Право ребенка на личную тайну

Право на неприкосновенность частной жизни

Частная жизнь — это те стороны личной жизни человека, которые он, в силу своей свободы, не желает делать достоянием других.

Право на частную жизнь включает в себя:

1) право на личную и семейную тайну;

2) на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

3) неприкосновенность жилища;

Право на личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ) означает, что никто не вправе требовать от человека каких-либо сведений о его происхождении, о факте его усыновления либо, наоборот, об усыновлении им ребенка, об интимных сторонах жизни, о перенесенных заболеваниях (врачебная тайна) и т. д.

Каждый вправе защитить свою честь и доброе имя (репутацию) в судебном порядке.

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений означает, что запрещается перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушивание телефонных переговоров. За такие незаконные действия УК РФ установлена уголовная ответственность.

Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ).

Неприкосновенность жилища означает, что в соответствии со ст. 25 Конституции РФ, «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных Федеральным Законом, или на основании судебного решения». Такими федеральными законами являются, в частности, УПК РФ, Закон РФ «О милиции», ФЗ «О пожарной безопасности» и др.

Политические права и свободы человека и гражданина

Эта группа прав и свобод связана с политической сферой жизни общества. В отличие от личных прав, политические, как правило, принадлежат гражданам конкретного государства и могут быть реализованы гражданами в объединении друг с другом.

К политическим правам и свободам относятся:

1) свобода мысли и слова (ст. 29);

2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);

3) право на объединение (ст. 30);

4) право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

5) право на участие в управлении делами государства (с. 32);

6) право на обращения (ст. 33).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9850 — | 7704 — или читать все.

91.105.232.77 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья по правам ребенка

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его право вого статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере дет ства и установить степень их правовой урегулированности.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Фе дерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Используемые Консти туцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, — преамбула Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Россий ской Федерации.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка :
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону , и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3).
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).
Кроме того, Декларация прав ребенка , провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. и была принята Конвенция о правах ребенка .

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).

20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции , — ежегодно отмечается как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

Каждая мама обязана знать:  Как отразится на детях наш развод

право на жизнь и здоровое развитие;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка ( ст. 13 Конвенции).

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ( ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение ( ст. 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( ст. 26 Конвенции).

Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По ст. 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании ст. 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения ( ст. 34 Конвенции).

Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав ( ст. 1 СК РФ).

«Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) («Библиотечка «Российской газеты», 2020);

Статья Михаила Красильникова с сайта http://www.ya-roditel.ru ;

«Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко, О. А.

Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) («Судья», 2020, N 7)

§ 2. Личные права и свободы несовершеннолетних

ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ РЕБЕНКАпризваны обеспечивать свободу и автономию несовершеннолетнего как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо внешнего вмешательства. Причем эти права и свободы прямо не касаются статуса гражданства лица.

К личным правам и свободам ребенка относятся:

1) право на жизнь;

3) право на охрану чести, достоинства и доброго имени;

4) право на свободу и личную неприкосновенность;

5) право на неприкосновенность частной и семейной жизни, а также на сохранение ее тайны;

6) тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

7) право на неприкосновенность жилища;

8) свобода передвижения и выбор места жительства;

9) свобода мысли, слова и массовой информации;

10) свобода совести и вероисповедания;

11) свобода выбора национальности и языка общения.

Рассмотрим подробнее личные права и свободы ребенка.

1. Право на жизнь является ключевым правом любого человека, в том числе и ребенка. Как правило, его рассматривают в двух аспектах: во-первых, как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства, его представителей или частных лиц; во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью (ст. 20 Конституции РФ).

Конституционное право на жизнь используется в качестве важного аргумента сторонниками запрещения абортов, в частности католической церковью, которая в ряде стран пользуется значительным влиянием.

2. По верному замечанию В.С. Толстого, право на имя имеет два значения.

Во-первых, оно включает в себя право человека получить имя после рождения и быть зарегистрированным под этим именем в установленном порядке. Право на имя как неотъемлемое личное неимущественное право провозглашено в ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах. В нем установлена норма, что каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно и иметь имя. Аналогичная норма предусмотрена и ст. 7 Конвенции о правах ребенка. В российском законодательстве право на имя признается ст. 150 ГК РФ, которая называет это право среди естественных прав человека, возникающих в силу факта рождения человека.

Во-вторых, иной смысл этому термину придает ст. 19 ГК РФ, которая предусматривает, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая[48 — См.: Толстой В.С. Личные неимущественные правоотношения. – М.: Изд-во АПК и ППРО, 2009. – С. 152–153.].

Имя является одним из средств индивидуализации гражданина как участника правоотношений. При этом гражданин обязан приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем. Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается. Иногда в случаях, установленных законодательством РФ (например, в авторских правоотношениях), человек вправе участвовать в правоотношениях под псевдонимом (вымышленным именем) или анонимно (без имени).

В соответствии со ст. 58 СК РФ имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. Споры по этому поводу разрешаются органами опеки и попечительства.

По общему правилу гражданин вправе переменить свое имя по достижении им возраста 16 лет. Порядок перемены имени регламентируется СК РФ и Федеральным законом «Об актах гражданского состояния»[49 — СЗ РФ. – 1997. – № 47. – Ст. 5340.].

Сведения об имени (фамилии, имени, отчестве), полученном гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации актов гражданского состояния.

3. Право ребенка на охрану чести, достоинства и доброго имени является основной целью всех остальных прав, поскольку честь и достоинство человека – это источник его прав и свобод[50 — См.: Лукашева Е.А. Личные (гражданские) права человека и гражданина // Права человека: учебник / отв. ред. Е.А. Лукашева. – С. 144–145.]. Посягательство на данное право может быть средством как физического, так и психического воздействия. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию, а также без добровольного согласия – медицинским, научным или иным опытам. В соответствии со ст. 23 Конституции РФ государство охраняет честь, достоинство и доброе имя (т. е. репутацию лица).

При этом честь в юридической литературе трактуется как уважительное отношение к личности со стороны общества в целом или отдельных лиц[51 — См.: Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Волтере Клувер, 2004. – С. 116.]. Под достоинством понимается уважение своих положительных качеств в собственном сознании[52 — См.: Там же. – С. 115.].

Честь и достоинство ребенка охраняется нормами гражданского[53 — Особенности рассмотрения гражданских дел по защите чести, достоинства и деловой репутации регламентируются постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (Российская газета. 2005 г. 15 марта).], административного и уголовного права.

4. Право ребенка на свободу и личную неприкосновенность согласно ст. 22 Конституции РФ означает, во-первых, индивидуальную свободу несовершеннолетнего располагать собой по своему усмотрению, а во-вторых, физическую, нравственную и психическую неприкосновенность ребенка.

Незаконное лишение свободы квалифицируется в уголовном праве как акт насилия – физического или психического. Ограничения свободы и личной неприкосновенности ребенка допускаются лишь в случаях, прямо установленных законом (например, направление несовершеннолетнего в интернат, спецшколу и т. п.). Вместе с тем заключение под стражу несовершеннолетнего до судебного разбирательства может применяться судом лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2020 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» [54 — Российская газета. – 2020. – 11 февр.]).

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 108 УПК РФ и ч. 6 ст. 88 УК РФ избрание меры пресечения в виде заключения под стражу не допускается в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, который подозревается или обвиняется в совершении преступлений небольшой или средней тяжести впервые, а также в отношении остальных несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой тяжести впервые.

Применение к несовершеннолетнему меры пресечения в виде заключения под стражу возможно лишь в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, с обязательным указанием правовых и фактических оснований такого решения.

5. Право на неприкосновенностъ частной и семейной жизни ребенка, а также на сохранение ее тайны (ст. 23 и 24 Конституции РФ) означает право несовершеннолетнего контролировать информацию о себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В содержание данного права входит также охрана тайны всех тех сторон личной жизни несовершеннолетнего, оглашение которых он по тем или иным причинам считает нежелательным (например, тайна усыновления).

Особенности обработки персональных данных (под которыми понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе: его фамилия, имя, отчество; год, месяц, дата и место рождения; адрес; семейное, социальное, имущественное положение; образование, профессия, доходы; другая информация) определяются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ «О персональных данных»[55 — СЗ РФ. – 2006. – № 31. – Ст. 3451.].

Каждая мама обязана знать:  Как научить ребенка вести себя в коллективе

Следует согласиться с выводом О.В. Демидовой и Ю.В. Серова о том, что фактически право на неприкосновенность частной жизни ограничивается со стороны родителей или опекунов (попечителей). Первостепенное значение в данном случае имеют интересы детей, которые также во многом определяются родителями или лицами, их заменяющими. При этом степень вмешательства определить в законодательном порядке невозможно[56 — См: Демидова О.В., Серов Ю.В. Указ. соч. – С. 50.].

6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений ребенка предусмотрена п. 2 ст. 23 Конституции РФ.

Ограничение данного права допускается в исключительных случаях и только на основании закона и соответствующего судебного акта. Как правило, наложение ареста и выемка корреспонденции осуществляется в соответствии с нормами уголовно-процессуального права. За нарушение тайны переписки устанавливается уголовная ответственность.

Представляется верной точка зрения О.В. Демидовой и Ю.В. Серова о том, что фактически данное право также ограничивается со стороны родителей или опекунов (попечителей)[57 — Там же.].

7. Право ребенка на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ). Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

8. Свобода передвижения и выбор места жительства ребенка.

Статья 13 Всеобщей декларации прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства.

В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, законодательство РФ разграничивает место пребывания гражданина и его место жительства. В первом месте он находится временно – гостиница, санаторий и т. д. Вторым является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, члена семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством РФ, – жилой дом, квартира, служебное помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные жилые помещения.

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (и. 1 ст. 20 ГК РФ).

Каждый дееспособный гражданин РФ избирает место жительства по своему усмотрению. Право выбора места жительства как нематериальное благо, принадлежащее гражданину, защищается законом (ст. 150 ГК РФ). Однако его нельзя понимать в том смысле, что каждый гражданин может поселиться в любом месте России, поскольку существуют территории, где действует особый режим[58 — См.: Киров А.А. Правовое регулирование свободы передвижения: исторический опыт и российская действительность: дис… канд. юрид. наук. – М., 2002. – С. 39.].

Основным подтверждением факта постоянного места жительства гражданина является регистрация по месту жительства. Порядок регистрации определяется Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (ред. от 27 июля 2020 г.) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[59 — Ведомости РФ. – 1993. – № 32. – Ст. 1227.] и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713[60 — СЗ РФ. – 1995. – № 30. – Ст. 2939.].

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, является место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов (и. 2 ст. 20 ГК РФ).

При раздельном проживании родителей они определяют, с кем из них будет проживать ребенок, а в случае спора данный вопрос решается судом исходя из интересов и с учетом мнения детей (и. 3 ст. 65 СК РФ). Несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет, и граждане, находящиеся под попечительством, могут выбирать место своего жительства с согласия родителей и иных попечителей. Однако ст. 36 ГК РФ предусматривает возможность раздельного проживания родителей и иных попечителей с подопечным только после достижения последним 16-летнего возраста и с разрешения органа опеки и попечительства. При этом СК РФ вообще не предусматривает возможности раздельного проживания несовершеннолетних с их законными представителями. В связи с этим следует согласиться с точкой зрения М.Г. Масевич о том, что несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет могут выбирать место жительства с согласия законных представителей в соответствии с положениями ст. 26 ГК РФ[61 — См.: Масевич М.Г. Комментарий к ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). – 2-е изд., испр. и доп., с использованием судебно-арбитражной практики / под ред. О.Н. Садикова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 77.].

9. Свобода мысли, слова и свобода массовой информации (ст. 29 Конституции РФ).

Свобода мысли – это прежде всего свобода от любого идеологического контроля, когда человек сам решает, что и как ему думать, каких духовных ценностей придерживаться. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Вместе с тем запрещается распространять детям информацию, которая причиняет вред их здоровью и развитию. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[62 — СЗ РФ. – 2020. – № L–Ct.48] (вступает в силу с 1 сентября 2020 г.) к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:

1) информация, запрещенная для распространения среди детей;

2) информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

а) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

б) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

в) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом;

г) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

д) оправдывающая противоправное поведение;

е) содержащая нецензурную брань;

ж) содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

а) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

б) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

в) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

г) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Согласно ст. 6 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ осуществляется по следующим категориям:

а) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

б) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

в) информационная продукция для детей, достигших возраста 12 лет;

г) информационная продукция для детей, достигших возраста 16 лет;

д) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную ст. 5 данного Федерального закона).

А. К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет , в соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданное ее жанром и (или) сюжетом эпизодическое ненатуралистическое изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия.

Б. К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет , может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная ст. 7 указанного Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

а) кратковременное и ненатуралистическое изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

б) ненатуралистическое изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

в) не побуждающее к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодическое изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим (ст. 8 указанного Федерального закона).

В. К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста 12 лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная ст. 8 указанного Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

а) эпизодическое изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

б) изображение или описание, не побуждающее к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

в) не эксплуатирующее интереса к сексу и не носящее возбуждающего или оскорбительного характера эпизодическое ненатуралистическое изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера (ст. 9 указанного Федерального закона).

Г. К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста 16 лет , может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная ст. 9 данного Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

а) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

б) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением

насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

в) информацию о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

г) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

д) не эксплуатирующее интереса к сексу и не носящее оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера (ст. 10 указанного Федерального закона).

9. Информационная продукция, запрещенная для детей , подробно рассмотрена выше в данном параграфе.

10. Свобода совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ).

В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[63 — СЗ РФ. – 1997. – № 39. – Ст. 4465.] воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и вероисповедания.

Каждая мама обязана знать:  Брат стал неуравновешенным

По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

11. Свобода ребенка выбирать национальность и язык общения (ст. 26 Конституции РФ).

Как уже упоминалось, ребенок, как правило, несамостоятелен в решении данных вопросов в силу недостаточности жизненного опыта, поэтому во многом его позицию по данному вопросу формируют родители (опекуны, попечители).

Проверяй, но доверяй: есть ли у ребёнка право на личную жизнь?

Случалось ли вам в детстве и юности страдать от чрезмерной опеки вашей собственной мамы? Не требовала ли она от вас отчета о каждом шаге? Не слушала ли ваши телефонные разговоры с подругами? Не читала ли ваши письма и дневники? А когда к вам приходили гости, не заглядывала ли она к вам в комнату каждые пять минут, чтобы посмотреть, чем вы занимаетесь? Если это так, то вы наверняка помните, как вам было неловко в те времена. И только по прошествии времени вы поняли, что все это делалось из лучших побуждений.

К сожалению, многие из девочек, которые все детство пытались вырваться из цепких лап чрезмерной материнской опеки, совершают ту же ошибку, применяя к собственным детям мамину модель воспитания. Не стоит их за это осуждать: любая нормальная мать желает своему ребенку счастья и преследует исключительно благие цели – прежде всего, обеспечить безопасность ребенка, дать ему хорошее образование, найти для него приличную компанию, помочь в создании крепкой семьи. Другой вопрос, что иногда тотальный контроль над действиями ребенка приносит больше вреда, чем пользы. И если ребенок делает неумелую попытку жить самостоятельно, то нередко сбываются самые страшные мамины опасения – и учиться он не хочет, и друзья у него сомнительные, и – не приведи господь – влип в нехорошую историю. Поэтому если вы привыкли быть в курсе всего, что происходит с вашим чадом, то настало время поговорить о праве ребенка на личную жизнь.

Есть ли оно вообще, это право? Насколько сын или дочь взрослые, чтобы этим правом пользоваться? О чем дети обязаны вам отчитываться, а о чем могут и умолчать? И если ребенок все скрывает от родителей, как узнать, не угрожает ли ему опасность или не напакостил ли он сам? Вот главные вопросы, волнующие любую маму, которая чувствует, что ребенок уже вырос и пытается уйти от ее опеки.

В первую очередь надо определиться, о чем мама должна знать обязательно и в чем ребенок обязан перед ней отчитываться. Итак, мама имеет полное право быть в курсе того, где находится ребенок, с кем он проводит время, чем он занимается, в котором часу придет домой. Если ребенок предпочитает скрыть эту информацию, без стеснения требуйте от него отчета. Речь идет о его безопасности, и, к тому же, это вопрос порядочности – ставить родителей в известность о том, где и с кем ты находишься. Кроме того, мама имеет полное право знать, что ребенок ел и во что он одет. Его успеваемость в школе тоже не должна быть для вас тайной. Впрочем, если ребенок скрывает свои оценки, с этой информацией вы сможете ознакомиться в школе.

Обо всем остальном – о взаимоотношениях с друзьями, собственных мечтах, планах, предпочтениях – ребенок имеет полное право вам не говорить. В любом возрасте! Если он делится с вами чем-то сокровенным, то вам можно только позавидовать – у вас с ребенком доверительные отношения. Если это не так, то к доверительным отношениям надо стремиться, но без насилия.

Бывает и так, что мама без стеснения читает письма ребенка, его дневники, стоит у него над душой, когда он разговаривает по телефону с друзьями. Иными словами, не оставляет ребенку никакого личного пространства. В конечном итоге подрастающий сын или дочь может взбунтоваться и начать искать пути ухода из под тотального контроля. Он научится изощренно врать и действительно может попасть под чужое пагубное влияние: ведь дома, он «как в тюрьме», а «там» его понимают! А «там» может оказаться не самая лучшая компания и не самое лучшее времяпрепровождение. Другой вариант развития событий тоже не идеальный: привыкнув к постоянному родительскому контролю, человек так и не может научиться принимать самостоятельные решения. Мама определяет, с кем ему дружить, а с кем не дружить, вмешивается в отношения со сверстниками, «разбирается» с обидчиками ребенка при возникновении любой мало-мальски конфликтной ситуации, чем создает ему репутацию ябеды и доносчика. В дальнейшем ее мнение оказывается решающим при выборе профессии и даже при выборе спутника жизни сына или дочери. Что за жизнь будет у человека, если в семье появляется «третий лишний», который то и дело «стоит со свечкой», пусть даже это родная мама?

Другой вопрос, как спать спокойно, если нет уверенности в том, что ребенок находится на правильном пути. Как ему помочь, если его обижают? Как уберечь его от дурного влияния извне?

Вы можете оказать реальную помощь ребенку только своим советом! На основании своего жизненного опыта подсказать ему, как себя вести, как поступить в той или иной ситуации. Объяснить последствия его поведения, если он отказывается действовать разумно. Но выходить на тропу войны с малышами, которые по возрасту годятся вам в сыновья или дочери, можно лишь в исключительных случаях.

Что касается вредных привычек и дурных компаний, которых вы так боитесь, то будущее ребенка находится исключительно в ваших руках. Разумеется, и в школе проводятся беседы о вреде наркотиков, алкоголя и никотина. Но частенько дети такие лекции всерьез не воспринимают. Поэтому ваша задача – регулярно проводить такие беседы дома. Не будьте голословными: рассказывайте подростку реальные истории о том, чем кончается увлечение наркотиками или алкоголем. Приводите примеры. Не бойтесь показывать шокирующие фотографии наркоманов или алкоголиков со стажем. Объясните ему, что такое уголовный кодекс и чем может закончиться невинная, на первый взгляд, шалость. Расскажите своей подрастающей дочери, почему нельзя садиться в машину к незнакомым дядям или ехать к ним в гости. И какие могут быть последствия прогулок в мини-юбке и с голым пузом. Именно так и вырабатывается брезгливость ко всяким пакостям и умение говорить твердое «нет» в ответ на сомнительное предложение.

И последнее. Если ребенок настолько вам доверяет, что поделился с вами чем-то сокровенным, не надо делать эту информацию достоянием общественности. Особенно если он рассказал вам чужую тайну, а вы дали ему слово никому об этом не говорить. Если вы сдержите слово, то ребенок поймет, что вам можно доверять. В противном случае он может расценить вашу болтливость как предательство. И вы рискуете разрушить самое ценное, что у вас есть – теплые отношения между двумя самыми близкими людьми, матерью и ребенком.

На что имеет право ребенок

Права детей являются важной и неоспоримой частью человеческой жизни. Свод таких прав берет свое начало в декретах ООН, в разделе детских прав. В РФ законодательная основа по данному вопросу подчинена ООН. Права детей нуждаются в большей регулировке, т.к. несовершеннолетние являются юридически и экономически не активными, а, следовательно, нуждаются в большей поддержке государства, чем взрослые. Именно поэтому международная практика показывает, что правам детей уделяется значительно большее внимание.

Законодательное регулирование детских прав

В Российской Федерации детские права законодательно регулируются следующим образом:

  1. Статьями СК РФ.
  2. Конституцией.
  3. Законами о здоровье и о гарантиях прав ребенка.
  4. Законом об образовании и о социальной защите.

Центральным правовым документом по защите прав ребенка признана аналогично названная Конвенция, действующая с 1989г. Была принята ООН после положительного подтверждения о ее введении двадцатью государствами, включая Советский Союз.

Какие права есть у ребенка

В Конвенции выделяют такие права:

  1. Право иметь собственное имя. Данное право подразумевает наличие у ребенка личного имени, которое дадут ему родители, фамилию, которая достанется ему от одного из родителей, и отчество по имени отца. При этом если ребенок не достиг возраста 14 лет, то его фамилию и имя возможно изменить по факту разрешение органов опеки. Однако если ребенку уже есть 10 лет, необходимо учитывать его мнение.
  2. Право на семью. Право подразумевает возможность поддерживать взаимоотношения с отцом и матерью и прочими родственниками. В условиях, когда родители ребенка разводятся, это право не исчезает, ребенок по-прежнему может поддерживать связь с родителем, который проживает в другом месте. Запрет на общение может быть установлен в исключительных случаях, когда жизни или здоровью (как физическому, так и моральному) ребенка от встреч с родителями угрожает опасность.
  3. Право на защиту интересов. Защищать права и интересы несовершеннолетнего человека должны его родители, а в случае, если нет родителей, его опекуны. Когда ребенок достигает совершеннолетия, он получает возможность самому защищать свои права.
  4. Право на защиту. Данное право проявляется в том, что ребенок должен быть защищен он любого вида насилия со стороны родителей и родственников: унижения, запугивания, оскорбления, домогательства, избиения и прочее. Обратите внимание:Ребенок имеет право самостоятельно обратиться в соответствующие органы с просьбой избавить его от злоупотреблений со стороны взрослых. Когда ребенок достигает 14 лет, ему положено право самостоятельного обращения в суд по данной проблеме.
  5. Право на свободу самовыражения. Так, малолетний ребенок по достижению 10 лет может законно высказываться на суде, и его мнение должно быть воспринято наравне с любым взрослым человеком. Также данное право подразумевает возможность ребенка проявлять себя в устных, письменных или любых других видах самовыражения (например, искусство, интерес к чтению и прочее).
  6. Право на информацию. Т.е. ребенок имеет право получать информацию, которая способствовала бы его развитию (как тела, так и сознания). Однако от информации, которая наносит урон ребенку, его необходимо защищать. Таким законодательным защитником стал ФЗ №436 от 29.12.2020г. «О защите детей от вредной информации, наносящей урон их здоровью и развитию».
  7. Право на личные тайны. К таким тайнам относятся разговоры по телефону, личная переписка, личные вещи и прочее.
  8. Право на вероисповедание и свободу мысли.
  9. Право на поддержку государства, если ребенок лишен родительской опеки. Данное право подразумевает возможность быть усыновленным или иметь приют в специальных учреждениях по воспитанию сирот.
  10. Право на полноценную жизнь. Т.е. ребенок должен обеспечиваться родительскими усилиями, а государство, в свою очередь, должно помогать семье с маленьким ребенком. Так, государство выделяет семьям с маленьким достатком определенные льготы, а семьям с многими детьми специальную мат.поддержку из целенаправленно созданного фонда.
  11. Право на медицинское обслуживание. Это право подразумевает бесплатную консультацию и медицинскую помощь в государственных больницах, а также санаторное лечение и специальный лечебный отдых на оздоровление.
  12. Право на образование. Так, образование необходимо направлять на развитие сознания ребенка, его способностей и воспитания. Образование можно получить в садиках, школах, техникумах, колледжах и ВУЗах на государственной основе бесплатно. Для поступления в ВУЗ на бесплатной основе необходимо будет пройти определенный конкурс.
  13. Право на отдых. Развлечения должны соответствовать возрасту ребенка. Также он имеет право посещать различные культурные мероприятия, посвященные творчеству, представлять продукты своего творчества и прочее.
  14. Право на отсутствие работы. Несовершеннолетний ребенок не может совмещать обучение и работу, т.к. работа будет вредить получению образования. В частности, ТК РФ постановляет ограничения на работу малолетних детей.
  15. Право на повышенные потребности в случае нарушения физического или умственного развития. По данному праву ребенку предоставляется государственная поддержка в виде материальной помощи или выделения места в специальных интернатах.
  16. Право на имущество. Данное право подразумевает получение материального обеспечения от родителей или опекунов, на имение личных вещей, полученных по факту дарения или приобретенное как наследство или купленное из личных накоплений. Управляться со своим имуществом ребенок может на основании ст. 26 ГК РФ.

К несовершеннолетним детям относятся все граждане, которым менее 18 лет. При этом полная дееспособность и полноценное умственное развитие не определяют ребенка как взрослого человека.

Права ребенка отстаиваются службой опеки и попечительства. В случае поступления жалоб на конкретных родителей, служба обязано осуществить проверку и выявить факт нарушения, если таковой имеет место быть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация