Отставание для двойняшек

Содержание

Двойня. Один отстает.

Наш выбор

В погоне за овуляцией: фолликулометрия

Рекомендовано

Первые признаки беременности. Опросы.

Рекомендовано

Вобэнзим повышает вероятность зачатия

Рекомендовано

Массаж гинекологический — эффект фантастический?

Ирина Широкова опубликовал(а) статью в Гинекология, 19 сентября

Рекомендовано

АМГ — антимюллеров гормон

Рекомендовано

Популярные темы

Автор: Пузюха
Создана 14 часов назад

Автор: Жужа_белой_масти
Создана 1 час назад

Автор: _Clever_
Создана 18 часов назад

Автор: @КСЮ@
Создана 22 часа назад

Автор: Сёма кот
Создана 19 часов назад

Создана 13 часов назад

Автор: Ксюшп
Создана 20 часов назад

Автор: bumbulitis
Создана 3 часа назад

Автор: Счастливая Маска//
Создана 22 часа назад

Автор: lena 1107
Создана 18 часов назад

О сайте

Быстрые ссылки

Популярные разделы

Материалы, размещенные на нашем сайте, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Пожалуйста не используйте их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙБЛИЗНЕЦОВ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙБЛИЗНЕЦОВ

Представлены результаты сравнительного изучения развития речи у близнецов и одиночнорожденных детей. Согласно имеющимся данным, овладение речью у близнецов происходит с задержкой. Близнецы дольше задерживаются на стадии автономной речи, процент эгоцентрической речи у них меньше, чем у одиночнорожденных детей. Социализированная речь у близнецов дольше сохраняет ситуативный характер. К школьному возрасту близнецы догоняют в развитии речи своих одиночнорожденных сверстников, хотя у них могут сохраняться артикуляционные трудности. Возможными причинами задержки развития речи являются биологические особенности, задержка интеллектуального развития, «близнецовая ситуация «, минимизация речевого общения со взрослым. Специфические для близнецов (зиготность) и общие для всех детей (пол, социоэкономический и образовательный статус родителей, размер семьи, порядковый номер рождения) также оказывают влияние на развитие речи у близнецов.

Ключевые слова: близнецы, развитие речи, автономная, эгоцентрическая, социализированная речь, биологические особенности, задержка интеллектуального развития, близнецовая ситуация, минимизация речевого общения со взрослым.

В современных работах существуют три направления исследования развития речи у детейблизнецов. Первая группа исследований делает акцент на выявлении количественных различий (уровень овладения фонетикой, морфологией, синтаксисом) в речи между близнецами и одиночнорожденными детьми, подразумевая, что эффект «близнецовости » может оказывать негативное влияние на развитие речи. Второе направление исходит из коммуникативного подхода к анализу речи и рассматривает те своеобразные, иные, чем у одиночнорожденных детей, качественные особенности речи близнецов, которые позволяют им адаптироваться к условиям коммуникации в рамках близнецовой ситуации. Третье направление использует близнецовый метод для решения психогенетических задач, т.е. для определения относительного вклада генетических и средовых факторов в процесс речевого развития ребенка. В этой работе рассматриваются результаты исследований, проведенных в русле первого подхода.

В исследованиях речевого развития детейблизнецов, которые проводились в 30-х гг. XX в., первоначально ставилась задача нахождения статистически значимых количественных различий между близнецами и одиночнорожденными детьми. Было обнаружено, что близнецы отстают от одиночнорожденных сверстников.

Прежде всего, оказалось, что близнецы отстают по срокам возникновения речи. Известно, что обычно дети начинают говорить в возрасте около 1 года; у близнецов же первые слова появляются в среднем в 25 мес. (согласно работе

Э. Дэй 1932 г.)1, или, по другим данным, даже в 30 мес (Р. Заззо, цит. по [24]). К выводу о более позднем появлении речи у близнецов пришел и В. Фридрих по результатам опроса родителей 95 пар близнецов: 70 % одиночнорожденных детей произносят первые слова к своему первому дню рождения, среди же близнецов в этом возрасте только 38 %, 46 % сказали первое слово до 1,5 лет, 10 % — до 2 лет и 4 % начали говорить позднее 2 лет [10]. В работе П. Миттлера [18] было обнаружено, что из 200 детейблизнецов более 30 % произнесли свои первые слова после 18 мес. Известно также о связи различий в сроках возникновения речи у близнецов с зиготностью и полом. Так, Х. Кох, базируясь на отчетах матерей близнецов, отмечает, что около 29 % детей заметно отставали в сроках овладения речью; среди них чаще — МЗ (46 %), чем однополые ДЗ (16 %) и ДЗ близнецы из разнополых пар (19 %) [13]. Сходные результаты получили и другие исследователи [10], [18]. По их данным, близнецымальчики начинают говорить позже, чем близнецыдевочки.

Таким образом, можно сделать вывод, что по сравнению с одиночнорожденными детьми среди близнецов случаи задержки в сроках развития речи встречаются чаще, причем этот процент выше у МЗ, чем у ДЗ близнецов, и у мальчиков, чем у девочек. К сожалению, в приведенных выше исследованиях данные были получены ретроспективно от матерей близнецов, что ставит вопрос о надежности этих результатов [3], [13], [18].

Начало экспериментальным исследованиям речевого развития детейблизнецов положили работы Э. Дэй и Э. Дэвис. Оба автора использовали для сравнения результаты Д. МакКарти [16], полученные для одиночнорожденных детей. Изучив 80 пар близнецов в возрасте 25 лет, Э. Дэй обнаружила, что близнецы значительно отстают в речевом развитии во всех взятых для исследования возрастах. Отставание наблюдается в 2 года, растет с возрастом, и в 5 лет близнецы достигают уровня развития только трехлетних детей из выборки Д. МакКарти. Однако исследовав 436 пар близнецов более старшего возраста (5 лет 6 мес — 9 лет 6 мес), Э. Дэвис обнаружила, что близнецы отстают в речевом развитии только в возрасте 5 лет 6 мес и постепенно, к школьному возрасту, догоняют одиночнорожденных детей. П. Миттлер, исследуя четырехлетних близнецов, обнаружил задержку в языковом развитии в среднем на 6 мес. По всем девяти субтестам Иллинойского теста психолингвистических способностей (Illinois Test of Psycholinguistic Abilities) близнецы не обнаружили какоголибо специфического паттерна психолингвистической организации; поэтому автор считает, что уровень овладения языком у близнецов лучше всего описывать в терминах общей лингвистической незрелости [17][19].

Из рассмотренных выше работ следует, что заметное отставание в речи свойственно близнецам только в раннем и дошкольном возрасте и является преходящей фазой в их развитии. Однако вопрос о различиях в речевом развитии близнецов и одиночнорожденных детей в разных возрастах и по разным психолингвистическим параметрам заслуживает более пристального внимания.

Следуя Р. Брауну (цит. по [4]), в зарубежных исследованиях критерием достижения ребенком новой стадии в развитии речи считается увеличение среднего количества морфем, используемых в построении высказывания, т.е. средняя длина высказывания (СДВ). Ч. Бруггеманн, проанализировав языковое развитие двух пар двухлетних МЗ девочек с использованием СДВ, приходит к выводу, что близнецы проходят в развитии грамматических структур те же стадии,

что и одиночнорожденные дети [11]; однако Э. Дэй обнаружила, что СДВ у близнецов меньше, чем у одиночнорожденных детей, т.е. они отстают в грамматическом развитии. Кроме того, исследованные Э. Дэй близнецы затрачивали на 50 последовательных высказываний суммарно меньше времени, чем одиночнорожденные дети из выборки Д. МакКарти.

По мнению С. Савич, при интерпретации приведенных выше результатов авторы обычно не учитывали потребности и привычки близнецов. Вопреки утверждениям А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович, а также Р. Заззо, согласно которым близнецы предпочитают общаться больше друг с другом, нежели со взрослым, С. Савич в своем исследовании установила, что близнецы нуждаются в общении со взрослым даже в большей степени, чем одиночнорожденный ребенок. Поэтому им приходится находить адекватные стратегии построения своих высказываний, чтобы включиться в процесс коммуникации со взрослым, что приводит к конкуренции между ними в ответах на высказывания взрослых.

В результате близнецы начинают использовать краткие и эффективные лингвистические конструкции, которые дают преимущество во взаимодействии со взрослым одному из близнецов перед другим [24].

С другой стороны, Э. Дэвис, в упомянутой выше работе не отмечает заметных различий в СДВ у близнецов 5,59,5 лет и их сиблингов и только слабые различия у близнецов и единственных в семье детей. Это говорит о том, что меньшая по сравнению с одиночнорожденными детьми СДВ характеризует речь близнецов только раннего и дошкольного возраста.

Артикуляционные навыки у детейблизнецов впервые были исследованы также Э. Дэй и Э. Дэвис. Они нашли, что в возрасте от 2 лет до 9 лет 6 мес близнецы отстают от одиночнорожденных детей в развитии артикуляционных навыков. Сходные результаты были получены Х. Кох для близнецов 56 лет [13]. Однако эти выводы сделаны на основании экспертных оценок родителей, учителей и исследователей, а не на основании тестовых процедур, что снижает надежность результатов. Экспериментально исследуя артикуляционные навыки 263 близнецов и их 94 сиблингов в возрасте 38 лет с использованием теста артикуляционных способностей (TemplinDarley Screening Test of Articulation), А. Матени и Ч. Бруггеманн обнаружили, что во всех исследованных ими возрастах оценки близнецов были ниже, чем у одиночнорожденных детей в выборке стандартизации теста. Интересно, что сиблинги близнецов также имели более низкие результаты по сравнению с нормой, однако различия были статистически значимыми только в группах трех и семилетних детей. Авторы заключают, что в возрасте 7 лет, когда артикуляция у детей достигает зрелого уровня, близнецы и их сиблинги демонстрируют существенно более низкий уровень развития артикуляционных навыков [15]. Сходные результаты для близнецов 3 лет 5 мес — 5 лет 3 мес получили Дж. Локке и П. Мавер [14]. Н.Г. Липовецкая и Г.Н. Пивоварова зафиксировали у детейблизнецов факты косноязычия (искажение или замена звуков речи) не только у дошкольников, но и у школьников и с примерно одинаковой частотой у МЗ (20,5 %) и ДЗ (21,3 %) близнецов. Это превышает средние данные, полученные Л.А. Белогруд с соавт. при обследовании одиночнорожденных детей от 1 года до 15 лет: дефекты в произношении звуков в школьном возрасте были обнаружены лишь у 11% обследованных [6].

Таким образом, артикуляционные нарушения у близнецов более часты, чем у одиночнорожденных детей, и могут иметь место не только в раннем и дошкольном, но и в школьном возрасте.

Многие авторы отмечают, что для речевого развития близнецов, вследствие

существования между ними тесных внутрипарных взаимоотношений, характерен феномен автономного языка [5] или криптофазии [9]. Однако в чем же отличие этого феномена у близнецов от автономной речи одиночнорожденных детей? Обсуждая феномен автономной речи, Л.С. Выготский отмечает, что она отличается от взрослой в артикуляционном, фонетическом плане, по смысловой стороне, аграмматична и понятна только близким людям. Автономная речь, будучи центральным новообразованием кризиса одного года, в норме является преходящей и переходной формой овладения ребенком речью [2].

Изучая психическое развитие пятилетних МЗ близнецов Юры и Леши, А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович отметили, что их речь в основном состояла из небольшого числа «автономных » слов и звуков. Основной единицей их речи являлось слово, имеющее значение только в ситуации какоголибо действия. Грамматическая структура речи соответствовала ее ситуативному характеру. Главными причинами задержки в развитии речи этих мальчиков авторы считают косноязычие и ограничение в общении [5]. Под термином криптофазия Р. Заззо понимал собственный интимный язык близнецов, полный неологизмов и практически непонятный окружающим, считая его одной из особенностей развития речи близнецов на раннем этапе онтогенеза. Он отмечает, что, являясь следствием близнецовой ситуации, этот язык постепенно приобретает произвольный, осознанный характер и еще более изолирует близнецов от окружающих. Криптофазия чаще наблюдается у МЗ, чем у ДЗ близнецов, и у мальчиков, чем у девочек (цит. по [9]). П. Миттлер отметил наличие криптофазии у 47 % исследованных им четырехлетних близнецов [18], однако, основываясь на отчетах родителей, к сожалению, не указал, по каким признакам криптофазия определялась родителями или им самим. К. Могфорд отмечает, что под термином «секретный язык «, вопервых, можно понимать особую форму коммуникации между близнецами, не предназначенную для взаимодействия со взрослым, в общении с которым дети постепенно начинают употреблять социализированные формы языка. Иначе говоря, мы имеем дело со случаем билингвизма. Наблюдения А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович подтверждают эту точку зрения [5]. Секретный язык может являться особой формой взаимодействия, в которой слова и жесты приобретают значения на основании общего восприятия и переживания событий в прошлом, что позволяет близнецам понимать друг друга в настоящем. Он может являться социально передаваемой формой языка, сохраняемой для интимного общения [20]. Последнее отмечается и С. Савич: поскольку взрослые активно приспосабливаются к общению с близнецами в раннем возрасте, они также оказывают влияние на установление автономной речи. Автор указывает, что автономная речь представляет собой преходящую и переходную стадию в развитии речи у всех детей, однако, поскольку у родителей близнецов часто не хватает времени для полноценного общения со своими детьми, их автономная речь долго не трансформируется в социализированную [24].

Каждая мама обязана знать:  Бабушка все разрешает ребенку, а потом его в рамки не вогнать

Таким образом, автономная речь у близнецов имеет свои отличия. Вследствие тесных внутрипарных взаимоотношений и минимизации общения со взрослым речь у них, повидимому, может развиваться в сторону не замены автономной формы речи ее взрослыми формами, а наоборот, в сторону ее углубления и усложнения, что в свою очередь может приводить к непониманию ее даже близкими взрослыми. Более того, даже постепенно овладевая взрослой речью, близнецы, повидимому, могут осознанно и произвольно использовать «секретный » язык для общения между собой, при этом не пытаясь взаимодействовать посредством него со взрослыми. Обращает на себя внимание и то,

что многие исследователи отмечают наличие криптофазии у близнецов в 46 лет, что может говорить о задержке речевого развития.

Практически все исследователи развития речи у близнецов указывают, что эгоцентрическая речь у них встречается существенно реже, чем у одиночнорожденных детей. Э. Дэй нашла, что процент эгоцентрической речи у двухлетних близнецов составляет 10 %, уменьшается с возрастом и к 5 г. не превышает 5 %. Столь малый процент эгоцентрической речи в этом возрасте по сравнению с данными по одиночнорожденным детям, приводимым Д. МакКарти (38 % в возрасте 35 лет), автор объясняет тем, что близнецы постоянно общаются друг с другом и поэтому более склонны к развитию социализированной речи. С. Савич, исследуя лонгитюдным методом ненаправленную (эгоцентрическую) речь (которая не адресована комулибо, при которой отсутствует визуальный контакт с окружающими, которая часто проявляется как речевое сопровождение в играх с предметами) у трех пар близнецов (в возрасте 13 лет) обнаружила, что, составляя в 14 мес примерно 20 % от всех высказываний, к трем годам процент эгоцентрической речи приблизился к нулю. Она отмечает, что ненаправленная речь у близнецов очень рано перерастает в направленную, вследствие существования двух потенциальных партнеров по общению, которые могут отвечать на ненаправленные высказывания друг друга [24].

Таким образом, эгоцентрическая речь у близнецов проявляется существенно реже и имеет тенденцию к исчезновению в очень раннем возрасте.

Согласно Л.С. Выготскому, эгоцентрическая речь выполняет функцию планирования решения задачи, возникающей в поведении [1]. Интересен вопрос, как эта функция развивается у близнецов. По мнению Р. Заззо, низкий уровень развития «речи для себя » у близнецов является следствием их речевого недоразвития. Последнее, в свою очередь, является результатом ограничения потребности во взаимоотношениях со взрослыми, что ведет к значительному отставанию близнецов в интеллектуальном развитии (цит. по [9]). Иными словами, при минимизации эгоцентрической речи становление функции планирования, относящейся к интеллектуальной сфере, также может страдать. В близнецовой ситуации частая трансформация ненаправленной речи в направленную имеет место потому, что партнер по близнецовой паре чаще реагирует на ненаправленное высказывание соблизнеца соответственно своему интересу к выполняемой соблизнецом деятельности. Фактически, один близнец может выполнять благодаря этому функцию планирования по отношению к действиям другого, и наоборот. В данном случае функция планирования возможна в зачаточной форме как коллективно распределенная. Однако это не означает, что каждый близнец оказывается способен планировать свои действия в индивидуальной деятельности. Исследование А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович показало, что разлучение и помещение близнецов в разные группы детского сада создает благоприятные условия для развития их речи и поднимает ее до уровня речи детей данного возраста. Это касается и планирующей функции речи [5].

Большинство исследователей отмечают, что детиблизнецы отстают от одиночнорожденных детей во всех типах социализированной речи. Тем не менее Э. Дэй указывает, что хотя это справедливо для всех типов предложений, в употреблении эмоционально окрашенных высказываний близнецы 25 лет не обнаруживают отставания. В построении высказываний близнецы мало используют имена существительные, прилагательные, числительные, другие же части речи — наречия, местоимения и восклицания — употребляются близнецами качественно и количественно примерно так же, как и одиночнорожденными детьми.

Э. Дэвис обнаружила значимые различия в использовании частей речи между близнецами и одиночнорожденными детьми только в младшей из ее групп (5 лет 6 мес). А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович обратили внимание на то, что исследованные ими близнецы редко использовали в своей речи глаголы [5]. Эту особенность в речи пары близнецовмальчиков в возрасте 4 лет 2,5 мес также отмечает и Х. Люббе (цит. по [24]). Н.Г. Липовецкая и Г.Н. Пивоварова в упомянутом выше исследовании обнаружили, что близнецы вплоть до среднего школьного возраста при волнении, смущении часто пользуются уменьшительными и ласкательными выражениями, т.е. инфантильной «сюсюкающей речью «, в то время как среди обследованных ими одиночнорожденных детей того же возраста подобные явления не были зарегистрированы. Отмечается, что такие явления у детей школьного возраста встречаются лишь при задержке психического развития [6]. Р. Заззо подчеркивал, что речь близнецов характеризует: бедность словаря, позднее появление и краткость предложений, медленное развитие грамматических структур, ограниченность употребления средств абстракций и отношений, преобладание в речи категорий эмоциональной тональности (цит. по [9]).

По результатам данных исследований можно сделать вывод, что отставание в развитии социализированной речи у детейблизнецов наблюдается только в раннем и дошкольном возрастных периодах, в то время как в более старшем возрасте отставания не столь явны. При этом речь у них дольше, чем у одиночнорожденных детей, носит ситуативный, непосредственный характер, что и объясняет частое использование ими в речи эмоционально окрашенных высказываний.

Таким образом, речь у близнецов возникает позже, чем у одиночнорожденных, они дольше задерживаются на стадии автономной речи. Эгоцентрическая речь у близнецов рано принимает направленный характер, что может влиять на становление планирующей функции у каждого близнеца в отдельности. Социализированная речь у близнецов продолжительный период носит ситуативный характер, что обусловливает преобладание в их речи эмоционально окрашенных высказываний. Постепенно овладевая взрослыми формами речи, они могут осознанно и произвольно использовать автономный язык для внутрипарного взаимодействия вплоть до 46 лет. В целом отставания в речи у близнецов отчетливо проявляются только в раннем и дошкольном возрасте, и к школьному возрасту они в основном догоняют одиночнорожденных сверстников в речевом развитии, хотя артикуляционные трудности у детейблизнецов — частое явление и в школьном возрасте.

Задержку близнецов в речевом развитии исследователи объясняют главным образом 1) биологическими особенностями; 2) отставанием в сфере интеллекта; 3) феноменом «близнецовой ситуации «; 4) минимизацией общения со взрослым.

Биологические особенности. Известно, что близнецы (МЗ чаще, чем ДЗ; вторые по порядку рождения чаще, чем первые) подвержены большему риску осложнений и аномалий развития в пре и перинатальном периоде, они чаще рождаются недоношенными. Больший риск при рождении близнецов отражен в высоком проценте их смертности — 34 %, что превышает среднюю мертворожденность в дватри раза [7]. Биологические факторы риска могут прямо или косвенно влиять на их психическое развитие. Исследований, в которых предпринимались попытки оценить вклад этих факторов в речевое развитие близнецов, мало.

Н.Г. Липовецкая и Г.Н. Пивоварова отмечают, что, если в среднем у близнецов фразовая речь формировалась к 23,5 мес, то у вторых по порядку рождения членов МЗ пар она формировалась позже, чем у первых (25,6 мес и

24,8 мес соответственно), а ДЗ, вторые по рождению, наоборот, опережают своих соблизнецов: у них фразовая речь возникает к 21,15 мес, а у первых по рождению — к 22,15 мес [6; 69 70]. Однако В. Де Костер с соавт. не обнаружили связи оценок по языковым заданиям теста психического развития (BuhlerHetzer Entwicklungstest) с порядком рождения партнеров по близнецовой паре [12]. П. Миттлер, сопоставляя биологические показатели детейблизнецов с оценками их речевого развития, выявил надежную связь только с длительностью гестационного периода [18], [19].

Таким образом, результаты приведенных выше работ не дают четкой картины влияния пре и перинатальных факторов, связанных с многоплодной беременностью, на развитие языка.

Отставание в интеллектуальном развитии. Негативные факторы внутриутробного развития и родов могут влиять и на задержку в интеллектуальном развитии близнецов, а последнее — на отставание в речевом развитии.

Исследуя взаимосвязь интеллектуального и речевого развития у близнецов 25 лет, Э. Дэй пришла к выводу, что хотя они показали меньший IQ (в среднем 96,3 баллов) по сравнению с одиночнорожденными (103,3 балла), отставание в развитии речи у близнецов более явно, чем в сфере интеллекта. Используя тест Гудинаф «Рисунок человека » (Goodenough DrawaMan) и Миннесотский тест для дошкольников (Minnesota Preschool Scale Test), автор фактически оценивала невербальный интеллект. Анализируя эту работу, С. Савич отмечает, что, поскольку большинство детей в 23 года еще не умеют рисовать, а MPST в то время находился в процессе стандартизации, это снижает надежность полученных результатов [24]. Р. Заззо полагал, что причиной недоразвития у близнецов интеллекта и речи является отсутствие ясного представления о своем теле (цит. по [9]), но он использовал весьма произвольные процедуры для определения уровня интеллектуального развития у близнецов, прося детей показать части своего тела и назвать свое имя, что не дает возможности сопоставить эти данные с результатами других исследований.

А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович отмечают, что раннее развитие исследованных ими МЗ близнецов в общем протекало нормально и, за исключением речи, никаких признаков умственной отсталости у них не отмечалось. Однако у близнецов было обнаружено существенное недоразвитие процессов абстракции и обобщения, т.е. процессов, связанных с вербальными навыками. Исходя из предположений о влиянии феномена «близнецовой ситуации » на отставание в речевом развитии, авторы поместили близнецов в разные группы детского сада. Наряду с улучшением речи это привело и к повышению интеллектуальных функций [5].

Х. Кох на значительной выборке (90 пар) и с использованием надежного теста первичных умственных способностей (Primary Mental Abilities), обнаружила, что помимо отставания в речевом развитии близнецы 56 лет в среднем показали более низкие оценки, чем одиночнорожденные по вербальному субтесту (V subtest) [13]. Сходные результаты для четырехлетних близнецов приводит П. Миттлер [18]. Новые данные о связи интеллекта и языка в онтогенезе получены С. Резником. Автор использовал данные об интеллектуальном и языковом развитии 408 пар близнецов, которые диагностировались в 14, 20 и 24 мес, и при помощи межвозрастных регрессионных моделей установил, что уровень развития способности понимать язык является предиктором уровня интеллекта в более поздних возрастах [23].

Следовательно, можно сказать, что хотя близнецы и отстают от одиночнорожденных детей в общем речевом развитии, в сфере невербального интеллекта эти различия либо отсутствуют, либо

являются несущественными, а значит, задержку детейблизнецов в развитии речи нельзя объяснить общим отставанием в интеллектуальном развитии. В то же время работы А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович, С. Резника позволяют выдвинуть гипотезу о том, что возможна обратная зависимость: задержка речевого развития близнецов приводит к отставанию в развитии вербального интеллекта.

Близнецовая ситуация. Некоторые авторы утверждают, что именно феномен «близнецовой ситуации » ответственен за речевое отставание близнецов [5], [9]. Близнецовая ситуация определяется ими как ситуация взаимодействия близнецов, которые, развиваясь в специфической среде пары, удовлетворяют друг друга в качестве партнеров по общению и, вследствие этого, не нуждаются в общении со взрослыми и другими детьми.

Основываясь на результатах своего исследования, этой точки зрения придерживались, в частности, А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович. Однако Р. Заззо и С. Савич отмечают, что, поскольку по линии матери исследованных близнецов была отмечена существенная задержка в развитии речи, и, кроме этого, в семье имелись еще пятеро старших сиблингов, на отставание в речевом развитии у этой пары могли повлиять другие факторы [9], [24]. Феноменом «близнецовой ситуации » объясняет появление секретной речи у исследованной им пары близнецовмальчиков в возрасте 4 лет и 2,5 мес и Х. Люббе. Однако в отставании речевого развития у данной пары также могли играть существенную роль другие факторы: многоязычность семьи, осложнения при родах, частые хирургические операции у одного близнеца (дефект толстой кишки) и нежелание соседских детей общаться с ним из-за его дефекта; частая изолированность от окружающих и от матери до 1,5 лет [24]. С. Савич, исследуя три пары близнецов (с 15 мес до 3 лет), единственных или первых по порядку рождения детей в семьях с высокими социоэкономическим статусом и уровнем образования у родителей, уделяющих воспитанию детей большое внимание, тем самым фактически исключила все дополнительные «неблагоприятные » факторы, которые могли бы повлиять на развитие речи. Единственным фактором, который мог оказывать негативное влияние, был феномен «близнецовой ситуации «. Она не обнаружила у своих испытуемых какихлибо явных негативных отклонений в речевой сфере, и это позволило ей считать, что задержка речи возможна, очевидно, в том случае, когда развитие близнецов осложнено дополнительными (биологическими и социальными) факторами, а не фактом «близнецовости » как таковым [24].

Таким образом, объяснение задержки речевого развития у близнецов феноменом «близнецовой ситуации » является скорее теоретическим предположением, нежели экспериментально проверенным фактом.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок обижает папу

Минимизация общения со взрослым. Именно данный фактор, сопутствующий феномену «близнецовой ситуации «, повидимому, и оказывает существенное влияние на отставание близнецов в речевом развитии.

М. Борнстейн и М. Рудди, исследуя различные способности, которые могли бы предсказать их когнитивное, в том числе и речевое развитие в 1 год, у 11 пар близнецов и 20 одиночнорожденных детей в 4 мес обнаружили, что близнецы в 1 год имели более бедный лексикон и более низкие оценки по шкале развития младенца Н. Бейли (Bayley Scales of Infant Development), чем их одиночнорожденные сверстники. Оказалось, что при отсутствии различий в когнитивных способностях детей в 4 мес матери близнецов в этом возрасте уделяли общению со своими детьми существенно меньше времени, чем матери одиночнорожденных детей. Авторы заключают, что поведение матерей по отношению к своим детям в большей мере, чем начальные когнитивные способности их детей, влияет на оценки по языку в

ранний период развития (цит. по [20]). С. Савич обнаружила, что при благоприятных родительскодетских отношениях близнецы чаще, чем их родители, склонны инициировать общение. При не меньшей, чем у одиночнорожденных детей, потребности во взаимодействии со взрослым, каждый близнец склонен скорее к диадическому характеру беседы с ним, нежели к триадической схеме ведения разговора. Последняя форма общения трудна как для близнецов, так и для взрослых: у первых она составляла только 6,49 % всей речевой деятельности, хотя у взрослых она наблюдалась чаще и составляла 11,48 % [24]. Таким образом, в условиях близнецовой ситуации преобладание в общении близнецов с родителями диадической формы взаимодействия ведет к существенному снижению качества и количества общения родителя с каждым близнецом в отдельности.

Помимо вышеперечисленных причин отставания в речевом развитии, существуют как специфические для близнецов (зиготность), так и общие для всех детей (пол, социоэкономический статус и уровень образования родителей, порядковый номер рождения) факторы, влияющие на различия внутри близнецовой популяции.

Зиготность. В целом ДЗ близнецы имеют лучшие, чем МЗ близнецы, оценки речевого развития. Однако Р. Заззо отмечает, что разнополые ДЗ близнецы занимают в речевом развитии промежуточное положение между МЗ и однополыми ДЗ близнецами. По его мнению, трудно найти какоелибо адекватное объяснение этому феномену (цит. по [9]). Сходные результаты получили и другие исследователи [12], [16].

Половые различия. Х. Кох отмечает, что ДЗ близнецыдевочки (56 лет) из однополых пар показывают более высокий уровень речевого развития по сравнению не только со всеми другими различными по зиготности и полу группами близнецов, но и с их одиночнорожденными сверстницами. Они получили самые высокие оценки и по всем измерениям социального поведения. Повидимому, этот факт можно объяснить феноменом «примадонны «: используя свое внешнее сходство, близнецыдевочки стараются привлечь к себе внимание окружающих и поэтому более коммуникабельны, чем близнецымальчики [13].

Социоэкономический статус и образовательный уровень родителей. Э. Дэй и Э. Дэвис нашли, что в семьях с низким социоэкономическим статусом (CЭС) близнецы более существенно задерживались в речевом развитии, чем близнецы из семей с лучшим CЭС, причем по сравнению с данными по одиночнорожденным детям принадлежность семей к низким социальным классам имеет более выраженное негативное влияние на речевое развитие близнецов, нежели одиночнорожденных детей. Однако П. Миттлер обнаружил, что в семьях со средним CЭС отставание близнецов от одиночнорожденных детей с тем же СЭС составляет 9 мес, в то время как в семьях из рабочей среды — 2 мес. Автор объясняет этот факт тем, что, поскольку при близнецовой ситуации общение со взрослым минимизируется, высокий лингвистический уровень, традиционно ассоциирующийся со средним СЭС, не передается родителями своим детям, в то время как близнецы из рабочей среды мало что теряют в сравнении с одиночнорожденными, поскольку лингвистический уровень этих семей в целом традиционно низок. Однако это предположение осталось у П. Миттлера в статусе гипотезы [18], [19]. В. Де Костер с соавт., исследуя уровень развития языка у 13 пар близнецов, обнаружили, что между двумя и пятью годами близнецы из семей с высоким СЭС имеют более высокий уровень развития речи, нежели близнецы из семей с низким CЭС. Аналогичная связь прослеживалась между уровнем образования родителей и речевым развитием их детей

близнецов [12]. Сходные результаты, но только — для связи уровня развития артикуляционных навыков у близнецов в возрасте 37 лет и CЭС их семей, получили А. Матени и Ч. Бруггеманн [15].

В целом, за исключением П. Миттлера, исследователи сходятся в том, что в семьях с высоким социоэкономическим статусом и высоким уровнем образования у родителей детиблизнецы более развиты в сфере речи, чем те близнецы, чьи родители имеют более низкий социоэкономический и образовательный статус. Иначе говоря, эти факторы влияют на близнецов так же, как и на одиночнорожденных детей.

Порядковый номер рождения пары. Э. Дэвис отмечает, что первый по номеру рождения одиночнорожденный ребенок в семье имеет лучшие условия для речевого развития, поскольку его речевая активность получает свое развитие в полноценном взаимодействии со взрослым. Тем не менее, если в многодетных семьях вторые по порядку рождения близнецы всетаки немного отстают в речевом развитии от первого по номеру рождения одиночнорожденного ребенка (примерно на 1 мес), то близнецы, даже если они — первые дети в семье, все равно отстают от второго по счету одиночнорожденного ребенка. Можно предположить, что, поскольку вторые по номеру рождения детиблизнецы приобретают в лице первого одиночнорожденного ребенка, близкого по возрасту, компаньона по общению, который не дает близнецам замыкаться друг на друге, уровень их речевого развития будет выше, чем у первых по номеру рождения близнецов, которые, вследствие недостатка у родителей времени для общения с ними, предоставлены самим себе. П. Миттлер нашел статистически значимую обратную связь порядкового номера рождения ребенка с уровнем его речевого развития только в контрольной группе одиночнорожденных детей, но не у близнецов [18]. В. Де Костер с соавт. также не отмечают связи между номером рождения и уровнем речевого развития близнецов [12]. Однако в исследовании артикуляционных навыков А. Матени и Ч. Бруггеманн обнаружили, что рожденные первыми дети, независимо от того, были они близнецами или их сиблингами, показывали лучшие результаты, чем младшие сиблинги. Авторы отмечают, что эти результаты подтверждают гипотезу, согласно которой первые по порядку рождения дети в многодетных семьях показывают лучшую речевую артикуляцию, независимо от того, являются они близнецами или нет [15].

Таким образом, имеющиеся исследования не дают четкого представления о связи порядкового номера рождения пары близнецов с уровнем развития у них речи. Однако результаты исследований детей из многодетных семей не позволяют считать, что вопрос этот окончательно решен. Т.Н. Трефилова, исследовав 102 ребенка из многодетных семей и 98 детей, единственных в семье, нашла, что дети из многодетных семей отстают от единственных по всем показателям Гейдельбергского теста речевого развития (в сфере синтаксиса, грамматики, морфологии, значений предложений и слов и интерактивного значения высказываний), а значит, порядковый номер рождения ребенка влияет на его речевое развитие. Кроме того, оказалось, что в многодетных семьях дети с малым возрастным интервалом от ближайших сиблингов отстают в речевом развитии от детей с большими интервалами по 10 из 13 субтестов [8]. Этот факт дает дополнительные аргументы исследователям, ищущим различия в речевом развитии между одиночнорожденными детьми и близнецами, поскольку ситуация развития близнецов приближает их к детям из многодетных семей с маленькими интервалами между рождениями.

Как считает К. МогфордБеван, для поиска адекватных методов терапии речевых и языковых расстройств или отставаний

у близнецов в каждом конкретном случае специалисты должны рассматривать все возможные причины этих задержек [22]. В настоящее время выделены четыре типа характерных нарушений речевого развития у близнецов, обусловленных различными причинами: 1) один близнец (реже — оба) имеет отставания в развитии речи, которые обусловлены пре и перинатальными факторами развития; доминирование соблизнеца в общении с партнером и с окружающими людьми усугубляет это отставание; 2) один близнец (чаще из ДЗ, особенно разнополых пар) имеет отставания или нарушения речевого и языкового развития; соблизнец оказывает такое же негативное влияние, как и в вышеописанном случае; 3) наиболее часто оба близнеца в разной степени отстают в языковом развитии; 4) у обоих близнецов (чаще у МЗ, особенно мальчиков) диагностируются языковые (как правило, фонологические) расстройства. В каждом случае от специалистов требуется применение различных методов терапии речевых и языковых расстройств и отставаний [22].

Таким образом, исследования речевого развития близнецов дают основания утверждать, что в их отставании от одиночнорожденных детей, повидимому, большую роль играют психологические, нежели биологические факторы. Вместе с тем вышеизложенные факты позволяют заключить, что в случае близнецов можно говорить не только о количественных различиях, но и о качественно своеобразном пути овладения речью по сравнению с ситуацией одиночнорожденного ребенка. Применение коммуникативного подхода (исследования диалога, прагматики, особенностей речи в различных социальных контекстах) к анализу вербального взаимодействия у детейблизнецов дает возможность выделить те своеобразные приемы, которые они вырабатывают с целью адаптации к условиям близнецовой ситуации, что, в конечном счете, и позволяет им проходить свойственные одиночнорожденным детям стадии речевого развития быстрее или медленнее и демонстрировать феномены речи, не встречающиеся у одиночнорожденных сверстников. Хотя исследований, организованных в данном русле, мало, они заслуживают более пристального внимания.

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.

3. Канаев И.И. Близнецы. Очерки по вопросам многоплодия. М.; Л.: Издво АН СССР, 1959.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

5. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.

6. Осорбенности развития близнецов // Под ред Г.К.Ушаковой. М.: Медицина, 1977.

7. Сергиенко Е.А. и др. Развитие близнецов и особенности их воспитания. М.: Издво ИП РАН, 1996.

8. Трефилова Т.Н. Особенности речевого развития у детей из многодетных семей: Канд. дис. М., 1998.

9. Тутунджян О.М. Из истории научной психологии во Франции: Докт. дис. М., 1967.

10. Фридрих В. Близнецы. М.: Прогресс, 1985.

11. Bruggeman C.E. Twins early grammatical development // Folia Foniatrica. 1970. V. 22. P. 197215.

12. De Coster W. et al. Psychological followup study of twins from birth to five years // Acta geneticae medicae et gemellologicae. 1976. V. 25. P. 198212.

13. Koch H.L. Twins and twin relations. Chicago, 1966.

14. Locke J.L., Mather P.L. Genetic factors in the ontogeny of spoken language: Evidence from monozygotic and dizygotic twins // J. Child Language. 1989. V. 16. P. 553559.

15. Matheny A.P., Bruggemann C. Articulation proficiency in twins and singletons from families of twins // J. Speech and Hearing Research. 1972. V. 15. P. 845851.

16. McCarthy D. Language development in children // Carmichael L. (ed.) Manual of child psychology. N.Y., 1946. P. 492630.

17. Mittler P. Genetic aspects of psycholinguistic abilities // J. Child Psychol. and Psychiatry. 1969. V. 10. P. 165176.

18. Mittler P. Biological and social aspects of language development in twins // Devel. Med. and Child Neurol. 1970. V. 12. P. 741757.

19. Mittler P. Language development in young twins: Biological, genetic and social aspects // Acta geneticae medicae et gemellologicae. 1976. V. 25. P. 359365.

20. Mogford K. Language development in twins // Bishop D.V.M., Mogford K. (eds). Language development in exceptional circumstances. Edinburgh, 1988. P. 8095.

21. MogfordBevan K. Twins and their language development // Sandbank A. (ed.) Twin and triplet psuchology. L.; Routledge, 1999. P. 3660

22. MogfordBevan K. Developmental language impairments with complex origins: Learning from twins and multiple birth children // Folia Phoniatrica et Logopaedica 2000. V. 52. P. 374382.

23. Reznick J.S. Intelligence, language, nature and nurture in young twins // Sternberg R., Grigorenko E. (eds). Intelligence, heredity and environment. Cambridge, 1996. P. 483504.

24. Savic S. How twins learn to talk. N.Y., 1980.

Поступила в редакцию 6.XII 2000 г.

1 Здесь и далее работы Э. Дей «The development of language in twins » (1932) и Э. Дэвис «The development of linguistic skill in twins, singletons and sibs and only children from age five to ten years » (1937) цитируются по [16].

Мамы двойняшек — нужны ваша поддержка и оптимизм!

Я не мама двойняшек, но видела очень много здоровых двойняшек. Моя лизкая подруга была из двойняшек. Мама родила их в возрасте около 30. И подруга и ее брат совершенно здоровы. Еще у нас в классе были близнецы-девочки, тоже абсолютно здоровые.

У моей дочери в классе 2 комплекта двойняшек. Нормальные дети, не хуже других. В другой школе у дочери были двойняшки и тройняшки. Двойняшек мама родила в результате ЭКО в возрасте далеко за 40. Прекрасные дети!

Тройняшки тоже родились после ЭКО у мамы, которая несколько лет страдала бесплодием и невынашиванием. Всю беременность она была под строгим наблюдением врачей. Все 3 девочки были совершенно нормальными, обычными девочками.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок 7 лет проявляет сексуальность

Автор, не зацикливайтесь на плохих примерах, вообще забудьте про примеры. Вы уникальны, и у Вас все будет хорошо, как только должно быть у Вас.

Внимание

бросте все читать. т.е. читайте только хорошее, внимательно к себе относитесь, гоните плохие мысли. Все будет замечательно. Здоровья вам и деткам!! Все получится.

У нас была стимуляция овуляции. Хотя был 1 крупный фолликул (другие были мелкими) и мы рассчитывали на него — я была уверена, что может получится только 1 ребенок. Но видимо из-за того что мне кололи ХГЧ (чтоб лопнул фолликул) другой тоже подрос и лопнул.

Так что в нашем случае это не генетика.

Знаю только здоровых двойняшек, сама из таких.

Есть одна пара, там парень очень туповат по учебе, по жизни вроде нормальный, а его сестра нормальная.

Удачи Вам! Прав тот гость, который написал, что плохие примеры — скорее исключение. Я родила двойню (как снег на голову) в 41 год. При очень больших и множественных миомах. Врачи в ЖК собрали консилиум и стали пугать, что миомы задушат их, или родятся с отклонениями, т.к. не будет хватать кислорода. Пошла по другим врачам — сказали — фигня. Короче, выносила идеально, до последнего дня работала, родила почти на работе (пришла с работы, в ночь началось), собиралась платно к определенному врачу, кесарево, все дела — ничего не успели, в результате — идеальные самостоятельные роды, вообще без последствий. Только девочка на 700 г. больше мальчика, так и осталась сейчас разница — она потолще, сейчас по 5 лет им. Будьте готовы, что двойня никогда не вынашивается полный срок — это нормально, где-то с 30-й недели , а то и раньше рождаются. Главное, чтобы вес был кг 2 — это тоже нормально.

Отставание для двойняшек

Paola, да в том-то и проблема, что не могу найти литературы на тему «Что делать». Везде пишется о рисках и ничего о том, как их избежать. Может поджскажете что-то из личного опыта?

а почему у Вас один плод замер? Было ли у них нарушение кровотока, когда один получает больше крови, а другой меньше? Дело в том, что я сейчас беременна однояйцевой двойней и одна малышка отстает от другой. Я каждую неделу хожу на УЗИ. Сначала подозревали, что у них нарушен кровоток, но этот диагноз не подтвердился. Врачи разницу в росте объясняют тем, что они делят плаценту не поровну, одной досталось больше, а другой меньше. Поэтому каждую неделю проверяют их кровоток в пуповине, в мозге, в печени и т.п. А так же их рост, количество околоплодной жидкости, сердцебиение, активность. И мой кровоток через матку.
Я очень волнуюсь , но врачи говорят, пока маленькая растет, хоть и медленно, волноваться не стоит.

а почему они должны были тянуться до этого?

nakachelyah.ru

Двойня Близнецы Многодетная семья

Развитие двойни особенности и опыт родителей

Развитие двойни – это вопрос, который волнует очень многих. И, как ни странно, не только родителей близнецов. А вот реальной информации на этот счет действительно мало. И, пожалуй, только поняв на собственном опыте, и пообщавшись с другими родителями близнецов, можно выстроить какую-то свою стратегию. Мы тут поговорим не про беременность и роды, не про то, как должен выглядеть и что должен уметь ребенок близнец в том или ином месяце-году жизни. Ведь именно это подразумевается под «развитие двойняшек»?

Мы тут поговорим про особенности развития двойни, как это происходит, с чем столкнется мама близнецов. Знания эти получены опытным путем, и совпадают с практикой развития близнецов у других родителей.

Развитие двойни с чего начинается у детей

Многие утверждают, особенно с медицинской точки зрения, что развитие двойни происходит медленнее чем развитие 1 ребенка. Однако стоит отметить, что это не совсем так. На самом деле, развитие близнецов идет просто немного в другую сторону, чем развитие одиночных сверстников. Двойняшки, например, довольно быстро приспосабливаются к тому, что их двое, и составляют свой собственный коллектив, где четко распределяются роли. Одному ребенку – это просто не доступно. Он вынужден докучать родителям или замыкаться в себе.

А это значит, что в развитие двойняшек ролевые игры начинаются раньше, чем у одиночных сверстников. Близняшки будут постоянно находится в стадии соперничества. При этом, часто, никто не желает уступать друг другу. Зато они также гораздо сильнее, чем многие одиночные дети, обладают эмпатией – способностью сопереживать друг другу. И не только друг – другу.

Эмпа́тия — осознанное сопереживание и уважения текущего эмоционального состояния другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Кроме того, развитие двойни характеризуется еще тем, что очень скоро на первый план у них выходят не родители и другие близкие родственники, а именно брат (сестра) близнец. И больше всего они страдают от отсутствия друг друга рядом.

Развитие двойняшек первый год жизни

Развитие двойняшек на первом году жизни во многом перекликается и с развитием одного ребенка, но и тут есть некоторые поправки на то, что их сразу двое. И это вносит, как ни странно, огромные коррективы. Хотя на первых порах, в силу того, что близнецы часто рождаются недоношенными и слабыми, им приходится догонять одиночно рожденных детей.

Первый год, по сути, во многом является определяющим в том, как будет строиться вся дальнейшая жизнь детей. В первый год развитие двойни по месяцам примерно такой же, как у одиночных детей. Разница будет в ускоренном наборе физических показателей и навыков. Так уж заведено природой, что именно в данный период, все дети должны пройти долгий путь от крохотных беспомощных комочков, до шагающих малышей.

А поскольку путь огромный и времени на него отводится всего лишь 1 год, ну максимум полтора, то практически каждый месяц появляются новые умения.

При этом развитие двойняшек до года может даже пойти быстрее, чем развитие одного ребенка, так как им с самого начала так, или иначе, приходится привыкать к самостоятельности. Особенно, если мама растит их фактически одна.

Развитие двойни до 1 года и основные события

Не будем подробно останавливаться в развитии двойни на том, какое умение, в какой период времени должно произойти. Сроки здесь весьма условны: в полгода начало ползания, в 7 – 8 месяцев начинают сидеть и даже вставать с опорой, а в год — уже пошли. Все это может начаться чуть раньше, чуть позже, многое зависит от детей и их жизни. Но развитие двойняшек по месяцам будет стимулироваться тем, что пока мама занята одним ребенком, второй в это время, может самостоятельно освоить какое–либо новое умение.

Практический пример из развития близнецов первого года. У ребенка не получается ползти, а игрушка интересующая его лежит рядом. Мама подать не может, нужно переодеть брата (сестру), вот и стимул. И здесь остается либо обидно плакать, либо пытаться достать ее самостоятельно. А чаще происходит и то, и другое. При этом, как только цель достигнута, можно успокоиться. И мама, прибежав на плач, уже видит, что ребенок сам переместился, достал, что хотел и отлично себя чувствует.

И так происходит практически во всех делах. Кроме того, развитие двойни до 1 года стимулируется наличием рядом брата (сестры), а, значит, изначально – соперника. И хотя явная вражда, дележ игрушек и в тоже время начало крепкой дружбы, возникнет уже после года, дети начинают замечать присутствие друг друга гораздо раньше.

Развиваясь, уже в 7 – 8 месяцев, близнецы отлично чувствуют, что рядом есть кто-то. С этим «кем-то» приходится делить мамино внимание, «кто-то» пытается повторить те же движения, что и ты. Еще двойняшки довольно быстро понимают, что, смотря на «кого-то», можно освоить эти движения самому, причем намного быстрее, так как на ошибках товарища видны собственные промахи. А товарищ, в свою очередь учится у тебя. И все это пока что на подсознательном уровне.

Ближе к году в развитие двойни начинает играть роль словесное общение между собой. Буквально, по кажущимся пока что непонятным звукам, дети отлично понимают друг друга, и отвечают друг другу. В последствие такие звуки выльются в особый язык. Этот набор слов «языка близнецов» может сохраняться у них достаточно длительное время. Так происходит потому, что после 1 года, ближе к полутора, главным действующим лицом в жизни становится именно твой брат (сестра), а уже потом мама и все остальные.

Развитие двойняшек – и страх, что они отстают в умственном развитии !?

В умственном развитие двойняшек многих родителей волнует, что близнецы позже одиночных детей осваивают логические вещи: ладушки, пирамидки, сортеры. Да, в этом волнении есть свой резон. Однако так происходит не потому, что с близнецами что-то не так. Просто они изначально ориентированы на другой аспект деятельности: ролевые игры, и, чаще всего, подвижные.

Близняшки непременно освоят то, чем вы будете с ними заниматься, но это произойдет несколько позже, потому что сейчас интереснее всего ползать за братом (сестрой), играть в догонялки и отнимать у него игрушки. Такова природа и ее особенности.

После 1 года, то есть после того, как дети пошли, начинается иная жизнь. Физическое развитие двойняшек здесь идет ускоренными темпами. Начинается освоение детских площадок, где каждый норовит делать то, что ему нравится, а мама разрывается между двумя. При таком положении вещей довольно быстро осваиваются разнообразные гимнастические снаряды, и другие подвижные виды деятельности. Так происходит в силу того, что некогда смотреть за каждым ребенком, куда он там полез.

Хотя тут может быть подспорье: обычно одному нравится делать то, что и другому. А, значит, нужно просто направить энергию обоих детей в мирное русло (с точки зрения мамы) — найти закрытую площадку, где дети могут безопасно гоняться во все стороны.

Развитие двойни до 1 года и страшное слово — РЕЖИМ

Опять же развитие двойни во многом будет зависеть от организации времени и занятий, т.е. от РЕЖИМА. Про то, как все успевать с двумя детьми мы уже отдельно писали. А также писали мы и про разные этапы в режиме детей до года. Есть серия статей, в карте сайта там можно найти, если интересно.

В распорядке дня для близнецов, прежде всего – это чередование бурной и спокойной деятельности. Побегали, нужно успокоиться – поиграть в развивающие игры, которые, кстати, дети освоят очень быстро, опять же в силу коллектива. Потом еще они будут друг другу помогать, показывая, что и как нужно сделать.

Развитие двойни после 1 года — кратко и ёмко

Если говорить про развитие двойни после 1 года, то неминуемо перейдем ко времени так называемых «кризисов». Кризисы 2 – 3 лет — это долгий разговор. К счастью они очень часто проходят по очереди. Поэтому, как только успокоился (перерос) один, его сразу можно привлекать к диалогу с другим, у кого кризис начался, или уже в разгаре. Стоит отметить, что именно брат (сестра) близнец может в данном случае сыграть решающую роль и повлиять на своего собрата. Да еще и успокоит родителей. И не важно, что это пока что всего лишь 3-4 летний малыш. Психическое и умственное развитие двойни уже позволяет это сделать.

Также хочется отметить, что многие двойняшки рано становятся самостоятельными. Причины этого мы писали выше. После года они все чаще и чаще играют вместе, не докучая родителям. Однако оставлять их играть одних, пусть даже и в соседней комнате, реально после 4 лет. До этого времени, даже если они и играют сами, нужно быть все время начеку, так как картина меняется очень быстро, а от мирной игры, до бешеной драки меньше одного шага.

Развитие двойняшек — дело родителей !

В довершении всего сказанного хочется сказать — развитие двойняшек целиком и полностью в руках родителей. Самое важное – это направлять их энергию в мирное русло. Например, показать им какую-то игру, и оставить играть в нее на какое-то время. Это будет полезно и детям, в плане развития, и взрослым, в плане реализации своих дел. А после спокойной игры переключить на активную, но опять же с вашей подачей, а не то, что придумают дети. А что они что-то придумают, если их не завлечь чем-то интересным, в этом можно не сомневаться. И уже последствия вам придется разгребать по полной.

Если в дошкольном детстве вам удастся грамотно организовать детскую жизнь, где найдется место и обучению, и сбросу энергии, и просто интересным разговорам, ответам на бесконечные почему, то можете быть уверены, что развитие вашей двойни будет полным. Тогда к школьной адаптации двойняшки подойдут намного быстрее и легче, чем их одиночные сверстники.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация