В детсаду идеальный, дома — наоборот


«День наоборот».
статья (средняя группа) на тему

В нашем «Детском саду №10» (структурное подразделение) прошла креативная пятница «День наоборот». В это день дети средней группы «А» ответственно подготовились и продемонстрировали свои наряды, свои прически но, а кто не был готов, то тех спасли друзья предложив поменяться своей одеждой.

Поздравляем с праздником,

Все у нас наоборот — Рассмешим мы весь народ!

Веселится малышня, Вот потеха так потеха!

Словно целый белый свет, Съел смешинку на обед!

День начали со знакомство, так как дети поменялись одеждой и придумали себе новые имена.

Игра на внимание «Карлики и великаны», «Сделай наоборот», «Карусель», «Найдите друзей», « Мы друг другу улыбнемся, если весело живется – Делай так» и т. д.

(приглашаются мальчики, девочки им завязывают платочки на голову)

Молодцы мальчики хорошо справились с заданием, а теперь посмотрим на девочек.

(приглашаются девочки, мальчики поочередно одевают на них: галстук, кепку, в руки дают гитару или балалайку)

1.Вам жарко? На щеках румянец? Сейчас для отдыха — игра, Вам явно отдохнуть пора

«Улыбнитесь! Сейчас вылетит птичка!»

(дети «фотографируются» в образе мальчика или девочки, говорят «Я — супер девочка!», «Я – супер мальчик!»)

Словесная игра «Назови правильно героев сказок «

Идеальный детский сад – утопия: как выдержать первую схватку с социумом

Наталья Чаунина, филолог, преподаватель и мама троих детей (сыновьям 18 и 9 лет и дочери 2,5 года), делится с читателями «Летидора» своим опытом: какие сложности могут вас подстеречь в детском саду и как их преодолевать.

В моих детских фантазиях садик представлялся неким райским местом, в котором тепло и уютно, много игрушек, вкусная еда, всегда весело. С тайной завистью слушала рассказы подружек о женихах из садика, забавных приключениях в тихий час, невкусных пенках на молоке и тому подобное.

Я была тем самым «неорганизованным» ребенком, которому не хватило места в детском саду, которого запирали дома на ключ под присмотром соседки или брали на работу в малопригодное для ребенка место.

Незаметно пролетело время, и вот я уже молодая мама…

Оставим в стороне все хитрости-премудрости получения заветного места в дошкольном учреждении. Нам повезло. Всего два года в очереди (раньше отрываться от мамы мы и не планировали) – и мы уже члены детского коллектива.

Выбор детского сада

Каждый родитель хочет для своего ребенка лучшего. Если детский сад, то с благоустроенной территорией, качественным ремонтом, хорошей материальной базой, приветливым, любящим детей персоналом. Это в идеале.

Ты понимаешь, что тащить малыша за тридевять земель в самый распрекрасный садик, а потом нестись сломя голову на работу – не самый лучший вариант. Да и не попасть в этот самый садик без нужных связей или (не дай Бог) серьезного заболевания. Вот и присматриваешься к варианту в шаговой доступности, закрыв глаза на его репутацию и убедив себя в том, что отдаешь ребенка не в чуждое образовательное учреждение, а конкретным людям (обязательно добрым и любящим детей).

Вывод. Как оказалось позже, выбор был верным. При переходе из садика в школу, расположенную также рядом, многие детсадовцы оказались одноклассниками – это существенно снизило уровень стрессового напряжения, испытываемого детьми в незнакомой обстановке.

Самые страшные страхи

Старшего сына я отправляла в садик как в армию: вещпакет собран, элементарные бытовые навыки сформированы (все-таки уже два года). Но была одна проблема: ребенок изъяснялся исключительно жестами, мимикой и словоподобными сочетаниями звуков.

Оказывается, в детском коллективе эта проблема легко устранима. И если сначала сын называл воспитательницу многозначительным «ы», через полгода словесный поток было не остановить.

Идеальный детский сад

Давайте представим идеальный детский сад для вашего ребенка… Какие обязательные моменты должны в нем присутствовать, а какие считаются второстепенными? Совпадает ли этот образ с реальностью?

Я начну свой перечень, исходя из моих наблюдений за нашим садиком, куда ходит моя дочка. Вы можете добавить свои мысли в комментариях. Начнем?

Итак, удобный и хороший детский сад

  1. Находится рядом с домом (максимум 10 минут пешком).
  2. Чистый и уютный внутри, без сквозняков (ковер на полу или теплый пол в игровой и спальной комнате, пластиковые окна).
  3. Территория сада безопасна для детей (детская площадка без экстремальных горок, высоких и опасных сооружений, по которым любят лазить сорванцы).
  4. Постоянные воспитатели (1-2), которые не перескакивают из группы в группу и не меняются в течение всего года.
  5. Учителя и воспитатели адекватные, добрые и внимательные к каждому ребенку.
  6. Постоянные нянечки, в каждой группе – своя.
  7. Много развивающих игр в достаточном ассортименте и количестве, чтобы детям не пришлось делить единственную игрушку на всех желающих поиграть. Пусть у каждой игрушки будет своя альтернатива (есть большая синяя машинка, альтернатива – большая зеленая и т.п.).
  8. Занятия с детьми проводятся по согласию с родителями (это касается дополнительных предметов, не вошедших в общеобразовательную программу детского сада).
  9. Проветривать комнату должны не в присутствии детей (особенно в зимнее время).
  10. Перед выходом на улицу каждый ребенок должен осматриваться, все ли он правильно одел, нет ли раскрытого ворота или расстегнутой куртки во избежание простуд. Многие дети, особенно в младшей и ясельной группах еще не умеют полностью одеться самостоятельно.
  11. Если садик с бассейном, сауной (как у моей дочки) – тщательно следить, чтобы дети после занятий были сухо вытерты и не ходили с мокрыми волосами и в сырой футболке.
  12. После сауны – не пили холодные напитки и не ели холодные фрукты (у нас был подобный инцидент, после чего мы лечились целый месяц).
  13. Если во время тихого часа ребенку приспичило по нужде – следить, чтобы он надевал тапочки – в туалете пол кафельный (а у нас детки наскоро пробегают “короткое” расстояние от спальни до уборной босиком).
  14. Еда в садике должна быть качественной, без подгоревшего, прокисшего и любого не свежего продукта или малоподходящей еды (в каких-то московских садиках ввели моду – вместо привычной и полезной каши детей кормят на завтрак хлопьями Несквик….).

Что вы думаете по этому поводу? Жду ваших комментариев

Идеальный детский сад глазами психолога

Ольга Писарик, психолог, директор русского отделения Института Ньюфелда, автор книги «Привязанность — жизненно-важная связь», взглянула на детские сады с точки зрения психо-эмоционального развития ребенка. Что необходимо делать родителям и воспитателям, чтобы ребенок чувствовал себя там комфортно?

Источник фото: pixabay.com

Обстановка

  • Конечно, лучше всего, когда садик находится в частном доме.

Дом, двор, небольшие комнаты, — такая обстановка будет максимально приближена к домашней. Если сад организован на базе стандартного детского сада, то надо постараться поменьше водить детей по коридорам, поменьше пользоваться иными помещениями, кроме группы, а группу обустроить минимально похожей на «учреждение».

  • Спальню хорошо бы разделить ширмами или над каждой кроваткой построить шалаш.

Чтобы у каждого малыша был его отдельный домик, где бы он мог не только спать, но и прятаться в случае, когда ему хочется побыть в одиночестве.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок очень агрессивный

Постельное белье лучше попросить родителей приносить из дома, причём будет лучше, если на нём предварительно несколько ночей поспит ребёнок или родители. Знакомые домашние запахи будут успокаивать малыша, помогут ему чувствовать себя в безопасности.

  • В группе у ребёнка должно быть как можно больше вещей, которые напоминают ему о доме и родителях: фотографии в шкафчике, своя посуда для еды, хорошо, когда дети приносят в сад свои игрушки и книги.

С едой обычно в частных садах проблем нет, детей стараются кормить пищей, похожей на домашнюю и учитывать их предпочтения и аллергии.

Хорошо, если у ребёнка, как и дома, будет возможность перекуса в любое время, а не строго по часам. Про личную посуду я уже писала, лучше, если родители принесут её из дома.

И сидеть лучше всем за одним большим столом, как дома, а не за несколькими маленькими столиками.

  • Все развивающие занятия лучше проводить в помещении группы.

Желательно, чтобы занимались с детьми люди, к которым дети привязаны, их воспитатели. Если занятия проводит специалист со стороны, то нужно помнить, что каждый раз, прежде чем начинать работать с детьми, ему надо под них подстроиться, «завладеть» (глаза, улыбка, кивок) и только после того, как будет получено их согласие на то, чтобы ими руководили — приступать к занятиям.

Источник фото: pixabay.com

Если ребёнок не готов с вами заниматься, не привязан к вам, нет у него настроения — ни в коем случае не заставлять, и не воспринимать его нежедание как вызов вашим педагогическим талантам. Оставьте малыша в покое, и в следующий раз вам будет легче добиться его расположения. Потому что чем больше вы будете настаивать, тем больше он будет сопротивляться.

Персонал

Все взрослые, призванные заботиться о ребёнке, просто обязаны находиться в позиции заботливой альфы. У каждого ребёнка должна быть одна-единственная ведущая привязанность — его «главный взрослый» — и через эту привязанность ребёнок будет в дальнейшем знакомиться со всеми остальными взрослыми.

Этот взрослый для ребёнка будет безопасной базой, человеком, к которому можно обратиться по любому вопросу, с любой проблемой, взрослый, которого ребёнок будет считать «своим» (Эй, Семёновна, а твой-то коленку разбил!).

Источник фото: pixabay.com

Если в группе одновременно работают два воспитателя, то группу лучше поделить на два клана (прайда, команды), чтобы у каждого ребёнка была своя «тётя». Очень важно помнить, что все привязанности ребёнка должны быть на одном полюсе. Это значит, в коллективе не должно быть никаких противопоставлений друг-другу или родителям, никакой конкуренции между воспитателями.

Вы все — из одной деревни, где все дети — ваши, несмотря на их происхождение и принадлежность тому или иному клану.


В группе надо создавать обстановку свободную от негативных энергий, когда воспитатели стоят горой за своих детей, а дети — друг за друга. Только надо помнить, что позитивная энергия не возможна без негативной, и воплощением негативной энергии скорее всего будет одна из соседних групп.

Источник фото: pixabay.com

Если на прогулке ваша группа столкнётся с «чужой», то конфликт будет неизбежен. Не надо ругать детей за то, что они не хотят мирно играть с «чужаками», не надо пытаться «дружить» детей из «враждебных» групп. Просто старайтесь избегать пересечения территорий.

Рутины

А теперь представьте, что в группу на замену вы зовёте воспитательницу из «стана врага», и предлагаете детям на время к ней привязаться. Прекрасный способ помочь инстинкту привязанности сойти с ума!

Ещё одна «замечательная» практика — смена воспитателей во время тихого часа, когда дети спят. Это, безусловно, удобно воспитателям, но очень травматично для инстинкта привязанности.

Я уже писала, что ребёнку комфортно, когда его «передают» от одной привязанности к другой, причём, с его согласия, а не просто ставят перед фактом: вот новый человек, потрудись к нему привязаться.

Мама приводит ребёнка в садик, несколько минут дружелюбно беседует с воспитательницей, ребёнок, глядя на маму, чувствует, что опасности нет. После беседы с мамой (папой) воспитательница присаживается, стараясь настроиться на ребёнка (глаза, улыбка, кивок), когда инстинкт привязанности задействован и ребёнок даёт согласие на то, что теперь его рабочая привязанность — воспитательница, можно начинать свою работу: пригласить зависеть (помочь раздеться, отвести в группу, помочь помыть ручки, посадить за стол, покормить (если нужно, на коленях, из ложечки).

Источник фото: pixabay.com

Когда ребёнок просыпается после дневного сна и видит в группе нового человека, пусть и знакомого, но с которым его интинкт привязанности не включен, мозг пугается, уровень кортизола в крови повышается и инстинкт привязанности расшатывается.

Такая передача ребёнка без предупреждения и согласия ребёнка тяжело сказывается на психо-эмоциональном состоянии ребёнка, на его здоровье.

Измените расписание работы воспитателей так, чтобы они могли меняться при детях и один воспитатель как бы передавал привязанность ребёнка другому воспитателю, а тот имел возможность включить инстинкт привязанности (глаза, улыбка, кивок, приглашение зависеть).

Лучше, конечно не менять воспитателя в течение дня. Вообще, чем реже будет меняться состав взрослых вокруг ребёнка, тем лучше.

Несколько слов о расставании в конце рабочего дня.

Родители приходят забирать ребёнка из садика. Прежде, чем отпустить ребёнка, обнимитесь, скажите ему спасибо за сегодняшний день, что вы так рады, что он с вами, обязательно сделайте акцент на следующей встрече (увидимся завтрапослезавтрачерез неделю).

Если это возможно, выйдите к родителям, поговорите с ними, помогите ребёнку одеться, «передайте» ребёнка родителям. Проследите, подскажите, чтобы родитель не забыл настроиться на ребёнка (глаза, улыбка, кивок, приглашение зависеть). Это сильно облегчит родителям вечер со своим чадом.

Источник фото: pixabay.com

Ритуалы приветствия и расставания настолько важны для сохранения и укрепления привязанности, что я бы выписала их отдельным пунктом в служебные обязанности.

Пожалуйста, сделайте так, чтобы ваши глаза загорались при виде каждого ребёнка. Не важно, что это за ребёнок, делайте так с каждым. Считайте, что только что вошедший в комнату ребёнок — имено тот, которого вы ждали всю свою жизнь. И никогда не позволяйте им уйти до того, как вы их обнимите.

Работа с родителями

Желательно, чтобы родители понимали, что такое привязанность, о чём идёт речь и что, игнорируя детский инстинкт привязанности, они рискуют здоровьем и развитием своего ребёнка. Про утренний ритуал привода в группу я писала выше.

Просите родителей приводить детей пораньше, чтобы у вас была пара минут на глазах у детей перекинуться словом с родителями и только потом заняться ребёнком. Не разрешайте родителям убегать из группы не поздоровавшись с воспитателем.

Источник фото: pixabay.com

Если родители хронически опаздывают, оставляют ребёнка в раздевалке и несутся на работу, договоритесь, чтобы на подступах к садику родители звонили, и кто-то из взрослых мог встретить ребёнка, чтобы хотя бы передать его из рук в руки.

Попросите родителей принести из дома фотографии семьи, наговоренные на диктофон мамой сказки (для прослушивания можно пользоваться наушниками), какие-то предметы, которые будут напоминать малышу о доме.

Часто хорошо работают волшебные предметы (В этой коробочке — волшебная невидимая пыль. Как только ты соскучишься по маме, открой коробочку и обсыпь себя пылью, это будет значить, что мама тебя поцеловала).

Старайтесь в течение дня почаще добрым словом вспоминать родителей ребёнка. Привлекайте родителей к садиковской жизни: например чья-то мама может раз в неделю прийти на пол-часа и почитать детям книжки, а чей-то папа может помочь смастерить кораблики. Чем чаще и охотнее родители будут появляться в садике, тем комфортнее там будет их ребёнку.

Источник фото: pixabay.com

Проводите неформальные праздники, празднуйте дни рождения вместе с родителями, делайте пикники и субботники. Такие совместные действия намного важнее официальных отчётно-показательных концертов, где родители являются всего-лишь потребителями.

Каждая мама обязана знать:  Плохо ведет себя при чужих людях

А каким вы видите идеальный детский сад?

Что предпочтительней для ребенка до школы: детский сад или «домашнее» воспитание?

Когда ребенку исполняется два года (а иногда и намного раньше), родители начинают задумываться о том, оставить ли малыша дома или устроить его в детский сад.

Анна Морозова педагог-психолог, научный сотрудник Института современного детства, научный консультант Службы детского здоровья Семейного центра «Ого-Город»

Наталья Осипова психолог, старший научный сотрудник Института современного детства

Когда ребенку исполняется два года (а иногда и намного раньше), родители начинают задумываться о том, оставить ли малыша дома или устроить его в детский сад. Обсуждая с окружающими второй вариант, они сталкиваются со шквалом пугающих рассказов о частых болезнях детишек, посещающих садик, о непрофессиональном поведении педагогов, о «замечательных» словечках, которые расцвечивают словарь малыша. Иногда еще всплывают не самые светлые свои собственные воспоминания о дошкольном детстве. И вот принимается решение оставить ребенка дома: нанимается няня, кто-то из родственников соглашается помочь в воспитании сына или дочки, приглашаются педагоги — и мамы с папами начинают беспокоиться, все ли «правильно» делают они и их помощники.

Каждая конкретная семья в целом и ребенок достаточно уникальны, поэтому и выбор в каждом случае необходимо делать с учетом возможностей и особенностей жизни семьи и ребенка относительно этих двух форм организации воспитательного процесса.

Довольно популярно мнение о том, что детский сад необходим для общего развития каждого ребенка. Что действительно может дать садик? Главное — это условия для социального развития ребенка (возможность общения со сверстниками, включенность в группу, умение сотрудничать, умение подчиняться определенным правилам, соблюдать нормы взаимодействия и пр.). Конечно, и «домашний» ребенок вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании — это не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Более того, именно в этих направлениях умная семья может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития — обеспечить достаточное и разнообразное общение со сверстниками, детьми постарше и другими взрослыми, чем жизнь ребенка в детском саду достаточно насыщена.

Общение детей в этом возрасте строится, главным образом, вокруг игры. Именно игра дает толчок развитию интеллекта и воображения. Именно в игре ребенок «примеряет» на себя самые разные социальные роли, учится действовать по правилам. Именно игра помогает сбросить лишнее напряжение, которое накапливается из-за постижения правды жизни (хочется больше, чем можно). Об этом, кстати, можно почитать у выдающегося отечественного ученого Л. С. Выготского в работе «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка».

Еще недавно было распространено мнение, что «домашние» дети с трудом привыкают к школьным правилам, испытывают трудности в контактах с ровесниками. Детей, воспитывавшихся дома, было немного, подавляющее большинство составляли именно дети из садика. Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и «детский сад» уже не тот. Теперь, например, есть домашние детские сады — некая смесь домашнего и садовского воспитания. «Домашние» дети стали иными: они могут быть и общительными, и воспитанными, и с огромным багажом самого разного жизненного опыта. А из детского сада могут прийти дети, не готовые к школьному обучению, с низким уровнем воображения и нежеланием учиться. Но может быть и все наоборот.

Постараемся выделить в сравнении некоторые значимые возможности «домашнего» воспитания и воспитания в детском саду, а оценить их как положительные или отрицательные и отдать предпочтение чему-то — это уже ваше решение.

Характеристики Детский сад «Домашнее» воспитание
Среда Новая, приспособленная для группы детей, есть период адаптации Привычная, домашняя с учетом особенностей жизни семьи
Общение со сверстниками Пять дней в неделю с утра до вечера (через взрослого или напрямую) Круг, время и формы общения определяются возможностями семьи и регламентируются родителями
Общение с детьми разного возраста Если в садике не практикуются межвозрастные группы, то в рамках мероприятий (праздники, утренники и пр.) Круг, время и формы общения определяются возможностями семьи и регламентируются родителями
Общение с другими взрослыми Сменные воспитатели, няни и другой персонал садика Круг, время и формы общения регламентируются родителями
Общение с родителями Утро, вечер, выходные Столько, сколько хотят и могут родители
Самостоятельность Поощряется хотя бы тем, что воспитатель один на 5-20 детей Зависит от умения родителей (няни) не делать за ребенка то, что он может делать сам
Режим дня Стабильный, обязательный тихий час Регламентируют родители
Образовательный процесс «Мини-школа» — общая для всех программа, рассчитанная на усредненную возрастную норму и ориентированная на подготовку к школе, возможны дополнительные образовательные услуги Организуют родители в зависимости от своих возможностей и педагогических установок. Выбор педагогов и форм занятий (индивидуальные, в группе, дома, на выезде). Возможность учета религиозных и национальных особенностей.
Знакомство с окружающим миром Занятия по программе «Окружающий мир», прогулки, иногда — экскурсии Самые разные варианты
Мониторинг развития ребенка Проводится специалистами садика (врач, психолог, логопед, педагоги) по тем критериям и с той периодичностью, которые определены образовательной программой учреждения. Психолого-педагогический мониторинг чаще всего включен в общий образовательный процесс и для ребенка незаметен. Частота мониторинга и выбор специалистов — решение родителей. Для ребенка, как правило, это тестирование-собеседование, обследование.
Уход Стандартный, один воспитатель на 5-20 человек (в зависимости от типа садика) Домашний уход
Питание Строго по режиму. Общее меню для всех, в частных садиках — иногда учет некоторых индивидуальных пожеланий родителей. Минимальная сервировка. Время на прием пищи строго регламентировано. Чаще всего у ребенка нет возможности заменить нелюбимое блюдо чем-то другим. Домашнее питание, домашняя сервировка, возможен нестрогий режим и питание вне дома (кафе, рестораны, гости). Ребенок проводит за столом столько времени, сколько позволяют родители. Блюда — обычно по вкусу ребенка.
Болезни Риск частых заболеваний в адаптационный период, а некоторые болеют часто на протяжении всего периода посещения сада. Больше риск подхватить детские инфекции. Зависит от иммунитета, практикуемой системы закаливания и частоты контактов с другими детьми.
«Особый» ребенок При отсутствии квалифицированного сопровождения специалистами есть риск усугубления проблемы и получения диагноза Имеет шанс «уйти» от диагноза
Стоимость От 500-700 руб до 30 тыс. руб. в месяц и выше Зависит от набора занятий, стоимости часа привлекаемых специалистов

С какого возраста лучше начать водить ребенка в детский сад?

На все вопросы такого типа, когда речь идет об абстрактном ребенке и ожидается универсальная рекомендация, конечно, можно ответить по принципу «чаще всего». Но как игнорировать тот факт, что современная детская популяция характеризуется своеобразием и неоднородностью развития? По данным проф. Б. А. Архипова, в среднем около половины современных детей не отвечает в той или иной степени принятым в отечественной медицине, педагогике, психологии нормам возрастного развития (в чем-то опережение, в чем-то отставание). Наряду с этим можно наблюдать тенденцию к отходу от единого сценария построения жизни семьи, стремление к определению собственных норм, к организации своего семейного пространства по своим правилам и со своими границами. В связи с этим каждый ответ об уместности того или иного взрослого действия по отношению к каждому конкретному ребенку (в том числе и зачисление его в детский садик) требует выяснения особенностей ребенка, специфики его жизненной ситуации.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек с полутора лет. В СМИ для родителей психологи и педагоги твердят: «Чрезвычайно рано!» Так ли это? Воспитатели отмечают, что детишки, посещающие ясли, быстрее осваивают бытовые навыки, более адаптивны, более самостоятельны. Но есть и такие малыши, которые долго не могут справиться с «тяжелым» наследством, оставшимся от посещения яслей.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок постоянно пытается манипулировать мной

Тем не менее, можно дать некую обобщенную «картинку» закономерностей развития ребенка, которую можно положить в основание размышлений о вашей конкретной ситуации.

Если все в жизни малыша и мамы в первые месяцы было «правильно», то примерно в 8 месяцев (а у кого-то из малышей ближе к году) появляется стремление к общению с людьми разного пола и разного возраста, а не только с мамой. Ребенку больше нравится находиться с папой, бабушками, дедушками, старшими детьми, нянями, а к маме он приползает только когда что-то не получается, если он ударился, расстроился, ему стало скучно. Интересно, что и у мамы, которая в «правильном» случае живет в ритмах ребенка, также появляется потребность снова стать социально активной личностью, и она начинает уходить на некоторое время. Возвращаясь, она обнаруживает приятный сюрприз: с малышом все в порядке! В этом случае сынишка или дочка к полутора годам вполне могут провести без мамы 6-8 часов со знакомым человеком в знакомой среде. Таким образом, вопрос о походе в ясли в 1,5 года — это скорее вопрос о том, как помочь ребенку адаптироваться в новой для него среде. Важно, чтобы садик (и, прежде всего, воспитатели) понравились ребенку. Вы можете попробовать отвести ребенка в ясли в 1,5 -2 года, если знаете, что малыш спокойно относится к вашему отсутствию в течение нескольких часов, и если вы готовы очень неспешно, в том темпе, который комфортен сыну или дочке, вводить его в новую среду. Многие ясли даже рекомендуют сначала совместное пребывание мамы вместе с ребенком в группе в течение двух-трех часов. Потом (и мама должна почувствовать этот момент) ребенок уже будет не против остаться без мамы (конечно, не на весь день). Идеал, к которому нужно стремиться — плавное, мягкое и неспешное привыкание к детскому саду. Не стесняйтесь быть настойчивыми и твердыми, обсуждая с воспитателем программу адаптации вашего малыша. Если в яслях не готовы идти вам навстречу, то задайтесь вопросом, а нужно ли вам такое образовательное учреждение. А если вы не готовы в такому длительному процессу «вхождения» в садик, то лучше тогда не травмировать ребенка и поискать другие варианты. Иными словами — если есть желание, можно отправить ребенка в сад и в 1,5 года.

Стандартный ответ на вопрос о том, когда следует отдавать ребенка в детский сад: «Самый оптимальный возраст для выхода „в свет“ — четыре года». Аргументами «за» служит то, что к трем годам ребенок начинает интересоваться общением с другими детьми. Это, конечно, так, но не стоит забывать, что ровесники нужны и до трех лет. Многим родителям хорошо известны потасовки в песочнице, перемежающиеся нытьем, плачем, нежеланием делиться и одновременным стремлением отобрать все понравившиеся. Возраст от 1,5 до 2,5 лет — это возраст расцвета собственнического поведения, возраст установления границ своего «могу». Бесценную роль в этом процессе играют именно сверстники, а не только и даже не столько мамы, няни и бабушки.

Три года (а иногда и 2,5 г.) — это начало игр со сверстниками. Однако сегодня программы детских садов настолько насыщены, что зачастую игре отводится место и время по остаточному принципу. Если в садике ребенок занимается всем мыслимым и немыслимым, но не играет, то лучше оставить малыша дома и подумать, какие необходимо внести изменения в окружающую его среду с учетом возросших потребностей.

Надо помнить также, что если в семье планируется рождение еще одного ребенка, отлучение от груди, переезд, выселение ребенка из родительской кровати или еще какие-то серьезные изменения, то поход в сад лучше не форсировать.

Дать однозначную рекомендацию относительно возраста, когда ребенку пора в садик, очень непросто. Каждая конкретная ситуация требует своего решения. Можно пойти в садик в 1,5 года, в два, в три, в четыре и в пять лет, а можно и вообще не ходить в садик. У «домашнего» ребенка ничуть не меньше шансов прийти готовым к школьному обучению, реализовав все задачи дошкольного детства.

Как выбрать для ребенка подходящий детский сад, если есть такая возможность?

Чтобы детский сад стал и уютным, и полезным местом пребывания вашего ребенка, нужно сначала понять, для чего именно садик нужен вам и вашему малышу.

Если в любом поисковике набрать запрос «Как выбрать детский сад?», вы получите массу рекомендаций, содержащих информацию о том, какие есть сады (муниципальные, ведомственные, домашние, частные) и о различиях между ними (количество детей в группе, режим работы, качество питания и игрушек, охрана, стоимость и пр.). На многочисленных «родительских» сайтах вам доступны рейтинги детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития и задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.

Конечно же, даже без чужих подсказок, а просто руководствуясь здравым смыслом, вы постараетесь выбрать садик поближе к дому, приемлемый по цене. Придя туда, вы, вероятнее всего, оцените территорию, осмотрите внутренние помещения, спросите о программах и методиках, по которым работают в садике, о наборе дополнительных образовательных услуг, узнаете режим работы, особенности медицинского сопровождения и все то, что вас интересует.

Возможно, вас впечатлит и порадует набор занятий, который предлагает детский сад (окружающий мир, развитие речи, знакомство с художественной литературой, ИЗО, начальная математика, музыка, физкультура, иностранный язык, хореография и пр.) и перечень тех знаний и умений, которыми будет владеть будущий первоклассник (читать, писать, считать и пр.)

И, скорее всего, вы не спросите о том, как организуется пространство игр и сколько времени отводится на игры, на общение со сверстниками и с более старшими детьми, как строится это общение, как разрешаются конфликты, как учат сотрудничать, как поощряется детская инициатива.

Недавно на детской площадке мне пришлось стать свидетелем вот такого диалога мальчика четырех лет и его мамы:

— Ну, еще немного мы поиграем, а?

— Ты же целый день в саду только и играл!

— Нет, я целый день занимался, а поиграть совсем не успел.

Но если в четыре года некогда играть, то когда же?

Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Уютно ли в помещении? Нравятся ли вам воспитатели? Поговорите с ними о том, что им ценно, что важно в воспитании ребенка. Их взгляды созвучны вашим? Вам хорошо рядом с этими людьми? Вы доверите им своего ребенка? Понаблюдайте, как взрослые разговаривают между собой и с малышами, играют ли с детьми во время прогулки. Оцените, как общаются между собой дети, как дети реагируют на вас. Вашему ребенку здесь будут рады? Смогут ли разглядеть таланты вашего малыша и создать условия для их раскрытия? Вашему сыну или дочке здесь будет хорошо?

Если у вас есть возможность выбора, учтите, что целенаправленный подбор детского сада отнимет у вас много времени. Главное — не торопиться и искать. Тогда вам непременно удастся найти такой садик, в котором условия развития оптимально подходят для вашего ребенка и соответствуют вашим семейным ценностям и представлениям, вашим возможностям. Удачи вам!

Морозова Анна, педагог-психолог,
научный сотрудник Института современного детства,
научный консультант Службы детского здоровья
Семейного центра «Ого-Город»
Осипова Наталья, психолог,
старший научный сотрудник Института современного детства

Статья предоставлена семейным центром «Ого-Город»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация