Ребенок ложно жалуется на мокрые штаны

Мама бьёт на улице ребёнка за мокрые штанишки. Это решение проблемы?

Мальчику 2 года 8 месяцев. Из рассказов мамы знаем, каким образом она приучает малыша ходить на горшок: высаживает его минут на 40, а то и больше. Мальчик, сидя на горшке, смотрит мультики, играет и иногда совершает нужные действия. Это «учение» длится уже более полугода. А когда ребёнок ходит не туда, куда нужно, мама его наказывает. Раньше наказания были только дома, а теперь переместились и на улицу. Решит ли мама проблему горшка битьём?

В данном случае обучить обращению с ребенком стоило бы саму маму, так как в подобных «обучениях» чувствуется либо незрелость, либо неуравновешенность в психологическом плане именно у мамы, и таким образом она просто переносит ее на ребенка. Допустим, ребенок под страхом физических наказаний и будет ходить на горшок, но она не думает, что именно под этими же страхами он будет еще долгое время ходить в туалет спонтанно (в штанишки, по ночам и так далее), а в какой-то момент попросту ее возненавидит и будет закрываться в психологическом плане как черепаха панцирем. Сейчас у многих родителей возникает проблема с приучением детей к горшку, в частности, основной причиной тому является длительное пользование одноразовыми подгузниками. Поэтому здесь нужно терпение и настойчивость, а вовсе не физические расправы. К сожалению, даже наблюдая некоторые ситуации на детских площадках, понимаю, что многие мамам не хватает терпения или ума. Например, отругала ребенка за такую оказию, иногда даже с использованием матерных выражений, отлупила его, а потом отвернулась и закурила сигарету. Стоит, спокойно курит, в то время как ее ребенок, мокрый и запачканный плачет на всю площадку. Такую сцену наблюдаем почти каждый день – эта мама уже примерно полгода пытается заставить сына ходить на горшок, и об этом поневоле знают все завсегдатаи площадки. Возможно, и наши мягкие методы или попытки приучить ребенка к горшку не очень эффективны, но никогда не поверю, что это должно быть таким жестоким. Ребенок есть ребенок, и как он будет расти и развиваться, как скоро усвоит те или иные вещи, зависит больше от нас самих. И если мы сами не в состоянии доходчиво им объяснить, что и как нужно делать, то, соответственно, не стоит устраивать жесткие показательные расправы над маленьким существом, да еще и прилюдно.

Энурез: мокрые неприятности

Синдром «мокрых штанишек»

Ребенок увлеченно играет, не хочет ни на минуту отвлекаться от своего занятия, а когда, наконец, доходит до туалета или горшка, вдруг выясняется, что штанишки мокрые. Опять! И это не в два-три года, а в шесть-семь лет! Родители начинают бить тревогу и приводят ребенка к врачу, хотя надо было это сделать значительно раньше, когда они впервые заметили у своего малыша расстройство мочеиспускания – проблему, которая является наиболее частой в детском возрасте. И нередко требует своевременного лечения.

Этой проблемой довольно долго, до шести лет, страдал мой младший сын. С ним мы ходили по этому поводу к урологу и неврологу. Никаких серьезных органических дефектов и инфекционно-воспалительных заболеваний в результате обследования выявлено не было. Но мне был дан ряд рекомендаций. Почаще предлагать ребенку посещать туалет, поскольку во время игр, которые «забирают» его целиком, он об этом совершенно забывает. Такой вот тип нервной системы – эмоционально лабильный и неустойчивый, когда даже высшая нервная деятельность, контролирующая позывы мочеиспускания, отказывается выполнять свои главные функции. Отсюда «синдром мокрых штанишек».

Второй совет заключался в том, чтобы ограничивать перевозбуждение: не давать ему играть в игры, которые вызывают такого рода эффект, а увлечь чем-то иным, более спокойным, взвешенным и умиротворяющим. Мы почти перестали играть в «стрелялки-бегалки» и занялись рисованием. Очень, кстати, помогло.

Третий совет был предельно практичен. Мы стали выполнять несложное упражнение – во время посещения туалета на счет «три» задерживали струю и терпели, считая до пяти, шести… И так далее, сколько могли. Помню, как малыш радостно сообщил мне, что терпел до ста! Это стало предметом его гордости. Больше мы не писались.

А вот с дочкой ситуация была прямо противоположной. В три года я отвела её в детский сад, и когда приходила забрать её домой, воспитательницы в один голос жаловались: ребенок не ест, не пьет и ни за что не хочет посещать туалет. Когда мы приходили домой, она первым делом усаживалась на горшок и демонстрировала, как долго терпела. А потом набрасывалась на еду, готовая съесть даже то, что раньше не любила. Так у ребенка проявлялся стресс, с которым она до конца справиться так и не смогла. Детский сад мы не любили. Не играли, голодали и терпели до дома много часов кряду. Я уж было думала, что ребенок растет индивидуалистом, и подобные проблемы будут сопровождать нас всю жизнь.

Но стоило пойти в школу, как ситуация полностью изменилась. Девочка настолько увлечена школьной жизнью, где поет, играет в спектаклях, делает стенгазету и снимает мультики, что не хочет идти домой. А поскольку день длинный, берет с собой не только булочки и бутерброды, но и рулон туалетной бумаги. И никаких проблем с этим не возникает.

Каждая мама обязана знать:  Дочь мужа

Дети не просто разные – они очень разные, даже если родились у одних и тех же родителей. У нас их шестеро, и каждый не только ведет себя по-своему, но даже туалет посещает не так, как другой. Оказывается, за тем, как писает ваш малыш, не трудно ли ему это и каковы порции мочи, надо проследить еще в раннем возрасте. Чем раньше вы заметите неладное, тем лучше, предупреждают урологи.

«Актуальность проблемы обуславливают две составляющие, — полагает Андрей Захаров, кандидат медицинских наук, уролог высшей категории, заведующий отделением урологии и плановой хирургии ДГКБ №13 им. Филатова. – Это социальная дезадаптация ребенка с синдромом «мокрых штанишек», а также тяжелые инфекционные осложнения со стороны мочевыделительной системы».

Весь комплекс таких проблем урологи называют гиперактивностью мочевого пузыря, который характеризуется одним или несколькими факторами:
1. поллакиурия (частое мочеиспускание в течение дня – более 8 раз);
2. ургентность (неожиданный непреодолимый позыв к мочеиспусканию);
3. ургентное недержание мочи (эпизод непроизвольной потери мочи, следующий сразу за эпизодом ургентности);
4. энурез.

Поллакиурия – это состояние, когда намного чаще, чем обычно, хочется в туалет «по маленькому», в то время как содержимое мочевого пузыря совсем небольшое. Важнейший признак поллакиурии как патологического симптома — отсутствие остаточной мочи, что устанавливается специальными диагностическими процедурами (например, УЗИ мочевого пузыря до и после мочеиспускания).

Ургентные позывы диагностируют в том случае, когда ребенок жалуется на внезапно возникающее, непреодолимое желание помочиться. Если малыш не может побороть этот позыв, возникает ургентное недержание мочи. Энурез – недержание мочи в ночное время.

При наличии некоторых из этих симптомов можно говорить о синдроме частичного нарушения мочеиспускания. А если у ребенка присутствуют сразу все симптомы, то нарушение, увы, полное. И это повод для серьезного урологического обследования.

Конечно, если ребенку год или два, не стоит считать подобные проявления болезнью. Но если ему уже исполнилось четыре и он продолжает регулярно «делать в штаны», пора бить тревогу. Ведь к этому возрасту у детей обычно формируется «зрелый тип мочеиспускания», который проявляется полным удержанием мочи днем и ночью, а также умением задерживать и прерывать при необходимости мочеиспускание. В норме дети 3-4 лет опорожняют мочевой пузырь 5-8 раз во время бодрствования, при этом средний эффективный объем мочевого пузыря колеблется от 120 до 150 мл. Если малыш ходит в туалет значительно чаще или, наоборот, реже, — это повод обратиться к врачу.

На первом этапе обследования ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, поскольку нередко синдром гиперактивного мочевого пузыря (как, впрочем, и наоборот) зачастую имеет свои глубокие психологические причины – стрессы, дефицит внимания, задержка психомоторного развития.

На следующем этапе, при физикальном обследовании, проводят осмотр пояснично-крестцового отдела позвоночника, чтобы выяснить, нет ли пороков развития и явлений спинального дизморфизма — гиперпигментации, подкожной липомы, ассиметрии ягодиц и так далее. Если врач видит, что есть повод для беспокойства, он обычно назначает рентгенографию пояснично-крестцового отдела позвоночника или МРТ.

При сборе анамнеза обязательно выясняется, есть ли у ребенка запоры, как он спит ночами и многое другое. Осматривают даже нижние конечности, чтобы обратить внимание на их симметричность и походку.

Осмотр наружных половых органов проводится с целью выявления сопутствующей патологии: рубцового фимоза, вульвита, вагинита и т.д. Эти недуги могут провоцировать недержание мочи. Очень важно понять, нет ли у ребенка инфекционных осложнений. Поэтому врач первым делом назначит анализы мочи и крови. А родителям предложит вести дневник мочеиспускания и дефекации. Ведь иннервация тазовых органов осуществляется одними и теми же нервными структурами, и поэтому эти расстройства часто сочетаются. Такой дневник ведет обычно мама, указывая время позыва и количество содержимого мочевого пузыря и кишечника. Да-да, вам придется определять объем этих не очень приятно пахнущих веществ. Целых две недели. А что делать?

Урологи предупреждают о частых инфекционных осложнениях у детей. Как правило, именно это становится первопричиной гиперактивного мочевого пузыря. Поэтому, если врач сочтет это необходимым, первым этапом лечения станет борьба с инфекцией.

Если же проблема не носит инфекционно-воспалительного характера, основными методами лечения гиперактивного мочевого пузыря (ГАМП) становятся фармакотерапия и физиотерапия.

Уротерапия – это система когнитивных методов, когда устраняются поведенческие нарушения и проводится обучение правилам мочеиспускания.
Следующий этап – фармакотерапия, которая подбирается сугубо индивидуально и только врачом. Нередко эффективным оказывается физиотерапевтические лечение — тепловые процедуры в виде озокеритовых аппликаций, синусоидально-моделируемые токи, а также использование современных видов энергии (интерференционные токи и лазеротерапия).

Надо сказать, недержание мочи – наиболее частое заболевание у детей. Даже к семи годам его распространенность составляет 5–10 %. При этом частота его самостоятельного излечения составляет 15 % в год. Однако у 7 из 100 детей, страдающих энурезом к 7 годам, это заболевание сохраняется и во взрослом возрасте. Поскольку энурез вызывает стресс, создающий значительную психологическую нагрузку на ребенка, с возраста 6–7 лет рекомендуется проводить его лечение.

Врачи говорят, что наиболее успешные случаи излечения энуреза и других расстройств мочеиспускания у детей всегда связаны с сотрудничеством специалистов, родителей и самого малыша. От нас, родителей, очень многое зависит.

Во-первых, это оптимизация режима ребенка.

соблюдение «охранного» режима – важно избегать стрессовых ситуаций, психоэмоциональных волнений, переутомления;

сон в тёплой, но жёсткой постели, на спине, с валиками под коленями для снижения давления мышц живота на мочевой пузырь;

Каждая мама обязана знать:  Отношения между сыном и любимым мужчиной

пробуждение ребёнка в одно и тоже время и сознательное посещение туалета;

обязательная «высадка» на горшок или посещение туалета перед сном;

наличие неяркого света в ночное время.

Во-вторых, диетотерапия. Таким детям нельзя давать соленое, острое и надо резко ограничить сладкое.

В-третьих, важны физическое воспитание и занятия ЛФК. Существуют специальные упражнения, укрепляющие мышцы промежности.Например, прыжки на большом мяче, который надо удерживать между ног. Или в положении лежа сильное сжатие ягодиц и удержание их в таком положении до счета «10». Затем расслабиться и повторить упражнение снова.

Кроме того, надо обучать малыша контролю за мочеиспусканием, терпеливо и доходчиво объясняя ему, как он должен себя вести. Ни в коем случае не ругайте, не позорьте, не стыдите и не кричите на ребенка. Это может усугубить проблему, но вряд ли поможет её решить.

Игнорируем мокрые штаны

Вот что писала Ole на эту тему:
«У детя должна наступить, так называемая психологическая и физиологическая готовноть к горшку. Первая выраежается в том, что детю некомфортно в мокрых или грязных штанишках и он начинает понимаьб, что лучше на горшке посидеть, чем потом процедуру мытья-переодевания терпеть. Такая готовность наступает в 1,5 — 2 года. Физиологическая готовность — это умение сознательно конролировать сфинктеры (мышцы, регулирующие начало процесса обсуждаемого). Эта готовность, как правило, годам к 3 случается. Т.е. сознательно просится на горшок деть может лет с 1,5. Но познакомить с сим предметом обихода нужно конечно раньше.
Мамы, которые научили деток пользоваться горшком в юном догодовалом возрасте — большие молодцы конечно, но это умение не более чем условный рефлекс, который к сожалению, при отсутствии подкрепления быстро угасает. истории изветсны случаи, когда замечательно приченный к горшку деть в год от этого горшка начинал быстро-быстро удирать.»

У нас примерно так все и было. Попытки приучиться до года, удирание от горшка в год. Где-то 1,3 дочка стала возмущаться мокрыми штанами, а в 1,5 уже довольно сносно дружила с горшком. Сейчас в 1,7 днем осечек почти не бывает. Ночью спит пока в памперсе.

Ребёнок и опять мокрые штаны

Реб и мокрые штаны Ребёнку 2.5. Летом (в возрасте около 2 лет) приучили «ходить» на горшок или даже в туалет (есть спец. накладка). Всё было ОК с редкими неудачками, а за последние 2-3 недели пошёл обратный ход. Причём бывает, что заиграется, а сегодня, так прямо увидел, что горшок принесла, а он побежал в др. комнату и затих. Прихожу, а он стоит, а по тапочкам и под ножками уже лужа. Есть всякие версии причины и возможные след. шаги, но вот что интересует — у кого-то ещё такое бывало или есть? Пытаюсь определить, является ли это в пределах какой-то возрастной (временной? . кризисной??) нормы или искать врача. Если вы такое уже преодолели, то за сколько времени и как? Тут ещё и зима на носу, и с мокрыми штаниками никак нельзя, и к памперсам днём возвращаться не хочется. В общем, у кого как было?

Проблема мокрых штанишек

Вот уже второй раз за неделю вы забираете его из детского сада выряженного в бесформенные спортивные штаны, со скомканными мокрыми брючками на дне рюкзачка. Он смущенно улыбается и делает вид, что ничего не произошло. И ему совершенно не хочется обсуждать с вами причины этого происшествия. Совсем. Тем не менее, не делая из этого драмы, попытайтесь понять, что произошло, чтобы в случае необходимости помочь малышу. Возможно, он просто был так захвачен новой игрой, что не заметил настойчивых позывов. Полностью во власти интересной и важной для него деятельности, он не хотел упустить ничего из происходящего. И в какой-то момент бежать было слишком поздно. Осталось лишь тихонько сидеть в мокрых штанишках. Или же, разревевшись от досады, привлечь внимание воспитательницы.

Не ругайте и не стыдите ребенка. Он и так чувствует себя достаточно неловко, и ваше возмущение лишь усугубит его переживания. Успокойте его, скажите, что такое может произойти с каждым. И лишь затем объясните ему, что ему стоит внимательнее относиться к тому, что происходит в его организме, и не игнорировать позывы. Желание сходить по-маленькому не возникает по приказу, но лучше подумать о том, чтобы сходить в туалет за пять минут до события, чем почувствовать себя участником всемирного потопа! В следующий раз он будет внимательнее, ведь ему наверняка не захочется вновь оказаться в неприятной ситуации. Ребенку важно чувствовать себя большим и умелым, а способность оставаться сухим и контролировать естественные отправления – одно из важных достижений. Он совсем не хочет, чтобы окружающие считали его малышом в мокрых штанишках. Поговорите об этом происшествии с воспитательницей, убедитесь в том, что она способна правильно понять ситуацию и не ставить ребенка в неловкое положение перед другими детьми.

Нередко бывает, что проблема мокрых штанишек связана с тем, что ребенок чувствует напряжение и дискомфорт. Мотивированный перспективой похода в детский сад, он быстро учится чистоте в возрасте 2–3 лет. Благодаря вашим усилиям в его сознании садик и необходимость быть сухим, управлять своими сфинктерами тесно связаны друг с другом. И свои затруднения в выполнении правил детского сада ребенок зачастую выражает именно этим путем. Возможно, ему тяжело подчиниться порядкам коллектива: соблюдать режим, быть активным, самостоятельным и при этом… послушным. Может быть, манера общения воспитателя кажется ему непривычной и он чувствует себя неуверенно. Бывает, что он испытывает затруднения в общении с другими детьми. Оказавшись в непростой для себя ситуации, ребенок, как правило, регрессирует, словно давая понять окружающим, что слишком мал для подобных сложностей и нуждается в поддержке.

Каждая мама обязана знать:  У нас двойняшки

Намочив штанишки, он бессознательно пытается повернуть время вспять и вернуться к тем временам, когда он чувствовал себя безопасно и уютно рядом с мамой. И, конечно, это «хороший» способ привлечь ваше внимание к тому, что с ним происходит.

Прежде всего выясните, с чем связаны его переживания , аккуратно расспросите ребенка, поговорите с воспитателем. Найдите способ помочь ему справиться с возникшими сложностями. Иначе симптом может закрепиться, а также к нему может добавиться ряд других. Вероятно, ему понадобится передышка. Если возможно, заберите его несколько раз домой на послеобеденную сиесту.

Если его беспокойство связано с взаимоотношениями с воспитателем или детьми, не пускайте это на самотек в надежде, что все как-то уладится. Он проводит в саду много времени, и общение, совместная деятельность – важнейшие составляющие его детсадовской жизни. Помогите ему почувствовать себя более взрослым и уверенным, постарайтесь быть в курсе того, что с ним происходит на протяжении дня.

Создайте свой ежевечерний ритуал, чтобы он мог рассказать вам о своих огорчениях и достижениях. Дайте ему понять, что он выбрал не слишком удачный способ убедить вас забрать его из детского сада. Это важная часть его жизни, и вы вместе постараетесь справиться с возникшими трудностями.

Иногда застенчивость мешает ему вовремя попроситься. В перерыве между занятиями воспитательница ведет детишек в туалет. Но именно в этот момент ему не хочется. Полчаса спустя, во время занятия, он начинает вертеться и беспокоиться, но не уверен, что его просьбу воспримут нормально. Ребенок, очень уважительно относящийся к установленным жизненным правилам, может почувствовать себя виноватым в том, что не сходил по-маленькому в нужный момент. Возможно, воспитательница сделала замечание другому ребенку в подобной ситуации. А ему совершенно не хочется отличаться от других! Да и столкнуться с недовольством воспитательницы страшновато. Даже безобидное замечание может принять драматические пропорции в голове ребенка, еще не освоившегося с правилами. Его также может пугать здание сада: преодолеть самостоятельно некоторое расстояние, чтобы оказаться в этой большой, отделанной плиткой комнате, – это нагоняет страх на малыша. Да и сопровождение взрослого не всегда облегчает задачу, ребенок может почувствовать неловкость и стыд, будет бояться сделать что-то не так. К тому же туалет в детском саду не имеет ничего общего с его представлением об интиме, что также может стать причиной затруднений.

Скажите ему в присутствии воспитательницы, что у него есть право попроситься в туалет , и за это он не будет наказан. Объясните ему, что, чем бы он ни занимался, в порядке вещей отвлечься и отпроситься в туалет. Пройдитесь с ним по всем туалетам: своим присутствием вы сделаете их более знакомыми в его глазах. А в выходные дни не колеблясь остановитесь у кафе, ресторана или супермаркета, чтобы вместе сходить в туалет. Это поможет ему привыкнуть ходить в туалеты в общественных, малознакомых местах.

Если все же случаи мокрых штанов не прекращаются, это значит, что переживания ребенка слишком сильны и он не может с ними справиться. А это уже серьезная проблема, зачастую требующая консультации и поддержки специалистов. Возможно, малыш горюет по бабушке или дедушке, испытывает сильное беспокойство в связи с рождением братика, разводом родителей, болезнью кого-то из близких или переездом. И он выражает свои переживания именно таким способом, поскольку не обладает достаточным словарным запасом, чтобы рассказать вам о том, что чувствует. Может быть, в садике постоянно его обижает более сильный ребенок или по каким-то причинам ваш малыш чувствует себя непохожим на других детей. Он пока не знает, можно ли рассчитывать на поддержку воспитателей, и, как правило, не жалуется на свои затруднения. Поэтому дает разрядку напряжению таким своеобразным образом: намочив штанишки.

Осторожно расспросите малыша , помогите ему почувствовать доверие. Регулярно повторяйте, что взрослые в детском саду работают для того, чтобы ему помочь. Если вам все же не удается понять причину происходящего, проконсультируйтесь с детским психологом, который поможет ему осознать и выразить негативные чувства.

Если ваш малыш оказался в мокрых штанишках раз, два или три, ничего страшного не происходит: периодически подобные «аварии» случаются абсолютно у всех детей. Но если это повторяется, может пострадать самоуважение ребенка , есть риск, что нарушатся отношения со сверстниками в детском саду, а в дальнейшем и в школе. Этого нельзя допустить. Если вы видите, что ситуация вышла из-под контроля, проконсультируйтесь с психологом: он поймет причину подобной регрессии гораздо быстрее вас и поможет с ней справиться.

Если небольшая авария случилась в гостях у дедушки с бабушкой или у знакомых, отнеситесь к этому с пониманием. Любой поход, даже в знакомый дом, для маленького ребенка целое событие. Его нервная система еще не достаточно окрепла, и повышенное внимание, смех, разговоры взрослых могут перевозбудить его, вследствие чего снизится контроль. Ведь его умение управлять своими отправлениями закрепилось совсем недавно и может дать сбой. Не позволяйте родственникам и знакомым выказывать недоумение или недовольство малышом. Их замечания не пойдут ему на пользу, да и вам испортят настроение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация