Ребенок стал бояться пожаров

3 хитрых приема, которые помогут ребенку победить даже самый сильный страх

Владислав Сотников, директор реабилитационных программ благотворительного фонда «Шередарь», клинический психолог, кандидат психологических наук, специально для читателей «Летидора» рассказывает, откуда у ребенка берутся страхи и как их победить.

Часто родители сами провоцируют возникновение страхов у детей. Например, ребенок пугается не столько какого-то явления, сколько реакции взрослого на него. И не всегда эта ситуация сопровождается бурными эмоциями и криками «не трогай!», «отойди!» или открытыми запугиваниями «Видишь вон того дядю? Сейчас он тебя заберет».

В литературе описан случай терапии девочки с явно немотивированным страхом похода в школу. По результатам работы с мамой было выяснено, что в школу они ходили маршрутом, который в собственном детстве мамы связан с сильной травмой. И проходя каждый раз с дочерью мимо этого места, она инстинктивно сильно сжимала руку ребенка. И девочка воспринимала это как сигнал об опасности, поэтому стала бояться школы.

Как понять, что ребенка мучают страхи

Малыш не всегда говорит открыто о своих страхах — иногда просто потому, что еще не умеет разговаривать. Необязательно сразу идти к психологу, потому что любой родитель может заметить это сам, присмотревшись к поведению ребенка.

Например, известный своими трудами по изучению привязанности родителя и ребенка английский психолог Джон Боулби описывал систему внешних признаков, которые назвал «индикаторами страха»: осторожное всматривание, сочетающееся с подавлением двигательной активности, испуганное выражение лица, поиск контакта с кем-либо.

Пожарные из Воскресенска устроили для малыша экскурсию, чтобы избавить его от фобии

Пятилетний Миша из Воскресенска очень боялся пожарной сигнализации. При звуке сирены в детском саду (учебная тревога. – Прим. ред.) он каждый раз вздрагивал и начинал паниковать. Тогда специалисты посоветовали родителям мальчика решить эту проблему с глазу на глаз.

Необычную фобию малыша заметила его мама. Она обратилась к психологу, который посоветовал Мише взглянуть своим страхам в глаза. Тогда родительница обратилась в отдел надзорной деятельности и профилактической работы пожарно-спасательной части № 2 Воскресенска. В итоге мальчика пригласили в гости и провели для него индивидуальную экскурсию. Важную миссию доверили старшему инспектору Антону Коробкину.

Маленькому гостю объяснили принцип работы сигнализации, научили самостоятельно включать и выключать прибор. Кроме того, Миша познакомился с сотрудниками пожарно-спасательной части и посмотрел, где сотрудники проводят рабочее время и как отдыхают после опасных выездов.

На память о встрече Мише подарили детский костюм пожарного, а его родителям вручили автономные датчики пожарной сигнализации.

Теперь между пятилетним Мишей и сотрудниками пожарно-спасательной части № 2 завязалась теплая дружба, которая помогла мальчику справиться с фобией.

Как преодолеть боязнь пожарной тревоги

Соавтором этой статьи является Paul Chernyak, LPC. Пол Черняк — лицензированный психотерапевт из Чикаго. Окончил Американскую школу профессиональной психологии в 2020 году.

Количество источников, использованных в этой статье: 36. Вы найдете их список внизу страницы.

Несмотря на отсутствие конкретного названия для боязни пожарной тревоги, общий термин «фонофобия» подразумевает любой иррациональный, деструктивный страх перед определенным звуком. Частным случаем этой фобии специалисты считают и боязнь пожарной тревоги или сирены. [1] Как правило, просто избегать пожарных тревог у вас вряд ли получится. Так, например, чтобы быть готовыми к реальной чрезвычайной ситуации, дети в школе регулярно участвуют в пожарных учениях. Взрослые люди вынуждены периодически сталкиваться с сигналом тревоги, потому что для защиты от пожара своего дома и семьи в жилых помещениях устанавливают детекторы дыма. Хотя нет ни одного достоверно подтвержденного лекарства против боязни пожарной тревоги, определенные стратегии и терапевтические подходы могут помочь человеку преодолеть свой страх, справиться с симптомами и встать на путь здорового образа жизни. [2] . Общепринятые методы лечения «простых фобий», вроде боязни пожарной тревоги, могут состоять из смеси когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), терапии принятия и обязательств (ТПО) и экспозиционной терапии. [3]

Детские страхи от 5 до 7 лет

Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх смерти, как родителей (86,6%), так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%). Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных). Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи: страх глубины (50%), некоторых людей (46,7%), огня (42,9%), замкнутого пространства (40%). В целом, девочки гораздо более трусихи, чем мальчики, однако едва ли это задано генетически: большей частью это следствие того, что девочкам бояться разрешают и в девочек в их страхах мамы вполне поддерживают.

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие — это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем — детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивой?», «А вдруг меня никто не возьмет замуж?», в 7-летнем — наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?»

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей.

Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее — не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. «Он дыхнет — и все», — так он объяснял свой страх. Под словом «все» он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.

Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца. У мальчика нет защитника, который мог бы убить Змея Горыныча, и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца.

Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся «всего на свете», был беспомощным и одновременно заявлял: «Я — как мужчина». Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.

Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери — это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Каждая мама обязана знать:  Бумажные вопросы какие документы потребуются ребенку во время летнего отдыха

Однажды мы обратили внимание на растерянного, застенчивого и робкого мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать целую семью, несмотря на нашу просьбу. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не понимая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая сестра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность идентификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, «живущим за шкафом», — незаметным, тихим, отключенным от проблем семьи и не участвующим в воспитании детей.

Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности.

Неудивительно, что скоро он стал «вредным», в представлении матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Именно это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принципов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал в свое время в знак протеста, защищаясь от жены «алкогольным небытием».

В беседе с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У него нет друга и защитника в семье, он — эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.

Как мы видели, вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению.

При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: «Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на меня и съел» (отражение, связанных со страхом смерти, страхов нападения и животных у девочки 6 лет), «Меня проглотил крокодил» (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесущая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется, связанный со страхом смерти, страх огня).

Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.

Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям: «Я поднимаюсь по лестнице, спотыкаюсь, начинаю падать со ступенек и никак не могу остановиться, а бабушка, как назло, вынимает газеты и ничего не может сделать», — говорит девочка 7 лет, отданная на попечение беспокойной и больной бабушке.

Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к школе, рассказал нам свой сон: «Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: «Сколько будет 2+2?» Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4″. Страх ошибиться преследует ребенка даже во сне, и он ищет поддержки у матери.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти — своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем — родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8 месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.

По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.

Последние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они, как и ранее перечисленные, имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это и оправдывает данное нами определение страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения.

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться.

Главным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испытывая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: «Лучше бы мне умереть», девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью.

Как мы видим, случай с хомячком пришелся как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впечатлительной девочки.

На одном из приемов мы наблюдали капризного и упрямого, по словам матери, мальчика 6 лет, который не оставался один, не переносил темноты и высоты, боялся нападения, того, что его украдут, что он потеряется в толпе. Медведя и волка он опасался даже на картинках и из-за этого не мог смотреть детские передачи. Полную информацию о его страхах мы получили из бесед и игр с самим мальчиком, так как для матери он был просто упрямым ребенком, не подчиняющимся ее приказаниям — спать, не хныкать и держать себя в руках.

Анализируя его страхи, мы хотели понять, чем они мотивированы. О страхе смерти специально не спрашивали, чтобы не привлекать к нему лишнего внимания, но данный страх мог быть безошибочно «вычислен» из комплекса связанных с ним страхов темноты, замкнутого пространства, высоты и животных.

В темноте, как и в толпе, можно исчезнуть, раствориться, пропасть; высота подразумевает опасность падения; волк может загрызть, а медведь — задавить. Следовательно, все эти страхи означали конкретную угрозу для жизни, необратимую потерю и исчезновение себя. Почему же мальчик так боялся исчезнуть?

Каждая мама обязана знать:  Взрослая дочь гуляет и плохо учится

Во-первых, из семьи год назад ушел отец, исчезнув, в представлении ребенка, навсегда, поскольку мать не разрешала встречаться с ним. Но нечто подобное было и раньше, когда тревожно-мнительная по характеру мать чрезмерно опекала сына и всячески стремилась не допускать на него влияния решительного отца. Тем не менее, после развода ребенок стал более неустойчивым в поведении и капризным, временами «без причин» повышенно возбудимым, боялся нападения и перестал оставаться один. Вскоре в полную силу «зазвучали» другие страхи.

Во-вторых, он уже «исчез» как мальчик, превратился в беззащитное и пугливое существо без пола. Его мать обладала, по ее же словам, мальчишескими чертами поведения в детстве, да и сейчас она считала свою принадлежность к женскому полу досадным недоразумением. Как и большинство таких женщин, она страстно хотела иметь дочь, отвергая у сына мальчишеские черты характера и не принимая его как мальчика. Свое кредо она выразила раз и навсегда так: «Я вообще не люблю мальчиков!».

Вообще — это значит, что она не любит всех представителей мужского пола, так как считает себя «мужчиной», зарабатывая к тому же больше, чем бывший муж. Сразу после вступления в брак она как «эмансипированная» женщина развернула непримиримую борьбу за свое «женское достоинство», за право единолично распоряжаться в семье.

Но на подобную роль в семье претендовал и муж, поэтому между супругами началась борьба. Когда отец увидел бесперспективность своих попыток повлиять на сына, он ушел из семьи. Именно тогда, когда у мальчика развилась потребность в идентификации с мужской ролью. Роль отца стала играть мать, но поскольку она была тревожно-мнительной и воспитывала сына, как девочку, то результатом этого было только увеличение страхов у «феминизированного» мальчика.

Недаром он боялся, что его украдут. У него уже «украли» активность, самостоятельность и мальчишеское «я». Невротическое, болезненное состояние мальчика словно подсказывало матери, что ей нужно перестроить себя, но она упрямо не считала нужным это сделать, продолжая обвинять сына в упрямстве.

Через 10 лет она снова пришла к нам — с жалобами на отказ сына посещать школу. Это было следствием негибкости ее поведения и неумения сына общаться со сверстниками в школе.

В других случаях мы сталкиваемся с боязнью ребенка опоздать — в гости, в детский сад и т. д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: «А мы не опоздаем?», «А мы успеем?», «А ты придешь?».

Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок «эмоционально перегорает» до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.

Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу — «все или ничего». Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего.

Навязчивый страх опоздать — это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.

Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов.

Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мнительной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные «нарушения». Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки и пр.

Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, без конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в гостях. Появились напряженность, скованность и «уверенность наоборот» — навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления зараженной пищи. Причем угроза смерти воспринималась буквально, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета.

Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой.

Если не брать таких клинических случаев, то страх смерти, как уже отмечалось, не звучит, а растворяется в обычных для данного возраста страхах. Тем не менее, лучше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных детей дополнительным испытаниям вроде операции по удалению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необходимости, отрыва от родителей и помещения на несколько месяцев в «оздоровительный» санаторий и т. п. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искусственной среды, устраняющей любые трудности и нивелирующей собственный опыт неудач и достижений.

«Мама с папой слабые и меня не защитят». Откуда берутся детские страхи и при чем тут воспитание

Почему детские страхи — это нормально

Страх — естественная реакция человека на опасность. Мы все чего-то боимся — и дети, и взрослые. У нас возникают как рациональные страхи (например, перед экзаменом), так и совершенно необъяснимые (кого-то пугают, скажем, божьи коровки). Но страхи приносят нам не только вред, но и пользу. Благодаря им мы меняем свое поведение, и зачастую — в лучшую сторону. Например, действуем более осторожно и осмотрительно.

Когда ребенок чего-то боится, это нормально. Более того, во время взросления у детей возникают типичные страхи, связанные с активным развитием тех или иных психических функций, а затем исчезают.

Чего боятся дети в разном возрасте

До 6 месяцев. Детей в этом возрасте пугают незнакомые звуки, яркий свет, потеря опоры, слишком быстрое приближение предметов. Что делать? Избегать всего этого. Например, включать свет постепенно.

С 8 месяцев до 1,5 лет. Возникает страх чужих людей. Нередко в этом возрасте родители устраивают крестины или, например, впервые приглашают гостей. Прежде они ждали, пока ребенок окрепнет. А малыш, который в четыре месяца охотно сидел на руках у бабушки, теперь признает только маму с папой, а от остальных пытается уползти или оглушительно плачет. В норме это состояние длится лет до полутора, а потом проходит само. У одних — чуть быстрее, у других — позже.

Это механизм, заложенный природой. Дети в таком возрасте уже начинают двигаться самостоятельно. И чтобы они не попали в беду во внешнем мире, они боятся потерять маму. К тому же грудные дети не могут еще сохранить в памяти мамин образ, когда ее нет рядом. Поэтому даже если она уходит в соседнюю комнату, для них это катастрофа — кажется, что самый родной человек пропал из их жизни. Став старше, дети держат в памяти образ мамы, и этот страх ослабевает.

2 года. Ребенок начинает ходить и познавать мир. У него формируются страхи, связанные с движением. Он начинает бояться высоты, собак, движущихся машин, огня — того, что он видит вокруг себя.

3 года. Человек впервые отделяет себя от других в этом возрасте. Страхи его меняются. Теперь он боится последствий своих поступков. Малыши боятся, что их накажут или что на них не обратят внимания.

5 лет и старше. Это самый «страшный» возраст. У ребенка в этот период возникает максимальное количество страхов. Может доходить до 20 одновременно. И это абсолютно нормально!

У дошкольников внутренний мир становится богаче и развивается фантазия. Впечатлительный ребенок все события окружающего мира может домыслить так, что будет бояться. Интеллектуально он уже способен на это.

Дошкольник может бояться темноты (вернее, того, что в ней притаилось), открытых пространств, опасных объектов, домовых, монстров, привидений… Чего угодно. С большинством страхов дети простятся без особых проблем. Но есть незначительный процент дошкольников, у которых они трансформируются в более серьезные нарушения. Об этом мы поговорим позднее.

Каждая мама обязана знать:  Нужно ли сохранять семью, если муж не занимается ребенком

Еще один важный момент. Среди прочих страхов в 5–6 лет у ребенка впервые возникает страх смерти. До этого момента маленький человек не очень понимает, что это такое, и не думает, что может уйти из жизни кто-то из его близких. Нередко родители обращаются к психологу, когда ребенок боится, что умрет он сам или его родители.

От 7 до 12 лет. Страхи связаны с самооценкой. Младшие школьники больше боятся негативной оценки взрослых — родителей («мама будет ругать за двойку») или учителей («боюсь Марью Ивановну, она строгая»). Подростков же волнует мнение сверстников.

От 16 и старше. Юношеские страхи связаны с будущим. Они боятся ЕГЭ, выбора профессии, взрослой жизни. Нынешних подростков часто называют «поколением снежинок». Они появились на свет после 90-х и нулевых. Родители пытались дать им очень многое, потому они не получили в детстве минимум жизненных проблем, которые тренируют людей и помогают им в дальнейшем справляться с трудностями. Таким детям труднее решать вопросы, связанные с выбором жизненного пути.

Когда пора обратиться к психологу

Большая часть страхов проходит, человек развивается, и меняется его отношение к действительности. Но есть признаки, по которым можно определить, что ребенку нужна помощь психолога.

1. Продолжительность. Страх не проходит месяц, два или три или даже усиливается. Ребенок много говорит о нем, сильно переживает.

2. Физиологические проявления. Когда ребенок рассказывает о том, чего он боится, то кусает губы, заламывает руки, грызет ногти. У него продолжительные проблемы со сном из-за страха (не одну ночь он спал плохо, а уже несколько).

3. Нерациональность страха. В нем отсутствует логика. Например, ребенок не хочет садиться на скамейку, потому что она его съест.

Если увидели хоть один из этих признаков, стоит обратиться к психологу, чтобы понять, что же происходит.

Иногда ребенок постоянно говорит про свои страхи, но у него не меняется тон, он спокоен и ведет себя как обычно — возможно, у него есть другая проблема, которую он так выражает. Это повод задуматься.

Сколько страхи задержатся в жизни ребенка, зависит прежде всего от поведения родителей. Большая часть рекомендаций специалистов — психолога, психиатра или невролога — будет касаться общения с ним, а не лекарств или медицинских процедур.

Как родители могут «напугать» ребенка

Детские страхи порой возникают из-за поведения родителей.

1. Родители сами чего-то боятся.

Например, мама или папа сами чего-то боятся. Например, летать в самолете. Если каждый перелет для кого-то из родителей — это истерика и нервное состояние, то и ребенок будет относиться к самолетам так же. Или же будет бояться чего-то иного столь же сильно.

2. Требования к ребенку постоянно меняются.

Чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, его мир должен быть предсказуем. Если дети не знают, чего ждать от родителей, и одни и те же их поступки приводят к разной реакции — от одобрения («Вот ты хитрец!») до осуждения («Да как ты мог такое натворить!»), то они чувствуют себя неуверенно.

Зачастую страх — это психическое напряжение. Порой оно вытесняет саму причину, ребенок привязывает свои чувства к внешней причине. Он на самом деле боится, что его будет ругать мама, а говорит, что его страшит монстр под кроватью.

Если же родители последовательны в воспитании, их требования понятны и выполнимы, то у ребенка страхов может быть меньше.

3. «Попустительский» стиль воспитания.

Сейчас нередко родители говорят: «Он сам должен выбрать», «Я не буду ему ничего запрещать, и он сам поймет» и так далее. Ребенок поступает плохо, а мама или папа думают: «Вырастет и сам все поймет». Не хочет надевать колготки: «Пусть идет так». Казалось бы, такое поведение полностью ориентировано на интересы ребенка. Но результат противоположный.

Ребенок маленький, он не знает, как надо. Ему необходимо, чтобы родители показывали: это можно, а вот это — нельзя. Иначе он не научится делать что-либо сам.

Без разумных ограничений у ребенка возникает картина, опять-таки, небезопасного мира: «Я взрослый, а мама и папа — нет. Они сами ничего не знают, поэтому не смогут меня защитить». Конечно, это вызывает тревогу.

Если родители последовательны, а их требования к ребенку адекватны, они сами не испытывают иррациональных страхов или работают с ними, то вполне вероятно, что ребенок перерастет свои страхи.

Как помочь ребенку победить страх

Ребенок от трех лет и старше поделился с вами своими страхами. Что делать, чтобы ему помочь?

1. Показать, что вы сами не боитесь монстров (пожара, собак, машин и так далее).

Неважно, три года ребенку или 15 лет. Он ориентирован на то, что чувствуют родители. Малыши даже копируют их мимику, дыхание, эмоциональное состояние.

Поэтому если ребенок чего-то боится, первое, что должны сделать мы — это показать ему, что мы в отношении этой проблемы совершенно спокойны. Например, наш дом не сгорит, потому что мы правильно используем электроприборы, знаем правила безопасности и вообще это случается очень редко. И монстр из-под кровати не выпрыгнет — я точно это знаю.

2. Не обесценивать чувства ребенка.

Ребенка ни в коем случае не надо стыдить, ругать или смеяться над ним («такой большой, а боишься»). Выразите понимание и поддержку.

Ни в коем случае не говорите ребенку: «Не думай об этом, не смотри на это, не говори про это». Так мы лишаем человека поддержки. Вспомните себя — если вы чего-то сильно испугались, то вы хотите кому-то об этом рассказать. И пока говорите, эмоциональный накал спадает, становится легче.

Детям в этом смысле сложнее. Они редко рассказывают о своих страхах. Поэтому родители порой долго не знают о проблемах в жизни ребенка.

3. Рассказать, что страх нормален и он обязательно пройдет.

Можно сказать: «Ты боишься, это нормально, со мной было то же самое, когда я была маленькой. Все пройдет, вот увидишь».

Если ребенку пять и он боится монстра из темноты, вы можете сказать, что в этом возрасте очень многие дети его боятся. Потом они подрастают и спокойно спят, потому что им больше не страшно. Пока ребенок маленький, мы занимаемся «маминым гипнозом», внушаем ребенку отсутствие страха.

Подростку мы говорим иначе: «Да, я вижу, что ты боишься экзаменов. Любой бы на твоем месте чувствовал себя так же, все боятся экзаменов. Но страх помогает тебе лучше подготовиться. Ты все выучишь и сдашь хорошо, вот увидишь».

4. Не акцентируем внимание на страхах.

Страхи приходят и уходят. Это же эмоции, а они подвижны. Поэтому важно не укоренять их. Например, если ребенок сегодня боится один войти в темную комнату, не надо ему завтра говорить: «Включи свет, ты же боишься». А он уже перестал бояться или забыл, что боится. Лучше напомните ему о том, где он проявил смелость.

5. Бороться со страхом на его территории — в фантазии.

Если ребенок поделился с вами страхами и попросил помощи, помните — с ними надо бороться на их территории, в воображении.

Если сказать, что под кроватью монстра нет, это не поможет. В фантазии ребенка он живет. Поэтому лучше взять швабру, запустить ее под кровать и сказать: «Монстр, ну-ка, уходи! Не мешай моему Коле спать!» Это может помочь.

Помните: то, что смешно, уже не страшно. Многие папы — отличные психотерапевты, которые запросто могут Бабу Ягу или Бабайку представить в ином свете — придумать и рассказать смешную сказку. Или нарисовать страх, а потом переделать рисунок так, чтобы он стал смешным.

Можно поиграть в игру, которая нейтрализует страх. Но действовать стоит осторожно. Одному ребенку это поможет, а другого напугает еще больше. Поэтому если вы не уверены в себе, лучше заручиться поддержкой психолога, который поможет сделать все правильно.

Например, ребенок боится пожара. Можно поиграть в пожарных, которые спасают всех жителей дома, а потом те строят новый — лучше прежнего. В магазине можно купить наборы с фигурками пожарных, лестницами, машиной. Во время игры вы можете еще раз поговорить о том, что вы не боитесь пожара. А то, что ребенку страшно — это нормально и обязательно пройдет. Так ребенок увидит, что есть люди, которые в силах защитить его и родителей от этой беды.

В 99% случаев, чтобы скорректировать страхи, не потребуется медикаментозная терапия. Нужно будет время для созревания психических функций, либо семейное консультирование и коррекция воспитания, либо поведенческие приемы, которые позволят ребенку сделать проблему не страшной, а смешной, или почувствовать себя в безопасности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация