Постоянные жалобы на поведение ребенка в школе

Содержание

«Двойка за поведение»: что делать родителям, когда на ребёнка жалуется учитель

Каждый раз открываете дневник, опасаясь увидеть очередную надпись красной ручкой? Фразы «не слушался на уроке» или «не сделал домашнее задание» стали привычными? Нет смысла винить в ситуации учителя, ребёнка или себя. Зато можно разобраться с причиной проблемы, а заодно и с претензиями преподавателя.

Внимательность

Жалоба учителя: «Ребенок отвлекается».

Успехи детей сильно зависят от способности сосредоточиться и выделить из всего объёма информации нужную. Хорошая новость: внимание — не данность, его можно и нужно развивать. Только нужно узнать, какое именно свойство внимания необходимо подтянуть: концентрацию, объём, устойчивость, распределение или переключение.

Если ребенок рассеян, страдает концентрация. Если ему трудно сравнивать предметы, обобщать их по признаку или классифицировать, то проблемы с объёмом внимания. Помните задачки, где надо найти лишний предмет или пять отличий между картинками? Если ребенок не может долго выполнять задание и не отвлекаться — нужно поработать над устойчивостью внимания. Распределение — это про умение делать несколько дел одновременно, например, по ходу выполнения задания воспринимать дополнительные объяснения учителя. Если ребенку трудно закончить одно задание и начать другое, то мы имеем дело с проблемой переключения внимания.

Учите детей наблюдательности, старайтесь вместе подмечать изменения во внешнем мире, например, перестановку в доме или во дворе.

Процесс развития внимательности не быстрый, но регулярные занятия с ребенком точно дадут результаты. Сделайте их частью вашего совместного досуга, желательно в игровой форме.

Для развития внимания предложите ребенку поиграть в ролевую игру. Пусть он выберет пять игрушек и придумает с ними историю, в которой есть начало, середина и конец. Наблюдайте за игрой и проговаривайте его действия. Не задавайте вопросов, а просто описывайте происходящее в игре. Это позволит вашему ребенку осознавать свои действия и концентрировать внимание на выполняемых заданиях.

Отсутствие мотивации

Жалоба учителя: «Ребенок играет во время уроков, отвлекает одноклассников, домашнее задание делает через раз».

А он понимает, для чего нужно образование? Это знаете вы, знают учителя, но спросите вашего ребенка — для чего он учится. Ответ вас может удивить. Расскажите ему про пользу знаний, про ответственность за обучение, про возможности, которые у него есть. Только без нудных нравоучений и на реальных примерах. Если проблемы с математикой, напомните, что он не сможет элементарно посчитать, хватит ли у него денег на конфеты или скопить на подарок мечты. Пусть жизненные ситуации, на которых вы будете объяснять пользу того или иного предмета, будут иметь для него важное значение.

Спросите у вашего ребёнка, что бы ему хотелось. Сделайте достижение цели осязаемым. Например, возьмите стеклянную банку и нарисуйте на ней шкалу с желаниями. И заполняйте её по мере достижения камушками или конфетами. Важно понимать, что достижения — это не только пятёрка, но и самостоятельно выполненное домашнее задание, даже если ребёнок за него получил двойку.

Перегрузка

Жалоба учителя: «Ребенок начал плохо себя вести, стал раздражительным или замкнутым».

Плохое поведение, особенно проблемы с вниманием, могут стать следствием слишком тяжелой физической и психологической нагрузки. Если у ребенка нет в расписании дня времени, когда он предоставлен сам себе, — это не хорошо.

Пусть у вашего ребенка будет время на отдых. Иначе что ему остается делать в ситуации, когда он не может расслабиться и элементарно «выпустить пар»?

Выпускать его на одноклассников и учителя, в том числе.

Не нужно отнимать у ребёнка детство. Ему обязательно нужно свободное время, когда он может заниматься всем, чем угодно: поиграть с друзьями, посмотреть мультфильм или вообще ничего не делать. Если у него в понедельник шахматы, во вторник хоккей, а в среду дополнительное занятие по английскому, в четверг фигурное катание, а в пятницу бассейн, а потом ещё надо сходить на концерт классической музыки и в театр, то на учёбу просто не останется сил.

Неадекватная учебная программа

Жалоба учителя: «Ребенок выполняет задание быстрее всех, а потом начинает отвлекать других. Или, наоборот, совсем не успевает делать задания».

Бывает, что причина шалостей на уроках, — элементарная скука. Ребенку либо слишком легко, то есть попросту неинтересно, либо слишком сложно, и из-за тревожности у него падает концентрация. Чем младше ребенок, тем сложнее ему себя контролировать. Что делать в этих случаях? Если учитель идёт на контакт, попросите его об увеличении нагрузки, не обязательно даже учебной. Пусть ребенок помогает собирать тетради в конце урока или записывает на доске условия задачи.

Если ребенок просто не понимает материал, можно договориться о дополнительных занятиях, чтобы его подтянуть, или самому позаниматься с ним дома.

Значимость

Жалоба учителя: «Ребенок не относится серьёзно к предмету».

И виноват в пренебрежительном подходе может быть родитель. Анин папа считает, что поскольку дочка будет балериной, геометрию иногда можно и пропустить. А Миша по четвергам встаёт чуть позже, мама разрешила, ведь на труд и опоздать можно.

Дети копируют наше отношение к жизни и поведение, сколько бы «вечных истин» мы не пытались им внушить.

Так что в этом случае меняться придётся не Ане и не Мише.

Особенность развития

Жалоба учителя: «Он мешает мне вести урок и учиться другим детям».

Проблемы с учителями часто возникают у детей с особенностями, при которых нет противопоказаний для учебы в обычном классе. Например, с дисграфией или гиподинамией. Такие дети всегда «слишком». Слишком подвижные, слишком шумные, слишком медленные. Причем с интеллектом у них может быть всё в порядке, а иногда и лучше, чем у одноклассников. Здесь совет один — искать учителя, который будет готов уделять ребенку внимание не в ущерб общей работе класса. Для этого нужны квалификация и желание.

Отсутствие похвалы

Жалоба учителя: «У вашего ребенка плохо всё!».

Бывает, что плохое поведение на уроках связано с предвзятым отношением к вашему ребенку. Это легко проверить. Если вы просите преподавателя выделить положительные стороны сына или дочки, а он отказывает вам с формулировкой «да за что его хвалить», значит, у преподавателя неадекватная позиция. Если учитель спокойно называет преимущества вашего ребёнка, вы можете попросить его почаще хвалить его на занятиях. Но и в первом случае не стоит сразу бросать школу или менять класс. После пары месяцев вернитесь к разговору — если ничего не поменялось в отношении педагога к ребенку, несмотря на то, что вы постарались с ним сотрудничать, это — тревожный знак, особенно если это учитель начальной школы. В третьем-четвертом классе дети уже способны подумать «друзья у меня тут классные, подумаешь, не нравлюсь учителю, можно и потерпеть», первоклашки в этом плане совершенно беззащитны.

Негативное отношение значимого взрослого откладывает отпечаток на всю жизнь, до полной потери интереса к учебе или неврозов.

Ребёнок должен знать, что родители его любят вне зависимости от оценок или его поведения. Поддержите ребёнка, найдите его сильные стороны. И не нужно бояться менять школу, ведь токсичная среда может свести на нет все ваши усилия.

Четыре шага к решению проблемы

1. Дайте ребенку понять, что вы всегда на его стороне. Не ругайте, не действуйте сгоряча, успокойтесь и постарайтесь найти причину.

2. Поговорите с педагогом. Не настраивайтесь сразу против, постарайтесь услышать его точку зрения. Задавайте как можно больше вопросов, спросите мнение преподавателя, как лучше позаниматься с ребенком дома, как ему могут помочь в семье. Обязательно постарайтесь последовать советам, если они показались вам адекватными, а потом опять приходите обсудить результаты ваших действий. Пусть учитель станет вашим союзником.

3. Если с учителем не выходит конструктивного диалога, поговорите с директором. Попросите перевести ребенка в другой класс. Очень часто директоры жалуются, что родители боятся поднимать неприятные вопросы на всеобщее обсуждение, и неадекватное поведение учителя вскрывается гораздо позже, чем могло бы.

4. Поменяйте школу. Да, это неприятно, но в некоторых ситуациях просто необходимо. Этот стресс стоит того, чтобы учиться у преподавателя, с которым и у вас, и у вашего ребенка будут прекрасные отношения.

Есть контакт!

Школа – она не только про учебу в буквальном смысле. Там мы учимся, в том числе, устанавливать отношения с самыми разными людьми. Если вашему ребенку удастся наладить контакт со всеми преподавателями, это ему очень поможет после того, как прозвенит последний звонок. Не увольняться и не опускать руки при первых конфликтах с начальником или партнёрами — этот навык дорогого стоит. Помогите ему, в том числе показав на своём примере, что любую проблему можно решить.

У нас в классе неуправляемый ребенок, который всем мешает. Что делать?

Одни родители жалуются в соцсетях на детей, которые дерутся и мешают вести уроки. Другие призывают к терпимости. Мы попытались услышать обе стороны и дать конкретные советы, что делать.

Каждая мама обязана знать:  Интервью с известными людьми

Если причина недовольства – чужой ребенок

Валерия

«В классе, где учится мой сын, есть совершенно неуправляемый ребенок. От его поведения страдают все: одноклассники, которых он задирает; учительница, которой он срывает уроки и грубит; дети из других классов, с которыми он не ладит на перемене. Мы не знаем, что делать: есть же нормы поведения в обществе. Я не хочу, чтобы мои дети сталкивались с агрессией там, где должно быть безопасно и спокойно, — в школе. Недавно этот мальчик укусил девочку за руку: остался след. Мы никогда не знаем, что услышим, когда придем забирать детей домой: толкнул ли он их сегодня, обозвал или выкинул пенал в помойку. А главное — его поведение мешает учиться другим детям: учительница половину урока проводит, успокаивая его или усаживая на место. Развитие класса этот мальчик тормозит. Что делать — непонятно, но терпение уже заканчивается».

Родителям, которые беспокоятся о безопасности своих детей в школе, важно знать — у них есть на это право. Есть право заботиться о том, чтобы ребенок ходил в школу без страха за свое здоровье. Есть право спокойно работать, пока дети на занятиях, и не думать каждую минуту о психологическом комфорте ребенка. Именно поэтому родители вправе добиваться, чтобы в классе было спокойно.

И хотя есть мнение, что в описываемой ситуации ничего сделать нельзя, попробовать все-таки можно.

Главное, что нужно знать и помнить: решать все конфликтные ситуации в классе можно только через администрацию и учителей. Ни в коем случае нельзя взаимодействовать с чужим ребенком напрямую. Все вопросы должны адресоваться в первую очередь классному руководителю.

Прежде чем предпринять что-то, убедитесь, что вы не участвуете в моббинге (коллективной травле), и что лично у вашего ребенка действительно есть конфликт или проблемы с этим одноклассником. Не поддавайтесь желанию «улучшить» атмосферу в классе общими родительскими усилиями. Довольно часто бывает, что в классе есть неудобные дети, поведение которых вполне корректируется педагогом. Родителям со стороны они могут казаться невоспитанными, неудобными и даже срывающими уроки, однако вполне вероятно, учитель сможет адаптировать этого ребенка к школе без волны родительского негатива. Активно действовать надо лишь в том случае, если лично вашему ребенку физически или психологически некомфортно и плохо. В этом случае родитель, как официальный представитель ребенка, может и должен защитить его права.

Используйте административный ресурс – узнайте, как устроена в вашей школе работа с трудными детьми. Как правило, это работает так: учитель обращает внимание администрации на заявление родителей. Далее в школе собирается малый педсовет, на который приглашаются обе стороны. На собрании конфликт разбирается. Довольно часто результатом такой встречи бывает рекомендация родителям ребенка со сложным поведением обратиться к школьному психологу или пройти медико-психологическую комиссию (в Москве она находится по адресу ул. Фадеева, д.2). Здесь ребенку, испытывающему трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации окажут психолого-педагогическую помощь. Назначат занятия с нейропсихологом или психологом, порекомендуют программу реабилитации или занятий и просто помогут. Однако семья ребенка вправе не соглашаться на медико-психологическую коррекцию.

Попытайтесь поговорить с родителями ребенка спокойно. Возможно, они делают многое из того, что ждет от них школа, и окружающим также нужно набраться терпения. Однако если родители настроены агрессивно, разговор можно переводить в административное русло: писать заявление на имя директора и излагать свою точку зрения на происходящее. Школа должна быть заинтересована в том, чтобы все ученики чувствовали себя спокойно, поэтому обязана отреагировать на письменное уведомление и принять меры. И хотя до 15 лет ребенка нельзя отчислить из учебного заведения, школа может пригласить социального педагога для работы с ним.

Ханафи Гулиев

Руководитель структурного подразделения школы №2120

«В первую очередь школа, как консервативный институт, требует решения вопроса дисциплины. Совет по профилактике и малые педсоветы школы могут рекомендовать «трудному» ребенку посещать кружки допобразования во второй половине дня, где можно проявлять свои лидерские качества. Когда родители обращаются с просьбой перевести агрессивных детей из класса, мы объясняем, что не имеем права заниматься такой «селекцией».

Однозначно школа не должна отвергать непослушных детей, потому что в жизни будут ситуации, где уже взрослые будут сталкиваться с разными людьми, и они должны уметь с ними общаться. В нашей школе гиперактивными детьми занимаются в основном классные руководители и их родители. Часть занятий педагоги стараются проводить за пределами класса, например, в теплое время года – на улице, чтобы замкнутость школьной среды не довлела над психикой».

Если причина недовольства – ваш ребенок

Светлана

«С моей дочерью всегда было трудно. С первого же месяца в детском саду на нее сыпались жалобы: слишком шумная, неуправляемая, плохо слушается, на все отвлекается, не сидит во время занятий. Помню, как на первом утреннике одна мама устроила скандал и кричала, что раз моя дочка толкает ее сына, значит дома у нас кошмар и насилие и к нам нужно направить опеку. Просто так-то дети не толкаются! В саду и начальной школе всегда были недовольные родители, которые требовали убрать моего ребенка из коллектива.

Я не знаю, как сказать всем этим людям, что ребенком мы занимаемся: водим на занятия к нейропсихологу, работаем с другими специалистами, учим эмпатии, стараемся все держать под контролем. А главное, что моя дочь, хоть и имеет дефицит внимания, все равно может учиться в коллективе. Ни сад, ни школа не хотят слушать о том, что уже делается: результаты нужны мгновенно, никто не хочет ждать или помогать. Ну и это бесконечное шушуканье за спиной: каждый детский шаг обсуждается и осуждается.

Поведение у дочки постепенно выправляется: она стала спокойнее, адаптировалась ко многим условиям, но слава «неуправляемой» за ней закрепилась. И бороться с предвзятостью взрослых людей очень сложно: мало кто ценит ее интеллектуальные способности, все хотят, чтобы она высиживала 45 минут урока. Потому что надо. И как я не старалась намекать учителю, что дочке нужно иногда прерваться и отдохнуть, чтобы через несколько минут снова включиться в работу, она меня так и не услышала, потому что дисциплина важнее потребностей конкретного ребенка».

Родителям, которые оказались по другую сторону баррикад, тоже непросто. С одной стороны, они не хотят афишировать в школе проблемы своего ребенка, потому что зачастую школа не готова адаптировать детей с гиперактивностью или дефицитом внимания, родители не хотят «ярлыков» и предвзятого отношения. Кроме того, ни СДВГ, ни конфликтное поведение, ни трудная адаптация к школе не являются показанием к обучению в «специальной школе», которой так любят пугать на педсоветах. Ребенку со сложностями поведения иногда нужно ослабить режим или помочь подружиться с детьми, не требовать от него стопроцентного внимания и спрашивать по возможностям. Лучше всего, если родители будут вести параллельную работу со специалистами (неврологом, психологом, логопедом) и помогать ребенку в адаптации.

Но если случится так, что школа все-таки пошла на конфликт, имеет смысл прислушаться к советам психиатра Елисея Осина, которые он дал на форуме для родителей детей с гиперактивностью:

— на встрече ничего не говорить первым;

— внимательно выслушать и записать все, что скажет школьная администрация, для этого использовать ручку и бумагу, но можно и диктофон;

— обязательно копировать все бумаги, которые вам показывают про ребенка – докладные, объяснительные и т.д. Если они находятся в личном деле, то это про вашего ребенка, значит вы имеете к этому полный доступ;

— прояснить и записать все предъявляемые проблемы;

— задать вопрос о том, что было сделано для того, чтобы эти проблемы преодолеть, спросить об эффективности проведенных мероприятий;

— задать вопрос о том, каких действий хочет от вас администрация ;

— только после этого высказать свое мнение о том, что происходит;

не спорить, не переходить на эмоции. Это только навредит;

— не принимать никаких решений, сказать, что вы все выслушали и подумаете. Это сложно, но можно сказать, что вам нужно время, такой Вы человек;

— дома все это просмотреть. Определить, есть ли в требованиях школы и администрации признаки нарушения прав Вашего ребенка на образование. Посмотреть, есть ли в рекомендациях школьной администрации разумные;

— дальше лучше всего общаться со школой письменно – написать письмо, в котором вы выскажете свою точку зрения на происходящее, опишите то, что вы будете делать;

— общая рекомендация — минимум эмоций, минимум споров, если споры и вести, то в бумажной форме. К сожалению, нередко школа первым шагом старается решить проблему по принципу нет ребенка — нет проблемы. Для этого она создает условия, при которых родителям и детям оставаться в школе невыносимо. Бывает, что только после того, как это не получается, школа начинает заниматься проблемой;

— на метод «нет ребенка — нет проблемы» школа права не имеет, она должна учить всех. Для того чтобы этому воспрепятствовать, нужно показать, что вы готовы защищать своего ребенка, представлять его интересы. Но сделать это нужно как можно более деловито и спокойно.

Юлия Зарусинская

социальный педагог школы №2025

Каждая мама обязана знать:  Ребенок в четыре года не разговаривает

«Существуют две причины появления симптомов агрессивного поведения – медицинского и воспитательного (педагогического) характера. Если ребенок бросается школьными предметами, раскидывает вещи, начинает сбрасывать одежду в раздевалке, пытаясь выплеснуть злость, и это не результат явной перепалки или ссоры, то мы начинаем работу с родителями и рекомендуем обратиться к психологу.

Мы можем рекомендовать сводить ребенка в центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы, которая направит к специалистам для коррекции поведения. Школа также сотрудничает с бесплатными психологическими центрами в каждом округе, где ребенок проходит тестирование и посещает до 10 занятий. Бывают ситуации, когда комиссию собирают в здании школы, как правило, если работа ведется с несколькими «трудными» детьми. Если причина имеет медицинский аспект, то школа рекомендует обратиться к специалистам медицинского профиля – психоневрологу, психиатру. Чем раньше проблема будет выявлена, тем больше шансов ее устранить.

В школе работает пять социальных педагогов в каждом здании комплекса. Так как агрессия является одной из форм девиантного поведения, то работа проводится по разным направлениям. Социальные педагоги наблюдают за такими детьми, учат выстраивать правильные взаимоотношения со сверстниками методами совместных игр, мероприятий, дежурств, вовлекают таких детей в творческую и спортивную деятельность. Например, мальчики могут посещать спортивные секции, девочки – театральную студию, вокальные кружки, рисование на базе бесплатных кружков допобразования. В индивидуальной работе социальные педагоги объясняют, как просить игрушку у другого ребенка, как вежливо себя вести, выстраивают и проигрывают правильное взаимодействие».

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Проблемы с поведением в школе (1-ый класс)

Девочки, уже просто голова идет кругом, уже депрессия какая-то.

В общем пошел сын в 1-ый класс. Мальчик достаточно подвижный, не тихоня, не сказать, что агрессивный, но и не тихий. В школе посадили за первую парту с девочкой, они болтали и его отсадили на заднюю парту, т.е. с сентября он сидит один на задней. Вроде как освоился там и начал кидаться (когда скучно становится) бумажками на уроке. Учитель каждую неделю пишет замечание в дневник про безобразное поведение на уроке, что отвлекается. На перемене они носятся как ненормальные, а учитель или в классе или в дверях стоит и смотрит на них со стороны и время от времени делает замечания (как она сама рассказывала на собрании). После занятий брюки все грязные, т.к. у них такие игры как «догони и пни».

Где-то месяц назад я стояла на крыльце и ждала, когда выйдет сын из здания школы и слышу его одноклассника папа спрашивает: » А что у тебя брюки грязные, тебя что пинали?» А он отвечает, что это мой сын его пнул, ну папа сразу насупился. Я сразу подхожу и спрашиваю из-за чего, а мальчик отвечает: » Я у него взял телефон, а он не хотел давать и в итоге начали бороться и напинали друг друга». Получается, что мой сын не просто так подошел и пнул, хотя я это не одобряю и всегда ему объясняла, что нужно словами договариваться.

Второй случай. Учитель вышла из класса и оставила их одних. Он начал разбираться с мальчиком из-за пенала, тоже что-то не поделили. В итоге учитель на весь урок поставила моего сына в угол, а второй сидел дальше учился. Я считаю, что в конфликтах оба виноваты, нет одного виноватого.

Третий случай. Неделю назад на уроке музыки учитель вышла на уроке из класса и сказала, что они могут поиграть тихо. В итоге мой начал бесится с мальчиком и дошло до того, что начали бесится, дошло до пинков. Тот мальчик пнул в живот моего, а мой в ответ и все завершилось тем, что мой сын укусил (!) в бок того мальчика. Последствия: вызвали в этот же день в школу мужа для беседы к завучу, так же присутствовала наш классный руководитель, она начала говорить, что мальчик проблемный, что сидит даже один на задней парте и что с ним сложно. Возможно и так, возможно и просто хотела она ответственность с себя снять. В итоге попросили моего мужа дать клятвенное обещание, что сын будет себя хорошо вести. Но как можно за человека другого давать обещания? На этом и закончили беседу у завуча. Извинились перед родителями так же мальчика и на этом вроде как закрыли тему.

Четвертый случай. Сегодня ребенок пришел со школы и через час мне на мобильный звонит одна из родителей одноклассницы и истерично чуть ли не кричит: дочка лежит рыдает дома с отбитой почкой и шевелиться не может, что мой сын свалил ее и встал ногами и топтался по ней, что она будет жаловаться учителю и т.д. Я начинаю разбираться с сыном и пообщалась еще со свидетелем (другой одноклассницей): перед началом физ-ры мой сын начал баловаться с одноклассником и тот начал его догонять. мой бежал и в дверях налетел на эту девочку, т.к. одноклассник его толкнул на нее, она упала и он на нее. После начался урок и учитель физ-ры даже не в курсе, что что-то произошло и девочка спокойно занималась на уроке.

В гардероб заходит, а там 2 одноклассника между собой пинаются и этого через вешалку ногами подпинывают (мой при мне стоит и молчит), я ему говорю, чтоб выходил, он разворачивается и они в след еще ему пинком.

У меня просто голова кругом, все жалуются на него, когда начинаю разбираться, то по факту оказывается, что по сути не он такой, а просто за эти 2 месяца репутация такая, что даже если хоть что-то сделает, то только он виноват. Я не хочу его покрывать, я всегда за справедливость, сама не могу понять в чем и в ком проблемы. Я каждое утром провожу с ним диалоги на тему как нужно себя в школе вести, но постоянно что-то происходит. Включаю мультики/передачи по этикету.

К психологу школьному не хочу даже идти, тк. любая информация, которая будет мной предоставлена, будет потом в удобном случае против меня же и направлена. Сделала выводы после садика, когда приходила к психологу по настоянию воспитателя (сын тогда взял игрушку чужую и в кабинку себе спрятал), тогда этот вопрос решили, но потом оказалось, что психолог каждое слово от меня донесла до директора. И если идти стороннему детскому психологу, то чем он сможет помочь? Я со своей стороны склона к тому, что с детьми (особенно в первом классе) нужно проводить беседы, проигрывать в игровой форме между одноклассниками. Взаимодействовать учителю с детьми на переменах, учить коллективным играм, чтобы они с ума не сходили от безделия. В общем не знаю уже что делать и как быть. Просто сил нет. В неделю у него по несколько пятерок, но поведение такое.

Может у кого схожие ситуации были и как-то решили? Ждать того, что вырастет и поумнеет — не очень хороший вариант.

Как подать коллективную жалобу на ребенка в школе при нарушении учеником норм поведения

Автор: Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 24 мая 2020. Время чтения 5 мин.

Школа – это коллектив со своими правилами и определенными обязанностями. Когда ученик игнорирует общепринятые нормы поведения и нарушает учебный процесс, на него родителями других учащихся может быть подана жалоба, в том числе коллективная.

Отправляя ребенка в детский сад либо школу, каждый родитель надеется на то, что сыну или дочке будет комфортно не только заниматься, но и общаться с одногруппниками и одноклассниками. Однако надо учитывать, что семьи все разные и, соответственно, дети тоже. И если в классе завелся хулиган, своим поведением постоянно мешающий учебному процессу или обижающий ребят, то жалоба на ученика от родителей пострадавших учащихся поможет решить вопрос. Такое обращение можно подать как индивидуально, так и коллективно.

Нормативно-правовая основа

Документом, регламентирующим правовой статус ученика школы, является ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2020 г. «Об образовании в Российской Федерации». Данный нормативный акт содержит права, обязанности и устанавливает ответственность школьника.

Права ученика

Ученик имеет право на:

  • выбор учебного заведения и формы обучения;
  • уважение человеческого достоинства, защиту от насилия и оскорблений;
  • безвозмездное использование ресурсов образовательного учреждения в целях обучения (библиотеки, лаборатории, спортивный инвентарь и прочее);
  • ознакомление с документацией образовательной организации (например, с уставом);
  • выбор дополнительных занятий, предлагаемых учебным заведением;
  • перевод в иное образовательное учреждение;
  • развитие своих способностей и предпочтений (участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах, соревнованиях, выставках и тому подобное);
  • поощрение за успехи в учебе, спорте, творческой, научной работе;
  • отдых по утвержденному графику (каникулярное время).

Права обучающегося раскрыты в статье 34 ФЗ № 273-ФЗ.

Обязанности и ответственность ребенка в школе

Согласно статье 43 ФЗ № 273-ФЗ, ученик обязан:

  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения и его устав;
  • со всей ответственностью подходить к усвоению учебной программы, что подразумевает посещение уроков и выполнение домашней работы;
  • развиваться нравственно и физически;
  • проявлять уважение к ученикам и учителям;
  • сохранять имущество учебной организации и прочее.

За нарушение обязанностей и дисциплины к неадекватному ученику могут быть применены различные формы ответственности, вплоть до отчисления из образовательной организации. Такая крайняя мера допустима в отношении учащегося, достигшего пятнадцатилетнего возраста, с учетом мнения его законных представителей и комиссии по делам несовершеннолетних.

Каждая мама обязана знать:  Как повлиять на сестру

Внимание! Применение наказания за нарушения к ученикам начальных классов и ребятам с проблемами со здоровьем (умственная отсталость и задержки психического развития) незаконно.

Отчисление применяется за множественное нарушение обязанностей, когда все иные способы воздействия не привели к желаемому результату. То есть ученик продолжает хулиганить, высказывает угрозы другим учащимся, не реагирует на замечания классного руководителя и учителей, руководства школы (директора, завуча), не меняет плохое поведение, избивает одноклассников, срывает уроки, на него постоянно жалуются обучающиеся, их родители и преподаватели.

Важно! Поддержание соответствующей дисциплины в учебном заведении должно осуществляться на основании взаимного уважения учеников и педагогов. Применение любого вида насилия к учащимся категорически не допустимо.

За один проступок применяется одно взыскание. Помимо отчисления, провинившемуся можно объявить замечание или выговор. Наказание нельзя назначить, когда ученик болеет или находится на отдыхе.

К дисциплинарной ответственности можно призвать в течение месяца со дня обнаружения проступка и не позднее полугода с момента его совершения. Перед применением взыскания от учащегося отбирают объяснение, а если его нет, то составляют акт. В этом случае применение меры ответственности не приостанавливается.

Порядок применения к ученику мер дисциплинарного воздействия подробно регламентирован приказом Минобрнауки России № 185 от 15.03.2020 г.

Рис. 2. Конфликт на перемене

Жалоба на ученика

Поводом к применению мер дисциплинарной ответственности вполне может стать коллективная жалоба на ребенка в школе, подготовленная и поданная родителями других детей, обучающихся с таким хулиганом. Обычно ее появлению предшествуют неоднократные разговоры с самим нарушителем учебного процесса и порядка, его родителями (законными представителями), в итоге ни к чему не приведшие.

Основания для подачи жалобы

Причинами пожаловаться на ученика являются:

  • неадекватное поведение и поступки (хождение во время урока по классу, периодические выкрикивания, не реагируя при этом на замечания учителя, намеренная порча мебели и другое);
  • постоянное нарушение дисциплины, установленных правил, что мешает учебному процессу и усвоению материала классом;
  • плохое обращение с учителями и учениками (угрозы, оскорбления, нецензурные выражения);
  • драки с учащимися школы и прочее.

Основаниями для написания жалобы становятся, как правило, те моменты, которые устно с помощью классного руководителя или родителей хулигана урегулировать не удается. Выходом может стать подача жалобы от родителей директору школы на неуправляемого ученика. В некоторых случаях не обойдется и без участия полиции (например, ребенка избил ученик-хулиган и причинил вред здоровью).

Что писать в жалобе на ученика хулигана: образец

В жалобе на нарушителя школьной дисциплины и нормальной жизни коллектива необходимо указать:

  • наименование и адрес школы или отдела образования, данные директора;
  • сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, кем приходится школьнику, адрес и телефон);
  • данные пострадавшего учащегося (фамилия, имя, отчество, класс) либо учащихся или учителя;
  • данные ученика (фамилия, имя, отчество, класс), на которого пишется жалоба;
  • суть жалобы (описание происшествия) и что требует заявитель;
  • дата и подпись заявителя (либо заявителей, если жалоба написана совместно несколькими родителями).

Жалоба пишется сдержанно, без эмоций и оскорблений. Описание сути производится кратко, в хронологическом порядке, без домыслов. Если имеются какие-либо подтверждающие документы или материалы по сути обращения, то они прикладываются в копиях (например, справка из медицинского учреждения о зафиксированных побоях ребенка, видеосъемка драки и тому подобное). Можно использовать имеющийся образец жалобы на ученика хулигана, вставив свои данные и описав проблему.

Когда заявление не решается по существу ни директором образовательного учреждения, ни вышестоящим руководством, можно обратиться в прокуратуру по месту нахождения школы. В случае личного приема обратившемуся предложат заполнить стандартный бланк жалобы.

Форма подачи индивидуальной и коллективной жалобы на ученика от родителей

Пожаловаться на учащегося можно как индивидуально, так и коллективно. Первый случай используется, когда от неуправляемого ученика пострадал один школьник, второй – если от действий хулигана под угрозой срыва учебный процесс всего класса, либо вред причинен нескольким лицам.

Подать жалобу на ученика возможно:

  • на личном приеме у директора, сотрудника отдела образования, прокурора;
  • оставив обращение в приемной директора (начальника отдела образования, прокурора);
  • отправив заказное письмо с жалобой (простое или с уведомлением о вручении).

Наиболее предпочтительным является первый вариант, так как ходатайство предложат дополнить своими объяснениями и подробностями. Ниже приведен образец коллективной жалобы на ученика от родителей.

Ребенок плохо себя ведет: что делать, если жалуются учителя

Тенденция последних лет – дети стали гораздо активнее и неусидчивее. Старые педагогические методы с ними уже не работают. А что может сработать, чтобы на ребенка наконец-то перестали жаловаться из-за плохого поведения, рассказывает наш эксперт.

Текст: Елена Леммерман · 24 апреля 2020

Татьяна Павлова

кандидат психологических наук, практикующий психолог.

«Нынешние младшеклассники живут в мире, переполненном навязчивой информацией, это делает их эмоционально уязвимыми и рассеянными. Им непонятно, зачем учиться считать в столбик, если под рукой всегда есть калькулятор в смартфоне. Зачем запоминать наизусть информацию, когда можно в два клика найти ее в интернете», – говорит Татьяна Павлова.

Впрочем, у старшеклассников тоже нет мотивации много трудиться и формировать привычку к самодисциплине. В обществе сейчас пропагандируется легкий успех, быстрое достижение результатов. Зачем учить физику, если можно стать блогером и зарабатывать безумные деньги. Правда, для этого тоже придется много работать, но ведь этого не видно.

Активные, неусидчивые, они с трудом концентрируются на уроках. Учителя идут с жалобами на школьников к родителям, те выясняют отношения с ребенком, но ситуация почему-то лучше не становится. Что сделать, чтобы разорвать этот замкнутый круг? Сперва придется понять, почему ребенок плохо ведет себя в школе.

1. Современным детям в школе действительно скучно. Потому что они уже в первом классе знают, что такое виртуальная реальность, и обращаются с гаджетами иногда даже лучше, чем учитель. А их заставляют 11 лет писать мелом на доске.

Как это исправить? Взрослые тоже должны идти в ногу со временем. Учителям и родителям придется осваивать современные гаджеты. Ведь они могут стать отличными помощниками в деле обучения и воспитания.

2. Дети оперируют информацией по-другому – не так, как мы. Учителя, как и родители имеют иным образом организованную познавательную сферу. Другими словами, их интеллект формировался в совершенно иных условиях. Вот вам и конфликт поколений, трудности коммуникации и, как следствие, скандалы.

Как это исправить? В этом случае я порекомендовала бы взрослым осваивать эту самую виртуальную реальность, чтобы хоть немного понять, через какую призму смотрят на мир их дети.

3. Гиперопека взрослых, часто свойственная тревожным родителям. Взрослые лишают детей самостоятельности и инициативности. Причем действуют в сугубо благих намерениях, помогая и защищая своего ребенка. Но в результате дети растут безынициативными, неуверенными, боятся принимать решения. Когда оказываются один на один с трудностями, пасуют.

Как это исправить? Совет очевиден: давайте больше свободы детям. Если можно так выразиться, контролируемой свободы. Делегируйте полномочия, доверяя своим детям и демонстрируя веру в их силы, возможности и способности.

4. И наоборот, отсутствие контроля, попустительство убивает желание учиться и преодолевать трудности обучения.

Как это исправить? Здесь также актуален совет о контролируемой свободе.

5. Контролируйте ребенка, но без давления и слежки. Доверяя, проверяй – это относится к воспитанию. Проверяйте информацию, которую говорит вам ребенок.

6. Пока ребенок еще учится в начальной школе, продолжайте традицию чтения книг перед сном, смотреть вместе детские фильмы и обсуждать их потом, разбирать разные ситуации, которые происходят в детском коллективы («А как бы ты поступил в этом случае?»).

Воспитательный подход, стиль – не единственное, что влияет на поведение ребенка, в том числе и в школе.

Возрастные кризисы (7 лет, подростковый и т.д.) – изучите симптомы, характерные для каждого периода, чтобы понимать, что нормально, а что уже не очень. Как правило, когда родители понимают: вот они, все признаки возрастного кризиса в их ребенке налицо, и это вовсе не страшно, они успокаиваются. Тревожиться ведь не нужно, все с ребенком нормально. Нужно выработать конструктивные способы реакции на «плохое» поведение ребенка. И главное – запастись терпением и подождать, пока кризис закончится.

Атмосфера в семье. Очень часто ребенок реагирует своим поведением на изменения и проблемы в семье – рождение второго ребенка, конфликты родителей, смену места жительства и т.д. Даже если ребенок не слышит ссор, он чувствует эмоциональный фон мамы, семьи в целом. Поэтому ребенка в сложный период надо поддерживать и быть внимательнее к нему.

Настроение родителей. Задайте вопрос самому себе: а все ли в порядке со мной? В каком настроении я чаще всего бываю? Очень часто поведение ребенка – это реакция на то, что происходит с родителями. Возможно, что и событий никаких особо тревожных нет, и все хорошо, а у мамы или у папы хандра, повышенная тревожность, апатия. Специалисты, работающие с депрессиями, говорят, что у ребенка нет никакой защиты от депрессий родителей. Поэтому, если вы понимаете, что проблемы у вас, займитесь собой, и поведение ребенка поменяется.

И последнее. Что бы ни случилось, верьте и доверяйте своим детям! Они справятся. Они станут хорошими людьми. От нас требуется быть рядом с ними, поддерживать их, принимать их такими, какие они есть, и любить их такими, какие они есть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация