Как приучить ребенка читать


Как научить читать ребенка быстро и правильно

Научить своего ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения – задачка не из легких. Чтение — основа для успешного обучения детей в школе, поэтому многие родители стремятся научить своего ребенка читать еще до поступления в первый класс.

Как узнать, что ребенок готов учиться читать?

Раннее обучение чтению в домашних условиях возможно, но успех этого предприятия зависит от факторов, которые делятся на внешние, внутренние и смешанные.

К внешним относятся экономические, социальные, экологические, культурные факторы. Благоприятные условия в обществе и в семье положительно влияют на всестороннее развитие ребенка.

К внутренним факторам относятся наследственность, внутриутробное развитие, младенческий возраст. Так, патологии протекания беременности, родов, раннего развития, дисфункция мозга, возрастная несформированность познавательной активности негативно влияют на развитие познавательных способностей, а в дальнейшем и на обучение. Дети с особенностями в развитии требуют к себе особого подхода, обучение таких детей ведется специалистами и требует от родителей специальных знаний.

Особенности темперамента, нервной системы, состояние здоровья относятся к третьему виду факторов (смешанным). В группе риска находятся дети с гиперактивностью, медлительные или часто болеющие.

Таким образом, при планировании раннего обучения какому-либо виду деятельности важно правильно оценить психологическую и физиологическую готовность ребенка к этому процессу.

Когда и как следует учить буквы

Интерес к книге может проявиться у малыша в самом раннем возрасте, когда он еще физиологически не готов читать. Подражая взрослым, ребенок берет в руки газету или журнал и «читает». Важно внимательно отнестись к этому моменту, не потушить эту первую искорку, а похвалить.

Приемы обучения буквам:

  1. С самого рождения окружите ребенка изображением букв. Азбука может быть представлена на обоях или предметах мебели в детской комнате, можно приобрести или самим смастерить буквы-подушки, кубики, прикрепить магнитный алфавит на холодильник.
  2. Учите звуку, который дает буква, т. е. «б», а не «бэ», «м», а не «эм». Обычно ребенка просят повторять буквы, как в алфавите, что в дальнейшем приводит к трудностям в чтении по слогам. Алфавит можно оставить на более поздний возраст, вплоть до семи лет или до той поры, когда дошкольник уверенно научится читать по слогам.
  3. Показывая и называя буквы в бытовом общении, следует сразу ассоциировать их со словами. Для ассоциаций подбираются понятные и эмоционально значимые для ребенка слова: «мама», «папа», «баба», имена, названия любимых игрушек.

Рекомендации родителям по обучению буквам и чтению по слогам

Итак, к чтению приступают, когда дошкольник знает буквы и произносит все звуки. Опыт родителей показывает, что осваивать чтение можно и с пятилеткой, который еще не научился произносить два или три согласных звука, обычно это «р», «л». Чтение даже может стать стимулом для освоения этих звуков.

Обучение чтению можно разделить на три этапа:

  1. Итзучение букв.
  2. Чение по слогам.
  3. Тренировка слитного чтения с пониманием прочитанного.

Важное условие для раннего обучения чтению по слогам — желание и просьбы самого ребенка. Слоги, как и буквы, следует учить ненавязчиво, делать это в игре, составить из кубиков, из магнитных букв, написать во время рисования. Если дошкольник понимает процесс составления слога из букв, можно приступить к чтению букваря.

Только не забывайте, что инициатива должна исходить от ребенка.

Не стоит организовывать занятия, похожие на школьные уроки, это может вызвать дискомфорт, напряжение и надолго отбить охоту читать. Делайте это в непринужденной обстановке: перед вечерней сказкой, во время послеобеденного отдыха в комнате малыша. При этом должны соблюдаться правила гигиены: читать следует при хорошем освещении, в тишине, ребенок должен удобно сидеть и сам держать книгу.

Каждое «занятие» начинайте с повторения букв и слов, усвоенных в предыдущий раз, и, убедившись, что прошлый материал усвоен, переходите к новому. За один прием следует усваивать чтение одной буквы. Например, буква «м», слоги «ма», «мо», «му», «мы». Слова «ма-ма», «мак», «му-ка». Занимаясь по букварю, не следует перескакивать через страницы и пропускать упражнения, так как они расположены согласно логике – от простого к сложному — и учитывают психологические аспекты процесса чтения. Если малыш усвоит задание быстро и легко, переходите к следующей странице.

Если определенные слоги или буквосочетания вызывают затруднения, повторите их на следующий день.

Как только дошкольник начинает проявлять признаки усталости, т. е. становится невнимательным, отвлекается, книгу следует отложить. Чтение можно будет продолжить через какое-то время, когда он отдохнет и попросит вас об этом.

Если вы чувствуете, что у ребенка пропадает интерес или он не может справиться с заданиями, не спешите. Ведь важное условие при раннем обучении чтению — это желание самого ребенка.

Ваш малыш в любом случае будет тянуться к книгам, если он видит их у себя дома, сам будет читать, если его окружают читающие взрослые.

Как приучить ребенка читать? Несколько советов

Чтение – это привычка, которой не учат, а которой заражаются

Английские детские писатели

Э той статьёй мне хочется донести в первую очередь до родителей значимость книги в жизни ребёнка, ответить на главный вопрос: зачем надо читать? Можно ли обойтись без книги, когда наш технически развитый век предлагает столько альтернатив художественной литературе? Мне хочется показать родителям, как важно, начиная с первых шагов, которые делает их малыш в книжном мире, пробудить и закрепить в его душе потребность в чтении, чего он никогда не приобретёт, если не будет читать и что нужно сделать, чтобы он полюбил книги

Ни для кого ни секрет, что желание читать и стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его — привычка ребёнка читать. Приучение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. А вот разовьётся ли любознательность и интерес к чтению, превратится ли этот интерес в источник мудрости — зависит во многом от Вас, мамы и папы.

Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка. Оно расширяет его кругозор, открывает ему дверь в мир нравственных ценностей, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в тоже время полезного времяпрепровождения.

Отношение к чтению на сегодняшний день у детей весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга лучший друг. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи. К сожалению, таких детей с каждым годом становиться все меньше. А вот детей, которые не любят читать, с каждым годом становиться все больше. Для них чтение — тяжкая повинность. А ведь от чтения зависят учебные успехи по всем предметам. Чтение в школе является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неверно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома.

Почему первая книжка иногда не вызывает у детей интереса? Да потому, что в первое время пользоваться ею без помощи взрослых они еще не могут. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению, как к удовольствию. Основой обучения всегда был собственный пример. Как часто и как много читаете вы? Не так часто, как хотелось бы? Не хватает времени? Много важных забот и неотложных дел? Как это ни парадоксально, но у вашего маленького сына или маленькой дочери тоже много важных дел и забот. Только если для вас это работа и бытовые обязанности, то для них— игры, разговоры, рисование.

Ваша задача сделать так, чтобы в списке приоритетов чтение поднялось как можно выше. Для этого ребенок должен находить его полезным и интересным. Если чтение не привлекает вас, то почему оно должно привлекать ваших детей? А вот если ребенок видит вас с книгой, пусть недолго, но регулярно, то он делает вывод, что чтение для вас интересно и является элементом взрослой жизни, которой дети очень часто стремятся подражать. Казалось бы, любой ребенок с удовольствием будет слушать, как мама или папа ему читают. Но это далеко не так

Когда-то, когда каждая книга была событием и почти единственным источником духовной и интеллектуальной пищи, наверное, так и было. Сейчас с книгой успешно конкурируют телевидение, видео, компьютеры. Восприятие книги на слух (не говоря уже про последующее самостоятельное чтение) требует от малыша значительных усилий, активного внимания, напряженной работы памяти, мышления и воображения. А просмотр тех же мультфильмов подразумевает пассивную позицию, которая детьми быстро усваивается, а многими родителями покорно принимается. Некоторые даже не видят в этом особой проблемы: лишь бы на улице не пропадал целыми днями, пусть будет компьютер или телевизор, под присмотром— и ладно. Психологи с такой позицией категорически не согласны. Дело в том, что чтение не только развивает образное мышление ребенка и расширяет кругозор, но и приносит книголюбу эстетическое удовольствие, что, в свою очередь, влияет на формирование личности. Плюс ко всему, художественная литература несет в себе огромный воспитательный потенциал, приобщая ребенка к духовному опыту человечества.

Самые важные вещи, которые стоит учесть, приучая ребенка к книгам.

Важно приучать ребенка к книге с самых первых дней жизни. Хоть новорожденный еще и не понимает слов и смысла рассказанного, но он слышит мамин размеренный голос! Поэтому младенцы очень любят стихи! Стихи – это мир гармонии такта, они действуют на детей умиротворяющее.

Читайте малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям и по очереди— к взаимному удовольствию.

Читайте больше сами. Пусть ребенок видит, что вы увлечены чтением, он должен видеть, что вам это нравится. Читайте сами «про себя» у ребенка на глазах. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие. Время от времени берите детские книги. Читайте их «увлеченно», улыбаясь, идите на всякие хитрости, чтобы пробудить его интерес. И обязательно попросите малыша «не брать вашу книгу», пока не дочитаете.

При выборе книг учитывайте доступность литературного произведения в соответствии с возрастными и психологическими особенностями ребенка. Покупайте книги, соответствующие увлечениям вашего ребенка (про пауков, фей, принцесс, лошадей, динозавров и т. д.), а также по мотивам мультфильмов и фильмов, которые ему нравятся. Закрепите у ребенка ощущение, что от книг можно получать много удовольствия и позитивных эмоций. После этого будет легче перейти к художественной литературе.

Помните, что огромное значение для ребенка имеет чтение книг с нравственным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, любознательность, эффективные коммуникативные навыки, сочувствие, отзывчивость и заботливое отношение к близким.

Выразительное чтение, заинтересованность самого взрослого, его эмоциональный контакт с малышом, повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения постарайтесь не отвлекать ребенка от восприятия текста вопросами или дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает иногда повысить или понизить голос, а может быть выдержать паузу. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина (педагог, специалист в области дошкольного воспитания) считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Однако, во время чтения научно-популярных книг, например, о труде, о природе, целесообразнее включить обсуждение непосредственно в процесс чтения.

Каждая мама обязана знать:  Преодоление трудностей учения Нейропсихологический подход

Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз.

Одним из условий, обеспечивающих наиболее полноценное восприятие произведения — объяснение незнакомых слов. Не ленитесь пояснять все слова, значение которых может быть не совсем ясным для ребенка. Интерес к читаемому сильно снижается, когда в тексте много непонятных слов.

Помните, что большое литературное произведение важно правильно разделить на части. Каждая часть должна быть законченной. Не следует останавливаться на самом интересном месте. Чтение «длинных» книг приучает детей на протяжении определенного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки, устанавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памяти прочитанное и связывать части текста.

Значительное место в детском чтении занимает веселая книга. Она способствует воспитанию чувства юмора, а чувство юмора связано с переживанием положительных эмоций, с умением замечать смешное в жизни, понимать шутки окружающих и шутить самому. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное в них остроумие доступно детям 5 – 7 лет.

Для формирования у ребенка повышенного интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге, создайте дома уютный уголок книги. Пусть это будет спокойное, удобное и эстетически оформленное место, где ребенок сможет самостоятельно пообщаться с книгой. С комфортом для ребенка расположите в этом уголке полочки или витрины, на которые можно поставить книги и альбомы. Желательно, чтобы эти книги были с небольшим количеством текста и с крупными красочными иллюстрациями. Если ребёнок уже не совсем малыш, то устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.

Ходите вместе с ребенком в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне. И не забывайте о том, что не следует противопоставлять чтение игре и игрушкам.

Купите занимательные энциклопедии. Современные дети часто «входят» в мир книг при помощи энциклопедий. Убедитесь, что они их читают, а не только рассматривают картинки. Для этого играйте в вопросы-ответы, загадки и прочее.

Спросите у друзей вашего ребёнка, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей имеет большее значение, чем советы родителей. При этом постарайтесь не упрекать и постарайтесь не сравнивать своего ребенка с читающими ровесниками. Как правило, подобные сравнения вызывают у ребенка отторжение. И он, чтобы доказать свою самостоятельность, будет отрицать поставленные примеры.

Рассказывайте ребенку интересные истории из книги, постепенно переходя на чтение самой книги. Важно – зафиксировать возникший интерес.

Экспериментируйте с жанрами. Ребёнок имеет полное право не любить волшебные сказки, несмотря на то, что вам так они нравились.

Разрешайте читать в постели. Предложите на выбор: немедленно спать или 10 минут почитать — обычно дети готовы на многое ради того, чтобы не спать, и выбирают чтение, причем десятью минутами не ограничиваются.

Никогда не заставляйте ребенка дочитывать книгу, над которой он скучает. Скука не должна ассоциироваться с чтением, иначе чтение будет восприниматься как наказание.

Читайте ребёнку, даже когда он уже сам научится читать. Выразительное чтение взрослого помогает обращать внимание на важные детали, влияет на правильность восприятия и оценки текста. Многие родители, к сожалению, считают, что, научив ребёнка читать самостоятельно в раннем возрасте, они тем самым привили ему интерес к книгам. Это не так! В раннем возрасте дети читают чисто механически, не вдаваясь в смысл рассказа, и чтение превращается для них в нелюбимое занятие. Когда же книгу им читают взрослые, дети сосредотачиваются не на сложение буков в слова, а полностью погружаются в мир книжной фантазии. Так что не спешите с обучением ребенка чтению, пусть он немного пофантазирует!

Как привить ребенку любовь к книгам и приучить его читать с удовольствием: советы родителям

Научить ребенка любить книгу и уметь наслаждаться чтением – одна из важных задач правильного воспитания. Человек, воспитанный на книгах, имеет широкий кругозор, может красочно описать словами свои впечатления, увлечь собеседника запасом знаний и никогда не станет скучать в одиночестве.

Когда же стоит приучать ребенка к чтению? Детские психологи рекомендуют начинать прививать ребенку любовь к книгам с раннего дошкольного возраста и продолжать работать в этом направлении до 7-8 лет, однако, наиболее благоприятен возраст от трех лет. Важно подбирать литературу, соответствующую годам – сначала простенькие сказки, затем – рассказы детских классиков.

Как известно, не все дети любят читать книги. Почему так происходит – задаются вопросом многие родители

Почему ребенок не любит читать?

В процессе работы с ребенком многие мамы и папы сталкиваются с трудностями. Иногда малыш выказывает неприятие и отказывается учиться читать. Причин подобных проблем может быть несколько, поэтому стоит разобраться в них тщательнее:

  • Некоторые дети не привыкли читать с родителями. Быть может, они еще не научились получать удовольствие от чтения.
  • Дошкольнику, проводящему много времени за компьютером, достаточно трудно получить наслаждение от умственной работы, которую предлагает литература. Он привык получать информацию без усилий определенных участков мозга – красочная виртуальная реальность дает возможность сразу окунуться в созданный художником мир.
  • Проблема отцов и детей сегодня особенно актуальна. У взрослых существуют устойчивые представления о жизненных приоритетах, а дети создают собственную картину мира, получая информацию из телевидения и интернета. То, что старшее поколение считает важным, интересным, младшим представляется неактуальным.
  • В современном обществе в процессе общения принято широко использовать слова, обозначающие действие. Глаголы вытеснили прилагательные, которые делали речь более яркой, насыщенной и эмоциональной. Есть мнение, что та литература, на которой выросли сегодняшние родители, их детям кажется неинтересной и слишком унылой.

В современном обществе многие дети не любят читать книги. Причиной этого может стать пример взрослых

Азы книгочтения

Слово «книга» в современном языке охватывает очень широкий круг понятий. Существуют бумажные издания, есть экземпляры, представленные в электронном виде – документальном или аудио. Однако мы будем говорить о классическом варианте текстовой информации – книге, отпечатанной в типографии.

Также мы хотим предостеречь взрослых от настойчивых попыток усадить малыша с книжкой, посредством психологического давления, крика или шантажа. Как заинтересовать ребенка чтением? Важно создать правильный настрой, сделать так, чтобы ребенок сам захотел провести время с книгой. Пусть сначала это будет лишь пару минут, постепенно ваш воспитанник станет выделять больше досуга для чтения. Существует лишь два основных способа создания нужного настроя:

  • желательно, чтобы книги находились в зоне доступа ребенка;
  • взрослые должны регулярно пользоваться домашней библиотекой, показывать детям, что читать – это нормально.

Домашняя библиотека

Советы психологов однозначны: важно, чтобы ребенок видел книги с детства и воспринимал их как часть своей жизни. Пусть сначала у него появятся книжки-игрушки, в которых страницы выполнены из очень плотного картона, а картинки забавные и красочные. Чуть позже он возьмет в руки сборники сказок в плотном переплете, детскую энциклопедию или букварь.

Начинать читать книги ребенку нужно как можно раньше. Яркие иллюстрации, забавные картинки заинтересуют даже самого большого непоседу

Однако нужно также прививать малышу уважение к книгам, не разрешать портить их, рвать и калечить. Отличным способом воспитать бережливое отношение к библиотеке будут сеансы скорой помощи. Можно привлечь сына или дочь к простой, но интересной работе: склеиванию порванных страничек, или попросить стереть ластиком карандашные пометки с полей.

Чтение – важная часть жизни

Теперь подробнее остановимся на втором утверждении – о том, что взрослые должны сами любить читать, чтобы научить этому своего ребенка (см. также: как научить ребенка писать без ошибок и красиво в 3-м классе?). Известно, что дети, которые любят читать, растут в тех семьях, где чтение является важной частью жизни. Из этого можно сделать вывод – нужно показывать своим отпрыскам личный пример того, как проводить свой досуг. Если папа все свободное время посвящает компьютеру – его сын тоже будет играть в компьютерные игры. Тот отец, который каждый вечер открывает книгу, имеет шанс вырастить читающего человека.

Приучение ребенка к чтению – хорошая возможность пересмотреть свои привычки и приоритеты. Часто люди находят оправдание отсутствию в их жизни книг. Дескать, есть более важные дела, которые не дают возможность выделить пару десятков минут на литературу. Дети берут пример со старших и тоже в собственном списке важных дел отводят чтению одну из самых нижних позиций. У малыша тоже есть множество ежедневных задач, обязанностей и любимых занятий – мультфильмы, игры, компьютер, рисование и т.д.

Дети очень любят, когда именно папа читает им книгу

Формирование привычки

Очень хорошо, если вечернее чтение станет любимой традицией, временем, которое ребенок будет предвкушать в течение дня. Главное – не отступать от формирования привычки, день за днем регулярно устраивать небольшие сеансы семейного чтения. Совсем скоро родители могут заметить, что их чадо готовиться к вечерним сеансам и заранее подбирает интересную литературу.

Можно попробовать читать вслух при ребенке то, что интересно маме или папе. Пусть малыш с раннего возраста привыкает к тому, что чтение может быть занятием совместным. Быть может, его заинтересует сюжет и он захочет узнать, что же произошло дальше. Нужно поощрять его интерес и давать возможность послушать подольше. Иногда уместно использовать чтение, как награду или приз за хорошее поведение, за помощь родителям по дому. У ребенка будет формироваться правильное и естественное отношение к этому занятию.

Чтение книги – отличный способ совместного времяпровождения всей семьи

Рекомендации для родителей

Далее мы дадим несколько дополнительных и действенных рекомендаций тем мамам и папам, кто всерьез решил приучить своего дошкольника к чтению:

  • Очень полезно разговаривать с ребенком о прочитанном. Стоит предложить ему порассуждать, почему персонаж выбрал конкретный путь решения своей проблемы, что им двигало и как могло бы все сложиться в ином случае. Таким образом, малыш будет вовлекаться в сюжет, задумываться о том, правильно ли поступил герой в той или иной ситуации. Этими разговорами легко вызвать интерес к чтению в целом.
  • Хорошо, если дома ведутся разговоры не только о политике, но и о книгах (см. также: интересные книги для детей до года). Желательно показывать свои эмоции во время обсуждения – что было смешным, а что – грустным. Взрослые должны давать понять, что говорить о недавно прочитанных книгах можно и нужно. Такие разговоры будут мотивировать младших членов семьи тоже поделиться своими мыслями о том, что читали.
  • Хорошие родители знают, что нужно стараться всегда отвечать на вопросы маленького почемучки. Однако взрослые не всегда могут сходу вникнуть в сложные или специфические темы. В таких случаях есть смысл объяснить малышу, что ответ на его вопрос можно найти в книге. Обязательно помочь разобраться и поискать вместе с ним нужную литературу.
  • Перед тем, как начинать читать новую книгу, можно постараться заинтриговать ребенка описанием ее сюжета. Пусть он сам захочет узнать продолжение.
  • Периодически нужно выбирать многостраничные сказки и повести. Читать их можно по частям, обещая малышу продолжение в следующий раз. Это довольно сильный способ, который может помочь разжечь интерес чада к чтению.
  • Некоторые мамы и папы настаивают на том, чтобы ребенок обязательно прочитывал книгу от начала и до конца, даже если ему не интересен сюжет. Таким образом, они стремятся воспитать в ребенке упорство и усидчивость. Однако в данном случае эти действия принесут только вред. Лучше отложить неинтересную историю и попытаться подсунуть ее позже, когда ребенок станет старше.
Каждая мама обязана знать:  Как сказать ребенку, что мы его усыновили

Нетипичные способы стимулирования ребенка

Иногда ребенок, несмотря на все усилия старших, не хочет читать. В самых сложных случаях стоит сделать перерыв и попытаться заинтересовать своего дошкольника снова через пару месяцев. Также можно попробовать найти дополнительную мотивацию, действуя мягко, но настойчиво:

  • Желательно использовать время для чтения тогда, когда ребенок спокоен, здоров. Не стоит бегать за ним с книгой, если малыш носится по квартире, и настроен играть в активные игры. Психологи советуют сначала немного отвлечь чадо, успокоить его, а затем попытаться заинтересовать сюжетом новой книги.
  • Очень важно, чтобы книга, которую мама читает дочери или сыну, вызывала интерес и у нее. Увлеченность родителей передается и детям, а скучный рассказ вызовет зевоту у мамы, которая передастся и малышу.

Сказки, читаемые малышам, должны быть интересны и взрослым

Развитие фантазии и артистизма – элементы мотивации

Чтобы завлечь ребенка чтением, нужно провоцировать его фантазировать самому. Пусть он придумывает продолжение любимым сказкам или же по-новому пересказывает знакомые сюжеты:

  • Для начала можно рассказать ему что-то интересное, что могло бы произойти с персонажем прочитанной сказки или повести. Затем вовлечь чадо в игру, спросить, что, по его мнению, будет дальше.
  • Детские стихотворения – еще один кладезь полезных навыков. Желательно чаще читать детям рифмованные строчки и просить повторить, чтобы стихи запоминались. Простенькие четверостишия помогут ребенку сформировать, и развить умение пересказывать информацию. Что в последующем позволит ему красиво и складно излагать более сложные речевые конструкции. Такая тренировка пригодится и в учении, ведь в школе требуется отвечать у доски, пересказывая выученный урок.
  • Многие детские сказки легко озвучивать в виде диалога. Можно попытаться вместе с ребенком разыграть знакомые сюжеты из прочитанных книг, распределив между собой роли. Детям очень нравятся такие игры, и они часто демонстрируют неожиданный артистизм.

Книга учит, воспитывает, а дети наиболее восприимчивы к ее науке. Любите книги, берегите их. Вкладывайте в своих детей уважительное отношение к слову. Тогда они вырастут всесторонними людьми с широким кругозором и умением принимать правильные решения. Пусть книга станет ребенку другом, помощником и даже партнером для игр. Помогите ему познать огромный мир, который дарит хорошая литература.

Как приучить ребенка читать

сайт для родителей

«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях. »

Духовное развитие ребенка

Душевное развитие ребенка

Физическое развитие ребенка

Актуальное

Последние комментарии

Самое популярное

  • Логические и занимательные задачи (300 задач) — 3.7 млн.
  • Что делать, если ребенок не хочет в детский сад — Юлия Василькина — 445.4 тыс.
  • Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка — Елена Сосорева — 399.6 тыс.
  • Развитие мелкой моторики у детей — 356.1 тыс.
  • Раннее начало половой жизни. Добрачные связи — 344.1 тыс.
  • Резус-конфликт во время беременности — 265.9 тыс.
  • Если малыш плачет без причины — Алевтина Луговская — 220.8 тыс.
  • Развиваем мелкую моторику у малышей — Ирина Ермакова — 198.2 тыс.
  • Чтобы ребенок не был трудным — Татьяна Шишова — 152.4 тыс.
  • Ребенку годик: брить или не брить? — 146.9 тыс.

Сейчас в разделе:

Всего записей: 1460

Как мотивировать ребенка читать?

«Мой ребенок совершенно ничего не читает. Он вырастет неучем!» , «Как заставить его взять книжку и думать головой?», «Почему они не читают? Раньше было стыдно не читать», «Я всегда читала детям, когда они были маленькими, но так и не приучила их к самостоятельному чтению», «Он любит комиксы и всякую ерунду, но серьезными книгами его не увлечь».

Почему дети всего мира перестали читать?

1. Есть устойчивые свидетельства того, что дети все меньше и неохотней читают. Тяжелые фолианты и толстые книги, чернила и перья так долго символизировали высокую культуру, что с их исчезновением из обихода, мы погрузились в тревожное ожидание конца цивилизации. С прекращением чтения разрушится самый важный канал передачи опыта между поколениями.

2. Феноменом механического, «бессмысленного» чтения первыми стали заниматься американцы, в частности, психолог и специалист по образованию Майкл Коул. Для значительной части американских детей, детей мигрантов, английский язык не был родным, и предполагалось, что трудности понимания текстов снижают у детей мотивацию к чтению. Дети могли читать технически, по, прочитав текст в хорошем темпе, они потом не могли не только пересказать, но иногда даже сказать, о чем был текст. Дети читали так, как будто у них было поражено правое полушарие, которое отвечает за воображение и эмоциональное реагирование. При этом тесты на интеллект они проходили успешно, причем иногда особо выраженным у них был невербальный интеллект, за который отвечает именно правое полушарие. Физиология и генетика были тут не причем. Низкая мотивация к чтению и обучению в целом привели к тому, что высокая миграция в США сопровождались снижением уровня образования в технологически самой развитой стране.

3. Вместе с тем речь не шла о возврате к абсолютной неграмотности. Чтению-письму сегодня обучаются все. Возможно, что общий объем прочитанных текстов и не меньше, чем в старые времена, но очевидно, что читают сегодня в основном не книги с хрустящими переплетами и шуршащие газеты, а электронные тексты всевозможных форматов. У этого равнодушия к чтению книг, которые когда-то были для нас образцами стиля, есть обратная сторона. Взрослея, дети со своей стороны обнаруживают, что их родители не умеют пользоваться компьютером, и не проявляют никакого интереса к виртуальным мирам.

4. Компьютерная коммуникация предполагает не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство. Навыкам правописания, аккуратности и каллиграфичности противопоставляется скорость печатания, адресность, жанровое соответствие написанных текстов. Устная речь во многом вытесняется письменной.

5. Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, но они стали, безусловно, менее подконтрольны. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.

6. Последствия гуманитарной революции, связанной с быстрым переходом от устной речи к письменной, от чтения к письму еще предстоит оценить. Пока есть опасение, что ребенок в сети оперирует с более просто и часто неграмотно написанными текстами. Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного, утильного, интересного. Так не развить мышление, не решить глобальные проблемы… Пока ученые ищут ответы, ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.

Ситуация 1. «Принудительная мотивация»

Папа шестилетнего Сережи принял решение, что в отличие от остальных детей, его сын будет образованным, начитанным человеком. Он вырос в неполной семье, и гордился, что сам получил образование, которое и помогло устоять ему и его супруге в трудные времена. Чтобы не упустить момент, в семье было заведено правило каждый вечер читать с ребенком. В 1 год и 7 мес. Сережа уже знал все буквы. В 2 года и 4 месяца он складывал и читал простые слова «Ма-ма», «па-па», «ба-ба». В четыре с половиной года Сережа мог читать новые слова, но под разными предлогами он стал увиливать от давно заведенной процедуры чтения. Среди книг на очереди были «Мифы Древней Греции», толстый том сказок Гофмана. И как раз в этот момент ребенок, который поражал всех своей осведомленностью, стал болеть, замкнулся и очень скоро перестал разговаривать с домашними, думая о чем-то своем. Психолог в детском саду пришла к выводу, что у мальчика депрессия или эмоциональное истощение, связанное с необычным видом «психологического насилия» над ребенком – принудительным, все усложняющимся и все менее понятным ребенку чтением.

Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно. Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или неумение делать то, что ожидают родители. Это неспецифический мотив чтения, который приведет к обратному эффекту – отказу от непосильного или постылого занятия при первой же возможности. Ребенок будет ненавидеть чтение и книги. Ситуация только усугубится, если в семье требовательные, прагматичные, холодные отношения, а члены семьи оцениваются по своим «рабочим» характеристикам.

Дети не знают также возрастных нормативов, и если взрослый настаивает на том, что в «твоем возрасте все давно читают», то ребенку ничего не остается, как принять эту максиму на веру и вместе с этим признать, что он, возможно, «вырастет настоящим идиотом».

Если родители рассчитывают на раннюю самостоятельность ребенка-дошкольника или на особый путь и темп его развития, они явно переоценивают ситуацию. Нельзя миновать этапы совместного вечернего чтения, фантазирования по мотивам сказочных сюжетов, их разыгрывания со сверстниками и переходить сразу к самостоятельному «взрослому» чтению. Нельзя растить ребенка в вынужденной изоляции, а принудительное развитие той или иной способности сужает круг общения ребенка. Любая деятельность ребенка, как и взрослого человека, полимотивирована. Часть стимулов к развитию мы черпаем из общения со сверстниками, не желая от них отстать или стремясь попробовать то, что кажется нам интересным именно в их исполнении.

Ситуация 2. «Чтение и компьютер»

Пятилетняя Катя не хотела учить буквы, пока ее не пустили за компьютер. Оказалось, что она уже знала половину букв, занятия с бабушкой не прошли даром. Но – чудо! – за пару вечеров она выучила десяток компьютерных команд, чтобы играть в компьютерную игру. После этого трудно было обвинить девочку в слабых способностях и лени. Но читать она по-прежнему отказывалась. И тогда решено было запрещать играть до тех пор, пока Катя не прочитает сказку, сначала про «Машеньку и медведя», потом «Про трех поросят». Катя плакала, но читала… Пока у бабушки Кати не выдержали нервы, и она не пожаловалась психологу в детском саду на Катю, родителей и детский сад, в котором не приучают детей к культуре…

Давайте, по-честному сравним преимущества работы за компьютером и чтения. О первом родители мало знают и поэтому мало думают, потому что этот опыт не знаком им по их собственному детству. Компьютер дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение – это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку не удастся вмешаться. Если только вы не разыгрываете пьесы по мотивам сказки, не импровизируете во время чтения, не читаете по ролям и т.д.. Работа за компьютером дает ощущение легкости исполнения замысла, от идеи до исполнения – буквально рукой подать, одно движение. Набирая буквы на клавиатуре компьютера, ребенок осуществляет по факту более сложную деятельность, чем складывая буквы в слова. И чем сложнее деятельность, тем она интересней. Парадокс, но это так. Слабая мотивация к обучению слишком простым для данного возраста действиям тоже может тормозить развитие навыков. И, наконец, компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус – ребенок получает возможность играть. Читая, он получает, часто, только моральное поощрение взрослых. Интуитивно понимая это, взрослые начинают манипулировать ситуацией, выстраивать зависимости «чтение à игра на компьютере» и т.д.. Обучение в игре в большей мере соответствует запросам дошкольного возраста, чем «школьное» обучение. Роковая разница в пользу чтения состоит в том, что читая, ребенок эмоционально вживается в роль. Играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций. Компьютерная игра закрепляет детский эгоцентризм и тормозит развитие произвольных («волевых») навыков.

Каждая мама обязана знать:  Дэвид МАККИ ЭЛМЕР И ДЕД МОРОЗ

Ситуация 3. «Механическое чтение»

Петя уже в четыре года научился читать. Одновременно он стал «работать» на компьютере и в пять лет он уже и читал, и писал, поражая домашних своими способностями. Настоящий ребенок Индиго, гениальное дитя. Проблема обнаружилась, когда в гости к родителям Пети приехала бабушка из провинции. По интеллигентской привычке она захотела побеседовать с внуком о его любимых книгах, и обнаружилось, что Петя не смог поддержать разговор. Он, кажется, не знал, или не помнил ни одной книжки! «Как воскликнула бабушка, — разве ты не читал про Буратино?» Петя ответил утвердительно только тогда, когда ему с полки сняли книжку и показали. «Эту – читал». Он узнал ее по обложке. Точно так Петя «читал» все книжки на полке. По требованию бабушки, Петя читал без запинки с любого места, но о чем был этот эпизод, он не помнил, не знал, не интересовался. Он даже не мог его пересказать… «Он у вас не умеет читать! Читать и не понимать, о чем? Это не чтение!» Бабушка оказалась права…

Феномен «механического чтения» стал распространяться со скоростью компьютерного вируса. Состоит он, на мой взгляд, в том, что в развитии познавательных навыков все больший упор делается на оперативные характеристики, кратковременную память и непроизвольное внимание. Именно эти навыки лучше всего тренируются при работе за компьютером. Вся информация «устаревает», если перейти от одной игры к другой. Точно так и книги «забываются» после того, как текст прочитан и не использован. Если мы не будем чтение включать в актуальные отношения ребенка, не научим его формировать свое будущее и включать в этот образ будущего прочитанную информацию, книги потеряют свое культурное предназначение – хранить и передавать значимый опыт.

Причины, по которым дети не любят читать… то, что читали мы!

  1. У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за малышами. Родители сами отбирают нянь для воспитания и ухода за детьми по критериям «аккуратности», а не креативности. Я знаю много случаев, когда наемным воспитателям отказывали только потому, что у ребенка были руки испачканы пластилином.
  2. Дети слишком рано учатся читать — раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Наша безграничнная личная амбициозность и родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать. Переоценка способности к чтению в России связана с поздней всеобщей грамотностью населения. Советская власть посадила за парты людей, родители которых родились в семьях крепостных. До войны иметь начальное образование, то есть уметь читать-писать, было достижением и статусной привилегией. Переоценка умения читать только усилилась с введением всеобщего среднего образования, дав миллионам детей войны получить в дальнейшем высшее образование, войти в интеллектуальную элиту страны.
  3. Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян основной мотив образования – изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия.
  4. Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а не дневники ЖЖ в пол-экрана.
  5. Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.
  6. Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.
  7. Одновременно с чтением дети учатся писать, вернее, печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией. Первые письменные сообщения для большинства детей – это компьютерные команды, которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр.
  8. Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше – существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.
  9. Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.

Приемы мотивации чтения у детей

  1. Первый прием чему-то научить ребенка – это заражение. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания. Наивно полагать, что если все время проводить за экраном, ваш ребенок потянется к книжке.
  2. Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн, который почему-то называют евроремонтом. В домах европейцев чрезвычайно ценятся и берегутся старинные библиотеки или хотя бы их остатки. Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.
  3. Читайте вместе с детьми то, что интересно и вам, и ему. Детская литература постоянно обновляется, и по-прежнему трудно следить за новинками. Заинтересованные мамы и даже некоторые папы сегодня легко обмениваются знаниями и рекомендациями через Сеть.
  4. Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам.
  5. 5. Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение, размер выученного текста – это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «устойчивая порция», «квант», «единица» чтения. У детей, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и умение связно изложить свою мысль другому. Навыки оперирования текстами приобретаются не только во время механического чтения, но и в устной речи, в процессе ролевой игры, в самых разных социальных ситуациях.
  6. Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с удовольствием погружаются в их миры. С 4-5 лет «единицей чтения» становится событие, действие, которое произошло с двумя и более персонажами. Можно сказать, они начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления.
  7. И только после этого нам стоит уделить внимание обучению буквам и складыванию слов и предложений. Техника чтения раньше отставала от воображения и мышления, и это было дополнительным мотивом: как можно быстрее научиться читать, чтобы удовлетворить свою потребность в новом знании.

Как научить ребенка читать!

Как научить ребенка читать?

Рано или поздно этот вопрос встает перед каждым родителем. В настоящее время существует множество методик обучения чтению (Г. Домана, М. Монтессори, Н.С. Жуковой и т.д.), и центров детского развития, которые готовы за ваши деньги научить ребенка читать. Не важно будете ли вы сами обучать ребенка чтению или отдадите его в центр развития, важно знать некоторые правила при обучение чтению, которые помогут сделать этот процесс более эффективным.

Правила обучения чтению:

— Начинать обучать чтению можно только в том случае, если ребенок умеет хорошо и чисто говорить, составляет предложения, может внятно выразить свою мысль. Когда ребенок плохо выговаривает слова, в его речи много аграматизмов, то необходим для начала выправить речь в работе с логопедом, а затем уж переходить к обучению чтению.

— Сложно привить любовь к чтению заставляя ребенка читать из-под палки. В большинстве случаев это приведет к тому, что ребенок будет ненавидеть чтение и воспринимать этот процесс как каторгу. Разумнее заинтересовывать ребенка чтением, например читать ему красочные книги, читать книги самому (пример взрослого – лучший педагогический прием), рассказывать о буквах и словах и о том, как много интересной информации можно узнать из книг. Первое время необходимо ориентироваться на желание ребенка заниматься с букварем, со временем он привыкнет и будет сам охотно идти к вам и изучать новую букву.

— При обучении чтению учим сначала звуки , а потом когда научиться читать буквы, т.е. не сэ или рэ, а с или р. Ребенку проще так научиться читать, потому что мы учим согласные как они произносятся в слове.

— Не заучивайте сразу все буквы алфавита, от этого в голове ребенка будет только каша. Правильней выучить несколько букв и после этого учить ребенка составлять слоги. Помните, ребенку проще всего прочитать слог, в котором две гласные, (ау, уа), второй по сложности слог, где первая гласная и вторая согласная (ам, ум), но и самое сложное — когда первая буква согласная, а вторая гласная (ма, му).

— Не пытайтесь сделать так, чтобы ребенок с первого раза все запомнил, лучше дайте ему возможность отдохнуть и вернитесь к этой букве на следующий день, самое эффективное при обучении чтению — это повторение, а не количество времени, проведенное с букварем.

— Начинаем всегда с простых слов из двух одинаковых слогов (ма — ма, па — па, ба — ба), далее учим представлять к слогу букву(до — м, ко — т) учиться чтению можно не только с книгой, например на прогулке можно искать знакомые буквы на вывесках, витринах или определять по звуку, есть ли в слове та или иная буква. Все это можно превратить в увлекательную игру. Вам может очень пригодится в этом магнитная азбука: можно составлять из нее слова или искать нужную буковку, или на ощупь определять, что за буква в руке у ребенка.

— Помните все дети развиваются по-разному, следите за тем, чтобы то, что читает ребенок было для него доступно. Кто-то из детей быстро переходит к чтению сложных слогов, а кто-то долго будет читать простые слоги.

— Важно при обучении чтению самому не терять самообладание, а радоваться успехам вашего малыша. Ни в коем случае не мучайте ребенка чтением, это уничтожит у него всякое желание читать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация