Урок с логопедом (Часть первая)

Содержание

Логопедические занятия и упражнения: развиваем правильную речь ребенка

Детям свойственно шепелявить, не выговаривать звуки, пропускать или заменять их на более простые. Связано это с несовершенством артикуляционного аппарата. Можно ли исправить эту проблему?

Совершенствуем речь ребенка дома

Когда ребенок начинает издавать первые звуки, мы умиляемся, нам это кажется таким смешным и забавным. Но вот если услышать подобную речь от взрослого, то это восхищение исчезнет. А ведь умение говорить правильно нужно развивать еще в раннем детстве, и если этого не сделать, в будущем человек не сможет полноценно общаться с другими людьми, его речь будет искаженной, некрасивой и непонятной. И если ваш ребенок уже сейчас испытывает трудности в произношении каких-либо звуков, проводите с ним логопедические занятия и упражнения – они прекрасно развивают артикуляционный аппарат, совершенствуют речь, учат детей грамотно высказывать свои мысли.

В идеале, к 4-5 годам дети овладевают четким произношением всем звуков. В силу различных причин, процесс формирования правильного звукопроизношения у многих дошколят замедляется.

Дефекты звукопроизношения самостоятельно не исчезнут, для их устранения необходимы системные упражнения с логопедом, а также совместные занятия с родителями. Правильно выстроенная система занятий-ваш главный помощник. В этой статье раскроем для вас несколько простых приемов и упражнений, выполняя которые, ваш ребенок научится правильному произношению

С чего начинать логопедические упражнения? Структура грамотно построенного занятия.

Проведя тщательную диагностику речи ребенка можно приступить к занятиям, направленным на ее коррекцию. Стоит заметить, в результате обследования речи, специалист получает сведения, касающиеся не только его речевого развития, но и интеллектуального и психомоторного.

Грамотный специалист использует эти данные, чтобы воздействовать на ребенка используя максимально развитые ресурсы самого ребенка, опираясь на то, что интересно ребенку. Он предложит вам наиболее оптимальную схему построения логопедического занятия.

Помните, что в таком возрасте достаточно 15-20 минут, материал данный сверх нормы не принесет результатов и не будет усвоен в полном объеме. Также поймите, что игра-является основным видом деятельности в 4-5 лет поэтому весть процесс коррекции звукопроизношения строится в игровой форме.

Виды логопедических занятий для малышей

Занятия на развитие речи могут состоять из:

  • пальчиковых игр;
  • артикуляционной гимнастики;
  • игр на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику (стихотворные произведения с движениями);
  • стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи.

Логопедические занятия нужно проводить ежедневно. Самое трудное в них – суметь заинтересовать ребенка. Поэтому совсем не обязательно, чтобы подобные занятия проводились по типу уроков в школе, где ученики смиренно сидят за партами, а учитель монотонным голосом объясняет новую тему. Для малышей такие занятия – сродни пытке. Включите фантазию: пусть малыш учится с вами, играя на коврике, сидя на подушке, прячась в своем шалашике, прыгая или бегая… Главное – итоговый результат. Стройте занятия в игровой форме – так малыш лучше запомнит материал и совсем не устанет.

Кроме того, устраивая логопедические занятия с ребенком дома, следует:

  1. Начинать занятия с 2-3 минут, постепенно увеличивая их продолжительность до 15-20 минут.
  2. Делать занятия интересными, чтобы у ребенка возникало желание заниматься. Никогда не заставляйте малыша выполнять упражнения насильно – вы получите противоположный результат.
  3. Выполнять задания чаще, но пусть они будут кратковременными.
  4. Относиться к неудачам малыша легко, без крика, с пониманием. Каждую ситуацию разбирайте вместе, например, ищите причину того, почему у ребенка такой непослушный язычок, как это исправить.

Теперь рассмотрим каждый из видов логопедических игр, перечисленных выше.

Пальчиковые игры

Посредством пальчиковых игр развивается мелкая моторика ребенка. Чем это помогает развитию речи? Учеными установлено, что между человеческой рукой и частью его мозга, которая отвечает за речь, имеется тесная взаимосвязь. Поэтому, разучивая тексты с использованием пальчиковой гимнастики, у ребенка происходит развитие пространственного мышления, воображения, быстроты реакции, внимания и эмоциональной выразительности. Запоминание текстов происходит быстрее, а речь становится выразительней.

Эффективность пальчиковых игр достигается, если заниматься с ребенком ежедневно, уделяя подобным упражнениям всего 5 минут. Рассмотрим несколько примеров пальчиковых игр.

    «Цветок». Пальцы рук смотрят вверх, собраны вместе. Из полусогнутых ладоней делаем бутон, прижав их друг к другу. Начинаем проговаривать четверостишье, выполняя движения на каждую вторую строчку:

Бутончик распускается! (разводим пальцы обеих рук в стороны, удерживая нижнюю часть ладоней вместе)

Цветочек спать ложится! (возвращаемся в исходное положение).

  • «Кошечка». Ладошки положить на стол, сжать в кулачки. На слова «Кулачок — ладошечка. Я иду, как кошечка» одновременно выпрямляем пальчики, не отрывая ручки от поверхности стола, и сжимаем их. Чтобы усложнить упражнение, разжимайте ладошки попеременно на счет «раз, два». Повторять упражнение нужно 3-5 раз.
  • «Птичка летит». Скрестить руки, ладонями перед собой. Переплести между собой большие пальцы, которые будут имитировать голову птицы. Остальные пальцы — это крылья, которыми нужно будет махать, не разъединяя пальцы.

    Птички полетели, (машем крылышками)

    Сели – посидели, (прижимаем ладошки к груди)

    «Клен». Эта игра подходит для детей 3-го года жизни. Все движения выполняются в соответствии с текстом стихотворения:

    Ветер тихо клен качает, (растопырить пальчики и тянуть их кверху)

    Вправо, влево наклоняет: (качаем ладони вправо и влево)

    Раз – наклон и два – наклон, (как можно ниже наклоняем ладошки в указанные стороны)

    Зашумел листвою клен. (быстро шевелим пальчиками)

    «Торт». Выполняем движения по тексту стихотворного произведения.

    Тесто ручками помнем, (сжать, разжать пальцы несколько раз)

    Сладкий торт мы испечем. (мнем воображаемое тесто)

    Середину смажем джемом, (делаем круговые движения ладошками по поверхности стола)

    А верхушку – вкусным кремом (круговыми движениями трем ладошки друг о друга)

    И кокосовою крошкой

    Мы украсим торт немножко (имитируем действие обеими руками)

    А затем заварим чай –

    В гости друга приглашай! (пожимаем правой рукой левую).

    «Зима». Подходит для деток 4-7 лет.

    Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы загибаются по одному)

    Вышли мы во двор гулять.

    Бабку снежную лепили, (выполняем движение лепки снежных комков)

    Птичек зернышком кормили, (бросаем зернышки, растирая пальчики друг о друга)

    После с горки мы катались, (проводим ладошкой правой руки по левой ладони)

    Весело в снегу валялись. (попеременно кладем ручки на поверхность стола то ладошками, то тыльной стороной)

    Мы в снегу домой пришли, (отряхнуть ладошки от снега)

    Съели борщ и спать пошли. (выполняем движения ложкой и изображаем сон, сложив руки ладоней к ладони и положив их под щеку)

    Пальчиковые игры можно использовать, как физкультминутку на логопедических занятиях. Они помогают сменить вид деятельности без потери детского внимания и желания к обучению. К тому же это интересно, весело и полезно. Главное рассказывать стихотворения с захватывающим выражением и четко показывать движения.

    Кроме того, пальчиковые игры помогают:

    • развить согласованность движений обеих ручек ребенка;
    • сочетать речевую и физическую деятельность малыша, использовать их одновременно;
    • развить точные и дифференцированные движения пальцев и кистей детских рук;
    • научиться повторять движения за взрослыми;
    • стать более внимательными, развить зрительное восприятие;
    • усовершенствовать память, воображение, усидчивость.

    Пальчиковые игры нужно проводить систематично. Занятия возможны как с одним ребенком, так и с группой малышей. Однако важно учитывать возраст детей, их настроение, готовность к занятиям, желание и возможность.

    Артикуляционная гимнастика

    Презентацию и музыкальное сопровождение для артикуляционной гимнастики вы можете найти на этой странице.

    Артикуляционная гимнастика необходима для правильного звукопроизношения, укрепления мускулатуры лица, языка, губ, мягкого неба. Упражнений существует множество, специалист поможет подобрать вам наиболее подходящие, для ваших звуков.

    Задания подразделяются на статические и динамические. Каждое имеет название, которое без труда запомнит ваш малыш, что значительно облегчит понимание инструкций во время занятий. Применив немного фантазии, можно отправится в сказочные путешествия с ребенком, где главный герой будет язычок ребенка. Вариаций множество, все зависит от вас. Ниже приведены те самые упражнения, прочитав описания, вы поймете, что они не сложные, не требуют дополнительных знаний от вас (родители).

    Артикуляционной гимнастикой называют группу упражнений для языка и губ. Именно они являются основными в процессе звукопроизношения. Если язык развит недостаточно, человек не сможет произносить звуки, а значит, его речь будет непонятной или недостаточно четкой.

    Выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом – так можно увидеть правильность движений языком, губами в процессе занятий. Для детей очень важно видеть, как двигаются его язык и губы, как и где они расположены. Так быстрее приходит понимание о их правильном местоположении, от чего зависит эффективность артикуляционной гимнастики. Логопеды рекомендуют выполнять упражнения дважды в день по 5-7 минут. В результате ваш ребенок получит правильную и четкую речь.

    Рассмотрим несколько простых, но эффективных упражнений.

    1. «Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.
    2. «Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.
    3. «Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя…».
    4. «Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.
    5. «Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.
    6. «Часики — тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
    7. «Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).
    8. «Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» — поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.
    9. «Змейка». Открыть ротик, высовывать узкую часть языка со рта и быстро прятать его обратно. Прикасаться к зубам и губам запрещено.
    10. «Прокати карандаш». На стол перед ребенком положить карандаш. Попросить его улыбнуться, широкую переднюю часть язычка нужно положить на нижнюю губу и, не спеша (выдыхая воздух), подуть на карандаш, чтоб он покатился по поверхности.

    В дополнение к артикуляционной гимнастике используют упражнения, направленные на развитие голоса, дыхания, речевого слуха. В таком комплексе занятия позволят поставить правильное звукопроизношение у ребенка.

    Логоритмика, развитие слуха и звукоподражание

    Фонематический слух (еще его называют речевым слухом) – это способность различать, понимать и производить звуки. При недостаточном развитии речевого слуха искажается восприятие услышанного, соответственно, речь производится неправильная, нечеткая. Чтобы исправить или не допустить развитие этой проблемы, с детьми выполняют такие упражнения:

    1. «Ушки-слушки» — игра на развитие слуха. Цель – усовершенствовать слуховое внимание, закрепить умение различать звуки. Взрослый показывает ребенку несколько разных предметов, которые могут издавать звуки – ложки, барабан, бокалы, трещотки, маракасы и т.д. Вместе с малышом нужно прослушать, как звучат предметы. Затем взрослый просит ребенка отвернуться и угадать, какой предмет будет звучать за его спиной.
    2. «Где звенит?» — упражнение на развитие слуха. Для игры понадобится колокольчик и просторное помещение. Ребенок стоит с закрытыми глазами, взрослый в это время тихо перемещается по комнате, звеня колокольчиком в разных местах. Задача ребенка – не оборачиваясь, указать рукой, где звенел колокольчик.
    3. Игры на звукоподражание: в принципе, для такого упражнения подойдет любая сюжетная детская картинка. Например, на картинке девочка укачивает куклу: «Оксана укладывает куклу Машу спать и говорит а-а-а. Давай поможем ей вместе! А-а-а!». Помогайте ребенку, используйте движения, имитирующие укачивание ребенка, контролируйте артикуляцию вашего малыша.
    4. Упражнения на подражание голосам птиц, животных. Чтобы подобные игры были интересней, в качестве наглядного материала рекомендуется использовать картинки или фигурки животных, их детенышей. Например, игра «Комарик». Для нее понадобится изображение комарика. Взрослый рассказывает: «Знакомься, этого комарика зовут Степан. Когда он летает, он любит петь песенку з-з-з. А ты умеешь петь такую песенку? Давай попробуем вместе со Степаном! З-з-з». Затем предлагаем малышу поймать «комарика» в кулачок и послушать его песенку. Хватаем кулачком воздух, подносим его к уху и проговариваем: з-з-з. Далее предлагаем ребенку тоже поймать «комарика» и послушать его песенку. Можно подражать бытовым шумам: ножницы режут – чик-чик, капает вода – кап-кап и т.д.
    5. Логоритмика – это логопедические упражнения, в которых соединены движения, речь и музыка. Такой вид занятий очень нравится детям – им весело и интересно. Сначала взрослый читает стих и показывает движения, все это сопровождает умело подобранная музыка. Затем дети повторяют все сами или с взрослым – проще не придумать. Главное – тщательно заранее подготовиться. Например, игра «Прогулка».

    По узенькой дорожке (шагаем на месте)

    Шагали наши ножки (шагаем, высоко поднимая ноги)

    По камешкам, по камешкам (медленно переминаемся с ноги на ногу)

    И в ямку… бух! (подпрыгнуть и сесть на пол)

    Стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи

    Стихи и упражнения к ним вы можете скачать здесь.

    Развитию речи прекрасно способствуют скороговорки – это небольшие рифмованные фразы. С их помощью речь становится четкой и грамотно правильной, они увеличивают запас слов ребенка, совершенствуют речевой слух, улучшают дикцию.

    Идут бобры в боры сыры,

    Добры бобры, бобры добры.

    Дали вместе с простоквашей

    Нашей Клаше каши.

    Ела-ела кашу Клаша

    Вместе с простоквашей.

    Шесть мышат в камышах шуршат.

    Саша шишки шапкой сшиб,

    Получил на лбу ушиб.

    Мама Милу с мылом мыла,

    Не любила Мила мыло.

    Таких скороговорок много, найти их можно в специальной литературе для детей. Не стоит сразу разучивать с малышом сложные стихотворения – начните с малого. И помните: ребенок знает и понимает гораздо больше слов, нежели произносит, просто они находятся, так сказать, «в спящем режиме». И чтобы эти слова малыш начал использовать в общении, нужно помочь ему. А сделать это можно, постоянно занимаясь с ним, читая книги ребенку, рассматривая с ним картинки, комментируя увиденное или услышанное. Помогите своему чаду стать эрудированным, с красивой дикцией и грамотной речью человеком. И тогда успешная и счастливая жизнь ему будет обеспечена.

    Логопедические распевки, упражнения, песенки для детей 2-3 лет.

    Родители начинают беспокоиться, когда малыш в 2-3 года не говорит. Однако сильно тревожиться не стоит. По мнению специалистов каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями. Устраивать занятия с неговорящими детьми возможно и в домашних условиях. В данной статье рассматриваются логопедические занятия для детей 2 3 лет.

    Как развить речь до 3 лет. Советы экспертов

    Для формирования речи стоит придерживаться следующих рекомендаций специалистов:

    • для правильного развития речи очень важна игра. С помощью нее малыш познает окружающий мир;
    • ежедневно необходимо читать;
    • малыша нужно слушать очень внимательно;
    • стоит объяснять малышу о своих мыслях, рассуждать вместе с ним, проговаривать планы на будущее;

    Упражнения с логопедом

    • ребенку необходимо задавать вопросы, которые будут побуждать его к размышлениям;
    • с малышом необходимо обсудить как он провел свой день в детском саду;
    • заниматься стоит с использованием изображений;
    • малыша необходимо всегда поддерживать, даже если у него не совсем все получается.

    Логопедические распевки для детей 2-3 лет

    Логопедические детские распевки 2-3 лет является одним из основных методов работы с детьми, у которых есть проблемы с речью. В процессе работы используются упражнения, которые разработаны Новиковой-Иванцовой. Дети проще воспринимают фразы, проговариваемые в рифму. Музыка влияет благотворным образом на психологическое состояние малыша. В совокупности это повышает эффективность упражнений.

    Работа базируется на онтогонистическом принципе. Для тех детей, у которых нарушено произношение гласных, пропевание формирует верный акустический образ. На занятиях прорабатывается умение управлять высотой голоса. У детей формируется правильное дыхание при разговоре.

    Важно! При подборе речевого материала для распевания необходимо учитывать возраст малыша.

    Пример логопедических распевок 2-3 лет:

    • ку-ку-ку — пропел петух ку-ка-ре-ку;
    • гу-гу-гу — бродят гуси на лугу.

    Логопедические упражнения для детей 2-3 лет

    Во второй, третий годик с ребенком можно проделывать специальные логопедические упражнения в домашних условиях. Они развивают движения губ, языка и нижней челюсти. Они помогают укрепить мышцы артикуляционных органов, за счет чего появление звуков происходит быстрее. Все упражнения производятся перед зеркалом.

    Дома можно делать следующие задания:

    • лопание пузыря: щеки максимально надуваются. Прижать ладонью сначала одну потом другую щеку;
    • широкая улыбка: губы вытягиваются трубочкой, затем необходимо широко улыбнуться, показав зубы;
    • покажи язык: необходимо быстро высунуть язык, а затем убрать.

    Проведение логопедических упражнений

    Логопедические песенки для детей 2-3 лет

    Логопедические песенки для детей 2 3 лет направлены на автоматизацию звуков и четкости речи. Тексты и ноты песен заинтересовывают детей, создают для них радостное и благоприятное настроение. Малыш с удовольствием подпевает, занятие приобретает веселую и ненавязчивую атмосферу. Чтобы проводить занятия дома достаточно скачать онлайн сборники песенок из Интернета.

    Как провести логопедическое занятие дома для детей 2 3 лет

    В два три года малыш не может долго усидеть на одном месте. Занятия с ним лучше проводить только тогда, когда малыш сам захочет.

    Важно! Прежде всего, необходимо наладить с малышом эмоциональный контакт.

    В качестве домашних занятий для развития речи можно использовать игры с пальчиками: необходимо сложить вместе указательный и большой палец. Остальные пальцы оставить прямыми. Стоит показать детям этого петушка и сказать: «Петя-Петушок, золотой гребешок, пошел на базар и купил сапожок».

    Игры для малышей на звукоподражание

    Для изучения звуков и слогов можно использовать упражнения на подражание звукам животных и предметов. С малышом можно проговаривать подряд такие слова:

    • свинка твердит: «хрю-хрю, я вам печенку подарю»;
    • паровоз ездит по свету и говорит: «ту-ту, я еду»;
    • заяц морковку ест с аппетитом, и создает шум: «хрум-хрум»;
    • дождик твердит: «кап-кап, нужно зонт с собой брать».

    Развиваем слух

    Для тренировки фонематического слуха используются специальные игры. Примеры игр:

    1. Ребенок берет в руки два флажка разных цветов. Например, зеленый и желтый. Малышу необходимо объяснить, что когда слово произносится правильно необходимо поднять зеленый флажок, а когда неправильно — красный. Например: собака — кабака — лобака и т. д.;
    2. Можно применять картинки. Малыш должен хлопнуть в ладоши, когда он увидит на картинке слова, которые похожи по звучанию.
    3. Игра в учителя. Необходимо читать сказку и намеренно делать в ней ошибки. Малыш должен поправлять взрослого.

    Упражнения по артикуляционной гимнастике для развития речи у детей 2-3 лет

    Во время логопедических занятий дома необходимо разрабатывать мышцы языка. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она проводится перед зеркалом. Упражнения:

    • ребенок представляет, что язык это кисточка. Рот немного открыт. Языком необходимо провести по небу в сторону горла и обратно;
    • рот раскрыт широко. Язык находится под нижними зубами. Кончик языка поднять под верхние зубы и опустить обратно;
    • язык чистит зубы. Рот широко открыт. Сначала язык проходит по нижним зубам, а затем по верхним.

    Пополняем словарный запас: учим стихи и скороговорки

    Чтение скороговорок и стихов помогает формировать красивую и правильную речь. Они учат проговаривать буквы, не пропуская и не заглатывая их.

    Важно! Особое внимание стоит уделить скороговоркам на букву «Р» и на шипящие.

    • На дворе трава, на траве дрова.
    • Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

    Первое занятие логопеда с ребенком: с чего начать

    Логопедические занятия осуществляются в следующих целях:

    1. Понимание родной речи, наблюдение и осмысливание всего, что происходит вокруг. Так ребенок познает окружающий мир. Логопед формирует общие понятия, дает основы словообразования, учит применять сложные фразы.
    2. Формирование верного произношения слов и развитие фонематического слуха. Контроль за ясностью и выразительностью речи.
    3. Обучение самостоятельной речи с применением разных предложений.

    Многих интересует, как проводится первое занятие логопеда. Первое занятие логопеда с ребенком с чего начать:

    1. Расположение ребенка к себе.
    2. Проведение диагностики и выявление проблем.
    3. Знакомство с речевым аппаратом.
    4. Обучение простейшим логопедическим упражнениям и играм.
    5. Построение плана работы.

    Первое занятие с логопедом

    Литература в помощь логопеду: Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., «Логопедические занятия в младшей группе»

    Конспект Фадеевой и Пичугиной предназначен для логопедических занятий в младшей группе. Оно способствует формированию речевых навыков у детей двух-трех лет, у которых имеются различные проблемы с речью разной этиологии. Оно предназначено для логопедов, дефектологов, воспитателей и родителей.

    Этапы работы над новым словом в логопедии

    Этапы работы над новым словом в логопедии:

    1. Определение взаимосвязи звукового слова со зрительным, слуховым и другим образом.
    2. Анализ состава слова.
    3. Выявление семантических признаков слова.
    4. Введение слова в семантическое поле.
    5. Закрепление значения слова.

    Специфика логопедического занятия для детей от 2 лет

    К особенностям работы логопедического занятия с не говорящими детьми относятся:

    • Занятия основываются на подражании взрослому, его действиям и словам.
    • Обучение происходит в форме игры.
    • Необходимость в достижении эмоционального контакта.
    • Повторение словесного материала.

    Логопедические занятия проводятся с целью корректировки нарушений в развитии речи. Существуют различные способы и методы, которые позволяют решить данную проблему.

    Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

    Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

    Проведение логопедических занятий в домашних условиях

    Нарушения произношения звуков встречаются у многих детей. Самыми распространенными проблемами являются искажение звучания буквы (картавость, шепелявость и др.), её замена на другую, пропуск сложных в произношении звуков. Логопедические занятия – будь то самостоятельные или под руководством профессионала – помогут устранить существующую проблему.

    Если уроки логопеда недоступны для вас по каким-либо причинам, то с ребенком можно заниматься и самостоятельно, но придерживаясь определенных рекомендаций.

    Развитие речи ребенка посредством игр

    У деток дошкольного возраста игры для развития речи признаются наиболее эффективным методом устранения различных речевых дефектов.

    Игра, направленная на улучшение речевых возможностей, не только привлекает ребенка своей увлекательностью, но и является наиболее полезной из всех методов развития этого важнейшего навыка. Логопедические занятия для детей, проводимые в игровом формате, способствуют развитию речи, закреплению новых слов, формированию правильного произношения звуков. Дополнительно закладывается будущая основа для познавательной деятельности и развития умственных способностей.

    Вот примеры основных видов занятий, направленных на развитие богатства речи у детей:

    • Дополнение предложения: летом листики на клёне зеленые, а с наступлением осени…; грибы мы собираем в …, а помидоры – на … и т.д.
    • Завершение предложения: я хочу….; я могу…; я нарисую… и т.д.
    • Описание предмета: ручка – новая, красивая, цветная…; ромашка – белая, красивая, летняя…; речка – глубокая, широкая, прозрачная…и т.д.
    • Названия домашних и лесных животных с детенышами: петух, курица, цыплята; заяц, зайчиха, зайчата и т.д.
    • Большое – маленькое (ребенку необходимо к предложенному слову подобрать уменьшительно-ласкательное): ваза – вазочка, мышь – мышка, листок – листочек и т.д.
    • Поймай мячик (логопед бросает мяч и называет существительное, задача ребенка – преобразовать его в прилагательное): осень – осенний, береза – березовый и т.д.
    • Выражение несогласия/согласия (задача занятия – сформировать у ребенка способность к утверждению либо оспариванию предложенной мысли с умением обосновывать свое мнение): Скоро начнется дождик – Нет, потому что на небе нет облаков.
    • Словообразование (в предложенном слове нужно заменить конкретный звук): белка – булка, сам – сом, дать – дуть.

    Постарайтесь выполнять упражнения используя картинки, детки их очень любят.

    Логопедические занятия в домашних условиях

    Логопедические занятия с ребенком могут включать:

    • пальчиковые игры;
    • гимнастику на развитие артикуляции;
    • игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмику;
    • декламацию стихов и скороговорок.

    Заниматься с ребенком необходимо ежедневно, тщательно продумывая ход занятия, увлекая его. Если ему будет неинтересно, то необходимых навыков малыш не приобретет.

    Начиная логопедические занятия дома, нужно помнить о следующих правилах:

    • Продолжительность урока необходимо увеличивать постепенно. Первый может продлиться не больше 3 – 5 минут.
    • Занятие должно быть интересным и вызывать у ребенка желание обучаться. Заставлять малыша что-то делать против его воли не стоит, иначе он может отказаться от выполнения упражнений совсем.
    • Можно устраивать короткие занятия, но по нескольку раз в день.
    • Если у ребенка что-то не получается, нельзя на него кричать. Нужно постараться найти причину «непослушного язычка» и исправить её.

    Пальчиковые игры

    Логопедические занятия для детей должны включать в себя пальчиковые игры, поскольку они способствуют развитию мелкой моторики. Учеными давно доказана прямая связь между руками и частью мозга, отвечающей за развитие речевых навыков.

    Разучивание текстов в сочетании с пальчиковой гимнастикой помогает развивать такие навыки, как:

    1. умение мыслить пространственно, выражать свои эмоции;
    2. воображение;
    3. внимание.

    У ребенка помимо улучшения речи наблюдается ускорение быстроты реакций. Занятия, проводимые в игровой форме, помогают лучше запоминать текст и делают речь более выразительной.

    Для получения необходимого результат заниматься с ребенком нужно ежедневно, тратя на это около 5 минут времени.

    Упражнения на развитие моторики пальчиков:

    • Цветочек. Ладони сложены вместе, пальчики направлены вверх. Из ладошек складываем цветочный бутон, прижимая их друг к другу. Ребенок произносит вслух четверостишие:
      Солнце поднимается,
      Цветочек раскрывается,(пальчики нужно развести в стороны, но ладошки остаются прижатыми)
      Солнышко садится,
      Цветочек спать ложится (пальчики надо вернуть в исходную позицию).
    • Кошечка. Ладони лежат на столе, собраны в кулак. Ребенок произносит слова «Кулачок – ладошка. Я иду как кошка» и расправляет пальчики, не отрывая ладоней от поверхности стола, а потом снова сжимает. Повторить упражнения три – пять раз.
    • Летит птичка. Руки скрещены перед собой, ладонями к лицу. Нужно зацепить между собой большие пальцы. Это будет «голова», а крыльями выступят ладони. Махать ими нужно, не разъединяя пальцев.
      Птица полетела (машем крылышками),
      Села – поседела (ребенок разъединяет ладони и прижимает их к груди),
      Дальше полетела.

    Пальчиковые игры могут использоваться как минутки отдыха во время самого логопедического занятия, помогая отвлечь ребенка и позволить ему переключить внимание.

    Артикуляционная гимнастика

    Перед тем как начинать выполнять логопедические упражнения, необходимо провести артикуляционную разминку. Специализированная гимнастика помогает укрепить мускулатуру артикуляционного аппарата и подготовить его к проведению логопедических занятий.

    Артикуляционная гимнастика представляет собой набор упражнений, предназначенных для укрепления мышц губ и языка. Именно они отвечают за произношение звуков. Если мышцы языка недостаточно развиты, то речь будет звучать нечетко.

    Делать гимнастику необходимо перед зеркалом. Тогда ребенок сможет контролировать правильность выполнения движений. Ему очень важно наблюдать за движениями губ и языка. Так малыш быстрее поймет, какое положение они должны занимать, чтобы произносить звуки правильно.

    Артикуляционные упражнения нужно выполнять дважды в день. Продолжительность занятия – 5…7 минут. В итоге ребенок сможет научиться говорить не только правильно, но и максимально четко и понятно.

    • Губы растянуть в улыбке, но зубы не должны быть видны. Зафиксировать положение на 30 секунд.
    • Широко улыбнуться, открыв зубы. Зафиксироваться на полминуты.
    • Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на поверхность нижней губы. Шлепать им, проговаривая слог «ПЯ». При этом верхняя губа касается языка.
    • Рот открыт. Язык надо вытянуть вперед и попытаться свернуть его в виде трубочки. Зафиксировать положение на полминуты.
    • В медленном темпе облизывать языком губы от уголка к уголку, не отрывая языка от поверхности губ. Он должен совершить полный круг. Сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
    • На лице широкая улыбка с приоткрытым ртом. Кончиком языка надо касаться то одного уголка, то другого.
    • Улыбка на лице с приоткрытым ртом. Кончик языка прижать к поверхности зубов и с небольшим усилием проводить по задней стенке нижнего зубного ряда. Повторить 10 раз. Упражнение повторить, но проходить языком надо по внутренней поверхности верхних зубов.
    • На лице широкая улыбка. На счет «раз» дотрагиваемся до нижних зубов, на счет «два» — до верхних. Повторить упражнения 5 раз.
    • Рот открыт. Пусть ребенок быстро высовывает и прячет кончик языка. Но он не должен касаться зубов и языка.
    • На лице широкая улыбка. Язык расслаблен и лежит на нижней губе. Выдыхая воздух, ребенок должен дуть на лежащий на столе комочек ваты, чтобы он смог двигаться.

    Игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмика

    Дополнить артикуляционную гимнастику нужно другими упражнениями. Это должны быть упражнения для развития слуха, звукоподражание и логоритмика.

    Речевой слух помогает ребенку понимать, различать и воспроизводить звуки. Если он недостаточно хорошо развит, то речь у малыша нечеткая и содержит ошибки.

    Примеры упражнений на развитие речевого слуха:

    • Ребенку необходимо продемонстрировать предметы, способные издавать звуки. Это могут быть ложки, барабан, трещотки и другие. Затем необходимо дать малышу прослушать звучание каждого. Потом он поворачивается спиной и угадывает, какой из предметов прозвучал. Целью упражнения становится совершенствование речевого слуха и закрепление навыка в различии звуков.
    • Взрослый берет в руки колокольчик. Ребенок стоит у стены с закрытыми глазами. Взрослый передвигается по комнате и периодически звенит в колокольчик. Задача малыша – указать на звучащий колокольчик рукой, не открывая глаз.

    Развитие звукоподражания – еще одна часть логопедических занятий. Для упражнения используется сюжетная картинка в соответствии с возрастной группой ребенка. Это может быть, например, изображение девочки, укачивающей куклу. Пусть ребенок начнет воспроизводить укачивающие движения и баюкает воображаемую куклу. Важно контролировать его артикуляцию.

    Хорошие результаты дают игры, основанные на подражании голосам животного мира. Такие логопедические упражнения будут более интересными, если в ходе занятия будут использоваться изображения животных/птиц, их фигурки и фигурки детенышей.

    Примером может послужить игра в комарика. На картинке должен быть нарисован комар. «Давай познакомимся с комариком. Его зовут Арсений. Он много летает и часто поет свою любимую песенку – «З-З-З». Давай мы тоже будем ее напевать вместе с Арсением! «З-З-З».

    Потом предложите малышу поймать комарика и послушать, как он поет свою песню. Хватаем пустой воздух кулаком, прислушиваемся и поем комариную песню – «З-З-З».

    Логоритмика представляет собой логопедические упражнения, сочетающие движения, музыку и речь. Такие занятия очень нравятся всем деткам, потому что всегда проходят в веселой обстановке.

    Взрослый человек читает стихотворение вслух и воспроизводит описываемые в произведении движения. Очень важно заранее подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. Потом дети повторяют увиденное.

    Для занятия можно использовать, например, такое стихотворение:

    По узенькой дорожке (ребенок шагает на одном месте)
    Шагали наши ножки (начинает делать шаги на месте, высоко поднимая колени)
    По камушкам, по камушкам (топчется на месте)
    И в ямку бух (малыш подпрыгивает и садится на пол).

    Декламация стихов и скороговорок

    Логопедические занятия с ребенком должны включать чтение вслух разных детских стихов. Учить с ребенком сложные стихотворения не стоит, лучше начинать с простых четверостиший.

    Отличных результатов можно добиться, если логопедические занятия для детей будут включать скороговорки. Они представляют собой короткие рифмованные предложения. Они помогают сделать речь четкой, хорошо поставленной, а также расширяют словарный запас ребенка и улучшают дикцию.

    Шесть мышат в камышах шуршат.
    Саша шишки шапкой сшиб, получил на лбу ушиб.

    Вы можете также придумать собственную скороговорку, о том как это правильно сделать читайте в разделе «Развитие речи» на нашем сайте.

    Самостоятельные логопедические занятия с детьми помогут решить проблемы с простыми дефектами. При наличии серьезных нарушений исправлением речи должен заниматься профессионал.

    Логопедическое занятие «Знакомство с органами речи»

    Презентация к уроку

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: познакомить детей с органами речи.

    Задачи:

    1. Актуализировать знания детей о физиологических функциях, которые выполняют губы, зубы, язык.
    2. Познакомить детей с понятием «органы речи», строением речевого аппарата.
    3. Активизировать предикативный словарь: глаголы, обозначающие крики животных.
    4. Упражнять в умении ориентироваться в тетради, закрепить понятие «строка».
    5. Развивать внимание, слухомоторные координации, сукцессивные процессы.
    6. Воспитывать старательность, аккуратность при работе в тетради.

    Оборудование:

    • кукла-гномик Звуковичок
    • картинки с изображением животных и птиц: собака, кошка, корова, петух, гусь, утка, воробей
    • зеркала по количеству детей
    • компьютерная презентация «Органы речи», оборудование для демонстрации компьютерной презентации
    • тетради, простые и цветные карандаши на каждого ребенка.

    Ход занятия.

    1. Организационный этап.

    Дети входят в группу, подходят к логопеду, здороваются с логопедом и куклой Звуковичком, говорят, что они рады друг друга видеть. Повторяют правило поведения на занятии:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    (загибают поочередно пальцы правой руки)

    Будем мы сейчас опять:

    (прижимают правую руку к груди)

    Смотреть, слушать, размышлять,

    (прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)

    Но друг другу не мешать,

    (грозят указательным пальцем)

    Внятно четко говорить,

    (очерчивают область рта)

    Не вертеться, не шалить.

    2. Повторение материала предыдущего занятия:

    Дети по очереди выполняют инструкцию логопеда: «Сейчас сядет тот, кто скажет, какие звуки мы можем услышать на улице (в квартире, в лесу)» и занимают свои места за столами.

    3. Развитие слухомоторных координаций.

    Детям предлагается хлопками воспроизвести ритм: / // (вместе, по очереди).

    4. Введение в тему.

    Логопед: На прошлом занятии мы слушали, как звучат разные предметы. Живые существа тоже издают звуки. Звуковичок принес для вас картинки и предлагает поиграть в игру «Кто как голос подает». (Детям предлагается подобрать глагол по смыслу: собака – (рычит, лает), кошка – (мяукает, мурлычет), корова – (мычит), петух – (кукарекает), гусь – (гогочет), утка – (крякает), воробей – (чирикает).) А люди ? – Разговаривают. И помогают им в этом специальные органы, с этими органами Звуковичок нас сегодня познакомит. (Логопед незаметно прячет куклу Звуковичка.)

    5. Знакомство с органами речи (Презентация).

    При демонстрации презентации используется режим смены слайдов по щелчку. Слайд 1. На экране появляется Звуковичок, который в стихотворной форме приветствует детей. Слайд 2. Логопед обращается внимание, что Звуковичок приготовил для детей зеркала. Предлагается посмотреться в зеркало и назвать части тела и органы, которые они увидели. «Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…».

    Слайд 3. Звуковичок предлагает детям рассказать, что они могут делать губами (улыбаться, поцеловать маму, вытянув губки пить сок через трубочку, сдуть пушинки одуванчика).

    Слайд 4. Звуковичок предлагает детям рассказать, что они могут зубами (грызть морковку, откусить яблоко, жевать жвачку, обращается внимание, что за зубами надо обязательно ухаживать – чистить зубной щеткой).

    Слайд 5. Звуковичок предлагает детям рассказать, что они могут языком (лизнуть мороженное, дразниться (отмечается, что воспитанные дети так не поступают), цокать, как лошадка копытами).

    Слайд 6. Уточняется, что губы, зубы и язык, кроме всего прочего помогают людям говорить. Детям предлагается длительно произнести звук [м], глядя в зеркало определить, что помогло произнести этот звук. (Чем говорили? Губами, которые крепко сжаты). Предлагается длительно произнести [в]. (Чем говорили? Верхними зубами и нижней губой, зубки прикусили губку). Предлагается медленно произнести [ттт] (Чем говорили? Языком, который стучал по бугоркам – альвеолам).

    Поясняется, что органы, которые помогают человеку произносить разные звуки, называются – органы речи.

    Слайд 7. Дети рассматривают схему «Органы речи». Под руководством логопеда, глядя в зеркала, находят называемые органы у себя: губы, зубы, язык, небо. При упоминании о дыхательном горле и голосовых связках детям сообщается, что в горлышке живет голосок, который тоже помогает произносить некоторые звуки. Детям предлагается прижать ладошку тыльной стороной к горлу и произнести г-г-г, обращается внимание на вибрацию – голосок проснулся, стенка домика, в котором живет голос, задрожала; произносим к-к-к – голосок спит.

    Слайд 8. Аналогично проводится работа по более подробному ознакомлению с устройством ротовой полости. Рассматриваются верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, верхние и нижние десны, язык, уздечка, нёбо – «потолок», маленький язычок.

    Слайд 9. Дети знакомятся с языком: кончик, боковые края, спинка, корень.

    Слайд 10. Звуковичок спрашивает у детей, запомнили ли они как называются, органы, которые помогают произносить звуки.

    6. Динамическая пауза.

    Логопед (приглашает детей выйти на свободное пространство групповой комнаты): Чтобы красиво и правильно говорить наши органы речи должны делать специальные упражнения, а еще мы должны правильно дышать. Потренируем наше дыхание и подрастем немножко.

    Дети выполняют упражнение: встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню выдох. На выдохе, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 45 раз.

    7. Ориентировка в тетради, развитие сукцессивных процессов.

    На предыдущем занятии Звуковичок подарил тетради, дети вспоминают, из каких частей состоит тетрадь, что страницы расчерчены на клетки. Ряд клеток расположенных слева направо – называется рабочей строкой, начало – слева и конец – справа, нижняя и верхняя границы. Логопед обращает внимание детей на то, что выходить за границы нельзя. Детям предлагается нарисовать ленточный бордюр: раскра­сить ряд клеточек, цветными каранда­шами (выбрав любой карандаш, закрасить подряд столько клеточек, сколько захочется, затем другим карандашом и закрашиваются следу­ющие по порядку клеточки и т.д.) Обращается внимание детей, что нужно рисовать старательно, чтобы задание было выполнено аккуратно.

    8. Подведение итогов занятия.

    Логопед: О чем мы сегодня говорили на занятии? Как называются органы, которые помогают нам говорить? Какие органы речи вы запомнили?

    Логопед хвалит детей за работу на занятии. Отмечает тех, кто работал активно, аккуратно.

    Инструкция: Сейчас ко мне подойдут те, кого я назову… (по три- четыре человека).

    Занятия с логопедом

    Дети различного возраста могут иметь недостатки в развитии речи. Чаще всего наблюдаются нарушения произношения звуков. Это может быть самостоятельным нарушением, а может входить в состав других, более сложных расстройств речи.

    Родителям важно помнить, что своевременное обращение к логопеду позволит:

    • предотвратить трудности в овладении письмом и чтением;
    • избежать затруднений в освоении русского языка;
    • скорректировать отклонения в развитии некоторых психических функций (внимания, восприятия, памяти);
    • избежать психологических трудностей при общении ребенка в коллективе сверстников;
    • снизить риск возникновения заикания.

    В Центре развития речи «Говорить легко» нарушение звукопроизношения рассматривается с точки зрения комплексного подхода, поэтому на занятиях в увлекательной и доступной форме решаются следующие задачи:

    • нормализация мышечного тонуса (при необходимости);
    • выработка правильных артикуляционных укладов;
    • формирование правильного речевого дыхания;
    • развитие слухового и слухоречевого внимания;
    • развитие фонематического восприятия;
    • формирование навыков звукового анализа и синтеза;
    • расширение и активизация словарного запаса;
    • активизация речевого общения и коммуникации;
    • развитие памяти, внимания, мышления.

    Занятия логопеда в детском саду чаще всего бывают как индивидуальные, так и групповые, подгрупповые и фронтальные, что связано с постоянным количеством детей в группе, и распределением их по степени нарушения звукопроизношения. В частном логопедическом центре, например, в Центре развития речи «Говорить легко» предусматривается вариант индивидуальных занятий.

    Видео фрагмент занятия с логопедом

    Структура индивидуального занятия логопеда с детьми при нарушении звукопроизношения в Центре развития речи «Говорить легко» выглядит следующим образом:

    • организационный момент;
    • самомассаж и комплекс мимических упражнений;
    • артикуляционная гимнастика;
    • комплекс упражнений на развитие речевого дыхания;
    • постановка звука/автоматизация звука (в зависимости от периода обучения)
    • развитие мелкой моторики;
    • упражнения на активизацию фонематического слуха/развитие звукового анализа и синтеза (в зависимости от периода обучения);
    • развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление).

    Видео фрагмент занятия с логопедом

    Занятие у логопеда продолжается 30 или 45 минут.

    Логопед проводит занятия несколько раз в неделю в зависимости от тяжести речевого нарушения.

    Занятие логопеда по постановке звука [Р]

    Занятие логопеда по постановке звука [Р]

    Некоторые родители, обращаясь к нам за помощью, ошибочно полагают, что ребенку необходимо исправить букву «р». На самом деле, речь идет о неправильном произношении звука [Р]. Многих родителей больше всего тревожит именно неправильное или искаженное произношение этого сонорного звука.

    Недостатки звукопроизношения делятся на несколько групп. Нарушенное произношение звуков [Р],[Р‘] принято обозначать термином «ротацизм».

    Виды нарушенного звукопроизношения:

    • искажения – это ненормированное, не встречающееся в речи произнесение звуков (например, горловое произнесение звука [Р]);
    • замены – использование вместо звука, отсутствующего в речи, другого звука того же языка – его заменителя (например, «лыба» вместо «рыба», «вакета» вметсто «ракета»);
    • пропуск – отсутствие звука вследствие несформированности артикуляционной позы или вследствие нарушений фонематического слуха (например, «каова» вместо «корова»)
    • смешение – недостаточная дифференциация двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при их произношении («лакета» вместо «ракета»)

    Виды искаженного произношения звуков [Р], [Р‘]:

    • межзубное – язык выбрасывается изо рта, слышен один удар;
    • одноударное – при правильной артикуляции звука производится один удар об альвеолы кончиком языка;
    • проторный – правильная артикуляция звука без вибрации, слышится щелевой (фрикативный звук);
    • горловой – кончик и передняя часть спинки языка опущены вниз и оттянуты назад, задняя часть спинки круто выгнута. Сильная струя воздуха заставляет вибрировать либо мягкое нёбо (велярный ротацизм), либо увулю (увулярный ротацизм);
    • боковой – при правильной артикуляции звуков один из боковых краев языка опущен, пропуская струю воздуха вбок. Она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук. Слышны 1 – 2 удара;
    • кучерской – губы выдвинуты вперед. Сильная струя воздуха заставляет губы вибрировать;
    • носовой – кончик и передняя часть спинки языка опущены и оттянуты назад, задняя часть спинки языка напряжена и поднята к мягкому нёбу, образуя щель или смычку. При смычке звучание приобретает носовой оттенок.

    Виды замен звуков [Р], [Р‘]:

    • замены на любые гласные звуки: «ыак» вместо «рак», «иепа» вместо «репа»;
    • замены на сонорные звуки: «лак» вместо «рак», «нама» вместо «рама» «jука» вместо «рука», «Льома» — вместо «Рома»;
    • замена на губно-зубные: «кавова» вместо «корова»;
    • замена на переднеязычные: «дак» вместо «рак», «депа» вместо «репа»;
    • замена на заднеязычные: «гак» вместо «рак», «гепа» вместо «репа».

    Работа по коррекции нарушений звукопроизношения начинается с развития подвижности органов артикуляционного аппарата. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

    Упражнения артикуляционной гимнастики:

    • подбираются целенаправленно;
    • проводятся в начале занятия;
    • закрепляются в домашних условиях;
    • требуют 5-7 минут для выполнения.

    Для постановки звуков [Р], [Р‘] необходимо выполнять следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

    Базовый комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата:

    • «Окно» — рот широко открыт, язык спокойно лежит за на дне ротовой полости;
    • «Забор» — губы в улыбке, передние верхние и нижние резцы обнажены, стоят друг на друге;
    • «Трубочка» — вытягивание губ вперед трубочкой;
    • «Лопата» — рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии;
    • «Иголка» — рот открыт, удерживать узкий язык между резцами;
    • «Наказываем язычок» — разминать язык верхней губой, произнося при этом «пя-пя-пя»;
    • «Качели» — рот широко открыт, чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции;
    • «Часики» — рот приоткрыт, чередование движений языка вправо и влево с фиксацией в течение секунды в каждой позиции;

    Комплекс упражнений для выработки движений и положений органов артикуляционного аппарата при произношении звуков [Р], [Р‘]:

    • «Грибок» — выработка подъема всей спинки языка вверх, присасывание всего языка к верхнему нёбу;
    • «Вкусное варенье» — выработка движения широкой передней части языка (широким передним краем языка облизать верхнюю губу);
    • «Почистим верхние зубы» — выработка подъема и движения языка влево-вправо по внутренней стороне зубов;
    • «Маляр» — отрабатывание движения языка вверх по твердому нёбу вперед-назад;
    • «Барабанщик» — укрепление мышц языка, отрабатывая подъем языка вверх, и умение делать кончик языка напряженным;
    • «Лошадка» — укрепление мышцы языка и выработка подъема языка вверх, производя цокание языком.

    Существует несколько способов постановки звука [Р]. Приведем один из наиболее распространенных:

    Постановка звука [Р] от звука [Д].

    • Ребенок звонко произносит звук [Д] прижимая кончик языка к бугоркам за верхними зубами (альвеолам); Звук нужно произносить максимально длительно, т.е. язык как можно дольше не должен отрываться от альвеол.
    • При произнесении звука [Д] язык должен как бы раздуваться от воздуха, выдыхаемого на него.
    • Далее необходимо тренировать ребенка таким образом, чтобы он как можно сильнее выдохнул на язык, а язык в этот момент оторвался от альвеол и затрепетал и завибрировал от «порыва ветра»;
    • В результате тренировки пунктов 1-3 должно получиться сочетание звуков д-р-р-р;
    • В дальнейшем необходимо тренировать звук [Р] в таких слогах как дра, дро, дру, дры, а позже в словах;
    • Чтобы отделить звук [Р] от звука [Д] предлагайте ребенку произносить звук [Д] про себя, а звук [Р] в полную силу;
    • Закрепите звук [Р] в слогах ра, ро, ру, ры.
    • Отработайте правильное произношение звука [Р] в различных словах, предложениях и текстах.

    Если, проделав всю описанную выше работу, вам не удалось исправить у своего ребенка звук [Р], то это может явиться поводом обратиться за консультацией к логопедам Центра развития речи «Говорить легко».

    Занятия с логопедом при различных заболеваниях

    Занятия логопеда с ребенком с общим недоразвитием речи (ОНР)

    Организация коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в рамках Центра развития речи «Говорить легко» строится на результатах диагностического обследования речевых и неречевых функций.

    Логопедическое обследование ребенка с ОНР включает в себя:

    • сбор анамнестических данных: особенности протекания беременности и родов, характер раннего развития ребенка, заключения таких специалистов как невролог, психоневролог, ЛОР. Дополнительно уточняется психологический и социальный статус среды, в которой пребывал ребенок в раннем возрасте;
    • диагностику развития словарного запаса: проверяется пассивный и активный словарь ребенка;
    • обследование грамматического строя речи;
    • выявление особенностей развития связной речи;
    • изучение звукопроизношения и фонематического слуха;
    • выяснение степени овладения слоговой структуры.

    Коррекционное воздействие при ОНР носит длительный характер, направлено на формирование речевых средств, и, учитывая проявления и структуру дефекта, строится на традиционных, авторских, специальных и вариативных методиках.

    Логопедическая работа с ребенком с ОНР строится с учетом:

    • онтогенеза речевого развития в норме;
    • анализа различных условий формирования речевой функции;
    • возможности раннего вмешательства;
    • взаимосвязанного формирования лексико-грамматической и фонетико-фонематической систем языка;
    • индивидуального и дифференцированного подхода к содержанию, приемам и методике логопедической работы с дошкольниками, имеющими различную структуру нарушения речи;
    • взаимосвязи речи с другими психическими функциями.

    Основные направления логопедической работы с дошкольниками с ОНР ( I- III уровня речевого развития).

    Логопедическая работа с ребенком с ОНР I уровня речевого развития включает в себя:

    • развитие понимания обращенной речи;
    • развитие моторной подражательной деятельности;
    • формирование звукоподражетельной деятельности;
    • формирование первых форм фраз;
    • развитие высших психических функций (память, внимание, мышление).

    Логопедическая работа с ребенком с ОНР II уровня речевого развития включает в себя:

    • развитие понимания речи: формирование понимания обобщающего значения слов;
    • активизация речевой деятельности;
    • формирование лексико-грамматических средств языка;
    • развитие фразовой речи в коммуникативных ситуациях;
    • развитие произносительной стороны речи.

    Логопедическая работа с ребенком с ОНР I II уровня речевого развития включает в себя:

    • развитие понимания речи: понимание более тонких значений обобщающих слов;
    • развитие лексико-грамматического строя языка;
    • развитие связной речи;
    • формирование и закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
    • обучение элементам грамоты.

    Занятия логопеда с ребенок с задержкой психического развития (ЗПР):

    Программа коррекционно-логопедического воздействия ребенка с ЗПР строится на основании психолого-педагогической диагностики с учетом традиционных общедидактических принципов и принципов специальной педагогики. Перечислим наиболее важные принципы при построении программы коррекционного воздействия для ребенка с ЗПР:

    • принцип системного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР;
    • принцип опережающего развития семантики по отношению к развитию формально-языковых средств;
    • принцип коммуникативной направленности.

    Основные направления логопедической работы с ребенком с ЗПР :

    • активизация коммуникативной и речевой деятельности детей;
    • развитие понимания обращенной речи с опорой на различные виды совместной с педагогом деятельности, расширение пассивного словаря;
    • коррекция нарушений звукопроизношения;
    • коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;
    • развитие просодических компонентов речи;
    • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
    • формирование лексического строя речи;
    • формирование словообразования и словоизменения;
    • развитие связной речи
    • подготовка к обучению грамоте.

    Занятия логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)

    При организации логопедической работы с аутичными детьми важной задачей является формирование у них коммуникативных навыков .

    Для развития коммуникации у неговорящих (мутичных) детей с РАС используются альтернативные системы коммуникации:

    • пиктографическая – с использованием картинок, пиктограмм;
    • жестовая – с использованием жестов;
    • письменная – с использованием письменной речи (карточки со словами, печать на компьютере, планшете, составление слов на кубиках, магнитной азбуке).

    Для развития коммуникации у говорящих детей с РАС используется устная речь.

    Коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом затрагивает следующие направления:

    • умение выразить просьбу;
    • социальная ответная реакция;
    • умение привлекать внимание и задавать вопросы;
    • навыки комментирования и сообщения информации;
    • умения выражать чувства и эмоции, сообщать о них;
    • формирование диалоговых навыков;
    • социальное поведение.

    В ходе обучения детей с РАС ставится ряд неспецифических задач по формированию:

    • коммуникативной мотивации;
    • вербальных средств коммуникации;
    • невербальных средств коммуникации;
    • коммуникативных навыков в повседневных ситуациях;
    • интенциональной направленности речи.

    Помимо развития коммуникативных навыков, педагоги Центра развития речи «Говорить легко» занимаются также:

    • формированием и развитием социальных навыков у детей с РАС;
    • развитием различных видов деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной);
    • развитием других высших психических функций.

    Занятия с логопедом по возрастам

    Заниматься с логопедом не только полезно, но и важно особенно для тех детей, которые к 3,5 годам имеют в анамнезе «задержку речевого и психоречевого развития», диагностированную «моторную, сенсорную или сенсомоторную алалию», либо заключение об «общем недоразвитии речи, 1 или 2 уровня речевого развития».

    Занятия с логопедом имеют свою специфику в определенном возрасте, строятся на основании диагностики и опираются на:

    • принцип онтогенетического подхода в развитии речи: последовательность работы над речью определяется последовательностью ее развития в онтогенезе;
    • принцип доступности: изложение материала «от простого к сложному»;
    • принцип деятельностного подхода: при организации работы учитывается ведущая деятельность детей определенного возраста, что позволяет подобрать соответствующие приемы коррекционной работы;
    • принцип комплексности: комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений в том числе с точки зрения психологии, педагогики, лингвистики;
    • принцип наглядности.

    Логопедические занятия с детьми 2 – 3 лет включают в себя:

    • Развитие понимания обращенной речи и простых инструкций;
    • Активизацию речевой деятельности:
    • вызывание звуков, звукоподражаний;
    • формирование первых форм слов;
    • Формирование фразовой речи:
    • развитие простых просьб-фраз;
    • формирование двусловных предложений;
    • Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
    • развитие слухового внимания на материале неречевых звуков;
    • уточнение произношения гласных звуков;
    • Формирование общих речевых навыков:
    • воспитание плавного выдоха;
    • работа над силой голоса (громко-тихо);
    • Развитие мелкой моторики:
    • игры с бусами, крупами;
    • пальчиковые игры.
    Каждая мама обязана знать:  Гаврилова
  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация