В 3 года ребенка как подменили, появилась агрессивность


Содержание

Словно подменили: ищем причины резких перемен в ребенке

Трудности с засыпанием, страшные сны с пробуждением, после которого ребенок никак не может успокоиться, – самые заметные признаки тревожности. Малыш и днем может часто плакать по непонятной причине и в целом вести себя так, как будто чем-то озабочен: беспокойный взгляд, мгновенная реакция на изменения обстановки, порывистые движения.

Причины могут быть в том, что в семье происходит что-то для ребенка непонятное. Дети очень чувствительны, они улавливают малейшие изменения семейной ситуации, причем даже в тех случаях, когда родители стараются это скрыть. Конфликты, обсуждения предстоящего развода, трудная ситуация на работе, доставляющая вам серьезные переживания, болезнь одного из членов семьи – все это неосознанно передается малышу и рождает тревогу.

«Муж попал в аварию, и, хотя он был не виноват, это было очень тяжело для нас. Мы решили не говорить об этом сыну и даже не обсуждали при нем возникшие проблемы. Про знакомого, который погиб, сказали, что он уехал, про машину – что она в ремонте, про поездки на судебные заседания – что папе нужно съездить по делам. Но на ребенке это все равно отразилось. Во-первых, он стал часто говорить о разных ужасах, которые могут случиться. Во-вторых, почти перестал спать один – каждую ночь прибегает к нам в спальню. И очень боится ездить в машине – прямо впивается мне в руку…»

Способ снизить тревожность – прояснить ситуацию для ребенка. Детям нужно говорить правду – чего бы она ни касалась, ведь даже старые семейные тайны могут быть причиной плохого эмоционального самочувствия ребенка.

Другое дело – нужно хорошо подумать, как именно рассказать ребенку о том или ином событии.

Информация для детей должна быть:

Доступной для понимания ребенком такого возраста . Не стоит рассказывать, например, о супружеских изменах или о том, что один из супругов не хочет иметь ребенка, который уже ожидается.

Необходимой, но достаточной . Некоторые нюансы поведения взрослых освещать не стоит – ребенку они будут непонятны. Иногда достаточно просто сказать: «Мы поссорились с папой, поэтому мы так разговаривали».

Успокаивающей . То, как вы трактуете события, происходящие в семье или вообще в мире, самым серьезным образом повлияет на восприятие жизненных трудностей ребенком в дальнейшем. Люди могут поступать жестоко или несправедливо, в мире есть болезни и смерть, но жизнь тем не менее прекрасна – пожалуй, это должно быть основной мыслью в трактовке негативных событий.

Поддерживающей . Ребенку бывает плохо не столько от того, что что-то произошло, сколько от того, что он оказался в это время в изоляции: погруженным в проблемы взрослым не до него. Не бойтесь проявить свои эмоции во время разговора с ребенком, не бойтесь, что он тоже заплачет, увидев ваши слезы, – это естественный способ реагирования, помогающий справиться с переживаниями.

Проявляется это в том, что по каждому поводу вы слышите протест, и это не просто «Не хочу!», а гневные крики со слезами и ругательствами. Ребенок топает ногами, пинает подвернувшиеся предметы, а иногда нападает и на взрослых.

Причины такого поведения чаще всего в том, что малыш не получает чего-то очень важного. Есть периоды, когда агрессивность повышается, что называется, в рамках нормы. Так, например, кризис трех лет проявляется повышенной агрессивностью, потому что ребенок, чувствуя себя взрослым, хочет расширить границы своей самостоятельности и влияния. Родители это желание не поддерживают и противодействуют попыткам малыша подчинить себе всю семью. Возникает протест, который, однако, скоро проходит – особенно если взрослые помогли своему чаду научиться отделять ситуации, где он должен полностью довериться их мнению, от тех, где он может проявить свою самостоятельность.

В других же случаях агрессивность бывает связана с тем, что ребенку просто не хватает любви. Причем сами взрослые могут этот недостаток не ощущать, а потому не сразу найти истинные причины изменения в поведении ребенка.

Леночка – ласковая и послушная девочка. Она настолько обаятельная и милая, что все взрослые, от родителей до случайных прохожих, восхищаются сочетанием ее внешности с умением вести себя. Но в какой-то момент все изменилось – Лена стала грубить бабушке, обрывать домашние растения («Ненавижу эти плохие цветы!») и устраивать скандалы в магазинах. Более того, даже воспитатели в садике стали замечать, что Лена по любому поводу вступает в ссоры и провоцирует конфликты. Например, может сломать построенную башню или отобрать игрушки. В случае замечаний плачет горько и долго, до рыданий, – и никак не может успокоиться. Понять причину никто не мог: все хорошо, ребенка любят и о нем заботятся, в семье никаких изменений, кроме того, что купили маленькую собачку (по Лениной же просьбе и исключительно для нее). Но, оказалось, собачка и стала причиной переживаний, потому что именно на ней теперь сосредоточилась всеобщая забота и внимание. Конечно, все по-прежнему любили Лену, но ревность – сильное чувство, и привыкнуть к тому, что у близких есть еще один объект для восхищения, оказалось трудно для ребенка, который воспринимал происходящее как утрату родительской любви.

Способ справиться с агрессивностью прост – дать ребенку больше любви, причем в том виде, в каком это ему необходимо. Маленькие дети не могут просто осознать родительские чувства – им нужны проявления в виде ласковых слов, поцелуев, поглаживаний, совместных бесед и объятий.

Может показаться странным, но такое поведение тоже иногда беспокоит родителей. Речь, конечно, не о тех случаях, когда ребенок действительно понял, в чем пре-имущество хороших поступков, и совершает их к всеобщей, и прежде всего своей, радости. Правильное, слишком взрослое поведение может сочетаться с замкнутостью и боязливостью. Ребенок старается показать себя с хорошей стороны, но в то же время несколько сторонится общения и лишний раз не показывается на глаза.

Причины – чувство вины и страх быть отвергнутым. Ребенок сделал что-то плохое (или думал о чем-то плохом) и боится, что теперь ему нет прощения. Так бывает, когда родители, прибегая к наказаниям, используют самые жестокие и несправедливые методы – бойкот и отвержение. «Не подходи больше, когда маленький ребенок у меня на руках, – ты совсем не понимаешь, что можешь ему навредить» – такая фраза может вызвать протест у одних детей и страх у других, впечатлительных и ранимых.

«…Разбирая вещи детей, я нашла в игрушках кольцо – старинное кольцо, которое принадлежало еще моей прабабушке и которым дорожила вся наша семья. Оно было в ужасном состоянии – измазано красками, поцарапано, нескольких камней вообще не было. Я была просто в шоке – кто это мог сделать? И зачем? Я спрашивала детей, но они молчали. Только вечером дочь рассказала, что Павлик обиделся на бабушку и, чтобы отомстить, взял кольцо и испортил его. Мне стало еще хуже… Я позвала его и сказала самые плохие слова, которые только могла, – что он вор, что у нас в семье не было такого плохого человека… А самое ужасное – я не разговаривала с ним несколько дней и просто не замечала его присутствия. Недавно он вспомнил этот случай (сейчас он взрослый, и у него свои дети), и я поняла, почему он так тщательно тогда стал убирать игрушки, целыми днями рисовал и ровно в девять ложился спать. Он просто боялся, что мы его бросим. Мне было очень стыдно – как я могла себя вести так по отношению к маленькому ребенку, которому и шести лет не было?»

Способ исправить ситуацию нужно найти как можно скорее – сразу, как только вы сами немного успокоились и поняли, что сказали лишнее. Не старайтесь продолжать объявленный нейтралитет в воспитательных целях. Подойдите к ребенку, обнимите и успокойте – ведь ваше поведение могло его напугать. Объясните, что вызвало такой ваш гнев и почему вы сказали именно то, что сказали. Скажите о том, что именно поступок был таким плохим, а не он сам – ребенок в состоянии понять разницу. И, конечно, заверьте его в том, что, желая исправить отдельные моменты в его поведении, вы продолжаете любить его самого – всегда и независимо от обстоятельств.

…и делает это будто специально. У всех на виду вытирает испачканные краской руки о диван или рвет учебник старшей сестры, в присутствии посторонних произносит ругательства или демонстративно присваивает себе чужие вещи. И все это невзирая на объяснения родителей, что так делать нельзя.

Причины – в желании привлечь внимание. Ребенок, с которым взрослые недостаточно общаются, постоянно не находя для него времени, использует самые разные приемы. Он рассказывает о том, что было в детском саду, – но родители просят помолчать; он показывает нарисованную картинку, но слышит стандартное «Молодец, иди поиграй». Но, как только он сделает что-то, чего делать нельзя, он добивается внимания на целый день. Дети быстро это усваивают. И иногда для них лучше такое внимание, чем никакого.

Мама Лизы устала извиняться перед родителями других детей, перед воспитателями и устала объяснять своей дочке, что брать чужое нельзя. Лиза упорно продолжала открывать чужие сумки и шкафчики и перекладывать взятые оттуда вещи на свою полку. То же самое – в гостях и даже дома… Мама боялась даже обратиться к психологу – ждала самых неприятных объяснений и прогнозов на будущее. Но все изменилось к лучшему само по себе. Мама вышла замуж. Новый папа (Лиза сразу начала называть его так) просто обожал девочку и все вечера посвящал ей, даже когда родился второй ребенок. Почему это не получалось у мамы? Возможно, потому, что, пережив тяжелый развод с Лизиным папой, она подсознательно избегала общения с дочкой, напоминавшей ей мужа. Или потому, что сама находилась не в лучшем эмоциональном состоянии. Или потому, что ей пришлось гораздо больше работать. Так или иначе, но проблема решилась, как только нашелся человек, способный уделять ребенку внимание.

Способ борьбы с плохими поступками – в подкреплении поступков хороших и в постоянной поддержке. Наказания, запреты будут неэффективны, если от этого ребенок получает какую-либо психологическую выгоду. Исчезнет потребность в достижении внимания таким путем – исчезнет и привычка.

Жизнерадостный и веселый, он становится вдруг слабым и без конца подвергается разным напастям. Психологи, изучающие состояние часто болеющих детей, уверены: детьми движет подсознательное желание быть больным.

Причиной болезни, например, может стать страх ребенка перед детским садом и нежелание туда ходить (то же самое может быть, когда ребенок начинает ходить в школу).

Проанализируйте, может, ребенок хочет что-либо «сказать» своим заболеванием? Что он получает в результате – какие плюсы? Если это в ваших силах, займитесь искоренением причин. Бывает, что проблема решается относительно легко: ребенок, который часто болеет при посещении группы с чрезмерно строгой воспитательницей, выздоравливает, будучи переведенным в другую группу – где дисциплина понимается не так жестко. В других же случаях все происходит сложнее, а иногда может понадобиться и профессиональная психологическая помощь.

Болезнь может стать следствием желания сохранить семью, отношения родителей. Ребенок чувствует, как влияют на родителей его проблемы, – они забывают о своих разногласиях, заботясь о его здоровье.

Каждая мама обязана знать:  Дочь переписывается с подружками матом

. На приеме у психотерапевта мальчик, которого беспокоит боль в руках и ногах. Обследования не показали никаких отклонений, но боль периодически возобновляется, иногда до такой степени, что ребенку трудно ходить. Задача психолога в таком случае – выявить скрытые мотивы заболевания. И вот на вопрос, что изменится, если он совсем выздоровеет, мальчик перечисляет: «Мне купят собаку, и я буду с ней гулять; мне не будут делать уколы; я смогу играть с мальчиками в футбол; папа уйдет в другую семью…» Это и есть, вероятно, мотив болезни – сдержать распад семьи, который неминуемо случится, когда все будет в порядке.

Дети, особенно маленькие, зависимы от взрослых – и физически, и эмоционально. А потому и проблемы в поведении ребенка не появляются сами по себе – за них тоже отвечают взрослые. Конечно, жизнь такова, что мы не всегда можем предусмотреть все негативные влияния – даже собственного поведения. Но ведь можно постараться все исправить. Это в наших силах.

Как из плохих детей вырастают хорошие: эволюция «плохого» поведения
Если ваши дети периодически шалят, хулиганят и безобразничают, ничего cтрашного – это их естественные занятия, признанные детьми всего мира и во все времена. Но то, как именно они это делают, очень важно. Ведь любое поведение является показателем развития – даже очень плохое. Значит, в каждом возрасте у ребенка должны появляться новые плохие поступки. А у взрослых – новые методы работы с ними. Читать далее

Вредные детские привычки: откуда что берется
То, что малыш после игры педантично складывает свои машинки – в определенной последовательности! – в коробку, нас восхищает: «Смотри, какой аккуратный». Но если он ругается, когда младший брат посягает на его сокровища, мы возмущаемся: «Вот хулиган! Где только нахватался?» И сразу решаем: нужно отучать, ведь сквернословие – дурная привычка. Как и привычка разбрасывать вещи, ковырять в носу, чуть что – кусаться, лазить по чужим карманам… Что это вообще такое – вредные детские привычки – и как с ними правильно бороться? Читать далее

10 фраз из нашего детства, которые не стоит говорить ребенку
Мы часто произносим эти фразы бездумно, не отдавая себе отчета, какие последствия они будут иметь для ребенка. Чаще всего это происходит, когда мы расстроены, устали, в общем – в состоянии стресса. Они будто сами вылетают изо рта. Ведь это те самые фразы, которые глубоко ранили нас в детстве. Повторяя их ребенку, мы передаем ему собственный негативный опыт. Читать далее

Как бороться с агрессией у ребенка, что делать родителям: советы психолога по коррекции агрессивного поведения

Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда. Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают на детской площадке другие дети. Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

Причины агрессии

Во время приступов детской агрессии близким следует соблюдать спокойствие и выдержку. Важно поставить себя на место малыша и понять, что он чувствует. Проще всего это сделать, если задаться вопросом: «Почему моему сыну (дочери) сейчас настолько плохо, что ему (ей) хочется что-то швырнуть или разбить, кого-то ударить?». Причин агрессивного поведения не так много:

  • страх и тревога в ответ на ощущение опасности, исходящее от окружающего мира;
  • отстаивание своих прав;
  • желание стать независимым и самостоятельным;
  • невозможность удовлетворить какое-то желание;
  • запреты взрослых.

Борьба с враждебным поведением не должна сводиться к усмирению юного бунтаря любой ценой. Прежде всего, он нуждается не в наказании, а понимании, заботе и помощи. Проще навесить ярлык: «неуправляемый», «непослушный», но это будет неправильно. Остудить пыл маленького агрессора способна всего одна правильная фраза. Например, «мне не нравится твое поведение», «давай подумаем, можешь ли ты высказать, что тебя тревожит, по-другому» или «взрослые дети так себя не ведут».

Влияние микроклимата в семье

Домашнее окружение (родители, бабушки, дедушки) – эталон, по которому младшее поколение строит поведение.

  • Менее агрессивны ребята, родители которых не проявляли в их отношении ни снисходительности, ни серьезных наказаний. Их правильная позиция – осуждать враждебность, открыто говорить об этом с детьми, обходиться без строгих наказаний в случае проступков.
  • Наоборот, дети склонных к телесному наказанию родителей перенимают у них пример гневного поведения. Чувствительные к родительской строгости малыши быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии. Зато вне дома они становятся нервными, выбирают слабую жертву коллективе и отыгрываются на ней.
  • Если наказания вызывают физическую боль или сильно расстраивают, малыши могут забыть их причину, и не усвоить правила приемлемого поведения. Под давлением взрослых они сильно меняются, но повинуются только тогда, когда за ними пристально следят.

Когда проявляется детская агрессия?

Когда малыш не испытывает чувства страха и нужды, ему комфортно. Он спокойно играет с детьми или фантазирует о чем-то. Враждебность по отношению к взрослым, сверстникам, окружающей среде у него возникает в таких случаях:

  • его бьют, над ним издеваются;
  • злые шутки и подколы в адрес ребенка;
  • родительское пьянство и дебоши;
  • недоверие родителей;
  • ревность по отношению к одному из членов семьи;
  • для друзей ребенка закрыт вход в дом;
  • чувство ребенка, что его не любят, игнорируют;
  • недоверие родителей ребенку;
  • чувство незаслуженного стыда;
  • настраивание против ребенка его братьев и сестер.

Очень часто причиной агрессии становятся физические наказания ребенка родителями

В воспитании молодого поколения рекомендуется избегать крайностей. Одинаково плохо отражаются на формировании личности предоставление полной свободы и гиперопека. Чрезмерная опека над детьми обычно приводит к инфантилизму, неспособности противостоять стрессовым ситуациям, нормально общаться со сверстниками. Инфантильные ребята часто становятся жертвами агрессии со стороны других детей.

В чем выражается детская агрессия?

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.

Сильная обидчивость тоже является симптомом подавленной агрессии

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании. Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль. При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых (подробнее в статье: почему маленький ребенок кусается в 2 года?);
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки (рекомендуем прочитать: почему ребенок дерется с родителями и что делать?);
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым (рекомендуем прочитать: советы психолога о преодолении кризиса 4 лет у детей );
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью. Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции. Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.

Если в семье царит атмосфера тепла и взаимной поддержки, дети вряд ли станут проявляться агрессивно

Как бороться с агрессивным поведением ребенка?

Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева. В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной. Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.

Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо. Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших.

Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину. Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе – не наказание. Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка. После уборки важно поблагодарить маленького помощника.

Снижение словесной агрессии

Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска. Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми. Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.

Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций. Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено». В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.

Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует. Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации.

Каждая мама обязана знать:  Отпускать или нет ребенка

Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку. Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке. Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора.

Обсуждая тему агрессии с ребенком, не нужно переходить на личности – говорят лишь о поступках или проявлениях

Игры для агрессивных детей

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  • рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;
  • громко покричать в «мешок крика»;
  • побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  • периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);
  • бить боксерскую грушу;
  • проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

  1. После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.
  2. Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.
  3. Кидать камни в любой водоем. В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.
  4. Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.
  5. Плавание, посещение бассейна или аквапарка. Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.
  6. В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.
  7. Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.
  8. Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.

Водная стихия прекрасно снижает тревожность и агрессию, помогает ребенку избавиться от лишней энергии

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

  • просеивание через сито или мельницу с ситом;
  • закапывание в песок фигурок;
  • работа по строительству замков;
  • выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», « у меня внутри все бурлило»).

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей. Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет (подробнее в статье: почему ребенок рисует черным цветом и что это значит?). Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым. Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.

Агрессивное поведение поддается корректировке

Родителям и педагогам важно показать агрессивному ребенку, как точно оценивать свое эмоциональное состояние и вовремя реагировать на сигналы, которые подает тело. Верно расшифровывая его послания, ребенок сможет контролировать свои эмоции и предотвращать конфликты. При воспитании агрессивных детей работа родителей и учителей ведется по трем направлениям:

  1. консультации и обучение проблемных ребят конструктивному поведению, приемлемым способам выражения гнева;
  2. помощь в освоении методики, которая позволяет владеть собой во время вспышек гнева;
  3. формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Коррекция поведения приведет к положительному результату только при систематической работе с ребенком Непоследовательность и невнимательное отношение к детским проблемам могут лишь ухудшить ситуацию. Терпение, понимание, регулярная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям снять агрессивность сына или дочери.

В 3 года ребенка как подменили, появилась агрессивность

И.А. Галкина (канд. психол. наук)

Одной из серьезных проблем, с которой часто сталкиваются родители детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет), является детская агрессивность.

В психологическом словаре приводится следующее определение агрессии:

«Агрессия — деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт». Под агрессивностью понимаются свойства личности, выражающиеся в готовности к агрессии, а под агрессией — действия, направленные на причинение ущерба кому-либо или чему-либо.

К агрессивному поведению относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии — как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т.п.). Такое агрессивное поведение иногда опасно для окружающих и самого ребенка, и потому требует грамотной коррекции специалистов (психологов, социальных педагогов).

В нашем развивающем центре «Летиция» проблеме агрессии специалисты уделяют особое внимание, как в процессе диагностики, так и во время самих занятий. Ведется специальная как профилактическая, так и коррекционная работа с детьми, у которых выявлены признаки агрессивного поведения.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

— стремление привлечь к себе внимание сверстников;

— стремление получить желанный результат;

— стремление быть главным;

— желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.

Первая форма – недеструктивная агрессивность – проявляется в механизме удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая форма – враждебная деструктивность – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

Среди психологических особенностей, провоцирующих деструктивную агрессию детей, обычно выделяют:

— недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

— сниженный уровень саморегуляции;

— неразвитость игровой деятельности;

— нарушения в отношениях со сверстниками и взрослыми, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

— нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства, низкая ответственность.

Причинами агрессивного поведения детей могут быть:

эмоциональное отвержение ребенка родителями (отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);

чрезмерная терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым;

суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);

авторитарное поведение родителей со стремлением к полному контролю;

агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях – крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления;

влияние группы сверстников (подражание моделям агрессивного поведения);

эмоциональное состояние и самочувствие педагогов, уровень их агрессивности, недостаток педагогической культуры;

влияние средств массовой информации (сюжеты сказок, мультфильмов): ребенок идентифицирует себя с агрессивными героями.

Работа с детьми (коррекция), ведущими себя агрессивно, может осуществляться по четырем направлениям:

Первое направление – обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Например, совершенно нормальным в раннем возрасте является амбивалентное отношение к матери, т.е. сочетание агрессии (так как мать не дает всего, что хочется ребенку) с привязанностью. Кроме того, агрессия ребенка обычно усиливается в периоды возрастных кризисов (первого, второго и третьего года жизни). Агрессия – показатель того, что ребенок пытается отстоять свое «Я», поэтому абсолютный запрет на агрессию может стать фактором риска, а следствием – неспособность ребенка проявлять инициативу. Выходом из такой ситуации может стать обучение малышей прямому проговариванию своих чувств источнику гнева или перенос агрессии на другие неопасные объекты.

Второе направление – обучение детей приемам саморегуляции и самообладания. Применительно к раннему возрасту это заключается в выборе занятий и игр, в которых дети могли бы расслабиться и тем самым снять ведущее к агрессии напряжение. Снятию напряжения у агрессивных детей способствуют также рисование, лепка, музыка, массаж, игры с водой, песком, глиной, использование цвета и другие.

Третье направление – развивать у детей навыки общения с другими ребятами, учить их конструктивным способам общения друг с другом, правилам выхода из конфликтной ситуации. Взрослый может непосредственно показывать ребенку, как конструктивно общаться с другими детьми. Кроме того, помочь в формировании навыков общения может инсценировка взрослым различных конфликтных ситуаций между игрушками, в ходе чего детям не только показываются разные способы решения этих ситуаций, но при помощи вопросов и мягких указаний малыши сами обсуждают поступки героев, эмоционально переживают за них.

Четвертое направление – развитие позитивных качеств личности – осуществляется через совместное чтение детской литературы, обсуждение поступков литературных и мультипликационных персонажей, сопереживание им. В повседневной жизни взрослый обращает внимание ребенка на переживания других людей, стремится вызвать сочувствие к ним. Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства детей раннего возраста. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата, после чего агрессивные действия прекращаются. В том случае, если ребенок проявляет агрессию достаточно часто, и она носит деструктивный характер, стоит с большим вниманием отнестись к ребенку, постараться как можно скорее выявить причины такого поведения и как можно раньше устранить их.

Почему ребенок становится агрессивным и что с этим делать?

Банальную вещь скажу: агрессивный ребенок – это результат неправильного воспитания и нездорового микроклимата в семье. Напряженное состояние ребенка, частые всплески негативных эмоций должны стать поводом для беспокойства родителей и послужить началом для перемен в повседневной жизни.

Каковы причины агрессии у ребенка, и что с ней делать, читатели узнают из этой статьи.

Причины агрессии и поведение родителей

В практической психологии существуют определенные причины, из-за которых ребенок ведет себя враждебно:

  • чувство страха и тревожности, который вызывает пока еще непонятный для малыша окружающий мир;
  • отстаивание собственной точки зрения и своих прав;
  • желание получить независимость и стать самостоятельным;
  • отсутствие возможности удовлетворить определенное желание;
  • запреты со стороны родителей или других взрослых.

Ребенок своим поведением отталкивает от себя, хотя в этот момент он наиболее остро нуждается в понимании и поддержке. Таким образом, он требует внимания, но недружественное отношение со стороны близких и окружающих, которое вызвано его поведением, порождает в нем страх и усиливает гнев.

Как правило, перед таким ярким проявлением агрессии ребенок пытается создать связь с близкими в приемлемой форме. Но если его просьбы остаются незамеченными, появляется враждебное поведение.

Влияние семьи

Образец поведения для ребенка – это окружающие его близкие люди. Психологи утверждают, что менее агрессивны те дети, в семьях которых нет враждебности и серьезных наказаний, где с детьми говорят на равных и пытаются помочь.

Каждая мама обязана знать:  Дома сын один, а с детьми другой

Если детей бьют, применяют к ним физическую силу, то они невольно копируют это поведение и считают его нормой. Дети понимают, что в присутствии родителей необходимо сдерживать свои эмоции, чтобы избежать физического наказания. Но стоит им выйти на улицу и скрыться от глаз взрослых, они находят себе жертву, на которой отыгрываются и выплескивают негативные эмоции.

Негативно влияют на психику ребенка издевательства, насмешки, пристыживание, злобные шутки и строгое наказание. Даже если родители считают какое-то прозвище безобидным и милым (например, «ушастик», «пышечка», « глупышечка») и периодически называют так ребенка, то у него такие ласковые дразнилки вызывают обиду, ощущение собственной неполноценности.

Алкоголизм и дебоши в семье тоже накладывают негативный отпечаток на поведение малыша.

Ребенок может вести себя агрессивно, если испытывает ревность по отношению к определенному члену семьи. Например, когда в семье появился второй ребенок, родители обязаны построить отношения так, чтобы старший не чувствовал себя ненужным и не видел в новорожденном врага, который отнял у него маму.

Чтобы предупредить враждебность сына или дочери важно наладить в семье добрые отношения, создать мирную атмосферу. Ребенок должен ощущать присутствие родителей в своей жизни, их заботу и любовь. Должен быть взаимное доверие, так как его отсутствие провоцирует нервозность и агрессию. Относитесь внимательнее к малышу и его просьбам.

В процессе воспитания избегайте крайностей. Не предоставляйте ребенку полную свободу, но и не создавайте гиперопеку. Постоянный контроль и повышенное внимание, желания все решить и сделать за ребенка не дают возможности ему стать самостоятельным и научиться правильно вести себя в стрессовых ситуациях.

Гиперопека препятствует нормальному общению со сверстниками, так как ребенок чувствует себя неуверенно. И, как следствие, замкнутый дошкольник или школьник становится жертвой агрессии со стороны сверстников.

Признаки агрессии и её виды

Враждебность – это реакция детской психики на происходящее. Такое состояние позволяет почувствовать собственную силу и превосходство, дает возможность таким образом отстоять свои права и интересы близких. Если же агрессия сопровождается нападениями или разрушительными действиями, то это повод бить тревогу и обратиться к специалисту.

Агрессивное поведение может выражаться по-разному:

  • чувствительностью и частыми обидами;
  • обвинением окружающих в собственных неудачах и ошибках;
  • отказом подчиняться правилам и противостояние им;
  • открытым конфликта со сверстниками;
  • провокацией окружающих на ссоры и конфликты;
  • истерикой на замечания или действия.

В зависимости от темперамента агрессия у ребенка может быть в виде физических нападений в отношении человека, животного или определенного неодушевленного предмета. Она бывает инструментальной, то есть использоваться, как способ при достижении цели.

Вербальный вид характеризуется криками, истерическими визгами, ссорами, руганью. При враждебном поведении целью ребенка становится причинить телесную боль или моральный вред объекту.

Для косвенного вида агрессии характерны злые шутки, сплетни и ярость. Понимание того, что можно «ударить» словом приходит к ребенку по мере взросления.

Дети требуют внимания к себе по-разному, в зависимости от возраста. Груднички начинают плакать, а после – закатываются в истерике. В 2-х летнем возрасте агрессивные дети кусаются, становятся жадными, не хотят делиться своими игрушками и вещами, сильно переживают из-за недостатка внимания.

В 3 года ребенок может драться, бросается в других детей и даже в родителей игрушками и другими предметами. После кризиса 3-х лет, 4-х летний малыш не пускает посторонних на свою территорию, пытается стукнуть каждого, кто его раздражает.

В 5 лет агрессия принимает уверенную физическую форму у мальчиков ( они дерутся), а девочки в этом возрасте начинают обзываться или игнорировать дружбу. Дошкольники способны мстить и обижаться, их агрессивность может проявляться в форме гневного поведения и вранья.

Как справиться с маленьким агрессором

Когда близкие люди и родители не реагируют на раздражительность и враждебность, это становится привычкой, нормой во время общения и манерой поведения в целом, а это обязательно вызовет трудности в подростковом возрасте.

Во время эмоциональной вспышки родителям следует сохранять спокойствие и оставаться сдержанными. Крики и скандалы только усугубят ситуацию, а наказание не всегда позволяет утихомирить бунтаря.

В этот момент поставьте себя на место ребенка и постарайтесь понять, какие эмоции он переживает. Несмотря на свое поведение и враждебность, ребенок подсознательно ждет от родителей понимания, ему необходимо почувствовать заботу со стороны близких людей.

  1. Разговаривайте с ребенком, объясните ему, что так себя вести нельзя. Не просто отделывайтесь общей фразой, а конкретно расскажите, почему нельзя: некрасиво выглядишь со стороны, не получишь десерт, не заслужишь похода на качели, в зоопарк, в кино.
  2. Агрессивное поведение это следствие неправильного или нерационального воспитания с раннего детства. Психологи советуют либо полностью игнорировать агрессивное состояние, но активно поощрять хорошее поведение и поступки, или наказывать, если это приводит к угасанию гнева.
  3. Родители должны принять все возможные меры, чтобы создать теплую обстановку в семье, окружить малыша теплотой и заботой. Он должен быть уверенным, его любят и не дадут в обиду.
  4. Следите за поведением ребенка, эмоциональный всплеск можно предупредить, если своевременно отреагировать на обращение ребенка или отвлечь его от провокационной ситуации.
  5. Если не удалось предупредить яркое проявление эмоционального состояния, следует спокойно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво. Используйте суровое осуждение, если ребенок, например, разбросал игрушки, заставляйте его убирать за собой. Если объектом враждебности стал другой человек, то пожалейте обиженного. Это позволит ребенку понять, что своим поведением он отталкивает от себя в пользу другого человека. Со временем он станет внимательнее к советам родителей.
  6. Агрессивность ребенка можно победить с помощью игр. Позволяйте ему во время игры выплеснуть эмоции. Пускай он рвет бумагу на мелкие кусочки или покричит в «пакет для крика».
  7. Гуляйте с ним на свежем воздухе, дайте ему возможность много бегать и прыгать. Успокаивающе действуют игры с водой, переливанием жидкости из одной емкости в другую. Позвольте ребенку расслабиться в процессе игры и получить положительные эмоции.

Заключение

Все дети разные, поэтому и подход к ним не может быть одинаковым. Кого-то достаточно обнять и поговорить с ним, к кому-то необходимо применить наказание, а на некоторых не нужно обращать внимание. В любом случае, родители обязаны создать благоприятный микроклимат в семье, где растет ребенок. Не всегда агрессия связана с возрастом, плохим настроением или плохим самочувствием. Следите за ребенком и бережно относитесь к его неустойчивой психике.

Делитесь этой информацией с другими пользователями социальных сетей. Оставляйте свои отзывы и комментарии. Расскажите о своем опыте воспитания детей.

Агрессия у ребенка 3 лет. Что делать родителям?

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Многие родители уверены, что любовь и забота должны сделать детей добрыми и ласковыми. Каково же бывает удивление мамы, когда в возрасте 3-х лет любимое чадо начинает проявлять агрессию. К агрессивному поведению относятся щипки, укусы, царапины, которые малыш наносит специально посторонним людям. Сюда же включены ругательства, намеренная порча вещей, сломанные специально игрушки, крик на окружающих.

Меня этот непростой период жизни тоже не миновал. И периодически я выслушивала от воспитателя в детском саду жалобы на поведение своего сына: то он кричит и ругается, то кусает детей, то бьет, то стегает кого-то штанами… Сегодня я хочу порассуждать о том, почему в этом возрасте дети проявляют агрессию и понять, что можно с этим сделать.

Причины агрессии в 3 года

Чаще всего агрессия является ответной реакцией на страх, печаль, разочарование. В рассматриваемом возрасте личность еще не может контролировать свое поведение, не совсем понимает, как высказывать эмоции. В итоге гнев, возмущение выливаются в агрессивное поведение.

В возрасте до трех лет защитная реакция часто связано с игрушками. Малыш только начинает осваивать умение общаться со сверстниками, предлагать дружбу, игру, делиться игрушками, переключаться и договариваться.

В зависимости от психологического содержания проблемы, специалисты выделяют несколько типов «злых» малышей:

  • Наличие сильного темперамента. У ребенка сильный характер и много энергии, но ему не хватает нагрузки. В итоге неудовлетворенность занятостью вызывает возмущение и всплески агрессии.
  • Ребенку не хватает свободы. Это тип малышей, которых слишком опекают родители. И своим враждебным поведением дети пытаются добиться большей самостоятельности в каких-то вопросах.
  • Дети так высказывают физиологический дискомфорт и плохое настроение. Если ребенок не научился отделять физическое состояние от эмоционального, у него наблюдаются неконтролируемые всплески эмоций. А в таком возрасте понятно, что малыши еще не умеют контролировать эмоции.
  • Проблема в семье. Чадо может просто копировать привычку одного из родителей жестко доминировать в семье. Ребенок просто переносит эти отношения на сверстников.

Вне зависимости от конкретной причины такого поведения, психологи выделяют несколько советов, как вести себя, чтобы не навредить и успокоить ребенка.

Что делать

Перво-наперво — не бить. Так как насилие порождает насилие – это уже известный факт. В момент злости надо взять крепко ребенка за руку, чтобы было не больно, но достаточно ощутимо. Родитель не должен возвышаться над ребенком, тем самым проявляя превосходство. Поэтому надо присесть, чтобы ваши глаза были на одном уровне. И во время эмоциональной вспышки необходимо проговорить вместе с ребенком его состояние, назвать прямо чувства, которые малыш может испытывать в данный момент («ты злишься?», «ты сердишься?», «ты нервничаешь?», «ты обиделся?»). Тогда отрицательная энергетика уменьшится.

Маленькому агрессору необходимо показать отрицательный пример. Это можно сделать при помощи сказок, с такими героями, как злой Волк, Карабас-Барабас и Кощей Бессмертный. Совместные игры тоже наглядно могут показать, как себя следует вести, какие чувства вызывает агрессия и как выйти из той или иной ситуации наименее болезненно. При чем ребенок может выступать в игре в роли агрессора, чтобы вытеснить из себя и выплеснуть негатив.

Во время проявления агрессии, необходимо переключить детское внимание на резкий звук, неожиданное действие или интересное занятие. Перенаправление энергии на какие-то физические упражнения помогут выплеснуть негативную энергию. Можно попинать мяч, побегать, попрыгать, покидаться подушками и так далее.

Психологи не рекомендуют наказывать или изолировать таких детей. Это приведет к еще большим проблемам, как в поведении, так и во взаимоотношениях ребенка и родителей.

Очень важно разговаривать со своим ребенком, пытаться понять, почему он так себя ведет, предлагать варианты решения проблемы, а не сразу начинать кричать.

И самое главное, надо помнить, что ребенок – отражение того, в какой обстановке и атмосфере он живет. Если дома ругань, крики и неуважительное отношение друг к другу, то нечего удивляться тому, как ведут себя сын или дочь. Дети очень хорошо считывают эмоциональное состояние родителей и переносят это на свое поведение.

Отсюда следует и то, что если родители сами часто впадают в состояние агрессии, то им необходимо показать, как они жалеют об этом и извиниться. Тогда и малыш будет копировать такое поведение и для него не будет унижением собственного достоинства попросить прощения за то, что он кого-то обидел.

Подведем итоги

Из собственных наблюдений могу сказать, что все это на самом деле работает. Когда у меня был не очень хороший в эмоциональном плане период жизни, я часто срывалась и могла повышать голос, тогда и сын мой был просто не управляем.

А стоило мне успокоиться, начать проявлять больше внимания и ласки ребенку, то и он стал отвечать тем же. И все реже я слышу от него: «я с тобой не дружу» или «гадкая ты». Зато все чаще он говорит: «я тебя люблю» или «ты моя любимая», и еще больше обнимает и целует меня.

Ну и конечно же надо четко уяснить, что ребенок – это тоже личность со своим характером и предпочтениями. И как у любой личности у него бывает плохое настроение и хочется иногда покричать и встать в позу. Следить надо в первую очередь за собой, а ребенок подтянется за вами.

Удачи вам в воспитании ваших детей, поменьше агрессии и злобы и побольше любви!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация