Психосоматика у детей что это такое

Содержание

Ангина от страха, насморк от низкой самооценки: от чего действительно болеют наши дети?

Болезни детей очень часто связаны не столько с вирусами и бактериями, сколько с отношениями в семье и близком окружении. Смелое заявление? Психиатры и психологи, занимающиеся вопросами психосоматики, так не думают.

За плечами у них опыт успешной терапии в случаях, когда врачи в поликлинике разводят руками, потому что не видят конкретной причины болезни, или заболевание становится хроническим и буквально не отпускает ребенка.

Что такое психосоматика?

Психосоматика — направление, которое рассматривает связь души и тела, влияние психических и психологических факторов на развитие болезней. То есть это когда ребенок начинает болеть потому, что ему плохо не физически, а душевно. В таком случае болезнь отступит только, когда решится главная проблема. Ее-то и предстоит выяснить.

Из-за напряжения, которое есть у детей, во всех их болезнях присутствует элемент психосоматики.

Какие дети могут заболеть из-за психосоматики?

  • не умеют справляться со стрессом и болезненно реагируют на критику окружающих,
  • боятся не соответствовать требованиям, которые к ним предъявляют родители, воспитатели и педагоги,
  • мало делятся со взрослыми своими проблемами и переживаниями, держат все в себе,
  • склонны к депрессиям,
  • трудно расстаются со старыми сломанными игрушками и не любят заводить новых друзей.

Проблемы у детей возникают на фоне подавления эмоций — стресс от внешних факторов вызывает агрессию. Родители пытаются успокоить: «Не бегай, не кричи», но по-другому расслабляться ребенок не умеет.

Как отличить обычный вирус от психосоматики?

Посмотреть на контекст: обычно заболевание, причиной которого стал стресс, проявляется на 3-5 сутки после какого-то происшествия (это может быть даже поход на развивающие занятия) или непосредственно перед событием, которое стало причиной постоянного стресса (например, походы в детский сад).

Есть вероятность, что ребенок болезненно отреагрует не только на свое состояние, но и в случае, если стресс у его мамы. Думая о том, почему болеет ребенок, начните с себя.

Каковы причины появления некоторых диагнозов?

Специалисты в области психосоматики — Луиза Хей и Лиз Бурбо утверждают, что все заболевания основываются на пяти эмоциях: гнев, страх, грусть, радость и интерес. Есть даже приблизительный список болезней и их возможных предпосылок, но эти данные были собраны после несистематических обследований, поэтому официальная медицина их не признает. Вот лишь некоторые из них:

1. Ангина: говорит о страхе ребенка высказать что-то, попросить о чем-то для него очень важном. Ангина свойственна робким и нерешительным детям, тихим и застенчивым.

Установка родителя, которая поможет в лечении: «У моего ребенка есть право голоса. Он родился с этим правом. Он может открыто и смело сказать все, что думает!».

2. Заикание: ребенок начинает заикаться, когда не чувствует себя в безопасности на протяжении достаточно долгого времени. А еще этот речевой дефект свойственен детям, которым строго запрещают плакать.

Установка родителя, которая поможет в лечении: «Мой ребенок имеет огромные возможности показать миру свои таланты. Он не боится выражать свои чувства». На практике хорошо заняться творчеством, рисованием и музыкой, но лучше всего — пением. Категорические запреты плакать — путь к болезням и проблемам.

3. Насморк: затяжной ринит может говорить о заниженной самооценке ребенка, он нуждается в понимании своей истинной ценности в этом мире, в признании его способностей и заслуг.

Установка родителя, которая поможет в лечении: «Мой ребенок — самый лучший. Он счастливый и очень любимый. Он просто необходим мне». Чаще хвалите и поощряйте чадо, повышая ему оценку самого себя и его значимость в этом мире.

4. Бронхит: развивается на фоне конфликта в семье. Ребенок хочет, чтобы на него обратили внимание, услышали и учли его чувства.

Установка родителя, которая поможет в лечении: в разговоре с ребенком подчеркивать, что все близкие его очень любят несмотря ни на что (даже когда ругаются).

5. Дерматит, сыпь: часто возникает, когда ребенку недостаточно тактильного контакта с родителями (его редко ласкают и обнимают).

Установка родителя, которая поможет в лечении: «Моему ребенку нужно мое тепло и нежность. Он хрупок, поэтому мне надо чаще обнимать его, чтобы создать ощущение безопасности».

Психологи, как и врачи, далеко не всегда согласны с такой унификацией, но и категорически отвергать ее тоже не могут.

Безусловно, психосоматика существует. Но я отношусь скептически к такого рода классификациям.

Системная семейная терапия в некотором роде подразумевает психосоматику (один из членов семьи несет на себе груз общих отношений, у него проявляются по этому поводу разные симптомы). Но эти симптомы не связаны с приведенной классификацией. Если у ребенка болит горло, это может значить что угодно, не только страх.

Классификация подобного рода — из популярной психологии. На деле таких обширных исследований попросту не проводилось. Так что мы не можем с полной уверенностью говорить, что это достоверная информация.

Как помочь ребенку выздороветь скорее?

Вне зависимости от того, правы ли Луиза Хей и Лиз Бурбо, мы советуем обратить внимание на психологическое состояние ребенка, если у него появились проблемы с аппетитом и раздражительность. Также «плохое поведение» (беготня, громкие крики и смех без повода и так далее) — профилактика стресса, первая помощь, которую ребенок оказывает себе сам. Но вы тоже можете ему помочь. Психологи рекомендуют:

  • Чаще говорите ребенку, что любите его.
  • Жалейте детей и общайтесь с ними.
  • Позволяйте эмоциям находить выход.
  • Постарайтесь дать ему больше свободы при выборе друзей и развлечений.
  • Не скандальте при ребенке. Сложные отношения в семье корректируйте без его участия. И никогда при нем не говорите плохо о людях, которые для него ценны.

К тому же помним, рассуждая о детской психосоматике, что родители и дети на энергетическом уровне — единое целое!

Задача родителей дать ребенку проявить агрессию в позитивном ключе. Пусть рвет бумагу или, если хочет кричать, покричит в барабан стиральной машины — это и весело, интересно и полезно.

Можно что угодно говорить о нюансах психосоматики, но то, что психологическое состояние ребенка напрямую связано с его здоровьем — факт, который никто не отрицает. Связь психики и тела — сфера мало изученная, но хочется верить, что скоро появятся научные прорывы и в этой области.

Кто знает, может в недалеком будущем на приеме у педиатра мы будем обсуждать не чем вылечить кашель, а как наладить контакт с собственными детьми.

А вы согласны с мнением о связи тела и психики? Как считаете, ваши дети могут заболеть из-за психосоматики?

Психосоматика у детей: как это работает

«У дочери с пяти лет герпес, – рассказывает Жанна. – За три года мы обращались к разным специалистам, принимали ацикловир, кортизон, витамины. Помогало ненадолго. Тогда один врач рекомендовал поговорить с психологом».

Проблем, c которыми не справляются педиатры, немало. Астма, кожные заболевания, нарушения сердечного ритма, необъяснимые боли в животе. По разным оценкам, от 40 до 60% детских заболеваний могут считаться психосоматическими (когда психологическая трудность проявляется в виде телесного симптома). Но к специалисту по психосоматике врачи направляют детей редко. Инициатива скорее исходит от родителей.

Каждая мама обязана знать:  Воспитание сердцем

«Чаще ко мне обращаются из-за проблем с поведением: замкнутость, агрессивность, плохая успеваемость, – делится детский психоаналитический терапевт Наталия Зуева. – Позже может выясниться, что у ребенка есть и другие симптомы, например сыпь или энурез».

Разговор без слов

Язык телесных проявлений для детей очень важен. С самого первого дня жизни ребенок общается с родителями и, не владея речью, использует как средство общения тело. «Высказываниями» ребенка могут быть кожные высыпания, крик, срыгивания или рвота, бессонница, жесты.

«Мать умеет понимать их смысл, слышит их, как речь, обращенную к ней, и реагирует на важность сообщенной ей информации», – считал детский психоаналитик Дональд Винникотт. Мать знает, из-за чего ребенок плачет: беспокоят ли его мокрые пеленки, голод или жажда, или ему хочется пообщаться со взрослым, ощутить его присутствие и тепло. Но иногда женщина слишком устала или встревожена, чтобы вникать в оттенки «речи» своего младенца, и его нужды остаются нераспознанными.

Бесконечные простуды и ОРВИ могут означать «мне не нравится в детском саду, я туда не хочу»

«Бывает, что мать привычно дает заплакавшему ребенку грудь, – продолжает Наталия Зуева. – И когда он отворачивается, поскольку не голоден, она сердится, потому что не понимает, чего же он хочет. Ребенок тоже сердится, потому что чувствует себя непонятым». Так возникает провал коммуникации. В ближайшем будущем взаимопонимание матери и младенца восстановится, но моменты нераспознанных потребностей могут повторяться, создавая предпосылки для возникновения проблем.

Отсутствие понимающего общения приводит к тому, что посредством собственного тела ребенок выдает более «громкие» сигналы. Цель все та же – быть услышанным. Многие дети реагируют заболеваниями на появление в их жизни детского сада.

«Бесконечные простуды и ОРВИ могут означать «мне не нравится в детском саду, я туда не хочу», – замечает Наталия Зуева. – По какой-то причине ребенок не решается сказать это словами и говорит иначе».

Смысл симптомов

Понимать свои желания ребенок учится у родителей. «Разговаривая с ребенком, мать создает пространство для его переживаний и помогает ему узнавать и называть эти переживания», – объясняет Наталия Зуева. Он понимает и осознает себя в той мере, в какой его научили этому родители. Если же они были на это неспособны, то в его распоряжении остается бессловесный способ коммуникации – при помощи симптомов.

Кожа может выражать состояние детей, писала детский психоаналитик Франсуаза Дольто:

«Экзема может означать желание перемен.

Шелушение кожи и неприятие чего-либо означают недостаток чего-либо необходимого.

Астения может проявиться у ребенка, которого покинула мать и он перестал ощущать ее запах».

Психоаналитик Диран Донабедьян, директор детского отделения в Институте психосоматики в Париже, делится показательными случаями из своей практики. Например, у маленького мальчика были постоянные боли в животе: так выражалась его неразрывная эмоциональная связь с матерью.

16-летняя девушка стала страдать эпилептическими припадками. В грудном возрасте у нее наблюдались судороги при плаче, потеря сознания и остановка дыхания после приступов слез и гнева, но они не представляли серьезной угрозы и хорошо поддавались лечению. Первый эпилептический припадок с ней случился в девять лет, в год, когда расстались ее родители. После этого долгое время ничего не происходило, но недавно случилось три припадка с интервалом в несколько недель.

В ходе сеансов с Дираном Донабедьяном выяснилось, что эти припадки были вызваны эмоциональным перенапряжением из-за влюбленности. Девушка репетировала роль Изольды в театральной пьесе и без памяти влюбилась в своего партнера, но не решалась ему в этом признаться. Расставание родителей научило ее, что любовные истории плохо кончаются. Да и история рыцаря и его возлюбленной была неутешительна.

Осознание вытесненного

«У каждого из нас может быть психосоматическое заболевание, – утверждает психоаналитик. – У взрослых оно чаще всего накладывается на переживания, связанные с утратой близкого человека или расставанием. Психосоматическое заболевание возникает как следствие «вытеснения из сознания». Утрата вызывает такой риск разрушения психики, что наши импульсы, которыми сопровождается утрата, не выражаются в ощущении грусти, вины или гнева, а ошибочно перенаправляются в тело».

И ребенка поражает эпилептический припадок, сильнейшая крапивница, всеохватывающий псориаз… «Не все детские болезни психосоматические, – уточняет Диран Донабедьян. – Но если они трудно излечиваются, нужно обратиться к истории ребенка, чтобы увеличить его шансы на выздоровление».

Психологическое наблюдение не заменяет лечения, а становится дополнением к нему

Психологическое наблюдение не заменяет лечения, а становится дополнением к нему: ребенок с хронической астмой продолжает принимать препарат, назначенный врачом. Опираясь на игру, рисунки и сказки для самых маленьких, на словесную работу и психодраму для более старших, специалисты стараются помочь ребенку восстановить целостность, соединив его телесные переживания со словами, которые придают им смысл.

Работа в среднем продолжается два-три года и не прекращается с исчезновением симптомов: известно, что они могут просто поменять место проявления. Хотя дочь Жанны и не избавилась от вируса герпеса, у нее уже два года не было высыпаний.

Возможно, наступит время, когда педиатры и психологи всерьез объединят усилия, чтобы учитывать при диагностике и лечении болезней особенности личности ребенка и его окружения.

Метафора острова: как перестать доказывать людям, что они были неправы

Бесконечное обдумывание случившегося, попытки доказать, объяснить окружающим, что тогда, в прошлом, они были в отношении нас неправы, отнимает массу сил и не дает двигаться вперед.

Эмиграция: выбор в пользу журавля

Большинство из нас может вспомнить события, ставшие поворотными для карьеры или личной жизни. И каждая такая развилка, ситуация выбора дается непросто. Голос в голове назойливо убеждает в том, что мы не сможем, не справимся. Но иногда нужно просто попытаться.

Мой детский сад

Информационный портал для родителей и воспитателей

Когда у ребенка психосоматическое расстройство

Психосоматические расстройства у детей и подростков (ПСР) – ряд заболеваний, вызываемых физиологическими и психическими нарушениями. Толчком к их развитию обычно служат психотравмирующие ситуации. Прямая связь между физиологическими отклонениями и психическим состоянием впервые была доказана еще в начале прошлого века.

Частые причины

Ученый, основоположник психосоматики Ф. Александер выделил основную группу заболеваний:

  • Язва 12-перстной кишки и язвенный колит.
  • Бронхиальная астма и эссенциальная гипертония.
  • Артриты, нейродермит и тиреотоксикоз.

Врачи называют эти нарушения болезнями цивилизации и считают стресс-зависимыми. У детей дошкольного возраста проявления расстройств наиболее выражены. Их организм не способен справиться с патологией, что способствует развитию серьезных заболеваний. Приведем основные симптомы, причины появления ПСР, а также дадим их классификацию.

Симптомы психосоматических расстройств

Наиболее распространенные признаки психосоматических расстройств у детей дошкольного возраста и подростков – жалобы на невротические боли в области сердца, спины, живота, в мышцах рук и ног. Во время медицинского обследования обычно никаких серьезных отклонений не обнаруживается. Показатели анализов могут быть вполне нормальными или иметь незначительные изменения. В некоторых случаях могут наблюдаться такие симптомы:

  • отсутствие аппетита, рвота, булимия, жажда;
  • бессонница, плач без причины, патологические привычки;
  • головокружение, одышка, учащенное сердцебиение.

Кроме того, у малыша может наблюдаться психическая астения (нервно-психическая слабость). Этот недуг проявляется в виде повышенной утомляемости, апатии, вспыльчивости, ослабления памяти, шума в ушах и вегетативных нарушений. Психосоматические реакции у детей дошкольного возраста обычно быстро проходят — их вызывает сильный эмоциональный стресс из-за испуга, обиды или вследствие других неприятных обстоятельств.

Не всегда кратковременные проявления являются психосоматическим расстройством. Медицинские обследования на наличие заболеваний внутренних органов необходимо проходить регулярно.

Психосоматические расстройства у детей: классификация

Психосоматические расстройства группируются по патогенезу, функциональной структуре и смыслу симптоматики. Основные виды:

  1. Функциональные психосоматозы. Данные психосоматические расстройства у детей возникают из-за однократного обстоятельства, неприятного для личности ребенка, или по причине регулярных переживаний. Они не нарушают функции систем внутренних органов и не вызывают их повреждение, однако проявления могут быть весьма необычными: поносы и запоры, желудочные колики, анорексия (у подростков), невротический кашель, сердечная аритмия и прочее.
  2. Специфические психосоматозные расстройства в первую очередь сказываются на физиологическом здоровье ребенка. Они характеризуются структурными нарушениями внутренних органов, такими как язва желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет 2 типа, гипертония, коронарная болезнь сердца и прочее.
Каждая мама обязана знать:  Ребенок ничего не делает без напоминания

Для того чтобы выявить предрасположенность малыша к психосоматическим расстройствам, специалисты применяют различные методы психологического тестирования.

Причины возникновения психосоматических расстройств

Любые психосоматические расстройства развиваются вследствие пережитого стресса и из-за негативной обстановки в семье или обществе. Провоцирующие факторы не всегда удается определить сразу. Ими могут стать:

Условная выгода У ребенка проявляется заболевание, которое поможет ему добиться какой-либо цели. Это не симуляция, симптомы образовываются на бессознательном уровне, вызывая при этом реальные болевые ощущения.
Копирование Дети могут идентифицировать симптом заболевания, если он есть у другого человека, близкого по эмоциональному состоянию.
Пережитый ранее стресс Неприятное обстоятельство, нанесшее психологическую травму ребенку в прошлом, оставляет эмоциональный след. Дети часто переживают неприятный опыт заново. По этой причине возникает риск появления невротических заболеваний.
Самонаказание Такая реакция может образоваться, если ребенок по-настоящему виноват, либо вообразил вину. Она помогает облегчить состояние, несмотря на то, что в реальности осложняет жизнь.
Внушение заболевания В этом случае малышу попросту внушают, что он болен. Обычно это происходит непроизвольно, родители, или другие люди, представляющие авторитет в его глазах, могут допустить неосторожное высказывание в его присутствии. Стоит отметить, что наиболее внушаемым, человек становится в момент эмоционального напряжения.

Психологи провели множество исследований ПСР, что помогло установить совокупность причин, напрямую влияющих на развитие патологии:

  • Наследственные факторы.
  • Индивидуальные особенности личности (застенчивость, преобладание негативных эмоций над позитивными, сложности в общении с окружающими и другое).
  • Влияние родных и близких на личность ребенка.

Родители и педагоги обязательно должны стараться установить доверительные отношения с ребенком, ведь эмоциональная сфера детей с психосоматическими расстройствами – очень важный фактор при выборе метода лечения болезни и ее диагностики.

Лечение и профилактика психосоматических расстройств

В современной медицине существуют различные методики лечения психосоматических расстройств. Обычно больным назначают медикаментозное лечение, совмещая его с психотерапевтическими сеансами.

В целях профилактики врачи рекомендуют родителям создать комфортные условия для ребенка. Это, прежде всего, касается корректировки социально-психологической ситуации. Ведущий специалист в данной области Д. Н. Исаев написал книгу, в которой можно найти все необходимые рекомендации по профилактике психосоматических расстройств у детей.

Самостоятельное лечение психосоматических расстройств недопустимо! Только квалифицированный врач способен избавить ребенка от проблемы. Основная задача родителей – предупредить болезнь и помочь вылечить ее.

Во время исследований заболевания, ученые выяснили, что у большинства взрослых больных расстройства тесно связаны с психологическими травмами, полученными в детстве. Своевременное лечение обеспечит полноценное развитие ребенка и поможет избежать множества проблем в дальнейшем.

Психосоматика у детей

Психосоматическое заболевание (в переводе с греческого “psyche – душа, “soma ” – тело) – это нарушение функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов, опыт острой или хронической психологической травмы, специфических особенностей эмоционального реагирования личности. В 30-е годы ХХ века один из основателей психосоматики Франц Александер разработал группу «классических психосоматических заболеваний», или «Чикагская семерка»: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, атопический дерматит.

Эти расстройства являются болезнями адаптации или цивилизации. Их часто также называют стрессозависимыми, что подчеркивает важную роль психосоциальных влияний в их возникновении. Все большее распространение приобретают психосоматические расстройства у детей и подростков. В исследованиях, проведенных в педиатрическом стационаре, у 80,9% детей были обнаружены нервно-психические расстройства, у 40% были психогенные причины заболеваний или же таковые отягощали их течение. 40% — 68% обратившихся к педиатру детей страдают психосоматическими заболеваниями.

Причины возникновения психосоматических заболеваний у детей

Нарушение привычной схемы, то есть смена обстановки или круга друзей. 100% детей, помещенных в ясли, реагируют на это негативно. Негативно реагируют на детский сад 50% детей. А те, кто посещают школу, не меньше 25%, то есть четверть детей в школе испытывают негативные эмоции.

Неправильное построение распорядка дня ребенка. Для детей очень важны сон и бодрствование в восстановлении его гомеостаза. Если вы встретите родителей, которые утверждают, что их ребенок “сова” — поздно засыпает и поздно встает, то это не хорошо для ребенка и с негативной стороны описывает самих родителей.

  • Неправильные методы обучения. Формы воспитания, приводящие к формированию патохарактерологической личности: отторжение, гиперсонализация, эгоцентрическое воспитание (подобно идолу семьи), а также воспитание с гиперпродукцией (со знаком гипер). Неправильное обучение приводит к частому возникновению негативных эмоциональных проявлений.
  • Отсутствие необходимых условий для самостоятельных игр и занятий является четвертым фактором, влияющим на эмоциональную жизнь ребенка. В играх дети проявляют себя, что способствует созреванию их психики. Если авторитарная мать не предоставляет ребенку возможности для самостоятельного принятия решений, уделяет слишком много внимания его интеллектуальному развитию, навязывает деятельность несоответствующую способностям и возможностям ребенка, то в таких случаях ребенок имеет высокий риск психосоматических расстройств.
  • Создание односторонней эмоциональной привязанности, то есть аффективной зависимости от кого-либо или отсутствие эмоционального понимания со стороны членов семьи.
  • Отсутствие единого образовательного подхода к ребенку. У школьников большую роль в возникновении негативных эмоций играет неумение справляться с учебной нагрузкой, враждебное отношение педагогов и неприятие в коллективе.

Наиболее патогенными факторами в дошкольном и среднем школьном возрасте американские исследователи считают смерть, развод, разлуку родителей, т. е. факторы, связанные с семейными отношениями.

Симптомы и признаки психосоматического заболевания:

  • Неспецифическая наследственность, отягощенная соматическими нарушениями;
  • Наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам;
  • Изменения в центральной нервной системе, приводящие к невральным изменениям;
  • Личные качества;
  • Психическое и физическое состояние во время стрессовых событий;
  • Неблагоприятные семейные и другие социальные факторы;
  • Определенные факторы стрессовых событий.

Эти факторы не только участвуют в генезисе психосоматических расстройств, но и каждый в отдельности или в разных сочетаниях делают ребенка уязвимым к эмоциональному стрессу, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и тяжесть соматических расстройств.

Развитие психосоматических заболеваний у ребенка

Согласно современным представлениям, соматизация рассматривается как незрелая или примитивная психическая защита. «Защита», в данном случае, -это совокупность действий организма, направленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего целостности и устойчивости состояния человека. Иными словами, защита необходима для возвращения психики в состояние равновесия. Она необходима для того, чтобы совладать с сильными чувствами: страхом, тревогой, горем, грустью и т.п., или избегать их, а также сохранять чувство собственного достоинства. Примитивная защитная реакция психики в виде телесного недуга направлена на укрепление границ между «я» как частью психики и внешним миром. Соматическая реакция развивается при очень слабой способности индивида к обработке психического опыта. Потому что телесные проявления более архаичны и первичны, чем мысли, вербальные и аффективные реакции.

Нервные изменения способствуют накоплению аффективного возбуждения и повышению вегетативной активности, а значит изменению динамики кровотока, гормональных выбросов и др. Эти сдвиги, наряду с преимущественным вовлечением центральных механизмов, являются следствием усиленного или болезненного изменения сигналов от внутренних органов и систем. С регуляцией эмоций и контролем функций внутренних органов наиболее тесно связаны лимбическая система и гипоталамус, поэтому расстройства их деятельности, являются важнейшими факторами нарушения нейродинамических процессов в центральной нервной системе и возникновения психосоматических расстройств.

Дети имеют высокий риск психосоматических расстройств, связанных с такими качествами характера, как низкий порог чувствительности к раздражителям, высокая интенсивность реакций на внешние раздражители, трудности адаптации к изменениям с преобладанием негативных эмоций.

Каждая мама обязана знать:  Предупреждаем зависимость

Выявлены личностные особенности, которые чаще всего в различных сочетаниях встречаются практически при всех психосоматических расстройствах. К ним относятся замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, склонность к легкому возникновению фрустраций, преобладание отрицательных эмоций над положительными, низкий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной гиперсоциальностью для достижения высоких результатов. Глубина осознания стрессовых событий и особенности личности, от которых зависит, будет ли событие стрессовым для конкретного человека или нет.

Неблагоприятные семейные факторы влияют на вероятность заболевания. Ребенок имеет тесную психологическую связь с родителями, поэтому практически все важные негативные изменения в их жизни ставят его на грань риска заболевания.

Болезненные симптомы ребенка могут быть единственным выражением распада семьи

Гораздо сложнее понять истоки психосоматических расстройств у детей раннего возраста и выявить замаскированные, соматизированные психические расстройства. Младенцы особенно чувствительны к нарушениям отношений с матерью. Вследствии нарушения гармоничного контакта с матерью из-за ее психологических проблем дети могут реагировать даже остановкой в развитии. Качественные нарушения в поведении матери могут привести к таким симптомам: отказ от кормления, рвота у новорожденных, колики у трехмесячных детей, детская экзема, постоянное и интенсивное покачивание на четвереньках и пр.

Проявление психосоматических заболеваний у ребенка

Среди психосоматических заболеваний выделяют психосоматические реакции, психосоматические функциональные расстройства и психосоматические заболевания.

К психосоматическим реакциям у детей относят реакции, возникающие при воздействии стресса, которые проявляются головными болями, нарушениями сна, энурезом, рвотой, головокружением, тахикардией, отсутствием аппетита.

К этой группе расстройств относится ментальная усталость. Клиническая картина астении проявляется повышенной утомляемостью, дневной сонливостью, слабостью, эмоциональной лабильностью, раздражительностью, импульсивностью и гиперчувствительностью, ослаблением внимания и памяти, головной болью, шумом в ушах, вегетативными проявлениями.

Психосоматические реакции обычно недолговечны. Они возникают непосредственно после того, как дети переживают неприятные или опасные обстоятельства: нападение собаки и т.п.

Функциональные психосоматические расстройства у детей связаны, по-видимому, с более значимым для ребенка или подростка неблагоприятным обстоятельством или повторяющимися трудностями в жизни. Они не сопровождаются повреждением структур органов и систем. Их проявления разнообразны: нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (анорексия, спазмы желудка, диарея, запоры), сердечно-сосудистой системы (кардиалгия, сердечная дисритмия, артериальная дистония), органов дыхания (одышка, апноэ во сне, “невротический” кашель) и пр.

Специфическая психосоматика (психосоматические заболевания) — язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, атопический дерматит и др., характеризуются структурными нарушениями соответствующих органов и систем.

Для полного клинического обследования ребенка с целью выявления степени риска возникновения психосоматических расстройств используют психологические методы, способные выявить патологическую тревожность субъекта. Это личностные опросники Айзенка, Кеттелла; шкала реактивной и личностной тревожности, тест Спилбергера и Люшера; методика выбора цвета незаконченных предложений; опросники детской тревожности Рейнольдса, Клинединста; семейный паттерн и др.

Лечение психосоматических заболеваний у детей

Осуществление профилактики и лечения детей с психосоматическими расстройствами требует создания необходимых условий. Организация медицинской помощи должна основываться на понимании того, что описанные нарушения являются по существу заболеваниями адаптации. В связи с этим на первое место должен быть поставлен принцип раннего выявления детей с высоким риском расстройств.

Уход за психосоматическими больными должен осуществляться педиатром совместно с терапевтом и психиатром. Лечение должно быть направлено не только на соматическую и психопатологическую симптоматику, но и на коррекцию влияния социально-психологических факторов и психосоматических реакций, возникших у ребенка в ответ на заболевание.

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей родителям должна быть предложена психологическая поддержка. Посредством собеседований, консультаций у родителей формируется возможности создания доверительных, поддерживающих и эмоционально теплых отношений с детьми, необходимых для профилактики психосоматических расстройств.

Сегодня психологическое обследование и психотерапия ребенка становится реальностью. В связи с этим тесное сотрудничество педиатров, психологов, терапевтов, психиатров должно обеспечить не только диагностику и лечение соматических заболеваний, но и эффективное изучение личностных и психологических трудностей ребенка, от которых зависит успех терапевтического вмешательства.

Оригинальная статья: Yiming Wang — Psychosomatic diseases in children

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pixabay.com

Ключевые слова: психосоматика, психосоматика у детей, причины болезней у детей, заболевания кожи у детей, заболевания сердца у детей, заболевания у младенцев

Психосоматика – как это работает? Психосоматические заболевания у детей и взрослых

У человека есть такая природная особенность, когда он эмоционально не может справиться с какими-либо сложностями и его тело заболевает. Это явление называется психосоматикой и мы можем видеть его на сознательном и бессознательном уровнях.

Механика психосоматики

Древние индейцы, когда еще не была развита медицина, при возникновении зубной боли ранили себя в руку или в ногу кинжалом. Почему это происходило?

Дело в том, что при добавлении дополнительного источника боли, мозг был вынужден обрабатывать сразу два сигнала о «неполадках» в теле человека, смещая фокус его внимания с острой зубной боли, которая казалась уже не такой сильной. Получается, что еще древние понимали, что отвлечься от сильной боли (физической или психической) можно, запустив другой болезненный процесс.

Наше тело, пусть и неосознанно, поступает точно так же – когда у человека возникает какая-то сильная психическая проблема, которую он не в состоянии решить, тело само генерирует некую болезнь, на которую отвлекается. Помимо психологического эффекта, перенаправление фокуса внимания на возникшее заболевание защищает клетки мозга от гибели. Ведь в норме, сильная боль любого характера часто служит причиной отмирания клеток головного мозга, задействованных в этом процессе.

Таким образом, функция любого психосоматического заболевания – это защита.

Психосоматические заболевания у детей

Разберем пример. Маленькому ребенку не хватает на психологическом, душевном уровне общения с мамой, которая рвется на работу, решает свои личные проблемы, занимается какими -то интересными делами. На бессознательном уровне ребенок воспринимает эту ситуацию, как катастрофическую, и включает механизм психосоматики. Это может быть банальная простуда, но в итоге главное – мама остается рядом. Тело ребенка при этом запоминает алгоритм действий, ведущий к успешному результату – вниманию матери, и болезни случаются все чаще и чаще.

Таким же образом дети часто решают сложные психологические проблемы в семье. Например, развод родителей можно оттянуть, отвлекая внимание мамы и папы на себя и вынуждая их кооперироваться.

Список самых частых заболеваний и проявлений психосоматики у детей

Ангина, отиты, гаймориты, аллергия, астма, вирусные заболевания, дневное и ночное недержание мочи, энкапрез, кровотечение из носа, ларингоспазмы, хронический насморк, кожные заболевания, кишечные расстройства, анемия, заикание, избыточная масса тела у детей, плохой аппетит.

Психосоматика у взрослых

У зрелого человека психосоматика проявляется так же, как и у детей, но только мы не всегда понимаем, от чего нас пытается защитить наш организм. В корне проявлений может лежать как конкретная проблема, так и общий психоэмоциональный спад, нехватка эндорфинов, «острый недостаток сказочных событий» в жизни.

Топ самых частых заболеваний

Гипертония, бронхиальная астма, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки и желудка, неспецифический язвенный колит, нейродермит, ревматоидный артрит;

гипертиреоидный синдром, любые боли, психологическое бесплодие, панические атаки, аллергии, бессонница, ожирение, анорексия, алкоголизм, гастрит, панкреатит, гемморой, головные боли, заболевания носоглотки, простуда.

Значение конкретных психосоматических заболеваний

Часто в профессиональной литературе можно найти информацию о том, что определенные заболевания и зоны тела напрямую соотносятся с конкретными психологическими проблемами. Например, больная спина ассоциируется с местом, куда мы помещаем наши проблемы, чтобы их не видеть, подобно страусу, прячущему голову в песок; а проблемы с желудком говорят о конфликте в сфере чувств.

Но на самом деле, каждый случай проявления психосоматики настолько индивидуален, что рассматривать его в контексте подобных правил не всегда уместно. Можно просто неверно определить причину и следствие.

Болеть, или быть здоровым – решать вам!

О том, как диагностируется психосоматика и методах лечения таких заболеваний, рассказано на этой странице.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация