Одноклассница сына постоянно прогуливает школу, так как родители ее не контролируют

Постоянно прогуливаю школу

Мой сын постоянно прогуливает школу (10-й) класс, директор неоднократно грозила ему КДН.

Сегодня всё-таки позвонил инспектор и пригласил завтра на встречу.

Ничего другого, кроме постоянных пропусков занятий, школа предъявить не может. Дурных привычек и правонарушений нет.

Зато есть достойные увлечения за пределами школы.

Здесь (на сайте) прочла, что В комиссию по делам несовершеннолетних документы передают при ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЕЙ, ПРИ ЗАЯВЛЕНИЯХ ПОСТРАДАВШЕЙ СТОРОНЫ (в случаях, если правонарушение не зарегистрировано иначе) .

Имеет ли школа право передать документы в КДН? Могу ли я опротестовать это действие?

Та же самая школа постоянно привлекает его для участия во внешкольных мероприятиях, летом доверяет вожатство в школьном лагере. Пропуски занятий — единственный повод.

Стоит ли нам идти на КДН или можно всё-таки избежать этого? Не хочу, чтоб подростковые глупости привели к постановке на учёт и другим проблемам. Тем более, что из школы после 10-го, скорей всего, уйдёт в другое учебное заведение.

Ребенок прогуливает школу — что делать, какие воспитательные меры принять?

Воспитываю сына одна, обратиться за советом не к кому.

Не так давно сын (8 класс) начал очень часто «болеть». Постоянно ходит на больничный (самостоятельно), хотя не заметно, что он болеет, но больничный дают. После пару таких больничных сказала, что так делать нельзя. Объяснила почему.

Но ничего не изменилось. Ходить на больничный стал даже чаще. Уже и объясняла и лишала карманных денег, компьютера, но пока безрезультатно.

Недавно снова ушел на больничный. Сказала, чтобы шел в школу, так как никаких признаков простуды не заметила. В результате, просто меня проигнорировал и когда я ушла на работу, в школу он так и не пошел — потом сказал, что он на больничном.

Не знаю, что делать. Сын всегда меня понимал и никогда не было таких проблем.

Контролировать и водить в школу не получается, так как много работаю, график не совпадает с учебным.

Физические наказания не приемлю.

А путем убеждений и объяснений повлиять на него не могу.

Чувствую, что потеряла контроль над ситуацией.

А что делать не знаю.

Хронических прогульщиков со справками обычно в школах тянут из последних сил и ваш сын кажется понял это. Он думает, что он в любом случае закончит девять классов, несмотря ни на что. Скорее всего он уже знает, что если не сдаст ОГЭ с первого раза , то сдаст со второго или третьего раза, где учителя уже сами готовы все решить за ученика, лишь бы выпустить и больше не видеть это чудо. Так что в этом плане на него повлиять навряд ли удастся.

В девятом классе у него будет прогулов еще больше. Потому что у него копятся долги по не сделанным контрольным, рефератам. Чем больше долгов, тем больше ему хочется засунуть голову в песок. По сути он с помощью прогулов уходит от решения проблем. Наказывать бесполезно. Научите его решать проблемы. Он не умеет. Скорее всего, появляясь в школе, как ясно солнышко за полярным кругом, он сталкивается с насмешками учителей, у него распадаются связи с одноклассниками, и скорее всего на него смотрят, как на пустое место. Все это способствует тому, что он не просто не хочет учиться, он избегает всеми способами места, где чуствует дискомфорт. Если сами не можете научить, то обратитесь к психологу, но не школьному. Если нужна помощь в сдаче хвостов, то окажите помощь, делайте контрольные вместе, если требуется, то за него. Если он не будет ассоциировать школу с местом, где сейчас его учителя будут долбать и унижать при всем классе, то он будет ходить.

У вашего сына пропал интерес к учебе но не только. Есть очень нехороший симптом для меня как для психолога, что он и просто в школу ходить не хочет. Я знаю много не слишком примерных школьников, которые все равно ходят в школу для общения со своими одноклассниками.

У вашего парня определенна случилась проблема в школе, отличная от учебного процесса.

Вам кровь из носу надо а ней разобраться. У меня моего одноклассника, неплохого парня, умного человека, в школьные годы затравила просто группа старшеклассников. Он не рассказывал в чем проблема, но они его задирали постоянно. Отбирали деньги. Он с ними пытался драться. Стал школу прогуливать, говорил: «ненавижу эту школу». А дело было вот в этих людях.

Вы бы подошли к сыну, присели б на кровать и спросили: «Сынок, тебя в школе никто не обижает из ребят? У тебя со всеми там отношения ладятся?»

Если у вас есть телефонные контакты его друзей, не поленитесь с ними поговорить, как к вашему сыну относятся в школе, есть ли у него враги. Как учителя относятся. Бывает вариант и с травлей со стороны учителя. Это кстати, проще исправить. Сходить и душевно поговорить. Не стесняться рассказать как вам тяжело одной его растить, как бы вы хотели, чтоб сыну кто-то и в школе руку помощи протянул. Это нельзя затягивать.

Узнавать как именно он берет больничные-тоже надо, но во вторую очередь. Сначала надо быть твердо уверенным, что с ним ничего плохого не происходит, просто скучно в школе.

Кстати, не мешает спросить у сына, какой предмет ему самый ненавистный и какой учитель и почему. Это непедагогично, но нет другого пути с трудными подростками. Им легче объяснить что они ненавидят, чем что им нравится.

Очень хочется пожелать вам энергии и терпения одновременно.

Советы родителям, если ребенок прогуливает школу

Если родители держат ребёнка в «ежовых рукавицах», это ещё не значит, что он станет исправно посещать занятия

Рано или поздно ваши милые детки начинают прогуливать школу, а вы, как обычно, узнаёте об этом в самую последнюю очередь. И ребёнка ждёт неминуемое наказание. А что делать?

Для начала расскажу о своих школьных годах и о том, как маме удалось свести к минимуму эту проблему. Ведь она могла усугубиться, если бы мама тогда не поступила мудро.

Обычно дети начинают увиливать от занятий в среднем школьном возрасте, когда уже освоятся в школе, перестанут бояться учителей и узнают от друзей новые способы о том, как прогулять школу, но чтобы не попало ни от родителей, ни от учителя.

Если родители держат ребёнка в «ежовых рукавицах», это ещё не значит, что он будет паинькой и станет исправно посещать занятия. Он просто всё обставит так, что родители долго будут находиться в неведении его проделок.

Поэтому моя мама сразу постаралась выстроить со мной доверительные отношения, чтобы я не боялась рассказывать ей о самых разных вещах, которые не всегда понятны взрослым. Это касалось и прогулов.

Но прогулы прогулам – рознь. Что такое прогул? Это непосещение школы без уважительной причины. А уважительная причина (с точки зрения взрослых) может быть только одна – болезнь.

Но у ребёнка на этот счёт имеется и другая версия. Если он не знает тему, а уверен, что его завтра обязательно спросят, потому что возле его фамилии стоит точка, то это для него очень уважительная причина! Причём не только для отличников, но и для середнячков, и даже для двоечников!

Отличник не хочет портить себе показатели в журнале. Ведь даже одна плохая отметка может сыграть важную роль в выставлении итоговой оценки.

Каждая мама обязана знать:  Получу ли я статус матери-одиночки

Если ребёнок не переживает за оценки, то у него может быть и другая причина беспокоиться о том, что он не знает урок.

Дети в подростковом возрасте очень ранимые и впечатлительные. Особенно если в классе, в котором учится ребёнок, есть «предмет» его воздыханий. Ведь первая любовь может настигнуть школьника в любом возрасте. И ему совсем не безразлично, как он будет выглядеть в глазах того (или той), к которому он испытывает симпатию. Он хочет выглядеть перед одноклассниками не только красивым, но и умным. А если он не знает урок, то ему придётся стоять у доски, молчать и краснеть (ну, или бледнеть).

Возвращаясь к своим школьным годам, скажу, что я была очень стеснительная и принимала всё близко к сердцу. Поэтому, будучи уверена, что моя мама меня всегда поймёт, я ей прямо говорила о том, что могу получить двойку, так как не знаю урок. И спрашивала, можно ли мне не пойти в школу.

Я узнала значительно позже, что мама не была в восторге от такого вопроса, но понимая его важность для меня, скрепя сердце давала «добро». Она писала записку, что я не была в школе по уважительной причине. Заметьте, она не обманывала учительницу! А для той этого оказывалось вполне достаточным, и меня не ругали.

Но это не значит, что я, оставаясь дома, отправлялась гулять. Мне ставилось условие, что я должна была хоть как-то разобраться с тем школьным материалом, который и доставил мне массу хлопот. Но это меня нисколько не напрягало, ведь из двух зол выбирают меньшее.

К сожалению, повзрослев, я забыла о своих школьных проделках. Я посчитала, что мои дети прогуливать школу точно не будут! И ошиблась.

Когда учительница моего сына-третьеклассника пришла к нам домой и сообщила, что ребёнок уже… неделю не посещает занятия, я была в шоке! Ведь мой сын каждое утро выходил из дома и шёл в школу, а днём вовремя возвращался домой. Правда, меня удручал его замызганный вид, но ведь это же мальчишка, думала я.

После долгих разбирательств выяснилось, что в то время, пока его одноклассники сидели за партами, ребёнок отсиживался в… траншее, выкопанной по дороге в школу. Почему? Боялся сказать строгому папе, что его вызывают в школу. Учительнице боялся сообщить, что родителям ничего не сказал. А мне почему-то тоже боялся сознаться во всём. Хотя я его в «ежовых рукавицах» не держала. Вот ребёнок и не нашёл ничего лучшего, чем отсидеться.

Правда, ситуацию мы разрулили мирным путём, оставив отца в неведении о проделках сына. Но я многое уяснила для себя после этого случая. С дочкой и младшим сыном я уже заранее обговаривала возможные детские выдумки о том, чтобы прогулять школу. А, главное, добилась того, чтобы дети ни в коем случае не боялись сказать мне о том, если появятся проблемы, связанные со школой. Ведь с ними легче разобраться в самом начале, чем разгребать целую кучу накопившихся неприятностей.

По крайней мере, я уменьшила вдвое желание детей прогуливать школу. И мои два сына и дочка уже без всяких подобных эксцессов её закончили.

Что делать, если ребенок прогуливает школу?

Практически каждый человек когда-то прогуливал школу. Кто-то вспоминает про эти моменты с улыбкой, в голове всплывают картины: прогулки в парке, аттракционы, посиделки у друзей, подделанные записки от родителей. Кто-то жалеет о своей юношеской безалаберности и видит в прогулах причину упущенных возможностей, отсутствия хорошего образования и работы. Независимо от отношения к собственным ошибкам, родители всегда остро реагируют, если по неуважительным причинам пропускает уроки их ребенок. Для того чтобы решить эту проблему, приходится искать причины такого поведения и мотивацию для учебы.

По каким причинам дети прогуливают уроки?

Ребенок прогуливает школу, потому что ему там неинтересно. Это одна из банальных, распространенных причин пропуска уроков. Либо учитель скучно преподносит материал, сам не особо любит свою профессию, либо ученик не видит смысла решать логарифмы, задачи по физике, вникать в химические соединения и формулы.

Неуверенность в себе, проблемы с освоением предмета, прогулы из-за страха получить двойку возникают и тогда, когда ребенок не понимает объяснения учителя, пропустил много занятий из-за болезни или семейных обстоятельств. Чем дольше не обращают внимания на ситуацию взрослые, тем больше она выходит из-под контроля.

Отношения с учителем так же могут стать причиной нежелания посещать уроки. Преподаватели не всегда демонстрируют объективность, нередко они делят учеников на отличников и двоечников, заранее имея предубеждения касательно способностей детей.

Проблемы в отношениях могут быть не только со школьным персоналом, но и с собственными родителями. Когда между матерью, отцом и их отпрыском постоянно происходят конфликты, нет понимания и контакта, ребенок может начать протестовать, прогуливать школу, подолгу не бывать дома. Желание досадить родителям перевешивает все грозящие неприятные последствия.

Прогулы школы учащаются среди учеников средней школы в весеннее время. 12-14 лет — это тот период, когда дети ощущают свободу, поскольку родители доверяют им и контролируют гораздо меньше, чем в начальных классах. В то же время еще нет давления и ответственности, как у старшеклассников. Теплая весенняя погода располагает к долгим прогулкам, нет необходимости решать вопрос, где пересидеть пропущенные уроки, можно сделать это на улице, в парке.

Романтические отношения в подростковом возрасте часто служат поводом для прогулов. Молодым людям хочется проводить время вместе, а не сидеть на скучных уроках. По вечерам это делать сложнее из-за родительского контроля.

Стадный инстинкт — желание казаться своим, быть популярным — в молодежной среде он часто связан с необходимостью пренебрегать правилами, не быть отличником, не слушаться взрослых. Ребята прогуливают за компанию, девочки пропускают первые уроки, чтобы успеть принарядиться, сделать прическу и накраситься.

Обычная лень, отсутствие режима дня способствуют тому, что ученики спят слишком долго, не успевают на первый урок, а после и вовсе решают остаться дома. Особенно легко это сделать, если оба родителя на работе.

Какие эмоции испытывает прогульщик?

Есть равнодушные ко всему люди, которые легко нарушают свои обязательства. Уже в школьном возрасте они не испытывают угрызений совести из-за прогулов и спокойно реагируют на замечания и упреки взрослых.

Однако эмоции большинства ребят во время прогулов более противоречивы. С одной стороны, это волнение, страх быть пойманным, с другой — приятный выброс адреналина, азарт, радостное возбуждение от собственной наглости и хитрости, предчувствие предстоящих развлечений, если для пропуска уроков есть компания.

Прогуливая школу, ребенку часто приходится проявлять изворотливость, сообразительность, мошенничать, подделывая записки учителю и оценки в дневнике. Любой адекватный человек понимает, что обман рано или поздно раскроется, и либо гасит в себе тревогу, либо мучается в преддверии неизбежной расплаты.

Дети, ответственные от природы, тяжело переживают затянувшиеся пропуски школы, когда не могут остановиться, боясь прервать замкнутый круг и попытаться что-то исправить. Им не ясно, что делать, когда двоек и пробелов в знаниях становится все больше, а объяснений прогулов нет.

Как выстраивать отношения с детьми в сложный период?

Для того чтобы решить проблему прогулов, важно нормализовать отношения с детьми. Когда существуют нерешенные внутрисемейные конфликты, ребенок не будет идти на диалог, а все его поступки будут продиктованы обидой или злостью на мать с отцом. Иногда ребята стараются таким способом привлечь внимания взрослых, занятых разводом, увлекшихся спиртным и не обращающих внимания на сына или дочь.

Если отношения с ребенком достаточно доверительные, можно попытаться узнать причины его поведения. Без давления и нотаций поинтересоваться, в чем дело. Не стоит искать виноватого, важно суметь мотивировать сына или дочь разобраться с нелюбимым предметом или проблемами в общении с учителем. Можно посмотреть фильмы на эту тему, посетить выставки и самим погрузиться в учебники, нанять репетитора, сходить к психологу, пообщаться наедине с преподавателем.

Важно делать все, чтобы ребенок понял, что у него есть соратники, которые понимают его и хотят поддержать. Не стоит критиковать его при посторонних или настаивать на пятерках, иногда выход — продумать план действий, чтобы получить оценку «удовлетворительно», дальше уделять внимание тому, что более интересно. Школьнику может казаться, что прогулы и двойки в четверти — это конец света, в силах родителей переубедить его.

Каждая мама обязана знать:  Дочка из-за садика стала дома вредная

Последствия прогулов для ребенка

Последствия прогулов — это, прежде всего, снизившаяся успеваемость. Ребенок пропускает важную информацию, отстает от одноклассников, получает плохие оценки, теряет уверенность в себе. Перспектива такого поведения — занятия на каникулах, переход в другую школу или даже отчисление.

Когда прогуливать начинает отличник или хорошист, долгое пренебрежение просьбами и замечаниями учителей и родителей оборачивается для него ухудшением репутации. Ему перестают доверять, портятся отношения со взрослыми.

Иногда подростковый бунт, протест против учителя, школы или родителей может быть справедливым, и вызван уважительными причинами. Тогда привлечение внимания взрослых положительно сказывается на будущем ребенка, все сообща решают проблему и меняют что-то в жизни и своих взглядах на нее.

«Не избил, а подрался». Как говорить с учителями, если вызывают в школу из-за поведения ребенка

13 ноября 2020 в 12:12
Наталья Поспелова специально для TUT.BY

Кажется, только недавно прозвенел первый звонок, а уже началась самая короткая и любимая школьниками вторая четверть учебного года. Для кого-то учеба стала приятным и увлекательным делом. А кто-то в школу ходит как на Голгофу: занудные уроки, нелады в школьном коллективе, изматывающая домашка, когда у взрослых сдают нервы, а у детей заканчиваются силы… А тут еще и это: «Родителей — в школу!»

Ваша детка набедокурила. Разбитый унитаз в школьном туалете, пропавший у одноклассника гаджет, найденный в рюкзаке вашего ребенка, драка с одноклассником прямо на уроке, несносное поведение, когда ваш «всем мешает» и тому подобное… Мало ли что из этого перечня послужило причиной вызова родителей в школу. Неприятно, конечно, но идти надо. Итак, вас вызвали в школу для разбора полетов, а точнее залетов вашего ребенка. Как себя вести, что говорить и что делать — в этом материале.

Наталья Поспелова — специалист по семейному неблагополучию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 28 лет работала в органах охраны детства Беларуси, из них 12 — в Национальном центре усыновления. Автор более 100 методических и публицистических работ по проблемам социального сиротства и семейного неблагополучия. Одна из основателей республиканского портала по поиску семей для детей-сирот www.dadomu.by и единственного в СНГ ежемесячного издания для замещающих родителей и специалистов органов опеки и попечительства — газеты «Домой!». Референт Белорусского общественного объединения замещающих семей «С надеждой». Профессиональная специализация: альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот; споры родителей о воспитании детей; сопровождение семей, желающих принять или уже принявших детей-сирот на воспитание. E-mail автора nastapos@mail.ru

Начнем с того, что «благую весть» о вызове в школу вы можете получить разными путями. Наиболее распространенный — классная позвонит вам на мобильный (рабочий, домашний), скажет, что разговор не телефонный и хорошо бы вам зайти в школу в определенное время. Возможно, вызов в школу будет зафиксирован на отдельной страничке в дневнике ребенка, а может, сам ребенок передаст просьбу учительницы. Обязательно детально уточните у педагога, какой вопрос вы будете обсуждать (неудачи в учебе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками или педагогами, какую-то конкретную ситуацию, связанную с отклоняющимся или противоправным поведением ребенка). Настаивайте, чтобы учительница четко сформулировала причину вашего приглашения в школу. Не стесняйтесь сказать, что вас взволновало ее приглашение и просите по возможности подробнее обрисовать ситуацию, в связи с которой вас вызывают для беседы.

Также не забудьте уточнить, кто еще из педсостава подтянется для укрепления флангов вызвавшего вас педагога. Одно дело — беседовать один на один, и совсем другое, если к разбору залета подключится школьный истеблишмент: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог или педагог социальный. Важно определить число возможных оппонентов. Позаботьтесь, чтобы и вы не были в меньшинстве: желательно посетить учреждение образования обоим родителям. Да, нелегко сегодня отпроситься с работы, однако можно договориться о встрече в субботу (аллилуйя шестому школьному дню), постараться замениться на работе и т.п. Просто нет ничего важнее, чем разобраться в ситуации, в которой оказался ваш ребенок.

Разумеется, ребенок будет волноваться из-за вашего похода в школу. И это повод поговорить, в том числе — о его волнении. Расспросите об инциденте, послушайте его версию событий. Ваша вовлеченность и небезразличие являются для ребенка спасательным жилетом. Иногда родители бездумно навязывают детям стереотипы, которые в сложных ситуациях не только не работают, но и приносят деструктивный эффект. Я про «ябеду-корябеду» и «плаксу-ваксу-гуталин». По сути, в запретах плакать и жаловаться ребенок слышит от родителя безжалостное: «Никто тебе не поможет. Сам давай справляйся». Каково это, знать, что ты один в трудную минуту и ты в одиночку должен противостоять неприятностям? В чем тогда смысл семьи? Поэтому не отмахивайтесь, когда ребенок делится с вами своими проблемами, находите время, чтобы дать ему возможность пожаловаться и пожалеться. Не думайте, что детские проблемы простые оттого, что детские. Нередко за этими проблемами скрываются отнюдь не детские последствия.

Слушая рассказ ребенка о случившемся, обязательно порассуждайте о том, как можно было в той ситуации поступить по-другому, приведите пример из своей детской истории.

Ваша вера в ребенка и во все лучшее в нем, на самом деле, является тем сдерживающим фактором, который в будущем убережет его от неправильных поступков. Поэтому в беседе с разволновавшимся ребенком убедите его в том, что ваши отношения с ним никак не изменятся, на них не повлияет данный конкретный инцидент и что вместе вы найдете силы решить все проблемные вопросы и постараетесь всё исправить.

«Непримиримую позицию занимают взрослые, которых в детстве никто не защищал»

Чувства, которые испытывает родитель, которому о его ребенке рассказывают что-то неприятное, разумеется, негативные. Среди массы реакций на вызов в школу можно выделить две наиболее типичные.

Некоторые взрослые занимают сразу же наступательную и нетерпимую позицию: раз на мое дитя нападают — всех порву/построю/заставлю пожалеть, что вызвали! Такие родители сильно реагируют на вызов, начинают нервничать, достается и ребенку: он уж и не рад, что стал эпицентром событий, и разрывается между верностью взрослому (надо поддерживать фон настроения и боевой дух родителя) и собственным впечатлением от инцидента. Не следует думать, что ребенок напрочь лишен критичности. Да, она у него в силу возрастной незрелости хромает, однако она есть и она работает. В возрасте, когда у ребенка активно формируется стыд и совесть (а это возраст от 8−9 до 12 лет), он достаточно чувствителен к неправильному поведению, своему — в том числе, и очень нуждается в моральных ориентирах. Родителей детей 5−6 лет, читающих материал, я бы просила не использовать в высоких воспитательных целях тему «как тебе не стыдно?!», потому как в этом возрасте дети реально не понимают, что такое стыдно, совестно и бессовестно. В общем, не пылайте нравоучительными наставлениями в беседах со старшими дошкольниками и самыми младшими школьниками. Кстати, способность краснеть от стыда дети приобретают тоже с возрастом, по мере гормонального созревания. Именно поэтому мы никогда не видели ребенка 4−7 лет с красным от стыда лицом. Эту способность у детей скорее можно встретить ближе к началу пубертата, т.е. переходного возраста.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Вернемся к нашему накосячившему младшему школьнику. Непримиримую и априори несогласную позицию как реакцию на вызов в учреждение образования, как правило, занимают те взрослые, которых самих в детстве никто не оберегал, не защищал, и, по большому счету, особо никто не ценил. Такие взрослые идут в школу как на поле боя. В этих обстоятельствах вряд ли есть возможность рассчитывать на конструктивный диалог с педагогом и благоприятный по последствиям для ребенка разбор его залета. Еще одним следствием бойцовской позиции родителей может стать его разговор с педагогами на повышенных тонах, в силу чего есть риск получить репутацию конфликтных, проблемных, неуживчивых. Все бы ничего, но не следует забывать, что одним из критериев отнесения ребенка к категории находящихся в СОП (социально-опасном положении) является «проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта». Кому приятно находиться на всяческих «учетах» и в «отдельных папках»? Если вы допустите развитие беседы по конфликтному сценарию, то у педагога может «сложиться пазл»: и мама скандалистка, и ребенок с противоправным поведением. Занавес. Потому старайтесь держать свои эмоции под контролем. Если бы ситуация не беспокоила педагога, он вряд ли бы решился беспокоить вас.

Каждая мама обязана знать:  Внучки совсем не ладят между собой

Заметна у взрослых и прямо противоположная реакция на вызов в школу: раз учительница сказала — так оно и есть: ребенок подвел, не оправдал, «как ты мог?!», «ну как же так?» и т.п. Родители идут смиренно выслушивать претензии, заочно или прилюдно сдавая свое чадо, т.е. предавая его. Как правило, такое поведение характерно для взрослых с архаичными представлениями о школе, а также для тех, кто сам рос в семье с излишне требовательными и взыскательными родителями, которые никогда не ошибаются и всегда правы.

Именно эта позиция, на мой взгляд, наиболее катастрофична для отношений с ребенком, она способна нарушить или даже разрушить доверие ребенка к своему взрослому. Считывая страх и неуверенность, транслируемые родителем перед беседой с педагогами, ребенок укрепляется в мысли, что, оказывается, его родители вовсе не такие уж смелые и решительные, как он всегда раньше думал, что есть кто-то или что-то, что заставляет его родителей трепетать и паниковать. И коль скоро родители — слабаки, на кого же надеяться в трудную минуту? У кого искать защиту?

Прописанные крайности не являются исчерпывающими. Потому можно только приветствовать появление и расширение группы родителей, которые стараются занять в ситуации вызова в школу продуктивную позицию, сочетающую безусловную любовь и доверие к своему ребенку и уважение к учителю и его усилиям.

«Дочь не украла, а взяла. Сын не избил, а подрался»

Рассмотрим два наиболее типичных примера вызова в школу родителей младшего школьника.

Ситуация 1. «Ваш сын избил одноклассника, порвал ему пиджак».

Ситуация 2. «Ваша дочь украла новый дорогой телефон у одноклассницы».

В первом случае педагог пытается вам донести, что сын — бандит и хулиган, во втором, что дочь — воровка. Родителю больно и неприятно, кто бы спорил! Можно вступить в сражение с педагогом, перейти на личности «Кто вам дал диплом о педагогическом образовании?! Вы класс распустили, за дисциплиной не следите! У опытных педагогов такие инциденты не происходят!». Можно посоглашаться и покраснеть, вернуться домой и закатить ребенку показательные выступления: «Я хотела провалиться от стыда сквозь землю», а можно обсудить ситуацию с максимальной пользой для ребенка и своей семьи. Важно соблюдать некоторые правила разбора залетов.

Для начала поработайте над терминологией: моя дочь не украла, а взяла чужую вещь; мой сын не избил, а подрался. Дайте понять педагогу, что вы против навешивания ярлыков и крайних формулировок, и вы не в суде, где квалифицируют преступные деяния злоумышленников, а потому предложите воздержаться от использования уголовно-процессуального словаря. Старайтесь снизить эмоциональную накаленность и негативный подтекст терминов: это поможет снизить напряжение в разговоре.

Не забудьте правило из «ветхого педагогического завета», которое, несмотря на частое использование, в ряде ситуаций доказывает свою состоятельность: запрещайте оценивать ребенка. Можно оценивать только его поступки, знания, поведение, но не ребенка. Отделяйте поступок ребенка от его личности.

Подчеркните, что вы понимаете, как учительнице неприятно, что такое произошло именно в ее классе, скажите, что вы не собираетесь спихнуть ответственность за происходящее на нее одну, что разделяете ее обеспокоенность и благодарны за приглашение на разговор, предлагаете вместе искать пути решения проблемы и сделаете все от вас зависящее, чтобы не случилось рецидива.

Дальше приступайте к разбору залета, но именно в совокупности факторов, не вырывая его из контекста, не изолированно. Уточните у педагога, кто еще из детей пострадал от подобных действий вашего ребенка, т.е. выясните, идет ли речь о разовом инциденте, или другие дети тоже жаловались на плохое поведение вашей детки? Если педагог заявляет об отсутствии серийности проблемного поведения ребенка, приложите усилия разобраться, что стало провоцирующим фактором в обоих случаях.

Если вы внимательны, вовлечены в своего ребенка и у вас с ним доверительные отношения, то не составит труда догадаться, что на самом деле стоит за инцидентом. Одноклассник, с которым подрался ваш сын, нередко задирал вашего мальчика, в обсуждаемой ситуации спусковым механизмом к драке послужил факт, что одноклассник, пробегая мимо, резко толкнул вашего, тот упал на вазон с цветком и ушибся.

Одноклассница новым гаджетом не просто гордилась — она использовала его для противопоставления другим детям. Она сказала вашей дочке, что будет дружить только с теми, у кого крутой телефон. Выходит, у кого есть новый телефон — тот хороший и с ним можно общаться. Дочка обиделась и не придумала ничего лучшего, чем взять телефон, ответив, таким образом, на обиду.

Она вовсе не собиралась пользоваться телефоном, она хотела повысить свою самооценку, обладая статусной вещью, стремилась успокоить себя: с ней тоже можно дружить!

В обоих случаях понятно, что дети выбрали не совсем корректные способы решения проблем. Но мальчик постарался защитить себя от постоянных нападок одноклассника, а девочка — от унижений со стороны одноклассницы. Да, способы были выбраны детьми не ахти, но, как говорится, выбирали из скудной копилки имеющегося опыта. Поэтому дайте понять педагогу, что считаете очень важной воспитательную работу с детьми, направленную на исключение подобных ситуаций, когда детям приходится прибегать к отчаянным способам решения межличностных проблем.

Сообщите педагогу, что не одобряете поступок своего ребенка, но находитесь на его стороне. Чтобы показать свое единство с ребенком, старайтесь в речи использовать больше местоимений «мой», «моя», «мы», «у нас». Спросите у собеседницы, допускает ли она право людей на ошибку. Постарайтесь убедить педагога, что ребенок в силу возраста и недостаточности опыта просто выбрал неподходящую модель поведения.

Тот факт, что вы на стороне своего ребенка, вовсе не означает, что вы против всех остальных. Избегайте поляризации, разведения участников по разные стороны баррикад, подчеркните, что многие дети в этом возрасте выбирают неправильные способы разрешения внешних и внутренних конфликтов. На противостояние с учительницей вы выйдете только в случае, если попытаетесь обвинить ее в случившемся. Избегайте этого.

Обязательно поинтересуйтесь у педагога, приглашены ли для беседы родители детей — участников конфликтов. Сообщите, что готовы встретиться с ними и обсудить ситуацию проблемного поведения ваших детей.

Завершая беседу, обязательно попросите учителя рассказать вам что-то хорошее о вашем ребенке. Этим вы усилите позицию, направленную на поддержку ребенка.

Конечно, многое в результате беседы будет зависеть от того, какой педагог вас вызвал. Кому-то из родителей будет продемонстрирована позиция педагогического пофигизма «абы дети не мешали», кто-то почувствует плохо скрываемое пренебрежение профессионально деформированного давателя уроков. Не каждому в качестве классной дамы достанется Мария Монтессори, и особенно надеяться, что в рамках непрекращающегося эксперимента на разбор залета детки вас вызовет великий Дамблдор, тоже не приходится. Однако избегайте ситуационных выводов и не спешите: понаблюдайте, какие действия со стороны педагога последуют после вашего похода в школу.

По возвращении из школы обязательно уложите свои эмоции по полочкам и обсудите ситуацию с переживающим за вас и себя ребенком. Дайте ему понять, что не одобряете его поступок, но вы с ним на одной стороне. Порассуждайте о том, как можно было поступить по-другому. Одобрительно отзовитесь о педагоге, обязательно расскажите, что хорошего вы узнали от учительницы и полюбуйтесь реакцией вашего школьника. Вы, бесспорно, решите эти возрастные проблемы с тем, чтобы потом решать проблемы большего масштаба, всегда находясь на стороне своего ребенка. И пусть конфликтов у вашего ребенка будет меньше!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация