головой несчастного медлительного ученика начинают сгущаться тучи. Учитель жалуется родителям на плохую успеваемость, на невнимательность, безразличие к учебе.

Но если протестировать такого ребенка в спокойной обстановке, скорей всего окажется, что интеллект у него в норме, и со всеми учебными заданиями он справляется хорошо.
Заторможенные и туповатые? Нет! Уравновешенные и рассудительные!

Чтобы не доводить дело до таких неприятностей, можно своевременно принять некоторые профилактические меры. Прежде всего внимательно присмотритесь к своему медлительному ребенку. (Кстати, медлительными можно считать только тех детей, которые все делают с черепашьей скоростью — ходят, едят, разговаривают, — а не время от времени тянут время, отлынивая от нелюбимых занятий.)

Медлительные дети мало и неохотно говорят, трудно сходятся с другими ребятами, склонны к полноте, не могут постоять за себя, с трудом переключаются на другой вид деятельности. Терпеливые и любящие родители могут увидеть за этими качествами не только недостатки, но и превратить их в достоинства. Медленные дети осторожны и основательны. Они не становятся душой компании, но очень ценят дружбу и хорошее к себе отношение. В малышовом возрасте это может приносить огорчения: более эмоционально подвижные дети сначала предлагают дружить, а потом отворачиваются. И в этот момент родители должны поддержать ребенка, который по-настоящему страдает, потеряв с таким трудом налаженный контакт. Зато позже, в юности, верность и надежность будут оценены друзьями. Потому что из вашего ребенка вырастет внимательный, вдумчивый и сочувствующий слушатель, который бывает даже притягательнее, чем хороший собеседник.

Еще одна особенность медлительных детей — склонность ко всему привычному, обжитому. Вероятно, это способ защиты от стремительного, агрессивного и опасного, на их взгляд, мира. Они просят читать им уже знакомые книжки, любят гулять в хорошо известных местах, долго осваиваются в незнакомых обстоятельствах и присматриваются к новым людям. Поэтому если вы уже подыскали школу и будущую учительницу для своего ребенка, постарайтесь попасть именно к ней для подготовки к школе. Пусть у ребенка будет время приспособиться, привыкнуть.

Большое количество новой информации или впечатлений пугает медлительного ребенка. В то же время его нельзя совсем уж предоставить самому себе: тормошить нужно, но в меру. Например, если вы хотите познакомить его с буквами, цифрами, таблицей умножения или геометрическими фигурами, не следует завешивать стены сразу всеми соответствующими таблицами, раскладывать на столе дидактические карточки, кубики, развивающие материалы. Лучше размещать все это постепенно, добавляя новые предметы к знакомым, уже освоенным.

Медлительные дети болезненно воспринимают любые внезапные и радикальные перемены — от обустройства рабочего места до распорядка дня. Им важно быть уверенными хотя бы в какой-то незыблемости правил и уклада жизни. Для них особенно тщательно нужно подбирать будущее место учебы, поскольку необходимость перехода в другой класс или школу они воспринимают как катастрофу. Если же ребенку предстоят какие-то перемены в жизни — поездка на лето в незнакомое место, переселение, появление младшего ребенка в семье, — постарайтесь сообщить о них ему как можно раньше, подробно объясните, как будет устроена его жизнь в новых обстоятельствах.
Не спорьте с природой своего ребенка!

Перед поступлением в школу очень важно социализировать ребенка, ввести его в группу сверстников или детей чуть помладше — во дворе, в кружке. Хорошо, если в этой детской компании окажется еще несколько таких же медлительных детей.

А вот решение отдать робкого, медлительного, склонного к полноте ребенка в спортивную секцию должно быть очень взвешенным. Такие дети, как правило, категорически не любят физкультуру и элементы соревновательности. Желание родителей расшевелить своего копушу при помощи спорта может иметь прямо противоположный результат: ребенок приобретет стойкую неприязнь к любой физической активности. Кстати, родителям медлительных школьников стоит учитывать, что каждый урок физкультуры — настоящее испытание для ребенка, за редким исключением тех, кому повезло с хорошим учителем.

Зато медлительные дети чаще всего охотно и успешно занимаются ручным трудом: вышивают, лепят, рисуют, плетут из бисера, режут по дереву, садовничают. Такая индивидуальная, кропотливая, иногда монотонная работа в удобном для ребенка темпе, а также результаты, оцененные окружающими, — все это может стать ступенькой к успехам и в других областях. Одна моя ученица почти весь первый класс упорно отмалчивалась. В ответ на все попытки завязать малейший разговор Ира насупливала брови, сжимала губы и в лучшем случае односложно отвечала: «да» или «нет». Результаты приходилось оценивать только по письменным работам. На ее (и мое!) счастье девочка выбрала кружок керамики и на итоговом занятии, предъявляя одноклассникам свою работу, совершенно преобразилась. Разминая кусок глины и придавая ему форму, Ира рассказывала о свойствах разной глины, о том, какой сорт нужно выбирать для каких изделий, о приемах лепки. Это было настоящее чудо: девочка рассказывала медленно, в такт движениям рук, но плавно, свободно, с увлечением. Эффект оказался стойким. Ира, конечно, не стала образцом красноречия, но на уроках с этого момента отвечала вполне спокойно.
Не подгонять, а помогать

Несоответствие внутреннего темпа медлительного ребенка и скорости окружающей жизни составляет главную причину его проблем. Особенно трудно приходится тем, у кого энергичные, деятельные, «скоростные» родители. Хуже может быть только случай, когда напористая мама пытается переделать на свой лад ребенка, который «весь в своего заторможенного папашу». Или отец стремится «сделать настоящего мужика» из пухленького тихони, похожего на маму. Увы, ничего хорошего из такого перевоспитания не получается. Прежде всего родителям нужно понять и смириться с тем, что у ребенка такое устройство нервной системы. Это как рост, цвет глаз, музыкальный слух.

Поэтому худшее, что вы можете сделать, — это постоянно подгонять и понукать медленного ребенка. Представьте, что от вас каждый день раздраженно требуют быть выше ростом. Вы, конечно, можете подпрыгивать, ходить на цыпочках или на ходулях, но недолго и ценой огромных усилий. Примерно так же чувствует себя ребенок, которого вы хотите подстроить под свой темп. Вы только задумайтесь: ребенок изо дня в день с утра до вечера слышит по любому поводу — быстрей, быстрей, быстрей. И от усталости, растерянности «тормозит» еще больше.

Попробуйте вырваться из этого порочного круга, устройте один день без «подгонялок». На слово «быстрее» накладывается строгий запрет, а вы честно пытаетесь настроиться на неторопливый темп жизни своего ребенка. Многие родители и учителя уверены, что только их постоянные пришпоривания заставляют ребенка хоть как-то шевелиться. Вы убедитесь, что это не так. Без окриков он будет все делать в привычном ему темпе. Некоторые родители, выдержавшие это нелегкое испытание, рассказывают, какие робкие и изумленные взгляды ловят на себе, когда ребенок вместо привычной раздраженной реплики слышит доброжелательное приглашение к завтраку, спокойное предложение помощи или вопрос: «Через какое время ты будешь готов?» И только увидев этот взгляд, понимают, как тяжело было ребенку слышать нескончаемые окрики.

Конечно, медлительные дети катастрофически не вписываются в напряженный темп жизни загруженных работой родителей, которым вечно нужно бежать: на работу, в школу за детьми, по магазинам, в поликлинику, домой, где тоже куча дел. Единственное, что вы можете сделать, как взрослый, организованный и энергичный человек, — это предусматривать специальные промежутки времени на раскачку ребенка. По утрам будите его чуть раньше обычного (ему необходимо время для перехода от сна к бодрствованию), запланируйте больше времени на еду, одевание, сборы. При выполнении домашнего задания давайте ему передохнуть после каждого предмета, помните, что ребенок с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Он медленно входит в новую работу, поэтому начинать лучше с предметов попроще.

В школе из-за медлительности и робости может возникнуть серьезная угроза неуспевания. Если это уже случилось, постарайтесь попасть к компетентному психологу и заручиться результатами тестов о нормальном уровне интеллекта ребенка. И еще — о низкой подвижности нервных процессов (или о гиподинамическом синдроме — чем торжественнее будет звучать, тем лучше). Это, конечно, не означает, что отныне ребенок получит идеально комфортные условия в классе. Но на основании этого заключения вы можете доказательно просить учителя не вызывать пока ребенка к доске, не оценивать по устным ответам, давать дополнительное время на перемене для дописывания. Кстати, ответы у доски можно заменить заранее заданными творческими работами, пусть даже сверх программы. У ребенка будет время подготовиться и собраться с духом к намеченному уроку.

При проверке тетрадей медленных детей у учителя иногда закрадывается подозрение в том, что домашнее задание делал кто-то из взрослых — так разительно отличаются домашние и классные работы. А дело просто в том, что дома ребенок не чувствует постоянного напряжения из-за нехватки времени, от этого серьезно улучшается почерк, исчезают ошибки. Заключение психолога может успокоить эти подозрения. Кстати, психолог может посоветовать специальные занятия, которые помогут несколько компенсировать медлительность вашего ребенка.
Акценты — на достоинствах

В заключении хотелось бы дать родителям еще несколько важных советов, которые помогут их медлительному ребенку обрести спокойствие и уверенность в себе. А вам — лучше понять его и снизить чрезмерные требования.
Не подгоняйте медлительного ребенка ежеминутно!
Специально планируйте время на вхождение в новую деятельность.
Не ругайте за медлительность: ребенок должен быть уверен, что вы любите его таким, какой он есть. Не забывайте чаще говорить об этом.
Не ставьте ему в пример более подвижных, успешных детей-лидеров, не травите душу. Возможно, ваш ребенок и так часто сравнивает себя с ними — общительными, удачливыми, всеми любимыми.
Хвалите ребенка за его достоинства. Медлительные дети под грузом вечных насмешек и претензий легко теряют веру в себя.
При выборе кружка или другой внешкольной деятельности, скорее всего, вам придется взять инициативу на себя: узнать направленность и расписание, убедить, что это может быть интересно, проводить на несколько пробных занятий и не настаивать, если ребенок категорически не захочет продолжать.
Выбирайте для ребенка более флегматичного учителя начальных классов — того, кто медленно двигается и спокойно говорит.
Составьте приемлемый и устойчивый распорядок дня, а о резких переменах в жизни сообщайте ребенку заранее.
Будьте готовы к тому, что фонтан удовольствий (фейерверк, поход в цирк, полтора десятка гостей и гора подарков), старательно подготовленный вами к празднику, может не вызвать того ликования, на которое вы рассчитывали.
Особенно бережно отнеситесь к умению читать: не подгоняйте, просите учителя не ругать за медленное чтение, не обращайте внимания на плохие отметки. Пусть читает как угодно медленно, но с удовольствием. В этом случае книги и справочники станут мощным средством для развития в довольно замкнутом мире медлительного ребенка.

Елена Куценко, педагог


Чтобы преодолеть отрицательно воздействующие факторы в работе с медлительными детьми, необходимо знать и учитывать следующие их особенности.

Скорость деятельности медлительных детей значительно ниже, чем у сверстников (скорость письма — в 2 раза, скорость выполнения простых движений — в 1,6 раза, скорость решения логических задач — более чем в 1,5 раза).

У медлительных детей в 2 раза ниже продуктивность работы. Это значит, что они могут работать либо качественно, но медленно, либо быстро, но некачественно. Постоянные требования учителя и родителей увеличить темп деятельности толкают детей на снижение качества работы (ухудшается почерк, появляются ошибки, неправильно решаются примеры и задачи, нарушается эффективность чтения и т. п.).

У медлительных детей почти в 2 раза длиннее время от сигнала к действию до начала самого действия. Им необходимо достаточно длительное время на включение в работу и переключение.

При форсировании скорости выполнения задания время его выполнения у медлительных детей не только не уменьшается, но и увеличивается. Это свидетельствует о неэффективности «подгонки».

У медлительных детей значительно дольше формируются новые навыки, поэтому так сложен для них процесс формирования навыков чтения и письма.

Медлительные дети усваивают на 1/3 меньше информации, чем их сверстники — при одинаковой интенсивности ее подачи, но если темп увеличивается, медлительные дети воспринимают меньше половины. Вот почему у активного, с быстрыми речью и действиями учителя такому ребенку особенно трудно учиться.

Тезис «умеет — сделает быстро» неприменим к этим детям. Они могут все прекрасно знать и уметь, но не успевать выполнять.

Низкая сопротивляемость утомлению является тем неблагоприятным фоном, на котором проходит учебная деятельность медлительного ребенка.

С этими особенностями медлительных детей необходимо считаться и в процессе обучения в школе, и в домашних условиях. Педагоги и родители в силах оказать максимальную помощь и поддержку детям с медленным темпом деятельности.

Нужно только понять их, принять такими, какие они есть, и захотеть помочь.
Как же помочь медлительному ребенку преодолеть дискомфорт и тревожность, раскрыть свои способности и возможности, обучаясь в школе?

Никогда не ругайте ребенка за медлительность, так как это особенность нервной системы человека и медлительного ребенка нельзя заставить выполнить задание быстрее. Спокойствие, выдержка, доброжелательность, ровный тон голоса, без раздражения и окриков, должны стать постоянными спутниками в общении с вашим ребенком.

Общайтесь с ребенком не в быстром, а в медленном темпе.

Никогда не торопите, не подгоняйте ребенка, не используйте в общении с ним слова «Быстрее!», «Не копайся!», «Сколько можно ждать?» — это вызовет обратную реакцию, возможно стресс, что впоследствии может стать причиной невроза.

Продумайте и организуйте домашние дела ребенка равномерно на все дни рабочей недели. Четкая организация режима дня поможет медлительному ребенку справиться с нагрузками, в определенное время включиться в работу. Составьте круг обязанностей ребенка, постепенно расширяя их, не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.

Не перегружайте ребенка той работой, которая не получается, чередуйте с той, что получается хорошо. Не торопитесь заставлять ребенка выполнять задания самостоятельно, составьте вместе план работы, разберите его.

При выполнении домашних заданий строго и четко регламентируйте и дозируйте время, отводимое на каждый предмет. Помогайте ребенку включиться в работу. Чередуйте нагрузку с отдыхом. Начинайте выполнение домашней работы с предметов, с которыми ребенок справляется быстрее. Избегайте отвлекающих факторов (включенный телевизор, компьютер, разговоры, игрушки и т.д.).

Помните: продленка не для медлительных детей. После школы ребенку лучше быть в спокойной обстановке.

Ребенку следует исключить все дополнительные нагрузки, так как они для медлительных детей утомительны.

Не рекомендуется обучение детей с замедленным темпом деятельности в школах повышенного уровня – лицеях, гимназиях. Выберите школу адекватно возможностям ребенка, где он будет чувствовать себя уверенно и спокойно.

Отдавая ребенка в школу, при выборе учителя руководствуйтесь особенностями темперамента вашего ребенка. Учитель быстрый, с быстрой речью, сам того не желая, будет создавать для медлительного ребенка постоянную ситуацию напряжения и неуспеха.

Записывая ребенка в спортивные секции, кружки, избегайте тех, что носят соревновательный характер, вызывают большую физическую нагрузку, перевозбуждение. Выберите те, где ребенок будет чувствовать себя спокойно, увлеченно занимаясь в течение продолжительного времени.
В своих отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели: чаще хвалите, когда он этого заслуживает, подбадривайте, подчеркивайте успехи. Это укрепит уверенность ребенка в своих силах, повысит его самооценку.

Главное, о чем должны знать мы, взрослые, — это то, что для помощи медлительным детям нужны системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, родителей. Важно помнить: при создании необходимых условий, при учете индивидуальных особенностей ребенка и, главное, при работе в оптимальном темпе качество и точность работы медлительных детей могут быть очень высокими, а обучение в школе может быть вполне успешным.

Необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным, помочь ему раскрыть свой потенциал.

В работе с медлительным ребенком важны терпение и спокойствие, доброжелательный, тон. Главное — не напоминать ребенку о его медлительности и не стыдить за нее.
Работу с медлительным ребенком стройте индивидуально.

Медлительным детям, в связи с недостаточной сформированностью функции программирования, для организации учебной деятельности необходимы контроль, направляющая, организующая и стимулирующая помощь со стороны взрослых.

Предоставьте возможность медлительному ребенку обращаться к вам за помощью в случае затруднения. Предложением «делай сам!» вы дадите толчок страху сделать неправильно. Разберите все, убедитесь, что ребенок понял и знает, что и как нужно сделать.

Необходимо создать условия для работы ребенка в свойственном ему темпе. Если в классе таких детей трое-четверо, можно организовать работу в малой группе, еще лучше дать каждому индивидуальное задание. Очень эффективна работа по карточкам.

Не следует торопить медлительного ребенка. Он не будет выполнять задание быстрее, но будет суетиться, нервничать, допуская ошибки и небрежность.

В работе с медлительными детьми следует оценивать не объем работы, а ее качество. Не считайте скорость чтения основным критерием его успешности, так как медлительный ребенок не может осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки, а трудность быстрого произнесения заслоняет смысл слова, понимание текста.

На проверочных и контрольных работах медлительный ребенок либо должен получать меньший объем заданий, либо иметь больше времени для их выполнения. Даже диктант целесообразнее провести отдельно с группой детей, которые медленно пишут.

Медлительного ребенка не рекомендуется вызывать для быстрого ответа к доске или спрашивать с места (если он сам не вызывается). Для того чтобы ребенок привык отвечать, можно заранее предупредить его о вызове. Важно, чтобы вызов не был неожиданным, так как ребенок может не успеть переключиться на новый вид деятельности.

Обязательно включайте задания, которые ребенок точно может выполнить, и обязательно похвалите его.

Медлительный ребенок должен иметь время на включение в деятельность, и простые ритуалы (разложить тетради, приготовить все необходимое для урока), повторяющиеся ежедневно, помогают ему успешно работать.

Если ребенок устал, задание нужно отложить, сделать физминутку, расслабление. В идеале необходим отдых каждые 15 — 20 минут.

Стройте процесс обучения на положительных эмоциях, создавайте мотивацию успеха, повышайте самооценку ребенка. Медлительные дети, как правило, не уверены в себе, поэтому нуждаются в понимании, поддержке со стороны учителя. Помогите ребенку реализовать свои возможности и способности, которые могут быть довольно высокими.

Мама семиклассника Алеши жаловалась, что у сына в школе изо дня в день происходит одна и та же неприятность. Учительница задает ему вопрос, а Алеша стоит и смотрит в потолок, погруженный в свои мысли. Учительница в конце концов говорит:
— Садись, два!
Мальчик возвращается на место, урок идет своим чередом, и вдруг в голове Алеши четко прорисовывается ответ. Он поднимает руку:
— Я вспомнил!
А учительница отмахивается:
— Поздно уже!
Мама ребенка обратилась к психологу с вопросом:
— А нельзя ли сделать так, чтобы он вспоминал ответы побыстрее? Он ведь мальчик умный!

С похожей проблемой столкнулась и мама восьмилетней Даши. Девочка учится во втором классе и делает уроки по три-четыре часа, хотя задают не так много. Просто Даша никак не может сосредоточиться: напишет несколько букв и смотрит в окно. В результате девочка и сама устает от такого продолжительного сидения за столом и просит маму отпустить ее побегать. Мама с горечью смотрит в тетрадь: там нет и половины упражнения.
— Как бы научить ее работать быстрее? – спрашивает мама. – Жалко тратить на уроки целый день!

Ребенок может быть медлительным по нескольким причинам. Причины эти важно установить, прежде чем вы начнете решать проблему педагогическими методами.

Он флегматик

Возможно, медлительность – это особенность темперамента вашего ребенка. Для флегматика характерны низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики, вялость речи.

Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Если причина медлительности школьника – темперамент, вы могли это заметить еще в дошкольном возрасте. Дети-флегматики могут часами играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же сказку в течение месяца. В такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить.

Темперамент – это врожденное свойство нервной системы, поэтому сильно изменить его невозможно. Однако есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе (ведь медлительные люди многих раздражают). Что же это за методы?

1. Включаем таймер

Когда флегматик погружается в какую-либо деятельность, например, выполняет домашнее задание, он может забыть о времени и часами разбирать одну задачу или многократно перечитывать интересный абзац. Поэтому, чтобы он контролировал себя, надо договориться: «На домашнее задание тебе отводится всего час. Я ставлю таймер, и когда он сработает, время на уроки истекло».

Лучше всего для этой цели использовать настольные электронные часы с функцией таймера. Они не должны стоять прямо перед глазами ребенка, чтобы не отвлекать его. Их надо поставить где-нибудь сбоку, чтобы школьник мог посмотреть, сколько времени осталось до конца. Конечно, если ребенок не успеет закончить все вовремя, нельзя отбирать у него учебники и выгонять из-за стола. Но указать ему на то, что он опоздал, надо. Не лишним будет после этого включить еще один таймер, чтобы школьник оценил, сколько минут ему не хватило.

Если же ребенку удалось уложиться в сроки, надо обязательно его похвалить. В своем блокноте мама может ставить школьнику оценки за скорость выполнения домашнего задания. Замечательно, если время, отведенное на уроки, упирается в начало какой-то интересной передачи. Тогда у ребенка будет стимул выполнить задание до назначенной минуты, чтобы не опоздать на мультик или фильм.

2. Обгоняем школу!

Поскольку флегматику тяжело переключаться с одного предмета на другой, в начале лета будет целесообразно купить ребенку учебники следующего класса, чтобы он прочитал их все по очереди.

В отличие от других детей, флегматик не откажется от такого времяпрепровождения, ведь он не сторонник подвижных игр. Главное – не давить не него и не подгонять. Это не задание, это шанс познакомиться со школьным материалом заранее и в спокойном темпе. Возможно, на даче, сидя в кресле, ребенок прочитает с начала до конца учебник истории, а потом возьмется за географию… Он сможет насладиться медленной учебой. И не будет этих постоянных, ненавистных ему переключений с одного предмета на другой.

«Обгонять школу» можно и в зимние каникулы, и в выходные дни. Не стоит беспокоиться, что ребенку, заранее ознакомившемуся с программой, в школе будет неинтересно. Флегматик обожает повторять одно и то же, и старый материал слушает даже с большим удовольствием, чем новый.

Ребенка-флегматика надо хотя бы на время отдать в спортивную секцию, где есть соревнования на скорость. Это может быть плавание, бег, лыжи. Скорее всего, великим спортсменом он не станет, но научится концентрировать энергию, сосредотачиваться на главном, собираться с силами. Все это очень пригодится в жизни.

Он отвлекается

Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Такая проблема чаще всего бывает у первоклассников. Связана она с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное внимание.

Произвольное внимание – это способность человека под влиянием намерения и поставленной цели сосредоточиться на деятельности, которая может быть в данный момент неинтересной и трудной. Он понимает, что, пожертвовав сиюминутным удовольствием, получит гораздо большее удовольствие, когда цель будет достигнута. Например, первокласснику интереснее катать по столу машинку, чем решать задачу. Однако он понимает, что если сделает задание, то завтра получит пятерку, и удовольствие от хорошей оценки будет больше, чем от катания машинки. Произвольное внимание основано на воле, младший школьник учится проявлять волю для достижения цели.

Как помочь ребенку, если произвольное внимание у него недостаточно развито?

Нужно поговорить с ребенком о его будущем. Каким он себя видит через десять-пятнадцать лет? Чем он будет заниматься, будет ли у него семья, дети? Как он собирается зарабатывать деньги? Ребенок должен почувствовать себя членом общества и понять, что от его нынешней учебы зависит, как он будет жить дальше.

Однако не следует заглядывать лишь в отдаленное будущее. Надо постараться вызвать у ребенка интерес к учебе, показав, как могут применяться его знания на практике. Например, можно дать ему посчитать деньги и спросить, хватит ли их на нужные покупки.

Есть специальные упражнения на развитие произвольного внимания. Например, ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд десять тре-угольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, надо ответить «Делай, как понял». Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Его что-то тревожит

Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а иногда всех сразу.

Когда родители наказывают ребенка за двойки, он панически боится ошибиться. На контрольной его охватывает страх. Рука отказывается писать, ребенок много раз перечитывает задание, а когда напишет строчку, снова и снова проверяет ее.

Если школьник боится учителя, он не может сосредоточиться в его присутствии, а при другом преподавателе все делает быстро и хорошо.

Сверстников ребенок боится в двух случаях. Либо он пользуется у них большим авторитетом, и для него просто недопустимо получить плохую оценку. Либо сверстники относятся к нему негативно и с удовольствием посмеются над его неудачей. Однако это вовсе не полный перечень вариантов тревожности.

Бывает, что ребенок находится в стрессе после пережитой катастрофы, развода родителей или смерти близкого человека. Это также повышает общий уровень его тревожности, что сказывается на скорости написания классных и домашних работ. В этом случае надо постараться найти источник тревоги, а потом уже решать: либо его устранять (например, уйти от плохого учителя), либо помочь школьнику адаптироваться, если устранить то или иное обстоятельство невозможно.

Он озабочен другой проблемой

Ребенок делает все медленно, потому что все его мысли вертятся вокруг какой-то важной проблемы, а уроки выпадают из сферы его внимания. Надо заниматься, а он, словно перегруженный компьютер, зависает, глядя в одну точку.

Проблемы, беспокоящие ребенка, могут быть самыми разными. Спросите малыша, может быть, он голоден, может, ему холодно или у него что-то болит. Согласитесь, тяжело думать о занятиях, если болит голова, живот или зуб! Но, к сожалению, не каждый ребенок готов признаться в этом родителям. Проблемы могут быть и в семье: ребенок переживает из-за ссоры родителей или из-за болезни бабушки. Очень часто ребят беспокоят конфликты в среде сверстников: друг предал, девочка понравилась, но предпочла другого, нет модной куртки.

Таким образом, если родители обеспокоены медлительностью своего чада, они должны подумать, что в конкретном случае может быть причиной этой проблемы. Давно ли ребенок стал медлительным? После какого случая? С какими людьми он общался в тот момент, когда его медлительность стала заметна? Эти вопросы можно обсудить с самим школьником или дать ему прочесть эту статью. Возможно, он сам найдет причину своей медлительности и подскажет выход из сложившейся ситуации.

Комментировать статью «Медлительный ребенок»

Причины медлительности детей. Рекомендации родителям медлительных детей. У одних детей медлительность может быть связана с особенностями нервной системы, у других — с органическими изменениями структуры мозга, полученными, например, в результате родовой.

Нам в свое время схожую проблему помог решить остеопат. Причем достаточно быстро, сеанса за три. Причина, как он сказал, была в недостаточной активности клеток головного мозга, медленно создавались ээээ нейронные, что ли, связи. Разница была очевидна, например если раньше ребенок мучил стихотворение полдня и все равно был не уверен, то после занятий стал запоминать стихотворения 16-20 строк за два-три прочтения. Ну и в целом на уроки времени стало уходить меньше. С эмоциями остеопат тоже поработал, ребенок стал более открытым и дружелюбным.
Однозначно легче было года два, потом увеличилась нагрузка в школе, стало опять труднее. Но, на мой взгляд, «завод» не кончился, просто телефон, будь он неладен, стало труднее контролировать. :(Виртуальный мир как будто прямо оперативку в мозгу сжирает.

12.09.2020 10:20:11, Неважно

У меня был такой ученик в классе. Я попросту(после согласования с родителями и учеником) давала ему возможность написать контрольную после основных уроков. Под эгидой дополнительных занятий. (Для сильно любопытствующих глаз). Один на один сл мной и без ограничения по времени. Результат-отличный!

11.09.2020 16:22:40, Ирина.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные Потому что физиологически медлительный человек быстрее от понуканий не станет, но будет очень нервничать и вообще забудет что делал.

Орать НЕ НАДО. Вы показываете свою слабость, и а нужно показывать мудрость. С каждым криком вы РАЗРУШАЕТЕ ваши отношения с дочкой. И со временем это СТАНЕТ НЕОБРАТИМЫМ. Всё что вы можете — это работать НАД СОБОЙ. Искать информацию в интернете, советоваться, присматриваться к другим мамам. и выработать свою линию поведения с дочкой!! Мирную и плодотворную. Главное терпение)))) У нас тоже так было! Ко второму классу с трудами прошло. Мы старались увлечь дочку! Чтобы не стоять с палкой и не заставлять, нашла суперический курс «Письма из сказки. Обучение с увлечением». Там 11 писем, это сказка, и ребенок в ней действующее лицо — много пишет, загадки, ищет «преступников», открывает кафе))) Писать ОЧЕНЬ много, но за уши не оттащить)))) Сама стала следить за чистотой и аккуратностью, стала внимательной.

я хорошо умею обьяснять, я очень спокойная в принципе. я со школы занималаь с отстающими и подтягивала их, я вообще реально умею вложить в голову знания-спокойно и рассудительно.
но все это не касается мои детей. я психую только со своими.
и я понимаю почему. потому что я ожидаю от своих детей многого, они должны быть самые умные, старательные и послушные. а они не всегда такие))) и это бесит)))
я точно не права, но в итоге уроки со старшим перешли на няню))))

А распишите, что ваш ребенок делает с 6:30 до 7:50? Уж на что у меня дочь копуша Ребенок не пишет на уроках. Нам писАть трудно все еще, пишем медленно еще и мечтаем постоянно. Гиперактивный ребенок в школе: 6 советов родителям и учителям. Я спрашиваю у одного.

у меня в прошлом году третьеклассник особенно зимой регулярно приходя домой ложился спать после перекуса.просыпался часов в 7 и делал уроки.ложились в 10 потом,бывало и позже.

Только дополнительными часами сна.

Ребенок не высыпается, а Вы хотите его взбодрить «искусственно».

Либо днем, либо отбой раньше.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные Ничего не делал в плане обвести, заштриховать, закрасить, он даже эту тетрадь не доставал. Со второго полугодия у них уже были дневники, не.

Попробуйте сесть рядом с сыном и разложить по полочкам: эту неделю ты должен сделать в школе то-то и то-то. (прям пишите на бумаге), за это будет то-то и то-то. (как внизу =СветА™=
пишет), возможно это кажется и непедагогично, но на примере моего ребенка сработало. В прошлом году сын интересовался различными детскими журналами, наклейками, мы только на этом и выехали. Я 1 класс сейчас вспоминаю с ужасом (сейчас сын во втором), было тоже самое, что и у вас. В декабре я его вообще хотела забрать на домашнее обучение, потому что ребенок только присутствовал в школе, но писал только по математике и русскому (и то не все), изо и труд для него вообще не существовали в природе, за весь первый год он сделал что-то и нарисовал только пару раз, да и то только весной. Учительница на него не давила, то есть он просто сидел и смотрел в окно, говорила мне, что он еще не дозрел. Ничего не делал в плане обвести, заштриховать, закрасить, он даже эту тетрадь не доставал. Со второго полугодия у них уже были дневники, не было ни одной недели без замечаний — ушел с урока раньше, ничего не делает, не записывает и т.д., я вообще в шоке была от всего этого, т.к. ребенок шел в школу очень подготовленным, и проблем по моему мнению вообще никаких не должно было быть. Побежали по психологам. Вердикт — к школе не готов (у него откровенно говоря и зубы то первые выпали только этим летом в возрасте 8 лет), для него учитель не авторитет, он не понимает команд взрослых как указ для обязательного исполнения, типа ждите, само рассосется. Сейчас 2 класс — небо и земля. Учится очень легко, не напрягаясь. Работает в классе тоже пока неактивно, улетает (но это еще его особенности невр. и псих. развития). В 1 четверти 2 четверки (русский+изо), сейчас думаю будет отличником (или одна четверка по изо), считает самым тяжелым предметом в школе рисование, на это есть причины, он тоже мир особенно видит (как и сын у К.), например, на елке грушу может нарисовать:))). Так что ищите ходы к своему сыну, можете еще к психологу для успокоения сходить.

Как помочь медлительному ребенку?. Нужна консультация психолога. Детская психология. ЧТо делать — я не знаю. Из-за этих контрольных у него уже развивается психоз — он начинает Родители могут помочь детям натренировать то, что я называю мышцей внимания, играя в.

Я была очень медлительной в детстве. Мне все всегда об этом говорили. Родители не ругали, но все время напоминали, что я должна строить свои планы с учетом того, что там где у других уйдет 10 минут, у меня — все 40. И всегда говорили — это непреодолимо. Годам к 12-13 мне это так надоело, что я решила всем доказать, что преодолею это. Сейчас я вполне себе электровеник. Ну, гены ж никуда не делись, у меня очень медлительный сын — один в один я в детстве. Очень способный, но тормаз нереальный. Учительница в шоке, говорит, не видела такого. «Вы же такая энергичная, он в папу?!» Ну да, видела бы она нашего папу. Я говорю, он в меня, я была такая же! Но вот вижу, что она мне не верит нисколько. )

12.12.2007 23:40:06, Lariska из дома

Мне кажется это не лечится. У меня дочь такая. Правда в учебе пока вроде успевает (тоже 5 класс), но в быту — это мама дорогая! Пока я успеваю одеться полностью, она только трусы натянет. Бесит жутко. Но мне кажется копуша электровеником не станет никогда.

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный А что за эндокринолог?По месту жительства?Снимок кисти делали?Зоны роста смотрели Спасибо за совет! сходили на консультацию, сделали снимок кисти, костный возраст — на 11.

Большое спасибо всем за вашу поддержку и информацию, сами знаете, как иногда мамаш клинит на здоровьи деток. Но лучше перебдеть, чем недобдеть. Нашли специалиста, который нам подробно объяснил ситуацию и немного успокоил.

Успокойтесь. Я в 14 с половиной был ростом 147. На 11 сантиметров ниже Вашего сына!
Рос так:
14.5 — 15.5 +12 см
15.5 — 16.5 +8 см
16.5 — 17.5 +3 см
17.5 — 18.5 +3 см
18.5 — 19.5 +2 см
Сейчас 175. Закончил расти в 20.
В параллельном классе учился мальчишка, который в 15 лет был на голову ниже меня. На втором курсе он был на голову выше меня.
Но и половое созревание наступило у меня чуть позже среднего. Первая поллюция в 14 с половиной.
Я не пил никаких лекарств, ускоряющих рост. Даже витаминов и микроэлементов. Не было этого тогда.
А так бы мог быть как минимум 180.
А Ваш сын запросто до 185 дорастет, а куда больше?

28.09.2007 01:28:04, Рос с 14-ти

Ребенок медленно пишет. Школа. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные И долго делает домашку.В чем дело, не понимаю. Она совсем не медлительный ребенок.

А она ПИШЕТ только в школьных тетрадках? Нет интереса писать просто что-то для себя? Тогда мотивация другая и может получиться. Алиса много пишет просто так — дневник свой личный, сочиняет что-то, рецепты кулинарные в специальную тетрадку.
А в школьных у нее основной затык в выделении разными цветами и аккуратном подчеркивании карандашом. Это вызывает жуткий протест. Но я и не давлю.

А может просто забить на красоту почерка? Я бы так и сделала. Главное ведь — это грамотность. Хотя легко быть умным, когда лично тебя это не касается. Наверное, для девочки красота почерка на первом месте. У меня мальчик, как пишет, так и пишет. Все равно впереди ЕГЭ, клавиатура и все в этом роде.

Почитайте М.Безруких, все будет нормально.

У меня есть знакомый — тоже медлительный до невозможности. Такое впечатление, что он вообще спит. Но когда мы в ДОСААФ сдавали на права — он единственный из группы получил 5.
Еще знала одну девушку — я зверела, пока она одевала туфли. Есть с ней в столовой было наказанием. Но! В очереди в театральный буфет она всегда была первой.
В принципе, моя дочка (3.2г) тоже не шустрик — не бегает, играет неспеша. Бабушку это очень тревожит, а я не вижу в этом ничего крамольного. В Kinder bazaar читала, что спортивные секции надо выбирать по темпераменту, т.е. чтобы спорт подчеркивал особенности, а не сглаживал их. Созерцателям рекомендовалось плавание, шахматы и еще не помню что. Так что попробуйте сделать из этих особенностей достоинство.

20.05.2004 16:36:36, starka

Медлительный ребенок. Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Медленно он ест в двух случаях — если не голоден («Ну пойди еще поуграй, через полчасика Ага, те родители, у которых ребенок ест сам, сейчас скажут: «А мы приучили!

Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и учителями Мы являемся достаточно классическим примером из статьи о медлительных детях. Я нашла хороший способ не повторять по 10 раз одно и тоже.

Как я Вас понимаю.А мы ходим в 6 класс и все то же самое. В прошлом году я даже хотела дочь проверять,здорова ли она. Однажды я провела такой эксперимент — я перестала ее конролировать, да были и забытые учебники и троечки, все это конечно очень не понравилось. И тогда я сказала, вот, мама не может жить за тебя, хочешь быть последней — скатишься очень быстро при таком отношении. нет, значит планируй сама. И вы знаете, повлияло. Конечно, очень было страшно услышать, что ей ничего не надо, но здоровое тщеславие победило. И еще, сейчас дочь в 6 классе, нагрузки зверские, и в глазах одно желание, чтобы отстали. Может Ваш ребенок просто переутомился от бесконечного надо,надо. надо. Она ведь еще такая кроха, а Вы ее нагружаете материалом 5-го класса. Ну английский, я понимаю, а остальное-то зачем.

16.03.2001 20:16:38, Лида

Ребенок разрывается между Вашими ценностями и ценностями школы.
Приведите их в соответствие.
Старайтесь, как бы Вас не переполняли эмоции, не обсуждать учительницу при ребенке.
Это как раз тот случай, когда, возможно, дело не в учительнице, а в Вашем отношении к ее заданиям.
Наблюдая ситуацию в детском саду, вижу, как трудно разрываться ребенку между заданиями логопеда, например, и заданиями в «Маленькой школе» вне сада.
Если мама, к тому же, считает, что задания в «Маленькой школе» важнее, часто негативно отзывается о заданиях логопеда, в сознании ребенка наступает сумбур.
Один мальчик сказал на днях «А мне плевать на ваш. детский сад. Я все равно скоро отсюда уйду». Понятно, что это не его слова. И дело даже не в том, что кто-то обиделся, а в том, что это наносит ущерб психике самого ребенка: ведь та же самая мама почему-то водит его в этот. детский сад. Тогда зачем?
Девочке учительница нравится? Обычно девочки легче приспосабливаются к учительнице, особенно если она симпатичная:)
Да, возможно, это задание было дано ради галочки. Но в Ваших силах перевести его на уровень «Мне это пойдет на пользу».
Это начальная школа, учительница одна, а не десять, можно попробовать договориться и сотрудничать.

Медлительный ребенок: причины, нормы развития детей, тип темперамента и рекомендации родителям

Флегматичный тип характера делает ребенка задумчивым и неторопливым, но это норма, обусловленная скрупулезностью и рассудительностью. Проблемы функционирования нервной системы делают ребенка очень медлительным, когда заторможенность вызывает волнение родителей. Причиной медлительности также становятся негатив в семье, постоянные скандалы и ссоры, вызывающие замедление умственной активности и чувство тревоги.

Причины медлительности

Первой причиной становится врожденная медлительность, выражаемая в физиологии нервной системы, нарушения которой проявляются в средней школе. Отсталое развитие заметно на общем фоне сверстников.

Неизвестная игра или задача, с которой сталкиваются дети, вызывает несвойственную им замедленность, обусловленную поступлением новой информации и отсутствием опыта ее обработки.

Тип темперамента оказывает свое влияние на скорость реакции и активность. Медлительный ребенок с меланхоличным или флегматичным характером с точки зрения психологии нормален, но дополнительные занятия с ним не исключаются.

Плохое самочувствие тоже может сказаться на скорости взаимодействия с внешним миром, но такая причина видна сразу и связана с инфекциями и другими заболеваниями.

Характеристика темпа жизни детей

Самые яркие черты медлительного ребенка — медленные речь и письмо. В повседневном быту и школе медлительность замечается в трудностях переключения с одной задачи на другую, непонимании учителей и родителей. Медлительные дети постоянно теряют вещи, долго и упорно ищут их, задерживая сборы, начало урока, класс, других людей. Характерной особенностью считается медленное выполнение заданий разной сложности, к которым дети подходят со всей скрупулезностью, доводя до конца. То, что ребенок относится к любому делу внимательно, характеризует его с положительной стороны, но чрезмерная медлительность заставляет подозревать присутствие функциональных расстройств нервной системы.

Нормы развития

Нормы развития зависят от многих параметров, в основном от ментальных и культурных особенностей окружения. Психологи утверждают, что объективного понятия этому определению нет, но существуют субъективные параметры, применимые для семьи, в которой растет медлительный ребенок. Все дети разные, поэтому их развитие проходит обособленно и зависит от социально-эмоционального восприятия окружающего мира. Развитие происходит нелинейно, так как ребенок часть времени проводит дома, а часть — в школе или саду, получая разную информацию и стимулы.

Определение степени развития дошкольников

Развитие детей дошкольного и школьного возраста оценивается по-разному. Те, кто ходит в сад или находится на попечении родителей, способны развиваться за счет игр, чем и характеризуется степень их интеллекта. Сложность игры и реакция на нее показывают, заторможен ли ребенок или его нервная система находится в подавленном состоянии. Определить норму также поможет степень сложности вопросов, которые задают дети.

Степень развития школьника

Что делать медлительному ребенку в школе, если его развитие отстает от уровня его одноклассников и эта разница заметна? Ведь для школьника объективных показателей нормы развития не существует, так как простейшие игры меняются на более сложные с точки зрения умственных способностей задачи. Участники олимпиад и конкурсов априори обладают развитой нервной системой, эффективно поглощают информацию и также используют ее для достижения поставленных заданий. Но две трети детей не участвуют в подобных мероприятиях и обладают достаточно развитым интеллектом для быстрой реакции на просьбы взрослых. Здесь быстроту реакции определяет учитель, а затем сообщает свои наблюдения родителям и участвует в определении уровня развития ребенка.

Зависимость от темперамента

С помощью специальной литературы определите тип темперамента по описанию. Медлительный ребенок соответствует флегматичному характеру, характеризуется вялостью и безучастностью к окружающему миру. Дети-флегматики молчаливы, спокойны, тихие, мало играют. Они быстро устают при физических нагрузках, теряя интерес к активным действиям. С другой стороны, дети с таким темпераментом отличаются тщательностью складывания собственных игрушек и одежды, используют только собственную посуду для питья и еды.

Так как темперамент является следствием высшей нервной активности, по нему судят о процессе формирования психики, но расстройства поведения чаще определены воспитанием, методы которого вступают в конфликт с особенностями ребенка.

Что делать родителям

Если дети проявляют медлительность не по злому умыслу, крики и ярость родителей не помогут. Наоборот, семейный негатив служит толчком к угнетению нервной системы, ломая характер, становясь кошмаром очень медлительного ребенка. Что делать в этом случае, родители не знают, постепенно переходя к побоям, все больше и больше травмируя детскую психику. Неправильные действия взрослых оказывают негативное воздействие на состояние ребенка в целом, побуждая его сопротивляться специально, капризничать.

Медленные действия всегда скрывают за собой специфический смысл, понимание которого решит половину проблемы. Прежде чем приступать к работе с детьми, следует принять факт того, что медлительность в некоторых случаях может быть нормальным явлением, свойственным всем людям, включая взрослых.

Рекомендации самостоятельного воздействия

Если причины медлительности неочевидны, перед посещением психолога можно попробовать самостоятельно воздействовать на медлительного ребенка. Рекомендации для родителей просты и заключаются в таких действиях:

Научите его чувствовать время. Дети неспособны ощущать его течение, проводя минуты и часы бесцельно. Подгонять ребенка в таком случае бессмысленно до тех пор, пока он не научится определять время. Для этого нужно научить его пользоваться часами, повесить их на самом видном месте, чтобы ребенок постоянно поглядывал на них. Также в качестве профилактики используются игры на время, с секундомером.

Прерывайте его, когда это необходимо. Маленькие дети плохо переключаются с одного дела на другое, особенно если игра сменяется работой по дому или другой услугой для родителей. В последнем случае у них возникает неприятие, сопротивляемость новому занятию, которое вызывает заторможенность реакции и действий.

Похвалите за быстроту. Если ребенок сделал что-то быстро, резонно указать ему на это в виде похвалы, отметить эффективность его действий, по сути, вырабатывая стремление получать позитивную оценку родителей. Такой метод применяется к медлительному ребенку в школе и заключается не только в высокой оценке за выполнение задания, но и в похвале перед всем классом. Не стоит забывать, что в некоторых случаях материальная награда весомей устной похвалы.

Не давайте более одного задания за раз. Взрослый совершает одновременно несколько дел, так как его мозг насыщен опытом работы с разными ситуациями, требующими переключения внимания. Более того, маленькие дети неспособны сразу выстроить цепочку последовательных действий в том случае, если результат родительского указания неявный.

Когда нужна помощь психолога

Что делать с медлительным ребенком, если он упрям и сопротивляется всем родительским воздействиям? В этом случае без помощи психолога не обойтись. Врач назначает комплексное лечение, рассчитанное как на ребенка, так и на его родителей для приведения семейных отношений в норму.

Психолог также помогает в ситуации, когда ребенок вообще не может приступить к выполнению указаний взрослых, постоянно откладывая приближение развязки. Такое поведение обуславливается излишней нагрузкой на психическое состояние ребенка или волнующим будущим событием, вызывающим страх.

Иногда ребенок нуждается в помощи педиатра, если его медлительность не связана с функционированием нервной системы. Например, ребенок может не откликаться родителям на поставленные задачи из другой комнаты, потому что у него проблемы со слухом. Нарушения способности к обучению, в восприятии слов, их расшифровке также выявляются врачом.

Развитие в школе

Что делать медлительному ребенку в школе, находящемуся вне зоны внимания родителей, подскажет психолог. Это могут быть заранее объясненные наставления или помощь педагога, принимающего активное участие в развитии детей. Существует масса секций, куда дети направляются после окончания занятий для дальнейшего специализированного развития его способностей.

Баскетбол, футбол, боевые дисциплины подходят детям, у которых медлительность и быстрая утомляемость замечаются при выполнении физических действий, но не проявляются при решении интеллектуальных задач. Шахматы, танцы, рисование, конструкторские кружки развивают у детей способность использовать высшую нервную систему и концентрироваться, искать быстрые пути решения задач с учетом соперничества.

Дополнительные рекомендации

Родители должны участвовать в жизни медлительного ребенка по рекомендациям психолога или педиатра, если его заторможенность не связана с неврологией. Первые действия взрослые осуществляют по отношению к себе — выбирают тот ритм жизни, который больше подходит детям. Скорость реакции у взрослого человека существенно выше детской. Не нужно все время спешить, даже обычная для взрослого пешая скорость может стать для ребенка физически невозможной.

Намечающиеся события в жизни, требующие пристального внимания детей, следует обсуждать с ними, причем в последовательном порядке. Дети подстраиваются под задачи, приводящие к награде. Просмотр любимых телепередач после выполнения домашнего задания побуждает их делать уроки быстрее. В конечном итоге это приводит к правильной расстановке приоритетов. Интерес к детской жизни, расспросы про будущие планы побуждают проявлять интерес к будущим действиям.

Указания, выданные издалека, могут вырабатывать своеобразный иммунитет. Во избежание этого нужно постоянно устанавливать зрительный контакт, причем не подзывать, а подходить самостоятельно для озвучивания поручения.

Выполняя указания врача, окружая заботой, добиться того, что медлительный ребенок станет резвее и активнее, несложно. Только редкие случаи приводят к лечению в специальных учреждениях, когда дети страдают серьезными неврологическими заболеваниями.

Каждая мама обязана знать:  Дарья ГЕРАСИМОВА Азбука
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация