Уроки Дети и деньги

Содержание

Дети и деньги: как научить ребенка зарабатывать

Фото: из архива собеседника

О том, какой должна быть реакция родителей на желание ребенка начать самому зарабатывать и могут ли быть деньги быть хорошим мотиватором, «Летидор» поговорил с Сергеем Биденко, директором бизнес-школы для подростков «Детки-Монетки». Соавтор книги «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков + 60 идей заработка» и автор школьного факультативного курса «Финансовая грамотность», объяснил, почему посещение тренингов по лидерству не всегда полезно для ребенка, и как взрослым нужно правильно помогать начинающему предпринимателю.

— Сергей, какие качества личности «выдают» предприимчивого ребенка?

  • Такой ребенок, чаще всего, дружелюбен и активен в своих действиях. Он легко находит общий язык с самыми разными людьми и легко вовлекает их в свою игру. Ему нравится быть организатором, руководителем, поэтому он ответственно подходит к делу. При этом он не боится ошибаться, ведь он постигает мир через различные ситуации, которые порождают его затеи, и все удачи и промахи воспринимает как интересный опыт. Кроме того, если ребенок растет в семье, которая находится в атмосфере не барыжничества, а именно предпринимательства, шанс, что он эту систему поймет и переймет, достаточно высок.

Например, один из наших воспитанников уверен, что станет ресторатором, как и его отец. И когда мы были в банке (в рамках учебного процесса, – прим. «Летидор»), он обменялся с председателем правления визитками и договорился, что лет через семь вернется в качестве клиента.

Обсуждение очередной идеи в бизнес-школе

— Порой, разглядеть истинную природу ребенка мешают его комплексы.

  • Большинство современных детей имеют комплексы, которые тормозят их развитие. Но когда ребенок занимается тем, к чему, что называется, лежит его душа, что его действительно привлекает и воодушевляет, он освобождается от подобного «мусора». А чтобы выяснить, к чему склонен ребенок, нужно активно знакомить его с этим миром и отслеживать обратную реакцию путем наблюдения и общения. Детей, в которых явно выражены предпринимательские качества, не так много – по статистике все те же 5-10%, как и взрослых, обладающих аналогичными качествами.

— Предприниматель — это лидер. Сегодня популярны тренинги по лидерству без привязки к какой-либо деятельности. Насколько эффективны такие занятия?

  • На мой взгляд, главное не навредить. Точно так же как предпринимателем может быть не каждый, лидером может быть не каждый. И осознание в себе несоответствия идеалу, о котором будет говориться на занятии, может негативно сказаться на психике подростка. В общем, это такая тонкая штука, не всякий взрослый адекватно переживает тренинги по лидерству, что уж про детей говорить. Если возвращаться к предпринимательству, то лидерство – да, это одно из составляющих данного понятия, но не единственное.

— Что мотивирует детей заниматься предпринимательской деятельностью? Взрослых чаще всего мотивируют деньги. Деньги – это правильный мотиватор?

  • Предприниматель, прежде всего, ориентирован на результат в виде получения прибыли. И подростки тоже хотят заработать. Но надо понимать, что для них деньги – это, в какой-то степени, способ познания мира. Чаще всего к 12 годам все дети хотят зарабатывать, независимо от того, дают им родители на карманные расходы или нет. Это просто возраст, когда познание мира переходит в такую форму. Для чего ему деньги, каждый подросток решает сам. Как правило, дети мечтают о каких-то крупных покупках, которые в обозримом будущем им «не светят».

Как научить ребенка деньгам и когда начинать?

Многие родители и не задумываются о том, как научить ребенка деньгам и правильно обращаться с ними. В условиях современных реалий детям необходимо прививать финансовую грамотность. Эти знания должны заложить фундамент во всей его дальнейшей жизни, которая тесно связана с деньгами, а также умением их зарабатывать и тратить. Как научить ребенка деньгам и когда начинать? Рассмотрим незамысловатые игровые способы, которые понравятся и детям и их родителям.

Когда учить ребенка деньгам?

Многие родители не спешат с этим делом, боясь зациклить малыша на деньгах — ведь не в них счастье. В итоге этот вопрос обходится долгие годы, в то время как он учится лишь тратить карманные средства. Но чем раньше ребенок будет хоть немного понимать как устроен денежный мир, тем будет проще ему и родителям в дальнейшем. Учить малыша обращаться с купюрами нужно тогда, когда он впервые с ними сталкивается — в момент его первого магазинного «хочу». Иначе может получиться как у мальчика, который измельчил в бумагорезке больше тысячи долларов.

49% детей от 6 до 15 лет совершают самостоятельные покупки. Чаще всего это неоправданные мелочи: платные ролевые игры, покупка приложений, онлайн валюта и т.д.

Современные исследования показывают, что дети уже с ранних лет знакомы с технологией оплаты покупок банковскими картами в интернет магазинах. Однако большая часть из них не способны увидеть разницу между нужной покупкой и навязанной обществом, рекламой и т.д.

Отличаем потребности от «хочу»

После того, как у малыша появляется понятие о процессе обмена денег на товары и услуги, задача родителя научить малыша отделять потребности от мимолетных желаний. Как это сделать?

Для этого есть простая словесная игра «Хочу и надо?». Суть игры заключается в том, чтобы ребенок умел различать необходимые жизни вещи и пустяковые. Каждый раз, когда малыш просит что-то вас сделать или купить, спрашивайте у него, необходимая ли это вещь или просто для радости? У примеру «ужин». Спроси у ребенка, как он считает, потребность это или необязательно? Просите иногда аргументировать ответ. Игра будет интересна малышу до 5-6 лет, потом он станет для нее слишком «взрослым». Но ничего страшного, если мама иногда будет спрашивать у подростка: хочу» или «надо».

Карманные средства

Не стоит воспринимать карманные деньги как привилегию детей. Наши родители любили говорить, мол они в детстве без рубля в кармане спокойно жили и были не испорчены. Но времена меняются и в наши дни оставлять чадо без «карманных», значит отнимать у него возможность научиться обращаться с деньгами. Выдаваемая мамой сумма не должна меняться в зависимости от поведения, школьных успехов и достижений. Мы же не хотим, чтобы ребенок учился, движимый лишь денежной мотивацией. Также отбирать средства за плохое поведение — непродуманно. В его жизни должна быть определенность, поэтому старайтесь выдавать стабильно некоторую сумму. При введение карманных средств в жизнь малыша, старайтесь не покупать ему всякие мелочи, которые относятся к мимолетным желаниям. Пусть он выделяет из своих средств, если действительно считает покупку важной. Это поможет ему научиться грамотно распоряжаться бюджетом.

Уважаем чужой труд

Не стоит ребенка учить бережно относиться к деньгам. Нужно, чтобы он ценил и уважал труд, которым были добыты те самые деньги. У подростка должно быть осознание того, что мама тратит много времени и сил на то, чтобы обеспечить его беспечное существование. Только она не должна делать из этого жертву, мол «я тебя вырастила, выходила, а ты не благодарный!» От этого у него может возникнуть комплекс обузы на родительских плечах. Прививать уважение к труду, значит, не оскорблять детские «мечты» стать дворником или кондуктором. Не унижай чужих профессии в детских глазах и он будет более ответственно бережно относиться к твоей. Любой труд должен быть уважаем. Чтобы не получилось также как в семье девочки, которая обманывала родителей, чтобы получать деньги. Она подделывала квитанции о штрафах своего папы. Поэтому крайне важно научить уважать чужой труд.

Каждая мама обязана знать:  Как научить ребенка кататься на велосипеде

Подростковые подработки

Всемирный банк и ОЭСР провели исследование с весьма удручающим результатом. Наша страна занимает 10 место в мире по финансовой грамотности среди 15-летних ребят. Всего рассматривалось 18 стран, к тому же. В России лишь 23% подростков имеют базовые знания в сфере финансовой грамотности. А 17% из них даже такого уровня не имеют. Для современных реалий это очень низкий показатель. К тому же, в школах финансам не уделяется внимания, в отличие от зарубежной практики. Поэтому именно родителю лучше об этом позаботиться.

Тяжело донести до ребенка и подростка суть денег и их заработка, пока он сам не попробует поработать. Будет неплохо, если на время каникул подросток будет неполный рабочий день подрабатывать пешим курьером, продавцом или официантом, для того, чтобы у него был хотя бы первоначальный опыт работы и осознания денег. К тому же, многие организации заинтересованы в том, чтобы принимать на стажировку школьника. Для них это дополнительная помощь, а для подростка — возможность посмотреть на работу компании изнутри, попробовать себя в определенной сфере и определиться с профессией в будущем.

Вклад под проценты

Если у твоего чада уже есть своя банковская карта, расскажите ему о возможности делать вклад с накоплением. Так он может откладывать некоторую сумму из карманных или, заработанным им средств, на счет. В дальнейшем его сумма может увеличиться под процентом. Это научит его терпению и умению накапливать деньги для того, чтобы через некоторое время получить больше.

Полезные источники

Как мы и обещали, мы поможем тебе найти интересный и игровой способ научить ребенка правильно распоряжаться финансами. В этом тебе поможет литература, приложения для гаджета и настольные игры.

Книги:

Джейн Перл «Дети и деньги. Уроки финансового благополучия»
Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»
Гейл Карлиц «Руководство для начинающего инвестора»
Бодо Шефер «Пес по имени Мани, или Азбука денег»

«Монополия»
«Денежный поток»
«Инвестор 2000»
«Фермер» (в «Одноклассниках»)

Приложения:

Интерактивные приложения:
программы для учета расходов,
депозитные и кредитные калькуляторы банков,
калькуляторы для личного финансового планирования.

Копейка рубль бережет? Как обучить ребенка финансовой грамотности

Сложно найти родителей, которые бы не желали для своего ребенка самого лучшего. Мы мечтаем, чтобы малыш вырос красивым и здоровым, дисциплинированным и умным.

Финансовая грамотность — еще один навык, играющий важную роль во взрослой жизни. Наличие всех положительных качеств, но полное неумение распоряжаться средствами ни к чему хорошему не приведет. Психологи считают, что приобщать ребенка к финансам следует с 4−5 лет. В таком возрасте дети учатся считать, так что занятия принесут двойную пользу — ребенок поймет «цену» денег и усовершенствует навыки в арифметике.

Антуан, психолог

«Существуют простые уроки, которые помогут родителям в игровой форме привить ребенку финансовую грамотность».

Урок № 1. Самостоятельные покупки

С маленького возраста нужно приучать ребенка к самостоятельным покупкам. Конечно, для этого не следует отправлять его в магазин за молоком и хлебом. Придя в супермаркет, дайте ему небольшую денежную сумму и предложите купить что-нибудь. Шоколадка, упаковка сока, книга — подойдет все. Главное, чтобы ребенок сделал самостоятельный выбор. Как только малыш выбрал товар, попросите его посчитать хватит ли ему денег. Не хватает на шоколадку? А на несколько шоколадных конфеток? Ребенок на таком простом примере начнет осознавать ценность денег. Постепенно усложняйте задачу — научите ребенка экономить. К примеру, на полке лежит несколько шоколадок. Попросите его выбрать сладость по лучшей цене, а на сдачу купить леденец. Этот урок научит ребенка рационально распоряжаться деньгами.

Урок № 2. Личная зарплата

Приучите малыша к «зарплате». Вы же все равно выделяете ему определенную сумму для детского садика, школы. Установите перечень домашних обязанностей, выполнив которые, ребенок сможет в определенный день получить свой заслуженный гонорар. На протяжение всей недели старательно выполнял домашние задания, помогал маме по дому и собирал за собой игрушки? Молодец, получи «бонус». Как он им распорядится — его дело. Главное, ребенок должен знать, что потратив все деньги в первый день после «зарплаты», ему придется «куковать» до следующей выплаты. Не балуйте ребенка. «Зарплата» должна быть зарплатой — единая сумма, единый срок выплаты, выполнение всех обязанностей. По мере взросления сумму можно увеличивать (конечно, в пределах разумного). Тем самым родители смогут развить дисциплинированность, умение планировать доходы и расходы на определенный промежуток времени.

Урок № 3. Копилка

Предложите ребенку завести копилку, а лучше сразу несколько. На каждой из них напишите цель, для какой в ней копится денежка. Например, копилка № 1 — игрушки, копилка № 2 — роликовые коньки, копилка № 3 — подарок подружке в детском саду, копилка № 4 — подарок на день рождения бабушке и дедушке. Копилки можно поменять на красочные коробочки, которые ребенку будет приятно доставать и рассматривать. На таком простом примере вы сможете развить умение анализировать и откладывать деньги на покупки. Ребенок будет знать, что ничего не положив с «зарплаты» в коробку, не сможет купить себе вожделенные роликовые коньки или понравившуюся игрушку.

Культура финансовых бесед

Нередко взрослые люди не умеют обсуждать финансовые вопросы. На просторах СССР это было зазорным, так что многие из нас никак не могут избавиться от подобных комплексов. Но нельзя стесняться подобной темы, нужно уметь вести диалог спокойно и без суеты. Ребенок не должен вырасти «жадиной» или «транжирой», он должен относиться к деньгам спокойно. Знать, как их заработать и рационально потратить. Начните с элементарных финансовых знаний, постепенно увеличивая поток ценной информации. Банковский счет, пластиковая карта, депозит, кредит — эти слова не должны стать откровением во взрослой жизни человека.

Как научить ребёнка обращаться с деньгами

Чтобы дети выросли успешными и самостоятельными, нужно закладывать основы финансовой грамотности с ранних лет.

Какие качества определяют успех ребёнка в будущем

Чтобы ребёнок научился рационально распоряжаться деньгами и достиг успеха во взрослой жизни, необходимо с самого раннего возраста привить ему два ценных качества: способность побороть сиюминутные желания ради большей награды в будущем и умение действовать независимо. Разберём эти качества чуть подробнее.

Отсроченное вознаграждение

Отсроченное вознаграждение — это способность бороться с сиюминутными удовольствиями и ждать отложенной награды.

В известном Стэнфордском зефирном эксперименте Cognitive and attentional mechanisms in delay of gratification. детям предоставили выбор: получить небольшую награду сейчас или награду побольше через короткий промежуток времени.

Исследователи проследили за детьми до подросткового возраста и обнаружили, что дети, которые смогли подождать дольше в эксперименте, были успешнее в дальнейшей жизни. Это показало, что способность ждать награды играет важную роль в поддержании здоровья, достижении успеха и благополучия.

Независимость

Это качество обеспечивает чувство контроля над собой и способность строить суждения независимо от других людей. Со временем любой ребёнок начинает проявлять независимость, старается отделить себя от родителей и действовать самостоятельно.

Важно не подавлять стремление ребёнка к независимости, а поддерживать и направлять его на этом пути. Дети, которые учатся быть свободными, проходя через определённые этапы, вырастают в успешных и продуктивных людей.

Ниже мы приведём несколько способов постепенно привить ребёнку эти два качества — независимость и способность отказаться от сиюминутных наслаждений — сначала через игры и сказки, а затем с помощью определённых правил и советов.

Как учить обращению с деньгами в разном возрасте

Поскольку развитие детей происходит постепенно и на каждом возрастном этапе необходимы свои меры и способы обучения, рассмотрим несколько периодов:

  • дошкольный возраст (3–7 лет);
  • младший школьный (7–11 лет);
  • подростковый (11–14 лет);
  • ранняя юность (14–18 лет).

Далее расскажем, как научить детей:

  • отличать свои потребности от желаний;
  • с умом распоряжаться своими деньгами;
  • не только брать, но и давать.

Дошкольный возраст (3–7 лет)

Хотя дети дошкольного возраста не очень хорошо контролируют своё спонтанное поведение, всё же можно научить их проявлять силу воли. Игры, описанные ниже, помогут им научиться ждать отложенную награду.

На этой стадии развития дети начинают проверять свою независимость, родители часто слышат требовательное «Я сам!», когда пытаются выполнить за них привычные действия. Позвольте им проверить границы своих возможностей, при этом поддерживая и направляя. Приведённые ниже стратегии помогут предоставить детям выбор.

Отличать потребности от желаний

1. Поиграйте в «Хочу и надо». Суть игры в том, чтобы отличать то, что хочется, от того, что необходимо сделать. Задавайте вопросы в духе: «Поужинать — это хочу или надо?» Можете играть в эту игру каждый раз, когда ребёнок попросит о чём-нибудь: включить мультик, пойти гулять.

Каждая мама обязана знать:  Помогите понять дочь-подростка

2. Поиграйте в «Сейчас меньше или потом больше». Когда ребёнок попросит что-то в магазине, попробуйте предложить ему выбор: купить сейчас маленькую игрушку или конфетку или подождать до завтра или до выходных и получить что-то более желанное и ценное. Если ребёнок согласится, всегда держите обещание.

3. Расскажите ребёнку сказку, в которой неприятности происходили из-за того, что герой поторопился. Например, когда Иван-царевич сжёг кожу Царевны-лягушки, вместо того чтобы дождаться, пока пройдёт колдовство и она станет царевной навсегда. Можно придумать свою сказку, в которой мальчик или девочка поторопились получить награду, поэтому получили гораздо меньше, чем могли бы.

Тратить деньги с умом

1. Покажите ребёнку, что можно копить на какие-то удовольствия. Например, вы можете несколько дней давать ему по несколько рублей, а когда накопится нужная сумма, пойти в магазин и вместе купить то, что он захочет.

2. Когда вы расплачиваетесь картой, в том числе и кредитной, обязательно говорите ребёнку, на что вы тратите деньги. Он должен знать, что вы расплачиваетесь деньгами за всё, что покупаете, а не используете какую-то волшебную субстанцию, которая берётся ниоткуда, поэтому не имеет ценности.

3. Поиграйте в магазин. Сделайте кассу из подручных вещей, поставьте товары и ценники на бумажках. Дайте ребёнку определённое количество денег. Пусть он сходит в ваш магазин и купит какие-то вещи. Вы в любой момент можете поменяться ролями, но соблюдайте правила: купить можно только по той цене, что установлена изначально.

Не только брать, но и отдавать

1. Сделайте семейную копилку. Научите ребёнка копить, но не на быстрые удовольствия, а на какие-то крупные покупки: одежду, велосипед, телефон.

2. Покажите, что вы тоже вносите свои деньги в копилку. Установите количество монеток, которые ребёнок будет бросать в копилку каждый день, а затем вместе с ним добавляйте в копилку 50% от его вложений. Он будет учиться на вашем примере и видеть, как постепенные вложения увеличивают общее количество.

3. Научите дарить игрушки. Попросите ребёнка выбрать две-три из относительно новых и подарить, отдать в садик или бросить в контейнер для помощи нуждающимся.

Младший школьный возраст (7–11 лет)

На этом этапе дети часто бывают очарованы деньгами. Это прекрасная возможность объяснить ребёнку, что такое банковский счёт, и продолжить его знакомство с миром денег.

В это время у детей развивается чувство гордости за свои достижения и способности. Это хороший момент для введения платы за работу по дому. Не стоит платить ребёнку за то, что входит в его ежедневные обязанности: уборка игрушек, наведение порядка в своей комнате, уборка посуды после еды. Однако вы можете давать деньги за какую-то дополнительную работу: мойку окон, чистку дивана или ковра, мойку посуды после праздника.

Отличать потребности от желаний

1. Предоставьте ребёнку выбор. Например, предложите покупать мороженое три дня в неделю или одну большую игрушку в конце недели. Покажите ему эту игрушку, объясните, что он сможет её получить, только если откажется от ежедневного удовольствия в виде мороженого.

2. Пусть ребёнок принимает участие в решении о крупном приобретении. Позовите его, когда будете обсуждать крупные семейные покупки. Объясните, почему вы принимаете именно такое решение, от чего отказываетесь, чтобы купить дорогую вещь, почему она необходима.

3. Научите вносить вклад в проекты. Если ваш ребёнок хочет сделать какой-то проект — продавать ручки в школе, завести блог, продавать хендмейд, — обсудите его вклад в это дело. Хотя бы часть денег, необходимых для проекта, он должен отдать из своих карманных или подаренных средств.

Тратить деньги с умом

1. Сравнивайте цены одних и тех же продуктов в магазине, прежде чем купить их. Поговорите с ребёнком о том, почему вы покупаете именно этот, а не другой продукт.

2. Создайте правила для накоплений. Предложите ребёнку откладывать определённый процент с каждого денежного поступления, например с карманных расходов или подарков на праздники.

3. Создайте ребёнку счёт или карту. Сейчас некоторые банки предоставляют возможность открыть карту для детей от шести лет. Это дополнительная карта, привязанная к счёту родителей, на которую вы сможете перечислять деньги. В банковском приложении вы увидите все операции ребёнка.

Не только брать, но и отдавать

1. Научите ребёнка помогать другим. Например, он может отдать часть своих денег или игрушек малоимущим детям. Объясните ему, что есть семьи, в которых доход слишком мал, чтобы покупать игрушки детям, что он может помочь кому-то стать счастливее.

2. Научите помогать конкретному человеку. Вы можете выбрать человека, который нуждается в помощи, и показать ребёнку, как помочь ему. Это может быть пожилой человек, в доме которого вы будете убираться вместе с ребёнком, или больной малыш, которому он отправит часть своих денег. Если вы помогаете конкретному человеку, польза для него и вклад вашего ребёнка воспринимается гораздо проще и нагляднее.

3. Установите правила для благотворительности. Договоритесь с ребёнком, что за одну новую игрушку (одежду, средство передвижения) он будет отдавать одну старую (но не сильно потрёпанную) на благотворительность.

Подростковый возраст (11–14 лет)

В этом возрасте дети стремятся к независимости. Они проверяют границы своей свободы и переходят из детства в подростковый период. В это время хорошо разбудить в детях дух предпринимательства: слушать их идеи и позволять воплощать их в жизнь.

Дети лучше понимают математику — с ними уже можно говорить о процентах и объяснять механизмы работы банковской системы. Кроме того, они становятся более чуткими и понимающими, осознают, что у всех семей разные материальные возможности, так что в ваших разговорах о благотворительности можно затронуть более сложные материи.

Отличать потребности от желаний

1. Прежде чем покупать что-то, научите ребёнка искать информацию о товаре в Сети. Почитайте отзывы, сравните желанную покупку с товарами других брендов. Обсудите, стоит ли покупать товар сейчас или подождать распродажи, заказать подешевле с более долгой доставкой.

2. Договоритесь об отсроченном платеже. Все мы иногда совершаем импульсивные покупки. Договоритесь с ребёнком, заплатит ли он за свою импульсивную покупку сейчас или отдаст вам деньги попозже.

3. Поговорите о сбережениях на чёрный день. Объясните ребёнку, что в жизни бывают ситуации, когда могут срочно понадобиться деньги. На такой случай нужно откладывать резерв. Предложите ему самостоятельно придумать несколько таких ситуаций, которые могут произойти в его жизни.

Тратить деньги с умом

1. Объясните разницу между рекламой и обзором. Можете сыграть с ребёнком в игру «Отличи рекламную статью от нерекламного обзора, основанного на личном опыте».

2. Научите ребёнка пользоваться наличными деньгами. Люди тратят в два раза больше, если используют кредитную карту вместо наличных.

3. Объясните ребёнку разницу между покупкой на свои деньги и покупкой в кредит. Расскажите, сколько процентов ему придётся заплатить банку и во сколько в итоге обойдётся та же самая вещь. Объясните опасность невыгодных кредитов.

Не только брать, но и отдавать

1. Расскажите ребёнку о неравенстве доходов, о бездомных и малоимущих людях.

2. Приучите ребёнка думать о том, в чём нуждаются другие. Обсудите с ним, какие проблемы есть в нашей и других странах, устройте мозговой штурм, как можно решить эти проблемы.

3. Вместе решите, сколько часов в неделю или месяц ребёнок может потратить на помощь другим.

Ранняя юность (14–18 лет)

Это возраст, когда человека нельзя назвать взрослым, но он понимает взрослый мир гораздо лучше и уже считает себя его частью.

Многие дети после школы или даже в старших классах пробуют работать и получают свои первые деньги. Возможно, вам стоит поговорить с ребёнком о том, чтобы откладывать деньги на образование.

Важно дать ребёнку свободу в плане серьёзных решений. Он будет ошибаться, позвольте ему это. Ваша задача — не оградить его от ошибок, а объяснить, как на них учиться.

Отличать потребности от желаний

1. Расскажите о правиле 24 часов. Научите ребёнка перед принятием решения о крупной покупке подождать 24 часа. Это оградит его от спонтанных трат.

2. Обсуждайте причины, по которым он хочет купить что-то дорогое. Спросите, почему он хочет это купить, считает ли он, что дорогие покупки сделают его счастливым.

3. Научите ребёнка расставлять приоритеты. Объясните ему, почему нужно уделять время учёбе, спорту, внеклассным занятиям, даже если приходится жертвовать развлечениями. Умение расставлять приоритеты поможет управлять деньгами в будущем.

Тратить деньги с умом

1. Научите ребёнка планировать бюджет. Вместе составьте бюджет на месяц, а в конце срока проверьте, совпадают ли планы с реальностью.

Каждая мама обязана знать:  Новая версия

2. Познакомьте ребёнка с инвестиционными инструментами. Расскажите, куда и почему стоит вкладывать деньги.

3. Расскажите о займах. Ваш ребёнок может впервые столкнуться с желанием занять денег или дать взаймы друзьям. Расскажите, как долги могут разрушать дружбу, когда стоит дать взаймы и как отказать, чтобы сохранить хорошие отношения.

Не только брать, но и отдавать

1. Узнайте, какая область вдохновляет вашего ребёнка, вместе подумайте, что он может сделать для развития и помощи в этой области.

2. Если ребёнок не знает, чем заняться, помогите ему найти увлечение и дальше искать занятия в этой области.

3. Помогите найти баланс. Ваш ребёнок может сильно увлечься решением какой-то проблемы. Помогите ему найти равновесие: что-то он может сделать уже сейчас, а что-то придётся отложить на будущее.

Люди постепенно учатся ценить деньги, никто не рождается с этим чувством. Применяя эти способы, вы поможете ребёнку вырасти в ответственного и успешного взрослого, который осознаёт значение денег, поэтому тратит их с умом и осторожностью.

Вам может быть тяжело начинать, особенно если у вас не было соответствующего воспитания в детстве, но постепенно вы привыкнете и, возможно, сами начнёте относиться к деньгам более разумно.

Как научиться копить и тратить деньги? Учим детей, учимся сами

Дети и деньги. Уроки финансовой грамотности для детей и подростков в семье

К сожалению, ни одна школьная программа не включает в себя уроки финансовой грамотности. Физику, химию, астрономию и даже рисование с черчением чиновники от образования считают более важным для успеха ребенка во взрослой жизни, чем банальные основы грамотного планирования личного бюджета. Остается либо смириться с тем, что ребенок пойдет путем проб и ошибок, либо восполнять этот пробел силами семьи. О том, как обучать детей правильным финансовым привычкам, рассказывает Алексей Тараповский, руководитель и основатель Anderida Financial Group (AFG)

Как отец двоих детей и финансовый консультант, я не только рассказываю клиентам, как обучать детей копить и тратить деньги, но и просвещаю собственных детей по мере сил и возможностей. Попробую сформулировать несколько общих правил эффективного приобщения детей к финансам.

Дети и деньги: дошкольники

Ребенок от рождения до 3 лет еще неспособен воспринимать абстрактные понятия, но начинает познавать жизнь с помощью игр. Мы с женой пробовали в этот период внедрить в сознание своих детей понятие обмена одних игрушек на другие. Необходимо, чтобы ребенок осознал, что у любых интересных ему предметов есть эквивалент в виде других вещей или игрушек.

В возрасте 3-6 лет ребенка можно начинать приобщать к денежным вопросам. Мои дети учились считать монеты и купюры (конечно, после того, как научились считать), мы вместе ходили в магазины, и я разрешал им выбирать сладости или игрушки в рамках определенной суммы и потом расплатиться с кассиром. Дети очень позитивно воспринимают такое «обучение» — ведь им доверяют «взрослые» функции.

Ближе к школьному возрасту можно начинать внедрять в сознание ребенка принцип «отложенного вознаграждения». Мы с супругой объясняли детям: если сейчас не потратить деньги, в будущем, когда будет накоплена достаточная сумма, можно будет приобрести более дорогую игрушку. Демонстрировали это на примерах: «Вот сейчас ты можешь купить эту небольшую машинку, а если будешь копить в течение месяца — уже вот эту, красивую и большую». Пусть не сразу, но со временем данный подход начинает восприниматься ребенком.

Как накопить деньги? Школьникам — о семейном бюджете

Школьник 7-12 лет должен начинать усваивать основы финансового планирования. Посадите ребенка рядом, распределяя месячные расходы. Начинайте распределение с денег, которые предназначены для инвестиций. Инвестиции необходимы для того, чтобы достичь долгосрочных финансовых целей — покупки недвижимости, оплаты образования детей и, наконец, обеспечения пассивного дохода (ренты), который будет кормить вас, когда вы отойдете от дел (прекратите работать, закроете или продадите свой бизнес).

Конечно, можно просто накопить необходимую сумму под матрасом. Но такой способ накопления денег чреват большими потерями от инфляции и тем, что вам потребуется очень много времени и много усилий. Если же инвестировать, то достичь финансовых целей становится проще. Под инвестициями мы понимаем вложения в акции (доли в компании) и облигации (дачу денег в долг компаниям и государству), покупку коммерческой или жилой недвижимости с целью сдачи в аренду и получения дохода.

Почему важно начинать с инвестиций? Потому что в противном случае вы всегда найдете возможность потратить заработанные деньги, а не отложить их для лучшего будущего. Этот принцип называется «плати сначала себе». Если ребенок впитает этот принцип, то будет использовать его, когда начнет зарабатывать деньги сам.

Затем покажите обязательные расходы семьи: коммунальные платежи, налоги, выплаты по кредитам, затраты на еду. Продемонстрируйте ребенку процесс накопления на крупные покупки, например, на отпуск. Объясните возможности и опасности кредитов. Постарайтесь пробудить у ребенка любопытство и интерес к финансовой жизни семьи, но не превращайте планирование семейного бюджета в тяжелую обязанность.

В этом возрасте можно начинать поручать детям несложные финансовые задачи, например, составить меню на неделю для всей семьи в рамках определенной денежной суммы. Позвольте ребенку самому составить список блюд, необходимых продуктов, пусть он сам совершит покупки в магазине под вашим контролем. В конце недели обязательно обсудите результаты: понравилось ли членам семьи питание, получилось ли сэкономить по сравнению с планом или возник перерасход, выслушайте замечания и предложения ребенка. Если ребенок проявляет активный интерес к финансам, можно привлекать его и к более сложным финансовым вопросам в семье.

Подросток: самостоятельные финансовые решения

12-16 лет — возраст, когда ребенок начинает принимать самостоятельные решения, пусть и небольшие, в плане личных финансов. В этом возрасте детям важно дать возможность иметь карманные деньги и распоряжаться ими. В моей практике работы с клиентами обычно встречаются два варианта выплат карманных денег: фиксированный еженедельный бюджет и «зарплата» за различную работу по дому. Важно обеспечить обе составляющие — первая дает возможность подростку планировать долгосрочные покупки и свои расходы, а вторая позволяет донести, что деньги — это не данность, их необходимо зарабатывать и эффективно тратить.

Нежелателен строгий контроль расходов ребенка в рамках его собственных денег, хотя и необходимо удерживать его от глупых трат, таких как покупки онлайн-бонусов в невероятно популярных в детской среде мобильных играх. Здесь лучше всего работает объяснение и личный пример. Если вам удастся пробудить в ребенке интерес к финансовой инфраструктуре (он должен понимать, что такое банки, страхование, фондовый рынок, акции, облигации и так далее) — можно сказать, что полдела уже сделано.

Мой старший ребенок уже сейчас начинает активно интересоваться инвестициями, часто задает мне вопросы по поводу моей работы. Если же интереса нет — заставить не получится. К счастью, концепция пассивного дохода легко доносится до тех детей, которые уже начинают думать о своем будущем.

16 лет и старше — это последний период, когда вы можете чему-то научить дочь или сына, дальше они пойдут своей дорогой. Закрывайте информационные пробелы в финансовой картине мира, оказывайте влияние (если это еще возможно) на стратегии поведения в сфере сбережений. Идеальным подарком в этом возрасте будет профессионально составленный личный финансовый план — это поможет ребенку осознать свои цели и наполнит мотивацией для будущих побед.

Как научить детей тратить и копить деньги

Если подвести итог, можно выделить следующие принципы обучения детей финансовой грамотности:

  • Лучший способ — практика. Вместо скучного объяснения основ финансового планирования составьте вместе с ребенком список покупок перед походом в магазин.
  • Личный пример убеждает сильнее наставлений. Прежде чем воспитывать полезные финансовые привычки в ребенке, нужно обзавестись этими привычками самим. Если вы пока этого не сделали, можно начать вместе с детьми.
  • Важна частота, а не продолжительность уроков. Лучше уделять финансовому обучению 5-10 минут в день, чем два часа еженедельно. К тому же маленьким детям трудно надолго сосредотачиваться на чем-то одном, и в скором времени они начнут воспринимать финансовые уроки как тяжелую обязанность. А мы помним, что главное в этом деле — интерес!
  • Чем младше ребенок, тем больше элементов игры должно быть в обучении. До 12-14 лет, по моему опыту, любое обучение должно быть в игровой форме, пока ребенок не осознает, что ему это действительно необходимо.

Но главным подарком умных и финансово грамотных родителей своему ребенку будет решение проблемы своей будущей пенсии. Если вы освободите детей от бремени содержания себя после отхода от дел, он никогда не переложит это бремя на своих детей. И тогда ваша задача по воспитанию финансово успешного человека может считаться полностью выполненной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация