Учебно-методическое пособие

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Учебно – методическое пособие содержит дополнительную информацию к теоретическому материалу лекций и учебника

Учебно – методическое пособие содержит дополнительную информацию к теоретическому материалу лекций и учебника.

Предназначено для помощи студентам в освоении практических навыков и умений.

Позволяет найти грамотный, мотивированный подход к каждому ребёнку, чётко и последовательно выполнять зависимые и независимые сестринские вмешательства.

Содержит практическую информацию по планированию сестринского вмешательства, выполнению практических манипуляций.

Каждый подраздел темы обеспечен перечнем контрольных вопросов для подготовки, заданием для самостоятельной работы, примерами решения ситуационных задач, заданиями для самоконтроля знаний разного уровня сложности.

Для обеспечения наглядности изучения темы пособие содержит иллюстрации и рисунки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

        1. Аруев А. Б., Бабыкина Н. В. Алгоритмы оказания неотложной помощи детям в стационаре. Учебное пособие. Архангельск, 2009.
        2. Берман Р. Э. Педиатрия по Нельсону. Издательство МИА, 2009.
        3. Борисова О. И. Острые инфекции дыхательных путей у детей. Учебное пособие для врачей – педиатров. Москва, 2 004.
        4. Воронцов И. М. Мазурин А. В. Пропедевтика детских болезней. Фолиант. Москва. 2 009.
        5. Галактионова М. Ю. Неотложная помощь детям. Догоспитальный этап. Учебное пособие. Феникс. Ростов – на – Дону. 2007.
        6. Ежов Г. И., Ежова Н. В. Педиатрия. Практикум. Учебное пособие. Оникс. Москва. 2008.
        7. Ершов Ф. И. Антивирусные препараты. Справочник. Москва, 2 006.
        8. Макарова В. И., Плаксин В. А. Основные морфофункциональные костанты здорового ребёнка. Учебное пособие. Архангельск, 2005.
        9. Мельникова М. Ю., Шайтор В. М. Неотложная педиатрия. Руководство для врачей. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2007.
        10. Молочный В. П., Учайкин В. Ф. Неотложные состояния в педиатрии. Практическое руководство для вузов. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2 008
        11. Сергеева К. М. Педиатрия. Учебник для вузов. С. – Петербург, 2 007.
        12. Соколова Н. Г., Тульчинская В. Д. Педиатрия с детскими инфекциями. Ростов – на — Дону, 2 008.
        13. Тимченко В. Н. Инфекционные болезни у детей. Учебник для медицинских вузов. Спец. Лит. Санкт – Петербург. 2 008.
        14. Цыбулькин Э. К. Угрожающие состояния в педиатрии. Библиотека непрерывного образования врача. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2 007

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10078 — | 7525 — или читать все.

Учебно-методическое пособие

Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной монографии. Об этих особенностях и требованиях предъявляемых к учебным изданиям ведущими Учебно-методическими объединениями и пойдет речь ниже.

Начнем с определения понятия «учебное издание». Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное издание — это «Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».

Этот же ГОСТ выделяет следующие виды учебных изданий:

  • учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
  • учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
  • рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
  • самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
  • хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
  • практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
  • задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.
  • учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
  • учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. читаем «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме».

Таким образом, первая особенность учебного издания – это требования соответствия названия и содержания учебника наименованию дисциплины федеральной компоненты ФГОС ВПО (портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования — http://fgosvo.ru и портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/)

Второй особенностью учебного издания, по сравнению с монографией является наличие методического аппарата, который может включать:

  • вопросы к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить прочитанный материал;
  • задания к семинарскому занятию;
  • задания для самостоятельной работы дома;
  • разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
  • различные виды тестов;
  • задание по поиску (подбору) и обзору литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
  • задание для выполнения домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
  • задание для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
  • темы рефератов (эссе, докладов, научных статей) по заданной проблеме и т.д.

Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.

Также учебное издание может быт дополнено различными справочными материалами – словарем, глоссарием, нормативными актами, образцами и примерами документов и т.д.

Следующая особенность учебного издания, это требования к его содержанию. Если монография в обязательном порядке должна содержать определенную новизну и результаты авторских исследований, то учебное издание может представлять собой компиляцию различных источников. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. Также учебное издание должно обладать таким качеством как наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.

Структура учебного издания может быть такой:

Оглавление (обратите внимание – именно оглавление, а не содержание), Как правило, располагается в начале издания.

Введение или/и предисловие. Учебное издание может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает. Введение должно включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему дисциплины необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины). Также модно указать компетенции на приобретение, которых направлено изучение дисциплины и т.д.

Предисловие (согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это сопроводительная статья, помещаемая в начале издания, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. В нём может быть изложено краткое содержание каждой главы.

Введение (опять же согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это структурная часть основного текста издания, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения.

Согласно того же ГОСТа, на который мы уже неоднократно ссылались, самая крупная часть текста — это раздел. Он делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы (§).

Можно порекомендовать следующую структуру учебного издания – раздел соответствует одной зачетной единице, параграфы в разделе соответствуют темам рабочей программы.

Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников.

Автору, написавшему достойный учебник, как правило, хочется получить гриф учебно-методического объединения о том, что данное учебное издание допущено (или Рекомендовано) УМО в качестве учебника (электронного учебника) или учебного пособия (электронного учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности) подготовки ВПО. Соблюдая рекомендуемые нами правила подготовки учебных изданий Вы легко справитесь с этой задачей!

В заключение дадим несколько советов, на что следует обратить внимание, что бы свести к минимуму поправки, вносимые в текст редакторами и корректорами.

1. Оглавление – должно быть единообразным. В самом конце работы над рукописью необходимо сличить с текстом правильность нумерации страниц и названий частей текста с оглавлением. Название ни одной из частей текста не должно совпадать с названием самого произведения. Оглавление должно быть удачно решено графически, что бы читателю было удобно им пользоваться.

2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить есть ли ссылка на КАЖДЫЙ рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.

3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.

4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.

Каждая мама обязана знать:  На что можно использовать материнский капитал после рождения третьего ребенка

5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках «Там же. С. 220». Такими ссылками неудобно пользоваться читателю. Особенно если полная ссылка на источник была за много страниц до «Там же. С.220».

6. Рукопись необходимо хорошо ВЫЧИТАТЬ. Опытные редакторы не вычитывают рукописи с экрана компьютера, они распечатывают текст и читают его с перерывами, по нескольку страниц. Компьютер не всегда может выявить ошибку в тесте. Обратили внимание, при наборе текста Word не подчеркнул красным слово «тесте», хотя речь идет, конечно, не о мучном изделии, а о тексте. Такие ошибки можно заметить только при внимательной вычитке. Если автор не хочет этим заниматься, соответственно необходимо оплатить работу над рукописью корректора.

Как написать учебное пособие 24363

У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2020)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.

Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.

Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:

Все люди смертны.

Следовательно, Кай смертен.

Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (внешние рецензенты).

Каждая мама обязана знать:  Как сделать ребенка послушным

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете предварительно посчитать, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное издательство — и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

Также рекомендуем прочитать

Как проходит избрание по конкурсу преподавателей в вузах

Педагогические работники, с точки зрения трудового законодательства, – довольно специфическая категория. Это выражается и в расчете рабочего времени, и в определении минимального стажа для выхода на пенсию, и в дополнительных льготах. Но особо среди них выделяются научно-педагогические кадры – те, кто трудится в вузах. Их даже принимают на работу иначе – в порядке конкурса. О нем мы и поговорим подробно в этой статье.

Зачем нам нужен ISBN?

Напечатать книгу без ISBN – можно. Но издать – нельзя. Книга без номера ISBN (или с «мошенническим» номером) отличается от листов, распечатанных на домашнем принтере, только красивой обложкой. Смысла же в такой книге немного.

Как придумать хорошее название для научной статьи

Удачное название не спасёт плохую статью, а вот неудачное вполне может навредить хорошей.

Методические указания по разработке учебного издания

Учебная литература имеет свое четко определенное читательское и целевой назначение. В системе средств обучения основной функцией учебных изданий является обеспечение самостоятельной работы студентов по овладению знаниями и их закреплению. Под учебной литературой понимаются учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия.

Учебное издание – издание, содержащее учебные задания и теоретические сведения для их решения (по всей дисциплине или отдельным разделам) в соответствии с целями учебной дисциплины, включающее разнообразные материалы для поддержки обучающегося, а также материалы для самоконтроля и контроля.

Общий порядок разработки учебного издания

Определение роли и места данной учебной дисциплины в подготовке специалиста с учетом требований ФГОС ВО и учебной программы и конкретизация на этой основе задач обучения и воспитания, решаемых в процессе преподавания курса.

Определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоены обучающимся при изучении всего курса, его тем и каждого вопроса темы.

Выявление объема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисциплин, и использование результатов этого выявления при определении характера и объема знаний по каждому вопросу темы, по каждой теме и по всему курсу.

Определение логической и дидактической последовательности передачи учебной информации для приобретения знаний, выработки умений и навыков, воспроизведение и использование предшествующих знаний при изучении каждого вопроса темы, каждой темы и всего курса.

Разработка структуры учебного пособия, разделение излагаемого программного материала на методически оправданные структурные элементы: разделы, подразделы, параграфы.

В достижении высокого научно-методического уровня изложения материала главным является его доступность, последовательность и системность. При этом существуют два метода, не исключающих друг друга. Согласно первому излагаются общие понятия и определения, а затем даются их раскрытия. Согласно второму – рассматриваются частные проблемы, подводящие обучающегося к общим выводам и определениям.

Требования, предъявляемые к учебной литературе

Соответствие рабочей программе дисциплины, т.е. ФГОС (содержание: знать, уметь, владеть; объем и порядок изучения дисциплины). Оглавление учебника должно соответствовать всему перечню разделов учебной программы; оглавление руководства к практическим занятиям — тематическому плану практических занятий в учебной программе.

Преемственность и взаимосогласованность учебных изданий для разных образовательных уровней как внутри одной дисциплины, так и между всеми дисциплинами учебного плана; соблюдение принципа интеграции фундаментальных и клинических дисциплин, а также преемственность между этапами высшего и послевузовского образования.

Прикладной характер, содержать ту информацию, которая будет непосредственно востребована в профессиональной деятельности.

Требования к содержанию

Самодостаточность. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. В Приложениях должна быть представлена дополнительная информация: словарь терминов и авторский справочник. В них кратко и мелким шрифтом поясняются встречающиеся в тексте смежные понятия и приводятся краткие историко-биографические сведения об основных этапах развития данной дисциплины и вкладе в ее развитие отечественных и зарубежных ученых. Это расширяет границы учебника, не утяжеляя основной текст, и облегчает поиск необходимой для понимания информации в рамках данного издания. Приложения также должны содержать указатели (предметный, именной и лекарственных средств), программу дисциплины, список условных сокращений и рекомендованной литературы (за последние 3 года, включая адреса электронных баз данных, доступных через Интернет).

Наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.

Наличие тестовых вопросов с пояснениями (ситуационных клинических и пр. задач). Тестовые вопросы с обязательными пояснениями и разборы клинических ситуаций помогают подготовиться к итоговой аттестации, а затем и к сертификации специалиста.

Требования к качеству информации

Соответствие последним достижениям науки и клинической практики.

Точность, достоверность и обоснованность приводимых сведений.

Использование принципов доказательной медицины, стандартизации диагностических и лечебных процедур.

Использование последних классификаций и номенклатур: МКБ-10, Международная система единиц СИ, анатомическая классификация (Nomina Anatomica)

Соответствие названий лекарственных средств Государственному реестру лекарственных средств; первым должно упоминаться международное непатентованное название (МНН), затем наиболее часто используемые в России торговые наименования.

Требовании к стилю изложения

Рубрикация. Структура текста задается заранее — от названия главы и раздела, через подразделы, рубрики и подрубрики до отдельного предложения. Благодаря жесткой структуре текста «выжимается вода» и легче избежать повторов. Таким текстом удобно пользоваться и. скользя взглядом по страницам и заголовкам, находить искомое: его легко обновлять, дополнять и издавать в электронном виде. Однако это не означает, что текст должен быть представлен в виде «сухого» справочника. Он должен содержать эмоционально окрашенные связующие элементы, легко и с интересом читаться.

Системность, последовательность и простота изложения без излишних подробностей.

Четкость определений, доступность их для понимания студентами соответствующих курсов.

Однозначность употребления терминов, последовательное обозначение одним термином однородных предметов и явлений.

Соблюдение норм современного русского языка.

Выделение ключевых позиций по тексту полужирным шрифтом или другим способом.

Требования к оформлению текста

Текст набирается через полтора интервала шрифтом Times New Roman, размер кегля 14. Поля: верхнее, нижнее, правое, левое – 2 см. Ориентация – книжная. Выравнивание текста – по ширине. Нумеруют рукопись, начиная с третьей страницы. Номера страниц проставляются арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру. Таблицы и рисунки (в виде четких картинок) в вертикальном виде встраиваются в текст. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенной точкой. Приложения располагают в самом конце работы в порядке упоминания их в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы.

Аннотацию пишут кратко, отмечая главные характеристики будущего издания. В ней указываются вид издания, цель написания и целевая аудитория. Можно кратко охарактеризовать основные части рукописи.

Введение (предисловие) обязательно для учебного издания. В нем более подробно, чем в аннотации, раскрывают его характеристику и историю создания. Делают детальный обзор глав, упоминают источники, из которых взяты те или иные материалы. Характеризуют порядок расположения информации.

Примерные требования к учебно-методическому пособию

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

Пособие может содержать разные виды учебно-методических материалов: печатные издания, цифровые образовательные средства, специализированные Интернет-сайты для обучения и др.

При разработке учебно-методического пособия необходимо учитывать специфику предмета/дисциплины.

1. Пособие, как правило, разрабатывается по предмету/дисциплине учебных планов, в т. ч. регионального компонента.

2. В названии пособия должно содержаться название предмета/ дисциплины.

3. Приоритет отдается пособиям:

o с использованием инновационных методик преподавания (модульный принцип обучения, использование бально-рейтинговой системы, компетентностный подход и т. д.);

o если авторы проявили новый подход к изложению материала (предмета/ дисциплины в схемах и таблицах, сборник тестовых заданий и другое);

o входящих в состав учебно-методического комплекса по предмету/дисциплине.

Обязательными элементами являются:

1) титульный лист;

4) основная часть документа;

6) список использованных источников;

7) перечни условных обозначений, сокращений и терминов;

Титульный лист служит обложкой документа и должен содержать следующие сведения:

1. Наименование вышестоящей организации.

2. Наименование организации, где выполнялась работа.

3. Наименование работы: учебно-методическое пособие.

4. Тема ( по предмету/дисциплине).

5. Сведения об авторе (должность, фамилия, инициалы, имеющаяся квалификационная категория, заявляемая квалификационная категория).

6. Населенный пункт и год выполнения работы.

введение, наименования всех глав разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименования), заключение, список использованных источников, приложения (при наличии).

Введение должно содержать краткую оценку состояния исследуемого вопроса, проблемы и актуальность выбранной темы, цели и задачи исследований, объекта и предмета исследований, используемые методы, методики и технологии, оценку практической значимости. Объем введения должен быть не более 3-5 страниц печатного текста.

Каждая мама обязана знать:  Дочь заявила, что никого не любит

В основной части приводят данные, отражающие сущность и основной материал по рассматриваемому предмету/дисциплине.

Основная часть должна содержать:

— обоснование выбранной темы (направления исследования), методы решения задачи по изучаемому предмету/дисциплине;

— процесс теоретических или экспериментальных исследований, включая принципы действия разработанных программ и их характеристики;

— обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненных исследований и оценку полноты решения поставленных задач.

Список использованных источников (литературы, сайты и др.) должен быть составлен в соответствии с положением «Общие требования и правила составления библиографии» и содержать библиографические сведения о литературных источниках.

В приложения могут быть включены

— иллюстрации вспомогательного характера;

— инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы;

— таблицы вспомогательных цифровых данных.

Работа должна быть логически выдержана, с соблюдением единого стиля изложения, а также орфографической, синтаксической, стилистической грамотности.

Соответствие общедидактическим принципам

Учебно-методическое пособие должно создаваться с учетом следующих дидактических принципов: личностно-ориентированного, деятельностного, функционального, научности, системности, доступности, развивающего обучения, преемственности, а также с учетом коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к изучению предмета/дисциплины.

Разрабатываемое содержание обучения должно быть ориентировано на образование, воспитание и развитие личности учащегося.

Личностный смысл содержания, в частности, может выражаться в:

— учете возрастных особенностей учащихся, их интересов, возможностей, потребностей, в отборе предметного содержания, которое соотносится с реальными проблемами учащихся;

— возможности выбора уровня (базового или профильного) , на котором изучается предмет/дисциплина;

— учете профессиональных устремлений учащихся, их потребностей в самоопределении;

— формулировке требований к подготовке учащихся.

Необходимость преемственности с целями и содержанием обучения.

Соответствие целей, задач и содержания учебно-методического пособия нормативным документам

Учебно-методические материалы пособия должны соответствовать требованиям ФГОС общего образования/Федеральному государственному стандарту по профессиям НПО и СПО и обеспечивать достижение целей образования.

Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих –социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

социокультурная компетенция – расширение объема знаний о социокультурной специфике изучаемого предмета/дисциплины, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся;

компенсаторная компетенция совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита знаний по предмету/дисциплине, в том числе в профильно-ориентированных ситуациях общения;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению изучаемым предметом/дисциплиной, повышать ее продуктивность, а также использовать изучаемый предмет/ дисциплину в целях продолжения образования и самообразования, в том числе в рамках выбранного профиля. Ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения предмета/дисциплины, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению предмета/дисциплины; приобретение опыта творческой деятельности проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого предмета/дисциплины, в том числе в русле выбранного профиля.

Формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности

Одной из основных целей современной системы образования является формирование умений работать с информацией, формирование критического и творческого мышления.

Таким образом, важнейшим направлением в обучении является ориентация на формирование умений работы с информацией (поиск дополнительной информации, ее анализ, оценка значимости для решения поставленной проблемы, обобщение, выводы, прогнозирование дальнейшего развития и др.). В пособии могут быть предусмотрены специальные задания, рассчитанные на совместную деятельность в малых группах сотрудничества, поиск дополнительной информации с указанием соответствующих ресурсов Интернета, задания для организации дискуссий, проектной деятельности, в том числе и телекоммуникационной разных типов, включая и международные телекоммуникационные проекты, исследовательской деятельности, задания, рассчитанные на организацию ситуационного анализа, а также рекомендации с целью формирования способности к рефлексии.

Ориентация на формирование информационной культуры учащихся

Создаваемое учебно-методическое пособие должно быть ориентировано на формирование и развитие информационной культуры учащихся. Это предполагает усиление внимания к развитию коммуникативно-когнитивных умений, таких как:

— самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

— участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы;

— осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в Интернете;

— извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.);

— переводить информацию из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

— отделять основную информацию от второстепенной;

— критически оценивать достоверность воспринимаемой информации;

— передавать содержание информации адекватно поставленной цели

(сжато, полно, выборочно);

— развернуто, аргументировано обосновывать свои суждения, давать определения, приводить доказательства, иллюстрировать их с помощью примеров;

— создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных технологий.

Рациональное сочетание традиционных и цифровых средств обучения

Краткое описание традиционных учебно-методических материалов пособия

Компонент учебно-методических материалов пособия

Требования к компоненту учебно-методических материалов пособия

к компоненту учебно-методических материалов пособия

Учебно-методические материалы для пособия:

— быть развернутой программой работы, построенной с учетом общедидактических принципов и требований к учебному процессу по предмету;

— представлять все компоненты системы (цели, содержание, методы и приемы обучения;

мотивационную, организационно-планирующую, коммуникативную и контролирующую функции;

— организовывать и материально обеспечивать урок/занятие;

-наглядно представлять учащимся изучаемый ими материал, активизировать зрительный и моторный каналы восприятия учащихся, оказывать позитивное эмоциональное воздействие с учетом психологических особенностей учащихся;

— быть адекватным возрасту учащихся по форме и содержанию;

-создавать возможности для уровневой дифференциации и индивидуализации обучения за счет разнообразия привлекаемых материалов;

— выделять материал для обязательного усвоения;

— управлять деятельностью педагога и учащегося, обеспечивая при этом гибкость управления, оставляя простор для их творчества;

-содержать справочный материал, задания для контроля и самоконтроля, материал для выполнения проектной работы

Может содержать различные приложения, которые, позволяют обеспечить учащихся дополнительными возможностями для овладения изучаемым предметом

-содержать экспозицию инвариантой(обязательной) и вариативной части содержания пособия. Содержание может быть представлено, в частности в виде перечня тем или модулей;

-содержать описание процедур самостоятельной работы и самооценки;

-предоставлять расшифровку символов и знаков, обеспечивающих ориентировку в учебных материалах;

— содержать описание способов взаимодействия с партнерами по общению и педагогом;

— давать описание возможностей учащегося для удовлетворения своих познавательных интересов, предоставляемых учебными материалами и Интернет-ресурсами.

Могут содержать ссылки на сайты,

образцы презентаций по итогам проектно-исследовательской деятельности

Методические рекомендации для педагога

— быть развернутым комментарием к пособию, раскрывая авторскую концепцию и общие цели курса, — служить средством управления деятельностью педагога, а через него и деятельностью учащихся, в том числе индивидуальной, групповой;

— содержать общее тематическое планирование, общие рекомендации по обучению определенным умениям и навыкам, приемы и методы обучения, в том числе творческим видам деятельности, например , поисково-проектной организации интернет-конференций, форумов и т. п.;

-содержать ключи ко всем заданиям курса.

Могут содержать поурочное планирование и определенный инструментарий, например, сценарии семинаров и конференций и др.

Должны наглядно демонстрировать учащимся особенности той или иной темы пособия

Может содержать специальные задания для поэтапной работы по развитию коммуникативных умений на основе просмотренного видео сюжета

— формировать у учащихся умения работы с информацией, предъявляемой на носителях нового поколения;

— содержать мультимедийные обучающие программы, предоставляющие возможности для поиска, переработки и предъявления учебной информации по предмету.

Может содержать электронные учебники по дисциплине/предмету, разработанные с учетом дидактических принципов обучения и отвечающие требованиям к мультимедийным средствам обучения.

Контрольные измерительные материалы

— быть адекватными оцениваемым объектам контроля, в том числе коммуникативным умениям, навыкам;

— способствовать освоению учащимися тех типов заданий, которые используются для итогового контроля;

— содержать тренировочные задания, соответствующие (по формату и уровню сложности) итоговым проверочным работам.

Материалы могут содержать дополнительные задания по всем коммуникативным умениям

Качество учебно-методического пособия оценивается экспертами по следующим показателям:

Название критериев оценки

Баллы по критерию

Актуальность выбранной тематики, оригинальность работы, новизна идей и

способов, путей их разработки. Ценность (практическая ценность) работы с учетом специфики местных условий, целей и задач образовательного процесса, контингента учащихся (воспитанников) и других факторов.

Научность и достоверность методов разработки, аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической литературы и периодики по проблемам исследования как за рубежом, так и в России.

Ведущие теоретические, педагогические идеи, межпредметные связи в содержании; степень научности и практической значимости; использование современных научных и педагогических подходов, информационных технологий, технологичность пособия (доступность для использования в педагогической практике)

Перспективность и практическая значимость работы (уровень завершенности работы, целевая аудитория). Возможность использования пособия в других учреждениях образования (наличие грифа и «рекомендовано Минобрнауки РФ или МО РБ».

Стиль, грамотность изложения и качество оформления работы.

Обоснованность и доказательность выводов при защите учебно-методического пособия и ответов на вопросы.

Оценка при защите учебно-методического пособия предполагает максимальный балл (10) по каждому из пунктов оценивания; при аттестации на первую квалификационную категорию сумма баллов не должна быть менее 42 (не менее 7 баллов за каждый пункт). Оценка при защите учебно-методического пособия при аттестации на высшую квалификационную категорию не должна быть менее 48 (не менее 8 баллов за каждый пункт).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация