Одаренный ребенок

Содержание

Одаренный ребенок

Тесты коэффициента интеллекта используют следующую классификацию для определения различных уровней одаренности:

  • «Яркий», просветленный: 115+, или 1 из шести (17 %)
  • Умеренно одаренный: 130+, или 1 из 50 (2 %)
  • Высоко одаренный: 145+, или 1 из 1000 (0,1 %)
  • Исключительно одаренный: 160+, или 1 из 30 000 (0,003 %)
  • Необычайно одаренный: 175+, или 1 из 3 миллионов (0,00003 %)

Природа детской одаренности

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.

Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.

Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей.

В то же время некоторые специалисты отмечают, что в современной культуре место одарённых детей и открывающиеся перед ними возможности значительно изменились, поскольку изменился ответ на вопрос о том, «в какой мере природные данные способны составить тело творчества»:

природа вундеркинда противоположна природе современного искусства. Потому что, хотя в основе творческого действия лежит акт суммирования, то есть воспроизведения, одушевляет его только акт выбора, то есть отказа [1] .

11 признаков, указывающих на то, что у вас одаренный ребенок

Как распознать, является ли ваш ребенок одаренным и обладает ли он нестандартным мышлением? Этот вопрос мучает не только родителей школьников, исправно получающих хорошие отметки. Ученые считают, что академическая успеваемость отнюдь не является мерилом одаренности. Доктор Венди Хирш Вайнер долгие годы работала с семьями, дети в которых обладают исключительными способностями. Эксперт пришла к выводу, что у некоторых из них имеется «врожденный талант к познанию, который выходит далеко за рамки возможностей их сверстников».

Одаренные дети отлично решают проблемы

Одним из основных признаков одаренности является способность блестяще справляться со сложными проблемами. Некоторые родители ошибочно полагают, что возможность запоминать большие объемы текста или знание формул назубок может указывать на гениальность ребенка. Однако заставить зубрить можно любого более менее усидчивого малыша. А вот справляться со сложнейшими задачами могут далеко не все дети. В этом помогает нестандартное мышление и способность видеть несколько путей решения.

Они чувствительны

Если вы заметили, что ваш ребенок обладает гиперчувствительностью, он не переносит громких звуков и неуютно чувствует себя в толпе, это может быть признаком одаренности. Наш сегодняшний эксперт утверждает, что талантливые дети чаще всего могут быть замкнутыми и крайне застенчивыми. Иногда они не могут сразу ответить на вопрос, так как их мозг активно занят обработкой информации. Даже решая контрольную работу по математике, они берут больше времени на раздумья. На переменах они чаще всего сидят в классе и сторонятся шумных игр одноклассников.

Им трудно заводить друзей

Если вашему ребенку трудно заводить друзей или он страдает оттого, что не пользуется особой популярностью в классе, это может быть признаком гениальности. Повышенная чувствительность одаренных детей усложняет возможность подружиться. Кроме этого, в вашем ребенке могут быть другие черты, затрудняющим возможность подружиться. Например, утонченное чувство юмора этих детей становится непонятным для сверстников.

Им сложно вести разговор с другими детьми

Когда ваш ребенок пропускает участие в пустой болтовне, которая характерна для других детей его возраста, а интересуется более серьезными темами, это также может быть признаком одаренности. Доктор Вайнер утверждает, что гениальным детям трудно участвовать в диалогах со сверстниками, так как их мозг не заточен под короткие односложные реплики. Они не стремятся пойти на дискотеку, чтобы продемонстрировать обновку и рассказать, как им неприятны дети из параллельного класса. Вместо этого одаренные дети заведут разговор о политике или о причинах вымирания динозавров.

Они жалуются на скуку

Гениальному ребенку тесно в рамках стандартной школьной программы. Обратите внимание на жалобы сына или дочери по поводу скуки на уроках. Для усвоения школьного материала им требуется гораздо меньше времени, поэтому повторение пройденного для них видится настоящей каторгой. Вот почему ваш ребенок так часто смотрит в окно или ищет бесконечные способы, чтобы развлечь себя.

Они занимаются творчеством

Лепка и живопись являются хорошим способом найти ответы на существующие вопросы. Если ваш ребенок всегда придумывает новые креативные идеи, это означает, что он обладает подвижным интеллектом, который в полной мере раскрывается в творческих процессах. Кроме того, гениальные дети находятся в постоянном поиске новых вопросов и ответов.

Их нельзя мотивировать оценками

Парадокс заключается в том, что одаренные дети не всегда будут являться самыми лучшими учениками в классе. Мы знаем, что они ищут несколько способов решения задачи и размышляют дольше других. Но требования учителей предельно просты: делайте, как я требую. Любые альтернативные варианты рассматриваются педагогами как попытка подорвать их авторитет. В этом нет никакой трагедии, так как одаренного ребенка сложно мотивировать пятерками, похвальными грамотами или золотой медалью. Эти дети в большей степени заинтересованы своей исследовательской деятельностью и стремлением открывать для себя новые знания.

Они хотят глубоко вникать в вопросы

Но если какой-то вопрос важен для вашего ребенка, будьте уверены, что он обложится энциклопедиями, но найдет развернутый ответ. Одаренные дети стремятся исследовать проблемы намного глубже, чем дети, которые привыкли заучивать материал. Если они испытывают определенный интерес теме урока, они всегда имеют дополнительные вопросы к учителям.

У них есть опасения

Так как одаренные дети склонны представлять развитие событий по нескольким сценариям, они часто борются с тревожным расстройством, депрессией и страхом. Например, из-за опасений попасть под машину, они могут игнорировать велосипедные прогулки.

Они видят общую картину

Если вы заметили, что ваш ребенок имеет проблемы с запоминанием конкретных фактов, не спешите впадать в уныние. Вероятно, ваше чадо видит ситуацию в перспективе. Одаренные дети имеют понимание абстрактных понятий, а вот конкретная форма не так важна для них.

Они не подходят для конкретных требований

Гениальные дети плохо чувствуют себя в рамках стандартной школьной программы, а также инструкций и требований, предъявляемых учителями. Они стремятся все сделать по-своему, и поэтому часто критикуются или даже высмеиваются педагогами.

Детская одаренность и особенности одаренного ребенка

Дата публикации: 07.07.2020 2020-07-07

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Захарова И. Н. Детская одаренность и особенности одаренного ребенка // Молодой ученый. — 2020. — №27. — С. 147-149. — URL https://moluch.ru/archive/265/61437/ (дата обращения: 28.11.2020).

В статье раскрывается специфика одаренности в детском возрасте, указаны признаки одаренности, представлены взгляды отечественных психологов на определение одаренности, роль семьи в жизни одаренного ребенка.

Ключевые слова: детская одаренность, признаки одаренности, одаренность, детский возраст, одаренный ребенок, роль семьи, психическое развитие, способности.

Одаренность — это системное качество психики человека, которое развивается на протяжении всей жизни, оно в свою очередь определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных) результатов в одном определенном или нескольких видах деятельности в сравнении с другими людьми.

Б. М. Теплов определил одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешной конкретной деятельности.

С. Л. Рубинштейн отмечал тесную связь одаренности со специальными способностями, он утверждал, что одаренность не отождествима с качеством одной из функций — хотя бы даже с мышлением. Определяя одаренность, С. Л. Рубинштейн утверждал, что одаренность является функцией личности, выражает внутренние возможности личности, являющиеся результатом ее развития, при этом он подчеркивал, что одаренность не сводится к простой сумме специальных способностей, но одновременно одаренность не есть нечто внешнее по отношению к специальным способностям. «Существуют не только специальные способности, но и общая одаренность, однако не вне, а внутри специальных способностей; общее не сводимо к частному, но оно существует не отдельно от частного, а в нем» [1].

Качественно-своеобразное сочетание способностей, которые рассматриваются как свойства функциональных систем, и которые реализуют отдельные психические функции, будут считаться природной одаренностью индивида.

В свою очередь, из качественно-своеобразного сочетания способностей субъекта деятельности, будем иметь одаренность субъекта деятельности.

Из качественно-своеобразного сочетания способностей личности происходит одаренность личности.

На всех трех уровнях одаренность выступает как интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности, как системное качество. Как и способности, одаренность имеет индивидуальную меру выраженности, определяемую как способностями, входящими в одаренность, так и взаимодействием способностей, их связями [4].

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями определенном виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень и характер развития одаренности — это результат тесного взаимодействия наследственности, а именно природных задатков и социальной среды, который в свою очередь опосредован деятельностью человека, например игровой, учебной, трудовой. При этом особую роль играет личная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития и развития личности, которые лежат в формировании и реализации индивидуального дара.

Каждая мама обязана знать:  Боюсь, что 11-месячный сын меня разлюбит, пока я работаю

Детский возраст — это важный период становления способностей и самой личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Объем интеграции определяют особенности формирования и зрелость одаренности. Поступательность этого процесса, его прогресс или регресс устанавливают динамику развития одаренности.

Одаренность ребенка обычно проявляется в его успешности в определенном виде деятельности, которая носит стихийный характер проявления. Чаще всего, одаренные дети не всегда ставят своей задачей демонстрировать свои достижения перед окружающими. Например, ребенок, который пишет собственные рассказы, стихотворения, может не раскрывать свой интерес окружающим.

Возрастные особенности и признаки одаренности ребенка часто можно не различить одно от другого. По мнению известного психолога Н. С. Лейтеса, каждый нормально развивающийся ребенок дошкольного возраста проявляет признаки одаренности: дети этого возраста легко осваивают родной и иностранные языки, у них богатейшая фантазия, они креативны, задают множество необычных вопросов. Поэтому бессмысленно ставить вопрос о «раннем выявлении одаренности» в дошкольном возрасте, ранняя специализация в развитии способностей крайне опасна. С некоторой долей условности можно сказать, что в начальной школе дети проявляют признаки одаренности в изобразительно-художественной деятельности. Подростки — это деятели, на первый план у них выходят признаки социальной одаренности. Ученики старшей школы — исследователи, в этом возрасте молодые люди начинают понимать, что вокруг них огромный непознанный мир, их начинают интересовать глобальные вопросы: устройство вселенной, происхождение жизни, добро и зло [2].

Можно сделать вывод, что не стоит судить об одаренности ребенка лишь по его школьной или внешкольной деятельности.

Специфика одаренности в детском возрасте:

– детская одаренность в большинстве своем выглядит как выражение закономерных связей его возрастного развития, стоит учитывать во внимание, что каждая определенная возрастная периодизация имеет свои конкретные предпосылки для развития способностей у ребенка;

– чрезвычайно сложно прогнозировать и диагностировать одаренность у ребенка, так как под влиянием смены возрастных периодов, семейного воспитания, образования и т. п. может происходить «стихание» признаков одаренности у ребенка;

– нередко динамика формирования детской одаренности проявляется в виде неравномерного развития психики. По одним признакам ребенок может распознаваться как одаренный, но по другим — как отстающий в психическом развитии;

– ребенок может быть обученным в высокой степени (по сравнению со сверстниками, одноклассниками), благодаря более благоприятным условиям его жизни, в связи с чем может возникнуть сложность с распознаванием одаренности и различение от обученности.

Даже самые выдающиеся способности одаренного ребенка не являются прямым и достаточным показателем его высоких достижений в будущем.

Признаки одаренности, как правило, будут проявляться в текущей деятельности ребенка и могут диагностироваться на уровне наблюдения за характером, типом, принципов действий данного ребенка. Признаки явной одаренности указаны в определении одаренности и всегда связаны с высоким уровнем выполнения определенного вида деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка:

– наличие нестандартных стратегий в своей деятельности, а именно: быстрый темп освоение деятельности, высокий уровень успешности выполнения деятельности, применение новых способов деятельности в условиях поиска решения задач деятельности

– существование индивидуального стиля деятельности, который выражается в стремлении все делать по-своему

– специфический принцип организации знаний, с высокой структурированностью способности видеть предмет в системе разных связях

– оригинальный тип обучаемости, который способен проявляться и в высокой скорости и легкости обучения, и в замедленном темпе обучения

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка возможно классифицировать по следующим признакам:

– высокий уровень избирательной чувствительности к конкретным сторонам предметной действительности

– особая потребность в познании

– крайне высокое увлечение определенным предметом

– острая необходимость (желание, потребность) в противоречивой, нестандартной и неопределенной информации, отрицание стандартной и типичной информации

– строгая требовательность к результатам своего труда

Говоря об одаренности ребенка, важную роль играет семья, в которой он воспитывается. Высокие познавательные интересы членов семьи способствуют развитию одаренности ребенка. Такие родители, при общении с ребенком выходят за круг обыденных (бытовых, повседневных) проблем, в их общении на ранних этапах представляется совместная познавательная деятельность, например, общие игры, совместная работа с литературой, компьютером, информационными технологиями, познавательные прогулки, обсуждение различного рода проблем и задач. Такого рода общие познавательные интересы родителей и детей объединяют их и формируют дружеские, доверительные отношения в семье, что благоприятно сказывается на внутрисемейном климате.

Отношение к школьному обучению у родителей одаренных детей не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка всегда приоритетнее, чем полученные ребенком отметки сами по себе.

В таких семьях между детьми и родителями определяется меньшая дистанция, наличие которой может носить не только позитивные, но иногда и негативные моменты.

Зачастую, в семьях одаренных детей явно наблюдается высокая ценность образования, при этом довольно часто образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребенка.

Главная особенность семьи любого одаренного ребенка — это необычно высокое внимание к своему ребенку, часто жизнь всей семьи сосредоточена на нем.

Психолог В. Г. Белинский про одаренных детей говорил так: «Они на все смотрят как-то особенно оригинально, во всем видят именно то, что без них никто не видит, а после них все видят и все удивляются, что прежде этого не видели».

1. Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М.: Учпедгиз, 1935. 481 с.

2. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. С.-Пб.: Питер, 2002. 272 с.

3. Шадриков В. Д. Психология способностей. Хрестоматия. М.: 2008.

4. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2020. 411 с.

Глава 1. Детская одаренность: определение понятии «одаренность» и «одаренный ребенок», виды одаренности, портрет одаренного ребенка, социально-пихологический портрет одаренного ребенка.

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

1.2. Виды одаренности

Выделяют три вида одаренности:

Академическая одаренность – «умение блестяще усваивать, то есть учиться».

Для академической одаренности значимы следующие слагаемые:

Психологические особенности детей, демонстрирующих академическую одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об академической одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Особое место среди одаренных детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2—3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).

Творческая одаренность — это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.

1.3. Портрет одаренного ребенка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

1.4. Социально-психологический портрет одаренного ребенка

I. Влияние социальной среды на одаренность.

1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.

2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно: структура и эмоциональный климат семьи, стили родительских отношений, отношение родителей к детской одаренности.

Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.

Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я сказал…», «Сиди спокойно…».

Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого.

Каждая мама обязана знать:  Нянечка в детском саду кричит на детей

Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…».

Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость.

Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Типы отношений: отрицательное, игнорирующее, положительное,

II. Особенности познавательной деятельности.

Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.

Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

III. Психосоциальная чувствительность.

Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.

Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.

Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.

Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

IV. Физические характеристики.

Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

V. Особенности системы отношений.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра.

У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками развивается потребность в признании их со стороны.

В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей.

Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей – в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.

Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми.

Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности.

Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.

Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной действительности.

Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.

VI. Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации.

Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.

Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений.

Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.

Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства – перфекционизм.

Выявление и развитие одаренных детей. Проблемы одаренных детей. Школа для одаренных детей. Одаренные дети — это.

Каждого человека в чём-то можно считать талантливым. А добьётся он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, и представится ли ребёнку возможность реализовать свою одарённость. Выявление талантливых малышей — задача кропотливая и сложная. Одарённые дети – это ребята, показывающие высокие умственные задатки с раннего возраста и выделяющиеся среди ровесников недюжинным интеллектом.

Кого именно считать одарённым и какими критериями руководствоваться, считая того или иного ребёнка наиболее способным? Как не упустить талант? Каким образом выявлять скрытый потенциал ребёнка, который по своему уровню опережает в развитии сверстников, и каким способом выстраивать работу с такими детьми?

Плюсы и минусы одарённости

Одарённость имеет положительную и отрицательную сторону. К плюсам относятся отличные вербальные навыки, эмоциональная стабильность, способность к творчеству, многообразие интересов, хорошая память, ярко выраженная индивидуальность и абстрактное мышление ребёнка. К отрицательным чертам можно отнести диктаторские наклонности, завышенные требования к себе и окружающим, колебания интересов, различную скорость письма и мышления по сравнению с ровесниками, слабую физическую подготовку.

Для того чтобы подтвердить одарённость, необходимо собрать полную информацию о ребёнке у родителей, воспитателей и преподавателей. После того как собраны все данные и пройдены различные тесты, можно на основе данной информации делать выводы о наличии талантов и способностей. Такого ребёнка важно не упустить из виду и постараться воспитывать и обучать таким образом, чтобы он в дальнейшем приносил пользу обществу, в котором воспитывался. Но, как ни парадоксально это звучит, именно талантливый ребёнок доставляет педагогам затруднения в обучении детского коллектива.

Одарённость классифицируется в соответствии с видами деятельности и бывает следующей:

  • Интеллектуальной. Дети показывают повышенную любознательность и сообразительность.
  • Творческой. Выражается в оригинальности мышления, генерировании идей и решений.
  • Академической. Проявляется в успешном изучении отдельных предметов. Но при этом отличается избирательностью интересов ребёнка.
  • Художественно-эстетической. Отражение таланта в музыке, литературе и творчестве.
  • Социальной. Лёгкость в установлении контактов и общительность.
  • Спортивной. Характеризуется способностью контролировать свои движения и управлять координацией тела.

Школа для одарённых детей: задачи и цели

Одной из приоритетных задач общеобразовательной школы является выделение и воспитание одарённых учеников, а также развитие и помощь в реализации их возможностей. Среди учащихся во взаимодействии с родителями в школах проводится просветительская работа. Она включает в себя проведение семинаров и курсов, которые направлены на предоставление информации по обучению и воспитанию способных учеников. Цель школы – формирование современных представлений о выявлении и этапах развития одарённости.

В нашей стране в качестве дополнения к общеобразовательному процессу функционируют лицеи, гимназии и специализированные центры, в которых обучаются одарённые дети. В этих учебных учреждениях действуют и обновляются инновационные программы, направленные на повышение эффективности работы с талантливой молодёжью. Поэтому, если в семье растет одаренный ребенок, необходимо позаботиться о том, чтобы грамотно и гармонично развивать его таланты с помощью специально созданных программ, будь то музыкальное, художественное или иное направление.

Но случается и такое, что учитель часто не может заметить уникальность ученика или не знает о его способностях. Встречаются учителя, которые равнодушны к необычным детям и не стремятся каким-то образом стимулировать их способности.

Типичные проблемы одарённых детей

Распространёнными проблемами талантливых детей считаются:

  1. Сложность найти близких по духу людей.
  2. Попытки подстраиваться под сверстников и стараться казаться похожими на них.
  3. Вынужденное участие в совместных с одноклассниками мероприятиях, которые кажутся скучными и неинтересными.
  4. Трудности обучения в школе, где не ведётся работа по стимулированию развития интеллектуальных способностей.
  5. Повышенный интерес к проблемам устройства мира и роли человека.
  6. Потребность во внимании со стороны взрослых.

Учителю не всегда удаётся понять и выявить среди учеников одарённого ребёнка и дать положительную оценку его способностям и достижениям. А психологи не имеют соответствующих методик и рекомендаций, чтобы диагностировать интеллект детей. Стандартные тесты не показывают полной картины, и при их помощи невозможно вывить индивидуальные особенности личности.

Сложность ещё заключается в том, что ребёнок чувствует свою непохожесть, воспринимает её как нечто аномальное и начинает прятать от посторонних свои способности. Исследования подтверждают, что высокоодарённые дети постоянно находятся в социальной изоляции из-за отсутствия равных по его уму детей. Такому ребёнку необходимы сверстники не по возрасту, а по уровню развития его интеллекта.

Педагогическая поддержка одарённых детей

Перед школой, педагогами и психологами стоит задача оказать поддержку одарённым и способным детям. Для работы с этой категорией учащихся школа должна ориентироваться на следующее:

  1. Индивидуальное обучение.
  2. Создавать условия, подходящие для успешного развития способного ученика.
  3. Предоставлять максимальные возможности для развития таланта.
  4. Одарённые дети – это тот особенный контингент, который можно считать национальным достоянием. Поэтому требуются специальные меры поддержки как материальные, так и моральные. Для такой категории учащихся необходимо создавать в школах все условия, чтобы дети могли совершенствоваться в соответствии со своими интересами.

Если рассматривать процентное соотношение, то одарённых детей гораздо больше, чем талантливых взрослых. Это объясняется тем, что без помощи профессионалов и их участия, вырастая, дети становятся обычными людьми.

Особенный ребёнок должен быть в центре специальных социальных и педагогических программ, поскольку процветание нации напрямую связано именно с талантливой молодёжью. Чем раньше начать развитие способностей, тем выше вероятность их дальнейшего раскрытия и совершенствования. Помощь талантливым детям строится на следующих постулатах:

  1. Формирование уверенности в успехе посредством индивидуальных занятий.
  2. В более углублённом изучении школьных предметов на факультативах и дополнительных занятиях.
  3. Вовлечение ребёнка в научно-исследовательскую деятельность.
  4. Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах и мозговых штурмах.
  5. Тесное взаимодействие с другими школами и институтами.
  6. Награждения и поощрения одарённых учеников, публикации в СМИ.
Каждая мама обязана знать:  Как добиться согласия с бабушкой в вопросах воспитания ребенка

Трудности обучения и общения с одноклассниками

Совместная деятельность психолога и учителя в школе направлена на развитие талантливых детей, их познавательной активности, творческих способностей и оригинального мышления. Учитель планирует свою деятельность с включением в педагогический план курсов по работе с такими детьми. И по возможности формирования профильного класса, учитывая особенности одарённых детей.

Одарённый ребёнок в классе всегда любопытен, внимателен, проявляет усидчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей. У него богатая фантазия и огромное желание учиться. Наряду с положительными качествами отмечается неспособность принимать точки зрения других детей. Также выражено формальное отношение к учёбе. Кроме того, одарённый ученик отстаёт физически от одноклассников и никогда не стремится отстаивать своё мнение в споре.

У талантливого ребёнка присутствуют такие черты характера, которые не способствуют установлению контакта с одноклассниками. Имея собственное представление о юморе, они часто высмеивают одноклассников, подшучивают над их слабостями и промахами. При этом сами болезненно реагируют на критику в свой адрес. Они несдержанны, не умеют уступать и контролировать своё поведение. В результате вырисовывается такая картина: интеллект развивается с опережением, а личностная и социальная сфера соответствует биологическому возрасту, поэтому запаздывает в своём развитии. Отсюда и вытекают все проблемы одарённых детей.

Способный ребёнок нацелен быть всегда в центре внимания, получать только похвалу и высокую оценку своим способностям. При этом, ошибаясь или не встречая похвалы со стороны педагога, он может обижаться и капризничать. Для того чтобы помочь ребёнку правильно развиваться в коллективе ровесников, важно понимать особенность социализации таких детей. И проводить работу, направленную на формирование у них навыков позитивного общения с одноклассниками.

Оценка поведения способных детей

Психология предлагает применять несколько базовых принципов, направленных на сопровождение одарённых детей. При этом необходимо основываться на правильной оценке поведения ребёнка и его деятельности. Целесообразно задействовать много различных методов и технологий:

  1. Использование различных вариантов наблюдения за ребёнком.
  2. Ведение и создания банка данных талантливых учащихся.
  3. Проведение диагностических тренингов.
  4. Включение в обучение уроков по специальным программам.
  5. Подключение ребёнка к индивидуальным играм и занятиям.
  6. Осуществление различных интеллектуальных игр, олимпиад, конкурсов, соревнований, матчей и фестивалей.
  7. Организация профильных лагерей, а также направление ребят на участие в научных, экологических, краеведческих экспедициях.
  8. Проведение экспертной оценки поведения ребёнка родителями и учителями.
  9. Оценивание деятельности ребёнка профессионалами.

Не стоит задаваться целью и сразу фиксировать наличие одарённости у ребёнка. Выявление способностей необходимо связывать исключительно с задачами по их обучению, воспитанию и оказанию психологической помощи и поддержки педагогов.

Дар или наказание?

Принято считать, что опережающий своих ровесников в развитии ребёнок, обладающий более развитым для своего возраста умом, не будет испытывать трудностей, проблем в учёбе, ему уготовано перспективное будущее и достойное место под солнцем. На самом деле способных детей поджидают большие сложности в школе, дома и вероятные трагедии в подростковом возрасте.

Многие семьи считают, что одарённые дети – это дар, которым необходимо воспользоваться в полной мере, потому что он сулит хорошие дивиденды в будущем. Родители восхищаются успехами своего ребёнка и демонстрируют его способности родственникам и знакомым. Малыш обязательно уловит восхищение своими достижениями, запомнит и будет ждать от взрослых неизменного одобрения. Родители не подозревают, что этим они только подогревают тщеславие своего чада. А он, имея завышенную самооценку, не сможет найти точки соприкосновения с ровесниками. Неумение приспосабливаться и общаться с обычными детьми может обернуться огорчениями и горем для порастающего человека.

Образование одарённых детей выстраивается таким образом, чтобы максимально выявить сильные и слабые стороны. Составляя индивидуальную программу по обучению, необходимо тесное взаимодействие с семьёй – тогда образование будет иметь положительную динамику.

Специфика талантливых детей

Любой ребёнок индивидуален, но при всём разнообразии проявления черт характера смышлёный малыш сразу выделяется в общей массе сверстников не только своим поведением, но и общением со взрослыми, неустанным стремлением к познанию.

Психологи выделяют некоторые условия работы с одарёнными детьми, знание которых помогает правильно выстраивать учебно-воспитательный процесс. В основном одарённые дети – это те, кому свойственны следующие черты:

  1. Любознательность и стремление показать себя.
  2. Раннее умственное развитие, честность, открытость, серьёзность.
  3. Настойчивость, воля и стремление к высоким достижениям.
  4. Увлечение своим делом, хорошая память и энергичность.
  5. Демонстрация независимости, но и одиночество в работе.
  6. Общительность и умение быстро установить контакт не только с детьми, но и со взрослыми.
  7. Большой багаж знаний.
  8. Уверенность и спокойствие в любой ситуации.

Начальная школа как старт формирования личности

Ребёнок, получивший задатки воспитания в дошкольном учреждении и от родителей, полностью раскрывается в школе. Начальное обучение – это период изучения нового, накопление и усвоение знаний. Поэтому перед учителем стоит такая задача, как развитие каждой личности и выявление одарённых детей. То, что есть одарённые дети в начальной школе, становится понятно уже в начале учебной деятельности. Они проявляют свою самобытность, самостоятельно принимают решения и выстраивают своё поведение.

Пубертатный период вносит определенные проблемы в жизнь подростка. Если в начальной школе способному ученику не удалось наладить общение с одноклассниками, то в среднем, а затем и в старшем звене такой ребёнок становится изгоем. Дети перестают интересоваться им, считая заносчивым и высокомерным. Отношение одноклассников способно перерасти в психологическую проблему и повлиять на дальнейшую жизнь ребёнка. Он может стать замкнутым и закрытым для окружающих. Каким образом вести себя в начале школьной жизни? Ответ лежит на поверхности. Не стоит скрывать свои способности, но и постоянно их афишировать тоже не имеет смысла.

Выявление индивидуальных способностей

Для того чтобы понять, что конкретный ребёнок является одарённым, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося. Это происходит методом наблюдения за классом, изучением психологических особенностей, памяти и логического мышления. А также методом выявления способных детей через внеклассную и учебную работу. В школах необходимо создать базу, куда будут вноситься данные относительно способных и талантливых детей. Целесообразно проводить диагностику возможностей ребёнка психологом.

Обучение одарённых детей – удовлетворение их потребностей в знаниях

Когда ребёнок с незаурядными способностями начинает проявлять себя, перед учителем встаёт вопрос, как и чему учить, чтобы содействовать развитию способностей ученика. Программы, рассчитанные на одарённых детей, должны отличаться от обычных учебных методик. В идеале обучение таких детей должно соответствовать их потребностям. И желательно, чтобы функционировала школа для одарённых детей. У талантливых учеников имеются такие черты, которые стоит учитывать:

  • Способность быстро усваивать смысл понятий, положений и принципов. А это требует дополнительного материала для изучения.
  • Необходимость сосредотачиваться на привлёкших интерес проблемах и желание в них разобраться.
  • Умение подмечать, рассуждать и выдвигать свои объяснения.
  • Обеспокоенность и тревога из-за своей непохожести на ровесников.

Психологи отмечают дефицит эмоционального баланса у одарённого ребёнка. Он бывает нетерпелив, порывист, уязвим, и ему свойственны преувеличенные страхи и тревожность. Существуют две различные точки зрения на обучение детей с ярко выраженными способностями. Согласно одной, необходимо оборудовать специальные классы или учебные учреждения. Другая точка зрения предполагает, что талантливые дети должны учиться и выстраивать отношения с обычными учениками, иначе они не научатся жить среди обычных людей, работать и общаться с ними.

Раннее проявление неординарности

Психология разделяет одарённость на два вида. Она бывает ранней, поздней и напрямую зависит от психики ребёнка и возрастного периода, когда она проявила себя. Известно, что раннее обнаружение каких-либо талантов у малыша часто не трансформируется в высокие показатели в старшем возрасте. Также отсутствие каких-либо проявлений таланта или дарования у дошкольника не означает, что затем ребёнок не проявит себя как талантливая личность.

Пример ранней одарённости – это блестящие успехи в одном виде занятий: музыка, рисование или вокал. Особняком стоят дети-интеллектуалы, у которых отмечается высокий темп психического развития. Для них характерны ранние успехи в чтении, письме и счёте. У таких малышей цепкая память, наблюдательность, сообразительность и стремление к общению.

Отмечено, что раннее дарование проявляется в искусстве, особенно в музыке, а позднее и в рисовании. Одарённые дети в ДОУ демонстрируют быстрое усвоение информации, испытывают желание творить и познавать окружающий мир.

Ошибка родителей, понимающих уникальные способности собственного чада, постоянно ему говорить о его непохожести и исключительности, поднимая его над остальными детьми. Из-за такого воспитания дети ведут себя в детском саду обособленно. Они отстраняются от других малышей и их не интересуют совместные игры.

Общение малыша со своими ровесниками является важным фактором в его развитии. Отсюда следует вывод, что чем благополучнее складываются отношения одарённого ребёнка с окружающими его детьми, настолько полно он захочет и сможет реализовать свои способности. Для адаптации ребёнка в социуме следует знать, что приводит к возникновению проблем в установлении контактов. Причины разделяются на три группы:

  1. Нормы поведения, которые диктует общество и культура.
  2. Завышенное ожидание и амбиции родителей.
  3. Личные качества ребёнка.

Как организовать развитие одарённых детей?

Деятельность по организации работы с талантливыми детьми строится таким образом:

  • Индивидуальная оценка учителем творческих возможностей и способностей.
  • Анализ успешности и результативности ученика.
  • Выявление предпочтений, интересов и особенностей ребёнка.
  • Поддержка талантливых ребят в их самореализации.
  • Корректирование программ и планов по работе с одарёнными детьми.
  • Включение сложных заданий и контроль за участием в конкурсах различного уровня.
  • Поощрение дипломами, грамотами и призами.

Работая с талантливыми детьми, педагоги должны учитывать интересы каждого ребёнка и ориентироваться на личностные характеристики, оказывать помощь в решениях проблем и принимать участие в их судьбе.

Тонкости работы с одарёнными детьми: поддержка в школе и в семье

Для того чтобы ребёнок чувствовал поддержку и заботу взрослых, необходимо в школах проводить групповые занятия с одарёнными детьми, факультативы, предметные кружки. А также привлекать ребят к участию в конкурсах и олимпиадах.

Длительное время одарённость рассматривалась отдельно от социальной и педагогической практики. Ориентированная на средний уровень, общеобразовательная школа не приспособлена для тех учеников, которые отличаются от одноклассников своими способностями. Соответственно, она не всегда готова помочь талантливым детям развиться и реализоваться в полной мере.

А между тем одарённая личность способна внести большой вклад в развитие общества. Пустить на самотёк таланты – ошибка любого государства. И как итог, хочется добавить, что работа с одарёнными детьми – это постоянный, сложный, требующий внимания процесс. Он требует от педагогов и воспитателей новых знаний, гибкости, личностного роста и тесного сотрудничества с родителями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация