Урок Приобщаем ребенка к порядку

Как приобщить ребенка к домашним делам?

Генеральную уборку
Мама объявила.
Только, что это такое,
Объяснить забыла.

Одним из самых частых запросов от родителей является — как приучить ребенка собирать свои игрушки? как заставить ребенка помогать мне по дому? Давайте разбираться на примере самых частых вопросов и ситуаций.

Когда начинать приучать к уборке и вообще к домашним делам?

Сразу внесем ясность: приучать — делать привычным, заставлять привыкнуть. Приучать можно к горшку, кошку к лотку. С домашними делами и уборкой так не получится. Нужно приобщать — дать возможность включиться в деятельность — уборку, готовку, сделать участником процесса. Какой ребенок лезет и все любопытно рассматривает, все хочет попробовать сделать? Правильно, ребенок в возрасте 1,5-3 лет. Это сензитивный период ( период особой восприим­чивости детей к тем или иным способам, видам деятельности) для включение в домашние дела. Ребенок этого возраста с легкостью помогает родителям. Например, пылесосить, подметать, месить тесто, смешивать продукты та и многое другое. Ребенком движет интерес к исследованию мира, своих возможностей и совместной деятельности. Что же на этом этапе идет не так? Почему ребенок взрослея не хочет помогать родителям? Ответ прост — ребенок хочет помочь, но его чаще все отстраняют со словами:

  • ты маленький еще, потом сможешь( когда это потом наступит никто не говорит, та и не знает);
  • осторожно здесь горячее/холодное, острое колючее (мир страшный, сам не справлюсь);
  • не мешай, мне еще много дел нужно сделать, иди поиграй пока;
  • за тобой потом переделывать, лучше сразу сама сделаю.

Это некоторые из фраз, которые слышит ребенок. Вам бы захотелось потом что-либо делать, помогать, прилагать усилия. Вот и ребенку также.

Родители маленьких детей дайте им возможность помогать Вам. Примеры взаимодействия:

  • ребенок может «пылесосить» в комнате, а вы пока быстренько вытрите пыль — и ребенок доволен, и Вы работу сделали;
  • ребенок может помыть/ повытирать любимые игрушки (посудку, машинки). И игрушки чистые, и ребенок доволен;
  • на кухне часть заданий вполне может сделать и малыш ( выбросить мусор в ведро, мять тесто, перемешивать).

Даже если ребенок плохо сделал, разлил что-то — помните установку, что он включается в деятельность, вы как родитель вводите его в мир. Родитель может помочь, исправить, доделать, главное не забывайте про похвалу, излишне не критикуйте.

Ребенок(5лет) отказывается что-либо делать по дому, воспринимает как наказание

В подобных ситуациях нужно обращать внимание в первую очередь на родителей (+все проживающие с ребенком взрослые), их отношение к дом.делам. Для примера сравните две позиции матерей:

1 мама: «опять этот хлам в квартире, сколько я его буду убирать, у нас вечный бардак, сил уже нет. и т.д.»

2 мама: «м-да, опять намусорили, сейчас приберусь быстренько и опять будет чистота и порядок».

Если мама воспринимает уборку как каторгу, обязаловку, рутину, то и ребенок рано или поздно будет так же думать. Из этого вполне понятно его возмущение: «чего на меня перелаживают свою работу, в чем я виноват». Так же и про другие виды домашних дел. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным.

Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям. Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы. Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности. Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших. Родителям стоит пересмотреть свое отношение, откорректировать установки.

Ребенок (10лет) за полдня может навести порядок только на 1 книжной полке, та за это время можно.

Обратите внимание на темперамент ребенка. Спокойный флегматик устанет и начнет капризничать от быстрого темпа уборки(готовки). Зато он аккуратно может разложить вещи на полках. Холерик наоборот быстро покидает вещи в шкаф, ему будет скучно и неинтересно. Часто случаются конфликты при разных темпераментах. Например, мама — холерик торопит и подгоняет дочь-меланхолика. Учитывайте темпы работы и склонности Вашего ребенка.

Общие рекомендации в приобщении к домашним делам:

-Заинтересуйте деток с помощью игры, в процессе которой вы и наведете порядок. Можно устроить соревнования по уборке: кто лучше или кто быстрее; можно составить целый квест;

-Ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;

-Не требуйте от ребенка того, что не делаете сами. Если в ваших вещах хаос, то ни один из вышеперечисленных методов не подействует! Начните с себя!

В статье мы рассмотрели лишь самые частые запросы, но каждый ребенок уникален и каждая семья неповторима. Поэтому разбираться и подбирать ключики в каждом случае лучше индивидуально, например в паре с психологом.

Родительское собрание 2 «В» класс «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков»
материал (2 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
roditelskoe_sobranie_1.doc 68.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков»

  1. выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
  2. познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;
  3. дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.
  1. Изучение учителем психолого – педагогической литературы по теме родительского собрания; подбор книг и журналов для выставки.
  2. Составление памяток для родителей.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. выставка книг для родителей;
  2. памятки родителям: “Садимся за уроки”, “Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?” и конверты, в которые они вложены.
  3. карточки для проведения игры ”Разброс мнений”

“Ребенок, что тесто, как замесил, так и выросло”

I. Игра ”Разброс мнений ”. (Раздаются карточки с началом предложения, а родители должны его продолжить). Используются следующие карточки:

— Наш ребенок выполняет домашнее задание…

— У нашего ребенка есть специальное место, где он …

— Самостоятельно справляется с …

— Готовит с трудом…

— Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в …

— Когда ребенок учит уроки, мы …

— Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то …

— Наш ребенок начинает выполнение домашнего задания с …

II . Сообщение классного руководителя.

Если мы задумываемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие — то внешние неудобства могут оказаться серьёзной помехой.

Учительница одной школы услышала такой разговор на родительском собрании: «Мой Дима сидит за уроками 3 — 4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это сохранилось у него до 11 класса.»

Но в 3-м классе на домашние задания надо тратить не более полутора — двух часов.

Воспользовавшись приглашением Диминой мамы, учительница понаблюдала, как Дима учит уроки.

Дима занял рабочее место. Сидит за столом, значит работает: Но нет, оказывается. Вот куда — то подевался циркуль и карандаш. Тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут:

Но вот всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу:

Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика:

На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Дима за это время:

  1. дважды вставал из — за стола и ходил на кухню пить воду;
  2. один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;
  3. дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
  4. один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Дима ещё 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради:

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Димой, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3 — го класса.

Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?

Во — первых, игры. Старайтесь подобрать для ребёнка не только тихие настольные игры, но и подвижные сюжетно — ролевые игры, которые можно использовать для достижения педагогических целей. Если играете в «магазин», дайте ребёнку побольше разных поручений и настаивайте на том, чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по заданию. Если идёт военная игра, то назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребёнок какое — то время стоит на часах, ограничивая свои движения.

Полезно для ребёнка выполнять какое — то дело вместе со взрослыми, делать его быстро. весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе прилаживать что — то или чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.

Нужно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут есть, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительские указания в чём бы то ни было. Необходимо приучить ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем — то серьёзным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребёнок играет с хлебом, пошёл мыть руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы всё необходимое ребёнок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведённого для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно — материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то всё равно нужно выделить ему какое — то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради. Если же ребёнок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий.

Почему же у ребёнка должно быть не просто удобное место для занятий, а постоянное?

Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определённое время, но и на определённое место работы. Когда такая установка у ребёнка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.

IV. Садимся за уроки.

Хочется дать несколько рекомендаций, которые помогут вам правильно организовать домашнюю работу учащихся:

  1. Садись за уроки в одно и тоже время.
  2. Проветрить комнату за 10 минут до начала занятий.
  3. Выключить радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь должно быть тихо.
  4. Проверить на своём ли месте стоит настольная лампа? Свет должен падать с левой стороны, если ребёнок пишет правой рукой. И с правой стороны, если ребёнок пишет левой рукой.
  5. Проверить все ли задания записаны в дневнике, сверить расписание.
  6. Убрать всё лишнее со стола, чтобы ничего не отвлекало внимание.
  7. Приготовить письменные принадлежности, дневник, тетради, учебники. Положить их на то место, которое им отведено на столе.
  8. Пришло время начинать работу, сесть на стуле поудобнее, открыть учебник:
  9. Первое время подготовку к выполнению домашних заданий надо проводить, как ритуал.

Возникает вопрос: «Как же приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Выполнение домашнего задания начните с предмета, который легче даётся ребёнку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращённый к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому, а не торопитесь исправлять их сами. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

Таблицу умножения повесьте над кроватью или рабочим столом и учите по ней умножать и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите таблицу умножения на «2», потом на «4», потом на «8», дойдут в школе до 3, учите на «6» и на «9».

Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки — и время научитесь узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец, учите ребёнка находить закономерности и особенности. Задачи по математике учите читать и представлять, как происходящее в реальности.

О чтении. Если задали выучить наизусть стихотворение, прочитайте его и попробуйте записать его в виде рисунков или схем. Метод ассоциаций хорошо тренирует зрительную и слуховую память, мышление и воображение.

При работе с текстом, ребёнок читает текст сам, затем пересказывает, если не точно пересказал какое — то место, то попросите его прочитать ещё раз. Обязательно читайте с ребёнком книжки на ночь вслух, по очереди, рассматривайте иллюстрации, делитесь мнениями о прочитанном, если есть места, которые можно читать по ролям, то читайте по ролям.

При выполнении домашнего задания по русскому языку обращайте внимание на выполнение задания полностью (их может быть несколько). При возникающих трудностях выполните упражнение вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном его выполнении ребёнок всё вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.

III. Итоги. Желаю вам успехов! Не упустите свой шанс, приучите своего ребёнка выполнять домашнее задание самостоятельно, но это не должно исключать контроля с вашей стороны.

VI. Решение родительского собрания.

  1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
  2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
  3. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
  4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.
  5. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

Список использованной литературы:

  1. Киселев А.Ф. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы // Начальная школа. 1999. № 9.
  2. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой, М., 1988.
  3. Поговорим о наших детях / Под ред. А. Е. Соловьевой. М. 1987.
  4. Страна невыученных уроков // Саяногорский курьер. 2004. № 14.
  5. Шклярова Т. В. Справочник для начальных классов. М., 1994.
  6. Бушуева Т.Ф., Юркова Н.Г. Фестиваль педагогических идей. Открытый урок.

Памятка «Садимся за уроки»

  1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
  3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
  4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
  5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
  6. Убери со стола все лишнее.
  7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Памятка «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.

Математика . Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей, покажите как это сделать на примере аналогичной задачи.

Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.

Русский язык . При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.

Природоведение – не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе.

Если не успели приучить к самостоятельности в 3 классе, ваш шанс – четвертый. Делайте все, как в третьем.

Конспект занятия по приобщению детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

Любовь Захарова
Конспект занятия по приобщению детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

Цель: формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки своих товарищей. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься, а так же уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.).

Оборудование: цветные листы Ф4, простые карандаши, клеевые карандаши, ножницы, салфетки, ватман.

Дети входят в музыкальный зал и приветствуют гостей.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру: «Доброе животное»

Игра «Доброе животное». Цель: организовать и настроить детей на работу.

(Дети стоят в кругу, взявшись за руки, представляют, что они одно большое животное, слушают дыхание свое и товарища, на раз шаг вперед – вдох, два – шаг назад – выдох.).

Беседа с детьми.

Воспитатель: Ребята, случалось ли с вами такое, что вы не знаете, как поступить в той или иной ситуации. Например, встретились вы у входа в детский сад с чьей то мамой и не знаете, войти вам в дверь первым или подождать, пока пройдет чья то мама? (ответы детей).

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Оцени поступок». Вы должны рассмотреть картинку и объяснить, как правильно поступить в той или иной ситуации.

Дети на слайдах рассматривают картинки и объясняют.

1 слайд. Бабушка уронила палочку в лужу.

2 слайд. В трамвае стоит дедушка, держась за поручни.

3 слайд. Здоровые дети играют, а больной мальчик сидит в инвалидной коляске.

4 слайд. Плачущий маленький ребенок.

5 слайд. Взрослые разговаривают, а мальчик их перебивает.

Воспитатель: Молодцы, ребята справились с заданием. Я вижу, что вы у меня добрые, вежливые и воспитанные дети. А как вы думаете, у таких детей могут быть друзья? А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе и постараемся объяснить их. (Дети читают и объясняют содержание текста).

1. Друга ищи, а найдешь, береги.

2. Крепкую дружбу топором не разрубишь.

3. Старый друг – лучше новых двух.

4. Дружба не гриб — в лесу не найдешь.

5. Без друга в жизни туго.

Сюрпризный момент. Входит Фея.

Фея: Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам, чтобы узнать, какие сейчас ребята ходят в детский сад; плохие или хорошие, вежливые или грубые, умеют ли играть друг с другом? У меня есть «волшебные» очки, которые видят только хорошие качества в человеке, даже те, о которых человек и не догадывается. Кто хочет рассказать о своем товарище?

Фея предлагает надевать «волшебные» очки детям по очереди и называть хорошие качества своего друга.

Фея. Молодцы, ребята. А еще мне хочется узнать, много ли волшебных слов вы знаете? Сейчас я «волшебной» палочкой буду указывать на кого – то из вас, а вы будете произносить волшебные слова. Договорились? (да)

1. Что нужно сказать после обеда? (спасибо)

2. К кому обращаются на вы? взрослому)

3. Как надо попросить? (пожалуйста)

4. Как надо поблагодарить за помощь? (спасибо, благодарю)

5. Что надо сделать, если нечаянно обидел кого – то (извините,прошупрощения)

6. Какие слова говорят утром? (доброе утро, здравствуйте)

7. Как пригласить в гости? (Будем рады видеть вас у нас дома)

Воспитатель: Уважаемая Фея, а ребята еще знают много стихотворений о волшебных словах. Если хочешь послушать, мы их сейчас прочитаем. Ребята, давайте прочитаем стихи.

1.-Здравствуйте! — ты скажешь человеку

-Здравствуйте! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

2. Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал — забывать.

3. Нам желают: «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему – нибудь.

4. За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

5. Отменить, что ли слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

6. -Добрый день! – тебе сказали.

— Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Фея. Ребята, я вижу, что вы воспитанные дети и мне очень было приятно с вами общаться, но настала пора прощаться. И я всем говорю: «До свидания! До новых встреч».

Фея прощается и уходит.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз покажем какие мы дружные, вежливые и воспитанные ребята.

Сейчас мы выполним коллективную работу «Дерево дружбы».

(Дети выполняют аппликацию из бумажных ладошек)

Итог. Посмотрите, все наши ладошки слились в одно целое, «Дерево дружбы». Я вижу, что наша группа очень дружная, воспитанная и сплоченная. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.

Дети выходят из музыкального зала с песней «Если с другом вышел в путь».

Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре «Русский самовар» Русский самовар. Конспект занятия для детей средней группы. Разработала: воспитатель Токарева Т. Н. МАДОУ «ЦРР- детский сад № 355 «Чулпан».

Конспект занятия на тему «Жадность и щедрость» для детей 6–7 лет. Курс по приобщению детей к истокам народной культуры КОНСПЕКТ организации и проведения образовательной деятельности (духовно-нравственный модуль) курс по приобщению детей к истокам народной.

Конспект занятия по речевому развитию и приобщению к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию и приобщению к художественной литературе детей старшего дошкольного.

Неподготовленная беседа (разговор) как основная форма работы по речевому общению ребенка со взрослыми и сверстниками (Слайд 1, там где тема выступления) Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок.

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками» Старший возраст. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками Процесс общения протекает непросто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю, поверхностную картину взаимоотношений. Но за внешним лежит.

Сборник игр, направленных на формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, у детей дошкольного возраста Сборник игр, направленных на формирование у детей дошкольного возраста навыков общения со сверстниками и взрослыми. Составитель: Пономарёва.

Список произведений художественной литературы для приобщение детей дошкольного возраста к нормам и правилам взаимоотношений с Список произведений художественной литературы для приобщение детей дошкольного возраста к нормам и правилам взаимоотношений с окружающими.

Статья «Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности» «Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности» Модернизация дошкольного образования.

Как приучить ребенка к порядку

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету», — говорил Маленький Принц в сказке Сент-Экзюпери. Только как убедить в этом своего ребенка? Психологи говорят, что уборка не просто полезна, она необходима для становления личности. Иначе из него вырастет эгоистичный и безответственный человек, который с радостью свалит дела сначала на вас, а потом на жену или мужа. Напротив, давая ему обязательства по дому, вы помогаете ребенку стать более самостоятельными и уверенными в себе. К тому же обретаете старательного помощника. А раз уж так, то объявим войну детской лени!

Как приучить ребенка от 2 до 5 лет к порядку

Приучать ребенка к домашнему труду надо с 2-3 лет, когда малыши сами рвутся помогать взрослым, и ваша задача — поддержать их желание. Трехлетки чувствительны к окружающему их беспорядку, и если в доме вечный кавардак, они вряд ли вырастут аккуратными.

ПРАВИЛО ДОВЕРИЯ. Всячески поощряйте стремление чада вам помочь. Дайте тряпку в руки — пусть протрет пыль. Кроха выполнит поручения с радостью, дети этого возраста с удовольствие подражают маме и папе. Очень полезная вещь — игрушечная бытовая техника. И годовалый малыш будет увлеченно пылесосить комнату игрушечным пылесосом, к которому прилагается специальный «мусор»!

ПРАВИЛО ПОСТЕПЕННОСТИ. Давайте задания по принципу: от простого к сложному. Сначала попросите малыша убрать игрушки в комнате. Он обязательно справится, если вы превратите процесс уборки в увлекательную игру. Предложите: «Давай построим большой гараж, где твои машинки будут спать ночью». Чадо с энтузиазмом займется строительством гаража! Пусть поначалу он уберет одну вещь, а вы — десять, со временем вы поменяетесь местами. Малыш упрямится? Расскажите ему о том, как один ребенок не захотел складывать игрушки, и те ушли от него ночью, и только когда мальчик пообещал исправиться, вернулись…

ПРАВИЛО СКЛАДИРОВАНИЯ. Чтобы ребенок знал, что и куда складывать, в детской комнате все должно быть функционально: домик для кукол, коробка для конструктора, полки для книг. Для этого вам придется оборудовать детскую стеллажами и открытыми полками, а без этого о порядке в комнате можно будет только мечтать.

Как приучить ребенка от 6 до 9 лет к порядку

Если малыши воспринимают работу по дому как игру, то дети постарше отлично понимают, что веселого тут мало. Поэтому многие из них отказываются выполнять самое элементарное: убирать постель, наводить порядок на письменном столе, мыть посуду. Как найти общий язык с ребенком? Вообще-то, если вы с малолетства приучали его к аккуратности, он и дальше будет выполнять домашние обязанности, воспринимая их как должное.

Если же поначалу вы жалели маленького, запрещая мыть тарелки: «Не трогай средство для мытья посуды — кожу испортишь!» — то теперь внушить ему, что трудиться необходимо, вам будет непросто.

ПРАВИЛО ДРУЖЕЛЮБИЯ. Старайтесь не злиться, не кричать и не угрожать чаду: «Немедленно убери в детской комнате, иначе все выкину в окно!» Объясните, что по мере взросления обязанностей по хозяйству у каждого становится все больше, а поскольку он уже почти взрослый (поверьте, ребенку наверняка польстит такое признание), то отсиживаться на диване, пока мама ползает по полу с тряпкой, вытирая пол, не благородно. Продумайте список дел, которые по силам ребенку. Предложите обязанности на выбор: «Ты что сегодня будешь делать — чистить кошачий лоток или мыть ботинки?» Иногда можно меняться ролями: «Давай сегодня ты помоешь посуду после ужина, а я разберу твой одежный шкаф».

ПРАВИЛО ПЛАНИРОВАНИЯ. Поскольку главная обязанность вашего сына или дочери — это все-таки учеба, а в дополнение к ней наверняка еще есть и спорт, музыка или художественная школа, ваша задача — организовать помощь по хозяйству так, чтобы она не мешала главному. Составьте вместе расписание полезных дел. Допустим, в пятницу ребенок может делать уборку в своей комнате, в субботу — помогать вам лепить пельмени, в воскресенье — поливать цветы.

И не забудьте о посильных ежедневных обязанностях: ваш наследник уже вполне способен выбрасывать мусор в мусоропровод, давать корм рыбкам или другим домашним питомцам. Все эти обязанности не отнимут у ребенка слишком много сил и времени, зато научат главному — дисциплинированности, аккуратности, ответственности и трудолюбию.

Как приучить ребенка от 10 до 14 лет к порядку

С подростками, увы, гораздо сложнее. Некоторые из них, правда, сами рвутся выполнять часть домашних поручений: например, хотят гулять с собакой, особенно если пес экзотической породы — это повышает авторитет подростка среди сверстников. Другие предпочитают самостоятельно наводить порядок в комнате, дабы взрослые не выкинули случайно чего-то важного и не обнаружили секретных вещей: личного дневника, пачки сигарет или эротического журнала.

Большинство же подростков и не собираются помогать родителям! Более того, как установили ученые, многие взрослые дети не нуждаются в порядке: они и не замечают давно протухший за шкафом огрызок, грязные носки на столе и заляпанную кетчупом клавиатуру. А все потому, что у подростков часть мозга, отвечающая за внимание, организованность, пока еще окончательно не сформировалась, это происходит приблизительно к 18 годам, а у некоторых и позже. А пока они искренне не понимают, какого-такого порядка требуют «предки»… Что же надо учитывать мамам и папам, общаясь с тинейджерами?

ПРАВИЛО ОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Всегда четко формулируйте, что именно хотите от чада. Если с точки зрения мамы вываливающаяся из раковины грязная посуда — сущий кошмар, то с точки зрения подростка это просто пустяк («Завтра помою, какая разница?»). Вместо того чтобы кричать: «Это ужас!» просто скажите: «Немытой посуды в раковине быть не должно». Или если, например, вы мечтаете освободить комнату сына от залежей компьютерных дисков, часть из которых давно не используется, попросите его пересмотреть все, отложив лишь те, что еще могут пригодиться. Для ненужных сразу дайте мусорный пакет, иначе он может задвинуть старые диски под диван.

ПРАВИЛО КОМФОРТА. Домашняя работа не должна быть в тягость. Пусть чадо моет посуду в наушниках, наслаждаясь любимым хип-хопом или рэпом — главное, чтобы помыл. Если объем поручении слишком велик, предложите свою помощь, и тогда ваше чадо не будет чувствовать себя одиноко. Да-да, пусть даже сыночек выше вас ростом на голову, в глубине души он так же остро нуждается в родительской любви, как и 10 лет назад. Не высмеивайте юношу, обнаружив в его комнате плюшевого медведя, с которым он спал в детстве, солдатиков или старую детскую машинку. Психологи утверждают, что многие тинейджеры, особенно мальчики, любят хранить старые вещи.

ПРАВИЛО ОБЩЕЖИТИЯ. Договоритесь с ребенком, что помимо уборки своей комнаты он будет отвечать и за места общего пользования. Допустим, он должен чистить ванную или мыть пол в коридоре. Поручите ему и другие обязанности: например, ходить в магазин, платить за телефон и квартиру. Ребенок такого возраста уже понимает, что он — член семейного коллектива и потому тоже должен что-то делать по хозяйству ради общей пользы.

Исключите типичные родительские ошибки:

Не критикуйте сына или дочь, если с вашей точки зрения, они сделали что-то не так. Лучше похвалите за то, что им удалось. Не бросайтесь сразу же перемывать пол: «Смотри, какие ты пятна оставил!» или жаловаться его отцу или бабушке на «безрукого» и беспомощного ребенка.

Не давайте обещаний типа: «Ты погладишь белье, а я тебе за это куплю что-нибудь вкусное». Иначе ребенок перестанет помогать вам «за так» и всегда будет пытаться извлечь выгоду из ваших поручений.

Не перегружайте ребенка домашней работой, особенно если он болен или переутомлен учебой и тренировками. Неуверенные в себе дети, опасаясь гнева родителей, могут весь день убирать на кухне, не успев выполнить уроки.

Не приучайте ребенка к труду от случая к случаю — это должно стать постоянным и непрерывным процессом.

Советы как приучить ребенка к порядку и чистоте

Повседневные дела ребенка и порядок.

В каждой семье существуют определенные правила, гласные и негласные. Они касаются домашнего рас­порядка, режима, норм поведения и многого другого. Приучение к ним ребенка — важная часть, если не ска­зать основа, его воспитания.

Слово «приучать» имеет особый смысл, отличный от слова «учить». Когда мы говорим «научить», то име­ем в виду передачу знаний ребенку: мы что-то расска­зываем, показываем, объясняем, одновременно он учится сам. Слово же «приучать» означает наше намерение добиваться от него регулярного поведе­ния. Например, чтобы он мыл руки перед едой, убирал игрушки, вовремя делал уроки, наводил порядок в вещах и т. д.

Неприученный к порядку и правилам, ребенок ока­зывается во власти минутных желаний, неуправляе­мых эмоций, случайных влияний.

Мы говорим, что он не организован, не воспитан. Во многих ситуациях он оказывается без ориентиров, не знает, как себя вести, как организовать свои дела и время.

Как приучить детей к порядку дома.

Приучение к порядку и правилам — специальная ра­бота, работа длительная, ежедневная и ежечасная! Часто она проходит трудно, с обидами и конфликта­ми. Хорошо известные «поля сражений» с детьми любого возраста — это еда, приготовление уроков, помощь по дому, укладывание спать и др. Говорит мать одиннадцатилетней девочки:

У нас с ней все вроде бы хорошо, но есть один «ка­мень преткновения»: беспорядок в ее комнате. И не то чтобы она не умела убираться. Когда должны прийтм подружки, наводит идеальный порядок.
А обычно войти в комнату невозможно: вещи «раз­мазаны» по всей комнате, все валяется где попало!
Меня уже заранее трясет, когда я просто прибли­жаюсь к ее двери. А она грубит: «Отстань, надоела,сама знаю!». Если бы не это, мы бы жили мирно.

Вообще она неплохая девочка, учится хорошо. Но такой изъян в воспитаниии я не могу с ним при­мириться! В этом вопросе меня просто заклинило!

Мать права: действительно «изъян» и действитель­но «заклинило» , между прочим, не только ее, но и дочь. Что-то было упущено, а сейчас уборка комнаты стала для обеих «камнем преткновения».

К сожалению, такие упущенные случаи могут при­вести и приводят к серьезным семейным разладам. Вот один пример.

В знакомой семье с двумя подростками появляется отчим. В прошлом он морской офицер и в силу своей бывшей профессии, да и по характеручеловек, приученный к порядку и организованности. Подро­стки, наоборот, привыкли находиться «в свободном полете». Их мать, обремененная работой и учебой по вечерам, не могла обращать должного внимания на их «приучения». Неубранные вещи, оставленные на столе тарелки, разбросанная в прихожей обувьэто еще «мелкие» дискомфорты, с которыми стал­кивается новый человек в семье. Накапливаются и более серьезные неприятности, потому что «про­спали, забыли, потеряли…». Так, девица теряет ключ от дома, лазает в окно, и в один прекрасный день «по проторенной дорожке» в дом забираются воришки и уносят что-то ценное. Из школы сообща­ют, что сын не успевает, так как прогуливает уроки… и т. д. Отчим пытается помочь матери ввести ребят в рамкиони обсуждают, догова­риваются, даже составляют письменные соглаше­ния. Но ситуация запущена, дети плохо поддают­ся исправлению, а бывший морской офицер, конечно, не А. С. Макаренко. Отношения портятся, накап­ливается глухая вражда. Мать оказывается между двух огней. Все в проигрыше. Печально, но планы создания новой семьи «разбиваются о быт»!

Итак, как же его приучать? Одного рецепта, конеч­но, нет, так как причины непослушания или неоргани­зованности ребенка могут быть разные. Лучше всего помнить о некоторых общих методах и закономер­ностях. Их довольно много, и они разные для разно­го возраста. Обсудим некоторые наиболее важные.

Начинать как можно раньше приучать к порядку.

Не могу не поделиться одним впечатлением.

Дело происходило в Америке, на перроне пригород­ной электрички. На скамейке сидела юная мама негритянка с малышом на коленях. Маме на глаз можно было дать не больше лет шестнадцати, а малышуне больше одного года. Оба общались улыбками, жестами и короткими словами. В ка­кой-то момент разыгравшийся малыш, шлепнул маму по лицу. «Stop itстрого сказала мать, подняв указательный палец. Но малыш скоро по­вторил свой шлепок. «Stop itснова строго по­вторила мать. После третьей попытки малыша дотянуться до лица матери, она сня­ла его с колен и поставила на ноги около себя (стоять он уже умел), пе­рестав обращать на него внимание. Малыш, захныкал; подождав не­много, мать снова посадила его на колени. В какой-то мо-__ мент на его подозритель­ный жест она просто под­няла палец с серьезным лицоми инцидент был исчерпан. Общение снова вошло в мирное русло.

Эта сцена запомнилась, наверное, потому, что было удивительно видеть такое необычное сочетание юности мамы и ее мудрого поведения. Молодая мать интуитив­но действовала абсолютно грамотно. Она четко и в то же время мягко сообщала малышу решительный запрет на недружелюбное действие по отношению к себе. Какими запущенными случаями на этом фоне выглядят подчас агрессивные выпады наших подростков в адрес матери!

Дело, конечно, не в географии или культуре стра­ны. В наших семьях можно найти сотни примеров еже­дневной, казалось бы, незаметной и в то же время не­обычайно важной воспитательной работы родителей. Эти примеры хочется собирать и приводить, они крас­норечивее любых умных слов. Вот один из них.

Семья сидит за столом. Все пьют чай и разговаривают. Бабушка испек­ла печенье; оно лежит на большой тарел­ке, посыпанное сахаром, и выглядит очень при­влекательно. Пока разливают чай, полуторагодо­валая девочка под шумок уже добыла себе печенье и с удовольствием его ест. Все тепло улыбаются ее находчивости. Мать, освободившись от чайни­ка, берет ее к себе на колени. Съев первое, девочка просит второе печенье, и мать позволяет его взять. Не доев второе, девочка тянется за треть­им печеньем. «Нет,говорит мать,я тебе не позволю, пока не доешь вот это»,указывая на недоеденную половинку. Но та продолжает тя­нуться к тарелке с печеньем. «Нет, нет,мяг­ко, но настойчиво повторяет мать,ни в коем случае нельзя! Нет, нельзя»,это повторяется еще несколько раз: девочкаживая и упорная, ма­мамягкая, но непреклонная. До возможных слез дело не доходит, так как мать поднимается и уносит дочку в другую комнату. Через минуту она спокойно возвращается с девочкой на руках.

Чаепитие мирно продолжается, а тарелка, между прочим, уже отодвинута на другой конец стола.

Эта история может показаться очень обыденной, но именно поэтому она поучительна. На таких по­вседневных «уроках» ребенок осваивает беспреко­словность родительского «нет».

Как организовать ребенка?

Организованность ребенка зависит от порядка вокруг него. Необходимо, чтобы вещи, посуда, игрушки имели свои места и возвращались на место. Чтобы ребенок, как и остальные члены семьи, спал в своей кровати, по возможности сидел за столом на своем месте, ел из своей тарелки. Хорошо, когда в семье соблюдают­ся некоторые постоянные «ритуалы» — укладывания спать, прогулок, приема гостей.

Невозможно перечислить все то, к чему приходит­ся приучать ребенка.

Ведь постоянные нарушения и отклонения могут тоже закрепляться и грозить стать «правилами».

Очень важны правила, связанные с едой: что, как и когда ребенок ест, как он себя при этом ведет. Обыч­но еда — испытание не только для ребенка, но и для родителей. К сожалению, родители не всегда выдер­живают эти испытания.

В семье двухлетней девочки тяжелая проблема: дочка «ничего не ест» (эти традиционные слова родителей всегда удивляют — непонятно, как ре­бенок при этом выживает, да еще неплохо выгля­дит?). Девочку кормят отдельно от всех, так как нужны особые условия. Чтобы она открывала рот на ложку с кашей, мама должна петь, а няня тан­цевать (или наоборот). Эти песни и пляски про­исходят по нескольку раз в день и совсем измота­ли домочадцев.

А вот другой пример.

Мать пятилетнего мальчика озабочена его неор­ганизованностью. Правда, в доме есть дядя маль­чика, который умеет «приводить племянника в норму». Например, если тот вышел из-за стола, а потом возвращается, чтобы схватить кусок, дядя ему этого не разрешает. Мама довольна дей­ствиями дяди, считает их правильными. Но на вопрос: «А сами вы делаете так же?»отвеча­ет: «Нет, что вы, я ведь мама! Он пришел из са­дика, может быть голодный, надо дать покушать сколько захочет».

Так оказывается на разных чашах весов забота, ус­ловно говоря, «о желудке» и о нормах поведения. К со­жалению, первая чаша у родителей порой перевеши­вает, и, конечно, действуют они «из самых лучших со­ображений».

Как приучить ребенка к порядку и не перестараться?

Как помочь ребенку?

Вернемся к моментам, когда ситуация еще не так за­пущена. Заметим, что просто отслеживать выполне­ние правил недостаточно. Очень важно, чтобы роди­тель был включен в общение с ребенком по поводу разных дел, тогда его помощь оказывается гораздо более эффективной.

Недавно я наблюдала мать, гуляющую с двухлет­ней дочкой. Девочка играла в песочнице. Подходи­ло время обеда.

«Давай, моя хорошая,обратилась к ней мать,будем потихоньку собираться домой. От­ряхнем руки, соберем формочки, положим их в па­кет… Куколку и совок тоже не забудем» (все это она приговаривала и делала не спеша, давая воз­можность девочке принимать участие).

«Сейчас пойдем домой… Ой, как хорошо ты мне помогаешь. Придем домой, разденемся, помоем ручки, будем есть вкусный супчик…»

Казалось бы, что особенного делала мать? На са­мом деле, очень многое! Во-первых, она говорила очень доброжелательно (моя хорошая, как хорошо ты мне помогаешь!), поддерживая приятный тон обще­ния. Во-вторых, подстраивалась под темп девочки, ко­торой надо было оторваться от игры и начать соби­раться — что всегда не просто дается ребенку (гово­рила потихоньку собираться, и сама действовала не спеша). В-третьих, «озвучивала» и организовывала действия ребенка, помогая ему и в то же время со­храняя его инициативу — предлагала отряхнуть руки, сложить игрушки, не забыть другие. В-четвертых, она планировала следующие ближайшие шаги, при этом делая их привлекательными (вкусный супчик).

В результате следовало естественное послушание ребенка, а вместе с ним — приучение его

к порядку и дисциплине.

Многие родители интуитивно ведут себя так же. Им нравится приговаривать, когда они занимаются с ма­лышом, и тем более обсуждать занятия и дела с деть­ми постарше.

С дошкольного возраста приходится приучать детей и к более сложным вещам. Например, важно, чтобы они научились держать свое слово, выполнять взятые на себя обязательства. Когда дети умоляют за­вести щенка, купить хомячка или аквариумных рыбок, они горячо заверяют, что будут заботиться о своих пи­томцах и все делать сами. Но потом многое «забыва­ется», так что заботы ложатся на взрослых.

Сошлюсь на интересный случай из воспоминаний замечательного американского психотерапевта Миль­тона Эриксона. У него было восемь детей, и каждый из них испытал на себе умелое, часто нетрадицион­ное обращение отца с их детскими проблемами. При­вожу его рассказ:

У детей короткая память, но я отлично запоми­наю, что они делали или говорили.

Роберт однажды заявил: «Я достаточно взрос­лый, большой и сильный, чтобы каждый вечер вы­носить мусор». Я выразил сомнение в этом, но он горячо защищал свою точку зрения. Тогда я ска­зал: «Хорошо, со следующего понедельника мы по­пробуем».

Он вынес мусор в понедель­ник и во вторник, но в среду за­был это сделать. В четверг я ему напомнил, и он вынес мусор, но забыл это сделать в пятни­цу и в субботу. Поэтому в суббо­ту я дал ему возможность как можно больше поиграть в ак­тивные игры, которые ему очень понравились, но от которых он устал. И затем в качестве осо­бого исключения я позволил ему лечь спать так поздно, как он пожелает. В час ночион сказал: «Пожалуй, я пойду спать».

Я отпустил его. По какой-то «странной слу­чайности» я проснулся в три часа ночи и разбу­дил Роберта. Я очень извинялся за то, что забыл ему напомнить вынести мусор. Не сделает ли он этого сейчас? И вот с большой неохотой Роберт оделся. Я еще раз извинился за то, что не напом­нил ему, и он понес мусор.

Вот он вернулся, разделся, надел пижаму и за­брался в кровать. Когда он крепко заснул, я снова разбудил его. На этот раз я извинялся еще боль­ше. Я сказал ему, что сам не понимаю, как это мы просмотрели мусор в кухне. Не оденется ли он снова и не вынесет ли этот мусор? Он вынес его в мусорный контейнер у дороги. Он шел обратно, глубоко задумавшись, и уже дошел до крыльца. Вдруг он рванулся обратно на дорогу к мусорному контейнеру, чтобы убедиться, что крышка на нем хорошо закрыта.

Войдя в дом, он остановился и окинул взглядом кухню, прежде чем снова лечь в постель. А я все еще продолжал извиняться. Он лег спать и уже больше никогда не забывал выносить мусор.

Фактически, Роберт запомнил этот урок так крепко, что у него, теперь уже взрослого, вырвал­ся тяжелый вздох, когда я сказал ему, что опишу этот случай в своей книге.

В этом эпизоде отец повел себя, действительно, несколько необычно. Однако все, что он делал, было четко продумано и рассчитано на безусловный ре­зультат. Во-первых, он разбудил сына поздно ночью (причем дважды!), дождавшись, когда тот крепко за­снул. Для чего? — Чтобы дать ему сильнее прочувст­вовать, что держать слово — дело важное, во всяком случае, важнее ночного сна. Во-вторых, он провел всю «воспитательную операцию» в интересном тоне: не­прерывно сожалея и извиняясь. Почему? — Чтобы, сочувствуя и беря на себя часть вины, установить дру­жеский тон и тем самым предотвратить возможную негативную реакцию сына. Расчет оказался точным: мальчик не только добросовестно сделал все, но больше никогда не забывал о своем слове.

Использовать «внешние средства»

Организовать себя дошкольникам и младшим школьни­кам помогают и так называемые внешние средства. Это наглядный материал в виде картинок, списков, инструк­ций, расписаний и т.п., которые напоминают ребенку что, когда и в какой последовательности надо делать. Они замещают «руководящие указания» взрослого и по­могают самостоятельно справляться с делами. Хочется особенно подчеркнуть «гениальность» этого способа.

Введение внешнего средства помогает «убить сразу двух зайцев»:

  1. снять нагрузку с родителей
  2. делегировать ответственность ребенку.

К сожалению, родители не всегда готовы переда­вать свою роль такому неодушевленному «заместите­лю». Вот один из многих примеров.

Мать будит по утрам сына-второкурсника, кото­рый отчаянно сопротивляется всем ее усилиям. На вопрос:

А что, у вас нет будильника?
Мать отвечает:

  • Конечно есть, он его каждый день ставит, а когда тот звенит, затыкает и продолжает спать!
  • И что вы делаете?
  • Ну, я иду его будить. Иногда приходится де­лать это по нескольку раз. Он говорит: «Сейчас встану, не приставай!»А сам снова засыпает. Пока не разозлится на меня, тогда действитель­но просыпается и встает.
  • А что, если вы не станете его будить?
  • Так ведь он лекцию проспит!

Дальше можно было бы поинтересоваться, чья это забота, но ответ и так ясен: мать продолжает остав­лять эту заботу себе, мешая сыну взять на себя ответственность за свои учебные дела, а заодно на­учиться пользоваться вполне подходящим «вспомога­тельным средством».

Не бояться «уроков жизни»

Всем известны естественные следствия неоргани­зованности или непослушания — это наказания, кото­рые исходят от самой жизни.

Тогда ему некого будет винить, кроме самого себя, и он приобретет ценный опыт. Только что мы говорили о вста­вании или невставании по будильнику. Посмотрим на другую ситуацию, где мать повела себя более разумно.

Девятилетний школьник не сложил с вечера портфель, утром впопыхах не нашел тетрадку с домашним заданием, провозившись, опоздал в шко­лу, получил двойку. Приходит домой расстроен­ный и сообщает матери о случившемся.

МАТЬ. Жаль, что так получилось. Ты думал, что утром успеешь собраться.

СЫН. Вот именно, подумаешь, сложить какие-то две (Ищет тетрадь.) Куда же она за­пропастилась!? Главное, сделал домашнююработу, а она мне двойку!

МАТЬ. Тебе кажется, эта двойка несправед­ливая.

СЫН. Конечно! Если бы за знание, а то, го­ворит, «за несобранность»! За это надо ставить по дисциплине… (Обнаруживает тетрадь за столом.) Да вот же она! Смотри, я все правильно решил! Сейчас вот сделаю сегодняшний урок и на­рочно сразу положу все в портфель, чтобы знала…

МАТЬ. То есть, хочешь положить все заранее.

СЫН. Ну да, не собираюсь лопухаться второй раз!

Мы видим, что мать действовала очень мудро. Во-первых, она позволила сыну столкнуться с возмож­ными неприятными последствиями — не стала напо­минать о несобранном портфеле. Во-вторых, когда неприятность случилась, она сочувственно отнеслась к его переживаниям. Ее активное слушание позволи­ло сохранить дружескую атмосферу и помочь мальчи­ку извлечь полезный урок.

Мы обсудили несколько основных методов и законо­мерностей, учет которых помогает родителю и ребенку в нелегкой задаче приучения.

  • начинать по возможности рано и де­лать это систематически. Важно помнить о естествен­ных законах организма: любое действие при раннем начале и повторении превращается в привычку.
  • помогать ребенку в сложных для него задачах (напоминать, подстраховывать, делать вместе), затем постепенно отпускать его на самостоятельность.
  • В «переходный период» стоит помнить о внешних средствах
  • Исключительно важно следить за доброжелательные тоном общения, особенно если приучение идет трудно.
  • Полезно помнить правило: «На ошибках учатся». Не следует «стелить соломку» везде, где ребенок может «упасть». Важно оставлять ему возможность встре­титься с неприятными последствиями своих действий.
Каждая мама обязана знать:  Дочь зависит от чужого мнения
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация