Уроки развитие речи

Содержание

Что могут сделать родители для стимуляции развития речи ребёнка дошкольного возраста?

В занятиях по развитию речи можно выделить два направления- развитие понимания речи и развитие собственной активной речи.

Самое главное, что могут и должны делать родители в общении с ребёнком это постоянно разговаривать.Но,

превращаться в » говорящее радио» тоже не стоит.Просто занимаясь ребёнком с рождения мать может комментировать

каждое своё действие. Например, умывая малыша, можно приговаривать:» Сейчас мы умываем глазки, ушки , носик и

т.д.» Гуляя, обращать внимание ребёнка на предметы , действия, события.Например, увидев собачку можно

сказать:»Смотри,это собачка. Она говорит-«гав-гав».

Развитие понимания речи.

Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи —

существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над

фразами. Для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия

, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем

может действовать, что чувствует.

Предметный словарь: игрушки («мячик», «кубик», «машинка» и т.д.), части тела («ноги», «руки», «голова», «глаза» и т.д.),

одежда и обувь («шапка», «шарф», «куртка» и т.д.), дом и квартира («дом», «дверь», «замок», «лестница», «комната»

и т.д.), мебель («стол», «стул», «диван», «кровать» и т.д.), овощи и фрукты («капуста», «картошка», «морковка»,

«апельсин», «банан», «яблоко» и т.д.), домашние животные и их детеныши («корова/теленок», «лошадь/жеребенок»,

«свинья/поросенок» и т.д.), дикие животные («волк», «лиса», «заяц» и т.д.), и др.

Глагольный словарь: собственные действия ребенка («идет», «сидит», «стоит», «бежит», «прыгает» и т.д.), названия

действий, которые совершают близкие ребенку люди («читает», «пишет», «стирает» и т.д.) и др.

Прилагательные, наречия: названия цветов («желтый», «красный», «синий», «зеленый» и т.д.), названия некоторых

ощущений и состояний («сладкий», «соленый», «холодный», «горячий», «больно», «вкусно» и т.д.), названия некоторых

понятий («большой», «маленький»; «много», «мало» и т.д.).

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких

направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который

постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.

При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство

с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных

играх, например, «Покажи нужную картинку!», «Послушай загадку, покажи отгадку!», «Найди предмет по цвету» и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для

использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже

хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос,

констатацию факта, например: «На морковку», «Дай пить», «Маша бай-бай», «Даня куп-куп», «Мишка топ-топ», «Где

мама?», «Кто там?», «Вот большой дом», «Что это?», «Это красная машинка», «Это большой кубик» и т.д. Помните, что

развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает

в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

Развитие активной речи.

Основа развития активной речи- это речевое подражание.Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим

произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый

говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения.

Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической

Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности

подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит

он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны

руками — мы «самолеты», летим и гудим «У-у-у!»; или ходим по комнате и «крутим руль» — мы «машины», едем

и сигналим «Би-би!»; изображаем игру на дудочке — «Ду-ду-ду!»; или укладываем куклу спать и поем ей песенку «Баю-

Важно развитие глагольного словаря, ведь глагол — это основа фразы.Для этого можно использовать следующую игру:

Игра «Бух»:

На детском столике, диване расставляем слева направо ( для развития в будущем навыка чтения и письма слева

направо) кубики или пластмассовые стаканчики и по одному сбрасываем их, говоря при этом :»Бух!» Затем предлагаем

ребёнку сбрасывать по одному предметы, говоря при этом :»Бух!».Затем вместе с ребёнком расставляем заново

предметы слева направо и повторяем игру.

Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-

кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. А чтобы ребенку было интереснее

заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-

нибудь простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах.

Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку.

На лугу пасутся . (ко- догоавривает ребёнок)

На лугу, на лугу,

На лугу пасуться . ко

Кони? Нет, не кони!

На лугу , на лугу,

На лугу пасутся. ко

Пейти дети. (молоко).
Будете здоровы!

Занятия пальчиковой гимнастикой и мелкой моторикой.

Для этих целей подходят следующие игры:

Игра «Волшебный мешочек».

В мешочек,наполненный фасолью прячут игрушку.Ребёнку предлагают мешочек и просят найти игрушку. Игра

развивает тактильное восприятие.

Такую же игру можно проделать с кинестетическим или обычным песком.

Также с ребёнком можно проводить разные пальчиковые игры, типа «Сорока-сорока», «ЗамОк» и др. Упражнения

пальчиковой гимнастики для детей всех возрастов подробно описаны в этой статье →

Занятия дыхательной гимнастикой.

Для развития плавного непрерывного высказывания необходимо развивать правильное речевое дыхание- это короткий

вдох и длинный непрерывный выдох.Этим можно заниматься с ребёнком, например, купаясь в ванной: предложить

ребёнку сдувать пену, или дуть на самодельный кораблик.

Формируем связную речь.

Специалистами доказано, что связная речь не появляется без сюжетной игры.Поэтому, играя с игрушками можно

придумывать вместе с ребёнком различные истории, проговаривая фразы.Это подтолкнёт речь малыша значительно

Уроки развития речи

Тема урока: Описание народной игрушки.

Тип урока: урок-закрепление.

Вид урока: урок-путешествие.

Технология проведения урока: проектная, с элементами развивающего обучения.

Виды и формы работ на уроке: ответы на вопросы, ведение путевых заметок, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, составление синтаксических конструкций, составление описаний по иллюстрациям, по макетам и фигурам народных игрушек, конкурс на лучшее описание, сопоставительное описание, работа по опорным словам, сообщение информации, высказывание своих мнений, творческие выступления.

Цели урока:

  • Обучающие: Подготовка учащихся к сочинению-описанию с элементами рассуждения; дать точное и яркое представление о предмете речи; знакомство с русскими и татарскими народными игрушками: загорскими матрешками, семеновскими матрешками, дымковскими и актюбинскими игрушками; обратить внимание учащихся на эстетические функции игрушки, на то, что она является неотъемлемой частью культуры народа, познакомить с историей создания игрушек, с именами мастеров-игрушечников, познакомить с местами, где мастера и сегодня работают в народном духе.
  • Развивающие: Развитие умений учащихся определять и сопоставлять отличительные признаки игрушек- кукол, обогатить словарный запас учащихся, развить устную речь, творческую и познавательную деятельность учащихся;
  • Воспитательные: Воспитать эмоциональную отзывчивость и любовь к народному искусству.

Подготовка к уроку

Этот урок развития речи (спаренный), запланирован как урок- путешествие по местам создания народных игрушек. У шестиклассников уже есть опыт уроков путешествия по стране “Морфологиус”. Уроки-путешествия, экскурсии тогда происходили в несколько иной форме – форме вопросов-ответов, в форме соревнования; какая команда быстрее преодолеет преграды на пути, справится с испытаниями, тот и доберется до конечной остановки и получит “зачтено” по разделу учебника “Имя существительное”. Сейчас учащихся на экскурсии сопровождают экскурсоводы и гиды. Урок развития речи проводится после изучения степеней сравнения прилагательных, разрядов имен прилагательных и сложных имен прилагательных с целью закрепления умений употребления данных прилагательных в речи. Задания к уроку путешествию даются в начале изучения темы “Имя прилагательное” (за 2 недели до путешествия). Опережающие домашние задания — это и своеобразный стимул для успешного усвоения учебного материала по теме “Имя прилагательное”. Учащиеся делятся на группы, получают предварительные задания.

1 группа (сильные учащиеся) — группа экскурсоводов. Подготовить материалы для выступлений: “Загорские матрешки”; “Семеновские матрешки”; “Дымковские игрушки”; г) “Актюбинские игрушки”. (При необходимости подобрать материалы помогает учитель).

2 группа (средние учащиеся) – составить и нарисовать красочную карту путешествий по предложенным учителем станциям (названия станций предлагаются на карточке).

3 группа (слабые учащиеся) – приготовить танец матрешек, нарисовать матрешек или других народных игрушек.

– сочинить стихотворение о любимой детской игрушке (кукле, мишке, собачке, чебурашке)

– найти информацию о символе-сувенире Азнакаевского района;

– рассказать об актюбинском сувенире “Девон-Бабай”.

Опорные карточки для подготовки к уроку:

Карточка 1. Сочинить стихотворение о любимой игрушке детства.

Опорные и ключевые слова: синеглазая, кареглазая, большеглазая, красивая, глазки, веселая, кукла, игрушка, шум, крик, обида, моя любимая

Карточка 2. Сочинить стихотворение о любимой игрушке детства по следующим опорным словам: собачка, крошечная, бумага, отгадать, своими руками, милая, узнать, бумажная

Карточка 3. Нарисовать карту путешествий по следующим названиям станций: “Мои любимые игрушки”, “Матрешки”, “Загорские матрешки”, “Семеновские матрешки”,“Дымковские игрушки”, “Актюбинские игрушки” .

Карточка 4. Рассказать об актюбинском сувенире “Девон-Бабай”.

Карточка 5. Найти информацию о символе-сувенире Азнакаевского района.

Карточка 6. Приготовить танец матрешек, нарисовать матрешек или других народных игрушек.

Оборудование и материалы к уроку: Выставка “Мастерская игрушек”, видеофильм “Актюбинская художественная школа”, слайды с фотографиями, рисунками, альбом “Русская народная игрушка” (под редакцией Д,Л,Дайн, и Т. Я. Шпикаловой, изд-во “Советский художник”, Москва, 1987г. ), учебное пособие по развитию речи Е. И. Никитиной “Русская речь”, “Школьный русско-татарский словарь”, карта путешествий, актюбинские игрушки, презентационная программа PowerPoint (слайды с рисунками и фотографиями)

1. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в далекое путешествие, по местам, где создавались народные игрушки.

Цель нашего урока – собрать материал для сочинения-описания. Запишите темы:

  • “Русские народные игрушки”,
  • “Актюбинские игрушки”,
  • “Художественные промыслы”,
  • “Дымковские игрушки”,
  • “Загорские матрешки”,
  • “Моя любимая кукла”,
  • “В мастерской игрушек”,
  • “Мое путешествие в страну народных игрушек”.

Для того чтоб собрать интересный материал, вам нужно быть внимательными к слову,

Каждая мама обязана знать:  Проблема со сверстниками и учителями

к посещаемым местам, к выступлениям товарищей-экскурсоводов, присмотреться к редким музейным экспонатам. Чтоб удобней было путешествовать, вам нужно вооружиться богатым арсеналом прилагательных, умело и к месту их применять. Итак, взяли ручки, блокнотики, запасаемся на дорогу необходимыми эпитетами-прилагательными, словосочетаниями.

— Записываем опорные слова, я диктую, а вы располагайте их по разрядам, а сложные прилагательные соберите в отдельную строчку.

КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
Чистые, яркие краски, цветовая роспись, сказочный сюжет, живые мазки, цветовая гамма, чудесные сочетания узоров, изысканная роспись, доброе, веселое лицо, румяные щеки Загорские матрешки, семеновские матрешки, дымковские игрушки, актюбинские игрушки, бытовая деталь, местный наряд, соболиные брови Крестьянская одежда,

Коллективное творчество, народное творчество

Сложные прилагательные: розово-красные цветы, живописные приемы, ярко-оранжевая окраска, разноцветный горошек.

— Проверка записанных опорных слов по экрану кодоскопа или экрана мультимедиа.

Словарная работа: промысел, символ, колорит, колоритный, роспись (запись значений слов в тетрадях для словарных работ)

Учитель: Предлагаю вам сначала побывать в вашей детской, взглянуть на игрушки детства и вспомнить любимых кукол. (Ученица читает стихотворение, сочиненное по опорным словам карточки №1, “Моя синеглазая кукла”, учащиеся высказывают свое мнение по данному стихотворению)

Ученик по опорным словам карточки №2 читает стихотворение.

А что же в кармане рубашки у меня?

Попробуйте отгадать… Крошечная собачка!

А знаете — как ее звать? Вы сами ее спросите, если хотите узнать.

Не бойтесь, смелей подходите, не станет она кусать.

А где же такую собаку нашел я?…Ну, это пустяк!

Я сделал ее из бумаги. Своими руками. …. Вот так!

Учитель: Что скажете по поводу стихотворения Ильгиза?

Друзей-игрушек можно мастерить и самим.

И я попробую написать стихи про свою любимую игрушку.

— Как бы вы назвали первую ступеньку нашего путешествия? (“Наши детские игрушки”).

II. Основная часть. (Учащиеся отгадывают загадку про матрешку, предложенную учителем)

Итак, следующая станция, где мы остановимся – это “Матрешки”. Не забудьте, в блокнотиках ведем путевые заметки, затем дома материалы обработаете. Я в этом путешествии буду вашим учителем — гидом, не возражаете?

Учитель-гид Матрешка появилась в России в конце 90-х годов прошлого века в московской мастерской. Авторами русского варианта деревянной куклы были подольский токарь В. П. Звездочкин и С. П. Малютин. Вы скажете: “Почему, разве матрешка имеет и другой вариант, разве она не только русская?” Малютин С. П., путешествуя по Японии, видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошел к народным умельцам: “Можно ли выточить вот такую забавную куклу?” Выточили, расписали и назвали русским именем Матрешка. И начали с тех пор на Руси выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись матрешкой в Нижегородском крае – в селах Полохов, Майдан и Крутец.

(Имена мастеров, название местности написаны на доске, учащиеся имеют возможность записать в блокнотах-дневниках).

1–й экскурсовод: А вот, что увидел Малютин в Японии. Японская деревянная фигурка изображала добродушного лысого старика-мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий, так как семья у него была многочисленная, мал мала меньше, а ведь всех поить-кормить надо. Игрушка была не простая, а разборная. Она состояла из нескольких фигурок, вставленных одна в другую. Русским мастерам понравилась заморская диковинка, однако они не стали слепо тиражировать семью седобородого Фукуруму, создали вместо этого куда более привлекательный и жизнерадостный хоровод “русских красавиц” в ярких нарядах. Поскольку первая игрушка изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках, то окрестили ее “матрешкой” соответственно крестьянскому обличью. (Показывает рисунок первой матрешки) Рисунок> — слайд №2

2-й экскурсовод. Вскоре матрешку начали делать кустари Сергиева Посада, где токарные игрушки изготовлялись с давних пор. Каждый мастер стремился иметь свой особенный товар и украшал его на свой манер. Появилось множество вариантов популярной игрушки: по этнографическим мотивам были созданы “Народы Севера”, по сказочным сюжетам – “Богатыри”, “Конек-горбунок”, “Василиса Прекрасная”, на исторические темы — “Наполеон и Кутузов”. В них и сейчас играют дети, а взрослые ставят их среди книг и цветов.

Учитель: Откройте учебное пособие Е. И. Никитиной “Русская речь”, стр. 55. Прочитаем по ролям отрывок из очерка К. Паустовского “Толпа на набережной”

Учитель: Что интересного вы узнали о матрешках из этого отрывка? (Учащиеся высказываются о том, что матрешек дарили как редкий сувенир России за границей, что деревенские мастера их красочно расписывали)

III. Закрепление — реализация творческого потенциала. Выходят девочки 3-й группы в костюмах загорских матрешек и исполняют танец матрешек.

Учитель: Объявляется конкурс. Вы видели загорских матрешек на рисунке, и живых, танцующих видели, по отрывку Паустовского пополнили свои представления об этих удивительных куклах. Выберите себе матрешку для описания. Можете описывать матрешку по плану:

  1. Какую матрешку я выбрал
  2. Как она одета, как выглядит
  3. Как расписана
  4. Чем удалась матрешка
  5. Что я могу сказать о мастере (используй при описании опорные слова, записанные в начале урока).

Описание 1-го ученика: Мне понравилась матрешка с петухом, восьмиместная. Изображает она русскую девушку. Она наряжена в простую народную одежду: сарафан, передник и платок. Ее одежда отличается изысканной росписью. Матрешка в шали алого цвета. На ней кофта белого цвета, сарафан с черным верхом с розово- красными цветами по подолу. Она как бы идет по цветущему лугу. Лицо ее выразительное, с черными, соболиными бровями, румяными щеками. Художнику удалось изобразить облик доброй, веселой крестьянской девушки.

Описание 2-го ученика: Я выбрал для описания матрешку с гусем. Мне кажется, что именно она передает детали быта крестьянской жизни. Нетрудно догадаться, что она крестьянская девушка, занимается хозяйством. На вид она веселая, добрая. На голове у нее зеленый платок в мелкий горошек. Сарафан разукрашен крупными яркими цветами. Лицо ее обрамляют кудри, что придает ее лицу здоровый задор. Матрешка напоминает мне сказочных красавиц, например, Василису Прекрасную. Мастер для росписи использовал яркую цветовую гамму. (Участникам конкурса раздаются призы — бумажные матрешки, сделанные руками учащихся 3 группы)

Учащимся задаются следующие вопросы:

— Какие удачные словосочетания, обороты вам понравились в описаниях ребят?

— Назовите детали народного колорита в облике матрешек?

4-й экскурсовод рассказывает о семеновских матрешках.

Ученик: Во всем облике семеновских матрешек чувствуется народный колорит: в одежде, лице, взгляде (подробно описывает одежду, лицо, взгляд). В отличие от загорских матрешек они кажутся необычайно чистыми, яркими. Черные на пробор волосы обрамляют овал лица. Строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Крупной цветочной росписью заполнен весь центр фигурки, чего мы не видели у загорских матрешек. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты. Семеновские матрешки лакированы, сияют всеми цветами радуги. (Учащиеся по просьбе учителя записывают понравившиеся сравнения, высказывания)

Учитель: Каждая матрешка (игрушка) — частица поэтического миропонимания крестьянских художников. А вы как думаете?

Ученик: Мне кажется передо мной не только куклы, а целый мир образов, образов реальных, живых. Как будто совсем обычными делами заняты деревянные матрешки: ухаживают за животными, с узелком в руке идут с базара, собирают букеты цветов на лугу.

Учитель: Верно. Естественно и просто воплощены в матрешках образы русских девушек, деревенский быт.

5-й экскурсовод Следующая остановка – “Дымковские игрушки”. Делали расписные игрушки в слободе Дымково и продавали в Вятке на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – “свистунью”. Игрушке на этом празднике отводилось особое место. Каких только свистулек не налепят мастерицы! Всадник, конь, баран, кавалер в цилиндре, уточка, корова, дама в шляпке…Старая дымковская игрушка – трудоемкое ручное производство. (Показываются дымковские игрушки из альбома Шпикаловой, учащиеся знакомятся со способом приготовления игрушек)

Чем понравились вам дымковские игрушки? (Учащиеся высказываются)

Учитель: Ребята, вам наверно кажется, игрушки делали давным-давно и где-то далеко-далеко за пределами Татарстана. Существуют дымковские игрушки, а почему не быть актюбинской игрушке решили однажды в поселке Актюба Азнакаевского района. Слышали? (Демонстрируется слайд №5 – “Актюбинская художественная школа”)

— Просмотр фрагментов видеофильма и слайдов о художественной школе поселка Актюбы.

— Ответы на вопросы после просмотра видеофильма и слайдов:

Какое знаменательное событие произошло в Актюбе в 1993 году? (открылась художественная школа)

— Чем прославила Ильсияр Салахова поселок Актюбу? (И. Салахова прославила поселок Актюбу на весь Татарстан и за ее пределами глиняными игрушками, которые назвала “Актюбинскими игрушками”).

Учитель–гид: Актюбинские игрушки…Они живут, беседуют меж собой. Из забытого прошлого смотрят на нас. Вот они: (демонстрируются игрушки с выставки) “Бабушкин сундучок”,

“Татарское чаепитие”, Праздник гусиного пера”, “Девушка с чак-чаком”, “Девон-Бабай”. Все они настолько для нас знакомы: лучезарные татарские бабушки в белых платках, дедушки в разукрашенных тюбетейках, парни и девушки в национальных костюмах. Глядя на них, просыпается память, в душе чередуются века. Живой мир… Живые лица.

5-й экскурсовод. На Всемирном конкурсе “Самый лучший сувенир” актюбинцы удостоились главного приза – Гран-при. Три года назад актюбинская игрушка получила статус народного промысла и сертификат под №1. Эй, прохожий, не спеши, (эскурсовод-ученик обращается к однокласснику, предлагает ему актюбинскую игрушку “Девон-бабай”), поговори по душам, поделись мыслями.

Ученик: “Девон-Бабай” символизирует недра земли (девонский пласт), давшие Республике промышленную нефть. Тюбетейка с изображением ромашек – это Ромашкинское месторождение. Юноша в национальной одежде, держащий за усы Девон-Бабая символизирует геолога Татарстана (Ученик подробно описывает одежду, внешность, высказывает свое мнение) Мастеру удалось выразить национальный стиль, народный колорит, выразить дух местности — чем живет и дышит земля азнакаевская. Мне этот сувенир напоминает русских былинных богатырей, сказочного Камыр-батыра, которые несут людям добро и благо, которые преодолевают на своем пути все трудности ради процветания родной земли. Много слагается песен и стихов про мой край, прославляющих красоту полей, лесов, родников; а “Девон-Бабай”, я думаю, прославляет богатство моего края, труд простых и сильных душой людей.

Ученица: (Держит в руках сувенир “Сурок”, рассказывает) — слайд №6

Особая гордость, символ азнакаевского края – сурок. Над этим сувениром создатели размышляли несколько лет. Сурок стоит на зеленой поляночке на двух лапках, левой рукой он прикоснулся к затылку. Сурок такой пухленький, веселенький, с добрыми усами и весь в движении. Кажется, что вот-вот пойдет в пляс — пустится в задорную татарскую пляску “Эпипэ”. Особую привлекательность сурку придает татарский национальный костюм: неизменная тюбетейка и казаки (жилет), отороченный по краям татарским национальным орнаментом. Сурок бесподобен, им не зазорно украсить рабочий стол самого президента.

Учитель-гид: Лилия верно подметила – не стыдно украшать стол самого президента. Этим сувениром украсили стол самого американского президента Билла Клинтона. Президент Клинтон в знак благодарности прислал актюбинцам поздравительное письмо и памятную золотую булавку.

Учитель: Ребята, как вы думаете, игрушки, изготовленные руками актюбинских школьников, проигрывают изделиям русских мастеров? Какую ценность они представляют?

Учащиеся отмечают, что актюбинские игрушки такие же красочные и яркие, что и у русских народных мастеров. Они представляют большую ценность, так как отражают быт и нравы татарского народа, проповедуют народный дух, дарят красоту, прославляют искусство татарского народа.

Учитель: Скажите, понравилось вам наше путешествие? Вы можете поделиться своими впечатлениями от путешествия в домашних сочинениях? Всем желаю успехов, до следующих увлекательных путешествий.

IV. Выставление оценок.

Список используемой литературы

  1. Альбом “Русская народная игрушка” (под редакцией Д,Л,Дайн, и Т. Я. Шпикаловой, изд-во, изд-во “Советский художник”, Москва, 1987г. ).
  2. Книга- альбом “Азнакай тамчылары”, изд-во редакции “Эксклюзив”, г. Казань, 2001г.
  3. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. Л: Искусство. 1975г.
  4. Бартрам Н. Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М. : Советский художник, 1979.
  5. Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастера: Кн. для учащихся. — М. : Просвещение, 1994. – 288с.
  6. Никитина Е. И. Русская речь: Уч. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобр. учреждений. – М., Просвещение, 1994.
  7. Тагиров И. Р “История национальной государственности татарского народа и Татарстана”, Казань. 2000г.

Занятия по развитию речи дома

Любой родитель, кто столкнулся с проблемами развития речи хочет, чтобы занятия по развитию речи были эффективными, был прогресс в развитии речи и положительная динамика. Мне бы хотелось в этой статье поделиться несколькими идеями, как сделать так, чтобы занятия были интересными для ребенка и продуктивными для родителей.

Содержание:

  • Что такое общение и из чего оно состоит
  • 3 главные составляющие общения
  • Есть контакт! Что дальше?
  • При чем тут неожиданность и любопытство?
  • 9 игр для появления речи у ребенка
  • Что делать, если ребенок отказывается от занятий?
  • Лицо и движения — это центр работы над речью.

Что такое общение и из чего оно состоит

Если говорить академическим языком, общение представляет собой взаимодействие людей, во время которого происходит передача информации, выражение чувств, эмоций и оценочных суждений.

Кроме того, во время общения люди выражают свое отношение, как к собеседникам, так и к предмету речи. Научно доказано, что человек испытывает необходимость в общении. Во время этого процесса происходит реализация потребности в общественном признании.

Под средствами общения понимаются способы кодирования и расшифровки информации, то есть ее передачи и получения. Так как все общение можно разделить на вербальное и невербальное, то и средства общения также подчиняются этой классификации.

При вербальном, то есть речевом общении, основным средством, с помощью которого осуществляется коммуникация, является слово. Звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения являются речевыми средствами, которые используются при вербальном общении.

Второй тип общения – невербальный. В этом случае средствами общения являются:

  • мимика и жесты – отражающие эмоциональные реакции человека;
  • действия и движения;
  • особенности произношения, громкость и тембр голоса, темп речи.

Во время общения задействуют все средства (как вербальные, так и невербальные). Невербальные средства являются вспомогательными, но при этом они играют важную роль в процессе коммуникации.

По ним можно понять настроение собеседника, его эмоции и мысли, через невербальные средства коммуникации часто проявляется то, что человек скрывает на словах.

3 главные составляющие общения

Общение происходит поэтапно и включает в себя три главных компонента:

  • Контакт — между собеседниками должен появиться интерес или же заинтересованность в общении, желание получить информацию/мнение/совет. Находятся точки соприкосновения, которые и становятся крепким фундаментом для дальнейшего общения.
  • Понимание речи как с одной, так и с другой стороны. Когда происходит общение при помощи речевых средств, то без понимания не обойтись. В противном случае собеседники не поймут друг друга или поймут неверно, и это может привести к разногласиям в дальнейшем. Второй вариант развития событий – общение не будет выполнять свои функции.
  • Активная речь – позволяет полноценно выражать свои мысли, формулируя их в соответствии с обстановкой и участниками общения.

Контакт, понимание речи и активная речь – это составляющие общения, которые обеспечивают его полноценность и эффективность.

Про контакт и понимание речи я писал в одной из своих предыдущих статей«Как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома».

Поэтому в этой стать предлагаю сделать следующий шаг и подробнее остановиться на вопросе, как увеличить количество звуков и слов.

Есть контакт! Что дальше?

Когда контакт между ребенком и родителем есть. Инициатива в игре переходит к родителю, и ребенок эту инициативу поддерживает, долго и с удовольствием играет. Время переходить от контакта к пониманию речи и развитию активной речи.

Основная задача на этом этапе — создать условия, в которых ребенок самостоятельно использует слова и предложения для взаимодействия в игре. Для этого необходимо найти совместную точку контакта, в которой обоим хочется находиться вместе, чаще всего это игра.

Совместные игры детей и родителей, либо сами занятия по развитию речи, организованные в игровой форме. Например, многие упражнения для развития сенсорной интеграции могут подойти для этой цели.

Второй момент, это очередность в игре и повторяемость. Интересные игры должны повторяться. В них можно начинать играть по несколько раз, и ребенок начинает ждать эти игры. Если игры начинают нравиться, то даже просто их повторяемость может позволить начать усложнять эти игры.

Повторяя одни и те же игры, можно вносить в них вариации. Это придаст элемент неожиданности, сюрприза. Позволить поддерживать интерес к игре и вызывать яркие эмоции! Все вместе позволяет значительно продвинуться в плане усложнения содержания игр.

Например, вы можете играть в постройку домика из одеяла из стола/стульев. Потом можно развить игру — забраться внутрь и устроить чаепитие, настоящее или вымышленное. Конечно через некоторое в домике станет скучно и захочется внести разнообразие.

Тогда можно сходить в «магазин» ли пригласить друзей – мягких игрушек. Они могут приходить в домик, стучаться спрашивать, кто в домике живет и т.д.. Это очень хороший способ пообщаться и установить контакт.

Установлен совместный контакт, найдены увлекательные игры с предметами или с сюжетами. Теперь занятия по развитию речи проходят весело и задорно. Родителям и ребенку хочется играть вместе, радоваться вместе, веселиться вместе.

Здесь идеальные условия для развития активной речи, есть все необходимые компоненты – взаимный интерес участников, физическая активность ребенка, динамика, включенность органов чувств, яркие эмоции, неожиданные повороты в игре.

Важен каждый компонент. Если контакта нет – то взаимодействие будет впустую. Родитель будет обращаться к ребенку, а тот просто его не услышит или проигнорирует. Если нет интереса или нет эмоций, то будет привычное, стандартное взаимодействие, без мотивации ребенка осваивать и применять что-то новое.

Это очень легко распознать — в этом случае он просто отбывает время на занятии, и ждет, когда его оставят в покое. Ему скучно на занятии. В такой ситуации какого-то развития речи или движения вперед сложно ожидать. Здесь и приходится применять смекалку, хитрость, творчество в игре.

При чем тут неожиданность и любопытство?

Необходимым условием для перехода от понимания речи к активной речи является неожиданность. Она порождает удивление, эмоции, пробуждает интерес и желание сделать неожиданный шаг самому.

Вспомните себя в первой поездке на море или в какую-нибудь другую страну. Первое впечатление всегда самое яркое, самое захватывающее.

Любопытство и интерес — это то, что подталкивает нас к исследованию, к экспериментам. Нам любопытно, и хочется потрогать, понюхать, попробовать самому… Это именно то, чего и нужно добиваться от ребенка. Мотивации, чтобы ему захотелось самому, чтобы он попробовал сам сделать или сказать!

Как только появляется активность от ребенка нужно ее сразу поддержать либо вызвать ее повторение. Сказал один раз ребенок новое слово – значит он умеет его произносить, и понимает ситуацию, в которой оно применимо.

Значит в следующей аналогичной ситуации родитель уже зная, о новых возможностях будет создавать аналогичную ситуацию и стимулировать ребенка произнести это слово опять.

Повторение звуков или слов важно получить не за счет того, что у ребенка получается. А за счет того, что сама деятельность ребенку интересна, сама ситуация его подталкивает к этому. Речь должна быть спонтанной, произнесенной не по просьбе, а по ситуации.

Ребенку интересно с вами вместе заниматься игрой. В этом случае цель – развитие речи, она как бы не в фокусе. В фокусе – вам интересно играть с ребенком, и сделать так, чтобы и ему было интересно приходить на занятия по развитию речи и играть там. Желание ребенка повторить игру, взаимодействие в игре, вызывает коммуникацию.

Речь в этом процессе не главное, а главное – играть с ребенком. Сделать так, чтобы игра с вами стала для него ценностью, важной частью его жизни. Тогда к этому будет приложено его внимание. И он сам будет стараться процесс игры продлить и усложнить.

А для этого нужна речь, без нее никак. И поскольку нет акцента именно на активной речи, ребенок начинает ей пользоваться, осваивать ее, как инструмент для игры, как любой другой атрибут игры.

Это схоже на ситуацию, когда ребенок играет в баскетбол или футбол, но одновременно учится владеть своим телом, чувствовать его, приобретает ловкость и скорость. Умение быстро разгоняться и останавливаться, менять направления движения, делать обманные финты.

Ребенок хочет научиться хорошо играть в футбол, а по ходу тренировок обучается быстро бегать, высоко прыгать, играть в команде – взаимодействовать с другими людьми. Цель за пределами деятельности. В этом случае два момента: речь для ребенка — это не муштра, а элемент игры, значит это позитивно окрашенная часть его жизни.

А второй момент — в игре стимулируются работа сенсорных систем и ребенок учится ими пользоваться, и реагировать на внешние изменения своевременно и быстро. Таким образом восстанавливается нормальная работа сенсорных систем ребенка.

9 игр для появления речи у ребенка

Ребенку важно оценить свой успех и услышать собственную речь. В буквальном смысле услышать! Для этого на занятия по развитию речи можно принести и использовать разные звуковые устройства — микрофон, эхо, аудиозапись на телефоне и т.п.

Важно – родители должны реагировать на речь ребенка, чтобы он понял, что это удобный инструмент, и им можно пользоваться. Тогда дальнейшее развитие речи будет под контролем ребенка. Дальше он будет ее развивать сам, и качество речи будет улучшаться само.

Ребенок оценил успех и услышал свою речь, можно радоваться. Критерий успеха — появление потребности общаться с помощью звуков, за счет увеличение количества звуков и умения слышать собственную речь.

Ниже приведен список некоторых сенсорных игр для развития речи у ребенка.

Логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика

Прекрасный способ понять и почувствовать свои ощущения, свое тело. Многие боятся массажем навредить, но на предыдущих шагах вы уже все сделали, чтобы все было лучшим образом. Если контакт теряется, ребенку не нравится это, то сделайте шаг назад.

Сенсорные игры

Щекотки и веселые игры, позволят увеличить активность. В этой игре появляется много эмоций и много звуков.

Игры — провокации

Игры с провокациями неожиданными звуками, например, играть в мяч и спрятать его под футболку.Или играть с игрушками и спрятать игрушку, в игре дом играть с животными и т.д. Новые повороты в игре, это всегда эмоции, всегда переход к речи.

Необычные звуковые игрушки

Эхо-микрофон, игрушки-повторюшки — возможность для ребенка услышать свой голос со стороны, возможность много экспериментировать с ним.

Природа и окружающая обстановка

Покричать во дворе-колодце, в лесу, в горах, на озере. Услышать свое эхо, услышать звук своего голоса.

Пение

Совместное пение детских песен, любимых песен из мультиков. Это всегда приятно, весело и вызывает положительные эмоции. Кроме того, позволяет лучше научиться обращаться со своим голосом – пение это вам не просто так))) Тем более детских песен!

Подвижные игры

Подвижные игры со сменой направления и неожиданными поворотами – прыгалки, догонялки, стройка шалаша, боулинг, штурм игровой крепости, бои на подушках и т.д.

Игры с продуктами

Игры с продуктами с разными вкусами и текстурами. Можно любимые продукты нарезать необычным способом, можно перетереть их в пасту и пробовать отгадывать, можно спрятать кусочки фруктов в комнате – находить их и съедать, если ребенок любит фрукты

Звуки раннего онтогенеза

В приоритете развития звуки раннего онтогенеза — которые получаются лучше всего «а» , «о», «у», «и», «э», «ы», «м», «в»(«ф»), «т»(«д»), «н», «п»(«б»), «к»(«г»), «х»

Что делать, если ребенок отказывается от занятий?

Не всегда все проходит гладко, иногда ребенок отказывается от просьбы. Отказ ребенка от изначальной просьбы, в том числе от занятий по развитию речи, происходит по двум причинам. Первая причина заключается в том, что задача очень сложная, и ребенок ее решить не может.

Что это значит? Ему на данный момент сочетания звуков, которые мы проси повторить и сказать самостоятельно очень сложны. Поэтому, что бы ему эту задачу не решать, он просто-напросто от нее отказывается и переходит на другую. Это одна из причин.

Вторая причина заключается в том, что ребенку сложно удерживать ситуацию общения долгое время. Что это значит? Если брать вот этот пример: когда вы просите слово «кАнфета», — «ка» и ждете, что ребенок повторит «ка», — в этом случае ему на это нужно время. Если ребенку это удерживать сложно, в этом случае он просто отказывается от этой задачи и переключается на другое.

Первая задача решается проработкой артикуляционного аппарата. Вы включаете в занятия по развитию речи игру со звуками, которые выделили. Вы ведь знаете, звуки которые он умеет произносить. Сами специально стимулируете увеличение количества произношения этих звуков.

Это приводит к тренировке артикуляционного аппарата, с одной стороны. С другой стороны, это радует ребенка, когда он начинает произносить их, и радует вас. И тем самым решается вопрос: у него начинает получаться, и он перестает отказываться.

Вторая задача заключается в том, чтобы во время подвижных игр можно придумывать разные варианты. Например, «догонялки на улице», «дома рисовать красками» и т.д.…

Если сознательно играть в игры дольше, чем обычно вы играете. То тем самым вы увеличите время удержания внимания. В этом случае создается коммуникативная ситуация, ребенок сможет пройти дальше в удержании времени, чем обычно.

Попробуйте в любимые игры играть дольше, чем обычно, то есть вы специально растягиваете время. Нужно пройти ситуацию интереса и уйти в ситуацию некоторого утомления, тогда время контакта начнет увеличиваться.

Увеличится время контакта в игре и увеличится время контакта во время общения. Соответственно появится возможность сказать свою просьбу в тот момент времени, когда нужно. И тогда в тот момент времени, когда нужно, есть шанс, что он не откажется от неё, а повторит то, что вы хотели.

То есть решение в двух вариантах. Это тренировка фонематического восприятия, специально создавая игры с теми звуками, которые ребенок произносит. И второе, это увеличение времени контакта с помощью подвижных, сенсорных игр, увеличивая время игры. Это все требует времени и включения, но, тем не менее, это оправданно и даст свой эффект.

Лицо и движения — это центр работы над речью.

Последний момент, на котором хотел остановиться — концентрация внимания в процессе работы не на речи, а на ощущениях. Лицо и движения – это центр работы над речью. Умение ребенком использовать информацию с лица, как решающий вид деятельности.

Это значит, нам нужно научиться делать таким образом, чтобы ребенок смотрел на ваше лицо и по лицу мог понимать, в каком вы состоянии. Готовы ли играть дальше, или вы сейчас остановитесь, или вы уже сердиты.

Если это сделать и научить ребенка это делать, тогда возникает меньше проблем и с поведением, и гораздо проще удерживать контакт. Поэтому нужно сделать так, чтобы лицо было центром внимания.

Как это сделать…? Начните с того, что просто смотрите на ребенка и улыбайтесь ему. Возможно вначале ему будет сложно и он будет отворачиваться и смущаться. Но постепенно он начнет улыбаться в ответ и возникнет контакт глазами. Теперь можно начать говорить с помощью глаз. Показывая эмоции, и мысли с помощью своего лица. Занятия по развитию речи – это немного игрового искусства, немного озорства, немного фантазии и много терпения и усердия, и ваш ребенок обязательно заговорит!

В заключение хотел немного облегчить вам задачу и пригласить вас принять участие в работе on-line школы развития «Круг общения».

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-lineшколе по ссылке.

Уроки развития речи

В процессе изучения художественных произведений и основ литературоведения школьники обогащают свой словарь, фразеологию. Каждый из описанных выше уроков так или иначе связан с обогащением речи. Однако нужны и специальные уроки, посвященные этой задаче на материале литературы и других искусств и на материале непосредственных жизненных впечатлений. Кратко охарактеризуем уроки разных типов.

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства

Уроки такого вида были в свое время описаны М.А. Рыбниковой, Н.М. Соколовым, Е.И. Сычевой, К.Б. Бархиным и другими методистами. Отправным пунктом в логике построения урока служат непосредственные наблюдения, отбор материала, работа над языком и композицией. Стимулом к работе может быть картина, фотомонтаж. За последние годы довольно широко проводятся работы по киносценарию, инсценировкам, литературным монтажам, сопровождаемым составленным учащимися текстом. В средних и особенно старших классах учащиеся пишут отзывы, рецензии на прочитанные книги, просмотренные спектакли, кинокартины, телепостановки. Роль учителя здесь очень велика, прежде всего, в воспитании хорошего вкуса учащихся, культуры суждений, культуры стиля.

Уроки обучения рассказам, устным ответам и устным докладам

Культура устной речи не находится у нас на должной высоте, и учащиеся, как правило, лучше пишут, чем говорят. Но вряд ли надо доказывать, насколько важно владение ясной, точной, выразительной, а тем более красивой речью. Поэтому надо систематически учить устной речи, начиная с кратких, но содержательных ответов и кончая докладами.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков:

Урок с групповыми формами работы

Урок-взаимообучение учеников и т.

Вопрос 15. The peculiarities of study of epic works in a secondary school

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8419 — | 8038 — или читать все.

188.64.174.86 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья «Уроки развития речи как разновидность уроков русского языка»

«Уроки развития речи, как разновидность уроков русского языка»

Урок развития речи, является разновидностью уроков русского языка. Где основным упражнением традиционно считается изложение и сочинение. При этом считается, что такой урок прерогатива средней школы. Меду тем начальная школа не яввляется замкнутым образовательным циклом, и принцип преемственности и перспективности обучения диктует необходимость выработки осуществления единых подходов к развитию речи на всех ступенях курса русского языка. Потребность в специальном уроке развития речи в начальных классах стала настоятельной необходимостью.

Отличительным признаком урока развития речи является целенаправленная работа над основными видами речевой деятельности –письмом, говорением, чтением, слушанием.

На уроках развития речи основное внимание уделено речевой деятельности учащихся, которые проявляются как в устной, так и письменной формах. Цель такого урока-опираясь на полученные знания о языке:

Целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей;

Учить их воспринимать (и понимать) чужую речь;

Строить собственные высказывания (тексты) в соответствии с нормами русского языка.

Основные цели словарного запаса и грамматического строя речи учащихся:

Обучение нормам языка и их использование в речи;

Формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений; обучение навыкам культуры и речевого общения;

Развитие основных видов речевой деятельности-говорения, письма, слушания и чтения;

Развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности(анализа и синтеза, абстракции и обобщения).

Знакомство с основными речеведческими понятиями как теоретической основой обучения языку и развития речи.

Способ усвоения знаний уроков развития речи-не репродуктивный. А преимущественно эврический(исследовательский). Новое знание открывается учащемуся самостоятельно, в процессе наблюдения за речью.

Структура урока диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций. Сюда, прежде всего входят такие структурные элементы, как:

Введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи;

Определение учебной задачи, нахождения способов и алгоритмов ее решение;

Организация учебной и речевой деятельности по восприятию и порождению высказываний в устной форме;

Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов; выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи.

Таким образом, уроки развития речи как разновидность урока русского языка характеризуется спецификой целей, содержания, технологии обучения, а также особенностями взаимодействия учителя и учащегося. Введение такого специального урока в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.

Автор: Шкунова Юлия Николаевна → Публикатор

—> 16.02.2020 0 424 88

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Если вы затеяли небольшую перестановку или полноценный ремонт, не стоит сразу двигать тяжелые диваны и кресла. Лучше воспользоваться специальной программой для дизайна интерьера. Она поможет увидеть весь облик квартиры еще до начала ремонта, рассмотрев несколько вариантов и выбрав лучший. В статье мы расскажем, как расставить мебель в комнате с учетом всех особенностей пространства. Рассмотрим программу Дизайн Интерьера 3D.

Гордость понимается христианством (а мы изучаем в основном произведения, созданные писателями-христианами) как смертный грех. Из-за гордыни Люцифер отпал от Бога, что в результате и привело человека к смертности и страданиям. Никакого различия между «гордостью» и «гордыней» церковь не видит.

Направление, по всей видимости, в первую очередь потребует рассуждений о любви. Просто потому, что это наиболее часто встречающийся тип отношений между мужчиной и женщиной. Но возможны также варианты ненависти, дружбы и служебных отношений. Нет смысла перечислять все возможные варианты произведений, затрагивающих тему любви.

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2020 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2020 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Каждая мама обязана знать:  Как подружить ребёнка с книжкой
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация