В чем причина заикания


Содержание

Заикание. Причины, симптомы и лечение заикания

Заикание – нарушение ритма и плавности речи, характеризующееся повторением букв, слогов или слов.

Заикание возникает в результате возникающих судорог мышц речевого аппарата (языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти). Иногда к судорогам мышц речевого аппарата присоединяются судороги мышц лица и конечностей. В тоже время, интересным фактом является то, что люди с заиканием спокойно поют.

Заикание, чаще всего, возникает у детей, возрастом от 2 до 5 лет. У мальчиков заикание встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Очень важно вовремя заметить первые признаки заикания и сразу же обратиться к логопеду.

Первыми признаками заикания является протягивание слов, повторение букв или слогов. Проявляется нервозность. Иногда малыш вовсе замолкает, и это его очень расстраивает. Если с заиканием не бороться, то наивысшего пика эта дисфункция речевого аппарата достигает в юности, а к 30 годам и дальше — затихает.

Заикание. МКБ

МКБ-10: F98.5
МКБ-9: 307.0

Причины заикания

Рассмотрим причины заикания более подробно.

Заикание возникает:

1. У детей с дефектом нервной системы (неврозоподобное заикание):

— наследственная предрасположенность;
— травма при родах;
— тяжелая беременность матери;
— болезненность в первые годы жизни.

Такие детки внешне абсолютно здоровы. Но, при обследовании, могут обнаружить повышенное внутричерепное давление и повышенную судорожную готовность.

2. У детей со здоровой нервной системой:

— после неврозов, вызванных стрессами и переутомлением, после испуга или сильного расстройства, потрясения;

Такому подвержены впечатлительные детки. Им не стоит смотреть фильмы, которые могут испугать. Не стоит их заставлять много учиться, а плохие новости рассказывать аккуратно. Такого типа заикание усиливается, когда ребенок волнуется.

Другие причины заикания

Бывают, случаи, когда ребенок хочет кому-то подражать, после чего он начинает заикаться;

Заикание также может возникнуть, если ребенка насильно переучить из левши в правшу.

Симптомы заикания

Если ребенок колеблется перед началом речи, повторяет слова или запинается – это еще не значит, что он заикается. В этом случае стоит присмотреться и понаблюдать за ним. Многие детки просто слишком торопятся что-то сказать и не успевают за собой выразить свою мысль правильно. Такая речь в возрасте 2-7 лет относиться к норме.

Но, если такая речь постоянно и сопровождается тревогой, напряжением и избеганием речи – то это может указывать на начальную стадию заикания.

Симптомы заикания:

— частые повторы слов, слогов или букв;
— протяжные звуки;
— избегание общения;
— частое пребывание в расстроенном состоянии;
— напряженные мышцы лица и шеи;
— относительная слабость воли;
— страх говорить в присутствии определённых людей или в обществе;
— резкие подъемы громкости голоса.

Осложнения заикания

Наличие заикания может вынудить человека избегать разговоров, в результате чего, у него сужается круг общения, и как следствие — общего развития. Может возникнуть мнительность, напряженность, настороженность, чувство неполноценности, раздражительность, пугливость, которые приводят к еще большему усугублению заикания.

Также, заикание может привести к снижению успеваемости в учебе, помешать в выборе профессии, карьерном росте, создании семьи, т.к. заикающийся человек, или как таких людей часто называют – «заика», с годами становится стеснительным и замкнутым.

Диагностика заикания

Диагноз «заикание» ставят, если симптомы длятся более 3 месяцев.

Среди методов диагностики заикания различают:

Лечение заикания

Как избавится от заикания? Лечение заикания включает в себя соблюдение следующих мероприятий:

1. При первых признаках заикания, в ребенке необходимо воспитывать уверенность и сознательное стремление преодолеть этот недостаток.
2. Разговаривайте с ребенком плавно, спокойно, выговаривайте внятно слова.
3. Никогда не перебивайте ребенка, всегда давайте ему возможность выговориться.
4. Приучите ребенка управлять темпом речи, избегать ускорений и говорить на выдохе, а не на вдохе.

5. Научите говорить слова чуть замедленно, но не монотонно.
6. Регулярно общайтесь с ребенком, задавайте вопросы, пусть он Вам постоянно что-то рассказывает. Но сначала, делайте это только в узком, семейном кругу, а по мере успеха, расширяйте круг «посвященных».
7. Никогда не заставляйте ребёнка говорить или читать, когда ему не комфортно, т.к. в этой ситуации заикание может только усилиться.
8. Во время разговора смотрите ребенку в глаза и при его заикании ни в коем случае не показывайте, что Вы расстроены, не отводите глаз.
9. Следите за речью ребенка, исполняйте все вышеперечисленные рекомендации, но не переусердствуйте с контролем.

Другие методы лечения заикания

Невротическое заикание хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Лечение включает в себя коллективную игровую психотерапию и логопедическую ритмику. Также для лечения заикания назначают физиотерапию, общий массаж и логопедический массаж.

Главным приемом лечения заикания считается замедленная ритмизированная речь. Существуют также специальные устройства для людей с проблемой заикания, которые отбивают ритм и помогают координировать речь.

Советую ни в коем случае не обращаться и не водить ребенка к бабкам, дедкам, различным экстрасенсам и поддавать их гипнозу. Лучше делайте все от Вас зависящее и молитесь Богу, Он сотворил нас, и Ему нет ничего невозможного!

Заикание

Общая характеристика заболевания

Заикание представляет собой нарушение речи, для которого характерны частые повторения или пролонгация слов, слогов или звуков, также признаками заболевания являются частые остановки или нерешительность в речи, приводящая к разрыву ее ритмического течения.

Проще говоря, заикание – это нарушение плавности и ритма речи, вызывающее затруднения в устном общении.

Для того чтобы был поставлен диагноз «заикание» симптомы должны быть значительными. Заминки и сбои в ритме речи нормально говорящих людей отличаются от данного расстройства ощущением у заикающегося мышечного напряжения, утратой контроля над речевыми органами, возникновением чувства стыда и страха.

Заикание, как правило, начинается в возрасте от 2 до 5 лет и может длиться месяцами или годами. Этому расстройству речи больше подвержены мальчики, чем девочки, были зафиксированы случаи данного заболевания сразу у нескольких членов семьи. Заикание у детей, в отличие от взрослых, может пройти спонтанно.

Практически для всех заикающихся характерно умение говорить плавно, когда они эмоционально увлечены, читают с кем-то в один голос, поют, находятся одни или когда изменяют манеру говорить, дыхание, свой голос.

Заикание начинает проявляться при общении в сложных ситуациях, когда, например, предстоит выступление перед публикой, в спешке, в стремлении получить одобрение или при сосредоточении на себе и своем нарушении речи.

Для большинства запинок при заикании характерны продление или повторы начальных слогов или звуков, также возможна полная остановка на начале слога или слова. Кроме того, параллельно с запинками могут наблюдаться такие «вторичные» симптомы, как непроизвольные движения мышц конечностей, шеи, лица либо вставки посторонних звуков или слов. Первые признаки заикания у детей проявляются в виде неплавной и неуверенной речи, частых повторов слов, видимом напряжении ребенка, иногда бывают случаи молчания и полного отказа от устного общения.

Причины заикания

Заикание у детей может быть спровоцировано дефектами нервной системы или стать результатом неврозов.

В первом случае причиной нарушения речи могут быть наследственная предрасположенность, тяжело протекающая беременность, травма при родах или частые заболевания в младенческом возрасте. Несмотря на то, что внешне такие дети выглядят вполне здоровыми, неврологическое обследование может выявить у них повышенную судорожную готовность, изменение рефлексов, повышенное внутричерепное давление.

Заикание у детей во втором случае вызывают неврозы, обусловленные стрессом, сильным переутомлением, испугом. Наиболее подвержены нарушениям речи такого типа нервные и впечатлительные дети, при этом признаки заболевания могут усиливаться при нервно-психическом напряжении или эмоциональном возбуждении.

В редких случаях причиной заикания у детей может стать стремление ребенка подражать заикающемуся родственнику, принудительное переучивание из левши в правшу или перенесение инфекционного заболевания.

Заикание у взрослых возникает достаточно редко, как правило, этому предшествует сильная психическая травма. В некоторых случаях причиной заикания у взрослых становится боязнь говорить (логофобия), которая сначала проявляется непосредственно во время речевого общения, а затем трансформируется в страх, сопровождающий даже мысли о предстоящем разговоре.

Механизм заикания

Эффективная коррекция заикания и его лечение предполагают понимание того, что собой представляет данное нарушение в физиологическом плане. Заикание у взрослых, так же как и у детей — это судороги мышц речевого аппарата (нижней челюсти, мягкого неба, губ, языка), которые возникают периодически.

Так, клоническое заикание, представляющее собой непроизвольное повторение отдельных слогов и звуков, обусловлено несколькими кратковременными сокращениями мышц. В то время, как тоническое заикание (задержку речи) вызывает длительное сильное сокращение мышц. Иногда судороги мышц речевого аппарата сопровождаются судорогами мышц конечностей и лица.

В головном мозге находятся голосовой, слуховой и ассоциативный центры, слаженная работа которых формирует речевой круг. В основе заикания лежат разрывы речевого круга, которые возникают периодически в результате разной скорости работы речевых центров. Именно по этой причине чаще всего возникает заикание у детей в возрасте 2-5 лет, когда синхронная связь между центрами только формируется.

Современная медицина механизм заикания объясняет следующим образом. Изменения нервной системы приводят к перевозбуждению голосового центра (центр Брока), скорость работы которого увеличивается, что провоцирует временное размыкание речевого круга. Перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, ответственные за двигательную активность, в результате чего возникают мышечные судороги. После самого факта заикания голосовой центр расслабляется до нормы, а речевой круг снова замыкается. Заикание возникает чаще всего на согласных звуках, поскольку нервные импульсы при перевозбуждении по частотной характеристике близки этим звукам, особенно глухим.

Лечение заикания

Вопрос о том, как избавиться от заикания, ставится практически всегда, когда один из членов семьи сталкивается с данным речевым расстройством.

Лечение заикания на сегодняшний день нельзя назвать однозначным, поскольку специалисты расходятся во мнении относительно методов терапии. Для того, чтобы коррекция заикания была продуктивной, обычно применяют комплексный подход, сочетающий в себе несколько методик, среди которых выделяют:

  • психологическую;
  • психотерапевтическую;
  • логопедическую;
  • логопсихотерапевтическую;
  • социореабилитационную;
  • физиотерапевтическую;
  • медикаментозную;
  • нетрадиционную.
Каждая мама обязана знать:  Поведение сына

Методики коррекции заикания разрабатывались авторами на основе их понимания причин данного заболевания. Одни трактуют заикание как сложное невротическое расстройство, к которому привели сбои нервных процессов в головном мозге. Другие видят причину этого сложного невротического расстройства в зафиксированном рефлексе неправильной речи, который возник в результате речевых затруднений различного происхождения. Для третьих лечение заикания представляет собой устранение дисгармоничного развития личности, а также речевого и общего дизонтогенеза. Четвертые видят причину заикания лишь в органических поражениях центральной нервной системы.

Сегодня существует множество методик лечения заикания, однако стопроцентной гарантии не дает ни одна из них. В некоторых случаях вопрос о том, как избавиться от заикания, может и не возникнуть, если вовремя предупредить болезнь, создав ребенку максимально спокойные и щадящие условия жизни.

Заикание: как помочь ребёнку

Растерянность, чувство вины, отчаяние охватывает родителей заикающихся детей. Почему ещё недавно малыш говорил хорошо, а сейчас и слова не может произнести? Чем можно помочь ребёнку? Когда лучше начинать лечение? И главное, как воспитать спокойного, уверенного в себе ребёнка? Довольно часто в своей практике мне приходится слышать эти вопросы от обеспокоенных (и не напрасно. ) родителей. Заикание — серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. И роль родителей в процессе преодоления заикания у ребёнка или подростка переоценить невозможно. В этом я убеждаюсь на собственном опыте работы с заикающимися детьми уже больше 10 лет. Поэтому сегодняшний разговор я адресую Вам, дорогие родители. Буду рада помочь в прояснении возникшей проблемы в Вашей семье. И надеюсь, что в случае обращения ко мне как к специалисту по коррекции заикания, Вы станете активными участниками процесса реабилитации Вашего ребёнка. Ведь без Вашей помощи и готовности к переменам нам не справиться!

Первый вопрос, который задают практически все родители: «Почему.

Почему мой ребёнок стал заикаться? Ведь говорил хорошо, уже и предложения появились в речи, и стихи рассказывал… и вдруг… запинки!?

Действительно, в большинстве случаев, заикание возникает именно на этапе интенсивного развития речи в возрасте от двух до пяти лет, когда идет активное формирование коор­динированной системы рече­вых движений и мышления. Важно понимать, что за­икание не просто дефект речи, а проявление общего невроза, то есть расстройство не только речевой системы, но и организма в целом. У детей с не­плавной речью плохой сон, аппетит, неустойчивое наст­роение, чрезмерная подвиж­ность или, наоборот, скованность. Налицо так называемый «срыв» высшей нервной деятельности, когда нарушено равновесие процессов возбуж­дения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Заикание может возникать остро, то есть внезапно, вследствие какой-либо психотравмы или нарастать постепенно, без видимых причин, иногда в течение нескольких месяцев.

— Что может послужить причиной заикания?

Любой сильный раздражитель, не обязательно сугубо отрицательного харак­тера. Даже резкая смена обстановки, вид незнакомого жи­вотного может вывести ребен­ка из равновесия. В результате нарушается нор­мальное взаимодействие коры головного мозга с подкоркой, которая и регулирует темп и ритм речи.

Нередко заикание возникает при неровном отношении к ребенку взрослых: от наказа­ний переходят к заласкиванию, один из родителей запрещает что-то, а другой разре­шает. Ссоры между отцом и матерью, напряженная обста­новка в семье также отрица­тельно влияют на нервноесостояние ребенка, а значит, соз­дают почву для расстройства речи.

Форсирование речевого развития ребенка. Родители на­стаивают, чтобы ребёнок заучивал труд­ные многосложные слова, непонятные ему стихотворения, рано начинают обучать грамоте, демонстрируют речевые до­стижения малыша своим знакомым.

Либо задержка развития речи. Иногда ребенок знает и понимает больше, чем может выразить речью, он подыскивает слова и выраже­ния, повторяя и повторяя зву­ки и слоги, как бы на ощупь выбирая соответствующие язы­ковые средства. Эта привычка закрепляется и также может привести к заиканию.

Перенесенные ин­фекционные заболевание (особенно при осложнениях на центральную нервную систему), и поражения го­ловного мозга в раннем дет­ском возрасте (внутриутроб­ные, природовые и другие травмы).

— Когда нужно начинать лечение? И к кому обращаться?

Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. И подход к преодолению неплавности речи обязательно должен быть комплексным. Мы сразу же советуем обратиться родителям к врачам – нервопатологам. Ещё раз подчеркну, заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка.

Специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно первые два месяца при внезапно возникшем заикании не проводятся. Вводится охранительный режим речи. О нём я расскажу чуть ниже. А вот обратиться к психологу или психотерапевту стоит сразу же. Квалифицированный специалист поможет ребёнку отреагировать возможные психотравмы – испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т.п.). В этом действенны игровая и песочная терапия, сказкотерапия или арт-терапия. Выбор метода зависит от особенностей Вашего ребёнка и возможностей терапевта. Также семейный психотерапевт (а речь идёт именно о семейном подходе к коррекции нарушения плавности речи) окажет поддержку взрослым членам семьи ребёнка (ведь для родителей это тоже стресс!) и направит Ваши дальнейшие действия.

— Как вести себя с ребёнком, если появилось заикание?

Прежде всего, не паникуйте. Ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо»,и не просить, чтобы он «сказал хорошо». И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.


Создайте условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком, гармоничные отношения между всеми членами семьи — необходимое условие для лечения заикания. Но это не зна­чит, что заикающегося ребен­ка надо считать больным, чрезмерно опекать, потакать его капризам. Разумная требо­вательность остается, а вот конфликтов и резкостей в обращении следует избегать.

— Чем я могу помочь своему ребёнку?

Помогите ребёнку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых. Постарайтесь говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, лаконичной и плавной. Важное условие – научиться шире открывать рот, хорошо артикулируя гласные (я не предлагаю проговаривать слова нараспев). Не требуя от ребенка, чтобы он говорил медленно, сами почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно, по подражанию.Замечено, что через две недели такого речевого режима дети начинают вслед за родителями говорить медленнее и чётче. А два месяца соблюдения новых правил речи в семье (подчёркиваю – не только ребёнком, а всеми членами семьи! Это важно. ) позволяют свести запинки на нет даже без вмешательства логопеда.

Не провоцируйте ребенка на речь. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и каких вопросов вы задаете своему ребенку. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

— Слышала, что специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка на начальном этапе коррекции заикания, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Правильно ли это?

Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно:

Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать
решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется. Песочная терапия занимает особое место при работе с неврозами.

Эффективны и полезны также игры на развитие дыхания. Пускайте с детьми мыльные пузыри, учите задувать свечи, дуть через трубочку в стакан с водой, сдувать вату с ладони и т.п. Такие упражнения очень нравятся малышам, и оказывают благотворное влияние на формирование речевого выдоха.

Каждая мама обязана знать:  От чего ребенок может быть медлительным

— Когда начинать занятия с логопедом?

Логопедические занятия показаны с 3-х лет, если заикание отмечается более 2-3 месяцев и перешло уже в стадию закрепившегося. Если кроме нарушения плавности наблюдается задержка речевого развития, то начинать надо с неё. Вряд ли речь станет плавной, когда у ребёнка ограничен словарный запас или он затрудняется построить фразу. Теперь после завершения охранительного режима речи (в первые 2 месяца появления заикания) пора перейти к активным занятиям по развитию речевых способностей.

О структуре занятий Вы узнаете уже при личной встрече со специалистом. Но хочу отметить важную специфику в работе с заикающимися детьми:

  • Наилучший результат достигается при комплексном междисциплинарном
    подходе
    – соединении логопедии, психологии и психотерапии. Моя специальность так и звучит: логопсихотерапевт. Это позволяет, например, при выполнении логопедических заданий отслеживать психическое состояние ребёнка и профессионально реагировать на его изменения. А психокоррекционные упражнения снижают напряжение у детей и позволяют лучше усваивать речевой материал. Очевидно, что речь специалиста должна быть показательной для ребёнка и соответствовать установленным речевым правилам.
  • В работе с заикающимися детьми предпочтительнее занятия в малых группах. Заикание не случайно счи­тается нарушением коммуни­кативной функции речи (ком­муникация — обшение). Имен­но в общении заикающийся ребёнок испытывает наиболь­шие затруднения. Дети обыч­но хуже говорят когда волнуются, в присутст­вии незнакомых людей или тех, кого они боятся. Дефект речи влияет на раз­витие и поведение ребенка. Дети-заики обычно робкие, стеснительные, неуверенные, со временем начинают ис­пытывать страх, когда нужно говорить. А групповые занятия помогут ребёнку закрепить полученные навыки речи в общении со сверстниками. Ведь наша основная задача – помочь ребёнку чувствовать себя уверенно и свободно в социуме. И это – хорошая практика для него.
  • Успех в преодолении заикания вряд ли возможен без осознания Вами,
    родителями, своего влияния на возникновение проблем у ребёнка и Вашего активного участия в терапевтическом процессе,
    готовности изменять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя. Семейный логопсихотерапевт призван создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы. Найти новые пути конструктивного взаимодействия в семье и восстановить гармонию в отношениях и речи.

Заикание – нарушение действительно очень непростое, но ПРЕОДОЛИМОЕ. Я в этом глубоко уверена! Как и большинство моих воспитанников и их родителей. Всегда рада, когда моя помощь не требуется, но если есть необходимость – ГОТОВА ПОМОЧЬ.

Автор: Зиздо Наталия Васильевна

Задавайте свои вопросы, с удовольствием на них отвечу на страницах сайта. Или звоните: 8908 198 62 04

В результате чего люди заикаются?

Заикание у взрослых или детей является речевым нарушением, которое проявляется в виде повторяющихся слогов, букв, выражений, сокращений слога. Человек во время разговора запинается, останавливается, волнуется, «глотает» слова, речевой темп разрывается. На вопрос «почему люди заикаются» существует несколько ответов.

Причины заикания

Заикание – нарушение, провоцируемое психологическими и физическими факторами. Медицинское название данной проблемы речи – логоневроз, его изучают как медицинские работники, так и психологи, объединяя по группам.

Биологические предпосылки (наследственность)

Отмечается, если заиканием страдали мать или отец, то шанс развития логоневроза с раннего детства у ребенка возрастает. Также это нарушение речи может передаваться через поколение, если у прародителей были легкие или осложненные стадии патологии.

Физиология

В большинстве случаев оказывает влияние соматика:

  • функционально поражается головной мозг;
  • были травмы головы в процессе нахождения в утробе матери;
  • перенесенное инфекционное заболевание;
  • расстройство вегетативной нервной системы и т. д.

Помимо этого, заикание провоцируется общим физическим или нервным истощением, ослаблением иммунной системы, дефектами при формировании аппарата речи, недостаточным развитием моторики и т. д.

Влияние социума

Социальный фактор, влияющий на человека, беспокоит и меняет общее внутреннее и внешнее состояние. Дети страдают от нарушений в функционировании речевого аппарата по причине проблем с общением:

  • ссоры и непонимание в семье;
  • не додаются какие-либо аспекты в воспитании;
  • не находят общий язык со сверстниками.

Психология

Дети и взрослые поддаются психологическим факторам, которые в будущем влияют на общение с окружающими. Логоневроз может развиться по причине:

  • психологических травм;
  • острых эмоциональных переживаний (они могут быть как положительными, так и отрицательными);
  • сильного испуга;
  • психологического переутомления;
  • информационной истощенности;
  • стрессовых ситуаций и т.д.

Эти факторы зависят от человека, не все жизненные обстоятельства способны привести к нарушениям и проблемам. Если правильно расставить приоритеты, справиться с психологическими барьерами, то речевых нарушений наверняка удастся избежать.

Те, кто подвержен заиканию, чаще всего замкнуты, что мешает им корректировать и восстанаваливать правильные речевые навыки. Логоневроз, возникший по психологическим предпосылкам, лечится быстрее и легче.

Сперва рассматриваются предпосылки начала проблемы, а затем уже назначается комплексная методика лечения. Логоневроз должен быть не только устранен физиологически, следует искоренить психологические причины заикания, чтобы в будущем они вновь не способствовали развитию патологии.

Статистика

Логоневроз считается проблемой, зарождающейся чаще в детском возрасте, чем в зрелом. По статистике, во всем мире около одного-трех процентов детей страдают заиканием. Эта статистика меняется в зависимости от местности, возрастных показателей и темперамента национальности.

При этом у мальчиков шанс развития заикания в четыре раза выше, чем у девочек. Многие не знают, что такое логоневроз и есть ли он у них, так как патология может проявляться в облегченной форме.

Доказано, что заикание у взрослых, которым они страдают именно с детства, встречается намного чаще у людей, выросших в детских домах и интернатах. Очевидно, что ранняя разлука с родителями и неблагоприятный социальный климат, влияет на дальнейшее психологическое состояние и развитие человека.

Также люди, проживающие в селах и поселках, менее подвержены речевым дефектам, чем живущие в мегаполисе. Это связано со спокойной средой. Взрослых, страдающих заиканием, насчитывают всего 1% от населения, что говорит об успешном лечении этой патологии.

Родные братья и сестры перенимают это нарушение в 18% случаев. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%.

Фазы развития патологии

I фаза

Заикание с небольшими эпизодами, сокращением периода плавной речевой размеренности. Характеризуется такой симптоматикой:

  1. Трудность в произношении на начале слова и при построении предложения.
  2. Спотыкание в речи происходит в произношении кратких частей речи, союзов и частиц.
  3. Заикание возникает в результате «Коммуникативного давления» (волнение, человек торопится что-то сказать и т.д.).
  4. Фобии речи не наблюдается.

II фаза

  1. Проявляется хроническая форма патологии.
  2. Произношение затруднено при быстрой речи и в сложных словесных сочетаниях.
  3. Осознание речевого дефекта, но это еще не мешает нормальной коммуникации.

III фаза

  1. Явный судорожный синдром. Но человек еще не воспринимает это как проблемы.
  2. Не могут быть произнесены некоторые звуки, слоги.
  3. Заторможенность речи, так как начинаются попытки замены одних слов на другие, менее проблемные.

IV фаза

  1. Заикание перерастает в большую личностную проблему. Человек понимает, что у него серьезные речевые нарушения и избегает контактов, сложных ситуаций, где потребуется общение. Если на более ранних стадиях иногда менялись слова и выражения, то сейчас это происходит постоянно.
  2. Антиципация – человек ждет своих речевых ошибок.
  3. Хроническая проблема в произношении слов. Развитие страха общения.

Виды заикания

Разделение касается судорожных форм, клинического проявления и течения патологии.

Судорожный формы заикания у взрослых и детей имеет такие разделения:

  • Клоническая форма — кратковременная судорога, сменяющаяся второй такой же, что приводит к непроизвольным повторам фраз и букв.
  • Тоническая форма — длительное или кратковременное мышечное сокращение. Как результат, человек долго не выговаривает одно слово.
  • Смешанное заикание в виде параллельной клонической и тонической формы.

Помимо этого, кроме функционала речевого аппарата страдает мимика: может сопровождаться судорогами лицевых мышц и частей конечностей.

Течение заикания


  1. Долговременное — когда дефект проявляется на постоянной основе во всех словах и в любой ситуации.
  2. Прерывистое — некоторые психологические ситуации провоцируют заикание (волнение, радость).
  3. Рецидив — после лечения проблема через некоторое время появляется. Неважно — вылечивается человек полностью или частично.

Клиническая форма заикания

Логоневроз проявляется в двух клинических формах: невротической и неврозоподобной. Каждая из них имеет свою причину с развивающимся механизмом.

Невротическое заикание

Заикание у взрослых и детей не было спровоцировано родовыми или послеродовыми травмами. Это не физические нарушения в коре головного мозга. К данной форме нарушения относят психологические и социальные факторы описанные выше. При данном виде патологии больного легче вылечить, чем при неврозоподобной форме. Занимается проблемой в основном психолог. Чаще подвержены хронической форме этой патологии взрослые.

Характеристика человека, имеющего невротическое заикание:

  • Человека с заиканием видно сразу: он молчалив, пуглив и взволнован, надумывает тревоги, часто обижается, раздражается, он замкнутый, его надуманные страхи мешают жить. Это меланхолики.
  • Физических отклонений в развитии у такого больного нет.

Неврозоподобная форма

Проявляется неожиданно, чаще всего в истории болезни имеют место родовые проблемы. К примеру, матерью была перенесена тяжелая беременность: осложнения, родовые травмы. В результате нарушение работы мозга и ЦНС, лечение занимает больше времени, и не всегда дается 100% гарантия на выздоровление.

Часто каждый из отделов аппарата речи подвержен тяжелым формам судорог. При разговоре люди могут сопровождать свою речь резкими кивками головы, подергиванием рук, сокращением лицевых мышц. Все это происходит непроизвольно.

Человек после длительного общения устает, поэтому такие люди более молчаливые. Помимо истощения больной жалуется на плохую память, ориентацию в пространстве и времени.

Заниматься со специалистом нужно комплексно, принимая специальные препараты. Длительная процедура восстановления может занять несколько лет.

Как происходит развитие заикания

Данный процесс окончательно не был изучен, на настоящий момент существует версия. В зависимости от предпосылок к нарушениям функции речевого аппарата затрагивается центр Брока (голосовой центр, отвечающий за работу мышц и связок, участвующих в речи). В результате перевозбуждения центра Брока скорость его работы возрастает. Нарушается функционирование так называемого речевого круга (центр Брока, область Вернике и ассоциативного центра).

Это вызывает судорожный эффект (язык, губы, мягкое небо и другие). У человека развивается заикание из-за нарушенных согласованных функций речевого аппарата при воспроизведении слов, слогов и фраз, которые вызывает судорога. Судорога начинается в одном из отделов речевого аппарата.

Если центр Брока сильно перевозбужден, то это отражается и на участках мозга, находящихся рядом. В результате чего — непроизвольные движения и судороги конечностей и т. д.

Интересно, что нервные импульсы при возбужденной нервной системе и согласные звуки (в особенности глухие) схожи по своей частотности. Поэтому заикание в основном возникает на согласных и крайне редко встречается на гласных звуках.

Специалисты

Лечение заикания у детей и взрослых схожи. В зависимости от определения причины проявления речевого дефекта назначается лечащий врач. Их несколько, иногда одним больным занимаются два и более специалиста.

  • Невропатолог и психиатр – назначают медикаментозное лечение для решения проблемы заикания.
  • Психотерапевт назначает психотерапию в зависимости от особенностей человека: гипнотизирование, тренинги.
  • Психологом изучается психосоматика и человеческая личность. Сначала больной выводится из психологического барьера. Его обучают находиться в социуме и принимать решение в стрессовых ситуациях.
Каждая мама обязана знать:  Как наладить отношения дочери с моим мужчиной

Логопед является тем специалистом, который исправляет речь параллельно с оказанием помощи другим специалистом. Он помогает усовершенствовать речь, использовать дыхательные упражнения, выговаривать буквы и звуки.

Целью его терапии является не исправление неправильного произношения, а помощь в осознании того, что слова могут строиться в предложении легко в независимости от патологии. Больной уменьшает свой страх перед заиканием.

Иглорефлексотерапевт работает с улучшением кровообращения. Применяемые сеансы отвечают за определенный орган, в целом методика помогает при легких стадиях заикания.
Заикания достаточно редкое явление, может корректироваться долгое время. Если вовремя начать бороться с патологией и диагностировать верный фактор развития проблемы, то шансы на избавления от этого нарушения речи резко увеличиваются.

Заикание у детей: причины, рекомендации логопеда и способы лечения

Краткое содержание статьи:

Заикание как фобия

Заикание у здорового малыша? Правильная и грамотная речь-залог успеха человека и уверенности в себе ребенка. Но не в случае, когда малыш, заикаясь, боится общаться. На фоне этого у него развивается фобия, так называемая логофобия.

Заикание-самый распространенный дефект речи. Одни заикаются только при волнении или говоря на аудиторию, а другие-и каждодневно.

Заикание звучит как приговор. Так ли это?

Дефект заикание не является заболеванием угрожающим жизни ребенка. Оно создает только определенные проблемы и неудобства. Человеку, страдающему расстройством темпа речи, составляет определенные трудности в реализации ораторских способностей: там где важно живое общение и дискуссии.

Тем не менее, заикание-это не приговор, все можно подкорректировать и даже освободиться от дефекта речи во взрослом возрасте.

Какие причины заикания у детей? Какие бывают формы дефекта? И почему мальчики более склонны к этой болезни еже ли девочки? Заикание-это сугубо детская болезнь или оно может возникнуть и у взрослого, как не долеченные в детстве дефекты или психологические травмы?

Причины возникновения дефекта

Основной причиной заикания старшие люди называют испуг. Но только это является причиной запинок в речи или есть еще что-то? Врачи выделяют три степени развития болезни.

Существует три типа дефекта речи:

  1. Невротический;
  2. Неврозоподобный;
  3. Эпилептический.

Третий тип расстройства речи, характеризуется болезнью головного мозга. Импульсы возникающие в коре ГМ, поражают правильную функциональность аппарата артикуляции. При диагностике ребенка на дефект речи, эпилептический случай проверяется первоочередно, на опровержения данного типа заикания.

Невротическая-это форма расстройства речи, возникающая на фоне психотравмирующих ситуаций, после стресса, испуга.

В основе возникновения заболевания заложенные личностные черты ребенка:

  • Тревожность;
  • Болезненное восприятие различных стрессовых ситуаций;
  • Беспокойность, скажем-невротичность ребенка.
  • Не стрессоустойчивый тип личности, который при грубостях и невежестве в его сторону реагирует заиканием.

Неврозоподобная форма возникает на фоне отклонений при внутриутробном развитии, патологий при вынашивании плода, трудностей во время родов, и развитии ребенка на первых годах жизни. Все это поражает органы аппарата артикуляции, и нарушает формирование прикуса.

Ребенок может расти и заикание никак не будет проявляться до определенных стрессовых ситуаций в жизни, когда он начнет «внезапно» заикаться.

Причины заикания определяются видом расстройства речи. Неврозоподобный характеризуется следующими особенностями:

  1. Формула «родитель-ребенок». Генетическая свойственность-когда дефект от родителя переходит по наследству ребенку;
  2. В период возрастного кризиса;
  3. При заболеваниях, и в случаях ОРЗ;
  4. Как ответ на неудачную адаптацию в школе;на оскорбления со стороны сверстников, может появится расстройство темпа речи у ребенка.

Профилактика нарушения темпа речи

Профилактика дефекта речи представляет собой ряд довольно сложных мероприятий против появления болезни.

Защита от испуга:

  • Забота, отстранение и удаление от ситуаций, провоцирующих испуг;
  • Специальное воспитание, нацеленное на укрепление душевного волнения и восприятия страха;
  • Развитие в ребенке сильных чувств;
  • Формирование с помощью упражнений воли ребенка, и способности подавлять волнения и физические расстройства;

Другие меры:

  1. Тщательное наблюдение за ходом развития речи как у здорового ребенка так и предрасположенного к заиканию. Целью является предупреждения ненормальностей в развитии малыша, которые сигнализируют о расстройстве. Если какие-то отклонения диагностируют, важно обратить внимание на правильное развитие речи, провести с ребенком необходимые упражнения на выговор звуков, постановку голоса и интонацию;
  2. Важно следить за психическим состоянием ребенка. Что бы развитие умственное не преобладало над физическим. Когда малыш психически переутомлен, на этой почве возникает перевозбуждение, и неспособность сдерживать эмоции. Ребенок очень раним и даже легкий испуг может вызвать заикание.
  3. К занятиям с ребенком включить игры и гимнастику на развитие произвольных движений, особое внимания уделять голосу и речи. Сюда входит пение, чтение, декламация, развитие разговорной речи, а также развитие груди. Все эти упражнения содействуют укреплению воли, придают уверенность.

Заикание-детская болезнь?

Это правда, что заикание сугубо детская болезнь, возникающая у взрослых крайне редко? Да, дефект речи заболевание сугубо детей, ведь развитие и формирование аппарата речи происходит в детском возрасте. Но важно знать еще один психологический аспект.

Заикание-нарушение ритма речи, вызванное спазмом, возникшим в определенной области физиологической составляющей речевого аппарата.

Все дисфункции во взрослой жизни: неуверенность, робость, стеснение, боязнь-это психологические травмы в детском возрасте. И по сути, человеку в стрессовой ситуации просто «удобно» заикаться, прячась за своей проблемой. Выступления на публике, в какой-то конфликтной ситуации, «заикающийся» получит свою поблажку, ведь кто захочет усугублять и без того сложное положение.

Что «поражает» эта болезнь?

Какая природа заболевания расстройства речи? И какие области речевого аппарата она поражает? Затруднения в произношении возникают не зависимо от части речи, а также от имени прилагательного или существительного.

Все намного проще, звуки. Осложнения возникают при наборе определенных звуков в слове. И когда человек произносит слово, звук в его составе, формирующийся в определенной области губ, гортани или языка, вызывает импульсы, которые выражаются заиканием.

При тяжелой форме болезни судороги поражают несколько органов речевого аппарата. Работа над устранением такого дефекта потребует больше времени и усилий. Поэтому важно вовремя диагностировать заболевание и приступить к упражнениям, ведь легкая форма проще поддается лечению.

Когда ребенок заикается и на согласных, и на гласных? Судороги на губах возникают при произношении звука «б», а онемение корня языка-это от произношения звука «до». Бывает, что судороги повторяются, и ребенок заикаясь, подолгу не может выговорить первые слоги.

Здесь важно еще знать какие бывают судороги.

Спазмы аппарата речи делят на три вида:

  • Тонические. Судорога поражает гортань и ребенок протягивает звуки;
  • Клонические. Толчкообразные сокращения сгибательных и разгибательных мышц
  • Смешанный вид. Случаи, когда присутствуют первые два вида. Ребенок запинается и на согласных и на гласных звуках одновременно.

Дефект речи проблема 21 века?

Казалось бы, как заболевание дефекта речи в 21 веке может вообще быть? Человечество стремительно развивается, технологии не стоят на месте. Множество ресурсов для развития и черпания информации.

Наверное большая проблема людей-это просиживание большого количества времени в гаджетах. И живое общение постепенно уходит на второй план.

Хотя, согласно статистике процент дефекта речи не увеличивается. Как и ранее от заикания страдает 2% детей и в основном мальчиков.

От природы мальчики менее стойкие и страдают от разного рода заболеваний. Девочки по природе более сильные и выносливые. Их миссия выжить, выносить и родить потомство, вырастить и защитить его.

Заикание на всю жизнь?

Бытует мнение, что заболевание заикание трудно излечимое и остается с человеком всю жизнь. Так ли это? Не совсем.

Все зависит от формы дефекта и степени выраженности (простыми словами запущенности):

  1. Легкая степень выражается, когда человек выступает перед аудиторией и волнуется
  2. Средняя степень-это когда даже не видя собеседника, скажем при разговоре по телефону, человек заикается.
  3. Тяжелая степень выражается в сложностях произнесения звуков в любой жизненной ситуации и со всеми, то есть волнение как таковое не присутствует.

Что можно рекомендовать больному в таких случаях? И есть надежды? Думаю, не сложно догадаться, что самый тяжелый случай и тяжело поддается лечению. С легкой и средней степенью можно побороться, придумать модель общения и поведения человека.

Большой процент успеха в лечении зависит и от причины его возникновения. Невротическая форма требует посещений и работы с психологом. Специалист поработает с человеком, скорректирует психологические расстройства, а логопед поможет убрать дефект речи.

Возможно научить заикающегося человека правильно дышать, контролировать свои эмоции, справляться с тревогой и волнением, правильно строить модель своего поведения и корректной реакции. По сути, это необходимо и здоровому человеку.

Кто такой логопед? И когда надо идти к врачу-логопеду?

Детский логопед – это специалист в области дефектологии, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением речи детей с явными или скрытыми патологиями аппарата артикуляции.

Когда надо посетить логопеда-дефектолога? Осмотр с целью профилактики, детям планово нужно проходить перед началом учебного года в детском дошкольном учреждении или школе.Соответственно возрасту ребенка, доктор сделает оценку и заключение развития речи. Успех лечения зависит насколько вовремя были диагностированы ненормальности развития речи.

Что касается основных симптомов, требующих разъяснений, обратите внимание на:

  • Слабое звукопроизношение;
  • Отклонение от нормального темпа речи, чрезмерное замедление;
  • Спазмы языка;
  • Задержка в развитии речи или алалия (ее отсутствие).

Рациональное лечение. Как проходит занятие с логопедом? Гимнастика речи

Какие этапы лечение заикания? Все зависит от тяжести, форм и особенностей заболевания. Логопеды разделяют пять этапов лечения:

  1. Профилактика;
  2. Упражнения на постановку речи (дидактическое лечение);
  3. Психотерапия и неврология;
  4. Медикаментозное и контрольное (динамическое) обследование;
  5. Излечиваемость заболевания дефекта речи.

В случаях когда профилактика не эффективна, ребенок требует лечения. Первый прием в доктора несет консультационно-диагностический характер. Логопед с ребенком познакомится, поговорит, проведет полный осмотр, ознакомится с историей болезней. Задаст вопрос родителям о заболеваниях генетического характера.

Логопед-дефектолог после осмотра ребенка, оценит его общее состояние, ход развития и непосредственно работу аппарата артикуляции. На основании этого подберет график корректировки нарушений развития речи. Составит план посещений занятий, и как ребенок будет поддаваться лечению, уменьшит количество или наоборот добавит занятия. По времени занятие продолжительностью от 30 до 40 минут.

Суть лечения заключается в копировании пациентом речи и жестов доктора.

Что представляет собой гимнастика речи? Комплекс специально разработанных механических упражнений для голоса и речи составляют гимнастику речи. При нормальном развитии, ребенок двух лет не должен бессвязно болтать и создавать звуки. Занятия направлены на овладения звуковых элементов: понимание части или полной речи.

В зависимости от этого упражнения бывают простые и сложные. Простые нацеленные на разработку дыхания, голоса и артикуляции. Сложные подразумевают технику чтения: чтение вслух и выразительное чтение на аудиторию, импровизация и диалог; повторное произношение, умственную и размерную речь, а также речь шепотную на исследование слуха.

Смотря на картину заболевания ребенка, логопед может подключить в работу психолога или невролога. Совместно с этими врачами и достигается максимальный результат лечения.

Важно, что бы логопед-дефектолог хорошо понимал все тонкости корректировки языка.Чтобы занятия ребенку нравились, проходили в игровой форме интересно и непринуждённо, тогда и будут видны результаты работы. Важно помнить, что помощь родителей, их поддержка очень важна как для ребенка так и для логопеда. Быстрая реабилитация ребенка-результат совместной работы.

Здоровый ребенок с правильно поставленной речью растет уверенным членом общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация